Эпохой средних веков принято считать исторический промежуток времени с 5 по 15 века. В это время многие племена и народы, которых в эпоху Древнего мира называли варварами, выходили из первобытного состояния и начали приобщаться к цивилизации. Они перенимали достижения своих более цивилизованных соседей – письменность, формы государства, новые религии. Часто именно господствующая в той или иной части мира религия определяла судьбу народов и государств Средневековья. В начале Средневековья под ударами варварских племён Римская империя распалась на части. Незадолго до этого её жители приняли новую христианскую религию. Однако разногласия между верующими привели к разделению христианства на две ветви. Западные христиане стали называть себя католиками, а восточные – православными. И те и другие верили в Иисуса Христа, но по-разному возносили ему свои молитвы. Так, на месте Римской империи рядом с её бывшими границами появились цивилизованные страны католической Европы и православной Европы. К югу и востоку от христианских стран в этот период времени появились страны исламского мира. Его создателями считаются арабские племена, которые передали свою религию – ислам – многим соседним народам. Так же надо отметить существование Индийской цивилизации, Китайской цивилизации и цивилизации американских индейцев.
Методическая разработка урока по окружающему миру
для 4 класса (часть 2 «Человек и человечество») по теме: «Эпоха средних веков – между Древностью и Новым временем.
Образовательная программа «Школа 2100»
УчительШербаковаЕ.С.
Форма урока: урок – исследование.
Тема урока: Эпоха Средних веков – между Древностью и Новым временем.
Цель: Знакомство с эпохой средних веков, достижениями, особенностями эпохи, нормами морали.
Задачи: 1. Формировать представление о смене эпох в истории человечества и о том, что каждая эпоха вносит свой вклад в развитие науки, техники, искусства, человека.
2. Воспитывать бережное отношение и интерес к культурному наследию прошлых поколений.
3. Учить детей уважать религиозные чувства и традиции представителей разных религиозных конфессий.
4.Развивать умения детей: работать с разными источниками информации, выбирать нужную информацию, представлять ее в разном виде, договариваться, анализировать, обобщать, делать выводы.
I . Актуализация знаний и мотивация.
С какими эпохами истории человечества мы познакомились? (С эпохой Первобытного мира и Древнего мира).
В какую эпоху появились первые цивилизации? (В эпоху Древнего мира)
С какими Древними цивилизациями вы знакомились на прошлом уроке? (Древний Рим, древний Египет, древняя Греция, цивилизации Западной и Средней Азии, Древний Китай, Древняя Индия).
О каких достижениях, памятниках культуры этих цивилизаций вы узнали? Назовите некоторые из них.
Какая мораль была в эпоху Первобытного мира? В эпоху Древнего мира? (вывешиваю таблички).
II . Формулирование темы урока:
Как вы думаете, с какой эпохой мы будем знакомиться сегодня? (С эпохой Средних веков).
Что означает слово «СРЕДНИЙ»? (Ответы детей)
1-е значение : Обычно словом «средний» называют что-то посредственное, ничем не примечательное. Например, средние успехи в работе, учебе.
2-е значение : То, что находится в середине чего-либо, как среда в середине рабочей недели.
Какое из этих значений больше подходит для определения эпохи? Почему? (Подходит 2-е значение, т. к. Средние века - это период между Древним миром и Новым временем)
Это и будет темой нашего урока.
Слайд №1.
Тема урока: Эпоха Средних веков – между Древностью и Новым временем. ( V – XV век)
Ш. Выдвижение гипотезы:
Вы сказали, что более древние эпохи, Первобытного и Древнего мира оставили будущим поколениям свой опыт и свои достижения, внесли свой вклад в развитие всего человечества.
Как вы думаете, можно ли то же самое сказать и про эпоху Средних веков? (Да, можно).
Это доказанный факт или пока только гипотеза? (Гипотеза)
Попробуйте сформулировать нашу гипотезу.
Гипотеза:
Эпоха Средних веков оставила будущим поколениям свой опыт и свои достижения, внесла свой вклад в развитие всего человечества. (Табличка на доску).
Как проверить, верна ли наша гипотеза? (Надо провести исследование)
IV . Исследование предлагаю провести в группах.
Каждая группа будет изучать особенности и достижения какой-то одной Средневековой цивилизации:
Слайд №2
1. Католическая Европа
3. Исламский мир
4. Индийская цивилизация и близкие ей страны
5. Китайская цивилизация и близкие ей страны
6. Цивилизация Американских индейцев
Слайд №3
План исследования Средневековой цивилизации
1. Географическое положение
2. Достижения
3. Религия
4. Понятие о добре и зле (мораль)
Для групповой работы потребуются учебники, тетради, цветные карандаши.
У каждой группы в файле - рабочие листы, дополнительные тексты и оценочные листы.
Время групповой работы 10-12 минут
V . Межгрупповая работа. Обмен информацией.
Дать возможность детям представить информацию о достижениях разных цивилизаций эпохи Средних веков (задания 1-5 в рабочем листе каждой группы).
Рассказы детей каждой группы сопровождать слайдами с изображением памятников архитектуры эпохи средних веков. (Слайды №4 – 9)
VI .Оценивание информации, вывод:
Как вы думаете, собранные нами факты опровергают или доказывают гипотезу, которую мы сформулировали в начале урока?
1. Отметь знаком «+» правильные утверждения.
- Средние века - это время между Первобытным миром и Древним миром.
- Средние века - это время между Древним миром и Новым временем.
- Все цивилизации, возникшие в Древнем мире, продолжали существовать и в эпоху Средних веков.
- К V веку н.э. многие цивилизации древности исчезли, на их месте появились новые.
Выбери правильный ответ и обведи его.
Используя дополнительную литературу, впиши в таблицу или нарисуй, какими достижениями прославились цивилизации эпохи Средних веков.
2. Реши кроссворд.
1. Основное занятие жителей эпохи Средних веков (земледелие)
.
2. Так называют себя западные христиане (католики)
.
3. Так называют себя восточные христиане (православные)
.
Добавь в кроссворд в любом подходящем месте слово «ислам» и запиши, кто создал эту религию.
Арабские племена
3. Римскими цифрами отметь на «реке времени» (стр. 31) века эпохи Средневековья. Впиши в рамку год завоевания Иерусалима крестоносцами.
1099 г - завоевание Иерусалима крестоносцами.
Отметь дату на «реке времени».
Эти изобретения эпохи Средних веков повлияли на развитие человечества. Придумай для каждого изобретения понятный для тебя символ и нарисуй его в рамке, а затем «на реке времени» в нужном месте.
Изобретение огнестрельного оружия (XIV в.)
Появление в городах механических часов (XIII в.)
4. Выполни задания на контурной карте ().
- Подпиши названия цивилизаций Средневековья.
- Обведи границу цивилизованного мира.
- Раскрась разными цветами
Напиши, в каких частях света расположены цивилизации эпохи Средних веков.
Европа, Азия, Африка, Америка
Продолжи предложение.
В Средние века цивилизации существовали во всех частях света, кроме Австралии и Антарктиды
Придумай символические изображения архитектурных памятников Средневековья (см. стр. 62-63 учебника). Нанеси их на территории тех цивилизаций, где были построены эти сооружения.
5. Рассмотри рисунки, изображающие взаимоотношения приверженцев разных религий в далёком прошлом. Объясни и напиши, почему они относились враждебно друг к другу.
Эти люди поступали так потому, что такова была мораль в Средние века. “Поступать по божески”, то есть соблюдая все заветы религии, надо было только по отношению к людям своей веры. Например, католики считали, что мусульмане нечестивцы, что они верят в неправильного бога и поэтому их надо убивать. В свою очередь мусульмане называли христиан “неверными” и также казнили и убивали их при первой же возможности. Во имя веры объявлялись священные Крестовые походы. Участвовать в них считалась почетным, за это прощались все грехи. Также особым гонениям подвергались язычники - люди, верившие в “старых” богов, а не в единого бога. Но их сначала старались обратить в свою веру.
Продолжи предложение.
Позиция (мнение)
Я не хотел(а) бы, чтобы со мной поступили так же, стали преследовать за мою веру
Аргумент(ы)
потому, что должны относиться терпимо друг к другу и с уважением относиться к последователям разных религий.
Рассмотри рисунки, изображающие взаимоотношения приверженцев разных религий в наши дни. Объясни их поведение.
Все люди очень спокойно воспринимают особенности других религий и часто с интересом изучают их. Например, многие люди специально едут в Тибет и Непал, чтобы изучить буддизм. В Китай едут изучать конфуцианство. Католики и православные также стали ближе друг другу. В 2016 году даже произошла личная встреча Папы Римского и Патриарха русской православной церкви.
Сделай вывод.
Позиция (мнение)
В похожей ситуации я, современный человек, постараюсь не помешать религиозным обрядам, а тихонечко понаблюдаю за ними со стороны.
Аргумент(ы)
потому что если я хочу, чтобы уважали мою религию, то я буду уважать религию других людей.
Исторические периоды и эпохи
Первобытное общество
до ок. 3000 года до н. э . (объединение Верхнего и Нижнего Египта)
Палеолит и мезолит
Неолит
Бронзовый век
Железный век
Древний мир
3000 г. до н. э. - 476 г. н. э. (падение Римской империи)
Эллинизм
Древний Рим
Средние века
476 - конец XV века (начало эпохи Великих географических открытий)
Раннее Средневековье (конец V - середина XI веков)
Высокое (классическое) Средневековье (середина XI - конец XV веков)
Раннее Новое время (или позднее Средневековье)
конец XV в. - 1789 (начало Великой французской революции)
Эпоха Возрождения (Ренессанс)
Началом эпохи Возрождения считается начало XIV века в Италии, XV-XVI век-в других странах Европы.
Окончанием эпохи историки считают последнюю четверть XVI века и в некоторых случаях - первые десятилетия XVII века.
Возрождение делят на 4 этапа:
Проторенессанс (2-я половина XIII века - XIV век)
Раннее Возрождение (начало XV - конец XV века)
Высокое Возрождение (конец XV - первые 20 лет XVI века)
Позднее Возрождение (середина XVI - 1590-е годы)
Эпоха великих географических открытий (XV век - XVII век)
Реформаци я (XVI век- начало XVII века)
Часть эпохи Просвещения
Новое время
1789 - 1918 (окончание Первой мировой войны)
Часть эпохи Просвещения
Относительно датировки этой мировоззренческой эпохи единого мнения не существует. Одни историки относят её начало к концу XVII века, другие - к середине XVIII века.
В XVII веке основы рационализма закладывал Декарт в своей работе «Рассуждение о методе» (1637). Конец эпохи Просвещения нередко связывают со смертью Вольтера (1778) или с началом Наполеоновских войн (1800-1815).
В то же время есть мнение о привязке границ эпохи Просвещения к двум революциям: «Славной революции» в Англии (1688) и Великой французской революции (1789).
Промышленный переворот (вторая половина XVIII века -XIX век)
XIX век
Новейшая история
1918 - наши дни
Исторические эпохи в искусстве
Примерное обозначение эпох в хронологическом порядке
Период (эпоха) | Временной отрезок |
Древний период | с момента возникновения первых наскальных рисунков заканчивая 8-м веком до н. э. |
Античность | с 8-го века до н. э. до 6-го века н. э. |
Средневековье | |
романский стиль | 6-10-й века |
готика | 10-14-й века |
Возрождение | знаменитые 14-16-й века |
Барокко | 16-18-й века |
Рококо | 18-й век |
Классицизм | формировался на фоне прочих направлений с 16-го по 19-й век |
Романтизм | первая половина 19-го века |
Эклектизм | вторая половина 19-го столетия |
Модернизм | начало 20-го века |
Модерн- довольно обобщенное название для данной творческой эпохи. В разных странах и в различных направлениях искусства формировались свои течения. |
Летоисчисление и хронология
Общепринятой в большинстве стран является хронология на основе Христианской эры («наша эра» - с момента предполагаемого рождения Иисуса Христа).
Наша эра, н. э. (также называют "новая эра") - текущий период времени, начиная с 1 года по юлианскому и григорианскому календарям. Предшествующий ему (заканчивающийся до начала первого года) - период до нашей эры, до н. э.
Название часто используется в религиозной форме «от Рождества Христова», сокращённая запись - «от Р. Х.», и, соответственно, «до Рождества Христова», «до Р. Х.».
Нулевой год не используется ни в светской, ни в религиозной нотациях - так было заведено Бедой Достопочтенным в начале VIII века (ноль тогда вообще не был распространён в культуре). Однако нулевой год применяется в астрономической записи (англ. Astronomical year numbering) и в стандарте ISO 8601.
По мнению большинства учёных, при вычислении в VI веке римским игуменом Дионисием Малым года Рождества Христова, была сделана ошибка в несколько лет.
Века по тысячелетиям
Тысячелетия |
Века |
|||||||||
До нашей эры (до н. э.) |
||||||||||
12-е тысячелетие до н. э. |
||||||||||
11-е тысячелетие до н. э. |
||||||||||
10-е тысячелетие до н. э. |
||||||||||
9-е тысячелетие до н. э. |
||||||||||
8-е тысячелетие до н. э. |
||||||||||
7-е тысячелетие до н. э. |
||||||||||
6-е тысячелетие до н. э. |
||||||||||
5-е тысячелетие до н. э. |
||||||||||
4-е тысячелетие до н. э. |
||||||||||
3-е тысячелетие до н. э. |
||||||||||
2-е тысячелетие до н. э. |
||||||||||
1-е тысячелетие до н. э. |
||||||||||
Наша эра (н.э.) |
||||||||||
1-е тысячелетие н.э. |
||||||||||
2-е тысячелетие н.э. |
||||||||||
3-е тысячелетие н.э. |
Века и годы до н.э
Какие годы относятся к каким векам
Века (столетия) до н.э. | Годы |
5-е тысячелетие до нашей эры | |
L (50) | 4901 - 5000 гг до н.э. |
XLIX (49) | 4801 - 4900 гг до н.э. |
XLVIII (48) | 4701 - 4800 гг до н.э. |
XLVII (47) | 4601 - 4700 гг до н.э. |
XLVI (46) | 4501 - 4600 гг до н.э. |
XLV (45) | 4401 - 4500 гг до н.э. |
XLIV (44) | 4301 - 4400 гг до н.э. |
XLIII (43) | 4201 - 4300 гг до н.э. |
XLII (42) | 4101 - 4200 гг до н.э. |
XLI (41) | 4001 - 4100 гг до н.э. |
4-е тысячелетие до нашей эры | |
XL (40) | 3901 - 4000 гг до н.э. |
XXXIX (39) | 3801 - 3900 гг до н.э. |
XXXVIII (38) | 3701 - 3800 гг до н.э. |
XXXVII (37) | 3601 - 3700 гг до н.э. |
XXXVI (36) | 3501 - 3600 гг до н.э. |
XXXV (35) | 3401 - 3500 гг до н.э. |
XXXIV (34) | 3301 - 3400 гг до н.э. |
XXXIII (33) | 3201 - 3300 гг до н.э. |
XXXII (32) | 3101 - 3200 гг до н.э. |
XXXI (31) | 3001 - 3100 гг до н.э. |
3-е тысячелетие до нашей эры | |
XXX (30) | 2901 - 3000 гг до н.э. |
XXIX (29) | 2801 - 2900 гг до н.э. |
XXVIII (28) | 2701 - 2800 гг до н.э. |
XXVII (27) | 2601 - 2700 гг до н.э. |
XXVI (26) | 2501 - 2600 гг до н.э. |
XXV (25) | 2401 - 2500 гг до н.э. |
XXIV (24) | 2301 - 2400 гг до н.э. |
XXIII (23) | 2201 - 2300 гг до н.э. |
XXII (22) | 2101 - 2200 гг до н.э. |
XXI (21) | 2001 - 2100 гг до н.э. |
2-е тысячелетие до нашей эры | |
XX (20) | 1901 - 2000 гг до н.э. |
XIX (19) | 1801 - 1900 гг до н.э. |
XVIII (18) | 1701 - 1800 гг до н.э. |
XVII (17) | 1601 - 1700 гг до н.э. |
XVI (16) | 1501 - 1600 гг до н.э. |
XV (15) | 1401 - 1500 гг до н.э. |
XIV (14) | 1301 - 1400 гг до н.э. |
XIII (13) | 1201 - 1300 гг до н.э. |
XII (12) | 1101 - 1200 гг до н.э. |
XI (11) | 1001 - 1100 гг до н.э. |
1-е тысячелетие до нашей эры | |
X (10) | 901 - 1000 гг до н.э. |
IX (9) | 801 - 900 гг до н.э. |
VIII (8) | 701 - 800 гг до н.э. |
VII (7) | 601 - 700 гг до н.э. |
VI (6) | 501 - 600 гг до н.э. |
V (5) | 401 - 500 гг до н.э. |
IV (4) | 301 - 400 гг до н.э. |
III (3) | 201 - 300 гг до н.э. |
II (2) | 101 - 200 гг до н.э. |
I (1) | 1 - 100 гг до н.э. |
Века и годы н.э
Какие годы относятся к каким векам
Века (столетия) н.э | Годы |
1-е тысячелетие нашей эры | |
I (Первый век) | 1 - 100 гг |
II (Второй век) | 101 - 200 гг |
III (Третий век) | 201 - 300 гг |
IV (Четвертый век) | 301 - 400 гг |
V (Пятый век) | 401 - 500 гг |
VI (Шестой век) | 501 - 600 гг |
VII (Седьмой век) | 601 - 700 гг |
VIII (Восьмой век) | 701 - 800 гг |
IX (Девятый век) | 801 - 900 гг |
X (Десятый век) | 901 - 1000 гг |
XI (Одиннадцатый век) | 1001 - 1100 гг |
XII (Двенадцатый век) | 1101 - 1200 гг |
XIII (Тринадцатый век) | 1201 - 1300 гг |
XIV (Четырнадцатый век) | 1301 - 1400 гг |
XV (Пятнадцатый век) | 1401 - 1500 гг |
XVI (Шестнадцатый век) | 1501 - 1600 гг |
XVII (Семнадцатый век) | 1601 - 1700 гг |
XVIII (Восемнадцатый век) | 1701 - 1800 гг |
XIX (Девятнадцатый век) | 1801 - 1900 гг |
XX (Двадцатый век) | 1901 - 2000 гг |
XXI (Двадцать первый век) | 2001 - 2100 гг |
Смотрите также