Методики по чтению. Обучение чтению по методике надежды жуковой. этап обучения - Учимся читать слоги разной степени трудности

Как научить читать ребенка? Этим вопросом рано или поздно задаются все родители. Если во время нашего детства был всего один вариант ответа на этот вопрос, то сейчас уже есть много разных методик с одной стороны, и противоречивые мнения специалистов с другой стороны. Я расскажу о самых популярных методиках и поделюсь своим мнением на этот счет. Как всегда: кратко, по делу, без «воды».

Методики обучения чтению можно разделить на три группы:

1) Традиционная методика по буквам и слогам
2) Чтение по складам (методика Зайцева)
3) Чтение целыми словами (методика Домана, Тепляковой, Даниловой)

Традиционная методика

Скорее всего, вас учили читать именно по этому методу, как и меня. Он заключает в том, что ребенок сначала учит буквы, затем учится складывать их в слоги, а затем в слова.
Основная проблема в том, что что детям в виду особенностей развития с трудом даются абстрактные понятия типа букв и цифр. Что такое А или Б? Какой-то символ, его нельзя потрогать, пропустить сквозь пальцы, не было опыта взаимодействия с этим понятием. Именно об опасности обучения традиционным способом малышей говорят детские психологи и рекомендуют начинать такое обучение не раньше 5-6 лет. Из плюсов стоит отметить, что вы легко найдете множество материалов и букварей, т.к. это самый распространенный вид обучения.

Чтение по складам (кубики Зайцева)

Считается, что автор концепции складов является Лев Толстой, который с помощью этого метода мог научить читать талантливого ребенка 4 лет за неделю. Чем склад отличается от слога? Склад — это комбинация согласной и гласной буквы (ма, би, ко), одна буква (о, к, в) или согласная с мягким или твердым знаком (дь). Таким образом, любое слово легко раскладывается на склады.
Со-м, ка-р-ти-н-ка, ру-ка.
Ребенку предлагается запомнить склады и начинать складывать из них слова. Для этого разработаны специальные кубики Зайцева, попевки склады и т.п. Это уже недешевое удовольствие, кубики стоят от 3 до 8 тыс. руб. Другой проблемой, как в традиционной методике, является сложность сложить слово из складов (или слогов).
Ма-ши-на. Уф, опознали слоги. Теперь надо не забыть, какой слог был первый. Еще надо сложить эти слоги в слово. Сколько умственных усилий тратится на прочтение одного слова! А если надо прочитать целое предложение? Таки способом читать очень сложно и тяжело, поэтому большинству детей чтение быстро перестает нравится. Никакого удовольствия, сплошной труд.

Чтение целыми словами:

Давайте вспомним, как читают текст взрослые люди? Мы читаем целыми словами, т.е. знаем, как выглядят слова и узнаем их по внешнему виду . Именно по этому вы почти без труда прочтете это отрывок:

По рзеузльаттам илссоевадний одонго анлигсйокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в каокм проякде рсапжоолены бкувы в солве. Галовне, чотбы преавя и пслонедяя бквуы блыи на мсете. осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все-рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиаетм кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цлиеком.


Этот метод подходит самым маленьким, т.к. нет проблемы с абстрактными буквами.
Совсем другое дело, когда вы показываете карточку со словом “кошка» и говорите: Это кошка. Кошек малыш скорее всего видел, может даже гладил, имел опыт наблюдения или взаимодействия. Просто есть еще один вариант “кошки”, есть живая мурлыкающая кошка, есть нарисованная, а есть кошка вот такая на карточке. Кстати, чтение целыми словами используют в своих методиках и Лена Данилова , и Ольга Николаевна Теплякова . Они доработали методику Домина для детей от 1 года и добавили в нее игровой элемент. Надо сказать, что примерно после года я сама интуитивно поменяла подход к чтению, а после уже прочитала рекомендации Даниловой и Тепляковой, которые уже казались понятными и логичными.

В чем заключается методика Домина? Если очень кратко, то в показывании карточек со словами малышу определенным образом. 3 набора карточек по 5 слов в каждом, быстро показываем ребенку, по 1 секунде на карточку. Такие показов в день должно быть 3 в день с интервалом минимум 30 минут. У меня карточки лежали в кармашке у пеленального столика: пришли поменять подгузник, заодно и слова посмотрели. Вечером в каждом комплекте убираем одну карточку, которую ребенка видел уже 5 дней, и добавляем новую карточку. Я использовала карточки из комплекта «Чтение с пеленок» от Умницы и подробно на вебинаре

Некоторые родители спрашивают: "А для чего учить детей читать до школы, зачем отнимать у ребенка детство?" Ну, во-первых, отнимать детство нельзя; обучать малышей нужно в игре, по специально разработанным игровым методикам. А для чего это нужно, сейчас уже известно многим. Давно признано, что интеллект человека зависит не только от наследственности, но и от активного стимулирования умственной деятельности в период формирования мозга, т.е. в промежутке времени от рождения до шести-семи лет. Раннее чтение является одним из лучших способов такого стимулирования.

По сравнению с другими способами оно обладает тем преимуществом, что, научившись читать, ребенок дальше, в процессе самостоятельного чтения уже развивается сам, даже без помощи взрослых, лишь удовлетворяя свою любознательность. Ребенок, прочитавший до школы две-три сотни книжек, заметно опережает в развитии своих сверстников, только начинающих читать. Но важнее всего то, что этот интеллект, приобретенный в раннем возрасте, остается с ним на всю жизнь.

Весь процесс обучения ребенка чтению — от изучения букв до чтения детских книжек — автор условно разбил на 7 ступенек. Для того чтобы сделать обучение интересным и увлекательным, на каждой из ступенек перед ребенком ставятся только такие задачи, которые не превышают его возможностей на этом этапе. В результате ребенок продвигается от ступеньки к ступеньке легко и незаметно для себя.

Весь материал автор представил в максимально доступном виде, так чтобы им могли воспользоваться не только специалисты, но и все, кто им заинтересуется: родители, бабушки, гувернантки, няни, воспитатели, словом, все желающие учить читать детей возрастом от двух-трех-четырех лет. С этой целью всю программу обучения он изложил в виде 70 уроков (70 — примерное количество; многим детям бывает достаточно 50-60 уроков), а содержание каждого урока расписал подробно, с детальным описанием каждой обучающей игры. Кроме того, уроки дополнены короткими видеозаписями, "живыми картинками", сделанными непосредственно во время занятий с малышами в процессе обучения. Посмотрев последовательные видеофрагменты всех уроков, вы как будто поприсутствуете на них и легко сможете повторить все это и со своими детьми. Вы можете также показывать эти "мультики" своему ребенку. Они, безусловно, вызовут у него интерес и желание повторить то, что делают другие детки. Покажите ему, для начала, как читает маленькая Катя, которой здесь нет еще и трех лет.

Интеллект человека зависит не только от наследственности, но и от активного стимулирования умственной деятельности в период формирования мозга, т.е. в промежутке времени от рождения до шести-семи лет. Раннее чтение является одним из лучших способов такого стимулирования.

Обучение чтению начинается с изучения букв. Благодаря тому, что обучение чтению проводится в игровой форме, дети запоминают все буквы быстро, прочно и с удовольствием. Достаточно сказать, что уже после 5-ти уроков они твердо знают все десять гласных.

А итогом 1-й и 2-й ступенек обучения (уроки 1-18) является не только знание ребенком всех букв, но и хорошее знание складов, а также начало чтения по складам.

Здесь необходимо пояснить, что такое склад. Склад, в отличие от слога, всегда состоит не более чем из двух букв и представляет собой сочетание согласной с последующей гласной либо отдельную согласную или гласную (например, — з ме я — три склада, но один слог). По складам учились читать наши предки. Этот способ обучения был хорошо известен по сведениям XVI-XVIII веков, он существовал у нас в XIX и даже в начале XX века. А самое древнее документальное свидетельство такого способа обучения детей на Руси датируется 1224-1238 годами. Именно к этому периоду относится берестяная грамота № 199, обнаруженная при раскопках средневековой школы в Великом Новгороде экспедицией академика В. Л. Янина в 1956 году. На первой полосе этой бересты ребенком по имени Онфим выписана вся азбука от А до Я, а затем следуют склады: БА, ВА, ГА, ДА... и т.д. до ЩА; потом БЕ, ВЕ, ГЕ, ДЕ...и т.д. до ЩЕ; потом БИ, ВИ, ГИ, ДИ и далее столько, сколько уместилось на бересте.

В наши дни складовый способ обучения чтению был возрожден выдающимся педагогом-новатором Н.А.Зайцевым. На его основе Зайцев разработал и внедрил в широкую практику известную теперь многим методику, использующую таблицы и кубики.

В методике Полякова вместо кубиков и таблиц используются пособия собственной разработки, так называемые "домики для букв". Применение "домиков" и разработанной для них последовательной серии игр заметно облегчило обучение и позволило доводить знание детьми складов до такой степени, когда они воспринимают склад целиком, как букву. Это заметно упростило чтение по складам во время дальнейшего обучения.

Ведь именно такого результата добился Секвойи, вождь племени чероки из Северной Калифорнии, создавший в 1821 году письменность для своего родного ирокезского языка, которая составлена из знаков, обозначающих не буквы, а целые склады. Через несколько лет после изобретения этого письма большинство индейцев племени чероки научились читать и писать на родном языке. Имя создателя письменности было увековечено в названии дерева секвойя.

На 3-й ступеньке обучения (уроки 19-30) дети учатся свободно читать по складам слова любой сложности, начиная от простейших двухскладовых слов, типа РЫ БА, ГУ СЬ, Ю ЛА, и кончая сложными, такими как КА С Т РЮ ЛЯ, ВЕ Р Б ЛЮ Д и даже Э ЛЕ К Т РИ ЧЕ С Т ВО.

В методике С. Полякова чтение по складам является лишь отправной точкой, начальной стадией процесса обучения чтению. Научившись читать по складам, ребенок еще не в состоянии самостоятельно прочитать и понять рассказик, сказку или хотя бы более-менее сложное предложение. Кому-то может показаться удивительным, но ребенок, уже читающий по складам, все еще не понимает, что такое слово, что такое предложение. И то, и другое для него — лишь цепочка складов. Удержать в памяти такую цепочку ребенку нелегко, особенно, если предложение длинное. Поэтому смысл прочитанного доходит до ребенка не всегда, а зачастую — не полностью. Вот почему обучение чтению нельзя заканчивать, едва научив малыша читать словечки по складам ("пока и этого хватит, остальному в школе научат").

Обучение чтению нельзя заканчивать, едва научив малыша читать словечки по складам ("пока и этого хватит, остальному в школе научат").

Умение сложить слово из складов, безусловно, развивает ребенка. Но чтобы помочь ему полностью раскрыть свои природные способности, нужно научить его читать и понимать книжки, получать удовольствие от чтения. Только так можно пристрастить ребенка к чтению в раннем возрасте. И тогда в дальнейшей жизни (а такие наблюдения автором уже накоплены) чтение станет для него не утомительным, а увлекательным занятием.

Способ чтения по складам используется автором лишь до конца 3-й ступеньки. Последующие занятия помогают ребенку избавиться от привычки дробить слова на склады и перейти к чтению по слогам и к слитному прочтению слов. Если этого не сделать вовремя, то такая привычка укоренится и будет замедлять чтение и затруднять восприятие.

О том, как осуществить этот переход быстро и эффективно, по возможности не утомительно для ребенка, с использованием элементов игры и состязательности, рассказывается на уроках 31-42 4-й ступеньки обучения.

Автор не считал бы свою задачу выполненной, если бы научил ребенка лишь читать слова, пусть даже достаточно свободно. Конечно, родителям приятно, когда ребенок радует их, читая на улице вывески, а дома — заголовки книжек. Но основная цель этой методики — научить ребенка самостоятельно читать книжки и получать удовольствие от прочитанного. Пусть лучше сейчас родители жалуются на то, что приходится отбирать книжку у их малыша, чтобы отправить его спать, чем через несколько лет на то, что никак не могут заставить своего школьника читать. Ведь далеко не все дети, научившись читать слова, потом сами, без помощи взрослых, увлекаются чтением книжек. Обычно для этого приходится потрудиться и преподавателю и родителям. Этапами на этом пути являются 5-я, 6-я и 7-я ступеньки обучения.

На 5-й ступеньке (уроки 43-45) дети с помощью занимательной игры учатся читать предложения, на 6-й (уроки 46-54) — читать и пересказывать специально написанные автором четыре упрощенные учебные книжки, а на последней, 7-й (уроки 55-70), — 16 книжек для самостоятельного чтения, написанные им же.

А после этого родителям остается лишь поддерживать у ребенка любовь к чтению, снабжая его увлекательной детской литературой, чтобы интерес к книжкам был у него не меньшим, чем к просмотру телепередач. И тогда, поверьте опыту автора, — вашему ребенку в будущем обеспечены лидирующие места везде, где бы он ни учился: в любой , гимназии, лицее, вузе.

Обсуждение

Раннее развитие детей уже с 1988 года дает замечательные результаты.
Вот тут ребенка в 2 года по системе Тюленева научили печатать буквы и слова на компьютере: [ссылка-1]

Статья хорошая, да и методика наверное, судя по описанию, тоже. :) - я дал ей высшую оценку!
Одно вызывает сожаление: нет ссылок на книги, где все идеи этой методики, - которая объединяет обучение по буквам и складам, - были опубликованы в 1995 - 1996 годах: Читать - раньше, чем ходить,- здесь на сайте: ; "Как ускорить интеллектуальное развитие ребенка", "Когда начинать воспитывать будущего президента России"(1996), "Считать - раньше, чем ходить"(1998) ... Да и здесь, на сайте "Семья.ру" аналогичная методика изложенная в книге "Читать - раньше, чем ходить" много раз обсуждалась, начиная с 1999 года и была опубликована в различных частях и вариантах "Как развивать ребенка одаренным", - , "Читатель - ползунок" и во многих постах.
Всё равно, надо поздравить родителей и надо радоваться: методика обучения по буквам - занимает своё должное место, и, со временем, оттеснит несправедливо навязываемую ошибочную методику обучения запоминанием слов по - Доману:) которая ведёт к большим затратам и потерям времени.

Комментировать статью "Обучение детей чтению. Методика Сергея Полякова"

Обучение детей чтению. Методика Сергея Полякова. Весь процесс обучения ребенка чтению - от изучения букв до Когда хорошую школу выбрать с ходу не удается, а недоверие к системе образования побороть никак не получается, многие склоняются к домашнему...

По поводу обучения чтению почитайте методику Сергея Полякова. Из всех новаторских методик она мне понравилась, пожалуй, больше всех. Ну и насколько я знаю, деткам с аутичным спектром легче учиться читать по методу глобального чтения, за счет хорошей...

Методика Сергея Полякова. Тема создана для обсуждения статьи. Краткое изложение методики раннего обучения чтению. Евреи обучают читать не ранее четырех лет. До четырех взрослые сами читают детям книжки, и обучением чтению, в отличие от вас, это не...

Посмотрите другие обсуждения: Обучение детей чтению. Методика Сергея Полякова. Последующие занятия помогают ребенку избавиться от Какой лучший возраст для обучения ребенка чтению? Какие методики обучения чтению существуют? Почему дети не хотят...

Опять по чтению вопросы. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Подскажите, а сколько в среднем занимает переход от послогового чтения (когда уже ребенок вполне себе читает, но еще не достаточно хорошо для того, чтобы самому читать книги) к слитному...

Методика Сергея Полякова. Методики обучения чтению. Выложила на свой сайт статью, посвященную сравнению и анализу различных подходов к обучению чтению. Обучение чтению. Образование. Заграничная 7 я. На сайте работают тематические конференции, блоги...

Описание наиболее популярных методик обучения чтению детей в возрасте от младенчества и до 7 лет. Взрослому человеку трудно в это поверить, но самую большую трудность при обучении чтению создаем ребенку мы, взрослые.

Обучение детей чтению. Методика Сергея Полякова. Методика Сергея Полякова. Краткое изложение методики раннего обучения чтению. Ну, во-первых, отнимать детство нельзя; обучать малышей нужно в игре, по специально Доману, то есть, отправляются в пользу США...

Обучение детей чтению. Методика Сергея Полякова. Одно вызывает сожаление: нет ссылок на книги, где все идеи этой методики, - которая объединяет обучение по буквам и складам, - были опубликованы в 1995 - 1996 годах: Читать - раньше, чем ходить,- здесь на сайте Пишите...

Обучение чтению ребенка - дошкольника. Методика Николая Зайцева обучение чтению ребенка. Обучающие игры с кубиками. Обучение детей чтению. Раннее чтение является одним из лучших способов для развития интеллекта у ребенка.

Девочки, подскажите, какие есть методики или ваш личный опыт обучения чтению и письму ребенка с ДЦП со спастикой, речи нет, но пассивный словарь огромен, зрительная память развита. Мы учили ребенка с 2-х с половиной лет читать по методике Ткаченко.

Обучение детей чтению. Раннее чтение является одним из лучших способов для развития интеллекта у ребенка. Методика Сергея Полякова. Краткое изложение методики раннего обучения чтению.

Обучение чтению. Детские сады и дошкольное образование. 1. Обучение чтению – основная задача. В этом случае занимаемся только обучением чтению, т.е. это будут целевые занятия без отклонения от Идеальный вариант для занятий с младшими дошкольниками.

Обучение детей чтению. Методика Сергея Полякова. Обучение детей чтению. Раннее чтение является одним из лучших способов для развития интеллекта у ребенка.

Обучение чтению - в каком возрасте? Учимся читать - кубики Зайцева, методика Глена Домана и другие. Раздел: Развитие, обучение (как научить читать неговорящего ребенка). Все звуки произносит правильно, кроме "р". Я слышала, что есть упражнения для развития речи.

Николай Зайцев придумал свою методику обучения детей чтению! В ней не нужно заучивать, а нужно просто играть. Обучение по кубикам Зайцева. Дорогие родители! Моей дочке 1,5 г. Хочу купить кубики Зайцева. Подскажите, с какого возраста лучше начинать занятия?

Читала (еще с первым ребенком) про методики обучения чтению целыми словами. Тогда не пригодилось - научился читать сам, пока я все собиралась его учить. Смутно помню, что нужно делать карточки с изображением предмета и словом.

Методика Сергея Полякова. В методике С. Полякова чтение по складам является лишь отправной точкой, начальной стадией процесса обучения чтению. Научившись читать по складам, ребенок еще не в состоянии самостоятельно прочитать и понять рассказик, сказку...

Обучение чтению "традиционным" методом (с алфавита, затем слоги из отдельных букв) - действительно ли так неэффективно и тяжело для восприятия, как об этом пишет Зайцев? Нет ли опасности "слишком" раннего обучения чтению, в том плане, что ребенку будет попросту...

Методика обучения чтению Глинки.. Раннее развитие. Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение А кто-нибудь что-нибудь знает о методике обучения чтению Глинки? У нас в садике раньше занимались по Зайцеву, а теперь переходят...

Многим современным родителям приходиться заниматься обучением своих детей чтению еще в дошкольном возрасте. Ведь во многих лицеях и школах к первоклассникам предъявляются достаточно серьезные требования: ребенок уже должен уметь читать, писать и размышлять логически. Безусловно, эти навыки позволяют легче освоиться во время обучения и быстрей влиться в учебный процесс.

С чего начать?

На самом деле подготовка к чтению начинается еще в самом раннем возрасте. Прежде всего, стоит начать не с самого чтения, а общего познавательного развития ребенка. Такому развитию очень способствуют простые задачки на логику, мелкая моторика и совершенствование речи.

Несколько примеров игр для детей 4 лет

  • Продолжи слово. Учимся придумывать слова, развивать фантазию и речь.

Бросая ребенку в руки мяч, произнесите начало какого-нибудь слова. К примеру, слог «Ма». А ребенок, возвращая вам мячик должен его продолжить и сказать «Ша» или «Шина». Обязательно произносите потом слово целиком: Маша или машина. Затем немного усложните и задайте определенную тему для загаданных слов. К примеру, фрукты, транспорт или имена.

  • Звуковая загадка. Учимся развивать память и слуховое внимание.

Подготовьте несколько детских музыкальных инструментов или игрушек: дудочка, погремушка, колокольчик и т.д. Продемонстрируйте по очереди все звуки, чтобы ребенок их запомнил. Затем попросите его отвернуться и угадать, какой предмет сейчас издает звук. Постепенно усложняйте игру и чередуйте несколько звуков по очереди. Такая игра тренирует слуховое внимание, которое так необходимо при обучении чтению.

  • Подарок для игрушки . Учимся определять первую букву в слове и развивать воображение.

Устройте праздник любимой игрушке вашего ребенка. Пусть у нее сегодня будет День Рожденье. Предложите ребенку подобрать подарок для игрушки, и нарисовать его. Главное условие игры, чтобы первый звук в названии подарка был тот же, что и первый звук в названии игрушки. Например, подарки для куклы начинаются только на букву к: краски, ксилофон, кубики. А для мишки – мяч, мед, машина. Чем больше вариантов назовет ребенок, тем лучше.

Хорошим пособием в такой игре станут картинки или карточки с различными изображенными предметами. Предложите малышу подобрать подарок и выбрать один из изображенных на картинке.

Такая игра помогает развивать способность к звуковому анализу слов, необходимому при чтении.

  • Дорисуй-ка. Учимся дополнять фигуры, развивать внимание и мелкую моторику. Для рисования существует множество вариантов игр.

Рисование по образцу учит ребенка концентрироваться при работе со знаками, а так же способствует лучшему запоминанию букв и правильному воспроизведению слов при чтении.

Учим буквы

Неотъемлемой стадией на пути к чтению, является изучение букв. И чем интересней и увлекательней будет этот процесс, тем быстрей ребенок все выучит. Чтобы процесс запоминания букв шел легко и продуктивно, существует несколько простых правил педагогики.

  • Ребенку проще будет запомнить букву, если он ее сначала нарисует или сам слепит из пластилина. Так же отличным вариантом будет сложение букв из палочек, пуговок, камешков и т.д.
  • Важно при этом не перегружать детскую память и не стараться запомнить более двух букв в день.
  • Учить буквы, правильно произнося их звук. Например, букву М произносить не звуком «эм», а именно коротким «м». Иначе, ребенок будет путаться при чтении и неправильно произносить слоги.
  • Не стоит начинать обучение прописным буквам, пока ребенок еще освоил не все печатные.
  • Чтобы ребенку легче было запоминать буквы, пусть сам придумает, на что похожа каждая из них. Например, сравнить их с различными предметами.

Учимся читать по слогам

В настоящее время существует множество учебной литературы для обучения дошкольников. И каждый родитель подбирает наиболее подходящий и интересной вариант букваря или азбуки для детей, которые только учатся читать. В них используются различные методики для чтения по слогам. Где-то рассматривается вариант протягивания звуков, а где-то переходы от буквы к букве в виде красочных картинок.

На самом деле, при чтении мы уже не задумываемся и не отдаем себе отчет, что все слоги получаются у нас сами собой, потому что произносятся автоматически. Именно запоминание помогает нам читать быстро и без запинок. Поэтому к обучению детей нужно тоже подходить с такой же целью. Каждый слог нужно проговаривать по нескольку раз, искать в словах и картинках.

Читаем слова

Когда ребенок хорошо освоит и запомнит сочетание слогов, начинается чтение слов. В этот момент важно научить ребенка понимать смысл прочитанного. Этому так же способствуют различные задачки и игры с картинками.

Вставь букву

Эта игра очень эффективна при начальном обучении чтения слов. Для нее потребуются три картинки к словам из трех букв. К примеру: лук, дом и кот. Подпишите под картинками первую и последнюю букву, а на месте гласной оставьте пробел. Предложите ребенку отгадать пропущенную букву в слове. Выполняя это задание, он будет размышлять, и подбирать по очереди буквы. Таким образом, в этой игре ребенок учится осмысленному чтению, понимает смысло различительное значение букв, развивает фонематический слух.

Картинка со словом

Самая распространенная игра со словами. Часто продаются готовые варианты в виде лото. Ее легко сделать самостоятельно, подготовив заранее картинки и подписав на них печатными буквами слова. Нужно разрезать картинку со словом пополам, чтобы ребенок смог сам подобрать две половинки одной картинки.

Закончи слово

Для этой игры потребуется несколько картинок от раскрасок или открыток. К картинкам на скрепку прикрепляются начальные слоги слов, обозначающих изображенные предметы. А окончания слов нужно положить перед ребенком, чтобы он сам выбрал из них подходящие.

Еще несколько секретов и полезных советов о том, как быстро и правильно научить ребенка читать, смотрите видео


При обучении ребенка чтению очень важно давать задания в легкой, игровой форме, чтобы поддерживать интерес. Главное при этом, не переусердствовать с нагрузкой и подбирать пособия по возрасту и по способностям малыша. Всегда проявляйте терпение и усердие, тогда ваш ребенок обязательно будет хорошо подготовлен к школе и быстро научится читать.

Специалисты детского центра «Малка» при Еврейском религиозно-культурном центре «Жуковка» - о том, что такое методика обучения чтению Натальи Пятибратовой и почему именно её стоит выбрать для своего малыша.

Кто такая Наталья Пятибратова

Наталья Пятибратова – прославленный логопед-дефектолог. Она разработала методику, которую уже больше 7 лет применяют в коррекционной педагогике для обучения речи, чтению, письму и математике. Эта методика используется в обычных и коррекционных детских садах и школах. Она эффективна даже в решении сложных проблем: задержка психического развития, синдром дефицита внимания и гиперактивности, аутизм, дисграфия, дислексия, нарушения зрения.

Обучение чтению по методике Натальи Пятибратовой

Занятия по методике Пятибратовой – это увлекательная подвижная игра, которая позволяет обучить ребенка чтению без вреда для здоровья и утомительного сидения за партой. Начинать можно уже с двух лет, когда малыш немного говорит и впервые проявляет интерес к буквам.

В основе методики - принцип чтения по складам. Склад - единица чтения, которая представляет комбинацию из согласной и гласной или же любая одиночная буква. Например, слово «прут» состоит из 3 складов («п», «ру», «т»), слово «крошка» - из 4 («к», «ро», «ш», «ка»).

Горячим сторонником чтения по складам в раннем возрасте был Лев Толстой, который с помощью них учил читать крестьянских детей и с гордостью демонстрировал впечатляющие результаты представителям Московского комитета грамотности. Его школьное пособие «Азбука» разошлось огромным тиражом и во многом поспособствовало искоренению безграмотности в первой половине XX века.

В качестве основного инструмента на занятиях используются кубики педагога Николая Зайцева.

Кубики служат прекрасным материалом для того, чтобы включить все каналы восприятия: через цвет, размер, форму, звук. Ведь они отличаются друг от друга объемом, цветом и наполнителями (металлические и деревянные) - в зависимости от характеристик тех или иных звуков (глухой/звонкий, твёрдый/ мягкий и т.д.).

В процессе обучения дети пропевают склады, делают ритмические движения, придумывают понятные ассоциации. Всё это способствует быстрому прогрессу в запоминании слов.

Этапы обучения чтению и примеры заданий

Весь период обучения по методике Пятибратовой можно условно разделить на три этапа.

Первый этап. Во время подготовительного этапа дети привыкают к кубикам, учатся выполнять самые простые задания.

Игра «Волшебный мешочек»

Педагог демонстрирует детям мешочек. Внутри - несколько кубиков с буквами наиболее простыми для пропевания (У-О-А-Э-Ы, МУ-МО-МА-МЭ-МЫ-М и т.д). Малыш достаёт из мешка кубик, поворачивает его в руке и вместе с педагогом пропевает те склады, которые написаны на нём. Затем ребёнок берёт указку и показывает те склады, которые пропел, в специальной таблице.

На последующих занятиях педагог добавляет в мешочек те кубики, которые, помимо закрепления навыка чтения, помогут: автоматизировать у детей некоторые звуки, отработать глухие или мягкие слияния и т.д.

Второй этап. На занятиях основного этапа дети уже могут самостоятельно выкладывать слова из кубиков, читать их, понимать, что такое «большая буква», ударение и длина слова.

Игра «Смешные слова»

Каждому ребёнку педагог предлагает сложить из кубиков смешное слово. Малыши могут взять любое количество кубиков и поставить их в ряд. Педагог объясняет детям, что чем короче слово, тем оно смешнее. После «написания» слов дети их читают по складам, а затем пробуют выбрать среди всех самое смешное.

Эта игра - подготовительный этап к самостоятельному и осознанному написанию слов из кубиков.

Обучение чтению — увлекательный процесс. Освоение этого важного умения в возрасте 5-6 лет значительно облегчит усвоение уроков в школе, да и адаптивный период сделает более легким.

Однако, чтение – это и весьма сложный шаг. Прэтому важна психологическая готовность ребенка к обучению. Ведь нам нужно не только научить его читать, но и привить любовь к чтению и литературе. Как научить ребенка читать? Главное, желание родителей и готовность малыша! И все получится!

Признаки готовности ребенка к обучающему процессу

Конечно, можно начать заниматься и с трехлеткой, стараясь вырастить вундеркинда. Все индивидуально! Но все же психологи рекомендуют обратить внимание на некоторые признаки, которые скажут вам о том, что кроха готов постигать азы науки — чтение. Таких признаков очень много, и вот лишь некоторые:

  • У ребенка достаточно развитая, понятная речь;
  • Он обладает обширным словарным запасом, в речи должны быть и сложные предложения;
  • Ребенок должен уметь пересказывать то, что ему рассказали в садике, дома. Рассказ должен быть понятным и структурированным;
  • Наличие у ребенка пространственной и временной ориентации. Также понимание сторон света;
  • Отсутствие дефектов речи. То есть рано начинать читать, если у ребенка не получается выговаривать какие-то звуки и буквы. Но, опять-таки, к этому нужен очень индивидуальный подход!

Если у крохи все эти признаки наблюдаются, то родителям можно уже задуматься и над задачей освоения чтения. Сегодня педагогами и учеными разработано много способов обучения этому навыку. Методики обучения чтению разнообразны и каждый родитель и преподаватель сможет выбрать наиболее подходящие для них. Сегодня мы рассмотрим самые распространенные и популярные.

Кубики Зайцева и почему они так нравятся детям?

Методика Зайцева на данный момент, даже спустя приличное время после ее первого появления, до сих пор остается одной из самых популярных методик по обучению детей чтению.

Педагог Н.А. Зайцев из Санкт-Петербурга. Он придумал разместить часто произносимые склады букв в таблице, и затем разделил их на кубики.

В чем состоит особенность метода? Все обучение проходит в виде игры, а в игре ребенок лучше запоминает, так как увлекается и полностью включается в процесс. Кстати, многие педагоги отмечают, что этот метод очень подходит для деток-левшей. Это обосновано тем, что такие дети лучше запоминают и воспринимают целиком слово, а не отдельные буквы.

Есть, однако, в методике и минус, как считаю дефектологи, весьма значительный. Дети, которых обучали по методу Зайцева, выучив буквы и начав читать часто «проглатывают» окончание слова или фразы, не могут потом начать разбирать слово по составу, так как изначально воспринимают слово целиком, не умея разбирать его на части.

Ошибок, а точнее недоделок в созданной методике достаточно. Так, например, на кубиках имеются сочетания букв, такие как «БЭ», «ГЭ» и так далее. Ребенок привыкает к таким «сочетаниям» букв, хотя они и применимы в довольно редких случаях.

Да и другие огрехи есть – отличия читаемого и письма. Если в письме мы используем сочетание «ФЕ» в словах «кофе», «кафе», то произносим: «КАФЭ», и так далее. Примеров таких несоответствий немало.

Что примечательно сегодня набор кубиков Зайцева под силу сделать каждому самостоятельно, и сделать их соответственно своим нуждам и любыми размерами. Так кубики поместятся не только во вместительные школьные рюкзаки для подростков , но и в маленькие забавные рюкзачки дошколят.

Читаем по слогам — легко и непринужденно. Самый известный метод — слоговое чтение

Слоговое чтение – методика, используемая сегодня практически в каждом дошкольном и начальном школьном учреждении. Уже к годам пяти ребенок может полностью запомнить алфавит и даже научиться читать, если помогать ему в этих непростых делах последовательно и не спеша. Кстати, слоговая методика как раз идеально подходит к этому возрасту.

Вначале кроха с родителями или воспитателями знакомится с буквами, учится их правильно называть, произносить, а затем соединять эти буквы с другими, объединяя их в слоги. Слоги, в свою очередь, затем образуют слова. Но каждый этап этого обучения делается постепенно.

Для занятий вам понадобятся карточки с буквами, желательно крупные, на белом фоне. Кстати, такие карточки можно изготовить и самостоятельно.

Возьмите плотный картон, лучше белого цвета. Фломастер или красный маркер. И сделайте разметку для каждой карточки на картоне. Пусть они будут 5 на 5 сантиметров, так их будет удобно держать ребеночку, да и вам потом собирать их будет легко. На каждой карте с одной стороны напишите одну крупную букву, закрасьте ее. Обязательно пишите печатным шрифтом. Изготовьте так целый алфавит, а лучше всего не один, а несколько наборов карточек, чтобы потом можно было составлять и слоги, и слова.

Можно приобрести и букварь – он явно будет не лишним, к тому же, потом пригодится и в школе. Самый первый учебник для вашего крохи стоит выбирать очень тщательно. Учитывайте все – шрифт, наличие иллюстраций, следите, чтобы их не было слишком много на одной странице, так как сильно яркие и большие рисунки могут отвлекать внимание маленького ученика. Отсутствие картинок совсем также может негативно сказаться на результатах учения – малышу просто будет неинтересно заниматься.

Лучше всего начинать знакомство с буквами с открытых гласных. Это А, Э, У, Ы. Затем можно включить в изучение несколько звонких согласных. Первыми запоминаются М и Л. Буква «М» запоминается быстро, так как на эту букву начинается самое часто произносимое слово – «мама». Малыш начинает читать как раз эти слоги «ма-ма», а потом и писать начинает тоже, ну и конечно, буквы и слоги своего имени.

После согласных и гласных можно начинать изучать и шипящие: Ч, Ш, П, Х и так далее.

Еще один совет, больше психологический – не торопите. Всему свое время. Ребенок научится читать всенепременно, а вот когда в 4, в 3 или даже в 6 лет – не важно. Ведь, если признаться самим себе, многие просто хотят похвалиться достижениями деток, и от того все старательнее с ними занимаются, стараясь, дать им, как можно больше информации.

Каждое новое ваше занятие по изучению букв лучше всего начинать с повторения прошлых уроков. Пусть малыш назовет те буквы, которые знает, вместе назовите слова на эти буквы. Старайтесь каждый новый день называть разные слова, так вы в итоге получите развитый словарный запас и прекрасное воображение, да и память.

Выучили все буквы? Не путаетесь? Не запинаетесь? Отлично! Вы молодцы – теперь самое время приступать к самому слоговому чтению. Называйте одну букву, объясняйте, что они могут соединяться, и читайте уже весь слог вместе.

Чуть позже будет целая статьям по играм в слоговом чтении.

Учимся, играя

Игровое обучение чтению, пожалуй, самое приятная и самая доступная для детей методика. Само название говорит за себя – ребенок активно осваивает знания, при этом занимаясь тем, что он любит делать.

Возьмем, к примеру, такую простую игру. Вот перед малышом буква – ее можно нарисовать, сделать из бумаги, сшить из ткани, даже слепить из пластилина (еще один плюс – развитие мелкой моторики), и вот вторая – и они догоняют друг друга.

По этому глубоко-играющему и сказочному принципу построено и мое пособие по изучению букв «Буквоград». Если вы с ней еще не знакомы, то начните знакомство с .

Можно играть в «поиски букв-потеряшек», которые заблудились и не могут найти дорогу домой. Как им помочь? Правильно назвать. Буква «А» будет прочитана и «пойдет домой», и так дальше. Вовлекайте в эту простую игру ребенка – ищите нужные буквы в телевизионных передачах, книгах с картинками, на улице в вывесках магазинов и так далее… Вариантов очень много.

Можно сделать дома «Буквенный лабиринт». Возьмите картон и сделайте карточки одинакового цвета и размера, на них напишите буквы. Гласные пусть будут красного цвета, а согласные – синего. Так малышу будет легче их запомнить. И во теперь проделайте отверстие в каждой карточке и протяните сквозь это отверстие ниточку на разном расстоянии. Ниточку с нанизанными на нее буквами разложите по квартире. А ребенок пусть найдет начало этой ниточки, и двигается по ней вперед, называя каждую встречающуюся букву. И интересно, и просто!

С одной стороны, вроде от этой методики только одни плюсы – ведь и ребенку хорошо, не скучно, и маме с папой просто – игры несложные, а умения, получаемые с их помощью – очень ценны. Но есть все же и минусы. А именно игрой может стать любое занятие… То есть, ребенок привыкнет только играть, а когда начнутся реальные серьезные занятия, он будет их воспринимать неправильно. Поэтому стоит сразу расставить приоритеты, ведь ваша цель не только поиграть, но и обучить чтению, умениям сосредотачивать внимание, быть усидчивым.

После того, как вы освоите в игре буквы, таким же способом можно приняться за слоги, а затем и чтению простых слов. Еще важный момент! Какой бы интересной у вас не была игра, всегда правильно произносите читаемые буквы, слоги и слова. Не нужно коверкать правильное ударение, следите за собой и за ребенком. Игровая методика обучения чтению по слогам предполагает забавную подачу информации, занимательные уроки, но никак не сюсюканье и придумывание глупых уменьшительно ласкательных слов.

Метод обучения чтению по Глену Доману

Популярным среди современных родителей является метод обучения по Глену Доману. По нему нужно начинать заниматься с наследником или наследницей прямо с грудного возраста. Основан метод на показывании карточек с разными изображениями. Это могут быть буквы, цифры, животные, растения и многое другое. Смотря, чему вы хотите учить кроху.

Что касается именно чтения, то у Домана есть свои догадки и утверждения: ребенку вначале нужно заучить первые несколько десятков слов. Мама просто показывает картинку на карточке несколько секунд. Таких карточек может быть много, а может быть и мало. вообще методика советует быстро сменять картинки.

Данная методика благоприятно воздействует и на широту кругозора. Благодаря Доману, дети буквально с пеленок начинают осваивать и «изучать» окружающие предметы и даже то, чего он вообще пока не видел.

Какой бы вы не выбрали метод или способ, или даже отдельное пособие, сейчас их много, помните одно – не торопите своего малыша, дате ему насладиться беззаботным детством, начинайте занятия и серьезное обучение тогда, когда он к этому полностью готов! Чувствуйте друг друга...

Приятного обучения и игр!

С теплом,