Тактически рациональное распределение сил в лыжных гонках. Тактика применения классических лыжных ходов на различных участках дистанции Тактические варианты ведения лыжной гонки

Овладение способами передвижения и применение их в зависимости от внешних условий и индивидуальных особенностей имеют наибольшее значение в тактической подготовке лыжника-гонщика.

Равнинные участки.

В условиях удовлетворительного и плохого скольжения (мягкая лыжня, рыхлая опора для палок) равнинные участки следует проходить попеременным двухшажным и иногда попеременным четырехэтажным ходом. Кроме этого, попеременный четырехшажный ход используется при глубокой лыжне, когда затруднено отталкивание палками. При особо благоприятных условиях (отличное скольжение, твердая опора для палок, жесткая лыжня) равнинные участки целесообразно проходить одновременным бесшажным ходом, так как он даёт преимущество в скорости при заметной экономии сил. Спортивная практика этому яркое подтверждение. Все сильнейшие лыжники проходят равнинные участки дистанции, расположенные на старте и финише, только одновременным бесшажным ходом. При хорошем скольжении равнинные участки лучше проходить сочетанием одновременного бесшажного с одновременным одношажным ходом (скоростной вариант) или сочетанием попеременного двухшажного с одновременным одношажным ходом (скоростной вариант).

На современных гоночных трассах подъёмы составляют 1/3 её длины. Подъёмы могут преодолеваться скользящим, беговым и ступающим шагом, если лыжник использует попеременный двухшажный ход, а также «полуелочкой», «елочкой». Выбор способа преодоления подъёма зависит от крутизны и длины склона, состояния лыжни и опоры для палок, смазки лыж, физической и технической подготовленности лыжника и его работоспособности в данное время. Известно, что почти все подъемы имеют переменную крутизну, а это требует разнообразных способов их преодоления. Скользящим шагом целесообразно преодолевать отлогие склоны. Подъём беговым шагом лучше применять на средних и крутых склонах, а также на более отлогих при плохом скольжении. Подъём ступающим шагом эффективен на крутых склонах. При слабой подготовке или не удачной смазке, когда крутизна склона не позволяет подниматься даже ступающим шагом, следует применять способы подъёма «полуёлочкой» или «ёлочкой».

При преодолении подъемов тактически рационально применять такие способы или их сочетания, которые лучше соответствуют особенностям микрорельефа. В целях поддержания высокого темпа гонки и наиболее быстрого преодоления подъёма применяют в гору, по мере укорочения длины и скорости скольжения, сочетание нескольких способов, т.е. отлогую часть склона преодолевают скользящим шагом, среднюю беговым, а заключительную (крутую) - ступающим шагом. Переход от одного способа к другому должен быть своевременным, точным и быстрым, без потери скорости. Попытка сохранить способ подъёма, когда длина скольжения лыжи значительно укоротилась, приводит к значительным, неэкономичным изменениям.

Равнинные участки после подъемов: лыжниками целесообразно проходить сочетанием попеременного двухшажного хода с одновременным одношажным. Такое сочетание к тому же способствует лучшему протеканию восстановительных процессов в организме лыжника, существенно снимает нагрузку с мышц ног, выполнявших большую работу во время преодоления подъёма. Однако если равнинный участок после крутого подъёма все же имеет незначительно восходящую крутизну, то проходить его рациональнее попеременным двухшажным ходом. Если после подъёма следует открытый спуск, то подъём надо преодолевать в быстром темпе и очень активно начать вход в спуск. Для этого необходимо выполнить 3-4 беговых шага, 2-3 раза сильно оттолкнуться палками (одновременный бесшажный ход или одновременный одношажный - стартовый вариант) и сразу же принять стойку спуска. Если же после спуска сразу начинается подъём, то лыжнику следует перед входом в подъём несколько раз оттолкнуться руками. Применив этот тактический приём, лыжник несколько дольше поддержит падающую скорость и проскользит в начале подъёма еще несколько метров по инерции. Переходить на попеременный двухшажный ход следует только тогда, когда крутизна подъёма возросла и скорость значительно снизилась.

Неровные участки, имеющие конфигурацию морских волн, следует проходить одновременным бесшажным ходом.

Открытые спуски: на открытых спусках лыжник значительно снижает свою двигательную активность, создавая тем самым наиболее благоприятные условия для восстановления сил и функций организма. Открытые длинные спуски лучше проходить в стойке «отдыха». Ноги как можно больше следует выпрямить в коленных суставах (но не полностью), туловище согнуть в пояснице, до горизонтального положения, а руки поставить в сомкнутом положении впереди верхней части тела. Такая поза хорошо обтекаема и выгодна с физиологической точки зрения - позволяет хорошо расслабить мышцы ног, плечевого пояса и спины. Лыжниками используются и низкая стойка, так достигается еще меньшее лобовое сопротивление воздуха и скорость несколько увеличивается. Но при этом снижается способность к амортизации толчков, гораздо больше устают мышцы ног, хуже «отдыхают» мышцы спины и рук, плохо просматривается трасса. Поэтому при выборе стойки применительно к тому или иному спуску лыжнику необходимо учитывать все обстоятельства. Весьма важно при прохождении открытых спусков акцентировать внимание на глубоком выдохе, который тоже способствует расслаблению мышц и лучшему восстановлению работоспособности организма.

Закрытые спуски: при прохождении спусков лыжнику бывает необходимо прибегнуть к торможению. В этих случаях лыжнику следует применить торможение «плугом», упором или соскальзыванием. Стойка в «плуге» применяется для торможения на отлогих, прямых склонах. Торможение выполняется обеими лыжами. Торможение выполняется обеими лыжами. Скорость лыжника на спуске зависит от угла разведения лыж и характера снежного покрова. На крутых склонах, имеющих жесткую, обледенелую лыжню, когда высокая скорость, тормозить «плугом» нецелесообразно. В этих условиях эффективнее применить торможение соскальзыванием. Следует отметить, что торможение соскальзыванием применяется не только для снижения скорости спуска, но и для изменения направления движения. Торможение упором целесообразно применять при спуске наискось или на равнинном участке после выката.

Повороты в движении: современные трассы требуют от лыжника умения быстро, а самое главное, без потери скорости выполнять повороты. Повороты в движении при перемене передвижения на равнинных участках и склонах. Способов поворотов существует много. Это поворот переступанием, упором, «плугом», «ножницами», из упора, на параллельных лыжах. Каждый поворот имеет свои технико-тактические преимущества. Задача лыжника - научиться рационально использовать в ходе гонки преимущества того или иного поворота на равнинных участках, склонах и на выкате со склона (на равнине). Выбор поворота зависит от задачи, которую ставит лыжник на склоне, крутизны и профиля склона, состояния снежного покрова, скорости движения и т.д.

На равнинных участках целесообразно применять поворот переступанием, на склонах - переступанием, упором, «плугом» и на параллельных лыжах. Поворот переступанием - самый простой и наиболее распространенный из всех поворотов, который увеличивает скорость лыжника. На равнинных участках и на отлогих склонах увеличение скорости происходит за активного отталкивания палками. На крутом склоне отталкивание палками и лыжей нецелесообразно (большая скорость).

При большой скорости, когда поворот переступанием уже неприменим, лыжнику следует применять поворот упором. В зависимости от решаемой тактической задачи на спуске - сохранения скорости или торможения - необходимо лыжу в упоре меньше или больше кантовать и загружать. При высокой скорости, для уменьшения крутизны спуска наискось лучше применять поворот «ножницами». Зачастую лыжнику необходимо выполнить полный поворот (из косого спуска в косой в другую сторону). В этом случае целесообразно применить поворот из упора. Этот способ позволяет выполнять поворот любой крутизны на разных склонах с различным состоянием снежного покрова. На раскатанных склонах лучше всего применять поворот на параллельных лыжах. Этот поворот требует наименьшей затраты сил, а самое главное - скорость во время поворота снижается незначительно. Поворот на параллельных лыжах считается самым современным способ. Высококвалифицированные лыжники предпочитают выполнять на спусках поворот этим способом.

Техника в лыжных гонках состоит из разнообразных способов передвижения. Выбор способа передвижения и применение его в конкретных условиях рельефа и трассы определяются тактической задачей. Для овладения техническим мастерством необходимо знание основ техники, овладение способами передвижения и умение применять их в соревнованиях.

Способы передвижения в лыжных гонках разделяются на основные группы: ходы, подъемы, спуски и повороты. В эти группы входят толь­ко те способы, которые применяются в настоящее время не­посредственно в соревнованиях.
Каждая группа решает одинаковые задачи в сходных условиях. В классификацию не включены способы передвижения, которые не отвечают современным требованиям к лыжным гонкам (например, попеременный четырехшажный ход, одновременный двухшажный ход, спуск в низкой стойке, торможение соскальзыванием и др.), которые тем не менее имеют прикладное применение во всесторонней подго­товке лыжника, в оздоровительных и массовых мероприятиях несо­ревновательного характера (переходы, туристские походы), в трудовой практике. Не включены в классификацию также способы передвижения и приемы, используемые в учебно-тренировочном процессе, и специ­ально-прикладные упражнения (например, повороты на месте, строевая подготовка, преодоление препятствий и др.).

Каждая основная группа способов составлена по признаку их назначения и по их спортивному применению.

Способы ходов служат для передвижения на равнинных участках дистанции, а также на подъемах и уклонах.

Способы преодоления подъемов имеют назначением преодоление склонов снизу вверх, когда передвижение ходами невозможно или
нецелесообразно.

Способы спусков применяются при преодолении склонов сверху
вниз.

Способы поворотов используются при изменении направления движения.
Включение в технику лыжника-гонщика основных способов передвижения не исключает возможности в крайних, нетипичных случаях использования приемов из общетехнической разносторонней подготовки лыжника (например, торможение соскальзыванием, пово­рот прыжком). Концентрация же внимания на самых эффективных современных основах техники направлена на формирование высшего спортивно-технического мастерства.

Элементы способов передвижения. Наиболее сложные способы передвижения (ходы и подъемы на лыжне), как сложные действия (системы движений), состоят из более простых составных частей (подсистем) - фаз и элементарных действий. И те и другие являются элементами соответствующих способов передвижения.

Основа ходов (кроме бесшажного) и подъемов по лыжне - лыжный шаг. Он имеет три разновидности: скользящий шаг, когда лыжник передвигается главным образом на скользящей лыже, беговой шаг, когда лыжник очень недолго скользит по лыжне, почти переходя на бег, и ступающий шаг, при котором скольжения нет.

В течение лыжного шага опорная лыжа скользит (кроме ступающего шага) и стоит на месте (кроме бесшажного хода). Таким образом, различаются периоды скольжения и стояния опорной лыжи. Скользящий лыжный шаг включает скольжение в выпад. Длина лыжного шага равна сумме длин скольжения и выпада (рис.). В бесшажном ходе все передвижение за цикл определяется только скольжением, в подъеме ступающим шагом - только выпадом. В период скольжения лыжник благодаря скольжению стремится обес­печить высокую оптимальную скорость, стараясь уменьшить торможе­ние и увеличить ускорение; в период стояния подготавливает движения, обусловливающие скорость в последуюшем скольжении.

Скорость передвижения в лыжном шаге обеспечивается отталкива­нием лыжами и палками. В скользящих лыжных шагах отталкивание лыжами подготавливается в периодах скольжения и стояния лыжи (перекат, подседание на опорной ноге) и выполняется в период стояния. Отталкивание лыжами включает отталкивание выпрямлением ноги и маховые движения ногой, рукой (или руками) и туловищем. Отталкива­ние ногой выполняется только движениями в суставах опорной ноги. С момента остановки лыжи начинается разгибание в тазобедренном суставе (рис.) и продолжается подседание в коленном и голе­ностопном суставах. Далее включается разгибание нога в коленном суставе (рис.) и присоединяется отталкивание стопой (подошвенное сгибание в голеностопном суставе (рис.). Маховые движения усиливают отталкивание ногой и обеспечивают более эффективное передвижение лыжника (рис.).

Отталкивание палками включает в себя движения рукой, туловищем и опорной ногой. Наклоном туловища начинается опора на палку при ее постановке и отталкивание ею. Небольшое выдвижение стопы опорной ноги (или ног) обусловливает передачу усилия на’ лыжу (предупреждает преждевременный перекат). Движение рук назад (разгибание в плечевых суставах) совместно с другими движениями способствует сохранению и повышению скорости скользящей лыжи (лыж).

Отталкивание лыжами и палками, а также скольжения составляют основные элементарные действия способов передвижения, от со­вершенства которых зависит скорость лыжника-гонщика.

Для детального понимания смысла и цели в сложных способах пе­редвижения выделяются фазы движения.

В описании техники ходов и подъемов применяется следующая схема: цель способа передвижения - общий результат управления движениями. Например, в попеременном двухшажном ходе цель шага - оптимальная скорость. Подцель фазы - частный, промежу­точный результат для данной фазы, поскольку каждая фаза в шаге имеет свою роль. Подцели всех фаз шага совместно обеспечивают общую цель шага. Цель и подцели отвечают на вопрос: для чего нужны движения лыжника? Задача оптимизации движений в фазе - направления совершенствования движений для повышения результата. Например, одна из задач в свободном скольжении в ходах - не увеличивать давления на лыжи. Требования к движениям - конкрет­ные средства выполнения задач оптимизации. Например, для уменьше­ния давления на лыжи - замедлить и остановить движения по инерции рук, туловища и маховой ноги вверх. Задача отвечает на вопрос «за­чем?», а требования - на вопрос «как?» Понимание смысла каждого движения, его цели и задачи повышает сознательность в применении техники.

Сочетание определенных фаз в строгой последовательности определяет каждый конкретный способ хода и подъема. В момент, когда заканчивается одна фаза и начинается следующая, происходит изменение самих движений, а следовательно, и подцели фазы, задач оптимизации движений и требований к последним.

Таким образом, определяя границы фаз и их особенности, изучают определенный способ хода или подъема. При этом обращается внимание на особенности элементарных действий в каждом способе передвижения на лыжах.

Общая схема проведения занятий по лыжной подготовке ос­тается такой же, что и в предыдущих классах. Обучение элемен­там лыжной подготовки строиться с учетом возросших функциональных возможностей организма учащихся. Для этого постепенно увеличивается длина дистанций, проходимых с рав­номерной и переменной интенсивностью преимущественно на среднепересеченной местности. Чаще, чем в средних классах, применяются эстафеты и различные соревнования (табл. 20).

Паузы, возникающие во время отдыха, заполняются малоинтенсивными упражнениями, с закреплением ра­нее изученной техники передвижения на лыжах. Для этого используются спуски с гор, отработка элементов техники лыж­ных ходов в медленном темпе, обращается особое внимание на координацию движений и правильность их выполнения.

Интервалы отдыха после интенсивной работы устанавливают­ся таким образом, чтобы частота пульса снизилась примерно до 130 уд./мин. Скорость, увеличивается не сразу, она повышается постепенно от урока к уроку. Учитель указывает учащимся на конкретные участки дистанции, где необходимо повысить скорость.

Учащихся учится равномерно распределять силы для прохождения всей дистанции, что позволит улучшить функциональные возможности их организма. Программный материал по лыжной подготовке Табл 20

Основная направ­ленность

На освоение тех­ники лыжных хо­дов

Переход с одновре­менных ходов на по­переменные. Преодо­ление подъемов и препятствий. Про­хождение

дистанции до 5 км (девушки) и до 6 км (юноши)

Переход с хода на ход в зависимости от ус­ловий дистанции и состояния лыжни. Элементы тактики лыжных гонок: рас­пределение сил, лиди­рование, обгон, фини­ширование и др. Про­хождение дистанции до 5 км (девушки) и до 8 км (юноши)


1.4.6. Элементы единоборств

В средней школе учащиеся закрепить ранее освоен­ные, а также изучают новые приемы борьбы лежа и стоя. Резуль­татом обучения и критерием обученности является умение вести учебную схватку (табл. 21). Как и в 8-9 классах, широ­ко применяется материал по видам единоборств для разносторон­него развития координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реагирования и перестроения двигательных действий, равновесие, вестибулярная устойчивость, способность к произ­вольному расслаблению мышц, дифференцирование силовых па­раметров движения) и кондиционных (силовых, силовой вынос­ливости, скоростно-силовых) способностей. В этот период усили­вается сопряженное совершенствование сложной техники единоборства и развитие соответствующих координационных и кондиционных способностей.

Освоение программного материала, содержащее элементы единоборств, осуществляется в сочетании с другими разделами программы, прежде всего гимнастики. Учи­тывая ограниченность времени, выделяемого на базовую часть для глубокого освоения этого вида, используются внеклассные и самостоятельные за­нятия. Наряду с юношами раздел единоборств осваивают и девушки, проявившие к этому интерес. Таблица 21

Программный материал по элементам единоборств

Основная направ­ленность

На освоение тех­ники владения приемами

Приемы самостраховки. Приемы борьбы лежа и стоя. Учебная схватка

На развитие коор­динационных спо­собностей

Пройденный материал по приемам единобор­ства, подвижные игры типа «Сила и ловкость», «Борьба всадников», «Борьба двое против дво­их» и т. д.

На развитие сило­вых способностей и силовой вынос­ливости

Силовые упражнения и единоборства в парах

На знания о физи­ческой культуре

Самостоятельная разминка перед поединком. Правила соревнований по одному из видов единоборств. Влияние занятий единоборствами на развитие нравственных и волевых качеств. Техника безопасности. Гигиена борца

На освоение орга­низаторских уме­ний

Умение судить учебную схватку одного из видов единоборств

Самостоятельные занятия

Упражнения в парах, овладение приемами страховки, подвижные игры. Самоконтроль при занятиях единоборствами

1.4.7. Плавание

В нашей школе есть условия для проведения уроков плавания и поэтому, продолжается этап углубленного закрепления пройденного материала, направленного на приобре­тение навыка надежного и длительного плавания в глубокой во­де. Одновременно с этим включаются новые элементы по осво­ению прикладного плавания (табл. 22),обучение проводится, соблюдая правила безопасности.

С девушками и юношами, которые в силу ряда причин не освоили навыки плавания, использовать программный материал предыдущих классов. Организуются дополнительные заня­тия во внеурочное время. Учащиеся, достигшим хороших резуль­татов, можно получают задания по овладению плаванием всеми спор­тивными способами. Разнообразят материал элементами фигурно­го плавания (для девушек), водного поло (для юношей), включаются игры и эстафеты на воде.

В 10-11 классах усиливается акцент на использование вод­ных процедур и занятий плаванием для укрепления здоровья и для закаливания, на формирование умений осуществлять закали­вающие процедуры с дошкольниками и младшими школьниками Таблица 22 . Программный материал по плаванию

Основная направ­ленность

10-11 классы

На закрепление изученных спосо­бов плавания

Плавание изученными спортивными способами

На освоение пла­вания прикладны­ми способами

Плавание на боку, брассом, на спине. Плава­ние в одежде. Освобождение от одежды в воде

На развитие вы­носливости

Плавание в умеренном и попеременном темпе, до 600 м. Проплывание отрезков 25-100 м по 2-6 раз

На развитие коор­динационных спо­собностей

Специально подготовительные, общеразвивающие и подводящие упражнения на суше. Эле­менты и игра в водное поло (юноши), элемен­ты фигурного плавания (девушки)

На знания о физи­ческой культуре

Биомеханические особенности техники плава­ния. Правила плавания в открытом водоеме. Доврачебная помощь пострадавшему. Техника безопасности при занятиях плаванием в откры­тых водоемах и в бассейне

На овладение организаторскими спо­собностями

Выполнение обязанностей судьи. Основы мето­дики и организации занятий с младшими школьниками

Самостоятельные занятия

Упражнения по совершенствованию техники плавания и развитию двигательных способнос­тей. Самоконтроль при занятиях плаванием

1.5. ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА

Материал вариативной части, связанной с региональными и национальными особенностями, и время на его освоение опре­деляют республиканские и областные органы образования. Дру­гую составляющую вариативной части определяет сам учитель по согласованию с дирекцией школы. При выборе материала вари­ативной части предпочтение было отдано спортивным играм, так, как игры оказывают разностороннее воздействие на организм занимающихся, и, кроме того, исторически сложилось в нашем районе именно развитие таких спортивных игр, как волейбол, баскетбол. Немалую популярность и универсальность по всесторонне развивающему физическому воздействию имеют такие игры, как, «Русская лапта», футбол, бадминтон, настольный теннис. Все эти игры нашли свое место в вариативной части программного материала.

ЧАСТЬ II

ФИЗКУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ

МЕРОПРИЯТИЯ В РЕЖИМЕ УЧЕБНОГО ДНЯ

В части II программы представлены цели и задачи, содержа­ние, организационно-методические указания физкультурно-оздо­ровительных мероприятий в режиме учебного дня.

К ним относятся: гимнастика до учебных занятий, физичес­кие упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах.

Учащиеся 10-11 самостоятельно проводят гимнастику до учебных занятий с учащимися 1-7 классов.(Подробнее см. материал части II для 5-9 классов данной программы.)

ЧАСТЬ III . ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

Данный раздел программы объединяет содержание внекласс­ных форм физического воспитания: в спортивных секциях, груп­пах общей физической подготовки. Содержание занятий в раз­личных формах внеклассной работы определяется с учетом пола и интересов.

Для спортивных секций материал по общей физической под­готовке является единым. Материал по специальной физической подготовке представлен в программе отдельно по основным ви­дам спорта.

Группы общей физической подготовки

Общеразвивающие упражнения без предметов и с предмета­ми, на гимнастических снарядах, акробатические упражнения, прыжки в высоту и в длину с разбега, со скакалкой; метание мяча, оздоровительная ходьба и бег; подвижные игры; спортивные игры; упражнения ритмической гимнастики; передвижение на лыжах, коньках, велосипеде и др. – 83 -

Спортивные секции

Общая физическая подготовка. Упражнения для развития фи­зических способностей: скоростных, силовых, выносливости, ко­ординационных, скоростно-силовых. Специальная подготовка и освоение техники по отдельным видам спорта.

Гимнастика . Девушки: опорный прыжок боком (конь в ши­рину, высота 110 см); акробатика - два кувырка вперед, перека­том назад стойка на лопатках, переворот в сторону; висы и упо­ры; брусья разной высоты, наскок в упор, перемах правой в упор верхом, вис лежа на бедрах, вис присев, подъем рывком вперед в упор, спад в вис лежа, соскок; равновесие (бревно) - упор присев, стойка на носках, шаги польки, полушпагат, повороты, соскок, прогнувшись с поворотом.

Юноши: опорный прыжок ноги врозь (конь в длину, высота 125 см); акробатика - кувырок вперед, назад, два переворота в. сторону, стойка на голове и руках силой; висы и упоры - пе­рекладина: подъем разгибом, оборот в упоре, мах дугой в вис, махом назад соскок; брусья - из размахивания в упоре махом вперед угол, силой согнувшись, стойка на плечах, махом вперед соскок поворотом.

Классификационная программа категории Б (юноши и де­вушки).

Бадминтон . Передвижение; техника ударов, тактика игры. Комплексы упражнений общего воздействия на организм занимающегося, специальные упражнения с ракеткой и воланом. Одиночная, парная, смешанная игра.

Легкая атлетика . Кроссы, бег на короткие и длинные дис­танции; прыжки в длину и в высоту с разбега; тройной прыжок; бег с барьерами; метание гранаты; толкание ядра; передача эста­феты.

Баскетбол . Броски в корзину - одной рукой от плеча с мес­та, в движении, в прыжке, сверху крюком, одной рукой снизу, сверху вниз и добивание двумя руками сверху; финты; индиви­дуальные, групповые и командные тактические действия в напа­дении и защите; двусторонняя игра.

Волейбол . Подачи - нижняя прямая, верхняя прямая, пере­дачи - верхняя, верхняя в прыжке; нападающие удары - пря­мой, прямой с переводом, боковой; блокирование; прием снизу двумя руками, одной рукой; тактические действия в нападении и защите - индивидуальные, групповые и командные; двусто­ронняя игра.

Футбол . Передвижения и прыжки; удары по мячу серединой подъема, с полулета, внутренней и внешней частью подъема, внут­ренней и внешней стороной стопы, носком; удары головой - лбом; удары боковой частью стопы, серединой подъема, голенью, головой, грудью; финты; тактические

- 84 –

приемы в нападении ин­дивидуальные, групповые и командные действия; игра вратаря - при ловле низких, полувысоких, высоких мячей, отбивание, вбрасывание, выбивание, учебная игра.

Борьба . Приемы самостраховки. Способы борьбы лежа. Пере­ворачивание захватом руки сбоку, шеи из-под плеча и дальней руки, переворачивание захватом шеи и туловища снизу, перево­рачивание захватом в рычаг. Приемы борьбы стоя - бросок рыв­ком за пятку, задняя подножка, бросок через бедро, бросок с за­хватом обеих ног, учебная схватка.

Хоккей . Бег короткими шагами, длинными, перебежкой; тор­можения, остановка и повороты; ведение шайбы - с перекла­дыванием клюшки, толчком клюшки, без отрыва клюшки; брос­ки шайбы - без поворота и с поворотом крюка, подкидка шай­бы, удар по шайбе; остановка шайбы - крюком клюшки, туловищем, коньком; финты; приемы силовой борьбы - оста­новка (или толчок) соперника грудью, плечом, отбор шайбы; тактические приемы в нападении и защите - индивидуальные, групповые, командные действия; технические приемы игры вра­таря; двусторонняя игра.

Настольный теннис . Удары мяча - без вращения, с нижни­ми и верхними вращениями; тактические приемы - атакующего против защитника, защитника против атакующего; парная игра.

Ритмическая гимнастика . И. п. - о. с, ноги врозь. Движе­ния головы вправо, влево, вверх, вниз. Поочередное и одновре­менное поднимание плеч с подниманием на носки. Поднимание рук в стороны-вверх с

одновременными круговыми вращениями кистей рук и подниманием на носки на каждый счет. Поворот туловища вправо и влево с одновременным подниманием рук в стороны. Полуприседы со сведением колен и прижатием согну­тых рук в локтях предплечьями перед собой Наклоны прогнуто­го туловища вперед с одновременным подниманием одной руки вперед, другой - в сторону. Наклоны туловища с одновремен­ным сгибанием одноименной ноги с различными положениями рук. Круговые движения таза с одновременными круговыми дви­жениями туловища. Высокое, многократное и поочередное под­нимание согнутых в коленях ног. Бег на месте и в разнообраз­ных направлениях с одновременными различными движениями рук. Прыжки на двух ногах с поворотом таза в стороны. Упраж­нения на расслабление. Лежа на полу с опорой на предплечья

махи ногами. Из положения, лежа на спине касание ногами по­ла за головой. Бег прыжками, танцевальными шагами, движени­ями рук, поворотами туловища и т. д. Упражнения на расслаб­ление. Дыхательные упражнения. - 85-

Туристическая подготовка . Ежегодно проводится не менее че­тырех походов, в том числе один поход продолжительностью не менее двух дней с ночлегом в полевых условиях.

Ориентирование по карте и без нее, разбивка бивуака в раз­ных климатических условиях, преодоление реки (оврага) по на­весной переправе, спасательные работы. Выполнение нормативов III и II спортивных разрядов по туризму.

Военно - прикладная подготовка . Метание гранаты (310 г) в цель (окоп) и на дальность; гранаты (600 г) из окопа (укрытия); гра­наты (1070 г) в контур мишени № 12 (танк). Преодоление по­лосы препятствий; стрельба из пневматической и малокалибер­ной винтовки; марш-броски на 6 и 10 км; ориентирование на местности и движение по азимуту.

ЧАСТЬ IV

ФИЗКУЛЬТУРНО - МАССОВЫЕ И СПОРТИВНЫЕ

МЕРОПРИЯТИЯ

В часть IV программы включено содержание общешкольных физкультурно-массовых и спортивных мероприятий: ежемесяч­ных дней здоровья и спорта, внутришкольных соревнований, ту­ристических походов и слетов, физкультурных праздников.

Цель этих мероприятий - пропаганда физической культуры и спорта, приобщение школьников к систематическим занятиям физическими упражнениями и видами спорта, подведение ито­гов физкультурно-спортивной работы, активный отдых

Дни здоровья и спорта . Массовые показательные выступления, конкурсы, соревнования по видам физических упражнений, включенных в настоящую программу, и другие мероприятия ак­тивного отдыха. Соревнования по отдельным видам спорта (внутришкольные, матчевые встречи, городские и районные со­ревнования).

Туристические походы и слеты .

Физкультурные праздники . Аттракционы, соревнования по специальным программам и др.

Выполнение комплексной программы обеспечивает не­обходимый объем двигательной активности учащихся (табл. 23)

– 86 -

Таблица 23

Объем двигательной активности учащихся

Ежеднев­ный объем времени занятий, ч

Физкультурно-оздоровительные мероприятия

Уроки фи­зической культуры в неделю, ч

Внекласс­ные формы занятии: спортивные секции, кружки фи­зической культуры, группы ОФП в не­делю, ч

Общешкольные мероприятия

Само­стоя­тельные занятия, мин

Гимнастика до учебных занятий, мин

Подвижные перемены, мин

Участие в со­ревно­ваниях в учеб­ном году, кол-во раз

Дни здо­ровья и спорта

Ежемесячно

Ежемесячно

Пояснительная записка ………………………………………. 1

РАЗДЕЛ 1. 1-4 КЛАССЫ

Задачи физического воспитания учащихся 1-4 классов … 3

Уровень развития физической культуры учащихся,

оканчивающих начальную школу …………… 3

Часть I . Уроки физической культуры …………… 7

Цели и задачи 7

Организационно-методические указания …………… 7

    Распределение учебного времени на

различные виды программного материала (сетка часов)

при трехразовых занятиях в неделю ……………10

    Базовая часть содержания программного материала … . 11

Основы знаний о физической культуре, умения

и навыки, приемы закаливания, способы

саморегуля­ции и самоконтроля.…. 11

    Подвижные игры 13

    Гимнастика с элементами акробатики 14

    Легкоатлетические упражнения 18

    Лыжная подготовка 21

    Плавание 22

1.5. Вариативная часть содержания программного материала 23
Часть II . Физкультурно - оздоровительные мероприятия в

режи­ ме учебного и продленного дня 2 3

Часть III . Внеклассная работа 24

Часть ГУ . Физкультурно - массовые и спортивные мероприятия 26

РАЗДЕЛ 2. 5-9 КЛАССЫ

Задачи физического воспитания учащихся 5-9 классов 27

Уровень развития физической культуры учащихся,

оканчи­вающих основную школу 28

Часть I . Уроки физической культуры 32

    Цели и задачи 32

    Организационно-методические указания 33

занятиях в неделю ………………….36

    Базовая часть содержания программного материала …… 37

Основы знаний о физической культуре, умения и навыки, приемы закаливания, способы саморе­гуляции и самоконтроля 37

    Спортивные игры 40

    Гимнастика с элементами акробатики 44

    Легкая атлетика 47

    Лыжная подготовка 49

    Элементы единоборств 50

1.4.7.Плавание 51

1.5. Вариативная часть содержания программного материала 53
Часть II . Физкультурно - оздоровительные мероприятия в

режи­ ме учебного и продленного дня 53

Часть III . Внеклассная работа 54

5-7 классы 54

8-9 классы 55

Часть ГУ . Физкультурно - массовые и спортивные мероприятия .. 57

РАЗДЕЛ 3. 10-11 КЛАССЫ

Задачи физического воспитания учащихся 10-11 классов.............. 58

Уровень развития физической культуры учащихся, оканчивающих среднюю школу 59

Часть I . Уроки физической культуры 63

    Цели и задачи 63

    Организационно-методические указания 65

    Распределение учебного времени на различ­ные виды

программного материала (сетка часов) при трехразовых

занятиях в неделю 68

    Базовая часть содержания программного материала 69

Основы знаний о физической культуре, умения и навыки,

приемы закаливания, способы саморегу­ляции и самоконтроля 69

    Спортивные игры... 72

    Гимнастика с элементами акробатики 75

    Легкая атлетика ". 77

    Лыжная подготовка 80

    Элементы единоборств 81

    Плавание 82

      Вариативная часть содержания программного материала 83

      Часть П . Физкультурно - оздоровительные мероприятия в режиме

учебного дня 83

Часть III . Внеклассная работа 83

Часть ГУ . Физкультурно - массовые и спортивные мероприятия 86

Тесты по физической культуре.

1.Древнейшей формой организации физической культуры были:

Б) единоборство

В) соревнования на колесницах

Г) игры

2.Физическая культура рабовладельческого общества имела:

А) прикладную направленность

Б) военную и оздоровительную направленность

В) образовательную направленность

Г) воспитательную направленность

3.Российский Олимпийский Комитет был создан в

а) 1908 году

б) 1911 году

в) 1912 году

г) 1916 году

4.Александр Попов – Чемпион Олимпийских игр в …

5.Какой из перечисленных видов не входит в программу современного пятиборья

А) стрельба

Б) фехтование

Б) гимнастика

Г) верховая езда

6.Почему античные Олимпийские игры назывались праздниками мира?

А) игры отличались миролюбивым характером

Б) в период проведения игр прекращались войны

В) в Олимпийских играх принимали участие атлеты всего мира

Г) Олимпийские игры имели мировую известность

7.Какой вид программы представлял программу первых Олимпийских игр Древней Греции?

А) метание копья

Б) борьба

В) бег на один стадий

Г) бег на четыре стадия

8.Как назывался вид спортивной программы Олимпийских игр древности, сочетавший борьбу с кулачным боем?

А) долиходром

Б) панкратион

В) пентатлон

Г) диаулом

9.Какая организация руководит современным олимпийским движением?

А) Организация объединенных наций

Б) Международный совет физического воспитания и спорта

В) Международный олимпийский комитет

Г) Международная олимпийская академия

10.Кто был первым президентом Международного олимпийского комитета?

А) Пьер де Кубертен

Б) Алексей Бутовский

В) Майкл Килланин

Г) Деметриус Викелас

11.Кто стал первым олимпийским чемпионом из российских спортсменов?

А) Н. Орлов

Б) А. Петров

В) Н. Панин – Коломенкин

Г) А. Бутовский

12.За что движением «Фэйр Плэй» вручается почетный приз Пьра де Кубертена?

А) за честное судейство

Б) за победы на трех Олимпиадах

В) за честную и справедливую борьбу

Г) за большой вклад в развитие Олимпийского движения

13. Кто является президентом Олимпийского комитета России в настоящее время?

А) Шамиль Тарпищев

Б) Вячеслав Фетисов

В) Леонид Тягачев

Г) Виталий Смирнов

14.На открытии Олимпийских игр парад олимпийских делегаций стран - участниц открывает (идет первой):

А) делегация страны – организатора

Б) делегация страны, чье название начинается на первые буквы алфавита страны - организатора

В) делегация страны – организатора предыдущей олимпиады

Г) делегация Греции

15.На открытии Олимпийских игр парад олимпийских делегаций стран – участниц завершает (идет последней):

А) делегация страны – организатора

Б) делегация страны, чье название начинается на первые буквы алфавита страны - организатора

в) делегация страны - организатора предыдущей Олимпиады

г) делегация Греции

16.В каком году был образован Международный олимпийский комитет?

Б) 1894

17.Термин «Олимпиада» означает:

А) четырехлетний период между Олимпийскими играми

Б) первый год четырехлетия, наступление которого празднуют Олимпийские игры

В) синоним Олимпийских игр

Г) соревнования, проводимые во время Олимпийских игр

18.В каком году Олимпийские игры состоялись в нашей стране?

А) планировались в 1944 году, но были отменены из-за 2 мировой войны

Б) в 1976 году в Сочи

В) в 1980 году в Москве

Г) пока еще не проводились

19.Какие дисциплины включал пентатлон – древнегреческое пятиборье?

1.кулачный бой 2.верховая езда 3.прыжки в длину 4.прыжки в высоту

9.плавание 10.метание копья

Б)3,5,6,8,10

20.Пьер де Кубертен был удостоен золотой олимпийской медали на конкурсе искусств в …

А) в 1894 году за проект Олимпийской хартии

Б) в 1912 году за «Оду спорта»

В) в 1914 году за флаг, подаренный Кубертеном МОК

Г) в 1920 году за текст Олимпийской клятвы

21.Олимпийский символ представляет с собой пять переплетенных колец, расположенных слева направо в следующем порядке…

А) вверху - синее, черное, красное, внизу - желтое и зеленое

Б) вверху – зеленое, черное, красное, внизу – синее и желтое

В) вверху – красное, синее, черное, внизу – желтое и зеленое

Г) вверху – синее, черное, красное, внизу – зеленое и желтое

22.Олимпийские игры состоят из…

Б) соревнований по зимним или летним видам спорта

В) зимних и летних Игр Олимпиады

Г) открытия, соревнований, награждения участников и закрытия

23.Как назывались специальные помещения для подготовки атлетов к древнегреческим Играм Олимпиады?

А) палестра

Б) амфитеатр

В) гимнасия

Г) стадиодром

24.Талисманом Олимпийских игр является:

А) изображение Олимпийского флага

Б) изображение пяти сплетенных колец

В) изображение животного, популярного в стране, проводящей Олимпиаду

Г) изображение памятника архитектуры, популярного в стране, проводящей Олимпиаду

25.Талисман, как бы приносящий счастье любому олимпийцу, любому болельщику , впервые появился на играх в …


А) 1968 году в Мехико

В) 1976 году в Монреале

Г) 1980 году в Москве

26.Двигательное умение – это:

А) уровень владения знаниями о движениях

Б) уровень владения двигательным действием

В) уровень владения тактической подготовкой

Г) уровень владения системой движений

27.Реализация цели физического воспитания осуществляется через решение:

А) двигательных, гигиенических и просветительских задач

Б) закаливающих, психологических и философских задач

В) задач развития дыхательной и сердечно – сосудистой систем

Г) оздоровительных, образовательных и воспитательных задач

28.Временное снижение работоспособности принято называть:

А) усталостью

Б) напряжением

В) утомлением

Г) передозировкой

29.Что является основными средствами физического воспитания?

А) учебные занятия

Б) физические упражнения

В) средства обучения

Г) средства закаливания

30.Какие из перечисленных ниже физических упражнений относятся к циклическим?

А) метания

Б) прыжки

В) кувырки

Г) бег

31.Одним из основных физических качеств является:

А) внимание

Б) работоспособность

В) сила

Г) здоровье

32.Какое физическое качество развивается при длительном беге в медленном темпе?

Б) выносливость

В) быстрота

Г) ловкость

33.Укажите вид спорта, который обеспечивает наибольший эффект в развитии гибкости:

Б) гимнастика

В) современное пятиборье

Г) легкая атлетика

34.Лучшие условия для развития ловкости создаются во время…

А) подвижных и спортивных игр

Б) прыжков в высоту

В) бега с максимальной скоростью

Г) занятий легкой атлетикой

35.Назовите основные физические качества.

А) координация, выносливость, гибкость, сила, быстрота

Б) ловкость, сила, быстрота, выносливость, гибкость

В) общая выносливость, силовая выносливость, быстрота, сила, ловкость

Г) общая выносливость, силовая выносливость, гибкость, быстрота, ловкость

36.Основной и обязательной формой физического воспитания в школе является:

А) соревнование

Б) физкультурная пауза

В) урок физической культуры

Г) утренняя гимнастика

37.Что характеризуют тесты, проводимые на уроках физической культуры?

А) уровень физического развития

Б) уровень физической работоспособности

В) уровень физического воспитания

Г) уровень физической подготовленности

38.Что является основным законом Всемирного олимпийского движения?

А) энциклопедия

Б) кодекс

В) хартия

Г) конституция

39.Какие события повлияли на то, что Игры 6, 7 и 8 Олимпиад не состоялись?

А) несогласованность действий стран

Б) отказ от участия в Играх большинства стран

В) первая и вторая мировые войны

Г) отказ страны – организатора Игр от их проведения

40.Александр Карелин – Чемпион Олимпийских игр в…

А) гимнастике

В) плавании

Г) борьбе

41.Министром физической культуры, спорта и туризма Республики Марий ЭЛ является:

А) Сергей Кропотов

Б) Сергей Киверин

Г) Владимир Чумаков

Д) Валерий Кораблев

42.Председателем комитета по физической культуре и спорту администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» является:

А) Петр Кагало

Б) Александр Сергеев

В) Анатолий Подойников

Г) Владимир Тян

43. Положение занимающегося на снаряде, при котором его плечи находятся ниже точек хвата, в гимнастике обозначается как:

В) группировка

Г) вис

44.Положение занимающегося, при котором согнутые в коленях ноги поднятые руками к груди

и кисти захватывают колени, в гимнастике обозначается как:

б) захват

в) перекат

г) группировка

45.Прыжок со снаряда в гимнастике обозначается как…

В) соскок

Г) спрыгивание

46.Вращательное движение через голову с последовательным касанием опорной поверхности отдельными частями тела в гимнастике обозначается как…

А) кувырок

Б) перекат

В) переворот

Г) сальто

47.Положение занимающихся на согнутых ногах в гимнастике обозначается как…

Б) присед

Г) стойка

48.Что понимается под термином «Дистанция» в гимнастике?

А) расстояние между занимающимися « В глубину»

Б) расстояние между занимающимися «по фронту»

В) расстояние от впереди стоящего занимающегося до стоящего сзади строя

Г) расстояние от первой шеренги до последней

49.Какие из приведенных команд в гимнастике имеют только исполнительную часть?

1. «Равняйсь!» 2. «Реже!» 3. «Кругом!» 4. «Вольно!» 5. «Смирно!»

В) 1,4,5

50.Умение учащихся строиться в различные виды строя, шеренгу, колонну, круг, а также перестраиваться в них, в гимнастике называется…

А) строевыми приемами

Б) передвижениями

В) размыканиями и смыканиями

Г) построениями и перестроениями

51.Дугообразное, максимально прогнутое положение спиной к опорной плоскости с опорой руками и ногами, в гимнастике называется…

А) стойка

Б) «мост»

В) переворот

Г) «шпагат»

52.Кто из гимнасток является абсолютной рекордсменкой по количеству олимпийских медалей (18 медалей – из них 9 золотых)?

А) Ольга Корбут

Б) Надя Команечи

В) Лариса Латынина

Г) Людмила Турищева

53.Волейбол как спортивная игра появился в конце 19 века в ….

А) Канаде

Б) Японии

В) США

Г) Германии

54.В волейболе игрок, находящийся в 1-ой зоне, при «переходе» перемещается в зону…

55. Когда волейбол был признан олимпийским видом спорта?

Б) в 1957 г

56. Укажите полный состав волейбольной команды:

А) 6 человек, тренер, помощник тренера, массажист, врач

Б) 10 человек, тренер, помощник тренера, массажист, врач

В) 8 человек, тренер, помощник тренера, массажист, врач

Г) 12 человек, тренер, помощник тренера, массажист, врач

57. «ЛИБЕРО» в волейболе – это…

А) игрок защиты

Б) игрок нападения

В) капитан команды

Г) запасной игрок

58. Как осуществляется переход игроков в волейболе из зоны в зону?

А) произвольно

Б) по часовой стрелке

В) против часовой стрелки

Г) по указанию тренера

59. Можно ли менять расстановку игроков в волейболе?

А) Да, по указанию тренера

В) да, по указанию судьи

Г) да, но только в начале каждой партии

60. Сколько разрешено замен в волейболе в каждой партии и в продолжение нескольких перерывов?

А) максимум 3

Б) максимум 8

В) максимум 6

Г) максимум 9

61. Ошибками в волейболе считаются…

А) «три удара касания»

Б) «четыре удара касания», удар при поддержке «двойное касание»

В) игрок один раз выпрыгивает на блоке и совершает два касания мяча

Г) мяч соприкоснулся с любой частью тела

62. Подача мяча в волейболе после свистка судьи выполняется в течении…

А) 3 секунд

Б) 5 секунд

В) 6 секунд

Г) 8 секунд

63. Высота волейбольной сетки для мужских команд:

Б) 2м 43см

64. Высота волейбольной сетки для женских команд:

Г) 2м 24см

65. Может ли игрок волейбольной команды играть без обуви?

А) да

В) только при высокой температуре воздуха

66. «Бич – волей» - это:

А) игровое действие

Б) пляжный волейбол

В) подача мяча

Г) прием мяча

67. Укажите количество игроков волейбольной команды, находящихся одновременно на площадке .

Б) легкую атлетику

В) шахматы

Г) лыжный спорт

92. К спринтерскому бегу в легкой атлетике относится…

А) бег на 5000 метров

В) бег на 100 метров

Г) марафонский бег

93. Кросс – это –

А) бег с ускорением

Б) бег по искусственной дорожке стадиона

В) бег по пересеченной местности

Г) разбег перед прыжком

94. В беге на длинные дистанции в легкой атлетике основным физическим качеством, определяющим успех, является…

А) быстрота

В) выносливость

Г) ловкость

95. Какой лыжный ход самый скоростной?

А) одновременный бесшажный

Б) одновременный одношажный

В) одновременный двухшажный

Г) попеременный двухшажный

96. Какая стойка лыжника при спуске является более скоростной?

А) высокая стойка

Б) средняя стойка

В) низкая стойка

Г) основная стойка

А) гонка на 30 км

Б) гонка на 50 км

В) гонка на 60 км

Г) гонка на 70 км

98. Главный элемент тактики лыжника-

Б) лидирование

В) распределение сил

99. Высота палок при свободном (коньковом) лыжном ходе должна быть…

А) до уровня плеч ученика

Б) до уровня глаз ученика

Г) ниже на 3-4 см плеч ученика

100. Высота лыжных палок при классическом ходе должна быть…

А) до уровня плеч ученика

Б) до уровня глаз ученика

В) выше на 3-4 см роста ученика

Г) ниже на 3-4 см уровня плеч ученика

020_Лыжный спорт_рус rtf

Какие виды передвижения на лыжах относятся к технике классического хода в лыжных гонках?

A) Одновременный одношажный

B) Попеременный двухшажный

C) Коньковый

D) Повороты переступанием

E) Спуск в низкой стойке

F) Одновременный бесшажный

G) Поворот плугом

{Правильный ответ }=А,B,F

{Сложность}=1

{Семестр}=7

020_Лыжный спорт_рус rtf

В каких видах лыжного спорта используется коньковый ход?

B) Лыжное двоеборье

C) Сноуборд

E) Биатлон

F) Лыжные гонки

G) Прыжки на лыжах

H) Ски-кросс

{Правильный ответ }=B,E,F

{Сложность}=1

{Учебник}=Лыжный спорт.Под редакцией М.А.Аграновского-М:ФКИС,1980-368с

020_Лыжный спорт_рус rtf

На каких дистанциях соревнуются лыжницы-гонщицы?

{Правильный ответ }=A,B,D

{Сложность}=1

{Учебник}=Лыжный спорт.Под редакцией М.А.Аграновского-М:ФКИС,1980-368с

{Семестр}=7

020_Лыжный спорт_рус rtf

Какие объязности выполняет главный секретарь соревнования?

A) Мандатная комиссия

B) Жеребьевка

C) Оформление протоколов

D) Просмотр трассы

E) Работа контроллера

F) Судья приучастников

G) Стартер



H) Функция мед.работника

{Правильный ответ }= A,B,C

{Сложность}=1

{Учебник}=Лыжный спорт.Под редакцией М.А.Аграновского-М:ФКИС,1980-368с

{Семестр}=7

020_Лыжный спорт_рус rtf

На каких дистанциях соревнуются лыжники-гонщики?

{Правильный ответ }= B,C,D

{Сложность}=1

{Учебник}=Лыжный спорт.Под редакцией М.А.Аграновского-М:ФКИС,1980-368с

{Семестр}=7

020_Лыжный спорт_рус rtf

Сколька фаз скольжения в попеременном двухшажном ходе, в скользящем беге и вступающем шаге?

{Правильный ответ }= A,B,C

{Сложность}=2

{Учебник}=Лыжный спорт.Под редакцией М.А.Аграновского-М:ФКИС,1980-368с

{Семестр}=7

018_Лыжный спорт_рус rtf

Сколько скользящих шагов в одновременном бесшажном, одношажном и двухшажном ходах?

{Правильный ответ }= A,B,C

{Сложность}=2

{Учебник}=Лыжный спорт.Под редакцией М.А.Аграновского-М:ФКИС,1980-368с

{Семестр}=7

020_Лыжный спорт_рус rtf

Когда будет засчитан спортсмену результат при пересечении линии финиша в лыжных гонках?

A) Только головой

B) Только одной рукой

C) Только двумя руками

D) Без лыж

E) Носком лыжи

F) Одной стопой

G) Двумя стопами

H) На одной лыже

{Правильный ответ }= F,G,H

{Сложность}=3

{Учебник}=Лыжный спорт.Под редакцией М.А.Аграновского-М:ФКИС,1980-368с

{Семестр}=7

020_Лыжный спорт_рус rtf

Для чего смазывают лыжи лыжной мазью?

A) Чтобы лыжи хорошо скользили

B) Чтобы лыжи не проскальзывали

C) Чтобы лыжи хорошо скользили на всей дистанции.

D) Чтобы лыжи не изнашивались

E) Чтобы было легко передвигаться на подъемах

F) Чтобы развивать высокую скорость на спусках

G) Чтобы обеспечить устойчивость лыжника

H) Чтобы было удобно обгонять соперников

{Правильный ответ }= A,B,C

{Сложность}=3

{Учебник}=Лыжный спорт.Под редакцией М.А.Аграновского-М:ФКИС,1980-368с

{Семестр}=7

020_Лыжный спорт_рус rtf

Какие методы наиболее рациональные для совершенствования техники бега на лыжах?

A) Образные пояснения тренера.

B) Анализ видеозаписи вашего бега.

C) Изучение видеозаписи техники лучших лыжников.

D) Изучение местности.

E) Изучение структуры снега.

F) Изучение температуры воздуха

G) Наблюдения за другими спортсменами.

Н) Замечания товарища.

Правильный ответ }=A,B,C

{Сложность}=1

{Учебник}=Лыжный спорт.Под редакцией М.А.Аграновского-М:ФКИС,1980-368с

{Семестр}=7

020_Лыжный спорт_рус rtf

Какова скорость передвижения на лыжах на олимпийских играх у мужчин в гонках, скоростном спуске и в прыжках на лыжах с трамплина?

A) В лыжных гонках 6-8 м/сек.

B) В скоростном спуске 120-140 км.час

C) В прыжках на лыжах 90-95 км.час

D) В лыжных гонках 3-5 м/сек

E) В скоростном спуске 160-180 км.час

F) В прыжках на лыжах 110-120 км.час

G) В лыжных гонках 10-15 м/сек.

H) В скоростном спуске 190-200 км.час

{Правильный ответ }= A,B,C

{Сложность}=3

{Учебник}=Лыжный спорт.Под редакцией М.А.Аграновского-М:ФКИС,1980-368с

{Семестр}=7

Плавание_ру021_ Общая характеристика движений_Плавание_ рус.rtf

021_Плавание_рус rtf

Плавание относится к:

A) Циклическим видам спорта.

B) Ациклическим.

C) Единоборствам.

D) Водным видам спорта.

E) Олимпийским видам спорта.

F) Сложно-координированным видам спорта.

G) Спортивным играм.

H) Сложно техническим видам спорта.

{Правильный ответ} = А. D, Е.

{Сложность} = 1

{Семестр} = 7

021_Плавание_рус rtf

Спортивное плавание фигурирует:

A) В современном пятиборье.

B) В триатлоне.

C) В биатлоне,

D) В хоккее на воде.

E) В морском многоборье.

F) В волейболе на воде

G) В синхронном плавании.

H) В прыжках в воду.

{Правильный ответ} =А, B, Е,

{Сложность} = 2

{Учебник} =Н. Ж. Булгакова. Плавание. – М: -2001.

{Семестр} = 7

021_Плавание_рус rtf

Размеры волн при движении пловца зависят от:

A) От объема тела

B) От технической подготовленности

C) От плотности воды

D) От скорости

E) От вязкости воды

F) От способа плавания

G) От насыщения солями

H) От температуры воды.

{Правильный ответ} = B, D, F.

{Сложность} = 2

{Учебник} =Н. Ж. Булгакова. Плавание. – М: -2001.

{Семестр} = 7

021_Плавание_рус rtf

К внешним силам относительно тела пловца относится:

A) Физическая сила.

B) Сила тяжести тела.

C) Вертикальная сила.

D) Выталкивающая сила.

E) Горизонтальная сила.

F) Подъемная сила.

G) Сила ветра.

H) Сила сопротивления.

{Правильный ответ} = B, D, F

{Сложность} = 2

{Учебник} =Н. Ж. Булгакова. Плавание. – М: -2001.

{Семестр} = 7

021_Плавание_рус rtf

В чем ярко отражены закономерности передвижений в воде:

A) В технике плавания.

B) В биомеханике плавания.

C) В гидродинамике плавания.

D) В спортивном мастерстве.

E) В гидростатике.

F) В умении держаться на воде.

G В технике спортивного плавания.

H) В физических возможностях.

{Правильный ответ} =А, D,G.

{Сложность} = 3

{Учебник} =Н. Ж. Булгакова. Плавание. – М: -2001.

{Семестр} = 7

021_Плавание_рус rtf

Что лежит в основе передвижений в воде:

A) Специфические двигательные действия пловца

B) Умение держаться на поверхности воды

C) Закономерности передвижений в воде

D) способность выполнять плавательные движения

E) способность продвигать гребущий элемент под углом

F) Физическое развитие

G Жизненно важные двигательные умения

H) Координационные возможности.

{Правильный ответ} =А. D. Е.

{Сложность} = 3

{Учебник} =Н. Ж. Булгакова. Плавание. – М: -2001.

{Семестр} = 7

021_Плавание_рус rtf

При движении пловца образуются волны:

A) Носовые,

B) Кормовые.

C) Поперечные.

D) Встречные.

E) Продольные.

F) Встречные и продольные.

G) Тормозящие.

H) Выталкивающие.

{Правильный ответ} = А. B, C.

{Сложность} = 2

{Учебник} =Н. Ж. Булгакова. Плавание. – М: -2001.

{Семестр} = 7

021_Плавание_рус rtf

Быстрому плаванию может препятствовать:

A) Плотность воды.

C) Температура воды

D) Течение.

E) Температура воздуха.

G) Одежда.

H) Встречный ветер.

{Правильный ответ} =D, F,G.

{Сложность} = 1

{Учебник} =Н. Ж. Булгакова. Плавание. – М: -2001.

{Семестр} = 7

021_Плавание_рус rtf

Тело будет находится выше над поверхностью воды в:

A) В пресной.

B) В холодной.

C) В горячей.

D) В пресной и холодной.

E) В грязной.

F) В соленой.

G) В грязной и солёной.

H) В горячей и пресной.

{Правильный ответ} = B, C, F

{Сложность} = 1

{Учебник} =Н. Ж. Булгакова. Плавание. – М: -2001.

{Семестр} = 7

021_Плавание_рус rtf

{Учебник} =Н. Ж. Булгакова. Плавание. – М: -$$$00220

Основные опорные плоскости пловца:

B) Площадь тела

D) Грудная клетка

E) Кисть и стопа

G) Голова.

H) Грудная клетка и бедро.

{Правильный ответ} = А, C, Е.

{Сложность} = 2

{Семестр} = 7

021_Плавание_рус rtf

Назовите спортивные способы плавания:

A) Кроль на груди, кроль на спине.

B) По лягушачьи.

C) По морскому.

D) Брасс, дельфин.

E) Кроль на груди, кроль на спине, брасс, дельфин.

F) Баттерфляй, брасс, .треджен

G) Брасс на спине, бабочка.

H) На боку, саженцами,

{Правильный ответ} = А, D, Е.

{Сложность} = 1

{Учебник} =Н. Ж. Булгакова. Плавание. – М: -2001.