Цивилизация древней греции кратко о главном. История древней греции. Периоды древней Греции. История развития

Древняя Греция.

Древняя Греция – страна на юге Балканского полуострова и прилегающих к нему островах. Древняя Греция считается колыбелью современной цивилизации Европы. Природа бросала древним грекам свой вызов: рельеф страны очень неровный, в Греции много гор, а между ними находятся немногочисленные плодородные равнины; практически нет крупных рек, береговая линия очень изрезана, много мысов и заливов. Путешествовать в Греции можно в основном по морю, морской путь зачастую был более лёгким, чем сухопутный. Греция стала морской цивилизацией. В Греции всегда не хватало пахотной земли, главными сельскохозяйственными культурами были оливки и виноград; однако ощущалась нехватка хлеба. Из-за этой нехватки греки вынуждены были начать колонизацию. Колония – поселение людей за пределами их родины. Великая греческая колонизация началась в VI веке до н. э (некоторые колонии греков существовали намного раньше).

Основные направления колонизации.

1. Западный берег полуострова Малая Азия. Важнейшими греческими колониями здесь были Эфес, Милеет и Галикарнас. Отсюда в Грецию завозили хлеб и лошадей.

2. Остров Сицилия был важнейшей житницей Греции. Крупнейшей греческой колонией здесь были города Мессина и Сиракузы.

3. Северный берег Чёрного моря. Важнейшими колониями здесь были Херсонес (в Крыму) и Ольвия (у впадения в море Днепра). Причерноморье поставляло в Грецию хлеб и рабов.

Отдельные колонии греков проявлялись и на других берегах Средиземного моря (например, Мессалия – Марсель на юге современной Франции) до Геркулесовых столбов (так греки называли Гибралтарский пролив.

В обмен на товары из колоний греки поставляли туда вино, оливковое масло, а также многочисленные ремесленные изделия многие из которых были настоящими шедеврами в своей области. Таким образом, главными занятиями древних греков было ремесло и торговля, а не земледелие, как в большинстве цивилизаций Древнего Востока. Природа и занятия древних греков формировали своеобразный менталитет (совокупность духовных особенностей, характерных для людей разных национальностей, культур, образов жизни). Главными качествами, ценившимися среди сынов Эллады, были: индивидуализм (на Востоке – коллективизм), соревновательность и предприимчивость. Каждый человек был ценен сам по себе, а не как часть коллектива ему подобных. Воплощением соревновательного духа, присущего Древним рекам стали Олимпийские игры. Первые такие общегреческие соревнования прошли в 773 г. до н.э. и с тех пор повторялись каждые 4 года до конца II века нашей эры. По олимпиадам греки вели своё летоисчисление. Менталитет греков породил их своеобразное политическое устройство. Гражданскую общину – полис .

Периодизация истории Греции.

1. Крито-микенский период. XV-XIII в.в. до н.э. Высокоразвитая цивилизация существовала на юге материковой Греции и на о. Крит. Важнейшими памятниками этой эпохи являются: раскопки на месте Древних Микен, где найдены Львиные ворота и золотая маска Микенского царя (Агамемнона). Остатки дворца в критском городе Кносс. Этот дворец имеет очень сложную планировку. Учёные полагают, что он был прообразом мифического жилища Минотавра. Эта цивилизация погибла по неизвестным причинам, возможно от природного катаклизма. Подвиги героев этого периода описаны в поэмах Гомера.

2. Гомеровский период. XIII-IX в.в. до н.э. Цивилизация значительно уступала предшественнице. Орудия труда были более примитивные и грубые, Но жили эпические поэты сказители – аэды, одним из которых был слепей Гомер автор «Илиады», которая рассказывает о первых 9 годах осады Трои и «Одиссеи» повествующий о её взятии и о возвращении героев домой. Троя (Илин) многие столетия считалась легендарным городом – выдумкой Гомера, Но на рубеже XIX-XX веков археолог энтузиаст Шлимман следуя указаниям Гомера, содержащимся в поэмах отыскал на Эгейском побережье современной Турции остатки древнего города, погибшего в XIII в. до н.э. в результате пожара.

3. Архаический период. IX-VI в. до н.э. Гомеровская цивилизация погибла в результате вторжения в ахейскую Грецию племён дорийцев с севера. Упадок сменился подъёмом и к концу периода в Греции появилось большинство будущих полисов, возникли архитектурные ордеры, из празднеств посвященных богу Дионису возник театр.

4. Классический период VI – кон. IV в до н.э.. Был достигнут наивысший расцвет культуры античной Греции. Появились классические полисы. Строились прекраснейшие храмы, создавались статуи, ставшие образцом для подражания в бедующем. Наивысшего расцвета достигла греческая философия. Начали закладываться основы культурных ценностей современной цивилизации Европы.

5. Эллинистический период. Начало ему положили завоевательные походы Александра Македонского. Некоторые учёные считают началом этого периода битву при Херонее, когда объединенное войско полисов Греции было разбито армией македонского царя Филиппа II (337 год до н.э). В период эллинизма культура Греции распространилась далеко на восток, но в неё проникало всё больше элементов культуры востока. Учёные спорят и о времени окончания данного периода. Большинство из них считают, что период закончился в нач. II в до н.э., когда сама Греция попала в зависимость от Древнего Рима. Однако некоторые учёные считают окончанием периода сер. I в до н.э., когда римляне покорили последнее эллинистическое государство средиземноморья – Египет Птолемеев.

Полисы Греции.

Полисы – гражданские общины и города – государства Древней Греции. В период расцвета полисного строя в Греции их насчитывалось более 200. Самые большие полисы Греции (Лаконика, полис на о. Крит) составляли несколько сот квадратных километров. Самый маленький по площади полис – Коринф занимал лишь 2 квадратных километра, но располагался на перешейке, который отделял Среднюю Грецию от полуострова Пеллопонесс. Граждане плиса чаще всего составляли общину его равноправных членов. Гражданство влекло за собой как права:

1. участие в народном собрании и управлении полисом;

2. владение на территории полиса землёй и иной собственностью;

так и обязанности:

1. служба в армии;

2. материальное участие зажиточных граждан в финансировании мероприятий полиса.

Демократические Афины.

Одним из центров Древней Греции был Афинский полис. Он находился в области Аттика на скалистом мысе в средней Греции.

Начало процессу демократизации Афинского плиса положили в VI в до н.э. законы, изданные при архонте Драконте . Законы эти были очень жестокими (с точки зрения наказаний), но признавали главный тезис демократии – равенство граждан перед законом и судом. В начале V в до н.э. архонт Солон издал новый свод законов Афин. Законы Солона запрещали обращение в рабство граждан Афин за долги, и даже изъятие за долги у них земельных участков . Наконец своего расцвета Афинская демократия достигла при архонте Перикле (конец V в до н.э). Перикл ввёл в Афинах плату за исполнение административных должностей, тем самым он сделал их доступными не только для представителей знати, но и для всех простых граждан города.

Главным органом непосредственной демократии в Афинах было народное собрание. Оно собиралось на центральной площади Афинского акрополя и по названию этой площади именовалось агорой . Формально принимать участие в нём могло всё взрослое мужское несение Афинского полиса. Однако афинская демократия имела ряд заметных ограничений:

1. Правами гражданства не пользовались женщины. Они могли передавать право гражданства своим детям, но в управлении не участвовали. Это происходило потому, что женщины не носили оружия и не могли служить в армии, то есть выполнять важнейшую обязанность гражданина.

2. Правами гражданства не пользовались свободные не граждане – метеки. Они могли быть очень состоятельными людьми, но не могли владеть земельной собственностью на территории полиса и не участвовали в агоре.

3. Жители Афин имели преимущество по отношению к остальным жителям Аттики. Заседания агоры начинались рано утром (с первыми лучами солнца) и только Афиняне могли спокойно попасть к началу вовремя.

4. Естественно гражданами не являлись многочисленные афинские рабы, которые не считались даже людьми, а лишь говорящими орудиями.

На агоре принимались важнейшие решения политики Афин: объявлялась война, заключался мир, выбирались важнейшие должностные лица полиса:

Коллегия архонтов – главных должностных лиц полиса - ареопаг;

Коллегия стратегов – военачальников, они даже в период расцвета демократии избирались только из состоятельных граждан полиса. В случае поражения они отвечали перед полисом своим имуществом.

Заседатели суда присяжных - гэллеи .

Важнейшим механизмом поддержания демократии в Афинах был остракизм (от греч. «острокас» - черепок). Если кому-то из граждан казалось, что поведение другого гражданина направлено на получение чрезмерной личной власти (против демократии) начиналась процедура остракизма. Граждане голосовали про помощи разноцветных черепков. Если обвинение поддерживало большинство участников агоры, то обвиняемый изгонялся из города на 10 лет, однако собственность его сохранялась за своим прежним владельцем.

Главным достоинством гражданина было умение чётко и аргументировано отстаивать свою точку зрения, например, в народном собрании или перед судом присяжных. Постепенно среди афинян выделилась специальная прослойка красноречивых граждан – демагогов, которые за деньги защищали интересы своих сограждан во время различных заседаний.

Со времен Перикла исполнение выборных должностей и даже участие в народном собрании стало оплачиваться, со временем это вызвало застой в политической системе Афин, так как вело к росту иждивенческих отношений, исполнение гражданских обязанностей стало рассматриваться некоторыми гражданами как род профессиональной деятельности.

Олигархическая Спарта.

Спартанский полис (область Лаконика ) находился на юге полуострова Пеллопонесс в долине одной из самых больших рек Греции – Эврота. Ещё в глубокой древности воинственные спартанцы покорили соседнюю область Мессению и превратили её население в полурабов – илотов, которые принадлежали всему спартанскому полису, занимались земледелием и обеспечивали спартанцев материальными благами.

Законы Спартанского полиса были приняты ещё в глубокой древности, а их авторство приписывается легендарному законодателю – Ликургу.

Сами спартанцы единственным занятием достойным свободного человека считали войну. Вся их жизнь была подчинена подготовке к ней. Слабых младенцев не способных в будущем стать хорошими воинами умерщвляли, сбрасывая со скалы. Мальчиков в 5-6 лет забирали из семьи и воспитывали в специальных военных лагерях , где им прививали волю, выносливость, умение владеть любым оружием с 10 лет к физическим упражнениям присоединялись занятия философией, математикой, игра на музыкальных инструментах. Когда у мальчика начинала расти борода, он становился полноправным членом спартанской общины. Все спартанцы были отличными войнами, они хорошо сражались, как в одиночку, так и в строю тяжелых пехотинцев – гоплитов. Во время греко-персидских войн спартанский царь Леонид во главе с горсткой воинов (300 человек) долго сдерживал огромную армию персидского царя, которая в сотни раз превосходила спартанцев численно в Фермопильском ущелье. Девочек воспитывали, делая упор на занятия, позволявшие в перспективе стать хорошей женой и матерью. Всем имуществом спартанцы владели коллективно. Питались в общих столовых. Что бы избежать имущественного расслоения спартанцев, деньгами в полисе были большие железные слитки , пригодные для изготовления оружия. Если спартанец мужчина не погибал в многочисленных сражениях и доживал до старости, он становился членом герусии – совета старейшин, который принимал решения об управлении полисом. Рядовые спартанцы лишь одобряли решения герусии звоном оружия или отвергали их криками. Для командования войском в Спарте было2 наследственных царя , их быт ничем ни отличался от быта рядовых спартанцев. В случае войны один из царей (как правило, более талантливый) выступал во главе армии в поход, а другой, во главе с ветеранами организовывал оборону полиса. Спартанцы должны были беспрекословно повиноваться приказам царя. В случае ослушания провинившегося ждала немедленная смертная казнь. В мирное время цари никаких привилегий перед остальными гражданами полиса не имели. Кроме спартанцев и илотов в Спарте существовал ещё один тип не граждан – периэки , они занимались ремеслом и торговлей и были полностью лишены права влиять на политику полиса и владеть в нём землёй, которая являлась коллективной собственностью общины спартанцев.


Похожая информация.


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный аграрный университет имени Н. И. Вавилова»

Факультет: «Природообустройство и лесное хозяйство»

Кафедра: «Социально-Гуманитарных наук»

на тему: «Основные этапы развития Древней Греции»

Выполнил:

Студент 2 курса

Группа Б-ПВ-КИВ-202

Тюгаев Леонид

Проверил:

Ткачёв Александр Максимович

Саратов 2013 г.

Первый период. Крито-микенский период (III -- II тысячелетие до н.э.)

Хронологически это длительный период, но известно о нём не так много. Во-первых, это конечно связано с тем, что он и отстоит от нас дальше, чем последующие эпохи. Но главное здесь заключается в том, что этот период был открыт историками относительно недавно (в 1876 году). А критскую часть открыли в 1900-м году. А с точки зрения исторической науки, которая развивается веками, и науки о Древней Греции, это достаточно небольшой период времени для исследования.

Критская часть цивилизации, она была открыта как раз в 1900-м году английским исследователем Артуром Эвансом, который производил раскопки на территории острова Крит и сразу же наткнулся на остатки самого огромного сооружения на этом острове. Это остатки Кносского дворца. политический рабство военный

Микенская часть, то есть часть, которая располагалась на территории, Балканской Греции, была открыта в 1876-м году Генрихом Шлиманом. Знаменитый Генрих Шлиман в 1871-ом году на территории северо-западной Малой Азии раскопал остатки Трои, а спустя несколько лет, в 1876 году, на территории Греции начал раскопки Микен, Микенского городища, Микенской крепости. С тех пор эти объекты и на территории Крита, и на других территориях тщательно изучаются.

Период XI-IX вв. называется «Гомеровским», так как главным источником информации о нем являются поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея".

В конце XII в. до н.э. в Грецию вторглись племена греков-дорийцев. Пройдя Среднюю Грецию, они осели в Мегариде и в юго-восточной части Пелопоннеса - в Коринфии, Арголиде, Лаконии и Мессении. Дорийцы также овладели рядом островов в южной части Кикладского и Спорадского архипелагов (Мелос, Фера, Кос, Родос), равнинной частью Крита, вытеснив остатки минойско-ахейского населения в горные районы, и юго-западным малоазийским побережьем (Дорида Малоазийская). Родственные дорийцам северо-западные греческие племена обосновались в Эпире, Акарнании, Этолии, Локриде, Элиде и Ахайе. Ионийцы, эолийцы и ахейцы удержались в Фессалии, Беотии, Аттике и Аркадии; часть их эмигрировала на острова Эгейского моря и в Малую Азию, западное побережье которой колонизовали ионийцы, а северо-западное - эолийцы.

Дорийское завоевание, как и ахейское в начале II тыс. до н.э., привело Грецию к новому регрессу - резкому сокращению численности населения, падению жизненного уровня, прекращению монументального и вообще каменного строительства, упадку ремесла (ухудшение технического и художественного качества изделий, сокращение их ассортимента и количества), ослаблению торговых контактов, утрате письменности. С падением ахейских цитаделей на всей территории Греции (в том числе и на не занятых дорийцами) исчезли прежние государственные образования и утвердился первобытно-общинный строй; вновь основной формой поселения стали небольшие бедные родовые поселки. Из достижений микенской цивилизации дорийцы заимствовали только гончарный круг, технику обработки металла и кораблестроения, культуру выращивания винограда и оливковых деревьев. В то же время дорийцы принесли с собой искусство выплавки и обработки железа, практику использования его не только в качестве украшений (как в микенскую эпоху), но в производстве и в военном деле. Наступление железного века имело огромное значение - металл стал дешев и широкодоступен, что способствовало росту хозяйственной самостоятельности отдельной семьи и ослаблению ее экономической зависимости от родовой организации.

XI-IX вв. до н.э. - эпоха господства натурального хозяйства. Особую роль приобрело скотоводство: скот был и критерием богатства, и мерилом стоимости. Основным типом социальной организации стала сельская община (демос), жившая на небольшой территории и стремившаяся в полной изоляции; часто несколько поселков (обычно в целях обороны) объединялись вокруг наиболее укрепленного селения, становившегося центром расширившейся таким образом общины (протополис). В итоге Греция превратилась в страну мелких самоуправляющихся округов. Община и составлявшие ее роды и семьи производили все необходимое для себя сами - возделывали землю, пасли скот, создавали простейшие изделия (одежду, посуду, орудия труда); профессионализация занятий ушла вместе с микенской эпохой. Потребность в сложных ремесленных изделиях была слабой; поэтому специалисты-ремесленники (демиурги) оказались на обочине экономики: чаще всего они вели бродячую жизнь, получая средства к существованию благодаря индивидуальным и случайным заказам на оружие, доспехи или украшения. Община практически не имела контактов с окружающим миром; отношения с соседями, как правило, отличались враждебностью; пограничные конфликты и грабительские набеги были обычной практикой. Широко распространилось пиратство, почти полностью вытеснившее торговлю: при скудости ресурсов греки того времени мало что могли предложить для обмена.

Социальная и политическая структура основывалась на кровно-родственном принципе. Община состояла из родов и их объединений (фил и фратрий), которые во время войны выступали как войсковые подразделения, а в мирное время образовывали народное собрание. Отношения внутри общины (между филами и фратриями) нередко были очень напряженными; конфликты часто приводили к междоусобицам и кровной мести. Принадлежность к роду являлась единственной гарантией прав, жизни и имущества человека гомеровской эпохи; вне родовой организации он был практически беззащитен - не существовало ни законов, ни авторитетных институтов власти. В то же время земля считалась собственностью уже не рода, а всей общины, и она распределялась (и периодически перераспределялась между ее членами); постепенно надел закреплялся за индивидуальной семьей.

Рабство не играло большой экономической роли. Основную часть рабов, как и в микенскую эпоху, составляли женщины и дети, использовавшиеся на вспомогательных работах в домашнем хозяйстве. Мужчины-рабы обычно выполняли обязанности пастухов. Рабы были преимущественно военнопленными. Рабство имело патриархальный характер, и уровень жизни рабов мало отличался от уровня жизни их хозяев. Не существовало института государственного рабства; рабы находились в собственности отдельных семей и родов.

Постепенно в общине, где первоначально царило «равенство в бедности», усиливался процесс социальной дифференциации, которому способствовали постоянные внутренние и внешние военные конфликты. Победа над соседним демосом или над соперничающим родом приводила к обогащению и росту влияния отдельных родов, тех или иных их членов или военного предводителя. Военная добыча давала средства для ведения хозяйства на нескольких наделах, для приобретения более качественного вооружения (тяжеловооруженного воина или даже всадника), для систематической военной подготовки и для создания запасов продовольствия на случай недорода или стихийных бедствий. Остальные общинники не обладали такими возможностями, чтобы обеспечить нормальное функционирование своего хозяйства, защитить себя от притеснений или претендовать на значительную часть добычи, особенно в условиях дробления наделов, вызванного демографическим ростом. В результате образовалась группа людей (феты), вынужденных отказываться от своих наделов и уступать их более состоятельным соседям; они превратились в безнадельных арендаторов; с другой стороны, возникла категория «многонадельных общинников», составлявших социальную элиту.

Традиционная политическая структура общины включала народное собрание (все свободные мужчины-воины), совет старейшин (герусия, ареопаг) и выборного военного вождя (басилея). Появление элиты, однако, привело к ее трансформации, которая происходила разными путями. В общинах, в которых доминировал только один род, он постепенно узурпировал военные, религиозные и судебные функции; выборный военный вождь превращался в наследственного патриархального монарха. Однако чаще лидирующие позиции в общине занимали несколько знатных родов. Аристократы играли ведущую роль в сражениях, которые представляли собой, как правило, серию поединков всадников или тяжеловооруженных воинов. Их авторитет защитников демоса давал им право решающего голоса в народном собрании; из них избирали предводителя общинного ополчения, к ним обращались для разбора судебных тяжб. В своих филах и фратриях они являлись жрецами родовых культов. Остальные общинники (народ) вытесняются на периферию общественной и политической жизни. В то же время постоянное соперничество внутри аристократии препятствовало чрезмерному возвышению отдельных ее представителей. Рост могущества аристократии как таковой в IX в. до н.э. проявился также в ослаблении патриархальной монархии в тех протополисах, где она прежде установилась: царский род постепенно утрачивает свои привилегии, и монополизированные им должности (функции) становятся выборными, превращаясь в достояние всей элиты.

Архаический период (VIII -- VI века до н.э.), период архаики, это эпоха формирования греческого полиса.

Есть много определений, что есть полис, причём над этим задумывались ещё в эпоху античности. В современной науке обычно используется два определения наиболее широко распространённых.

Самое элементарное, самое примитивное определение, которое есть и в школьном учебнике: полис -- это есть город-государство. Это определение возникло в немецкой исторической науке в XIX веке, и в этом определении справедливым является следующее: первое, на что указывает это определение -- то, что для полиса очень важно наличие городского центра. Греческая цивилизация - это городская цивилизация (урбанистическая). Город будет являться центром всей жизни: экономической, культурной, политической жизни и т.д. Второе, что в этом определении важно - город-государство. Все греческие города были государствами, хоть и очень маленькими.

Классический период (V-IV в до н.э.)

С первых десятилетий 5 в. до н. э. начался классический период развития греческой культуры и греческого искусства. Для Древней Греции это был период наивысшего расцвета драмы, политического красноречия, архитектуры, скульптуры, монументальной живописи и вазописи. Высоко совершенное, последовательно реалистическое и полное глубокого чувства красоты, искусство греческой классики определило собой новый и наиболее важный этап в развитии всего мирового искусства. Искусство классики -- это искусство греческого города-государства цветущей поры его развития, связанной с победой демократии в Афинах и других греческих полисах. Реформы Клисфена в конце 6 в. до н. э. утвердили в Афинах окончательную победу демоса над аристократией -- эвпатридами; в результате этих реформ было сломлено могущество аристократии и заложены основы для быстрого и яркого развития афинской рабовладельческой демократии. К началу 5 в. до н. э- сложились два наиболее противоположных по своему укладу города-государства Древней Греции: Афины и Спарта. В Афинах наиболее полно выразили себя принципы рабовладельческой демократии, опиравшейся в основном на расцвет ремесла и морской торговли. В земледельческой, отсталой по своему общественному развитию Спарте, самом сильном в военном отношении полисе Греции, получил развитие консервативно-аристократический политический строй, обеспечивший господство сплоченной группы воинов-рабовладельцев -- спартиатов -- над массой бесправных рабов-земледельцев -- илотов. Соперничество и борьба Афин и Спарты определили в дальнейшем пути исторического развития Греции. Но для истории искусства Спарта осталась совершенно бесплодной, не выдвинув ни одного художника в ряды мастеров, создавших искусство греческой классики. В первой четверти 5 в. до н. э. Греция подверглась нашествию полчищ Персидской державы. Победа народных ополчений объединившихся полисов, защищавших свою независимость от грозного завоевателя, чрезвычайно ускорила рост общественного самосознания эллинов. Это была победа свободной, сознательной демократии над восточной деспотией. Мильтиад -- предводитель афинян и их союзников в битве при Марафоне (490 г. до н. э.) -- прекрасно выразил в своей речи перед боем тот моральный дух, которым был проникнут каждый афинянин, указав, что только от них самих зависит «или положить на Афины иго рабства, или укрепить свободу». Решающие победы над персами -- морская при Саламине (480) и на суше при Платеях (479) -- укрепили сознание силы и значения греческого общества, способствовали утверждению основных принципов его мировоззрения и культуры. Вместе с тем победа над персами благоприятствовала дальнейшему экономическому расцвету полисов, в особенности Афин. Центром развития классической эллинской культуры стали в основном Аттика, северный Пелопоннес, острова Эгейского моря и отчасти греческие колонии в Сицилии и южной Италии -- так называемая Великая Греция. Малоазийские города (Милет и др.), хотя и оправились от разгрома, учиненного персами, но уже не могли играть былой ведущей роли в экономической и культурной жизни Греции. Во время греко-персидских войн начался первый период развития классического искусства -- ранняя классика, продолжавшаяся примерно четыре десятилетия (490--450 гг. до н. э.). Художники этого времени нашли новые художественные средства для создания монументального искусства, воплотившего в своих образах Этические и эстетические идеалы победившей рабовладельческой демократии. Изображение человека во всем богатстве и свободе его действий, поиски обобщенных типических образов, построение реалистической групповой композиции, новое понимание синтеза скульптуры и архитектуры, решительное обращение к сценам из реальной повседневной жизни (особенно в вазописи) стали важнейшими, основными чертами этого периода в развитии классического греческого искусства. Во второй четверти 5 в. до н. э. (то есть в 475--450 гг. до н. э.) архаические традиции, тормозившие развитие реалистического искусства (в скульптуре и живописи), были окончательно преодолены, и принципы классики получили свое законченное выражение в творениях таких мастеров, как неизвестные авторы олимпийских фронтонов и особенно знаменитый афинский скульптор Мирон. Мирон, старший среди великих мастеров классики, завершил период творческих исканий ранней классики, подготовив греческое искусство к еще большему подъему в последующие годы -- к зрелой, или высокой, классике. Время наивысшего расцвета древнегреческого искусства -- в «эпоху Перикла» -- продолжалось примерно также четыре десятилетия -- с 450 по 410 г. до н. э. Художественные создания периода высокой классики отличались героической величавостью, монументальностью и гармоничностью человеческих образов и одновременно жизненной непринужденностью, естественностью и простотой. В эти годы творили великие мастера греческого искусства -- скульпторы Фидий и Поликлет, зодчие Иктин и Калликрат. Произведения этого времени в области архитектуры, скульптуры, вазописи и монументальной живописи являются прекрасными примерами того художественного обаяния, которого может достигнуть искусство, вдохновляемое верой в совершенство человека, воплощающее передовые общественные устремления своей эпохи и верное принципам реализма. К концу 5 в. до н. э. растущее применение рабского труда начало отрицательно сказываться на процветании свободного труда, вызывая постепенное обнищание рядовых свободных граждан. Разделение Греции на независимые и соперничающие друг с другом полисы начало тормозить дальнейшее развитие рабовладельческого общества. Длительные и тяжелые Пелопоннесские войны (431--404гг. до н. э.) между двумя союзами городов, возглавлявшимися Афинами и Спартой, ускорили экономический и политический кризис полисов. Искусство классики к концу 5 -- началу 4 в. до н. э. вступило в свой последний, третий, этап развития. В этот период поздней классики искусство развивалось в условиях кризиса греческого рабовладельческого полиса. Оно в некоторой мере утратило героический, гражданственный характер, ясную гармонию своих монументальных образов. Вместе с тем в искусстве великих мастеров поздней классики разрабатывались новые задачи раскрытия в образах искусства мира внутренних переживаний человека или бурной, беспокойной человеческой деятельности. Их искусство стало более драматичным и лиричным, более психологически углубленным. Македонское завоевание во второй половине 4 в. до н. э. положило конец самостоятельному существованию греческих городов-государств. Оно не уничтожило традиции греческой классики, но в целом с этого времени развитие искусства пошло по другим путям.

Эллинистический период (III-I в до н.э.)

В это время получают развитие научные знания. Архимед (ок. 287--212 до н. э.) разработал предвосхитившие интегральное исчисление методы нахождения площадей, поверхностей и объемов различных фигур и тел, в основополагающих трудах по статике и гидростатике (закон Архимеда) дал образцы применения математики в естествознании и технике. Он -- автор многих изобретений (архимедов винт, определение состава сплавов взвешиванием в воде, системы для поднятия больших тяжестей, военные метательные машины и др.), организатор инженерной обороны Сиракуз против римлян.

Строительство новых городов, развитие мореплавания, военной техники способствовали подъему наук - математики, механики, астрономии, географии. Евклид (ок. 365--300 до н. э.) заложил основы античной математики, элементарной геометрии, теории чисел, общей теории отношений и метода определения площадей и объемов, включавшего элементы теории пределов, оказал огромное влияние на развитие математики. Ему принадлежат работы по астрономии, оптике и пифагорейской теории музыки.

Аристарх Самосский (ок. 320--250 до н. э.) доказал вращение Земли вокруг оси и ее движение вокруг Солнца; Гиппарх Александрийский (190--125 до н. э.) установил точную длину солнечного года и вычислил расстояние от Земли до Луны и Солнца; Герон Александрийский (I в. до н. э.) создал прообраз паровой турбины. Герофил (рубеж IV--III вв. до н. э.) и Эрасистрат (ок. 300 до н. э.) открыли нервную систему, выяснили значение пульса, сделали шаг вперед в изучении мозга и сердца.

Развитие научных званий требовало систематизации н хранения накопленной информации. В ряде городов создаются библиотеки, самые знаменитые из них -- в Александрии и Пергаме. Александрия, основанная в 331 году до н. э. Александром Македонским, стала центром научной и духовной жизни Средиземноморья благодаря великолепной библиотеке и работавшим в ней ученым. Александрийская библиотека, крупнейшее в древности собрание рукописных книг, была основана в III веке до н. э. Птолемеем II и благодаря деятельности ее сотрудников, работавших при постоянной поддержке династии Птолемеев, содержала около миллиона папирусных свитков. Все ее рукописи были систематизированы, а особый отдел занимался переводом на греческий язык важнейших сочинений авторов из разных стран.

Библиотека входила в состав расположенного рядом Мусейона (греч. museion -- храм муз), представлявшего собой совокупность научных»учебных учреждений, один из главных центров науки и культуры древности. Здесь находились различные кабинеты; коллекции, аудитории, а также бесплатное жилье для ученых. В Александрийском музее известнейшие ученые занимались филологией, астрономией, математикой, ботаникой, медициной, зоологией и другими науками. Грек Эратосфен (ок. 202 до н.э.) открыл здесь способ измерения окружности Земли по длине тени в период летнего солнцестояния. Именно здесь Евклид создал свой главный труд -- «Элементы».

Постепенно Александрия превратилась из столицы птолемеевского Египта в центр всей эллинистической культуры,

В эпоху эллинизма развивается новая отрасль знания, практически отсутствовавшая в классическую эпоху, -- филология: грамматика, критика текста, литературная критика и проч. Наибольшее значение имела александрийская школа, главной заслугой которой является критическая обработка текста и комментирование классических произведений греческой литературы: Гомера, трагиков, Аристофана и др. Литература эпохи эллинизма хотя и становится более разнообразной, значительно уступает классической. Эпос, трагедия продолжают существовать, но становятся более рассудочными, на первом плане -- эрудиция, изысканность и виртуозность слога. Продолжает развиваться реалистическая бытовая комедия, прекрасно представленная творчеством афинянина Менандра, (342/351 -- 293/290 до н. э.). Сюжеты его остроумных комедий строятся на бытовых интригах. Широкое распространение получают короткие драматические сцены из жизни обычных горожан -- мимы.

Выдающимися философскими школами считаются эпикурейство и стоицизм. Эпикур (341--270 до н. э.) утверждал, что целью человека должно быть личное блаженство. Девиз Эпикура --живи уединенно. Цель жизни -- отсутствие страданий, здоровье тела и состояние безмятежности духа (атараксия); познание природы освобождает от страха смерти, суеверий и религии вообще. Другой эллинистический философ, Зенон из Китиона (ок. 335 -- ок. 262 до н. э,), явился основателем школы стоицизма, считавшей идеалом добродетели независимость желаний и поступков от чувств. Высшей нормой поведения являются апатия, бесстрастие. Зенон известен нам меньше, чем его поздние последователи -- знаменитые римские философы Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. В этике стоицизм близок киникам, не разделяя их презрительного отношения к культуре; мудрец должен следовать бесстрастию и любить свой рок. Все люди-- граждане космоса как мирового государства; стоицизм уравнивал перед лицом мирового закона всех людей: свободных и рабов, греков и варваров, мужчин и женщин. Этика стоицизма пользовалась большим влиянием в средние века и в эпоху Возрождения.

Одним из величайших художников античности считали Апеллеса (2-я пол. IV в. до н. э.), достигшего совершенства в использовании эффектов светотени и графической перспективы. Характерные черты скульптуры того времени -- интерес к личности человека и его внутреннему миру. Активно развивается жанровое направление, появляются новые школы -- в Пергаме, на Родосе, в Александрии. В период поздней античности созданы всемирно известные рельефы пергамского алтаря Зевса, скульптуры Венеры Мелосской и Ники Самофракийской, скульптурная группа «Лаокоон». Одним из семи чудес света считался не дошедший до нас Колосс Родосский -- бронзовая статуя бога солнца Гелиоса, достигавшая в высоту 37 м.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Зарождение основных очагов цивилизации. Крито-микенский, гомеровский, архаический и классический периоды экономической истории Древней Греции. Периоды в развитии Древнего Рима. Экономическая структура италийского села. Внутренняя торговля по всей Италии.

    реферат , добавлен 22.02.2016

    Градостроительная система Древней Греции, благоустройство городов. Памятник градостроительного искусства древней Греции - город Милет. Жилой квартал эллинистического времени. Дом среднего класса и людей беднее. Особенности культуры Древней Греции.

    реферат , добавлен 10.04.2014

    Этапы становления и развития политической мысли Древней Греции и Древнего Рима. Зарождения науки о политике, появление реалистической концепции власти. Развитие мыслителями античности идей свободы человека, справедливости, гражданства, ответственности.

    реферат , добавлен 18.01.2011

    Древняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории. История Древней Греции. Ольвия: город эпохи эллинизма. История культуры Древней Греции и Рима. Искусство Древнего Мира. Право Древней Греции.

    реферат , добавлен 03.12.2002

    Исследование становления, развития, расцвета и упадка Древней Греции через призму культурного наследия. Периоды развития греческой мифологии. Периодизация древнегреческого искусства. Культурные связи Греции и Востока. Философия, архитектура, литература.

    реферат , добавлен 07.01.2015

    Этапы становления и развития политической мысли в Древней Греции. Обзор политических воззрений древнегреческих мыслителей трёх основных периодов развития политической мысли: раннего периода, периода расцвета политической мысли и эллинистического периода.

    реферат , добавлен 29.08.2011

    Главная линия исторического развития Греции в VIII–VI вв. до н.э. Расцвет культуры Древней Греции. Культурное наследие греческой цивилизации, его влияние на все народы Европы, их литературу, философию, религиозное мышление, политическое образование.

    реферат , добавлен 17.06.2010

    Зарождение классового общества, государства и цивилизации на греческой почве. Деление истории Древней Греции на две большие эпохи: микенская (крито-микенская) дворцовая и античная полисная цивилизация. Культура Эллады, "темных веков" и античного периода.

    реферат , добавлен 21.12.2010

    Особенностью в образовании государства в Древней Греции было то, что этот процесс в силу постоянной миграции племен шел волнообразно, прерывисто. Наиболее интересным был процесс образования государства в двух греческих полисах – древних Афинах и Спарте.

    контрольная работа , добавлен 16.01.2009

    Общественная жизнь Древней Греции. Теория ораторского искусства. Интерес к публичным выступлениям в Древней Греции. Формы ораторской речи, законы логики, искусство спора, умение воздействовать на аудиторию. Греческие ораторы Лисий, Аристотель и Демосфен.

Не только профессиональные историки и студенты исторических факультетов увлекают античной Греции. Это предмет восхищения и интереса исследователей из смежных областей науки, туристов и путешественников, которые хотят знать все о Древней Греции. Это касается, как исторических событий, так и быта, культуры, философии, научных знаний, философии, мифологии.

Под Древней Грецией принято понимать период во всемирной истории, который начался в 3 тыс. до нашей эры и продолжался до середины 1 века нашей эры.

Периодизация

В зависимости от того, какие критерии ученые закладывают в деление древнегреческой истории, такой и может быть периодизация. Существует две наиболее распространенных и принятых в науке классификаций. Первая из них предполагает деление на три больших периода:

  • Доклассический, который начался в 3 в. до н.э. и продолжался до 4 в. до н.э.;
  • Классический, охватывающий 5-4 вв. до н.э.;
  • Эллинистический, датируемый второй половиной 4 в. – серединой 1 в. н.э.

Археологи же настаивают на том, что доклассический период стоит дополнительно делить на три этапа – крито-микенский, гомеровский и архаический. На Рубеже 3-2 тыс. до н.э. на острове Крит возникла первая цивилизация, которую удалось отделить от остальных периодов, благодаря различным артефактам. Культура крито-микенского периода не такая богатая, как других эпох Древней Греции, но она говорит о том, что эта цивилизация требует отдельного внимания исследователей.

Гомеровский период мало изучен историками, основные сведения о нем сохранились в произведениях Гомера. Хронологически охватывал период с 11 по 9 вв. до нашей эры.

После него следовал архаический этап, в котором стали складываться основы государственности греков, менталитет, культура, мифология. Начался период в 8 в. до н.э. и закончился на границе 5-4 вв. до н.э.

Заселение Эллады

Люди стали появляться на южных окраинах Балканского полуострова в период среднего палеолита. Следы первобытного человека были обнаружены от Македонии до Элиды. В неолите люди уже занимались земледелием, разводили скот, стали строить дома, складывался родовой строй, который в 3-2 тыс. до н.э. перерос в раннеклассовое общество.

В эгейский период происходило заселение материковой и островной Греции. В частности, на Крите развивалась минойская культура, на материковой части – элладская, а на островах – кикладская.

В бронзовом веке активно развивалась цивилизация на греческих островах. Для этого периода были характерные следующие черты и достижения:

  • Началась добыча руд, в том числе медной;
  • Люди стали применять активно серебро и свинец;
  • Оружие, украшение, орудия, вещи культа изготовлялись из металла;
  • Создавались керамические и гончарные изделия;
  • Развивалось строительство и ремесла, связанные с ним. Это позволило развивать судоходство. Строительство кораблей способствовало постепенному освоению соседних с Грецией островов. Следствием чего, древние греки установили господство над побережьем всего Эгейского моря;
  • Возникли крупные города, которые были центрами тех или иных племен. Располагались населенные на возвышенностях, что говорит о начале дифференциации общества. Появились правители, которые стремились возвышаться над другими людьми. Это спровоцировало первые межплеменные войны в Древней Греции.

В бронзовом веке центром социального и хозяйственного развития был Крит, на котором сложились несколько государств. К ним относятся Фест, Маллия, Кнос. По своему характеру – это были раннерабовладельческие государства, в которых существовала своя письменность (иероглифическая). В самом конце бронзы на Крите начался новодворцовый период, в течение которого происходило создание новых дворцов и обновление старых. Крито-микенская цивилизация было одной из самых развитых в Древней Греции, при которой значительно расширились связи с внешним миром, морское господство, укрепились города. В 1470 г. до н.э. на острове Фера случилось землетрясение, которое дошло и до Крита. Мгновенно были разрушены и города, и дворцы, и флот. Погибло и все население острова, после чего его территория стала приходить в запустение. Через сто лет Кносский дворец был восстановлен, но былого могущества это государство уже не достигло.

На материке возникли другие центры рабовладения, ставшие отдельными городами-государствами. Это были Пилос, Тиринф и Микены, которые создали ахейские племена. Они строили не только военные корабли, но и большие торговые суда, что позволило установить господство над существующими торговыми путями того времени. Изделия ахейцев продавались в такие страны Востока, как Финикия, Сирия, Египет. Встречаются изделия древних греков и в Малой Азии, и в Италии. Ахейцы придумали собственную письменность, которая в отличии от критской была не иероглифической, а слоговой.

Особенности гомеровского периода

Ахейская цивилизация пала под натиском новых племен – дорийских, которые захватили государства в средних и южных регионах. Выстояли Афины, куда переселились ахейцы из Пелопоннеса. Здесь удалось сохранить высокую культуру и развиваться дальше, а остальная часть Греции в развитии была отброшена назад.

Связано это с тем, что дорийские племена пребывали в условиях становления родового строя. Поэтому производство, города и политической системы стали быстро меняться. На первый план вышло опять родовые отношения, из-за чего в древнегреческом обществе стали распространяться орудия и оружие, сделанное из железа. Изделие из металла и железа вызвали формирование особого класса общества – ремесленников, благодаря чему в конце 9 в. до н.э. ремесло окончательно отделилось от земледелия и скотоводства. Так стал формироваться рынок, отдельные города стали специализироваться на производстве только одного вида железных изделий.

Стали складываться независимые общины, возглавляемые басилеями. Их власть поддерживала родовая знать, которая свое влияние укрепляла через земельные владения. Население, проживавшие на таких территориях, попадало в рабство. Люди попадали в зависимость от богатых по-разному:

  • В Спарте к зависимым категориям населения относились периэки, составляющие основу коренного населения государства; а также илоты – земледельцы из Мессении. Периэки обладали небольшим самоуправлением, продолжая дальше заниматься торговлей и различными ремеслами. Илоты же были государственной собственностью, были прикреплены к участкам земли спартиатов – представителей местной знати;
  • В Фессалии покоренное население называлось пенесты;
  • На Крите это были клароты.

Рабство в гомеровский период существовало и в Афинах, но рабами становились люди, не выплатившие долги.

Греция в архаический период

Увеличение количества городов и усложнение общественного строя вызвало активное развитие торговли. Жители населенных пунктов требовали постоянного сырья для работы и продуктов питания. Ситуация ухудшалась и тем, что в города становились пристанищем для крестьян, у которых отобрали землю. Увеличивалось и количество представителей знати, которой постоянно требовались рабы. Их использовали для строительства дворцов, для возделывания полей, домашней работы.

Все это создало предпосылки для начала нового этапа в истории Древней Греции – колониального. Толчком к началу созданий городов-колоний стало обострение социальной борьбы внутри греческого общества. В течение 8-6 вв. до нашей эры были выведены колонии на островах Сицилия и Эвбея, побережье Тарентского залива, Черном море, вдоль Эгейского побережья.

Наличие большого числа колоний вывело торговлю греков на новый уровень развития – международный. К последствиям создания колоний стоит отнести:

  • Рост спроса на греческие товары;
  • В метрополию постоянно поступали рабы;
  • Знать получала богатства и предметы роскоши;
  • В торговле стали использоваться монеты, позаимствованные у других народов;
  • Усилилась позиция многих землевладельцев и родовой знати;
  • Отдельные города Греции стали общими религиозными центрами.

Для архаического периода была характерна постоянная борьба между демосом и аристократией. Население городов стремилось избавиться от рабства, и это удалось сделать в ряде городов Эллады.

Сопротивление оказывала родовая знать, которую удалось смирить через установление режима тирании.

В течение 8-6 вв. до н.э. сложилась и особая форма политического, социального и экономического устройства греческого города. Это был полис – свободный населенный пункт, в котором проживали только свободные граждане. Если люди принадлежали к полису, то это обеспечивало им права, в том числе на рабов и на землю.

Полисы делились на две группы:

  • Олигархические (Спарта и Крит);
  • Демократические (Афины).

В городах-государствах одновременно существовали рабство и элементы родового строя. На юге материковой Греции продолжали развиваться земледельческие общины, которые принадлежали отдельным племенам.

Эллада в классический период развития

Пика своего развития Греция достигла в 5-4 вв. до н.э. Историки считают, что это было время расцвета экономики, культуры, политики, торговли, наук и искусств. Торгово-ремесленные полисы и дальше использовали рабов – в ремесленных мастерских, на рудниках, на полях, в хозяйстве.

Распространение получили мелкие крестьянские хозяйства и ремесла.

В классический период центром политической жизни были Афины, которые славились своими демократическими традициями. Это позволило им выиграть ряд греко-персидских войн, создать Делосский союз, чтобы бороться против персов.

В Греции никогда не существовало единства между полисами, и борьба за господство обострилась именно в классический период. Пиком противостояния стала Пелопонесская война между Спартой и Афинами, которая закончилась проигрышем последнего полиса. Поражение и потери понесли греческие города, которые поддерживали Афины. Но война вызвала возвышение Спарты и ее сторонников.

Но это была не последняя война в Элладе того периода. Еще одна разгорелась в 395-387 гг. до н.э., и получила название Коринфской. Закончилась она поражением Спарты, и попаданием части греческих полисов под власть Персии.

В середине 4 в. до н.э. в северных греческих регионах сформировалась новая политическая сила, которую возглавил город-полис Македония. Ее царь Филипп Второй постепенно захватил побережье Фракии, Фессалию, Хакидику и Фокиду. Влияние Македонии было таким сильным, что в других полисах появились партии промакедонской ориентации.

В 338-337 гг. до нашей эры Филипп Второй созвал Коринфский конгресс, на котором было официально оформлено господство Македонии на островной и материковой Грецией. Также он создал союз полисов, в которых был провозглашен олигархическим режим правления. Порядок среди населения и в органах власти поддерживался усилиями македонской армии.

Упадок Древней Греции

В конце 4 в. до нашей эры Эллада вступила в новый период развития, который в историографии называется эллинистическим. Он был связан с именем Александра Македонского, сына Филиппа Второго. Его завоевания качественно изменили все сферы жизни в Греции, сформировали множество других государств, обогатили греческую культуру. Александру Македонскому удалось создать огромную империю, которая прекратила существование сразу же после его смерти в 323 г. до нашей эры.

Эллинистический период в Греции характеризовался следующими событиями:

  • Создание постоянных союзов городов, полисов. Такие образования носили военные характер, и были направлены на то, чтобы оспорить господство Македонии, Спарты или Афин в Греции;
  • Возглавлялись полисы олигархами или царями, которые постоянно между собой воевали;
  • Македония выиграла борьбу против Афин, что положило конец знаменитой афинской демократии;
  • Македония потеряла власть над Балканами, поскольку против нее постоянно боролись Ахейский и Этолийский военные союзы;
  • Смерть Александра Македонского развязала борьбу между его приемниками, в результате чего разрушались города, гибли люди, активизировалась продажа людей в рабство, создавались новые колонии. На Греции стали нападать и пираты, особенно от этого страдали островные и прибрежные полисы;
  • В полисах обострилась социальная борьба, которая зависела от того, какая политическая сила вмешивалась во внутренние дела Греции. Это были и римляне, и персы.

В 196 г. до н.э. происходили Истмийские игры, на которых полководец Фламинин объявил, что греки имеют свободу. Это усилило популярность Рима в Греции, которая фактически стала собственностью республики. В 27 г. до н.э. Эллада стала одной из римских провинций под названием Ахайя. И так продолжалось несколько столетий, пока в 4 в. нашей эры набеги варваров нне разрушили Римскую империю, разделив ее на Западную и Восточную. На основании последней стала формироваться новая политсила на Балканском полуострове – Византийская империя.

Религия и мифология Древней Греции

Жители Эллады имели свою самобытную религию, которая связывала культуру, мифологию и искусство в единое целое. Греки считали, что главным богом является Зевс, сидящий на горе Олимп. Вместе с ним там проживали еще одиннадцать богов и богинь. Греческая религия, как и мифология, интересны тем, что своих богов элладцы представляли людьми, наделяли их человеческими чертами характера, поведения. Богам были присуще те же чувства, что и людям, пороки и желания, которые присутствовали в античном мире.

Мифология формировалась в течение нескольких веков, и отражала все проблемы, с которыми сталкивались греки в повседневной жизни. Помимо богов, греческая мифология богата на таких персонажей, как смертные герои, например, Ахиллес и Геракл, мифические существа. Это были сатиры, оры, нимфы, лесные и речные чудовища, драконы, музы, драконы и ехидны.

Искусство и наука

Огромный вклад жители Древней Эллады сделали в развитие театра, живописи, скульптуры. Искусство греков присутствует практически в каждом уголке земного шара. В первую очередь, это храмы и архитектурные стили. Возводили греки храмы в честь богов, чтобы Зевсу и его сторонникам было, где жить. Но, в отличии от римлян, или же древнейших цивилизаций Египта, Месопотамии, Вавилонии, элладцы строили храмы не большими (относительно, если судит по размерам), размещая их в акрополе города. Это была самая защищенная часть населенного пункта. Чтобы храм было видно издали, возводили его на горе или холме. Для строительства старались применять два основных материала – известняк и белый мрамор. Каждый храм, как и любое греческое строение, обязательно имело колоны, располагавшееся в один или два ряда. В классический период искусство строить храмы достигло пика развития. В следующую эпоху – эллинистическую – стали появляться стадионы, спортивные площадки, прогулочные пространства, амфитеатры.

Одновременно со скульптурой развивалась скульптура, которая менялась в течение всего периода существования Древней Греции. Если в архаический период на скульптурах людей обязательно были одеяния, то в классическую эпоху основное внимание мастера сконцентрировали на человеческом теле. Было принято изображать физически развитых, сильных, атлетически сложенных людей, что подчеркивало внутреннюю и внешнюю красоту. В эллинизм скульптуры стали носить метафорический характер, в произведениях искусства появились преувеличения, пышность, которой раньше не было.

Отличались греки и особой техникой живописи, образцы которой практически не сохранились до сегодняшнего времени. Но рисунки можно увидеть на вазах. Применяли греки два способа росписи таких изделий, как чернофигурная и краснофигурная. Для первой было характерно использование черного лака, чтобы изобразить людей и животных. А краснофигурная подразумевала полное закрашивание черного фона, фигуры же делались красными, а черный лак помогал еще четко прорисовать детали.

В период отмечания праздника виноделия, который был посвящен богу Дионису, стал складываться греческий театр. С его возникновением стали активно развиваться музыка и литература. Часто эти направления не отделялись друг от друга, что делало и литературу, и театр органическим целым. В постановках было принято применять специальные маски, которые носили только мужчины-актеры. Женщины в спектаклях участия не принимали.

Об особой роли театра в повседневной и общественной жизни Греции говорит большое количество театров и амфитеатров. Без постановок не обходились ни празднества, ни народные гуляния. Театр отличался большим разнообразием сюжетов и тематик, жанрами. Это были и комедии, и трагедии, и сатиры, и иронические представления на злобу дня.

Научные знания греков развивались в разных областях – философии, математики, астрономии, геометрии, биологии, физике, химии, истории. Особое место среди знаний занимала философия, которая занималась изучением проблем происхождения космоса, планет, человека, поиска ответов на вопросы, связанные с бессмертием. В Элладе сформировалось несколько философских школ, яркими представителями которых были Платон, Аристотель, Сократ, Фалес, Геродот и т.д.

В школах Древней Греции преподавались литература, грамматика, математика, история, астрономия, философия. Обязательным было физическое воспитание, чтобы личность человека развивалась гармонично.

Самым знаменитым наследием греков являются Олимпийские игры, которые были созданы для того, чтобы восхвалять богов и приносить им различные почести. Сначала это были локальные соревнования, которые со временем развились до общегреческих. На соревнованиях выступали спортсмены с разных полисов Эллады, стараясь получить статус лучшего атлета. Основные состязания происходили в такой дисциплине, как пятиборье, сейчас оно также присутствует на Олимпийских играх.

Периодизация истории Древней Греции.

Древняя Греция – очень важный раздел исторической науки. Именно здесь, на юге Балканского полуострова зарождаются основы европейской цивилизации. Современный мир много чем обязан античному обществу. Основы культуры, принципы морали к которым мы прибегаем – все это их наследие. Даже Христианское учение обязано своим появлением и широким распространением греческой философии, которая структурировала и выработала его базовые элементы. Более чем за двухтысячелетнюю историю греки создали рациональную экономическую систему, четкую общественную структуру, полисную организацию с республиканской формой правления, высокие образцы культуры.

Определение 1

Античность - это история и культура цивилизации Древней Греции и Древнего Рима от образования полисных греческих государств до падения Римской империи ($VIII$ век до н.э. - $VI$ век н.э.)

Периодизация греческой истории не вызывает особых споров и разногласий. Историками принято выделять три основных периода, в каждом из которых обозначены полупериоды.

  1. Крито-микенский период ($III – II$ тыс. до н.э.). Становление государственных образований на Крите и в Ахейской Греции.
  2. Минойская цивилизация. Крит ($XXX – XII$ века до н.э.)
    • Раннеминойский период ($XXX-XXIII$ до н.э.).
    • Среднеминойский период ($XXII-XVIII$ до н.э.)
    • Позднеминойский период ($XVII-XII$ до н.э.)
  3. Элладская цивилизация. Балканская Греция ($XXX – XII$ века до н.э.)
    • Раннеэлладский период (($XXX-XXI$ до н.э.).
    • Среднеэлладский период ($XX-XVII$ до н.э.)
    • Позднеэлладский период ($XVI-XII$ до н.э.). Микенская цивилизация.
  4. Полисный период ($XI - IV$ века до н.э.). Образование и расцвет греческих полисов, формирование классической системы рабовладения.
  5. Гомеровский период ($XI – IX$ века до н.э.). Пред полисный этап развития общества
  6. Архаическая Греция. ($VIII – VI$ век до н.э.). Время становления полисов и распространения греческого культурного влияния на другие территории Средиземноморья и побережья Черного моря.
  7. Классический период. ($V – IV$ века до н.э.) Наивысший расцвет греческих государств и культуры.
  8. Эллинистический период ($III – I$ века до н.э.) Древняя Греция и ближний восток в эпоху Эллинизма.

Природа.

Географические рамки древнегреческого государства на протяжении двухтысячелетней истории перманентно изменялись по мере его роста и развития. Основные греческие полисы расположились на территории юга Балканского полуострова, но с ростом производительных сил, накопления прибавочного продукта и становлением государственных образований в $VIII-VI$ вв. до н. э., наблюдается расширение экспансивной греческой политики. Колонизационное движение охватывает Сицилию, Южную Италию и побережье Черного моря. После походов Александра Македонского, к греческому миру присоединились эллинистические государства, которые распространились на огромную территорию от Сицилии до Индии, включая первые нильские пороги и Северное Причерноморье.

Однако, во все времена, центральной частью Греции считался Эгейский регион . Материковая Греция граничит на северо-востоке с Македонией на северо-западе с Илиирией. С востока, запада и юга Балканский полуостров омывают Ионическое, Эгейское и Критское море. Местность, здесь гористая и малоплодородная, три четверти территории занимали пастбища и только $1/8$ - пашни. Вся территория Балканского полуострова естественно разделяется хребтами, перешейками и полуостровами на Северную, Среднюю и Южную (Пелопонес) части. В Северной части находились Фессалия и Эпир, отделенные друг от друга горой Пинд. Среднюю Грецию от Северной ограждали горы Тимфрест и Эта. Здесь находилась Акрания, Этолия, Локрида, Озольская Дорида, Фокида, Локрида Эпикнемидская, Локрида Опунтская, Аттика, Мегарида, Беотия и Этолия. Южная часть – полуостров Пелопоннес, соединявшийся с материком, узким Коринфским перешейком. Включал в себя Лаконику, Мессению, Элиду, Арголиду, в крайнем восточном углу полуострова располагалась Коринфия.

После изобретения мореплавания, сообщение со Средиземноморьем и Малой Азией осуществлялся по морю. Горные хребты на суше создавали естественное препятствие для передвижения. Сухопутная дорога была длинной и кружной, либо пролегала через труднодоступные горные перевалы. Их использовали только в качестве стратегических путей. Все торговые сношения осуществлялись через море.

Помимо материка, греческий мир охватывал несколько сот прилегающих островов Ионического и Эгейского региона. Самые крупные из них Крит и Эвбея. Острова образовали три архипелага Киклады, Спорады и Ионические острова. Суда здесь никогда не теряют землю из виду.

Замечание 1

Благодаря удобному географическому расположению, уже в $II$ тысячелетии до н.э. развивается мореплавание и активная международная торговля.

Все районы объединяет благоприятный для жизни человека мягкий средиземноморский умеренный климат. Зимы здесь теплые, влажные в основном это сезон дождей. Иногда выпадает снег, но тает очень быстро. Лето жаркое и засушливое. Летом и весной дуют сухие и прохладные северо-восточные ветры, которые греки называли «этисийскими».

Несмотря на то, что крупных водных артерий в Греции нет, жители не испытывали недостатка в пресной воде. Исключение составляли Кикладские острова, где воду собирали в особые цистерны.

Балканский полуостров богат полезными ископаемыми. На территории Лаконики добывали медную и железную руду. Недалеко от Афин шла добыча серебра. По всей территории имелись месторождения мрамора, строительного камня и высококачественной глины, поэтому одной из главных отраслей ремесленного производства стали металлургия и керамика. По причине бедности плодородных равнин и естественного зонирования территории в Греции рано складывается хозяйственная специализация областей, связанных друг с другом посредством меновой торговли.

Пример 1

Жителям гор, с равнинных территорий, поставлялся хлеб, оливы, маслины и виноград. Горные области, в свою очередь, разводили коз, коров, свиней, лошадей, обеспечивая долины молоком и мясом. В горах шла активная добыча древесины, использующаяся в строительстве, особенно в кораблестроении (дуб, кедр, кипарис), или в качестве топлива. Из дуба изготавливали краску и дубильный экстракт.

Население

В отличие от поликультурных стран Древнего Востока, в Греции наблюдалась этническая однородность. Коренное население региона – пеласги, карийцы, долопы не относились к греческому и позднее, с приходом сюда ахейцев и дорийцев были вытеснены из ареала обитания, либо ассимилировались с иноземцами. Собственно греческое население состояло из четырёх больших групп - ахейцы, дорийцы, ионийцы и эолийцы. Они говорили на одном языке, идентифицировали себя как Эллины, а страну проживания называли Элладой. В начале $I$ тысячелетия до н.э. эти племенные группы разделили между собой территорию материковой и островной Греции. Дорийцы заселили большую часть Пелопонеса и южные острова Эгейского моря. Ахейцы населяли Аркадию и Ахею. Иолийцы расселились в Аттивке и центральной части побережья Малой Азии, Эолийцы распространились на северную группу островов Эгейского моря и Северное побережье Малой Азии.

Древняя Греция -это цивилизаций, просуществовавшая больше 3тыс.лет. Географически она располагалась на Балканском полуострове и прилегающих островах. Сами же греки и сегодня называют свою страну Элладой, а себя эллинами. Огромное количество историков рассматривают Грецию не только как страну с высокой культурой, демократией и философией, но и как передовое государство древности(хотя Древняя Греция никогда не была унитарным государством, кроме периода правления Александра Македонского). Стоит отметить, что именно греческая культура стала опорой древнего Рима, который в свою очередь донес её до большинства европейских и восточных народов. Не нужно забывать, что Грецией называли не только исконную территорию эллинов, но и к другим землям, которые населяли греки того времени, как, например Крымский полуостров, Прикавказье, близлежащие острова средиземноморского бассейна, Италия.

Природные условия Греции были разнообразны. Горные цепи переходили в плодородные долины, где выращивали сельскохозяйственные культуры. Несмотря на каменистую почву и сухой климат растительный и животный мир были очень разнообразны. В былые времена в Элладе росли целые леса ценнейшей древесины, из которой делали лучшие корабли в мире, а населяли их лани, олени, дикие кабаны и хищники. Огромные плантации оливок приносили своим владельцам и целым полисам горы золота и серебра. Не стоит забывать, что на то время оливковое масло(конечный продукт переработки оливок)был очень редок и ценился наравне со специями Дальнего Востока.

В истории Греции можно выделить пять основных этапов:

1) Крито-микенский период . Характеризовался первыми государственными зачатками управления, развитием мореходства и установлением дипломатических и торговых отношений с странами Дальнего Востока.

2) Минойская цивилизация.
Она, в свою очередь, делись еще на три периода ранне -минойская, средне-минойская и поздне-минойская. Ранний период примечателен освоением и обработкой металлов, зарождением письменности и государственных образований. В последующем периоде получили развитие мореплавание, строительство и ремесла. Наконец в последнем этапе происходит расцвет минойской цивилизации. Это проявляется в объединение всего острова под одной властью, бурной торговлей со всеми соседними и дальними народами того времени и монументальное строительство. К несчастью, природные катастрофы создали препоны для дальнейшего развития Минойской цивилизации. В скором времени она начала угасать и впоследствии была захвачена ахейцами

3) Элладская цивилизация.
В этот период господство родоплеменных отношений между разными народами Греции. С приходом нового народа ахейцев происходит возникновение зачатков государственного строя, производства и сельского хозяйства. Расцветает микенская культура.

4) Полисный период. Происходит консолидация всего греческого населения, формирование полисной структуры власти, проникновение железа во все отрасли экономики и повседневной жизни общества.Бурное развитие производств и торговли, Великая греческая колонизация и отражение персидской угрозы.

5) Эллинистический. Примечателен велики походами Александра и формированием его огромного империи. После смерти великого полководца происходит распад империи на отдельные эллинистические государства, что впоследствии привело к войнам между диадохами(преемников и полководцами во времена Александра).

Как видим, история Древней Греции пережила и расцвет и полное падение, но несмотря на это их культурный, научный, торговый и просвещенческий вклад неоспорим и во многом сформировал путь для развития других народов. Ярким примером этому может послужить Древний Рим, который на заре своего существования очень многое позаимствовал из греческой культуры.