Жанры речи. Стили речи. Жанры речи Какие стили речи существуют в языке

Функциональные стили речи

Каждый функциональный стиль языка опирается на присущие ему литературные нормы. Выделяют пять языковых жанров:

  • Научный;
  • Официально-деловой;
  • Публицистический;
  • Разговорный;
  • Художественный.

Научный стиль речи

Научный стиль речи, называемый стилем научного повествования имеет следующие признаки:

  1. Сфера применения - наука и исследовательские статьи;
  2. Адресаты - ученые, специалисты и люди компетентные в научной терминологии;
  3. Цель стиля – описать закономерности, события и осуществить обучение читательской аудитории;
  4. Функция стиля – сообщение и доказательство истинности информации, путем приведения установленных фактов или статистических прогнозов;
  5. Жанры научного стиля – монография, сочинение, статья и др;
  6. Тип речи – письменная, монолог.

Научный стиль речи характеризует употребление абстрактной лексики, вещественных и малых терминов преимущественно имен существительных, доказательность и однозначность.

Официально-деловой стиль

Официально-деловой стиль речи, имеет следующие признаки:

  1. Сфера применения – право, повествование в официальном окружении (законодательство, делопроизводство). Посредством делового стиля оформляются официальные документы – закон, постановление, протокол, справка;
  2. Адресаты – юристы, дипломаты, граждане, государство;
  3. Тип речи – рассуждение (письменное, устное) в форме монолога;
  4. Разновидность взаимодействия - общественная коммуникация;
  5. Черты стиля – императивность, стандартность и точность, отсутствие эмоциональной окрашенности;
  6. Функция стиля – передача информации.

Официально-деловой стиль речи характеризует наличие речевых клише, аббревиатур, сложных несократимых слов.

Публицистический стиль

Публицистический стиль речи, повествуя посредством средств массовой информации, обладает такими признаками как:

  1. Сфера применения – статьи, очерки, интервью;
  2. Адресаты – специалисты, общество;
  3. Черты стиля – эмоциональность, употребляемая лексика, логичность, народность, гласность, призывность, образность;
  4. Функция стиля – повествование о событиях, происходящих в стране и мире, воздействие на массы и формирование определенного мнения в отношении оглашаемого;
  5. Тип речи – письменная, устная;
  6. Направление – чувства оппонентов.

Публицистический стиль характеризуется употреблением общественно распространенной и политической лексики.

Разговорный стиль

Разговорный стиль используется в процессе обычного взаимодействия и коммуникации. Автор доносит до адресата собственные субъективные мысли и восприятие действительности в неофициальном окружении. Характерные для стиля признаки:

Художественный стиль распространен исключительно в литературном жанре, воздействуя на адресатов – читателей посредством чувственного восприятия и богатства лексических приемов. В стиле производится предварительный отбор языковых средств. Характерные для стиля признаки:

  1. Вид используемой лексики – описательное (художественное) повествование;
  2. Черты стиля – эмоциональность, окрашенность, фантазия;
  3. Форма стиля – письменная, монолог;
  4. Языковые средства – используются все виды языковых средств при создании книжных образов;
  5. Адресаты – общество, возможно разделение по половому и возрастному составу;
  6. Направление – чувства оппонентов;
  7. Тип жанра – роман, повесть, рассказ, басня, комедия и др.

Раздел ОГЭ: 8.3 Стили и функционально-смысловые типы речи.

Это её разновидности, которые используются в той или иной сфере общественной жизни: в обыденном общении, в официально-деловых отношениях, в средствах массовой информации, в сфере науки, в художественной литературе.

В зависимости от сферы употребления выделяют следующие функциональные стили речи: разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный .

Разговорный стиль

Основная функция разговорного стиля - функция общения, обеспечиваю­щая повседневные, бытовые связи между людьми.

Характерные черты разговорного стиля: преобладание устной формы речи, неофициальность, непринуждённость, конкретность, простота, эмоциональность, использование разговорной лексики, часто с просторечной окраской.

Жанры (разновидности) разговорного стиля в зависимости от ситуации общения: диалог (беседа), телефонный разговор, письмо, записка. В последнее время разговорный стиль обогатился жанром переписки по Интернету, по мобильному телефону (sms).

Обычная форма реализации разговорного стиля - диалог; этот стиль используется исключительно в устной речи. В нём отсутствует предварительный отбор языкового материала.

Официально-деловой стиль

Официально-деловой стиль используется в официальной обстановке: в сферах делопроизводства, законодательства, дипломатии.

Основные функции официально-делового стиля - регламентировать отноше­ния между обществом и государством, между государствами, между граждана­ми в их трудовой, общественной деятельности, в сфере имущественных и право­вых отношений; информативная функция.

Характерные черты официально-делового стиля: преобладание письменной формы, официальность, регламентированность, стандартизация текстов, точ­ность, конкретность, строгость, безличность, неэмоциональность, преобладание официально-деловой лексики. Для официально-делового стиля характерно на­личие речевых клише, общепринятой формы изложения, стандартного изложе­ния материала, широкое использование терминологии и номенклатурных наи­менований, наличие сложных несокращённых слов, аббревиатур, отглагольных существительных, преобладание прямого порядка слов.

Жанры официально-делового стиля в зависимости от сферы функционирования: законы, уставы, указы, приказы, постановления, резолюции, ноты, коммюнике, объявления, справки, рапорты, анкеты, заявления, доверенности, автобиографии, резюме, характеристики, акты, протоколы, инструкции, кон­тракты, договоры и т. д.

Тип речи официально-делового стиля - преимущественно рассуждение.

Вид речи - чаще всего монолог.

Публицистический стиль

Сфера употребления публицистического стиля - общественная жизнь, поли­тика, экономика, культура. Этот стиль обращён к слушателям, читателям - об этом говорит происхождение его названия (от лат. publicus - общественный).

Основная функция - обсуждение насущных социальных, общественных во­просов с целью привлечь к ним общественное мнение, воздействовать на людей, побуждая к тем или иным поступкам, действиям. Области функционирования : средства массовой информации, публичные вы­ступления политиков, речи адвокатов в суде, выступления на собраниях, докла­ды, дискуссии.

Характерные черты стиля: актуальность, своевременность, оперативность, образность, экспрессивность, эмоциональность, оценочность, чёткость, логич­ность, информационная насыщенность, использование средств других стилей (особенно художественного и научного); общедоступность (понятность для ши­рокой аудитории), тенденциозность, призывный пафос.

Языковые особенности : широкое использование общественно-политической лексики; стереотипных, устойчивых оборотов и выражений; совмещение книж­ной и разговорной лексики; риторические приёмы (вопросы, восклицания, об­ращения), эмоциональная окрашенность речи.

Жанры публицистики : интервью, репортаж, заметка, статья, очерк, фелье­тон, доклад, дискуссия, публичная речь (развлекательная, информационная, агитационная)и т. д.

Тип речи - преимущественно рассуждение.

Форма речи - письменная или подготовленная устная.

Вид речи - монолог, диалог, полилог.

Научный стиль

Научный стиль используется в сфере научной деятельности в официальной обстановке: на лекциях, семинарах, конференциях, симпозиумах, коллоквиу­мах; в научной литературе.

Основная функция - осуществлять обмен научной информацией, сообщать научные сведения и т. д.

Характерные черты : официальность, подготовленность речи, сочетание пись­менной и устной форм, объективность, логичность, доказательность, точность (однозначность), обобщённость, использование специальной, профессиональной лексики, терминов, сложных синтаксических конструкций, ссылок на источни­ки, цитаты.

Жанры : научная монография, научная статья, научный доклад, тезисы, дис­сертация, лекция, рецензия, отчёт, учебное пособие, научно-популярное произ­ведение, дискуссия и т. д.

Основные подстили научного стиля

Художественный стиль

Художественный стиль - самый богатый стиль речи, т. к. он вбирает в себя все остальные. В нём наиболее ярко отражается общенародный язык во всём его многообразии и богатстве, - он становится явлением искусства, средством создания художественной образности.

Главная функция - эстетическая. Художественный стиль, используя разно­образные языковые средства, создаёт образы, вызывающие в душе читателя эмо­циональный отклик, доставляющие эстетическое наслаждение, заставляющие сопереживать. Другие функции: отражение, преображение всех сторон действи­тельности, использование их как объекта творчества; воздействие на читателя.

Ч. 1

Стили речи. Жанры речи.

Стили речи – это виды речи для общения с учётом речевой ситуации.


книжные

разговорный


художественный
публицистический
официально-деловой

Все книжные стили речи имеют общую сферу применения – сферу общественной деятельности . Всем этим стилям свойственно строгое соблюдение норм литературного языка.

Разговорный стиль
Это стиль устной разговорной речи, хотя он проявляет себя и в письменной форме (частные письма, записки, прямая речь героев худ. стиля).
Общие признаки:
- неофициальность и неопределённость общения;

Непосредственное участие говорящих в разговоре;

Неподготовленность речи, а потому ее автоматизм.
Для этого стиля характерны эмоциональность и оценочность.
Лингвистические признаки:
- некнижные средства языка (со стилевой окраской разговорности и фамильярности);

Употребление просторечных слов (задрипанный, ляпнуть );

Форм (в отпуску );

Неполное произношение слов (Анна Иванна, токо );

Использование разговорной лексики и выражений, которые несут в себе заряд пренебрежительности, шутки или иронии (ловкач, прошмыгнуть );

Употребление слов с суффиксами субъективной оценки (ребёночек, карандашик ).


Для синтаксиса разговорной речи типично использование неполных предложений (Вы выходите? Ты на занятия?).

Научный стиль

Специфическими чертами научного стиля являются отвлечённость, обобщённость, логичность изложения.

Типичными для научной речи являются: смысловая точность, отсутствие образности, скрытая эмоциональность, объективность изложения, строгость, некоторая сухость.

В качестве языковых средств используются термины .

Синтаксис науного стиля: простые, полные предложения.

Жанры:

Статья - совокупность письменных трудов, которые созданы в результате исследований, теоретических обобщений, сделанных в рамках научного метода.

Рецензия - жанр журналистики, а также научной и художественной критики. Рецензия дает право на оценку работы, сделанную человеком, нуждающемуся в правке и корректировке его работы. Рецензия информирует о новом произведении, содержит его краткий анализ и оценку. В переводе с латинского «recensio» означает «просмотр, сообщение, оценка, отзыв о чём-либо».

Рецензия - это жанр, основу которого составляет отзыв (прежде всего - критический) о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики и т. п.

Реферат - (нем. Referat, от лат. refere - докладывать, сообщать) - письменный доклад или выступление по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. Рефераты могут являться изложением содержания научной работы, художественной книги и т. п.

Тезис - др.-греч. ἡ θέσις (thésis) - положение, утверждение, выставляемое и потом доказываемое в каком-нибудь рассуждении. (во мн.ч.) - краткая запись содержания научного исследования в виде основных, сжато сформулированных положений. Они могут быть авторскими и вторичными, созданными на основе чужого текста (такие тезисы являются жанром научно-учебного подстиля). Авторские тезисы публикуются в виде сборника и обычно распространяются между участниками какой-либо конференции. Тезисы состоят из преамбулы, содержащей ввод в проблематику, тезисного изложения проблематики и итогового тезиса. Членение тезисного содержания подчеркивается рубрикацией и выделением абзацев под одной рубрикой.

Отзыв - анализ, разбор, некоторая оценка публикации, произведения или продукта.

Конспект - систематическая, логическая связная запись, объединяющая план, тезисы, выписки или, по крайней мере, два из этих типов записи.

Диссертация - (от лат. dissertatio - сочинение, рассуждение, доклад) - квалификационная работа на присуждение академической или учёной степени и квалификации магистра.

Монография - (от греч. μονοσ - «один, единый» и γραφειν - «писать») - научный труд в виде книги с углублённым изучением одной темы или нескольких тесно связанных между собой тем.

Лекция - устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д.

Аннотация - (от лат. annotatio - замечание) или резюме (от фр. résumé - «сокращённый») - краткая характеристика издания: рукописи, монографии, статьи или книги.

Публицистический стиль

Используется в масс-медиа, в высказываниях на общественно-политические и экономические темы.

Характерные черты: полемичность, образность изложения, яркость средств положительной или отрицательной оценки сообщаемого.

В лексике этого стиля активно используются общественно-политические термины , эмоционально-оценочные слова .

Синтаксис стиля характеризуется употреблением разнообразных конструкций с инверсией (обратным порядком слов), повторами, риторическими вопросами, обращениями.

Жанры:

- газетно-журнальные статьи ;

- публицистический очерк - одна из всех разновидностей малой формы эпической литературы - рассказа, отличная от другой его формы, новеллы, отсутствием единого, острого и быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения. Оба отличия зависят от особенностей проблематики очерка. Очерковая литература затрагивает не проблемы становления характера личности в её конфликтах с устоявшейся общественной средой, как это присуще новелле (и роману), а проблемы гражданского и нравственного состояния «среды» (воплощённого обычно в отдельных личностях) - проблемы «нравоописательные»; она обладает большим познавательным разнообразием. Очерковая литература обычно сочетает особенности художественной литературы и публицистики.

Эссе - (из фр. essai «попытка, проба, очерк», от лат. exagium «взвешивание») - литературный жанр, прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции.

- рецензии на произведения искусства ;

- политические памфлеты - разновидность художественно-публицистического произведения, обычно направленного против политического строя в целом или его отдельных сторон, против той или иной общественной группы, партии, правительства и т. п., зачастую через разоблачение отдельных их представителей;

Лозунги - призыв или обращение в лаконичной форме, выражающее руководящую идею, требование. Лозунги используются в политической, религиозной и других сферах. Лозунги могут существовать как в устном, так и в письменном виде. В письменном виде лозунги чаще всего появляются в форме плакатов. Будучи ёмкой и запоминающейся формой передачи мысли, лозунги часто используются в пропаганде;

Воззвания - устное или письменное обращение к кому-либо, чему-либо;

- жанр ораторского искусства .

Официально-деловой стиль

Это стиль различных документов (приказов, постановлений, инструкций) и деловых бумаг (заявлений, справок, докладов). Изложение мысли ведётся в виде утверждения, здесь нет, и не может быть описания, рассуждения и повествования.

Для каждого докуметна характерна шаблонность , т.е. существует утверждённый образец оформления, изменять который нельзя.

Точность речи выражается в использовании специальных терминов, канцеляризмов , т.е. слов, словосочетаний, грамматических форм и конструкций, употребление которых закреплено традицией за официально -деловым стилем (надлежит, доводить до сведения, ставить вопрос, ввиду отсутствия ), клише – готовых оборотов (настоящим сообщаю, за заслуги в деле ), дат, цифровых данных.

Требование особой точности выражается и в синтаксисе – использование предложений с однородными членами, выполняющими функцию уточнения.

Жанры:

Указ - вид и название нормативного или индивидуального акта, обычно издаваемого главой государства - (президентом или монархом) - в странах славянских языков;

Декрет - (лат. decretum постановление от decernere - постановить) - правовой акт, постановление органа власти или должностного лица;

Закон - в узком смысле нормативный правовой акт, который принимается представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке, регулирует определённые общественные отношения и обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения. Кроме того, в широком смысле под законом понимается любой нормативно-правовой акт, действующий в рамках конкретной правовой системы;

- докладная записка - документ, адресованный руководителю вышестоящей организации, руководителю подразделения или организации и излагающий какой-либо вопрос с выводами и предложениями составителя;

- объяснительная записка - документ, составляемый для пояснения отдельных положений основного документа (проекта, отчета, плана);

Приказ - в административном праве вид акта управления, волевое властное официальное распоряжение руководителя, отданное в пределах его должностных полномочий и обязательное для исполнения подчиненными;

Постановление - один из видов подзаконных нормативно-правовых актов, принимаемых органом исполнительной власти;

Автобиография - (с греческого: «собственное жизнеописание») - последовательное описание человеком событий собственной жизни;

Заявление - официальное обращение гражданина (нескольких лиц) в гос. орган или орган местного самоуправления, администрацию учреждения, организации или к должностному лицу, не связанное, в отличие от жалобы, с нарушением его прав и законных интересов и не содержащее просьбы устранить такое нарушение, а направлено на реализацию прав и интересов заявителя или на устранение тех или иных недостатков в деятельности предприятий, учреждений, организаций. Могут быть поданы и в письменной и в устной форме.

Справка - это документ оперативной информации. Cоставляется справка с целью описания и подтверждения каких-либо фактов и событий: справка о подтверждении места учебы или работы, о занимаемой должности, заработной плате, месте проживания, медицинская справка и прочее.

Отчёт - это сообщение или документ, содержимое которого представляет информацию и отражает суть вопроса или исследования применительно к данной ситуации. Часто состоит из информации о служебном деле, направляемой руководству или вышестоящему должностному лицу.

Инструкция - (лат. instructio --наставление) 1) нормативный акт, издаваемый министерствами, ведомствами и другими органами государственного управления в пределах их компетенции на основании законов, указов, постановлений и распоряжений Президента, Правительства. 2) совокупность правил осуществления определенных видов деятельности. И. призваны доводить до исполнителей информацию и распоряжения о том, как они должны действовать в тех или иных, в том числе «нештатных», ситуациях;

Характеристика - официальный документ, содержащий оценку деловых и личных качеств человека.

Художественный стиль

Служит для эмоционального воздействия на мысли и чувства читателя или слушателя.

Основные стилевые черты – это образность, эмоциональность, экспрессивность, конкретность.

В художественной речи все образные средства (метафоры, сравнения, олицетворения, эпитеты и др.) объединяются общей темой и основной мыслью.

Точность, конкретность и ясность употребления языковых средств при создании образов – основное условие художественной речи.

Художественная речь, принципиально отличаясь от официально-деловой и научной, по ряду признаков сближается с публицистической (эмоциональность, использование многообразия языковых единиц, возможность столкновения разностилевых средств в тех или иных стилистических целях) и разговорной речью.

Художественная речь широко применяет не только лексику и фразеологию, но и синтаксис разговорной речи.

Художественный стиль речи реализуется в жанрах :

Рассказ - небольшое по объему изображенных явлений жизни, а отсюда и по объему текста, прозаическое произведение;

Сказка - эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов;

Былина – это древнерусские эпические песни-сказания, воспеванием подвигов богатырей отражавшие исторические события 11 – 16 веков;

Загадка – это фольклорный жанр, представляющий иносказательное поэтическое воспроизведение какого-либо предмета или явления, ориентированный на испытание сообразительности отгадывающего;

- лирическое стихотворение - это воспроизведение настроения или личного чувства её автора. Как тематически, так и в своём построении – отражает особое, предельно напряженное состояние лирического героя и которое уже в силу своей природы не может быть длительным;

Повесть - прозаический жанр, не имеющий устойчивого объёма и занимающий промежуточное место между романом, с одной стороны, и рассказом или новеллой, с другой, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. В зарубежном литературоведении специфически русскому понятию «повесть» коррелирует «короткий роман» (англ. short novel или novella);

Роман – жанр литературных эпических произведений, вид повествовательной литературы имеющее максимально допустимый размер, внушительное содержание романа обволакивает значительный временной отрезок и описывает судьбы многих действующих персонажей;

Басня - стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение - так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей. Басня - один из древнейших литературных жанров;

Ода - (от греч. ode - песня), жанр лирической поэзии и музыки; торжественные, патетические, прославляющие произведения. Как хоровая песня ода возникла в античности (Пиндар); в 16-18 вв. жанр высокой лирики (напр., Вольтер, Г. Р. Державин). С 17 в. также вокально-инструментальное музыкальное произведение, написанное по поводу определенных событий, прославляющее какую-либо идею или личность; в 19-20 вв. создаются и чисто инструментальные оды;

Эпиграмма - греч. epigramma, букв. - надпись), короткое сатирическое стихотворение, традиционный жанр поэзии классицизма (Вольтер), повлиявший и на позднейшую сатирическую поэзию (эпиграммы у А.С. Пушкина). В античной поэзии - стихотворение произвольного содержания, написанное элегическим дистихом; от элегии эпиграмма отличалась большей краткостью и узостью тематики.
ч. 1

Очень важно помнить, что организация текста, его стилистические особенности заданы авторской интенцией, авторским намерением, однако само это намерение, эта интенция, или установка - явление сложное; оно включает несколько сторон: с одной стороны, это такая установка, которая самому автору «навязана», «задана» условиями общения, в частности, той сферой общественной деятельности, в которой происходит коммуникация, характером адресата, характером отношений с ним, а с другой стороны, - это собственно личная установка автора, определяемая именно авторской индивидуальностью, уровнем его речевой культуры и особенностями характера, темперамента, что и проявляется в его речевых пристрастиях. Так, например, если общение происходит в сфере научной общественной деятельности (в сфере науки), то автор будет стремиться к максимально точному, логичному, доказательному, объективному изложению. Характер адресата (например, аудитория специалистов, с которыми автор текста будет общаться «на равных», или массовая аудитория неспециалистов, до которых говорящий должен донести научные сведения в популярной форме) также обусловит установку автора текста на строго научный и абстрактный характер изложения в первом случае или, напротив, на более конкретный, наглядный и тем самым более доступный пониманию аудитории характер изложения научной проблемы - во втором.

При этом различные авторы, при равных условиях, построят - Уже в силу чисто индивидуальных речевых особенностей - различные тексты. Поэтому, при наличии таких чисто индивидуальных особенностей, стилистику речи все же интересуют стилистические особенности текстов как в определенной степени типизированных Речевых произведений, реализующих авторскую установку и строящихся по определенным канонам, закрепленным в культуре. Эта типизация позволяет говорить о типах текстов, или жанрах речи. «Ким образом, уточняя положение, приведенное в конце предыдущего параграфа, можно сказать, что стилистика речи - это стилистика текстов, принадлежащих к определенным жанрам речи.

Разумеется, исследователь может задаться целью изучить и те особенности текста, которые связаны с личными авторскими вкусами и речевыми пристрастиями; такая задача ставилась перед стилистикой, которую Ш. Балли называл индивидуальной. Индивидуальная стилистика, по мысли ученого, должна изучать особенности речи каждого индивида, каждого носителя языка. Такого рода исследования можно было бы считать целесообразными, если бы решалась, например, задача установить, каким образом и в силу каких причин какие-то индивидуальные особенности речи отдельных носителей языка становятся распространенными особенностями речи всех членов языкового сообщества или какой-то определенной его части (социолингвистическая задача). В другом случае такая задача возникает тогда, когда ставится цель изучить особенности манеры письма отдельного художника слова: выясняются те идейно-художественные черты всех произведений определенного писателя, которые составляют его индивидуальный стиль, или идиостиль. Но это задача уже не стилистики речи и не индивидуальной стилистики, а стилистики художественной литературы. А для стилистики речи важны все же не эти индивидуальные особенности речи каждого индивида и не идиостили писателей, а те особенности, которые свойственны текстам определенного типа, т. е. определенным жанрам речи. Рассмотрим понятие жанр речи.


Прежде всего отметим, что существует два различных подхода к толкованию жанра: литературоведческий и лингвистический.

С точки зрения литературоведения выделяются жанры художественных произведений: это вид литературно-художественного произведения в пределах рода (эпоса, лирики и драмы): героическая песнь, ода, поэма, баллада, элегия, идиллия, трагедия, драма, комедия и др.; в пределах родов выделяют жанры по их ведущему эстетическому качеству, эстетической «тональности»: комические, трагические, элегические, сатирические, идиллические и т. п. И, наконец, имеет место выделение жанров по третьему признаку -объему и соответствующей общей структуре произведения: лирика обычно невелика по объему, драма имеет размеры, диктуемые условиями сценического воплощения, а героика и трагедийность требуют развернутого, «широкого дыхания» (Кожинов 1964:39-50).

С развитием литературоведения представление о признаках литературных жанров углубляется. Теперь уже к основным характерикам жанра, выделенным ранее, добавляются такие: 1) эстетическая основа отношений к действительности; 2) охват действительности (ср.: рассказ и роман); 3) тип изложения (повествование, описание, диалог); 4) композиционная структура (роль действия, персонажа, обстоятельств); 5) характер организации словесной ткани (ритм, интонация, тропы и т.д.). На основе этих пяти признаков определяются диапазон жанра, «игра между тематическими и стилистическими структурами, заложенные в тексте возможности вариаций различных элементов» (Поляков 1983:3-52).Литературоведы: Ю.Н. Тынянов, Д.С. Лихачев, В.В. Кожинов и др. - подчеркивают как длительную историю формирования жанров, так и их историческую изменчивость. С одной стороны, жанр непрерывно изменяется, преобразуясь в творчестве каждого выдающегося писате­ля. Жанр рождается и отмирает. При этом не только одни жанры приходят на смену другим, но изменяются даже принципы выделения жанров, меняются типы и характер жанров, их функции в ту или иную эпоху. С другой стороны, жанр может обнаруживать устойчивость, живучесть.

Перед историком литературного языка и литературоведом стоят задачи изучения литературных жанров в различных аспектах: во-первых, задача изучить становление, формирование жанров; во-вторых, задача изучить принципы, на которых осуществляются жанровые деления; в-третьих, изучить систему жанров каждой эпохи, т. е. их взаимодействие.

Новым для жанровой теории является проблема связи жанра с культурой и историей. Теоретические исследования по проблемам жанра только в литературоведении последних лет настолько многочисленны, что нередко изучение жанра выделяется в особый раздел литературоведения, который называют «жанрологией», или «гено-логией» (от французского genre).

Кроме рассмотренной трактовки жанров, связанной с художественными произведениями, в последние десятилетия широко распространилось в лингвистической литературе понятие «речевые жанры», выдвинутое М. Бахтиным и активно разрабатываемое многими современными учеными: Т.Г. Винокур, Н.Д. Арутюновой, А. Вежбицкой, Т.В. Шмелевой, Т.В. Матвеевой, М.Ю. Федосюком и др.

Понятие речевого жанра трактуется в лингвистической литературе неоднозначно. В большинстве своем исследователи опираются на концепцию речевых жанров М. Бахтина, который подчеркивал, что жанры речи исключительно разнообразны, поэтому трудности изучения их природы нельзя приуменьшать. Речевые жанры соответствуют типичным ситуациям речевого общения, типичным темам, т. е. представляют собой отражение в речи многократно встречающихся в жизни определенных видов социального взаимодействия людей. Это «относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы высказываний» (Бахтин 1996:164). При этом важно подчеркнуть, что высказывание в этом определении означает не предложение, а некую единицу общения, которой свойственна смысловая завершенность и которая отграничена от других подобных единиц сменой субъектов речи. По существу, определение речевого жанра, данное М. Бахтиным, допускает двоякую трактовку, т. е. под это определение подходит и типовая разновидность текстов (письмо, заявление, текст указа, рассказ, роман и т.д.), и ситуативно-типовое высказывание (реплика диалога, приказ, команда, вопрос и т. д.) Признак «смена субъекта речи» при этом не играет роли, так как могут быть такие речевые жанры, в пределах которых регулярно происходит смена субъектов речи (например, спор, ссора, диалог, беседа), а это, тем не менее, один речевой жанр. А в других случаях, напротив, не происходит смены субъектов речи, а речевые жанры различны; например: предисловие и текст произведения; посвящение и основной текст или текст романа и эпилог. Следовательно, если заменить в определении М.М. Бахтина слово высказывание на слово текст, то под определение речевого жанра (это относительно устойчивый тематический, композиционный и стилистический тип текста) подойдут и новелла, и рассказ, и все прочие литературные жанры, а также и реплики бытового диалога, и дискуссия, и ссора, и письмо, и приказ, и военная команда, и заявление, и реферат и т. д.

Правомерность предлагаемой замены термина высказывание на термин текст в определении речевого жанра можно доказать ссылкой нате признаки «высказывания», которые мы находим у самого М.М. Бахтина. Они совпадают с признаками именно текста. Первый признак - это наличие четких границ; второй - завершенность, целостность; третий - наличие определенного авторского замысла; наконец, четвертый - определенные композиционно-стилистические особенности, заданные предметно-смысловым содержанием, замыслом автора и его субъективно-эмоциональным отношением к этому содержанию. Таким образом, «высказывание» у М.М. Бахтина характеризуется целостностью, определяемой тремя факторами: 1) предметно-смысловой исчерпанностью, 2) речевым замыслом, или речевой волей говорящего, 3) типическими композиционно-жанровыми формами завершения. Совершенно ясно, что здесь даются признаки именно текста, как он понимается в настоящее время большинством лингвистов. При этой трактовке речевых жанров они оказываются функционально весьма разнородными (ср., например, с одной стороны, короткую военную команду, пословицу, а с другой, - все литературные жанры от короткого рассказа до многотомного романа). Поэтому М.М. Бахтин предлагал различать первичные (простые) речевые жанры и вторичные (сложные). К первичным он относил, в частности, бытовой рассказ или письмо, реплики бытового диалога, т. е. жанры, сложившиеся в условиях непосредственного речевого общения. В отличие от них, вторичные речевые жанры (романы, драмы, научные исследования всякого рода, большие публицистические жанры и т. п.) возникают в условиях более сложного и относительно высокого развитого и организованного культурного общения, преимущественно письменного.

Но, кроме этой оппозиции, предлагается еще одна: элементарные речевые жанры/комплексные речевые жанры. Элементарные (в другой терминологии - атомарные) речевые жанры - это такие тематические, композиционные и стилистические типы текстов, в составе которых нет компонентов, имеющих статус определенных жанров речи; например, похвала, приветствие, приказ. А комплексные речевые жанры представляют собой типы текстов, включающих в свой состав такие компоненты, которые, в свою очередь, сами имеют статус определенных речевых жанров; например: утешение, уговоры, беседа, дискуссия, ссора и др.

Так, в состав комплексного речевого жанра ссора входят элементарные (атомарные) речевые жанры упрек, угроза, обвинение, оскорбление и т. п.

Как соотносятся понятия функционального стиля, стиля речи и Речевого жанра? Речевой жанр, как было сказано, идентифицируется с определенным типом текста. При этом стиль речи - это композиционно-речевая структура текстов этого типа (текстов, принадлежащих к данному речевому жанру). С точки же зрения функциональных стилей языка, один речевой жанр может быть воплощением различных функциональных стилей. Например, речевой жанр обвинение, относящийся к первичным элементарным (атомарным) Речевым жанрам, может быть воплощением просторечия (пример 1), Разговорной речи (пример 2), публицистического стиля (пример 3), официально-делового стиля (пример 4): (1) Хамишь, козел!!! {2) Это вы науськали собаку! (3) Эти уличные беспорядки явно инспирированы представителями вашей партии; (4) X. обвиняется в превышении скорости, повлекшем за собой нанесение травм средней степени тяжести гражданину У.

Стиль речи - это отдельная система элементов языка, форма высказывания и изложения информации, которые определяются целью и условиями подачи информации, проще говоря: как, где, с кем и зачем мы говорим в данный момент.

В русском языке существует пять стилей, четыре из которых являются книжными стилями :

    официально-деловой ;

    публицистический ;

    научный ;

    художественный ,

пятым стилем в русском языке является разговорный .

Примеры стилей речи в русском языке.

    Официально-деловой стиль:

    Данной распиской я, Иванов Иван Иванович, обязуюсь отдать сумму в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей до 01.01.2016 года.

    Публицистический стиль:

    К 5 годам лишения свободы приговорен бывший зам-правления Мосгорбанка Василий Якин за хищение около 130 миллионов рублей банковских средств.

    Научный стиль:

    Стили речи — системы языковых элементов внутри литературного языка, разграниченные условиями и задачами общения.

    Художественный стиль:

    Над речкой тихо стелился туман, похожий на парное молоко. Птицы почти стихли в леске. Близилось еще одно июльское утро.

    Разговорный стиль:

    Привет, моя дорогая! Как у тебя дела? У меня все нормально, устроилась на новую работу, времени теперь нет совсем.

Как видим, каждый из стилей имеет свои, характерные только для него средства языка : слова, словосочетания, типы предложений, способы стилистической окраски речи . Например, в научном, официально-деловом или публицистическом стиле недопустимо то, что может быть приемлемым или даже обязательном в художественном или разговорном стиле.

Каждый из стилей речи воплощается в жанрах речи - определенных формах или типах текстов. Жанры речи - это форма организации речи, которая выделяет и характеризует типы текстов. Жанры речи также различают характер речевой деятельности языка и форму его использования, например, интервью - жанр диалог ; публицистическая статья - жанр монолог ; статья - письменный жанр; доклад - устный жанр и т.д.

Чаще всего каждый жанр речи свойственен для определенного стиля речи, но есть жанры, которые свойственны сразу нескольким стилям (межстилевые жанры ), например: жанр интервью свойственен для официально-делового стиля и публицистического стиля, а жанры очерк , статья и эссе свойственен для публицистического и научного стилей.