Основные черты характера кабанихи. Сравнительная речевая характеристика дикого и кабанихи. Кабаниха в речи посторонних людей

Богатая купчиха Кабанова - блюстительница старых основ жизни, женщина грубая, властная, постоянно протестующая против движения жизни вперед. Крайне невежественная, она создала себе целый мирок убеждений и правил, основанных на деспотизме, грубом суеверии, самодурстве. Всему новому она противопоставляет старое, в старине видит порядок и добро, а в новом только зло и бессмыслицу. Она держит в страхе своих детей, заставляет их соблюдать старинные обряды. В ее семье на самые естественные стремления и чувства наложен запрет, - дети не могут сделать самостоятельно шага ни в чем. Они не имеют права иметь свой ум и свое чувство. «Что ты на шею-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником прощаешься! - Он тебе муж - глава! Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!» - кричит Кабанова Катерине, прощающейся с мужем.


Кабаниха окружает себя кликушами, ходит в церковь, оделяет нищих милостыней, но в то же время заедает домашних. Она стремится сохранить старинные порядки в семье и не признает никакого права за молодыми людьми. Ее раздражает, когда молодежь противоречит ей и не соблюдает старинных обычаев. Провожая своего сына в дорогу, она выговаривает ему за то, что он не кланяется ей в ноги и жене своей не приказывает, как жить без него, осуждает невестку за то, что она не лежит на крыльце и не «воет», чтобы показать свою любовь к мужу.


Она заставляет сына наказывать свою жену, держать ее в страхе, как велит религия. По ее убеждению без страха жить нельзя, иначе все превратится в какой-то хаос. Когда сын возразил: «Да зачем же бояться? С меня и того довольно, что она меня любит», мать закричала: «Как, зачем бояться? Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет? Ведь ты, чай, с ней в законе живешь? Али, по вашему, закон ничего не значит? Да уж коли ты такие дурацкие мысли в голове держишь, ты бы при ней-то, по крайней мере, не болтал, да при сестре, при девке; ей тоже замуж идти: этак она твоей болтовни наслушается, так после муж-то нам спасибо скажет за науку. Видишь ты, какой еще ум-то у тебя, а ты еще хочешь своей волей жить».


Для Кабановой догма старины выше живой жизни. У нее на устах постоянно одни и те же нравственные поручения - не живите своей волей, соблюдайте старину, почитайте старших. Хотя в душе она сознает, что время берет свое и уже невозможно заставить молодых жить по старине, но в силу своего эгоизма она не могла примириться с мыслью, что не будут сохраняться те порядки, которые она любит и считает настоящими.


«Так-то вот старина-то и выводится», - говорит Кабанова. - «В другой дом и взойти-то не хочется. А и взойдешь-то, так плюнешь, да вон скорее. Что будет, как старики-то перемрут, как будет свет стоять, уж я и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего».
И в другом месте она с горечью говорит:
«Знаю я, что вам не по нутру мои слова, да что же делать-то, я вам не чужая... Я давно вижу, что вам воли хочется».
Кабанова не хотела понимать запросов молодого поколения, не хотела изменять догмам старины и тем самым привела к трагической гибели Катерину, толкнула на пьянство сына и вынудила к бегству из дома свою дочь. Но это ничему не учит деспотичную купчиху, она и после смерти невестки продолжает настаивать на своем. Она и над трупом невестки не произносит слова примирения.


Когда погибла Катерина, она, верная своему характеру, только могла сказать со старческим брюзжанием: «Мало она нам сраму-то наделала. Полно, об ней и плакать-то грех».

Властная и грубая Марфа Игнатьевна Кабанова или Кабаниха — один из центральных женских персонажей пьесы Островского «Гроза».

Характеристика героини

(Фаина Шевченко в роли Кабанихи, драматическая постановка, 1934 )

Кабаниха — богатая купчиха и вдова, живущая в провинциальном городе Калинове с дочерью, сыном и женой. Она единолично руководит все делами семьи и не приемлет никаких возражений, имеет очень сильную и властную натуру. Для неё главные понятия в семейном укладе, которые она требует неукоснительно исполнять, это «страх» и «приказ».

Несмотря на то, что она религиозна и является ревностной христианский, далека от духовной жизни, а интересуется исключительно земными и насущными проблемами. Она очень лицемерная, холоднокровная и хитрая старуха, которая на людях подает милостыню нищим, а дома обижает и тиранит детей и невестку. Ей ничего не стоит оскорбить или унизить человека, она отличается жесткостью и суровостью, ей нравиться держать людей в страхе, так ими лучше управлять и подчинять своей воле.

(Иллюстрация Герасимова С,В, детгиз 1950 )

Кабаниха — типичный представитель старого патриархального уклада жизни, для неё в первую очередь важны порядки и обычаи, с чувствами и желаниями близких она просто не считается и думает, что имеет полное моральное право унижать их, «читать морали» и всячески ими управлять. Причем оправдываясь родительской заботой и любовью к детям она совсем не считает себя тираном и твердо верит в то, что действует во благо. Кабаниха уверена в том, что она совсем не обязана рассуждать верно она поступает или нет, главное жить по завету отцов и неукоснительно выполнять их наставления, тогда везде будет царить мир и порядок. По её разумению только люди в возрасте обладают достаточным умом и мудростью, молодые должны все делать по их наставлению, сами они не могут принимать никаких решений.

Больше всех от тирании злобной Кабанихи страдает тихая и покорная невестка Катерина, которую та ненавидит всей душой и бешено ревнует к сыну. Мать считает его тряпкой, а проявления ласки по отношению к молодой жене - слабостью, перед его отъездом она советует ему как можно строже отчитать Катерину, чтобы боялась его и уважала. От неё не ускользают перемены в поведении невестки и она подозревает её в измене мужу. Когда Тихон возвращается мать доводит Катерину до того, что она во всем сознается. Кабаниха полностью удовлетворена, ведь она оказалась во всем права - ласковое отношение к жене не может привести ни к чему хорошему.

Образ героини в произведении

Образ Кабанихи, тирана и самодура в женском обличье, символизирует нравы и моральные устои, царившие в купеческом обществе в России 19-го столетия. Погрязшие в устаревших догмах и незыблемых традициях, они имеют силы и финансовые возможности, чтобы сделать государство лучше, но не обладая достаточным самосознанием и увязнув в косности и ханжестве, не могут на это решиться.

В конце произведении злобную и жестокую Кабаниху ждет своя собственная «гроза» и полное крушение её мира: невестка Катерина признается в чувствах к другому мужчине, сын публично восстает против неё, дочь убегает из дома. Все заканчивается весьма печально: Катерина под давлением стыда и морали, доведенная Кабанихой до полного отчаянья, бросается с обрыва в реку, дочь находит спасение в побеге, а сын Тихон наконец отбросив все годы унижений и потаканий капризам маменьке наконец говорит правду: « Вы её погубили!Вы!».

В своем произведении Островский создал страшный и мрачный вымышленный город Калинов, настоящее воплощение жестокого и бесчеловечного отношения к людям. Это царство тьмы, где безраздельно властвуют такие монстры как купчиха Кабаниха и её кум Дикой. Иногда там пробиваются редкие лучики света и доброты, такие как Катерина, но выразив свой протест против страшного и темного царства, погибают, не выдержав неравной борьбы с засильем зла и жестокости. И все же царство тьмы рано или поздно будет рассеяно, и люди в Калинове заживут новой, счастливой жизнью.

Самодурство и Невежество в драме А. Н. Островского «Гроза»

1. Реализм драмы «Гроза».

2. Портрет Савела Прокофьевича Дикого.

3. Кабаниха - глава «темного царства».

4. Завершение власти Самодурства и невежества в драме А. Н. Островского «Гроза»

Идея создания драмы «Гроза» появилась у Александра Николаевича Островского в 1859 году после длительного путешествия по волжским городам. Принято считать, что прототипом главной героини этой пьесы - Катерины Кабановой - стала реально существовавшая женщина, Александра Клыкова. История ее жизни была очень похожа на судьбу Катерины. Интерес вызывает тот факт, что Островский завершил свое произведение примерно за месяц до того, как Клыкова утопилась в Волге, не выдержав издевательств своих родственников. Данное обстоятельство, безусловно, свидетельствует о том, что автор очень ярко и реалистично показал в драме «Гроза» жесткий конфликт, происходящий между разными поколениями в одном купеческом семействе.

Самодурство и невежество в драме А. Н. Островского «Гроза» показаны автором при помощи двух очень ярких образов - Савела Прокофьевича Дикого и Марфы Игнатьевны Кабановой («Кабанихи»), свекрови главной героини.

Дикой - один из типичных представителей провинциального богатого купечества. Это человек, имеющий определенные права в городе и считающий, что ему дозволено если не все, то многое. О данном обстоятельстве свидетельствует следующее его высказывание:

Кулигин. За что, сударь, Савел Прокофьевич, честного человека обижать изволите?

Дикой. Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и поважней тебя никому отчета не даю...

Далее Островский указывает на то, что самодурство, недостойное поведение Дикого - вовсе не порочное качество, а природное свойство его «горячего своевольного сердца». Беда Савела Прокофьевича в том, что он не предпринимает никаких попыток обуздать свой неукротимый нрав, и поэтому он безнаказанно творит все, что хочет.

Окружающие люди воспринимают Савела Прокофьевича неоднозначно. Например, Кулигин утверждает, что Дикому следует во всем уступать, чтобы не нарваться на грубость, но Кудряш вполне резонно возражает ему: «...кто ж ему угодит, если у него вся жизнь на ругательстве построена? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится...».

Но никакой капитал, никакие средства не могут споспешествовать обогащению духовной жизни Дикого. Несмотря на непоколебимую убежденность в собственной правоте, он быстро поджимает хвост, сталкиваясь по воле случая с более значительной персоной. При этом ему вовсе не чужда самокритика: например, накричав во время великого поста на ни в чем не повинного крестьянина, который привез ему дрова, он публично извинился перед обиженным, чтобы не брать на душу греха. Но этот «добрый» поступок - лишь очередная причуда богатого самодура, а не искреннее покаяние.

Жизнь Савела Прокофьевича построена вокруг денег, капитала - по его мнению, все хорошее можно купить, а отдавать деньги «просто так» следует только в исключительных случаях. Сам он прямо говорит об этом: «Я отдать отдам, а обругаю».

В отличие от Дикого Марфа Игнатьевна Кабанова, которую окружающие именуют «Кабанихой», придерживается устоявшихся норм старой морали, точнее, ее худшей стороны. Соблюдая правила и законы «Домостроя», она скрупулезно отбирает только те, которые выгодны ей, не обращая внимания на остальные. К сожалению, она не соблюдает самый главный, ключевой закон - нельзя осуждать людей, случайно согрешивших, следует прежде всего подумать о собственных прегрешениях и позаботиться об этом. Кабаниха же находит негативные стороны во всем - даже в момент прощания Катерины с мужем, уезжающим по делам на дне недели, недобрая свекровь находит повод для ехидного иысказывания: «Что ты на шею-то виснешь, бесстыдница! 11е с любовником прощаешься! Он тебе муж, глава! Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!» При этом к сыну Марфа Игнатьевна относится слишком сурово, навязывая свои м. чгляды, не давая ему жить самостоятельно.

Возможно, подобный деспотизм, стремление к безграничной власти над домочадцами и не были основной чертой характера Кабановой. Она пыталась всеми силами поддерживать строгий порядок в доме, руководить не только хозяйством, но и человеческими взаимоотношениями. К сожалению, в силу своего невежества она не в состоянии деликатно разрешать возникающие конфликты, своей диктатурой еще более усугубляя накалившуюся обстановку. Мне-ние чужих людей для нее безразлично, на собственных ошибках учиться она не умеет.

Трагическая развязка драмы «Гроза» - самоубийство Катерины, уставшей от постоянного гнета свекрови, эмоционального напряжения, постоянных оправданий из-за выдуманных прегрешений и «неправильных» поступков. Это не просто уход из опостылевшей жизни, но прежде всего неосознанный вызов той силе Самодурство и невежество , которая правит окружающим миром, протест против навязываемой фальшивой «нравственности». И даже забитый, подавленный матерью муж Катерины - Тихон - понимает это. Склонившись над телом утонувшей супруги, он говорит: «Хорошо тебе, Катя! А я - то зачем остался жить на свете да мучиться!» Он начинает понимать порочность и неискренность отношений, царящих в его семье, но его мягкий, безвольный характер не позволяет ему решиться па серьезный поступок, воспротивиться психологическому давлению.

Слова Тихона дают нам понять, что жизнь в «темном царстве», где правят самодурство и невежество, хуже, чем смерть. Иначе, разве могут живые люди завидовать ушедшим, тем более самоубийцам (ведь по законам православной церкви, добровольное «бегство» из жизни - один из самых тяжких грехов)? И само существование этого порочного круга близится к завершению. Нормальный человек не может существовать в атмосфере гнета, обид, невежества и фальшивой морали, значит, близится освобождение от власти Кабанихи и ей подобных.

В 1856 году А. Н. Островский путешествует по Волге. Впечатления от поездки находят отражение в его творчестве, «Гроза» тоже написана по мотивам этой поездки. Это история о купеческой жене, воспитанной в строгости и нравственности, полюбившей молодого человека. Изменив мужу, она не в силах скрывать это. Публично покаявшись в измене, она бросается в Волгу.

Вконтакте

Противоречивый образ Марфы Игнатьевны Кабановой

Пьеса построена на сопоставлении двух сильных противоположных образов: Екатерины и Марфы Игнатьевны Кабановой. На самом деле, у них много общего: главенство патриархального мира, свойственный обеим максимализм, сильные характеры. Несмотря на свою религиозность они не идут на компромисс и не склонны к милосердию. На этом их сходства заканчиваются. Они находятся на разных полюсах патриархального мира. Кабаниха - земная женщина, ее волнует соблюдение порядка до мелочей. Человеческие отношения ее не интересуют. Патриархальный уклад жизни для Катерины заключен в мечтательности, одухотворенности.

Образ Кабанихи в пьесе «Гроза» - один из центральных . Она - вдова, оставшаяся с двумя детьми, Варварой и Тихоном. Ее справедливо можно назвать суровой и беспощадной за упреки Тихона в том, что мать он любит меньше, чем свою жену Катерину, и постоянно стремится уйти от воли матери.

Преобладающим свойством личности Кабанихи можно назвать деспотичность, но не сумасбродство . Каждое ее требование к окружающим, будь то ее сын или невестка, подчинено нравственно-житейскому кодексу «Домострою». Поэтому она свято верит в принципы, о которых в нем говорится, и считает правильным их неуклонное соблюдение. Обращаясь к домостроевским понятиям, она считает, что дети должны настолько почитать своих родителей, что воля детей не имеет никакого значения. Отношения между супругами должны строиться на боязни женой своего мужа, беспрекословном ему подчинении.

Кабаниха в речи посторонних людей

Характеристика Кабанихи получается понятной читателю, благодаря высказываниям персонажей пьесы. Первое упоминание о Марфе Игнатьевне звучит из уст Феклуши. Это нищая странница, которая благодарна ей за доброту и щедрость. В противовес звучат слова Кулигина о том, что она щедра к нищим, а не к родным людям. После этих кратких характеристик читатель знакомится с Кабанихой. Слова Кулигина подтверждаются. Мать придирается к словам сына и невестки. Даже своей кротостью и искренностью Катерина не вызывает у нее доверия. В сторону сына летят упреки за отсутствие любви к матери.

Мнение о Кабановой членов ее семьи

Один из самых эмоциональных моментов пьесы - сцена проводов сына Тихона . Кабаниха упрекает его в том, что он не кланяется матери в ноги, и с женой прощается не так, как должно. Катерина после отъезда Тихона, по мнению Кабанихи, должна показать свою любовь к нему - выть и лежать на крыльце. Молодым поколением нарушаются все обычаи и традиции, и это приводит Кабаниху к грустным размышлениям.

Катерине - невестке, достается больше всех остальных. Любое ее слово обрывается резкими нападками и замечаниями. Заметив ласку, а не страх, в обращении с Тихоном, Кабаниха со злобой упрекает ее. Её безжалостность доходит до предела после признания Катерины. По ее мнению, невестка достойна, быть живьем закопанной в землю.

Кабаниха с презрением относится к Катерине , считая ее примером того, как непочтительно молодежь относится к старшему поколению. Больше всего ее тяготит мысль о том, что она может остаться без власти. Ее поведение приводит к трагическому финалу пьесы. В самоубийстве, совершенном Катериной, есть и ее вина. Невестка долго терпела унижения в свой адрес и однажды не выдержала.

Подчиняясь приказам сумасбродной матери, Тихон становится бесхребетным существом . Дочь сбегает, устав от постоянных вмешательств родительницы в ее личную жизнь. Старинный уклад жизни с истинной высокой моралью исчезает из жизни, оставляя только мертвую давящую оболочку. Молодые герои пьесы притворяются, что соблюдают патриархальные заповеди. Тихон делает вид, что любит мать, Варвара ходит на тайные свидания, только Катерину мучают противоречивые чувства.

Марфа Игнатьевна занята земными делами. Она считает себя справедливой, потому что, по ее мнению, строгость родителей отразится самым лучшим образом на детях - они научатся быть добрыми. Но старый уклад жизни рушится, патриархальный строй исчезает. Это трагедия для Марфы Игнатьевны. Однако вспыльчивость и сумасбродство не в ее характере. Она недовольна вспыльчивостью своего кума Дикого. Своевольным поведением и жалобами на семью Дикой раздражает ее.

Кабаниха предана традициям своей семьи и предков и чтит их, не осуждая, не оценивая и не жалуясь на них. Если жить по завещанию отцов, это приведет к миру и порядку на земле. В характере Кабанихи есть религиозность. Она верит, что человек попадет в ад, за совершенные злые поступки, но в то же самое время себя не считает виновной ни в чем. Унижение окружающих за счет своего богатства и власти для нее в порядке вещей.

Кабанихе свойственна властность, жестокость и уверенность в правильности своих взглядов . По ее мнению, поддерживание старинных порядков сможет уберечь ее дом от беспорядков, творящихся за пределами ее дома. Поэтому жесткость и твердость проявляется в ее характере все отчетливее. А искоренив свои собственные, лишние эмоции, не выносит их проявления и у других. За неповиновение ее словам самые близкие люди бывают наказаны хладнокровными унижениями и оскорблениями. В то же самое время к посторонним людям это не относится, с ними она благочестива и уважительна.

Марфа Игнатьевна Кабанова - неоднозначный персонаж, сложно жалеть или только осуждать ее. С одной стороны, она причиняет боль членам своей семьи, а с другой - свято верит в правильность своего поведения. Таким образом, отрицательными качествами характера Кабанихи можно назвать:

  • жестокость;
  • властность;
  • хладнокровие.

А положительными:

  • сильный непоколебимый характер;
  • религиозность;
  • «доброту и щедрость к посторонним».

Могущественная купчиха, которая боится всего нового, – такой образ создал в пьесе «Гроза». Как настоящий диктатор, Кабаниха защищает домострой и устоявшиеся привычки. Ведь все новое несет в себе опасность и возможность потерять контроль над близкими.

История создания

Пьеса «Гроза» впервые опубликована в 1860 году. На написание произведения писателя подтолкнула личная драма, которая нашла отражение в произведении. В Кабанихе Островский воплотил характеристики тирана, деспота и самодура. Писатель специально не описывает детали внешности героини, чтобы читатель самостоятельно, только на основе внутреннего мира персонажа, создал образ купчихи.

Островский также не указывает точный возраст героини. При этом Кабаниха уповает на собственное старшинство и призывает молодое поколение к уважению:

«Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть. Старый человек на ветер слова не скажет».

Получившийся образ, равно как и произведение в целом, вызвал ожесточенные споры среди современников писателя. Но, несмотря на различные точки зрения, «Гроза» стала гимном предреформенного общественного подъема.

«Гроза»


Марфа Игнатьевна живет в городе Калинове, расположенном на берегу Волги. Муж женщины умер, оставив Кабаниху с сыном Тихоном и дочерью Варварой. В провинциальном городке о купчихе ходят неприятные слухи. Женщина – настоящая ханжа. Для посторонних людей Марфа Игнатьевна с радостью подает страждущим, но близких людей женщина терроризирует.

Женщина велит окружающим жить по устаревшим моральным принципам, которые ежедневно нарушает сама. Героиня считает, что дети не должны иметь собственного мнения, обязаны почитать родителей и беспрекословно слушать мать.

Больше всех достается жене Тихона – . Молодая девушка вызывает у пожилой купчихи ненависть и ревность. Кабаниха часто упрекает сына, что молодой человек больше любит молодую супругу, чем мать. Героиня проводит время за нравоучениями, лицемерие которых заметно окружающим.


Конфликт между молодой невесткой и купчихой обостряется с отъездом Тихона. Глава дома, которая считает проявления ласки признаком слабости, наказывает сыну строго отчитать жену перед отъездом. Женщина презирает мужчину, искренне любящего Екатерину. Купчиха считает сына слишком слабым, поэтому подавляет волю молодого человека собственным авторитетом, превращая жизнь Тихона и Катерины в ад.

Как только Тихон покидает Калинов, Кабаниха следит за невесткой с удвоенным вниманием. От женщины не ускользает, что с Екатериной происходят перемены, поэтому в момент возвращения Тихона домой купчиха вновь наседает на молодых.


Катерина и Тихон (кадры из постановок)

Когда Катерина не выдерживает давления и признается в измене, Кабаниха испытывает удовлетворение. Женщина оказалась права, свобода воли по отношению к жене не приводит ни к чему хорошему финалу. Даже после смерти невестки Кабаниха не смягчается. Марфа Игнатьевна не разрешает сыну отправиться на поиски супруги. А при обнаружении тела удерживает Тихона, чтобы тот даже не попрощался с женой.

Экранизации

В 1933 году на экраны вышла экранизации «Грозы», режиссером которой выступил Владимир Петров. Роль Кабанихи исполнила Варвара Массалитинова. Фильм получил награду на Венецианском международном фестивале как лучший фильм, представленный публике.


В 1977 году Феликс Глямшин и Борис Бабочкин сняли телеспектакль «Гроза» по одноименному произведению Островского. Красочная кинокартина пришлась по душе телезрителям. Деспотичную купчиху сыграла актриса Ольга Харькова.

В 2017 году режиссеры вновь обратились к творчеству писателя. Андрей Могучий поставил собственную интерпретацию «Грозы». Телеспектакль сочетает архаику и авангардизм. Образ Кабанихи на сцене воплотила народная артистка России Марина Игнатова.

  • Анализ диалогов героев «Грозы» позволяет сделать вывод, что Кабаниха воспитана в старообрядческой вере. Поэтому женщина отвергает нововведения, даже железную дорогу.

  • В театре купчиху часто изображают пожилой женщиной. Хотя писатель не указывает возраст героини, персонажу едва ли больше 40 лет.
  • Островский наградил Марфу Игнатьевну говорящим именем и фамилией. «Марфа означает «госпожа», а фамилия Кабанова распространена среди купечества. Прозвище «Кабаниха» женщина получила за упрямство, котором прославилась среди жителей города.

Цитаты

«Не очень-то нынче старших уважают».
«Никому не закажешь говорить: в глаза не посмеют, так за глаза станут».
«Полно, полно, не божись! Грех! Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор, как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу».
«Как зачем бояться?! Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?»
«Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала».