Архимандрит Никон (Рождественский). Архиепископ Никон (Рождественский) «Козни врагов наших сокруши…»Дневники

Архиепископ Никон (Николай Иванович Рождественский) родился 4 апреля 1851 года в селе Чашниково Верейского уезда Московской губернии в многодетной семье сельского дьячка Ивана Андреевича. Мать, Ольга Ивановна, была, как говорил впоследствии сам Владыка, «Христова крестоносица» – она несла большой и тяжелый крест по воспитанию огромного числа своих детей. Семья была многодетной – двадцать два ребенка. Жила семья в чрезвычайно бедных, стесненных условиях, так что можно представить тот груз забот, который лежал на плечах этой сельской женщины.

Вот как впоследствии сам Владыка описывал свое детство:

«С первых дней сознательной жизни, как только я себя помню, я вижу себя на руках родителя, который носил меня чрез сугробы снежные в Божий храм; я любил ходить туда не только в праздник, но и в будни, не только на службу Божию, но и в то время, когда мой родитель – дьячок – топил церковные печи. Со стен церковных смотрели на меня лики угодников Божиих, лики серьезные, благоговейные, с молитвенным выражением. В воздухе ощущался запах ладана и воска. Казалось, что в этой священной тишине незримо, но сердцу ощутимо, носились ангелы Божии. Таинственная завеса в Царских дверях, святая плащаница за клиросом, старые, потемневшие хоругви, ряды икон, уходящие к сводам храма в иконостасе, – все говорило детскому сердцу: это – не простое место, это – храм Божий...

Я не говорю об участии в Богослужении прислуживанием в алтаре, пением и чтением на клиросе: скажу только, что помню себя на руках родителя с Часословом в руках; помню, как, получив эту священную книгу в первый раз, я целовал ее, детски радуясь ее «красной прописи», киноварью напечатанным строкам. Помню, что под влиянием этой радости я тут же дал обещание – стать на клирос с отцом, и затем и – прочитать шестопсалмие. Шестилетним мальчиком я уже сделал попытку к сему – увы, на первый раз не удавшуюся: тоненьким голоском прочитал я пять-шесть строк и смутился, струсил, заплакал... А старичок-батюшка из алтаря уже возглашает отцу моему: «читай сам!» ... Но через неделю я уже победил себя и ликовал детским сердцем: я прочитал все шестопсалмие!»

В возрасте пяти лет Николай ослеп на один глаз, но это не помешало ему выучиться грамоте и закончить церковно-приходскую школу.

От рождения он был хилым мальчиком, но Бог даровал ему великие способности, которые определились как-то сразу. К восьмилетнему возрасту он уже три раза прочел славянскую Библию . Представьте, одноглазый мальчик сподобился прочесть огромную книгу, прочесть три раза на церковнославянском языке! Помимо этой книги, он прочитал еще несколько томов Четьих-Миней, прочитал и другие основные великие православные церковные творения. Так что, видно, в нем таились необыкновенное трудолюбие и рвение к слову истины, которыми он обладал до самой своей смерти.

По окончании сельской церковноприходской школы Николай поступил в Московское Заиконоспасское Духовное училище, где считался первым учеником. При его блестящих способностях и необыкновенных знаниях он сильно выделялся среди других питомцев. Во время обучения в училище в числе прочего занимался сочинительством, писал стихи, издавал журнал.

В 1863 году, пылая любовью к преподобному Сергию, он решил совершить пешком паломничество в лавру Преподобного.

«Я скопил тогда три-четыре рубля на дорогу, – вспоминал о себе позже, – отказавшись от чая, но откладывая кусочки сахара и продавая их, чтобы помочь родителям для этого путешествия. Когда настало благоприятное время, я стал просить отца и мать, чтобы отправиться в столь желанное странствование. Когда я услышал: «Знаем, сынок, что это дело доброе, да как же быть-то: ведь денег нет!», – я с торжеством выложил тогда пред ними свой «сахарный» капитал и, о радость! – я обезоружил их! На утро мы были уже в пути. 60 верст сделали в полутора суток. Вот пред нами открылась и святая лавра во всей ее красоте. Вот поле, которое, по незнанию истории, конечно, родители мне назвали «Мамаевым». И в моем воображении уже пронеслась картина исторической битвы, о которой уже читал в житии угодника Божия. Вот собор – то покоище Сергиево, где почивает он в благоухании святыни. Что пережило тогда мое детское сердце – не пересказать».

Закончив в 1874 году Московскую Духовную семинарию первым учеником, он из смирения не стал поступать в Духовную академию. Высшего Богословского образования не получил, но впоследствии, по обширным его знаниям, был избран почетным профессором Московской Духовной академии.

В 1874 году Николай Иванович поступил послушником в Новоиерусалимский Воскресенский монастырь в Московской губернии.

В 1877 году, когда настоятеля отца перевели в Свято-Троицкую Сергиеву лавру наместником, последовал за ним.

С января 1879 года, в течение многих лет, был редактором «Троицких листков», религиозно-просветительского издания для народа.

Своими публикациями он весьма убедительно давал отпор разным извратителям истины.

К Троице притекало множество паломников, собственно, вся Богомольная Россия стремилась посетить эту святыню, чтобы припасть там к цельбоносным мощам преподобного Сергия. И народ по всем углам России в котомках нес «Троицкие листки». Лаврская типография печатала их буквально сотнями тысяч штук; в общей сложности этих листков было напечатано более миллиона. Листки почти совершенно ничего не стоили, их продавали по копейке, а иногда давали и даром. Для народа они были любимым чтением. И когда такой паломник возвращался в родное село, он собирал Богомольных людей – тогда вся крестьянская Россия была православной, по-настоящему Богомольной, и интерес к паломничеству наблюдался большой, – и соборно читались вслух эти листки, люди утешались, находили в них много для себя важного.

В 1885 году назначен соборным иеромонахом Московского Донского монастыря.

В том же году была издана его книга «Житие и подвиги преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца». Эту книгу переиздают и теперь – о великом русском святом ей равных нет. Написанная образным языком, книга настолько проникновенна, что даже черствое сердце наскоро разогреется и возгорится Богомыслием при чтении. Как сказал Иван Сергеевич Аксаков, книга «исполнена благотворной красоты, которой подражать нельзя».

В 1899 году отец Никон исполнил благословение святителя Феофана (Говорова), Вышенского Затворника: выпустил в свет «Толкование на Евангелие от Матфея. Духовно-нравственное чтение для народа».

В 1900 году за издание «Троицких листков» он был удостоен Макариевской премии.

В 1892 году утвержден действительным членом учрежденного собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры, с исключением из Донского монастыря и возведен в сан архимандрита. Занимал несколько административных постов в лавре, издавал литературу.

В 1893 году – казначей Лавры.

В 1901 году – председатель епархиального училища иконописания при Свято-Троицкой лавре.

Кроме «Троицких листков», трудился над изданием «Троицкой библиотеки», «Божией Нивы», «Троицких цветков», «Троицкой Народной Беседы» и «Троицкого Слова».

Смиренный инок искренне старался избежать святительского служения, но «от Господа стопы человеческие исправляются» () ...

14 марта 1904 года отец Никон был хиротонисан во епископа Муромского, викария Владимирской епархии.

В 1904–06 годах – настоятель Московского Свято-Даниилова монастыря.

Поддерживал знакомство с московскими монархистами В.А. Грингмутом, Б.В. Никольским и другими; принимал участие в деятельности монархических организаций.

В 1905 году, когда разыгралась жестокая революционная смута, настоятель обители святого князя Даниила Московского епископ Никон не мог промолчать об этом ужасном разорении России.

16 октября в «Московских ведомостях» он опубликовал подготовленную им статью (слово священномученика Владимира (Богоявленского), в то время митрополита Московского и Коломенского) против кромешников: «Что нам делать в эти тревожные дни?» Вот цитата из нее: «Главное гнездо врагов России за границей. Они мечтают весь мир поработить себе; в своих тайных секретных протоколах они называют нас, христиан, прямо скотами, которым дал, говорят они, образ человеческий только для того, чтобы им, якобы избранным, не противно было пользоваться нашими услугами... С сатанинской хитростью они ловят в свои сети людей легкомысленных, обещают им рай земной, но тщательно укрывают от них свои затаенные цели, свои преступные мечты. Обманув несчастного, они толкают его на самые ужасные преступления якобы ради общего блага и действительно обращают его в послушного раба». В статье он призвал русских людей сплотиться и «дать отпор врагам Царя и Отечества».

Этот призыв вызвал яростный накат еврейской печати на владыку Никона. Либеральные публицисты, чужероды вкупе с иудействующими, изрыгая хулу на подвижника Христова, вовсю выказали свое обличье ненавистников России.

6 апреля 1906 года, вместе с митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским), владыка Никон участвовал в открытии 2-го Всероссийского съезда русских людей в Москве. Писал статьи, обличающие революционеров.

Владыку Никона стали проклинать на страницах «прогрессивной» печати за призыв к русским людям сплотиться, отвергнув путь позора и предательства своей страны, предательства своих же собственных интересов. Видите ли, Никон зовет людей одуматься и сплотиться! Виданное ли это дело! Началась оголтелая массированная атака, направленная против владыки Никона, докатившаяся и до Святейшего Синода. А в Синоде были в то время не все такими, как епископ Никон. Там были и те, кто иногда подыгрывал революционным страстям. Один из них – Петербургский митрополит Антоний (Вадковский), известный своими симпатиями к разного рода прогрессистам-революционерам и к церковным реформаторам. Именно он настоял на том, чтобы удалить владыку Никона из Москвы и из Троицкой лавры, упрятать его подальше, в глубинку. И настояние митрополита Антония поддержал Синод, ведь его буквально завалили требованиями от лица так называемой «прогрессивной интеллигенции».

25 апреля 1906 года епископ Никон был переведен на Вологодскую кафедру. По существу, его услали подальше от Москвы, полагая, что в незаметном месте он будет потише.

Но владыка Никон не тот человек, чтобы сидеть тихо. В церковной печати он продолжал выступать с прежней прямотой. Причем все, о чем он говорил раньше, выражал еще более ярко. Это был важный этап его борьбы против революционеров и разложенцев разного рода.

Преосвященный Никон был почетным председателем Вологодского отдела Союза Русского Народа, оставшись для монархистов одним из главных духовных авторитетов.

Такую вот телеграмму прислал Владыка в адрес 3-го Всероссийского съезда Людей Земли Русской в Киеве 1–7 октября 1906 года: «Братья, будьте единодушны, единомысленны, сплотитесь теснее в единый крепкий союз в защиту бедной Родины нашей, столь терзаемой смутою. Священным для всех вас именем преподобного Сергия умоляю вас: не дробитесь, не делитесь на партии, забудьте то, что представляет собою некоторые оттенки в ваших личных взглядах... все сплотитесь воедино под священным знаменем, на коем красуются святыни нашего народного сердца: Вера Православная, Царь Самодержавный и Народ Русский как самобытная собирательная личность».

Он прислал обстоятельное приветствие и благословение Съезду Русских Людей в Москве 27 сентября – 4 октября 1909 года, в котором предостерегал: «Объединимся же теснее и пойдем дружно на защиту от врагов родной Церкви, родного нашего народа и его заветных идеалов. Иначе приидут язы ́цы в достояние Божие, приидут иудеи и возобладают казни. И будут тогда последняя горше первых: плен иудейский горше плена татарского».

И сегодня полезно читать нам написанное Святителем в 1910 году: «Люди, мнящие себя быть руководителями народа, величающиеся «передовыми», в большинстве своем оторвались от веры и благочестия предков своих, от веры народной, в душе своей уже стали неверами, а поелику это – ложь, будто можно быть совершенным атеистом, то место веры в их сердцах заняло суеверие, а это уже и есть, по самой своей сущности, язычество; и вот эти люди теперь стараются подчинить своему авторитету народные толпы, пока не восставая открыто и формально против Христианства, а всячески унижая его в глазах народа приравнением к лживым верам, к ересям, к магометанству и язычеству... под видом «уважения» к чужой вере. Но позвольте, господа, хочется сказать им: да свою-то, Православную веру, вы уважаете? Считаете ее истинною? Или для вас она есть одна из форм религиозных верований, которые все для вас равно – заблуждения? Ведь, если бы уважали, то не допустили бы такого издевательства над нею, какое теперь всюду проявляется! Издеваются над верою нашею и в печати, и в газетах, и в брошюрах, и в книгах, и в театре, в искусстве и даже политике... А тем, кто мог бы одним росчерком пера прекратить все это зло, будто и дела нет... И вот дерзость ненавидящих крест Господень дошла до того, что в столице Православного государства, в стране, именующей, себя «Святою Русью», в зале, украшенной портретами Русских Царей, в зале петербургского дворянского собрания, сборище заклятых врагов христианства – конечно, иудеев – распевало богохульную, кощунственную шансонетку, в которой повторяются все злобные слова поругания над нашим Господом, записанные святыми евангелистами... «Сойди со креста, Распятый, если Ты Сын Божий!..» Господи, да разве это можно терпеть? Разве можно без горького негодования читать в газетах? А газеты эти, издаваемые большею частию теми же иудеями, восторженно описывают этот жидовский концерт... А петербургскому дворянству не совестно под такой концерт отдавать свой зал!.. А русские люди спокойно допускают все это!..

Нет! Наше сердце сжимается жгучею болью за бедную, несчастную Россию, и из того сердца вырывается горькое слово жалобы Богу: доколе, Господи, отвращаеши лице Твое от нас?..»

В 1911 году в статье «Наши духовные нужды», опубликованной в сборнике «Мои дневники», Владыка размышлял: «Старая Русь... Большой деревянный дом, русская «изба» с гостеприимным крыльцом, с горницей, или светлицей, украшением которой служит большая в древнем стиле писанная икона, в золотой низанной жемчугом ризе, в резном из дуба киоте, и непременно с лампадой, озаряющей тихим светом строгий лик Христов или милосердный лик Владычицы... Вот старая Русь!

А новая Россия?.. о, это каменный дворец в европейском вкусе, дворец, на фасаде которого едва приметишь вход, в роскошных залах которого не скоро отыщешь – если только отыщешь – образок в два вершка, и неизвестно, не легко рассмотреть, кто изображен на этом образке... Святыня будто стыдливо прячется в этих палатах, обитатели которых стыдятся помолиться, садясь за стол, никогда не крестятся, входя в дом... Вот новая Россия, – не Русь, а Россия!

И насколько тепло и уютно, по-родному – семейно чувствуешь себя в той русской избе, настолько холодно и казенно, будто где-то у чужих людей – в этих разубранных картинами и статуями палатах оевропеившейся России».

Владыка Никон твердо отстаивал интересы Церкви и веру нашего народа. Когда духовный писатель Е.Н. Поселянин стал сомневаться, правильно ли поступила в своем определении по факту отпадения от Церкви Льва Толстого и начал делать разного рода заявления: дескать, это великий писатель и к нему нужна особая вероучительная мерка. Тогда весьма твердо ответил ему архиепископ Никон, сказав, что никаких колебаний в отношении графа Толстого быть не может – он сам завещал не отпевать себя, не ставить над его могилой креста... Что же вы хлопочете? Он сам, добровольно отпал от Церкви. Есть письменное его заявление на этот счет, и устные указания он давал своим приближенным... Зачем же лицемерить? Архиепископ Никон еще при жизни Льва Николаевича твердо защищал Православие от его нападок.

С 24 апреля 1911 года по 8 марта 1912 года Преосвященный Никон состоял членом Совета Русского Собрания.

Он не переставал выпускать в лавре журнал «Троицкое слово». Этот замечательный журнал – его детище, его творение. В журнале, буквально в каждом номере, были статьи самого владыки Никона, постоянно обличавшие всякого рода революционных отщепенцев, которых было много в разных сословиях, в том числе и в духовном.

29 марта 1912 года Владыка был уволен по болезни от управления епархией с оставлением членом Святейшего Синода.

В 1913 году возведен в сан архиепископа.

В те годы Россия, помимо прочего, переживала еще и сектантскую агрессию. Повсюду возникали секты или оживлялись старые, угасшие лжеучения пашковцев, толстовцев, духоборов, молокан, хлыстов... Стали популярными спиритизм и теософия. И пред этой агрессией необходимо было отстаивать православную истину – истину не тускнеющую, истину Божию, которую русский народ носит в своем сердце. К сожалению, и в лоне самой Русской Церкви, и в кругу либеральной богоискательствующей интеллигенции появились свои лжеумствования – например, «софиология», проповедником которой был Сергей Булгаков, и другие религиозные вольнодумцы.

Одно из лжеумствований, доставивших много хлопот Православной Церкви, и в частности архиепископу Никону, – кривоверие «имябожников», вылившееся в так называемую «афонскую смуту».

В 1913 году она особенно свирепствовала на Афоне. Имябожники утверждали, что в самом имени Бога присутствует Сам Бог. Наши церковные иерархи, в их числе архиепископ Никон, и говорили, и писали против этой ереси еще до того, как смута достигла апогея. Владыка Никон наставлял: «Мы употребляем имя Бога в молитве, произносим и тогда, когда беседуем или пишем о Боге. Надо помнить еще и то, что мы – существа ограниченные, а Бог – неограничен, непостижим для нашего ума, необъятен для нашего слова. По благости Своей Он открывает Себя в слове человеческом, но всякое слово наше остается ограниченным и условным. Он же, безусловно, всесовершенен. В Его имени, в нашем слабом слове или нашем умопредставлении о Нем есть только приближение понятия о Нем к нашему уму, но не тождество не только с Самим Существом Его, но даже и с тою идеей о Боге, которая прирождена нашему духу как неотъемлемая черта образа Божия в нас самих».

В русских монастырях на Афоне вспыхнули беспорядки. На Афоне тогда спасались 1700 монахов из России. Беспорядки те превзошли всякие мыслимые размеры, и тогда Синодом на Святую Гору был отправлен член Святейшего Синода архиепископ Никон с тем, чтобы умиротворить бунтующих монахов-имябожников, откровенно терроризировавших всех, не согласных с их лжеучением. Когда архиепископ Никон прибыл туда, он увидел ужасную картину. С одной стороны, греческое церковное начальство грозило русским монастырям выселением, если беспорядки имябожников на Афоне не закончатся. С другой – никак не удавалось смирить бунтующих. Ведь на Афон проникли даже революционеры – прятались там и верховодили. Были у них типографии, в которых печатались возмутительные листовки.

Владыка Никон поначалу пробовал разубедить главарей бунтовщиков, но сделать это не удавалось. Более того, бунтовщики угрожали расправой. Имябожники вели себя на Афоне безобразно. Они угрожали Архиепископу, могли нападать с оружием. Пришлось подключить брандспойты и разогнать мятежников струями воды. Лишь после этого их собрали и вывезли с Афона. На Афон ввели войска, которые находились на вспомогательных судах. И двести матросов Русского Императорского флота выселили со Святой Горы всех бунтовавших имябожников. Их было приблизительно около тысячи. На Афоне осталось семьсот русских душ, а тысячу бунтовщиков вывезли оттуда и разместили по разным монастырям внутри России; в основном они попали на Новый Афон.

Лжеучение имябожников было опровергнуто многими Богословами, Определением Святейшего Синода Российской Церкви и двумя вселенскими патриархами.

Если бы святитель Никон не вывез тогда смутьянов, если бы он не применил этот радикальный способ, Россия лишились бы своих великих святынь на Святой Горе Афон.

В 1915 году архиепископ Никон был переизбран в Государственный Совет.

Он продолжал поддерживать монархистов: присутствовал при открытии Петроградского Совещания монархистов 21–23 ноября 1915 года, приветствовал Всероссийское монархическое совещание в Нижнем Новгороде уполномоченных правых организаций 26–29 ноября 1915 года.

Перед революцией не было, пожалуй, более ярких выступлений с церковной кафедры, чем выступления владыки Никона. Его статьи и вся его публицистическая полемика, которая выносилась на страницы «Троицкого слова», были блестящи. С его же изданий была снята духовная цензура – так ему верили. И вот в этих журналах, в частности, в «Троицком слове», он печатался каждую неделю (журнал выходил еженедельно). За год накапливался целый том, и такие тома выходили под заглавием «Дневники». Их вышло много.

6 июля 1916 года архиепископ Никон был уволен по прошению от должности председателя Издательского совета на покой. Отошел от активной деятельности и сосредоточился на служении в лавре.

В конце жизни владыка Никон издал книгу С.А. Нилуса «Близ есть, при дверех». В этой книге было показано, что сатана уже стоит на пороге, при дверях нашего жилища и вот-вот сейчас перешагнет этот порог. Так и произошло: свершилась масонская февральская демократическая революция 1917 года. Временное правительство отдало приказ уничтожить тираж этой книги, ликвидировать и другие тиражи в типографиях Свято-Троицкой лавры, тем самым засвидетельствовав истинность обличений в тех изданиях, засвидетельствовав свой страх перед истиной Христовой, засвидетельствовав еще раз свое открытое богоборчество, разоблаченное церковным словом.

В 1917 году, когда митрополита Тихона избрали Патриархом, архиепископ Никон обратился к нему с письмом, в котором просил Святейшего призвать всех православных к стоянию против красных врагов России, призвать православных стоять твердо за веру, вплоть до принятия исповеднического венца. Владыку не пугала никакая расправа, его не согнули никакие угрозы. Ведь он напрямую обращался к главе Православной Церкви, чтобы от лица Церкви дать отпор революционной черни и ее предводителям – тем видимым бесам (по определению святого Кирилла Александрийского) – в лице богоборческой власти. Это обращение твердого православного иерарха, горячего исповедника и ревнителя веры, стало основанием для будущей стойкости новомучеников и всех верных Христу и Его Церкви. И святитель Никон входит в сонм современных страдальцев как начало и опора, как краеугольный камень добродетелей новых святых.

Февральскую революцию 1917 года владыка Никон расценил как «торжество сатаны».

15 августа 1917 года в послании к Всероссийскому Церковному Собору он писал, что если не спасет Россию «особенное чудо Божия Милосердия, то она в качестве великой державы должна сойти в могилу всеобщей истории, опозоренная клеймом измены Божию призванию».

Существует интересное свидетельство философа-публициста В.В. Розанова о том, как выглядел в революционные дни святитель Никон. В своих записках Василий Васильевич признался, что всегда не любил владыку Никона за его прямоту, за его совершенное отвержение космополитической «русской» интеллигенции, за разоблачение ее ложных идеалов. И вот когда Розанов стоял на последней службе архиепископа Никона в Троицком соборе лавры, почувствовал: это какая же сила в нем – в этом слепом, невзрачном, невысоком человеке! И откуда такая гигантская, притягательная сила? Розанов сознался, что был не прав по отношению к нему: «Я называл его дуроломом, а это святой, великий человек! Ему не в чем упрекнуть себя!»

Умер архиепископ Никон 30 декабря 1918 (12 января 1919 – по новому стилю) года в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, где и был погребен позади Свято-Духовского храма.

В разных его жизнеописаниях говорится, что скончался он мирно, своей .

Но старые жители Сергиева Посада рассказывали, что его была насильственной: Владыка подвергся нападению революционной черни, был жестоко изуродован и убит. Это случилось за воротами лавры. Говорили, что он был даже обезглавлен.

Как на самом деле окончилась земная жизнь угодника Божия, весть. Убийство было возможно, потому что архиепископа Никона ненавидела вся большевистская свора, начиная от ее главарей. Весь сатанинский синклит врагов и мучителей России занимался тогда истреблением защитников церковных и национальных интересов русского народа.

О такой выдающейся личности как владыка Никон можно было бы говорить еще очень и очень много, а все равно достойно его смиренного величия этого не сделать. Богомольная, благочестивая Россия и сегодня чтит великого своего подвижника.

Литература:

1 . Первый на Москве. Московский Данилов монастырь. М., «Даниловский благовестник», 2000.

2 . Архиепископ Никон. Православие и грядущие судьбы России. / Сост. священник Ярослав Шипов. М.: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. «Новая книга». 1994.

3 . А.Н. Стрижев. Никон Рождественский – великий святитель XX в. // Москва. 2000. № 7.

4 . http://www.ortho-rus.ru

5 . http://www.hrono.info. Статьи О. Платонова и А. Степанова.

6 . Богатырь мысли и дела. Памяти Владимира Андреевича Грингмута. М., 1909.

7 . Подробный отчет о Третьем Всероссийском Съезде Людей Земли Русской в Киеве. М., 1906.

574.)

НИКОН (в миру РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Николай Иванович), архиеп. Вологодский и Тотемский (4.04.1851—30.12.1918), председатель Издательского совета при Св. Синоде, член Государственного Совета, один из самых активных участников право-монархического движения среди архиереев.
Родился в многодетной (22 ребенка) семье бедного причетчика с. Чашниково Верейского у. Московской губ. От природы был хилым мальчиком, к тому же в 5-летнем возрасте он ослеп на один глаз. Однако уже в детстве у него проявились редкостные способности. К 8-летнему возрасту он 3 раза прочел славянскую Библию, знал наизусть немало житий святых. В отроческие годы некий старец предрек ему святительское служение, сказав отцу отрока Николая: «Это наш будущий архиерей». Окончил Заиконоспасское ДУ, Московскую ДС (в 1874 первым учеником). Помня о предсказании старца, он по смирению уклонился от поступления в Духовную академию, которая вела к архиерейству. Вместо этого поступил послушником в Ново-Иерусалимский монастырь, основанный патр. Никоном. Перешел в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру следом за настоятелем о. Леонидом (Кавелиным), назначенным наместником Лавры. Еще будучи послушником, с 1 февр. 1879 начал выпускать знаменитые «Троицкие листки». 1 февр. 1910, выпуская первый номер очередного своего издания «Троицкое слово», он вспоминал: «Признаюсь, в 1879 я робкою рукою ставил № 1 на листке, неуверенный, выйдет ли № 2. Бог благословил это начинание: по сей день вышло более 1300 № листков, в количестве более 140 миллионов оттисков». В 1900 за издание «Троицких листков» получил Макариевскую премию.
В 1880 в Лавре принял иноческий постриг с именем Никон. В 1882 он был рукоположен во иеродиакона, а вскоре и во иеромонаха. В 1885 возведен в звание соборного иеромонаха Ставропигиального Московского Донского монастыря. В этом же году произошло другое знаменательное событие в жизни иером. Никона - вышла в свет его книга «Житие и подвиги преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца». Книга выдержала 5 изданий и до сих пор считается одним из лучших творений о великом русском святом. И.С.Аксаков сказал об этой книге, что она «исполнена благотворной красоты, которой подражать нельзя». В 1892 о. Никон был утвержден действительным членом учрежденного собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и возведен в сан архимандрита, а в 1893 назначен на ответственную должность казначея Лавры. В 1901 архим. Никон стал председателем епархиального училища иконописи при Лавре. В этот период в дополнение к «Троицким листкам» он начал издавать «Троицкую библиотеку», «Троицкую народную беседу» и др. издания.
Избежать архиерейского служения все-таки не удалось. Предсказание старца сбылось - 14 марта 1904 состоялась хиротония архим. Никона во еп. Муромского, викария Владимирской епархии. 8 нояб. 1904 назначен еп. Серпуховским, викарием Московской епархии. В этот период владыка особенно сблизился с московскими монархистами. Он принимал активное участие в деятельности Русского Монархического Собрания, поддерживал личные близкие отношения с В.А.Грингмутом, Б.В.Никольским и др. лидерами право-монархического движения. Революция 1905 произвела на владыку горестное впечатление. Он вспоминал о тяжелых и позорных для Москвы днях октябрьских забастовок и декабрьского восстания: «Нас, Русских людей, носителей родных заветов Святой Руси, поносили, оплевывали, а в революционных подпольных листках приговаривали и к смерти. Оставалось одно утешение: Богу молиться, да взаимно ободрять, нравственно поддерживать друг друга». Еп. Никон был одним из тех, кто не побоялся открыто и громко объявить себя врагом революции, поддерживал антиреволюционную деятельность монархистов. Он сослужил митр. Московскому Владимиру (Богоявленскому) при открытии 2-го Всероссийского съезда Русских Людей в Москве 6-12 апр. 1906. Большой резонанс в обществе имела его статья «Что нам делать в эти тревожные дни?», которая была опубликована в самый разгар революции 16 окт. 1905 в редактируемой В.А.Грингмутом газете «Московские ведомости». В статье он открыто призывал русских людей сплотиться и «дать отпор врагам Царя и Отечества». Эта статья стала поводом для нападок на еп. Никона со стороны влиятельных либерально-бюрократических кругов.
25 апр. 1906 он был назначен на Вологодскую кафедру. Многие монархисты восприняли это назначение как наказание за активное участие в монархическом движении. Но еп. Никон не изменил своим идеалам. В Вологде он стал почетным председателем отдела Союза Русского Народа (СРН), оставшись для монархистов одним из главных духовных авторитетов, к нему чаще всего обращались за благословением и поддержкой. Трогательную телеграмму владыка прислал в адрес 3-го Всероссийского съезда Русских Людей в Киеве 1-7 окт. 1906 (Всероссийский съезд Людей Земли Русской). В ней, в частности, говорилось: «Братья, будьте единодушны, единомысленны, сплотитесь теснее в единый крепкий союз в защиту бедной Родины нашей, столь терзаемой смутою. Священным для всех вас именем преподобного Сергия умоляю вас: не дробитесь, не делитесь на партии, забудьте то, что представляет собою некоторые оттенки в ваших личных взглядах... все сплотитесь воедино под священным знаменем, на коем красуются святыни нашего народного сердца: Вера Православная, Царь Самодержавный и Народ Русский как самобытная собирательная личность». 31 янв. 1907 еп. Никон стал членом Гос. Совета от Св. Синода, с 1 янв. 1908 - членом Св. Синода. Он прислал обстоятельное приветствие и благословение Московскому съезду (Съезд Русских Людей в Москве 27 сент. - 4 окт. 1909), в котором предостерегал: «Объединимся же теснее и пойдем дружно на защиту от врагов родной Церкви, родного нашего народа и его заветных идеалов. Иначе приидут языцы в достояние Божие, приидут иудеи и возобладают казни. И будут тогда последняя горше первых: плен иудейский горше плена татарского». Как член Гос. Совета и Св. Синода, он подолгу жил в столице и 24 апр. 1911 был избран членом Совета Русского Собрания (РС) (выбыл 8 марта 1912). 29 мая 1912 уволен по болезни от управления епархией с оставлением членом Св. Синода. В 1913 возведен в сан архиепископа и 4 апр. назначен председателем Издательского совета при Св. Синоде.
30 мая 1913 архиеп. Никон по решению Св. Синода был направлен на Афон с военным кораблем с целью воздействовать на русских монахов-имяславцев, в результате его действий несколько десятков афонитов были арестованы и вывезены в Россию. Действия архиеп. Никона вызвали неоднозначную оценку среди православных, многие осуждали его за жестокость.
В 1915 архиеп. Никон был переизбран в Гос. Совет. Он продолжал поддерживать монархистов: присутствовал при открытии Петроградского совещания (Совещание монархистов 21-23 нояб. 1915 в Петрограде), приветствовал Нижегородское совещание (Всероссийское монархическое совещание в Нижнем Новгороде уполномоченных правых организаций 26-29 нояб. 1915). В 1916 уволен по прошению от должности председателя Издательского совета и перебрался в родную Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Здесь под занавес своей жизни владыка Никон издал знаменитую книгу С.А.Нилуса «Близ есть, при дверех». Когда в разгар новой смуты Поместный Собор избрал митр. Тихона (Беллавина) Патриархом, архиеп. Никон обратился к нему с письмом, в котором просил Святейшего призвать православных стоять твердо за веру, вплоть до принятия исповеднического венца. С захватом власти большевиками стала невозможной издательская деятельность, оставалось только служить. В это время в Сергиевой лавре жил один из самых непримиримых врагов архиеп. Никона писатель и философ В.В.Розанов. Побывав на одном из Богослужений владыки, он записал в дневнике: «Я называл его дуроломом, а это святой, великий человек! Ему не в чем упрекнуть себя!». Скончался и погребен архиеп. Никон в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

Соч.:
Житие преподобного Сергия Радонежского. Сергиев Посад, 1885; Репринт. Сергиев Посад, 1989; Где же наше христианство? Скорбные думы пастора. Сергиев Посад, 1910; Смерть графа Л.Н.Толстого. Сергиев Посад, 1911; Мои дневники. Вып. 1-7. Сергиев Посад, 1914-1916; Православие и грядущие судьбы России / Сост. священник Я. Шипов. М., 1994 и др.
Лит.:
Богатырь мысли и дела. Памяти Владимира Андреевича Грингмута. М., 1909; Подробный отчет о Третьем Всероссийском Съезде Людей Земли Русской в Киеве. М., 1906; Сборник Съезда Русских Людей в Москве. 27 сент. - 4 окт. 1909. М., 1910; Стрижев А. Никон Рождественский - великий святитель ХХ в. // Москва. 2000. № 7; Die Russischen Orthodoxen Bischöfe von 1893 bis 1965. Bio-Bibliographe von Manuil (Lemeševskij). T.5. Erlangen, 1987.
Анатолий Степанов (Историческая энциклопедия "Черная сотня")

Верейского уезда Московской епархии. У отца его, сельского дьячка Ивана Андреевича, было 22 ребенка. Мать свою, Ольгу Ивановну, урожденную Грузову, будущий владыка называл Христовой крестоносицей. В возрасте 5-6 лет юный Николай перенес тяжелую болезнь, вследствие которой ослеп на один глаз. Но все же под руководством отца он выучился читать и к 8 годам три раза прочитал Библию, а также многие духовные книги. Преосвященный Никон вспоминал:

"помню себя на руках родителя с Часословом в руках; помню, как, получив эту священную книгу в первый раз, я целовал ее, детски радуясь ее "красной прописи", киноварью напечатанным строкам. Помню, что под влиянием этой радости я тут же дал обещание - стать на клирос с отцом, и затем и - прочитать шестопсалмие. Шестилетним мальчиком я уже сделал попытку к сему - увы, на первый раз не удавшуюся: тоненьким голоском прочитал я пять-шесть строк и смутился, струсил, заплакал... А старичок-батюшка из алтаря уже возглашает отцу моему: "читай сам!" ... Но через неделю я уже победил себя и ликовал детским сердцем: я прочитал все шестопсалмие!"...

События революционной смуты 1905 года повлияли на дальнейшее служение владыки в Москве. Он неоднократно в своих проповедях высказывал свое неприятие происходящего, владыка резко обличал «подпольных крамольников», мечтающих «весь мир поработить себе». Деятельностью епископа Никона была раздражена революционно настроенная часть общества, назвавшая проповедь архиерея «погромной». К тому же Санкт-Петербургский митрополит Антоний (Вадковский) давно уже желал "освободить" Москву от владыки Никона за то, что он вносит "и в проповедь, и в печатные статьи политику". Все это стало причиной нового перемещения владыки.

В Вологде он стал почетным председателем отдела Союза Русского Народа .

Являясь почетным членом МДА, епископ Никон в году стал организатором и председателем Съезда монашествующих в Троице-Сергиевой лавре. С года владыка Никон стал издавать еще один журнал - "Троицкое слово". В статьях преосвященного Никона воссоздается картина церковно-общественной жизни России первых десятилетий XX столетия. Истоки современной смуты, которая "как ядовитый туман окутала нас со всех сторон", епископ Никон видит как в "происках мирового иудео-масонства", так и в отступлении русского народа от веры отцов - Православия. Вина за это отступление лежит, по мнению владыки, прежде всего, на внесословной интеллигенции, преклонившейся перед "современным ваалом безбожия и безначалия", перед идолом "прогресса". Архиепископ Николай (Касаткин) , уподобляя обличительные статьи владыки Никона ветхозаветным пророчествам Иеремии , называл их иеремиадами.

Сочинения

  • "Житие и подвиги преп. Сергия Радонежского". М. 1885, 5-е изд., 1904.
  • "Толковое Евангелие от Матфея". М. 1897, 3-е изд., 1904.
  • "На добрую память о незабвенном сотруднике". М. 1899.
  • "Статьи о монашестве". "Богосл. Вестн." 1903. "Душеп. Чтение" 1903.
  • "За кого говорит история". К вопросу о монашестве. М. 1903.
  • "Делание иноческое и дело Божие". М. 1903.
  • "Господи сил с нами буди". "Приб. к "ЦВ" 1904, № 38, с. 1208.
  • "Чем жива наша православная русская душа". М. 1908, 2-е изд., 1910. См. также "Приб. к "ЦВ" 1909, № 8, с. 364-369.
  • "Где же наше христианство?" Скорбные думы пастыря, 1910.
  • "Мои дневники". 1910-1915 гг.
  • "Смерть графа Л.Н. Толстого". Дневник из Троицкого слова". Сергиев Посад, 1911.
  • "Наше духовное сиротство". СПБ, 1911.
  • "На новом Афоне". СПБ, 1912.
  • "Больное место нашей церковной жизни". (Из дневника епископа). СПБ, 1912.
  • "Торжество царского самодержавия и истинная свобода". "Приб. к "ЦВ" 1911, № 5, с. 179-184.
  • "Берегите сокровище церковных преданий". СПБ, 1912, "Приб. к "ЦВ" 1912, № 3, с. 83, № 16, с. 649.
  • "Имябожники" "Великое искушение около Святейшего имени Божия и плоды его". "Сергиева Лавра" 1914, с. 138.
  • Отзыв о труде см. "Приб. к "ЦВ" 1914, № 14-15, с. 729.
  • "Зрелища и увеселения близ народных святынь". Сергиев Посад, 1914.
  • "Равноапостольный наш просветитель и его святые дети-мученики". Центр, 1915.
  • "Что такое спиритизм". Сергиев Посад, 1915.
  • "Слово семинаристам пред началом учения 31 августа 1908 года". "Приб. к "ЦВ" 1908, № 36, с. 1741.
  • "Свобода совести имеет свои границы". "Приб. к "ЦВ" 1910, № 21, с. 834-840.
  • "Думы и заботы архипастыря". "Приб. к "ЦВ" 1910, № 24, с. 958-961.
  • "Что нам нужнее всего".
  • "Троицкий патерик или сказание о святых угодниках Божиих". Св. Троиц. Серг. Лавра, 1896.
  • "Христос Воскрес!". "Приб. к "ЦВ" 1909.
  • "Нужды современного монашества". "Приб. к "ЦВ" 1909, № 20, с. 859-864, № 21-23.
  • "Архипастырский привет духовным юношам". "Приб. к "ЦВ" 1909, № 24, с. 1075-1977.
  • "Монашество и благотворительные учреждения". "Приб. к "ЦВ" 1909, № 39, с. 1798-1806.
  • "В добрый путь". "Приб. к "ЦВ" 1908, № 24, с. 1091-1094.
  • "Послание в день всепрощения 7 февраля 1909 года".
  • "Великий пяток". "Приб. к "ЦВ" 1909, № 12, с. 546.
  • "На дни Страстей Господних". "Приб. к "ЦВ" 1910, № 15, с. 689.
  • "Дивное путешествие". "Приб. к "ЦВ" 1910, № 22, с. 883.
  • "Из воспоминаний детства". "Приб. к "ЦВ" 1910, № 23, с. 921.
  • "Идите и вы в виноградник Христов". "Приб. к "ЦВ" 1910, № 24, с. 957.
  • "Какой памятник поставить святым печальникам родной земли". "Приб. к "ЦВ" 1910, № 25, с. 1013.
  • "Бог зовет нас к покаянию грозными явлениями в природе". "Приб. к "ЦВ" 1911, № 1, с. 1-4.
  • "Наше крещение и наш крест". "Приб. к "ЦВ" 1911, № 2, с. 55-57.
  • "Возлюбленным о Господе чадам Церкви Вологодской мир и Божие вседействующее благословение". "Приб. к "ЦВ" 1911, № 8, с. 309-312.
  • "За святые дни". Речь в государственном совете, произнесенная 16 февраля 1911 года. "Приб. к "ЦВ" 1911, № 9, с. 370-374.
  • "Слезы у гроба Господня". Слово в Великий Пяток над Плащаницей. "Приб. к "ЦВ" 1911, № 14, с. 633.
  • "Нечто о тайне беззакония". "Приб. к "ЦВ" 1911, № 26, с.1120.
  • "Скорбный вопль епископа". "Приб. к "ЦВ" 1911, № 40, с. 1664.
  • "Из моих путевых записок". "Приб. к "ЦВ" 1911, № 41, с. 1729.
  • "Вероисповедный законопроект пред судом православной народной совести". "Приб. к "ЦВ" 1911, № 48, с. 2041.
  • "Святителю Христову Николаю чудотворцу на свечку". "Приб. к "ЦВ" 1911, № 49, с. 2105-2107.
  • "Праздник Божественного смирения". "Приб. к "ЦВ" 1911, № 51-52, с. 2231.
  • "В полночь на Новый год". "Приб. к "ЦВ" 1912, № 1, с. 1.
  • "О всеобщем обучении". "Приб. к "ЦВ" 1912, № 2, с. 45.
  • "Послание к своей пастве". "Приб. к "ЦВ" 1912, № 5, с. 151.
  • "Заветы Святейшего Патриарха Гермогена нашему времени". "Приб. к "ЦВ" 1912, № 6, с. 192-202.
  • "Нам ли молиться за него". "Приб. к "ЦВ" 1912, № 9, с. 348-351.
  • "Распятие Господа и наше Ему сораспятие". "Приб. к "ЦВ" 1912, № 11, с. 449, "Голос Церкви" 1912, март, с. 13-18.
  • "Оскудение духовной жизни". "Приб. к "ЦВ" 1912, № 20, с. 820, "Голос Церкви" 1912, июль, с. 63-69.
  • "Наши церковные школы в грядущих судьбах русского народа". Речь в Государственном Совете 5 июня 1912 г.". "Приб. к "ЦВ" 1912, № 23, с. 941, "Голос Церкви" 1912, июль, с. 138-143.
  • "Архипастырское прощальное послание Вологодской пастве". "Приб. к "ЦВ" 1912, № 25, с. 1029-1032.
  • "Тяжелое бремя архиерейского омофора". "Приб. к "ЦВ" 1912, № 26, с. 1069, "Голос Церкви" 1912, август, с. 38-46.
  • "Дар царственного смирения смиренному отшельнику". (Слово пред освящением раки преп. Павлу Обнорскому). "Приб. к "ЦВ" 1912, № 27, с. 1105.
  • "Отечество царской власти". "Приб. к "ЦВ" 1912, № 31, с. 1247, "Голос Церкви" 1912, октябрь, с. 44-50.
  • "Мое доброе слово к православному духовенству". "Приб. к "ЦВ" 1912, № 33, с. 1305, "Голос Церкви" 1912, октябрь, с. 175-180.
  • "Верный послушник Матери Божией". "Приб. к "ЦВ" 1912, № 35, с. 1390.
  • "За честь креста Христова". "Приб. к "ЦВ" 1912, № 46, с. 1857.
  • "Больное место нашей церковной жизни". "Приб. к "ЦВ" 1912, № 44, с. 1772.
  • "Меч обоюдоострый". "Приб. к "ЦВ" 1912, № 47, с. 1901, "Голос Церкви" 1913, январь, с. 31-39.
  • "Моим читателям". "Приб. к "ЦВ" 1912, № 48-49, с. 1977-1978.
  • "Помним ли мы уроки 1812 года". "Приб. к "ЦВ" 1912, № 51-52, с. 2045.
  • "В ночь под Новый год". "Приб. к "ЦВ" 1913, № 1, с. 1.
  • "Речь члена государственного совета, произнесена 21 декабря 1912 года при обсуждении законопроекта о продолжительности занятий в торговых заведениях, складах и конторах". "Приб. к "ЦВ" 1913, № 1, с. 11.
  • "Об анонимных письмах, об "инаковерующих" и мой ответ одной из них". "Приб. к "ЦВ" 1913, № 2, с. 75-79.
  • "О духовных течениях в нашей интеллигенции". "Приб. к "ЦВ" 1913, № 5, с. 215-220.
  • "Смиренномудрие Православия". "Приб. к "ЦВ" 1913, № 49, с. 2017, "Голос Церкви", 1913, декабрь, с. 35-47.
  • "О настроениях современного юношества и доброе слово законоучителям". "Приб. к "ЦВ" 1913, № 45, с. 2066.
  • "Куда мы идем". "Приб. к "ЦВ" 1913, № 46, с. 2111.
  • "Плоды великого искушения около имени Божия". "Приб. к "ЦВ" 1913, № 34, с. 1504.
  • "Юбилей победы креста над язычеством". "Приб. к "ЦВ" 1913, № 35, с. 1550, "Голос Церкви" 1913, октябрь, с. 137-140.
  • "Живы ли мы". "Приб. к "ЦВ" 1913, № 43, с. 1980.
  • "Великое искушение около святейшего имени Божия". "Приб. к "ЦВ" 1913, № 20, с. 853.
  • "На память о светлом торжестве". "Приб. к "ЦВ" 1913, № 21, с. 936.
  • "Новая порция яда отрицания". "Приб. к "ЦВ" 1913, № 22, с. 1002.
  • "Яд гордыни". "Приб. к "ЦВ" 1913, № 33, с. 1464, "Голос Церкви" 1913, октябрь, с. 29-42.
  • "В защиту святого поста". "Приб. к "ЦВ" 1913, № 11, с. 475-480.
  • "Новый молитвенник за Русскую землю". "Приб. к "ЦВ" 1913, № 14, с. 649.
  • "Наше Солнце - Христос". "Приб. к "ЦВ" 1913, № 15-16, с. 693.
  • "Урок с неба". "Приб. к "ЦВ" 1913, № 15-16, с. 698.
  • "Благодатная радость Светлого Праздника Воскресения Христова". Приветствие на Святую Пасху. "Приб. к "ЦВ" 1914, № 14-15, с. 703.
  • "Вера Христова не терпит двоедушие". "Приб. к "ЦВ" 1913, № 6, с. 282.
  • "Об апокрифической молитве и легкоспасенцах". "Приб. к "ЦВ" 1913, № 7-8, с. 350-354.
  • "Один из невидимых стражей души народной". "Приб. к "ЦВ" 1913, № 10, с. 438-445.
  • "Евангельские волхвы и мудрецы нашего времени". "Приб. к "ЦВ" 1913, № 51-52, с. 2360.
  • "На грани Нового года". "Приб. к "ЦВ" 1914, № 1, с. 1, "Голос Церкви" 1914, январь, с. 25-29.
  • "Святитель Николай Японский о кончине мира и грядущих судьбах России". "Приб. к "ЦВ" 1914, № 4, с. 181.
  • "Служение Церкви печатным делом". "Приб. к "ЦВ" 1914, № 5, с. 248.
  • "Умеем ли мы молиться Богу?". "Приб. к "ЦВ" 1914, № 7, с. 374.
  • "О слезах спасительных и опасных". "Приб. к "ЦВ" 1914, № 8, с. 429.
  • "Можно ли молиться за души самоубийц и еретиков". "Приб. к "ЦВ" 1914, № 10, с. 538-543.
  • "На опасном пути". "Приб. к "ЦВ" 1914, № 17, с. 788.
  • "Выступление гордыни и подвиг любви". "Приб. к "ЦВ" 1914, № 32, с. 1409.
  • "Наша интеллигенция и духовная книга". "Приб. к "ЦВ" 1914, № 48, с. 1989.
  • "И на земли мир". "Приб. к "ЦВ" 1914, № 51-52, с. 2113.
  • "Обновление духа". "Приб. к "ЦВ" 1915, № 1, с. 1.
  • "Православие - наше сокровище". "Приб. к "ЦВ" 1915, № 14, с. 88.
  • "Слово - серебро, молчание - золото". "Приб. к "ЦВ" 1915, № 5, с. 130.
  • "Подвигом поста и покаяния поможем на брани подвизающимся". "Приб. к "ЦВ" 1915, № 6, с. 161.
  • "О четолюбии и властолюбии". Доброе слово некоторым инокам и пастырям Церкви". "Приб. к "ЦВ" 1915, № 7, с. 197.
  • "О толковании Библии". "Приб. к "ЦВ" 1915, № 9, с. 273, "Голос Церкви" 1915, июнь, с. 28-35.
  • "Тайна страданий". "У святой Плащаницы". "Приб. к "ЦВ" 1915, № 11, с. 349.
  • "День райской радости". "Приб. к "ЦВ" 1915, № 12-13, с. 995.
  • "Послание христолюбивым земледельцам". "Приб. к "ЦВ" 1915, № 14, с. 435.
  • "О духовной прелести и самоубийстве". "Приб. к "ЦВ" 1915, № 15, с. 476.
  • "Православно-могучий устой нашей государственности". "Приб. к "ЦВ" 1915, № 16, с. 515.
  • "О музыке и духовных ораториях". "Приб. к "ЦВ" 1915, № 17, с. 549.
  • "Четвертая заповедь и сектантская пропаганда". "Приб. к "ЦВ" 1915, № 21, с. 627.
  • "Доброе слово русских штундо-баптистам". "Приб. к "ЦВ" 1915, № 22, с. 661.
  • "Митрополит Филарет о войне и воинском звании". "Приб. к "ЦВ" 1915, № 23, с. 691.
  • "Православным нужен не "народный", а "приходский дом". "Приб. к "ЦВ" 1915, № 24, с. 713.
  • "Хитрые сети". "Приб. к "ЦВ" 1915, № 32, с. 985.
  • "Порок языка". "Приб. к "ЦВ" 1915, № 34, с. 1029.
  • "Нечто об унынии". "Приб. к "ЦВ" 1915, № 35, с. 1067.
  • "Берегись смуты". "Приб. к "ЦВ" 1915, № 38, с. 2071.
  • "Нечто об авторском самолюбии и о мытарствах". По поводу статьи прот. С. Остроумова в "Отдыхе Христианина". "Приб. к "ЦВ" 1915, № 39, с. 2098.
  • "Наша родная культура". "Приб. к "ЦВ" 1915, № 40, с. 2131.
  • "Дорогие строки из письма святителя Феофана к С.А. Первухину". "Приб. к "ЦВ" 1915, № 44, с. 2249.
  • "Свобода миссии". "Приб. к "ЦВ" 1915, № 45, с. 2269.
  • "Лже-научный подкоп под Библию". "Приб. к "ЦВ" 1915, № 48, с. 2392.
  • "Слово правды нашим патриотам-антисемитам". "Приб. к "ЦВ" 1915, № 25, с. 745.
  • "Один из способов отравления ядом сектантства". "Приб. к "ЦВ" 1915, № 26, с. 767.
  • "Ангельская радость пастырского сердца". "Приб. к "ЦВ" 1915, № 27, с. 803.
  • "Русь под крестом". "Приб. к "ЦВ" 1915, № 30, с. 915.
  • "О великом "отступлении" от Христа". "Приб. к "ЦВ" 1915, № 31, с. 951.
  • "Смерти празднуем умерщвление". "Голос Церкви" 1912, апрель, с. 12-15.
  • "Слово пред собором 9 мая 1912 г. на построение в бар-граде храма во имя Св. Николая Чудотворца и приюта для русских богомольцев". "Голос Церкви" 1912, апрель, с. 16-20.
  • "О том, как отправляется Русь Православная". "Голос Церкви" 1912, сентябрь, с. 44-59.
  • "Страничка из современного патерика". "Голос Церкви" 1912, ноябрь, с. 67-80.
  • "Имябожная ересь пред судом св. отцов". "Голос Церкви" 1914, март, с. 54-61.
  • "Как учит о. Иоанн Кронштадтский об именах Божиих". "Голос Церкви" 1914, апрель, с. 52-58.
  • "Печать и церковная дисциплина". "Голос Церкви" 1914, май, с. 23-33.
  • "Новогодние думы". "Голос Церкви" 1915, январь, с. 27-41.
  • "Об условном языке". "Голос Церкви" 1915, сентябрь-октябрь, с. 16-21.
  • "Правые и левые". "Голос Церкви" 1915, ноябрь, с. 13-22.
  • "Нечто о переоценке идейных ценностей". "Приб. к "ЦВ" 1915, № 52, с. 2521.
  • "Наше счастье в обновлении жизни". "Приб. к "ЦВ" 1916, № 1, с. 1.
  • "Лучи надежды в страшную годину". "Приб. к "ЦВ" 1916, № 6, с. 167.
  • "Во Христе - наша свобода". "Приб. к "ЦВ" 1916, № 13, с. 355.
  • "Яд баптизма". "Приб. к "ЦВ" 1916, № 27, с. 663.
  • "Кто стучится у дверей нашего сердца". "Приб. к "ЦВ" 1916, № 32, с. 795.
  • "Скорби пастырской совести". "Приб. к "ЦВ" 1916, № 33, с. 811, № 34, с. 825.
  • "Митрополит Филарет о тайне искупления". "Приб. к "ЦВ" 1916, № 37, с.901.
  • "Благопристойный юбилей". "Приб. к "ЦВ" 1916, № 47, с. 1130.
  • "Утешение у яслей Христовых". "Приб. к "ЦВ" 1916, № 52, с. 1217.
  • "Церковь - заветное сокровище церковных школ". "Приб. к "ЦВ" 1909, № 47, с. 2218-2221.
  • "Предвкушение вечного блаженства. Христос Воскресе!". "Приб. к "ЦВ" 1916, № 15-16, с. 403.
  • "Отеческая любовь Святителя Николая чудотворца". "Приб. к "ЦВ" 1916, № 21, с. 506.
  • "Церковные предания и митрополит Филарет об Успении Богоматери". "Приб. к "ЦВ" 1916, № 25, с. 611, № 26, с. 633.
  • "Тревожные ожидания последних времен". "Приб. к "ЦВ" 1917, № 1, с. 1-4.
  • "До чего можно договориться". "Приб. к "ЦВ" 1917, № 3, с. 47-50.
  • "Славянский язык - родная стихия нашей церковности". "Приб. к "ЦВ" 1917, № 4, с. 73-75.
  • "Тоска детей по храме Божием". "Приб. к "ЦВ" 1917, № 6, с. 117-121.
  • "Откуда пошла наука". "Изв. Каз. Еп." 1910, № 18, с. 530, "Колокол", 1913, 25 августа.

Награды

  • набедренник (15 июля 1885)
  • наперсный крест (17 марта 1887)
  • благословение Св. Синода с выдачей грамоты (8 апреля 1891, за полезные труды по изданию "Троицких листков")
  • орден св. Анны III ст. (14 мая 1896)
  • орден Румынской короны III степени (июль 1898, при посещении Лавры королем Румынии Карлом I)
  • орден св. Анны II ст. (6 мая 1899)
  • Библия от Св. Синода (за особые труды, усердие и ревность по благоустройству Чашниковской им. Императора Александра III второклассной школы Московской губернии)
  • орден св. Владимира III ст. (1 февраля 1904, за 25-летнюю выдающуюся деятельность по изданию «Троицких листков» (они вышли общим тиражом свыше 114,5 млн. экземпляров) и усердное проповедание в храме слова Божия)

Литература

  • "Церк. Вед." 1892, № 39, с. 404, 1904, № 11, с. 101, № 47, с. 495, 1905, № 1, с. 2-4, 1906, № 20, с. 295, 1908, № 1, с. 2, 1911, № 47, с. 371, 1912, № 25, с. 257, 1913, № 17, с. 136, № 18-19, с. 180, № 22, с. 317, 1916, № 29, с. 276.
  • "Приб. к "ЦВ" 1890, № 33, с. 1103, 1904, № 7, с. 255-256, № 11, с. 400, № 12, с. 428, 1910, № 23, № 921, 1911, № 8, с. 309, 1912, № 21, с. 866, № 27, с. 1123-1128, 1914, № 33, с. 1489.
  • "Русск. Паломн." 1904, № 15, с. 259, 260, 1911, № 26, с. 416, 1912, № 20, с. 301.
  • "Мисс. Календ." 1907, с. 137.
  • "Прав. Собес." 1914, июль-август, с. 4.
  • "Голос Церкви" 1912, июль, с. 158-162.
  • "Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год", с. 334-335.
  • "Изв. Каз. Еп." 1885, № 19, с. 644, 1904, № 41, с. 1402, 1905, № 13, с. 390-391, 1911, № 31-32, с. 931-933, 1913, № 41, с. 1243, № 1, с. 22, № 11, с. 378, № 22, с. 681, № 39, с. 1174.
  • "Красн. Архив" 1930, т. 40, с. 81, 89.
  • "Отдых Христ." 1908, август-сентябь, с. 59.
  • "Странички из современного Патерика". "Прих. Чтен." № 24, с. 915-922, № 26, с. 1009-1015, № 29, с. 747-754.
  • Илиодор, с. 107, 146, 153.
  • Булгаков, с. 1396, 1397, 1406.
  • БЭС т. II, с. 1666.
  • НЭС т. XXVIII, с. 607.
  • Vgl. auch Vospominanija katakombnago Schiepiskopa Petra (Ladygina), in: Zizn", 1984, 125ff., 166ff.

Биографии 15.10.2008 14:24

АРХИЕПИСКОП НИКОН (РОЖДЕСТВЕНСКИЙ)

Никон (Рождественский Николай), архиепископ Вологодский и Тотемский. Родился 4 апреля 1851 г. в семье бедного причетника с. Чашникова, Верейского уезда, Московской епархии.Вот что рассказывает о своем детстве сам архиепископ Никон: "С первых дней сознательной жизни, как только я себя помню, я вижу себя на руках родителя, который носил меня чрез сугробы снежные в Божий храм; я любил ходить туда не только в праздник, но и в будни, не только на службу Божию, но и в то время, когда мой родитель - дьячек топил церковные печи. Со стен церковных смотрели на меня лики угодников Божиих, лики серьезные, благоговейные, с молитвенным выражением. В воздухе ощущался запах ладана и воска. Казалось, что в этой священной тишине незримо, но сердцу ощутимо, носились Ангелы Божии. Таинственная завеса в Царских дверях, святая плащаница за клиросом, старые, потемневшие хоругви, ряды икон, уходящие к сводам храма в иконостасе - все говорило детскому сердцу: это не простое место, это - дом Божий...
Я не говорю об участии в богослужении прислуживаем в алтаре, пением и чтением на клиросе: скажу только, что помню себя на руках родителя с Часословом в руках; помню, как, получив эту священную книгу в первый раз, я целовал ее, детски радуясь ее "красной прописи", киноварью напечатанным строкам. Помню, что под влиянием этой радости я тут же дал обещание - стать на клирос с отцом, и затем и - прочитать шестопсалмие. Шестилетним мальчиком я уже сделал попытку к сему - увы, на первый раз не удавшуюся: тоненьким голоском прочитал я пять-шесть строк и смутился, струсил, заплакал... А старичок-батюшка из алтаря уже возглашает отцу моему: "читай сам!" ... Но через неделю я уже победил себя и ликовал детским сердцем: я прочитал все шестопсалмие!"...
Отроком поступил в Заиконоспасское духовное училище, где с необычайным усердием проходил курс наук, преподаваемых в училище.
Будучи учеником первых классов, он прочитал Четьи-Минеи и знал множество житий святых.
Тогда же на пути из училища домой в полуподвальном помещении, где остановился с мальчиком отец владыки, какой-то старец, лаская мальчика, предрек ему святительское служение. "Это наш будущий архиерей", - сказал он и удалился.
В 1863 году, пылая любовью к преп. Сергию, он решил совершить пешком паломничество в Лавру этого преподобного.
"Я скопил тогда три-четыре рубля на дорогу", - вспоминал о себе святитель, - отказавшись от чая, но откладывая кусочки сахара и продавая их, чтобы помочь родителям для этого путешествия. Когда настало благоприятное время, я стал просить отца и мать, чтобы отправиться в столь желанное странствование. Когда я услышал: "Знаем, сынок, что это дело доброе, да как же быть-то: ведь денег нет!", - я с торжеством выложил тогда пред ними свой "сахарный капитал и, о радость! - я обезоружил их! На утро мы были уже в пути. 60 верст сделали в полутора суток. Вот пред нами открылась и святая Лавра во всей ее красоте. Вот поле, которое, по незнанию истории, конечно, родители мне назвали "Мамаевым". И в моем воображении уже пронеслась картина исторической битвы, о которой уже читал в житии угодника Божия. Вот собор - то покоище Сергиево, где почивает он в благоухании святыни. Что пережило тогда мое детское сердце - не пересказать".
Окончив духовное училище, он поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1874 году первым учеником. Помня предсказание старца, он по смирению своему уклонился от поступления в духовную академию, которая вела к архиерейству. Он боялся, чтобы не исполнилось на нем это предсказание.
Вместо академии юноша поступает в 1877 году послушником в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру и 12 марта 1880 г. принимает постриг в монашество.
16 мая 1882 г. рукоположен во иеродиакона, а 23 мая - во иеромонаха.
В 1885 году возведен в звание соборного иеромонаха Ставропигиального Московского Донского монастыря.
В 1892 году утвержден действительным членом учрежденного собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, с исключением из Донского монастыря и возведен в сан архимандрита.
В 1893 году - казначей Лавры.
В 1901 году - председатель епархиального училища иконописания при Свято-Троицкой Лавре.
В этот период своей деятельности он трудился над изданием "Троицких листков", "Троицкой библиотеки", "Божией Нивы", "Троицких цветков", "Троицкой Народной Беседы" и "Троицкого Слова".
Как ни глубоко и искренне было смирение старавшегося избежать святительского служения инока, но "от Господа исправляются стопы человеческие".
14 марта 1904 г. он был хиротонисан во епископа Муромского, викария Владимирской епархии.
С 8 ноября 1904 г. - епископ Серпуховский, викарий Московской епархии.
С 25 апреля 1906 г. - епископ Вологодский и Тотемский.
С 31 января 1907 г. - член Государственного Совета.
С 1 января 1908 г. - член Синода.
29 марта 1912 г. уволен по болезни от управления епархией и назначен членом Св. Синода.
В 1913 году возведен в сан архиепископа.
4 апреля этого же года - председатель Издательского Совета при Св. Синоде.
30 мая 1913 г. был послан на Афон вместе с военным кораблем с целью воздействовать на русских монашествующих по вопросу об имени Божием, в результате чего несколько десятков монахов было арестовано и вывезено в Россию.
В 1915 году переизбран в Государственный Совет.

В 1916 году архиепископ отошёл от активной деятельности, по прошению был уволен с должности председателя Издательского совета, и сосредоточился на служении в Лавре. В конце жизни он издал книгу Сергея Нилуса «Близ есть, при дверех». Вскоре после этого в России началась грандиозная смута, трагические последствия которой архиепископ Никон предвидел, и пытался предотвратить увещеваниями и призывами к отстаиванию христианских идеалов но большевики пресекли издательскую деятельность в Лавре.

Скончался вл. Никон 30 декабря/12 января 1919 года при невыясненных обстоятельствах. По одной из версий, владыка подвергся нападению революционной черни, был жестоко изуродован и убит. Это случилось за воротами Лавры.


    Никон Рождественский

    Никон (Рождественский) - (в мире Николай Иванович Рождественский, род. в 1851 г.) духовный писатель, епископ серпуховский, викарий московской епархии. В 1879 г. Н. предпринято было издание Троицких листков, которых по 1905 г. распространено до 127 милл. экземпляров.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Никон Рождественский - (в миру Николай Иванович, род. в 1851 г.) духовный писатель, епископ серпуховский, викарий московской епархии. В 1879 г. Н. предпринято было издание "Троицких листков", которых по 1905 г. распространено до 127 млн. экземпляров. Многие… … Большая биографическая энциклопедия

    Никон Рождественский - (1851 1918) архиепископ Вологодский. Крупный церковный писатель, публицист, редактор и издатель. Член Святейшего Синода, член Государственного Совета. Выпускал популярные журналы Троицкое слово, Троицкие листки, Троицкая библиотека, Троицкая… … Православный энциклопедический словарь

    НИКОН, РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Николай Иванович - архиеп. Вологодский и Тотемский (4.04.1851 30.12.1918), председатель Издательского совета при Св. Синоде, член Государственного Совета, один из самых активных участников право монархического движения среди архиереев. Родился в… … Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900–1917

    - … Википедия

    НИКОН - 1. НИКОН (? 1088), древнерусский писатель, игумен Кисво Печерского монастыря с 1074. Основал монастырь близ Тмутаракани. По мнению А. А. Шахматова, ряда историков и филологов, автор летописного свода 1073, одного из источников Повести временных… … Русская история

    Рождественский, Николай Иванович - Архиепископ Никон Архиепископ Вологодский Церковь: Русская православная церковь Имя при рождении … Википедия

    Рождественский Николай Иванович - Архиепископ Никон Архиепископ Вологодский Церковь: Русская православная церковь Имя при рождении … Википедия

    Никон (в миру Николай Иванович Рождественский) - Никон, в миру Николай Иванович Рождественский духовный писатель (родился в 1851 г.); обучался в Московской духовной семинарии. В 1904 г. епископ муромский, затем серпуховский, с 1906 вологодский, с 1912 член Святейшего Синода, с 1913 архиепископ … Биографический словарь

Книги

  • Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия игумена Радонежского и всея России чудотворца , Архиепископ Никон Рождественский , Настоящая книга - это первое полное житие преподобного Сергия Радонежского. Впервые оно было подготовлено к изданию к 500-летию со дня смерти святого, которое отмечалось в 1892 г. Труд,… Категория: Христианство Купить за 2109 руб
  • Мои дневники. Выпуск 3 , Архиепископ Никон (Рождественский) , 1912. (Из "Троицкого слова" №№ 101-150). Сергиев Посад, типография Св.-Тр. Сергиевой лавры, 1916. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1915… Категория: Биографии и реальные истории Серия: Издатель: