Конспект урока по литературному чтению на тему Г. Х. Андерсен " Гадкий утенок". Контрольная работа анализ зарубежной литературной сказки

3 дек 2014 ... Реальное и фантастическое в этой сказке. ІV. .... д) на птичьем дворе; (« Гадкий утенок») ... в группах (по списку по 4 человека) подробный пересказ эпизодов сказки по плану. ... 3-я группа-встреча с принцем и принцессой; ... музична композиція · Позакласний захід з географії, 9-11 клас. Литературное чтение. 3 класс. II семестр (по учебнику Н. В. Гавриш... пользуясь предложенным в пособии материалом, составить собственные планы-конспекты уроков курса. ... X. К. Андерсен «Гадкий утёнок» (продолжение) . 22 сен 2015 ... Сочинения › Сочинение «Добро и зло в сказке Г.-Х. Андерсена «Снежная... за то, что в сказке злые силы выступают в образе красивой, ... 3 автора, отмечая его национальное своеобразие и общечеловеческую... Содержание программ 5–9 классов определяется кругом интересов... В дальнейшем, при знакомстве с рассказом Е. И. Носова «Белый гусь», это...... Составление плана к тексту художественного произведения (несколько эпизодов). Авторы программы по литературе для 5 класса общеобразовательных учреждений с... 3) словесное описание по воображению персонажей сказки, эпизодов; ... сказки «Снежная королева», «Стойкий оловянный солдатик», « Гадкий утёнок», «Девочка со... Киплинг написал один рассказ, другой и - увлёкся. Ханс Кристиан Андерсен написал десятки сказок о детях-сиротах. ... Его сказка Гадкий утенок была впервые опубликована в 1845 году. ..... должна быть мать, как она должна поступать, что были приняты во времена ее детства . ... В сказке Гадкий утенок утка-мать испытывает душевный разлад, она... метаурок 11 класс, зарубежная литература. ... Композиция новеллы состоит из 3-х частей, имеет завязку, кульминацию, развязку. Сюжет новеллы... Сказки и рассказы из знаменитого сборника и вошли в эту книгу. ... С этого момента операция «Эмиль» идет по строго разработанному плану и с.... быть мальчиком, вырасти и стать независимой, а еще она хочет писать книги. ... я была гадким утенком очень-очень долго, а теперь я старый гадкий лебедь. 17 апр 2014 ... Фразеологизм «Гадкий утенок» - о человеке, чьи истинные достоинства... Ганнибал угрожал существованию Рима в III веке до н.э., но римляне помнили.... штаб русской армии разработал план взятия Федюкиных гор. ..... Возникновение фразеологизма - из юмористических рассказов Н. Другие сказки. Дворовый петух и флюгерный · Гречиха · Ганс Чурбан · Гадкий утенок · Воротничок. Аисты · Ангел · Бабушка · Бронзовый кабан (быль) ... Рабочая программа по чтению (3 класс) по теме: Рабочая программа по литературному чтению 3 ... сочинение чему посвящен рассказ муму против чего он направлен для 5 класса. Я с... Как писать школьные сочинения: Как написать сочинение рассуждение? - Такая форма учебного... Сборник аудиоспектаклей по произведениям российских и зарубежных писателей в исполнении... КУРСЫ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА И МАСТЕРСТВА ОБЩЕНИЯ, Интересное,Крылатые фразы. Значение... План пересказа для сказки Андерсена Гадкий утенок: Рождение утят. ... тэги: 3 класс, ганс христиан андерсен, как написать, как... Краткое содержание сказки Г. Х. Андерсена «Гадкий утёнок» с экранизацией. Читается за 2 минуты (оригинал - 15 мин). «Гадкий утёнок» (дат. Den grimme Ælling) - сказка датского писателя и поэта Ганса... Содержание. [скрыть]. 1 Сюжет; 2 Автобиография; 3 Культурный аспект; 4 Нарицательное употребление; 5 Примечания; 6 Ссылки... Ханс Кри́стиан А́ндерсен (во многих изданиях на русском языке имя писателя указывается... Орден Красного орла 3-го класса... В 1829 году опубликованный Андерсеном фантастический рассказ «Пешее путешествие от.... Садовник и семейство; Гадкий утёнок; Истинная правда; Суп из колбасной палочки... 6 фев 2015 ... Было задано написать отзыв о прочитанной сказке Дикие лебеди. ... 3 класс. Даётся определение понятия отзыв - мнение, суждение о прочитанной книге, содержащее оценку поступков и... Авторы учебника предлагают следующий план. 1. .... Гадкий утёнок, Снежная королева. ... Приём посетителей администрацией · План работы Центра · 548 слов от Ефима Рачевского · Желающим у нас учиться... Список книг для чтения на лето. I класс. II класс. III класс. IV класс. V класс.... 3. Е. Чарушин. Страшный рассказ. Кот Епифан. Друзья. Никита-охотник. .... Г. Х. Андерсен. Гадкий утенок. Хорошо было за городом! Стояло лето. На полях уже золотилась рожь, овес зеленел, сено было сметано в стога; по зеленому лугу расхаживал... Гадкий утёнок. Х орошо было за городом! Стояло лето. На полях уже золотилась рожь, овес зеленел, сено было смётано в стога; по зеленому лугу... 30 сен 2013 ... Точнее, о сказке Ганса Христиана Андерсена “Гадкий утенок”. ... И не только пожелал, но и выполнил свой глупый-преглупый план. ... в левую руку и продолжал писать, но зеркально – справа налево. ... Учась во втором классе, я подошел к учительнице и сказал: “Ты..... 1 · 2 · 3 · 4 · 5 · 6 · 7. ... в теплые края на цветок, где малышка и знакомится с королем эльфов... Сказка Дюймовочка скачать: Дюймовочка. Гадкий утенок · Снежная королева... План пересказа для сказки Андерсена Гадкий утенок: Рождение утят. ... тэги: 3 класс, ганс христиан андерсен, как написать, как...
как написать план к рассказу гадкий утёнок 3 класс

  • [ No Tag ]
  • 07:51/

план к рассказу гадкий утенок 3 класс

2017年03月23日 (木 )

3 дек 2014 ... Реальное и фантастическое в этой сказке. ІV. .... д) на птичьем дворе; (« Гадкий утенок») ... (по списку по 4 человека) подробный пересказ эпизодов сказки по плану. ... 3-я группа-встреча с принцем и принцессой; РУССКИЙ ЯЗЫК 3 КЛАСС (для школ с украинским... Тема. Аудирование. Слушание рассказа-миниатюры. Опора при слушании на данный план высказывания (3-4 пункта). Цель: учить учащихся... «Гадкий утёнок». « Стойкий... 22 сен 2015 ... Сочинения › Сочинение «Добро и зло в сказке Г.-Х. Андерсена «Снежная... за то, что в сказке злые силы выступают в образе красивой, ... Пятый класс представляет особый этап в литературном образовании и развитии школьников. ... составление плана сказки (картинного, словесного); ... сказки «Снежная королева», «Стойкий оловянный солдатик», «Гадкий утёнок», .... III. Методическая модель изучения рассказа. Рассказ - это небольшое... 3 автора, отмечая его национальное своеобразие и общечеловеческую... Содержание программ 5–9 классов определяется кругом интересов... В дальнейшем, при знакомстве с рассказом Е. И. Носова «Белый гусь», это...... Составление плана к тексту художественного произведения (несколько эпизодов). Его сказка Гадкий утенок была впервые опубликована в 1845 году. ..... Действующую в сказке мать мы можем интерпретировать как символ внешней... мать, как она должна поступать, что были приняты во времена ее детства . ... стремлением заслужить одобрение правящего класса (своей деревни) и... метаурок 11 класс, зарубежная литература. ... Композиция новеллы состоит из 3-х частей, имеет завязку, кульминацию, развязку. Сюжет новеллы...

Авторы программы по литературе для 5 класса общеобразовательных учреждений... Анализ бытовой сказки максимально приближается к анализу рассказа. ... 3) словесное описание по воображению персонажей сказки, эпизодов; ... «Снежная королева», «Стойкий оловянный солдатик», «Гадкий утёнок», ... 3 автора, отмечая его национальное своеобразие и общечеловеческую... В дальнейшем, при знакомстве с рассказом Е. И. Носова «Белый гусь» ... Учитывая, что 9-й класс завершает основную школу, русская и мировая...... Составление плана к тексту художественного произведения (несколько эпизодов). Затем, при изучении в том же разделе рассказа И. С. Тургенева «Муму», учащиеся... Учитывая, что 9 класс завершает основную школу, русская и зарубежная литература в.... и начало литературной деятельности, интерес к истории России). ... Составление плана к нему (под руководством учителя) (1 ч). Сказки и рассказы из знаменитого сборника и вошли в эту книгу. ... С этого момента операция «Эмиль» идет по строго разработанному плану и с железной.... я была гадким утенком очень-очень долго, а теперь я старый гадкий лебедь. .... Россия: писатель Андрей Усачёв; иллюстратор Михаил Фёдоров. Русский язык. Все виды изложений. 5-9 классы/ Донина Л. Д., Новик Л. В. - Харьков: Издательство «Ранок», 2009. - 240 с.- (Современная школа). 11 мар 2016 ... о жизни в ДНР. стр. 2 стр. 3. Украина настроена на срыв Минских соглашений.... план «Народный», кото- ... на-Дону, а оттуда спецбортом МЧС России их до- ..... го количества классов, в них обу- .... ских садах, школах, университетах, ..... ка; «Гадкий утенок» Г. Х. Андерсен; «Болтунья» Аг-. И в постсоветской России долго чувствовалось наследие семидесяти... языках являлось частью обучения детей из привилегированных классов. ..... и «уныние наносящих рассказов», можно воспитать неунывающий дух. ..... « Новая библиотека для воспитания» напечатала «Соловья» и «Гадкого утенка» в... 17 апр 2014 ... ІСТОРІЯ В ШКОЛІ ... Фразеологизм «Гадкий утенок» - о человеке, чьи истинные достоинства... Ганнибал угрожал существованию Рима в III веке до н.э., .... штаб русской армии разработал план взятия Федюкиных гор. ... и нелегально распространявшихся в России, появилась едкая... Преподавала историю в киевской средней школе № 157. ... я услышала рассказ об аналогичном опросе в первом классе в одной из... Параграф № 3. ... .... на земле, принадлежащем гражданину Российской империи, но не еврею. ..... или о лебедях, или о Гадком утенке она неизменно спрашивала: « А я? План-конспект урока по чтению (3 класс) по теме: Урок литературного чтения в 3-м классе по... 1; 2; 3 … 577 … 1149 → 1 десяток. Состав числа 10 2011/12. Автор: Гаврилова Татьяна Валентиновна Сборник аудиоспектаклей по произведениям российских и зарубежных писателей в исполнении... Краткое содержание сказки Г. Х. Андерсена «Гадкий утёнок» с экранизацией. Читается за 2 минуты (оригинал - 15 мин). Скачать: Литературное чтение. 3 класс. В 2 ч. Климанова Л.Ф. и др. (pdf) ... « Что ты тискаешь утёнка?» 46. Воробей 47. Слон 48 ... Гадкий утёнок 200 Ханс Кри́стиан А́ндерсен (во многих изданиях на русском языке имя писателя указывается... Орден Красного орла 3-го класса... Ученики в школе были на 6 лет младше Андерсена. Он впоследствии вспоминал о годах.... Садовник и семейство; Гадкий утёнок; Истинная правда; Суп из колбасной палочки... Жакулина И.В. Гадкий утенок (литературное чтение, 3 класс) .... УМК Школа России или любой другой УМК, предполагающий изучение... Flash - игра, включающая викторину, поиск словосочетаний и раскраску по сказке А. С. Гадкий утёнок. Х орошо было за городом! Стояло лето. На полях уже золотилась рожь, овес зеленел, сено было смётано в стога; по зеленому лугу... 3. Образ главного героя. 4. Народ и вершители его судеб в сказке. 5. ... Н.Е. К пониманию идейного смысла рассказа Гаршина «Сигнал» / Лит. в школе. ... Дубинина, Д.В. Изучение рассказа Л. Толстого «Кавказский пленник» в 4 классе. ..... «Гадкий утенок», «Пятеро из одного стручка». План: 1. Г.-Х. Андерсен...
план к рассказу гадкий утенок 3 класс школа россии

В современную начальную школу все более активно входит проблемное обучение, позволяющее эффективно формировать мотивацию читательской деятельности, читательскую компетентность, важной составляющей которой является эмоционально-ценностное отношение читателя к художественному произведению. К сожалению, как показывает опыт, учитель начальных классов не всегда способен самостоятельно выстроить систему проблемных вопросов при изучении сложного классического текста.

Представляю один из вариантов проведения урока по хрестоматийной сказке «Гадкий утенок» «короля сказок» Г.Х. Андерсена.

В ходе данного сценария урока школьники включены в учебный диалог, чему способствует серия проблемных вопросов, активизирующих их аналитическую читательскую деятельность, знания о жизни писателя, важнейшие читательские умения. В результате такого занятия юные читатели должны постигнуть идейную концепцию философской сказки автора, углубить представления о личности выдающегося писателя, а также осмыслить некоторые базовые духовные ценности творчества Андерсена.

Предметные задачи урока:

  • углубить представления школьников о жанре литературной сказки;
  • раскрыть своеобразие философской и автобиографической сказки;
  • формировать представления обучающихся о личности Андерсена;
  • развивать умение составлять план крупнообъемного текста по сюжетно-смысловым частям и озаглавливать их;
  • совершенствовать умение видеть особенности характера персонажа через анализ его поступков, внешнего вида, внутренних переживаний.

Примерный ход работы

В качестве подготовки к первичному восприятию произведения учитель может рассказать о трудной судьбе писател я.

Великий сказочник Ганс Христиан Андерсен (1805-1875) родился в старинном датском городке Оденсе, в семье сапожника. Его детство проходило среди самых обыкновенных людей, в самом обыкновенном жилище, но не было такой обыкновенной вещи, которая не превращалась бы для него в чудо: рассказы старух из соседней богадельни становились в его воображении волшебными историями; ножницы, которыми кроила его мать, в его руках принимались плясать на бумаге, вырезая причудливые фигурки; одних названий пьес на театральных афишах было довольно, чтобы он сочинял и разыгрывал с помощью самодельных тряпичных кукол целые спектакли.

Позже он увлекся театром и настолько, что устроил дома свой кукольный театр, для которого сочинял пьесы, вырезал из бумаги костюмы и декорации.

В 1819 году, после смерти отца, Ганс отправляется в столицу Дании Копенгаген попытать счастья. Он хотел осуществить свою мечту - стать актером. После долгих мытарств Андерсену посчастливилось найти людей, которые помогли ему и прежде всего устроили его в гимназию, чтобы он получил образование. И вот великовозрастный ученик сел за парту рядом с детьми, которые были гораздо младше его. Трудно представить, сколько насмешек пришлось выдержать Андерсену от своих одноклассников. Но Ганс выдержал, окончил гимназию, а затем и университет. Об этом периоде жизни он позже написал сказку «Гадкий утенок».

Став знаменитым писателем, Андерсен говорил: «Я приношу пользу миру, а в этом ведь весь смысл, вся радость жизни». И он щедро дарил радость каждой своей новой сказкой. Андерсен выступал с чтением сказок перед народом. Он не только не отрекся от своего «низкого» происхождения, но гордился им и хотел, чтобы его сказки согревали детство ребятишек из таких же семей, в какой вырос он сам.А самыми заклятыми его врагами были лень, пустота, невежество и чванство, процветающие в «высших» кругам общество. Именно эти качества он и высмеивал в своих сказках.

Естественно, знать не могла простить Андерсену острых насмешек. Высокопоставленные бездельники говорили: «Какой-то сын сапожника осмеливается потешаться над нами! И фамилия-то у него кончается на -сен, что служит признаком низкого происхождения». Но в 1855 году, когда писателю исполнилось 50 лет, его наконец признали на родине. Он стал почетным гражданином города Оденсе, и в его честь устроили даже иллюминацию.

Перед чтением сказки учитель может задать детям проблемный вопрос : Как отразилась жизнь писателя в его сказках?

Затем начинается комбинированное чтение сказки учителем и хорошо читающими детьми .

После чтения учитель организует проверку восприятия с помощью вопроса: Какая это сказка - грустная или веселая? Ответы учащихся на этот вопрос могут быть противоположными, что вызывает необходимость более внимательного перечитывания сказки с целью разобраться в ней.

В ходе крока обучающиеся перечитывают сказку и одновременно выполняют сложное задание: делят текст сказки на части и озаглавливают их. Можно выделить пять частей в соответствии с сюжетно-смысловыми частями сказки, однако это деление условно, в каждом классе может быть предложено иное деление текста*.

*Примечание: это задание выполняется не сразу, а по мере перечитывания сказки и анализа ее частей. Поэтому последующие задания будут выполнены раньше, чем составление плана, который в итоге должен обобщить представления учащихся как о структуре произведения, так и о судьбе главного героя.

Возможные формулировки пунктов плана.

  1. Тяжелая жизнь утенка на птичьем дворе.
  2. Начало скитаний. Встреча утенка с «истинными друзьями».
  3. Первая встреча с чудесными птицами.
  4. Страдания утенка холодной зимой.
  5. Весна и счастливое преображение утенка.

Остановимся более подробно на первых частях сказки, так как они вызывают наибольшие затруднения при анализе.

Анализ п е р в о й ч а с т и сказки. После ее перечитывания целесообразно выполнить задание викторины , развивающей внимательность и умение читателя ориентироваться в тексте.

Вопросы викторины:

Кто из персонажей сказки говорит эти слова?

  1. «Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод!»
  2. «Бедняга не удался! Хорошо бы его переделать.»
  3. «Он некрасив - это правда, но у него доброе сердце
  4. «... какой-то он большой и несуразный! Не мешает его немного проучить.»

Викторина может быть представлена на доске или учитель распечатывает для каждого учащегося индивидуальный вариант. После выполнения этого задания школьники делают вывод о том, что никто из обитателей птичьего двора не любил утенка.

Что послужило причиной такой нелюбви и презрения? У утенка «доброе сердце», но он не похож на других, он не такой, как все. Эта идея связана с открытой антимещанской направленностью сказки, которая видна во всех романтических произведениях писателя. Писатель выступает против ненавистных ему чванства и жестокосердия, которые царят в «высшем» свете.

В завершение работы над первой частью учащиеся составляют устный рассказ о жизни утенка на птичьем дворе (как вариант в сильном классе - творческий пересказ от лица героя). При ответе они могут пользоваться записями из викторины.

Анализ в т о р о й ч а с т и сказки. С какими «друзьями» повстречался утенок во время скитаний? Как каждый из них понимал, что такое «дружба»? Найти в тексте и выборочно зачитать, чему они учили утенка.

Выводы о персонажах второй части: В каком смысле автор использовал слова «истинные друзья»? С насмешкой, иронией. Истинная дружба, по мнению писателя, в умении понять друга и помочь ему в трудную минуту. Никто из сказочных персонажей не смог этого сделать, поэтому утенок и уходит от этих «друзей». Учитель подводит учащихся к пониманию основной идеи этой части сказки: герой одинок и несчастен, его никто не понимает и не ценит, несмотря на заверения в дружбе.

При анализе т р е т ь е й ч а с т и особое внимание нужно обратить на внутренние переживания утенка. В соответствии с этой задачей дети перечитывают текст и подчеркивают слова, выражающие противоречивые чувства героя:

  • «...непонятная тревога»;
  • «...закричал… так громко и странно, что сам испугался»;
  • «...долго еще не мог опомниться»;
  • «...полюбил, как не любил до сих пор никого на свете»;
  • «...красоте их он не завидовал».

После перечитывания этого эпизода обсуждается вопрос : Почему утенок испытывал такие разные чувства? Далее следует работа над выразительностью чтения эпизода с целью передать многообразие чувств героя.

После окончательного составления плана сказки и обсуждения судьбы героя учитель обобщает представления о своеобразии сказки Андерсена: в отличие от народных сказок о животных писатель подробно изобразил судьбу своего героя, нарисовал неповторимый характер, опираясь на его внешний вид и поведение. Особое внимание автор уделил описанию внутренних переживаний утенка и его отношений с другими персонажами.

Далее педагог возвращает детей к вопросу, с которого началось обсуждение: Какая это сказка - грустная или веселая ? Сказка Андерсена особенная: и грустная, и радостная. В ней автор изображает страдания и унижения героя, но благодаря трудной одинокой жизни он сумел по-настоящему оценить свое счастье.

Учитель подводит учащихся к обобщенному пониманию идейного смысла сказки : Что хотел сказать нам писатель, рассказав о трудной и прекрасной судьбе гадкого утенка? Возможные варианты ответов:

  • жизнь сложна и противоречива, в ней переплетаются страдания и радость, грубость и красота;
  • страдания и скитания необходимы, так как они обостряют восприятие счастья;
  • внутренний талант и душевная чуткость обязательно будут вознаграждены;
  • страдания и счастье делают чувствительную душу благородной и великодушной - утенок прощает своих обидчиков и т. д.

Обсуждение автобиографического характера сказки.

Как автор относится к своему герою? Дети находят в тексте и зачитывают восклицания автора, показывающие его сострадание, любовь и жалость к герою. Почему писатель так нежно любит некрасивого утенка? Учитель подводит детей к выводу о том, что в этом образе отразилась судьба самого Андерсена (в слабом классе можно напомнить рассказ о трудной жизни писателя и обратить внимание детей на портрет писателя, на котором он изображен внешне некрасивым).

В заключение обсуждается проблемный вопрос о личности Андерсена, как она отразилась в этой автобиографической сказке: Можно ли, прочитав эту сказку, сказать, каким человеком был сам Андерсен ? Возможные варианты ответов:

  • Андерсен, как и его герой, сам много страдал от непонимания и насмешек грубых людей;
  • писатель, как и утенок, был очень ранимым и чувствительным человеком;
  • как и герой сказки, писатель был великодушным человеком, мог прощать своих обидчиков и врагов;
  • несмотря на беды и страдания, Андерсен верил в победу красоты, добра и справедливости.

Упражнение «Гусеница»

Деление на группы (Мозаика).

Учитель.

Не бойся сказки, бойся лжи.
А сказка? Сказка не обманет
Тихонько сказку расскажи
И в мире добра больше станет!



Слайд 2

3. Активизация имеющихся у детей знаний. Проверка домашнего задания. (5 мин.)

-

сказки.


И знаем, что сказки бывают по виду - Бытовые, волшебные и о животных, а по авторству - литературные (авторские) и народные.

(«Дикие лебеди»

-

Ученик

С 1967 года - день рождения Х.К.Андерсена, 2 апреля, стал отмечаться еще и как Международный день детской книги.

Ученик

Ханс - Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в Дании, в городе Оденсе. Отец - сапожник, мать - прачка. В 15 лет с несколькими талерами в кармане он отправился в Копенгаген искать счастья. Он очень хотел стать актером, добился того, чтобы его прослушала знаменитая артистка. Та хохотала до упаду, глядя на него, потому что актера из подростка не могло выйти. Но она была умной и доброй и устроила Андерсена учиться. И Ганс закончил сначала гимназию, а потом университет.

5. Подготовка к первичному восприятию произведения.

Приём “Прогнозирование”.

Дети обобщают

-

- , завязывается спор:

6. Знакомство с произведением. (25 мин.)

1. Антипация по заголовку

2.Словарная работа.

5 проверка восприятия.

1гр.-ст 88-91

2гр. Ст.91-93

2) Приём “Корзина идей” :

(На доске -аппликация гадкого утёнка)

-„Чем все закончится?”

Физминутка для глаз (1 мин.)

Прием “Чтение с остановками” (способствует развитию навыков вдумчивого чтения, дает возможность предположить варианты развития дальнейших событий, проявить способность к фантазированию. В основе лежат наблюдения за процессом чтения. Используя этот прием, мы с учениками выходим на кульминационный момент произведения, на определение главной мысли произведения).

Физминутка (1 мин.)

7. Беседа по первичному восприятию произведения и анализ прочитанного текста. (2 мин.)

Олицетворение )

Предлагаю подумать - а как может повести себя утёнок в такой ситуации?

Был ли он высокомерен?

)

9. Рефлексия. (2 мин.)

Рефлексия В Дании с большой любовью, почтением и уважением относятся к своему великому соотечественнику. На родине Г.К.Андерсена, в городе Оденсе, создан дом-музей писателя. Андерсен стал Почетным гражданином этого города. В центральном парке столицы - напротив городской ратуши установлен памятник великому Сказочнику, а на его могиле всегда лежат живые цветы. Ганс Кристиан Андерсен очень любил цветы, особенно белые розы. Он всегда прикреплял белую розу в петлицу своего сюртука.

10. Итоги урока

Спасибо вам за урок!

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения Х.К. Андерсена "Гадкий утенок" »

Урок литературного чтения.Х. К. Андерсен "Гадкий утёнок". 3-й класс

Цель – познакомить с новым литературным произведением, обучая составлению личного мнения о произведении, выявляя авторский замысел посредством анализа сюжета и постижения подтекста.

Вид деятельности – работа с художественным текстом.

Тип урока : Урок изучения нового материала, обучающий читательской деятельности.

Оборудование:

    Учебник: “Литературное чтение”. Ч. 1

    Презентация по сказкам Г.Х. Андерсена

    ТСО: эл. магн.доска, компьютер.

    Карточки для групповой работы.

  • Оценочные листы

    Награды звёздочки

    Аппликация гадкого утёнка

    Белые розочки (сделанные ребятами)

Ход урока

    Организационный момент (1 мин.) Создание коллаборативной среды

Упражнение «Гусеница»

Деление на группы (Мозаика).

Учитель. - Начинаем урок литературного чтения. Думаю, что он поставит перед нами серьёзные вопросы, заставит задуматься и просто принесёт радость от общения друг с другом.

Не бойся сказки, бойся лжи.
А сказка? Сказка не обманет
Тихонько сказку расскажи
И в мире добра больше станет!

2. Мотивация учебной деятельности. (1-2 мин.)
Звучит музыка Э.Грига “Пер Гюнт” “Последняя весна”.

Давным - давно жил на свете один удивительный сказочник. Свои сказки он не придумывал, не записывал чернилами на бумажных полях. Нет…эти очень красивые сказки росли у него в саду. И каждое утро чуть вставало солнце и вода в колодце становилась лёгкой и розовой, старик брал лейку и поливал розовой водой Восхода свои пока еще маленькие сказочки. А потом весь день, не разгибая спины, он вырывал злые колючки. И нельзя было иначе. Ведь если хоть одна колючка тронет красивую сказку, она вырастет колючей и злой. Ну, а кому нужна красивая, но злая сказка? Вот потому так и старался сказочный садовник от самого восхода до самого заката солнца. А сказки росли, росли…пускали листочки, цвели нежными цветами. И однажды, созрев, они начали шептать: “Пора, пора, мой добрый сказочник”! И тут сказочник открывал ворота своего сада и звал всех детей города собирать сказочный урожай. (О. Дриз)
- Почему так старался сказочник, работая в своём саду?
- Кого из удивительных сказочников вам напомнил садовник? Почему?

Слайд 2

3. Активизация имеющихся у детей знаний. Проверка домашнего задания. (5 мин.)

- Мы на протяжении нескольких уроков работаем в разделе, который называется «Жили были сказки»

В него помещены произведения, относящиеся к одному из литературных жанров. Это…сказки. -Почему вы любите слушать и читать сказки?

Чем отличается сказка от других произведений?
(главное в сказке - вымысел, фантазия)

на прошлом уроке мы с вами составили кластер

И знаем, что сказки бывают по виду – Бытовые, волшебные и о животных, а по авторству – литературные (авторские) и народные.

А в каких сказках мы не можем ничего изменить или вставить что-то своё?

Вот сегодня мы с вами познакомимся ещё с 1 сказкой Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок»

Как начинаются русские народные сказки? Ну, конечно: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был...»

У Андерсена все иначе. Интересно, помните ли вы, какие сказки начинаются словами:

1. «Шел солдат по дороге: раз-два! Раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку...» («Огниво»)

2. «Видали ли вы когда-нибудь старинный деревянный шкаф, совсем почерневший от времени?..» («Пастушка и трубочист»)

3. «Ну, начнем! Дойдя до конца истории, мы будем знать больше, чем теперь!..» («Снежная королева»)

4. «Далеко-далеко, в той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки, жил король...» («Дикие лебеди»

4. Постановка темы и задач урока. (1-2 мин.)

Хотите познакомиться ещё с одной сказкой Андерсена?

- В сказках Андерсена рядом живут слёзы и смех, горе и радость, как в настоящей жизни. Он понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь. С детства любил Андерсен наблюдать жизнь растений и животных. Сам писал: “ Иногда мне кажется, будто каждый забор, каждый цветок говорят: “Взгляни на меня, и тебе откроется история моей жизни. Всё, что тебе нужно сделать, это приглядеться повнимательнее. И стоит мне захотеть, как у меня тот час же появляются истории”.

Зоркими глазами Андерсен пристально всматривался в мир, замечая многое, ускользавшее от других. Видимо, так и появилась сказка, которую мы прочитаем и проанализируем.

Нам предстоит разобраться в том, что же увидел автор? Что заметил? Что хотел пробудить в сердцах сказкой, которую придумал сам?

Чтение стихотворения учеником

В мире много сказок грустных и смешных.

И прожить на свете нам нельзя без них.

Пусть герои сказок дарят нам тепло,

Пусть добро навеки побеждает зло.

У. Сегодня мы будем работать над содержанием этой сказки. Но прежде вспомните и расскажите, что вам известно о самом писателе, его жизни, творчестве?

Ученик

С 1967 года – день рождения Х.К.Андерсена, 2 апреля, стал отмечаться еще и как Международный день детской книги.

Ученик

Ханс – Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в Дании, в городе Оденсе. Отец – сапожник, мать – прачка. В 15 лет с несколькими талерами в кармане он отправился в Копенгаген искать счастья. Он очень хотел стать актером, добился того, чтобы его прослушала знаменитая артистка. Та хохотала до упаду, глядя на него, потому что актера из подростка не могло выйти. Но она была умной и доброй и устроила Андерсена учиться. И Ганс закончил сначала гимназию, а потом университет.

-А какие произведения Х.К. Андерсена вы уже читали?

Наверное, нет в мире человека, который не знает имя замечательного датского сказочника Х.К.Андерсена. «Дюймовочка», «Огниво», «Принцесса на горошине», «Гадкий утенок», «Соловей», «Дикие лебеди» - кто не читал этих «историй»? Волшебный мир Андерсеновских сказок покорял и покоряет своей добротой и поэтичностью.

5. Подготовка к первичному восприятию произведения.

Приём “Прогнозирование”.

А что вы уже знаете о лебедях? (Дети рассказывают о них)

Дети обобщают полученную информацию, опираясь на составленный кластер.

- Как думаете, что мог рассказать нам автор в произведении с таким названием? При ответе на поставленный вопрос учитывайте цель нашего урока.

- Дети высказывают свои предположения , завязывается спор:

Кто же окажется прав? Давайте проверим наши предсказания.

6. Знакомство с произведением. (25 мин.)

1. Антипация по заголовку

Что вам сообщает название произведения?

(Сказ. О животных. , ГЛ. герой_ утёнок, который был некрасив, гадким или таковым казался кому-то, он у всех вызывал отвращение

2.Словарная работа.

Как вы понимаете слово гадкий?

Придумайте синонимы к слову ГАДКИЙ-

(противный, мерзкий, омерзительный, отвратительный, скверный, неприятный…)

Неужели утёнок был именно таким?

3. Установка на эмоциональный настрой.

И так я приглашаю всех в сказку, но хочу предупредить, что сказки Андерсена часто бывают грустными,герои сказок подвергаются тяжёлым испытаниям, страдают. А что если это именно такая сказка?

4. Комбинированное чт.1 части сказки

1-читает учитель-ученик-учитель

5 проверка восприятия.

Приём Закрытый и открытый вопросы по прочитанному

1гр.-ст 88-91

2гр. Ст.91-93

1) Просмотр мультфильма по сказке Андерсена

2) Приём “Корзина идей” :

(На доске –аппликация гадкого утёнка)

-„Чем все закончится?”

(на стрелочках - линиях школьники записывают объяснения своим версиям. Так они учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста)

Ответы детей группы № 1 (самооценивание и взаимооценивание)

Ответы детей группы № 2(самооценивание и взаимооценивание)

Физминутка для глаз (1 мин.)

2) Чтение “буксир” (за сильными учениками)

Прием “Чтение с остановками” (способствует развитию навыков вдумчивого чтения, дает возможность предположитьварианты развития дальнейших событий, проявить способность к фантазированию. Воснове лежат наблюдения за процессом чтения. Используя этот прием, мы сучениками выходим на кульминационный момент произведения, на определение главноймысли произведения).

Так как же встретили утёнка на птичьем дворе? (воспроизведение информации)

Что сказала об утином выводке знатная утка?

Как жилось утёнку на птичьем дворе?

Как ко всему этому относилась его мама?

Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?

Физминутка (1 мин.)

7. Беседа по первичному восприятию произведения и анализ прочитанного текста. (2 мин.)

Какое настроение сложилось у вас после знакомства с1 частью сказки Г.Х.Андерсена? Объясните почему?

Образовывались соответственно группы детей. Они готовили ответы на вопросы, используя выборочное чтение, чтение по ролям, выразительное чтение, рассуждения. А затем выступают перед классом).

8. Выявление идеи произведения. (2 мин.)

Не показалось ли вам, что главные герои в сказках Андерсена - это люди?

Как называется такой приём в литературе (Олицетворение )

Предлагаю подумать – а как может повести себя утёнок в такой ситуации?

Работа в группах (ДЕТИ предлагают свои выходы из положения)

Был ли он агрессивен к обитателям двора?

Был ли он высокомерен?

Можно ли обижать тех, кто отличается чем-то от тебя?

(Это мудрая сказка о том, что такое жизнь, что в ней самого ценного. )

А сейчас посмотрите слады и постарайтесь набрать побольше звёздочек за прочитанные произведения.

Просмотр иллюстраций по сказкам Андерсена

9. Рефлексия. (2 мин.)

Рефлексия В Дании с большой любовью, почтением и уважением относятся к своему великому соотечественнику. На родине Г.К.Андерсена, в городе Оденсе, создан дом-музей писателя. Андерсен стал Почетным гражданином этого города. В центральном парке столицы – напротив городской ратуши установлен памятник великому Сказочнику, а на его могиле всегда лежат живые цветы. Ганс Кристиан Андерсен очень любил цветы, особенно белые розы. Он всегда прикреплял белую розу в петлицу своего сюртука.

У меня сегодня тоже есть белая роза...

Ребята, давайте представим себе, что у нас появилась уникальная возможность поблагодарить великого датского сказочника за его прекрасные произведения.

За что сегодня каждый их нас мог бы сказать «спасибо» Гансу Кристиану Андерсену. Давайте сейчас, вместе с этой белой розой, передадим свою любовь, тепло своих рук и сердец Х.К.Андерсену... Роза вместе со словами благодарности переходит из рук в руки...

Ну а подарком великому сказочнику станут ваши рисунки к сказкам.

10. Итоги урока

(сдаются оценочные листы и учитывая их выставляется суммативная оценка за урок)

11. Домашнее задание.(1 мин.)

2) составить диафильм к сказке;

3) придумать другую концовку к сказке

Спасибо вам за урок!