Фрагонар жан оноре счастливые возможности качелей. «Качели» Фрагонара. Главный шедевр эпохи рококо. Принадлежность произведения к культурно-исторической эпохе

Полноватый румяный франт с искрящимися глазами, остроумный, обаятельный, неизменно приветливый и веселый, Фрагонар был истинным сыном галантного XVIII века. Природа наделила его талантом, фантазией и независимым нравом.

Художник прославился, создавая полотна с любовными, изящно-фривольными сценами, блестяще выразившими изысканность стиля рококо. Тема любви, лиризм и эротичность, нежные пастельные тона, детали вроде пышных разлетающихся юбок - все это характерно для стиля рококо - искусства, призванного прежде всего радовать взгляд.

Сегодня подробно рассмотрим одну из самых знаменитых его картин КАЧЕЛИ.


Жан-Оноре Фрагонар (1732-1806) / Качели (1767)

Этот фривольный, яркий, дерзкий шедевр Фрагонара стал настоящим символом французской живописи XVIII века.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ "КАЧЕЛЕЙ "ВЕСЬМА ЗАНИМАТЕЛЬНА

Началась она с пикантного эпизода, о котором мы знаем, благодаря записям современника.
Итак, Габриэля Франсуа Дуайена, почтенного живописца, прославившегося своими историческими полотнами, члена Академии с 1759 года, пригласил к себе некий знатный человек (полагают, что это был один из богатейших людей Франции - финансист Сен-Жюльен).

Приглашение поступило к художнику буквально через несколько дней после появления в Салоне его картины "Святая Женевьева".
Мемуары современника передают нам прямую речь Дуайена: "Он (заказчик) был в своей "холостой квартире" вместе с возлюбленной... Начал он с любезностей и похвал, а кончил тем, что мечтает заказать мне картину.

"Я желал бы, чтобы вы изобразили мадам (указывая на свою любовницу) на качелях, которые раскачивает епископ. А меня вы поместите таким образом, чтобы мне были видны ноги этого прелестного создания,- и чем более вы захотите внести веселости в это произведение, тем будет лучше".

Признаюсь, - говорил Дуайен, - что это предложение, которого я никак не должен был ожидать ввиду характера мотива, лежащего в его основе, сначала меня смутило и заставило буквально оцепенеть. Я, однако, оправился достаточно быстро, чтобы ответить почти сразу: "Ах, мсье, надо добавить к вашему замыслу туфельки мадам, взлетевшие в воздух и подхваченные амурами".

Но, так как я был весьма далек от желания писать на подобный сюжет, столь противоположный жанру в котором я работаю, я направил этого господина к мсье Фрагонару, который принял заказ и сейчас занят созданием этого странного произведения".


Это "странное произведение" стало одним из шедевров Фрагонара . Он очень грациозно вышел из сложного положения, в которое поставил его "прихотливый" заказчик.

Епископа художник заменил менее пикантной фигурой старого слуги (или мужа красавицы?), а сам счастливый обладатель "мадам" изображен совсем юным кавалером (хотя в действительности, разумеется, не был таковым).


К сожалению, в мемуарах современника нет продолжения истории "Качелей", и мы не знаем, как оценил Сен-Жюльен работу Фрагонара. Но, вероятно, она должна была понравиться ему, ведь "ножки прелестного создания" видны во всех подробностях - вплоть до розовой подвязки на кипенно-белом чулочке.

ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ

Сюжет этой очаровательной картины, столь характерной для творчества художника, игриво эротичен. Юная красавица, взлетев на качелях, в самозабвенном упоении сбрасывает туфельку. Снизу, из-за кустов, девушкой любуется ее возлюбленный.


На фоне густой зелени сада движется пышный силуэт розового платья юной прелестницы; оно вздувается и разлетается от движения качелей. Это коралловое пятно сияет переливами красочных нюансов.

В игре солнечных бликов каменный бог любви Купидон кажется живым. Прижав палец к губам, он словно просит нас не выдавать притаившегося в кустах барона.

Пьедестал статуи Купидона украшен классическим рельефом с изображением трех граций, античных богинь красоты. Два обнявшихся амура верхом на дельфине изящно вторят любовной теме.

Нежно-розовое платьекачающейся на качелях девушки ярко выделяется на фоне окутанного туманной дымкой старого сада. Зелено-голубой цвет листвы выглядит несколько неестественно (хотя, возможно, именно этой картине он сообщает особое очарование), и в дальнейших своих работах Фрагонар к подобным цветовым изыскам больше не прибегал.
Если сад смотрится слегка "размытым", то на тщательно выписанном платье прелестницы можно рассмотреть любую, даже самую мелкую деталь. Фрагонар использует здесь редкий для себя прием - он пишет фигуру девушки сухой кистью, отказываясь от густых, плавных мазков, характерных для большинства его картин. Сверкающие световые блики и такие детали костюма, как колье, лиф платья и кружева, написаны в технике импасто.
С удивительной легкостью и изяществом изображает художник крайне сложную позу модели, откинувшейся назад.

Движение качелей подчеркнуто легкими тенями, которые одновременно привлекают внимание зрителя к изящному жесту рук девушки и ее разгоревшимся глазам, ярко сияющим из тени, что отбрасывает на лицо кокетливая шляпка. Умело сочетая все эти детали, Фрагонар создает живую, яркую и действительно соблазнительную сценку.

Барон Сен-Жюльен, видимо, довольно долго не показывал публике написанную для него картину, и она получила широкую известность только после того, как в 1782 году с нее была сделана гравюра.

ТЕМА КАЧЕЛЕЙ НАШЛА ОТРАЖЕНИЕ В РАБОТАХ ДРУГИХ ХУДОЖНИКОВ

Николай Богданов- Бельский. На качелях.

Никола Ланкре.Девушка на лесной качели

Tojetti Virgilio «The swing»


Франсиско Гойя. На качелях



Дж.Р.Вегелин. На качелях

Louis Icart.« Swing»

Edwin Thomas Roberts. «Girl On A Swing»

Валерий Первунинский. Качели


Огюст Ренуар. На качелях

Веницианов А Г. Девушка на качелях

Николай Богданов-Бельский «Две девушки на качелях»

Андрей Маркин. Качели

Ирина Котова. Весна


Олег Чубаков. Качели


А. Гунин. На осенних качелях



Max Ginsburg Иллюстрации

Кач, кач, кач... Эта дивная картина обладает странным свойством: игриво-воздушное ощущение подъема сменяется по мере разглядывания полотна беспокойством, душевным упадком, и чем дольше - тем явственнее проступает головная боль. Подобные ощущения присущи катанию на качелях, посему отнесем до поры эту мигрень на счет гения художника, передавшего дух захватывающей дух забавы от и до.

Полное название этой картины - «Счастливые случайности качелей». Ее Заказчик - барон Сен-Жюльен, богатенький мажор, пожелал увековечить ножки своей новой любовницы, а заодно указать, кто хозяин сего Коралла - себя он пожелал изобразить в позе вуайериста, «так, чтобы я мог видеть ножки красавицы». Да-да, он подглядывает! Вы можете найти описание этой картины в любой энциклопедии, и везде будет сказано, что любовник скрыт в зарослях кустарника, а амур над ним - якобы его союзник, прикладывающий пальчик к губам: дескать, тссс, мусье, не выдайте себя! И барышня, представьте себе, его не замечает! Виной тому розовые очки, не иначе. Нелепость подобной трактовки, впрочем, не лишена смысла: мы имеем дело с искусством куртуазного 18 века - жеманной эпохи вывороченных шей и оттопыренных мизинцев. Напомню, что во Франции это эпоха Помпадур - читай, помп и дур. В чести рококо с его условностями и наивностью. Может, и в самом деле, барону посчастливилось остаться неразоблаченным, чего в жизни не бывает?

С другой стороны, мы с вами люди практичные, живем в циничном XXI веке, и потому со всей явственностью видим еще один слой этой пышной картины. Назовем его адюльтерным, тем более что адюльтера и фривольности три века назад так же хватало. Перед нами классический треугольник: справа, конечно, немолодой супруг, немолодой и довольный собой - еще бы, отхватить на старости лет такую Кралю! Он, впрочем, достаточно умен, чтобы понимать: цветок быстро захиреет в неволе, потому его нужно порой выводить на воздух - пусть на веревочке, как болонку. Он постарался выбрать местечко поуединенней и вполне спокоен, будучи уверен, что держит женушку на коротком поводке. О, святая простота! Его молодая супруга, что в центре, молода и прекрасна, она желает кружить головы и готова расстаться с супружеской честью едва ли не с той же легкостью, с которой она теряет туфельку. Она прекрасно осведомлена о «невольном» наблюдателе, он, конечно, слева, но свежий ветер пьянит, а от маха качелей у самой голова идет кругом. Ох уж эти счастливые случайности! Чую, скоро эта роза будет сорвана и будет воткнута в петлицу сластолюбивого садовника. Исход сей коллизии может озадачить разве что младенца пути. Да и картина в оригинале носит название «The Swing» - куда уж более прозрачно?

Все это ясно, как Божий день, но отчего, скажите, так болит голова? Ой, не все так просто с этими Фрагонаром! Соберемся с мыслями и совершим третий заход на полотно. Посмотрите на небо - оно скорее напоминает штукатуренный потолок, а ветви дерев скорее походят на трещины. Даже кроны их на заднем плане могут напомнить клубы тумана. Прогнило что-то в королевстве дамском... Но герои не смотрят по сторонам и не замечают готовящейся разрухи. Даже призывы Амура - а эта скульптура Фальконе зовется «Грозящий амур» - не способны достичь их слуха. Пока молодые резвятся на лоне природы, а более зрелые покровители уверены, что не выпустят бразды правления из мозолистых рук, могучая стихия уже простерла свои могучие длани над этими живыми мертвецами. Их позы похожи на позы жителей Помпеи с картины Брюллова, за одним исключением - эти еще не почуяли Последнего дня. Они продолжают есть ананасы и жевать рябчиков. Они давно потеряли голову - вместе с треуголкой, только этим можно объяснить их безмятежность. Меж тем к 70-м годам 18 века, когда было создано это полотно, во Франции уже наметилась смена эпох: на смену погрязшей в пирах и развлечениях старой аристократии рвалась набиравшая сок новая буржуазия - до великой революции каких-то 30 десятка лет! В искусстве это тектоническое движение отражалось по-своему, из-под барочной пышности уже рвался, треща швами рококотистых корсетов, рассудочный классицизм.

Этот неразличимый сознанием треск, думаю, и есть причина боли. Фрагонар, испытывая понятную ревность к хозяевам жизни, невольно выразил его в ряде нестыковок и намеков. Посмотрите на веревки, которыми привязаны качели к ветвям: их две, а узлов три. Потом не вполне понятно, куда они влекут атласное сиденье и восседающую на нем мадам. Если дождаться момента, когда качели начнут путь назад, выйдет, что они должны влететь прямо в мужа. А куда, позвольте, привязана ближняя веревка в своей нижней части? Я говорю о правом ее отрезке. Он не образует прямой линии с нижним фрагментом, такое ощущение, что в месте, скрытом коралловым платьем находится точка преломления. Но и это не главное. Мне не дает покоя правая нога барышни: вы видите? Давайте вместе проследим - мысленно, разумеется - линию этой прекрасной ножки, от того места где открыт кусок кожи между чулком и платьем, до того места, где ножка должна крепится к... ну вы понимаете. Что мы видим: во-первых, бедро выходит непропорционально длинным, а, во-вторых, ему придется следовать напрямик, а, значит, пройти сквозь сиденье, на котором ему положено покоиться. По всем прикидкам правая, извиняюсь, ягодица мадам, должна бы оказаться где-то под сиденьем. Опять не сходится! Есть и другие нестыковки: поводья, которыми управляются качели, слишком коротки для той амплитуды, которую уже приобрела коралловая фея. Если судить по длине канатов, благоверная супруга должна сорвать растяпу с места и потащить его за собой, как понесшая кобылка. Траектория полета туфельки тоже, кстати, неубедительна: она успела обернуться на 180 градусов, но за это время должна была улететь куда дальше. А откуда взялась эта пастушеская шляпка на завзятой горожанке? Про барышню вообще разговор особый: на первый взгляд она аппетитна и воздушна, парит по жизни божья пташка, даже за канаты толком не держится - эдакий розан на торте. Но это только на первый. С вашего позволения, я хочу обратить внимание на правую ножку: чтобы удерживать ее на носке, нужно неимоверно напрягать ногу. Вспомните, как трудно качаться, когда присутствует необходимость не уронить тапки или просто поджимать ноги, чтобы не елозить по земле. Она должна быть страшно напряжена! Все эти напряженности и нестыковки, едва заметные, но непостижимые, и вызывают головную боль. Имя этой боли - предчувствие гражданской войны. Фрагонар уже ощущает перемены на вкус и заранее видит всю тщету перемен и революций: человечество ничему не учится, оно лишь наступает бессчетное число раз на одни и те же грабли, припрятанные в кустах. Но он пишет этот пир во время чумы, прощаясь с ним без особого сожаления. Он уже знает, для кого повязаны три узла. Скоро все толстосумы голубых кровей будут вздернуты на тех самых волосатых канатах, на тех самых могучих ветвях. Счастливые случайности испарятся, розочки растают, туфельки разлетятся по периферии, исчезнув из памяти, и только две вечные силы - искусство и природа - продолжат свое немое наблюдение - о истинные вуайеристы - за человеческими страстями. Только они вечны, все остальное в этом мире - качели.

ГБОУ Гимназия №405

Картина Фрагонара

«Счастливые возможности качелей»

Работа ученицы 11 «Б» класса

Ердаковой Алины

Преподаватель:

Дудкина Наталия Всеволодовна

Санкт-Петербург, 2013

Картина Жана-Оноре Фрагонара «Счастливые возможности качелей», написанная в 1765 – 1772 годах, является одним из самых известных произведений этого великого художника. Это написанное с озорством полотно стало настоящим символом французской живописи XVIII века.

Нельзя не согласиться с гениальностью этого произведения, ведь кажущаяся на первый взгляд лишь схваченной в движении сценка развлечения молодых аристократов, оказывается, благодаря богатому оттенками колориту, очаровательным видением. Именно поэтому, я выбрала эту картину для данной работы.

Сведения об авторе произведения

Жан Оноре Фрагонар (1732 – 1806) – известный французский художник второй половины XVIII в., блестящий живописец и рисовальщик, тонкий колорист; работал над гравюрой и занимался оформлением книг. Оставил большое наследие (около 500 картин и около 1000 рисунков), работал в бытовом жанре, писал галантные сцены, пейзажи, портреты.

Фрагонар родился в 1732 в г. Грас в семье перчаточника. Переехав в Париж, он в 1747 поступил в мастерскую Ж.-Б.С.Шардена (1699 – 1779), художника, работавшего в бытовом жанре и жанре натюрморта. Проучившись у Шардена 6 месяцев, Фрагонар перешел в мастерскую Франсуа Буше (1703 – 1770), художника яркого декоративного дарования стиля рококо, чье творчество стало отправной точкой в развитии творчества Фрагонара.

В 60 – 70-е годы он писал много и интенсивно: картины с видами Италии, галантные сцены, композиции на темы поэмы Торквато Тассо, портреты. Для вступления в Академию художеств Фрагонар создал картины в историческом жанре, получил звание академика, а его картина была приобретена для собрания короля Луи XV.

Однако вскоре после того он прекратил заниматься историческим родом живописи и, последовав вкусам эпохи, стал писать идеалистические полотна и пасторали в духе Ватто и Буше. Произведения его вошли в большую моду и продавались по высокой цене, благодаря чему он заработал хорошие средства. Но вспыхнувшая революция разорила его, а классицизм, новый стиль во французском искусстве, лишил его прежней популярности.

В 1793 году Фрагонар уехал из Парижа в Грасс. В начале XIX века он вернулся в Париж, где и умер в 1806 году, почти полностью забытый.

История создания произведения

История создания "Качелей" весьма занимательна.

Габриэля Франсуа Дуайена, почтенного живописца, пригласил к себе некий знатный человек (полагают, что это был один из богатейших людей Франции – финансист Сен-Жюльен). Приглашение поступило к художнику буквально через несколько дней после появления в Салоне его картины "Святая Женевьева".

Мемуары современника передают нам прямую речь Дуайена: "Он (заказчик) был в своей "холостой квартире" вместе с возлюбленной... Начал он с любезностей и похвал, а кончил тем, что мечтает заказать мне картину. "Я желал бы, чтобы вы изобразили мадам на качелях, которые раскачивает епископ. А меня вы поместите таким образом, чтобы мне были видны ножки этого прелестного создания, – и чем более вы захотите внести веселости в это произведение, тем будет лучше". Признаюсь, – говорил Дуайен, – что это предложение, которого я никак не должен был ожидать ввиду характера мотива, лежащего в его основе, сначала меня смутило и заставило буквально оцепенеть.

Я, однако, оправился достаточно быстро, чтобы ответить почти сразу: "Ах, мсье, надо добавить к вашему замыслу туфельки мадам, взлетевшие в воздух и подхваченные амурами". Но, так как я был весьма далек от желания писать на подобный сюжет, столь противоположный жанру, в котором я работаю, я направил этого господина к мсье Фрагонару, который принял заказ и сейчас занят созданием этого странного произведения".

На картине Фрагонара епископ превратился в некоего молодого человека, но сам заказчик действительно изображен в той позе, которую и хотел. Туфелька (правда, одна) действительно летит в воздух, однако амур ее не подхватывает. Но амуры все же есть – в виде парковых скульптур: амуры с кувшином и «Грозящий амур» Фальконе.

Принадлежность произведения к культурно-исторической эпохе,

стилю, течению

Именно в живописи Фрагонара стиль рококо воплотился наиболее полно – с его пудрой, духами и искусной изобретательностью в соединении с великолепной законченностью исполнения.

Смысл названия

Картина, кроме нейтрального названия «Качели», имеет еще одно, более игривое,

Пасторальные полотна разнообразны – любовные сцены, пикантные сценки в парках и будуарах. В них передано богатство оттенков реальных чувственных впечатлений от жизни, красок натуры, красоты бытия и, одновременно, они эфемерны и театрализованы, как все искусство рококо, в котором ценятся изящество, легкость, бездумность, все экзотическое.

Художественные особенности и средства выразительности

Столь же необыкновенно выразительна и картина «Счастливые возможности качелей». На первый взгляд, это всего лишь схваченная в движении сценка развлечения молодых аристократов. Истинный мастер композиции, Фрагонар показывает фигуры дамы и кавалера в сложных ракурсах, их движения переданы удивительно точно.

От кокетливо взлетающей на качелях девушки и засмотревшегося на изящные ножки этого прелестного создания кавалера исходят грация и веселость. Изысканная цветовая гамма строится на сочетании доминирующих тонов розового платья дамы и изумрудного тона густой зелени парка.

Если сад смотрится слегка "размытым", то на тщательно выписанном платье прелестницы можно рассмотреть любую, даже самую мелкую деталь. Фрагонар использует здесь редкий для себя прием – он пишет фигуру девушки сухой кистью, отказываясь от густых, плавных мазков, характерных для большинства его картин. Сверкающие световые блики и такие детали костюма, как колье, лиф платья и кружева, написаны в технике импасто .

С удивительной легкостью и изяществом изображает художник крайне сложную позу модели, откинувшейся назад. Движение качелей подчеркнуто легкими тенями, которые одновременно привлекают внимание зрителя к изящному жесту рук девушки и ее разгоревшимся глазам, ярко сияющим из тени, что отбрасывает на лицо кокетливая шляпка. Умело сочетая все эти детали, Фрагонар создает живую и яркую сценку.

Фрагменты и детали

Прелестная девушка с кокетливой непринужденностью высоко подбрасывает изящную туфельку, раскачиваясь на качелях в великолепном парке. Мы почти слышим шуршание нижних юбок, в то время как ее возлюбленный пристально смотрит на нее снизу. Девушка в потоке сияющего солнечного света является средоточием композиции. Фарфоровое совершенство ее фигурки, розовое платье и стремительное движение вверх притягивают к ней внимание зрителя и взоры ее возлюбленного.

Сама девушка написана, конечно, без претензии на глубину характеристики; в ее глазах и улыбке лишь мелькает выражение испуга и озорства. Епископа Фрагонар заменил более скромной фигурой, а любующийся "прелестным созданием" изображен совсем юным кавалером. Розовая туфелька взлетает в воздух (только одна), но амуры превратились в мраморные изваяния, как бы созерцающие происходящее.

Картина невелика. Размер картины 81 x 64 см, холст, масло.

Судьба произведения. Местонахождение

Картина «Счастливые возможности качелей» в настоящее время находится в Собрании Уоллес, Лондон. Это сравнительно небольшой (около 5500 экспонатов), но редкостный по подбору и качеству предметов частный художественный музей в лондонском квартале Марилебоун.

На перекрестке мнений

Эта картина Фрагонара занимает ключевое место не только в истории галантной культуры XVIII века, но и в истории визуальности и напрямую связана с просветительской реформой видения.

Описание и анализ картины Жана Оноре Фрагонара «Счастливые возможности качелей»

Картина «Счастливые возможности качелей» (ил. 2) написана маслом, размер холста 81x65 см.

В центре композиции «Счастливые возможности качелей» девушка в розовом платье. Нежно-розовое платье качающейся на качелях девушки ярко выделяется на фоне старого сада, изображенного слегка «размытым». Сад окрашен в зелено-голубой цвет и выглядит немного неестественно. Свет падает сверху, освещая девушку и, притаившегося в кустах на переднем плане, любовника. В тени на заднем плане сидит на скамейке обманутый муж и раскачивает качели. Наряд девушки изображен подробно, можно рассмотреть любую деталь: шёлковое платье, пышные нижние юбки, глубокое декольте, симпатичная шляпка, украшение на шее, белые чулки.

Фигуры девушки и кавалера показаны в сложных ракурсах, их движения переданы удивительно точно. На картине барышня изображена откинувшись назад. Движение качелей подчеркнуто легкими тенями. На лицо девушки падает тень от шляпки, глаза ее ярко горят, руки демонстрируют изящный жест. Любовник изображен, лежащим в кустах. В одной руке он держит шляпу, протягивая ее навстречу девушки, другой рукой опирается о землю. Он наблюдает за полетом ее развевающегося платья, за обнаженными ножками. Они обмениваются лукавыми взглядами.

С ноги девушки соскальзывает туфелька и взлетает в воздух. Эта пикантная деталь для XVIII века означало почти стриптиз. Любовник бесстыдно разглядывает все прелести ее фигурки - всё-таки качели предоставляют поистине счастливые возможности для этого.

Каменный амур со своего пьедестала смотрит на девушку и её спутника то ли с искренним любопытством, то ли с лёгкой укоризной. Столько любовных и эротических сцен он повидал на своём веку, что не перечесть. На заднем плане полотна обнявшиеся амуры верхом на дельфине - ещё два свидетеля пикантной сцены. Озорники-амуры кажутся живыми, хотя на самом деле это всего лишь парковая скульптура.

Полноватый румяный франт с искрящимися глазами, остроумный, обаятельный, неизменно приветливый и веселый, Фрагонар был истинным сыном галантного XVIII века. Природа наделила его талантом, фантазией и независимым нравом.

Художник прославился, создавая полотна с любовными, изящно-фривольными сценами, блестяще выразившими изысканность стиля рококо. Тема любви, лиризм и эротичность, нежные пастельные тона, детали вроде пышных разлетающихся юбок - все это характерно для стиля рококо - искусства, призванного прежде всего радовать взгляд.

Сегодня подробно рассмотрим одну из самых знаменитых его картин КАЧЕЛИ.


Жан-Оноре Фрагонар (1732-1806) / Качели (1767)

Этот фривольный, яркий, дерзкий шедевр Фрагонара стал настоящим символом французской живописи XVIII века.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ "КАЧЕЛЕЙ "ВЕСЬМА ЗАНИМАТЕЛЬНА

Началась она с пикантного эпизода, о котором мы знаем, благодаря записям современника.
Итак, Габриэля Франсуа Дуайена, почтенного живописца, прославившегося своими историческими полотнами, члена Академии с 1759 года, пригласил к себе некий знатный человек (полагают, что это был один из богатейших людей Франции - финансист Сен-Жюльен).

Приглашение поступило к художнику буквально через несколько дней после появления в Салоне его картины "Святая Женевьева".
Мемуары современника передают нам прямую речь Дуайена: "Он (заказчик) был в своей "холостой квартире" вместе с возлюбленной... Начал он с любезностей и похвал, а кончил тем, что мечтает заказать мне картину.

"Я желал бы, чтобы вы изобразили мадам (указывая на свою любовницу) на качелях, которые раскачивает епископ. А меня вы поместите таким образом, чтобы мне были видны ноги этого прелестного создания,- и чем более вы захотите внести веселости в это произведение, тем будет лучше".

Признаюсь, - говорил Дуайен, - что это предложение, которого я никак не должен был ожидать ввиду характера мотива, лежащего в его основе, сначала меня смутило и заставило буквально оцепенеть. Я, однако, оправился достаточно быстро, чтобы ответить почти сразу: "Ах, мсье, надо добавить к вашему замыслу туфельки мадам, взлетевшие в воздух и подхваченные амурами".

Но, так как я был весьма далек от желания писать на подобный сюжет, столь противоположный жанру в котором я работаю, я направил этого господина к мсье Фрагонару, который принял заказ и сейчас занят созданием этого странного произведения".


Это "странное произведение" стало одним из шедевров Фрагонара . Он очень грациозно вышел из сложного положения, в которое поставил его "прихотливый" заказчик.

Епископа художник заменил менее пикантной фигурой старого слуги (или мужа красавицы?), а сам счастливый обладатель "мадам" изображен совсем юным кавалером (хотя в действительности, разумеется, не был таковым).


К сожалению, в мемуарах современника нет продолжения истории "Качелей", и мы не знаем, как оценил Сен-Жюльен работу Фрагонара. Но, вероятно, она должна была понравиться ему, ведь "ножки прелестного создания" видны во всех подробностях - вплоть до розовой подвязки на кипенно-белом чулочке.

ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ

Сюжет этой очаровательной картины, столь характерной для творчества художника, игриво эротичен. Юная красавица, взлетев на качелях, в самозабвенном упоении сбрасывает туфельку. Снизу, из-за кустов, девушкой любуется ее возлюбленный.


На фоне густой зелени сада движется пышный силуэт розового платья юной прелестницы; оно вздувается и разлетается от движения качелей. Это коралловое пятно сияет переливами красочных нюансов.

В игре солнечных бликов каменный бог любви Купидон кажется живым. Прижав палец к губам, он словно просит нас не выдавать притаившегося в кустах барона.

Пьедестал статуи Купидона украшен классическим рельефом с изображением трех граций, античных богинь красоты. Два обнявшихся амура верхом на дельфине изящно вторят любовной теме.

Нежно-розовое платьекачающейся на качелях девушки ярко выделяется на фоне окутанного туманной дымкой старого сада. Зелено-голубой цвет листвы выглядит несколько неестественно (хотя, возможно, именно этой картине он сообщает особое очарование), и в дальнейших своих работах Фрагонар к подобным цветовым изыскам больше не прибегал.
Если сад смотрится слегка "размытым", то на тщательно выписанном платье прелестницы можно рассмотреть любую, даже самую мелкую деталь. Фрагонар использует здесь редкий для себя прием - он пишет фигуру девушки сухой кистью, отказываясь от густых, плавных мазков, характерных для большинства его картин. Сверкающие световые блики и такие детали костюма, как колье, лиф платья и кружева, написаны в технике импасто.
С удивительной легкостью и изяществом изображает художник крайне сложную позу модели, откинувшейся назад.

Движение качелей подчеркнуто легкими тенями, которые одновременно привлекают внимание зрителя к изящному жесту рук девушки и ее разгоревшимся глазам, ярко сияющим из тени, что отбрасывает на лицо кокетливая шляпка. Умело сочетая все эти детали, Фрагонар создает живую, яркую и действительно соблазнительную сценку.

Барон Сен-Жюльен, видимо, довольно долго не показывал публике написанную для него картину, и она получила широкую известность только после того, как в 1782 году с нее была сделана гравюра.

ТЕМА КАЧЕЛЕЙ НАШЛА ОТРАЖЕНИЕ В РАБОТАХ ДРУГИХ ХУДОЖНИКОВ

Николай Богданов- Бельский. На качелях.

Никола Ланкре.Девушка на лесной качели

Tojetti Virgilio «The swing»


Франсиско Гойя. На качелях



Дж.Р.Вегелин. На качелях

Louis Icart.« Swing»

Edwin Thomas Roberts. «Girl On A Swing»

Валерий Первунинский. Качели


Огюст Ренуар. На качелях

Веницианов А Г. Девушка на качелях

Николай Богданов-Бельский «Две девушки на качелях»

Андрей Маркин. Качели

Ирина Котова. Весна


Олег Чубаков. Качели


А. Гунин. На осенних качелях