Служба в вооруженных силах рф. Вооруженные силы российской федерации Роль вооружённых сил в политике и обществе

События последних недель минувшего года, связанные с освобождением от занимаемых должностей ряда чиновников и чиновниц Министерства обороны России, до сих пор в центре внимания общества. На сенсационные разоблачения в военном ведомстве пришлось реагировать и политическим деятелям, вплоть до первых лиц государства. Однако логика рассуждений иных высокопоставленных сановников такова : да – проворовались, да – не справились. За что и уволены. Но в целом военную реформу вели в правильном направлении .

Большинство положительных оценок реформ Вооружённых сил РФ исходит от людей, мало сведущих в военном деле и в оборонном строительстве . Они оперируют данными, которые получают от тех же высокопоставленных чиновников Министерства обороны. А потому допущенные ошибки нередко преподносятся как удачи, недостатки выдаются за преимущества .

Так рождались мифы о достижениях . Проверить их непросто, поскольку единственным бескомпромиссным экспертом эффективности военно-стратегических, военно-экономических и военно-технических мероприятий, проводимых в государстве, является война. К счастью, у нас есть возможность заняться «мифологией» нового облика, не прибегая к результатам столь кровавой экспертизы. Потому что непредвзятый анализ нового облика – это шанс для исправления допущенных ошибок.

Зачем ломали копья

Миф первый – об успешном усовершенствовании организации Вооруженных Сил . Прежде всего, имеется в виду переход от пятиуровневой к трехуровневой организационной структуре.

Эта легенда проверяется простой арифметикой. В недавнем прошлом Российская армия имела даже не пять, а девять уровней войсковой иерархии , это:
— группировка войск на театре военных действий (ТВД)
— фронт (в мирное время – военный округ)
— общевойсковая армия либо армейский корпус
— мотострелковая дивизия или бригада
— полк
— батальон
— рота
— взвод
— отделение.

В результате перехода на новый облик мы имеем:
— группировку войск на ТВД
— группировку войск на стратегическом направлении, замкнутую на оперативно-стратегическое командование (ОСК)
— армию
— бригаду
— батальон
— роту
— взвод
— отделение.

Всего восемь инстанций. «Экономия» произошла только на полковом звене – оно якобы исчезло. Но это лишь на первый взгляд. В подчинении ОСК появились новые оперативные объединения – командования ВВС и ПВО. А они в свою очередь состоят из бригад ВКО, которые включают не что иное, как полки (зенитные ракетные, радиотехнические). Вот и нашлась потеря. Выходит, новая организационная структура имеет столько же ступеней войсковой иерархии (а заодно и управленческих инстанций), сколько ликвидированная старая. И стоило ломать копья?!

Одним из аргументов в пользу перехода от дивизионной к бригадной структуре являлся опыт передовых стран. Однако и здесь реформаторы что-то напутали. В вооруженных силах США как были дивизии (механизированные, бронетанковые, пехотные и др.), так и остались. Дивизионная структура также составляет основу сухопутных войск Народно-освободительной армии Китая.

Если вспомнить о том, что война предполагает вооруженное столкновение с противником, то боевые потенциалы противоборствующих войсковых формирований должны быть взаимно сопоставимы. Иными словами, бригада воюет с бригадой противной стороны, а не с ее дивизией или армией. Но этого как раз и не получается. Нормативная полоса обороны (наступления) нашей «компактной» сухопутной бригады почему-то оказалась равной полосе применения «некомпактной» механизированной дивизии – 20 км по фронту .

В случае возникновения военного конфликта с противником, структура вооруженных сил которого совпадает с американской, в этой полосе сойдутся :
с российской стороны:
– два мотострелковых батальона
— два танковых батальона
— два артиллерийских дивизиона
— одна реактивная батарея

со стороны противника:
– две тяжелые бригады
— две бригадные группы
— одна бригада армейской авиации
— одна артиллерийская бригада.

ИТОГО:
— против 170 танков противника мы выставим 84 танка;
— против 394 его БМП и БТР – 263 своих;
— на поле боя встретятся 16 тысяч солдат и офицеров механизированной дивизии с 4,5 тысячи солдат и офицеров мотострелковой бригады российских Сухопутных войск.

А еще к сказанному добавим, что против 118 вертолетов армейской авиации, штатно находящихся в дивизии американской армии (в том числе 24 ударных), мы не выставим ничего ввиду их категорического отсутствия в штате бригады нового облика. К этому прибавим по мелочам:
— трехкратное превосходство предполагаемого противника в артиллерийских орудиях и минометах;
— шестикратное превосходство в реактивных системах залпового огня и др.

Несмотря на эти цифры, некоторые военачальники занялись развешиванием макаронных изделий на органы ощущения российских граждан. Одни сравнивают эффективность нашей новой бригады со старой нашей же дивизией. Другие – с аналогичными соединениями предполагаемого супостата. И (о чудо!) результаты сравнения полностью оправдывают бригадно-батальонную структуру войск. Это похоже на старую шутку о том, что у советского человека зарплата маленькая, но хорошая.

Но самым популярным «козырем» в пользу перехода от дивизии к бригаде приводилась якобы более высокая боевая готовность, мобильность и компактность последней. Здесь не поспоришь. Впрочем, если во главу угла ставить такие критерии, как компактность и мобильность, то стоило бы вообще воевать взводами или отдельными экипажами. Одиночная БМП или танк куда компактнее и шустрее соединения. Впрочем, тогда непонятно: почему в самом высокомобильном роде войск, которым по праву считаются ВДВ, от «неповоротливых» дивизий так и не отказались? Сохранились дивизии в РВСН и ВМФ.

Наряду с уровневой «экономией» преподносится как достижение то, что российские Вооруженные Силы стали трёхвидовыми . Этим они якобы выгодно отличаются от советских, включавших пять видов: СВ, ВМФ, ВВС, Войска ПВО страны, РВСН. Напомним забывчивым реформаторам, что наряду с тремя видами (СВ, ВВС, ВМФ) ВС РФ нового облика включают три самостоятельных рода войск (РВСН, ВДВ, Войска ВКО).

Чем род войск отличается от вида? Сменой вывески главного командования на командование и снижением в воинском звании и окладе командующего и некоторых должностных лиц его аппарата. Вот, собственно, и все. Поэтому с определенным «округлением» понятий мы можем считать современные ВС РФ шестивидовыми.

«Пиджаки» на передовой

Вторым мифом стала заявленная оптимизация системы управления войсками . Здесь следует рассмотреть несколько аспектов. Прежде всего, она является зеркальным отражением рассмотренной организационной структуры, поскольку число управленческих звеньев соответствует количеству этажей организационной вертикали. А там, как было показано выше, существенных прогрессивных новаций нет.

Кроме того, проведенная «оптимизация» штатов в органах управления некоторых войсковых формирований вряд ли способствует повышению качества и оперативности принятия решений и планирования боевых действий, постановки задач подчиненным и контроля их выполнения. Подтвердим сказанное цифрами.

В штате управления механизированной бригады ВС США «Страйкер» состоят 124 человека. Управление нашей мотострелковой бригады нового облика – 87 человек. Первое, что вызывает недоумение: в этом числе управленцев – 25 человек гражданского персонала. Причем в штате военного времени . Учитывая нахождение этих функционеров в 15-километровой зоне от линии фронта в радиусе досягаемости практически всех средств поражения противника, каков их статус в отечественном правовом поле и в рамках международного гуманитарного права?

Для сведения: в штатах военного времени ни стрелковой бригады 1944 года, ни мотострелковой бригады 1999 года не предусматривалось ни одной гражданской клетки. Нет их и в механизированной бригаде американской армии.

Указанную «экономию» на личном составе органа управления бригады нового облика относительно аналогичного по статусу соединения наших заокеанских оппонентов можно было бы оправдать высшей степенью автоматизации процессов управления и лучше организованной связью в Российской армии. Но подобную гипотезу нереально даже допустить. Причем не только в Сухопутных войсках, но и в самых высокотехнологичных видах Вооруженных Сил.

Вспомним, как осуществлялось управление авиацией ВВС в ходе грузино-осетинского конфликта в августе 2008 года. Мобильный телефон и крепкое словцо главнокомандующего, обращенное напрямую к летчику, минуя всю управленческую цепочку, игнорируя систему командных пунктов. При такой организации управления действительно не нужны ни штабы, ни боевые расчеты…

Следующий аспект – любая система управления тем эффективнее, чем проще и понятнее она сконструирована . Но, боясь признать и исправить допущенные ошибки, все новые решения «мягко встраивали» в старую многослойную управленческую конструкцию. Создаваемая структура становилась все более громоздкой и мудреной. Особенно от этих «рационализаций» пострадали войска и силы, ведущие борьбу в воздушно-космической сфере.

На одной из военно-научных конференций командующий Войсками ВКО, затрагивая проблемы управления дежурными по ПВО войсками, справедливо заметил, что, отвечая за выполнение комплекса задач боевого дежурства в этой сфере в воздушном пространстве всего государства, он руководит лишь формированиями, развернутыми в центральной части России. Остальные войска и силы ПВО (ВКО) подчинены другим лицам: непосредственно – главнокомандующему ВВС, оперативно – командующим военными округами (ОСК). Многовластие и безвластие одинаково разрушительны. Все это порождает безответственность . Повторись сегодня случай, подобный пролету Матиаса Руста, даже найти кандидатов в «стрелочники» будет непросто.

Помимо этого, Вооруженные Силы уже более полутора десятка лет живут без документов, регламентирующих их боевую деятельность . Случайный вектор реформы обусловливает такие же шараханья в документальной базе. Целое поколение офицеров выросло на временных наставлениях, боевых уставах и руководствах, бесчисленных уточнениях и дополнениях к ним. А ведь это юридический фундамент управленческой деятельности командира и штаба. Как была организована работа над написанием соответствующих проектов, несложно представить.

На совещании в октябре 2011 года один из высокопоставленных чиновников Генштаба напутствовал собравшихся ученых: «Проработайте уставы американские, французские, немецкие, английские. Вдумайтесь, и у вас появятся мысли …». И это в армии-победительнице, разгромившей Наполеона и Гитлера, имевшей самую передовую тактику, оперативное искусство и стратегию ведения войны! Мысли у присутствующих, разумеется, при таком подходе не появились…

Кроме всего прочего, бесконечно запутана система военных понятий . Какому-то эффективному гражданскому менеджеру (видимо, из крестьян) понадобилось вместо исторических наименований войсковых формирований ВВС вводить авиационные базы 1, 2 и 3-го разрядов. Напоминает плодоовощные хранилища недавнего прошлого. Не под этим ли впечатлением один авиационный генерал после увольнения в запас возглавил Тверскую сельскохозяйственную академию? И возможно, вскоре весенняя вспашка земли будет называться полевым сражением, сбор урожая корнеплодов превратится в наступательную операцию, а преуспевшим фермерам буду присваиваться очередные звания?

Непонимание, чем отличается орган управления войсковым формированием от самого войскового формирования, привело к несуразным тавтологиям. Например, лицо, управляющее действиями оперативного объединения ВВС, теперь называется «командующий командованием ВВС и ПВО». Кому и зачем понадобилось ломать то, что привычно и работает, на чужеродное и мёртвое?

Кадровые репрессии

Басня номер три: разумно осуществлялась кадровая политика . Напомним последние «достижения» руководителей военного ведомства в этой сфере деятельности. В течение двух лет из Вооруженных Сил были уволены около 200 тысяч офицеров и прапорщиков. Причем в первую очередь кадровым репрессиям (а как это по-другому назвать) были подвергнуты специалисты среднего командного, штабного и инженерного звеньев.

Нынешние майоры и подполковники в 90-е годы были 17-летними юношами. Государство убедило молодых людей, что они востребованы, и давало юридические гарантии установленного законом порядка прохождения военной службы – от принятия присяги до увольнения по достижении предельного возраста. Вряд ли хоть один из нынешних зрелых и опытных офицеров выбрал бы профессию «защищать Родину», зная, что через 15 лет будет вышвырнут из рядов Вооруженных Сил . А те, кто остался служить, оказались совершенно в ином правовом поле, не соответствующем ситуации, в которой они приняли решение посвятить свою жизнь ратному служению державе.

Но дело даже не в разбитых судьбах десятков тысяч верных России военнослужащих. Эти обманутые люди убедят своих детей, племянников и внуков, что не стоит верить государству и посвящать свою жизнь военной службе , что государство сначала заманит, а потом непременно вытрет о них ноги. Происходящие в армии процессы дали самый негативный результат, которому название деморализация . Причем есть целый ряд причин, чтобы считать ее не случайной, а глубоко продуманной.

Как можно объяснить, что тысячи офицеров, у которых имеются причины для законного увольнения из рядов Вооруженных Сил, по нескольку лет находятся «в распоряжении»?
— они частично получают денежное довольствие, но при этом имеют право не выполнять никакие служебные обязанности;
— они занимают штатные клетки в составе частей и подразделений и поэтому (как военнослужащие) не имеют права получать пенсию или устроиться на работу;
— они ожидают выделения квартир, которые (как выясняется) давно украдены чиновниками оборонного ведомства.

Военные суды полны исков от военнослужащих, чьи права ущемлены (различные недоплаты, необеспеченность по видам довольствия, злоупотребления, неверная интерпретация законов и т. д.). У многих из них возникло ощущение, что они и Министерство обороны оказались по разные стороны окопов и ведут непримиримую борьбу друг с другом. Когда такое было?

Лишняя наука

Четвёртая басня: реорганизована система подготовки военных кадров и упорядочен механизм военно-научных исследований . Нигде ошибки так дорого не обходятся, как в вопросах воспитания, обучения и расстановки специалистов. Кадровый потенциал – залог жизнеспособности любой организации. То, как Минобороны проявило заботу о сохранении и приумножении золотого фонда Вооруженных Сил, подрывает основы национальной безопасности.

В течение нескольких лет был приостановлен набор курсантов в военные училища и слушателей в военные академии . Объясняется это избытком . Но те, кто сегодня командует полками и бригадами, знают, что в войсках настоящий кадровый провал. Вместо избытка – нехватка офицеров младшего и среднего звена. Как следствие на вышестоящие должности назначаются неопытные офицеры, не видевшие полигонов, не успевшие принять участия в серьезных войсковых учениях.

Ряду выпускников военных училищ ввиду отсутствия должностей по профессиональному предназначению было предложено сделать позорный выбор – занять сержантскую должность или уволиться из рядов Вооруженных Сил . Разве такая обида не является миной замедленного действия? Разве молодой человек с разбитой офицерской судьбой будет патриотом такого государства?

Наверное, военно-учебных заведений в стране было действительно больше, чем надо. В плане реформы сокращено 40 из них и создано 10 укрупненных военных учебно-научных центров. Впрочем, внятных обоснований их потребного числа и профиля никто не слышал. Но самый чувствительный удар реформаторов почему-то пришелся по высокотехнологичным вузам . Уничтожены школы с мировым брендом – Военно-воздушная инженерная академия имени профессора Н.Е.Жуковского, Военно-воздушная академия имени Ю.А.Гагарина. Не прекращаются интриги вокруг единственного в мире вуза, занимающегося подготовкой комплексных специалистов ВКО, – Военной академии воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г.К.Жукова. Можно ли назвать такие высокоточные попадания случайностью?

Нанесен невосполнимый урон научно-педагогическим кадрам. В 7 (!) раз сокращен профессорско-преподавательский состав военных академий и училищ . Это не водители автобусов и даже не юристы, которых можно быстро набрать или подготовить по необходимости. Преподаватель военно-учебного заведения – штучный продукт, сочетающий бесценный войсковой опыт, знания и культуру. Среди оставшихся за бортом – доктора и кандидаты наук. Они не только умелые методисты, но и носители славных традиций школы. И этот потенциал легко распущен по дачным участкам, охранным предприятиям, гражданским вузам… На то, чтобы вырастить им замену, уйдут десятилетия. Разве это не антигосударственная политика?

В сохранившихся военно-учебных заведениях МО РФ резко понижены штатные категории для тех, кто обучает подрастающее поколение защитников Родины . Сегодня преподаватель (причем и в военном училище, и в военной академии) – майор. Откуда он возьмется? Если из войск – то с должности командира роты (или примерно равной). Для подготовки курсанта (будущего лейтенанта), вероятно, он будет авторитетным преподавателем.

Но в военную академию поступают капитаны, майоры и подполковники, офицеры с должностей командиров батальонов, дивизионов, эскадрилий, их заместителей, начальников штабов. Должность предназначения выпускника военной академии – заместитель командира полка. А диапазон служебных ступеней, к которому она готовит, – вплоть до заместителя командира дивизии. Чему же его научит в области тактики, оперативного искусства, управления, всестороннего обеспечения боевых действий офицер, сам не хлебнувший лиха на этих должностях?

Академическое двухлетнее образование пришло на смену трехлетнему относительно недавно. И сразу почувствовалась разница: уровень теоретической и практической подготовленности офицеров к выполнению обязанностей по должности предназначения снизился. Сузился общий военный кругозор.

Но «реформаторов» это не смутило. Их планы были круче – перейти от академического двухлетнего образования к десятимесячным курсам переподготовки. Это означает, что вместо воспитанного, эрудированного, культурного, подготовленного профессионала, системного управленца мы будем иметь узконаправленного ремесленника, кое-как справляющегося с функциональными обязанностями по своей должности.

Подготовка военных кадров и организация научных исследований практически выведены из компетенции главных штабов и командований . Органы военного управления лишь косвенно влияют на научно-образовательный комплекс. Заказчиком его продукции стало Минобрнауки. Гражданским чиновникам, на которых возложены функции определения необходимого числа и профиля военных специалистов, разработки государственных образовательных стандартов, перспективного планирования научных исследований, проблемы военной безопасности и военного искусства так же далеки и чужды, как командирам полка проблемы глобального потепления или искусственного осеменения кроликов.

Ученый и педагогический коллектив надо откуда-то пополнять. Десятилетиями роль такого «инкубатора» молодых дарований в ВС РФ выполняли адъюнктуры, созданные при вузах и НИИ. Но для того чтобы офицер был готов сформулировать научную задачу и самостоятельно (под руководством опытного ученого) написать квалификационную работу (кандидатскую диссертацию), необходим некий исходный уровень знаний. Планка этого минимума достаточно высока, и лишь единицы выпускников военных академий после трех (тем более двух) лет обучения могли быть допущены к обучению в адъюнктуре.

Заочные соискатели ученой степени, утвердившие тему диссертации, работали без отрыва от выполнения служебных обязанностей, но имели такую же стартовую платформу – академическое образование. Грядущий перевод военных академий на десятимесячные курсы обучения слушателей означает, что подготовка военных ученых и квалифицированных педагогов в стране сворачивается раз и навсегда.

Жилищный хаос

Пятый миф: проявлена небывалая забота Минобороны о военнослужащих, не обеспеченных жильем . Начнем с того, что любое сравнение работы на этом направлении недавно уволенного министра с его предшественниками будет необъективным. Ведь при господине Сердюкове на строительство квартир для офицеров было истрачено более 350 миллиардов рублей.

Таких финансовых вливаний в жилищный комплекс не было при всех постсоветских руководителях ведомства вместе взятых, поэтому оценить их заботу о бездомных подчиненных трудно. На эти средства построено 100 тысяч квартир. Но очередь на получение жилья продвигалась медленно. Квартиры и целые дома, предназначенные для военнослужащих, по разным причинам не заселялись, уходили налево. Увольнялось офицеров больше, чем обеспечивалось жильем. В результате данное обещание обеспечить армию постоянным и временным жильем до 2011 года осталось неисполненным.

За гранью разумного

Шестая басня — о повышении в разы денежного довольствия офицерского состава Российской армии . В свое время наряду с довольно скромным финансовым обеспечением российский законодатель установил весомые социальные льготы для служивого человека:
— бесплатный проезд к месту проведения отпуска и обратно;
— компенсацию стоимости проезда в общественном городском и пригородном транспорте;
— льготы по медицинскому и санаторно-курортному обслуживанию;
— определенную формулу расчета пенсий, размеров выходного пособия и т.д.

Принятые законы «О статусе военнослужащих», «О порядке прохождения военной службы» и другие были достаточно прогрессивными. Но по мере прохождения службы офицерами их льготы стыдливо отменялись государством.

Каждое громко объявленное повышение денежного довольствия сопровождалось тихим ущемлением военнослужащих в других правах и возможностях . Вот уже отменены единовременное денежное пособие (три оклада, выдававшиеся в конце года), ежегодная материальная помощь (два оклада). Выходное пособие по увольнению в запас из двадцатикратной величины оклада превратилось в семикратную.

У военных пенсионеров Минобороны при расчете пенсий появился дискриминационный понижающий коэффициент 0,54, которого избежали другие государственные служащие, носящие погоны (судьи военных судов, военнослужащие органов военной прокуратуры, сотрудники военных следственных органов и др.).

А чего стоила отмена экс-министром права на бесплатный проезд к месту проведения отпуска . Например, если офицер, проходящий службу в центре России, решил подлечиться в санатории на Камчатке, то при стоимости путевки порядка 25 тысяч рублей (льготы на приобретение путевок для действующих военнослужащих также отменены), некомпенсируемые затраты на дорогу ему обойдутся еще около 20 тысяч рублей в одну сторону. С учетом обратного пути это составит уже 60–70 тысяч! А если поехать с семьей – втроем, вчетвером… Сумма зашкалит. Неудивительно, что при таком материальном барьере военные санатории оказались невостребованными офицерами, и значительная часть их была то ли закрыта, то ли распродана.

Да и с самим повышением денежного довольствия что-то не срослось . Как это часто практикуется, идея существенно улучшить материальное положение военнослужащих осенила военно-политическое руководство накануне президентских выборов. Соответствующий приказ министра обороны от 30.11.2011 года № 2700 закрепил новый порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих. И в течение двух предвыборных месяцев Минобороны не поскупилось в выплатах.

Но после выборов выяснилось, что по некоторым пунктам денежного довольствия военнослужащим «ошибочно» переплатили. В частности, так произошло с премией за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей. Вместо положенных по приказу до 25% в течение первых месяцев 2012 года в ряде частей и учреждений премия выплачивалась в размере 35%. Казалось бы, оборонное ведомство ошиблось – его проблема. Нет же, в последующие месяцы для компенсации перерасходов бюджета военнослужащих ограничили премией 15%.

Общая сумма денежного довольствия офицеру тоже оказалась ниже ожидаемой. Например, обещанные 50 тысяч рублей лейтенанту вылились в реальные 36 тысяч рублей (если, конечно, этот выпускник военного училища не служит на подводной лодке или в районе Крайнего Севера, если он не является ветераном войны и т.п.).

Не обошлось и без совершенно необъяснимых перекосов в системе оплаты ратного труда . Например, «вес» спортивной категории «Кандидат в мастера спорта» в денежном эквиваленте для преподавателя кафедры физической подготовки оказался выше, чем аналогичный «вес» ученой степени «Кандидат наук» для преподавателя кафедры тактики или оперативного искусства. Надбавка мастеру спорта выше, чем доктору наук.

Но преподавателем физической подготовки в военную академию или училище может прийти 22-летний выпускник университета физической культуры, а преподавателем оперативно-тактических дисциплин становится офицер, прошедший через определенные военные должности, «отработавший» боевые задачи на полигонах, окончивший военную академию и защитивший диссертацию. Как же должен далеко от реалий военной жизни находиться автор, выдавший соответствующие предложения министру (да и сам руководитель военного ведомства), чтобы допустить такие ляпы.

Воспитание аутсорсингом

Еще одна басня: произошла гуманизация солдатской службы . Сама по себе военная служба антигуманна по определению. Профессия солдата, сержанта, офицера, генерала – физически уничтожать противника или управлять людьми, его истребляющими. Убийство врага на поле брани является законным юридически и благословляется Церковью. Но если не убил ты – убьют тебя, надругаются над твоей семьей и Родиной. Поэтому надо быть сильнее врага, выносливее, умнее.

Достичь такого преимущества – высшая гуманность государства, призвавшего гражданина на военную службу. Для того чтобы воспитать воина-победителя, его надо научить преодолевать трудности, а не создавать тепличные условия службы.

Солдат должен уметь недосыпать, недоедать и прочие недо…
С другой стороны – превозмочь, перебороть, перетерпеть и прочие пере…

Безусловно, всю повседневную и боевую деятельность следует осуществлять в рамках закона. Солдат должен быть защищен от неуставных взаимоотношений и злоупотреблений. Он не обязан копать грядки на даче командира, ремонтировать ему квартиру. Военнослужащего надо максимально оградить от деятельности, не относящейся к боевой подготовке.

Но когда для молодого парня вводится в норму послеобеденный сон и два выходных дня в неделю, когда для занятий физической подготовкой выдается легкий спортивный костюм (а воевать придется в полевой форме, берцах, с автоматом и при полной выкладке), у меня невольно возникает вопрос: этот изнеженный, обласканный юноша сможет защитить мою страну, мою семью в тяжкую годину испытаний? А сможет он пожертвовать собой, исполнив присягу, или перед боем побежит искать защиту в Комитет солдатских матерей?

Говоря о гуманизации военной службы, в качестве одного из достижений отмечается введение . Решением Сердюкова и его команды обслуживание (кормление, уборка, энергообеспечение, ремонт техники) воинских частей было передано сторонним коммерческим организациям. Мотивировалось это необходимостью избавления войск от хозяйственных работ. Вопреки сложившемуся в обществе одобрительному восприятию аутсорсинга хочется сделать ряд принципиальных возражений .

Вероятно, авторы идеи, а также поддержавшие их государственные деятели наивно полагают, что Российская армия – это кремлевская рота почетного караула и войсковые части московского гарнизона. А знают ли они, что, например, боевое дежурство по противовоздушной обороне несут части и подразделения, дислоцированные вдали от населенных пунктов, в тайге и тундре, в степи и болоте, куда никакая «Славянка» не доберется (да и зачем ей эти проблемы)? А взять Ракетные войска стратегического назначения или корабли Военно-морского флота…

Складывается впечатление, что мы строим армию, удобную для мирного времени (для проведения парадов, концертов и показательных инспекций МО РФ), а не для вооруженной защиты государства и народа . Попытка «стащить» все малые военные городки в одно место, укрупнить их и организовать там единый не только нереальна, но и вредна. Ведь войска распределены по территории страны исходя из оперативной целесообразности, а не из удобства хозяйственной деятельности и показухи. И нарушение этого оперативного построения (боевого порядка, системы дислокации) чревато серьезными последствиями в случае войны.

Помимо этого, когда в стране случаются чрезвычайные ситуации, наряду с подразделениями МЧС к ликвидации последствий природных и техногенных катастроф привлекаются части ВС РФ. Заметим, не работяги от «Славянки» за деньги, а солдаты и офицеры бесплатно. Это нормально. И к этому в декабре 2012 года призывали депутаты Государственной думы, когда центр России подвергся суровым зимним испытаниям. Но почему, скажем, очистить снег на территории родной войсковой части для тех же защитников Родины должно быть зазорно? Даже в пионерских лагерях советского времени утро начиналось с уборки территории. И дети от этого хуже не становились.

Наконец, самое главное. Для того чтобы в военное время войсковое формирование эффективно выполняло свою задачу, его боевая деятельность должна быть всесторонне обеспечена . Понятно, что гражданской прислуги на линии огня не будет. Значит, уже в мирное время надо иметь тех, кто будет варить обед, подвозить боеприпасы, ремонтировать технику, одевать, стричь, лечить и т.д., из числа штатного состава подразделений и частей.

В ожидании перелома

Таким образом, даже беглый анализ «достижений» военной реформы последних лет позволяет заключить, что все они из области мифологии. Была ли военная реформа Сердюкова – Макарова обречена на провал априори? Утвердительный ответ на поставленный вопрос следует из интервью, данного бывшим начальником Генерального штаба Н.Макаровым корреспонденту «ВПК» в апреле 2011 года: «Времени на эксперименты у нас не оставалось. Поэтому мы пошли на кардинальное реформирование даже при отсутствии достаточной научно-теоретической базы …».

В разгар преобразований, когда необратимые процессы ломки старой системы уже были запущены, он же признался: «Самое главное – у нас нет пока ответа на вопрос: как расставить приоритеты в строительстве ВС ?». Без комментариев.

И в этом смысле новому министру обороны вместе с его командой не позавидуешь. С одной стороны , будучи человеком порядочным и ответственным за порученный участок работы, Сергей Шойгу, безусловно, оценит доставшееся ему «наследство». И приложит усилия, чтобы изменить ситуацию. Увы, косметическим ремонтом здесь не обойтись, он только углубит кризис. Значит, новая глобальная военная реформа неизбежна.

С другой стороны , получит ли новый министр свободу действий или его свяжут по рукам, заставят продолжить линию предшественника?

Вспоминается, в подобной ситуации оказался генерал армии Игорь Николаевич Родионов, назначенный министром обороны Российской Федерации в 1996 году. Ему предстояло сделать выбор: либо выполнять лоббируемую командой Ельцина, но неприемлемую генералом и губительную для страны концепцию военной реформы, либо уйти в отставку. Как порядочный человек он завершил свою карьеру, а о последовавших за уходом Игоря Николаевича зигзагах военной реформы мы теперь знаем.

В любом случае у Вооруженных Сил России появился шанс . К управлению военным ведомством допущен уважаемый в стране человек с выгодными исходными позициями. Главная из этих позиций – безусловный кредит доверия личного состава армии и флота, чего изначально не было у предшественника. Хочется верить, что это доверие сохранится и впредь, предоставленный нам исторический шанс будет использован и в развитии военного комплекса государства наступит долгожданный перелом .

28 апреля 2014 года вышел из печати юбилейный тематический Сборник “Связь в Вооруженных Силах Российской Федерации – 2014”, приуроченный к 95-летию Войск связи, которое будет отмечаться 20 октября 2014 года. Это уже 9-й выпуск Сборника. Это и все предыдущие издания выложены в открытом доступе на нашем сайте в сети Интернет.

В Сборнике опубликован 41 материал от Вооруженных Сил Российской Федерации, 71 предприятие промышленности предоставило для публикации статьи о своей деятельности, современных и перспективных разработках по профильной тематике.

Первыми получателями Сборника - 2014 стали все присутствующие на торжествах, посвященным 80-летию факультета связи Военной академии Генерального штаба ВС РФ 26 апреля 2014 года, для чего некоторую часть тиража мы сумели отпечатать к этой дате.

Кроме того, Сборник получили все участники (как действующие генералы и офицеры, так и ветераны) традиционного торжественного собрания проводимого начальником Главного управления Связи ВС РФ, посвященного Дню Победы и Дню Радио, которое состоялось в Москве 5 мая 2014 года.

Как и планировалось ранее, Сборник был представлен и широко распространялся со стенда Издателя на выставках “Связь – Экспокомм – 2014”, Форуме “Комплексная безопасность”. Издание смогли получить все посетители нашего стенда и совершенно бесплатно.

ГУС ВС РФ уже закончило распространение Сборника по Управлениям Главного управления Связи ВС РФ, Управлениям Минобороны и Генерального штаба, Управлениям и отделам связи всех видов и родов ВС РФ, органам организации заказов и поставок для войск связи ВС РФ, профильным высшим военно-учебным заведениям и военным кафедрам гражданских ВУЗов, военно-научным учреждениям, взаимодействующим министерствам и ведомствам.

Сборник в очередной раз получил высокую оценку, как руководителей и специалистов военной связи, так и предприятий и организаций промышленности. В наших многочисленных встречах получатели Сборника отмечали, что наряду с интересными и полезными материалами от ВС РФ и промышленности, очень нужным является наличие в Сборнике Анкет предприятий - участников Сборника . В них в обобщенном формализованном виде представлена (в разделе сайта Участники Сборника следующая информация: полные реквизиты (адрес, №№ тел., E-mail, www), ФИО руководителей, перечень выпускаемой и поставляемой продукции, услуг и реализованных проектов. Следует отметить, что на сайтах большинства участников Сборника информация в таком виде отсутствует. К эксклюзивным материалам, опубликованным только в Сборнике относятся: информация о руководстве и составе ГУС ВС РФ , задачи основных структурных подразделений и информация об их руководителях .

Мы сохраняем на нашем сайте архивы всех предыдущих Сборников (30 выпусков) не только по направлению ГУС ВС РФ, но и по линии МВД России , ВВ МВД России , УС ВМФ , МЧС России , ФСИН России . В них также размещены Анкеты более 700 предприятий промышленности.

Впервые в истории Сборника "Связь в Вооруженных Силах Российской Федерации” 14 мая 2014 года в Москве в Экспоцентре во время проведения выставки "Связь-Экспокомм-2014" прошла его презентация . Мероприятие вызвало большой интерес у участников Сборника, организаций – экспонентов и гостей выставки. Запланированный для мероприятия зал с трудом вместил всех желающих. На презентации руководство ГУС ВС РФ сообщило о начале подготовки в ближайшее время очередного (уже десятого) выпуска тематического Сборника “Связь в Вооруженных Силах Российской Федерации – 2015”.

К сведению организаций промышленности. Работа Сборника не ограничилась участием в 2 – х выставках и Презентации. Сборник продолжает свою работу – продвигать вашу продукцию и услуги, информировать о Вас соответствующих руководителей и специалистов из области военной связи, смежных министерств и ведомств. Его полная электронная версия вместе с приложением на CD – диске выложена в свободном доступе на Сайте Издателя.

Федерации, неофициально называемым ВС РФ, численность которых составляет на 2017 год 1 903 000 человек, полагается отражать агрессии, направленные против Российской Федерации, защищать её территориальную целостность и неприкосновенность всех её территорий, выполнять соответствующие международным договорам задачи.

Начало

Созданные в мае 1992 года из состава Вооружённых Сил Союза Советских Социалистических Республик, ВС РФ численность на тот момент имели гораздо большую. Она составляла 2 880 000 человек и располагала самыми крупными в мировой практике запасами ядерного и другого оружия массового поражения, а также прекрасно развитой системой в средствах доставки его. Теперь ВС РФ численность регулирует согласно указам президента РФ.

На текущий момент в штате Вооружённых сил 1 013 000 военнослужащих, поскольку в марте 2017 года вступил в силу последний опубликованный указ президента. Общая же численность ВС РФ указана выше. Военная служба в России проходит и по призыву, и по контракту, причём в последние годы превалирует. По призыву молодые люди уходят служить в армию на один год, их минимальный возраст составляет восемнадцать лет. Для военнослужащих РФ максимальный возраст - шестьдесят пять лет. Курсанты специальных военных училищ могут быть несколько моложе восемнадцати лет на момент зачисления.

Как происходит комплектование

Армия, авиация и флот принимают в свои ряды офицеров для прохождения службы единственно и исключительно по контракту. Весь этот корпус обучается в соответствующих высших учебных заведениях, где после окончания курсантам присваивается лейтенантское звание. На период обучения второкурсники заключают свой первый контракт на пять лет, таким образом, уже в стенах военного учебного заведения начинается служба. Граждане, находящиеся в запасе и имеющие офицерское звание, часто пополняют численность личного состава ВС РФ. Они также могут заключить контракт на прохождение военной службы. В том числе и те выпускники, которые обучались на военных кафедрах гражданских вузов и были определены после окончания учёбы в запас, тоже имеют право заключить контракт с Вооружёнными силами.

Это касается и факультетов военного обучения, и циклов его при военно-учебных центрах. Младший командный и рядовой состав может набираться и по контракту, и по призыву, которому подлежат абсолютно все граждане мужского пола от восемнадцати до двадцати семи лет. Служат по призыву один год (календарный), а кампания по призыву осуществляется два раза в год - с апреля по июль и с октября по декабрь, весной и осенью. Через полгода после начала службы любой военнослужащий ВС РФ может подавать рапорт о заключении контракта, первый контракт - на три года. Однако после сорока лет право это теряется, поскольку сорокалетие - предельный возраст.

Состав

Женщины в состав ВС РФ попадают чрезвычайно редко, подавляющим большинством здесь служат мужчины. Среди почти двух миллионов составляют менее пятидесяти тысяч, причём только три тысячи из них имеют офицерские должности (есть даже двадцать восемь полковников).

Тридцать пять тысяч женщин находятся на сержантских и солдатских должностях и одиннадцать тысяч среди них прапорщиков. Всего полтора процента женщин (то есть примерно сорок пять человек) занимают первичные командные должности, а остальные служат в штабах. Теперь о важном - о защищённости нашей страны в случае войны. Прежде всего нужно различать три вида мобилизационного резерва.

Мобилизация

Текущий мобилизационный резерв, который показывает количество призывников в текущем году, а также организованный, где прибавляется количество ранее уже отслуживших и уволенных в запас, и потенциальный мобилизационный резерв, то есть то количество людей, на которое можно рассчитывать в случае войны при мобилизации в войска. Здесь статистика открывает факт достаточно тревожный. В 2009 году в потенциальном мобилизационном резерве находился тридцать один миллион человек. Сравним: в США их пятьдесят шесть, а в Китае - двести восемь миллионов.

В 2010 году запас (организованный резерв) составил двадцать миллионов человек. Демографы подсчитали состав ВС РФ и текущий мобилизационный резерв, цифры получились нехорошие. Восемнадцатилетние мужчины к 2050 году в нашей стране почти исчезнут: их численность сократится в четыре раза и составит только 328 тысяч человек со всех территорий. То есть потенциальный резерв мобилизации в 2050 году будет всего четырнадцать миллионов, а это меньше на 55%, чем в 2009 году.

Штатная численность

ВС РФ состоит из рядового и младшего командного состава (старшины и сержанты), офицеров, которые проходят службу в войсках, в местных, окружных, центральных органах управления на разнообразных должностях (они предусмотрены штатом подразделений), в военных комиссариатах, в комендатурах, в представительствах за рубежом. Сюда же относятся и все курсанты, которые обучаются в учебных заведениях Министерства обороны и учебных военных центрах.

В 2011 году вся структура численности ВС РФ не превышала один миллион человек, это явилось результатом многолетнего и мощного сокращения с 2 880 000 человек, числившихся в ВС в 1992 году, до одного миллиона. То есть более шестидесяти трёх процентов численности армии исчезло. Уже к 2008 году чуть менее половины всего личного состава - мичманы, прапорщики и офицеры. Далее пошла военная реформа, в ходе которой должности мичманов и прапорщиков были почти ликвидированы, а вместе с ними ещё более ста семидесяти тысяч офицерских должностей. К счастью, отреагировал президент. Сокращения остановились, а численность офицерского состава вернулась к двумстам двадцати тысячам человек. Численность генералов ВС РФ (генералов армий) теперь составляет шестьдесят четыре человека.

О чём говорят цифры

Будем сравнивать численность и состав Вооружённых Сил 2017 и 2014 годов. В настоящий момент в аппарате МО ВС РФ органы военного управления составляют 10 500 военнослужащих. В Генеральном штабе 11 300. Сухопутные войска располагают 450 000 человек, в военно-воздушных силах служат 280 000. Военно-морской флот насчитывает 185 000, к ракетным войскам стратегического назначения относятся 120 000, а войскам воздушно-космической обороны 165 000 человек. составляют 45 000 бойцов.

В 2014 году в ВС РФ общая численность была 845 000, из них сухопутные войска 250 000, ВМС - 130 000, ВДВ - 35 000, СЯС - 80 000, ВВС - 150 000, а - внимание! - командование (плюс обслуживание) составляло 200 000 человек. Больше, чем всех военнослужащих военно-воздушных сил! Однако, цифры 2017 года говорят о том, что численность ВС РФ немного подрастает. (И всё так же сейчас основной состав армии - мужчины, их 92,9%, а военнослужащих-женщин всего 44921 человек.)

Устав

ВС РФ, как военная организация любой другой страны, имеет общевоинские уставы, которые являются сводом главных правил, посредством которых в процессе изучения у военнослужащих формируется общее представление о том, как нужно защищать собственные права и интересы страны от внешних, внутренних и любых других угроз. Кроме того, изучение этого свода правил помогает осваивать воинскую службу.

Устав ВС РФ - важнейшая часть при прохождении начальной подготовки к службе, с его помощью солдат или матрос знакомится с основными терминами и понятиями. Всего есть четыре вида устава, и каждый должен быть тщательнейшим образом изучен абсолютно каждым военнослужащим. Оттуда становятся известными общие обязанности и права, особенности распорядка, правила взаимодействия.

Виды уставов

Устав дисциплинарный раскрывает сущность воинской дисциплины и диктует обязанности по соблюдению её, повествует о различных видах взысканий и поощрений. Этим он и отличается от Устава внутренней службы. Здесь определены предусмотренные меры ответственности за те или иные нарушения уставных правил. Устав караульной и гарнизонной службы ВС РФ содержит обозначение целей, порядка организации и несения караульной и гарнизонной службы. Также там содержатся права и обязанности всех должностных военнослужащих и лиц, которые исполняют служебные обязанности.

Строевым уставом определяются порядок движения с оружием и без него, строевые приёмы, типы строя подразделений с техникой и пешим порядком. После тщательного изучения устава каждый военнослужащий обязан понимать суть воинской дисциплины, разбираться в званиях, уметь распределять время, нести обязанности дежурного и дневального по роте, выполнять задачи караульного, часового и многие другие.

Командование

ВС РФ - президент В. В. Путин. Если против России будет предпринята агрессия или возникнет непосредственная угроза её, именно ему предстоит ввести на территории страны или в отдельных районах военное положение, чтобы создать все условия для предотвращения или отражения агрессии. Одновременно или незамедлительно президент сообщает об этом в Совет Федерации и в Государственную думу, чтобы утвердить данный указ.

Использовать Вооружённые силы РФ за пределами страны можно только после получения соответствующего постановления Совета Федерации. Когда в России мир, верховный главнокомандующий ведёт общее руководство Вооружёнными силами, а во время войны он осуществляет руководство обороной России и отражением агрессии. Также именно президент формирует Совет безопасности РФ и возглавляет его, он же утверждает, назначает и освобождает от должности высшее командование ВС РФ. В его ведомстве находится и им утверждается военная доктрина РФ, а также концепция и план строительства ВС, план мобилизации, гражданской обороны и многое ещё.

Министерство обороны

МО ВС РФ - орган управления ВС РФ, его задачами являются разработка и проведение госполитики в плане обороны страны, правовое регулирование и нормативы обороны. Министерство организует применение ВС соответственно федеральным конституционным законам и международным договорам, оно поддерживает необходимую готовность, осуществляет мероприятия по строительству ВС, обеспечивает социальную защиту военнослужащих, а также и членов их семей.

Министерство обороны принимает участие в разработке и реализации госполитики в сфере международного сотрудничества. Под его ведомством находятся военные комиссариаты, органы управления ВС РФ по военным округам, а также множество иных органов военного управления, в том числе и территориальные. Возглавляет назначаемый и освобождаемый от должности президентом РФ. Под его началом работает коллегия, в которую входят заместители министра, начальники служб, главнокомандующие всеми видами ВС РФ.

ВС РФ

Генштаб является центральным органом военного управления и главным органом управления ВС. Здесь осуществляется координация деятельности погранвойск и ФСБ РФ, войск нацгвардии, железнодорожных, гражданской обороны и всех остальных, включая службу внешней разведки. В составе генштаба находятся главные управления, управления и много других структур.

Основными задачами МО ВС РФ являются стратегическое планирование применения ВС, войск и других формирований и воинских органов, учитывая военное административное деление РФ, проведение мобилизационной и оперативной работы по подготовке ВС, переведение ВС на состав и организацию военного времени. Генштаб организует стратегическое и мобилизационное развёртывание вооружённых сил и других войск, формирований и органов, координирует деятельность мероприятий воинского учёта, организует разведывательную деятельность для обороны и безопасности, планирует и организует связь, а также топогеодезическое обеспечение ВС.

Вооруженные силы в любом государстве являются ключевым элементом обеспечения обороноспособности страны. Надлежащее управление ими зависит от правильной их организации. Структура Вооруженных Сил РФ обеспечивает быстрое и правильное выполнение функций, возложенных законодательно на государственную военную организацию страны.

Структура ВС РФ

Вооруженные Силы – военная организация Российской Федерации, основной функцией которой является отражение военной агрессии с целью обеспечения территориальной целостности, а также выполнения задач согласно международным обязательствам России. ВС РФ созданы 7 мая 1992 года. Верховным главнокомандующим является Президент Российской Федерации. В соответствии с Указом Президента от 2008 года численность ВС России установлена в количестве 2 019 629 человек, из которых 1,3 миллиона военнослужащие.

Организационно Вооруженные силы состоят из трех видов, трех отдельных родов войск, Тыла, а также Службы расквартирования, которая не является видом ВС. Кроме того Структура Вооруженных Сил РФ создана и по территориальному принципу: территория РФ разделена на 4 военных округа.

Территориальная структура

На сегодняшний день в РФ существует четыре военных округа, которые предполагает территориальная структура ВС:

  1. Западный военный округ. Командование и штаб находятся в Санкт-Петербурге.
  2. Восточный военный округ. Командование и штаб находятся в Хабаровске.
  3. Центральный военный округ. Командование и штаб находятся в Екатеринбурге.
  4. Южный военный округ. Командование и штаб находятся в Ростове-на-Дону.

Структура вооруженных сил РФ на схеме:

Виды ВС

Основным элементом Вооруженных Сил являются виды ВС. В военном ведомстве России законом установлено наличие трех видов вооруженных сил: Военно-воздушных сил, Сухопутных войск и Военно-Морского Флота.

На сегодняшний день Сухопутные войска являются самым многочисленным видом вооруженных сил России. Основная их функция — ведение наступательных действий, целью которых является разгром противника, захват и удержание его территории, отдельных районов и рубежей, отражение вторжения на территорию страны противника и его крупных десантов, нанесения артиллерийских и ракетных ударов на большую глубину. В свою очередь Сухопутные войска организационно состоят из родов войск. Данные рода войск могут выполнять задачи самостоятельно или же совместно.


Мотострелковые войска (МСВ) – наиболее многочисленный род войск в составе Сухопутных войск. Также являются наиболее многочисленным родом войск. На сегодняшний день на вооружении мотострелковых войск находятся БТР и БМП, которые должны обеспечить мобильность пехоты. МСВ организационно состоят из мотострелковых подразделений, частей и соединений.

Мотострелковые, танковые, артиллерийские и прочие подразделения и части могут входить в состав МСВ.

Танковые войска (ТВ) — главная ударная сила, отличающаяся высокой мобильностью, маневренностью и устойчивостью к воздействию оружия массового поражения, в том числе и ядерного. Главные задачи, исходя из технического оснащения ТВ: осуществление прорыва, развитие оперативного успеха. В составе ТВ могут действовать артиллерийские, мотострелковые, ракетные, танковые части и подразделения.

Ракетные войска и артиллерия (РВиА) : ядерное и огневое поражение противника является главной задачей. На вооружении состоит реактивная и ствольная артиллерия. В составе РВиА находятся подразделения, части и соединения гаубичной, реактивной, пушечной, противотанковой артиллерии, а также структурных элементов обеспечения, управления, минометов и артиллерийской разведки.

Войска ПВО Сухопутных Войск (ПВО СВ) – этот род войск должен обеспечить защиту Сухопутных войск от удара с воздуха, а также противодействие воздушной разведки противника. Буксируемые, мобильные, переносные зенитно-пушечные системы и зенитно-ракетные системы стоят на вооружении ПВО СВ.

Также организационная структура ВС предполагает наличие в ВС специальных войск и служб, которые выполняют узкоспециальные задачи с целью обеспечения повседневной и боевой деятельности сухопутных войск.

  • Войска связи,
  • Войска радиоэлектронной борьбы,
  • Инженерные войска,
  • Автомобильные войска,
  • Железнодорожные войска и т.д.

являются специальными войсками.

Военно-воздушные силы

Военно-воздушные силы аналогично Сухопутным войскам состоят из родов авиации, которые обеспечивают выполнение задач возложенных на ВВС.


Дальняя авиации предназначена для нанесения удара и поражения на стратегическую и оперативную глубину военных группировок противника, его важных районов в экономическом и стратегическом отношении, в том числе и с помощью ядерного оружия.

Фронтовая авиация действует на оперативной глубине. Выполнять может задачи как самостоятельно, так и при проведении совместных операций на суше и на море.

Армейская авиация осуществляет поддержку сухопутных войск путем уничтожения бронированных и подвижных объектов противника. Также силы Армейской авиации обеспечивают мобильность Сухопутных войск.

Военно-транспортная авиация осуществляет перевозку грузов, войск и техники, а также привлекается к проведению военно-воздушных операций. В мирное время главной функцией является обеспечение жизнедеятельности Вооруженных Сил, а в военное – мобильности ВС.

Структура вооруженных сил РФ предполагает наличие в составе ВВС Специальной авиации , Зенитно-ракетных войск и Радиотехнических войск , которые существенно расширяют спектр задач, возложенных на Военно-воздушные силы.

Военно-морской флот

Военно-морской флот — главная сила Вооруженных Сил Российской Федерации для защиты интересов России в Исключительной морской (экономической) зоне, проведения поисково-спасательных операций, а также ведение боевых действий на море.


В состав ВМФ входят:

  • Подводные силы,
  • Надводные силы,
  • Береговые войска,
  • Морская авиация,
  • части и соединения специального назначения.

ВМФ также организационно делятся на:

  • Балтийский флот,
  • Черноморский флот,
  • Северный флот,
  • Тихоокеанский флот,
  • Каспийскую флотилию.

Самостоятельные рода войск

Для выполнения некоторых задач требуется специальная техника и обученный персонал. Структура Вооруженных Сил предполагает наличие самостоятельных родов войск:

  1. Воздушно-десантные войска;
  2. Ракетные войска стратегического назначения;
  3. Войска воздушно-космической обороны.


Войска воздушно-космической обороны

Самый молодой род войск. Хотя наша держава освоение космоса начала еще в 1960-х, но только в 21 веке Войска воздушно-космической обороны были выделены в отдельный род войск из состава Ракетный войск стратегического назначения.

Самыми главными задачами считаются:

  • выявление ракетного удара;
  • управление группировкой космических аппаратов;
  • противоракетная оборона столицы России.

Ракетные войска стратегического назначения

На сегодняшний день являют собой главный сухопутный компонент ядерных сил России. Главной функцией считается сдерживание возможной агрессии. Но в случае необходимости могут нанести упреждающий удар по важным экономическим и военным объектам противника, а также уничтожение его военных группировок.

Воздушно-десантные войска

Были созданы еще в 1930-х годах. На сегодняшний день на них возложена функция проведения десантных операций и ведение боевых действий в тылу противника.

Вопрос о допуске женщин к службе в армии совсем не новый. Так, например, в царской России женщин на военную службу не брали – в те времена женщины занимались делом, которому они были предназначены самой природой – рождением и воспитанием детей .
Лишь отдельные женщины, воспринявшие свой пол как ошибку природы, тайком под видом мужчины пробирались на военную службу. Во времена советской власти женщины попадали в армию в годы Гражданской войны и ещё больше в годы Великой Отечественной войны, на которой они служили в основном санитарками, радистками, машинистками при штабах. Немало женщин были снайперами и лётчицами.

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

После войны женщины продолжали служить в армии на привычных им должностях, но их количество было весьма невелико. Однако в связи с распадом советского государства и процессами демократизации под давлением государств Западной Европы (испытывающих сильное влияние феминистских организаций) наши чиновники решили, что и мы должны увеличить присутствие женщин не только в органах государственной власти, но и в армии.

Женщины с удовольствием откликнулись. В результате в настоящее время их количество превышает 10% численности всего личного состава Вооруженных сил Российской Федерации. По этому показателю Россия вышла на один уровень со странами Западной Европы.