Мне на плечи кидается век волкодав анализ. Анализ «За гремучую доблесть грядущих веков…» Мандельштам. Примеры домашних работ

Стихотворение О.Э. Мандельштама «За гремучую доблесть

грядущих веков…». (Восприятие, истолкование, оценка.)

обучающие: обучение анализу лирического стихотворения, повторение литературоведческих терминов

развивающие: развитие интереса к поэтическому наследию русской литературы

воспитательные: воспитание активной гражданской позиции.

Оборудование: портрет О.Э.Мандельштама, магнитофон, аудио-CD с записями песен на стихи Мандельштама,

лист-карта для анализа.

Ход урока.

    Организационный момент.

    Проверка домашнего задания (восприятие стихотворения). Начало анализа стихотворения.

    Работа с листом-картой.

Лист – карта для анализа стихотворения О.Э.Мандельштама «За гремучую доблесть грядущих веков…»

Строки стихотворения

Вопрос

Дополнительная информация, подсказка

Ответ

1. К какому жанру можно отнести это стихотворение? И в связи с этим – какова специфика его строфики?

СТАНСЫ - (от итал. stanza - остановка) - стихотворение, обычно состоящее из четверостиший, каждое из которых завершено по смыслу и тематически, и оканчивается точкой. Например: "Брожу ли я вдоль улиц шумных" А.С. Пушкина.

ЭЛЕГИЯ - (греч. elegeia

ПОСЛАНИЕ - поэтический жанр: стихотворное письмо, произведение, написанное в форме обращения к кому-л. и содержащее призывы, просьбы, пожелания и т. п. Различают лирические, дружеские, сатирические, публицистические и т. д. П.

По жанру это стихотворение ближе всего к стансам, поскольку оно состоит из четверостиший, каждое из которых завершено по смыслу и тематически, и оканчивается точкой (третья строфа – многоточием).

В связи с этим специфика строфики – в том, что каждая строфа представляет собой завершённую единицу всего смыслового целого стихотворения.

За гремучую доблесть грядущих веков,

За высокое племя людей

Я лишился и чаши на пире отцов,

И веселья, и чести своей.

2. О чём говорится в этих строках? Кто мог бы сказать о себе: «Я пострадал за людей.». Какой приём используется в последней строке строфы? С какой целью? Какой мотив возникает в стихотворении?

И в связи с этим что вы можете сказать о лирическом герое стихотворения?

Нужно обратиться к библейским масштабам.

В одном из стихотворений Мандельштам писал:

А мог бы жизнь просвистать скворцом,
Заесть ореховым пирогом,
Да, видно, нельзя никак...

Это мог бы сказать о себе Иисус Христос. Значит, для Мандельштама миссия поэта – сродни миссии Христа и пророка. Он тоже должен донести до людей своё и Божье слово, он не может молчать. Молчание для него равносильно смерти. Но плата за поэтический и пророческий дар – всё то, что дорого в этой жизни (это подчёркивается многосоюзием). Возникает мотив жертвенности (не случаен и образ чаши в данном случае). Как отмечают исследователи, личность лирического героя и автора настолько сближены, что можно говорить об их тождественности.

3. Какова роль инверсии в этой строфе?

Для нахождения инверсии нужно подчеркнуть подлежащее, сказуемое и дополнения.

Инверсия акцентирует внимание на словосочетании «за гремучую доблесть», «за высокое племя» (здесь мы находим и усиление звукового ряда аллитерацию гр емучую, гр ядущих)

За гремучую доблесть грядущих веков,

4. Какие ассоциации вызывает у вас слово «гремучая» ? Как влияют эти ассоциации на слово «доблесть»?

ГРЕМУЧИЙ | Толковый словарь Ожегова

, -ая, -ее; -уч (устар.). Производящий громкие звуки, гремящий. Г. водопад. * Гремучая змея - ядовитая змея, у нек-рых видов к-рой на конце хвоста находится род трещотки - гремящие роговые кольца. Гремучая ртуть - взрывчатое вещество - белый или серый порошок. Гремучий газ - взрывчатая смесь водорода с кислородом .

Достоевский «Братья Карамазовы»: «О, по моему, по жалкому, земному эвклидовскому уму моему, я знаю лишь то, что страдание есть, что виновных нет, что всё одно из другого выходит прямо и просто, что всё течет и уравновешивается, - но ведь это лишь эвклидовская дичь, ведь я знаю же это, ведь жить по ней я не могу же согласиться! Что мне в том, что виновных нет и что всё прямо и просто одно из другого выходит, и что я это знаю - мне надо возмездие, иначе ведь я истреблю себя. И возмездие не в бесконечности где-нибудь и когда-нибудь, а здесь уже на земле, и чтоб я его сам увидал. Я веровал, я хочу сам и видеть, а если к тому часу буду уже мертв, то пусть воскресят меня, ибо если всё без меня произойдет, то будет слишком обидно. Не для того же я страдал, чтобы собой, злодействами и страданиями моими унавозить кому-то будущую гармонию. Я хочу видеть своими глазами, как лань ляжет подле льва и как зарезанный встанет и обнимется с убившим его».

Смысл слова «доблесть» дискредитируется словом «гремучая». Возможно, здесь есть перекличка с Достоевским – со словами Ивана Карамазова о цене прогресса, т.н. будущей гармонии.

Мне на плечи кидается век-волкодав,

Но не волк я по крови своей,

Запихай меня лучше, как шапку, в рукав

Жаркой шубы сибирских степей.

5. Какой новый образ появляется в этом стихотворении? Как вы понимаете эти слова? Обратите внимание на выделенное слово.

Появляется образ века с характерным эпитетом – «волкодав». Это воплощение враждебного начала, давящего всё на своём пути

Мандельштам не волк. Он об этом заявляет открыто. Но он и не волкодав. Он - вообще не из мира двух альтернатив. Он - из другого мира, где нет волков и волкодавов. Он как будто хочет вернуться в это другое измерение – пусть даже ценою ссылки (Сибирь). Там есть надежда обрести подлинную внутреннюю свободу (Пушкин: «Дорогою свободной…»). Возникает мотив выбора.

6. К каким временам отсылают слова «племя», «первобытный»?

Лирический герой хочет покинуть не только своё пространство, но и своё время.

Чтоб не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы,

Ни кровавых костей в колесе,

_________________

Мне в своей первобытной красе.

7. Какой знак препинания должен стоять в конце второй строфы? Какой приём здесь используется и с какой целью? Сопоставьте зрительные образы двух частей этой строфы. Что вы можете сказать об их соотнесённости? Какое цветовое противопоставление

здесь присутствует?

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ (в литературе), экспрессивный синтаксический прием письменного литературного языка: предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения ("И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь" П. Г. Антокольский).

В начале строфы – подчинительный союз. По правилам грамматики здесь должна быть запятая. Это приём парцелляции. Он используется с целью придать зависимому предложению самостоятельный смысл. Приём антитезы, противопоставлено адское существование и гармоническое.

«Стихотворение «За гремучую доблесть грядущих веков...» построено на диссонансе поющего, романсного ритма и жесткого образного строя - «костей в колесе», «века-волкодава», «труса» и «хлипкой грязцы». Это образ того непереносимого существования, которое лирический герой готов променять на «Сибирь»: «Запихай меня лучше, как шапку, в рукав / Жаркой шубы сибирских степей...» Так поэт пророчит будущую свою судьбу, накликая на себя (поэтически и реально) сибирскую ссылку. Сибирь грезится поэту миром, где сохранилась первозданная природная гармония, где сияют «голубые песцы» в «первобытной красе» и «сосна до звезды достает». В этой образной связи - «сосны... до звезды » - в качестве носителя главного поэтического смысла можно усмотреть не только образ могучей сибирской природы, но и образ согласия земли и неба , мечту поэта о желанной гармонии бытия, относимой, скорее всего, к «грядущим векам». (История русской литературы XX века (20-90-е годы).

Основные имена.

Под редакцией С. И. Кормилова.)

Чтоб не видеть ни труса,

8. О ком здесь речь?

“Чтоб не видеть труса” означает “чтоб не видеть себя в навязанной роли труса”.

…ни хлипкой грязцы…

9. Почему поэт употребил такую форму этого слова?

Подчёркнуто брезгливое отношение к окружающему его миру всеобщего доносительства и предательства.

Ни кровавых костей в колесе,

10. Какие ассоциации связаны у вас со словом «колесо»?

Кровавая машинерия, механика. Исправно функционирующая структура, безусловно наделенная своей ролью и ведомой только инженерам-создателям целью.

«Не исключено, что правильная работа колеса непосредственно способствует “доблести грядущих веков”(.К. Анкундинов)

Чтоб сияли всю ночь голубые песцы

11. Какой художественный приём используется в этой строке?

Метафора – речь идёт, скорее всего, о северном сиянии.

Уведи меня в ночь, где течет Енисей,

12. Почему возникает образ именно этой реки?

И сосна до звезды достает,

13. Что писал Лев Аннинский об образах деревьев у Мандельштама?

Какое средство художественной выразительности здесь используется?

…России нет в ранних стихах Мандельштама, если не считать самых ранних, написанных пятнадцатилетним тенишевцем в подражание рыдающей музе Некрасова, а еще ближе – Надсона.

Я качался в далёком саду

На простой деревянной качели

И высокие тёмные ели

Вспоминаю в туманном бреду.

Потом эти ученические стоны стихают, и оказывается, что вместо России есть "что-то" во всемирно-историческом расчислении сущностей, чем Россия должна стать.
В "туманном бреду" первых впечатлений только один образ возникает как ощутимо русский, неподдельно русский, воплощено русский: силуэты деревьев. Ели. Реже - березы или рябины, чаще - именно ели, сосны: режущие мглу вертикали.
Жизнь спустя откликнутся эти ранние павловские "темные ели". (Л. Аннинский)

Гипербола.

Запихай меня лучше…

Уведи меня в ночь…

14. Как вы думаете, к кому обращены эти просьбы?

К Сталину, или к судьбе, или к самому себе.

Потому что не волк я по крови своей

И меня только равный убьет.

15. Как вы понимаете эти строки? Для чего служит повтор? Если считать первую строфу своеобразной экспозицией, то как можно охарактеризовать композицию стихотворения?

МИЗАНСЦЕНА

(франц. mise en scеne - размещение на сцене), расположение актёров на сцене в тот или иной момент спектакля. Иск-во М.- один из важнейших элементов режиссуры и актёрского мастерства.

(Большой Российский энциклопедический словарь)

ж. Размещение актёров и сценической обстановки в разные моменты исполнения пьесы.| прил. мизансценический, ая, ое.

(Толковый словарь Ожегова)

У Б.Пастернака мы встретимся примерно с таким же мотивом в стихотворении «Гамлет»:

…Если только можно, Авва Отче,

Чашу эту мимо пронеси.

Я люблю Твой замысел упрямый

И играть согласен эту роль,

Но сейчас идёт другая драма

И на этот раз меня уволь.

Но продуман распорядок действий

И неотвратим конец пути.

Я один. Всё тонет в фарисействе.

Жизнь прожить – не поле перейти.

Можно рассмотреть эти строки как развитие действия в мизансцене стихотворения.

Повтор не дублирует состояние участников поединка: «на плечи» – это значит сзади (иначе было бы «на грудь»), слово «равный» говорит уже о поединке лицом к лицу., поскольку это оказалось неизбежным.

Быть пассивной, безличной жертвой, «неизвестным солдатом» колеса истории он не хотел и не мог - и вступил в беспримерный поединок со своим временем. Поэзия Мандельштама в начале 30-х годов становится поэзией вызова .

16. Каким размером написано стихотворение? Как это помогает раскрывать основную идею произведения?

Стихотворение написано разностопным анапестом, это должно было сделать тон и ритм стихотворения мягким и плавным. Но перекрестная мужская рифма, а также отсутствие пиррихиев, сообщает всему произведению жесткий, устойчивый ритм, который отвечает идейному содержанию.

Стихотворения : «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть ...

  • Приказ № Мерзликина О. В. Рабочая программа по литературе для 11 класса «А»

    Рабочая программа

    ... (Обзор.) Стихотворения : «Notre Dате», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков... , М.А.Булгакова, А.П. Платонова, А.А. Ахматовой, О.Э. Мандельштама , М.И. Цветаевой, М.А. Шолохова; - теоретико-литературные понятия...

  • Наименований школьной медиатеки

    Документ

    Школе. Стихотворение Лермонтова «Бородино». Исторический контекст стихотворения . ... Гумилёва, А.А. Ахматовой, О.Э. Мандельштама о собственной судьбе и творчестве... Цифровой образовательный ресурс: ""За гремучую доблесть грядущих веков…"" Изучаем...

  • Дыхание назревающей революции обостряет социальное чувство поэта. Вего лирике проявляется личная заинтересованность в происходящих событиях. Поэт пишет о Петер

    Документ

    Знать: я тоже современник» (поэзия О. Э. Мандельштама ) Творчество Мандельштама Имя Мандельштама становится известно в 1910 году... ", "Квартира тиха как бумага", "За гремучую доблесть " и резкое стихотворение против "кремлевского горца" (Сталина) ...

  • Московский период [творчества Мандельштама ] продлится три года – с марта 1931 года по роковое 13 мая 1934 года. Он будет, несомненно, самым интенсивным в его творчестве, не столько по количеству стихов (в Воронеже муза частыми посещениями восполнит нищету жизни), сколько по качеству драматического напряжения. В Воронеже наступит развязка, это будет лебединая песнь, берущая за душу чистотой, благородством, беспримерной возвышенностью. В Москве песнь будет борьбой, вызовом, Мандельштам поставит на стихи карту всей жизни. Редко у него поэзия была столь вовлеченной в историю: из 50 московских стихотворений более 30 прямо относятся к той борьбе, которую Мандельштам ведет наперекор историческому факту.

    Лагерь, тюрьма, правда, вызов, одиночество, подготовка к последнему бою, тоска по Европе, по мировой культуре, стояние перед смертью – все эти темы, исполненные в разнообразных регистрах, то серьезных, то шутливых, составляют ткань московских стихов.

    По мысли автора, стихи группируются в неоформленные циклы по три, четыре или пять пьес, редко больше. Каждое стихотворение независимо, но объединено внутри цикла общей тональностью или окраской. Несколько ключевых образов связывают циклы между собой.

    Первый из этих циклов, озаглавленный Надеждой Мандельштам «Волк», по стихотворению-матке, звучит до странности пророчески: тема его – концентрационный мир или смертный приговор, которые, казалось бы, тогда еще непосредственно не угрожали Мандельштаму.

    Но такова вовлеченость подлинного поэта: он вписывает в стихи свою судьбу, чтобы уже от нее не уклониться. Киркегор , следуя романтическим представлениям, считал, что поэт, в отличие от религиозного человека, не способен на «дупликацию» – быть в жизни на уровне своих видений: здесь мы имеем нечто большее, чем «дупликация», как бы заранее исполненное обещание. «Слова поэта суть его дела», – писал Пушкин , возражая известному противопоставлению, проведенному Державиным (за дела пусть гложет, за слова пусть чтит).

    Стихотворение «За гремучую доблесть грядущих веков», бывшее маткой другим, – отчетливо, как манифест и таинственно, как прозрение [см. полный его текст на нашем сайте ].

    Осип Мандельштам. «За гремучую доблесть грядущих веков…» («Век-волкодав»). Читает Константин Райкин

    Окончательная редакция стихотворения не сразу далась Мандельштаму. Вначале он считал, что «это вроде романса и пробовал ввести поющего», превратившегося затем в собеседника, неотличимого от лирического «я». К кому обращены повелительные наклонения «запихай», «уведи» – как не к собственному гению, не к собственной судьбе? Таинственным образом Мандельштам провидел несовместимость свободы и правды. Оставаться на свободе – значит участвовать во лжи. Но и больше: Мандельштам не хочет пассивно участвовать в расправе над самим собой. Лишенный веселья и чести, он требует равноправия в поединке. Он соглашается на смерть, но ставит свои условия: не быть настигнутым сзади, как затравленный волк волкодавом, а погибнуть лицом к лицу с противником, как равный.

    Конспект урока по литературе в 11 классе.

    Стихотворение О.Э. Мандельштама «За гремучую доблесть

    грядущих веков…». (Восприятие, истолкование, оценка.)

    Цели

    Обучающие: обучение анализу лирического стихотворения, повторение литературоведческих терминов

    Развивающие: развитие интереса к поэтическому наследию русской литературы

    Воспитательные: воспитание активной гражданской позиции.

    Оборудование: портрет О.Э.Мандельштама, магнитофон, аудио-CD с записями песен на стихи Мандельштама,

    лист-карта для анализа.

    Ход урока.

    1. Организационный момент.
    2. Проверка домашнего задания: восприятие стихотворения. Начало анализа стихотворения.
    3. Работа с листом-картой.

    Лист - карта для анализа стихотворения О.Э.Мандельштама «За гремучую доблесть грядущих веков…»

    Строки стихотворения

    Вопрос

    Дополнительная информация, подсказка

    Ответ

    1. К какому жанру можно отнести это стихотворение? И в связи с этим - какова специфика его строфики?

    СТАНСЫ - (от итал. stanza - остановка ) - стихотворение, обычно состоящее из четверостиший, каждое из которых завершено по смыслу и тематически, и оканчивается точкой. Например: "Брожу ли я вдоль улиц шумных" А.С. Пушкина.

    ЭЛЕГИЯ - (греч. elegeia < от elegos - жалобная песня) - жанр лирики: стихотворение медитативного (от лат. meditatio - углубленное размышление) или эмоционального содержания, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, как правило, проникнутые настроениями грусти, светлой печали. Чаще всего написано от первого лица. Наиболее распространенные темы Э. - созерцание природы, сопровождающееся философскими раздумьями, любовь, как правило, неразделенная, жизнь и смерть и др. и др

    ПОСЛАНИЕ - поэтический жанр: стихотворное письмо, произведение, написанное в форме обращения к кому-л. и содержащее призывы, просьбы, пожелания и т. п. Различают лирические, дружеские, сатирические, публицистические и т. д. П.

    По жанру это стихотворение ближе всего к стансам, поскольку оно состоит из четверостиший, каждое из которых завершено по смыслу и тематически, и оканчивается точкой (третья строфа - многоточием).

    В связи с этим специфика строфики - в том, что каждая строфа представляет собой завершённую единицу всего смыслового целого стихотворения.

    За гремучую доблесть грядущих веков,

    За высокое племя людей

    Я лишился и чаши на пире отцов,

    И веселья, и чести своей.

    2. О чём говорится в этих строках? Кто мог бы сказать о себе: «Я пострадал за людей.». Какой приём используется в последней строке строфы? С какой целью? Какой мотив возникает в стихотворении?

    И в связи с этим что вы можете сказать о лирическом герое стихотворения?

    Нужно обратиться к библейским масштабам.

    В одном из стихотворений Мандельштам писал:

    А мог бы жизнь просвистать скворцом,
    Заесть ореховым пирогом,
    Да, видно, нельзя никак...

    Это мог бы сказать о себе Иисус Христос. Значит, для Мандельштама миссия поэта - сродни миссии Христа и пророка. Он тоже должен донести до людей своё и Божье слово, он не может молчать. Молчание для него равносильно смерти. Но плата за поэтический и пророческий дар - всё то, что дорого в этой жизни (это подчёркивается многосоюзием). Возникает мотив жертвенности (не случаен и образ чаши в данном случае). Как отмечают исследователи, личность лирического героя и автора настолько сближены, что можно говорить об их тождественности.

    3. Какова роль инверсии в этой строфе?

    Для нахождения инверсии нужно подчеркнуть подлежащее, сказуемое и дополнения.

    Инверсия акцентирует внимание на словосочетании «за гремучую доблесть», «за высокое племя» (здесь мы находим и усиление звукового ряда аллитерацию гр емучую, гр ядущих)

    За гремучую доблесть грядущих веков,

    4. Какие ассоциации вызывает у вас слово «гремучая» ? Как влияют эти ассоциации на слово «доблесть»?

    ГРЕМУЧИЙ | Толковый словарь Ожегова

    Ая, -ее; -уч (устар.). Производящий громкие звуки, гремящий. Г. водопад. * Гремучая змея - ядовитая змея, у нек-рых видов к-рой на конце хвоста находится род трещотки - гремящие роговые кольца. Гремучая ртуть - взрывчатое вещество - белый или серый порошок. Гремучий газ - взрывчатая смесь водорода с кислородом .

    Достоевский «Братья Карамазовы»: «О, по моему, по жалкому, земному эвклидовскому уму моему, я знаю лишь то, что страдание есть, что виновных нет, что всё одно из другого выходит прямо и просто, что всё течет и уравновешивается, - но ведь это лишь эвклидовская дичь, ведь я знаю же это, ведь жить по ней я не могу же согласиться! Что мне в том, что виновных нет и что всё прямо и просто одно из другого выходит, и что я это знаю - мне надо возмездие, иначе ведь я истреблю себя. И возмездие не в бесконечности где-нибудь и когда-нибудь, а здесь уже на земле, и чтоб я его сам увидал. Я веровал, я хочу сам и видеть, а если к тому часу буду уже мертв, то пусть воскресят меня, ибо если всё без меня произойдет, то будет слишком обидно. Не для того же я страдал, чтобы собой, злодействами и страданиями моими унавозить кому-то будущую гармонию. Я хочу видеть своими глазами, как лань ляжет подле льва и как зарезанный встанет и обнимется с убившим его».

    Смысл слова «доблесть» дискредитируется словом «гремучая». Возможно, здесь есть перекличка с Достоевским - со словами Ивана Карамазова о цене прогресса, т.н. будущей гармонии.

    Мне на плечи кидается век-волкодав,

    Но не волк я по крови своей,

    Запихай меня лучше, как шапку, в рукав

    Жаркой шубы сибирских степей.

    5. Какой новый образ появляется в этом стихотворении.?.Как вы понимаете эти слова? Обратие внимание на выделенное слово.

    Появляется образ века с характерным эпитетом - «волкодав». Это воплощение враждебного начала, давящего всё на своём пути

    Мандельштам не волк. Он об этом заявляет открыто. Но он и не волкодав. Он — вообще не из мира двух альтернатив. Он — из другого мира, где нет волков и волкодавов. Он как будто хочет вернуться в это другое измерение - пусть даже ценою ссылки (Сибирь). Там есть надежда обрести подлинную внутреннюю свободу (Пушкин: «Дорогою свободной…»). Возникает мотив выбора.

    6. К каким временам отсылают слова «племя», «первобытный»?

    Лирический герой хочет покинуть не только своё пространство, но и своё время.

    Чтоб не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы,

    Ни кровавых костей в колесе,

    _________________

    Мне в своей первобытной красе.

    7. Какой знак препинания должен стоять в конце второй строфы? Какой приём здесь используется и с какой целью? Сопоставьте зрительные образы двух частей этой строфы. Что вы можете сказать об их соотнесённости? Какое цветовое противопоставление

    здесь присутствует?

    ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ (в литературе), экспрессивный синтаксический прием письменного литературного языка: предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения ("И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь" П. Г. Антокольский).

    В начале строфы - подчинительный союз. По правилам грамматики здесь должна быть запятая. Это приём парцелляции. Он используется с целью придать зависимому предложению самостоятельный смысл.Приём антитезы, противопоставлено адское существование и гармоническое.

    «Стихотворение «За гремучую доблесть грядущих веков...» построено на диссонансе поющего, романсного ритма и жесткого образного строя - «костей в колесе», «века-волкодава», «труса» и «хлипкой грязцы». Это образ того непереносимого существования, которое лирический герой готов променять на «Сибирь»: «Запихай меня лучше, как шапку, в рукав / Жаркой шубы сибирских степей...» Так поэт пророчит будущую свою судьбу, накликая на себя (поэтически и реально) сибирскую ссылку. Сибирь грезится поэту миром, где сохранилась первозданная природная гармония, где сияют «голубые песцы» в «первобытной красе» и «сосна до звезды достает». В этой образной связи - «сосны... до звезды » - в качестве носителя главного поэтического смысла можно усмотреть не только образ могучей сибирской природы, но и образ согласия земли и неба , мечту поэта о желанной гармонии бытия, относимой, скорее всего, к «грядущим векам». (История русской литературы XX века (20-90-е годы).

    Основные имена.

    Под редакцией С. И. Кормилова.)

    Чтоб не видеть ни труса,

    8. О ком здесь речь?

    “Чтоб не видеть труса” означает “чтоб не видеть себя в навязанной роли труса”.

    …ни хлипкой грязцы…

    9. Почему поэт употребил такую форму этого слова?

    Подчёркнуто брезгливое отношение к окружающему его миру всеобщего доносительства и предательства.

    Ни кровавых костей в колесе,

    10. Какие ассоциации связаны у вас со словом «колесо»?

    Кровавая машинерия, механика. Исправно функционирующая структура, безусловно наделенная своей ролью и ведомой только инженерам-создателям целью.

    «Не исключено, что правильная работа колеса непосредственно способствует “доблести грядущих веков”(.К. Анкундинов)

    Чтоб сияли всю ночь голубые песцы

    11. Какой художественный приём используется в этой строке?

    Метафора - речь идёт, скорее всего, о северном сиянии.

    Уведи меня в ночь, где течет Енисей,

    12. Почему возникает образ именно этой реки?

    И сосна до звезды достает,

    13. Что писал Лев Аннинский об образах деревьев у Мандельштама?

    Какое средство художественной выразительности здесь используется?

    …России нет в ранних стихах Мандельштама, если не считать самых ранних, написанных пятнадцатилетним тенишевцем в подражание рыдающей музе Некрасова, а еще ближе - Надсона.

    Я качался в далёком саду

    На простой деревянной качели

    И высокие тёмные ели

    Вспоминаю в туманном бреду.

    Потом эти ученические стоны стихают, и оказывается, что вместо России есть "что-то" во всемирно-историческом расчислении сущностей, чем Россия должна стать.
    В "туманном бреду" первых впечатлений только один образ возникает как ощутимо русский, неподдельно русский, воплощенно русский: силуэты деревьев. Ели. Реже - березы или рябины, чаще - именно ели, сосны: режущие мглу вертикали.
    Жизнь спустя откликнутся эти ранние павловские "темные ели". (Л. Аннинский)

    Гипербола.

    Запихай меня лучше…

    Уведи меня в ночь…

    14. Как вы думаете, к кому обращены эти просьбы?

    К Сталину, или к судьбе, или к самому себе.

    Потому что не волк я по крови своей

    И меня только равный убьет.

    15. Как вы понимаете эти строки? Для чего служит повтор? Если считать первую строфу своеобразной экспозицией, то как можно охарактеризовать композицию стихотворения?

    МИЗАНСЦЕНА

    (франц. mise en scеne - размещение на сцене), расположение актёров на сцене в тот или иной момент спектакля. Иск-во М.- один из важнейших элементов режиссуры и актёрского мастерства.

    (Большой Российский энциклопедический словарь)

    _____

    ж. Размещение актёров и сценической обстановки в разные моменты исполнения пьесы.| прил. мизансценический, ая, ое.

    (Толковый словарь Ожегова)

    У Б.Пастернака мы встретимся примерно с таким же мотивом в стихотворении «Гамлет»:

    …Если только можно, Авва Отче,

    Чашу эту мимо пронеси.

    Я люблю Твой замысел упрямый

    И играть согласен эту роль,

    Но сейчас идёт другая драма

    И на этот раз меня уволь.

    Но продуман распорядок действий

    И неотвратим конец пути.

    Я один. Всё тонет в фарисействе.

    Жизнь прожить - не поле перейти.

    Можно рассмотреть эти строки как развитие действия в мизансцене стихотворения.

    Повтор не дублирует состояние участников поединка: «на плечи» - это значит сзади (иначе было бы «на грудь»), слово «равный» говорит уже о поединке лицом к лицу., поскольку это оказалось неизбежным.

    Быть пассивной, безличной жертвой, «неизвестным солдатом» колеса истории он не хотел и не мог - и вступил в беспримерный поединок со своим временем. Поэзия Мандельштама в начале 30-х годов становится поэзией вызова .

    16. Каким размером написано стихотворение? Как это помогает раскрывать основную идею произведения?

    Стихотворение написано разностопным анапестом, это должно было сделать тон и ритм стихотворения мягким и плавным. Но перекрестная мужская рифма, а также отсутствие пиррихиев, сообщает всему произведению жесткий, устойчивый ритм, который отвечает идейному содержанию.

    1. Подведение итогов.
    2. Домашнее задание: написать сочинение «Анализ стихотворения О.Э. Мандельштама «За гремучую доблесть грядущих веков…»
    3. Прослушивание аудиозаписи песни на стихотворение «За гремучую доблесть грядущих веков… » на музыку

    Стихотворение «За гремучую доблесть грядущих веков. » было написано в 1931 году. Те­ма – трагическая судьба поэта, живущего в эпоху «века-волкодава». Рассмотрим центральные образы произведения. «Отцами» Мандельштам называл поэтов – предшественников, а себя ощущал званым гостем на их пиру. Но от русской поэзии, поэт был изолирован («Я лишился й чаши на пире отцов»). Была возможность приобщиться к другому братству: всему человечеству. Для этого надо было поверить в будущее этого братства и не замечать настоящего: «не видеть ни труса, ни липкой

    Грязцы, ни кровавых костей в колесе». Но для этого нужно стать «зверем», а лирический герой «не зверь по крови своей». Он не принимает дружбу с веком-волкодавом:

    Запихай меня лучше, как шапку, в рукав

    Жаркой шубы сибирских степей.

    Он предпочитает такой дружбе Сибирь:

    Уведи меня в ночь, где течет Енисей И сосна до звезды достает,

    Потому что не волк я по крови своей И меня только равный убьет.

    Таким образом, лирический герой открыто провозглашал готовность принять мученический венец «за гремучую доблесть грядущих веков, за высокое племя людей».

    (Пока оценок нет)



    Сочинения по темам:

    1. Отношения Мандельштама к Великой Октябрьской революции было двойственным. С одной стороны – он испытывал радость, предвкушая кардинальные перемены в жизни...
    2. Стихотворение «Я вернулся в мой город, знакомый до слез. » было написано в 1930 году. Оно посвящено городу, в котором...
    3. В 1913 году издательство “Акмэ” тиражом в 300 экземпляров выпустило дебютный сборник Мандельштама, получивший название “Камень”. Среди стихотворений, вошедших в...
    4. В ноябре 1933 года Мандельштам написал стихотворение “Мы живем, под собою не чуя страны…”, направленное против Сталина. Он не только...
    5. Это стихотворение написано Осипом Мандельштамом в 1910 году. Называется оно ” SILENTIUM”, что переводится как “Молчание”. Название, конечно же, отражает...
    6. Казалось бы, все уже известно, каждая строка мандельштамовекого “Камня” знакома так, как будто ты написал ее сам, каждое стихотворение знаешь...
    7. В 1913 году на собственные деньги Мандельштам выпустил дебютный сборник под названием “Камень”. Впоследствии вышло еще два издания книги, причем...

    1 610 0

    На момент свершения Октябрьской революции уже был полностью состоявшимся поэтом, высоко ценимым мастером. С советской властью отношения у него складывались противоречиво. Ему нравилась идея создания нового государства. Он ожидал перерождения общества, человеческой природы. Если внимательно читать мемуары жены Мандельштама, можно понять, что поэт был знаком лично со многими государственными деятелями - Бухариным, Ежовым, Дзержинским. Примечательна и резолюция Сталина на уголовном деле Осипа Эмильевича: «Изолировать, но сохранить». Тем не менее, некоторые стихотворения пропитаны неприятием методов большевиков, ненавистью к ним. Вспомнить хотя бы (1933). Из-за этого открытого высмеивания «отца народа» и его приближенных поэта сначала арестовали, а потом отправили в ссылку.

    (1931-35) - стихотворение, в некоторой степени близкое по смыслу к вышеназванному. Ключевой мотив - трагическая судьба поэта, живущего в страшную эпоху. Мандельштам называет ее «век-волкодав». Подобное именование встречается ранее в стихотворении «Век» (1922): . Лирический герой стихотворения «За гремучую доблесть грядущих веков…» противопоставляет себя окружающей действительности. Он не желает видеть ее страшных проявлений: «трусов» , «хлипкую грязцу» , «кровавые кости в колесе» . Возможный выход - побег от реальности. Для лирического героя спасение кроется в сибирской природе, поэтому возникает просьба: «Уведи меня в ночь, где течет Енисей» .

    Два раза в стихотворении повторяется важная мысль: «…не волк я по крови своей» . Это отмежевание принципиально для Мандельштама. Годы, когда написано стихотворение, - время для советских жителей крайне тяжелое. Партия требовала полного подчинения. Перед некоторыми людьми ставился выбор: либо жизнь, либо честь. Кто-то становился волком, предателем, кто-то отказывался сотрудничать с системой. Лирический герой явно относит себя ко второй категории людей.

    Есть еще один важный мотив - связь времен. Метафора идет от «Гамлета». В шекспировской трагедии есть строки про порванную цепь времен (в альтернативных переводах - вывихнутый или расшатанный век, порванная дней связующая нить). Мандельштам считает, что события 1917 года разрушили связь России с прошлым. В уже упомянутом стихотворении «Век» лирический герой готов пожертвовать собой, чтобы восстановить разорванные узы. В произведении «За гремучую доблесть грядущих веков…» видно намерение принять страдание ради «высокого племени людей», которым суждено жить в будущем.

    Противостояние поэта и власти, как это часто бывает, закончилось победой последней. В 1938 году Мандельштама вновь арестовали. Осипа Эмильевича отправили по этапу на Дальний Восток, при этом приговор был не слишком жесток по тем временам - пять лет концентрационного лагеря за контрреволюционную деятельность. 27 декабря он умер от тифа, находясь в пересыльном лагере Владперпункт (территория современного Владивостока). Поэта не хоронили вплоть до весны, как и прочих скончавшихся узников. Затем его погребли в братской могиле, местоположение которой остается неизвестным по сей день.