Защитный механизм компенсация. Компенсаторные механизмы поведения личности. Раскроем суть вопроса

Механизм психологической защиты компенсация - онтогенетически самый поздний и когнититвно сложный защитный механизм, который развивается и используется, как правило, сознательно. Предназначен для сдерживания чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, утраты, нехватки, недостатка, неполноценности. Компенсация предполагает попытку исправления или нахождения замены этой неполноценности. В кластер компенсации входят следующие механизмы: сверхкомпенсация (гирепкомпенсация), идентификация, и фантазия, которую можно понимать как компенсацию на идеальном уровне.

Автором описания защитных механизмов компенсации и гиперкомпенсации является А. Адлер. Он предположил, что у каждого человека отдельные органы слабее других, что делает их более восприимчивым к болезням и поражениям. Более того, Адлер считал, что у каждого человека происходит заболевание именно того органа, который был менее развит, менее успешно функционировал и, в целом, был неполноценным от рождения. Адлер наблюдал, что люди с выраженной органической слабостью или дефектом часто стараются компенсировать эти дефекты путем тренировки и упражнений, что нередко приводит к развитию выдающегося мастерства в этой области.

А. Адлер указал на то, что процесс компенсации имеет место и в психической сфере: люди часто стремятся не только компенсировать недостаточность органа, но у них также появляется субъективное чувство неполноценности, которое развивается из ощущения собственного психологического или социального бессилия. Ощущение неполноценности по разным причинам может стать чрезмерным. В ответ на чувство неполноценности у индивидуума появляются две формы защитных механизмов: компенсация и гиперкомпенсация. Гиперкомпенсация проявляется в том, что человек старается развить те данные, которые у него слабо развиты.

Компенсация проявляется в том, что вместо развития недостающего качества человек начинает интенсивно развивать тот признак, который у него и так хорошо развит, компенсируя тем самым свой недостаток. Некоторые авторы в качестве косвенной компенсации рассматривают несколько ее видов: сублимация, субституция, фасад, маска, экранирование.

Компенсация действует сообразно принципу саморегуляции: личность естественным образом стремится уравновесить себя в среде разнообразных противоположных комплексов. Любое возникающее недовольство принадлежит текущей ситуации, подогнано под свое архетипическое значение и выражается в виде сновидений, эмоциональной неразберихи и др.

Особенности защитного поведения в норме: поведение, обусловленной установкой на серьезную и методическую работу над собой, нахождение и исправление своих недостатков, преодоление трудностей, достижение высоких результатов в деятельности, серьезные занятия спортом, коллекционирование, стремление к оригинальности, склонность к воспоминаниям, литературное творчество.

Акцентуация: дистимность.

Возможные девиации: агрессивность, наркомания, алкоголизм, сексуальные отклонения, промискуитет, клептомания, бродяжничество, дерзость, высокомерие, амбициозность.

Диагностическая концепция: депрессивность.

Возможные психосоматические заболевания: нервная анорексия, нарушение сна, головные боли, атеросклероз.

Тип групповой роли: "роль объединяющего".

Компенсация (от лат compensare - возмещать, уравновешивать) - возмещение недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций При компенсации функций возможно вовлечение новых нервных структур, которые раньше не участвовали в ее осуществлении.

Понятие о первичном и вторичном дефектах было введено Л.С. Выготским. Первичные дефекты возникают в результате органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической системы (анализаторов, высших отделов головного мозга и др.) вследствие воздействия патогенных факторов. Вторичные - имеют характер психического недоразвития и нарушений социального поведения, непосредственно не вытекающих из первичного дефекта, но обусловленных им (нарушение речи у глухих, нарушения восприятия и пространственной ориентировки у слепых и др.). Чем дальше имеющееся нарушение отстоит от биологической основы, тем успешнее оно поддается психолого-педагогической коррекции.

В процессе развития изменяется иерархия между первичными и вторичными, биологическими и социально обусловленными нарушениями. Если на начальных этапах основным препятствием к обучению и воспитанию является органический дефект, т.е. направление вторичного недоразвития «снизу вверх», то затем, в случае несвоевременно начатой коррекционно-педагогической работы или при ее отсутствии, вторично возникшие явления психического недоразвития, а также неадекватные личностные установки, вызванные неудачами в различных видах деятельности, нередко начинают занимать ведущее место в формировании негативного отношения к себе, социальному окружению и основным видам деятельности. Распространяясь на все более широкий круг психологических проблем, вторичное недоразвитие начинает оказывать негативное влияние на более элементарные психические функции, т.е. направление патогенного влияния начинает идти «сверху вниз».

Выготский подчеркивает, что несмотря на то, что сам дефект есть в большинстве своем факт биологический, ребенок воспринимает его опосредованно, через трудности в самореализации, в занятии соответствующей социальной позиции, в установлении отношений с окружающими и т.п. Другими словами, наличие какого-либо органического дефекта еще не означает «дефективность» ребенка с позиции функциональной нормы развития. Влияние дефекта на самом деле всегда двойственно и противоречиво: с одной стороны, он затрудняет нормальное протекание деятельности организма, с другой - служит усиленному развитию других функций, которые могли бы компенсировать недостаток. Как пишет Л. С. Выготский, «этот общий закон одинаково приложим к биологии и психологии организма: минус дефекта превращается в плюс компенсации».

Компенсация недостаточности или повреждения каких-либо психических функций возможна только непрямым путем (непрямая или психическая компенсация), т.е. за счет создания «обходного пути», включающего либо внутрисистемные перестройки (использование сохранных компонентов распавшейся функции), либо межсистемные (осуществляется путем перестройки функциональных систем и включение в работу друг их структур), когда, например, невозможность овладения слепыми оптической системой знаков, лежащих в основе письменной речи, компенсируется осязательным каналом, что делает возможным развитие письменной речи на основе осязательной азбуки (шрифта Брайля).

На личностном уровне компенсация выступает в качестве одного из защитных механизмов личности (Защитные механизмы личности - это специфические способы восприятия событий, своего рода «маневры», к которым прибегает человек для смягчения неприятных переживаний и удержания их вне сознания.), заключающихся в интенсивном поиске приемлемой замены реальной или мнимой несостоятельности. Наиболее зрелым защитным механизмом является сублимация (лат. sublime - наверх, вверх). В результате запуска данного механизма происходит переключение энергии с неудовлетворенных желаний (особенно сексуальных и агрессивных) на социально одобряемую активность, приносящую удовлетворение.

Своеобразное решение проблемы компенсации по Адлеру

Адлер исходит из того что структура личности ребенка формируется в детстве (до 5 лет) в виде особого «стиля жизни», который предопределяет все последующее психическое развитие. С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ Адлера человек самое не приспособленное (биологически) существо поэтому у него изначально возникает ощущение малоценности., которое усиливается при наличие какого-либо дефекта. Само ощущение малоценности является постоянным стимулом к развитию психики человека, т. е. дефект, неприспособленность и малоценность оказывается не только отрицательным, но и положительным источником силы, стимулом компенсации и сверхкомпенсации.

4вида компенсации по Адлеру:

2.Неполная (обусловлена комплексом неполноценности, жизненный стиль ребенка делал его тревожным неуверенным в себе, зависимым, напряженным)

Как не существует общепринятого определения психологической защиты, так и не существует общепринятой классификации ее механизмов. Диапазон механизмов психологических защит велик. Психологические защиты, такие как проекции, интроекции, регрессии, репрессии, реактивные образования, вытеснения, подавления считаются традиционными. Они были выделены 3игмундом Фрейдом и затем расширены Анной Фрейд. Кроме них имеется еще очень большое количество форм психологических защит. Любой психологический механизм может выполнять функцию психологической защиты, поэтому психологические защиты при их классификации иногда делят на успешные и неуспешные, нормальные и патологические. Если психологическая защита помогает повысить психическую адаптацию, её можно считать успешной, а если снижает эту адаптацию — неуспешной. Некоторые исследователи однозначно считают психологические защиты неуспешными, объясняя это тем, что психологические защиты всегда несут в себе дезадаптационный элемент. Также предпринимаются классификации по принципу элементарности или сложности психологических защит.

Трудность разделения психологических защит связана еще и с тем, что защитные механизмы часто существуют не в изолированной форме, а следуют в виде определенной цепочки или конгломерата. В этом случае очень трудно отнести это образование к какому-то одному конкретному типу психологической защиты. Кроме того, имеется большое количество неких переходных форм.

Классификация механизмов психологических защит, приводимая ниже, имеет, скорее академическую значимость. Подробное знание всех механизмов психологических защит и того, как они функционируют не столь важно. Важно знать наиболее часто функционирующие механизмы, например, такие как вытеснение, когда в бессознательное убирается то, что непереносимо для личности.

Классификация механизмов психологических защит

Отрицание

Отрицание действует, когда человек не желает чего-то признавать, например, наличия у себя тяжелого заболевания. Этот механизм психологической защиты начинает формироваться в очень раннем возрасте, когда ребенок искренне говорит матери, что он не разбивал тарелку, и смотрит ей честно в глаза. Тут возможны два варианта: либо ребенок обманщик и хороший актер, либо в действие вступила психологическая защита отрицания, и он в этот момент твердо убежден, что он не разбивал чашку, потому что его психика не примирилась с этим фактом.

Вытеснение

Вытеснение — механизм психологической защиты, который вытесняет проблему из области сознания в область бессознательного, но не удаляет ее из психики человека. Эмоциональная напряженность и травмирующее влияние проблемы на организм сохраняется. Суть психоанализа как психотерапевтической техники заключается в «извлечении» проблемы из области бессознательного в сознание.

Интроекция

Интроекция — это присоединение к себе чужого «я» или чужой среды, «проглатывание», включение в себя чужого мира. По этому механизму можно увидеть, что важно для человека, что он считает для себя ценным, что греет его душу. Руководителю не нужно спрашивать, любят ли его подчиненные — достаточно посмотреть, кто старается ему подражать в одежде, манере говорить, курить, ругаться, и будет ясно, для кого важен его мир. Этот механизм в некоторых психологических теориях имеет доминирующее значение.

Проекция

Механизм проекции достаточно прост. Эпиграфом к нему может быть фраза, произнесенная с разрывом в час: «Как же сегодня мерзко на душе!», - и через час, - «Боже, почему у всех сегодня такое мерзкое настроение?» Для работы с проекцией хорош афоризм: «У кого суп жидок, а у кого — жемчуг мелок!» (Страдания двух людей — в одном случае от голода, а в другом, от того, что у него не самый крупный жемчуг, могут быть равными по силе).

Проекция лежит в основе многих человеческих чувств, например, чувства неприязни. Чаще всего неприязнь одного человека к другому строится по механизму проекции: человек не принимает в себе каких-то качеств — реальных или мифических — и переадресовывает эти неприятные качества другому. Тогда у другого он видит именно эти качества и не любит его именно за них, при этом, не обозначая в себе этих качеств на сознательном уровне. Напротив, он считает, что именно этими особенностями он и не обладает, а другой — обладает.

В действии механизма проекции часто много агрессии, потому что люди очень сердятся, когда кто-то не позволяет им проецировать себя в них. Сколько возникает стычек между родителями и детьми именно по этой причине. «Если ты — моя дочь, то ты — это я, а мне нравится вот это, это и это. И тебе должно нравиться то же самое». Механизм проекции является одним из базисных механизмов в гештальт-психологии. Основатель этого психологического направления Фриц Перле считал этот механизм одним из самых главных в возникновении невротических расстройств.

Изоляция

Изоляция — это механизм, с помощью которого человек как бы выделяет из себя то, что является для него травмирующим, отделяя одну часть своей личности, которую он полностью принимает, от другой, которой он не принимает. Классическим примером изоляции является повесть Стивенсона «История мистера Джекила и доктора Хайда». Один и тот же человек днем был нравственным, гуманным врачом, а ночью становился жестоким убийцей и злодеем, и эти два человека не встречаются. Один не подозревает о существовании другого.

Регрессия

Регрессия — это переход на более простой уровень функционирования — еще один механизм психологической защиты. При действии этого механизма можно видеть, как разные личности выбирают при психической адаптации уход в детство. Этот механизм характерен для истерических личностей, потому что одной из основных черт этих личностей является инфантилизм, потому что уход в детство для такой личности более естествен. Отличительным признаком механизма регрессии является стремление к одному, очень важному мотиву: очень сильно упростить мир, сделать его понятным. В ситуации длительного дистресса (например, социальных катаклизмов) одним из проявлений регрессии могут стать упрощение формы поведения, стремление снять с себя ответственность. Некоторые исследователи считают, что причиной шизофрении является регресс личности.

Обесценивание

Этот механизм психологической защиты — самый негуманный по отношению к окружающему миру. Это жестокий механизм, потому что «я» человека сохраняется здесь за счет того, что страдает окружающий мир. Классический пример: «А у тебя у самой ноги кривые!» - это реплика пьяного человека в автобусе в ответ на укоры какой-то женщины. Включен механизм обесценивания, в данном случае обесценивается женщина: «Я-то завтра просплюсь, а ты всю жизнь будешь с кривыми ногами».

Фантазирование

Фантазирование также является механизмом психологической защиты, который создает мнимую действительность и в которой совершается то, чего не происходит в реальной жизни. В каких-то ситуациях фантазии помогают снимать напряжение, тогда механизм работает на руку человеку, но если эти фантазии начинают заменять ему действительность, тогда они становятся патологическими, дезадаптивными.

Перенесенная агрессия

Перенесенная агрессия — часто встречающийся механизм. Когда близкий человек, приходя домой, начинает обижать домочадцев, находя множество недостатков, то сразу приходит мысль, что у него что-то случилось. Он вымещает нерастраченную агрессию на домашних, которые более доступны, чем, например, начальник на работе. Это и есть перенесенная агрессия.

Реактивное образование

Это еще один механизм психологической защиты. Очень часто люди, которые не умеют экономно обращаться с деньгами, ведут себя следующим образом: когда в их руки попадают деньги, они тут же начинают их тратить. Складывается такое ощущение, что человек пытается лихорадочно избавиться от денег, которые он заработал с большим трудом. И чем труднее они ему достались, тем быстрее он от них избавляется, вопреки законам конструктивного поведения. Это результат действия реактивного образования.

Рационализация

Классическим примером механизма рационализации является логическое объяснение детей, почему они опоздали на урок. Дети составляют подробный аргументированный рассказ почему, ну никак нельзя было прийти. Очень интересны рационализации студентов, когда они объясняют, почему не готовы к экзамену.

Компенсация

В отличие от других механизмов психологических защит, механизм компенсации проявляются не на бессознательном, а на сознательном уровне человеческой психики. Механизмы компенсации принадлежат к группе таких психических явлений, которые совершаются человеком совершенно сознательно для снятия некоторых психических напряжений. Это так называемые механизмы психологической компенсации.
Например, если на улице человек хочет избежать встречи с неприятным ему человеком, он может перейти на другую сторону улицы, сделав вид, что не замечает его. Это приспособительное поведение, которое уберегает человека от излишнего напряжения.

Разрядка

Механизм разрядки — это, чаще всего, какое-то импульсивное действие, поведенческий акт, связанный с простыми действиями, снимающими психическое напряжение. Например, удар кулаком по столу в гневе, жадное поглощение пищи в период психического напряжения, употребление жидкости, жевание и т.п.

Время на чтение: 2 мин

Компенсация в психологии – это механизм защиты психики, направленный на самостоятельное преодоление негативных качеств, реально существующих или субъективно воспринимаемых человеком. Прибегая к нему, личность пытается компенсировать свои недостатки, развивая другие, уравновешивающие либо замещающие черты. Так человек малого роста, переживающий об этом, стремится к высокому социальному положению, предпринимая для своей цели значительные усилия и получает в итоге желаемое благодаря своей повышенной мотивации. А девочка, не пользующаяся признанием у сверстников, не принятая в детскую компанию, будучи подростком, начинает экспериментировать с внешностью и во взрослой жизни может стать известной моделью. Окружающие не догадываются при этом уже о ее детских комплексах, ставших залогом успеха. Однако компенсация бывает и сверхвыраженной, чрезмерной, тогда она именуется гиперкомпенсацией.

Что такое компенсация в психологии

Термин компенсация введен Фрейдом, а дальнейшее развитие получил в работах Адлера, родоначальника индивидуальной психологии, в какой он рассматривал компенсацию как стратегию личности.

Механизмы компенсации и гиперкомпенсации в учении Адлера рассматривались как ключевые понятия.

Компенсация в психологии определение – это попытка восполнить недостающие черты личности, свой физический или психический недуг, реальный или мнимый.

Психологическая компенсация предполагает, что я пытаюсь восполнить свой недостаток часто в иной сфере.

Компенсация в психологии примеры: если я не умею рисовать, то усиленно начинаю заниматься делом, что получается лучше, например, физикой.

Гиперкомпенсация в психологии предполагает, что мои усилия будут направлены в ту же сферу – я начну еще старательней учиться рисовать. Лучшим наглядным примером гиперкомпенсации в психологии это являются паралимпийские игры, в которых за счет значительных, преувеличенных усилий люди достигают успеха в проблемной для них физической области.

Компенсация в психологии это важная тема, затрагивающая не только сам механизм возобладания над недостатками видимыми, объективно существующими, что относится к недугам физического плана. Но также рассматривающая особенности себя и выбранную на основании этой стратегию поведения, поскольку компенсация часто касается вымышленных недостатков, .

Так ребенок, получивший от воспитательницы детского сада установку, что он плохой, и принявший ее, как часто бывает, если и другие значимые взрослые как-то подтвердили это, в школе, университете, на работе, всю последующую жизнь может доказывать окружающим, что он хорош. При этом это не решает проблему в корне, механизм защиты лишь ситуационно снижает напряжение, но не устраняет его.

Часто действительная причина остается внутри неизменной, даже охраняемой от своего разрешения благодаря компенсации – уже ставший взрослым мужчина по-прежнему чувствует себя плохим, неудовлетворён собой. Пока он напряжен и переживает острую фазу , как следствие, и с социумом – психика защищает его посредством механизма компенсации. Когда же напряжение снижается, и освобождаются ресурсы для внутренней психологической работы – человек задумывается о корне проблемы, и на этом этапе может начать решать ее, обратившись .

Однако запрос может быть сформулирован и противоположным образом – человек может переживать сложности в достижении своих компенсаторных целей, обвиняя, например, окружающих в невозможности дать ему желаемое, плохом отношении. Ему будет думаться, что проблема в окружающих, или он действительно плохой, недостойный человек. Поэтому целью психолога будет привести человека к пониманию механизма работы его психики по компенсаторному принципу, раскрыв действительную причину и попытки ее преодолеть. Как только человек перестанет чувствовать себя плохим – психологическая компенсация перестанет быть нужной. Так, механизм компенсации, как все виды психологических защит, не является верным способом разрешения проблемы, он направлен лишь на временное поддержание психологического баланса и указывает на травму.

Компенсация в психологии примеры из жизни имеются и в женских стратегиях поведения. Примером может послужить девочка, в детстве принявшая на себя роль недостойной чего-то хорошего, воспринимающая других людей по умолчанию выше себя, достойными получать хорошее, а себя – нет. Поэтому она начинает реализовывать эту стратегию, в своем травматичном опыте чувствуя себя недостойной в детском саду, школе, а во взрослой жизни может стать главным бухгалтером, чтобы иметь достойную зарплату.

У нее развилась компенсация, что она должна ощущать себя достойно, всячески стараясь соответствовать своему образу жизни на высоком уровне и в отношениях, и в соцсетях, из множества фотографий выбирая одну, и то, обрабатывая ее фильтрами. В окружение она постарается выбирать также на ее взгляд достойных людей, попасть в высшее общество, закрытые клубы, получить статусные регалии.

Но чем усерднее она это делает, чем дольше реализует стратегию, призванную лишь компенсировать ее внутреннее чувство неудовлетворенности, тем больше находит она подтверждений, что недостойна – по умолчанию быть счастливой, любимой, богатой. Она пытается приобрести символы достоинства, что-то, за что, как кажется, она получит поощрение. Сюда относятся пластические операции, статусные тренинги, дорогие товары, демонстрация денег. Однако телефонов, как говорится, все больше, а счастье не наступает, и здесь она может задуматься о неверности своей стратегии в корне, что является первым шагом к излечению.

Компенсация – психологическая защита

Принцип компенсации лежит в базе нашей психики – она пытается возместить то, чего нам очень сильно не хватает. Множество людей, думая, что проживают свою настоящую жизнь, на деле живут в попытках добыть некое признание и одобрение окружающих, чтобы ощущать себя важными, нужными и значимыми.

Для любого принципиально важно чувствовать себя полноценно и наполненно. И соцсети являются тому демонстрацией. Непрестанное нахождение в сети, записи о местонахождении в интересных местах, только удачные фотографии себя, статусных товаров и даже еды – словно крик о помощи, своеобразное «примите меня», «поймите меня», «полюбите меня». Мы видим бизнесменов, которые достигают огромных целей, кладут жизнь к тому, чтобы просто получить одобрение. Практически каждый достигнувший успеха движим внутренней силой. Внутри себя человек воспринимает себя неполноценным, что, включая механизм компенсации, он пытается возместить, доказать прежде самому себе – с ним все хорошо. Получая одобрение окружающих – он утверждается в себе. А не получая – испытывает огромный дискомфорт и стресс. Однако невозможно получать всегда лишь одобрение, будут те, кто оказались всегда на большей высоте. Также человек, отчаянно пытающийся компенсировать и получать высокую оценку окружающих – становится заложником льстецов, испытывает сложности в построении подлинных, бескорыстных дружеских и любовных отношений.

Уже в детстве мы свыкаемся с оценками окружающих, принимая их за объективные. Первые травматичные, шоковые ситуации, когда ребенок принял позицию, что с ним что-то обстоит не так, чаще забываются, и впоследствии при каждом последующем повторении негативной оценки человек лишь утверждается в своей неполноценности. А поскольку осуждают, принимают решение, хорош ли он, окружающие, то и формируется четкое ощущение, что получить одобрение можно лишь от них. И он тратит жизнь на то, чтобы произвести нужное впечатление, понравиться. Он может заниматься делом и даже преуспеть, но оно не будет делом его жизни, такая личность может всю жизнь чувствовать, что проживает ненастоящую, искусственную жизнь.

Компенсация указывает на нашу травму, словно симптом помогает обнаружить болезнь. Поставив цель разобраться с корнем психологической неудовлетворенности, перестаньте стремиться получить одобрение окружающих, словно таблетку от чувства внутренней неполноценности, а обратитесь к ранним травмам, что заставили вас выбрать стратегию компенсации. И лишь затем выбирайте направление в жизни, дело, которое будет являться вашим внутренним призванием.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Психологическая компенсация - (от латинского "возмещение, уравновешивание") - это сложный процесс замещения или перестройки нарушенных функций. В основе перестройки нарушенных функций лежат механизмы приспособления психофизических систем человека к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды.

При этом приспособление связано с процессами достижения равновесия этих систем со средой. Для этого перестраиваются или внутренние психологические связи человека или социальные связи с окружающим миром. Изменение имеющихся связей обеспечивает:

1) восстановление адекватных функций мозга и органов (биологическое приспособление);

2) восстановление функций соответствующих психологических систем (психологическое приспособление);

3) восстановление функций общения, учебной деятельности (социальное приспособление). Восстановление данных функций положительно изменяет личность в целом, и способствует уравновешиванию ее состояний, свойств, обеспечивает оптимизацию ее деятельности в соответствии с требованиями среды.

Компенсация развивается в случае активации защитных сил и мобилизации потенциальных ресурсов организма, повышения сопротивляемости патологическому процессу. Поэтому она зависит от степени сохранности данных свойств, а они в свою очередь - от длительности заболевания или действия неблагоприятных факторов. Психологическое воздействие способствует высвобождению потенциальных возможностей, эмоционально активирует личность, мотивирует ее на изменение своего отношения к имеющейся аномалии, указывает пути совместной деятельности. Роль психологической опоры в восстановлении функций играют не только психолог, но и сверстники, родители, учителя.

Другой процесс - замещение утраченных функций, который осуществляется не с помощью ресурсов самой пораженной системы, а с помощью других систем, которые берут на себя функцию первой. Это могут быть: 1) другие зоны мозга, связанные с пораженной зоной; 2) другие ВПФ, ассоциированные с нарушенной ВПФ; 3) внешние инструментальные приспособления, искусственно усиливающие сниженную функцию (слуха, зрения); 4) специальные пособия для обучения, коррекционные материалы и методики. Здесь компенсация связана с коррекцией, которая может осуществлять восполнение нарушенной функции с помощью специальных методов обучения и воспитания.

Выделяют также псевдокомпенсацию или ложную компенсацию, когда пораженная функция временно оказывается компенсированной, а затем снова декомпенсируется. Псевдокомпенсация возникает также в случаях отказа ребенка от выполнения обычной деятельности, в которой может проявиться недостаточность данной функции. Если он осуществляет данную деятельность (например, учебную), то скрытая недостаточность функции становится явной, что связано с отсутствием истинной ее компенсации. Декомпенсация - процесс обратный компенсации и связанный с повторным нарушением ранее восстановленной функции.

Сверхкомпенсация связана с чрезмерным замещением или усилением нарушенной функции, когда ее недостаточность преобразуется в избыточность. Компенсаторная избыточность функции также как и недостаточность проявляется ее нарушением, что также способствует возникновению отклонения в развитии, но противоположного по своим свойствам (гиперфункция).

Вопросы и задания

1. В чем заключается психодиагностика в специальной психологии?

2. Какие виды психопрофилактики вы знаете?

3. Каковы критерии психического здоровья?

4. Как реализуется психологическая коррекция?

5. Что такое компенсация, декомпенсация, сверхкомпенсация?