Месса си минор баха, или мир верующей души. И.С Бах Месса Си Минор: история, видео, интересные факты, слушать Высокая месса баха история создания кратко

На рубеже пятидесятилетия Иоганн Себастьян Бах начинает работу над Мессой си минор.

К этому времени он уже десять лет работает в Лейпциге руководителем городской церковной музыки и кантором церкви св. Фомы. В глазах современников он выглядит непревзойденным органистом и опытным мастером церковной кантаты. Но прочность служебного положения подтачивается организационными неурядицами с городскими и церковными властями. В июле 1733 года Бах обращается к курфюрсту Августу II Саксонскому с просьбой пожаловать ему титул композитора придворной капеллы. Речь шла именно о формальной должности: это укрепило бы позиции Баха в спорах с начальством.

В знак признательности за будущую монаршую милость композитор приложил к прошению рукопись первых двух частей Мессы: Kyrie eleison («Господи, помилуй») и Gloria in excelsis Deo («Слава в вышних Богу»). Форма двухчастной мессы была в то время достаточно широко распространена.

Время работы над остальными частями Мессы (Credo, Sanctus, Benedictus и Agnus Dei ) с точностью не установлено. По-видимому, Бах сочинял их по отдельности между 1738 и 1748 годами для церковных праздников, используя при этом в отдельных номерах музыку ранее написанных кантат. Такая практика в те годы тоже была достаточно распространенной. Разумеется, ему было необходимо основательно перерабатывать музыку для новых текстов. Он не предполагал исполнения Мессы в полном варианте: почти двухчасовая композиция явно не вмещалась в рамки протестантской литургии. Тем не менее, в архиве Баха рукописи всех частей сохранились в общей папке, и по пометкам видно, что композитор вносил поправки в музыку буквально до последних дней жизни.

Первая часть состоит из трех номеров. После мощного хорового вступления развертывается гигантская фуга с самостоятельными оркестровыми голосами на слова Kyrie eleison («Господи, помилуй»). В ее теме борются два мелодических направления, восходящее и нисходящее: мольба о спасении и сознание своей обреченности. Спокойной интермедией звучит дуэт Christe eleison («Христос, помилуй»), после чего возвращается фраза «Господи, помилуй» на новой теме, упорно восходящей, монолитной и сумрачной.

Радостным светом вспыхивает начало второй части – Gloria («Слава»). Оживленная перекличка хоровых голосов расцвечивается здесь сверкающими акцентами труб. Светлое настроение преобладает и в большинстве остальных номеров этой части. Удивительная прозрачность и грация возникают в дуэте сопрано и тенора Domine Deus («Господи Боже») с солирующей флейтой. Лишь в хоре Qui tollis peccata mundi («Грехи мира на себя взявший») мелькает тень скорби при воспоминании о самопожертвовании Христа. По традиции, часть заканчивается развернутой фугой на текст Cum Sancto Spiritu («Со Святым Духом»).

Словно из глубины веков возникает строгая григорианская начальная тема центральной части Мессы – Credo («Верую»). В этой части девять номеров. Средоточием ее звучит последовательность трех хоров: Et incarnatus, Crucifixus и Et resurrexit . Это своего рода сжатое конспективное изложение жизни Христа («…И воплотился от Духа Святого и Девы Марии – И распят был ради нас при Понтии Пилате, и страдал, и погребен – И воскрес на третий день по Писанию»). В музыке – движение от просветленного нисхождения Святого Духа с небес на землю через трагедию распятия и ухода в непроглядный мрак могилы к ярчайшему ликованию Воскресения. Это эмоциональный центр всей Мессы, смысловой центр Символа веры.

Первый хор четвертой части, Sanctus («Свят») – самый монументальный номер всей Мессы. Бах показывает себя здесь мастером звуковой символики: за триольным движением трехголосных хоровых аккордов в сопровождении тройного состава духовых скрыт образ Святой Троицы.Символикой отмечен и следующий номер,Osanna («Слава»): Бах делит хоровой состав на две группы, которые перекликаются, как перекликаются серафимы в тексте Пророчества Исайи. Две сольных арии, спокойно-сосредоточенная Benedictus («Благословен») и сдержанная в своей печальной экспрессии Agnus Dei («Агнец Божий») снова возвращаются к образу Христа, пришедшего во имя Господне принять страдания и смерть ради избавления людей от страха смерти. Заключительный хор Dona nobis pacem («Даруй нам мир») утверждает непоколебимость веры возвращением музыкального материала одного из хоров Gloria .

Практика полного исполнения Мессы си минор началась спустя почти сто лет после смерти ее создателя. И тогда обнаружилось, что между ее частями, написанными в разное время и по разным поводам, нет никакой стилистической пестроты. Перед нами единый цикл сквозного музыкального развития в неисчерпаемом разнообразии и богатстве эмоциональных состояний – единый и безграничный мир верующей души.

Перед нами вершина почти тысячелетней истории жанра мессы.

Валерий Сторожук ,
Вюрцбург

Наряду со Страстями по Матфею , самое масштабное сочинение Баха. Дата создания - 1748 или 1749 год.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Бах не дал какого-либо специфического названия целостному произведению, в автографе первых двух частей использовал латинское слово Missa (а не немецкое Messe ). В каталоге сочинений отца, составленном К.Ф.Э. Бахом (1790), обозначена как «большая католическая месса» (нем. große catholische Messe ). Распространённый ныне заголовок «Месса h-moll» (нем. Messe in h-moll ) восходит к К.Ф. Цельтеру , который в 1811 г. включил мессу в репертуар (руководимой им) берлинской Певческой академии. В действительности только первая часть и несколько частей внутри композиции написаны в h-moll, другие же части написаны в D-dur, fis-moll, g-moll, G-dur и др. тональностях (чаще других встречается D-dur, которым и заканчивается произведение). В эпоху романтизма (начиная с 1845, в томе из первого полного собрания сочинений Баха) получил распространение заголовок «высокая месса» (нем. die Hohe Messe ), ныне практически вышедший из употребления.

    История создания и исполнения

    Причины, побудившие Баха к созданию столь грандиозной композиции, остаются неясными. Все предположения прошлых и нынешних баховедов носят гипотетический характер. Так, по Дж. Рифкину, «ни одна из прежних попыток идентифицировать конкретный повод для этого сочинения не выглядит убедительной. Более вероятно, что Бах стремился создать парадигматический образец вокальной композиции и в то же время внести свой вклад в историю музыкальной мессы, наиболее ответственного и престижного (наряду с оперой) жанра» . Тот факт, что в Мессе не используется обычный для кантатно-ораториальной музыки Баха тематизм лютеранских церковных песен (так называемого протестантского хорала), а также тот факт, что в качестве текстовой основы взят традиционный латинский ординарий (в некоторых лютеранских церквах Германии использовались латинские тексты, но никогда - полный ординарий), исключают функционирование Мессы h-moll в современном композитору протестантском обиходе; сочинение задумывалось Бахом, вероятно, как концертная, а не как церковная музыка.

    Музыку Мессы, венчающей его творческую карьеру, Бах обдумывал в течение многих лет. Так, Sanctus он написал ещё в 1724 для первого дня Рождества. Kyrie и Gloria были написаны для лютеранской мессы в . В конце 1740-х гг. прежде написанные части ординария композитор основательно переработал и отшлифовал. Автограф Мессы в окончательном виде датируют 1748 или 1749 годом.

    Баховеды убеждены, что для других частей Мессы (помимо Kyrie, Gloria и Sanctus) Бах заимствовал материал, главным образом, из своих прежних кантат и ораторий (в этом случае они говорят о «пародии»), хотя это заимствование в ряде случаев неочевидно. Например, прототип Agnus Dei в альтовой арии «Ach, bleibe doch, mein liebstes Leben» из Вознесенской оратории (BWV 11) неоспорим. В то же время, прототипом Et expecto считается хор «Jauchzet, ihr erfreuten Stimmen» из 120-й кантаты , хотя непосредственно на слух установить какую-либо связь между мистическим, насыщенным хроматизмами Et expecto (со знаменитой энгармонической модуляцией) Мессы и ликующим хором из BWV 120, написанном без каких-либо гармонических изысков, в чистой диатонике , вряд ли возможно. Для некоторых частей цикла (например, Et incarnatus est и Confiteor ) «прототипов» в прежних сочинениях Баха музыковедам найти не удалось.

    Достоверных свидетельств о прижизненном исполнении Мессы нет. В 1811 она вошла в репертуар Берлинской певческой академии благодаря усилиям её тогдашнего руководителя К. Ф. Цельтера, рассматривавшего Мессу h-moll как «величайший шедевр, который мир когда-либо видел» (das größte Kunstwerk das die Welt je gesehen hat ). Первое публичное исполнение Мессы (в два вечера) состоялось силами той же академии под руководством К. Ф. Рунгенхагена в 1835 году .

    Структура мессы

    I. Kyrie

    1. Kyrie eleison - Господи, помилуй. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
    2. Christe eleison - Христос, помилуй. Дуэт (soprano I,II)
    3. Kyrie eleison - Господи, помилуй. 4-голосный хор (Soprano, Alto, Tenor, Bass)
    II. Gloria
    1. Gloria in excelsis Deo - Слава в Вышних Богу. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
    2. Et in terra pax - И на земле мир. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
    3. Laudamus te - Хвалим Тебя. Ария (soprano II)
    4. Gratias agimus tibi - Благодарим Тебя. 4-голосный хор (Soprano, Alto, Tenor, Bass)
    5. Domine Deus - Господи Боже. Дуэт (soprano I, tenor)
    6. Qui tollis peccata mundi - Взявший грехи мира. 4-голосный хор (Soprano II, Alto, Tenor, Bass)
    7. Qui sedes ad dexteram Patris - Сидящий одесную Отца. Ария (alto)
    8. Quoniam tu solus sanctus - Ибо Ты Один Свят. Ария (bass)
    9. Cum Sancto Spiritu - Со Духом Святым. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
    III. Credo
    1. Credo in unum Deum - Верую во единого Бога. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
    2. Patrem omnipotentem - Отца Вседержителя. 4-голосный хор (Soprano, Alto, Tenor, Bass)
    3. Et in unum Dominum - И во единого Господа. Дуэт (soprano I, alto)
    4. Et incarnatus est - И воплотился. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
    5. Crucifixus - Был распят. 4-голосный хор (Soprano II, Alto, Tenor, Bass)
    6. Et resurrexit - И воскрес. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
    7. Et in Spiritum Sanctum - И в Духа Святаго. Ария (Bass)
    8. Confiteor - Исповедую [единое крещение]. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
    9. Et expecto - И чаю [воскресения мертвых]. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
    IV. Sanctus, Hosanna, Benedictus
    1. Sanctus - Свят [Господь Саваоф]. 6-голосный хор (Soprano I, II, Alto I, II, Tenor, Bass)
    2. Hosanna - Осанна в вышних. 8-голосный (двойной) хор (Soprano I, II, Alto I, II, Tenor I, II, Bass I, II)
    3. Benedictus - Благословен. Ария (Tenor)
    4. Hosanna (da capo) - Осанна (окончание). 8-голосный (двойной) хор
    V. Agnus Dei
    1. Agnus Dei - Агнец Божий. Ария (alto)
    2. Dona nobis pacem - Даруй нам мир. 4-голосный хор (Soprano, Alto, Tenor, Bass). Музыка повторяет «Gratias agimus tibi» из «Gloria».

    Месса си минор (Высокая месса) -- месса-кантата, музыкальное произведение Иоганна Себастьяна Баха для солистов, хора и оркестра, написанное на латинский текст католической литургии. Отдельные фрагменты, вошедшие в итоговый корпус произведения, были написаны ещё в 1724 году, однако месса в целом была завершена лишь в 1749 г.

    • 1. Kyrie eleison -- Господи, помилуй. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
    • 2. Christe eleison -- Христос, помилуй. Дуэт (soprano I,II)
    • 3. Kyrie eleison -- Господи, помилуй. 4-голосный хор (Soprano, Alto, Tenor, Bass)
    • 1. Gloria in excelsis -- Слава в Вышних Богу. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
    • 2. Et in terra pax -- И на земли мир. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
    • 3. Laudamus te -- Хвалим Тебя. Ария (soprano II)
    • 4. Gratias agimus tibi -- Благодарим Тебя. 4-голосный хор (Soprano, Alto, Tenor, Bass)
    • 5. Domine Deus -- Господа Бога. Дуэт (soprano I, tenor) in G major
    • 6. Qui tollis peccata mundi -- Взявшего на себя грехи мира. 4-голосный хор (Soprano II, Alto, Tenor, Bass)
    • 7. Qui sedes ad dexteram Patris -- Сидящего одесную Отца. Ария (alto)
    • 8. Quoniam tu solus sanctus -- Ибо Ты Един Свят. Ария (bass)
    • 9. Cum Sancto Spiritu -- Со Духом Святым. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
    • 1. Credo in unum Deum -- Верую во Единого Господа. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
    • 2. Patrem omnipotentem -- Отца Вседержителя. 4-голосный хор (Soprano, Alto, Tenor, Bass)
    • 3. Et in unum Dominum -- И во Единого Господа (Иисуса Христа). Дуэт (soprano I, alto)
    • 4. Et incarnatus est -- И воплотившегося. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
    • 5. Crucifixus -- Распятого. 4-голосный хор (Soprano II, Alto, Tenor, Bass)
    • 6. Et resurrexit -- И воскресшего. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
    • 7. Et in Spiritum Sanctum -- И в Духа Святаго. Ария (Bass)
    • 8. Confiteor -- Исповедую. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
    • 9. Et expecto -- Чаю (воскресения мертвых). 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)

    IV. Sanctus, Hosanna, Benedictus и Agnus Dei

    • 1. Sanctus -- Свят Господь Саваоф. 6-голосный хор (Soprano I, II, Alto I, II, Tenor, Bass)
    • 2. Hosanna -- Осанна в Вышних. 8-голосный (двойной) хор (Soprano I, II, Alto I, II, Tenor I, II, Bass I, II)
    • 3. Benedictus -- Благословен. Ария (Tenor)
    • 4. Hosanna (da capo) -- Осанна (окончание). 8-голосный (двойной) хор
    • 5. Agnus Dei -- Агнец Божий. Ария (alto)
    • 6. Dona nobis pacem -- Дай нам мир. 4-голосный хор (Soprano, Alto, Tenor, Bass). Музыка повторяет «Gratias agimus tibi» из «Gloria» Автограф первого листа «Credo».

    Описание.

    С самого момента своего зарождения, со времен Средневековья месса - многоголосое циклическое хоровое произведение на текст католической литургии - имела универсальный, незыблемый вид - пятичастное строение. Мессы, и средневековые, и более поздние, баховского времени, сочинялись композиторами на латинские тексты, которые, в свою очередь, были незатейливыми. Их задача была предельно проста - отразить главные помыслы души верующего человека.

    К XIV веку определились основные части мессы:

    Часть первая: «Господи, помилуй» - Кирие - мольба и просьбы о прощении.

    Часть вторая: «Слава» - Глориа - выражение восторга и ликования.

    Часть третья: «Верую» - Кредо - утверждение силы и твердости духа.

    Часть четвертая: «Свят» - Санктус - торжество и величие.

    Часть пятая: «Агнец Божий» - Agnus Dei - благодарение и умиление.

    Бах начал сочинять Мессу («Высокой» ее назвали потомки много лет спустя после смерти автора) в 1733 и завершил в 1738 году.

    Она состоит из четырёх разделов. Первый, включающий части Kyrie и Gloria, обозначен Бахом как собственно «месса». Два хора, разделяемые дуэтом для двух сопрано, грандиозные и по протяженности звучания, и по составу исполнителей. Они написаны всего на четыре слова: «Kyrie eleison» («Господи, помилуй») и «Christe eleison» («Христос, помилуй»). Всего два слова на хор. Но сколь многообразно музыкальное воплощение этих слов в голосах хора, ведущих фугу! Здесь лирика, мольба, драматичность, трагизм. Это ощущение усиливается тем, что Бах часто передавал роль человеческого голоса инструментом. В ведении мелодии инструментальные партии в этих случаях не уступают вокальным. Названия номеров Мессы и в следующих частях служат лишь знаками, настраивающими на соответствующий «ключ восприятия».

    Следующая, вторая, обширная часть Мессы -- «Gloria» («Слава») - содержит восемь разнообразных номеров: четыре хора, ария для альта (меццо-сопрано или контральто), дуэт сопрано и тенора, арии альта и баса. Это как бы законченный концерт из восьми номеров, развивающих жизнеутверждающую тему восхваления. Такова драматургия мессы: скорбность в «Kyrie» и пафос ликования в «Gloria».

    Завершается эта часть Мессы могучим хором «Cum sancto spiritu» («Со святым духом»), он предваряется артистической арией баса, сопровождаемой солирующей валторной и двумя фаготами.

    Второй раздел - Credo, именуется «Никейский символ веры» - вершина Мессы. И может быть, философская вершина всей музыки Баха. Это завершенная трагедия, законченная по форме своей внутри самой монументальной Мессы.

    В фуге начального хора -- тема символа веры.

    Остальные три части Мессы содержат лишь пять номеров. Триумфально-праздничный хор «Sanctus» («Свят») -- мажорная вершина Мессы. Предельно яркое выражение радости хором и оркестром -- в полную силу звучат духовые и дробь литавр. Хор «Osanna» заключает развитие темы прославления.

    С высот одухотворенного восторга перед неохватным миром прекрасного Бах, не отходя от канонического текста, возвращает нас в глубь человеческого сердца. Бах и поэт жизни земли. Он вводит в мессу арию тенора в сопровождении скрипки и органа; после этой лирической вставки сурово гремит хор, повторяющий с оркестром «Осанну».

    И последняя часть. Самая глубокая ария Мессы: «Agnus Dei» («Агнец божий»). Ария альта со скрипками и с поддерживающими их басовыми инструментами но поэтичности своей может быть сравнима со знаменитой арией альта из «Страстей но Матфею». В ней слышатся отзвуки трагедии, но захватывает нас власть духовной красоты. Именно эта ария чаще всего исполняется в концертах как самостоятельное лирическое произведение. Заключительный хор «Dona nobis pacem» («Дай нам мир») -- повторение одной из хоровых фуг второй части Мессы («Gratias»), но с другими словами. Таким образом, и два номера заключительной части произведения снова выделяют его драматическую основу: мотивы жалобы, мольбы, жертвенности звучат в арии альта, и победные громкозвучные мотивы света, радости -- в финальном хоре.

    Слушая Мессу Баха, мы держим в руках программу с указанием частей ее, а то и с кратким пояснением всех номеров произведения. Музыковеды помогают проследить чередование драматических и лирических эпизодов, смену разных музыкальных структур.

    Для своих месс Иоганн Себастьян заимствовал музыку из своих духовных и светских кантат.

    Полностью эту мессу Бах никогда не исполнял. Лишь первые части ее звучали в лейпцигских храмах.

    Впервые полностью это величественное творение было исполнено спустя более века после его сочинения. Си-минорная месса так и не вошла в церковный обиход, в полном своем виде она исполнялась и исполняется ныне только как концертное произведение. Уровень современного исполнения мессы столь высок, что кажется воистину немыслимым, чтобы она могла быть поставлена во времена Баха в храме даже такого музыкального города, как Дрезден.

    Хорошо темперированный клавир.


    Хорошо темперимрованный клавимр (нем. Das wohltemperierte Klavier), BWV 846--893, -- цикл произведений И. С. Баха, состоящий из 48 прелюдий и фуг для клавира, объединённых в 2 тома по 24 произведения. Полное название -- «Хорошо темперированный клавир, или прелюдии и фуги во всех тонах и полутонах, касающихся как терций мажорных, так и терций минорных. Для пользы и употребления жадного до учения музыкального юношества, как и для особого времяпрепровождения тех, кто уже преуспел в этом учении; составлено и изготовлено Иоганном Себастьяном Бахом -- в настоящее время великого князя Анхальт-Кётенского капельмейстером и директором камерной музыки»; часто для обозначения произведения используется аббревиатура ХТК.

    Первая часть была написана Бахом в 1722 г., вторая -- значительно позже, в 1744 г. Полное название, приведённое выше, было написано на титульном листе автографа первой части; вторая часть была озаглавлена просто как «24 новые прелюдии и фуги».

    История сочинения.

    Первая часть была составлена во время пребывания Баха в Кётене, а вторая -- когда Бах служил в Лейпциге. Обе части были широко распространены в рукописном виде, но типографским способом сборник был издан только в 1801 г. Причина этого в том, что стиль, в котором писал Бах, вышел из моды ко времени его смерти, и большинство его произведений было забыто. В классицизме не было ни такой сложной полифонии, ни такого количества модуляций, как у Баха. Однако уже в конце XVIII века труды Баха, особенно ХТК, стали оказывать большое влияние на композиторов, что и привело ко второму открытию их для общества. Бетховен изучал ХТК с детства, называя его «музыкальной Библией», Моцарт тоже оценил работу Баха по достоинству. Позже Шуман писал: «Играй усердно фуги больших мастеров, и прежде всего Иоганна Себастьяна Баха; „Хорошо темперированный клавир” должен стать твоим хлебом насущным».

    В каждой части содержится по 24 прелюдии и фуги, упорядоченных по возрастанию тональностей: первые прелюдия и фуга написаны в тональности до мажор, вторые -- в до миноре, третьи -- в до-диез мажоре и так далее, заканчивая си минором. ХТК был написан по мотивам Евангелия; каждая прелюдия и фуга символизировала какое-то событие Святых писаний или характер, чувства Святых, когда они еще обитали на Земле.

    Некоторые из произведений в сборнике являются переработанными версиями уже написанного Бахом: так, например, темы первых 12 прелюдий, кроме прелюдии ми-бемоль мажор, встречаются уже в сборнике пьес, написанных Бахом для своего сына Вильгельма Фридемана в 1720 г. Прелюдия до-диез мажор первоначально писалась в до мажоре, но затем Бах изменил её тональность, просто дописав к ключу семь диезов и проставив знаки альтерации в тексте произведения.

    Существует легенда (источником которой является изданный в 1792 г. «Исторический биографический словарь музыкантов» Эрнста Людвига Гербера, сына ученика Баха), что Бах сочинил первую часть очень быстро, «одним махом», находясь в каком-то месте, где инструмент был ему недоступен и где он очень от этого скучал.

    Хотя ХТК стал первым законченным сборником произведений для всех 24 употребительных тональностей, похожие попытки предпринимались и ранее: например, «Ariadne musica» органиста Иоганна Фишера. Эта работа была опубликована в 1702 г. и переиздана в 1715 г.; она представляет собой набор из 20 прелюдий и фуг в 10 мажорных и 9 минорных тональностях и одной тональности фригийского лада, плюс 5 хоральных ричеркаров. Позже Бах заимствовал отсюда тему для фуги ми мажор из второго тома ХТК. Сборник «Exemplarische Organisten-Probe» (1719 г.) Иоганна Маттесона также включал упражнения во всех тональностях. Бах также мог знать о «Фантазиях» из «Музыкального лабиринта» Фридриха Суппига, далеко отстоящих по качеству от работы Баха.

    Значение произведения.

    Название произведения предполагает использование клавишного инструмента (сейчас обычно эти произведения играют на фортепиано или клавесине), настройка которого позволяет музыке звучать одинаково хорошо в разных тональностях. (Такой настройкой, например, является используемый сейчас 12-полутоновый равномерно темперированный строй.) Во времена Баха были распространены другие системы настройки, например, среднетоновый строй. Это означало, что одно и то же произведение, исполняемое в разных тональностях, звучало несколько по-разному, а частое использование хроматизмов и модуляций создавало впечатление расстроенности инструмента и диссонанса. Это накладывало на музыку той эпохи ограничения, и Бах хотел показать музыкантам все преимущества новых музыкальных строев. (В настоящее время ведутся дискуссии о том, являлся ли действительно имевшийся в виду Бахом строй равномерно темперированным, или лишь был близок к нему.)

    Эти преимущества заключались в возможности использования модуляций и хроматизмов без всякого ограничения, а также в равноправии всех тональностей. Хотя работа Баха не была единственным сборником произведений для всех тональностей, она стала наиболее известным и убедительным аргументом перехода к новому строю. Впоследствии это привело к тому, что гармония стала одной из основ классической музыки. Бетховен, в произведениях которого часто встречаются модуляции далеко за пределы основной тональности, находился под влиянием ХТК. Возможность равноправно использовать все тональности и свободно переходить из одних в другие для создания специфических ощущений у слушателя была полностью реализована в эпоху романтизма. В конце концов, в XX веке это привело к растворению тональной системы вообще: в атональной музыке Арнольда Шёнберга равноправными являются все звуки.

    Кроме использования всех тональностей, ХТК известен большим спектром нововведений по части техники и выразительных средств. Ни один композитор, кроме Баха, не смог создать столь живые и яркие произведения в форме фуг, и многие его последователи сверяли себя с его произведениями.

    Позже другие композиторы, вдохновлённые примером Баха, писали свои сборники из 24 прелюдий и фуг. Например, в середине XX века Дмитрий Шостакович написал цикл подобных произведений.

    Первая полная запись ХТК была произведена Эдвином Фишером между 1933 и 1936 гг.

    Завершил в 1749 г., через много лет после смерти автора стали называть Высокой. Произведение это поражает и грандиозностью масштаба, и глубиной мысли – и тем более странными кажутся слова автора, написанные им в 1733 г., когда он отправлял две части будущей мессы курфюрсту Саксонскому: «Прошу вас воззреть благосклонным взором не по достоинству композиции… но исходя из вашей милости». Добиться «милости» Фридриха Августа для композитора было важно – надеялся стать придворным музыкантом.

    Не так уж много месс написано , ведь этот жанр был сформирован в католическом богослужении, а композитор был лютеранином, поэтому чаще он создавал отдельные части мессы, которые в лютеранское богослужение все-таки входили. Создание полной мессы в определенной степени было обусловлено политическими обстоятельствами: курфюрст Саксонский, которому произведение посвящалось, занимал еще и польский трон и потому принял католицизм. Но можно ли представить, чтобы столь глубокое произведение могло родиться из одного только желания угодить потенциальному покровителю? Вряд ли дело могло обстоять так. Вероятно, сложившаяся форма мессы необходима была композитору для сотворения этого величественного «собора в музыке», «возведение» которого заняло в общей сложности около четверти века – от 1724 г. и до 1749, и даже позднее автор еще вносил отдельные правки в партитуру.

    Еще в Средневековье сложилась пятичастная месса. Ее составляющие отражают то духовное развитие, через которое надлежит пройти христианину в процессе богослужения (можно сказать, что месса – это «маленькая жизнь» для верующего человека, которую проживает он многократно в своем непрерывном духовном восхождении). Начинается она мольбой о прощении и милосердии – Kyrie, продолжается восхвалением Бога – Gloria, далее следует краткое изложение основ христианского вероучения – Credo, после него исполняется отрывок из Книги пророка Исайи – Sanctus («Свят, свят, свят») и в заключении прославляется Иисус Христос – Agnus Dei. Все эти части присутствуют и в Мессе си минор Баха, но композитору словно тесно в их рамках – каждый из номеров содержит несколько частей.

    Первая часть – Kyrie – слагается из трех разделов. Первый и заключительный – это исполненные скорби хоры полифонического склада на один и тот же текст, первый из которых являет собою пятиголосную фугу, а второй – четырехголосную. Тема первой фуги насыщена хроматизмами и тритоновыми интонациями, вторая отличается большей аскетичностью. Между этими скорбными фугами располагается дуэт «Christe eleison», выдержанный в просветленных тонах.

    Эта сфера радости, противопоставляемая миру скорби, получает развитие в Gloria. Сочетание фанфарных интонаций и ликующих распевов хора дополняется торжественным звучанием труб в оркестре. Laudamus – сопрановая ария – выделяется своей лиричностью, которая подчеркивается солирующей скрипкой, сопровождающей сопрано. В «Qui tollis» («Принявший грехи мира») возвращается эмоциональный строй и тональность Kyrie, но этот хор с его камерным звучанием и флейтовым соло на втором плане кажется скорее элегическим, чем трагедийным.

    Среди номеров, составляющих третью часть – Credo – особое место занимают три хора, которые располагаются в центре композиции. Первый из них повествует о воплощении Иисуса Христа («Et incarnates»), распятии («Crucifiхus») и воскресении («Et resurrexit»). Трагической кульминацией мессы становится «Crucifiхus». По сложившейся традиции, для повествования о страданиях и смерти Спасителя использована форма вариаций на basso ostinato. Тема, представляющая собою движение по хроматической гамме от первой ступени к пятой, повторяется тринадцать раз. В полифонических вариациях, накладываемых на нее, нет непрерывного голосоведения – вместо него присутствуют разрозненно возникающие голоса, в которых господствует скорбная секундовая интонация. Этой вселенской печали контрастирует ликующий хор «Et resurrexit»: устремленная вверх мелодия, начинающаяся с квартового хода, одновременное вступление хора и всего оркестра, включая трубы.

    Хор Sanctus выглядит особенно величественным благодаря своему замедленному движению, а юбиляции женских голосов, трубы и литавры в оркестре придают ему характер ликования. Наибольшей лаконичностью отличается пятая часть. Проникновеннейшей арии альта – Agnus Dei – контрастирует торжественная хоровая фуга.

    При жизни создателя произведение ни разу не было исполнено целиком – лишь отдельные части исполнялись, а в целом месса была слишком масштабна для церковного обихода. Лишь в 1859 г. состоялось первое публичное исполнение под управлением Карла Риделя в Лейпциге.

    Музыкальные Сезоны

    Слушать онлайн

    Структура Мессы h-moll I. Kyrie 1. Kyrie eleison (Господи, помилуй). Chorus. 2. Christe eleison (Христос, помилуй). Duet. 3. Kyrie eleison (Господи, помилуй). Chorus. II. Gloria 1. Gloria in excelsis Deo (Слава в Вышних Богу), Et in terra pax (И на земле мир). Chorus. 2. Laudamus te (Хвалим Тебя). Aria. 3. Gratias agimus tibi (Благодарим Тебя). Chorus. 4. Domine Deus (Господи Боже). Duet. 5. Qui tollis peccata mundi (Взявший грехи мира). Chorus. 6. Qui sedes ad dexteram Patris (Сидящий одесную Отца). Aria. 7. Quoniam tu solus sanctus (Ибо Ты Один Свят). Aria. 8. Cum Sancto Spiritu (Со Духом Святым). Chorus. III. Credo 1. Credo in unum Deum (Верую во Единого Бога). Chorus. 2. Patrem omnipotentem (Отца Вседержителя). Chorus. 3. Et in unum Dominum (И во Единого Господа). Duet. 4. Et incarnatus est (И воплотившегося). Chorus. 5. Crucifixus (Распятого). Chorus. 6. Et resurrexit (И воскресшего). Chorus. 7. Et in Spiritum Sanctum Dominum (И в Духа Святаго). Aria. 8. Confiteor unum baptisma (Исповедую едино крещение). Chorus. 9. Et exspecto resurrectionem - Чаю (воскресения мертвых). Chorus. IV. Sanctus 1. Sanctus (Свят Господь Саваоф). Chorus. 2. Osanna in excelsis (Осанна в Вышних). Double chorus. 3. Benedictus (Благословен). Aria. 4. Osanna in excelsis (da capo)- Осанна в Вышних (окончание). Chorus. V. Agnus Dei 1. Agnus Dei (Агнец Божий). Aria. 2. Dona nobis pacem (Даруй нам мир). Chorus.

    Месса - цикл песнопений, отобранных католической церковью для исполнения во время дневной службы. Песнопения были строго узаконены, распевались на латинском языке и следовали в определенном порядке. Каждое песнопение получало название от первых слов молитвы: 1. «Kyrie eleison» («Господи, помилуй»), 2. «Gloria» («Слава»), 3. «Credo» («Верую»), 4. «Sanctus» («Свят»), 5. «Benedictus» («Благословен»), 6. «Agnus Dei» («Агнец божий»).

    Над мессой Бах работал в течение нескольких лет - с 1733 по 1738 год. Месса си минор - одно из самых величественных творений мировой музыкальной культуры. Грандиозен замысел этого произведения, необычайно серьезна и глубока мысль в его музыкально-поэтических образах. Ни в одном из самых великолепных сочинений не достигает Бах такой мудрости философских обобщений и такой эмоциональной силы, как в мессе.

    С редкой художественной, свободой Бах раздвигает установленные для католической обрядовой музыки границы и, разделив каждую из частей мессы на ряд номеров, доводит их общее количество до двадцати четырех (пятнадцать хоров, шесть арий, три дуэта).

    В мессе Бах был связан религиозным текстом и традиционной формой, и все же безоговорочно причислить си-минорную мессу к произведениям церковным невозможно. Практически это подтверждается тем, что, не только при жизни Баха, но и в последующие времена си-минорная месса во время богослужения, не исполнялась. Этого не допускали большая сложность и значительность содержания, гигантские размеры и технические трудности, которые не под силу одолеть рядовому певцу и среднему церковному хору. Си-минорная месса - сочинение концертного плана, нуждающееся в профессиональном исполнительском мастерстве.

    Несмотря на то, что в основе каждого музыкального номера лежит молитвенный текст, Бах не ставил своей целью детального воплощения слов молитвы. Короткие фразы, отдельно возглашаемые слова рождали в его творческом воображении целый комплекс ассоциативных представлений и художественных связей, сильных чувств и не поддающихся фиксации ощущений. Музыкой раскрывает Бах внутреннее богатство поэтических образов, беспредельность оттенков человеческих чувств. Двух слов: «Kyrie eleison» - Баху достаточно, чтобы сотворить грандиозную, пятиголосную фугу.

    На протяжении всей первой части, состоящей из трех самостоятельных номеров (пятиголосный хор № 1, дуэт № 2, четырехголосный хор № 3), произносится четыре слова: «Kyrie eleison», «Christe eleison».

    Для Баха месса оказалась тем жанром, который в современных ему условиях был наиболее пригоден для развития больших идей и философских углубленных образов.

    Необъятным кажется в мессе мир человеческих помыслов, стремлений. С равным вдохновением запечатлевает Бах образы скорби, страдания и образы радости, ликования.

    И те, и другие раскрыты во всем многообразии психологических нюансов: в трагической патетике и мрачной сосредоточенности первого и второго хоров «Kyrie eleison» (см, примеры 75, 76), в мягкой грусти «Qui tollis» («Ты, принявший на себя грехи мира») или в скорбных стенаниях «Crucifixus» (см. примеры 77, 78), в светлой печали арии «Agnus Dei» (см. пример 79); порывы радости, стремление к жизни в победных и торжественных, исполненных восторга и воодушевления хорах «Gloria», «Et ressurexit», «Sanctus» (см. пример 82) или в идиллической, пасторальной арии «Et in spiritum sanctum».









    Конструктивно месса си минор представляет собой серию замкнутых отдельных номеров. В большинстве из них происходит сложное развитие одного музыкального образа, вмещающего целый комплекс чувств и помыслов. Структурная завершенность и самостоятельность каждого хора, арии или дуэта сочетается с целостностью и монолитностью всей композиции. Основной драматургический принцип мессы - контраст образов, который от раздела к разделу непрерывно углубляется. Противопоставляются не только большие части мессы, как «Kyrie eleison» и «Gloria», «Credo» и «Sanctus»; не менее резкие, подчас потрясающие контрасты наблюдаются внутри этих частей и даже внутри некоторых отдельных номеров (например, в «Gloria»).

    Чем сосредоточеннее скорбь, чем большего трагизма она достигает, тем сильнее подъем и ослепительнее свет приходящего на смену эпизода. Так, например, в центре «Credo», состоящего из восьми номеров, есть несколько связанных с образом Иисуса: «Et incarnatus», «Crucifixus», «Et ressurexit». Каждый из названных номеров вполне закончен и может исполняться отдельно. Но подобно тому; как это бывает в некоторых инструментальных циклических произведениях - сонатах, симфониях, - идейный замысел, динамика художественно-поэтических образов объединяют все три номера линией внутреннего развития. В «Et incarnatus» говорится о рождении человека, который примет на себя грехи мира; в «Crucifixus» - о распятии и о смерти Иисуса; в «Et ressurexit» - о его воскрешении. Как всегда у Баха, страницы, посвященные Иисусу - страдающему человеку, самые проникновенные и эмоционально насыщенные.

    Движение музыкальных образов ведет к сильнейшему нарастанию трагических элементов. Безысходная скорбь, чувство обреченности в Et incarnatus» углублены страшной картиной смерти, людского горя в «Crucifixus», Тем больше потрясает драматический эффект, который производит внезапный взрыв восторга, всеобъемлющей радости в «Et ressurexit».

    В противопоставлении смерти и всепобеждающей силы жизни - скрытый смысл этого своеобразного цикла. Различные аспекты той же идеи составляют основное содержание всего произведения.

    Си-минорная месса венчает творчество Баха. Именно си-минорная месса - произведение, в котором с предельной глубиной раскрылась подлинная природа баховского искусства, сложного, могучего и прекрасного.