Биография, картины, интересные факты из жизни. Нико Пиросмани - художник-примитивист. Биография, картины, интересные факты из жизни Известный грузинский художник

Нико Пиросмани (настоящее имя Николай Асланович Пиросманашвили (Пиросманишвили), 1862 - 5 мая 1918, Тбилиси) - известный грузинский художник XX века, самоучка, представитель примитивизма.

Биография Нико Пиросмани

Пиросмани родился предположительно в 1862 году в селе Мирзаани (Кахетия) в крестьянской семье, четвёртый и последний ребёнок (брат Георгий, сёстры Мариам и Пепуца). В 1870 году умер отец, вскоре после этого мать и старший брат.

Нико Пиросмани, единственный из семьи, остался жить в селе Шулавери у последней работодательницы отца, вдовы бакинского фабриканта Эпросине Калантаровой. В семье Калантаровых с перерывами провёл около пятнадцати лет, сначала в Шулавери, потом вместе с сыном Эпросине Георгием Калантаровым в середине 1870-х годов переехал в Тифлис. Научился читать по-грузински и по-русски, но не получил никакого формального образования. Несколько месяцев был в обучении ремеслу в типографии, затем ушёл оттуда и жил в доме Элизабед Ханкаламовой (сестры Калантаровых), затем у её брата. Предположительно в 1876 году на короткое время возвращался в Мирзаани к сестре и работал пастухом.

Понемногу учился живописи у странствующих художников, расписывавших вывески лавок и духанов. В середине 1880-х годов вместе с художником Гиго Зазиашвили, также самоучкой, в Тифлисе открыл мастерскую декоративной росписи.

Творчество Пиросмани

Существенную часть работ Пиросмани, как сохранившихся, так, вероятно, и утерянных, составляют вывески. В Тифлисе начала XX века это был чрезвычайно популярный жанр. На вывесках обычно присутствуют надписи по-русски и по-грузински, причём русские часто с ошибками, очевидно, художник не придавал этому большого значения. Очень часто они выполнены на чёрном фоне.

Чёрный фон характерен и для других работ Пиросмани, в первую очередь для портретов. Чтобы не создавать слишком яркого контраста белого лица и чёрного фона, он подмешивал пигмент в белую краску.

Портреты он часто выполнял по фотографиям. Так были написаны портрет Ильи Зданевича (1913) и портрет Александра Гаранова (1906). Известно, что портрет Зданевича был написан за три дня от начала до конца. Пиросмани работал быстро и не пытался как-то улучшать или исправлять свою работу.


Большое место в творчестве художника занимают анималистические образы. Написанные художником животные не столько похожи на свои реальные прообразы, сколько друг на друга. Как замечал Ладо Гудиашвили, у животных на картинах глаза самого художника. Как правило, все животные изображены в повороте на три четверти.

Постоянно повторяющимся сюжетом творчества Пиросмани являются сцены праздника или пира. Они могут быть частью пейзажа, а могут быть предметом самостоятельного произведения. Эти сцены представляют яркий контраст с полуголодным существованием самого художника.

Наиболее известные работы - «Дворник» (1904); «Продавец дров»; «Рыбак среди скал» (1906); «Медведь в лунную ночь» (1905); «Гумно» (1915); «Лань» (1916); «Кутёж трёх князей», «Маргарита (1909)», «Жираф».

В представлениях о Пиросмани господствуют легенды и стереотипы. Стереотипы услужливо подвертываются на каждом шагу: стереотип сироты, отданного в услужение, стереотип нищего художника, не имеющего денег на краски, стереотип страдальца, загубленного недругами. Легенды возникали уже при его жизни, появляются они и сейчас. В, казалось бы, бесхитростном и простом существовании Пиросманашвили слишком много было необъяснимого и непонятного, да и его удивительное искусство отбрасывает на него причудливый свет. Необычностью судьбы, своеобразием личности, таинственностью будней он был словно создан для легенды.

По-своему загадочным он казался каждому из обоих миров, знавших его: миру духанов, винных погребов и шарманки — и миру художников, писателей, журналистов. И оба эти мира — каждый на свой лад — творили о нем легенды и чистосердечно соединяли вымысел с фактами.

Мы действительно знаем о Пиросманашвили очень мало, однако гораздо больше, чем принято считать. Еще в конце 1910-х годов энтузиасты — поэты, художники, журналисты — стали отыскивать людей, знакомых с Пиросманашвили, и записывать их рассказы. Многие записи были опубликованы тогда же или несколько позже. Собирание не прекратилось до сих пор, и время от времени рядом с несомненными апокрифами, неуклюжими подделками, беззастенчивыми компиляциями отыскивается нечто новое и интересное, хоть и доходящее до нас чаще всего из вторых или даже третьих рук.

Правда, материалы эти очень уж специфические. Запись устного рассказа вообще не самый надежный источник, а тем более рассказов тех пряных людей, которые окружали Пиросманашвили. Рассказы их временами чрезвычайно увлекательны сами по себе, немало любопытного они сообщают и о художнике. Но они страдают неполнотой и бессвязностью: многое из того, что интересует нас, вовсе не волновало рассказчиков, многое искажено их собственным восприятием; события, отделенные друг от друга годами, оказываются соединенными, о событиях, тесно взаимосвязанных, говорится так, словно они не имеют друг к другу отношения.

Нитка порвалась, большая часть бусинок-фактов потерялась, а оставшаяся перепутана — такой предстает перед нами его биография.

Пиросманашвили ничего не сообщил нам о себе сам. Он переписывался с сестрой, жившей в деревне; письмам этим не было бы цены, но они погибли нелепым образом — их уничтожила сама сестра, внезапно испугавшись чего-то, может быть, все учащающихся расспросов о брате.

Он носил с собой толстую тетрадь и часто делал в ней какие-то записи; тетрадь пропала еще при его жизни. А спутникам его будней были малоинтересны, да и недоступны его внутренние побуждения, и из их воспоминаний можно извлечь только разрозненные намеки, с трудом поддающиеся истолкованию. Лишь к концу жизни Пиросманашвили стал встречаться с людьми образованными, но и они, как будто понимавшие значение его творчества, или, по крайней мере, проявлявшие к нему интерес, оказывались на редкость невнимательны: не записывали, не запоминали.

Грузинский художник-примитивист Нико Пиросмани (Нико Пиросманашвили) был самоучкой и настоящим самородком из народа. Несмотря на достаточно большую популярность при жизни, он жил в бедности и часто писал картины за еду, а мировая слава пришла к нему только после его смерти. Даже те люди, которые никогда не видели его работ, наверняка слышали легенду о том, как однажды он продал все свое имущество, чтобы купить все цветы в Тбилиси для женщины, которую любил. Так кем же была та, ради которой художник остаток дней провел в нищете?


О женщине, вдохновившей Пиросмани, на самом деле известно довольно мало. Существуют документальные подтверждения того, что она на самом деле приезжала в Грузию: в 1905 г. в газетах были опубликованы анонсы выступлений певицы-шансонье, танцовщицы и актрисы парижского театра миниатюр «Бель Вю» Маргариты де Севр.


В городе появились афиши: «Новость! Театр «Бель Вю». Только семь гастролей красавицы Маргариты Де Севр в Тифлисе. Уникальный дар петь шансоны и одновременно танцевать кек-уок!» Нико Пиросмани впервые увидел ее на афише и влюбился. Именно тогда он и написал знаменитую картину «Актриса Маргарита». А после того, как он услышал ее пение на концерте, – решился на тот поступок, о котором потом напишут Константин Паустовский и Андрей Вознесенский.


В свой день рожденья Пиросмани продал свою харчевню и все имущество, а на вырученные деньги скупил все цветы в городе. 9 повозок с цветами он отправил к дому Маргариты де Севр. По легенде, она увидела море цветов, вышла к художнику и поцеловала его. Однако историки утверждают, что они так никогда и не встретились. Нико послал ей цветы, а сам отправился кутить с друзьями.


«Миллион алых роз», о котором поется в знаменитой песне, – тоже часть легенды. Цветы, конечно, никто не считал, а в повозках были не только розы: сирень, акацию, боярышник, бегонии, анемоны, жимолость, лилии, маки, пионы выгружали охапками прямо на мостовую.


Актриса прислала ему пригласительный, которым он сразу так и не воспользовался, а когда художник наконец пришел к ней – Маргариты уже не было в городе. По слухам, она уехала с богатым поклонником и больше никогда не бывала в Грузии.


Паустовский позже напишет: «Маргарита жила, как во сне. Сердце ее было закрыто для всех. Ее красота была нужна людям. Но, очевидно, она совсем не была нужна ей самой, хотя она и следила за своей наружностью и хорошо одевалась. Шуршащая шелком и дышащая восточными духами, она казалась воплощением зрелой женственности. Но было в этой ее красоте нечто грозное, и, кажется, она сама понимала это».


В 1968 г. в Лувре состоялась выставка картин Нико Пиросмани, которого уже 50 лет как не было в живых. Говорят, перед портретом актрисы Маргариты долгое время стояла пожилая женщина. Очевидцы утверждают, что это была та самая Маргарита де Севр. А поступок Пиросмани до сих пор вдохновляет людей творчества:

Художник Нико Пиросмани долгое время был непризнанным. Разработав свою собственную, для некоторых прямо-таки невообразимую технику живописи, он творчество ставил превыше всего. И, несмотря на свою нелегкую жизнь, наполненную тяготами и лишениями, возможно, он с помощью своих картин находил временное утешение. Давайте посмотрим его биографию и картины в хорошем качестве с названиями.Будучи тифлисским бедняком, с помощью простых материалов и дешевых красок собственного изготовления он порой создавал творения с остросоциальным смыслом.

Биография Нико Пиросмани

Николай Пиросманишвили

Николай Асланович Пиросманишвили или Нико Пиросмани (как он сам себя предпочитал называть) родился приблизительно в 1862 году в простой крестьянской семье в кахетском селе Мирзаани. Будучи еще мальчишкой, он осиротел, затем потерял и сестру.

В молодости он вынужден был некоторое время заниматься торговлей и работать в товарных поездах тормозным кондуктором. Незаметно для самого себя он увлекается живописью, расписывая стены своей лавки.

Пожалуй, чуть ли не вся жизнь и биография Пиросманишвили – это испытания бедностью и голодом. Часто он зарабатывал себе буквально на ужин и стакан вина тем, что расписывал вывески для увеселительных заведений . Но, возможно, если бы его судьба была легкой и сытой, то мы бы и не познали творческую натуру этого человека.

Удивительно простая, но уникальная техника творчества

Поразительно то, что живя впроголодь и испытывая тяжкую нужду, художник Пиросмани часто писал картины, олицетворяющие пиры, гуляния, богатые застолья. Кое-кто находит в его творениях схожесть с древнегрузинскими фресками. И, действительно, есть в его работах что-то величественное, но при этом простое и душевное.

Картины Пиросмани


«Вывеска пивной»
Семья оленей
Пасхальный барашек
Картина «Лев и солнце»

Картина «Свири»

Являясь художником-самоучкой, он самостоятельно выработал свой стиль, который в художестве именуют примитивизмом . Писал Пиросманашвили быстро, легко, не желая исправлять неточности. Если вам интересны другие направления в искусстве , предлагаем .

Самостоятельно выучив грузинский и русский языки, он на вывесках делал надписи и на одном, и на другом языке. При этом, нередко он делал ошибки в русских словах, но, по-видимому, не очень переживал по этому поводу.


Нико Пиросмани, картина «Актриса Маргарита»

Прежде всего, художник проявил себя как анималист и создатель портретов, отлично писал по фотографиям.


Картина «Женщина с кружкой пива»
«Охота и вид на черное море»
Баран (Пиросмани)
Картина Кутеж
«Кахетинский эпос»


Картина «Большой кувшин вина в лесу»

Кому-то может показаться странным, что Нико писал на картоне, обычной белой или черной клеенке. Это объясняется просто — клеенка была в любом, самом бедном грузинском доме, а для талантливого художника даже этот материал и несколько дешевых красок не станут препятствием на пути создания шедевра .

Официальных сведений о жизни Нико Пиросмани (Николая Аслановича Пиросманашвили) почти нет. Неизвестна даже точная дата его рождения. Известно только, что он родился в 1862 году в Кахетии в селе Мирзаани в семье крестьянина. Был он самым младшим ребёнком в семье, в которой было четверо детей - Нико, две его сестры и брат. Когда мальчику было 8 лет, умер его отец, а вскоре затем умерли мать и старший брат.

В 1870 же году Нико перебирается в Тифлис. Там он научится читать и писать по-грузински и по-русски, хотя никакого систематического образования он так и не получил. А мальчику очень хотелось рисовать. Поэтому он учился живописи у странствующих художников, которые расписывали вывески лавок и духанов.

В середине 1880-х годов Нико вместе с художником Гиго Зазиашвили, таким же самоучкой, как и он, открыл в Тифлисе мастерскую декоративной росписи. По слухам, первую вывеску они выполнили бесплатно, а других заказов не получили.

В 1890 году Пиросмани поступил на работу тормозным кондуктором на железную дорогу, где неоднократно был оштрафован за различные нарушения. Поэтому 17 января 1894 года он уволился по собственному желанию. Выходное пособие же он вложил в молочную торговлю и вместе с компаньоном Димитре Алугишвили открыл молочную лавку, для которой нарисовал две вывески "Белая корова" и "Чёрная корова".

Тифлис
Н ико Пиросмани


Сам Нико, однако, особенного интереса к торговле не проявлял, часто покидал лавку, ездил в Мирзаани к родственникам. Как теперь бы сказали: у него не было предпринимательской жилки.

В конце 1890-х годов компаньон Нико, Димитре Алугишвили, выдавал ему по рублю в день на проживание.
Примерно в 1900 году Пиросмани прекратил занятия торговлей и начал зарабатывать себе на жизнь живописью.

Среди людей, которые лично знали Пиросмани, он получил репутацию человека с нестабильной психикой, с которым невозможно было иметь дело. Этому способствовали его утверждения, будто он видит святых, а его кисть "пишет сама". Все окружающие считали его человеком не от мира сего.

С 1895 года Нико Пиросмани много пишет, создавая для торговых заведений вывески и декоративные панно.
В большинстве случаев писал он красками собственного изготовления на чёрной или белой клеёнке, снятой со стола.

До 1912 года Пиросмани не имел никаких контактов с представителями художественного мира Тбилиси.

Летом 1912 года творчество Пиросмани заметили и начали пропагандировать футуристы братья поэт Илья и художник Кирилл Зданевичи, а также их друг, художник Михаил Лё-Дантю.
Кирилл Зданевич приобрёл у Пиросмани большое количество картин, многие из которых художник выполнил на заказ. 10 февраля 1913 года Илья Зданевич опубликовал в газете "Закавказская речь" статью о творчестве Пиросманашвили под заглавием "Художник-самородок".

24 марта 1913 года в Москве на Большой Дмитровке открылась выставка живописи художников-футуристов "Мишень", где, наряду с произведениями известных художников, были выставлены и несколько картин Пиросмани, привезённые из Тбилиси Ильёй Зданевичем.

Приблизительно в это же время творчеством Нико Пиросмани заинтересовались молодые грузинские художники. Кое-кто из них даже начал собирать коллекции его произведений.

В августе 1914 года, после начала Первой мировой войны, в России был введён сухой закон. Материальное положение Пиросмани и без того неблестящее значительно ухудшилось, так как существенной частью дохода Нико было изготовление вывесок для питейных заведений.

Портрет Ильи Зданевича
Нико Пиросмани

5 мая 1916 года в мастерской Кирилла Зданевича в Тифлисе прошла однодневная выставка произведений Пиросмани. Выставка имела определённый успех, и в этом же году было решено пригласить Нико Пиросманашвили во вновь созданное Общество грузинских художников.
После этого Пиросмани стал достаточно популярен - его живописью в Тифлисе стала интересоваться публика, появились собиратели его картин. Что, впрочем, почти не сказалось на финансовом положении художника - до конца жизни большую часть времени он жил в полной нищете, ночевал в подвалах.

Умер Нико Пиросмани в Тифлисе 5 мая 1918 года от голода и болезни. Он провёл три дня в подвале дома 29 на Молоканской улице. Когда его обнаружили, его отвезли в больницу, а через полтора дня Нико Пиросмани скончался.
Неизвестно даже, где его могила.

Уже в советское время, когда появился интерес к творчеству художников-примитивистов, была попытка могилу художника найти. Какой-то старый житель Тбилиси взялся показать на кладище место захоронения Пиросмани. Каков же был его конфуз, когда после вскрытия могилы оказалось, что скелет, лежавший в ней, был женским.



Фотографии Тифлиса 1896-1900 годов

Вот в таком Тбилиси в 1895 году родился мой дед по матери Беридзе Иван (Иванэ) Петрович - солдат трёх воен: Первой мировой, гражданской на стороне Красной Армии и Великой Отечественной, который, как и все мои родные старшего поколения, покоится на заброшенном православном кладбище в городе Грозном, куда после гражданской войны его завела судьба.
Весь этот сюжет посвящается не только художнику Пиросмани, но и светлой памяти моего мудрого дедушки Вани.

Пиросмани
Нодар Гигаури на слова Ладо Асатиани
Поёт - ансамбль "Орэра"

Пиросмани
Ладо Асатиани

Перевод с грузинского
Екатерины Сосевич-Карпенко

Каждый грузин - молод, стар ли годами;
Каждая девушка, женщина-мать
Знают его, и не могут не знать!
В милом Тбилиси живал Пиросмани…

Умер - и свет восхищается им!
Он был не признан при жизни, к несчастью…
Утром с полотен кивает мне: "Здравствуй!" -
Славный Нико был соседом моим…

Он как безумный, не спавший, усталый,
Точно лунатик во мраке ночей,
Славил красавиц палитрой своей -
Часто голодный, и редко не пьяный…

Он рисовал облака в вышине,
Лозы и воды Мтквари в тумане…
Милый Тбилиси, где жил Пиросмани,
С детской поры полюбившийся мне!

Картины Нико Пиросмани отличает свой особый стиль - это неброская палитра, где нет пёстрой разноцветицы, где редко встречаются яркие краски, но, если всё же встречаются, то цвета эти глубокие и чистые. Поскольку Нико писал свои картины на белой или чёрной клеёнке, то, когда ему нужна была черная или белая краска, он просто клеёнку не зарисовывал, вот и получался очень интересный зрительный эффект от специфического чёрного или белого цвета самой клеёнки.

Ещё одна отличительная черта его живописи - жанровость. Присмотритесь к его портретам - это ведь бытовые зарисовки, никакой искусственности и напыщенности - кисть художника захватила всех этих персонажей в то время, когда они занимались своими привычными делами.

Всё то, что нарисовал Нико Пиросмани, и сегодня является источником вдохновения для других художников и скульпторов. Вот такая скульптура дворника (фотография справа) стоит на проспекте Николозо Бараташвили в Тбилиси.
Узнаёте? Ведь это же копия "Дворника с палкой" кисти Нико Пиросмани (иллюстрация картины в верхней бегущей строке).

"Пиросмани" - художественный фильм, снятый на киностудии "Грузия-фильм" (1969)

Нико Пиросмани – художник воистину легендарный. В первую очередь благодаря своим потрясающим самобытным работам в стиле примитивизма. Но также и потому, что о его жизни доподлинно известно мало. И факты, представленные в этом материале, собраны по крупицам.

Факт 1. Нико Пиросмани - сирота из грузинской глубинки

Николай Пиросманашвили родился в кафетинской деревне Мирзаани, в Тифлисской губернии, которая на тот момент принадлежала Российской империи. Годом его рождения считают 1862-й. Семья Пиросманашвили была крестьянской и бедной. Когда Нико, самому младшему ребёнку, было шесть лет, умер его кормилец-отец, а вскоре - мать и старший брат. Нико сызмальства работал в семье работодателей покойного отца. С ними же мальчик переехал в Тифлис в 1870-м году, где научился читать по-грузински и по-русски, несколько месяцев обучался ремеслу в типографии. Также учился живописи у странствующих художников, вместе с ними рисовал вывески для лавок и духанов. Но формального образования Пиросмани так и не получил.

Факт 2. Нико Пиросмани - неудачливый коммерсант

После неудачного опыта работы тормозным кондуктором на железной дороге Нико Пиросмани вместе с товарищем Димитрой Алугишвили начали собственное дело: открыли молочную лавку. Пиросмани сам рисовал для неё вывески, расписывал стены. Но коммерческая жилка у художника так и не проявилась. Да и окружающие считали его странным, безответственным и «не от мира сего». В 1900-м году Пиросмани решил зарабатывать на жизнь исключительно тем, что любил и делал с удовольствием - живописью.

Факт 3. Сегодня Нико Пиросмани назвали бы графическим дизайнером

Главным источником заработка Нико Пиросмани было создание вывесок для разного рода торговых заведений. Этот вид декоративного искусства был чрезвычайно популярен в то время в Тифлисе. Художник создавал насыщенные, привлекательные, аппетитные и порой причудливые натюрморты и сложные композиции для магазинов, духанов, пивных и закусочных. Надписи на вывесках делал по-грузински и по-русски. В последнем случае - часто с ошибками.

Факт 4. Нико Пиросмани писал на клеёнке

Краски для вывесок и декоративных панно Пиросмани готовил самостоятельно, так как покупать готовые было невиданной роскошью. Холстов или других специальных материалов также было не сыскать. Поэтому художник использовал то, что было всегда под рукой - клеёнки со столов заведений, для которых он работал. Большая часть этих клеёнок были чёрными, что служило глубоким фоном для его самобытных работ, а также самостоятельным цветом, который затруднялись разгадать и определить даже профессиональные художники. «Впечатление от некоторых вещей, сделанных в такой манере, было необыкновенным», - рассказывал писатель Константин Паустовский.

Нико Пиросмани. "Продавец дров"

Факт 5. У животных на картинах Нико Пиросмани - одно лицо

Анималистические сюжеты - одни из любимых для Пиросмани, наряду с изображением крестьян. Что характерно для многих художников-примитивистов, животные на картинах Пиросмани мало похожи на свои прототипы их реального мира. Зато у них совершенно одинаковый взгляд - грустный и уже ничего не ждущий. Взгляд самого художника.

Нико Пиросмани. "Чёрный лев"

Нико Пиросмани. "Жираф"

Факт 6. Нико Пиросмани, возможно, актрису любил - ту, что любила цветы

Существует версия, что Нико Пиросмани был безответно влюблён в актрису-француженку Маргариту ле Севр и потратил все свои скудные сбережения, дабы усыпать мостовую перед её домом цветами. Эта полулегенда-полубыль вдохновила Андрея Вознесенского и Раймонда Паулса на написание популярной песни «Миллион алых роз».

Нико Пиросмани. "Актриса Маргарита"

Факт 7. Сухой закон отобрал у Нико Пиросмани хлеб

В середине 1914-го года, с началом Первой мировой войны в Российской империи был введён сухой закон, большинство заведений общественного питания в Тифлисе закрылись. Нико Пиросмани потерял большую часть клиентов и, соответственно, заработка.

Факт 8. Нико Пиросмани пировал лишь на картинах и умер в бездомной нищете

На картинах Пиросмани часто видим сцены, где грузинские мужчины беззаботно пируют, где вино льётся рекой, а столы ломятся от закусок. В реальной жизни Пиросмани такие праздники случались редко. В Тифлисе у него не было собственного дома, он вынужден был ютиться по подвалам. В очередной раз, несколько дней к ряду, в беспамятстве коченея в подвале на Молоканской улице, организм художника не выдержал голода и лишений. Его обнаружили, доставили в больницу, но вскоре Нико Пиросмани умер. Ему было 56 лет. Похоронен был в общей могиле для бедняков.

Нико Пиросмани. "Праздник"

Факт 9. Настоящий успех к Нику Пиросмани пришёл посмертно

Художника Пиросмани поддерживало Общество грузинских художников, а также футуристы, выставлявшие его работы на своих коллективных выставках и готовивишие о нём искусствоведческие материалы. И тем не менее, особого успеха у публики его примитивные работы не имели. Сегодня из нескольких тысяч его творений сохранились лишь около 300. Настенные росписи были уничтожены вместе со старыми зданиями или намеренно большевиками. Из картин, сделанных на деревянных досках, владельцы в трудные времена делали стенки для печей. Познакомиться с уникальным наследием Нико Пиросмани можно в Государственном музее искусств Грузии в Тбилиси, в Государственном музее искусства народов Востока и Третьяковской галерее в Москве, а также в доме-музее художника в деревне Мирзаани. Кроме того, репродукциями картин Пиросмани можно полюбоваться в большинстве кафе и ресторанов грузинской национальной кухни.

Нико Пиросмани. "Крестьянка с детьми, идущая за водой"

Нико Пиросмани. "Натюрморт"

Нико Пиросмани. "Красавица"