Правила поведения при посещении монастыря. Богородице-Алексиевский монастырь © Правила поведения в монастыре для детей

Монастырь – место особого присутствия Божия, место, где живут иноки – люди, удалившиеся из мира, посвятившие свою жизнь служению Богу. Монастырский уклад создает условия для постоянного сохранения молитвенной сосредоточенности, к которой стремятся живущие в обители. Приезжая в монастырь, должно вести себя тихо, скромно, внимательно и благоговейно.

Внешний вид

В монастырь нужно приходить в скромной несоблазнительной одежде, без неподобающих надписей и изображений.

Женщинам следует быть с покрытой головой, без яркой косметики.
Одежда должна быть с длинным рукавом, юбка или платье — приличной длины (ниже колен). Не подобает христианке носить мужскую одежду – брюки и шорты, для мужчин шорты также недопустимы.

Христианин должен всегда носить нательный крест.

В храме

В храм входить нужно спокойно и с благоговением. Мужчинам следует снять головной убор. Перед входом совершают троекратное крестное знамение с поклонами.

Громкие разговоры и неумеренная жестикуляция в храме неуместны. Мобильные телефоны в храме нужно отключать.

Подходя к иконе или мощевику, дважды осените себя крестом, приложитесь и перекреститесь в третий раз.

С вопросами можно обратиться к дежурному за свечным ящиком; не нужно разговаривать с другими сестрами.

На территории монастыря

Свободный вход разрешен только в храм (при соблюдении правил). По территории обители можно ходить только по благословению и, как правило, с монастырским сопровождающим. Вход в жилые и хозяйственные помещения монастыря запрещается.

Недопустимо: шуметь, громко разговаривать и смеяться, курить, употреблять спиртные напитки или наркотические вещества и пребывать на территории монастыря в состоянии опьянения, использовать громкоговорящую аппаратуру, играть на музыкальных инструментах, употреблять нецензурную брань, вести непристойные разговоры, плевать и сорить, входить на территорию монастыря с животными, производить без благословения видео- и фотосъемку, вести разговоры с насельницами и воспитанницами монастыря; непочтительно вести себя и нарушать предписанные правила поведения.

В течение всего времени пребывания в монастыре звук в мобильных телефонах должен быть отключен.

Паломникам и трудникам

Необходимо предъявить паспорт, сообщить телефоны ближайших родственников.

Паломники должны соблюдать внутренний распорядок, установленный в монастыре.

  • Помните, что в монастыре на все испрашивают благословение и неукоснительно его выполняют.
  • Оставляют вне монастыря все свои греховные привычки и пристрастия (вино, табак, сквернословие и т. п.).
  • Не ведут разговоров о мирской жизни, никого не поучают, на все замечания отвечают: «простите».
  • Без ропота довольствуются пищей, одеждой, условиями сна.
  • Соблюдают молитвенную тишину.
  • Не ходят в чужие келии.
  • При входе в келию творят вслух молитву: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас». Не входят в келию, пока не услышат из-за двери: «Аминь».
  • Избегают вольного обращения, смеха, шуток.
  • Садясь за стол в трапезной, соблюдают порядок. За столом молчат и внимают чтению.
  • К богослужению не опаздывают, только при занятости на послушании.
  • Из монастыря без благословения не выходят.

Уважаемая Наталья, хотя Вы и не знаете жития упоминаемых в молитвах святых, тем не менее молиться к ним можно и даже нужно.

Был такой случай, описанный в книге «Отец Арсений», происшедший в 30-е годы прошлого века. Один человек, отбывавший срок в сталинских лагерях, подвергся гонению со стороны начальства, из-за чего и без того его тяжелая лагерная жизнь стала ему совершенно невыносимой. Другой заключенный, человек верующий, видя его беду, посоветовал ему «позвать» на помощь блаженную Матрону, т.е. не написать ей письмо (блаженная Матрона тогда жила в Москве), а именно позвать - молитвенно попросить ее помощи. Тот последовал этому совету и, выйдя из барака, трижды крикнул в морозную ночь: «Матрона, помоги». Через несколько дней преследования прекратились, и он впоследствии вышел из заключения и вернулся в свой родной город.

Из этого случая мы видим, что святые благодатию Божиею слышат наши молитвы и, хотя мы иногда ничего не знаем о них, молятся о нас Богу и помогают нам.

Но все же знать жизнь святых необходимо, в особенности тех, которым мы молимся. Святая Церковь для того и прославляет их, чтобы дать нам живой образец исполнения заповедей Христовых, пример того, как необходимо жить, чтобы наша жизнь была угодна Богу.

К сожалению, до настоящего времени еще не написан акафист святому праведному старцу Феодору Томскому, а тот акафист, который читается за богослужением, не является оригинальным, поскольку составлен из акафистов другим святым, почему мы его не распространяем и не выложили на наш монастырский сайт.

Единственным молитвословием, которое не заимствовано из других служб, является тропарь св. прав. Феодору. Его текст следующий:

Жизни светския праведне Феодоре удалився, в землю сибирскую вольно приити изволив, чудесы и знаменьми Божиими народ Томский удивил еси, и по смерти своей веру чтущих Тя укрепляеши. Поминай нас, чтущих память твою, отче наш Феодоре!.

Здравствуйте, Анна.
В настоящее время мужские монастыри и скиты, закрытые для посещения женщинами, - большая редкость. Вы вполне можете посещать богослужения в мужском монастыре и заказывать требы, в том числе и сорокоусты, так же как и в немонастырских православных храмах. Единственное, хотелось бы напомнить, что если в любом храме мы должны строго соблюдать церковный этикет относительно нашего внешнего вида, то в монастырском храме это требование строже вдвойне.

Мария, утренние молитвы перед тем, как Вы идете на службу, читать нужно. Литургия не заменяет утреннее молитвенное правило. Более того, утренние молитвы помогают настроиться на общение с Богом в храме. Нужно понимать, что духовный плод не дается автоматически, здесь нужен усердный труд. Утреннее и вечернее правило для того и дано нам, чтобы каждый из нас научился молиться правильно, со смирением, показывает должный образ мыслей, с какими нужно обращаться к Богу. Кроме того, в утреннем правиле содержится много личных прошений, а Литургия - это молитва соборная, общая, наполненная славословием Богу и благодарением. Недаром, Литургия иначе называется Евхаристией, что в переводе с греческого означает «Благодарение».
Но также нужно следить, чтобы правило не превратилось в формальность: его нельзя вычитывать механически, наспех. Если Вы находитесь в стесненных жизненных обстоятельствах и не можете полностью со вниманием прочесть молитвенное правило, то решить вопрос об индивидуальном подходе к утренним молитвам перед Литургией Вы можете со священником на исповеди или в личной беседе.

Уважаемая Екатерина, совершенно понятно и естественно Ваше желание включить поминовение дорогого Вам человека в церковную, богослужебную молитву. Но нужно отдавать себе отчет в том, что в основе жизни с Богом лежит закон свободы (Иак 2:12): нельзя механическим включением имени человека в поминальную записку привлечь к нему милость Божию вопреки собственному духовному самоопределению человека. Ваш отец, как Вы пишете, считает себя атеистом, и это выражается, в частности, в том, что он не посещает храм и не носит нательного креста. Церковное поминовение не магия, оно может лишь восполнить несовершенство духовного стремления к Богу, но не может этого стремления заменить.
Кроме того поминовение неверующего человека на проскомидии является, в определенном смысле, оскорблением Бога, так как частицы, вынимаемые из богослужебной просфоры за грехи людей, омываются Кровью Спасителя, пролитой Им на Голгофе во искупление людей. Верующий человек через покаяние делается способным усвоить искупительные плоды этой жертвы, уподобляясь благоразумному разбойнику, вошедшему в рай вслед за Христом (Лк 23:40-43). А неверующий своей нераскаянностью вменяет страшную жертву Богочеловека ни во что подобно жестокосердным иудеям, потребовавшим смерти Спасителя мира, или неразумному разбойнику, хотя и распятому вместе с Христом, но хулившему Его и сошедшему по этой причине в ад.
Однако, не совершая персонального поминовения неверующих людей, Церковь в разных обстоятельствах молится об обращении их к вере и примирении через покаяние с Богом: например, в первое воскресенье Великого поста, совершая особое молитвенное чинопоследование Торжества Православия, а также в евхаристической молитве Литургии Василия Великого, испрашивая у Бога "обратить и совокупить" Святой Церкви "прельщенных", то есть заблудших, не знающих Бога. Можете и даже должны, имея долг попечения о родителях (Исх 20:12), молиться за своего отца и Вы - в частной, келейной молитве. Только просить нужно не столько о его здоровьи, долгоденствии и благополучии, сколько о даровании ему веры и покаяния, ибо без них все остальное не имеет спасительного смысла, а, напротив, сытая и спокойная жизнь без веры может окончательно разлучить человека с Богом, сделав для него спасение невозможным.

Сами того не замечая, Вы уже помогаете своей подруге, выказывая неподдельное сочувствие и готовность прийти ей на помощь. Молитвенно мы поддерживаем друг друга и своими частными прошениями, и обращением к ходатайству святых, и церковным поминовением за различными богослужениями. Бог не ждёт от нас подвига выше сил и возможностей. Делайте, что можете, но от полноты сострадающего сердца. Скорее всего, полное выздоровление будет ещё не скоро, и Вам неоднократно будет дана возможность помочь облегчить состояние больной, поддержать её и словом и делом.
Благослови Бог Ваше намерение.

Уважаемый Сергий, мы должны молиться, прежде всего, Господу нашему Иисусу Христу, поскольку ни одна страсть не может быть побеждена без божественной помощи, как сказано: «без Меня не можете делать ничего» (Ин.15,5), затем Божией Матери и святым, которым от Бога дана благодать помогать борющимся с блудною страстью: преподобным Моисею Мурину, Моисею Угрину, Марии Египетской.
Следует также знать, что действие нечистой плотской страсти попускается Богом за нечистоту духовную - тщеславие и гордость. Преподобный Иоанн Синайский в связи с этим задает риторический вопрос в своей знаменитой «Лествице»: «Кто победил свое тело?», и сам же на него отвечает: «Тот, кто сокрушил свое сердце!» (Слово 15), то есть покаянным сокрушением снизошел в глубину смирения. Покаянием и молитвой ищите смирения, и блудная страсть ослабеет.

В храме должно молиться - это главное. В первую очередь, конечно, нужно стараться внимательно слушать то, что поется и читается. При благоговейном и усиленном внимании к церковной молитве сердце начинает сочувствовать словам, звучащим из алтаря, с амвона или клироса. Тогда это становится уже Вашей молитвой, вводящей Вас в общение не только с Богом, но и с братьями и сестрами, молящимися вместе с Вами. Это - богоугодное единение, посреди которого пребывает Сам Господь (Мф 18:20). Проговаривать про себя при этом ничего не нужно. Но когда Ваш ум рассеялся или Вы перестали понимать произносимое в храме во время богослужения, тогда молитесь про себя какой-нибудь краткой молитвой (Иисусовой, мытаря, краткого призывания Божией Матери или святого) до тех пор, пока не вернется внимание к храмовой молитве и сердце снова не начнет сочувствовать ее словам.

Автор странички высказывает чересчур крайнее мнение, не соответствующее ни духу христианской любви, требующей постоянной молитвы за ближнего, ни практике церковной жизни. Сорокоуст о здравии заказывать можно.
Кроме того, чтобы иметь правильное понятие о духовной жизни, а не засорять голову различными неправильными мнениями, пользуйтесь только православными ресурсами Интернета. Указанная Вами страничка принадлежит человеку, не принадлежащему Русской Православной Церкви и не являющемуся священником, хотя и называющему себя таковым.

Семья не казарма, и совершать такие важные дела как молитвенное правило по звонку и всем вместе, конечно, удается не всегда, но при этом в дружной семье всегда находят случаи, чтобы провести время вместе. Праздничное богослужение, домашнее обсуждение евангельского текста, духовных книг и передач - та среда, в которой формируется и выражается духовное единство семьи. А молитвенное правило детей, даже уже школьников, может быть очень ограниченным, по детскому молитвослову. Очень хорошо, когда дети постепенно заучивают основные молитвы наизусть, например, 50, 90 псалом. Таким образом, совершив молитвенное поклонение перед домашними святынями, попросив благословение у родителей, школьники могут «по дороге» выполнять пусть небольшое, но свое собственное правило. Не возбраняется, конечно, детям молиться и по взрослым молитвословам, но важно, чтобы такая молитва была осмысленной, то есть понята детьми, и шла от сердца. Замечательно, если по важным случаям родители просят помолиться детей с ними вместе, и когда молитва достигает своей цели, то часто сама и подсказывает, как это сделать лучше.

Правила поведения для паломниц проживающих и трудящихся в монастыре

Вы приехали в монастырь, чтобы помолиться у святынь, получить духовную пользу, помочь сестрам своим трудом. Не приносите с собой мирские разговоры и поведение, «новости», дурные привычки. Монастыри отличаются более строгой дисциплиной, более длинными службами, чем приходские храмы. Остающимся в обители на несколько дней, необходимо иметь при себе паспорт. Главные занятия в монастыре - это молитва и послушание.

В монастыре ничего не делается без благословения, каким бы разумным и обоснованным ни казалось ваше желание сделать то или иное дело.

1. Проживающие в монастыре обязаны уважительно относиться к традиции Русской Православной Церкви и их действия не должны противоречить Гражданскому и Духовному Уставам монастыря.

2. Проживающие в монастыре обязаны соблюдать внутренний распорядок, Устав, обычаи и правила монастыря и уважительно, с почтением относиться к игумении монастыря, уважительно относиться ко всем насельницам монастыря независимо от возраста и чина;

3. В монастыре обращаются к игумении монастыря “Матушка ” или «Матушка-игумения», обращаются к насельницам “сестра” или по имени и чину — к инокиням и монахиням “мать (имя) ”, к послушницам “сестра (имя) ”.

4. В монастыре не благословляется делать покупки и подарки насельницам монастыря, не благословляется предоставлять им свои частные услуги в виде денег, телефона для разговоров, материальных вещей и т. д.

5. У сестер не благословляется спрашивать личные вопросы про возраст, семью и т.п., а только то, что касается вашего послушания.

6. Не благословляется предлагать свои частные услуги в качестве денежной помощи другим паломницам приезжающим и проживающим в обители, прихожанам, рабочим.

7. При встрече приветствуют друг друга взаимным приветствием.

8. Необходимо молиться до и после трапезы, обязательно приходить на общее молитвенное правило, службы.

9. Вкушать пищу на трапезе без разговоров, соблюдая порядок.

10. При возникновении каких-либо недоразумений на послушаниях, не надо стремиться “восстанавливать” справедливость, тем более поучать кого-то. Надо помочь немощному, любовью покрыть немощи неопытного, со смирением перенести обиды, если они возникли, когда же страдает общее дело, нужно обратиться за разрешением недоразумения к сестре, на то поставленной.

11. Если вам кажется, что данное дело можно сделать лучше каким-либо иным образом, то со смирением предложите свой вариант старшей сестре, не настаивая на своем мнении. Решение вопроса о способе выполнениея оставьте на усмотрение монастырского начальства. Всегда лучше тот вариант, когда делается по послушанию — тогда благодать Божия помогает, укрепляет, вразумляет.

12. Послушания, возложенные на вас, должны выполнять добросовестно, как перед очами Божьими, с молитвой, без празднословия, сквернословия и ропота, обсуждения паломников, трудниц и сестер.

13. Нельзя уходить с послушания, не предупредив старшую сестру/ сестру, ответственную за данное послушание.

14. В монастыре не благословляется заходить без благословения в монастырские здания, по территории, ходить по чужим келиям, не благословляются разговоры и празднословие в келиях. Свободное время в обители принято проводить в чтении и молитве, а не в празднословии или в интернете.

15. При входе в келии, в любое другое монастырское помещение, произносится молитва Иисусова: “Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную!” В ответ нужно услышать «Аминь», это разрешение войти.

16. В келии, в которой вас поселили, должны соблюдать чистоту и порядок, производить уборку. Должны соблюдать чистоту и порядок вообще в монастыре и бережно относиться к имуществу монастыря.

17 . Запрещается поучать других паломниц, давать духовные советы, расспрашивать. Если у сестер-паломниц есть вопросы, то нужно их задавать игумении лично либо через старшую сестру.

18. В монастыре не благословляется выходить из келии после вечерних молитв или находиться не в келии, в которой вас поселили. Необходимо в 21:00 тушить свет, чтобы все могли отдохнуть.

19. Одежда ваша должна соответствовать вашему пребыванию в святом месте, а ваше поведение — тихому и спокойному духу монастыря. Ходить и разговаривать в келии и вообще в монастыре нужно тихо, не хлопать дверями, не греметь инвентарем. В келии должны вести себя очень тихо, не мешая другим.

20. Запрещается находиться в монастыре и спать в келии в брюках, шортах, короткой юбке, с непокрытой головой, с выкатом или с коротким рукавом. Недопустимы косметика, длинные ногти, лак на ногтях, таттуировки.

21. Монастырь не может обеспечить сохранность ваших ценных вещей, поэтому лучше их сдать на сохранение в сейф.

22. Уезжая, вы обязаны сдать свое место старшей/ ответственной сестре в чистоте и порядке. Цените труд немногочисленных сестер обители.

За нарушение данных правил, следует выселение.


Как вести себя в монастыре

Чаще всего чудотворные иконы хранятся в монастырях, и, чтобы помолиться перед такой иконой, паломники едут в обитель. Для людей неискушенных в правилах паломничества поездка в монастырь - дело непростое. Ведь любая православная обитель - отдельный мир, который живет по своим строгим правилам и законам. Помните старинную русскую поговорку: «В чужой монастырь со своим уставом не ходи»? Очень правильная поговорка! Мы не можем вести себя в монастыре так же, как ведем в миру, за его стенами. Мы обязаны неукоснительно соблюдать все правила той обители, в которую приехали паломниками.

Поэтому, если вы решите поехать в Иверский (или какой-то другой) монастырь поклониться чудотворным иконам, мощам святых угодников Божиих, внимательно прочитайте перед поездкой «Памятку паломника», которую предлагает вам обитель.

*
Памятка паломника

Перед входом
*
Подходя к храму, православные люди совершают крестное знамение и поясной поклон. При этом взирают на святые купола и кресты.

Крестное знамение должно совершаться благоговейно. Крестясь, человек изображает на себе символ Христовых страданий за грехи человеческие. Небрежное совершение крестного знамения является грехом.

Внутри храма
*
Входя на паперть, мы еще раз осеняем себя крестным знамением, потому что здесь уже есть святые иконы. Необходимо оставить все разговоры, не относящиеся к храму, к Церкви, за порогом.

Миновав паперть, мы входим в храм. Сделав несколько шагов, чтобы не мешать тем, кто входит за вами, мы поворачиваемся к алтарю, то есть на восток, и совершаем три поясных поклона с крестным знамением.

После этого можно подойти к свечному ящику, где продаются свечи, книги, мелкая церковная утварь. Можно поздороваться со знакомыми, обратиться с вопросом к церковнослужителю. Но если вы пришли в храм, когда богослужение уже началось, то здороваться и разговаривать не следует до его окончания.

Купив свечи, вы можете поставить их к иконам, но при условии, что к подсвечникам перед ними можно свободно подойти. Если в церкви много народа, то свечи лучше передать, назвав икону, к которой вы хотели бы поставить свечу. Как правило, подсвечник стоит у каждой большой иконы. На аналое, посреди храма, находится икона праздника, на которой изображено празднуемое событие (например, Воскресение Христово) или же святой, память которого совершает Церковь в этот день. В первую очередь, по возможности, подойдите к ней и приложитесь. Прикладываться нужно следующим образом: дважды совершите крестное знамение с поясным поклоном, благочестиво поцелуйте икону, и снова, перекрестившись, поклонитесь святыне.

Когда начинается служба, вы должны находиться на том месте, где вам удобно стоять, молиться. Переходить с места на место во время богослужения не следует.

*
Молитва в храме
*

Придя в храм помолиться, не торопитесь. Пусть пройдет некоторое время, в душе наступит покой, и вы сможете сосредоточенно произнести про себя те слова, ради которых пришли. Может быть, вначале лучше поставить свечи перед иконами тех святых, кому вы хотите помолиться, или к которым хотите приложиться. Тогда вы почувствуете то необходимое духовное настроение, в котором будет легко и благодатно совершать молитву. Постарайтесь, чтобы вы никому не мешали, и вам никто не мешал. Не следует бороться за место перед иконами, лучше уступить.

Большую часть времени, когда открыт храм, в нем совершается то или иное богослужение, и лучше всего принять в нем молитвенное участие. Полезно приходить в церковь ради богослужения, ибо оно устроено так, что любая наша нужда - духовная или телесная - находит удовлетворение в православном богослужении.

Если позволяет время, никогда не уходите раньше, чем кончится богослужение. Часы, проведенные в храме, всегда вернутся вам сторицею - духовной и телесной пользой. Даже если вы не понимаете языка богослужения, но имеете глубокую внутреннюю необходимость слиться с общим ходом богослужения, быть вместе со всеми молящимися и со священником, оставайтесь в храме, проникайтесь молитвенным настроением, которое в нем живет. Даже стоя в храме в безмолвии, вы своим благоговейным настроением тоже являетесь участником соборной молитвы. В случае, когда, вдруг, непонятным становится содержание молитв или начинают рассеиваться мысли, старайтесь читать Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».

Громкие разговоры и неумеренная жестикуляция в храме не приняты. И конечно, недопустимы сигналы мобильного телефона, а тем более разговоры по нему.
*

Внешний вид
*
Женщины должны быть одеты в платье с длинными рукавами или в блузку (также с длинными рукавами) с юбкой, закрывающей ноги ниже колен.

Мужчины надевают брюки (но не шорты) и рубашку с длинными рукавами. Джинсы допустимы, если не рваные и не грязные. Вообще вся одежда должна быть чистая и опрятная. По праздникам она может быть и нарядная и соответствовать цветам облачений духовенства и украшениям храма.

Волосы у мужчины должны быть аккуратно уложены и связаны (если длинные), чтобы не попадали на святыни, к которым он будет прикасаться; у женщин волосы должны быть под платком. Не приветствуется яркая и обильная косметика, которая оставляет следы на священных предметах, при лобзании их. Не допускается приходить в храм сильно надушенными.
*

Обращение к духовенству
*
Если вам нужно подойти к священнику, можете спросить церковных служителей, пришел ли священник, который вам нужен, и где его найти. Если священник находится в алтаре, вы можете попросить церковнослужителя, чтобы его позвали. Если же священник не может выйти, то вы не должны огорчаться или сетовать на это; когда священник занят подготовкой к богослужению, он не должен отвлекаться.

Когда подойдете к священнику, поклонитесь ему в пояс и попросите его благословить вас.

Для этого сложите ладони крестом: правую на левую, ладонями вверх и преклоните голову. Священник осенит вас крестным знамением. Получив благословение, поцелуйте руку священника, благословляющую вас, как невидимую руку Самого Христа. После этого вы можете задать вопрос. Если священник торопится, а ваш вопрос безотлагательный, постарайтесь сформулировать его кратко, без лишних подробностей. Если вы хотите поговорить со священником или исповедоваться, то спросите, когда он сможет это сделать. Желательно договориться об этом заранее.

*
Обращаться к священнику следует так:
*
если вы не знаете имени священника, то скажите просто - «батюшка». Это русская форма обращения, она учтива, проста и приятна слуху;

Если имя священника вам известно, то можно назвать его, например «отец Евсевий» или «отец Борис». Подобная форма обращения возможна и по отношению к диакону, хотя «батюшкой» его называть не принято. Не принято также распространившееся сейчас обращение к священникам «святой отец».

К чтецам, пономарям и певцам обращаются просто по именам (имени и отчеству). Фамилии в церкви не употребляются.

Если вам придется обращаться к епископу, то к его имени нужно прибавить «Владыко», например «Владыко Лев». Благословения при встрече можно попросить у епископа так же, как и у священника.

Никогда не думайте, что священнику некогда с вами разговаривать и что вы не должны докучать ему своими вопросами, что священнику не до вас. Священник в храме - ваш пастырь, он должен ответить на ваши духовные запросы, помочь вам. Поэтому важные для себя вопросы, которые без священника вы не можете решить, не скрывайте из ложной скромности.

Что надо знать о монастырском этикете

В монастыре более строгая дисциплина, чем на приходе (в мирских храмах). И, хотя промахи новопришедших обычно прощаются, покрываются любовью, желательно ехать в монастырь, уже зная начатки монастырских правил.

Обращение к монахам

Для того чтобы верно обратиться к насельнику монастыря, необходимо знать, что в обителях есть послушники, рясофорные монахи (иноки), мантийные монахи, схимонахи. В мужском монастыре часть монахов имеет священнический сан (служат диаконами - иеродиакон, священниками - иеромонах). Обращение в монастырях выглядит следующим образом.

В мужском монастыре к наместнику можно обратиться с указанием его должности («отец наместник, благословите») или с употреблением имени («отец Никандр, благословите»).

Если монах имеет священнический сан, к нему можно обратиться «батюшка» и спросить благословения.

К монаху, имеющему постриг, но не имеющему священнического сана, обращаются «отец», к послушнику - «брат» (если послушник в преклонном возрасте - «отец»).

В обращении к схимникам, если употребляется сан, добавляется приставка «схи» - например:

«Прошу Ваших молитв, отец схиархимандрит».

О монастырских правилах

Монастырь - это особый мир. И нужно время, чтобы усвоить правила монашеского общежития.

Придя в монастырь паломником или трудником, помните, что в монастыре на все испрашивают благословение и неукоснительно его выполняют.

Из монастыря без благословения выходить нельзя.

Оставляют вне монастыря все свои греховные привычки и пристрастия (вино, табак, сквернословие и т. п.).

Разговоры ведут только о духовном, не вспоминают про мирскую жизнь, не поучают друг друга, но знают только два слова - «прости» и «благослови».

Без ропота довольствуются пищей, одеждой, условиями сна.

Не ходят в чужие келии, кроме случаев, когда бывают посланы наместником. При входе в келию творят вслух молитву: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас». Не входят в келию, покуда не услышат в ответ: «Аминь».

При работе на послушаниях стараются щадить немощного, который работает рядом, любовью покрывая погрешности в его работе.

Садясь за стол в трапезной, соблюдают порядок старшинства. На молитву, которую творит подающий пищу, отвечают «Аминь», за столом молчат и внимают чтению.

К богослужению не опаздывают, разве только при занятости на послушании.

В Иверском монастыре

На стоянке перед монастырем находится корпус, где располагаются церковная лавка и паломническая служба. В лавке вы можете приобрести платочки, длинные юбки, если не взяли нужную одежду с собой. В паломнической службе нужно согласовать свои приезд и ночлег, если вы собираетесь остаться в монастыре на какое-то время.

Согласовав приезд или ночлег, вы направляетесь за благословлением к отцу наместнику архимандриту Ефрему в наместнический корпус, который находится внутри монастыря. Получив благословение, ждете, когда вас расселят и разъяснят правила проживания.

Если вы собираетесь прожить в монастыре более двух дней, вам назначат послушания (посильный труд во славу Божию).

Гулять по острову, купаться в Святом Озере можно только с благословления наместника. Загорать, распивать спиртные напитки, устраивать пикники и жечь костры на территории острова запрещено. Курить разрешается только в специально отведенных для этого местах.

После 22-00 выходить из келий можно только по необходимости (например, если вы готовитесь к отъезду).

Накануне отъезда надо испросить благословение наместника; перед отъездом необходимо навести порядок в келии.

Следуя 43 правилу VI Вселенского Собора , поступить в монастырь может любой христианин для спасения своей души и угождения Богу вне зависимости от своего прежнего морального образа жизни. Как правило, новоначальными не могут быть несовершеннолетние, а также родители, имеющие малолетних детей, требующие их опеки, муж при живой жене и жена при живом муже (супруги, скрепленные церковным браком, могут поступить в монастырь при условии, что на новый образ жизни возьмут благословение у архиерея и одновременно поступят каждый в свой монастырь, разумеется, в разных обителях: мужской и женской, согласно 18 правилу Василия Великого).

Новопоступивший в монастырь проходит испытание в течение определенного срока и, если окажется достойным, постригается в монашеский чин. В период испытания ему определяется опытный наставник в духовной жизни, обычно именуемый старцем. Духовному наставнику новоначальный должен открывать свое духовное состояние и получать от него наставления и духовную поддержку. После пострижения он становится монахом, пред которым открывается возможность стать схимником. Поведение новоначальных часто оговаривается уставом монастыря.

ПОВЕДЕНИЕ НОВОНАЧАЛЬНЫХ

1. Новоначальный, прежде всего, должен внимательно прочитать и усвоить монастырский Устав, чтобы при первых же шагах своего пребывания в обители не нарушить заведенного в ней порядка и дисциплины.

2. Новоначальный дает подписку в том, что он обязуется свято выполнять все, изложенное в Уставе; в случае же нарушения упомянутого Устава, он подлежит соответствующему взысканию со стороны администрации монастыря в целях вразумления и покаяния, а при упорном непослушании может быть удален из обители.

3. Новоначальный должен всемерно стремиться к духовной жизни как первой цели своего звания, оставляя светские привычки, помня наставление святого Василия Великого к начинающим инокам: «Походку иметь скромную, не говорить громогласно, соблюдать в беседе благочиние, употреблять пищу и питие благовременно, хранить молчание при старших, быть внимательным к мудрым, послушным к начальствующим, иметь к равным и меньшим нелицемерную любовь, удаляться от злых, мало говорить, тщательно собирать познания, не многословить, не быть скорым на смех, украшаться скромностью».

4. По отношению к настоятелю и насельнику монастыря новоначальный должен оказывать смиренную почтительность, при встрече с настоятелем ему следует брать благословение, а насельников при встрече приветствовать почтительным поклоном.

5. Входить в чужую келью следует с молитвой и только когда будет получен ответ «Аминь».

6. После вечернего правила всякие праздные разговоры и прогулки воспрещаются.

7. Подобает беспрекословно повиноваться наместнику, начальствующим монастыря, помня, что и Сам Христос сказал о Себе: «Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Ин. 6:38). Распоряжения наместника по монастырю не принято монашествующими обсуждать, критиковать, но с молитвою и смирением выполнять. Если какой-то брат не согласен с распоряжениями начальствующих, он с кротостию и наедине вполне может высказать свое мнение давшему это распоряжение на его дальнейшее усмотрение.

8. Усердное и прилежное послушание для новоначальных – залог их будущего духовного возрастания и спасения. Следует избегать своеволия, ничего не делать без благословения вышестоящих, даже похвального, чтобы не впасть в соблазн, гордость и прелесть.

9. Новоначальный должен находиться в постоянном мире и любви со всеми братьями обители, стараясь быть со всеми приветливым и услужливым.

10. Никто не должен без благословения старших брать себе в келью какую-либо вещь, даже самую необходимую, помня, что всякое такое приобретение без благословения – есть кража.

11. Монашествующим не должно заводить в келье лишних вещей, впадать в грех мшелоимства. Лучшим украшением иноческой кельи служат святые иконы и книги Священного Писания, а также творения Святых Отцов. Келья монаха содержит крайний минимум всего, без чего нельзя обойтись в нем. Келья должен быть красной не вещами, а духом веры и молитвы живущего в ней инока. Светские и чисто мирские вещи и принадлежности не должны иметь места в келье.

12. Одежда должна быть чистой и простой. Цвет монашеской одежды всегда только черный и никакой другой. Для послушников он может быть серый, коричневый или какой-нибудь еще, но не яркий.

13. Курение, употребление спиртных напитков и сквернословие категорически воспрещаются, нарушение сего древнего правила влечет за собой серьезное наказание, вплоть до исключения из обители.

14. Целомудрие или чистота души состоит не только в хранении себя от порочных дел и поступков, но и от нечистых помыслов, как первых поводов к греху.

15. Везде и всегда прилично монаху воздерживаться от празднословия, помня слова Господа: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день Суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф.12.36). Если кто-либо из новоначальных постоянно нарушает правила иноческой жизни, то таковой берется под особое наблюдение старших братьев, его увещевают и наставляют с целью исправления, а в случае упорства его в своих грехах, следует такого нарушителя отсечь от общества иночествующих, как поврежденный член тела».

Из Устава Свято-Троицкого Тюменского мужского монастыря