Малая социальная группа; понимание, виды, структура. Малая социальная группа Малая группа является динамической системой

Малая группа

социологическое и социально-психологическое понятие, обозначающее простейший вид социальной группы с непосредственными личными контактами между всеми её членами, сложившимися эмоциональными отношениями симпатий и антипатий и специфическими групповыми ценностями, установками, нормами и правилами поведения. Обычно М. г. объединяет от 2 до 15 человек (семья, трудовая бригада), но при устойчивом составе может включать и несколько десятков человек (школьный класс).

М. г. складываются во всех сферах деятельности человека. Если М. г. представляет собой низовую ячейку трудовой, учебной, военной, спортивной, общественной или иной организации, отношения между членами которой регламентируются правилами, фиксированными в соответствующих положениях, уставах и других документах, то такую М. г. называют формальной. Если же М. г. возникает преимущественно на почве личных симпатий (дружеская компания), то её называют неформальной. В рамках формальной М. г. могут складываться одна или несколько неформальных групп.

Состояние М. г. характеризуется прежде всего её сплочённостью, то есть степенью единства поведения членов группы при возможности выбора этого поведения. Поскольку в М. г. всякое поведение преломляется через межличные отношения, обобщённым показателем сплочённости М. г. служит её структура и величина симпатий и антипатий её членов друг к другу, измеряемая социометрическими методами (см. Социометрия). Различаются сильно сплочённые, слабо сплочённые и разобщённые М. г. Чем больше позитивных выборов (симпатий) получает тот или иной член группы, тем выше его статус в группе.

М. г. оказывает важное влияние на развитие личности. Уже в раннем детстве человек оказывается членом нескольких М. г. (семья, игровые группы), через которые происходит его первоначальное приобщение («первичная социализация») к ценностям, нормам и правилам поведения в обществе; на этом основании такие группы называются первичными. По мере развития личности меняется характер и число М. г., членом которых является индивид; в современном обществе взрослый человек одновременно является членом семьи и трудовой группы, а также нередко членом нескольких общественных организаций, имеет компанию друзей и т. д. В различных М. г. индивид имеет различный статус, причём невысокий статус в одних видах групп может компенсироваться более высоким статусом в других М. г., что весьма важно для формирования общего позитивного самочувствия индивида; в противном случае может развиваться склонность к асоциальным формам поведения. При этом индивид иногда включается в антиобщественные М. г. (хулиганские компании, воровские шайки).

Наряду с внутренней структурой, придающей М. г. относительную самостоятельность, М. г. обладает внешней структурой, выражающей её зависимость от более крупных социальных групп и организаций.

При капитализме характер отношений в М. г. в сфере труда и других сферах определяется антагонистическими производственными отношениями на капиталистическом предприятии и в обществе в целом. При социализме коллективистские отношения сотрудничества и взаимной помощи пронизывают все сферы и уровни деятельности членов общества и превращают М. г. в сфере труда в первичные трудовые коллективы, где непосредственно сочетаются интересы общества, коллектива и личности.

Буржуазные социологи объявляют М. г. «обществом в миниатюре» (Г. Зиммель), а первичные группы - фундаментом всей общественной структуры (Ч. Кули). Подобные интерпретации искажают реальные социальные связи, игнорируют обусловленность М. г. существующими общественными, в первую очередь классовыми, отношениями. См. также статью Группы социальные и литературу при ней.

Н. И. Лапин.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Малая группа" в других словарях:

    См. ГРУППА МАЛАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    См. в ст. Социальная группа. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983 … Философская энциклопедия

    В социологии, психологии простейший вид социальной группы с непосредственными личными контактами и определенными эмоциональными отношениями между всеми ее членами, специфическими ценностями и нормами поведения; складываются во всех сферах жизни… … Большой Энциклопедический словарь

    - (социол., психол.), простейший вид социальной группы с непосредственными личными контактами и определёнными эмоциональными отношениями между всеми её членами, специфическими ценностями и нормами поведения; складываются во всех сферах жизни (семья … Энциклопедический словарь

    МАЛАЯ ГРУППА - относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями или задачами; в малой группе, как правило, имеется авторитетный лидер, вокруг которого объединены остальные члены группы. Если малая группа занята… … Профессиональное образование. Словарь

    малая группа - mažoji grupė statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Palyginti nedidelė tarpusavyje tiesiogiai bendraujančių ir sąveikaujančių žmonių visuma. Svarbiausias mažosios grupės požymių yra grupės struktūra, t. y. tarpusavyje sureguliuotų… … Sporto terminų žodynas

    МАЛАЯ ГРУППА - группа, реально существующая в определенной системе общественных отношений; выступает как субъект конкретного вида социальной деятельности, "как звено определенной общественной системы, как часть общественной структуры" (Буева, 1968, С … Глоссарий по политической психологии

    Малая группа - (см. Группа малая) … Экология человека

    Малая группа - социальная группа, члены которой находятся в непосредственном межличностном взаимодействии. Количественный состав М. г. не превышает нескольких десятков человек. Совокупность М. г., функционирующих в различных сферах жизнедеятельности общества,… … Социологический справочник

    Малая группа - (общеславянск., имеет соответствие в других индоевропейских языках, например, лат. malus – незначительный, слабый, негодный, плохой, дурной) условно принятая величина социальной группы в составе 10 и менее человек. Обычно групповая психотерапия… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    МАЛАЯ ГРУППА - В соответствии с произвольным соглашением, группа численностью приблизительно в десять или менее человек. Большинство исследований малых групп иключает изучение таких малых количеств людей, непосредственно контактирующих друг с другом, в… … Толковый словарь по психологии

Книги

  • За пределами русских словарей , А. Флегон. По вышеуказанным причинам, также как и по другим, менее важным, я считаю, что назрело время выпустить словарь, содержащий и неприличные слова русского языка. Слова, вошедшие в настоящее…

В социальной психологии - основной предмет изучения. Учеными был собран богатый теоретический и экспериментальный материал, который позволил сделать научные обобщения и создать методическую базу дисциплины. Рассмотрим основные положения.

Малая представляет собой объединение личностей, которые имеют непосредственный личный контакт и связаны какой-то деятельностью, родственной или эмоциональной близостью. Ее члены осознают принадлежность к ней и признаны другими.

В такую общность обычно входит небольшое количество индивидов, а состав определяется социальными признаками (возраст, пол, образование, национальность и проч.) и численностью.

Малая социальная группа имеет разную структуру, которая может определяться:

  • во-первых, обязанностями ее членов в совместной деятельности;
  • во-вторых, ролями (ожидаемыми действиями) человека, за которым закреплены конкретные обязанности;
  • в-третьих, нормами (предписаниями, требованиями, пожеланиями социально-одобряемого поведения).

Малая социальная группа может классифицироваться по нескольким параметрам.

Во-первых, по способу формирования выделяются:

  • формальные, которые возникают для исполнения конкретных функций в какой-либо организации, а в группе имеется от трех до пятнадцати человек;
  • неформальные, формирующиеся на основе взаимных симпатий и интересов, в которых может быть от трех до десяти человек.

Во-вторых, по степени формирования межличностных отношений выделяются:

  • дифференциальная малая социальная группа, в которую вступают по собственному желанию;
  • коллектив, формирующийся по необходимости.

В-третьих, следующие группы классифицируются по значимости каждого индивида в них:

  • должны присутствовать обязательно все члены (это, как правило, формальные объединения);
  • референтная малая социальная группа - это условная или реальная общность, с которой каждый индивид будет соотносить себя как с образцом, а на оценки, ценности, мнения и нормы которой будет ориентироваться в поведении.

Такие социальные общности имеют определенные функции:

  • Нормативная и сравнительная. Она подразумевает то, что в ней формируется эталон и нормы поведения, также оценки окружающих и конкретного индивида.
  • Инструментальная связана с тем, что необходима организация совместной деятельности.
  • Поддерживающая и экспрессивная функция связана с обеспечением эмоциональных потребностей каждого индивида.

Внутри малых социальных групп происходят разнообразные процессы, вследствие которых группа меняет свою форму и развивается.

Основным из них является Под ней подразумеваются процессы разобщения или сплочения группы, появление формального и неформального лидерства, формирование норм и правил, развитие неформального объединения внутри формального, а также антипатий и симпатий.

Помимо этого, не менее важным является процесс становления норм существующей группы, то есть складывающихся правил поведения каждого индивида в отдельности. Такие стандарты способствуют эффективному групповому взаимодействию, а малая социальная группа будет более сплоченной. Благодаря имеющимся правилам будет усиливаться давление на каждого индивида. Поэтому группа с их помощью может заставлять каждого следовать нормам, поддерживая интеграцию членов в группе.

Третьим процессом является то, что в малой возникает определенная иерархия. Выделяется лидер, который может быть как формальным, который был назначен официально, так и неформальным, которого выбрала сама группа. Остальные же члены общности должны четко знать свои функции и обязанности.

простейший вид социальной группы с непосредственными личными контактами и определенными эмоциональными отношениями между всеми ее членами, специфическими ценностями и нормами поведения.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ГРУППА МАЛАЯ

малочисленная по составу соц. группа, члены к-рой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном устойчивом личном общении друг с другом, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений, так и особых групповых ценностей и норм поведения. Родовым признаком Г.м. является принадлежность к со группам, видовым - непосредственный устойчивый личный контакт (общение, взаимодействие). Примерами Г.м. являются семья, производственная бригада, школьный класс, научн. воинский и др. первичные коллективы, коллективы космич., арктич. и антарктич. станций, спортивная команда, религиозная секта, группа друзей, подростки-сверстники и др. Минимальный размер Г.м. - два чел., максимальный - неск десятков человек. По данным соц.-психологич. исследований, наиболее эффективной является Г.м. из 5-7 чел. Виды Г.м.: формальная, неформальная, первичная. Г.м. - непосредственное соц. окружение индивида. В этом смысле она выполняет функции связующего звена в системе "личность - об-во". Человек осознает свою принадлежность к об-ву и свои обществ. интересы через принадлежность к определенным соц. группам и организациям, посредством к-рых он участвует в жизни всего об-ва. Г.м. играет важную роль в воспитании и становлении личности, ее социализации, являясь проводником тех идей, установок, ценностей и норм поведения, к-рые существуют в данном об-ве как целостной системе. Г.м. являются относительно самостоятельными субъектами обществ. отношений. С одной стороны, они отражают в себе те обществ. отношения, в к-рые они органически включены, и преломляют их в своеобразные внутригрупповые отношения, с другой - на основе личных контактов между членами группы возникает сеть эмоциональных, психологич. отношений. Обе системы отношений - объективных (обществ.) и субъективных (психологич.) сливаются в единую систему межличностных групповых отношений, что придает Г.м. особое качество, отличающее ее от др. соц. групп. Принцип образования Г.м., природа и функционирование зависят от соц. структуры об-ва, отражают происходящие в нем процессы. Тем не менее Г.м. не является "зеркальным отражением" об-ва. Механизм влияния об-ва на природу Г.м. сложен и многократно опосредствован. См. также Теория малых групп. Лит.: Миллз Т.М. О социологии малых групп//Американская социология. М., 1972; Вачеишвили А.Ш. Методические вопросы исследования малых социальных групп. Тбилиси, 1978; Десев Л. Психология малых групп. М., 1979; Антипина Г.С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп. Л., 1982. Г.С. Антипина.

Малая группа

социологическое и социально-психологическое понятие, обозначающее простейший вид социальной группы с непосредственными личными контактами между всеми её членами, сложившимися эмоциональными отношениями симпатий и антипатий и специфическими групповыми ценностями, установками, нормами и правилами поведения. Обычно М. г. объединяет от 2 до 15 человек (семья, трудовая бригада), но при устойчивом составе может включать и несколько десятков человек (школьный класс).

М. г. складываются во всех сферах деятельности человека. Если М. г. представляет собой низовую ячейку трудовой, учебной, военной, спортивной, общественной или иной организации, отношения между членами которой регламентируются правилами, фиксированными в соответствующих положениях, уставах и других документах, то такую М. г. называют формальной. Если же М. г. возникает преимущественно на почве личных симпатий (дружеская компания), то её называют неформальной. В рамках формальной М. г. могут складываться одна или несколько неформальных групп.

Состояние М. г. характеризуется прежде всего её сплочённостью, то есть степенью единства поведения членов группы при возможности выбора этого поведения. Поскольку в М. г. всякое поведение преломляется через межличные отношения, обобщённым показателем сплочённости М. г. служит её структура и величина симпатий и антипатий её членов друг к другу, измеряемая социометрическими методами (см. Социометрия). Различаются сильно сплочённые, слабо сплочённые и разобщённые М. г. Чем больше позитивных выборов (симпатий) получает тот или иной член группы, тем выше его статус в группе.

М. г. оказывает важное влияние на развитие личности. Уже в раннем детстве человек оказывается членом нескольких М. г. (семья, игровые группы), через которые происходит его первоначальное приобщение («первичная социализация») к ценностям, нормам и правилам поведения в обществе; на этом основании такие группы называются первичными. По мере развития личности меняется характер и число М. г., членом которых является индивид; в современном обществе взрослый человек одновременно является членом семьи и трудовой группы, а также нередко членом нескольких общественных организаций, имеет компанию друзей и т. д. В различных М. г. индивид имеет различный статус, причём невысокий статус в одних видах групп может компенсироваться более высоким статусом в других М. г., что весьма важно для формирования общего позитивного самочувствия индивида; в противном случае может развиваться склонность к асоциальным формам поведения. При этом индивид иногда включается в антиобщественные М. г. (хулиганские компании, воровские шайки).

Наряду с внутренней структурой, придающей М. г. относительную самостоятельность, М. г. обладает внешней структурой, выражающей её зависимость от более крупных социальных групп и организаций.

При капитализме характер отношений в М. г. в сфере труда и других сферах определяется антагонистическими производственными отношениями на капиталистическом предприятии и в обществе в целом. При социализме коллективистские отношения сотрудничества и взаимной помощи пронизывают все сферы и уровни деятельности членов общества и превращают М. г. в сфере труда в первичные трудовые коллективы, где непосредственно сочетаются интересы общества, коллектива и личности.

Буржуазные социологи объявляют М. г. «обществом в миниатюре» (Г. Зиммель), а первичные группы - фундаментом всей общественной структуры (Ч. Кули). Подобные интерпретации искажают реальные социальные связи, игнорируют обусловленность М. г. существующими общественными, в первую очередь классовыми, отношениями. См. также статью Группы социальные и литературу при ней.

Н. И. Лапин.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

  • Малая гагарка
  • Малая косатка

Смотреть что такое "Малая группа" в других словарях:

    МАЛАЯ ГРУППА - см. ГРУППА МАЛАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    МАЛАЯ ГРУППА - см. в ст. Социальная группа. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983 … Философская энциклопедия

    МАЛАЯ ГРУППА - в социологии, психологии простейший вид социальной группы с непосредственными личными контактами и определенными эмоциональными отношениями между всеми ее членами, специфическими ценностями и нормами поведения; складываются во всех сферах жизни… … Большой Энциклопедический словарь

    малая группа - (социол., психол.), простейший вид социальной группы с непосредственными личными контактами и определёнными эмоциональными отношениями между всеми её членами, специфическими ценностями и нормами поведения; складываются во всех сферах жизни (семья … Энциклопедический словарь

    МАЛАЯ ГРУППА - относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями или задачами; в малой группе, как правило, имеется авторитетный лидер, вокруг которого объединены остальные члены группы. Если малая группа занята… … Профессиональное образование. Словарь

    малая группа - mažoji grupė statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Palyginti nedidelė tarpusavyje tiesiogiai bendraujančių ir sąveikaujančių žmonių visuma. Svarbiausias mažosios grupės požymių yra grupės struktūra, t. y. tarpusavyje sureguliuotų… … Sporto terminų žodynas

    МАЛАЯ ГРУППА - группа, реально существующая в определенной системе общественных отношений; выступает как субъект конкретного вида социальной деятельности, "как звено определенной общественной системы, как часть общественной структуры" (Буева, 1968, С … Глоссарий по политической психологии

    Малая группа - (см. Группа малая) … Экология человека

    Малая группа - социальная группа, члены которой находятся в непосредственном межличностном взаимодействии. Количественный состав М. г. не превышает нескольких десятков человек. Совокупность М. г., функционирующих в различных сферах жизнедеятельности общества,… … Социологический справочник

    Малая группа - (общеславянск., имеет соответствие в других индоевропейских языках, например, лат. malus – незначительный, слабый, негодный, плохой, дурной) условно принятая величина социальной группы в составе 10 и менее человек. Обычно групповая психотерапия… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    МАЛАЯ ГРУППА - В соответствии с произвольным соглашением, группа численностью приблизительно в десять или менее человек. Большинство исследований малых групп иключает изучение таких малых количеств людей, непосредственно контактирующих друг с другом, в… … Толковый словарь по психологии

Книги

  • За пределами русских словарей , А. Флегон. По вышеуказанным причинам, также как и по другим, менее важным, я считаю, что назрело время выпустить словарь, содержащий и неприличные слова русского языка. Слова, вошедшие в настоящее…

«Под ма­лой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является ос­новой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов ». При таком понимай и малая группа - это группа, реально существующая не в вакууме, а в определенной системе обществен­ных отношений, она выступает как субъект конкретного вида со­циальной деятельности, «как звено определенной общественной системы, как часть общественной структуры». Определение фиксирует и специфический признак малой группы , отличающий ее от больших групп: общественные отношения вы­ступают здесь в форме непосредственных личных контактов .

Практически все равно приходится считаться с тем фактом, что малая группа «начинается» либо с диады, либо с триады. Остро стоит вопрос и о «верхнем» пределе малой груп­пы . Были предложены различные решения этого вопроса. Доста­точно стойкими оказались представления, сформированные на основе открытия Дж. Миллером «магического числа» 7±2 при ис­следованиях объема оперативной памяти (оно означает количест­во предметов, одновременно удерживаемых в памяти). Для соци­альной психологии оказалась заманчивой определенность, вноси­мая введением «магического числа», и долгое время исследователи принимали число 7+2 за верхний предел малой группы. Если обратиться к практике исследований, то там находим са­мые произвольные числа, определяющие этот верхней предел: 10 15, 20 человек. В некоторых исследованиях Морено, автора социо­метрической методики, рассчитанной именно на применение в малых группах, упоминаются группы и по 30-40 человек, когда речь идет о школьных классах.

Обилие малых групп в обществе пред­полагает их огромное разнообразие, и поэтому для целей исследований необ­ходима их классификация . В принципе допустимы самые различные основания для класси­фикации малых групп: 1) группы различаются по времени их суще­ствования: долговременные и кратковременные, 2) по степени тес­ноты контакта между членами , по способу вхождения индивида и т.д. В настоящее время известно около пятидесяти различных ос­нований классификации.

Целесообразно выбрать из них наиболее распространенные, каковыми являются три классификации: 1) де­ление малых групп на «первичные» и «вторичные», 2) деление на «формальные» «неформальные », 3) деление на «группы членст­ва» и «референтные группы». Как видно, каждая из этих трех клас­сификаций задает некоторую дихотомию.

Деление малых групп на первичные и вторичныевпервые было предложено Ч. Кули, который вначале дал просто описательное определение первичной группы, назвав такие группы, как семья, группа друзей, группа ближайших соседей. Позднее Кули предло­жил определенный признак , который позволил бы определить су­щественную характеристику первичных групп - непосредствен­ность контактов . Вторичные группы в этом случае те, где нет непосредственных контактов, а для общения между членами используются различные «посредники» в виде средств связи.


Второе из исторически предложенных делений малых групп - это деление их на формальные и неформальные.Впервые это деле­ние было предложено Э. Мэйо. Согласно Мэйо, формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов , они предписаны групповыми нормами. Соответственно в формальной группе также строго распределены и роли всех членов группы , в системе подчинения так называемой структуре власти: представ­ление об отношениях по вертикали как отношениях, определен­ных системой ролей и статусов. Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях какой-то конкрет­ной деятельности: рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда и т.д. Внутри формальных групп Э. Мэйо обнаружил еще и «неформальные» группы , которые складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где заданной системы взаимоотношений по вертикали нет. Неформальная группа может создаваться внутри формальной, когда, например, в школь­ном классе возникают группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом , таким образом, внутри формальной группы переплетаются две структуры отноше­ний. Но неформальная группа может возникать и сама по себе, не внутри формальной группы, а вне ее: люди, случайно объединив­шиеся для игр в волейбол где-нибудь на пляже, или более тесная компания друзей, принадлежащих к совершенно различным фор­мальным группам. Иногда в рамках такой группы (скажем, в группе туристов, отпра­вившихся в поход на один день), несмотря на ее неформальный характер, возникает совместная деятельность, и тогда группа при­обретает некоторые черты формальной группы: в ней выделяются определенные, хотя и кратковременные, позиции и роли. Практи­чески было установлено, что в реальной действительности очень трудно вычленить строго формальные и строго неформальные груп­пы, особенно в тех случаях, когда неформальные группы возника­ли в рамках формальных.

Третья классификация разводит так называемые группы член­ства и референтные группы. Она была введена Г. Хайменом, кото­рому принадлежит открытие самого феномена «референтной группы». В экспериментах Хаймена было показано, что часть членов определенных малых групп (в данном случае это были студенчес­кие группы) разделяет нормы поведения, принятые отнюдь не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются. Такие группы, в которые индивиды не включены реально, но нор­мы которых они принимают, Хаймен назвал референтными груп­пами . Еще более четко отличие этих групп от реальных групп членства было отмечено в работах М. Шерифа, где понятие рефе­рентной группы было связано с «системой отсчета», которую ин­дивид употребляет для сравнения своего статуса со статусом дру­гих лиц. В дальнейшем Г. Келли, разрабатывая понятия рефе­рентных групп, выделил две их функции : сравнительную и нор­мативную, показав, что референтная группа нужна индивиду или как эталон для сравнения своего поведения с ней, или для норма­тивной оценки его.

В настоящее время в литературе встречается двоякое употреб­ление термина «референтная группа» : иногда как группа, проти­востоящая группе членства, иногда как группа, возникающая внутри группы членства. В этом втором случае референтная группа опре­деляется как «значимый круг общения», т.е. как круг лиц, выбран­ных из состава реальной группы как особо значимых для индиви­да.

При изучении малой группы большое значение придается процессу становления групповых норм и ценностей при условии одновременного вступления в группу многих индивидов и последующее все более полное принятие этих норм, разделение всеми членами группы групповых целей. Этот феномен получил в социальной психологии наименование феномена конформизма . Само слово «конфор­мизм» имеет в обычном языке совершенно определенное содержа­ние и означает «приспособленчество». В литерату­ре чаще говорят не о конформизме, а о конформности или кон­формном поведении, имея в виду чисто психологическую характе­ристику позиции индивида относительно позиции группы, при­нятие или отвержение им определенного стандарта, мнения, свой­ственного группе, меру подчинения индивида групповому давле­нию. Противоположными конформности понятиями являются понятия «независимость», «самостоятельность позиции», «устойчивость к групповому давлению» и т.п.

Конформность констатируется там и тогда, где и когда фикси­руется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы. Мера конформности - это мера подчинения группе в том случае, когда противопоставление мнений субъективно воспринималось инди­видом как конфликт. Различают внешнюю конформность , когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться, и внутреннюю (иногда именно это и называется подлинным конформизмом), когда индивид дей­ствительно усваивает мнение большинства. Внутренняя конформ­ность и есть результат преодоления конфликта с группой в ее пользу. В исследованиях конформности обнаружилась еще одна воз­можная позиция, которую оказалось доступным зафиксировать на экспериментальном уровне. Это - позиция негативизма. Когда группа оказывает давление на индивида, а он во всем сопротивля­ется этому давлению, демонстрируя на первый взгляд крайне не­зависимую позицию, во что бы то ни стало отрицая все стандарты группы, то это и есть случай негативизма. Можно сказать, что это специфический случай конформ­ности, так сказать, «конформность наизнанку ». Если индивид ставит своей целью любой ценой противостоять мнению группы, то он фактически вновь зависит от группы, ибо ему приходится ак­тивно продуцировать антигрупповое поведение, антигрупповую позицию или норму, т.е. быть привязанным к групповому мнению, но лишь с обратным знаком. Поэ­тому позицией, противостоящей конформности, является не нега­тивизм, а самостоятельность, независимость.

Дальнейшие исследования феномена конформности привели к выводу о том, что давление на индивида может оказывать не только большинство группы, но и меньшинство. Соответственно М. Дойчем и Г. Джерардом были выделены два вида группового влияния : нормативное (когда давление оказывает большинство, и его мнение воспринимается членом группы как норма) и информационное (когда давление оказывает меньшинство, и член группы рассматривает его мнение лишь как информацию, на основе которой он должен сам осуществить свой выбор).

Второй стороной проблемы формиро­вания малой группы является пробле­ма групповой сплоченности. В данном случае исследуется сам про­цесс формирования особого типа связей в группе, которые позво­ляют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность людей, в сложный психологический организм, живущий по своим собственным законам.

Существуют различные подходы в объяснении групповой сплоченности. Так, в русле социометричес­кого направления сплоченность прямо связывалась с таким уров­нем развития межличностных отношений, когда в группе высок процент выборов, основанных на взаимной симпатии. Другой подход был предложен Л. Фестингером, когда сплоченность анализировалась на основе частоты и прочности комму­никативных связей, обнаруживаемых в группе. Буквально спло­ченность определялась как «сумма всех сил, действующих на чле­нов группы, чтобы удерживать их в ней».

Проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных проблем психологии. В русском языке для обозначения этих двух различных явлений существуют два специальных терми­на и определены разли­чия в содержании этих понятий.

Б. Д. Парыгин называет следующие различия лидера и руководи­теля :

1) лидер в основном призван осуществлять регуляцию меж­личностных отношений в группе, в то время как руководитель осу­ществляет регуляцию официальных отношений группы как неко­торой социальной организации;

2) лидерство можно констатиро­вать в условиях микросреды (каковой и является малая группа), Руководство - элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений;

3) лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо на­значается, либо избирается, но так или иначе этот процесс не яв­ляется стихийным, а, напротив, целенаправленным, осуществляе­мым под контролем различных элементов социальной структуры;

4) явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в боль­шой степени зависит от настроения группы, в то время как руко­водство - явление более стабильное;

5) руководство подчиненны­ми в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет;

6) про­цесс принятия решения руководителем значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно кореня­щихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельнос­ти;

7) сфера деятельности лидера - в основном малая группа, где он и является лидером, сфера действия руководителя шире, по­скольку он представляет малую группу в более широкой социаль­ной системе.

Как видно из приведенных соображений, лидер и руководи­тель имеют тем не менее дело с однопорядковьм типом проблем , а именно, они призваны стимулировать группу, нацеливать ее на решение определенных задач, заботиться о средствах, при помо­щи которых эти задачи могут быть решены. Лидерство есть чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы , руководство в боль­шей степени есть социальная характеристика отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения.

Одна из важных функций руководителя - это процесс принятия группового решения. Существует несколько тактик принятия группового решения . В психологии наиболее исследована роль групповой дискуссии , пред­шествующей принятию группового решения. В ходе экспериментальных исследований были выявлены две важные за­кономерности: 1) групповая дискуссия позволяет столкнуть про­тивоположные позиции и тем самым помочь участникам увидеть разные стороны проблемы, уменьшить их сопротивление новой информации, 2) если решение инициировано группой, то оно яв­ляется логическим выводом из дискуссии, поддержано всеми при­сутствующими, его значение возрастает.

Широко практикуемой формой являются различного рода совещания , что является своеобразной формой групповой дискуссии. Наряду с этим в исследованиях по проблемам групповых ре­шений выдвинуты и новые формы групповых дискуссий. Одна из них, введенная А. Осбормом, получила название «брейнсторминг» («мозговой штурм»). Суть дискуссии такого плана заключается в том, что для выработки коллективного решения группа разбивается руководителем на две части: «генераторов идей» и «критиков». На первом этапе дискуссии действуют «генераторы идей», задача ко­торых состоит в том, чтобы набросать как можно больше предло­жений относительно решения обсуждаемой проблемы. Предложе­ния могут быть абсолютно неаргументированными, даже фантас­тическими, но обязательно условие, что на этом этапе их никто не подвергает критике. Цель - получить как можно больший массив самых разнообразных предложений.

Другой метод групповой дискуссии, разработанный У. Гордо­ном, - это метод синектики , буквально - метод соединения раз­нородного . Почерк этого метода напоминает брейнсторминг, так как ос­новная идея та же - выработать на первом этапе как можно боль­ше разнообразных, а в данном случае - и прямо противополож­ных, взаимоисключающих предложений. Для этого в группе выде­ляются «синекторы» - своеобразные затравщики дискуссии. Дис­куссию ведут именно они, хотя и в присутствии всей группы. Си­некторы - это люди, наиболее активно заявляющие свою пози­цию в группе. Экспериментально установлено, что их оптималь­ное число - 5-7 человек. Они начинают дискуссию, впоследствии в нее включаются и другие члены группы, но задача синекторов - наиболее четко формулировать противоположные мнения: группа должна «видеть» две возникшие крайности в решении проблемы с тем, чтобы всесторонне оценить их. В ходе дискуссии отбрасыва­ются эти крайности, принимается решение, удовлетворяющее всех. При применении метода синектики широко используется логи­ческий прием рассуждения по аналогии.

Все динамические процессы, происхо­дящие в малой группе, обеспечивают определенным образом эффективность групповой деятельности . Эффективность деятельности малой группы может быть исследована на различных уровнях. В действительности же производительность труда группы есть лишь один показатель эффективности. Дру­гой, не менее важный показатель - это удовлетворенность членов группы трудом в группе.

4. Личность в группе .

Один из главных фокусов анализа личности в психологии - ее взаимодействие с группой. И прежде всего, необходимо выявление того, через посредство каких групп осу­ществляется влияние общества наличность. Для этого важно изу­чение конкретного жизненного пути личности, тех ячеек микро- и макросреды, через которые проходит путь ее развития. Это, прежде всего, проблема социализации .Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества.

Сущность социа­лизации заключается в том, что это двусторонний процесс, включаю­щий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду

Вопрос о стадиях процесса социализации имеет свою историю в системе психологического знания. В отечественной психологии сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельнос­ти. Если принять этот принцип, то можно выделить три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую .

Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жиз­ни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных пе­риода : а) ранняя социализация , охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т.е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства; б) стадия обучения , включающая весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе.

Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы «зрелого» возраста ус­ловны; фиксация такой стадии не представляет затруднений - это весь период трудовой деятельности человека. Вопреки мысли о том, что социализация заканчивается вместе с завершением образования, большинство исследователей выдвигают идею про­должения социализации в период трудовой деятельности. Более того, акцент на том, что личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его, придает особое значение этой стадии. Признание трудовой стадии социализации логически следует из признания ведущего значения трудовой деятельности для развития личности.

Послетрудовая стация социализации представляет собой еще более сложный вопрос. Проблемы пожилого возраста становятся актуальными для ряда наук в современных обществах. Увеличение продолжи­тельности жизни - с одной стороны, определенная социальная политика государств - с другой (имеется в виду система пенсион­ного обеспечения) приводят к тому, что в структуре народонаселе­ния пожилой возраст начинает занимать значительное место. В психологии эта проблема присутствует как про­блема послетрудовой стадии социализации. Основные позиции в дискуссии полярно противоположны: одна из них полагает, что само понятие социализации просто бессмысленно в применении к тому периоду жизни человека, когда все его социальные функ­ции свертываются. С этой точки зрения указанный период вообще нельзя описывать в терминах «усвоения социального опыта» или даже в терминах его воспроизводства. Крайним выражением этой точки зрения является идея «десоциализации», наступающей вслед за завершением процесса социализации. Другая позиция, напро­тив, активно настаивает на совершенно новом подходе к понима­нию психологической сущности пожилого возраста.

При исследовании личности в социальнойпсихологии важнейшее место занимает проблема социальной установки . Если процесс социализации объяс­няет, каким образом личность усваивает социальный опыт и вмес­те с тем активно воспроизводит его, то формирование социальных установок личности отвечает на вопрос: как усвоенный социаль­ный опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках.

Проблема установки была специальным предметом исследова­ния в школе Д.Н. Узнадзе . Определение установки, данное Д.Н. Уз­надзе: «Установка является целостным динамическим состоянием субъекта, состоянием готовности к определенной активности, со­стоянием, которое обусловливается двумя факторами: потребнос­тью субъекта и соответствующей объективной ситуацией». Настроенность на поведение для удовлетворения данной потребности и в данной ситуации может закрепляться в случае повторения ситуации, тогда возникает фиксированная установка в отличие от ситуативной. Установка в контексте концепции Д.Н. Уз­надзе более всего касается вопроса о реализации простейших фи­зиологических потребностей человека. Она трактуется как бессо­знательное, что исключает применение этого понятия к изучению наиболее сложных, высших форм человеческой деятельности.

Традиция изучения социальных установок сложилась в западной социологии. В западной социальной психологии для обозначения социаль­ных установок используется термин «аттитюд» , который в ли­тературе па русском языке переводится либо как «социальная ус­тановка», либо употребляется как калька с английского «аттитюд».

Были выделены четыре функции аттитюдов :

1) приспособительная (иногда называемая утилитарной, адаптивной) - аттитюд направ­ляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;

2) функция знания- аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту;

3) функция выражения (иногда называемая функцией цен­ности, саморегуляции) - аттитюд выступает как средство осво­бождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности;

4) функция защиты - аттитюд способствует разре­шению внутренних конфликтов личности.

Все эти функции аттитюд способен выполнить потому, что обладает сложной структурой. В 1942 г. М. Смитом была определе­на трехкомпонентная структура аттитюда , в которой выделяются: а) когнитивный компонент (осознание объекта социальной уста­новки); б) аффективный компонент (эмоциональная оценка объ­екта, выявление чувства симпатии или антипатии к нему); в) пове­денческий компонент (последовательное поведение по отношению к объекту). Теперь социальная установка опреде­лялась как осознание, оценка, готовность действовать . Но многие проблемы, касающиеся аттитюда, так и остались не­решенными.

Две рассмотренные проблемы личнос­ти социализация и социальная установ­ка - раскрывают как бы две стороны существования личности в социальном контексте: усвоение ею социального опыта и его реализация. Те­перь необходимо интегрировать эти две стороны и проанализиро­вать реальное поведение личности в системе связей с другими людь­ми, принадлежащими прежде всего к той же самой группе.

Каковы же именно социально – психологические качества личности? Ответить на этот вопрос достаточно сложно, особенно при условии, что сами по себе личностные качества не имеют четкого наполнения. Исследователи объединяют социально-психологические свой­ства в четыре группы :

1) обеспечивающие развитие и ис­пользование социальных способностей (социальной перцепции, воображения, интеллекта, характеристик межличностного оцени­вания);

2) формирующиеся во взаимодействии членов группы и в результате ее социального влияния;

3) более общие, связанные с социальным поведением и позицией личности (активность, ответ­ственность, склонность к помощи, сотрудничеству);

4) социаль­ные свойства, связанные с общепсихологическими и социально-психологическими свойствами (склонность к авторитарному или демократическому способу действия и мышления, к догматичес­кому или открытому отношению к проблемам и т.д.).