Биография стругацких. Братья стругацкие, биография. Судьба распределилась странным образом

Аркадий Стругацкий - классик современной фантастики. Но мало кто задумывается, читая захватывающие приключения, что это социальная литература.

Стругацкий Аркадий Натанович. Биография писателя

Столица Аджарии по праву гордится своим талантливым сыном. В Батуми в 1925 году у Натана Стругацкого и Натальи Литвинчевой родился мальчик, которого назвали Аркадий. Отец работал редактором большой газеты, а мать - заслуженный преподаватель русского языка.

Почти до 1932 года семья жила в Батуми, затем Натана Залмановича направили по распределению в Ленинград. В 1933 году родился второй сын Борис. День рождения Аркадия Стругацкого 25 августа 1942 года не отмечали. В это время город был уже в блокаде. Так как отец имел полезные связи в силу своей профессии, семью Стругацких было решено одной из первых вывести «дорогой жизни» на Урал.

Но маленький Борис сильно болел, и мать с младшим сыном остались в осажденном городе. 17-й день рождения Аркадия Стругацкого застал в поселке Ташла, где он работал заведующим по закупке продуктов. К тому времени он похоронил отца и мечтал вывести мать с братом из Ленинграда, что удалось ему только через год. В 1943 году, когда юноше исполнилось 18 лет, он был призван в Красную Армию.

Служба и личная жизнь

Его служба состояла в обучении в Бердичевском училище, затем - в институте иностранных языков. По профессии великий писатель - переводчик с японского и английского. Вплоть до увольнения в запас работал по профессии и жил в таких городах, как Канск, Камчатка, Хабаровск, Москва. В Канске женился на Инне Шершовой, второй брак с Еленой Ошаниной подарил дочь Марию, которая вышла замуж за

Карьера писателя

Аркадий Стругацкий начал писать еще в Ленинграде. Но все первые произведения были утеряны во время эвакуации. Первой опубликованной повестью считается «Пепел Бикини» в 1956 году в соавторстве со Львом Петровым. В 1964 году автора принимают в Союз писателей. Практически все книги написаны вместе с братом Борисом в жанре фантастики и утопии.

Есть романы без соавторов. Под псевдонимом С. Ярославцев опубликованы «Экспедиция в преисподнюю» (3 части, 1974-1984 гг.), рассказ о Никите Воронцовом (1984 г.), «Дьявол среди людей» (1993 г.) и незаконченная повесть всего из 10 частей «Дни Кракена» (1963 г.).

В 1975 году написал сценарий для "Таджикфильма". В рабочем варианте название звучит как «Семья Гаюровых». Так как писатель в совершенстве владел английским и японским языками, то в свободное время занимался переводами классиков и современных зарубежных авторов. Его переводы высоко ценятся за художественный реализм.

Парень из преисподней

Повесть «Парень из преисподней» Аркадий Стругацкий считал своим любимым детищем. Она входит в цикл «Мир полудня» и написана в соавторстве с братом Борисом в 1973 году. История повести непроста. Сценарий был заказан "Мосфильмом" и выбирался писателями из пяти вариантов. Одесская киностудия тоже претендовала на съемки. Но фильм запретили за остроту и несвоевременность.

Сюжет для 1973 года и советского строя был в самом деле нетривиальным. На Земле люди будущего живут в социальной утопии. Справедливость и сострадание превыше всего. С этой миссией они наблюдают за прогрессом иноземной цивилизации, которая находится на уровне 20 века. Войны, кровопролития, болезни и жестокость властвуют на планете Гиганта. Для особо опасных задач тренируют «бойцовских котов».

Корней - один из наблюдателей из России - спасает молодого курсанта «котов» Гага, раненого в бою, и для реабилитации привозит домой. У бойца, которого учили только убивать, переворачивается мировоззрение. Гаг пытается бороться с наваждением, цепляется за знакомые лозунги о патриотизме, сбегает домой. Но зерно мира и жалости уже проросло в его душе.

Гаг - это «парень из преисподней». Аркадий Стругацкий заинтересовался самим фактом внешнего взгляда на утопию «светлого будущего». Для 20 века в Советском Союзе это была непозволительная роскошь.

Лучшая библиография

Аркадий которого невероятно популярны, с братом Борисом создал 27 романов и повестей, 3 пьесы, 21 рассказ. Лучшими произведениями считаются:

  • «Пикник на обочине» - повесть о сталкерах, которые тайно посещают место, куда прилетали инопланетяне, на заброшенном заводе игрушек.
  • «Трудно быть богом» - сюжет рассказывает о землянине Антоне, который направлен историческим обществом для наблюдения на планету Арканар.
  • «Понедельник начинается в субботу» - юмористическая трилогия об институте, занимающемся человеческим счастьем.
  • «Град обреченный» - история эксперимента, когда людей из разных эпох помещают в одного города.
  • «Обитаемый остров» - роман о людях будущей Земли, которые волей космоса попадают на другую планету и пытаются не только выжить, но и помочь представителям в решении насущных проблем.
  • «Отель "У погибшего альпиниста"» - детектив с непредсказуемой развязкой.
  • «Малыш» - повесть-рассказ о «космическом Маугли».

Между строк

Аркадий Стругацкий, книги которого на протяжении десятилетий расходятся миллионным тиражом во всем мире, - не просто писатель-фантаст. В период расцвета его творчества советский строй не допускал вольномыслия. Особенно если оно выражалось против сложившихся в стране порядков.

Это был тот период, когда за анекдот на кухне отправляли в лагеря и тюрьмы. Но писатели, чьим пером двигал настоящий талант, не могли молчать. Протест против системы погубил целый пласт одаренных авторов. Братья Стругацкие нашли оригинальный выход своему бунтарству: фантастика. Цензоры не вчитывались в смысл и не принимали «сказки» Стругацких всерьез. Тем самым у писателей был выход на думающего читателя, который видел между строк истинный смысл произведений.

Братья Стругацкие, биографии которых были достаточно разными, являются талантливыми писателями-фантастами, которые сумели рассказать читателям то, про что в советском Союзе не принято было говорить. Их биография началась ещё в первой половине двадцатого века. Тогда Стругацкие жили в Ленинграде. Братья имеют восемь лет разницы. Но, не смотря на это, Стругацкие всегда были дружной семьей. Братья, которых разлучала жизнь, неизменно вновь возвращались назад. Итак, какая же биография этих чудесных драматургов, прозаиков, настоящих гениев советской научной фантастики? Как они творили книги, чтобы стать самыми известными российскими фантастами, как в ближнем, так и в дальнем зарубежье? Почему их называют практически отцами научной Фантастики, особенно советской и, в последствии, российской? Почему их труды трудно переоценить, а ещё сложнее представить мир научной фантастики без братьев Стругацких.

Старший брат - Аркадий Натанович Стругацкий. Он появился на свет 28 августа 1925 года в городе Батуми. Вскоре его родители переехали в Ленинград, где и оставались до конца жизни. Родители у братьев Стругацких были образованными и интеллигентными людьми. Отец был по профессии искусствоведом, а мама - учительницей. Когда началась война, Аркадий уже был подростком, поэтому работал на строительстве укреплений, которые должны были защитить город от немецких захватчиков. Потом парень отдавал долг Родине в гранатной мастерской. В 1942 году, когда Ленинград был в блокаде, Аркадию удалось эвакуироваться вместе с отцом, но в вагон попал разряд и он единственный выжил среди всех, кто там находился. Конечно же, для парня это был удар, но в то время некогда было долго плакать и переживать. Он похоронил отца в городе Вологде. Потом поехал в Чкалов (современный Оренбург), а затем оказался в Ташле. Там он работал на пункте приёма молока, а в 1943 году был призван в армию. Аркадий закончил Актюбинское артучилище, но на фронт так и не попал. Парню очень повезло, поскольку вместо того, чтобы воевать, весной 1943 года его откомандировали в Москву, где он должен был учиться в военном институте иностранных языков. Это учебное заведение парень закончил в 1949 году. Он являлся переводчиком с английского и японского языков. Затем попал преподавателем в Каннскую школу военных переводчиков. Благодаря своей специальности, старшему из братьев Стругацких приходилось много путешествовать. Он успел отслужить военным переводчиком на Дальнем Востоке и демобилизировался лишь в 1955 году. С того времени аркадий занялся писательской деятельностью. Помимо созданий романов и повестей, в соавторстве со своим братом, он также работал в «Рефератном журнале», а затем стал редактором в Детгизе и Госполитиздате. К сожалению, аркадий Стругацкий прожил лишь шестьдесят шесть лет. Для такого талантливого писателя это достаточно маленький срок, за который невозможно воплотить в жизнь все те идеи и темы, которые приходят в голову. Конечно же, Аркадий, вместе со своим братом, создали множество уникальных рассказов, которыми зачитывается уже несколько поколений. Но, всё же, стоит отметить, что мы имели бы ещё больше прекрасных примеров научной фантастики, если бы жизнь Аркадия Натановича Стругацкого не оборвалась 12 октября 1991 года.

А вот его младший брат, Борис Натанович Стругацкий, живёт и здравствует по сегодняшний день. Борис родился 15 апреля 1933 года. Родители братьев на то время уже жили в Ленинграде, поэтому Борис мог считать себя коренным жителем этого города. Он также, как и брат, был эвакуирован из блокадного Ленинграда, но только другим поездом, вместе с мамой. Будучи ребенком, он успел увидеть самую страшную зиму блокадного Ленинграда. После того, как война закончилась, вернулся в родной город. Там он поступил в ЛГУ на механико-математический факультет и получил диплом астронома. В своё время Борис работал в Пулковской обсерватории. Но, после того, как брат вернулся с Дальнего Востока, Стругацкие отправили на задний план свои карьеры и начали активно заниматься творчеством. Поэтому, уже в 1960 году, Борис был членом Союза Писателей. Кстати, братья не только писали свои рассказы и романы, но и переводили американскую научную фантастику. Вот только под переводами они подписывались не как Стругацкие, а как С. Победин и С. Витин . На сегодняшний день Борис Стругацкий является руководителем семинара молодых фантастов при Санкт-Петербургской писательской организации. Он передаёт молодому поколению свои знания и умения в этой области литературы, чтобы и современные фантасты могли создавать настолько же сильные и интересные произведения, как в совё время создавали они со страшим братом.

Кстати, успех к Стругацким пришёл довольно быстро. Уже в 1960 году были отмечены такие произведения, как «Шесть спичек» (1959 год), «Испытание СКР» (1960 год), «Частные предположения» (1960 год) . Особенностью Стругацких являлся глубокий психологизм персонажей. Ранее советские фантасты не особо-то задумывались над тем, чтобы создавать полноценных персонажей со своими проблемами и переживаниями. А Стругацкие наделили их чувствами и эмоциями, дали возможность объяснять, почему именно они так поступают и что им нравится или не нравится в их мире. Кроме того, Стругацкие стали прогнозировать мир будущего, о котором также не задумывались советские фантасты, в отличие от зарубежных. Они написали такие шедевры, как «Пикник на обочине» и «Обитаемый остров». Эти несколько антиутопичные книги можно смело называть шедеврами. А братья Стругацкие по праву зовутся королями научной фантастики.

Стругацкие, Аркадий и Борис Натановичи

Аркадий Натанович (1925—1991) и Борис Натанович (р. 1933) — видные прозаики, кинодраматурги, братья-соавторы, лидеры сов. НФ 1960—1980-х гг.; классики современной фантастической, влияние которых на ее развитие бесспорно; авторы повестей и романов, вошедших в «золотой фонд» современной отечественной литературы: «За миллиард лет до конца света», «Трудно быть богом», «Понедельник начинается в субботу», Волны гасят ветер», «Гадкие лебеди», «Пикник на обочине», «Град обреченный» и др. А. Н. С. — специалист-востоковед — известен также как переводчик классической японской литературы и англо-американской фантастики (часто под псевдонимом С. Бережков), автор повестей «Экспедиция в Преисподнюю», «Дьявол среди людей», «Поиски предназначения» и «Подробности жизни Никиты Воронцова», созданных без участия брата под псевдонимом С. Ярославцев. Б. Н. С. сольно опубликовал роман «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» (под псевдонимом С. Витицкий). Лауреаты многих международных литературных премий, в том числе — «За независимость мысли», «Великое Кольцо», «Аэлита», «Интерпресскон», Премия им. Жюля Верна (Швеция), Кэмпбэлла (США) и др. Ряд произведений экранизирована (фильмы «Дни затмения», «Трудно быть богом», «Искушение Б», «Чародеи»).

На всем протяжении творческой деятельности С. выступали как горячие пропагандисты и публицисты фантастики, авторы предисловий и послесловий, выступлений на актуальные темы жанра. Статьи, выступления и интервью С. объединены в пятитомник «Стругацкие о себе, литературе и мире» (1991—1994) и сборник «Куда ж нам плыть?» (1991), в которые вошла также ранее не опубликованная НФ публицистика.

Библиография:
1. Куда ж нам плыть?: Сб. публицистики // Сост. В. Казаков. — Волгоград, 1991. — 127 с.

2. Стругацкие о себе, литературе и мире: Полное собр. всех нехудожеств. произведений: Сб. статей, интервью, выступл. // КЛФ «Алькор»; «Людены»; МП «Цефей»; Обл. юнош. б-ка. — Омск, 1991—1994. — Вып. 1: 1959—1966 гг. // Сост. М. Исангазин. — 1991. — 124 с.; Вып. 2: 1967—1975 гг. // Сост. С. Бондаренко. — 1993. — 96 с.; Вып. 3: 1976—1981 гг. // Сост. П. Поляков. — 1993. — 125 с.; Вып. 4: 1982—1984 гг. // Сост. П. Поляков. — 1994. — 165 с.; Вып. 5: 1985 и прочие гг. // Сост. П. Поляков. — 1994. — 109 с.

Лит.: Амусин М. Братья Стругацкие: Очерк творчества. — Иерусалим: Бесэдер, 1996. — 187 с.; Исангазин М. Стругацкие в калейдоскопе критики: Библиогр. указ. // КЛФ «Алькор»; Обл. юнош. б-ка. — Омск, 1989. — 28 с.; Казаков В., Керзин А., Флейшман Ю. Аркадий и Борис Стругацкие: Библиогр. / ВС КЛФ; Фэн-группа «Людены». — Саратов, 1991. — 48 с.

Стругацкие, Аркадий Натанович и Борис Натанович

Видные рус. сов. прозаики, кинодраматурги, братья-соавторы, бесспорные лидеры сов. НФ на протяжении трех последних десятилетий и самые известные сов. писатели-фантасты за рубежом (на нач. 1991-х гг. — 321 книжное изд. в 27 странах); классики совр. НФ, влияние к-рых на ее развитие, в частности, в СССР трудно переоценить. А.Н. (1925-1991) род. в Батуми (ныне — Грузия), в 1925 г. вместе с семьей переехал в Ленинград (ныне — СПБ), вскоре после нач. Великой Отечественной войны был эвакуирован с отцом из блокадного города (позже эвакуировались мать и Б. Н.); жил в г. Ташле близ Чкалова (ныне — Оренбург), где и был призван в армию, учился в Актюбинском артиллерийском уч-ще, в 1943 г. был откомандирован в Моск. воен. ин-т иностр. яз., к-рый окончил с дипломом переводчика-япониста; в армии прослужил до 1955 г. (в осн., на Дальнем Востоке). После демобилизации жил в Москве, работал в ред. реферативного журнала, в изд-вах Детгиз и Гослитиздат (был ред. первых НФ книг С. Гансовского , А. Громовой , Е. Войскунского и И. Лукодьянова и др. авторов сов. НФ, сб. «Мир приключений»). Печататься начал с 1958 г., опубл. в соавт. с Л. С. Петровым нефант. повесть «Пепел Бикини» (1958 ); с 1960 г. — професс. писатель; известен также как переводчик англ. и амер. (под псевд. С. Бережков) и яп. НФ, а также классической яп. лит-ры. Чл. СП. Б.Н. род. в Ленинграде в 1933 г., туда же вернулся после эвакуации, окончил механико-мат. ф-т ЛГУ с дипломом астронома, работал на Пулковской обсерватории; с 1960 г. — професс. писатель. Чл. СП. Печатался, в осн., в соавт. с братом (известен также переводами — в соавт. с братом, под псевд С. Победин и С. Витин — амер. НФ). Лауреат Гос. премии РСФСР (1986 — за сценарий фильма «Письма мертвого человека «, вместе с В. Рыбаковым и режисером К. С. Лопушанским). Бессменный руководитель семинара молодых фантастов при СПБ писательской организации. Живет в СПБ. Первая НФ публикация бр. С. — повесть «Извне» (1958; испр. доп. 1960 ). Лауреаты премии «Аэлита»-81.

Широкая известность пришла к бр. С. после публикации первых НФ р-зов, представлявших собой образцы добротной «твердой » (естественнонаучной ) НФ и отличавшихся от др. произв. тех лет большим вниманием к психол. разработке характеров — «Шесть спичек» (1959 ), «Испытание СКР» (1960 ) (см. Изобретения и открытия, Кибернетика, Машины ), «Частные предположения» (1960 ) (см. Сверхсветовые скорости ) и др.; большинство составило сб. «Шесть спичек» (1960 ). Однако в ряде ранних р-зов бр. С. впервые успешно опробовали метод построения собственной истории. будущего — первой и по сей день остающейся непревзойденной в сов. НФ. В отличие от аналогичных масштабных построений Р. Хайнлайна , П. Андерсона , Л. Нивена и др., близкое будущее по С. не имело с самого нач. четко заданной хронологической схемы (ее позже восстановили читатели-энтузиасты из исследовательской группы «Людены»), зато в большей мере был отточен метод «сквозных» персонажей, переходящих из книги в книгу и упоминаемых эпизодически; в результате отд. фрагм. со временем сложились в яркую, многокрасочную, внутренне эволюционирующую и органичную мозаику — один из самых значительных миров НФ в отечественной лит-ре.

Первый хронологический этап этой схемы приходится на конец 20 — нач. 21 вв., когда происходит интенсивное освоение (ближнего) космоса (см. Космические полеты ), а на Земле в осн. завершается мирный переход от разделенного общества к всепланетному коммунизму . Произв. этого периода, составившие трилогию повести — «Страна Багровых Туч» (1959 ; испр. 1967 — в ант.), «Путь на Амальтею» (1960 ), «Стажеры» (фрагм. 1962 — «Генеральный инспектор»; фрагм. 1962 — «Должен жить»; 1962 ); вторая повесть вместе с р-зами составила сб. «Путь на Амальтею» (1960 ); — объединены общими героями-космонавтами (Быков, Юрковский, Крутиков), чья история простирается от первой героической высадки на Венеру «Стране Багровых Туч» ) до внешне «рутинного» инспекционного вояжа по почти освоенной Солнечной системе (в заключительной книге трилогии). Отдавая дань традиционной космич. романтике, ранние книги бр. С. в то же время выгодно отличались на общем фоне сов. НФ живостью языка, психол. обрисовкой характеров; к достоинствам этих произв. можно также отнести оригинальную разработку мн. «проходных» тем НФ (см. Астрономия и астрофизика, Внеземная жизнь, Звездолеты, Зоология фантастическая, Контакт, Марс, Физика ), а также интересную и глубокую — по сравнению с др. произв. той поры постановку соц. проблем «переходного периода» от разделенного общества к коммунизму (см. Капитализм, Криминология, Экономика ).

Однако подлинной вершиной раннего периода тв-ва бр. С. стали новеллы о «Полдне 22 в.", самая масштабная после «Туманности Андромеды» И. Ефремова — и во многом выигрывавшая по сравнению с неск. дидактичной книгой, в к-рой, по словам бр. С., «им не хватало людей», — утопия в сов. лит-ре, широкая панорама далекого будущего , охватывающая все аспекты, от грандиозной созидательной деятельности человечества на Земле и в космосе (см. Автоматизация, Биология, Генная инженерия, Города, Звезды, Климат, Медицина, Океан, Транспорт ) до индивидуальных моральных и психол. драм (см. Психология ), социологии , быта, морали, системы воспитания детей , спорта и досуга , и т. п. Объединенные общими героями — двумя неразлучными друзьями — «Атосом»-Сидоровым и Комовым, надолго прописавшимися в произв. С. (третий и четвертый «мушкетеры», Костылин и Гнедых, были авторами впоследствие «забыты», зато кумир «четверки» — звездолетчик и специалист по контакту Леонид Горбовский стал одним из их самых любимых персонажей), р-зы цикла составили одну из лучших книг сов. НФ нач. 1960-х гг. — «Возвращение. (Полдень. 22-й век)» (1962 ; испр. доп. 1967 — «Полдень, XXII век. (Возвращение)" ). Ряд р-зов цикла опубл. в ант. — «Великий КРИ» (1961 ) (см. Интеллектроника, Кибернетика ), «Белый конус Алаида» (1961 ; др. — «Поражение»), «Благоустроенная планета» (1961 ) (см. Биология, Внеземная жизнь, Контакт, Пастораль, Экология ), «Свечи перед пультом» (1961 ) (см. Бессмертие, Мозг, Разум ); яркий и парадоксальный р-з «О странствующих и путешествующих» (1963 ) (см. Контакт, Концептуальный переворот, Масштабы пространственные и временные в НФ ) вошел только во 2-е изд.

Отправной тезис бр. С. — люди будущего мало чем отличаются от наших современников (лучших их них), нашедший отражение в программном названии одного из р-зов — «Почти такие же», сыграл положительную роль на определенном этапе развития утопии , как правило, отличавшейся статичностью, декларативностью и патетичностью и отводившей «идеальным людям» роль рупора авторских идей — соц., экономических или религ. — этических, не более того. Между тем, героям «ранних» С. присущи живость характеров, отменное чувство юмора, они подвержены слабостям, сомнениям, совершают ошибки, в т.ч. трагические — как охотник из р-за «Люди, люди...» (др. — «Свидание»), случайно подстреливший разумного инопланетянина (см. Разум, Спорт и досуг ). В целом же мир «Полдня» представляет собой соц. идеал интеллигентов-«шестидесятников», для к-рых творческий труд не требует иных стимулов, кроме свободы заниматься им, а необходимым соц. регулятором служит воспитываемое с детства чувство ответственности перед др. членами социума.

Однако, по мере развития (от книги к книге) худож. мира «Полдня» усиливалось ощущение статичности и внутренней «благости» будущего по С., их оптимистические представления, объяснимые романтическими построениями 1960-х гг., вступали в противоречие c изменениями в окружающей действительности. С целью преодолеть изначально присущую всякой утопии бесконфликтность (или «конфликтов хорошего с лучшим») авторы старались вводить в жизнь «утопийцев» проблемы, разрешить к-рые без моральных потерь было практически невозможно. В повести «Далекая Радуга» (1963 ) это вызванная науч. экспериментом физиков глобальная катастрофа на планете-полигоне, ставящая население перед выбором, кого эвакуировать на единственном звездолете — результаты научн. исследований или детей ; дилемма «наука- человечность» усилена трагическим образом бессмертного ученого , «скрестившего» себя с компьютером (см. Бессмертие, Кибернетика, Мозг, Наука, Сверхсветовые скорости, Физика ). В повести «Малыш» (1971) это пед. проблема контакта с земным ребенком, «космич. Маугли», воспитанным негуманоидными инопланетянами (при решении ее земная цивилизация также терпит моральное поражение); вместе с циклом «Полдень, XXII век» повесть объединена в один том — сб. «Полдень, XXII век. Малыш» (1975 ).

Магистральный путь своего тв-ва, обогативший и значительно ожививший мир «Полдня» (и всю совр. НФ в целом — единственным аналогом в зап. НФ служит тв-во У. Ле Гуин ), бр. С. впервые нащупали в повести «Попытка к бегству» (1962 ), в к-рой остро поставлена проблема вмешательства в ход Истории (см. История в НФ ). В обобщенно-филос. смысле авторов интересует столкновение принципиально «несовместимых» цивилизаций, воплощенное в худож. более выигрышном конфликте частных носителей несовместных систем морали, приводящем к индивидуальному нравственному выбору и индивидуальной же ответственностью перед Историей. Одно из проявление конфликта — столкновение в ряде произв. С. коммунистической утопии «Полдня» с рудиментами фашизма, тоталитаризма и милитаризма на лишь слегка «замаскированных» иных планетах (см. Антифашистская НФ, Контакт, Политика, Социология ). Герой повести, офицер Сов. Армии, необъяснимым способом переносится из фашистского концлагеря в мир «Полдня» и вместе с нов. друзьями, отправляющимися в космич. «турпоход», попадает на планету, где сталкивается со столь знакомым ему — и совершенно неведомым жителям будущей утопии — местным «фашизмом», эксплуатирующим технол. дары галактической сверхцивилизации Странников (см. Война, Спорт и досуг, Телепортация, Технологии ).

Тема «вмешательства» развита и доведена до худож. совершенства в одной из лучших книг мировой НФ последних десятилетий — повести «Трудно быть богом» (1964 ), изд. впервые вместе с «Далекой Радугой» в сб. «Далекая Радуга» (1964 ); экранизирована (см. «Трудно быть богом »). В центре конфликта — один из кардинальных вопросов существования совр. человечества, в год публикации не представлявшийся таким острым и актуальным: вопрос о возможности и нравственной приемлимости какого бы то ни было ускорения естеств. историч. процесса. Трагизм индивидуального выбора подчеркивается душевными терзаниями гл. героя — сотрудника Ин-та экспериментальной истории Антона-Руматы, разведчика, посланного с заданием не вмешиваться, а только наблюдать, на планету, где правит бал ср. — век. варварство, отд. чертами напоминающее и фашизм, и религ. деспотию Инквизиции (см. Религия ), и, насколько оказалось возможным показать в сер. 1960-х гг., сталинский тоталитаризм (см. Социализм ). Несовпадение благородных утопических идеалов «Полдня» с историч. реальностью, в более широком контексте — неизбежный крах любых соц. доктрин, направленных на «улучшение» человечества, — с худож. силой показанное в повести, знаменовало собой ступень внутренней эволюции мира «Полдня», дальнейший отрыв его от лит. традиции принципиально неизменной утопии (см. Оптимизм и пессимизм ).

Если повести «Попытка к бегству» и «Трудно быть богом» несколько обособлены от общей хронологической схемы истории будущего , то трилогия о Максиме Каммерере, создавашаяся С. на протяжении двух десятилетий, непосредственно (через общих героев, целые эпизоды, тщательно разработанную систему взаимопересекающихся ссылок) связана с миром первого сб. — «Полдень. XXII век» , представляя собой дальнейшее развитие (и, по мнению ряда критиков, окончательное «закрытие» темы). Книги трилогии — «Обитаемый остров» (сокр. 1969; испр. доп. 1971 ), «Жук в муравейнике» (1979-80), «Волны гасят ветер» (1985-86), объединенные в одном томе — сб. «Волны гасят ветер» (1989 ), — посвящены, соответственно, юным годам, зрелости и старости Максима.

В первой книге представлена многоплановая и сюжетно богатая панорама «пост-ядерной» антиутопии на планете, где анонимная хунта использует направленное излучение с целью глобального «промывания мозгов «; из рядов обладающих иммунитетов к излучению мутантов воспроизводит пополнение как революционное подполье, так и правящая элита (см. Мир после катастрофы, Политика, Ядерная война ). Чуждый рефлексии Антона-Руматы и по своим физ. и психол. возможностям близкий к «сверхчеловеку «, Максим со свойственным юности энтузиазмом бросается в водоворот местной политики и готов «наломать дров», но вовремя остановлен и взят под свое покровительство опытным земным разведчиком-резидентом Рудольфом Сикорски. В «Обитаемом острове» авторы впервые серьезно обсуждают идею «прогрессорства «, хотя сам термин появился только в повести-продолжении, в к-рой Максим — уже правая рука Сикорски, к тому времени руководителя службы безопасности — Комкон-2 («Комиссии по контактам -2»), охраняющей мир и покой «Полдня». Сюжет построен вокруг тайно ведущегося следствия по делу одного из «космич. подкидышей» — землянина, родившегося из оплодотворенной яйцеклетки, найденной в «инкубаторе» гипотетических Странников (см. Детективная НФ, Криминология ); есть основания полагать, что действиями «подкидышей» управляет заложенная в них генетическая программа, представляющая опасность для земной цивилизации (или не представляющая — авторы намеренно рассыпают по тексту аргументы «за» и «против», не давая героям и читателям спасительных отгадок и т.о. обостряя нравственный выбор в ситуации недостатка информации). Трагическое решение Сикорски, не выдержавшего тяжести ответственности и пошедшего на убийство подозреваемого «носителя угрозы», можно расценить по-разному: как професс. паранойю «спецслужб» (и, как следствие, их несовместимость с утопией ), как продолжение трагического вопроса Ф. Достоевского о построении утопии на крови невинного, — или же как абсурдность упований на то, что в «идеальном» обществе человек будет избавлен от мучительного процесса принятия решения (и моральной ответственности за его последствия). В заключительной повести трилогии, худож. менее удачной, но идейно дерзкой и оригинальной, Максим — теперь уже в качестве руководителя Комкона-2 — расследует цепь загадочных событий, наводящих на мысль о «прогрессорской» деятельности пришельцев на Земле; однако эффектная инверсия ситуации ранних произв. С. приводит к непредвиденной развязке. Оказывается, на Земле (до поры тайно) действуют не агенты гипотетических Странников, а просто нов. элита «избранных», отд. земляне, совершившие гигантский скачок в эволюции и все дальше уходящие не только от человеческих несовершенств и сомнений, но и от человечности (см. Сверхчеловек ). Отд. герои и сюжетные детали связывают с трилогией о Максиме повесть «Парень из Преисподней» (1974; 1976 ), в осн., повторяющая темы др. произв. С. (см. Война, Дети ).

Яркий сатирический дар бр. С. впервые с наиб. силой проявился в не уступающей по популярности апокрифическим романам И. Ильфа и Е. Петрова «сказке для младших науч. сотрудников старшего возраста» — повести (фрагм. 1964; фрагм. 1964 — «Суета вокруг дивана»; 1965 ); вместе с «Парнем из Преисподней» объединена в сб. «Понедельник начинается в субботу» (1979 ); неудачно экранизирована на телевидении в 1982 г. (мюзикл «Чародеи»). Действие повести, органично, легко и остроумно объединяющей рус. сказочный фольклор с «интеллигентским» жаргоном 1960-х гг., развертывается в стенах НИИ чародейства и волшебства (НИИЧАВО), где трудятся совр. ученые — маги (см. Магия, Мифология в НФ, Наука, Сатирическая НФ, Сверхъестественное, Юмористическая НФ ). Значительно более резкой и политизированной вышла повесть-продолжение «Сказка о Тройке» (1968; 1972 — ФРГ; испр. доп. 1987 — СССР), отразившая соц. изменения, происходившие в стране в конце 1960-х гг. (и обусловившие изменение отношения «верхов» к тв-ву С.); первое книжное изд. повести увидело свет лишь в эмигрантском сб. «Улитка на склоне. Сказка о тройке» (1972 — ФРГ). М.б., в те годы еще неосознанно, авторы били не по частным извращениям, а по самой, насквозь обюрократившейся системе тоталитаризма: «Тройка» в заглавии наводит на мысль скорее о чрезвычайных трибуналах сталинской эпохи, нежели о романтическом образе Руси — «птице-тройке» — у Н. Гоголя .

Из др. ранних произв. сатирической НФ в тв-ве бр. С. выделяется стоящая особняком повесть «Хищные вещи века» (1965 ); впервые изд. вместе с «Попыткой к бегству» в одном томе — сб. «Хищные вещи века» (1965 ). Это оригинальная для своего времени попытка развенчать потребительскую «утопию » — рай сытых и бездуховных мещан, представляющий собой, по мнению авторов, «питательный бульон» для зарождения фашизма (см. Антифашистская НФ, Экономика ); всем довольные и обеспеченные жители некоей Страны Дураков готовы полностью отдаться сладостному наркотику потребления — и уже добровольно испытывают на себе реальный супернаркотик, выводящий наружу подсознательные желания и превращающий человека в их раба (см. Изобретения и открытия, Искусство, Психология, Спорт и досуг ). Тема получила развитие в остроумном «продолжении» Г. Уэллса (см. Вторжение, Марс ) — памфлете «Второе нашествие марсиан» (1967), в к-ром земные обыватели охотно идут в услужение пришельцам (те в буквальном смысле рассматривают землян как «дойных коров») в обмен на дармовой марсианский «самогон»; вместе со «Стажерами» повесть объединена в одном томе — сб. «Стажеры. Второе нашествие марсиан» (1968 ).

Начиная со 2-й пол. 1960-х гг., времени окончательно оформившегося отката от хрущевской «оттепели», тв-во С. меняет тональность и достигает глубины и многозначности, беспрецедентных в отечественной НФ и фактически выводящих книги писателей из узкожанрового «НФ гетто» на магистраль общелит. процесса. В то же время растет специфическое «внимание» к каждой нов. книге С. со стороны идеологических инстанций. Никак формально не связанные с диссидентским движением (и не поддавшиеся на неоднократные провокации со стороны тех же инстанций, имевшие целью подтолкнуть писателей к эмиграции), бр. С. все чаще стали испытывать трудности с публикацией произв. на родине, мн. их книги были изуродованы цензурой, а «творческая полемика» с авторами стала носить характер политич. разноса.

К вершинам тв-ва С. можно отнести филос. многоплановую повесть «Улитка на склоне» (фрагм. 1966 ; фрагм. 1968; 1972 — ФРГ; 1988 — СССР), полн. книжное изд. впервые увидело свет на родине писателей в сб. «Волны гасят ветер» (1989 ), куда вошли также повесть «Волны гасят ветер» и роман «Хромая судьба» (не путать с одноим. сб., включающим трилогию о Максиме). Содержащая элементы абсурдистской НФ притча о Лесе и занимающемся его делами сверхбюрократизированном Управлении разделена на два взаимопроникающих сюжета: линию Кандида (намек на известного персонажа Вольтера ), случайно попавшего в Лес и стремящегося из него вырваться, и линию Переца, безуспешно преодолевающего духовную энтропию Управления, чтобы попасть в Лес. Ряд худож. образов повести не поддается однозначной расшифровке; в первую очередь это сам Лес — символ чего-то непознанного, но органического, живущего «своей жизнью», населенного странным «мифол.» народцем, над к-рым производят соц. — биол. эксперименты размножающиеся партеногенезом «амазонки», живой символ бездушного и антигуманного «прогресса» (см. Биология, Женщины в НФ, Миры НФ, Мифология в НФ, Флора фантастическая ).

Др. значительное произв. бр. С. той поры — повесть «Гадкие лебеди» (1972 — ФРГ; 1987 — «Время дождя», СССР); в дальнейшем переизд. как составная часть («роман в романе») романа «Хромая судьба» (1986), вместе с «Хищными вещами века» объединенного в одном томе — сб. «Хромая судьба. Хищные вещи века» (1990 ). Оба произв., во мн. отношениях автобиогр., посвящены судьбе художника в тоталитарном об-ве; в «обрамляющем» романе фантаст. элемент сведен к минимуму, действие происходит в реальных условиях, воспроизводящих нравы хорошо знакомого авторам СП СССР, а герой, писатель Феликс Сорокин, мн. годы пишет «в стол» фантаст. роман о вторжении в повседневную жизнь провинциального городка (дело происходит в неназванной европ. стране) таинственных сил, олицетворяющих будущее. Это будущее не во всем понятно и приятно герою «внутреннего» произв., писателю Виктору Баневу, но оно все-таки лучше, чем откровенно деградирующее настоящее; окончательный и безжалостный приговор существующему порядку выносят дети , все как один уходящие из разлагающегося и гибнущего города к своим воспитателям — мутантам — интеллектуалам, начавшим с экспериментов с климатом , а в финале способных противостоять даже воен. машине правящих кругов.

Из произв. С. 1970-х гг. выделяется повесть «Пикник на обочине» (1972; фрагм. 1973 ), вместе с повестями «Извне» и «Малыш» объединенная в один том — сб. «Неназначенные встречи» (1975 ); доп. славу повести принесла вольная экранизация А. Тарковского (см. «Сталкер »); один из вариантов сценария опубл. в виде киноповести «Машина желаний» (1981 ). В центре повествования — драматический и психол. убедительный образ «сталкера» Рэда Шухарта, неплохого, но запутавшегося паренька, на свой страх и риск совершающего смертельно опасные вылазки в т.н. «зоны Посещения» — места транзитных посадок таинственных пришельцев , оставивших после себя множество непонятных артефактов (см. Вторжение, Контакт, Криминология ); именно последние составляют горький хлеб сталкеров (за нежданными инопланетными дарами нелегально охотятся все — от ученых до воен. и криминальных структур). Более облегченный — в форме иронической детективной НФ — вариант контакта изображен в повести «Отель «У погибшего альпиниста» (1970; доп. 1982 ); также экранизирована (см. «Отель «У погибшего альпиниста »). Нежданному контакту с загадочной вселенской силой (гипотетически названной Гомеостатическим Мирозданием), почему-то стремящейся любой ценой воспрепятствовать отд. науч. исследованиям, подвергаются ученые — герои повести «За миллиард лет до конца света» (1976-77); вместе с «Пикником на обочине» и «Трудно быть богом» объединена в одном томе — сб. «За миллиард лет до конца света» (1984 ); экранизирована (см. «Дни затмения »). Повесть можно читать и как хорошо известную авторам по собственному опыту психол. и нравственную драму творческого человека, вынужденного работать «под прессом» (см. Живые миры, Искусство, Наука ).

Среди последних произв. С. наиб. значительным представляется объемный и многоплановый роман «Град обреченный» (1988 -89; 1989 ), фрагм. к-рого были написаны еще в нач. 1970-х гг. Действие романа происходит в Городе , расположенном вне пространства и времени, куда, с целью грандиозного соц. эксперимента, некие (видимо, инопланетные) Наставники выдергивают из разл. времен группу землян; ничего не объясняя «подопытным», экспериментаторы воочию наблюдают за столкновением культур и мировоззрений (см. Боги и демоны, Политика, Социология ). Эксперимент идет неудачно, ввергая испытуемых в хаос гражданских войн , экономических и экологических катастроф, фашистских путчей и т. п. потрясений, прозорливо увиденных авторами в ту пору, когда подобное представлялось читателям мрачной «фантастикой» (см. Антиутопия, Антифашистская НФ, Социализм, Экология, Экономика ). Особенно интересен центр. образ комсомольца-сталиниста 1950-х гг., сделавшего в Городе завидную карьеру (вплоть до подручного фашиствующего диктатора); при этом герой не выведен законченным злодеем и циником, скорее это удачный собирательный образ современников и соотечественников С., также переживших на своем веку не одну «сшибку» цивилизаций. Вместе с тем, в романе, как и в др. поздних произв. — повести «Отягощенные Злом, или Сорок лет спустя» (1988; 1989 ), пьесе «Жиды города Питера, или Невеселые беседы при свечах» (1990) и сценарии «Пять ложек эликсира» (1985), по к-рому был поставлен фильм «Искушение Б. «, — явственно отразились приметы определенного творческого кризиса бесспорных лидеров отечественной НФ, своеобразную трагическую точку в к-ром поставила безвременная смерть одного из соавторов — А.С.

Бр. С. известны также произв. детской НФ — «Повестью о дружбе и недружбе» (1980 ), а также повестью, написанной одним А. С. (под псевд. С. Ярославцев) — «Экспедииция в Преисподнюю» (1974 — в ант.; отд. изд. 1988 ). Перу «С. Ярославцева» принадлежит также «взрослый» р-з «Подробности жизни Никиты Воронцова» (1984).

Вл. Г., В. Р.

Др. соч .:
Сб. «Трудно быть богом. Понедельник начинается в субботу» (1967 ).
Сб. «Трудно быть богом» (1980 ).
Сб. «Жук в муравейнике» (1983 ).
Сб. «Стажеры» (1985 ).
Сб. «За миллиард лет до конца света. Пикник на обочине. Далекая Радуга» (1988 ).
Сб. «Избранное» в 2-х тт. (1989 ).
Сб. «Отель «У погибшего альпиниста». Пикник на обочине» (1989 ).
Сб. «Посещение» (1989 ),
сб. «Понедельник начинается в субботу. Сказка о Тройке» (1992 ).

Лит. :
Yvonne Howell «Apocalyptic Realism» (1990) — англ. яз.;
Stephen W. Potts «The Second Marxian Invasion: The Fiction of the Strugatsky Brothers» — англ. яз.;
Teresa Dudek «Tworczosc Arkadiego i Borysa Strugackich» (1991) — польск. яз.;
Wojciech Kajtoch «Bracia Strugaccy» (1993) — польск. яз.

Струга цкие, братья,

Общий литературный псевдоним А. Н. и Б. Н. Стругацких. См. Стругацкий А. Н., Стругацкий Б. Н.

Струга цкий, Аркадий Натанович

Род. 1925, ум. 1991. Прозаик, кинодраматург, переводчик (псевд. С. Бережков ), автор социально-философских фантастических романов, повестей, рассказов, пьес. Член Союза писателей СССР. Лауреат премии «Аэлита»-81. Вместе с братом, Б. Н. Стругацким, создал целый ряд произведений: «Страна Багровых Туч», , (1962; 2-я ред. 1967 — «Полдень, XXII век. (Возвращение)"), «Далекая Радуга» (1963), «Трудно быть богом» (1964), «Понедельник начинается в субботу» (1965), «Хищные вещи века» (1965), «Улитка на склоне» (1966, полностью опубл. 1988), «Сказка о Тройке» (1968), «Стажеры» (1968), «Второе нашествие марсиан», , (1970), «Малыш» (1971), «Пикник на обочине» (1972), «Гадкие лебеди» (1972, «Время дождя», 1987), «Парень из Преисподней» (1974; 1976), «За миллиард лет до конца света» (1976—1977), «Жук в муравейнике» (1979—80), «Пять ложек эликсира» (1985), «Хромая судьба» (1986), «Волны гасят ветер» (1985—86), «Град обреченный» (1988—89), «Отягощенные Злом, или Сорок лет спустя» (1988), «Жиды города Питера, или Невеселые беседы при свечах» (1990). Военный переводчик с японского языка. Редактор первых книг советских фантастов (С. Гансовского, А. Громовой и др.). Литературный дебют — повесть «Пепел Бикини», (1958, с Л. Петровым). Литературный дебют с братом — повесть «Извне» (1958). Под псевдонимом С. Ярославцев выпустил фантастическую повесть для детей «Экспедиция в Преисподнюю» (1974) и рассказ «Подробности жизни Никиты Воронцова» (1984).

Струга цкий, Борис Натанович

Род. 1933. Прозаик, кинодраматург, автор социально-философских фантастических романов, повестей, рассказов, пьес. Член Союза писателей СССР. Лауреат премии «Аэлита»-81. Лауреат премий «Интерпресскон» и «Странник» (1996). Астроном. Сотрудник Пулковской обсерватории (до 1960 г.), затем профессиональный писатель. Вместе с братом, А. Н. Стругацким (см.), создал целый ряд произведений: «Страна Багровых Туч», (1959), «Шесть спичек» (сборник рассказов, 1960), «Путь на Амальтею» (1960), «Стажеры» (1962), «Попытка к бегству» (1962), «Возвращение. (Полдень. 22-й век)", (1962; испр. доп. 1967 — «Полдень, XXII век. (Возвращение)"), «Далекая Радуга» (1963), «Трудно быть богом» (1964), «Понедельник начинается в субботу» (1965), «Хищные вещи века» (1965), «Улитка на склоне» (1966, полностью опубл. 1988), «Сказка о Тройке» (1968), «Стажеры» (1968), «Второе нашествие марсиан», (1968), «Обитаемый остров» (сокр. 1969; испр. доп. 1971), «Отель «У погибшего альпиниста», (1970), «Малыш» (1971), «Пикник на обочине» (1972), «Гадкие лебеди» (1972, «Время дождя», 1987), «Парень из Преисподней» (1974; 1976), «За миллиард лет до конца света» (1976—1977), «Жук в муравейнике» (1979—80), «Пять ложек эликсира» (1985), «Хромая судьба» (1986), «Волны гасят ветер» (1985—86), «Град обреченный» (1988—89), «Отягощенные Злом, или Сорок лет спустя» (1988), «Жиды города Питера, или Невеселые беседы при свечах» (1990). Под псевдонимом С. Витицкий опубликовал написанные без участия брата романы «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» (1994—1995). Под псевдонимами С. Победин, С. Витин публиковал в соавторстве с братом переводы американской фантастики. Руководитель семинара молодых фантастов при СПБ писательской организации.

Стругацкий, Борис Натанович

Писатель; родился 15 апреля 1933 г.; в 1955 г. окончил математико-механический факультет ЛГУ; работал в Пулковской обсерватории; со второй половины 50-х вместе с братом Аркадием Стругацким (1925—1991) занимался литературной деятельностью; в 1958 г. в журнале «Техника — молодежи» был опубликован первый рассказ братьев Стругацких «Извне»; за более чем 30 лет совместного творчества написаны свыше 25 фантастических романов, повестей и рассказов, в том числе принесшие авторам широкую известность: «Полдень 22-го века», «Трудно быть богом», «Улитка на склоне», «Пикник на обочине», «Понедельник начинается в субботу», «Град обреченный» и др.; лауреат международной премии Хьюго в области научной фантастики; лауреат премии Президента РФ в области литературы и искусства 2001 г.; член Союза писателей России; женат, имеет сына.

Нелюбимые властями, придерживаемые советской цензурой братья Стругацкие пользовались фантастической популярностью. Их книги мгновенно исчезали из библиотек. Запрещенные, а также изданные-переизданные повести ходили по рукам в виде многочисленных и всевозможных копий. Тираж всё же благополучно изданных произведений оказывался заведомо малым.

На закате СССР образовался даже нелегальный и довольно специфический бизнес: удачливые обладатели одного из журнала, содержащего повесть Стругацких, копировали драгоценные страницы, переплетали и продавали их.

Совершенно другой мир будущего, описываемый братьями Стругацкими, другой, но, несомненно, близкий, с похожими на нас героями, мыслящими, как мы, охватил страстной любовью всю советскую интеллигенцию.

Чудом попавшая в провинциальную лавку Сибири, Дальнего Востока или Заполярья книжка Стругацких – по истине находка! Часто такие книги в лавках являлись соседями по полке с макаронами, консервами, сахаром или чаем. И, следовательно, были также необходимы, как и эти продукты.

Книги, прочитанные в раннем возрасте, навсегда остаются в подсознании, они формируют нас.

В детстве в квартире Стругацких было два книжных шкафа, о которых Борис Натанович Стругацкий вспоминал с особым удовольствием. Они содержали «библиотеку интеллигента» (Жюль Верн, Дюма, Толстой, Щедрин, Пушкин и Лермонтов, Лондон и Уэллс); все произведения Достоевского, «Трилогию» Горького, «Тысячу и одну ночь», «Всемирную Библиотеку». Множество ныне забытых писателей: Верхарн, Анри де Ренье, Пьер Мак Орлан, Селин.
Содержанием этих шкафов братья Стругацкие - каждый в свое время - активно пользовались.

Оба они любили Чехова, но Аркадий Натанович предпочитал «Скучную историю», а Борис Натанович «Хамелеона». Ценили «Бесов» Достоевского, «Фиесту» у Хемингуэя, «Театральный роман» у Булгакова. Вкусы их были не одинаковы, но близки.

Чехов, Толстой, Лондон, Щедрин, Хемингуэй, Буссенар…

К слову невольно задумаешься: «Что сегодня, подходя к книжным полкам своих родителей, читают дети? Да и во всех ли квартирах они есть – книги и книжные полки? И что же сегодня формирует вкусы, интересы и сознание тех, кто никаких книг дома не находит и довольствуется ограниченными предложениями с экрана?»

Но сейчас не об этом.

Мы поговорим о необычной судьбе писателей-фантастов – братьев Стругацких.

Аркадий Натанович родился в г. Батуми 28 августа 1925 года.
Борис Натанович - в Ленинграде 15 апреля 1933 года.
Мать - Александра Ивановна Литвинчева всю жизнь проработала учительницей литературы и русского языка.

Их отец Натан Залманович Стругацкий служил на разных должностях, всегда не очень большим, но начальником.
В то время когда их отец работал в Главлите, книг в доме было изобилие – по должности ему полагался регулярный книжный паек – свежая художественная литература Петербурга бесплатно. К слову сказать, во всем остальном нужды не было, но и шиковать не приходилось. Донашивали перешитую матерью отцовскую военную одежду. Жили в коммуналке.

Аркадий в свои шестнадцать лет увлечен математикой и астрономией.
Борису - восемь.

И вот – война.

От жизни ждешь только лучшего.
Но совершенно неизвестно узнали бы мы тех Стругацких, если бы судьба их сложилась иначе. Не попади они, как и многие их современники, в условия жестокой исторической мясорубки.
Осажденный Ленинград - бомбежки, холод и голод.

28 января 1942 года отца - Натана Залмановича и Аркадия эвакуировали через ладожское озеро по «дороге жизни». А Александра Ивановна и больной Борис остались в городе.
Без сомнения, продовольственные карточки на февраль месяц отца и Аркадия, спасли жизнь Борису и матери. Потому как февраль 1942 года был самым страшным месяцем блокады.

Аркадий же преодолел трудный путь.
Грузовая машина, Ладожское озеро, полынья, мокрая одежда и мороз 30 градусов. А после переправы через озеро – эвакопункт, дизентерия. Всё еще мокрые одежды и поезд до Вологды, который шел 8 дней. Без еды по 3-4 дня. До Вологды в вагоне из тридцати человек доехало только одиннадцать. И еще километр до вокзала пешком по морозу до потери сознания. Потом Аркадий Натанович помнит уже госпиталь, где ему и сообщили о гибели отца.
Только летом 1942 года Аркадий оказался в поселке Ташла (сегодня Оренбургской области), где устроился на работу начальником сепараторного пункта. Вывез из Ленинграда Мать и брата.
В 1943 году Аркадия призвали в Красную Армию и отправили к счастью не на фронт, а на учебу во 2-е Бердичевское пехотное отделение. Александра Ивановна и Борис в 1944 году вернулись в Ленинград, руины и пожарища которого долго напоминали Борису Натановичу панораму разрушенного марсианами города.

Блокаду и войну пережили. Из памяти человеческой эти события было невозможно вычеркнуть. Но ужас блокады в своем творчестве Стругацкие ни разу не затрагивали – табу.
Из пехотного училища Аркадия направили на учебу в Военный институт иностранных языков – Москва, Таганка. Здесь он познакомился со своей будущей второй женой – Еленой Ошаниной. Первый его брак оказался недолгим, не сложился.
Служил Аркадий в Канске – преподавателем в школе военных переводчиков, и дивизионным переводчиком на Камчатке и в Хабаровске. А в 1955 году он демобилизовался.

Судьба распределилась странным образом.

Аркадий Натанович страстно мечтал стать ученым – астрономом и математиком, но война решила иначе.
Борис же окончил Ленинградский университет по специальности «звездный астроном».
Что, безусловно, вызвало сильную зависть старшего брата.
В восьмом классе Аркадий Натанович прочел повесть «Гектор Сервадак» Жюля Верна. В которой повествуется о том, как однажды с земным шаром столкнулась комета, и, вырвав кусок Северной Африки, населенной людьми и одним астрономом, унеслась дальше в космос. Именно после прочтения этой необычной, немного нелепой и милой книги Аркадий заинтересовался астрономией, пытаясь воссоздать траекторию движения этой кометы.

Младший Стругацкий после окончания Университета поступил в аспирантуру Пулковской обсерватории и занимался вопросами происхождения и эволюции «широких пар». Но диссертацию так и не защитил. Всё рухнуло в один момент, когда Борис Натанович с ужасом обнаружил, что тема его работы была раскрыта десяток с лишним лет назад астрофизиком Чандрасекаром. Борис Натанович стал лаборантом на местной счетной станции. Не смотря ни на что, об этих временах он вспоминал с удовольствием, говоря, что не бывает неинтересной работы, бывает только малознакомая работа…

Стругацкий старший после демобилизации устраивается в Институт научной информации. Теперь он семейный человек, к тому же он стал отцом.
В это время братья начинают интенсивно переписываться, чтобы понять, что им под силу.
Жизнь налаживается.

Фантастика в середине прошлого века для советского читателя была чем-то вроде живительной воды. Однако литературный дар редко проливался щедрым дождем на нивы советских фантастов 50-х годов.
Сами Стругацкие фантастику читали, потому, как читать было больше нечего. Отсутствие хорошей фантастики послужило толчком для братьев Стругацких , попытаться написать то, о чем бы стоило говорить. Это желание не явилось для них одномоментным озарением.
Но литературная деятельность Стругацких началась еще до войны. «Находка майора Ковалева» - фантастический роман Аркадия Натановича и его рассказ 1946 года «Как погиб Канг». В 1948 году Борис Натанович написал свой первый рассказ «Виско». Затем несколько переводов, рассказов и повестей, «Песчаная горячка» (совместная работа), и «Четвертое царство» Стругацкого-старшего, а также повесть «Пепел Бикини».
Стоял вопрос: «О чем писать и как писать?»
Аркадий Натанович внимательно следил за положением литературных дел.

Он хорошо видел недостатки современной научной фантастики .
И однажды в письме брату он написал:
«Писатели совершенно не имеют собственного стиля, у них нет ни героев, ни личности. Язык изложения скоро надоедает и приедается, к тому же идея у всех одна – патриотизм, но какой-то дешевый и казенный, сюжет примитивен.
В описании технических моментов нет подробности, будто писали их специалисты-недоучки. И самое главное – они (современные писатели фантасты) боятся смешивать жанры.
Понимаешь теперь, какой козырь упускают наши горе-фантасты?
Так что «долой жюльверщину». Описание и формулировки должны быть умные, точные и короткие. Наши произведения должны отличаться разумной смелостью введения предложений «на грани возможного» в области техники и природы и отличаться строгим реализмом в поведении и поступках героев. Сентиментальность, авантюризм, философия – смесь жанров придаст необычный вкус».

Если бы не фантастическая энергия Аркадия Натановича, его отчаянное стремление прорваться, выбиться, реализовать литературное дарование, то – по словам Бориса Натановича – не было бы никогда братьев Стругацких.
Аркадий Натанович и Борис Натанович – это были два очень непохожих друг на друга человека. Стругацкий-старший - очень общительный, открытый – судьба офицера служившего в разных гарнизонах, безусловно, сыграла роль - многие годы он был двигателем их маленького творческого тандема. Он всегда хотел писать.
И Стругацкий-младший исключительно добросовестный человек, умный, вникающий в каждую деталь. И союз таких разных людей состоялся, они дополняли друг друга.

По легенде Стругацкие придумали и начали писать свою совместную повесть «Страна багровых туч» на спор в конце 1954 или начале 1955 г..
«Мне кажется, - пишет Стругацкий-младший, - я даже помню, где это было: на Невском, близ Аничкова моста. Мы прогуливались там втроем, я Аркадий Натанович и его жена Лена, как обычно, костерили современную фантастику за скуку, беззубость и сюжетную заскорузлость, а Ленка слушала, слушала, потом терпение ее иссякло, и она сказала: «Если вы так хорошо знаете, как надо писать, почему же сами не напишете, а только все грозитесь да хвастаетесь. Слабо?» И пари тут же состоялось». Поспорили на бутылку шампузы.
Но на самом деле идея повести о трагической экспедиции на Венеру возникла у Аркадия Натановича еще в самом начале 50-х. Судя по переписке братьев, работа над «Страной» вовсю шла задолго до 1954 года. И как уже было сказано, это был далеко не первый их совместный литературный труд.

Так все-таки легенда или правда?

В 1954 году Аркадий Натанович мечтал об аспирантуре в Ленинградском Государственно университете, безусловно, ждал демобилизации. Но, предчувствуя некоторую неизвестность, мытарства, поиск работы и жилья, в письмах брату писал: «а стоит ли демобилизоваться? Ведь писательский хлеб очень сомнителен и возможно разумнее будет построить свою карьеру в армии?».
Ведь многие молодые люди пробуют свои силы, марают бумагу, участвуют в конкурсах, состоят в кружках и студиях и т.п.
И для того чтобы «поставить» на литературную деятельность в подобной ситуации требуется смелость и решительность.
Так вот эта «бутылка шампанского на спор» послужила своего рода толчком в принятии решения, она означала:
«Литературное баловство закончилось, пришло время литературной работы».

Аркадий и Борис Стругацкие — знаменитые российские и советские прозаики, драматурги, братья-соавторы, неоспоримые лидеры советской научной фантастики на протяжении последних нескольких десятилетий, самые популярные российские фантасты за рубежом. Оказали неоценимое влияние на развитие советской и мировой литературы.

Книги братьев Стругацких совершили некий диалектический переворот и тем самым заложили фундамент для появления новых утопических традиций научной фантастики.


Творчество братьев Стругацких

Братья Стругацкие на протяжении многих лет были главными писателями-фантастами в СССР. Их разноплановые романы служили зеркалом изменения мировоззрения писателей. Каждый опубликованный роман становился событием, вызывавшим противоречивые и яркие обсуждения.

Некоторые критики считали Стругацких писателями, умеющими наделять людей будущего лучшими чертами современников. Главной темой, которая прослеживается практически во всех работах авторов, является тема выбора.

Лучшие книги братьев Стругацких онлайн:


Краткая биография братьев Стругацких

Аркадий Натанович Стругацкий родился в 1925 году в Батуми, после семья переехала в Ленинград. В 1942 году Аркадий вместе с отцом были эвакуированы, среди всех пассажиров вагона мальчик один чудом остался жив. Был направлен в город Ташль, где работал на выдаче молока, после был призван на фронт.

Получал образование в артучилище, но весной 1943 года незадолго до выпуска был отправлен в Москву, где продолжил обучение в Военном институте иностранных языков. В 1949 году получил диплом по специальности переводчик. Далее работал по специальности, переезжая из одного города в другой. В 1955 году отошел от службы, приступил к работе в «Реферативном журнале», а потом устроился редактором в Детгизе и Гослитиздате.

Борис Натанович Стругацкий родился в 1933 году в Ленинграде, после окончания войны вернулся на родину, где и окончил университет по специальности астрономия. Сначала работал в обсерватории, но с 1960 года вместе со своим старшим братом стал писать.

Известность пришла к братьям после выхода в свет первых научно-фантастических рассказов. Фантастика Стругацких отличалась от других прежде всего научностью и продуманными психологическими образами персонажей. В своих первых работах они успешно использовали метод построения собственной истории будущего, которая и по сей день останется основой для всех писателей-фантастов.

Аркадий Стругацкий, старший из братьев, умер в 1991 году. Борис Стругацкие после смерти брата продолжал писать и издавал произведения под псевдонимом С. Витицкий. Прожив всю жизнь в Санкт-Петербурге, умер в 2012 году.

"Трудно быть богом". Наверное, самый прославленный из романов братьев Стругацких.

История землянина, ставшего "наблюдателем" на планете, застрявшей в эпохе позднего средневековья, и принужденного "не вмешиваться" в происходящее, экранизирована уже несколько раз – однако даже лучший фильм не в силах передать всего таланта книги, на основе которой он снят!..

Фантастическая повесть «Понедельник начинается в субботу» рассказывает о современной науке, об ученых и о том, что уже в наше время человек совершает самые на первый взгляд фантастические открытия и подвиги.

«Парень из преисподней» показывает обреченность темных сил реакции.

В этот том вошло классическое произведение позднего периода творчества братьев Стругацких - роман "Град обреченный", увлекательная история горстки людей из разных стран и эпох, согласившихся на участие в странном эксперименте - и перенесенных в загадочный город "вне времени и пространства", где происходят очень и очень необычные вещи, порой забавные, порой - опасные, а порой и откровенно страшные...

"Здесь собраны, наверное, далеко не самые увлекательные наши повести. И, уж конечно, не самые романтически-жизнерадостные. И безусловно, даже не самые популярные. Но зато - самые любимые, самые ценимые, самые уважаемые самими авторами. Все самое "зрелое и совершенное", если угодно, что удалось им создать за пятьдесят лет работы.

У нас было много сборников. Очень разных. И превосходных в том числе. Но, пожалуй, ни одного такого не было, которым бы мы гордились.

Пусть теперь будет".

Борис Стругацкий

1 Улитка на склоне

2 Второе нашествие марсиан

4 Град обреченный

5 За миллиард лет до конца света

6 Отягощенные злом

7 Дьявол среди людей

8 Бессильные мира сего

Шедевр братьев Стругацких. Жёсткая, бесконечно увлекательная и в то же время бесконечно философская книга.

Время идёт… Но история загадочной Зоны и лучшего из её сталкеров – Рэда Шухарта – по-прежнему тревожит и будоражит читателя.

«Улитка на склоне». Самое странное, самое неоднозначное произведение в богатом творческом наследии братьев Стругацких. Произведение, в котором собственно фантастика, «магический реализм» и даже некоторые оттенки психоделики переплетены в удивительно талантливое оригинальное единое целое.

«Счастье для всех, и пусть никто не уйдёт обиженным!» Знаковые слова…

Шедевр братьев Стругацких.

Жёсткая, бесконечно увлекательная и в то же время бесконечно философская книга.

Время идёт…

Но история загадочной Зоны и лучшего из её сталкеров - Рэда Шухарта - по-прежнему тревожит и будоражит читателя.

Аркадий и Борис Стругацкие.
Понедельник начинается в субботу. Повесть-сказка для научных работников младшего возраста.
1-е издание 1965 г.

"Хохот метался между полом и потолком, прыгал от стены к стене, как огромный цветной мяч.
В редакции читали "Суету вокруг дивана" - первую часть "Понедельника...". Было это сразу
после выхода философской трагедии "Трудно быть богом", поэтому хохотали с облегчением:
одумались-де Стругацкие, решили не ходить по лезвию ножа, а заняться делом веселым и
безопасным. Писатели позволили себе наконец-то повеселиться от души...".
Так описывает атмосферу, царившую вокруг этой повести, один из участников ее подготовки
к "выходу в свет".
Блистательная книга русских фантастов по праву считается одной из вершин их творчества. Прошедшая испытание временем, наполненная юмором и добротой, история будней сказочного НИИ
не оставит равнодушными никого из читателей.

В один прекрасный вечер молодой программист Александр Привалов, возвращаясь из отпуска, прямо посреди дремучего леса встретил двух приятных молодых людей. И подпав под их обаяние, поступил на работу в один загадочный и престижный НИИ, где не терпят лодырей и бездельников, где правят энтузиазм и оптимизм, а сказка становится былью.

Иллюстрации и обложка Евгения Мигунова.

Примечание:
Рисунки в этом издании отличаются от иллюстраций в последующих переизданиях.

Счастье для только что вышедшего из тюрьмы сталкера в том, чтобы вести к Комнате других. На этот раз он ведёт Профессора (Гринько), исследователя-физика, и Писателя (Солоницын) в творческом и личностном кризисе. Они трое проникают через кордоны в Зону. Сталкер ведёт группу осторожно, окружным путём, прощупывая путь гайками. Флегматичный Профессор ему доверяет. Скептичный Писатель наоборот, ведёт себя вызывающе, и, похоже, не слишком-то и верит в Зону и её «ловушки», хотя встреча с необъяснимыми явлениями его несколько переубеждает. Характеры героев раскрываются в их диалогах и монологах, в мыслях и снах Сталкера. Группа проходит Зону и на пороге Комнаты выясняется, что Профессор нёс с собой небольшую, 20-ти килотонную бомбу, которой намерен уничтожить Комнату – потенциальную исполнительницу желаний любого деспота, психопата, мерзавца. Потрясённый Сталкер пытается остановить Профессора кулаками. Писатель считает, что Комната всё равно исполняет не благообразные обдуманные пожелания, а подсознательные, мелкие, стыдные. (А впрочем, возможно, никакого исполнения желаний и вовсе нет.) Профессор перестаёт понимать, «зачем тогда вообще к ней ходить», развинчивает и выбрасывает бомбу. Они возвращаются.