О чем говорится в сказке курочка ряба. «Курочка Ряба»: скрытые смыслы простой сказки. Поскольку вы здесь…

Я с детства усвоила пушкинское: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Но сейчас, став взрослой, поспорила бы с великим поэтом: не ложь сказка, а правда! Причина столь категоричного заявления - мое знакомство со сказкотерапевтами. Есть, оказывается, и такие, - и это серьезное и интереснейшее направление в современной психологии. О Золушке, Дюймовочке, Царевне-Лягушке и иже с ними - разговор впереди, а сегодня поговорим о сказке, которая кажется на первый взгляд чересчур незатейливой - «Курочке Рябе». Наш собеседник - сказкотерапевт Лариса Еналеева.

Лариса, если уж мы поведем разговор о сказках не просто как о выдуманных историях для малышей, а как о психотерапевтическом методе, давайте разберем тогда, что вообще такое сказка, и как она проявляется в нашей жизни?

Сказка - это мудрость наших предков, в ней зашифрованы законы мироздания, которые таким образом передавались из поколения в поколение. Понятно, что все мы живем не только внешним миром, у каждого из нас есть внутренний мир, который развивается по определенным законам, и сказка отражает эти видимые и невидимые процессы: через метафоры, через образы, через события, происходящие в сказках, мы можем наблюдать наши жизненные сценарии - как внешней, социальной жизни, может быть, семейной, так и внутренней.

То есть, сказочные сценарии влияют на нас независимо от нас?

Подсознательно сказка может влиять на нас как красивая или не очень иллюстрация нашего состояния. Сказка может языком метафор показывать процессы, которые с нами происходят, отражать их, как в зеркале: мы можем заглянуть в него и почерпнуть мудрость. Или сказка может стать для нас предупреждением, подсказкой: этой дорогой ходить не стоит, лучше обойти.

Любая сказка, особенно если мы говорим про народную сказку (русскую народную, украинскую народную, греческую народную, любую) - это концентрат житейской мудрости, а мы можем пользоваться им, имея ключи к этим историям. Любая сказка - как слоеный пирог. Мы можем раскрывать его слой за слоем и погружаться в глубины смысла постепенно, потихоньку, открывая одну дверь за другой…

«Курочка Ряба» - это сказка для детей или для взрослых?

Курочка Ряба - это сказка сказок. Она живет испокон веков. Как вы думаете, отчего такая коротенькая, казалось бы, незамысловатая история столько лет передается из поколения в поколение? В этой истории есть очень красивый шифр.

Например, что такое золотое яйцо? Золотое яйцо - это то, что нам дается Богом при рождении, - жизнь. И курочка Ряба - это прообраз высших сил, которые даруют нам жизнь как великую ценность, и эту ценность важно беречь. Она дается единожды и навсегда. Если ее не сохранить, если поддаться воздействию зла, жизнь, как золотое яйцо, может быть разрушена. С рождения, с младенчества мы рассказываем эту сказку нашим детям, чтобы донести до них мысль о том, что самое ценное у человека - это его жизнь, и ее нужно беречь.

Все персонажи этой сказки пытаются разбить золотое яйцо. Дед бил-бил, не разбил. Баба била-била, не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко и разбилось…

Да, так и в нашей жизни. Рядом с важными ценностями всегда будут находиться внешние силы, сбивающие с толку, пытающиеся нанести ущерб. С чего все начинается? Дед и баба не берегут золотое яйцо, и сами начинают по нему бить. У них не получается его разбить, но они снова предпринимают попытки, и тогда закономерным образом находится третья сила, которая доделывает это дело до конца.

И вот тут начинается уже совсем не детская сказка, где дед и бабка выступают прообразом человека, который пытается разрушать себя изнутри. Это может быть вирус самоедства, например, у женщины - я такая-сякая, это не умею, это у меня не получается и т.д. Ложками, которыми персонажи сказки бьют по золотому яйцу, могут выступать также вирусы тревоги, сомнений, раздражения. Это некие сумеречные чувства, испытывая которые, мы начинаем разрушать себя изнутри, даже не отдавая себе в этом отчета. А ведь Господь Бог, даруя нам золотое яйцо, нашу жизнь, говорит: живи и радуйся, умножай свет, любовь, а не уныние, страхи, раздражение и злость. Эти негативные чувства - подкормка для мышей. Кто такая мышь? Это житель подземного царства. Житель, которому чуждо солнце, чужд свет, мышь ведь не просто так живет под землей. Именно там обитает сила, которая возымеет свою власть и разрушит яйцо, если ты перестанешь ценить свою жизнь.

То есть, достаточно деду и бабке даже помыслить о том, чтобы разбить золотое яйцо, мышь тут как тут. То, что не смогли сделать дед с бабкой, легко получилось у мышки - достаточно было махнуть хвостиком, и яйцо разбилось. Дед плачет. Баба плачет. А курочка Ряба заявляет, что простое яйцо им снесет. Что означает простое яйцо?

Означает, что жизнь-то у тебя все равно останется, но будет ли она полна света, любви и добра? Она будет обыкновенна, как простое яйцо.

Курочка Ряба в этой сказке - прообраз Творца. Творец милостив к нам. Он дает по силам. Если ты не проживаешь такую жизнь, какая тебе дана изначально Богом при рождении, то тогда живи другой. Она обычная, привычная, но простая, может быть, даже пустая.

Эта сказка предупреждает не только о важности сохранения жизни. Речь может идти и о здоровье - смысловых пластов тут множество. Изначально каждому человеку дается золотое яйцо как жизненный признак здравия - душевного, духовного, физического, и младенец, рожденный в любви, таким здоровьем обладает. Но здоровье мы точно так же можем ухудшать и разрушать под действием негативных мыслей, раздражения, тревог. Или начинаем собирать и умножать болезни вокруг себя постоянными жалобами: у меня спина больна, голова, шея: чем больше мы об этом думаем, чем больше эти болезни пестуем в себе, тем больше их кормим. «Мышь» растет и крепнет и действительно влияет на наше здоровье. В то же время, когда мы данное нам Богом здравие (золотое яйцо) умножаем, бережем - через веру, через любовь к себе, в том числе к своим мыслям, тогда и ресурсы организма сохраняются и защищают нас от «мышей», а то и разрушают оковы зла и позволяют нам жить полноценной красивой жизнью.

Какая глубокая сказка…

Рассмотрим еще один из пластов: отношения в союзе мужчины и женщины. Господь дает им любовь, золотое яйцо - прообраз их отношений. Есть благодать, но вот они начинают действовать привычным для себя способом. Что мы привыкли делать с яйцами? Разбивать, есть, потреблять…

Использовать…

Да, если мы начинаем эти отношения использовать для удовлетворения своего «эго», не заботясь о потребностях другого, мы тем самым тоже не бережем золотое яйцо, не создаем из него некое произведение искусства, не преумножаем данную нам благодать. Напротив, мы привычно горделиво реагируем на что-то, горделиво поступаем, тем самым притягивая те силы, которые будут разрушать наши отношения, наше золотое яйцо. В итоге отношения становятся простыми, обыденными, и тогда у женщины перестают гореть глаза, а мужчина перестает чувствовать себя воином, победителем, царем. Сказка нас предупреждает: цените свои отношения - это дар Божий, он дан не просто так. Мы же знаем, что если супругам даются какие-то трудности, то это тоже дар Божий, это тоже золотое яйцо, просто надо присмотреться, чему оно нас учит.

Когда мы читаем эту сказку детям, о таких глубинных смыслах, естественно, не задумываемся. Да и дети ее так не воспринимают. Как же теперь читать ее с малышами?

Специально, конечно, ничего не нужно истолковывать. Ведь все сказки, которые мы просто читаем малышам, закладываются в наше подсознание. Другое дело, что вместе с детьми мы можем стать исследователями, можем задать им соответствующие вопросы, поразмышлять над действиями персонажей. Что такое шифр сказки? Это то, чему учит сказка. Есть еще код сказки. Это ответ на вопрос, о чем сказка?

Глубинный, сокровенный код сказки о курочке Рябе - ценности нашей жизни, добродетели человека и вывод о том, как важно их беречь. И мы можем с детьми поразмышлять, о чем эта сказка, какие важные идеи в ней отражены и каким образом мы можем эти знания передать другу, папе, маме, как полученный в сказке урок проявляется в нашей жизни. Тогда сказочная информация становится жизненной. Достаточно поразмышлять над ней.

Можно ли у детей напрямую спрашивать: как ты думаешь, что такое золотое яичко?

Да, и если он ответит «не знаю», это нормально. «Ну да¸ я тоже не знаю, а давай поразмышляем: мне кажется, золотое яйцо - это…», - и дальше продолжаете уже вы. А тебе как кажется? А мне кажется, что вот это… А давай посмотрим линию героев? Как герои преодолевают трудности? Кто-то активно, кто-то пассивно. И так постепенно, шаг за шагом разбираете всю сказку. В «Курочке Рябе» дед и бабка как преодолели трудность? Пассивно?

Получается, да. Они заплакали.

С одной стороны, слезы - это пассивная реакция. Но, с другой стороны, их сердце начало очищаться. Они с сожалением начали плакать, им стало жалко, что яйцо разбилось… Они раскаялись подлинно, сердечно и получили другое яйцо. И это тоже один из вариантов преодоления трудностей.

Иногда герои в сказках активно вступают в борьбу. Например, Иван Царевич и Чудо-Юдо на Калиновом мосту из сказки «Иван крестьянский сын и Чудо-Юдо». Там активный бой. Иногда борьба ведется по-женски - помните мамок-нянек в Царевне-Лягушке: «Ложись спать, утро вечера мудренее»? Царевна мамок-нянек позвала, они ей и хлеба напекли, и ковер выткали.

А кого представляют мамки-няньки?

Это наши невидимые помощники, которые помогают нам разрешать трудности. Сказка учит помнить, что в мире мы не одни, у нас всегда есть помощники, на которых можно положиться. И самое главное - внутренние помощники, наши духовные ресурсы - Богородица, ангелы-хранители, святые… Это та сила, те, извините, «мамки-няньки», которые всегда придут на помощь.

То есть, лягушка-то Царевна, просто помолилась, проще говоря?..

Она призвала все силы мироздания в свою жизнь, чтобы разрешить какую-то задачу. И это женский способ разрешения трудностей - через молитву, через веру в Бога, через внутреннее ощущение. Но чтобы помощь пришла, внутри должна быть чистота и свобода от сумеречных чувств, переживаний и тревог. Активный способ борьбы - это мужской тип преодоления трудностей.

Чтобы показать им ценность той жизни, которую они потеряли?

Конечно, как раз мышка и должна была им показать, насколько необратимым может быть процесс, который мы сами запускаем, и это в сказке-предупреждении очень наглядно продемонстрировано. И курочка Ряба была дана, чтобы украсить, обновить жизнь деда и бабки.

Я слышала другое мнение о значении золотого яйца: оно непрактично, не применимо к жизни, с ним ничего не сделать, поэтому оно и разбилось, как не нужное для жизни. Простое яйцо ближе к реальности, из него можно что-то сварить, сделать, приготовить, а на золотое - только лишь любоваться. Что вы думаете о такой трактовке сказки?

Есть и такой вариант. Но тогда получается, что все, что нам дает Господь, мы должны отдать на откуп силам разрушения и довольствоваться только простой жизнью? Двоякое толкование выходит. Получается, что вы не должны в себе умножать дар благодати, а довольствоваться малым и простым, потакая силам зла - «мышке». Тогда почему эта сказка живет столько веков?

Многое, видимо, зависит от того, с какой интонацией мы читаем эту сказку…

Любая народная сказка - это концентрат мудрости, и в ней не просто так показаны силы, добродетели, вызывающие в нас желание жизни, желание радоваться, желание умножать свой дар. Золотое яйцо - это Божий дар, который дан человеку при рождении. Дар связан с таким внутренним состоянием, когда ты не можешь не делать того, что тебе дано делать: когда ты должен отдавать людям то, что тебе подарено, и делать их мир чище, лучше, красивее, светлее. Дар невозможно не реализовать. Любыми путями человек все равно найдет, как это сделать. Если у него работа, к примеру, связана с бумагами, но есть дар теплого сердца, такой человек не сможет не помогать. Он найдет места, найдет сферы, где себя применить. И у каждой из нас есть этот дар, и очень важно открыть его, найти свое призвание, предназначение в этой жизни. Кому-то дается актерский талант - чтобы дарить людям определенные состояния и переживания, кому-то - дар музицирования, чтобы одухотворять, кому-то дар молитвенный - это особый дар. Если свой дар не развивать, он начнет в первую очередь разрушать саму женщину, делать ее менее счастливой.

И еще я бы хотела затронуть тему дара материнства. Ребенок - это тоже образ золотого яйца, которое дается семье. И по нему не надо бить ложками, навешивая ту или иную модель воспитания. К чему это может привести, мы знаем - яйцо может разбиться. Так часто бывает, когда родители не видят в детях детей. Ребенка, конечно, надо, прежде всего, просто любить, а если мы хотим развивать его таланты, сначала надо осторожно, бережно присмотреться к нему, понаблюдать - что он любит, какой у него настрой, какие желания и способности, каково его предназначение в нашем роду, для чего он дан нам?

Ребенок - то золотое яйцо, из которого важно создать уникальное произведение искусства, органичное его внутренней природе. Излишне опекая, жестко контролируя ребенка, мы никогда не поможем ему раскрыться и разрушим все хорошее, что в нем есть, а если найдем ключик к его сердцу, наш малыш будет сиять от счастья.

Беседовала Маргарита Якунина

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны - это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

4 Comment threads

9 Thread replies

0 Followers

Most reacted comment

Hottest comment thread

новые старые популярные

1 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 4 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Посвящается проф. Т. В. Черниговской, пробудившей эти мысли.

«Сказку о курочке Рябе» обычно читают в раннем детстве, воспринимая ее просто и непосредственно как забавную историю. Понятно, что в таком возрасте иначе ее воспринять трудно. Повзрослев, мы перестаем задумываться о том, что читали когда-то в детстве. Кажется, что все это уже познано и осталось давно в прошлом.
Если же задуматься, сказка эта поначалу кажется, по меньшей мере, странной, почти абсурдной. Лишь после раздумий над каждой строчкой, попыток связать их в одно целое, приходит понимание. Вырисовывается внутренняя, неброская гармоничность, присущая народному творчеству. Становится понятным, что через века дошли лишь самые ключевые, узловые моменты, позволяющие постепенно, строчка за строчкой, как бы распутывая клубок, добраться до смысла, заложенного в сказку.
Попробуем же так, размышляя над внешне безыскусными строчками этой сказки, проникнуть глубже - к ее смыслу.

«Жили-были дед да баба. Была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко, не простое – золотое».

Исходя из утверждения о том, что яичко было золотым, можно сделать два вывода:
- либо оно действительно, в той или иной степени, включало в свой состав золото,
- либо оно было таковым только по видимости, то есть, представлялось деду с бабой золотым, было, как золотое.
Если яичко включало в свой состав золото, то возможны несколько вариантов: яичко могло быть позолоченным, могло иметь только золотую скорлупу, могло быть целиком из золота.
Но вполне возможно, что яичко совсем не содержало золота, а, например, имело золотистый цвет из-за особенностей окраски, структуры скорлупы.

«Дед бил-бил – не разбил. Баба била-била – не разбила».

Почему деду с бабой не удалось разбить, можно объяснить следующим: либо яичко было слишком крепким, либо у деда с бабой было мало сил. Возможно, было вместе и то, и другое.
Зачем же деду с бабой понадобилось разбивать яичко? Если бы они решили, что яичко целиком из золота, то такое действие было бы бессмысленным. В крайнем случае, можно было бы предположить, что они решили поделить золотое яичко пополам, но тогда более разумно было бы распилить его, а не бить.
Скорее всего, деду с бабой не пришла в голову мысль, что яичко целиком золотое. Может быть, такое предположение и было, но они его отвергли, основываясь на весе яичка (целиком золотое яичко было бы ощутимо тяжелее такого же по размерам обычного).
Тогда остаются другие варианты: позолоченное яичко, золотая скорлупа у яичка, либо просто особенность окраски скорлупы. Разбив яичко, выделив его скорлупу, дед с бабой имели бы возможность уточнить свои предположения насчет свойства скорлупы.
Вполне вероятно и другое: дед с бабой, увидев такое необычно красивое яичко, решили, что оно должно быть необыкновенно вкусным, и пытались разбить его просто для того, чтобы попробовать.

«Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось».

Зачем в сказку вводится такой персонаж, как мышка? – Для того, чтобы уточнить причину неудачи деда с бабой разбить яичко. Если бы яичко, действительно, было чрезвычайно крепким, то оно бы не разбилось. Значит, у деда с бабой просто не хватило сил для того, чтобы его разбить. Видимо, яичко все-таки было немного крепче обычного, поскольку нормальные яички деду с бабой удавалось разбивать (в противном случае они бы и не пытались разбить золотое яичко).
С другой стороны, тот факт, что яичко разбилось, уже окончательно отвергает предположение о том, что оно было целиком из золота. Можно отметить и то, что дед с бабой не совершенно отчаялись разбить яичко: если бы они совершенно отчаялись, они бы убрали яичко в надежное место для сохранения. А, поскольку мышке удалось так легко сбросить яичко, оно, видимо, просто лежало где-нибудь на лавке. Дед с бабой либо временно отвлеклись на другое дело, либо решили передохнуть, собраться с силами для новых попыток разбить яичко.

«Дед плачет, баба плачет, …».

На первый взгляд непонятно, почему дед с бабой плачут, когда они еще недавно безуспешно пытались разбить яичко. Мышка им в этом помогла. Но при более пристальном рассмотрении можно выявить несколько возможных причин для горя деда и бабы.
Первые две причины прямо вытекают из тех целей, с которыми они хотели разбить яичко.
Во-первых, если они били яичко с целью его попробовать, то, естественно, когда яичко упало на пол, растеклось по полу, они лишились такой возможности.
Во-вторых, если они били яичко, чтобы узнать, не из золота ли скорлупа, то причиной для плача могло быть осознание ими того, что скорлупа незолотая (только казалась золотой по цвету, а, в остальном, обыкновенная). Возможно сочетание этих двух причин: если они хотели и попробовать яичко, и исследовать подробнее его скорлупу, то их, скорее всего, постигло двойное разочарование.
Ранее упоминалось о малой вероятности предположения деда с бабой о том, что яичко целиком из золота. Даже если у них и теплилась какая-то надежда по этому поводу, то после того, как яичко разбилось, места для надежд не осталось совсем. И это, конечно, могло внести определенную лепту в их горе.
Наконец, хотелось бы остановиться на последней, очень важной, причине для плача деда с бабой. Когда они не смогли разбить яичко, они, безусловно, решили, что яичко чрезвычайно крепкое. Но вдруг какая-то мышка хвостиком уронила яичко, и оно разбилось. Дед с бабой получили ясное и наглядное представление, насколько у них мало сил, они остро прочувствовали свою дряхлость и немощь. Это могло быть серьезной причиной для их плача.

.
« … а курочка кудахчет:
- Кудах-тах-тах! Кудах-тах-тах! Не плачь, дед, не плачь, баба! Я снесу вам яичко другое, не золотое – простое!».

Какое странное, на первый взгляд, абсурдное утешение! Дед с бабой могли, казалось бы, от такого утешения еще более заплакать. Но это не так. Поскольку курочка Ряба призывает деда с бабой не плакать, то и дальнейшее ее обещание представляет собой как бы довод, призванный показать, что, в самом деле, нет причин для плача.
Иначе говоря, утешение курочки должно быть действенно направлено на самую причину плача деда и бабы. Эти возможные причины мы рассмотрели ранее. Утешение курочки позволяет из выше рассмотренных вероятных причин плача деда и бабы выделить самые правдоподобные, т.е. максимально соответствующие логике утешения курочки Рябы.
Если дед с бабой плакали из-за того, что им не удалось получить золота, то такое утешение курочки совершенно бессмысленно.
Но оно приобретает смысл, если причиной плача деда с бабой была неудавшаяся попытка попробовать яичко. Курочка им для утешения обещает снести другое яичко. Но почему это другое яичко не будет золотым? (т.е., не будет казаться золотым). Ведь яичко, похожее на золотое, было бы приятнее на вид, а, возможно, и вкуснее простого.
Ответом на этот вопрос служит то, что яичко, похожее на золотое, будучи несколько крепче простого, оказалось не по силам деду с бабой. Поэтому курочка Ряба и предлагает им именно простое яичко - которое они в силах разбить и поесть без всяких затруднений.
Теперь, после построчных размышлений можно остановиться на структуре сказки в целом. В сказке следует одно за другим несколько событий: курочка Ряба сносит яичко; дед с бабой неудачно пытаются его разбить; мышка случайно и легко его разбивает; дед с бабой плачут; курочка Ряба их утешает.
Из вышеизложеного видно, что каждое событие порождает несколько предположений-гипотез. Каждое следующее событие позволяет конкретизировать, отвергнуть или подтвердить, с той или иной степенью вероятности, выдвинутое ранее предположение.
Таким образом, к концу сказки вырисовывается наиболее правдоподобный вариант ее смысла. Он сводится к следующему: курочка Ряба снесла яичко, похожее на золотое: с особым строением скорлупы (менее вероятно, с позолоченной скорлупой). Дед с бабой, увидев красивое яичко, решили, что оно должно быть необыкновенного вкуса и стали его бить, чтобы попробовать. Но, так как яичко было немного крепче простого, а у деда с бабой в старости осталось мало сил, разбить золотое яичко им не удалось. Когда они отложили яичко в сторону, пробежала мышка, хвостиком уронила яичко на пол, и оно разбилось. Дед с бабой заплакали от того, что не смогли попробовать это яичко и от того, что осознали свою старость и слабость. Курочка Ряба стала утешать их, обещая снести яичко не золотое, а простое. Золотым яичком курочка Ряба, видимо, хотела порадовать деда с бабой, но увидела, что оно причинило им только горе. Курочка Ряба решила, что простое яичко, пусть и не столь красивое, по крайней мере, не принесет горя: его можно будет спокойно разбить и съесть.
Итак, по всей вероятности, смысл «Сказки о курочке Рябе» можно обозначить русской пословицей «старость – не радость».

Текст сказки приведен по «Курочка Ряба», изд. «Родник», Москва, 1996.

Как-то попалось в сети обсуждение на тему, если ли вообще смысл в сказке о Курочке Рябе, и если есть, то какой? Сидят взрослые люди, и задают себе вопросы о смысле сказки, врезавшейся в память с детсадовского возраста... В детстве мы особо об этом не задумывались, но сказку запомнили накрепко. Я тоже задавалась этим вопросом, в сказках есть внутренняя логика, и обязательно должен быть смысл - случайный сюжет не сохранился бы в течении веков, а может быть, и тысячелетий.


* * *
Существует множество мнений относительно этой сказки — от того, что «Сказка о курочке Рябе» вообще не имеет ни смысла, ни логики, до подробного разбора мифопоэтического содержания в работах исследователей фольклора и мифологии. Мне встретилось даже мнение, что это память о космической катастрофе, произошедшей много тысячелетий назад (удар о Землю космического тела, и т.п.).

Я считаю, что в сказках отображается реальность высокого порядка, духовная традиция, которую люди должны были усваивать с детства, и случайных, или просто исторических сюжетов в волшебной сказке быть не может, она строится на основе наиболее значимых архетипов.

Волшебные сказки обладают смыслом несомненно. Были сказки — обрядовые тексты (отсюда многочисленные повторы, определенная структура), были календарные сказки, которые рассказывали в определенные периоды времени, или связанные с традиционными праздниками. Сказки — осколки некогда целостной Традиции, представлений о законах Вселенной, и смысл имеют глубинный и концептуальный.

Попробую «разобрать по косточкам» сказку, которую мы помним с самого раннего детства, но смысл её для нас был темен, так же, как и для наших родителей... Это лишь моя версия толкования сюжета этой сказки для самых маленьких. :)

Жили-были Дед и Баба... И была у них курочка Ряба.

Дед и Баба здесь — предки вообще, «деды». В беларусском языке предков называют «дзяды», есть и специальные обрядовые дни поминовения усопших предков, которые так и называются — Дзяды. Скорее всего, в сказке имеется в виду не столько возраст героев, сколько их значение, как отдаленных Первопредков.

В сказке даже не оговаривается типичное сказочное место и время - «в некотором царстве, в некотором государстве», «при царе Горохе», «давным-давно»... Зачин очень простой: «жили-были»... И всё. Мне видится, что это не случайность, так как сказочные формулы обычно соблюдаются строго и последовательно. Скорее всего, Дед и Баба (предки) жили в начале времен (возможно, в Золотом веке), когда царства ещё не существовали, а сказка описывает значимое мифическое событие катастрофического характера, определившее в дальнейшем судьбу людей.

Однажды Курочка Ряба снесла яичко, да не простое, а золотое.

В некоторых вариантах сказки яйцо не золотое, а пёстрое (что для куриного яйца тоже необычно, то есть, яйцо в любом случае необыкновенное, волшебное). Здесь надо остановиться немного подробнее. У многих народов мира имеются предания о Сотворении мира из яйца. Эта древнейшая мифологема сотворения мира известна, к примеру, у египтян: в египетском мифе мир возникает из яйца, которое снесла на холме, выросшем посреди первичного океана, священная птица Бену (Феникс). Таких примеров можно привести множество.

Часто в этих мифах, как и в нашей сказке, мир творится с помощью разбивания первичного яйца богом, или богами.

Дед бил-бил, не разбил, Баба била-била — не разбила.

Именно этот момент вызывает наибольшие сомнения и самые разнообразные толкования у тех, кто задавался вопросом о смысле сюжета... казалось бы, зачем бить такое чудесное яйцо? И почему потом дед и баба плачут, когда яйцо было разбито? Словом, ничего не понятно... Разве что, можно сделать совершенно бытовое предположение, что дед с бабой собрались банально приготовить яичницу (из золотого яичка, да), а мышка разбила его совершенно бездарно, и яйцо разбилось на пол, а не в сковородку. Как тут не плакать. :) А почему его было не сварить, не запечь? Ну, например. Зачем яйцо нужно было именно разбивать ?

В поступке героев есть определенная логика. Напрашивается предположение, что Деды-предки решили сами творить мир. Стать, как боги ... Но то, что дано богам, не дано людям. То, что они никак не могли разбить волшебное яйцо, прямо говорит слушателям сказки, что эта божественная задача людям не по силам. Пытаясь грубо разбить золотое яйцо, овладеть целостным божественным, надмирным знанием, тайной миротворения, нарушили предки Закон, вышли за пределы своей человеческой сущности. За что и поплатились, и плачут...

Моё предположение — это сказка-предостережение , которую требовалось усвоить чуть ли не с младенчества, что-то вроде предельно краткого изложения древнеславянского предания о «грехопадении», о том, как предки людей решили стать равными богам. И о том, что следует помнить о пределах смертного человека, чьё волепроявление ограничено природой преходящего мира, в котором он живёт. В некоторых вариантах сказки за разбиванием яйца следует цепочка несчастий, которые нарастают, как снежный ком — обычно в мифе о нарушении людьми некого космического порядка так и происходит, мир начинает рушиться, прорываются силы Хаоса, и благоденствие людей уничтожается, например, происходит первая смерть. В череде несчастий в одной из версий сказки упоминается, что «внучка с горя удавилась», огонь в печи пылает, изба ходит ходуном, грозя обрушиться (ворота скрипят, со двора щепки летят, на избе верх шатается), и хаос распространяется дальше — поповны разливают воду, попадья опрокидывает квашню, поп рвёт священные книги.

Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало, и разбилось.

Мышка — существо хтоническое, подземное. И наделенное волшебной силой Нижнего мира, превышающей человеческую — по крайней мере, именно в этой сказке. Мышка часто выступает в мифах посредником, вестником, в сказках — оказывает помощь человеку в критической ситуации, обладая знаниями о законах потустороннего мира, сообщает ему, как правильно поступить, или какие слова следует сказать.

В данном варианте, Мышка сыграла негативную роль, вмешавшись в процесс творения, после чего дед с бабой плачут — случилась катастрофа, в которой они оказались виноваты (преступив закон), и затем происходят упомянутые выше несчастья. Мышка выбегает из подпола, из Нижнего мира, происходит прорыв инфернального, уничтожающего стройный изначальный Замысел, и, возможно, изначальное Знание.

Дед плачет, Баба плачет. Не плачь, Дед, не плачь, Баба, — говорит им курочка — я снесу для вас новое яичко, не золотое, а простое.

Этот наименее катастрофичный вариант концовки о многом говорит, и он с точки зрения мифа совершенно логичен. Из-за ошибки предков Золотой век закончился, сознание затемнилось, и возник тот мир, в котором могут жить и действовать смертные люди.

Возможно, сказка о курочке Рябе имела и более развернутое повествование (сказка лишь часть мифа), с какими-то важными деталями, которые со временем были утрачены. Моя реконструкция не претендует на истинность, это лишь попытка истолкования смысла сказки, основанная на знании древней мифологии, и уверенности, что волшебная сказка обладала глубоким и важным значением, и рассказывалась не только для развлечения.

«Курочка Ряба» пожалуй самая короткая и простая сказка для малышей. Она является первой из мира сказочных историй, с которыми начинают знакомить родители свое дитя.

Расшифровка сказок — творческий процесс и каждый может увидеть свой смысл.

Я даю свое видение значений символов той или иной истории. И вот как я вижу сказку о курочке Рябе.

Это сказка о возможностях в жизни.

Для нас постоянно открываются окна новых возможностей, новые пути и направления, даются те или иные шансы. Если мы не успеваем или не хотим, а может просто не видим их, то мы пропускаем предоставленные нам подарки судьбы. А порою мы не готовы полностью использовать весь потенциал предоставляемого и плачем над пропущенной возможностью, упущенным шансом.

Но это не значит, что их больше не будет. Надежда есть всегда, что в будущем обязательно откроется новое окно возможностей – это как электрички в метро, не успел войти, позже придет еще одна. Правда последующие шансы, возможно будут менее привлекательными, но зато по силам для того уровня развития, где находится человек в данный момент.

В сказке про курочку Рябу описывается замечательный шанс в виде великолепного подарка судьбы – золотое яйцо, но ни дед ни баба,то есть сам человек, не смогли им воспользоваться – не разбили, хотя и пытались.

Естественно, человек расстроен, что пропустил такую шикарную возможность, но есть и утешение в виде слов курочки о том, что обязательно появится новая, правда не такая шикарная как раньше (яйцо простое).

Бери пока дают;)

В английском языке есть такое выражение golden opportunity, которое дословно переводится как «золотая возможность». Ну чем не золотое яйцо возможностей из Курочки Рябы?

А как вам такой необычный вариант этой сказки?

Жил-был старик со старушкою, у них была курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко разбилось.

Старик плачет, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась. Идет просвирня, спрашивает: что они так плачут?

Старики начали пересказывать:

-Как нам не плакать? Есть у нас курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко и разбилось! Я, старик, плачу, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась.

Просвирня как услыхала - все просвиры изломала и побросала. Подходит дьячок и спрашивает у просвирни: зачем она просвиры побросала?

Она пересказала ему горе; дьячок побежал на колокольню и перебил все колокола.

Идет поп, спрашивает у дьячка: зачем колокола перебил?

Дьячок пересказал все горе попу, а поп побежал, все книги изорвал.

А это официальная версия расшифровки данной сказки:

Курочка снесла старикам в дар золотое яичко. Его случайно разбила мышка.

Почему плачут дед и баба, ведь они сами хотели его разбить, да не смогли?
Дело в том, что они плачут не из-за того, что оно разбилось, а потому что яйцо оказалось пустым.
Яйцо является прообразом всего живого на Земле. Это символ бесконечности жизни, потому что без смерти нет возрождения.
Вообще издревле существует сакральный смысл в битье и поедании яиц — не случайно есть такой обычай — на Пасху бить и есть яйца (хотя обряд битья, возможно, связан еще и со смертью Кащея, т.е. зла). В любом случае — яйцо должно было быть полным, мир должен быть наполнен.
Курочка успокаивает стариков: «Я снесу вам яичко другое - не золотое, а простое» , т. е. жизнеспособное, из которого возродится жизнь.