Мероприятия творческого вечера поэтессы в библиотеке. Сценарий поэтического вечера «Строки, опаленные войной. А. Ахматова «Сжала руки под темной вуалью…»

Оформление литературной гостиной : музыкальное сопровождение “Ноктюрн” Ф.Шопена, “Пастораль” Г.Свиридова.

Действующие лица: ведущий, 1-й чтец, 2-й чтец, 3-й чтец, члены клуба “Литературики”, исполняющие роли поэтов.

Поэзия - моя держава,
Я вечный подданный ее.
М.Светлов.

Звучит “Ноктюрн” Ф.Шопена.

Ведущий: Сегодняшняя наша встреча посвящена не просто поэзии. Сегодня мы услышим, что думают сами поэты о своем творчестве, о роли поэзии в жизни, о том, что же это такое - поэзия, почему вот уже много лет она волнует человеческие сердца, в чем ее тайна? Вы услышите стихотворения русских и зарубежных поэтов. И очень бы хотелось, чтобы каждый из Вас услышал те строки, которые предназначаются именно Вам. Итак, слушайте: говорят поэты.

1-й чтец (стихотворение А.Ахматовой)

Наше священное ремесло
Существует тысячи лет...
С ним и без света миру светло.
Но еще ни один не сказал поэт,
Что мудрости нет, и старости нет,
А, может, и смерти нет.

3-й чтец: (текст О.Берггольц)

“Среди множества ремесел и искусств, воздействующих на человеческую душу, нет силы более доброй и более беспощадной, чем поэзия. Она все может. Я утверждаю: она сильнее ядерной бомбы - разрушающее и творящее слово, пропитанное кровью любящего сердца, светом духа. Нет подчинения более добровольного и более неодолимого, чем подчинение поэзии. Нет любви более вознаграждаемой, чем любовь к поэзии. Любящий поэзию - дважды поэт!”

2-й чтец (стихотворение Н.Матвеевой);

Когда потеряют значенье слова и предметы,
На землю для их обновленья, приходят поэты.
Их тоска над разгадкою скверных, проклятых вопросов-
Это каторжный труд суеверных старинных матросов,
Спасающих старую шхуну у Земли...

Звучит “Пастораль” Г.Свиридова.

Ведущий: Поэзия - особый мир со своими законами, мир, в котором “звучат свежие ритмы”, “властвует свет”, куда нет доступа жестоким, бескрылым, ограниченным.

3-й чтец (стихотворение Е.Евтушенко):

Поэзия - великая держава.
Империй власть, сходящих с ума,
Ей столько раз распадом угрожала,
Но распадалась все-таки сама.
Поэзия - такое государство,
Где правит правда в городе любом,
Где судят, как за нищенство, за барство,
Где царствует, кто стал ее рабом.
В ней есть большие, малые строенья,
Заборы лжи и рощи доброты,
И честные нехитрые растенья,
И синие отравные цветы.
И чем подняться выше, тем предметней
Плоды ее великого труда -
Над мелкой суетливостью предместий
Стоящие сурово города.

1-й чтец (стихотворение В.Набокова “Страна стихов”):

Дай руки, в путь! Найдем среди планет
Пленительных, такую, где не нужен
Житейский труд. От хлеба до жемчужин
Все купит звон особенных монет.
И доступа злым и бескрылым нет
В блаженный край, что музой обнаружен,
Где нам дадут за рифму целый ужин
И целый дом за правильный совет.
Там будем мы свободны и богаты...
Какие дни. Как благостны закаты.

Говорить прозой о поэзии трудно: ведь стихи воспринимаются сердцем, чувством, так же, как музыка. Каждый по-своему ощущает ее красоту, находит что-то свое, необходимое его внутреннему миру. Поэзия полна пленительных тайн. Может быть, только для нас, читателей? А что думают об этом сами поэты?

2-й чтец (стихотворение В.Рыленкова)

Ты не притча и не причуда,
Не прибежище и не профессия,
Ты всегда - ожидание чуда,
Потому-то ты и поэзия.

3-й чтец (слова Ф.Г.Лорки):

“Поэзия заключена во всех вещах: в уродливых, прекрасных, отталкивающих; все дело в том, чтобы суметь извлечь ее... Все увидеть, все почувствовать... Поэзия не знает границ. Вот вы возвращаетесь домой промозглым утром, подняв воротник, от усталости едва волоча ноги, а она ждет вас на пороге. А может, у ручья, или на ветке оливы, или на скате крыши... везде есть своя тайна и поэзия- это тайна, которая живет во всем... Мимо идет человек, вы взглянули на женщину, пес перебежал дорогу- все это поэзия”.

2-й чтец (стихотворение Р.Гамзатова):

Стихотворение - стихов творенье,
Такого ремесла на свете нет.
А что же есть? Есть горы в отдаленье,
Дожди и снегопады, тьма и свет.
На свете есть покой и есть движенье,
Есть смех и слезы - память давних лет,
Есть умиранье и возникновенье,
Есть истина и суета сует.
Есть жизни человеческой мгновенье
И остающийся надолго след.
И для кого весь мир, все ощущенья
Поэзия - тот истинный поэт.
Но как же пишутся стихотворенья?
На сей вопрос я сам ищу ответ.

Ведущий: Попробуем найти ответ на этот вопрос в творчестве русских поэтов.

3-й чтец (стихотворение А.Пушкина):

Издревле сладостный союз
Поэтов меж собой связует:
Они жрецы единых муз,
Единый пламень их волнует;
Друг другу чужды по судьбе,
Они родня по вдохновенью.

Ведущий: Вдохновение.... Душевный подъем, который овладевает поэтом в часы творческого труда. В одном из писем он признавался: “Осень подходит. Это любимое мое время - здоровье мое обыкновенно крепнет,- пора моих литературных трудов настает...”

3-й чтец (стихотворение И.Козлова “Гимн Орфея”):

Когда поэт на языке земном
Передает пророческим пером
Таинственные вдохновенья
И осветлит души виденья
Поэзии огнем,-
Венчает мир, исполнен удивленья,
Чело певца бессмертия венком.

Ведущий: А как представляли процесс творчества поэты Серебряного века?

Бывает так: какая-то истома
В ушах не умолкает бой часов;
Вдали раскат стихающего грома.
Неузнанных и пленных голосов.
Мне чудятся и жалобы, и стоны,
Сужается какой-то тайный круг;
Но в этой бездне шепотов и звонов
Встает один, все победивший звук....
Но вот уже послышались слова
И легких рифм сигнальные звоночки,-
Тогда я начинаю понимать,
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.

2-й чтец (стихотворение А.Ахматовой):

Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне, в стихах все быть должно некстати,
Не так, как у людей.
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене...
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость Вам и мне.

3-й чтец (слова Б.Пастернака):

“Поэзия валяется в траве, под ногами, надо только нагнуться, чтобы ее увидеть и подобрать с земли”

1-й чтец (стихотворение М.Волошина “Рождение стиха”):

Танцуют слова, чтобы вспыхнутьпопарно
В влюбленном созвучии.
Из недра сознанья, со дна лабиринта
Теснятся виденья толпой оробелой...
И стих расцветает цветком гиацинта,
Холодный, душистый и белый.

Ведущий (стихотворение А.Вознесенского):

Стихи не пишутся - случаются,
Как чувства или же закат
Душа - слепая соучастница
Не написал - случилось так.

“Стихи не пишутся - случаются”, “ Я пишу, как дышу...”. Но простота создания стихотворения кажущаяся, обманчивая. Поэтическое творчество- это труд, упорный, тяжелый, не всегда успешный. Марина Цветаева писала: “Я всегда разбивалась вдребезги. И все мои стихи- те самые, серебряные, сердечные дребезги”. В стихах поэт отдает читателям душу, свои силы, свое сердце.

2-й чтец (стихотворение Л.Мартынова):

Я хотел бы и ночью, и днем
Создавать, создавать, создавать,
Я хотел бы стихи выдавать, выдавать, выдавать,
Штамповать и ковать их и вновь штамповать, как медали.

3-й чтец (стихотворение Б.Окуджавы):

Строка из старого стиха слывет ненастоящей:
Она растрачена уже, да и к мольбам глуха.
Мне строчка новая нужна какая-нибудь послаще,
Чтоб начиналось из нее течение стиха.
Текут стихи на белый свет из темени кромешной,
Из всяких горестных сует, из праздников души.
Не извратить бы вещий смысл строкой поспешной.
Все остальное при тебе – мужайся и пиши.
Текут стихи на белый свет, и нету им замены,
И нет конца у той реки, пока есть белый свет.
Не о победе я молю: победы все надменны,
А об удаче я молю, с которой спроса нет.
Текут стихи на белый свет рекою голубою
Сквозь золотые берега в серебряную даль.
За каждый крик, за каждый вздох заплачено любовью,
Ее все меньше с каждым днем, и этого не жаль.

Ведущий: Выстрадать каждое стихотворение, за каждое слово платить любовью, не жалеть своей любви, своей души – в этом судьба поэта. Помнить о высоком назначении поэзии, не идти на поводу у черни, толпы - эгоистичной, корыстной, равнодушной, ждущей лишь угождения своим вкусам, оставаться независимым, бескорыстным, взыскательным и строгим к себе, мужественно встречать “суд глупца и смех толпы холодной” - в этом судьба поэта. Она всегда нелегкая.

Сбудется вечная мечта поэтов – стихи найдут своего читателя, сколько бы ни прошло лет или веков, в этот момент произойдет чудо- соприкосновение душ людей, разделенных огромным временным пространством.

Чтец 3 (из речи А.Блока “О назначении поэта”):

“Что такое поэт? Человек, который пишет стихами? Нет, конечно. Он называется поэтом не потому, что он пишет стихами, но он пишет стихами, то есть приводит в гармонию слова и звуки, потому что он - сын гармонии, поэт”.

“Похищенные у стихии и приведенные в гармонию звуки, внесенные в мир, сами начинают творить свое дело, Они проявляют неожиданное могущество: они испытывают человеческие сердца”.

“Первое дело, которого требует от поэта его служение, - открыть глубину”.

“Второе требование заключается в том, чтобы поднятый из глубины звук был заключен в прочную и осязательную форму слова; звуки и слова должны образовать единую гармонию”.

“Третье дело поэта; принятые в душу и приведенные в гармонию звуки надлежит внести в мир”.

Ведущий: Стихи умеют терпеливо ждать своего часа. Некоторые забываются очень быстро, еще при жизни их авторов. Настоящая же поэзия - всегда с читателем, и даже запрещенная, спрятанная, она всегда возвращается и помогает людям жить. Поэзия, как впрочем, и любое другое дело, которым вы увлечены - это и есть тот плот, который поможет уплыть “из монотонных будней”, от пошлости, серости и скуки в мир красоты и вдохновения.

Многое дано сказать истинному поэту. И многое требуется от читателя, чтобы уметь понять совершенное стихотворение и отличить от несовершенного. Потому так важно, чтобы процесс общения поэта и читателя всегда был живым, делая нашу духовную жизнь богаче и радостней.

3-й чтец (стихотворение М.Луконина):

Раскройте вы книгу мою,
Раскройте ее для полета!
Развяжите ее жесткие крылья,
Разглядите ее, как звезду.

Да, это не книга, а я. Не стихи это- сердцебиенье.
С вами я молод.
Вижу небо, слушаю землю, вдыхаю траву.
Рядом с вами, боевое мое поколенье.
Вместе с вами и я бесконечно живу.

Звучит “Ноктюрн” Ф.Шопена.

Джамиля Сануева
Сценарий поэтического вечера «Строки, опаленные войной»

Поэтический вечер «Строки опаленные войной »

Цель : воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции на примере поэзии военных лет.

Задачи :

Образовательные : Продолжать знакомить детей с историческим прошлым нашей страны Великой Отечественной Войной . Продолжать формировать у детей чувство патриотизма через приобщение к поэзии Великой Отечественной Войны .

Развивающие : Развивать речь детей, обогащая словарный запас.

Воспитательные : Воспитывать гордость, патриотизм, сострадание и любовь; положительное эмоциональное отношение к литературным поэтическим произведениям .

Ход мероприятия:

Выходят девочка и мальчик в военной форме. На фоне играет музыка.

Мальчик 1 : Помните!

Девочка 2 : Через века, через года,-

Мальчик 1 : Помните!

Девочка 2 : О тех, кто уже не придет никогда, -

Мальчик 1 :Помните!

Девочка 2 : Пока сердца стучатся –

Мальчик 1 : Помните!

Девочка 2 : Какой ценой завоёвано счастье!

Вместе : Пожалуйста, помните!

Ведущий1 : Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости! Мы рады приветствовать Вас на нашем поэтическом вечере «Строки опаленные войной… » .

Ведущий3. Никогда не померкнет подвиг солдат и подвиг народа-труженика, ковавшего победу в тылу. Остаются в строю и стихи той поры , и произведения, и песни, окрылявшие в годы войны душу солдата .

Ведущий 1. А иначе и быть не могло. Литература - это не только зеркало жизни, это сама жизнь. В годы войны было создано много стихотворений о Родине, о подвигах, о героизме.

Ведущий 2. И сегодня мы хотим отдать дань уважения поэтам и писателям , которые пронесли свой талант через жестокие годы войны и смогли оставить потомкам произведения, в которых отражена вся правда жизни таких лет.

Ведущий 2. Этот день начался не тихой зарей, а грохотом бомб, свистом пуль и скрежетом стали. 22 июня 1941года началась В. О. В.

Июнь. Россия. Воскресенье.

Рассвет в объятьях тишины.

Осталось хрупкое мгновенье

До первых выстрелов войны .

Через секунду мир взорвётся,

Смерть поведёт парад-алле,

И навсегда погаснет солнце

Для миллионов на земле.

Безумный шквал огня и стали

Не повернётся сам назад.

Два «супербога» : Гитлер - Сталин,

А между ними страшный ад.

Июнь. Россия. Воскресенье.

Страна на грани : быть не быть…

И это жуткое мгновенье

Нам никогда не позабыть…

Ведущий 3. Жестокая война никого не пощадила . В один миг разрушила все мечты о будущем. Вся страна поднялась на борьбу с врагом. Война не спрашивала нации у людей, всех объединила одна цель - уничтожить врага и вернуться с победой на Родину

Чтец 2 : «Верим в победу» В. Шефнер.

Против нас полки сосредоточив,

Враг напал на мирную страну.

Белой ночью, самой белой ночью

Начал эту чёрную войну !

Только хочет он или не хочет,

А своё получит от войны :

Скоро даже дни, не только ночи,

Станут, станут для него черны!

Ведущий 1 : Четыре года - много это или мало? Кому, как не солдату знать об этом? Что же помогало выжить, не ожесточиться сердцем? Наверное - письма, которые им говорили о том, что в них верят, их любят, ждут.

Ведущий 2 : «Жди меня – и я вернусь» - эти слова Константина Симонова стали символом того времени. Эти письма грели душу, даря сердцу солдат свет любви и тепла. И сердце пело, пело даже на войне .

Чтец 3 : К. Симонова. «Жди меня, и я вернусь»

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет : - Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой, -

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

Ведущая 3. В года Великой Отечественной Войны много погибло солдат, никто не знал, как их зовут, откуда они родом. Таких воинов хоронили прямо на полях боя, а на табличке подписывали «Неизвестный солдат» . Самый главный монумент в честь погибших, солдат находится в столице нашей Родины в городе Москва у Кремлевской стены и горит там Вечный огонь.

Чтец 4 : «Неизвестный солдат» М. Познанская

Имя твоё неизвестно герой

В жестоком бою не покинул ты строй

И память о подвиге люди хранят

Ты, в наших сердцах, неизвестный солдат.

Пусть вечный огонь освещает гранит

«Ничто не забыто, никто не забыт»

Чтец 5 : «Над могилой в тихом парке» Д. Чибисов

Над могилой, в тихом парке

Расцвели тюльпаны ярко.

Вечно тут огонь горит,

Тут солдат советский спит.

Мы склонились низко-низко

У подножья обелиска,

Наш венок расцвёл на нём

Жарким, пламенным огнём.

Чтец 6 : Михаила Исаковского «Куда б ни ехал ты, ни шёл»

Куда б ни шёл, ни ехал ты,

Но здесь остановись,

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись.

Кто б ни был ты - рыбак, шахтёр,

Учёный иль пастух, -

Навек запомни : здесь лежит

Твой самый лучший друг.

И для тебя, и для меня

Он сделал все, что мог :

Себя в бою не пожалел,

А Родину сберёг.

Ведущая 1. 12 февраля 1943 г. Краснодар был освобожден от немецко-фашистских захватчиков. Шесть месяцев длилась фашистская оккупация.

Ведущая 2. Мучительной смертью погибли 13 тысяч жителей Краснодара – примерно каждый 15 житель. Впервые фашисты в нашем городе немцы применили свои машины смерти - душегубки.

Ведущая 3. Городу во время оккупации был нанесен большой урон : разрушены заводы, восемнадцать школ, две больницы, 870 жилых домов, водопроводов, электростанция, железнодорожный вокзал.

Ведущая 1. Но это не могло омрачить радость освобождения. Население встречало бойцов с безграничной радостью, рассказывая о пережитых ужасах оккупации.

Чтец 7 : С. Щипачев. «Павшим»

Весь под ногами шар земной.

Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной погибшие в бою.

Пусть всех имен не назову,

Нет кровнее родни.

Не потому ли я живу,

Что умерли они?

Чем им обязан - знаю я.

И пусть не только стих,

Достойна будет жизнь моя солдатской смерти их.

Чтец 8 : Н. Найденова «Пусть будет мир!»

Пусть небо будет голубым,

Пусть в небе не клубится дым,

Пусть пушки грозные молчат

И пулемёты не строчат ,

Чтоб жили люди, города….

Мир нужен на земле всегда!

Ведущий 2 : В годы ВОВ не вернулись домой более 26 млн. человек. Навечно занесены в списки «Книги памяти» имена воинов, погибших на фронтах Великой Отечественной.

Ведущий 3 : Такие молодые, встретили они грудью врага, защитили родину. Единственное, чему они удивлялись – тому, что с начала войны неожиданно стали взрослее.

Ведущий 1 : Но не всем было дано вернуться домой. А кто вернулся – помнит. Помнит о подвигах, о боевых друзьях.

Чтец 9 : А. Френкель «Вспоминают наши деды»

Вспоминают наши деды

Про былые времена,

Надевают в честь Победы

Боевые ордена.

Отстояли наши деды

Труд и счастье на земле,

Ярче светят в честь Победы

Звезды мира на Кремле.

За страну родную люди

Отдавали жизнь свою,

Никогда мы не забудем

Павших в доблестном бою.

Ведущий 2 : Великая Отечественная Война - это огромная душевная рана в человеческих сердцах . Каждому из нас дорог День Великой победы! Бессмертен подвиг тех, кто воевал за Родину и победил!

Чтец 10 : О. Маслова «Спасибо героям»

Спасибо героям,

Спасибо солдатам,

Что жизнь подарили,

Тогда - в сорок пятом!

Мы эту победу -

Вовек не забудем!

Пусть мирное солнце

Сияет всем людям!

Ведущий 2 : Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленное жилище и скудный военный паёк.

Чтец 13 : И. Скибина «Я рисую мир»

Я рисую людей,

Я рисую траву,

Я рисую все то,

Что вокруг наяву

Я рисую дома

И сады на луне

Я рисую все то,

Что увижу во сне

Не хочу рисовать я

Разрывы от бомб

Пусть не плачет

Никто на рисунке моем

Мы в обиду планету свою не дадим

«Да» - цветущим садам

«Нет» - войне говорим

Чтец 14 : А. Васильева «Спасибо Вам»

Я никогда не видела войны

И ужаса ее не представляю,

Но то, что мир наш хочет тишины,

Сегодня очень ясно понимаю.

Спасибо им за солнце яркий свет,

За радость жизни в каждом миге нашем,

За трели соловья, и за рассвет,

И за поля цветущие ромашек.

Чтец 15 : С. Михалков «День победы»

Спать легли однажды дети –

Окна все затемнены.

А проснулись на рассвете –

В окнах свет – и нет войны !

Можно больше не прощаться,

И на фронт не провожать,

И налетов не бояться,

И ночных тревог не ждать.

Люди празднуют Победу!

Весть летит во все концы :

С фронта едут, едут, едут

Наши деды и отцы!

И смешались на платформах

С шумной радостной толпой :

Сыновья в военных формах,

И отцы в военных формах,

Что с войны пришли домой .

Здравствуй, воин-победитель,

Мой товарищ, друг и брат,

Мой защитник, мой спаситель -

Российской армии солдат!

Исполняется песня «Защитим страну родную» Шахина Н. Т.

Ведущая 3 : Поэт Андрей Дементьев много лет назад услышал рассказ о том, как одинокая женщина измученная долгим ожиданием без вести пропавшего сына, увидела его в кадрах военной кинохроники, живого, двадцатилетнего, каким провожала на фронт. Его потрясла эта трагическая история и он написал «Балладу о матери»

Чтец 16 : А. Дементьев «Баллада о матери»

Постарела мать за много лет,

А вестей от сына нет и нет.

Но она всё продолжает ждать,

Потому что верит, потому что мать.

И на что надеется она?

Много лет, как кончилась война .

Много лет, как все пришли назад,

Кроме мёртвых, что в земле лежат.

Сколько их в то дальнее село,

Мальчиков безусых, не пришло.

Раз в село прислали по весне

Фильм документальный о войне ,

Все пришли в кино - и стар, и мал,

Кто познал войну и кто не знал ,

Перед горькой памятью людской

Разливалась ненависть рекой.

Трудно было это вспоминать.

Вдруг с экрана сын взглянул на мать.

Мать узнала сына в тот же миг,

И пронёсся материнский крик;

Словно сын сё услышать мог.

Он рванулся из траншеи в бой.

Встала мать прикрыть его собой.

Всё боялась - вдруг он упадёт,

Но сквозь годы мчался сын вперёд.

Алексей! - кричали земляки.

Алексей! - просили, - добеги.

Кадр сменился. Сын остался жить.

Просит мать о сыне повторить.

И опять в атаку он бежит.

Жив - здоров, не ранен, не убит.

Алексей! Алёшенька! Сынок! -

Словно сын её услышать мог.

Дома всё ей чудилось кино.

Всё ждала, вот-вот сейчас в окно

Посреди тревожной тишины

Постучится сын её с войны .

Ведущая. В. О. В. закончилась,но люди и память остались. И мы поколение рожденное после войны всегда будем помнить бессмертные подвиги солдат, отдавшие жизни за светлое будущее нашей страны.

Дети читают. «Хотят ли русские войны » Евтушенко Е.

Хотят ли русские войны ?

Спросите вы у тишины,

Над ширью пашен и полей,

И у берез, и тополей,

Спросите вы у тех солдат,

Что под березами лежат,

И вам ответят их сыны

Хотят ли русские войны .

Не только за свою страну

Солдаты гибли в ту войну ,

А чтобы люди всей земли

Спокойно ночью спать могли.

Спросите тех, кто воевал,

Кто вас на Эльбе обнимал,

Мы этой памяти верны.

Хотят ли русские, хотят ли русские

Хотят ли русские войны ?

Да, мы умеем воевать,

Но не хотим, чтобы опять

Солдаты падали в бою

На землю горькую свою.

Спросите вы у матерей,

Спросите у жены моей,

И вы тогда понять должны

Хотят ли русские, хотят ли русские

Хотят ли русские войны .

Мальчик и девочка выходят на середину зала

Мальчик : Память сердца!

Девочка : Память сердца!

Мальчик : Где предел тебе, скажи!

Мальчик : Перед этим озареньем отступают рубежи.

Девочка : Ты теплее, ты добрее памяти ума…

Мальчик : Память сердца, память сердца!

Вместе : Ты поэзия сама!

Ведущий 1 : Большое всем спасибо за столь приятную встречу. Всех с наступающим праздником День защитника отечества!

Ведущий 2 : Сохраните в сердцах все то, что вы знали и узнаете!

Ведущая 3 : И главное ПОМНИТЕ!

Чтец
В чём волшебство поэзии?
Возможно, в обнаженье чувств?
В способности затронуть сердца струны?
Ведь могут же слова, слетающие с уст,
Счастливым сделать день угрюмый.
А может, это просто наважденье?
И всё ж, покуда существует свет,
За строчкой строчку, словно ожерелье,
Нанизывает медленно слова… поэт.

Ведущий: Добрый день уважаемые гости, любители поэзии. Вот и наступил прекрасный месяц – март. И не зря для празднования замечательного, романтического праздника Дня поэзии выбран именно март. Ведь март, олицетворяет начало весны, возрождение и пробуждение природы.

Ведущий: Всемирный день поэзии был учрежден делегатами 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1999 году. А первый Всемирный день поэзии прошел в Париже 21 марта 2000 года. С тех стало доброй традицией отмечать этот прекрасный праздник.

Ведущий: Мне кажется, что писать стихи – это всё равно, что уметь летать как птица. Этому нельзя научиться, а вот понимать поэзию может научиться каждый. Наша сегодняшняя встреча посвящена поэзии. «Пока горит свеча…»Огонёк свечи давно стал символом поэтических вечеров. Настоящей хозяйкой нашей встречи будет поэзия, а главными гостями – стихи.

Ведущий: Есенин, Пушкин, …………….Блок, Ахматова до сих пор согревают наши сердца и дарят восхищение не зависимо от места нашего проживания.

Ведущий: Лишь у немногих поэтов складываются свои, совершенно личные отношения с поэзией. К таким поэтам, безусловно, принадлежит великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. И чем больше узнаешь его, тем больше понимаешь: он не просто был причастен к миру поэзии — это мир поэзии был заключен в нем, а он был его владыкой…

А.С. Пушкин Саксонова

Ведущий: Во все времена в обществе поэзия пользовалась огромным вниманием и занимала особое место. Народ всегда ценил ее высокую и священную миссию. Каждый человек нуждался в поэзии. В ней искали утешение, красоту чувств и мира, ее любили…

Пушкин Шафиева Марал

Ведущий: Поэзия. Какое определение можно дать этому поистине волшебному явлению? Поэзия есть слово, исходящее не столько от разума, сколько от сердца. В стихах дышит сама жизнь — это знает каждый. Как правило, поэзия находила подпитку в народной песне, поэтому поэт всегда был в гуще народа.

С.А.Есенин Терещенко, Шиверов

Ведущий: Любовь в поэзии Cеребряного века: Одного из сложнейших и интереснейших периодов духовного развития России, эпохи «русского ренессанса», эпохи обострения эстетической чувствительности, эпохи беспокойства и исканий, возбуждения, напряженности, трагичности времени

Ахматова Бирюкова

Ведущий: Эту поэтессу не спутаешь ни с каким другим поэтом. Стихи её узнаешь безошибочно — по особому распеву, неповторимым ритмам, не общей интонацией.

Цветаева Чхвиркия Сафонова

Ведущий Судьбы этих людей трагичны, как и судьба их Родины. Каждая из этих судеб – драма. Ни о ком из них нельзя сказать, что он прожил долгую безбедную жизнь. И тем более удивительна та безграничная вера, бесконечная любовь, которые рвутся из каждой строчки их стихов. Любовь к Родине, ее истории и ее природе, любовь к женщине, любовь к жизни во всех ее проявлениях.

Блок Трубина

Ведущий: «Любовь, как чувство вечное и юное, служила и будет служить неисчерпаемым материалом для поэзии; она вносит идеальное отношение и свет в будничную прозу жизни:» — писал И.А.Бунин в одной из своих статей. В этих словах — вечная правда:

Маяковский Щепотьева

Рождественский Мехтиева

Ведущий: Всегда в мировой практике существовала тенденция не принимать поэта всерьез. Правда, в нашем Отечестве общество прислушивалось к поэтическому слову, говоря словами Евгения Евтушенко – «поэт в России был больше, чем поэт».

Евтушенко Гусейнова

Ведущий: Одна из самых любимых тем в поэзии – любовь. Сколько строк написано поэтами об этом возвышенном чувстве, сколько бумаги, папируса, чернил перевели поэты. Великое светлое чувство воспето практически всеми поэтами мира. Любовь вдохновляла поэтов на великие подвиги, любимым посвящали они свои лучшие творения.

Друнина Гилязетдинова

Асадов Ушакова Кулянова

Ведущий: Через все свое творчество проносит поэт негасимое чувство горячей любви к родине, к матери. Любви, которая была выстрадана им, которая содержит в себе боль за свою страну, боль за человека.

Гамзатов Магомедова Голонкова

Белинский Смирнова

Ведущий: Поэзия делает нашу жизнь богаче, придавая обычным словам особую магию. Сила слова обладает особой энергией, увлекающей за собой и подчиняющей себе наше воображение.

Кашежева Хафизова

Ведущий: Благодаря поэзии мы можем глубже почувствовать полноту жизни с ее радостями и скорбями, которые необходимы для нашего внутреннего роста. Ведь всего в нескольких строчках можно заставить человека ощутить целый мир.

Заболоцкий Бочкова

Гафт Саидова

Ведущий: А вы задумывались когда-нибудь, отчего человек начинает писать стихи? Откуда берётся удивительный дар заставлять слова звучать по-иному, по-новому, от которых у других людей захватывает дыхание и сильнее бьётся сердце?

Ведущий: Туманный Альбион. Милая добрая старая Англия! Красивейшая часть Европы! Сколько трепетных и добрых слов было сказано о тебе, сколько возвышенных и патетических стихов было сложено о тебе великими английскими поэтами. Гейне,Шекспир, Бернс, Киплинг, Уайльд и многие, многие другие.

Ведущий: А это… самый загадочный англичанин. Он и философ, и мудрец, до тонкостей изучивший человеческую природу.

Кэролл Матушина

Ведущий: В конце XX века, то есть совсем недавно, английская радиостанция ВВС попросила своих слушателей назвать, на их взгляд, лучшие стихи английских поэтов. Тысячи людей откликнулись. Самым любимым стихотворением оказалось «Заповедь» Редьярда Киплинга. Для многих это стихотворение стало девизом жизни. Я надеюсь что и вам, наши уважаемые гости, строки эти тоже окажутся полезными и вы не останетесь равнодушны к ним…

Киплинг Михеев

Ведущий: Разве можно говоря о поэзии, не упомянуть ……… поэзию! ……….поэзия еще мало известна широкому читателю. В нашем представлении она неизменно ассоциируется с чем-то застывшим, окаменелым. В то же время …….поэзия очень мелодична, распевна. Каждое слово в стихотворении носит символическое значение.

Мурат (если изволит выучить)

Ведущий: Стихи - это способ в поэтических строках немного материализовать свой внутренний мир, находя порой нужные ответы и открывая в них лучшее в себе…и не только. Стихи - это выражение философии автора, его взгляда на этот мир…

Мисузу Вышинская

Ведущий: Разные были времена у поэзии. Поэт и время неразрывны. Но во все времена, во все столетия поэзии верили как голосу собственной души.

Гейне Пашедко

Азнавур Филимонова

Ведущий: Поэзия зарубежья тонка и многогранна. Она несет огромную мысль для читателя и великую тайну для слушателя. Она завораживает, заставляет прочувствовать мысль через переживания и интонацию чтеца.

Бернс Миткевич Солодовников

Ведущий: В меняющемся мире, претерпевающем быстрые преобразования и социальные трансформации, поэты вторят гражданским движениям и способны привлекать внимание к несправедливости мира, так же как и воспевать его красоту.

Рождественский малыш (фильм)

Ведущий: 9 мая мы будем отмечать 70летие окончания Великой Отечественной войны. Какой она должна быть сегодня, история минувшей войны? Как рассказать её, чтобы она действительно стала уроком для сегодняшнего поколения? Нам нельзя забывать, что и как пришлось тогда терпеть, превозмогать, одолевать. Пусть в эту минуту наша свеча горит в память о героях.

Небольшая пауза

Ведущий: Вот и подошел к концу наш литературный вечер. Мы затронули только самую малую часть литературных произведений поэтов. Многое осталось недосказанным. Стихи многих поэтов остались непрочитанными. Но мы надеемся, что пробудили у вас интерес к поэзии. И уверены, что с каждым годом поклонников поэзии будет все больше и больше.

Ведущий: Мы искренне надеемся, что этот день и наша встреча для всех вас останется в памяти, как добрый и счастливый день, проведённый в кругу друзей. Всего вам самого доброго! До новых встреч!

Волшебный мир поэзии!

СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНОГО ВЕЧЕРА

Поэты Серебряного века

\Звучит музыка\

Вед.- «Серебряный век» – проявление духовного и художественного ренессанса, знаменующего взлет русской культуры конца Х1Х – начала ХХ веков. Плеяда талантливейших поэтов, каждый из которых «воистину индивидуален», определяют значение этого феномена. Ощущение рубежности, которым шла до сих пор Россия, глухим колоколом звучит в стихах всех поэтов «серебряного века»:

Скорбь великая растет в душе у всех…

Надолго ль этот пир, надолго ль этот смех?

Каким путем, куда идешь ты, век железный?

Иль больше цели нет и ты висишь над бездной?-

Трагически сложилась судьба большинства гениев «серебряного века». Но сквозь перипетии революции, мировой и гражданской войны, эмиграции, через огонь и кровь, застенки ЧК, ошибки и заблуждения многие из них пронесли чувство Родины, неизбывную веру в то, что «Россия будет великой».

\ Гаснет свет, все рассаживаются под звуки скрипки /

Владимир Маяковский

Послушайте!

Ведь если звезды зажигают-

Значит – это кому-нибудь нужно?

Значит – кто-то хочет, чтобы они были?

\ Свет гаснет, загораются звезды\

А.Блок читает \ Танец « Кармен»\

Ты как отзвук забытого гимна

В моей черной и дикой судьбе

О, Кармен, мне печально и дивно,

Что приснился мне сон о тебе.

Внешний трепет, и лепет и шелест

Непробудные, дикие сны

И твоя одичавшая прелесть-

Как гитара, как бубен весны!

И проходишь ты в думах и грезах

Как царица блаженных времен,

С головой, утопающей а розах

Погруженная в сказочный сон.

Моему детству можно позавидовать, я был окружен заботой тетушек, бабушек среди благоуханной глуши Шахматова. И сама прелесть окрестностей природы удваивалась от того, что многие прогулки я совершал вместе с дедом Андреем Николаевичем Бекетовым, «отцом русской ботаники», как его часто называли.

…был заботой женщин нежной

От грубой жизни огражден,

Летели годы безмятежно,

Как голубой весенний сон.

Моя первая книга – «Стихи о прекрасной даме» 1905 год, многим современникам казалась чуждой. Слишком много было любви в этой поэзии, что не соответствовало времени первой революции. А я любил тогда уже мою жену Любовь Дмитриевну Менделееву.

Я и молод, и свеж, и влюблен,

Я в тревоге, в тоске и в мольбе,

Зеленею, таинственный клен,

Неизменно склоненный к тебе.

Октябрь 17 года я встретил в Петрограде, взволнованно и напряженно вглядывался в происходящее.

Произошло то, чего никто еще оценить не может, ибо таких масштабов история еще не знала.

Не произойти не могло, случиться могло только в России.

Черный вечер.

Белый снег.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер –

На всем божьем свете!

«Двенадцать» - какие бы они ни были – это лучшее что я написал. А когда с 18-го года началась Красная Армия и социалистическое строительство, я больше не мог и с тех пор больше не пишу.

Вед. – В самом начале 1921 года он почувствовал, по его словам что что-то стало в нем шевелиться

Части остановившегося механизма приходят в движение» - и тогда же заболел смертельно.

Звучит романс « Приходи на меня посмотреть»

Я родилась 11 июня 1989 г. Под Одессой. Годовалым ребенком меня перевезли в Царское село, там я прожила до 16 лет. Училась в женской гимназии, но неохотно. Первое стихотворение написала в 11 лет. В 1910 вышла замуж за Николая Гумилева, и мы поехали на месяц в Париж.

Звенела музыка в саду

Таким невыразимым горем,

Свежо и остро пахли морем

На блюде устрицы во льду.

В 1912 году родился мой единственный сын Лев и вышел первый сборник стихов «Вечер». В1914сборник «Четки» - всех восхищала моя любовная лирика, потому что о любви писала женщина.

В сентябре 1917 года вышел сборник «Белая стая» - это встреча с новой страшной действительностью. Революцию я не восприняла:

И целый день, своих пугаясь стонов,

В тоске смертельной мечется толпа,

А за рекой на траурных знаменах

Зловещие смеются черепа.

Тогда я еще не знала, что в 21 году расстреляют моего мужа, а в 1935 арестуют сына. Он пройдет через ужас Гулага, позднее станет ученым с мировым именем. Во время войны я написала цикл стихов «Ветер войны», в котором много стихов о блокаде Ленинграда:

Принеси же мне горсточку чистой,

Нашей невской студеной воды,

И с головки твоей золотистой

Я кровавые смою следы.

В 1946 году меня лишили возможности работать, исключили из союза писателей. Выживать помогали друзья. Власти смотрели на меня, как на неблагонадежную. Летом 1964 года мне присудили литературную премию Италии, в 65 почетное звание доктора Оксфордского университета.

Вед.- У Анны Ахматовой были три вещи сохранявшие для нее «память сердца», ее вечные спутники: перстень подаренный мужем, шаль от Марины Цветаевой и рисунок-портрет работы итальянского художника Модильяни.

Он говорил: « Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну черный стыд,

Я новым именем покрою

Боль поражений и обид».

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

\Звучит фонограмма песни на стихи С.Есенина «Я Московский озорной гуляка»\

Стихи я начал писать рано, лет девяти. Считал себя певцом русской деревни. Россия… Какое хорошее слово…и «роса», и «сила», и «синее что-то…»

О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине.

Русь моя, деревянная Русь!

Я один твой певец и глашатай,

Звериных стихов моих грусть

Я кормил резедой и мятой.

К себе я был беспощаден, себя вынимал на испод. Мое время крутых поворотов истории России, отмеченное мировой войной, революциями, разрушениями гражданской войны особенно мне жаль русские деревни.

…Россия! Сердцу милый край!

Душа сжимается от боли.

Уж сколько лет не слышит поле

Петушье пенье, песий лай.

Судьба моя складывалась непросто: бесконечные разочарования в друзьях и любимых,

Горькие ошибки и болезненные удары, надрыв, боль, неустроенность, крушение надежд я часто топил в вине. Где же опора и пристанище? Даже поэзия не спасает от тоски. Такой опорой становилась мне мать.

\Читает стихотворение «Письмо матери»\

М.Цветаева.

Не грусти Сережа. Мы все были счастливы, не всегда и всех нас ломало и крушило то новое, бурное, страшное время.

Кто создан из камня, кто создан из глины,-

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело – измена, мне имя – Марина,

Я – бренная пена морская

Литературных влиянии не знаю, знаю человеческие…Любимые вещи в мире: музыка, природа, стихи, одиночество. Чувство собственности ограничивается детьми и тетрадями. Моя главная способность – способность любить, вернее, невозможность не любить. Я так стремительно вхожу в жизнь каждого встречного, который мне чем-нибудь мил. Хочу помочь, пожалеть, что он пугается – или того, что я его люблю, или того, что он меня полюбит…

Летят они, - написанные наспех,

Тяжелые от горечи и нег.

Между любовью и любовью распят

Мой миг, мой час, мой день, мой год, мой век.

«После России» так я назвала свою книгу стихов в эмиграции. Я уехала к мужу, которому путь в Россию был закрыт – «белогвардеец». Долгие 17 лет все меня выталкивает в Россию.

В июне 1939 года я с сыном возвращались в Россию. Муж и дочь уже там, но еще не в тюрьме.

Тоска по Родине! Давно

Разоблаченная морока!

Мне совершенно все равно-

Где совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой

Брести с кошелкою базарной

В дом, и незнающий, что – мой,

Как госпиталь или казарма.

В августе 1941 года в маленьком городке Елабуге жизнь моя трагически оборвалась.

Вед. – Друзья, разрещите представить одну из ярких звезд «серебрянного века», лауреата Нобелевской премии за роман «Доктор Живаго» Бориса Пастернака.

Б. Пастернак - Хочется сказать словами Пушкина – «Друзья, прекрасен наш союз!» И сколько ещё горит негаснущих звезд на небосклоне нашего времени…

Пастернак – Осип Мандельштам

Ахматова – Михаил Кузмин

Блок - Николай Заболоцкий

Цветаева – Андрей Белый

Есенин – Константин Бальмонт

Быть знаменитым некрасиво.

Не это подымает ввысь,

Не надо заводить архива,

Над рукописями трястись.

Цель творчества – самоотдача,

А не шумиха, не успех

Позорно ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

И надо оставлять проблемы

В судьбе а не среди бумаг,

Места и главы жизни целой

Отчеркивая на полях.

Другие по живому следу

Пройдут твой путь за пядью пядь,

Но пораженья от победы

Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

А быть живым, и только,

ЖИВЫМ, И ТОЛЬКО ДО КОНЦА.

Cветлана Базанова
Сценарий литературно-музыкальной гостиной «Поэтические голоса родного края»

Цель :

приобщать детей к истокам родной культуры , духовным ценностям.

Задачи :

Расширять понятие «малая Родина» , развивать личностное отношение к ней как к ценности;

Формировать целостное восприятие окружающего мира детьми;

Развивать речь детей, активизировать словарь : Вологодчина, древняя, поэтическая , прозаики, поэтесса , тихий Север, добрый Север, северные пейзажи, необъятная, малая Родина, отчий дом, визитная карточка, горница, хлебосольный.

Воспитывать уважение к творчеству поэтов-земляков , гордость за таланты Вологодчины.

Подготовительная работа :

Рассматривание фотографий, иллюстраций, чтение книг, стихов о Вологодской земле.

Беседы о родном крае .

Экскурсии по родному посёлку , посещение достопримечательных мест и объектов.

Оформление фотовыставки «Мои родные , милые места» .

Отображение всего увиденного в разных видах деятельности (лепке, аппликации, конструировании, рисовании, играх) .

Знакомство с биографиями вологодских поэтов , рассматривание их портретов.

Посещение библиотеки, рассматривание книг вологодских поэтов .

Беседы о вологодских поэтах .

Оформление фотовыставки «Поэты земли вологодской » .

Разучивание песен, стихов, пословиц, народных игр , хороводов.

Материал и оборудование :

Стол, накрытый в русском стиле (самовар, угощение) .

Костюмы для детей.

Музыкальные инструменты.

Фотографии вологодских поэтов .

Фотографии родного посёлка .

Музыкальное сопровождение : ноты, аудиозапись.

(Под песню «Родные места » музыка и слова Ю. Антонова дети заходят в зал, садятся на стульчики.)

Ведущий :

Здравствуйте, уважаемые гости , дорогие ребята!

Сегодня мы с вами собрались в этом зале, чтобы поговорить об удивительных и талантливых людях - поэтах земли вологодской , которые обращались в своем творчестве к теме малой Родины и посвятили ей свои произведения.

Есть, возможно, уголок красивей ,

Есть богаче, шире есть края .

Только мне из всей моей России

Ближе к сердцу Вологодчина моя.

(И. Швец)

Родина, Россия, Вологодчина, родные места…Сколько светлых и тёплых чувств таят в себе эти слова!

(Ведущий обращает внимание присутствующих на фотовыставку «Мои родные , милые места» .)

В большой стране у каждого человека есть свой родной уголок - город или деревня , улица, дом, где он родился. Это его «маленький дом» - его «малая Родина» . И где бы ни жил человек, он всегда с любовью и нежностью вспоминает свою «малую Родину» .

Эта малая Родина со своим особым обликом, со своей самой скромной и непритязательной красотой, со своими людьми открывается человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь.

Рано или поздно, все талантливые люди - писатели, поэты , композиторы, музыканты, художники, всегда обращались в своем творчестве к теме малой Родины.

Повествуя в своих творениях, произведениях о любви к своему родному краю , эти люди помогали всем увидеть, оценить его красоту и неповторимость, раскрыть в окружающих людях лучшие качества : чувство долга и ответственности, благородства и терпимости; учили добру, чести и справедливости.

Издавна наш вологодский край воспевался в песнях, стихах. А знаем ли мы с вами, ребята, их авторов-поэтов , писателей, композиторов, посвятивших свои произведения Вологодчине, Вологодскому краю?

На «поэтической » карте России Вологодская область занимает особое место. Это «малая Родина» таких замечательных прозаиков и поэтов , внесших большой вклад в развитие отечественной литературы , как : Константин Батюшков, Павел Засодимский, Владимир Гиляровский, Игорь Северянин, Варлам Шаламов, Александр Яшин, Сергей Викулов, Виктор Коротаев, Виктор Астафьев, Василий Белов, Анатолий Петухов, Николай Рубцов, Ольга Фокина, Иван Чухин и многие другие.

Все эти люди любили свой край, хорошо знали его историю, жизнь и быт людей, здесь живущих. У многих из них «малая Родина» связана с русской деревней, поскольку почти все они родились в деревне и всё, что связано с ней, им близко, понятно и дорого. Превыше всего ценят наши поэты в человеке его привязанность к Родине : к земле, на которой человек работает, выращивает хлеб, к природе, окружающей человека. Ведь и сам человек - дитя природы. И видят поэты ширь родного северного края , бездонность неба и глубину вод.

Как много в их произведениях тепла, сердечности, доброты! Все они воспевают свой край, и каждый это делает по-своему. Одни-с восторгом, другие-с удивлением, радостью.

Давайте послушаем, как наши современные вологодские поэты с юмором пишут для детей об удивительных зимних явлениях природы!

Анатолий Сергеевич Мартюков

Стихотворение «Снег едят иль не едят?»

Читает (имя, старшая группа

Снег едят иль не едят?

То, что он всегда холодный

Это вовсе не беда.

А вот то, что несъедобный,

Забывают иногда.

Любит снег у нас Серёжка :

Только вышел из ворот -

Снега полная ладошка…

Раз её, и прямо в рот.

Вот уж месяц это длится :

Не видал мальчишку двор…

Потому что он в больнице

Лечит горло до сих пор.

Ведущий :

Эльвира Павловна Челнокова

Стихотворение «Первый снег»

Читает (имя, старшая группа

Первый снег на землю выпал,

Стало всё вокруг бело.

Листья жёлтые засыпал,

Спрятал белочку в дупло.

Раскидал свои снежинки

На деревья и дома.

Эти дивные картинки

Дарит матушка - зима.

Первый снег ещё растает,

Скоро будет и второй -

Заскрипит и засверкает,

И закружит с детворой.

Ведущий :

Никого не оставят равнодушными описания северных пейзажей, созданные знаменитой поэтессой Ольгой Александровной Фокиной!

Она замечает красоту даже там, где не все её заметят.

Природа для Ольги Александровны - родной дом , а деревья - живые, как в доброй сказке.

Каждое её стихотворение наполнено теплом, добротой, искренней любовью к окружающему миру.

Ольга Александровна Фокина

Стихотворение «Здравствуй, зима!»

Ещё дымит и кружится

Свободная река,

Но не растаять лужицам

Уже наверняка.

Ещё в весёлой панике

Снежинки не летят,

Но крыши, словно пряники,

Под инеем блестят.

Ещё пустынны скучные

Закрытые катки,

Но нетерпеньем скручены

«Снегурок» хоботки!

И лыжам снятся кроссы

И снится крутизна.

Да здравствуют морозы!

Да здравствует зима!

Ведущий :

Пусть же эта сказка поскорее войдёт в каждый дом вместе с песней «Зима в России» музыка и слова Н. Куликовой в исполнении ансамбля «Подсолнушки» - подготовительная группа.

Музыкальная пауза.

(Песня «Зима в России» музыка и слова Н. Куликовой, исполняет ансамбль «Подсолнушки» - подготовительная группа.)

Ведущий :

А в стихах известной детской вологодской поэтессы Татьяны Леонидовны Петуховой тоже присутствуют элементы сказочности. Так, вместе с любимой поэтессой мы можем побеседовать с паучком, восхититься его домиком из серебряных нитей, научиться видеть красоту природы.

Просто и доступно Татьяна Леонидовна рассказывает своим читателям об окружающем мире. С большой любовью и теплотой пишет она про солнечного зайчика, веточку тополя, даёт нам уроки доброго и чуткого отношения ко всему живому.

Татьяна Леонидовна Петухова

Стихотворение «Здравствуй, мама-сосна!»

Читает (имя, подготовительная группа

Отшумела метель, опять тишина,

Только скрипит печально сосна :

Пропали малышки - сосновые шишки.

В сугроб шалунишки ныряли, как с вышки!

Ты не волнуйся, мама-сосна,

В мягкий снежок улеглись семена.

Как в теплом домишке, сосновые шишки

Будут спать у сосны.

Под солнышком теплым весны

Взойдут семена там и тут,

И сосны твои подрастут.

Навстречу потянутся сами

Зелеными ветками. К маме.

Ведущий :

Слова в стихах Татьяны Леонидовны радуют, играют, шутят. Картина окружающего мира в них передана настолько ярко, живо, красочно, что мы как будто своими глазами видим красоту природы, слышим голоса птиц , ощущаем дуновение ветерка.

Татьяна Леонидовна Петухова

Стихотворение «Одуванчик-парашют»

Читает (имя, подготовительная группа

Выше сосен. Выше елей

Одуванчики взлетели -

Шарики воздушные,

Всем ветрам послушные.

Выбрав разные маршруты,

Улетают парашюты

Над зелёными лесами,

Над весёлыми лугами,

Улетают семена…

…А когда придет весна,

Зажелтеет там и тут

Одуванчик-парашют.

Ведущий :

Чувство гордости за родные места , желание рассказать об их красоте и величии в любое время года - еще одна сторона лирики Татьяны Леонидовны.

Татьяна Леонидовна Петухова

Стихотворение «Встреча»

Читает (имя, подготовительная группа

Взмахнула пышным рукавом

Волшебница зима,

И засверкала серебром

Снежинок бахрома.

И первый снег - он белый, чистый,

Кружась, как бабочка, порхал.

Одеялом белым и пушистым

Он тихо землю укрывал.

Покрыты мягкими снегами

Кусты, деревья и дома,

Как белоснежными шарфами,

Их всех укутала зима.

В наряде белом древний город,

Усталые расправив плечи,

Он стал красив, он снова молод,

Он радуется встрече!

Ведущий :

Но не только радость, но иногда и грусть, боль за родные места наполняют стихи вологодской поэтессы . Татьяна Леонидовна снова и снова в них напоминает нам о личной ответственности каждого за то, что происходит с Родиной, природой сегодня, призывает к действию.

Татьяна Леонидовна Петухова

Стихотворение «Наша земля»

Читает (имя, подготовительная группа

Весной расцветет вся земля,

Деревья, цветы и поля.

Будут птицы в садах щебетать,

Изумительный мир прославлять!

А мы, что сделать с вами смогли,

Чтоб планет стала светлей –

Это зависит от нас, от людей!

Как хорошо, если каждый из нас.

Куст посадит хотя бы хоть раз.

Цветам поможет расти,

И земля наша будет цвести!

Ведущий :

Давайте все вместе вспомним красоты родной земли с песней «Родная моя сторона » музыка и слова Т. Кривовой в исполнении (имя) - подготовительная группа.

Музыкальная пауза.

(Песня «Родная моя сторона » музыка и слова Т. Кривовой, исполняет (имя) - подготовительная группа.)

Ведущий :

В произведениях Александра Яковлевича Яшина тоже присутствует удивительное чувство родства с жизнью природы - со зверями и птицами, деревьями и травами, цветами. С большой любовью и трепетом Александр Яковлевич передаёт в них своё отношение к травинке и былинке, к кудрявой рябинке и скромной березке, к северной красавице - сосне.

Сердце поэта настолько широко , что он хочет обнять всё, что дорого, согреть и, может быть даже, оживить своей любовью, чем-то помочь.

Александр Яковлевич Яшин

Стихотворение «Покормите птиц зимой!»

Читает (имя, старшая группа

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна - и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать :

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

Ведущий :

А в стихах для детей о природе Лидии Слуцкой много нежности, тепла и света! Её поэтические образы просты и узнаваемы для всех. Их отличает яркость, выразительность. Многие из них поучительны и юмористичны.

Лидия Слуцкая

Стихотворение «Кто согреет солнышко?»

Читает (имя, старшая группа

Всем зимою холодно,

В дом бегут скорее.

Остаётся солнышко.

Кто его согреет?

Раньше согревало,

Были солнцу рады.

А теперь любуются

Танцем снегопада.

Нарисую солнышко

У себя в альбоме,

И как будто станет

Посветлее в доме.

Напишу записку, -

Я уже умею :

Не печалься, солнышко!

Я тебя согрею.

Ведущий :

Любовью к родному Вологодскому краю , краю необозримых лесов и болот, их обитателям проникнуто творчество еще одного нашего земляка, замечательного поэта Николая Михайловича Рубцова.

Лирика, написанная специально для детей, занимает в нём скромное место. Значительная их часть посвящена животным и птицам. Эти стихи учат ребятишек с ранних лет бережно относиться к природе, любить и понимать представителей фауны, помогать им по мере сил и возможностей. Как говорил поэт : «Любовь к природе, забота о ней делают человека добрее, помогают ему осознать чужую боль как свою собственную, а без этого слова о любви, доброте - пустой звук».

Николай Михайлович Рубцов

Стихотворение «Воробей»

Читает (имя, старшая группа

Чуть живой. Не чирикает даже.

Замерзает совсем воробей.

Как заметит подводу с поклажей,

Из-под крыши бросается к ней!

И дрожит он над зернышком бедным,

И летит к чердаку своему.

А гляди, не становится вредным

Оттого, что так трудно ему.

Ведущий :

Поэзия Николая Михайловича будит в нас самые добрые и чистые чувства. Его стихи необычайно музыкальные, они словно созданы для песен. Так, в самом известном стихотворении «В горнице» , ставшем его визитной карточкой, поэт не побоялся раскрыть читателям душу и поделился своими светлыми детскими воспоминаниями. В этой искренности и кроется секрет невероятного успеха его произведений.

Николай Михайлович Рубцов

Стихотворение «В горнице»

Читает (имя, подготовительная группа

В горнице моей светло.

Это от ночной звезды.

Матушка возьмет ведро,

Молча принесет воды…

Красные цветы мои

В садике завяли все.

Лодка на речной мели

Скоро догниет совсем.

Дремлет на стене моей

Ивы кружевная тень.

Завтра у меня под ней

Будет хлопотливый день!

Буду поливать цветы,

Думать о своей судьбе,

Буду до ночной звезды

Лодку мастерить себе…

Ведущий :

Какие светлые и добрые строки! На душе от них у многих из нас становится теплее.

Вот так и стихи наших поэтов-вологжан , как лучики, рожденные в сердце, несут своё тепло по всей необъятной России и воспевают нашу малую Родину - Вологодчину.

Родина… Родимые места…

Сегодня мы вспомнили и услышали, как наши поэты с большой любовью отзывались о Вологодчине, сумели передать это глубокое чувство в своих стихотворениях. И прав был вологодский писатель, публицист Василий Белов, говоря : «Что кому, а для меня Россия - эти вот родимые места!»

Завершая нашу встречу, мне бы хотелось отметить, что край наш Вологодский - не только щедрый на таланты, но и гостеприимный , хлебосольный, песенный. Вот поэтому , на прощание ансамбль «Звёздочки» старшей группы решил подарить всем свою песню «Приглашаем вас на чай!» музыка и слова В. Шестаковой.

Музыкальная пауза.

(Песня «Приглашаем вас на чай!» музыка и слова В. Шестаковой исполняет ансамбль «Звёздочки» - старшая группа.)

(Угощение детей, фотографии на память.)

(Звучит песня «Вологда моя» , дети вместе с воспитателями уходят из зала.)