Какие организации не являются налогоплательщиками. Налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются…. Не являются плательщиками налога на прибыль

Любая организация, созданная в соответствии с законодательством РФ, т. е. зарегистрированная надлежащим образом в налоговом органе, по умолчанию должна применять общую систему налогообложения - далее ОСН (ст. 11 НК РФ). Соответственно, она считается плательщиком налога на прибыль.

Вместе с тем, в соответствии с НК организация может перейти на специальный налоговый режим - УСН, ЕНВД, ЕСХН, - при котором не нужно платить налог на прибыль. Однако доступны они далеко не всем. Ведь для перехода на спецрежим должны быть соблюдены определенные условия. И только при выполнении всех условий организация может уведомить налоговиков о том, что в дальнейшем будет применять спецрежим с определенного момента.

Что касается применяющих ОСН, то у них обязанность по уплате налога на прибыль не зависит от целей деятельности предприятия. Поэтому налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются коммерческие и некоммерческие организации, а также бюджетные учреждения (ст. 50 ГК РФ).

Какие организации не являются плательщиками налога на прибыль

Как мы уже сказали, самая большая группа компаний, которые не относятся к плательщикам налога на прибыль, - это спецрежимники (п. 10 ст. 274 НК РФ). Иначе говоря, все те, кто применяет УСН (п. 2 ст. 346.11 НК РФ), ЕНВД (п. 4 ст. 346.26 НК РФ), ЕСХН (п. 3 ст. 346.1 НК РФ), а также совмещает указанные режимы. Однако в некоторых случаях им все же придется платить налог на прибыль по отдельным операциям. К примеру, упрощенцы должны платить налог на прибыль с доходов в виде дивидендов, полученных от иностранной организации, с процентов по государственным ценным бумагам (

10.1 Налог на прибыль организаций

Плательщиками налога на прибыль являются российские организации, а также иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников РФ.

Коммерческие банки различных видов, получившие лицензию ЦБ РФ, Банк внешней торговли РФ, Центральный банк РФ и его учреждения;

Страховые организации, получившие лицензию на обслуживание страховой деятельности;

Профессиональные участники рынка ценных бумаг.

Не являются плательщиками налога на прибыль: организации, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности; организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности: организации, уплачивающие налоги на игорный бизнес; организации, являющиеся плательщиками единого сельскохозяйствен-ного налога.

Объектом налогообложения признается прибыль, которая представляет собой полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов. Налоговая база – это денежное выражение прибыли. Следует отметить, что существуют различные модификации прибыли как по бухгалтерскому учету, так и для целей налогообложения.

При определении налоговой базы учитывается убыток, полученный налогоплательщиком в отчетном периоде, и вместо существовавшей ранее льготы по налогу на прибыль возникает перенос убытка на будущее. Он осуществляется в течение 10 лет, следующих за соответствующим годом, при этом совокупная сумма переносимого убытка ни в каком отчетном периоде не может превышать 30% налоговой базы.

Прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода.

Имеются особенности в исчислении налоговой базы у банков, страховщиков, профессиональных участников рынка ценных бумаг по операциям с ценным бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок.

1. Налоговая ставка устанавливается в размере 20 процентов. При этом:

Сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процентов, зачисляется в федеральный бюджет;

Сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18 процентов, зачисляется в бюджеты субъектов РФ.

Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами субъектов РФ может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента.

Для организаций - резидентов особой экономической зоны законами субъектов РФ может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, при условии ведения раздельного учета доходов, полученных от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, и доходов, полученных при осуществлении деятельности за пределами территории особой экономической зоны. При этом размер указанной налоговой ставки не может быть ниже 13,5 процента.

2. Налоговые ставки на доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в РФ через постоянное представительство, устанавливаются в следующих размерах:

1) 20 процентов - со всех доходов;

2) 10 процентов - от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров в связи с осуществлением международных перевозок.

3. К налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, применяются следующие налоговые ставки:

1) 0 процентов - по доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом в уставном капитале выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 50 процентам общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов, и при условии, что стоимость приобретения и (или) получения в соответствии с законодательством в собственность вклада в уставном капитале выплачивающей дивиденды организации или депозитарных расписок, дающих право на получение дивидендов, превышает 500 миллионов рублей.

2) 9 процентов - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских и иностранных организаций российскими организациями;

3) 15 процентов - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями.

4. К налоговой базе, определяемой по операциям с отдельными видами долговых обязательств, применяются следующие налоговые ставки:

1) 15 процентов - по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов, а также по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным после 1 января 2007 года, и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием после 1 января 2007 года;

2) 9 процентов - по доходам в виде процентов по муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 года, а также по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года;

3) 0 процентов - по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 года включительно, а также по доходу в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года, эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III, эмитированных в целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР и внутреннего и внешнего валютного долга РФ.

5. Прибыль, полученная Центральным банком РФ от осуществления деятельности, связанной с выполнением им функций, предусмотренных Федеральным законом "О Центральном банке РФ (Банке России)", облагается налогом по налоговой ставке 0 процентов.

Расчет налоговой базы составляется предприятием самостоятельно и включает расчет следующих составляющих:

1. Периода, за который определяется база нарастающим итогом.

2. Суммы доходов от реализации, полученных в отчетном периоде.

3. Суммы расходов, произведенных в отчетном периоде, уменьшающих сумму соответствующих доходов от реализации.

4. Прибыли от соответствующей реализации.

5. Суммы внереализационных доходов.

6. Суммы внереализационных расходов.

7. Прибыли от внереализационных операций.

8. Итого налоговая база за отчетный период за минусом суммы убытка, пере
носимого на будущее.

Налоговый период по налогу на прибыль – календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются I квартал, полугодие, 9 месяцев календарного года.

Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются 1 месяц, 2 месяц, 3 месяц и т.д. до окончания календарного года.

Налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму квартального авансового платежа, исходя из ставки налога на прибыль и фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению. В течение отчетного периода (месяца) налогоплательщики уплачивают ежемесячные авансовые платежи равными долями в размере 1/3 фактически уплаченного квартального авансового платежа за предшествующий квартал. Налогоплательщик может перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей, исходя из фактической прибыли, заблаговременно уведомив об этом налоговый орган.

Сроки уплаты налога на прибыль следующие.

Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период.

Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период.

Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода.

Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, уплачивают авансовые платежи не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога.

По итогам отчетного (налогового) периода суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного (налогового) периода, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода. Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.

По доходам, выплачиваемым налогоплательщикам в виде дивидендов, а также процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, налог, удержанный при выплате дохода, перечисляется в бюджет налоговым агентом, осуществившим выплату, в течение 10 дней со дня выплаты дохода.

Налог с доходов по государственным и муниципальным ценным бумагам, при обращении которых из цены сделки исключается накопленный купонный (процентный) доход, уплачивается в бюджет налогоплательщиком - получателем дохода в течение 10 дней по окончании месяца, в котором получен доход.

Вновь созданные организации уплачивают авансовые платежи за соответствующий отчетный период при условии, если выручка от реализации не превышала 1 млн руб. в месяц либо 3 млн руб. в квартал. В случае превышения указанных ограничений налогоплательщик, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором такое превышение имело место, уплачивает авансовые платежи в общеустановленном порядке.

Налогоплательщики, независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога, обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации.

Некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода.

Налогоплательщики (налоговые агенты) представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей. Налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Федеральным законом от 27.12.2009 N 368-ФЗ в внесены изменения. Данные изменения применяются с 1 января 2011 года и распространяются на правоотношения по налогообложению налогом на прибыль организаций доходов в виде дивидендов, начисленных по результатам деятельности организаций за 2010 год и последующие периоды.

Предыдущая

В соответствии с НК РФ данный налог является федеральным налогом и обязателен к взиманию на всей территории РФ. Налог на прибыль – прямой налог, то есть его величина прямо зависит от конечных финансовых результатов деятельности юридического лица. Плательщиками налога на прибыль согласно статье 246 НК РФ признаются 2 группы налогоплательщиков:

    российские организации, признаваемые юридическими лицами в соответствии с законодательством РФ.

    Иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительство и (или) получающие доходы из источников РФ.

Освобождены от уплаты налога на прибыль организации применяющие:

    Систему налогообложения для сельскохозяйственных производителей (единый сельскохозяйственный налог).

    Упрощённую систему налогообложения.

    Систему налогообложения в виде единого налога на вменённый налог по отдельным видам деятельности. Освобождение от налога на прибыль предоставляется только в отношении прибыли от деятельности, облагаемой ЕНВД.

    Организации, получающие доходы от деятельности, относящейся к игорному бизнесу.

От уплаты налога на прибыль освобождены также организации, получившие статус участников проекта в соответствии с федеральным законом «Об инновационном центре Сколково», в течение 10-ти лет со дня получения ими статуса участников проекта.

21. Объект налогообложения, налоговая база, налоговый и отчетный периоды по налогу на прибыль.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организации согласно статье 247 НК РФ признаётся прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибыль признаётся:

    Для российских организаций полученные доходы, уменьшенные на величину произведённых расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.

    Для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, это полученные через постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведённых представительствами расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.

    Для иных иностранных организаций – доходы, полученные от источников в РФ.

    Для организаций – участников консолидированной группы налогоплательщиков, это величина совокупной прибыли консолидированной группы налогоплательщиков, приходящаяся на данного участника и рассчитываемая в порядке, установленном в пункте 1 статьи 278.1 и пункте 6 статьи 288 НК РФ.

В соответствии со статьёй 274 НК РФ налоговой базой признаётся денежное выражение прибыли. По налогу на прибыль организации установлены налоговой период и отчётные периоды. Налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный год. Все доходы или расходы организации определяются в целом за год нарастающим итогом. Отчётными периодами по налогу на прибыль признаются:

    Для всех налогоплательщиков первый квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.

    Для налогоплательщиков, которые исчисляют ежемесячные авансовые платежи, исходя из фактически полученной прибыли – месяц, 2 месяца, 3 месяца и т.д. до окончания календарного года.

22. Классификация доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Согласно положениям статьи 248 все доходы организации подразделяются на 2 группы:

    Доходы от реализации товаров, работ/услуг и имущественных прав.

    Внереализационные доходы.

При определении доходов их них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю товаров, работ/услуг и имущественных прав. К таким налогам относятся НДС, акцизы, экспортные пошлины. Доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы. Полученные налогоплательщиком доходы, стоимость которых выражена в иностранной валюте или условных единицах, должны быть пересчитаны в рубли по курсу ЦБР или по курсу, указанному в договоре на дату признания дохода. Доходы от реализации – выручка от реализации товаров, работ/услуг, как собственного производства, так и ранее приобретённых, а также от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчётами за реализованные товары, работы/услуги или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. Внереализационными доходами признаются доходы налогоплательщика, которые не признаются доходами от реализации товаров, работ/услуг или имущественных прав. Перечень внереализационных доходов закреплён статьёй 250 НК РФ. В их состав входят:

    Доходы от долевого участия в других организациях.

    Признанные должниками или подлежащие к уплате должниками по решению суда суммы штрафов, пени и иных санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, а также суммы возмещения убытков или ущерба.

    Доходы от сдачи имущества в аренду, если такие доходы не относятся к основной деятельности налогоплательщика.

    Иные доходы в соответствии со статьёй 250 НК РФ.

Не все доходы, полученные организацией, включаются в облагаемую базу по налогу на прибыль. Перечень таких доходов определён статьёй 251 НК РФ. Этот перечень является закрытым и не подлежит расширенному толкованию. Для цели налогообложения не учитываются следующие доходы:

    Авансы, полученные от покупателей по поставку товаров, работ/услуг, но только при условии, что налогоплательщик определяет доходы по методу начисления.

    Стоимость имущества, полученного организацией в качестве взноса в её уставный капитал.

    Стоимость имущества, полученного в виде залога или задатка.

    Сумма полученных заёмных средств.

    Иные доходы в соответствии со статьёй 251 НК РФ.

Плательщиками налога на прибыль являются исключительно юрлица. Но не все, поскольку при выполнении определенных условий некоторым из хозяйствующих субъектов вносить данный платеж в бюджет не надо. В материале пойдет речь о том, кто платит данный налог, а кто освобожден от этой обязанности.

Какие субъекты хозяйствования признаются налого

Плательщики налога на прибыль - это только юрлица. Ответ на вопрос: «Являются ли плательщиками налога на прибыль предприниматели?» - отрицателен. ИП даже на ОСНО этот налог не уплачивают. Для них, как и для прочих физлиц, Налоговым кодексом предусмотрен другой налог, рассчитываемый с полученных доходов, - НДФЛ.

В ст. 246 НК РФ перечислены лица, которые могут быть признаны плательщиками налога на прибыль .

  • Во-первых, это российские компании. В эту категорию входят, кроме коммерческих организаций, еще и учреждения (в том числе бюджетные). Помимо них, к российским компаниям в целях исчисления данного налога приравниваются и иностранные компании, имеющие статус налоговых резидентов РФ или управляющиеся с российской территории.
  • Во-вторых, это иностранные компании, организовавшие бизнес в России, используя представительства, или извлекающие доход из источников в нашей стране.
  • В-третьих, это компании, входящие в консолидированные группы налогоплательщиков.

Если организация попадает под одно из приведенных в списке определений, она должна платить данный вид налога.

Обязанности тех, кто платит налог на прибыль

Налогоплательщики налога на прибыль имеют определенные обязанности, в число которых, согласно нормам НК РФ, входит:

  • правильно рассчитывать и своевременно вносить в бюджет суммы данного налога (подп. 1 п. 1 ст. 23, ст. 286 и 287 НК РФ);
  • правильно организовывать налоговый учет (подп. 3 п. 1 ст. 23, ст. 313 НК РФ);
  • своевременно отчитываться по данному виду бюджетного платежа (подп. 4 п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 289 НК РФ);
  • подавать в ИФНС документы, приведенные в подп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ;
  • исполнять другие обязанности, обозначенные в ст. 23 НК РФ.

Кто не платит налог на прибыль?

НК РФ определяет, каким юрлицам не надо вносить данный платеж в бюджет. Вот они:

  • юрлицо не признано плательщиком данного налога;
  • организация имеет освобождение от обязанности платить налог в силу применения налоговых спецрежимов или участия в инновациях.

При всей кажущейся схожести признаков между ними есть существенное отличие.

Так, из числа плательщиков налога разрешено исключать те субъекты хозяйствования, которые участвуют в значимых для государства мероприятиях, и им требуется помощь в виде налоговых преференций. В частности, к ним НК РФ причисляет организации, принимавшие и до сих пор принимающие участие в подготовке:

  • Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи, проходивших в 2014 году;
  • футбольного чемпионата мира, который пройдет в РФ в 2018 году;
  • Кубка конфедераций FIFA 2017 году.

То есть подразумевается, что по окончании этих мероприятий участвующие организации будут возвращены в ранг рядовых плательщиков.

Освобождены от этого налога те юрлица, которые удовлетворяют следующим критериям:

  • они применяют налоговые спецрежимы, в число которых входит упрощенка, вмененка, ЕСХН;
  • их интересы сосредоточены в сфере игорного бизнеса;
  • они участвуют в работе «Инновационный центр «Сколково»», если соблюдаются условия, приведенные в ст. 246.1 НК РФ.

Теперь детально разберем каждый пункт со ссылками на соответствующие нормы НК РФ.

Неплательщики - организаторы сочинской Олимпиады

В число таких налогоплательщиков законодательство, а именно п. 2 ст. 246 НК РФ, включает:

  1. Иностранные компании, организовывавшие в 2014 году в Сочи XXII зимнюю Олимпиаду и XI Паралимпиаду. Эта льгота установлена статьей 3 закона «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года…» от 01.12.2007 № 310-ФЗ. Правда, действие ее ограничивается периодом с 2008 по 2016 год.
  2. Вещательные организации, которые получали доходы в соответствии с соглашениями, заключенными с Международным олимпийским комитетом или его уполномоченными лицами. Данные доходы, чтобы они попадали под преференцию, должны быть полученными:
  1. От целевого вещания во время проведения подготовительных мероприятий к Играм и оповещения их результатов. Для данной льготы установлены рамки с 05.07.2007 по 31.12.2016.
  2. От выпуска и распространения вещательных материалов по всем официальным каналам в то время, когда эти мероприятия проводились. За этот временной промежуток принят период, равный месяцу до открытия Игр, время их проведения и месяц по окончании Паралимпиады.

Неплательщики - организаторы футбольного чемпионата мира

Попадают под льготу и компании с учреждениями, принимающими участие в подготовке и проведении футбольного чемпионата мира, который планируется запустить в 2018 году, а также футбольный Кубок конфедераций, который будет проводиться в 2017 году. Такие компании тоже могут не платить налог на прибыль. Перечень их таков:

  • сама FIFA и ее дочерние компании, перечисленные в законе «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года…» от 07.06.2013 № 108-ФЗ;
  • конфедерации;
  • футбольные ассоциации государств, входящих в FIFA;
  • компании, производящие для FIFA информацию, используемую в масс-медиа;
  • иностранные компании, поставляющие товары, осуществляющие услуги или проводящие работы и приведенные в 108-м законе.

Спецрежим как способ освободиться от уплаты налога на прибыль

В НК РФ присутствуют нормы, позволяющие получить освобождение от налога на прибыль на постоянной основе. Для этого компания должна использовать один из спецрежимов налогообложения. Имеются в виду:

  • Режим ЕСХН, предусматривающий уплату единого сельхозналога.
  • Система, предусматривающая применение ЕНВД - единого налога на вмененный доход. Этот спецрежим разрешается применять для ограниченного числа видов деятельности.
  • Налог, уплачиваемый, если фирма занимается игорным делом - налог на игорный бизнес.

Два первых спецрежима (упрощенка и сельхозналог) позволяют избежать уплаты налога на прибыль при получении доходов почти от всех сфер деятельности компании. Однако возникают редкие случаи, когда исчислить и внести его в бюджет потребуется: например, когда доход образуется в форме дивидендов, а также в виде процентных выплат по ценным бумагам, приобретенным у государства или муниципалитетов. На этот счет есть нормы, указанные в п. 3 ст. 346.1, п. 2 ст. 346.11 НК РФ.

Что касается ЕНВД и игорного дела, то компании не обязаны вносить в бюджет налог на прибыль лишь по тем доходам, которые поступают в рамках работы на этих режимах. Если происходит совмещение с деятельностью, попадающей под общую систему налогообложения, то на доходы в рамках ОСНО этот вид налога придется начислять в обычном порядке.

Помимо указанных специфических правил, есть и общий для всех спецрежимов принцип - этот налог надо уплатить, если у юрлица налицо все признаки налогового агента в отношении:

  • дивидендов;
  • отдельных видов доходов, которые выплачены иностранным компаниям.

Подробно эти нормы приведены в ст. 275, 286, 310, 346.1 и 346.11 НК РФ.

«Сколковская» льгота

Разрешено не платить налог на прибыль юрлицам, вошедшим в состав участников инновационных разработок. А именно тем компаниям, которым удалось стать участниками реализации планов, в рамках которых проводятся исследования и внедряются новые научные идеи. Пока единственную площадку для таких прогрессивных работ определил закон «Об инновационном центре «Сколково»» от 28.09.2010 № 244-ФЗ.

Если компании удалось войти в число участников, она на законном основании выбывает из числа плательщиков налога на 10 лет. Причем не исчислять его она вправе уже на следующий день после получения статуса. Правила отбора и применения льготы указаны в ст. 246.1 НК РФ.

Впрочем, на этом останавливаться не стоит, поскольку освобождение не наступает автоматически. Для его законной активации следует уведомить налоговую инспекцию о вхождении в состав участников. Чтобы соблюсти процедуру, в ИФНС надо направить пакет документов, оговоренный в пп. 4, 7 ст. 246.1 НК РФ:

  • Уведомление, составляемое в форме, взятой из приложения № 1 к приказу Минфина от 30.12.2010 № 196н.
  • Документы, способные подтвердить действительность участия в проекте.
  • Отчет о финансовых результатах или КУДИР, с помощью которых налоговики смогут убедиться, что выручка за год не перевалила за порог в 1 млрд руб. Соответствующая норма содержится в п. 2 ст. 246.1 НК РФ.

Обозначенный перечень документов в таком же составе надо будет подать, как только закончится налоговый период, прибавив к нему запрос на продление льготы на следующий период. Поскольку для описываемого бюджетного платежа налоговым периодом считается год, то это действие надо будет совершить до 20 января следующего года (п. 6 ст. 246.1 НК РФ). Такие же временные рамки предусмотрены и для направления уведомления об отказе от льготы.

Игнорирование обязанности по направлению пакета или несвоевременное направление этих документов влечет за собой серьезные неприятности, приведенные в разъяснениях Минфина России от 20.06.2012 № 03-03-06/1/316:

  • во-первых, придется восстанавливать налог на прибыль за прошедшее время и вносить его в бюджет;
  • во-вторых, надо будет рассчитать пени по данному налогу, образовавшиеся в результате недоимки.

Помимо этого, лишиться права на льготу и стать снова обязанной платить данный налог компания может по следующим причинам:

  • компания выведена из числа участников проекта;
  • размер годовой выручки перевалил за сумму в 1 млрд руб.

В обоих случаях льготу нельзя будет применять с первого числа того года, в котором стало ясно, что организация не удовлетворяет установленным критериям. Это означает, что компания должна будет восстанавливать налог на прибыль и начислять пени. Аналогичное восстановление придется совершать и в том случае, когда объем прибыли станет выше суммы в 300 млн руб.

Компания вправе сама отказаться от преференции. Для этого ей достаточно направить до старта нового налогового периода в ИФНС уведомление, составленное по форме, взятой из уже упомянутого приказа Минфина № 196. Следует учесть, что данное освобождение дается единожды. Отказавшись от него, получить его вторично не удастся.

По законодательству налогоплательщиками налога на прибыль являются организации.

Исчисляют и вносят в бюджет данный налог все российские юрлица, кроме тех, кто:

  • освобожден от него по причине использования налоговых спецрежимов.
  • принимает участие в «сколковском» проекте, имеет соответствующий статус и получил на этом основании льготу.

Кроме того, налоговое законодательство причислило к плательщикам налога отдельные категории иностранных компаний, которые тоже могут претендовать на освобождение, если они удовлетворяют условиям, определенным законом.

Налог на прибыль организаций.

Налог на прибыль организаций (гл. 25 НК РФ) – это прямой налог, взимаемый с коллективных субъектов (организаций), относящийся к группе обязательных платежей федерального уровня, но зачисляемый во все бюджетов РФ.

Налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются:

– российские организации;

– иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

К доходам относятся:

1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав.

2) внереализационные доходы.

Доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы:

– от долевого участия в других организациях, за исключением дохода, направляемого на оплату дополнительных акций (долей), размещаемых среди акционеров (участников) организации;

– в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, установленного Центральным банком РФ на дату перехода права собственности на иностранную валюту;

– в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба;

– в виде дохода прошлых лет, выявленного в отчетном (налоговом) периоде;

– в виде положительной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте) и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком РФ;

– в виде основных средств и нематериальных активов, безвозмездно полученных в соответствии с международными договорами Российской Федерации или с законодательством Российской Федерации атомными станциями для повышения их безопасности, используемых не для производственных целей;

– в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств;

– в виде использованных не по целевому назначению предприятиями и организациями, в состав которых входят особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, средств, предназначенных для формирования резервов по обеспечению безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях их жизненного цикла и развития в соответствии с законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии;

Доходы определяются на основании первичных документов и документов налогового учета.

Полученные налогоплательщиком доходы, стоимость которых выражена в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами, стоимость которых выражена в рублях.

Прибылью признается:

1) для российских организаций – полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов;

2) для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, – полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов;

3) для иных иностранных организаций – доходы, полученные от источников в Российской Федерации.

Налоговой базой признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению.

Налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в п. 1 ст. 284 НК РФ, определяется налогоплательщиком отдельно.

При определении налоговой базы не учитываются следующие доходы:

1) в виде имущества, имущественных прав, работ или услуг, которые получены от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления;

2) в виде имущества, имущественных прав, которые получены в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств;

3) в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в виде взносов (вкладов) в уставный (складочный) капитал (фонд) организации (включая доход в виде превышения цены размещения акций (долей) над их номинальной стоимостью (первоначальным размером);

4) в виде имущества, имущественных прав, которые получены в пределах вклада (взноса) участником хозяйственного общества или товарищества (его правопреемником или наследником) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества либо при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;

5) в виде имущества, имущественных прав и (или) неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в пределах вклада участником договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемником в случае выделения его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества;

6) в виде средств и иного имущества, которые получены в виде безвозмездной помощи (содействия) в порядке, установленном Федеральным законом «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации»;

7) в виде основных средств и нематериальных активов, безвозмездно полученных в соответствии с международными договорами РФ, а также в соответствии с законодательством РФ атомными станциями для повышения их безопасности, используемых для производственных целей;

8) в виде имущества, полученного бюджетными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней;

9) в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров;

Налоговая ставка устанавливается в размере 24 процентов. При этом:

– сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6,5 процента, зачисляется в федеральный бюджет;

– сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 17,5 процента, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами субъектов РФ может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента.

Налоговым периодом по налогу признается календарный год.

Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.

Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода.

Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, уплачивают авансовые платежи не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога.