«Слово о полку Игореве» — первое художественное произведение русской литературы. Реферат: Название курса История создания и открытия

"Слово о полку Игореве" — самая выдающаяся достопримечательность Киевской Руси
Мировая литература знает немного таких произведений, которые бы захватывали новые и новые поколения, пересекали границы стран и материков, приобретали все более широкую и громче славу. И именно к таким памятников принадлежит бессмертное «Слово о полку Игореве» — героический, исполненный горячей любви к родине, к своему народу произведение.

«Слово» не рассказывает о всех подробностях похода и поражения Игоря, как это сделали летописцы. Неудачный поход Новгород-Северского князя — это для автора только повод, чтобы высказать свои мучительные раздумья, свое переживание за судьбу родной земли и ее народа, чтобы осудить княжеские междоусобицы и несогласия, Главная идея «Слова …» — это призыв русских князей к единению и защиты родных земель.

Начиная рассказ о самом поход, автор подчеркивает главное — храбрость и отвагу русского войска. О своих воинов Всеволод говорит, что они с детства воспитывались для ратного жизни: «А мои те Куряны — воины ловкие, под трубами увитые, под шлемами злелияни, концом копья згодовани …», они знают свое дело и всегда готовы к бою, чтобы искать себе чести, а князю славы. И сам Всеволод предстает как былинный богатырь, как мощный буй-тур. В «Слове …» ему нет равного среди мужественных. Храбрым изображено и предводителя похода Игоря. Его мужество и решительность проявляются в том, что он ведет на врага полки, несмотря на дикие и страшные предсказания — затмение солнца, грозовую ночь, вой волков, брехання лис и зловещее кружение орлов, сопровождающие войско, ожидая его гибели. Игорь видит себя и свою судьбу рядом с судьбой всех русских воинов, готов разделить с ними и славу победы, и горечь поражения, «с вами, русичи; хочу голову положить либо напиться шлемом с Дона» Настоящий рыцарь, человек чести, он считает, что когда случится несчастье — русичей разобьют, то лучше умереть от меча, чем попасть в плен: «Братья и дружина! Лучше ведь убитым быть, чем пленным быть ». Мужество, героизм, слава и честь стоят в «Слове …» очень высоко. О первой победную схватку с половцами автор говорит кратко, лишь сообщая, захватившие русские воины добычи великое множество. Но главная цель Игоря — освободить Русь от лютого врага и снискать себе славы.

Но эта первая схватка решили судьбу похода. Решающая битва была впереди. Приближение ее обрисована мощными и тревожными образами стихий природы. Возвращение короля предвещают кровавые звезды, из моря надвигаются черные тучи, чтобы затмить четыре солнца — четырех князей, а в тучах трепещут синие молнии. «Быть грому великому! Идти дождю стрелами с Дона великого? »Появление неисчислимого половецкого войска разворачивается в огромную панораму:« Земля гудит. Реки мутно текут. ПОЗИЦИЯред земли половецкой.

Не выдержав натиска вражеского войска, погиб Игорева жена, а сам князь попал в плен.
«Слово о полку Игореве» — самая выдающаяся достопримечательность литературы Киевской Руси. Мировая литература знает немного произведений, которые, подобно этому, захватывают все новые и новые поколения, пересекают океаны и языковые границы, завоевывая новых поклонников. «Слово» относится именно к таким произведениям, ибо оно полно горячей любви к родине, к своему народу, потому что поднимает общечеловеческие проблемы ответственности за свои поступки, мира и войны, единства.

Образ князя Игоря

Главный герой «Слова о полку Игореве» — князь Игорь Святославич. Это гордый и отважный, готовый отдать жизнь за родину рыцарь. Он презирает смерть, плен для него — величайший позор: «Лучше ведь убитым быть, — говорит он, — чем пленным …»
Игорь — волевая натура: он один сумел вернуть тысячу отступающих воинов назад, выступив на помощь Всеволоду, что изнемогал, окруженный половцами.

Все эти свойства вызывают симпатию к князьям Вместе с тем автор осуждает Игоря за неосмотрительность, недальновидность, славолюбие. Он слишком горяч, поэтому способен твердо оценить ситуацию. Его поспешность привела к трагедии: жена полностью разгромлена, сотни женщин стали вдовами, сотни детей — сиротами, князья «пересели из седла золотого и в седло невольничу», а главное — открылись настежь ворота для новых нападений половецких орд. Поэтому «тоска разлилась по русской земле», печаль буйная течет среди земли Русской », даже« никнет трава жалостью, а дерево с тоской к земле приклонилося ».

В неволе «Игорь не спит, Игорь мыслью поля мерит от великого Дона до маленького Донца» и детально обдумывает план побега, ибо только следующими мудрыми действиями он может искупить свою вину перед родным краем. Этого хотят все, даже природа.

Рассказывая о походе Игорева войска, автор не остается сторонним наблюдателем, он мучительно переживает ход событий и не может удержаться от комментирования поступков Игоря, от осуждения князей за распри, которые превращают родную страну в огромное кладбище, и умоляет русичей объединиться.
«Слово о полку Игореве» составило на меня очень большое впечатление. Я научилась понимать и любить литературу того времени и узнала много нового и интересного из истории Русской земли.

«Жанры древнерусской литературы» - Краткое содержание. Воинская повесть. Поучение. Древнерусская литература. Русской литературе более тысячи лет. Жанры Древнерусской литературы. Житие. Слово. Повесть временных лет. Особенности летописей. Поучение Владимира Мономаха. Житие Сергея Радонежского. Система жанров. Летопись. Хождение. Произведение о подвиге отважного русского купца.

«Слово о полку Игореве» - Главная идея. Историческая реальность похода. Слово о полку Игореве. Князь Игорь Святославович. Культура Руси. Культура Руси XII века. Киевская Русь. Любовь к Родине. Бегство Игоря из плена. Половцы. Второй день сражения. Памятник древнерусской литературы. Историческая реальность.

«Литература Древней Руси» - Что такое список? Истоки Древнерусской литературы. Что больше всего ценят в человеке древнерусские писатели? Как распространились книги в Древней Руси? Пергамент-специально обработанная кожа ягнят. Береста-светлый слой березовой коры. Князь Святослав. Содержание: Летописец Нестор. Жил во второй половине XI в.- начале XII в.

«Книга «Повесть временных лет»» - О древнерусском летописании. Повести временных лет. Русская земля. Текст украшался узорчатыми заглавными буквами. Повесть временных лет. О первых летописцах. Борис Годунов. Эпиграф урока. Летопись и миниатюра. Работа с текстом.

«Древние книги мира» - Египет. Древние книги. Книги на Руси. Греция. Древние книги народов мира. Правильный вариант ответа. Письменность в Египте. Прочитайте текст. Книги Китая. Книги Древней Греции. Книги и письмо в Египте. Книги Междуречья. Первые книги стран мира. Финикийский алфавит. Объедините древние книги и страну.

«Литература и музыка Древней Руси» - Музыка. Знаки. Инструментальная музыка. Жанр хождений. Рукописная книга. Литература и музыка Древней Руси. Псалмы. Жанр жития. Древнерусская церковная музыка. Повесть временных лет. Рождение знаменного пения. Антифонарий. Репертуар скоморохов. Изображение на фресках Софийского собора. Исторические жанры.

Всего в теме 23 презентации

Бархатова Людмила Павловна
учитель русского языка и литературы
МБОУ « Алмалинская СОШ».
Название предмета: литература
Класс: 9
УМК:
1. 1.«Программа общеобразовательных учреждений. Литература». Под редакцией
В.Я.Коровиной, М., Просвещение, 2009 год.
2. Учебник:
3. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература. 9 класс. В
2 частях, М., Просвещение 2014 год.
4. Методическая литература:
5.
­ Беленький Г.И.. Читаем, думаем, спорим. 9 класс. М.: Просвещение, 1996 год
6.
7.
­ Беляева Н.В. , Еремина О.А. Уроки литературы в 9 классе. Методические советы.
Книга для учителя. Просвещение, 2008 год
­ Литература: Русская классика (избранные страницы). IX класс. Учебник­
практикум для общеобразовательных учреждений. Под ред. Г. И. Беленького. – М.,
1997.

­ Коровина В.Я., Коровин В.И., Збарский И.С. Литература, 9 класс. Методические
советы. М., Просвещение, 2003 год
Уровень обучения: базовый
Тема урока: «Значение «Слова о полку Игореве» для русской литературы».
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 3ч.
Место урока в системе уроков по теме: 3
Цель урока: связать прошлое с настоящим, прививая любовь к Отечеству, гордость за
свою Родину.
Задачи урока:


учить анализировать художественный текст, самостоятельной поисковой работе по
заданной теме;
прививать интерес к культуре Родины;



обучение монологической и диалогической речи,
подготовка к домашнему сочинению по изучаемому произведению.
Планируемые результаты: определить значение «Слова…» для русской литературы,
подготовиться к домашнему сочинению
Тех.обеспечение урока: компьютерная презентация.
Содержание урока:
Словарная работа: патриотизм, честолюбие, междоусобица.
Содержание урока:
Подготовка: сообщения учащихся, чтение наизусть, выпуск газеты.
Ход урока:
I .ВЫЗОВ.
Контрольный письменный опрос. Слайд №2.
­Какие исторические события легли в основу «Слова»?
­Назовите автора «Слова».
­Кем и когда было найдено «Слово»?
­Что является политическим центром «Слова»?
­Что является лирическим центром «Слова»?
­Кто написал оперу «Князь Игорь»? Сколько лет создавалась опера?
­Какие художники оставили репродукции к «Слову»?
­Чьи переводы «Слова» вы знаете?
­С какой птицей сравнивает себя Ярославна?
­Кого автор «Слова» называет Гориславичем? Почему?
­Определите жанр «Слова».
­Какова идея «Слова»?
2.Сообщение темы, постановка целей.
3.Актуализация знаний.

Учитель: Русская литература возникла как чуткий отзвук на все, что могло волновать
человека, и стала художественной памятью того, что кровью сердца вливается из прошлого
в настоящее, что предостерегает судьбу отчизны от несчастий, что обеспечивало единство
великой русской земли, ее самобытность и национальную независимость. Ранней и самой
замечательной исторической песней было «Слово о полку Игореве», написанное
неизвестным автором. Сегодняшний урок – наш последний разговор на эту тему,
подготовка к сочинению по «Слову о полку Игореву».
4.Аналитическая беседа. Слайд №3.
1)Какое впечатление «Слово» произвело лично на вас? Что вас взяло за душу?
2)Но «Слово» ­ это лишь отголосок, отзвук той тревожной эпохи, а чем же интересен XII
век, почему мы вновь и вновь обращаемся к нему? (сообщение уч­ся о культуре XII века,
учебник, страницы 35­36 + книга Д. С. Лихачева «Слово культуры его времени»)
3)Но, может быть, не стоит нам ворошить прошлое, тем более воспоминания совсем не о
героическом походе русских витязей против половцев. Зачем мы вновь и вновь обращаемся
назад, зачем нам память о прошлом?
4)А почему так глубок интерес к культуре Древней Руси? (Память о прошлом, знание
прошлого – это приобщение каждого гражданина к истории, к культуре, к делам и
подвигам предков – ПРИРАСТАНИЕ К ОТЕЧЕСТВУ. Оттого изучение наследия русского
народа – неотъемлемая часть проявления любви к своему народу. И совсем не странно, что
интерес к Древней Руси и ее искусству, к ее прошлому очень велик, и не только в нашей
стране, но и во всем мире. Достаточно сказать, что первые 20 томов Трудов отдела
древнерусской литературы АН СССР (Пушкинский дом) переизданы за рубежом дважды –
в США и ФРГ. Литературные памятники Древней Руси переводятся и издаются даже в
Японии, Индии, Финляндии, Турции, Италии.)
5)Какие страницы (картины) «Слова» вас поразили больше всего? (затмение и воля Игоря,
гибель его брата, плач Земли русской, его побег и радость Родины)
6)Давайте остановимся на двух немаловажных моментах «Слова…»: плен Игоря и
плач Ярославны. слайд № 4
Сообщение ученика: ИГОРЬ (в крещении Георгий) СВЯТОСЛАВИЧ
(03.04.1151­29.12.1202), великий черниговский князь. Сын великого черниговского князя
Святослава Ольговича. Главный герой “Слова о полку Игореве”.
В 1180­98 княжил в Новгороде­Северском, в 1198­1202 владел Черниговским
княжеством. Игорь был участником многих усобиц, воевал с половцами. В 1185 он
вместе с тремя другими князьями совершил поход в глубь степей, намереваясь разгромить
половецкие орды, обитавшие в Северном Причерноморье и Подонье, и вернуть утраченный
город Тмутаракань на Таманском полуострове. Но войско Игоря потерпело поражение, а
сам он попал в плен к половцам. Вернувшись на Русь, он с помощью великого киевского
князя Святослава Всеволодовича пытался организовать отпор кочевникам.
Игорь сознавал гибельность для Руси феодальных усобиц. Находясь в плену, он с
болью вспоминал, как сам разорял русские земли: “...много убийств и кровопролития
совершил я в земле христианской... взял на щит город Глебов у Переяславля. Тогда немало
зла приняли безвинные христиане, разлучаемые отец с детьми своими, брат с братом, друг с

другом своим, жены с мужьями своими и дочери с матерями своими, а подруга с подругой
своей. И все было сметено пленом и бывшей тогда скорбью. Живые мертвым завидовали, а
мертвые радовались, ибо, как мученики, святым огнем от жизни этой приняли испытание.
Старцы умерщвлялись, юноши же лютые и тяжелые раны принимали, мужей же отделяли
одного от другого и рассекали на части. И то все сотворил я”.
Некоторые исследователи высказывали предположение, что Игорь является
автором “Слова о полку Игореве”. О. М. Рапов.
Слушание арии Игоря.
а) заслушать арию Игоря « Ни сна, ни отдыха измученной душе… Мне ночь не шлет
отрады и забвенья, Лишь прошлое я вновь переживаю Один в тиши ночей. И божье
знаменья угрозу, И бранной славы пир веселый, Свою победу над врагом, И бранной
славы горестный конец, Разгром, и рану, и мой плен. И гибель всех моих полков,
Честно за Родину головы сложивших. Погибло все: и честь моя, и слава. Позором
стал я земли родной. Смерть, постыдный плен – Вот удел отныне мой… А мысль,
что все меня клеймят?
Припев: О, дайте, дайте мне свободу, Я свой позор сумею искусить. Спасу я честь
свою и славу, Я РУСЬ ОТ НЕДРУГОВ СПАСУ.
7) Какие мысли не дают покоя князю? Как это отражено в музыке? Что он чувствует и как
это показано? (музыкой, словами, сменой тональности и темпа музыки)
8) Почему Игорь так надеется, что чуткое сердце «голубки лады» поймет и простит его? О
чем он сожалеет?
9) «И нет исхода мне! Ох, тяжко, тяжко мне! Тяжко сознанье бессилья моего!» ­
последние слова арии. Как вы их понимаете?(Именно Игорь, горя желанием вкусить Дону
великого или «копие приломите конец поля Половецкого», прогнал благое время. И
застонал Киев от горя, а Чернигов – от набегов.)
10)Отчего же нам все­таки жаль Игоря? Что в его арии трогает душу? Что главное в его
монологе: дайте свободу, чтобы искупить личный позор?
Слайд №5.
11)Чтение «Плача Ярославны» в переводе Ивана Ивановича Козлова, поэта, переводчика,
современника Пушкина. Литературным творчеством занялся после того, как ослеп в 1821
году. Его так же, как и Пушкина, привлекала красота и поэтичность «Слова». Перевод
«Слова» (1825 год), а именно «Плача Ярославны» он посвятил княгине Зинаиде
Александровне Волконской.
12) «Плач Ярославны…» А что такое «плач» на Руси (как жанр) и чем интересен плач
самой Ярославны?
10)Вы слушали плач Ярославны в нескольких переводах. Что между ними общего? Есть ли
различие? Плач Ярославны – это плач, горе только самой Ярославны?
(горе всех женщин земли русской, мужья и сыновья которых ушли на войну выполнять
тяжкий, но почетный долг – защищать родину от супостата.)

Великие произведения литературы никогда не утрачи-вают своей свежести и красоты, пусть даже история их происхождения теряется в веках. Одним из таких произведе-ний является «Слово о полку Игореве» — замечательный памятник древнерусской литературы. «Слово» по праву на-зывают уникальным произведением. Эта уникальность зак-лючается, прежде всего, в сочетании исторической прав-ды с высокой художественной образностью.

Уникальность «Слова» и в гармоничном содержании. В поэме нет ничего лишнего, второстепенного. В ней каж-дый образ, каждый символ, каждая сцена и каждая фраза имеют определенную завершенность и обладают важным смыслом. В поэме присутствуют образы княжеской дружины и русского народа, Родины и идеального правителя. В ней широко представлены фольклорная стихия и феодальная символика. Но особенно богато поэма насыщена образами и символами природы. Неслучайно многие исследователи говорят о «Слове» как о лирическом произведении. Образы и символы природы одухотворяют поэму, наполняют ее богатой звуковой и цветовой палитрой. Автор соединяет человека и природу в едином пространстве, делает их вза-имозависимыми. Перенесение человеческих свойств на при-роду, а природных свойств на человека помогает ему со-здать живописную картину событий, раскрыть духовный мир современника.

Следуя за авторским описанием природы, «Слово о пол-ку Игореве» можно условно разделить на две части. В пер-вой из них рассказывается о походе русского войска под началом князя Игоря в «поле незнаемое». Вторая часть содержит рассказ о последствиях этого похода и обраще-ние к русским князьям с призывом оставить крамолы и объединиться перед лицом общей беды. И в первой, и во второй части образы и символы природы занимают значительное место. В каждой части они играют особую роль. Природа Русской земли целиком и полностью нахо-дится на стороне русских воинов. Она различными спосо-бами и проявлениями старается предупредить князя Иго-ря, оградить русское войско от неминуемой погибели.

В самом начале похода князь Игорь получает от при-роды грозное предзнаменование в виде солнечного затме-ния: «Тогда Игорь глянул на светлое солнце и увидел вои-нов своих тьмою прикрытых». Но как нет согласия в отно-шениях между людьми, так нет его и в отношениях человека и природы. Князь Игорь игнорирует природное знамение, потому что «ум князя уступил желанию».

Природа остается верной человеку. Она не оставляет тщетных попыток предупредить русских воинов, оградить их от неизбежной опасности. По воле автора природа ста-новится одним из действующих лиц поэмы. В своих неис-числимых проявлениях она пытается задержать Игоря и его войско, не дать им удалиться за пределы Русской земли. Предгрозовыми стонами и звериным свистом у са-мой границы Русской земли с Полем половецким природа будто в последний раз умоляет князя Игоря отказаться от совершения опрометчивого поступка. Но «Игорь к Дону воинов ведет!». Русская земля оказывается за погранич-ным холмом, и природа уже не в силах повлиять на по-ступки людей, изменить предначертанное судьбой. Она как бы теряет свою охранительную силу.

Подобная потеря приводит к резкой перемене в приро-де. В своих проявлениях она становится настороженно-тревожной. Она уже не предупреждает. Теперь Игоря и его войско «подстерегают птицы по дубам; волки грозу поды-мают по оврагам; орлы клекотом на кости зверей зовут; лисицы брешут на червленые щиты». Природа, таким об-разом, обладает предвидением будущего. Русские полки еще только вступили на «землю незнаемую», а природа во всех своих проявлениях уже готовится увидеть их бес-славный конец. Перемены в природе приводят к измене-нию световой гаммы: «Заря свет уронила, мгла поля при-крыла». Удаление в пределы «земли незнаемой» приводит к тому, что «щекот соловьиный уснул, говор галок пробу-дился».

В первой стычке с половцами войско Игоря одерживает легкую победу. Воодушевленные успехом, русские начи-нают преследовать противника. И только природа не вы-ражает своего восторга по этому поводу. Теперь она как будто совершенно безразлична к судьбе Игоря и его войс-ка: «Кровавые зори свет возвещают; черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца, а в них трепещут синие молнии». И среди этого обилия траурных тонов всплы-вает беспомощное восклицание, подчеркивающее необра-тимость событий: «О Русская земля! Уже ты за холмом!».

Грубое пренебрежение сочувственным поведением при-роды оборачивается тем, что природа направляет свою силу против Игоря и его войска: «Вот ветры, внуки Стрибога, веют с моря стрелами на храбрые полки Игоревы. Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля прикрывает». Даже солнце, которое перед началом похода явило Игорю свое знамение, перестает быть снисходительным к русскому войску. Лишь когда исход битвы стал очевиден, природа сменяет свои грозные проявления на сочувствие: «Никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклони-лось». Материал с сайта

Автор прибегает к использованию образов и символов природы и во второй части поэмы. Например, при обра-щении к князьям он часто называет их соколами. И не только для того, чтобы подчеркнуть смелость, отвагу и мужество каждого в отдельности. Тем самым он призыва-ет их к единению, напоминает об общем происхождении. Ведь все русские князья имели одного предка — леген-дарного Рюрика, а их родовым символом был сокол.

Относительная гармония в отношениях между челове-ком и природой устанавливается лишь после побега князя Игоря из плена. Природа как бы прощает людей за безрас-судство. Своего рода покаянием перед природой звучат слова князя, обращенные к реке Донец.

Художественные образы природы в «Слове о полку Иго-реве» имеют объединяющее значение. Обращение к ним позволяет автору более полно и точно выразить свой при-зыв к единству. От начала и до конца поэма проникнута одухотворением и одушевлением природы. Подражая на-родной поэзии, автор соединяет человека и природу, наде-ляет их тесными родственными узами. Он стирает резкую грань между ними и тем самым показывает, что человек может быть силен природой, а природа мудра человеком. Их нельзя разделить, потому что они вечны и необходимы друг другу.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • краткое сообщение о древнерусской литературе
  • актуальность поэмы слово о полку игореве в наши дни
  • художественные мир слова о полку игореве сочинение
  • кто главный герой слова о полку игореве

Предмет: ЛИТЕРАТУРА

Методика проведения уроков

Название курса: Древнерусская литература

Название темы: «Слово о полку Игореве».

Роль и место данной темы в курсе

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы, до сих пор до конца не изученный и оставляющий много спорных вопросов. Произведение открывает курс изучения древнерусской литературы в 9 классе. Урокам по «Слову» предшествуют вводные уроки об особенностях, истории и основных этапах развития древнерусской литературы.

^ Перечень уроков по данной теме:

▪ Урок 1. Историческая основа «Слова о полку Игореве».

▪ Урок 2. Жанр. Сюжет и композиция «Слова о полку Игореве». Образ князя Игоря.

▪ Урок 3. Политический и лирический центр «Слова о полку Игореве». Проблема авторства.

▪ Урок 4. «…за землю Русскую!». Повторительно-обобщающий урок по «Слову о полку Игореве».

Основные вопросы темы:

Историческая обстановка на Руси в 11-12в.в. История рукописи «Слова». Сюжет и композиция, жанровые особенности «Слова». Образ князя Игоря. Политический и лирический центр «Слова». Образ Святослава, Ярославны. Роль сил природы, зловещие предзнаменования. Проблема авторства. «Слово» в разных видах искусства.

^ Краткий обзор материала, изученного на предыдущих уроках

На предыдущих уроках мы говорили об истории, этапах развития древнерусской литературы, вспомнили произведения этого периода, изученные в 8 классе, основные жанры и их жанровые особенности. Для более полного представления использовались материалы портала «Древнерусская литература» http://www.drevne.ru , сайта «Русская литература и фольклор» http://www.feb-web.ru

Перечень вопросов, изучаемых в данной теме

Круг изучаемых вопросов связан с разными аспектами «Слова». Необходимо рассказать о предпосылках написания «Слова», непосредственно связанных с идеей произведения – единение Русской земли. Образы главных героев – Игоря, Святослава и Ярославны – требуют рассмотрения, т.к. сочетают в себе черты простых людей и представителей княжеского рода, они неоднозначны, каждый по-своему отражает основную идею произведения. Обращение к опере А.Бородина «Князь Игорь» и картинам Глазунова, Рериха, Васнецова, Васильева поможет ярче раскрыть эти образы. Кроме того, лирический («Плач Ярославны») и политический центр «Слова» («Золотое слово Святослава») воплощают в себе чаяния всего русского народа. Пейзаж, силы природы, зловещие предзнаменования также служат для раскрытия идеи произведения. Нерешенная проблема авторства заставит детей самих задуматься об этом, выработать свою точку зрения и аргументировано доказать ее. Все уроки предполагают работу с текстом «Слова», т.к. в нем содержатся ответы на многие вопросы, связанные с изучением «Слова». Поэтому особое внимание нужно уделить особенностям жанра, композиции произведения в неразрывной связи с его сюжетом. Также детей необходимо познакомить с различными переводами «Слова» (Лихачева, Жуковского, Майкова, Заболоцкого).

После изучения «Слова» у детей должно сложиться представление об этом произведении как о величайшем памятнике древнерусской литературы.

^ Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов (компакт-диски, Интернет-ресурсы) и компьютерных программных средств

Общие сведения о древнерусской литературе: портал «Древнерусская литература» http://www.drevne.ru , сайт «Русская литература и фольклор» http://www.feb-web.ru

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия

http://myslenedrevo.com.ua/recom/spi/bojan.html-

http://feb-web.ru/feben/slovenc/es/es2/es2-2361.htm?cmd=0&hash=Игорь_2-об.

http://www.pereplet.ru/XPOHOC/slovo/-Югов

http://feb-web.ru/feb/slovenc/es/es4/es4-1091.htm-плач

http://lib.kgts.ru/HISTORY/RUSSIA/SLOWO/s

http://www.hronos.km.ru/dokum/slovo.html-о

http://www.hronos.ru

http://old-russian.chat.ru/index1.htm - сайт о древнерусской лит-ре, разные переводы «Слова»

http://www.krugosvet.ru/articles/16/1001639/1001639a1.htm энциклопедия «Кругосвет»

http://www.chat.ru/~old_rus2/

http://myslenedrevo.com.ua/recom/spi/spi-auth.html#P01#P01

Д.С.Лихачев:

http://www.lfond.spb.ru/ сайт Лихачева, Благотворительный фонд им.Лихачева

http://likhachev.lfond.spb.ru/Articles/vn6.htm -Лихачев

Другие виды искусства:

http://www.maslovka.info/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=65-Фаворский

http://maslovka.info/ - городок художников

http://www.glazunov.ru/RU/Obrazy_Ros.htm-Глазунов

http://tmn.fio.ru/works/96x/304/music-1.htm-Бородин

http://enc.mail.ru/article/51067200-энциклопедия, Бородин

http://vasil.lipetsk.ru/grd/5.htm-К.Васильев

http://www.hronos.km.ru/statii/o_vasnecove.html-Васнецов

http://web-gallery.org/Bilibin/Resume-ru.htm-билибин

http://gallery.facets.ru/catalog.php?page=2&sort=-2-эскизы Рериха к опере, галерея картин Рериха

http://moya-muzyka.nnm.ru/borodin_aleksandr_knyaz_igor-опера

http://glazunov.pereplet.ru/scena/index.html-эскизы Глазунова к опере

http://www.belcanto.ru Бородин

Викторина по «Слову»:

http://old-netler.narod.ru/victorina.htm#_ftn1#_ftn1

Использование компьютера при подготовке учителя к уроку

При подготовке к уроку учитель использует все названные Интернет-ресурсы, готовит к каждому уроку компьютерную презентацию. Возможные варианты презентаций к урокам размещены на сайте творческих учителей в сообществе учителей русского языка и литературы, раздел «Технология РКМЧП», там же расположены конспекты уроков. Для подготовки домашнего задания дети получают необходимые ссылки на используемые ресурсы.

^ Ожидаемые результаты обучения

Ученики получат представление о величайшем памятнике прошлого, ответят для себя на многие спорные вопросы, вдумчиво и внимательно проанализируют текст «Слова», проследят судьбу произведения в других видах искусства.

^ Тема урока: Историческая основа «Слова о полку Игореве».

Русь времен «Слова о полку Игореве».


«Изюминкой» урока станет использование компьютерной презентации, подготовленной учителем при помощи программы PowerPoint, включающей репродукции картин к «Слову», схему рода князя Игоря, карту похода против половцев. Использование презентации позволит «оживить» урок, стать непосредственным участником описываемых событий.

^ Работа учителя на уроке

создает общий настрой на изучение произведение с помощью размышления над словами Д.Лихачева и А.Пушкина «Человека создает земля. Без нее он ничто, но и землю создает человек. От человека зависит ее сохранность, мир на земле, умножение ее богатства. От человека зависит создать условия, при которых будут сохраняться, расти, умножаться ценности культуры, когда все люди будут интеллектуально богатыми и интеллектуально здоровыми. Ценя прекрасное в прошлом, защищая его, мы тем самым как бы следуем завету А.С.Пушкина: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образование от дикости»;

предлагает детям несколько репродукций картин на общее восприятие текста «Слова», из которых дети выбирают ту, которая в наибольшей степени, на их взгляд, соответствует произведению;

организует работу с текстом «Слова» по нахождению в нем исторических лиц, географических объектов, реальных исторических событий;

рассказывает об истории рукописи произведения, исторических событиях, положенных в основу, исторической обстановке на Руси того времени, русских князьях (лекция);

организует обсуждение услышанного, рефлексию собственной мыслительной деятельности.

^ Описание деятельности детей

Урок сочетает индивидуальную форму работы и работу в паре (работа с текстом произведения).

На уроке дети

Размышляют над предложенными вопросами и заданиями учителя;

Работают в паре с текстом «Слова», находят в нем упоминания реальных лиц, географических объектов, исторических событий;

Записывают материал лекции;

Рефлексируют собственную мыслительную деятельность, работу на уроке и услышанное на уроке.


Эпиграф к уроку, слова Д.С.Лихачева «Человека создает земля. Без нее он ничто, но и землю создает человек. От человека зависит ее сохранность, мир на земле, умножение ее богатства. От человека зависит создать условия, при которых будут сохраняться, расти, умножаться ценности культуры, когда все люди будут интеллектуально богатыми и интеллектуально здоровыми. Ценя прекрасное в прошлом, защищая его, мы тем самым как бы следуем завету А.С.Пушкина: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образование от дикости». ^ Материал по результатам работы с текстом «Слова».
Материал лекции учителя.

Обязательное: 1.составить план событий «Слова»;

Дополнительное: 3.найти дополнительный материал о князе Игоре (инд.задание).

Некоторые итоги урока

У учеников сложилось представление об исторической обстановке на Руси в 11-12в.в., истории рукописи «Слова о полку Игореве», появилось первичное представление об отражении произведения в других видах искусства, происходило развитие навыка работы с художественным текстом.

^ Тема урока: Жанр. Сюжет и композиция «Слова о полку Игореве». Образ князя Игоря.

Что нужно детям и учителю для работы на уроке (оборудование и ресурсы)

▪ Компьютеры, подключенные к Интернету;

▪ Текст «Слова о полку Игореве» в переводе Д.С.Лихачева.

^ Отличительные особенности («изюминки») данного урока

«Изюминка» урока – использование презентации с практическим заданием, наглядным материалом об А.Бородине и опере «Князь Игорь», приблизительным вариантом плана событий «Слова», этапами сюжета и композиции «Слова», жанрами устного народного творчества и древнерусской литературы, сочетаемыми в произведении, репродукциями картин к «Слову».

Еще одна «изюминка» - прослушивание фрагмента из оперы «Князь Игорь», составление устного эссе «Каким я представляю себе князя Игоря», использование приема «Телеграмма».

^ Работа учителя на уроке

Формулирует «Верные-неверные утверждения» по содержанию «Слова», предлагает выбрать из них верные на первом этапе урока, возвращается к этому приему в конце урока для проверки и обсуждения полученных результатов;

Создает особое настроение для развития воображения учащихся с помощью прослушивания фрагмента из оперы «Князь Игорь» А.Бородина и составления устного эссе «Каким я представляю князя Игоря»;

Проверяет полученные планы событий «Слова» и предлагает свой вариант;

Помогает вспомнить детям жанры устного народного творчества и древнерусской литературы, найти черты некоторых жанров в «Слове»;

Организует беседу о князе Игоре и его походе;

Предлагает детям поразмышлять об образе Игоря, предлагая разные репродукции и высказывания о нем

Использует прием «Телеграмма» (какую телеграмму мог бы отправить Игорь из плена?) для того, чтобы дети попытались понять чувства и переживания Игоря.

^ Описание деятельности детей

Учащиеся

Выбирают верные утверждения из предложенных учителем, аргументируют свой ответ;

Составляют устное эссе «Каким я представляю князя Игоря»;

Выступают с докладом о князе Игоре (доп.задание к уроку);

Выразительно читают вступление;

Участвуют в беседе;

Размышляют над предложенными репродукциями и высказываниями к «Слову»;

Составляют телеграммы от имени князя Игоря.

^ Что должно появиться в тетрадях учащихся

План событий «Слова» (дом.задание к уроку), вывод об особенностях композиции «Слова» жанрах, сочетаемых в «Слове», тексты телеграмм князя Игоря из плена. Необходимые ссылки на ресурсы Интернета для подготовки домашнего задания.

^ Домашнее задание (в том числе, при подготовке которого, должен использован компьютер).

Обязательное задание: 1) выразительное чтение «Плач Ярославны» и «Золотое слово Святослава»; 2)ответить на вопрос: кто мог быть автором «Слова», подобрать аргументы (с использованием ресурсов Интернета).

^ Некоторые итоги урока

После второго урока учащиеся расширяют представление о «Слове». У них появилось представление об особенностях композиции и жанра «Слова», возникло представление о князе Игоре. Учащиеся познакомились с отрывком из оперы «Князь Игорь» и новыми репродукциями к «Слову». Глубже изучили текст произведения..

^ Тема урока: Политический и лирический центр «Слова о полку Игореве». Проблема авторства.

Что нужно детям и учителю для работы на уроке (оборудование и ресурсы)

▪ Компьютеры, подключенные к Интернету;

▪ Текст «Слова» в переводе Д.С.Лихачева.

^ Перечень используемых на уроке цифровых ресурсов и программных средств

Используются ресурсы, указанные в общем описании НИТИ-методики: материал о «Плаче Ярославны» и «Золотом слове Святослава», репродукции картин к «Слову», можно использовать текст «Слова», если отсутствует бумажный носитель.
^ Отличительные особенности («изюминки») данного урока
По-прежнему «изюминкой» урока остается использование презентации с репродукциями картин, практическим заданием к тексту, образцами обложек разных изданий «Слова».

Другая «изюминка» - работа в группах и подготовка вопросов для обсуждения самими учащимися, прослушивание отрывка из оперы «Князь Игорь» («Плач Ярославны»), составление синквейна о Ярославне и Святославе (синквейн – стихотворение из 5 строк, составляется по алгоритму)

1-я строка

1 существительное

2-я строка

2 прилагательных

3-я строка

Что делает?

фраза из 4 слов,пословица, фразеологизм

5-я строка

Кто? Что? (Новое звучание темы)

1 существительное

^ Работа учителя на уроке.

Организует на уроке работу в двух группах;

Предлагает детям заполнить сводную таблицу

^ Золотое слово

Линия сравнения

Плач Ярославны

Кто произносит

Родство с Игорем.

К кому обращается.

Есть ли ответ, реакция.

Настроение.

Почему это центр «Слова».

Организует и направляет дискуссию в нужное русло;

Предлагает прослушать отрывок из оперы и поразмышлять над разными репродукциями;

Организует рефлексию в конце урока;

Предлагает составить синквейн.

^ Описание деятельности детей

Учащиеся

Работают на уроке в двух группах;

Заполняют сводную таблицу и обсуждают полученные результаты;

Формулируют вопросы для обсуждения в классе (1группа – «Плач Ярославны», 2 группа – «Золотое слово Святослава»;

Участвуют в дискуссии; выдвигают и доказывают версии об авторстве «Слова»;

Составляют синквейны;

Рефлексируют собственную деятельность.

^ Что должно появиться в тетрадях учащихся

В тетрадях должны появиться вопросы, составленные учащимися по своему отрывку, заполненная сводная таблица, синквейны о Ярославне и Святославе.

^ Домашнее задание (в том числе, при подготовке которого, должен использован компьютер)

1. нарисовать обложку к новому изданию «Слова», подготовить комментарий.

^ Некоторые итоги урока

Ученики проанализировали лирический и политический центр «Слова», у них сложилось представление о Ярославне и Святославе. Появилась версия об авторстве «Слова», познакомились с другими версиями.

^ Тема урока: «…за землю Русскую!». Повторительно-обобщающий урок по «Слову о полку Игореве».

▪ Компьютеры, подключенные к Интернету;

▪ Текст «Слова о полку Игореве» в переводе Д.С.Лихачева

▪ Распечатанные заготовки кластера (схемы).

^ Отличительные особенности («изюминки») данного урока
«Изюминкой» урока станет использование компьютерной презентации, обсуждение возможных вариантов обложки к новому изданию «Слова».

^ Работа учителя на уроке

Проводит контрольный письменный опрос по основным, уже изученным на предыдущих уроках вопросам (можно сформулировать вопросы самим или использовать вопросы викторины, расположенной по адресу http://old-netler.narod.ru/victorina.htm#_ftn1#_ftn1);

Организует обсуждение вариантов обложек к новому изданию «Слова»;

Помогает закончить кластер (как каждый из героев реализует идею единения);

Предлагает детям составить свое «Золотое слово».

^ Описание деятельности детей

Урок сочетает индивидуальную форму работы и работу в паре (работа по составлению кластера).

На уроке дети

Письменно отвечают на вопросы контрольного опроса, производят самопроверку;