Семейные ритуалы. Семейные обряды и обычаи. А в Вашей семье есть ритуалы

Не так давно все мы отпраздновали наступление Нового года. Этот праздник справедливо считают семейным. В этой связи уместен разговор о семейных традициях. Наверняка во многих семьях готовились по-своему к празднованию Нового года. Кто-то привык отмечать его с друзьями, кто-то – в семейном кругу. В любом случае в каждой семье есть свои традиции и обычаи, касающиеся не только новогодних торжеств.

Традициями могут быть не только уклад жизни и привычки обитателей дома, но и распорядок дня. К примеру, в одной семье принято перекусывать в одиночку на скорую руку, в других же семьях – принимать пищу, собравшись за одним столом.

Большинство из нас были воспитаны в семьях, в которых считались важными некоторые ритуалы. Правильно, если в семье, где вы родители, эти ритуалы заведены вами и стали составляющими вашей семейной жизни. Можно придумать новые ритуалы, которые будут способствовать укреплению семьи, разнообразию жизни.

Это может быть то, чего вам недоставало в вашей «детской» жизни. Если вам когда-то хотелось отправляться в выходные дни за город, но это не стало традицией в вашей родительской семье, то сделайте это еженедельным мероприятием в своей семье.

Ребёнок, которого привлекают к участию в семейных традициях, вырастая, будет выше ценить семью и семейные взаимоотношения.

Традиции – это то, что дети перенесут впоследствии во взрослую жизнь и в свои семьи.

А ещё традиции и ритуалы позволяют и детям, и нам, взрослым, чувствовать стабильность жизненного уклада в семье при любых обстоятельствах, спокойно и радостно делать то, что заведено в семье. Кроме того, это то, о чём мы вспоминаем, став уже взрослыми, и рассказываем своим детям. Это вселяет гордость за себя и свою семью. Традиции и ритуалы могут быть обычными (например, отход ко сну), но именно они делают семью особой, необычной. Что это за ритуалы?

Начните с малого. К примеру, почитайте книжку ребёнку на ночь или погладьте ребёнка по головке. Можно попеть песенки ребёнку или вместе с ним. Даже если ваш ребёнок слишком маленький, чтобы понимать детали, для него только звук вашего голоса будет действовать успокаивающе и ободряюще. Очень полезно и супругам читать друг другу перед сном. Это сближает и расширяет кругозор. Например, сначала мы читаем, что нравится супругу, а потом то, что близко супруге. Можно вместе выбирать книги, можно читать по очереди.

А можно вообще сочинять самостоятельно сказки. Это не занимает много времени, и так вы можете учить ребенка тому, что считаете хорошим. Например, если ваш ребёнок боится темноты, расскажите ему, как один мальчик справился со страхом с помощью волшебного фонарика, и положите рядом с вашим ребёнком фонарик.

Представьте ситуацию: вашему ребёнку исполняется 18 лет и вы дарите ему сборник сочинённых вами сказок. Сколько будет удивления и радости!

Огромное значение для семьи имеет совместное проведение выходных дней.

Устройте семейный выходной день. Пусть это будет день осуществления совместных планов, совместного времяпровождения. Назовите этот день днём вашей семьи!

Прекрасно, если в этот день вся семья соберётся за одним столом.

Главное, чтобы это не стало банальным поеданием деликатесов, а запомнилось бы вкусом блюд, интересными историями, улыбками членов семьи.

А можно в этот день вместе ходить на прогулку или заниматься спортом (коньки, лыжи).

Вечерами полезно собираться за общим столом за чаем и обсуждать события дня, делиться впечатлениями, строить планы на будущее, советоваться. Это же позволяется и детям.

Большой простор для создания семейных традиций таят в себе кухня и кулинарные таланты кого-нибудь из членов семьи.

А можно выходной день объявить санитарным днём, провести генеральную уборку в квартире, при этом привлечь всех домочадцев (почистить ковры на улице), или какой-то день сделать психологически разгрузочным (в такой день, например, не разрешается высказывать претензии друг другу, недовольства, обижаться).

Только не стоит занимать весь день вашей семьи уборкой квартиры или домашними делами. Пусть будет и то и другое в меру, чтобы день вашей семьи не становился продолжением рабочей недели, а позволял бы всем членам семьи быть рядом и заниматься делом, приносящим пользу и удовольствие.

Традицией может стать и занятие каким-то творчеством. Например, коллекционированием чего-то, при этом совсем не обязательно, что это должно быть что-то дорогостоящее. Это может быть коллекционирование и магнитов на холодильник, и ёлочных украшений, и миниатюрных автомобилей.

Кроме вышеперечисленного, можно придумать ритуалы, блокирующие неудачу, препятствия, утомление или упадок сил. Такие, которые помогут вам поддерживать себя и ваших близких, психологически лечить и восстанавливать.

Помимо традиций, в жизни каждого человека происходят важные единичные и эпизодические события, которые можно обсудить и особо отмечать, такие как крещение, поступление ребёнка в первый класс, дни рождения…

Мы не всегда придаём значение нашим увлечениям, но согласитесь, что это чрезвычайно полезно. Совместные дела и увлечения объединяют всех членов семьи. Общие занятия, как ничто другое, скрепляют внутрисемейные отношения. Они делают нас ближе, мы больше общаемся друг с другом и в результате лучше понимаем друг друга.

Будьте счастливы!

Юлия Новгородова

http://www.redstar.ru/index.php/siriya/item/13901-semejnye-traditsii-i-ritualy

Дети — большие консерваторы. Они легко впускают в жизнь традиции и ритуалы. Уверенность, что утро начнется с поцелуя мамы, а папа прочитает вечернюю сказку, помогает ребенку ориентироваться в этой «непонятной» жизни. Все новое поначалу встречается настороженно. Родителям важно это помнить, чтобы вырастить здорового, умеющего ценить традиции, человека. Малыш бережно хранит маленькие «секретики»: мамин воздушный поцелуй перед дверьми детского сада, дежурную конфетку в кармане, неизвестно откуда возникающую каждое утро. День будет привычным. Ритуалы могут быть любимыми, неинтересными, обязательными. С этим ребенок готов мириться. Отсутствие упорядочения в жизни обрекают малыша на нервные срывы, капризы, бунты. Это его защитная реакция на неизвестность.

Иногда традиции и ритуалы сами устанавливаются в семье, тогда ребенок естественно встраивается в общие правила. Это могут быть воскресные обеды у бабушки или поход всей семьей по субботам в парк. Малыш всю неделю ждет выходных, старается хорошо вести себя в садике, учится новому: приятно получить похвалу от любимой бабушки.

Некоторая система поведения ребенка формируется родителями намеренно. Это соблюдение режима дня, питания, мытье рук перед едой. Даже переодевание в пижаму перед сном помогает легче уснуть, если это стало ритуалом.

Взрослые знают, что ребенок должен отдохнуть, поэтому отправляют его спать не позже десяти вечера. Хорошо, если этот ритуал соблюдается неизменно, тогда уже одно упоминание о времени сна создает спокойное, умиротворяющее настроение. Нельзя разрешать ребенку за хорошее поведение нарушать режим. В этом случае отход ко сну будет восприниматься им как наказание. Невыспавшийся малыш наутро будет легко возбудим, капризен, не сможет концентрироваться на занятиях.

Помимо пользы для здоровья и восприимчивости к знаниям, есть ритуалы, которые не менее важны для воспитания детей.

Часть 1

Вселяют уверенность

Ребенок любит жить в предсказуемом мире. Просыпаясь, знать, что на завтрак будут любимые блинчики. При выходе из школы его встретит улыбка мамы. В шесть часов вечера вернется с работы папа. В восемь вечера по телевизору покажут мультики.

Когда в семье нет строгих правил, а жизнь строится на неожиданностях, ребенок пытается получить опору, внедряя собственные ритуалы. Они со временем могут обернуться навязчивыми привычками. Пример? Пить только из своей кружки, устраивать скандал из-за того, что любимая рубашка в стирке, а в новой он ни за что не пойдет.

Воспитывают разумные привычки

Ежедневный ритуал утренних водных процедур должен стать безальтернативным. Так же, мытье рук перед едой, после посещения туалета, после прогулки. Чистка зубов утром и вечером.

Даже если опаздываете, нельзя разрешать ребенку упразднить эти процедуры. Всего одна поблажка, и в будущем без надзора взрослых, будьте уверены, никто ничего выполнять не будет.

Если папа в транспорте уступает место женщине или пожилым людям и учит этому сына, эта привычка воспитанного человека станет для него автоматической, а не по принуждению.

В семье должны быть правила, соблюдаемые всеми: не пить молоко или сок из пакета, не хватать куски перед обедом, не начинать есть, пока не сели все домочадцы и многое другое. Все начинается с семьи.

Безболезненная адаптация к новым жизненным этапам

Поступление в детсад, в школу, переезд сопровождаются для ребенка стрессом. Можно придумать маленькие ритуалы, которые создадут положительные эмоции.

Например, по дороге в садик, заходить в кафе и выпивать по молочному коктейлю. В автобусе разрешать самостоятельно оплачивать поездку. Вечером ребенок может провожать уходящий день зачеркиванием даты в календаре.

Воспитывают терпение

Пять рабочих дней должны и ребенком восприниматься трудовыми буднями. Ожидание выходных, на которых состоится долгожданный поход в зоопарк или семейный обед в кафе, помогает всю неделю быть более собранным.

Маленькие победы и новые знания посвящены будущим выходным. Предвкушение отдыха помогает стать терпеливым, легче переживать временные неудачи и трудности во взрослой жизни.

Ребенок должен понимать, что собственным трудом и хорошим поведением он создает себе радостный заслуженный отдых. Ежедневные развлечения со временем теряют свою актуальность и воспринимаются со скукой.

Традиции на всю жизнь

У каждого взрослого человека есть приятные воспоминания, берущие начало в детстве. Часто они связаны с семейными традициями.

Готовить подарки к 8 марта вместе с папой для мамы и бабушки. Наряжать елку к Новому году всей семьей. Справлять ежегодный праздник дачи, отмечаемый только вами. Даже рецепт прабабушкиных пирогов бережно передающийся от старших младшим.

Это скрепы, подаренные родителями будущей молодой семье.

Организованность и собранность

Часто в семьях можно увидеть на стенах самые разнообразные графики, таблицы, красочные календари. Такая наглядная агитация помогает ребенку привыкнуть выполнять необходимые действия. Например, веселая цепочка шагов, отраженная на рисунке, не даст малышу забыть очередность утреннего туалета.

Только взглянув на тематические самодельные часы, ребенок вспомнит о времени делать уроки или необходимости помыть посуду.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

В прихожей полезно повесить яркий список того, что должно находиться в портфеле ученика. Глянув на него, ребенок проверит, не забыл ли чего.

Традицией может стать отметка дней рождений и праздников на календаре при наступлении нового месяца. Малыш сможет загодя подготовиться к ним.

Ритуалы — не догма

Нет правил, которые никогда не нарушаются. В отпуске, на природе, в особых ситуациях выполнение некоторых ритуалов прекращается. Это правильно. Ритуалы и традиции должны органично входить в жизнь детей. Безоговорочное их выполнение граничит с фанатизмом.

Эти редкие отступления только притягивают малыша к привычным правилам, как к гарантам стабильности и спокойствия.

Часть 2


Дети чаще всего являются любителями постоянства. Именно стабильность вселяют в них уверенность. Они спокойны, если точно знают, что и как будет происходить. Замечательно, когда в таком многообразном, немного пугающем и изменчивом мире есть что-то, что всегда остаётся постоянным. Это действует успокаивающе, позволяет поддерживать нормальное психоэмоциональное состояние. Константа становится своеобразной базой, опорной точкой, от которой можно отталкиваться и продолжать движение вперёд, развитие. Интересно, что как раз меняющаяся жизнь ребёнка, переход в другую среду, коллектив, ещё больше повышают ценность чего-то остающегося постоянным. Ведь ребятам приходится отправляться в садик, а потом в школу. Всё связано со стрессами, кардинальными переменами. В связи с этим очень велика важность детских ритуалов. Именно они вселяют в ребёнка уверенность, привносят в его жизнь стабильность, предсказуемость.

Чаще всего неизвестность становится причиной переживаний. Взрослые тоже стремятся создавать некую иллюзию стабильности, поскольку выжить в вечно меняющемся и ненадёжном мире непросто. Окружающие люди и события оказывают давление на психику, сознание человека, постоянные трансформации травмируют нервную систему. В результате человек испытывает психологический дискомфорт, постоянно находится в состоянии стресса. Взрослые люди создают разные заменители стабильности, её внешние проявления: договоры, обязательства с гарантиями, страховки.

Дети пока не в силах поддержать себя такими официальными бумагами, которые заменяют стабильность. Но у маленьких членов общества есть свои ритуалы, помогающие им адаптироваться, нормально существовать. Вот какими могут быть детские ритуалы:

  • Некоторые малыши могут спокойно расстаться с мамами, оказавшись в детском саду, только после того, как помашут рукой в окошко;
  • Многие дети любят просить почитать одну сказку перед сном;
  • Зачастую малыши легче засыпают, если готовиться ко сну в заданном порядке, выполняя привычные действия;
  • Практически у каждого ребёнка есть любимая игрушка, своеобразный тотем, которая всегда лежит с ним в кроватке;
  • Кто-то придумывает свои способы прощаться, здороваться при встрече.

Приведём конкретные примеры из жизни детей!

Ритуалы детей: реальные примеры

Ритуалы тесно связаны с понятием ритма и режима дня. Многие возникают сами по себе, другие же намеренно устанавливаются родителями. Они могут быть разными, но их объединяет одно – они помогают сделать наш день полезным, действенным и приятным.

Просмотр передачи «Спокойной ночи, малыши!», чистка зубов, купание, чтение любимой книжки, пение колыбельной, переодевание в знакомую пижаму, питье молока или воды, засыпание с соской, укладывание игрушек спать, пожелание спокойной ночи – все это примеры детских ритуалов перед сном.

По словам известного доктора Комаровского, уже с начала выполнения этих ритуалов, «начинает меняться работа и нервной системы, и дыхания, и кровообращения и буквально достаточно 15-20 минут, чтобы это сработало и ребенок заснул».

Интересно рассмотреть конкретные ритуалы для детей, ставшие традиционными в семьях:

  • Когда Дима прощался с мамой в детском садике, она показывала ему в окошко смешную обезьянью мордочку. И малыш каждый раз радостно смеялся. В результате не только сам Дима, но и все остальные ребята из группы с улыбками провожали его маму, своих родителей. И тот факт, что они остаются в садике, уже ассоциировался с чем-то добрым, хорошим, весёлым. Так прощаться легче!
  • Никита со своим папой пожимали друг другу руки, после чего соприкасались кулаками. Потом обоим оставалось только показать большой палец и произнести: «Всё будет вот так!»
  • Посидеть на коленках у мамы, поцеловать в щеку на прощание, обняться, сказать «Не забудь!» и, наконец, помахать рукой через окно – такие ритуалы дети часто используют, оставаясь в детском саду
  • Максим привык, что мама каждый день целует его в щёки, желает хорошего дня и признаётся в любви.
  • В детстве, когда бабушка приводила меня в садик, она всегда на прощание говорила – «будь хорошей девочкой». Я старательно выполняла это пожелание-наставление, но однажды мы с ребятами из детского сада что-то натворили и тогда, вспомнив, что бабушка забыла напомнить мне о хорошем поведении, сказала ей при встрече – ты же не сказала мне «будь хорошей девочкой!!! Вот я и не была…
  • Попить два раза воды перед сном; вернуться от лифта к двери, чтобы поцеловать маму утром по дороге в сад; самому нажать кнопку лифта; посмотреть мультики перед вечерними упражнениями и так далее, и тому подобное.
  • У нас ритуальный рассказ перед сном сказки про Красную шапочку, а потом может быть и другие сказки, но про шапочку-это святое… Ну посмотреть спокушки, потом мыться-это тоже всегда, это уже ритуал отхода ко сну, это всегда так было.
  • У нас свои чашки. Попробуй только налить в другую!
  • У нас сейчас в основном остались только ритуалы отхода ко сну (большой уже мальчик) надо проверить закрыт ли шкаф, нет ли щелей между шторами, поцеловать маму «везде-везде» (лоб-нос-обе щеки-подбородок-шея) потом поменяться снами и пожелав спокойной ночи и приятных снов после выключения света и закрытия двери в его комнату обязательно крикнуть «я тебя люблю»
  • У моих деток только ритуал прощания в садике. С сынулей мы обязательно должны послать друг друг воздушный поцелуй и поймать его, а с дочей вообще веселуха, целая последовательность поцелуев. Сначала она меня: щека-нос-щека-лоб, а потом я ее и помахать ручкой.
  • Любопытная традиция сложилась в семье Лёши. Когда он оказался в садике впервые и никак не хотел расставаться с мамой, она решила отвлечь его чтением меню. Женщина стала подробно пересказывать меню, комментировать разные блюда. На другой день мальчик сам попросил маму прочитать меню. Ребёнок подсознательно опасался, что мама за ним не вернётся. А после чтения меню она за ним пришла. Мальчик решил, что мама снова вернётся за ним вечером, если сейчас, как и вчера, прочтёт меню. Так и сложился ритуал. Больше Лёша не хотел отпускать мамочку, пока она не прочтёт меню. Эта традиция ограждала его от страха остаться в садике насовсем.

Я сделала эти наблюдения и заинтересовалась ритуалами. Мы установили в детском саду множество ритуалов, подкрепляя ими все режимные моменты.

Перед началом обеда все хором желали приятного аппетита, а потом вскидывали вверх руки. Дети вместе говорили, что они поедят и вырастут «вот такими» .

Когда ребята приходили в садик с прогулки, нужно было обязательно пересчитать лопатки. Ведь надо выяснить, не потеряли ли лопаты, всё ли собрали.

Перед сном я каждому малышу «колдовала» на хорошие сновидения. Достаточно было провести над детской головкой руками, произнести «магическое заклинание» , а потом осторожно подуть в лоб, чтобы ребёнок спокойно уснул. Ведь он уже верил в волшебную силу ритуала! Поэтому засыпал с удовольствием.

Таким образом, именно с помощью всевозможных ритуалов в группе детского садика создавалась особая комфортная обстановка, а малыши заметно / коллективе, непривычной обстановки, привыкали к новым задачам, обязанностям и образу жизни.

Вы хотите, чтобы ребёнок всегда чувствовал себя хорошо, его психологическое состояние было стабильным? Тогда приступайте к созданию ваших собственных ритуалов! Они играют огромную роль в жизни малыша: помогают программировать его сознание, успокаивать нервную систему, поддерживают в любых ситуациях. Потом, когда ваш малыш вырастет, он будет с нежностью вспоминать свои детские ритуалы.


Обратите внимание, что уже принятые ритуалы необходимо тщательно соблюдать. Я знаю множество случаев, когда дети впадали в настоящую панику, если ритуалы нарушались. Например, если ребёнок забыл любимую игрушку, постоянно сопровождающую его в садике, надо вернуться за ней домой. Когда девочка привыкла засыпать в садике исключительно в пижаме синего цвета, не нужно приносить ей другую. Это вызовет стресс. Когда папа случайно забыл помахать сыну в окошко, малыша это страшно поразило и расстроило. Помните об этом! Выполнять детские ритуалы аккуратно, постоянно крайне важно. Не думайте, что это каприз. Как раз такие семейные традиции и позволяют поддерживать хорошее эмоциональное состояние малышей.

Я вспоминаю свой детский ритуал, благодаря которому я не боялась засыпать. До этого я всегда опасалась, что после сна, пробудившись, окажусь в другом месте. Ведь неведомые чудовища могут украсть меня, пока я сплю, думала я. Страх ночных монстров меня сковывал, мешал уснуть. Но эти чудовища боялись моего игрушечного пса. Трезор отважно оберегал меня от монстров каждую ночь, а я по утрам обязательно благодарно целовала его в носик.

Детские ритуалы иногда получают неожиданное продолжение, когда малыши уже вырастают. Мне исполнилось 17 лет, я должна была отправляться в чужой город, чтобы там приступить к учёбе в институте. И вот я уже на пороге, а в руках сумка с билетом. Моя мамочка переживала, как я устроюсь на новом месте, одна, совсем молодая девушка. Неожиданно мама побежала в детскую, а вернулась уже с тем самым Трезором. Она сказала, что я забыла любимого плюшевого пса. Я-то решила его нарочно оставить, считая себя взрослой. Но теперь игрушка уже становилась гарантией маминого спокойствия. И мама стала меньше тревожиться, когда её уже взрослая дочь поехала в институт с плюшевым псом в сумке. Детский ритуал помог ей восстановить эмоциональное равновесие. И Трезор снова стал моим талисманом! Перед экзаменами я вновь целовала его в носик.

Психологи в один голос утверждают, что с помощью упорядоченного поведения ребенок понимает устройство мира, так устанавливаются границы поведения и приходит осознание себя. К тому же, детские ритуалы делают ребенка увереннее. Ведь точное соблюдение определенных действий всегда приводит к предсказуемому и известному результату.

Подумайте, может быть и вы вспомните ваши ритуалы.

Доктор Комаровский рассказывает, почему и какие именно ритуалы нужно проводить с ребенком перед сном:

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Обоснование

Семейный ритуал - это техника, призванная изменить правила существующей семейной игры при помощи изменения структуры семьи и устойчивых способов взаимодействия в ней. Описанный ниже вариант методики разработан Миланской школой семейной терапии (Selvini Palazzoli, Boscolo, Cecchin, Prata, 1977, 1978) и обычно используется в рамках стратегической семейной терапии. Другие психологи применяют различные варианты этой методики.

Социальный ритуал - это система действий, совместно выработанные членами группы, в которых все виды поведения определены в своей строгой последовательнсти. Ритуалы с точки зрения социальной психологии - основной источник групповой сплоченности и внутригрупповых связей. Они служат нормативному регулированию функционирования группы, способствуют тому, чтобы поведение каждого было скоординировано на осуществление общей цели. Похороны и траурные церемонии, дни рождения, свадьбы или празднование особых событий для данной группы - все это примеры могущественных культурных или семейных ритуалов. Повторяющиеся симптоматичные стереотипы взаимодействия также обычно действуют как ритуальные формы поведения.

Техника семейного ритуала - это тоже по сути дела своеобразный ритуал, созданный терапевтом и предписанный семье без каких-либо объяснений в расчете на то, что требуемое поведение будет осуществляться членами семьи по аналогии. Особое внимание при этом уделяется конкретным предписываемым действиям, включая время, последовательность, детали места, а также то, кто именно и каким образом должен выполнять необходимое действие. Обычно психотерапевту довольно трудно придумать подходящий ритуал для введения в семейную систему, который заменил бы существующий дисфункциональный ритуал. Предварительно ей необходимо досконально разобраться в функционировании семейной системы.

Предполагается, что проявляемые симптомы относятся к тем мифам данной дисфункциональной семьи, которые жизненно необходимомы для ее сохранения. Если выживание семьи находится под угрозой, создаются жесткие ритуалы для обслуживания мифа, который бы способствовал сохранению семьи. Поэтому терапевт вынужден исследовать семейную систему в нескольких поколениях для выявления семейного мифа и значения симптоматичного поведения в его контексте. Когда это будет сделано, можно приступать к разработке нового семейного ритуала для изменения существующей системы путем введения новых коллективных норм. Если семья соглашается действовать в соответствии с предписанным ритуалом, она принимает новые нормы, изменяя таким образом функционирование своей семейной системы.

Процедура

Устанавливая доверительные отношения с семьей, терапевт внимательно отслеживает те специфические взаимодействия, которые нуждаются в коррекции, а также динамику семьи, правила, мифы и то, как симптом обслуживает систему. После этого может быть разработан ритуал, который учитывает потребности данной семьи. Замысел ритуала должен быть специфичным для данной семьи, учитывать ее конкретную культурно-историческую ситуацию и зависеть от следующих параметров - от того, как долго он будет применяться (однократно или повторяться через определенные интервалы), когда именно, кто из членов семьи будет участвовать в процессе, какие факторы окружения должны быть задействованы (например, должны ли быть двери заперты, а телефоны отключены), какие темы будут обсуждаться, что делать, если кто-то из участников предпочтет молчать. Терапевтические цели, для которых может быть использован семейный ритуал, могут включать в себя определение внутрисемейных границ, увеличение независимости членов семьи, корректировки паттернов общения, укрепление внутрипоколенных альянсов.

Психотерапевт подчеркивает важность для семьи быть верным своему первоначальному мифу и получает от них твердое заверение в том, что они будут добросовестно следовать тому предписанию, которое он собирается им дать. Затем предписание в деталях объясняется, его можно также представить для каждого члена семьи в письменном виде. Частью ритуала может быть чтение предписания одним из членов семьи всем остальным в каком-то определенном месте и в какое-то определенное время. Включая в себя требование приверженности первоначальному семейному мифу, ритуал получает парадоксальный эффект. По своему содержанию ритуал может быть очень простым: "Джон будет беспокоиться каждый вечер с семи до восьми часов в своей комнате и никто не имеет права ему в этом мешать. Он должен беспокоиться в это время о благополучии семьи и о своем собственном благополучии. Он должен также постараться тщательно описать все, о чем он думает, никому свои записи не показывая". Цель здесь - сделать выполняемую Джоном роль защитника семьи открытой и освободить других членов семьи от этого вида деятельности, вместо того, чтобы ее усилить, как это можно было бы прямо понять из предписания.

В качестве примера Палазолли (Palazzoli,1978, рр.445-453) описывает семью с 15-летней дочерью,/??????????? нервная анорексия?????????????????? - длинная и худая??? / рост которой был 5 футов и 9 дюймов, а вес - 70 фунтов. Ее поведение было психотическим и она очень завидовала красоте своей кузины, которая была ее соперницей. Другой дочери - 22 года, она училась в колледже и была эмоционально отдалена от своей младшей сестры. Мать была слишком вовлечена в заботу о всех своих многочисленных родственниках. Отец, как и остальные члены семьи, во всех затруднительных ситуациях придерживался унивесального внутрисемейного девиза "один за всех и все за одного". Любые негативные чувства в этой семье - злость, критика и конкуренция таким образом были запрещены и подавлялись. Человека, выказывающего гнев, семья заставляла смириться. После того, как младшая дочь пыталась покончить жизнь самоубийством семье был предписан такой ритуал./???? Непонятен контекст - вероятно необходимо залезать в оригинальный источник??????/

Каждый вечер после ужина входную дверь запирали. Четыре члена нуклеарной семьи собирались за обеденным столом, с которого должны быть убраны все предметы, кроме будильника посредине. Каждый член семьи, начиная со старшего, получал 15 минут для сообщения, в котором он выражал свои чувства, впечатления и замечания по поводу поведения других членов всего клана. Те, кому нечего было сказать или те, которые ничего не хотели сказать, молчали все отведенные для них 15 минут, в то время как остальная часть семьи должна была оставаться молчаливой, внимательной и принимающей. Причем абсолютно запрещалось в какой бы то ни было форме продолжать эти дискуссии в другое время. Все подобные обсуждения были сокращены до запланированных вечерних встреч, что же касается повседневных взаимоотношений со всем кланом, то членам семьи было предписано быть особо вежливым и внимательным к ним, необходимо было подчеркивать, что они всегда готовы помочь всем своим родственникам.

Сельвини Палазолли с коллегами так описала терапевтические задачи в данном случае:

1. Определить нуклеарную семью как единицу, отличную от клана, в которой запрещение высказываться в негативном ключе замещено обязательством ясно говорить на запретные темы в обстановке секретности по отношению к другим членам клана (запертая дверь).

2. Возвратить Норе/???-не упоминается ранее/ положение полноправного члена нуклеарной семьи.

3. Способствовать возрождению внутрипоколенного альянса между двумя сестрами.

4. Установить право каждого члена семьи выражать свои ощущения, не оказываясь при этом отвергнутым или лишенным прав.

5. Вызвать у каждого замкнувшегося в себе члена семьи тревожность по поводу молчания по острым внутрисемейным проблемам.

6. Предотвратить, посредством запрета подобных дискуссий вне вечерних встреч, образование секретных коалиций.

В течении двух недель, когда каждый член нуклеарной семьи получил возможность свободно выражать свое понимание и жалобы по поводу других членов клана, семья очень изменилась. Правило, по которому "всякий, кто плохо отзывается о своих родных, сам плох", был устранено, что привело к отказу от старого семейного мифа и к стремительным изменениям в семье. Излишнее подчеркивание важности сверхверности клану имело по сути дела парадоксальный эффект протеста против этого девиза.

Использование

Техника семейного ритуала весьма драматично освещает существующие семейные образцы и семейные мифы, демонстрируя их всем членам семьи. Она парадоксальным образом использует ригидные стороны семейной структуры для производства позитивных изменений в ней. Она способствует возникновению новых конструктивных образцов поведения и поведенческих норм как заменителей дисфункциональных паттернов. Ритуал функционирует на уровне метакоммуникаций и аналогий и поэтому вызывает меньше сопротивления, чем может вызвать прямая интерпретация симптома. С помощью данной техники психотерапевт, следуя за семьей (а не противостоя ей!), постепенно изменяет качество внутрисемейных взаимоотношений. Техника особобенно эффективна в работе с ригидными семьями, функционирующих по типу "запутанного клубка", а также с такими семьями, один из членов которых является носителем психической патологии.

Ритуалы также могут быть настойчиво предписаны семьям с недостаточным уровнем внутренней организации. В этом случае в качестве цели выступает обеспечение семьи структурой и общими формами вербального поведения, что могло бы способствовать внутрисемейной сплоченности. В качестве примера можно привести установление фиксированного времени для общего семейного обеда, во время которого не позволительно обсуждать острые семейные проблемы, критиковать, жаловаться и т.д. Семья должна за обедом обсуждать события текущего дня, политику, сны членов семьи, то, что они сейчас читают или о чем думают. Они также могут играть в словесные игры, рассказывать друг другу истории - это должно быть приятное время отдыха. Другим примером является предписание составить список дней рождений членов семьи и заранее готовить каждый такой день. Развитие новых обычаяев и традиций особенно важно для недавно созданных семей, в которых имеются приемные дети.

Другие новости по теме:

  • 6-47 ПАРАДОКСАЛЬНОЕ ПИСЬМО: КАК ЗАПОЛУЧИТЬ НА ТЕРАПИЮ СОПРОТИВЛЯЮЩЕГОСЯ ЧЛЕНА СЕМЬИ - Структурированные техники семейной терапии - Роберт Шерман, Норман Фредман
  • 4. Жизнь семьи - Психотерапевтические рецепты на каждый день - Милютина Е.Л.
  • 2. СЕМЬИ - Техники семейной терапией - Сальвадор Минухин, Чарльз Фишман
  • Глава I. "Упразднение семьи". - Сексуальная революция- Вильгельм Райх
  • Карл А. Витакер. Двадцатилетие семейной терапии: о динамике американской семьи - семейное бессознательное - Эволюция психотерапии. Сборник статей. Т. 1. Семейный портрет в интерьере. Семейная терапия - Дж.К. Зейга
  • Часть 3. Что в семье недопустимо, или Для семьи вместо Уголовного кодекса - Как относиться к себе и людям - Н. Козлов
  • Глава 2. Проблемы семьи, имеющей детей, склонных к употреблению наркотических веществ - Профилактика наркомании в семье - С.В.Березин
  • 2.2. Вмешательство семьи - Новые Религиозные Движения - Вит Ценёв.
  • ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕМЬИ - Самоучитель супружества - Багдасар С.Б.
  • Глава 3. СБОР ИНФОРМАЦИИ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАТИВНОЙ МОДЕЛИ. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ И ТЕХНИКИ ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЯ СЕМЬИ - Системная семейная терапия- Черников А.В.
  • Семья как малая группа на протяжении многих лет была объектом исследования в социальной и общей психологии (Г. М. Андреева, В. В. Абраменкова, В. Н. Дружинин, А. В. Петровский, Л. А. Петровская, В. В. Столин, А. В. Черников и др.). Представление о семье как о целостной системе лежит в основе изучения сплоченности семьи (М. Боуэн, К. Витакер, А. Я. Варга и др.). Д. Олсон выделил уровни сплоченности и ввел понятие сбалансированного уровня сплоченности семьи. Когда в психологию вошло понятие «социальная ситуация развития» (Л. С. Выготский, Д. Б.Эльконин) и когда сформировался экологический подход к изучению психического развития ребенка (У. Бронфенбренер), семья стала также объектом изучения в клинической, возрастной и педагогической психологии (О. А. Карабанова, А. С. Спиваковская, Э. Г. Эйдимиллер, В. Юстицкис и др.).

    В современной психологии накопилось большое количество исследований по проблемам развития семьи, нарушений функционирования семьи, детско-родительских отношений и т. п. Вместе с тем, исследователи отмечают, что в условиях социальной нестабильности большинство людей испытывают острую потребность в принадлежности к более устойчивым общностям, среди которых первое место принадлежит семье.

    В родительскую семью человек включается по факту рождения и идентифицируется с ее членами в процессе воспитания и усвоения семейных традиций. Стабильное функционирование супружеской семьи нуждается в опоре на средства, усиливающие ее сплоченность. Психологическими средствами поддержания внутрисемейных отношений могут стать ритуалы как вновь созданные и значимые для всех членов семьи формы взаимодействия.

    Психологическое средство в культурно-исторической теории Л. С. Выготского – это искусственное образование, социальное по своей природе и направленное на овладение процессами поведения – чужого или своего подобно тому, как техника направлена на овладение процессами природы. Л. С. Выготский писал в 1930 году, что человек создавал не только орудия труда, с помощью которых он подчинял своей власти силы природы. Он создал стимулы, побуждающие и регулирующие его собственное поведение, подчиняющие собственные силы своей власти.

    Человек, писал он, «подчиняя своей власти процесс собственного реагирования, вступает тем самым в принципиально новое отношение с внешней средой, приходит к новому функциональному употреблению элементов внешней среды в качестве стимулов-знаков, с помощью которых он, опираясь на внешние средства, направляет и регулирует собственное поведение, извне овладевает собой, заставляя стимулы-знаки воздействовать на него и вызывать желательные для него реакции» (Выготский Л. С., 1930/1984, с. 86).

    Именно это делает человека свободным. По Выготскому, свобода характерна для человека культуры, развитие свободы действия находится в прямой функциональной зависимости от употребления знаков. В исследованиях Выготского и его последователей в качестве психологических орудий используются язык, различные формы нумерации, мнемотехнические приспособления, произведения искусства, схемы, диаграммы, карты, чертежи, всевозможные условные знаки. По нашему мнению, ритуалы также можно считать одним из видов психологических орудий, поскольку они, выполняя функцию опосредования, играют важную роль в межличностных отношениях, подобную знакам и техническим средствам в процессе формирования ВПФ.

    Однако, используя понятие «ритуал» , следует выявить его содержание и отграничить от терминов, близких по значению. Так, согласно общепринятым взглядам, традиции – это исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения. Обряды – это традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни и деятельности человека (обряды инициации, брачные обряды, сельскохозяйственные, календарные и др.). Обычаи – это стереотипный способ поведения, который воспринимается в определенном обществе или социальной группе как привычный для членов этой группы (обычай деревенских жителей ложиться рано спать). Привычка – это сложившийся способ поведения, осуществление которого в определенной ситуации приобретает для индивида характер потребности (чистить зубы).

    В отличие от перечисленных терминов, ритуалы – это понятие, введенное в психологию развития Э. Эриксоном (1966). Согласно его теории, ритуалы – это повторяющиеся действия, имеющие значение для всех участников взаимодействия. Ритуалы – это формализованные, стереотипизированные,.индивидуализированные формы взаимодействия между людьми, их значение не выступает в качестве объекта рефлексии участников взаимодействия. В соответствии с законом биполярности, по Э. Эриксону, существуют ритуалы и ритуализмы. Следующие отличительные признаки характеризуют подлинные ритуалы:

    • их общее значение для всех участников взаимодействия при сохранении различий между индивидами;
    • развитие по стадиям жизненного цикла, в ходе которого достижения предыдущих стадий на более поздних этапах приобретают символическое значение;
    • игровой характер ритуала, т. е. способность сохранять новизну при многократных повторениях.

    Подлинные ритуалы играют особую роль в идентификации личности с коллективом. Они способствуют сплочению группы. В противоположность этому, ритуализмы – повторяющиеся действия, из которых выхолощено (исчезло) духовное содержание, они носят дисфункциональный характер.

    В способности к ритуализации межличностных отношений Э. Эриксон видел возможность создания нового стиля жизни, способного привести к преодолению агрессивности и амбивалентности в человеческих отношениях.

    В педагогической системе А. С. Макаренко (1951) ритуалам и традициям отводится особая роль в идентификации личности с коллективом и его сплочении. В качестве примера можно назвать ритуал приема в колонию, сопровождающийся торжественным сжиганием лохмотьев вновь прибывших; выдача форменной одежды; неукоснительное соблюдение почести знамени; специальная терминология и др. Так, на практике, намного опередившей теорию, было показано, что подлинные ритуалы способствуют нормативному регулированию функционирования группы, координируют поведение каждого для достижения общей цели.

    Семейные ритуалы были предметом изучения в Миланской школе системной семейной психотерапии (М. Сельвини Палаццоли, Л. Босколо, Д. Чеккин, Д. Прата и др.). Здесь были выделены следующие типы семейных ритуалов:

    • ритуалы повседневной жизни (прием пищи, отход ко сну, встреча, прощание);
    • ритуалы внутрисемейного календаря (дни рождения, годовщины);
    • ритуалы празднования событий, отмеченных во «внешнем» календаре (Рождество, Новый год);
    • ритуалы жизненных циклов (свадьба, рождение ребенка, смерть).

    В соответствии с временной характеристикой представлены также виды семейных ритуалов. Это минимизированные ритуалы, связаные с неприятными переживаниями для членов семьи:

    • муж пьет – жена и дети избегают совместных праздников с другими семьями;
    • прерванные ритуалы, связанные с переездом, разводом, войной, смертью близкого человека;
    • жесткие ритуалы, для которых характерны действия, выполняемые автоматически, в таких семьях мало веселья, игривости;
    • обязательные ритуалы, отличающиеся напряжением для людей, которые его не ждут, но изменить ничего не могут (религиозные ритуалы для атеистов);
    • гибкие ритуалы, изменяющиеся с течением времени (ребенок становится подростком и меняется ритуал отхода ко сну).

    Семейные ритуалы могут выступить в качестве психологических орудий или средств в формировании сплоченности внутрисемейных отношений.

    Сплоченность как интегральная характеристика семьи включает в себя определеную степень эмоциональной близости или привязанности членов семьи друг к другу, а также сформированность семейного самосознания, когнитивный аспект которого – образ «Мы», а аффективный аспект – чувство «Мы». В исследованиях Д. Олсона выделено четыре уровня сплоченности семьи.

    1. Разобщенный тип семьи – члены семьи почти не испытывают привязанности друг к другу, демонстрируют несогласованное поведение.
    2. Разделенный тип семьи – члены семьи способны собираться вместе, обсуждать проблемы, оказывать поддержку друг другу, принимать совместные решения, несмотря на то, что их взаимоотношения отличаются некоторой эмоциональной разделенностью.
    3. Запутанный тип семьи – существуют крайности в требовании эмоциональной близости и лояльности, отдельные члены семьи не могут действовать независимо друг от друга.
    4. Объединенный тип семьи – характеризуется эмоциональной близостью, лояльностью во взаимоотношениях. Члены семьи часто проводят время вместе, это время для них важнее, чем время, посвященное индивидуальным интересам.

    Д. Олсон считает, что раздельный и объединенный типы семьи являются сбалансированными и обеспечивают оптимальное функционирование семьи. Семьи с разобщенным и запутанным типом сплоченности являются проблемными.

    В концепции М. Боуэна неадекватно сплоченная семья характеризуется сверхблизостью членов семьи, чередующейся с периодами взаимного отчуждения, эмоциональной зависимостью членов семьи друг от друга и регидностью отношений между ними.

    Согласно нашему предположению, семейные ритуалы могут быть тем инструментом (психологическим орудием, по Выготскому), который поможет изменить устойчивые, но нефункциональные способы взаимодействия в семье. Анализ литературных источников, раскрывающих особенности гармоничной и дисфункциональной семьи (М. Боуэн, В. Н. Дружинин, К. Витакер, В. Сатир, А. С. Спиваковская и др.), позволяет конкретизировать понятия функционального и дисфункционального ритуала в семье.

    Функциональные ритуалы представляют собой нормы (образцы, способы) конструктивного взаимодействия членов семьи, основанные на соглашении между ними и возобновляющиеся через определенные промежутки времени в повторяющихся обстоятельствах. Они могут включать конкретные действия в их ролевой и временной последовательности. Функциональные ритуалы отличаются гибкостью, они соответствуют индивидуальным нуждам членов семьи и приемлемы для них. Функциональные ритуалы способствуют поддержанию сплоченности семьи на сбалансированном уровне.

    Дисфункциональные ритуалы представляют собой способы неконструктивного поведения, периодически повторяющиеся в семье. Они закрепляют неэффективные отношения между членами семьи и не соответствуют потребностям личностного роста. Дисфункциональные ритуалы отличаются ригидностью и способствуют поддержанию завышенного или заниженного уровня сплоченности семьи.

    В нашем эмпирическом исследовании проведен опрос двух групп взрослых людей о ритуалах, имеющих место в родительской и супружеской семье. Группа А – студенты Арзамасского государственного педагогического университета, живущие в родительской семье (195 человек).

    Группа Б – люди от 25 до 45 лет, имеющие семью и ребенка (62 человека). Эта группа влючает четыре подгруппы:

    • люди, состоящие в браке;
    • люди, находящиеся в разводе;
    • матери-одиночки;
    • вдовы/вдовцы.

    В ходе опроса выявлялись семейные ритуалы в родительской и супружеской семье, их роль в жизни семьи, мотивация к сохранению ритуалов родительской семьи в будущей супружеской семье. Было получено описание 672 семейных ритуалов. Несмотря на заинтересованое отношение респондентов к опросу, обнаружились трудности вычленения ритуалов из обыденной жизни. Как правило, участники опроса не задумывались о значении семейных ритуалов. Опрос помог им по-новому посмотреть на этот феномен и оценить его значение в жизни семьи. Заметим, что для наших респондентов слово «ритуал» имеет более узкий, житейский смысл, и для того чтобы выявить повторяющиеся события, имеющие значение для всех членов семьи, во время беседы мы использовали словосочетание «традиционные события».

    На рис. 1 представлена частота упоминаемых семейных ритуалов в группе А.

    Приведем примеры семейных ритуалов респондентов группы А:

    «Причащаемся в церкви преред новым учебным годом», «27 ноября отмечаем престольный праздник нашего села», «Каждую весну папа ездит на рыбалку на Волгу. После его приезда в первый же день мы устраиваем рыбный праздник – жарим рыбу, ставим ее на стол прямо на сковороде. Варим уху и едим ее деревянными ложками», «На День Победы идем на кладбище на могилу к дедушке, участнику ВОВ», «Хлеб в семье режет только папа – он главный в семье», «День Семьи – день свадьбы родителей», «Фотографии на память в день рождения», «На каждый праздник отец готовит свое коронное жаркое», «Отмечаем дедушкино второе рождение – выздоровление после тяжелого ранения во время войны», «У нас есть традиционное воскресное блюдо», «Обмываем покупку новой вещи», «Каждый вечер папа приходит с работы и приносит шоколадку, и мы вместе пьем чай», «Задушевные песни за столом, на природе», «1 сентября обязательно покупаем торт».

    Семейные ритуалы респонденты связывают, прежде всего, со сплоченностью семьи, формированием позитивного эмоционального фона, психологического комфорта. Оценивая роль ритуалов в жизни семьи, респонденты говорили:

    «Благодаря традициям, семья станет более сплоченной», «Они делают нас добрее друг к другу», «Умножают радости, умение доставлять удовольствие своим родным», «Дают возможность встречи всех родственников, многие из которых живут в разных городах».

    На рис. 2 представлена оценка функции семейных ритуалов респондентами группы А.

    Анализ ответов людей, имеющих или имевших супружескую семью (группа Б), позволил показать, что репертуар семейных ритуалов отличается в зависимости от типа семьи. Респонденты из полной семьи чаще всего называют, эмоционально и подробно описывают разнообразные ритуалы, связанные с жизнью семьи, с общепринятыми и семейными праздниками:

    «Муж – хозяин гаража, погреба, прихожей в доме: чистит обувь, верхнюю одежду, убирает несезонную обувь», «На Новый год все вместе наряжаем елку, приглашаем Деда Мороза, кладем подарки под елку», «Отмечаем день свадьбы каждый год – дарим друг другу подарки, организуем ужин при свечах», «Стараемся выходные проводить с семьей, еще лучше – на природе», «Играем в карты», «В пятницу всей семьей идем в баню, пьем пиво с рыбой», «Вся семья всегда ужинает вместе», «Каждый вечер стараемся устроить маленький праздник. Покупаем вкусности, пьем чай, обсуждаем прошедший день (только вечером у нас есть час-два, которые мы проводим вместе)».

    Респонденты из неполных семей чаще всего называют ритуалы, связанные с организацией жизни семьи и семейных праздников: «На день рожденья печем пирог, вечером собираемся вместе», «Дочь кормит крысу и убирает ее клетку, а сын ухаживает за котом» (рис. 4).

    Матери-одиночки указывают только ритуалы, связанные с встречей семейных праздников, общепринятых праздников и совместным отдыхом: «Хорошо встречать гостей», «Отмечаем день рожденья дочери с ее подругами, готовим развлекательную программу» (рис. 5).

    В семьях вдовы (вдовца) называются ритуалы, связанные с организацией жизни семьи и празднованием семейных событий: «Каждый член семьи убирает за собой сам: моет посуду, убирает постель», «Наши летние дни рожденья всегда отмечаем на природе, у воды» (рис. 6).

    На основе высказываний респондентов группы А и группы Б о частоте, разнообразии и роли ритуалов в их семейной жизни были выделены уровни сплоченности семьи. Критерием иерархической последовательности уровней сплоченности служит количество, существующих в семье, различных типов семейных ритуалов (от 0 до 10).

    «Сплоченность 10–9» отличается не только большим количеством названных ритуалов, но и их подробным эмоциональным описанием. Часто упоминалась взаимопомощь, хорошие отношения в семье, совместная деятельность членов семьи.

    На уровне «Сплоченности 8» молодые люди указывали, что проблемы в семье есть, но это нормальная ситуация.

    Для «Сплоченности 7» характерно желание молодых людей улучшить ситуацию в родительской или в будущей супружеской семье. Общая тенденция ответов, относящихся к уровню «Сплоченность 6», состояла в признании трудностей в семье, отчужденности членов семьи друг от друга.

    «Сплоченность 5» и «Сплоченность 4–3» относятся к неблагополучным семьям; респонденты указывали на возможные, с их точки зрения, причины этого неблагополучия. Людям, сплоченность семьи которых оценивается низкими баллами (4–1), трудно было вспомнить семейные ритуалы и говорить о преемственности традиций в семье. Вместе с тем, у этой части опрашиваемых были отчетливо выражены позитивные ожидания от включения ритуалов в жизнь семьи.

    Введение в ходе коррекционной работы специально разработанных для каждой конкретной семьи функциональных ритуалов будет способствовать укреплению семьи, повышению уровня ее сплоченности. Новые ритуалы могут стать тем психологическим средством, которое позволит членам семьи сочетать индивидуальную независимость с семейным самосознанием, основанным на близких, эмоционально позитивных отношениях заботы и взаимопомощи, открытости коммуникации, гибкости семейных ролей.

    Проверка этой гипотезы осуществлялась в условиях Центра социально-психологической помощи семье (г. Арзамас). Семьи, обращающиеся за психологической помощью, как правило, отличаются неудовлетворенностью супружескими отношениями, неэффективными детско-родительскими отношениями, имеют неразвитую систему семейных традиций. Уровень сплоченности в этих семьях чаще всего занижен (разобщенный тип сплоченности семьи) . Это проявляется в нарушении семейной коммуникации, эмоциональном дистанцировании членов семьи, несогласованном поведении, трудностях оказания поддержки друг другу, отсутствии общих интересов.

    Проанализируем подробнее ситуацию в семье П.

    В этой семье у обоих супругов существует желание сделать «лучше для семьи», что означает – контролировать поведение, в том числе и выпивку мужа (со стороны жены), не вступать в открытые конфликты с женой, но не сдавать своих позиций (со стороны мужа). Напряженные отношения между супругами регулируются с помощью проблемного поведения сына-подростка. Он начинает себя плохо вести и учиться, проявлять несамостоятельность, забывчивость, что позволяет родителям объединяться, сотрудничать друг с другом, придумывать способы влияния на сына, перераспределять семейные обязанности, больше вовлекать отца в воспитание сына, больше времени проводить дома и т. п. Другими словами, в семье образовался дисфункциональный ритуал , поддерживающий семейную систему в ее существующем положении и не позволяющей семье распасться. При этом основную тяжесть родительских отношений несет на себе сын, отказываясь от самостоятельности и эмансипации от родителей.

    В процессе коррекционной работы изменение уровня сплоченности семьи осуществлялось через введение нового ритуала. Мы исходили из того, что в дисфункциональной семье завышение или занижение сплоченности происходит за счет нарушения равновесия между индивидуальными потребностями каждого члена семьи и потребностями семьи в целом. Для того чтобы нормализовать уровень сплоченности в этой семье, необходимо укрепить супружескую коалицию путем введения нового функционального ритуала , который позволил бы мужу и жене реализовать свои потребности в лидерстве с учетом потребностей другого и семьи в целом. При этом сына-подростка следовало освободить от функции посредника в этих отношениях. Исходя из этого, мы предложили семье новый ритуал – «День лидера». Супруги должны заранее определить, кто из них будет лидировать в этот день, а кто будет подчиняться лидеру. При этом у второго супруга сохраняется «совещательная» роль – он может высказать свое мнение, предложить обсудить предлагаемое лидером решение, но не имеет права требовать, агрессивно настаивать на своей точке зрения. Супруги чередуются в лидерской роли. Предложенный ритуал обсуждался с семьей и был ею принят. Никаких фиксированных сроков окончания действия ритуала не предусматривалось. Ритуал может использоваться до тех пор, пока он будет иметь функциональное значение для семьи. В первое время после начала осуществления нового ритуала семье оказывалась поддержка в виде обсуждения, что получается и что не получается, что чувствуют члены семьи. При необходимости вносились коррективы.

    Примерно через три месяца после начала осуществления ритуала в семье произошди перемены. Они фиксировались с помощью Семейного теста Т. Геринга (FAST), который использовался также в диагностическом обследовании семьи, до введения нового ритуала, и беседы со всеми членами семьи. По словам подростка, то, что теперь есть в семье, его полностью устраивает. «Как еще лучше, я пока не знаю», – говорил он. У подростка появилась возможность быть автономным от своих родителей. Он обратил внимание, что мама стала спокойнее и веселее, папа больше находится дома, ссориться они почти перестали.

    В другой семье (семья Л.) создалась ситуация, при которой удовлетворение одним из супругов своих потребностей в поддержании самооценки, образа мужа и отца, сочеталось с неудовлетворением потребности жены и сына во внимании, любви и заботе. Семья обратилась в консультацию по поводу агрессивности сына. На диагностическом этапе было выявлено, что проблема семьи состоит в нарушенных супружеских отношениях. Муж выражал свою заботу о семье в основном через стремление к высоким заработкам и покупке вещей для семьи. Возможно, на это существенно повлияла травмирующая ситуация, в которой семья оказалась, когда неудачи мужа в бизнесе повлекли за собой распад семьи, обмен квартиры, выплату долгов и т. п. Эмоциональные отношения членов семьи нарушились, возникли неадекватные представления, как видит семейную ситуацию каждый из членов семьи, какие чувства они испытывают по отношению друг к другу. Для ребенка оказалось болезненным обсуждение любых тем, связанных с семьей.

    Интересна роль кошки в этой семье. Животное в этой семье стало тем объектом, по отношению к которому все члены семьи испытывали позитивные чувства. Оно превратилось в эмоциональную связующую нить в семье. Коммуникацию с животным можно рассматривать как еще один пример дисфункционального ритуала, поддерживающего равновесие в семье.

    Предложенный семье функциональный ритуал состоял в том, чтобы после совершения очередной покупки организовывать домашний праздник, когда все собираются за столом и говорят о том, какое значение имеет появление новой вещи для каждого члена семьи, как это повлияет на его жизнь и жизнь всей семьи в целом.

    Введение нового ритуала повлекло за собой улучшение супружеской коалиции, улучшение семейной коммуникации, установление границ автономии каждого члена семьи при сохранении эмоциональной близости и открытости между ними.

    В целом полученные в исследовании результаты позволяют сделать следующие выводы.

    1. Сплоченность семьи включает в себя эффективность межличностного общения, эмоциональную идентификацию с семьей, семейные ритуалы. Эффективность межличностного общения связана с нормами и правилами, принятыми в данной семье. Эмоциональная идентификация с семьей происходит благодаря отношениям симпатии, а также усвоению общих для семьи ценностей. Семейные ритуалы служат нормативному регулированию жизни семьи и являются способом организации событийности, в которой задаются смыслы и задачи совместной семейной жизни.

    2. Дисфункция семьи связана со снижением или неадекватным усилением сплоченности семьи, что происходит за счет ослабления или неадекватного усиления эмоциональных связей, деформации отношений доминирования и ответственности, чрезмерной автономии членов семьи, ригидности отношений, несформированности системы семейных ролей, появления нефункциональных коалиций внутри семьи.

    3. Семьи, испытывающие трудности, отличает аномальный уровень сплоченности (завышенный или заниженный), который поддерживается дисфункциональными ритуалами, или, иначе говоря, нефункциональными стабилизаторами семейных отношений.

    4. Ритуалы, способствующие поддержанию сплоченности семьи на сбалансированном уровне, создают равновесие сил, способствующих объединению членов семьи, дающих членам семьи возможность развиваться индивидуально и строить отношения друг с другом, исходя из своих индивидуальных потребностей и представлений.

    5. Представления о роли ритуалов в семье зависят от субъективной оценки сплоченности семьи. При ее высокой субъективной оценке традициям и ритуалам отводится значительная роль в гармоничном функционировании семьи, существует мотивация к их сохранению и передаче подрастающим поколениям, а также к обогащению накопленного репертуара семейных традиций.

    6. Создание нового ритуала должно исходить из особенностей конкретной семьи и способствовать возникновению конструктивных образцов поведения.