Общество как целостная саморазвивающаяся система. Общество как целостная саморазвивающаяся система Общество как сложная саморазвивающаяся система

Общество – это особая форма целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей

Источники саморазвития общества можно усмотреть во взаимодействии трех сфер реальности, трех "миров", не сводимых друг к другу. Во-первых, это мир природы и вещей, существующий независимо от воли и сознания человека, т.е. объективный, и подчиненный физическим законам. Во-вторых, это мир общественного бытия вещей и предметов, являющихся продуктом человеческой деятельности, прежде всего труда. Третий мир - человеческая субъективность, духовные сущности, идеи, которые относительно независимы от внешнего мира и обладают максимальной степенью свободы.

Первый источник развития общества находится в мире природы, являющейся основанием существования общества, точнее - во взаимодействии общества и природы. Климат и рельеф в значительной мере оказывают влияние на образование общества.(Крупнейшие цивилизации возникали в руслах великих рек, а наиболее успешное развитие капиталистической формации происходило в странах с умеренным климатом).

Второй источник развития общества связан с технологическими детерминантами, с ролью техники и процессом разделения труда в общественном устройстве. Так характер и тип труда человека во многом определяет систему общественных отношений.

Третий источник саморазвития общества усматривается в духовной сфере, в процессе реализации того или иного религиозного или светского идеала. Идея теократии, т.е. управления обществом и государством высшими религиозными авторитетами, была очень популярна в истории, да и сейчас находит место в концепциях религиозного фундаментализма. История общества в этом случае рассматривается как реализация воли Бога, а задача человека - воплотить этот промысел, уделяя основное внимание не земным проблемам, а подготовке к будущей, вечной жизни.

Типы обществ (2 подхода):

1. Информационный подход (Белл)

Традиционное (аграрное) общество

Индустриальное

Постиндустриальное (информационное)

2. Формационный подход (Маркс, Энгельс)

Первобытно-общинное

Рабовладельческое

Феодальное

Капиталистическое

Коммунистическое

40.Основные теоретические подходы к пониманию сущности общества.
Вся история социологической мысли есть история поисков научных подходов и методов построения теории общества. Это история теоретических подъемов и спадов. Она сопровождалась разработкой различных концептуальных подходов к категории "общество".

Древнегреческий философ Аристотель понимал общество как совокупность группировок, взаимодействие которых регулируется определенными нормами и правилами. Французский ученый 18 века Сен-Симон считал, что общество - это огромная мастерская, призванная осуществлять господство человека над природой. Для мыслителя первой половины 19 века Прудона - это множество противоречивых групп, классов, осуществляющее коллективные усилия по реализации проблем справедливости. Основатель социологии Огюст Конт определял общество как двоякого рода реальность: 1. как результат органического развития моральных чувств, скрепляющих воедино семью, народ, нацию, наконец, все человечество; 2. как автоматически действующий "механизм", состоящий из взаимосвязанных частей, элементов, "атомов" и т.д.
Среди современных концепций общества выделяется "атомистическая" теория, согласно которой общество понимается как совокупность действующих личностей и отношений между ними. Ее автором является Дж. Девис. Он писал: "Все общество, в конце концов, можно представить как легкую паутину межличностных чувств и установок. Каждый данный человек может быть представлен сидящим в центре сотканной им паутины, связанным прямо с немногими другими, а косвенно со всем миром".



Крайним выражением этой концепции была теория Г. Зиммеля. Он считал, что общество представляет собой взаимодействие индивидов. Социальное взаимодействие - это любое поведение индивида, группы индивидов, общества в целом, как в данный момент, так и в определенный период времени. Эта категория выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами как постоянными носителями качественной различных видов деятельности. Следствием такого взаимодействия являются социальные связи. Социальные связи - это связи, взаимодействия индивидов, преследующих определенные цели в конкретных условиях места и времени. Вместе с тем, такое представление об обществе как сгустке социальных связей и взаимодействий только в определенной степени соответствует социологическому подходу.
Дальнейшее развитие основные положения этой концепции получили в "сетевой" теории общества. Главный акцент эта теория делает на действующих индивидах, принимающих социально значимые решения изолированно друг от друга. Эта теория и ее разновидности в центр внимания при объяснении сущности общества ставят личностные атрибуты действующих индивидов.
В теориях "социальных групп" общество интерпретируется как совокупность различных пересекающихся групп людей, которые являются разновидностями одной доминирующей группы. В этом смысле можно говорить о народном обществе, что означает всевозможные группы и совокупности, существующие в пределах одного народа или католической общины. Если в "атомистической" или "сетевой" концепциях существенным компонентом в определении общества является тип отношений, то в "групповых" теориях - группы людей. Рассматривая общество как наиболее общую совокупность людей, авторы этой концепции отождествляют понятие "общество" с понятием "человечество".
В социологии существуют два основных конкурирующих подхода к изучению общества: функционалистский и конфликтологический. Теоретические рамки современного функционализма составляют пять основных теоретических положений:
1) общество - это система частей, объединенных в единое целое;
2) общественные системы сохраняют устойчивость, поскольку в них существуют такие внутренние механизмы контроля, как правоохранительные органы и суд;
3) дисфункции (отклонения в развитии), конечно, существуют, но они преодолеваются сами себе;
4) изменения обычно имеют постепенный, но не революционный характер;
5) социальная интеграция или ощущение, что общество является крепкой тканью, сотканной из различных нитей, формируется на основе согласия большинства граждан страны следовать единой системе ценностей.
Конфликтологический подход был сформирован на основе произведений К. Маркса, который считал, что классовый конфликт находится в самой основе общества. Таким образом, общество - это арена постоянной борьбы враждебных классов, благодаря которой происходит его развитие.

Введение

1. Общество

2. Общество как саморазвивающаяся система

3. Истина и заблуждение. Знание и вера

Заключение

Список используемой литературы


Введение

Что такое общество?

На первый взгляд,кажется, что ответить на этот вопрос несложно. Действительно, понятие «общество»давно и прочно вошло в наш научный и повседневный лексикон. Но как только мыпредпринимаем попытку дать ему определение, то сразу убеждаемся, что такихопределений может быть множество.

Давайте попытаемсявспомнить знакомые нам устойчивые словосочетания, в которое входило бы данноеслово. К примеру, общество книголюбов, дворянское общество, педагогическоеобщество.

В данном случае подобществом мы понимаем определенную группу людей, объединившихся для общения,совместной деятельности, взаимопомощи и поддержки друг другу.

Но вот другой рядсвязанных понятий: первобытное общество, феодальное общество, французскоеобщество. Здесь уже употребляя понятие «общество», мы имеем в видуопределенный этап в развитии человечества или конкретную страну. Если и дальшедвигаться в соответствии с этой логикой рассуждении (от частного к общему), тообществом называют и человечество в целом – в его историческом и перспективномразвитии. Это все население Земли, совокупность всех народов.

Иными словами, этообособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включаетв себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.


1. Общество

Современное общество –это более 5 млрд. землян, тысячи больших и малых народов, более полутора сотенгосударств; это многообразие экономических укладов, форм социально-политическойи культурной жизни.

Одна из причин такогоразнообразия – различие природных условий, физической среды обитания людей. Этиусловия влияют на многие стороны общественной жизни, но в первую очередь нахозяйственную деятельность человека.

В древности климат,плодородие почв, растительность предопределяли способы обработки земли иразведения домашнего скота, стимулировали создание тех или иных орудий труда ипроизводство различных изделий. Природные условия сказываются не только нахарактере жилища, стилях одежды, домашней утвари и боевого орудия.

Естественная средаобитания влияла и на политическое устройство государств, и на отношения междулюдьми, и на складывающиеся формы собственности.

Наряду с природнымиусловиями разнообразие общественной жизни связано с исторической средойсуществования обществ, которая складывается в результате взаимодействия их сдругими племенами, народами, государствами.

Вот что писал об этомГ.Плеханов: «Так как почти каждое общество подвергается влиянию своихсоседей, можно сказать, что для каждого общества существует в свою очередьизвестная, историческая среда, влияющая на его развитие. Сумма влияний,испытываемых каждым данным обществом со стороны его соседей, никогда не можетбыть равна сумме тех же влияний, испытываемых в то самое время другимобществом. Поэтому всякое общество живет в своей особой исторической среде,которая может быть – и действительно часто бывает – очень похожа наисторическую среду, окружающую другие народы, но никогда не может быть и никогдане бывает тождественна с нею. Это вносит чрезвычайно сильный элементразнообразия … в процесс общественного развития».

Однако если отвлечься отнекоторых уникальных, присущих каждому конкретному обществу черт, то можноутверждать что и сегодня, как много веком назад, человечество представленодвумя основными типами цивилизаций, уходящими своими корнями в далекое прошлое.

Первый тип цивилизаций –традиционные общества. Они берут свое начало в древневосточной цивилизации, гдеземля, ирригационная система были собственностью общины. Каждая семья имеласвой определенный участок земли, который давался ей во временное пользование.Господствовала экстенсивная технология , направленная главным образом наовладение внешними природными процессами.

Этот тип общества, получившийназвание традиционного , сохранился до наших дней. Он представлен многимигосударствами «третьего мира»: странами Азии и Африки, сравнительнонедавно освободившимися от колониального гнета. И сегодня среди духовныхценностей в них одно из ведущих мест занимает установка на адаптацию кприродным условиям, не поощряется стремление к их целенаправленномупреобразованию. Ценна активность, направленная вовнутрь человека, насамосозерцание. Особое значение имеют традиции, обычаи, передаваемые от поколенияк поколению. В целом ценностно-духовная сфера человеческого бытия ставится вышеэкономической.

Однако преобладавшие вхозяйственной деятельности восточных народов экстенсивные технологии, которые вранний период существования традиционных обществ способствовали ихэкономическому прогрессу (благоприятные природные условия, простота создаваемыхчеловеком средств труда), в дальнейшем стали тормозить его, обусловив не толькопостепенное исчерпание природных богатств, но и застой в развитии техники.Указанные факторы объясняют характерную сегодня для ряда стран «третьегомира» экономическую отсталость.

Большую роль вобщественной жизни этих стран играет религия. В тех из них, где господствующейрелигией является ислам, выдвигается идея возрождения исламской цивилизации,основой которой могут стать нравственно-духовные ценности, проповедуемые этимвероучением.

Западная же цивилизациясуществует чуть более 300 лет. Сложившееся в европейском регионе с его болеесуровой по сравнению со странами Востока природной средой интенсивноепроизводство требовало предельного напряжения физических и интеллектуальных силобщества, постоянного совершенствования орудий труда. Способов воздействия наприроду.

В связи с этим формироваласьи новая система ценностей. Постепенно на первый план выдвигалась активная,творческая, преобразующая деятельность человека. Идеалами цивилизации сталипостоянное обновление, могучая поступь прогресса. Безусловную ценностьприобрело научное познание, существенно расширяющее интеллектуальные силы, изобретательныеспособности человека, его возможности преобразовывать мир.

Таким образом «созерцательности»традиционных обществ противостояло деятельное начало западных обществ.

К середине нашегостолетия индустриальная цивилизация превратилась в общество массовогопроизводства и потребления.

Однако к середине 70-хгодов сложившаяся на этих принципах система производства и общественный укладжизни стала сдавать сбои. Появились многочисленные ограничения для движения поуже проложенному пути. Первым из них стал энергетический кризис: дальнейшийрост потребления все более дорожавшей нефти грозил подорвать национальныеэкономики тех стран, которые жили за счет ее ввоза. Все более скудели запасы идругих ресурсов планеты, необходимые для развития производства и общества, втом числе природные ископаемые (каменный уголь, руды различных металлов и т.д.)

Сказались и экологическиеограничения. Массовое производства было дешевым не только в силу своихмасштабов, но и потому, что производители не тратились на охрану окружающейсреды, на исключение вредных выбросов в атмосферу и т.д.

Снижение уровнядуховно-нравственных ценностей западного общества, нравственная и моральная «вседозволенность»все это привело к тому, в каком обществе мы сейчас и живем.

Идея многообразия обществане противоречит идее единства человечества.

Все более крепнущие ирасширяющиеся экономические, политические, культурные связи, помогаяпреодолевать разобщенность, формируют в землянах чувство принадлежности кединой человеческой семье.

Французский мыслительпервой половины нашего века Тейяр де Шарден так выразил это чувство: "…для человека нет будущего, ожидаемого в результате эволюции, вне егообъединения с другими людьми".

Но это не только взаимодействиелюдей на личностном, индивидуальном уровне – идет диалог культур, цивилизаций.И сегодня мы понимаем, что надо учиться вести этот диалог, который поможетсделать достижения разных культур и цивилизаций достоянием всего человечества.

«Мы вступаем впериод, когда культура будет иметь большое значение, чем когда-либо. Культуране является чем-то окаменевшем в янтаре, это то, что мы создаем заново каждыйдень. Постиндустриальное общество будет содержать в себе много культур, и этобазис для морали. Быть может, это и есть подлинный базис для взаимопониманиялюдей, для формирования новых моральных ценностей в отношениях между людьми»О. Тоффлер.

2. Общество как саморазвивающаясясистема

Общество- это сложнаясоциальная система. Как и всякая система, общество может быть охарактеризована:

1. С точки зрения способасуществования – общество как часть мира, образованная совместно действующими,сознательно преобразующими его людьми;

2. С точки зренияфункциональных характеристик – общество как организованная деятельностьчеловеческих коллективов, способных собственными усилиями создавать необходимыеусловия существования. Общество образуется лишь таким коллективом, которыйспособен действовать как единое целое, имеет общие потребности, осознает их истремится удовлетворить в организованной совместной деятельности. В этом планечеловеческое общество представляет собой реальную социальную группу, в рамкахкоторой осуществляются не просто многие, а все необходимые для существованиялюдей функции, от производства вещей до воспитания подрастающего поколения, отполитической регуляции до духовного творчества, т.е. общество образуетсясоциальной группой, способной собственной деятельностью обеспечить всенеобходимые условия жизни;

3. С точки зрения егоструктуры – общество как совокупность элементов, подсистем, а также и их связьмежду собой. Конечным неделимым элементом социальной системы выступаетотдельный человек – индивид, а общим знаменателем, к которому можно свести всемногообразие частей общества, - процесс человеческой деятельности. Именнодеятельность как способ существования общества определяет его структуру иочерчивает его границы.

Простейшими элементамиорганизованной человеческой деятельности являются три класса структурныхобразований:

1. Класс субъектов, скоторыми связана сама способность действовать;

2. Класс объектов,которые люди используют для достижения своих целей, распадающихся на два вида:вещи и символы;

3. Общественные связи иотношения, наличием которых определяется само существование системы, еёспособность функционировать и развиваться как единое целое.

Наиболее значимы всоциальной системе общественные отношения, которые устанавливаются между людьмив процессе их совместной материальной и духовной деятельности и проявляются вразделении общественного труда, собственности или власти. Они распадаются наматериальные и идеологические. Производство материальных благ составляетсяоснову существования и развития человеческого общества. Поэтому из всехобщественных отношений важнейшими являются производственные, экономические, ониопределяют характер политических правовых, нравственных, религиозных и другихотношений. Все это – элементы общественной организации (субъекты, объекты,отношения). Что же представляют собой ее подсистемы?

В общественной жизни,исходя из основных видов деятельности, можно выделить четыре основные сферы(подсистемы):

1.материально-производственную,производящую предметы практической жизнедеятельности;

2.социальную (всядеятельность, связанная с человеком становящимся);

3.регулятивную(деятельность, направленная на создание и регуляцию многообразных общественныхсвязей и отношений);

4.духовную (деятельностьпо производству и воспроизводству необходимых форм человеческого сознания:знаний, умений, художественных образов, нравственных норм, религиозныхверований и др.)

Такова структурнаяорганизация общества, включающая социальные элементы, общественные сферы(подсистемы), общественные отношения.

Проанализировав обществокак социальную структуру, мы очертили его структуру, вычленили составляющие. Ноэтого недостаточно, чтобы ответить на вопрос о функционировании общества какцелостного развивающегося социального организма.

Для этого необходиморассмотреть, каким образом функционируют отдельные составляющие, как онивзаимодействуют между собой, что вызывает такое взаимодействие и какова егопоследовательность, т.е. рассмотреть общество функционально; раскрываясовокупность важнейшего взаимодействия на всех уровнях социальной системы, врезультате которых общество оказывается способным функционировать, т.е.поддерживать и воспроизводить свою целостность в самых различных условияхсуществования.

Общество – это не толькосоциальная система, не только целостный организм, но и развивающийся организм.Поэтому можно поставить еще один вопрос: как удается обществу сохранитьпреемственность в процессе изменения. Чтобы ответить на него, необходимовыявить универсальные законы функционирования и развития, которые проявляются влюбом обществе, и главные факторы, лежащие в основе функционирования общества.

В зависимости отмировоззренческой позиции исследователей можно выделить и различные подходы прирассмотрении этого комплекса вопросов:

1. Сторонникиматериалистического понимания истории анализируют историю человечества каксмену общественно-экономических формаций, считают материальное производство(производительные силы и производственно-экономические отношения) определяющимфактором развития;

2. Основополагающую рольдуховной жизни общества подчеркивают сторонники рассмотрения историческогоразвития как постоянной циклической сменой соцкультурных систем;

3. Нередки попытки синтезироватьэти два взаимоисключающих подхода, тогда связь материального и духовногорассматривается как взаимодействие, в котором отсутствует однозначная связьпричины и следствия.

Общество – эторазвивающаяся система, поэтому наряду со структурным и функциональным анализомнеобходимо рассматривать его в динамике. Представить общество как закономерныйестественно- исторический процесс, определив его сущность, направленность,выявив, каким образом соотносится внутреннее единство этого процесса с еговнешним конкретно-историческим многообразием.

При рассмотрении этоговопроса также выявляются различные подходы:

1. восхождениечеловечества на более высокие исторические ступени поступательного развитияосуществляется в процессе смены общественно-экономических формаций.

2. динамику общественногоразвития авторы теорий модернизации и других концепцийобщественно-экономического и политического развития в западной социологии объясняютпроцессом перехода от стабильного «традиционного» к непрерывноменяющемуся современному индустриальному обществу.

Преодоление эволюционной «отсталости»традиционных обществ мыслится результатом такого изменения социальныхинститутов, которое поощряло бы развитие рациональности европейского типа,вознаграждало индивидуальные усилии. Умственную энергию и изобретательность.

Выявляются два типамодернизации. Первые тип – оригинальная спонтанная модернизация – характерендля стран, переживающих переход к рациональным общественным структурам врезультате постепенного развития внутренних процессов.

Другой тип – вторичная, «обращенная»модернизация – характерен дл стран по тем или иным причинам, отставшим в своемразвитии и теперь, при широком использовании опыта передовых государств,пытающихся достичь того же уровня и качества жизни.

В целом же характернаячерта теории модернизации – концентрация внимания на межформационных,длительных линиях истории в поисках решения проблемы преемственности развитиястран как результата противоречивого взаимодействия внутренних иобщецивилизационных соцкультурных факторов.

Рассматривая общество какразвивающуюся систему, следует специально подчеркнуть одно важноеобстоятельство. При различных подходах к его исследованию мы имеем не «ставший»объект, а «становящийся», подвижный, изменяющийся. Кроме того, всеего функциональные элементы тоже подвижны. Они коэволюционно развиваются, дажеесли в определенные периоды вступают в противоречие друг с другом.

3. Истина и заблуждение. Вера и знание

Истина – верное,правильное отражение действительности в мысли, проверяемое, в конечном счете,при помощи критерия практики. Характеристика истинности относится именно кмыслям, а не к самим вещам и средствам их языкового выражения.

Истина есть достояние всех людей без исключения. Они ведь происходят от неё, ибо истина обитает у истоковчеловеческого духа. Из этого следует, что в своей естественной простоте истинаможет быть доступна всем простым людям. Однако как только изложение истиныделается сложным и непонятным, оно либо лишается чистоты и подлинности, либоописания теряются в мелочах, не имеющих того значения, что и ядро.

Ядро это есть подлинноезнание и должно быть понятно всем. Всё, что вознесено на пьедесталискусственным путём, находится в удалении от естественности, а стало быть, врядли может таить в себе мудрость. Всякий, кто не способен просто и естественноизложить истинное знание, не постиг его. Такой человек либо невольнопытается что-то скрыть, либо подобен разряженной, но безжизненной кукле.

Истинное знание не вправеприбегать к непонятному способу изложения, ибо в нём самом заложена не тольковозможность, но и потребность изъясняться простыми словами.

Истина это законыприроды, исполняя которые мы приобретаем благо.

Все, что противоречитэтим законам, есть заблуждение.

Мне очень жаль всех техверующих и им подобных, которые в ложном смирении от громких претензий назнание не хотят признать простую истину и даже насмехаются над ней илиблагосклонно пытаются ещё «улучшить» её. Именно таким людям вскорепредстоит ощутить себя ничтожными и жалкими, утратив всякую опору, ибо ни ихвера, ни их знание вообще никогда не были для них опорой. Они пойдут тем, путём, которого так настойчиво желали придерживаться и по которому уже несмогут возвратиться к жизни. У них ведь никто никогда не отнимал права выбора.

Этих людей страшитвозможность внезапно оказаться перед лицом истины, совсем непохожей нато ленивое самодовольство, которым они убаюкивали себя до сих пор.

Но тем самым они попадаютв смертоносные объятия слепой веры, созерцая всё прочее как бы в сумеречномсвете, так что, в конце концов, вся картина смещается, истина же покрываетсясерой пеленой. Единственная опора, остающаяся у них в этом состоянии –искусственное построение извращённых теорий, которые неизбежно обрушатся подсвоей собственной тяжестью в день познания.

На самом деле в такихлюдях нет живой веры, ибо веруют-то они в церковь, а вовсе не в Бога. Буряпримется швырять их из стороны в сторону, как увядший лист, а ураганокончательно погубит их. Но у таких людей ещё есть путь к спасению –своевременно осознать, что их вера была пустой и застывшей, и потрудиться свеликим тщанием, дабы впитать в себя жизнь из истины, которая светит превышевсех бурь.

Неправедная вера есть бредовое заблуждение! Она накрепкосвязывает человека, и одолеть её способна лишь живая сила истинного словаБожьего. Поэтому пусть прислушается к его зову каждый, кого оно коснулось. Зовощутит лишь тот, для кого он предназначен! Ощутив его, такой человек проверит,взвесит – и станет свободным!

Однако он не забудет, чтопорвать путы, которые он сам наложил на себя неправедною верой, он сможет толькотогда, когда примет самостоятельное решение . В своё время комфорт илиленость побудили его принять решение стать слепым приверженцем того или иногоучения, не подвергнутого им серьёзной проверке вовсех деталях .

Так и теперь – от негосамого должно исходить первое воление беспощадной проверки припоиске! Только в этом случае он сможет сдвинуться с места, к которомуего приковывала до сих пор его же собственная воля, и сделать первый шаг попути к истине, а стало быть, к свободе.

Ныне грядёт новый,великий переворот, несущий с собой новое знание! Сами люди уже говорят об этомперевороте и, тем не менее, они в очередной раз представляют его себе лишь какисполнение тщеславных человеческих желаний каким-то способом, вымышленным имисамими.

Настало время изгнать всеболезненные измышления человеческого мозга, дабы он не препятствовал болееозарению, что истина выглядит иначе, чем те беспочвенные призраки, чтопочерпнули из дурманящего болота низменной ограниченности хвастливоесамомнение, делячество, больное воображение и лицемерие, стремясь к власти наземле и к мирскому поклонению.

Ведь это так легко для нас – верить в невероятное, ибо для этого не нужно никаких усилий, нетнужды мыслить самостоятельно, нет необходимости подвергать проверке то, чтонеспособно выдержать испытания Законами Природы; нам остаётся, неспрашивая, как и почему – просто верить, верить слепо, воображая себяпри этом великими! Мы, кто на столь удобный манер считает себя особенноверующим, просто приподнялись над сомнениями… чувствуя себя праведными,надёжно укрытыми, благородными, благочестивыми и достойными блаженства!

Но этим мы не возвысилисьнад сомнениями, а просто трусливо прошли мимо них! Духовно мы были слишкомкосны, чтобы свершить что-либо самостоятельно; слепую веру мы предпочлипознанию естественных свершений, согласных с природой. А помогли нам в этомизмышления человеческого разума. Ибо, чем невозможнее и непостижимее то, во чтонас обязывают верить, тем удобнее нам верить в это слепо и буквально –иначе при таких обстоятельствах не бывает. Тут нет места ни познанию, ниубеждённости.

В слепой, безотчётнойвере нуждается только невозможное, ибо всё, что возможно тотчас же стимулируетсобственное мышление. Там, где есть истина, неизменно проявляющаяестественность и логичность, сами собой возникают мышление и восприимчивость.Процесс этот нарушается только там, где естественное отсутствует; то есть там,где нет места истине. И только благодаря восприимчивости нечто можетстать убеждённостью – единственным источником ценностей для духа человеческого.

Верой довольствуются лишьленивые . И вот, ложно истолкованное слово «вера» сталошлагбаумом, преграждающим ныне путь дальнейшему развитию человечества.

Вера не вправе служитьпокрывалом, великодушно маскирующим косность мышления, обволакивающим ипарализующим дух человеческий, подобно сонной болезни! В действительности, верадолжна стать убеждённостью. Убеждённость же требует жизни, точнейшей проверки!

Там, где остаётся хоть один пробел, хоть одна неразгаданная загадка, там нет места убеждённости. Апосему, никому не дано обладать истинной верой, не отыскав предварительноответов на все до единого свои вопросы.

Вера (или, точнее говоря,заблуждение) исповедуемая громадным большинством нынешнего человечества, немогла не оказаться несостоятельной . Более того, она должна была повлечь засобой беду и погибель, ибо она мертва , чужда истинной жизни!

Учения, требующие слепой веры, надлежит отринуть как мёртвые и вредоносные. Лишь те учения, которыепризывают стать живыми , то есть зовут к самостоятельному мышлению, дабывзрастить убеждённость на основе истинного понимания, только такие учения несутосвобождение и избавление!

Только полное, недопускающее пробелов постижение равнозначно убеждённости, и лишь она однаобладает духовной ценностью !

С другой стороны, борьбас сомнениями и есть проверка на собственном опыте, за которой с несомненнойнеизбежностью последует избавление от догматического балласта. Но ведь толькополностью освободившийся от всякого непонимания дух способен воспарить в убеждённостик знанию!

Сама истина, которая незнает пробелов и доступна пониманию в своём простом величии, в первую очередь должнабыть естественной , ибо то, что люди называют природой, проистекает из еесовершенства. Заложенная в природе жизнь и ныне пребывает неизменной по родусвоему, но именно поэтому она вообще не допускает исключений.

А стало быть, у насостается только один путь – путь истинного знания, ведущий от верык убеждённости!

Но знание – это и естьсмирение! Ибо тот, кто обладает истинным знанием, никогда не откажется отсмирения. По сути это одно и то же. Подлинное знание влечёт за собой смирениекак нечто само собой разумеющееся. Там, где нет смирения, не бывает и истинногознания! Но дело не только в этом. Смирение есть свобода! Только всмирении сокрыта подлинная свобода всякого человеческого духа!

«Вот к чему приводятнас естественные познания. Если они не истинны, то совсем нет истины вчеловеке; если же, напротив, они истинны, то он находит в них великий повод ксмирению, будучи принужден принизить себя тем или другим способом. Так как онне может существовать, не веря им, то хотелось бы, чтобы он, прежде чемприступить к самым обширным исследованиям природы, не торопясь и серьезнопосмотрел на нее, взглянул бы также на самого себя и рассудил, имеет ли онкакую-нибудь соразмерность с нею при сравнении им этих двух предметов).

Пусть же рассмотритчеловек всю природу в ее высоком и полном величии; пусть перенесет свой взор снизших окружающих его предметов к тому блестящему светилу, которое подобновечной лампаде освещает вселенную. Земля покажется ему тогда точкою в сравнениис необъятным кругом, описываемым этим светилом; пусть он подивится тому, что этотнеобъятный круг, в свою очередь, не больше как очень мелкая точка в сравнении спутем, который описывают в небесном пространстве звезды. Но когда взор егоостановится на этой грани, пусть воображение уходит дальше: скорее утомитсяоно, чем истощится природа в снабжении его все новою пищей.

Весь этот видимый миресть лишь незаметная черта в обширном лоне природы. Никакая мысль не обниметее. Сколько бы мы ни тщеславились нашим проникновением за пределы мыслимыхпространств, мы воспроизведем лишь атомы в сравнении с действительным бытием.Эта бесконечная сфера, центр коей везде, а окружность нигде. Наконец, самоеосязательное свидетельство всемогущества Божия, это то, что наше воображениетеряется в этой мысли.

Пусть, пришедши в себя,человек посмотрит, что представляет он в сравнении со всем бытием, пустьпредставит себя как бы заблудившимся в этом далеком уголке природы и пусть поэтой келье - я разумею вселенную нашу - он научится ценить землю, царства,города, и себя самого, в своем истинном значении» говорил Блез Паскаль.

Даже если человек стольмногое приписывает собственной сообразительности или достижениям науки, то этоничего не меняет в том, что все его достижения опираются на так называемый «поиск»следствий из существующих Законов Природы. Тем самым человек «познаёт»их, используя же законы на практике, он «приспосабливается» к ним. Аэто и есть не что иное, как безусловное «послушание» человека,смиренно склонившегося перед ними!

Говорим ли мы: «Ядобровольно подчиняюсь существующим Законам Природы, так как это на благо мне»,или: «Я подчиняюсь Воле Божьей, проявляющейся в Законах Природы», илиже: «Непостижимой Силе, приводящей Законы Природы в действие»… естьли в этом разница по существу? Сила-то едина, и мы признаём её, не можем ведь не признать, ибо нам не остаётся вообще ничего другого, если толькомы немного поразмыслим,… а тем самым мы признаём Бога, Творца!

Тень знания даст многотем, кто серьёзно ищет, ибо все мы не можем жить иначе, нежели по Закону! Поживому Закону!

И тогда подтвердятсяслова, живущие в устах народа с древних времён.

То же самое можновыразить и другими словами:

«Тот, кто воистинусведущ, ощущает свою малость перед Лицом Величия, Следы которого он отыскиваетпо мере познания! А стало быть, он обретает смирение, избавляется отсамомнения, держащего в плену человеческий дух, обретает свободу и воспаряет».


Заключение

Становление отдельногочеловека неразрывно связано с его жизнью в обществе, зависит от совокупнойдеятельности людей по созданию необходимых для жизни благ, общественныхотношений, возникающих в процессе жизнедеятельности.

Бытие человека посуществу, является общественным, оно характеризует материальную жизнь людей,способ и условия производства материальных благ. На определенном этапе развитияэти процессы получают осмысление, появляется духовная жизнь общества,общественное сознание.

Отношение личности иобщества на протяжении истории складывались неодинаково. И общество, и личностьразвиваются, изменяются и их взаимоотношения.

Общество как системачеловеческих отношений для каждого индивида выступает одновременно и внешнейсоциальной средой, и внутренним условием его жизнедеятельности.

Любое обществонеоднородно, его влияние на личность преломляется через влияние на нее среды.Важнейшим условием формирования человеческой личности в обществе являютсяматериальные условия жизни, основу которых составляет способ производства.

Огромное значение имеетличностный элемент социальной среды, та социальная общность (семья, друзья,коллектив), в которую включена данная личность и ее духовная атмосфера.


Список используемойлитературы

1. Абд-ру-шин «В Свете Истины» Германия 2008г.

2. Айзенштейн В.А. Философский словарь. М.1963г.

3. Боголюбов Л.Н Человек и общество, М.1999г.

4. Бибихин В.В. Язык философии М.1993г.

5. Малькова Т.П. Введение в социальную философию. М. 1995г

6. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию М.1993г.

7. Малышевский А.Ф. Введение в философию, М.1998г.

8. Франк В. Человек в поисках смысла. М.1990г.

9. Блез Паскаль. Мысли о религии. М. 1993г.

Работа студентки 2- го курса Гришениной Анны Валентиновны

Два главных компонента социальной структуры общества

Структура - общенаучное понятие, отражающее тот факт, что мир состоит из отдельных предметов с их свойствами и взаимоотношениями. Мир не только разделен, но и един. Именно эти особенности мира и отражает понятие структуры и близкие к нему понятия организации, системы, порядка.

Структура общества включает в себя не толко отдельные объекты, отдельных людей, их объединения, но и их свойства, связи, взаимоотношения. Общество представляет собой нечто большее. Чем простая сумма составляющих его индивидов, поскольку оно включает те реальные отношения, которые объединяют людей в роды, племена, семьи, нации, государства, сообщества.

Если первый компонент – отдельных людей увидеть легко, то второй – связи и отношения увидеть гораздо сложнее, т.к. они носят скрытый характер, невещественны.

Конечно, эти два компонента не выражают всего содержания структуры общества, они лишь суть, ее главные, несущие основы.

На самом деле структура общества многомерна, сложна.

2. Общество, как сверхсложная система

Структура общества представляет собой совокупность множества различных частей и элементов. Реальное живое общество предстает перед нами в ярком многообразии образующих его элементов и частей. Эти части скреплены, слиты друг с другом благодаря множеству связей, которые и превращают совокупность элементов социальной структуры в единую общественную систему.

Однако общество существенно отличается от других природных систем своей особой сложностью.

Под элементом или частью общества понимается мельчайшая частица системы или их совокупность; в качестве элементов и частей могут выступать те или иные социальные субъекты, институты, отношения.

Под отношениями понимается определенная связь между субъектами, составляющими общество. Отношения – своего рода цементирующий материл, который сплачивает людей в общество.

Социальная система является обобщающим понятием данной темы. Оно охватывает всю совокупность социальных субъектов и объектов, их свойств и отношений, образующих целостный социальный организм.

Эти отличия:

Множественность составляющих общество элементов, подсистем, уровней и взаимоотношений;

Разнокачественность социальных элементов, среди которых наряду с разнообразными материальными имеются более многокрасочные идеальные, духовные явления;

Уникальность ее основного элемента – человека, обладающего широкими возможностями свободного выбора форм и способов своей деятельности, поведения.

По мере выявления философской мыслью особой сложности и многообразия общественной жизни стало усиливаться и стремление философов отыскать какое – то общее основание, общий знаменатель, к которому могло бы быть сведено все это многообразие. Причем философия в этом отношении лишь следовала за другими науками, каждая из которых обнаруживала тот или иной « первокирпичик» в своей области познания: физика – в элементарных частицах, химия – в атомах. Биология – в живых клетках, психология – в явлениях раздражимости.

При характеристике социальной жизни часто употребляются также и понятия «субъект» и «объект». Они противоположны по смыслу. Под субъектом понимается явление, выступающее как носитель активности, направленной на объект, выступающий в данном случае как более пассивное явление. Под объектом, таким образом, понимается явление, на которое направлена активность субъекта – познавательная или предметно – практическая.

И, наконец, социальная система является обобщающим понятием данной темы. Оно охватывает всю совокупность социальных объектов и субъектов, их свойств и отношений, образующих целостный социальный статус.

Фундаментальное социальное действие. Как первооснова общества.

Все внешне разнообразные явления общественной жизни представляют, в сущности. Ту или иную разновидность совместной деятельности людей.

Именно человеческая деятельность представляет собой как бы скрытую, тайную сущность, первооснову, субстанцию всего социального. Современная социальная философия видит в социальном действии исходный пункт всей системы общественных отношений. Средство интеграции различных областей социального знания.

Сама социальная деятельность. Активность нередко порождает и определяется коренящимися в ее основе различными материальными и духовными потребностями, интересами. Мотивами, ценностями ориентациями людей. Активная человеческая деятельность нередко порождает в качестве своего неожиданного результата целый мир чуждых человеку или даже враждебных ему социальных отношений и институтов, политических и идеологических явлений.

Поэтому. Признавая, что социальная деятельность – основа общественной жизни, следует видеть, что она не сводится к ней. Признание наличия в социальной системе фундаментальной основы, опорных конструкций не исключает, как уже указывалось представлений о многомерности. Сложности общественной жизни. Она может быть понята не только как совокупность отдельных социальных групп, как определенная структура различных общественных организаций или же, как сложная сеть отношений, связывающих людей, группы организации.

Деятельность определяется как специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное осмысление, изменение и преобразование данного мира.

Человек, индивид, люди. Без человека невозможна никакая деятельность. Он - активная сторона этой деятельности, ее субъект. Но потому люди и являются субъектами, что их деятельность направлена на те или иные объекты.

Объекты деятельности. Это не только вещи, но и люби. Как это имеет место в деятельности врача, учителя. Но чаще это вещи, которые разделяются на две подгруппы: 1)орудия и средства материального производства, а также и орудия духовного производства. Иначе говоря, к этой группе объектов относятся все вещи, с помощью которых человек изменяет окружающую среду с целью ее приспособления к своим способностям.

Язык жестов, звуковая и письменная речь, информация, заключенная в различного рода носителях. Это символы, знаки. Они, как и вещи являются необходимым условием всякой человеческой деятельности.

Связи, отношения между указанными основными факторами социального действия.

Т.о., существуют четыре элемента человеческой деятельности – люди, физические вещи, символы и связи между ними. Необходимость их постоянного воспроизводства порождает основные типы общественной деятельности, образующие базовую структуру в многоплановой общественной системе.

Выделяют четыре сферы общественной деятельности:

Материальная;

Духовная;

Регулятивная или управленческая;

Деятельность обслуживания, иногда именуемая гуманитарной, или социальной в узком смысле слова.

5. Основные сферы социальной жизни.

Материальная сфера. Ее своеобразие состоит в том, что она призвана создавать определенные вещи необходимые для удовлетворения материальных потребностей людей. Основной фигурой является работник физического труда. Трудом работников добывается сырье, создаются машины и механизмы, все необходимое для удовлетворения производственных нужд. В ней создается то, что необходимо людям в повседневной жизни.

Духовная сфера. Здесь производятся не вещи, а идеи, образы, научные и художественные ценности. Однако и они так или иначе материализуются в физических вещах(книги, картины и т. д.) Хотя главным является духовное содержание.

Регулятивная или управленческая деятельность. Это деятельность политиков, управляющих. Специфическая задача сферы – поддержание связей между людьми, регулирование их деятельности и общественных отношений. Обеспечение согласованности Высшей формой управленческой деятельности является политическая деятельность, т.к. здесь решаются судьбы миллионов людей.

Социальная сфера или деятельность по обслуживанию людей. Это деятельность врача, учителя, артиста. Сфера обслуживания – самая динамичная в современном обществе.

Все выделяемые в ходе анализа типы деятельности, соц. Группы и институты, их взаимоотношения в реальности существуют вместе. Взаимосвязаны.

6. Общество, как самодостаточная система.

Общество как целостный организм характеризуется следующими свойствами:

1)самодеятельностью;

2)самоорганизацией;

3)саморазвитием;

4)самодостаточностью.

Первые три свойства присущи не только обществу в целом, но и его составляющим сферам, то свойство самодостаточности характерно только для общества в целом.

Самодостаточность – это способность системы своей собственной деятельностью создавать и воссоздавать все необходимые условия собственного существования, производить все потребное для коллективной жизни. Самодостаточность – главное отличие общества от его составных частей. Только совокупность всех видов деятельности, все вместе взятые и взаимосвязанные группы, и их институты создают общество в целом как самодостаточную социальную систему – продукт совместной деятельности людей, способных собственными усилиями создавать все необходимое для своего существования.

7. Динамика общества, его развитие

Общество постоянно изменяется, и это было замечено еще с древних времен.

Процесс – это единая серия изменений в социальных системах, т.е. в группах, институтов и др. Возможны процессы, сближающие людей или же разъединяющие, порождающие соперничество, конфликты.

Под процессом функционирования понимаются протекающие в нем процессы, изменения связанные с его повседневной деятельностью.

Под изменением понимается начальный этап внутреннего перерождения в обществе или его отдельных частях и их свойствах.

Развитие – частный случай изменений, возникающий, когда количественные изменения приводят к глубоким необратимым сдвигам.

Прогресс – одна из разновидностей развития. Он проявляется в меняющихся условиях ее существования и связан с процессом усложнения системной организации. Противоположен ему – регресс.

Рассмотрение общества с точки зрения его изменения и развития включает в себя следующие основные проблемы:

направленность совершающихся в обществе изменений

источники или факторы развития

формы, в которых совершается любое развитие.

Социальные движения выражаются в коллективных действиях люднй, совершающихся более или менее организованно для достижения определенных целей, изменяющих социальное положение участников движений.(реформаторские движения, революционные).

То обстоятельство, что общество представляет собой сложную систему, развивающуюся на своей, собственной основе, не отвергалось и не отвергается практически ни кем из мыслителей прошлого и настоящего. Более того, одним из теоретических достижением науки XX в. можно считать, представление о социальной системе. Под ней понимается все относящееся к системной характеристике общества как определенной целостности, объединяющей индивидов разнообразными связями и отношениями. В известном смысле слова индивид тоже может рассматриваться как социальная система, но чаще это относится к государству, нации, классу, элементам структуры общества.

Характер объединения элементов в систему трактуется в соответствии с тем или иным способом объяснения сущности человека или его истории. Поэтому основной системообразующий фактор может быть усмотрен либо в материальных, либо в духовных связях людей.

Для анализа сущности системной организации общества следует попытаться соотнести это понятие с системными закономерностями природы, с теми предпосылками, на базе которых возникает культура и цивилизация. Плотность населения, виды его занятий, уровень производства и его темпы, политическое устройство и многое другое зависят от характера климата и почв, рельефа местности и водных ресурсов, запасов полезных ископаемых и т. д.

Очевидно, что нельзя жестко связывать исторические судьбы тех или иных цивилизаций с характером с характером их среды обитания. Почва, на которой вырастает, живет и эволюционирует данный народ, несомненно влияет на многие стороны общественной жизни, но не определяет их фатально. Природная среда может стимулировать или тормозить развитие общества как системы, но за исключением нынешней ситуации глобального экологического кризиса, она не была определяющим фактором развития.

Необходимо обозначить принципиальные различия системной организации животных сообществ и человеческого общества при несомненном наличии генетической преемственности.

В сущности эти различия сводятся к определению грани между природой и культурой как субстратом жизни любой формы социальности. Все способы организации жизни стада, стаи и других сообществ мира живого, связанное с их генотипом и наличием врожденной программы поведения. Специалисты в области этологии (науки о поведении животных) и социобиологии в последние десятилетия установили наличие очень четких и строгих закономерностей в групповом и индивидуальном поведении животных. В аспекте этой темы привлекают внимание 2 фактора: наличие строгой иерархии полового поведения самцов и самок; формы организации при защите таких ценностей, как добычи (у хищников), территории, собственного, самки и детенышей.

Природа в этом смысле достаточно мудра, ибо активно пользуется соперничеством как двигателем эволюции, и, в то же время, не допускает саморазрушения в значительных масштабах. Кроме того в генах заложен немалый потенциал альтруистического поведения, которое оказывается эволюционно более выгодным, чем эгоистическое. Человек в этом отношении далеко «превзошел» природу, ибо массовое убийство себе подобных - прерогатива именно человека и человечества на протяжении истории. Более того, появление глобальных проблем современности, угроза самому существованию биосферы планеты - во многом следствие установки на покорение природы, эгоистического поведения человека и его сообществ.

В отличие от природы, культура - это то, что создано и создается человеком как материальное, так и духовное. Культура - это природа, обработанная особым, человеческим образом. В целях удовлетворения тех или иных потребностей. Но культура не сводима к вещам, произведенным человеком, а распространяется и на общественные отношения, и на продукты духовного производства.

Самым существенным философским признаком предмета культуры является его двойственность, двухкачественность. Уже на примере самого примитивного орудия труда - ручного рубила, можно увидеть, что в этом обработанном куске скалы есть природные качества (вес, цвет, твердость и т. д.) и качества, вложенные в него рукой человека, создавшего этот культурный предмет. В нем опредмечена человеческая мысль, нашел воплощение замысел творца, он тем самым стал служить удовлетворению той или иной потребности человека. Поэтому любой феномен культуры является чувственно-сверхчувственным; несет в себе систему природных и социальных качеств. В такой двойственности - суть культуры как общественно-исторического способа адаптации человека к миру, причем эта характеристика относится и к самому человеку.

Мир культуры включает в себя, таким образом, и процесс, и результат человеческой деятельности, направленной как вовне, так и внутрь человека. Внешний слой культуры является для человека по сути дела такой же объективной реальностью, как и мир неизменной природы и Космос. Живя в мире культуры, будучи сам культурным явлением, человек оставляет после себя феномены материальной культуры (дети, вещи), либо духовной культуры (идеи). Тем самым он общается и с прошлым, и с настоящим, и с будущим, включаясь в движение мировой истории.

Говоря о культуре как способе существования общества и человека, нужно обратиться к проблеме ее генезиса и структурных особенностей. Очевидно, что с процессе антропосоциогенеза на протяжении длительного времени ведущим компонентом в культуре была технология обеспечения жизненного цикла, человека, его витальных потребностей. При внешнем сходстве телесных функций человека и животных (еда, питье, выделение и т. д.) именно в этих процессах начинался и расширялся водораздел биологического и социального. В процессе удовлетворения физиологических потребностей формировалась телесная культура человека как фундаментальный базовый слой культуры. Недаром самые древние и наиболее модные нравственные запреты - табу были связаны с пищевым и половым поведением человека как предпосылками становления культуры. Обеспечение себя пищей и водой, защита от погодных и климатических явлений, ритуализация половой и детородной функции требовали все более и более совершенной организации жизни общины.

Постепенный переход от присваивающего типа хозяйства к производящему и, тем самым, от пользы к выгоде означал нарастание потенциала второй грани культуры - ее социальных форм. Новая стадия развития потребовала принципиально новой организации культуры, сущностью которой было обеспечение технологии деятельности путем управления людьми. В этом заключается глубинный смысл феномена власти и идеи государственности.

Следует подчеркнуть, что и самообеспечение и управление как явления культуры принимали форму символического выражения. Люди не просто ели, укрывались от холода и опасности, размножались и старели, но культивировали процесс осуществления этих биологических потребностей, порождая формы, до сих пор удивляющие наших современников. Самовыражение с пирах и оргиях, одежде и постройках, празднествах и мистериях, войнах и походах имело не только и не столько утилитарный смысл (насыщение, укрытие и т. д.), но и далеко превосходящее его символическое значение.

Феномены культуры все время обозначали и подтверждали социальный статус человека и общества. По характеру сооружений (например, пирамид), оружия и утвари, одежды и украшений можно достаточно точно судить о состоянии следующего компонента культуры -- духовной сферы. Если первые два как-то ограничены ресурсами и физическим потенциалом данного общества, то мир духовной культуры в точном смысле слова беспределен. Постепенно он становился в сознании многих людей доминирующим, ибо служение Богу, Абсолюту, культу предков и т. д. рассматривалось как основная сфера самовыражения и личности, и общества.

В эволюции общества прослеживаются три основные формы передачи культурного наследия, без чего немыслимо само его существование. Первая передача образцов технологии деятельности по принципу: «делай, как я». Эта древнейшая форма передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику воспроизводится на протяжении всей истории. Ее достоинством является живое общение с авторитетом, использование в обучении механизма подражания действиям.

С другой стороны, всегда существует опасность консерватизма, слепого копирования устоявшихся форм, догматизации учения. Тем не менее, этот тип передачи культурного наследия, который в восточной традиции называется «у ног Учителя», остается универсальным способом от ремесла до философствования.

Вторая форма -- передача опыта не прямо, а с использованием норм, предписаний и запретов. Здесь упор делается на устную или письменную традицию, передаваемую от поколения к поколению в виде формулы: «делан так». Она может носить характер не только предписания, но и абсолютного запрета, как например гиппократовский принцип в медицине: "не вреди".

Общество как саморазвивающаяся система. Проблема личности в философии

Общество как саморазвивающаяся система

Системность и целостность. Понятия "система", "системность" и их производные, завоевавшие высокий авторитет в немецкой классической философии стали объектом насмешек в иррационалистически ориентированном сознании XIX-XX-гo столетий, отвергавшем какую бы то ни было продуктивность "системосозидания", нередко отождествлявшегося с "систематизацией" как процедурой формально-педантичного упорядочивания имеющихся знаний; только в середине нашего века понятия эти были "реабилитированы" становлением теории систем и разработкой методологии системных исследований, однако, и поныне данная методология и ее теоретическое обоснование встречают непонимание и даже враждебное отношение, особенно в среде гуманитариев. Проблема эта заслуживает тем более тщательного рассмотрения, что в ходе развития теории систем и выросшей на ее основе синергетики утверждалась всеобщность принципов системного и синергетического изучения реальности, и принципы эти все чаще применялись в научной практике в познании наиболее сложных – социо-культурных – систем. Во многих моих работах, начиная с 1970 г., разрабатывалась методология системных исследований в сфере социально-гуманитарно-социологического знания и излагались итоги конкретного изучения различных систем этого класса ("Морфология искусства": Л., 1972; "Человеческая деятельность": М., 1974; "Мир общения": М., 1889; Сб. статей "Системный подход и гуманитарное знание": Л., 1991; "Me sch – Kul ur – Ku s ": Hamburg, 1994; "Философия культуры": СПб., 1995 и др.). Однако, движение научной мысли, выразившееся, в частности, в разработке синергетических идей, и различные теоретические дискуссии последних лет заставляют вернуться к обсуждению методологических проблем современной познавательной парадигмы, в частности, той проблемы, которая обозначена в названии настоящей статьи, и в этой связи обратиться к осмыслению истории становления системных представлений. СИСТЕМНОСТЬ ЧАСТЬ – ЦЕЛОЕ Уже у истоков античной философии возникает связка категорий "часть-целое", отражая становление аналитической мысли, которая осознала структурную организованность бытия: расчлененность материального предмета – звездного неба, человеческого тела, архитектурного сооружения – и связь его составных частей. Первоначальные структурные представления были связаны с формированием математического мышления, для которого "целое" есть сумма составляющих его "частей". В последующем развитии философского и научного мышления отношение "целое-часть" сохраняло свое познавательное значение в той мере, в какой оно служило изучению природы, в которой все материальные объекты – от атомов до планет – оказывались частями более или менее сложных целостных образований – от молекул и клеток до солнечной системы и созвездий, и сами оказывались не "атомарно-монадными", но сложно-составными. Взгляд на целое как сумму его частей распространялся и на биологические объекты – на растение, животное, человека в его телесном бытии, а анатомические разрезы подтверждали, что такова организация не только внешнего облика человеческого тела, но и его внутреннего устройства. Источники саморазвития общества можно усмотреть во взаимодействии трех сфер реальности, трех «миров», не сводимых друг к другу. Во-первых, это мир природы и вещей, су­ществующий независимо от воли и сознания человека, т. е. объективный и подчиненный физическим законам. Во-вторых, это мир общественного бытия вещей и предметов, являющих­ся продуктом человеческой деятельности, прежде всего труда. Третий мир - человеческая субъективность, духовные сущности идеи, которые относительно независимы от внешнего мира и обладают максимальной степенью свободы.

Первый источник развития общества находится в мире природы, являющейся основанием его существования, точнее, «о взаимодействии общества и природы. Обращает на себя внимание тот факт, что крупнейшие цивилизации возникали в рус­лах великих рек, а наиболее успешное развитие капиталисти­ческой формации происходило в странах с умеренным клима­том. Современный этап взаимодействия природы и общества характеризуется понятием экологического кризиса, основной причиной которого была установка на «покорение природы», игнорирование пределов ее устойчивости по отношению к ант­ропогенным влияниям. Необходимо изменить сознание и поведение миллиардов людей, дабы этот источник саморазвития общества мог действовать и дальше.

Второй источник развития общества связан с технологическими детерминантами, с ролью техники и процессом раз­деления труда в общественном устройстве. Т. Адорно пола­гал, что вопрос о приоритете экономики или техники напоми­нает вопрос о том, что было раньше: курица или яйцо. То же относится к характеру и типу труда человека, который во многом определяет систему общественных отношений. Это стало особенно очевидно в современную эпоху, когда обозначились контуры постиндустриального, информационно-технологичес­кого общества. В этом случае основное противоречие возникает между гуманными целями человеческого существования и "бездушным" миром информационной техники, несущим потенциальную угрозу человечеству.

Третий источник саморазвития общества усматривается в духовной сфере, в процессе реализации того или иного религиозного или светского идеала. Идея теократии, т. е. управле­ния обществом и государством высшими религиозными авто­ритетами, была очень популярна в истории, да и сейчас находит место в концепциях религиозного фундаментализма. История общества в этом случае рассматривается как реализация воли Бога, а задача человека - воплотить этот промысел, уделяя основное внимание не земным проблемам, а подготовке к будущей, вечной жизни. В концепциях истории А. Тойнби, II Сорокина основное значение в детерминации развития общества придается морально-религиозному, духовному его совершенствованию, соотношению санкций и наград как ведущей причине групповой солидарности людей. Сторонники ком­мунистического идеала видят в нем один из основных «двига­телей» социального развития, зовущий миллионы людей на борьбу за освобождение человечества и построение справедли­вого общества.

Очевидно, что в реальном общественном саморазвитии нуж­но учитывать все три источника. Приоритет каждого из них определяется в зависимости от конкретного этапа развития данного общества. Взаимодействие этих источников внутренне противоречиво, и, как давно было замечено, процесс разрешения этих противоречий подчинен определенной ритмике.

Концепция П. Сорокина основана на представлении о трех типах фундаментальных культур в истории человечества: религиозной, промежуточной и материалистической. В культуре первого вида (типа) движение истории и ее ритм определяются взаимодействием трех воль: Божьей, бесовской и человечес­кой. В культуре третьего типа, материалистической, история развивается на основе чувственно воспринимаемой реальнос­ти, изменения которой выступают в качестве ведущего факто­ра истории. Переход от культуры одного типа к культуре дру­гого осуществляется через культуру промежуточного типа, имеющего последовательные стадии: кризис - крушение - очищение - переоценка ценностей - возрождение. Философия является методологической основой изучения общества, т.е. задает исходные принципы, основополагающие идеи, которые реализуются другими общественными науками.

Различают философские подходы к изучению общества:

1. Материалистический (исходным пунктом объяснение всех общественных процессов выступает материальное производство(экономика))

2. Идеалистический (исходит из духовных и социально – политических процессов как исходных объясн. общества)

Философские учения в понимании общества отличны тем, что выступает исходной точкой анализа: отдельный человек или общество в целом. Например, марксизм исходит из того, что общество формирует и определяет сознание, культуру отдельных людей и динамику всей общественной жизни

Общество – это прежде всего социальные связи, закрепленные социальными институтами (религия, армия, наука, образование и т.д.), сложившаяся при прежних поколениях и определ. жизнь в следующих поколениях

Экзистенциализм исходит из отдельного человека, как обладающего свободой выбора и способного определить свою жизнь и жизнь общества

Трактовка общественных процессов обусловлена ценностями ученого, его свободой выбора, а также эпохой, культурной ситуации, в которой он живет

Согласно неокантианству, в природе действуют законы и поэтому ее можно объяснять, а в обществе действуют нормы и правила, которые устанавливает сам человек, которые меняются от эпохи к эпохе, которые можно только описывать.

Проблема соотношения фактов и теоретической схемы при исследовании человека.

Трактовка одних и тех же фактов, их оценка зависит от общей философ – теоретич. позиции, которая занимает тот или иной исследователь

Система – упорядоченное множество взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (например, солнечная система, государство, фирма, но не предметы в сумке)

Структура – относительно устойчивая совокупность связей между элементами системы.

Биосферой называется та часть литосферы, гидросферы и атмосферы Земли, в которой существует живое существо. В ее состав входят не только растительный покров, животный мир и человечество, обитающие на планете, но и все реки, озера, водная масса океанов, почвенный слой, верхний слой земной коры, значительная часть тропосферы. На поверхности Земли практически нет участков, на которых отсутствует жизнь. Даже в жарких и безводных тропических пустынях, на поверхности высокогорных ледников и полярных льдов обнаружены микроорганизмы.

В современном содержании понятие биосферы было всесторонне рассмотрено выдающимся русским ученым В. И. Вернадским. Он доказал, что вся совокупность живых организмов, обитавших и обитающих на Земле, играет огромную роль в ее геологической эволюции, во всех современных физических и химических процессах, которые протекают на земной поверхности и в водной толще океанов. Все живое вещество Земли сосредоточено в очень узкой части пространства, прилегающего к земной поверхности и измеряемого по вертикали всего лишь несколькими километрами. Это меньше толщины литосферы и тропосферы, взятых вместе. Что касается массы живого вещества, то доля всей совокупности живых организмов в общей массе Земли просто ничтожна и по отношению к массе биосферы составляет всего 0.25%.

Высказанные В. И. Вернадским взгляды о ведущей роли живого вещества в образовании современного химического состава атмосферы, гидросферы и части литосферы подтверждаются всем ходом развития науки. Эта роль обусловлена высокой геохимической активностью живых организмов: они способны усваивать солнечную энергию и, используя ее в процессе фотосинтеза, создавать из простых веществ соединения значительно более высокой сложности. Деятельность живых организмов на земной поверхности связана с цепочками разнообразных физико-химических превращений веществ – синтезом, трансформацией, распадом, непрерывно происходящими в биосфере.

В результате этих превращений под прямым и косвенным влиянием живых организмов возникали в геологическом прошлом и возникают в настоящее время разнообразные земные образования, которые В. И. Вернадский предложил называть биокосными природными телами. Их объемы и значение для развития жизни на Земле позволяют сопоставить биосферу с другими геосферами даже количественно.

Жизнь на нашей планете воплощается во множестве форм и на разных уровнях, но принципиально важно то, что она едина. Все формы и проявления жизни не существуют сами по себе, а связаны сложными взаимоотношениями в единый комплекс жизни. Эти взаимоотношения и связи удивительны. Именно они осуществляют биогенный круговорот веществ, то есть саму жизнь, и не дают ей прерваться. Взаимосвязи в биосфере очень стойки, но достаточно разорвать хотя бы одно звено или одну связь, и может погибнуть вся цепь взаимоотношений живой материи.

Каждая из оболочек Земли, в которой существует биосфера, являет собой особую, неповторимую среду жизни. Эта специфика определяет своеобразие жизненных форм, развивающихся в них.

Общество представляет собой особую сложно организованная систему , которая имеет значительно более сложную структуру и организацию, чем остальная природа.

При этом отдельные части создают общество как единую систему с особыми свойствами, которых нет у ее отдельных частей.

Общество как система (целостный организм) характеризуется следующими свойствами :

Самоорганизация – способность само организовываться

Саморазвитие – способность к самостоятельному развитию

Самодостаточность – автономность существования и развития.

Самодостаточность – способность системы своей собственной деятельностью создавать и воссоздавать все необходимые условия собственного существования, производить все необходимое для коллективной жизни.

При этом самодостаточность характерна только для общества в целом, тогда как самоорганизация и саморазвитие может присутствовать и в отдельных частях общества!

Кроме того, части социальной системы не просто взаимосвязаны, но и взаимно проникают друг в друга (например, экономика и политика).