Презентация на тему можно ли научить творчеству. Можно ли научить творчеству? Повышение творческого потенциала школьников и студентов

К нам поступает множество запросов от родителей и педагогов на тему: есть ли развивающие методики для детей школьного возраста? "Мы всегда старались быть в курсе новостей по раннему развитию, очень много занимались со своим малышом по авторским методикам. И вот он идет в школу и... все?

Если ты можешь это вообразить - значит, ты можешь это осуществить.
Уолт Дисней

К нам поступает множество запросов от родителей и педагогов на тему: есть ли развивающие методики для детей школьного возраста? "Мы всегда старались быть в курсе новостей по , очень много занимались со своим малышом по авторским методикам. И вот он идет в школу и... все? Расскажите о методиках, по которым можно заниматься со школьником!"

Конечно, такие методики есть. Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) - на сегодняшний момент наиболее разработанная система обучения творчеству. Ее автор - Генрих Саулович Альтшуллер. ТРИЗ-педагогика исходит из того, что техникам и приемам творчества можно обучить как взрослого, так и ребенка. Владеющий ТРИЗ человек способен преодолевать заданные противоречия, прогнозировать и предотвращать затруднительные (аварийные) ситуации, генерировать плодотворные фантастические идеи, причем не беспорядочно (обрывками, клочками), а системно разворачивая их в цельную картину. Здесь я хочу отметить, что граница между изобретением и фантастической идеей - довольно зыбкая. То, что кажется сейчас противоречащим научному знанию и здравому смыслу, в самом недалеком будущем может быть реализовано!

Любой курс обучения дошкольников должен решать такие задачи, как создание учебной мотивации, формирование общеучебных умений и навыков, развитие речи, выработка умения устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми и т.д. А вот какие специфические задачи ставят перед собой педагоги, занятые развитием творческого воображения (РТВ) ребенка:

  • учить называть как можно больше свойств и признаков одного объекта;
  • видеть позитивные и негативные свойства предметов, явлений в разных ситуациях;
  • формулировать противоречия;
  • комбинировать части в целое, в том числе части различных объектов;
  • строить модели объектов, ситуаций; создавать объекты, ситуации по заданным моделям;
  • проводить аналогии между разными предметами;
  • находить сходное у разных предметов;
  • переносить свойства одних предметов на другие;
  • учить представлять себя разными предметами и изображать поведение этих предметов и т.п.

Разумеется, для дошкольников перечисленные задачи ставятся только в отношении простых предметов, действий, высказываний.

Храбрый Портняжка

Храброму Портняжке из одноименной сказки пришлось состязаться в силе со злым Великаном. Проигравшему грозит съедение. Кто сильнее сожмет камень? Великан так сильно сжал камень, что тот превратился в пыль. Что предпримет Портняжка в качестве ответного хода?

Пчелы в самолете

В самолете, в багажном отделении, стоят ульи. Это группа ученых перевозит из одной африканской страны диких и очень кусачих, хоть и медоносных пчел для дальнейшего изучения и скрещивания с привычными для нас видами. Уже в полете обнаруживается, что летки ульев от вибрации открылись, и рой раздраженных тряской и гудением двигателей пчел сейчас заполнит салон. Со всеми вытекающими из этого тяжелыми последствиями для пассажиров. Что делать?

Когда мы решаем подобные задачи с детьми, не важно, известен ли ответ мировому сообществу. Важно, что он неизвестен лично решателю. И ему в процессе решения приходится делать свое личное изобретение .

Изобретение - продукт творческой деятельности, новое оригинальное разрешение имеющегося затруднения, противоречия, проблемы. Изобретения совершаются во всех сферах человеческой деятельности, хотя в обыденном сознании и в управленческой практике их обычно связывают с технической сферой. А в области науки основные продукты творческой деятельности принято называть открытиями.

Способность творить - одно из фундаментальных свойств человеческой личности, без творчества можно считать личность не состоявшейся. Творчество бывает созерцательным и созидательным, преодолевающим противоречия, затруднения и являющим новый замысел, оно бывает продуктивным и самодостаточным. И все чаще умение создавать новое предстает перед нами как жизненно важное (в том числе и профессиональное) умение.

Мелькают объявления о найме на работу: "Требуется творческий директор... креативный менеджер... специалист по креативу... продуктивный консультант по рекламе и PR..." Опять же, предпринимательство - ведь это деятельность по созданию новых видов человеческой деятельности, а значит, творчество - основа и этой профессии. Похоже, обучение творчеству как процессу создания новых норм, образцов, эталонов человеческой деятельности и культуры становится востребованным учебным курсом .

Возьмем, к примеру, умение находить позитивные и негативные свойства предметов, явлений в разных ситуациях. Вот как может выглядеть игра "Хорошо-плохо" на занятии с пятилетками.

Игра "Хорошо-плохо"

  1. Знакомство с позитивными и негативными сторонами предметов, явлений. На рисунках - объекты в разных ситуациях: костер в комнате и костер под котелком; кисточка, рисующая в альбоме, и кисточка, пачкающая одежду; мороженое в школьном портфеле и мороженое в стаканчике. Воспитатель просит раскрасить те картинки, на которых объект играет положительную роль.
  2. Поиск позитивных и негативных сторон предметов, явлений.
    Взрослый: "Сегодня к нам в гости пришел Зайчонок. Он готовится к зиме и решил поговорить с вами про нее".
    Взрослый помогает детям рассказать Зайчонку, какие природные явления бывают только зимой.
    В: Зайчонок спрашивает: зима - это хорошо или плохо? Давайте с ним поиграем в игру "Хорошо-плохо"!
    В.: Холод - это плохо. Почему? (Д.: мерзнут люди, звери и растения, много одежды нужно, нет цветов, нельзя купаться).
    В.: Но холод - это хорошо! Почему? (Снег и лед не тают, интересные сосульки образуются, холодильник для мороженого не нужен).
    В.: Лед - это плохо. Почему? (Скользко ходить, машинам скользко ездить).
    В.: Но лед - это хорошо! Почему? (Можно на коньках кататься, через речку без моста переходить).
    В.: Снег - это плохо. Почему? (Надо дорожки чистить, от него одежда мокрая, в глаза летит и пр.)
    В.: Но снег - это очень хорошо. Почему? (Красиво, земля и растения от холода укрыты, можно лепить снеговиков...)
    Дети с помощью взрослого делают вывод, что в любой ситуации есть хорошие и плохие стороны.
  3. Поиск позитивного в негативных ситуациях.
    Воспитатель напоминает о правилах поведения в лесу, ведь мы там гости и можем нечаянно повредить его обитателям. Беседа проводится по схеме:
    - Что плохо делать в лесу? (Дети называют "плохое" поведение.)
    - А где это... ("плохое" поведение) может быть хорошим, подходящим? (Дети называют альтернативную ситуацию, где такое поведение было бы уместным.)
    Например:
    Д.: Плохо громко кричать, испугаешь зверей. Громко кричать хорошо, если спасаешься, видишь пожар или поешь песню вместе с друзьями.
    Д.: Плохо поджигать траву или деревья, будет пожар. Жечь костер хорошо, когда выбрал место и следишь за огнем.
    Плохо рвать цветы. Хорошо делать это у себя на огороде.
    Дети с помощью взрослого делают вывод, что любая "плохая" ситуация может быть хороша для чего-то другого.
  4. Выявление негатива в положительном.
    В: Мы с вами сыграли в шумовой оркестр, а в качестве инструментов использовали окружающие предметы. Очень хорошо уметь играть на любых вещах! Захотелось музыки - взял и сыграл! А что может быть в этом плохого?
    Д.: Если громко шумишь - можно помешать другим, сильно стукнешь по вазе - может разбиться, если возьмешь для игры чужую вещь - ее хозяин огорчится и пр.
    В.: Молодцы! Вы, оказывается, не только умеете играть, как музыканты, вы еще и очень предусмотрительные.
    Чем старше дети, тем больше сторон у более сложных явлений они могут найти.

Мир наших детей не будет похож на наш мир. Будущее во многом зависит от их способности понимать, воспринимать и строить новые концепции, создавать возможность выбора там, где, кажется, его не может быть, а также учиться и адаптироваться к изменяющимся условиям всей своей жизни.

Если вы обратили внимание на задачи в начале статьи, то вам, возможно, будет интересно познакомиться с решениями, которые предлагают малыши.

Храбрый Портняжка

Великан добыл из камня пыль. Портняжка же сообразил задать великану невозможный критерий: выжать из камня воду. В сказке он добыл воду из комка творога, похожего на камень.

Дети предложили Портняжке еще множество способов спасти себя, сжимая в руке: мокрую тряпку; губку; яйцо; корнеплод; фрукт, похожий на камень (слива, черный виноград); засунуть в рукав стакан с водой (как у фокусника) - при наклоне вода польется по руке и камню, как будто выливаясь из него; льдинку, комок снега; комок мокрой земли; пирожок с начинкой.

Попробуйте предложить решения и вы, сделав следующий шаг - выжмите из камня что-нибудь газообразное!

Пчелы в самолете

В задаче про пчел дети начинают тщательный поиск ресурсов: что есть вокруг нас, пассажиров самолета? Что есть у пчелы?

После сбора необходимой информации юные решатели выдают варианты. Забаррикадировать салон чемоданами и другим багажом. Завернуть пассажиров в парашюты, пчелы не прокусят. Всем пассажирам катапультироваться или спрыгнуть с парашютом. Вывести пассажиров на крыло, пока стюардессы поймают пчел. Резко снизиться, рой пчел останется на месте и стукнется об потолок, бесчувственных пчел можно собрать руками или веником. Приманить их в другой конец самолета едой, духами, лекарствами из аптечки. Развесить липкий скотч у входа в салон. Сдуть воздухом из вентиляторов. Обрызгать их водой, пчелы в дождь не летают. Выключить свет в салоне, ночью пчелы тоже спят, а включить возле ульев.

Теперь предложения надо проанализировать. После обсуждения сходятся на том, что самыми гуманными и экономичными являются два последних способа, но сбрасывать со счетов остальные не стоит - мало ли когда они могут пригодиться?

Задача курса ТРИЗ-РТВ заключается в обучении тому, как учиться, в обучении тому, как думать, в изучении новых методов, которые вы можете использовать для решения любой возникающей перед вами задачи в любом возрасте.

В нашей студии курс ТРИЗ-РТВ начинают осваивать с 6 лет. Родители с удовольствием присутствуют на занятиях, а на следующий год потребовали ввести его в программу лектория для взрослых. Для нас это - показатель важности и нужности нашей работы!

Наталия Ключ
педагог-методист студии "Планета Фантазеров" НОУ УМЦ "Учимся, играя"
Статья из июльского номера журнала

Комментировать статью "Можно ли научить творчеству"

Еще по теме "Обучение творчеству творчество помогает детям":

Сириус. Литературное творчество.. Образование, развитие. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми И табели с оценками на выходе вручают. У кого дети были (помню, что здесь такие есть), это так? И вообще как впечатления именно от этого направления?

Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое Конечно развивайте! Дети не так часто хорошо и увлеченно лепят. А в этом возрасте объемное мышление есть далеко не у всех.

Можно ли научить творчеству. Психология детского творчества (часть 1). Искусство - детям. Лучшие арт-студии для малышей. Творчество занимает все большую часть вашей жизни, и вы подумываете, не заняться ли только им?

Посоветоваться про творчество и ребенка. Кружки, секции. Образование детей. Посоветоваться про творчество и ребенка. У меня младший вроде как художественно одарен. Мнение не мое (я вообще ничем таким не одарена), а репетитора и учительницы из студии по...

Конференция "Школьное и дополнительное образование детей " "Школьное и дополнительное образование детей ". Я мечтаю о школе, больше похожей на дом творчества, где дети ходят на кружки по рисованию, музыке, словесности, математике, химии.

Детский центр творчества. Кружки, секции. Образование детей. Сложилась непростая ситуация в нашем центре детского творчества. Руководство центра невзлюбило педагога нашей студии, главным образом за то, что не носит деньги им в конверте (принципиально) и не...

Научится, лет с 10 можно научить рисовать кого угодно, если задаься целью. Не хочет лепить, рисовать в общем все творчество мимо... В итоге в школе за 8 лет ребенка научили рисовать, не супер, но научили.

Центр художественного образования: Студия изобразительного творчества Школа художественных ремесел (срок обучения 3 года): роспись по ткани, роспись по дереву, вышивка. Студия литературного творчества: - начальное литературное развитие (7-9 лет).

Можно ли научить творчеству. Раздел: Творчество (ансамбль александрова обучение ребенка). Ансамбль выступает на лучших площадках Москвы, выезжает на зарубежные гастроли. Обучение платное 2500р. м.Смоленская, занятия пн, вт, пт.

Обучение детей фотографии. Досуг, хобби. Ребенок от 10 до 13. Воспитание ребенка от 10 до 13 лет: образование, школьные проблемы, отношения с одноклассниками А там еще хотят вместить туда же что-то о творчестве. 2. О фотографии «в игровой форме», куда Домашние задания и их разбор помогают понять насколько усвоен материал и над чем нужно работать.

Ребенок хочет стать архитектором.. Хобби, увлечения, досуг. Ребенок хочет стать архитектором. :) С нашей с мужем точки зрения он вполне серьезно об этом заявил. Строит из разных конструкторов всю свою жизнь, с математикой очень дружит.

идеи для творчества. Хобби, увлечения, досуг. Ребенок от 7 до 10. Лекции и мастер-классы для детей по Москвоведению. помогите с волшебной сказкой. Сочиняем сказку. Уроки творчества для малыша. Главная > Дети > Обучение ребенка > Творчество.

Дорогие мамы, очень инересует такой вопрос: насколько вы готовы "продвигать" своего ребенка к известности и славе? Например, ребенок хорошо от природы поет, танцует или рисует. Воспользуетесь возможностью (или будете искать такую возможность)организовать его персональную выставку, участие в концерте, съемки на телевидении? Или все это не нужно ребенку. Пусть ковыряется потихоньку в своих делах, наслаждается творчеством как процессом?

Можно ли научить творчеству. Школа бального танца Бибирево -Отрадное-Алтуфьево? Чтобы были дети примерно одного возраста, первого года Там же в доме творчества БИБИРЕВО (на Лескова) есть студия бального танца ВИТАМИН С Ведет Михаил Юрьевич Соколов.

У большинства слух можно развить, если заниматься музыкой. Врожденный слух далеко не у всех, а для скрипки он важен, так как там с самого Я занимался на скрипке, братьев своих тоже учил, контролировал занятия... Если маленькая скрипка заведомо не бракованная - то не...

Это ч. Развитие, обучение. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями Вот можно ли ее записать в какой-нибудь дома творчества? Там берут в любое время, или в сентября? Насколько там все платное?

Вот подскажите, как можно научить писать. Чтобы научить писать - нужно cначала научить ЧИТАТЬ текст произведения, анализировать его, замечать в нем мелкие детали и интерпретировать их, иначе написание сочинения становится мукой высасывания темы из...

На районный конкурс «Учитель года 2013г.»

Номинация «Воспитать человека»

МБОУ «Ясненская средняя общеобразовательная школа№7»

Текст публичной лекции на тему:

« Можно ли научить творчеству?»

Составила:Ермолина Н.Г, воспитатель ГПД

2013г.

Эпиграфом к своему выступлению я взяла стихи известного украинского поэта Льва Болеславского

Творящий бедности не знает.

Далекий от мирских щедрот,

Добычею богатств не занят , -

Он из души их достает.

Можно ли научить творчеству? Вопрос , заданный темой лекции, можно обсуждать долго. Тема ,поднятая в нем, действительно, очень актуальна . Я попыталась найти ответ на этот вопрос, а вот нашла ли –судить вам.

Когда мы говорим о творчестве , то прежде всего имеем в виду великих людей : писателей, художников, ученых. Однако, каждый человек занимается в своей жизни творчеством. «Всякий человек – считал Семен Львович Франк известный русский философ - есть хоть в малой мере или потенциальной форме творец. Всюду, где цель деятельности рождается из глубины человеческого духа, имеет место творчество

Даже самый скромный обыденный человек кроме простого, извне предписанного выполнения своих обязанностей вносит в свою работу элемент чутья, импровизации, догадки , справляется с индивидуальным положением каким-то новым, небывалым, рождающимся из его души способом , и тогда о такой человеке отзываются, как о человеком творческом.

Элементы творчества сопровождают и нас с вами. Согласитесь ,если мы идем покупать себе новое пальто – мы обязательно ищем не просто по размеру, а еще- красивое, отличное от других. Мы даже не задумываемся, что мы ищем , по сути дела, творческую работу художника-модельера , причем, модельера-профессионала . Если мы строим дачу и обустраиваем дачный участок -мы ищем или конструируем такой проект, главным критерием которого будут неповторимость, непохожесть на другие. Каждый из нас в большей или меньшей степени человек творческий и готов совершенствоваться в этом направлении.

Но любой архитектор,модельер,художник когда-то учился в школе, где нет учебного предмета «творчество». В связи с этим возникает вопрос:

А можно ли научить творчеству так, как учат танцевать? Каким образом?

Давайте сначала обозначим точнее само понятие «Творчество»

Согласно Новой философской энциклопедии , творчество – это категория философии, психологии и культуры, выражающая собой важнейший смысл человеческой деятельности , состоящий в увеличении многообразия человеческого мира в процессе культурной миграции. Следовательно, понятие творчества относится сразу к нескольким отраслям научного знания и затрагивает многие сферы жизни человека.

Энцикопедический словарь дает такое толкование:

2) Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т. к. всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности.

Исследователь творческого фактора человека и феномена интеллигенции Виталий Тепикин выделяет следующие виды творчества

Художественное,

Научное,

Техническое,

Спортивно-тактическое,

А также военно-тактическое творчество

Механизмы творчества до сих пор изучены ещё недостаточно . Характеризуя проблему творчества как одну из наиболее загадочных, волнующих и злободневных , философию. прежде всего волнует суть самого процесса творчества – как вообще возможно творчество?

Попытки понять и описать феномен творчества сразу наталкиваются на неразрешимые парадоксы : люди, много знающие о творчестве, сами не творят , разве что пишут интересные статьи и книги по проблеме творчества, (что тоже в определенном смысле является творчеством). Тот же, кто творит, создает совершенно новые ценности в науке или искусстве, чаще всего не знает , как от это делает (а то, что он потом рассказывает теоретикам творчества, особой ценности не представляет, ибо никаких общих выводов или рекомендаций из его сугубо индивидуального опыта получить нельзя ).

Можно сколь угодно перебирать знания, полученные в школе, вычитанные из книг, - ничего нового не создашь. Нужно самому измениться, нужно научиться всё время удивляться миру , всё время видеть тайны и проблемы там , где другой ничего подобного не видит.

Творчество – это образ жизни .

Значит, учиться творчеству можно у тех людей,для кого творчество- образ жизни ? Где же найти таких людей? Понятно, что роль отводится тем, кто воспитывает детей- родителям, учителям, воспитателям, педагогам дополнительного образования.

Природа распорядилась так,что творчество естественным образом сопровождает все действия ребенка. Еще Гегель отмечал: мальчик, бросая камешки в воду, видит в расходящихся кругах печать своего воздействия. Ребенок, увидевший в причудливых очертаниях облаков замки, роскошные сады и заливы -творец, правда, пока воздушных замков. Строя их, он утоляет свою творческую жажду. Девочка впервые в жизни нарисовала космический корабль. Она приглашает всех посмотреть на свое творение, в своих глазах она теперь лицо более активное , чем раньше. Освобождение от гнета подражания получило толчок. Такое чувство укрепляется под влиянием одобрения взрослых.

Изучение феномена творчества связано с именами А.М.Леонтьева, С.А.Рубинштейна, Д.Б.Богоявленской, А.М.Матюшкина, Л.А.Пономарева, О.К.Тихомирова и многих других видных отечественных психологов.По отношению к детям эти ученые вводят термин «творческие способности». Поэтому правильнее говорить не о развитии творчества , а о развитии творческих способностей детей.

Уважаемые слушатели, говоря о творческих способностях детей давайте на минутку представим себе портрет такого ребенка. И как вы считаете - т ворческий ребенок - хорошо это или плохо ?

Можно сказать, что это странный вопрос, ну конечно, хорошо! Не будем торопиться. Ответ не столь однозначен , как может показаться на первый взгляд. Еще в семидесятых годах прошлого века американский исследователь П.Торренс заметил, что большинство творческих людей оказалось среди двоечников, безработных и т.д. Связав этот факт с непониманием и неприятием их обществом, он предложил учителям охарактеризовать творческого ученика по ряду параметров. И, оказалось, что большинство из них называли черты вовсе не свойственные таким детям. Учителя, как правило, представляют себе творческого ученика как быстро обучающегося , дисциплинированного, эрудированного, общительного, исполнительного приспосабливающегося и т.д. А вот на взгляд исследователей , они отличаются как раз противоположными качествами: конфликтностью, противоречивостью, повышенной чувствительностью и ранимостью, критичностью, неровным поведением и т.д. Получается, что взрослые просто «не видят» действительно творческих детей, в результате чего их способности в стенах школы остаются незамеченными , нереализованными и часто начинают проявляться в негативном поведении. Вот что сказал об этом немецкий социолог и психолог Эрих Фромм: «Если влечение к творчеству не получает реального выхода, возникает тяготение к разрушению . Психологическое напряжение таково, что если человек не сможет соединить себя с миром в акте творчества, то рождается побуждение к устранению и разрушению мира... Альтернатива вполне четкая - творить или уничтожать ». Конечно,м ожно поспорить о том,что немало творческих личностей среди дисциплинированных и уравновешенных детей, но стоит присмотреться и к результатам научных исследований.

Начальная школа, работающая на будущее , должна быть сориентирована на развитие творческих способностей личности.

Психологи утверждают -младшему школьнику интересны и рисование, и конструирование. Он любит петь, танцевать, мастерить , у него яркий познавательный интерес, основанный на интуитивном принятии ценности знания. Высокая эмоциональность , недостаточная способность к длительным волевым усилиям обусловливают преобладание интереса к небольшим, близким, конкретным по результату делам, которые дети хорошо себе представляют от замысла до завершения (видимо этим и обусловлена продолжительность занятия не более 30 мин). Есть дети, у которых пока нет установки на самостоятельность, активность, творчество. Масштаб его творчества пока ограничен. И вместе с тем он постоянн о решает новые для него задачи, делает для себя новые открытия. Конечно, уровень творческого отношения в каждом конкретном случае у разных детей разный. Педагог должен стараться сделать так , чтобы в каждом общественно-полезном деле у ребенка проявлялся творческий подход.

Моя профессия воспитателя дает мне возможность настроить на волну творчества, указать пути творчества моим воспитанникам-ученикам начальных классов, тем более, что дети этого возраста всегда готовы создавать что-то новое, они умеют искренне удивляться , с желанием выполняют работы.

Свой опыт проведения занятий художественно-эстетического направления в группе продленного дня я использовала для создания рабочей программы Творческой мастерской «Фантазия» для учащихся 1 класса – ведь не секрет,что по новым ФГОС внеурочной деятельности отводится большая роль.

Как очень неравнодушный к творчеству человек, я люблю создавать нестандартные подарки к дню рождения друзей, украшаю дом своими руками, ищу новые идеи в журналах и интернете. Знакомлю и учу новым технологиям детей и коллег. Разрешите представить свои находки вам.

(Презентация -показ своих работ)

Позвольте резюмировать сказанное:

Творчество естественным образом сопровождает все действия ребенка.

Младший школьный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей . К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются , поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном возрасте.

-Успешное развитие творческих способностей возможно, но лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.

Такими условиями являются:-

- грамотно спланированная воспитательная работа,

Четко организованная внеурочная деятельность,

Диагностическая работа по выявлению способностей детей,

Создание творческой доброжелательной атмосферы на каждом уроке и внеурочном занятии и формирование такого же подхода к детскому творчеству и его результатом у родителей,

Участие детей в различных конкурсах.

У Константина Эдуардовича Циолковского есть великая “ формула” приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: “ Сначала открыть истину, известную многим , затем открыть истины, известные некоторым , и, наконец, открыть истины, никому еще неизвестные”. Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития таланта. Наша обязанность –помочь ребенку встать на этот путь..

Так можно ли научить творчеству? «Творчество» - синоним слову «уникальность», «неповторимость»- категория философская. Ему научить невозможно. Но можно и нужно :

Развивать творческие способности детей,

Учить творческому подходу в любом виде деятельности,

Примерами известных людей показывать творческие возможности, заложенные в человеке природой ,

Строить систему воспитания детей так, чтобы творчество стало их образом жизни.

Пусть и в нашей с вами жизни всегда найдется место творчеству!

Спасибо за внимание!

Список литературы

    Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Начальная школа.- 1998 г.-№4.-с.80-81.

    Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. - М.: Академия, 2006. - 357с.

3.. Богоявленская Д.П. Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Пресс. 2007. - 203с.

4.. Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте. М.-1981 г.- с. 55-56.

5. Дыбина О.В. Творчество - как сущность характеристики человеческого бытия. Изд. Педагогическое общество России. М., 2009. - 167с.

6.. Зак А.З Методы развития способностей у детей М 1994

7.. Ильичев Л.Ф.Федосеев Н.Н. Философский энциклопедический словарь. М.-1983 г. – с. 649.

8. Леднева С.А. Идентификация детской одаренности педагогами.//Научно-практический журнал. – 2002 г. - № 1.- с. 36-42.

9.ЛезгинаН.Л. «Алгоритм» творчества или творческий потенциал? Сб. «Философия детства и творчества», С-Пб. Изд. СПГТУ, 2008. - 85с

10.. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность. // Семья и школа, 2008, №9. - 96с.

11. Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Наука, 2008. - 275с.

12. Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте. // Начальная школа.- 2004 г. - № 6.- с. 33-42.

13. Симановский А. Э. Развитие творческих способностей младших школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 2007. - 207с.

14.. Хуторский А.В.Развитие творческих способностей.- М.: Владос, -2000 г. - с.22.

15. Шадриков В.Д. Развитие способностей.// Начальная школа.- 2004 г. - № 5. с. 6-12.

16. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание младшего школьника. – М. – 1961 г.- с. 75-76

Можно ли обучить творчеству?

Если творчество зависит от культуры и образования человека, то можно ли научить творчеству? Ответ зависит от того, как определить творчество. Можно научить людей большей гибкости мышления, научить их набирать больше очков в тестах на творчество, более "творчески" решать головоломки или зондировать научные и философские вопросы более глубоко, чем раньше, - но трудно доказать эмпирически, что путем одного только обучения из случайно выбранного человека можно получить таких как Де Квинси, Ван Гог, Логфелло, Эйнштейн, Павлов, Пикассо, Дикинсон или Фрейд.

Гайес (Hayes, 1978) полагал, что творчество можно расширить следующими средствами:

Развитие базы знаний.

Сильная подготовка в науках, литературе, искусстве и математике дает творческой личности больший запас информации, из которой вырабатывается ее талант. Все вышеперечисленные творческие люди потратили многие годы, собирая информацию и совершенствуя свои базовые навыки. Изучая творческих художников и ученых, Энни Ро (Anne Roe, 1946, 1953) обнаружила, что среди группы людей, которых она изучала, единственной общей чертой было желание работать необычно усердно. Когда на голову Ньютона упало яблоко и вдохновило его на развитие общей теории тяготения, оно ударило по объекту, наполненному информацией.

Создание правильной атмосферы для творчества.

Какое-то время назад в моду вошел прием "мозгового штурма". Суть его в том, что группа людей генерирует как можно больше идей, не высказывая критики в адрес других членов. Этот прием не только позволяет генерировать большое количество идей или решений проблемы, его также можно использовать на индивидуальной основе с целью облегчить развитие творческой идеи. Зачастую генерировать необычные решения нам мешают другие люди или наша собственная ограниченность.

Поиск аналогий.

Как показали некоторые исследования, люди не распознают ситуации, когда новая задача сходна со старой, решение которой они уже знают (см. Hayes and Simon, 1976; Hinsley, Hayes, and Simon, 1977). Пытаясь сформулировать творческое решение задачи, важно вспомнить аналогичные задачи, с которыми вы возможно уже встречались.

Обучение может приводить к улучшению показателей при стандартном измерении творчества, но неизвестно, помогает ли такой опыт продуцировать тип деятельности, свойственный тем людям, которых обычно считают "творческими".

Текст

Артём Лучко

Творческое мышление - это процесс, которым мы все пользуемся, генерируя новые идеи, - будь то выбор подарка на день рождения приятеля или решение каждодневных задач на работе. Однако многие люди верят, что у них нет творческой жилки, и они лукавят. Каждый человек креативен от рождения. На протяжении многих тысяч лет в ходе эволюционного развития люди учились мыслить творчески, и неплохо преуспели в этом. На следующем же этапе люди научились подавлять своё творческое начало. Мы решили разобраться в том, можно ли заново обрести творческие способности и как увеличить свою креативность.

Нас учат быть творческими с самого раннего возраста, но параллельно также приучают соблюдать правила, например: «цвета в раскраске не должны выходить за линии...». Врождённая способность к творчеству угасает из-за того, что нам приходится уживаться с правилами среды и стараться делать «как все». Чем старше становится человек, тем реже он может позволить себе проявлять свой творческий потенциал.

Наш мозг действительно старается следовать логике, однако не так часто, как кажется. За логические действия ответственно левое полушарие, именно там происходит анализ всех фактов, распознавание математических символов, запоминание имён и дат. Правое полушарие даёт нам возможность мечтать и фантазировать. Именно правое полушарие отвечает за сочинение историй, способности к музыке и изобразительному искусству. Йога с её медитативными практиками и психоделические препараты дают возможность прикоснуться и пережить некоторый опыт правополушарного восприятия. Однако cекрет эффективного творческого мышления не в отключении левого полушария, а в выработке корректного взаимодействия левого с правым.

Обычно творческое мышление работает как преднамеренно, так и случайно; именно случайность заставляет нас думать о чём-то по-другому и выводит нас к неким новым полезным идеям. Другие изменения происходят медленно благодаря серии последовательных логических умозаключений. С помощью комбинации этих случайных и логических процессов и происходит совершенствование, однако часто оно занимает много времени, особенно в условиях конкурентного и постоянно ускоряющегося мира.

Постановка цели и её осознание


Творчество лучше всего рассматривать как цепочку задач, а не абстрактную вещь. Этот процесс помогает решить конкретную проблему - придумать идею для статьи, нарисовать иллюстрацию или разработать интерфейс веб-сайта. Ни один человек за всю историю не был творческим просто так, независимо от каких-либо конкретных проектов. Когда появляется задача - её необходимо изучить со всех сторон. Творческие люди, как правило, имеют одну важную привычку - они снова и снова переосмысляют проблему. Это означает, что, вместо того чтобы сразу броситься за работу, они сидят сложа руки и изучают проблему с разных сторон, прежде чем приступить к ней. И хорошо, если этот этап не затянется на долгие недели и месяцы.

Усердный труд


ФОТО Getty Images

«Прежде всего, креативность – это процесс рождения оригинальных идей, которые имеют ценность. Это именно процесс, а не событие, случившееся в одночасье. Оригинальные идеи редко возникают случайно (хотя и такое бывает). Как правило, приходится потратить немало времени и усилий, прежде чем удастся решить сложную проблему. Затем это решение нужно воплотить в жизнь, причем конечный результат может сильно отличаться от первоначальной идеи.

Во-вторых, креативное мышление – это оригинальное мышление. Совсем необязательно придумывать что-то новое для всего мира, мысль должна быть оригинальной для вас самих и, возможно, для вашего круга. Иногда случаются открытия, которые полностью меняют взгляд людей на окружающий мир, но это не обязательное условие креативности.

В-третьих, в любом творческом процессе нам приходится оценивать и критиковать свои труды для того, чтобы достичь «идеала». Если вы пишете поэму, разрабатываете дизайн или планируете речь, совершенно естественно при взгляде на свою работу чувствовать, что «это немного не то, что я задумывал» или «я не уверен, что хорошо справился с этим». Мы постоянно оцениваем, что-то меняем, ведь творчество – это не самопроизвольный процесс, у которого есть начало и конец. Часто все начинается с мозговых штурмов, теорий и гипотез, а затем следует неустанная работа, попытки снова и снова сделать все как надо.

Существует мнение, что креативность нельзя оценить. Однако если вернуться к определению, ключевые понятия креативности – оригинальность и ценность. В любой области можно определить критерии оригинальности, а также подумать, какие идеи могут считаться ценными. Как вы, например, оцените работу по математике? Можно поинтересоваться мнением людей, которые разбираются в этой области и могут судить, насколько работа оригинальна. Но помните о том, что нельзя оценивать детский рисунок и олимпийского чемпиона одинаковыми мерками.

Другим мифом является то, что креативности нельзя научить. На самом деле, когда люди так говорят, они основываются на очень узком представлении о том, что же такое преподавание. Да, обучать креативности совсем не то же самое, что учить водить машину. Нельзя научить быть креативным посредством прямых указаний: «Просто делай то, что делаю я, и ты сразу станешь креативнее». В любой области существуют техники и методики, которыми необходимо овладеть. Но преподавание – это гораздо больше, чем просто инструкции. Учить – значит открывать новые возможности, вдохновлять, наставлять и поддерживать. Одаренные учителя помогают людям открыть их творческие таланты, взрастить их и в результате стать более креативными.

Можно быть креативным в любой области. Люди часто говорят: «Я совершенно не творческий человек», имея в виду только то, что они далеки от искусства. Они не играют ни на каких инструментах, не рисуют, не выходят на театральную сцену и не танцуют. Мы забываем, что можно быть творческим математиком, творческим химиком или творческим шеф-поваром. Все, в чем участвует человеческий интеллект, является тем полем, на котором возможны творческие достижения».

Сэр Кен Робинсон (Ken Robinson) – британский писатель, мотивационный спикер и эксперт с мировым именем в области образования, развития творческих способностей и инновационного мышления. Один из вдохновителей и организаторов программ позитивного образования, основанных на идеях позитивной психологии.