Современная литература очень разнообразна: это не только соз-даваемые сегодня книги, но и произведения «возвращенной лите-ратуры», «литература письменного стола», произведения писателей разных волн эмиграции. Другими словами, это произведения, на-писанные или впервые опубликованные в России с середины 1980-х годов XX века и до начала первого десятилетия XXI века. Значи-тельную роль в становлении современного литературного процесса сыграла критика, литературные журналы и многочисленные лите-ратурные премии.
Если в период оттепели и застоя в литературе приветствовался лишь метод социалистического реализма, то современный литера-турный процесс характеризует сосуществование различных на-правлений.
Одним из самых интересных культурных явлений второй поло-вины XX века является постмодернизм — направление не только в литературе, но и во всех гуманитарных дисциплинах. Постмодер-низм возник на Западе в конце 60-х — начале 70-х годов. Это был поиск синтеза между модернизмом и массовой культурой, разру-шение любых мифологий. Модернизм стремился к новому, которое изначально отрицало старое, классическое искусство. Постмодер-низм возник не после модернизма, а рядом с ним. Он не отрицает все старое, а пытается иронично переосмыслить его. Постмодерни-сты обращаются к условности, нарочитой литературности в созда-ваемых произведениях, сочетают стилистику разных жанров и ли-тературных эпох. «В постмодернистскую эпоху, — пишет В. Пелевин в романе «Числа», — главным становится не потребле-ние материальных предметов, а потребление образов, поскольку образы обладают гораздо больше капиталоемкостью». Ни автор, ни повествователь, ни герой не несут ответственности за сказанное в произведении. На становление русского постмодернизма оказали большое влияние традиции Серебряного века (М. Цветаева,
А. Ахматова, О. Мандельштам, Б. Пастернак и др.), культура аван-гарда (В. Маяковский, А. Крученых и др.) и многочисленные про-явления господствующего соцреализма. В развитии постмодерниз-ма в русской литературе условно можно выделить три периода:
- Конец 60-х — 70-е г. — (А. Терц, А. Битов, В. Ерофеев, Вс. Не-красов, Л. Рубинштейн и др.)
- 70-е — 80-е г. — самоутверждение постмодернизма через под-полье, осознание мира как текста (Е. Попов, Вик. Ерофеев, Саша Соколов, В. Сорокин и др.)
- Конец 80-х — 90-е г. — период легализации (Т. Киби-ров, Л. Петрушевская, Д. Галковский, В. Пелевин и др.)
Русский постмодернизм неоднороден. К прозаическим произве-дениям постмодернизма можно отнести следующие произведения: «Пушкинский Дом» А. Битова, «Москва — Петушки» Вен. Ерофее-ва, «Школа для дураков» Саши Соколова, «Кысь» Т. Толстой, «Попугайчик», «Русская красавица» В. Ерофеева, «Душа патриота, или Различные послания к Ферфичкину» Ев. Попова, «Голубое сало», «Лед», «Путь Бро» В. Сорокина, «Омон Ра», «Жизнь насекомых», «Чапаев и Пустота», «Generation Р» («Поколение П») В. Пелевина, «Бесконечный тупик» Д. Галковского, «Искренний художник», «Глокая Куздра», «Я — не я» А. Слаповского, «Коронация» Б. Акунина и др.
В современной русской поэзии создают поэтические тексты в русле постмодернизма и различных его проявлений Д. Пригов, Т. Кибиров, Вс. Некрасов, Л. Рубинштейн и др.
В эпоху постмодернизма появляются произведения, которые с полным правом можно отнести к реалистическим. Отмена цензуры, демократические процессы в российском обществе способствовали расцвету реализма в литературе, доходившему порой до натура-лизма. Это произведения В. Астафьева «Прокляты и убиты», Е. Носова «Тепа», «Покормите птиц», «Сронилось колечко»,
В. Белова «Душа бессмертна», В. Распутина «В больнице», «Изба», Ф. Искандера «Сандро из Чегема», Б. Екимова «Пиночет», А. Кима «Отец-Лeс», С. Каледина «Стройбат», Г. Владимова «Генерал и его армия», О. Ермакова «Знак зверя», А. Проханова «Дерево в центре Кабула», «Чеченский блюз», «Идущие в ночи», «Господин Гексоген» и др. Материал с сайта
С начала 1990-х годов в русской литературе появляется новое яв-ление, которое получило определение постреализма. В основе по-стреализма лежит универсально понимаемый принцип относитель-ности, диалогического постижения непрерывно меняющегося мира и открытости авторской позиции по отношению к нему. Постреализм, по определению Н. Л. Лейдермана и М. Н. Липовецкого, — определенная система художественного мышления, логика которого стала распространяться и на мэтра, и на дебютанта, набирающее силу ли-тературное направление со своими стилевыми и жанровыми пред-почтениями. В постреализме реальность воспринимается как объек-тивная данность, совокупность множества обстоятельств, влияющих на человеческую судьбу. В первых произведениях постреализма от-мечался демонстративный отход от социального пафоса, писатели обращались к частной жизни человека, к его философскому осмыс-лению мира. К постреалистам критика обычно относит пьесы, рас-сказы, повесть «Время ночь» Л. Петрушевской, романы «Андеграунд, или Герой нашего времени» В. Маканина, рассказы С. Довлатова, «Псалом» Ф. Горенщтейна, «Стрекоза, увеличенная до размеров со-баки» О. Славниковой, сборник рассказов «Прусская невеста» Ю. Буйды, повести «Воскобоев и Елизавета», «Поворот реки», роман «Закрытая книга» А. Дмитриева, романы «Линии судьбы, или сун-дучок Милашевича» М. Харитонова, «Клетка» и «Диверсант» А. Азольского, «Медея и ее дети» и «Казус Кукоцкого» Л. Улицкой, «Недвижимость» и «Хуррамабад» А. Волоса.
Кроме того, в современной русской литературе создаются произ-ведения, которые трудно отнести к тому или иному направлению. Писатели самореализуют себя в разных направлениях и жанрах. В российском литературоведении принято также выделять несколько тематических направлений в литературном процессе конца XX в.
- Обращение к мифу и его трансформации (В. Орлов, А. Ким, А. Слаповский, В. Сорокин, Ф. Искандер, Т. Толстая, Л. Улицкая, Аксенов и др.)
- Наследие деревенской прозы (Е. Носов, В. Белов, В. Распутин, Б. Екимов и др.)
- Военная тема (В. Астафьев, Г. Владимов, О. Ермаков, Маканин, А. Проханов и др.)
- Тема фэнтази (М. Семенова, С. Лукьяненко, М. Успенский, Вяч. Рыбаков, А Лазарчук, Э. Геворкян, А. Громов, Ю. Латынина и др.)
- Современные мемуары (Е. Габрилович, К. Ваншенкин, А. Рыбаков, Д. Самойлов, Д. Добышев, Л. Разгон, Е. Гинзбург, А. Найман, В. Кравченко, С. Гандлевский и др.)
- Расцвет детектива (А. Маринина, П. Дашкова, М. Юденич, Б. Акунин, Л. Юзефович и др.)
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
На этой странице материал по темам:
- презентация обзор русской литературы конца 20- начала 21 века
- обзор литературы начала 20 века
- русская литература 21 века обзор
- литературного процесса конца 20 начала 21 века.
- современные авторы начала 20 века
С позиции становления отечественной литературы первое десятилетие XXI века наиболее показательно.
В 90-е годы происходила своеобразная «перезагрузка» российского литературного процесса: наряду с начавшимся книжным бумом и появлением «возращённой литературы» мы были свидетелями определённой борьбы русских литераторов с искушением вседозволенности, которое удалось преодолеть лишь к началу нулевых. Именно поэтому процесс осознанной закладки фундамента новой литературы стоит отнести к началу нового столетия.
Поколения писателей и жанры современной литературы
Современная российская литература представлена несколькими писательскими поколениями:
- шестидесятники, заявившие о себе ещё в период «оттепели» (Войнович, Аксёнов, Распутин, Искандер), исповедующие своеобразный стиль иронической ностальгии и нередко обращающиеся к жанру мемуаров;
- «семидесятники», советское литературное поколение (Битов, Ерофеев, Маканин, Токарева), начавшее литературный путь в условиях застоя и исповедующее творческое кредо: «Плохи обстоятельства, а не человек»;
- перестроечное поколение (Толстая, Славникова, , ), фактически открывшее эпоху неподцензурной литературы и занявшееся смелыми литературными экспериментами;
- писатели конца 90-х (Кочергин, Гуцко, Прилепин), составившие группу самых молодых фигур литературного процесса.
Среди общего жанрового разнообразия современной литературы выделяются такие магистральные направления:
постмодернизм (Шишкин, Лимонов, Шаров, Сорокин);
«женская проза» (Улицкая, Токарева, Славникова);
массовая литература (Устинова, Дашкова, Гришковец).
Литературные тенденции современности в зеркале литературных премий
В вопросе рассмотрения литературного процесса в России нулевых годов наиболее показательным будет обратиться к списку лауреатов , причём премий преимущественно негосударственных, поскольку они в большей степени были ориентированы на читательский рынок, а значит, лучше отразили основные эстетические запросы читающей публики в минувшем десятилетии. Вместе с тем, практика указывает на определение разграничение эстетических функций между премиями.
Как известно, явление постмодернизма возникает и укрепляется одновременно с возрастающей потребностью переоценки культурного или исторического опыта. Эта тенденция отразилась в заявившей о себе ещё в начале 90-х премии «Русский Букер», которая в начале столетия продолжила «собирание» под своей эгидой образцов литературного постмодерна, призванных ввести читателя в «параллельную культуру».
В этот период наградами были удостоены:
- О. Павлов за «Карагандинские девятины»,
- М.Елизаров за альтернативную историю «Библиотекарь»,
- В. Аксёнов за свежий взгляд на Просвещение в «Вольтерьянцах и вольтерьянках».
Вместе с тем, победителями «Национального бестселлера», обусловившего жанровую пестроту лауреатов, в разные годы стали совершенно разноплановые
Читающая Россия стала свидетелем ещё одной любопытной тенденции, продемонстрировавшей интерес общественности к крупным литературным формам, столь привычным для почитателей классической русской словесности. Это явление отразилось, прежде всего, на лауреатах награды «Большая книга», где во главу угла была поставлена традиционность литературной подачи и объём произведения.
В упомянутый период «Большую книгу» получили:
- Д. Быков, снова за «Бориса Пастернака»,
- за военно-биографического «Моего лейтенанта»,
- В. Маканин за современную чеченскую сагу «Асан».
Примечательной стала также сопутствующая «Большой книге» практика «специальных призов», которыми отмечались работы Солженицына и Чехова, что позволило стимулировать массовый интерес к работам классиков.
Субкультурный сегмент литературы был обеспечен в это время, в первую очередь, с помощью ,
поскольку выбор лауреата здесь осуществлялся либо при помощи интернет-опросов, либо на основе результатов сетевых продаж в интернет-магазинах.
Наша презентация
Рассмотренные тенденции указывают на синкретичность современного литературного процесса. Современный читатель, как, впрочем, и литератор, ищет максимально приемлемый вариант получения нового литературного опыта – от привычной глазу классичности до броского постмодерна, а это означает, что отечественная культура встречает вызовы XXI века живой и развивающейся литературой.
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесьСовременная русская литература (литература конца 20 века – начала 21века)
Направление,
его временные рамки
Содержание
(определение, его «опознавательные знаки»)
Представители
1.Постмодернизм
(начало 1970х – начало 21 века)
1.Это философско-культурологическое течение, особое умонастроение. Возник во Франции в 1960-ые годы атмосфере сопротивления интеллектуалов тотальному наступлению массовой культуры на сознание человека. В России, когда рухнул марксизм как идеология, обеспечивающая разумный подход к жизни, ушло рациональное объяснение и наступило осознание иррациональности. Постмодернизм сосредоточил внимание на феномене раздробленности, расколотости сознания индивида. Постмодернизм не дает советов, а описывает состояние сознания. Искусство постмодернизма иронично, саркастично, гротескно (по И.П. Ильину)
2. По словам критика Парамонова Б.М., «постмодернизм – это ирония искушенного человека, который не отрицает высокого, но понял необходимость низкого»
Его «опознавательные знаки»:1. Отказ от какой-либо иерархии . Стерты границы между высоким и низким, важным и второстепенным, реальным и вымышленным, авторским и неавторским. Сняты все стилевые и жанровые различия, все табу, в том числе и на ненормативную лексику. Отсутствует почтение к каким бы то ни было авторитетам, святыням. Отсутствует стремление к какому-либо положительному идеалу. Важнейшие приемы: гротеск; ирония, доходящая до цинизма; оксюморон.
2.Интертекстуальность (цитатность). Поскольку границы между действительностью и литературой упразднены, весь мир воспринимается как текст. Постмодернист уверен, что одна из его задач-интерпретация наследия классиков. При этом сюжет произведения чаще всего не имеет самостоятельного значения, а главным для автора становится игра с читателем, которому предполагается опознать сюжетные ходы, мотивы, образы, скрытые и явные реминисценции (заимствования из классических произведений, рассчитанные на читательскую память) в тексте.
3. Расширение читательской аудитории за счет привлечения массовых жанров: детективы, мелодрамы, фантастика.
Произведениями, положившими начало современной русской постмодернистской
прозе, традиционно считаются «Пушкинский Дом» Андрея Битова и «Москва-Петушки» Венедикта Ерофеева. (хотя роман и повесть были написаны в конце 1960-ых годов, фактами литературной жизни они стали лишь в конце 1980-ых годов, после публикации.
2.Неореализм
(ньюреализм, новый реализм)
(1980ые-1990ые годы)
Границы очень подвижны
Это творческий метод, который опирается на традиции и в то же время может использовать достижения других творческих методов, сочетая в себе реальность и фантасмагорию.
«Жизнеподобие» перестает быть главной характеристикой реалистического письма; легенды, миф, откровение, утопия органично соединяются с принципами реалистического познания действительности.
Документальная «правда жизни» вытесняется в тематически ограниченные сферы литературы, воссоздающей жизнь того или иного «локального социума», будь то «армейские хроники» О.Ермакова, О. Хандуся, А. Терехова или новые «деревенские» истории А.Варламова («Домик в деревне»). Однако наиболее отчетливо тяготение к буквально понятой реалистической традиции проявляется в массовом криминальном чтиве – в детективах и «милицейских» романах А.Марининой, Ф. Незнанского, Ч. Абдуллаева и других.
Владимир Маканин «Андеграунд, или Герой нашего времени»;
Людмила Улицкая «Медея и ее дети»;
Алексей Слаповский «Я-не я»
(первые шаги сделаны в конце 1970ых в «прозе сорокалетних», к которой относится творчество В.Маканина, А.Кима, Р.Киреева, А.Курчаткина и некоторых других писателей.
3Неонатурализм
Истоки его – в «натуральной школе» русского реализма 19 века, с ее установкой на воссоздание любых сторон жизни и отсутствием тематических ограничений.
Основные объекты изображения: а) маргинальные сферы реальности (тюремный быт, ночная жизнь улиц, «будни» мусорной свалки); б) маргинальные герои, «выпавшие» из привычной социальной иерархии (бомжи, воры, проститутки, убийцы). Наблюдается «физиологический» спектр литературной тематики: алкоголизм, сексуальное вожделение, насилие, болезнь и смерть). Показательно, что жизнь «дна» интерпретируется не как «другая» жизнь, а как обнаженная в своей абсурдности и жестокости обыденность: зона, армия или городская помойка – это социум в «миниатюре», в ней действуют те же законы, что и в «нормальном» мире. Впрочем, граница между мирами условна и проницаема, и «нормальная» повседневность часто выглядит внешне «облагороженной» версией «свалки»
Сергей Каледин «Смиренное кладбище» (1987), «Стройбат» (1989);
Олег Павлов «Казенная сказка» (1994) и «Карагандинские девятины, или Повесть последних дней» (2001);
Роман Сенчин «Минус» (2001) и «Афинские ночи»
4.Неосентиментализм
(новый сентиментализм)
Это литературное течение, которое возвращает, актуализирует память культурных архетипов.
Главный предмет изображения – частная жизнь (и часто жизнь интимная), осознанная как основная ценность. «Чувствительность» новейшего времени противопоставлена апатии и скепсису постмодернизма, она миновала фазу иронии и сомнения. В сплошь фиктивном мире на подлинность могут претендовать лишь чувства и телесные ощущения.
Так называемая женская проза: М.Палей «Кабирия с обводного канала»,
М. Вишневецкая «Вышел месяц из тумана», Л.Улицкая «Казус Кукоцкого», произведения Галины Щербаковой
5.Постреализм
(или метареализм)
С начала 1990ых годов.
Это литературное направление, попытка восстановить целостность, приобщить вещь к смыслу, идею - к реальности; поик истины, подлинных ценностей, обращение к вечным темам или вечным прообразам современных тем, насыщение архетипами: любовь, смерть, слово, свет, земля, ветер, ночь. Материалом служат история, природа, высокая культура. (по М.Эпштейну)
«Рождается новая «парадигма художественности». В ее основе лежит универсально понимаемый принцип относительности, диалогического постижения непрерывно меняющегося мира и открытости авторской позиции по отношению к нему»,- пишут о постреализме М. Липовецкий и Н.Лейдерман.
Проза постреализма внимательно исследует «сложные философские коллизии, разворачивающиеся в ежедневной борьбе «маленького человека» с безличным, отчужденным житейским хаосом.
Частная жизнь осмысляется как уникальная «ячейка» всеобщей истории, созданная индивидуальными усилиями человека, проникнутая персональными смыслами, «прошитая» нитями самых разнообразных связей с биографиями и судьбами других людей.
Писатели – постреалисты:
Л.Петрушевская
В.Маканин
С.Довлатов
А.Иванченко
Ф.Горенштейн
Н.Кононов
О.Славникова
Ю.Буйда
А.Дмитриев
М.Харитонов
В.Шаров
6.Постпостмодернизм
(на рубеже 20 и 21 веков)
Его эстетическая специфика определяется прежде всего формированием новой художественной среды – среды «технообразов». В отличие от традиционных «текстообразов» они требуют интерактивного восприятия объектов культуры: созерцание/ анализ/ интерпретация заменяются проектной деятельностью читателя или зрителя.
Художественный объект «растворяется» в деятельности адресата, непрерывно трансформируясь в киберпространстве и оказываясь в прямой зависимости от конструкторских умений читателя.
Характерными особенностями русского варианта постпостмодернизма являются новая искренность, новый гуманизм, новый утопизм, сочетание интереса к прошлому с открытостью будущему, сослагательность.
Борис Акунин
П Р О З А (активная лекция)Ведущие темы в современной литературе :
Автобиографизм в современной литературе
А.П.Чудаков. «Ложится мгла на хладные ступени»
А. Найман «Рассказы об Анне Ахматовой», «Славный конец бесславных поколений», «Сэр»
Л.Зорин «Авансцена»
Н.Коржавин «В соблазнах кровавой эпохи»
А.Терехов «Бабаев»
Е. Попов «Подлинная история «Зеленых музыкантов»
Новая реалистическая проза
В. Маканин «Андеграунд, или Герой нашего времени»
Л. Улицкая «Медея и ее дети», «Казус Кукоцкого»
А. Волос «Хуррамабад», «Недвижимость»
А. Слаповский «Я-не я»
М.Вишневецкая «Вышел месяц из тумана»
Н.Горланова, В.Букур «Роман воспитания»
М.Бутов «Свобода»
Д. Быков «Орфография»
А.Дмитриев «Повесть о потерянном»
М. Палей «Кабирия с обводного канала»
Военная тема в современной литературе
В. Астафьев «Веселый солдат», «Прокляты и убиты»
О. Блоцкий «Стрекозел»
С. Дышев «До встречи в раю»
Г. Владимов «Генерал и его армия»
О. Ермаков «Крещение»
А.Бабченко «Алхан – Юрт»
А.Азальский «Диверсант»
Судьбы литературы русской эмиграции: «третья волна»
В.Войнович «Москва 2042», «Монументальная пропаганда»
В.Аксенов «Остров Крым», «Московская сага»
А.Гладилин «Большой беговой день», «Тень всадника»
А.Зиновьев «Русская судьба. Исповедь отщепенца»
С.Довлатов «Заповедник», «Иностранка. Филиал»
Ю.Мамлеев «Вечный дом»
А. Солженицын «Бодался теленок с дубом», «Угодило зернышко промеж двух жерновов», «Простерши глаза»
С.Болмат «Сами по себе»
Ю.Дружников «Ангелы на кончике иглы»
Русский постмодернизм
А.Битов «Пушкинский дом», В. Ерофеев «Москва-Петушки»
В.Сорокин «Очередь»,В.Пелевин «Жизнь насекомых»
Д.Галковский «Бесконечный тупик»
Ю.Буйда «Прусская невеста»
Э.Гер «Дар слова»
П.Крусанов «Укус ангела»
Трансформация истории в современной литературе
С.Абрамов «Тихий ангел пролетел»
В.Залотуха «Великий поход за освобождение Индии (Революционная хроника)»
Е.Попов «Душа патриота, или Различные послания к Ферфичкину»
В.Пьецух «Заколдованная страна»
В.Щепетнев «Шестая часть тьмы»
Фантастика, утопии и антиутопии в современной литературе
А.Гладилин «Французская Советская Социалистическая Республика»
В.Маканин «Лаз»
В.Рыбаков «Гравилет «Цесаревич»
О.Дивов «Выбраковка»
Д.Быков «Оправдание»
Ю.Латынина «Ничья»
Современная эссеистика
И.Бродский «Меньше единицы», «Полторы комнаты»
С.Лурье «Толкование судьбы», «Разговор в пользу мертвых», «Успехи ясновидения»
В.Ерофеев «Поминки по советской литературе», «Русские цветы зла», «В лабиринте проклятых вопросов»
Б.Парамонов «Конец стиля: Постмодернизм», «След»
А. Генис «Раз: Культурология», «Два: Расследования», «Три: Личное»
Современная поэзия.
Поэзия рубежа 20-начала 21 века испытала на себе влияние постмодернизма. В современной поэзии выделяются два основных поэтических направления:
к о н ц е п т у а л и з м
м е т а р е а л и з м
Появляется в 1970 году. В основе определения лежит представление о концепте (концепт – от латинского «понятие») – понятие, идея, возникающие у человека при восприятии значения слова. Концепт в художественном творчестве - это не просто лексическое значение слова, но и те сложные ассоциации, которые возникают у каждого человека в связи со словом, концепт переводит лексическое значение в сферу понятий и образов, давая богатые возможности для его свободной трактовки, домысливания и воображения. Один и тот же концепт может быть понят разными людьми по-разному, в зависимости от личного восприятия каждого, образованности, культурного уровня и определенного контекста.
Поэтому Вс. Некрасов, стоящий у истока концептуализма, предлагал термин «контекстуализм».
Представители направления: Тимур Кибиров, Дмитрий Пригов, Лев Рубинштейн и другие.
Это литературное течение, изображающее нарочито усложненную картину окружающего мира с помощью развернутых, взаимопроникающих метафор. Метареализм – это не отрицание традиционного, привычного реализма, а расширение его, усложнение самого понятия реальности. Поэты видят не только конкретный, зримый мир, но и много тайных, не видимых невооруженным глазом вещей, получают дар прозревать саму их сущность. Ведь та реальность, которая нас окружает, не является единственной, считают поэты – метареалисты.
Представители направления: Иван Жданов, Александр Еременко, Ольга Седакова и другие.
Современная драматургия
Л.Петрушевская «Что делать?», «Мужская зона. Кабаре», «Опять двадцать пять», «Свидание»
А.Галин «Чешское фото»
Н. Садур «Чудная баба», «Панночка»
Н.Коляда «Канотье»
К.Драгунская «Рыжая пьеса»
Возрождение детектива
Д.Донцова «Привидение в кроссовках», «Гадюка в сиропе»
Б.Акунин «Пелагея и белый бульдог»
В.Лавров «Град Соколов – гений сыска»
Н.Леонов «Защита Гурова»
А.Маринина «Украденный сон», «Смерть ради смерти»
Т.Полякова «Мой любимый киллер»
Использованная литература :
Т.Г. Кучина. Современный отечественный литературный процесс. 11 класс. Учебное пособие. Элективные курсы. М. «Дрофа», 2006.
Б.А. Ланина. Современная русская литература. 10-11 класс. М., «Вентана-Граф», 2005.
1.Вступление
2.Поиски системного анализа современного литературного процесса.
3.Гипертекстуальность новейшей русской литературы
4.Роль творческой индивидуальности писателя в формировании литературной ситуации.
5.Заключение.
- Сегодня в недрах современного литературного процесса рождены или реанимированы такие явления,направления,как авангард и поставангард,модерн и постмодерн,сюрреализм,иперссионизм,
неосентиментализм,метереализм,соц-арт,концептуализм и т.д.
- Литература добровольно сложила с себя
полномочия выступать в качестве рупора
общественного мнения и воспитателя человеческих душ, а места положительных героев-маяков заняли бомжы, алкоголики,убийцы и представители древнейщих профессий.
- Если в 1986 году наиболее читаемые книги по опросу «Книжного обозрения»:»Улисс» Дж.Джойса, «1984»Дж.Оруэлла, «Железная женщина» Н.Берберовой,-то в 1995году
в списках бестселлеров уже иная литература:»Профессия-киллер», «Спутники волкодава», «Мент поганный».Подобная ориентация массового читателя стала острейшей проблемой как школьного,так и вузовского преподавания литературы.
Утро
Вениамин Ерофеев
Вы когда-нибудь видели рассвет? Когда-нибудь наблюдали, как медленно, словно с неимоверной тяжестью поднимается солнце? Когда первые лучи начинают рассеивать тьму, разжижая и изничтожая ее. Когда небо из черного превращается в голубое... за несколько часов. И когда все же первые лучи солнца, которое только-только краешком выглянуло из-за горизонта, рассекут небо - не думаешь ни о чем и не слушаешь ничего. Просто смотришь. Ибо такое нигде больше не увидишь. А когда приходишь в себя, недоумеваешь - почему ты вернулся? Почему ты не Там? Что ты Здесь забыл?...
Активизация творчества писательниц конца столетия - факт объективный и значимый. Так же как начало ХХ века было ознаменовано возрождением поэзии женщин, а модернизм стал освобождающей стихией для творчества русских писательниц, внесших в культуру Серебряного века свободу чувств, индивидуализм и тонкий эстетизм, так и конец
Века проходит в значительной степени под знаком эстетических открытий женщин писательниц.
Особое место в жанровом формотворчестве занимает антиутопия. Эволюционирование антиутопии, рассмотренное только на отрезке 1990-х годов - конца ХХ века, показывает, сколь сложна и разветвлена картина жанровой подвижности. Теряя формальные жестокие черты, она обогащается за счет новых качеств, главным из которых становиться своеобразное мировидение.
Сложную картину эстетического разброса дополняет ситуация в области русской поэзии конца столетия. Общепризнано, что проза доминирует в современном литературном процессе. В течение последнего десятилетия поэзия пережила эволюцию от состояния практически полного бескнижья до положения, когда книжные полки и прилавки книжных магазинов проседают под грузом стихотворных сборников, изданных либо за авторский, либо за спонсорский счет тиражами 300-500 экземпляров. Поэзия несет тот же груз времени, те же стремления войти в новые специфические зоны творчества. Поэзия более болезненно, чем проза, ощущает утрату читательского внимания, собственной роли быть эмоциональнымвозбудителем общества.
Заявляется уже в названиях романов и далее реализуется в тестах: «Живите в Москве: рукопись на правах романа» Д.Пирогов, «Смерть царя Федора: микророман» М.Ю.Дружникова, «Эросипед и другие виньетки» А.Жолковского. Е.Попов жанр своего романа «Хаос» определил как роман-коллаж, название романа С.Гандлевского- «НРЗБ», У н.Кононова- «нежный театр: шоковый роман».
Современная литература (по выбору абитуриента)
Современная литература (60-80-е годы)
2-3 произведения по выбору абитуриента из следующего рекомендательного списка:
Ф.А. Абрамов. Деревянные кони. Алька. Пелагея. Братья и сестры.
В.П. Астафьев. Царь-рыба. Печальный детектив.
В.М. Шукшин. Сельские жители. Характеры. Беседы при ясной луне.
В.Г. Распутин. Последний срок. Прощание с Матерой. Живи и помни.
Ю.В. Трифонов. Дом на набережной. Старик. Обмен. Другая жизнь.
В.В. Быков. Сотников. Обелиск. Волчья стая.
Понятие «современная литература» охватывает достаточно большой и, главное, полный важными общественными и политическими событиями период, что, безусловно, оказало влияние на развитие литературного процесса. Внутри этого периода существуют свои достаточно ярко выраженные хронологические «срезы», качественно отличающиеся один от другого и в то же время взаимозависимые, развивающие общие проблемы на том или ином витке исторической спирали.
Вторая половина пятидесятых - начало шестидесятых получила название «оттепели», по одноименной повести И. Эренбурга. Образ оттепели как символ времени был, как говорится, на уме у многих, не случайно почти одновременно с повестью И. Эренбурга, даже несколько раньше, стихотворение Н. Заболоцкого с таким же названием было опубликовано в «Новом мире». Связано это с тем, что в стране после смерти Сталина (1953 г.) и особенно после XX съезда КПСС (1956 г.) несколько ослаблены жесткие рамки политической цензуры применительно к художественным произведениям, и в печати появились произведения, более правдиво отражающие жестокое и противоречивое прошлое и настоящее Отечества. В первую очередь пересмотру и переоценке во многом были подвергнуты такие проблемы, как изображение Великой Отечественной войны и состояние и судьба русской деревни. Временная дистанция, благотворные перемены в жизни общества создавали возможность для аналитического размышления о путях развития и исторических судьбах России в XX веке. Рождалась новая военная проза, связанная с именами К. Симонова, Ю. Бондарева, Г. Бакланова, В. Быкова, В. Астафьева, В. Богомолова. К ним присоединилась набирающая силу тема сталинских репрессий. Зачастую эти темы переплетались воедино, образуя сплав, будоражащий умы общественности, активизирующий положение литературы в обществе. Это «Живые и мертвые» К.Симонова, «Битва в пути» Г. Николаевой, «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицына, «Тишина» и «Последние залпы» Ю. Бондарева, «Привычное дело» В. Белова, «Ухабы» и «Ненастье» В. Тендрякова. Период «бесконфликтности» был отвергнут без сожалений. Литература возвращалась к прекрасным традициям классики, выдвигая «трудные вопросы» жизни, укрупняя и заостряя их в произведениях разных стилей и жанров. Все эти произведения в той или иной мере отмечены одним общим качеством: сюжет, как правило, строится на том, что вмешательство власти в судьбы героев приводит к драматическим, а порой и трагическим последствиям. Если в предыдущий период, отмеченный «бесконфликтностью», утверждалось единство власти и народа, партии и общества, то теперь намечается проблема противостояния власти и личности, давление на личность, унижение ее. Причем личностью осознают себя герои самых различных социальных групп, от военачальников и директоров производства («Живые и мертвые», «Битва в пути»), до малограмотного крестьянина (Б.Можаев «Из жизни Федора Кузькина»).
К концу 60-х годов цензура вновь ужесточается, знаменуя начало «застоя», как было названо это время пятнадцать лет спустя, на новом витке исторической спирали. Первыми под прицел критики попадают А.Солженицын, некоторые писатели-деревенщики (В. Белов, Б. Можаев), представители так называемого «молодежного» направления прозы (В. Аксенов, А. Гладилин, А. Кузнецов), вынужденные позднее эмигрировать, чтобы сохранить творческую свободу, а порой и политическую, о чем свидетельствуют ссылки А.Солженицына, И.Бродского, гонения на А.Твардовского как главного редактора «Нового мира», публиковавшего наиболее острые произведения тех лет. В 1970-е годы происходит, правда, слабая, попытка реабилитировать последствия «культа личности» Сталина, особенно роль его как Главнокомандующего в период Великой Отечественной войны. Литература снова, как и в 20 - 40-е гг., распадается на два потока - официальную, «секретарскую» (то есть писателей, которые занимали высокие должности в Союзе советских писателей), и «самиздатовскую», распространявшую произведения либо вообще не публиковавшиеся, либо опубликованные за рубежом. Через «самиздат» прошли роман Б. Пастернака «Доктор Живаго», «Архипелаг Гулаг» и «Раковый корпус» А. Солженицына, стихи И. Бродского, публицистические заметки В. Солоухина «Читая Ленина», «Москва - Петушки» В.Ерофеева и целый ряд других произведений, опубликованных в конце 80 - начале 90-х годов и продолжающих публиковаться и поныне...
И тем не менее, живая, искренняя, талантливая литература продолжает существовать, даже несмотря на ужесточение цензуры. В 1970-е годы активизируется так называемая «деревенская проза», выходя на первый план по глубине проблематики, яркости конфликтов, выразительности и точности языка, при отсутствии особых стилистических и сюжетных «изысков». Писатели-деревенщики нового поколения (В. Распутин, В. Шукшин, Б. Можаев, С. Залыгин), переходят от социальных проблем русской деревни к проблемам философским, нравственным, онтологическим. Решается проблема воссоздания русского национального характера на переломе эпох, проблема взаимоотношения природы и цивилизации, проблема добра и зла, сиюминутного и вечного. Несмотря на то, что в этих произведениях острые политические проблемы, будоражащие общество, впрямую не затрагивались, они тем не менее производили впечатление оппозиционных; дискуссии о «деревенской» прозе, прошедшие на страницах «Литературной газеты» и журнала «Литературная учеба» в начале 80-х годов, буквально раскололи критику на «почвенников» и «западников», как сто лет назад.
К сожалению, последнее десятилетие не отмечено появлением столь же значительных произведений, как в предыдущие годы, но оно навсегда войдет в историю отечественной литературы небывалым обилием публикаций произведений, по цензурным соображениям не опубликованным ранее, начиная с 20-х годов, когда русская проза по сути и разделилась на два потока. Новый период русской литературы проходит под знаком бесцензурности и слияния русской литературы в единый поток, вне зависимости от того, где живет и где жил писатель, каковы его политические пристрастия и какова судьба. Опубликованы доселе неизвестные произведения А. Платонова «Котлован», «Ювенильное море», «Чевенгур», «Счастливая Москва», Е. Замятина «Мы», А. Ахматовой «Реквием», печатаются произведения В. Набокова и М. Алданова, возвращаются в русскую литературу писатели-эмигранты последней волны (70-х - 80-х г.): С. Довлатов, Э. Лимонов, В. Максимов, В. Синявский, И. Бродский; появляется возможность не понаслышке оценить произведения русского «андеграунда»: «куртуазных маньеристов», Валерия Попова, В. Ерофеева, Вик. Ерофеева, В. Коркия и др.
Подводя итоги данному периоду развития русской литературы, можно сделать вывод, что самым ярким достижением ее было творчество так называемых «писателей-деревенщиков», сумевших на материале жизни русского крестьянства в XX веке поставить глубокие нравственные, социальные, исторические и философские проблемы.
В романах и повестях С.Залыгина, В.Белова, Б.Можаева показано, как начинался процесс раскрестьянивания, глубоко затронувший не только экономику страны, но и ее духовную, нравственную основу. К чему все это привело, красноречиво свидетельствуют повести Ф.Абрамова и В.Распутина, рассказы В.Шукшина и др.
Ф.Абрамов (1920-1982) раскрывает трагедию русского крестьянства, за которой стоит трагедия всей страны, на примере северной русской деревни Пекашино, прототипом которой была родная деревня Ф.Абрамова Веркола. В тетралогии «Пряслины», куда входят романы «Две зимы и три лета», «Братья и сестры», «Пути-перепутья», «Дом», рассказывается о жизни обитателей Пекашина, вместе со всей страной прошедших трудные испытания предвоенных, военных и послевоенных лет, вплоть до семидесятых годов. Центральные характеры тетралогии - Михаил Пряслин, с 14 лет оставшийся не только за главу осиротевшего семейства, но и за главного мужика в колхозе, и его сестра Лиза. Несмотря на их поистине нечеловеческие усилия вырастить, поставить на ноги младших братьев и сестер, жизнь к ним оказалась неласкова: семья разобщена, распалась: кто попадает за решетку, кто навсегда растворяется в городе, кто погибает. Лишь Михаил и Лиза остаются в деревне.
В 4-й части Михаил, крепкий, кряжистый сорокалетний мужчина, которого прежде все уважали и слушались, оказывается невостребованным в связи с многочисленными реформами, разрушившими традиционный уклад северной русской деревни. Он конюх, Лиза тяжело болеет, дочери, за исключением младшей, поглядывают на город. Что ждет деревню? Будет ли она разрушена, как родительский дом, или вынесет все испытания, обрушившиеся на нее? Ф.Абрамов надеется на лучшее. Финал тетралогии, при всей ее трагичности, внушает надежду.
Очень интересны небольшие повести Ф.Абрамова «Деревянные кони», «Пелагея», «Алька», в которых на примере трех женских судеб прослеживается далеко не обнадеживающая эволюция женского национального характера в сложное и переломное время. Повесть «Деревянные кони» представляет нам Василису Мелентьевну, женщину со сказочно-былинным именем и душой праведницы. От ее появления светлеет все вокруг, даже ее невестка Женя ждет-не дождется, когда Мелентьевна приедет их навестить. Ме- лентьевна - это человек, который в труде, каким бы он ни был, видит смысл и радость жизни. И теперь, старая и немощная, она хоть в ближний лес за грибами сходит, чтобы день был прожит не зря. Дочь ее Соня, в трудное послевоенное время оказавшаяся на лесозаготовках и обманутая своим любимым, кончает жизнь самоубийством не столько от стыда перед людьми, сколько от стыда и чувства вины перед своей матерью, которая не успела и не смогла ее предостеречь и остановить.
Это чувство непонятно Альке, современной деревенской девчонке, которая порхает по жизни, как мотылек, то цепляясь всеми силами за городскую жизнь, за сомнительную долю официантки, то стремясь к роскошной, по ее мнению, жизни стюардессы. Со своим соблазнителем - заезжим офицером - она расправляется жестоко и решительно, добиваясь его увольнения из армии, что в те годы фактически означало гражданскую смерть, и получая таким образом паспорт (как известно, в 50 - 60-е годы крестьяне паспорта не имели, и чтобы переехать в город, надо было получить паспорт всеми правдами и неправдами). Через образ Альки Ф.Абрамов заострил внимание читателей на проблеме так называемого «маргинального» человека, то есть человека, только что переехавшего в город из деревни, растерявшего прежние духовные и нравственные ценности и не нашедшего новых, поменяв их на внешние приметы городского быта.
Проблемы «маргинальной» личности , полугородского-полудеревенского человека волновали и В. Шукшина (1929-1974), испытавшего на своей собственной судьбе трудности врастания «естественного» человека, выходца из алтайской деревни, в городскую жизнь, в среду творческой интеллигенции.
Но его творчество, в частности, новеллистика, значительно шире описания жизни русского крестьянства в переломную эпоху. Проблема, с которой пришел В.Шукшин в литературу 60-х годов , в сущности, осталась неизменной - это проблема осуществленности личности. Его герои, которые «выдумывают» себе другую жизнь (Моня Квасов «Упорный», Глеб Капустин «Срезал», Бронька Пупков «Миль пардон, мадам», Тимофей Худяков «Билет на второй сеанс»), жаждут осуществления хотя бы в том вымышленном мире. Необычайно остра эта проблематика у Шукшина именно потому, что за ярким, как будто от лица героя, повествованием мы чувствует тревожное размышление автора о невозможности настоящей жизни, когда душа занята «не тем». В.Шукшин страстно утверждал серьезность этой проблемы, необходимость каждому человеку остановиться в раздумье о смысле своей жизни, о назначении своем на земле, о месте в обществе.
Одну из своих последних книг В.Шукшин назвал «Характеры». Но, по сути, все его творчество посвящено изображению ярких, необычных, неповторимых, оригинальных характеров, не вписывающихся в прозу жизни, в ее заурядные будни. По названию одного из его рассказов эти самобытные и неповторимые шукшинские характеры стали называться «чудиками». т.е. людьми, несущими в душе что-то свое, неповторимое, выделяющее их из массы однородных характеров-типов. Даже в обычном в основе своей характере Шукшина интересуют те моменты его жизни, когда в нем проявляется что-то особое, неповторимое, высвечивающее суть его личности. Таков в рассказе «Сапожки» Сергей Духавин, покупающий в городе безумно дорогие, изящные сапожки для своей жены доярки Клавы. Он осознает непрактичность и бессмысленность своего поступка, но почему-то не может поступить иначе, и читатель понимает, что в этом инстинктивно проявляется спрятанное за буднями чувство не остывшей за годы совместной жизни любви к жене. И этот психологически точно мотивированный поступок рождает ответную реакцию со стороны жены, столь же скупо выраженную, но столь же глубокую и искреннюю. Непритязательная и странная история, рассказанная В.Шукшиным, создает светлое чувство взаимопонимания, гармонии «сложных простых» людей, которые порой забываются за обыденным и мелочным. У Клавы просыпается женское чувство кокетства, молодого задора, легкости, несмотря на то, что сапожки, разумеется, оказались малы и достались старшей дочери.
Уважая право человека быть самим собой, даже если осуществление этого права делает человека странным и нелепым, непохожим на других, В.Шукшин ненавидит тех, кто стремится унифицировать личность, подвести все под общий знаменатель, прикрываясь звонкими общественно-значимыми фразами, показывает, что часто за этой пустой и звонкой фразой скрывается зависть, мелочность, эгоизм («Мой зять украл машину дров», «Бессовестные»). В рассказе «Бессовестные» речь идет о трех стариках: Глухове, Ольге Сергеевне и Отавихе. Социально активная, энергичная и решительная Ольга Сергеевна в молодости предпочла скромного и тихого Глухова отчаянному комиссару, но, оставшись в конце концов одна, вернулась в родную деревню, поддерживая добрые и ровные отношения со своим состарившимся и тоже одиноким поклонником. Характер Ольги Сергеевны так никогда и не был бы разгадан, если бы старик Глухов не решил создать семью с одинокой Отавихой, что вызвало гнев и ревность Ольги Сергеевны. Она повела борьбу против стариков, вовсю используя фразеологию общественного осуждения, говоря о безнравственности и аморальности такого союза, делая упор на непозволительности интимных отношений в этом возрасте, хотя понятно, что речь в первую очередь шла о взаимной поддержке друг друга. И в результате вызвала у стариков стыд за порочность (несуществующую) своих мыслей о совместной жизни, страх за то, что Ольга Сергеевна расскажет эту историю на селе и тем самым вконец опозорит их. Но Ольга Сергеевна молчит, вполне удовлетворенная тем, что ей удалось унизить, растоптать людей, может быть, молчит до поры до времени. Рад чужому унижению и Глеб Капустин в рассказе «Срезал».
Любимые герои В. Шукшина - неординарно мыслящие, находящиеся в вечном поиске смысла жизни, зачастую люди с тонкой и ранимой душой, совершающие порой нелепые, но трогательные поступки.
В. Шукшин - мастер небольшого рассказа, в основе которого лежит яркая зарисовка «с натуры» и содержащееся в нем на основе этой зарисовки серьезное обобщение. Эти рассказы составляют основу сборников «Сельские жители», «Беседы при ясной луне», «Характеры». Но В. Шукшин - писатель универсального склада, создавший два романа: «Любавины» и «Я пришел дать вам волю», киносценарий «Калина красная», сатирические пьесы «А поутру они проснулись» и «До третьих петухов». Известность ему принесла и режиссерская работа, и актерская.
В.Распутин (р. 1938) - один из интереснейших писателей, принадлежащих к младшему поколению так называемых писателей-деревенщиков. Стал известен благодаря циклу повестей из жизни при- ангарской современной деревни: «Деньги для Марии», «Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матерой», «Пожар». Повести отличаются конкретностью зарисовок жизни и быта сибирской деревни, яркостью и своеобразием характеров крестьян разных поколений, философичностью, соединением социальной, экологической и нравственной проблематики, психологизмом, прекрасным чувством языка, поэтичностью стиля...
Среди характеров героев В. Распутина, принесших ему известность, в первую очередь надо выделить галерею образов, которые критики определили как «распутинские старухи» - его крестьянки, вынесшие на своих плечах все тяготы и невзгоды и не сломившиеся, сохранившие чистоту и порядочность, совестливость, как определяет главное качество человека одна из его любимых героинь - старуха Дарья из «Прощания с Матерой». Это поистине праведницы, на которых земля держится. Анна Степановна из повести «Последний срок» самым большим грехом в своей жизни считает то, что во время коллективизации, когда всех коров согнали в общее стадо, она после колхозной дойки додаивала свою корову Зорьку, чтобы спасти от голодной смерти своих детишек. Однажды за этим занятием застала ее дочь: «До самой души прожгли меня глаза ее», - кается перед смертью Анна Степановна своей старинной подружке.
Дарья Пинигина из повести «Прощание с Матерой», пожалуй, самый яркий и по-хорошему декларативный образ старухи-праведницы из повестей В.Распутина. Сама повесть глубока, полифонич- на, проблемна. Матера - это огромный остров на Ангаре, прообраз сибирского рая. Есть на нем все, что необходимо для нормальной жизни: уютная деревенька с домами, украшенными чудесной деревянной резьбой, в силу чего чуть ли не на каждом доме прибита таблица: «охраняется государством», лес, пашня, кладбище, где похоронены предки, луга и покосы, выгон, река. Есть Царский Ли- ствень, который, по преданию, прикрепляет остров к основной земле, следовательно, являющийся залогом прочности и нерушимости бытия. Есть хозяин острова - мифологическое существо, его оберег, покровитель. И все это должно навсегда погибнуть, уйти под воду в результате строительства очередной ГЭС. По-разному воспринимают жители перемену в их судьбе: молодые даже рады, среднее поколение примиряется с неизбежностью происходящего, некоторые даже досрочно сжигают свои дома, чтобы поскорее получить компенсацию и пропить ее. И лишь Дарья восстает против бездумного и скоротечного прощания с Матерой, провожая ее в неизбежное небытие неторопливо, достойно, обряжая и оплакивая свою избу, прибирая на кладбище могилы родителей, молясь за тех, кто своей бездумностью обидел ее и остров. Слабая старуха, бессловесное дерево, загадочный хозяин острова восстали против прагматизма и легкомыслия современных людей. Они не смогли коренным образом изменить ситуацию, но, встав на пути неизбежного затопления деревни, хоть на мгновение задержали разрушение, заставили задуматься и их антагонистов, среди которых - сын и внук Дарьи, и читателей. Поэтому так многозначно и по-библейски возвышенно звучит финал повести. Что ждет Матеру? Что ждет Человечество? В самой постановке этих вопросов таится протест и гнев.
В последние годы В.Распутин занимается публицистикой (книга очерков «Сибирь! Сибирь...») и общественно-политической деятельностью.
В 60 - 80-е годы достаточно громко и талантливо заявила о себе и так называемая «военная проза», по-новому осветившая будни и подвиги, «дни и ночи» Великой Отечественной войны. «Окопная правда», т.е. неприкрашенная правда бытия «человека на войне» становится основой для нравственных и философских раздумий, для решения экзистенциальной проблемы «выбора»: выбора между жизнью и смертью, честью и предательством, величественной целью и бесчисленными жертвами во имя ее. Эти проблемы лежат в основе произведений Г.Бакланова, Ю.Бондарева, В.Быкова.
Особенно драматично эта проблема выбора решается в повестях В.Быкова. В повести «Сотников» один из двух захваченных в плен партизан спасает свою жизнь, становясь палачом для другого. Но такая цена собственной жизни становится непомерно тяжела и для него, жизнь его теряет всякий смысл, превращаясь в бесконечное самообвинение и в конце концов приводит его к мысли о самоубийстве. В повести «Обелиск» поставлен вопрос о подвиге и жертвенности. Учитель Алесь Мороз добровольно сдается фашистам, чтобы быть рядом со своими учениками, взятыми в заложники. Вместе с ними он идет на смерть, чудом спасая лишь одного из своих учеников. Кто он - герой или анархист-одиночка, ослушавшийся приказа командира партизанского отряда, запретившего ему этот поступок? Что важнее - активная борьба с фашистами в составе парти-занского отряда или нравственная поддержка обреченных на смерть детей? В.Быков утверждает величие человеческого духа, нравственную бескомпромиссность перед лицом смерти. Право на это писатель заслужил собственной жизнью и судьбой, пройдя воином все долгие четыре года войны.
В конце 80-х - начале 90-х годов литература, как и общество в целом, переживает глубокий кризис. Так уж сложилась история русской литературы в XX веке, что наряду с эстетическими закономерностями ее развитие определяли обстоятельства общественно-политического, исторического характера, далеко не всегда благотворные. Вот и теперь попытки преодолеть этот кризис путем документализма, стремящегося зачастую к натурализму («Дети Арбата» Рыбакова, Шаламова), или путем разрушения целостности мира, пристального вглядывания в серые будни серых, незаметных людей (Л.Петрушевская, В.Пьецух, Т.Толстая) не привели пока к значительным результатам. На данном этапе уловить какие-либо созидательные тенденции современного литературного процесса в России - дело достаточно сложное. Время все покажет и расставит по своим местам.