Б. Житков. "Храбрый утенок". Конспект урока литературного чтения по сказке Б.Житкова "Храбрый утёнок"

Тема: план и пересказ сказки Б. Житкова «Храбрый утёнок».

Цель : создать условия для развития умения составлять план и пересказывать текст по плану.

Задачи:

1. образовательные : отрабатывать навык сознательного чтения; учить отвечать на вопросы, составлять высказывания с элементами рассуждения; выделять смысловые единицы текста.

2. развивающие: развивать речевые навыки, навыки выразительного чтения, умение пользоваться различными видами чтения: про себя, вслух, жужжащее чтение.

3. коррекционные : развивать слуховое восприятие, устную речь учащихся; обогащать словарный запас.

4. воспитательные : способствовать формированию адекватной самооценки своей деятельности на уроке; воспитывать чувства взаимовыручки, дружбы.

Тип урока: комбинированный

М етоды: словесные, наглядные, практические, частично–поисковые. Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Структура урока:

1.Организационный момент, постановка целей и задач урока.

6. Итог урока.

ХОД УРОКА

    Организационный момент, постановка целей и задач урока.

1.Очень важно нам, ребята, (читает учитель)

Хорошо … уметь читать. (дополняют дети)

А ещё важнее, дети, (читает учитель)

Прочитал что – понимать! (дополняют дети)

Ну, а чтобы всё понять, (читает учитель)

Нужно думать, рассуждать, (дополняют дети)

Быть внимательным, усердным(читает учитель)

И друг другу помогать! (дополняют дети)

Что мы будем делать на уроке?

понимать

думать

рассуждать

друг другу помогать

Для того, чтобы хорошо читать, нам необходима разминка:

читаем хором, по строчке – девочки, мальчики (тихо-громко)

2.Речевая разминка

Ши-ши-ши, ши-ши-ши,

Что-то шепчут камыши.

Ше-ше-ше, ше-ше-ше,

Это утка в камыше.

2.Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? «Храбрый утёнок» (открыть запись на доске)

Какое было домашнее задание ? ( прочитать, ответить на вопросы)

Как вы с ним справились проверим поиграв в игру «Я хочу задать вопрос…» Дети задают вопросы друг другу (Я хочу задать вопрос… . зачитывает вопрос. Тот кому вопрос задан, зачитывает ответ. Оценивание. (Справился с заданием? ! ). Тот кто зачитывал ответ, задаёт вопрос следующему и т.д.

1. Как хозяйка кормила утят?
(Учащиеся находят предложение в тексте и отвечают.)

- Каждое утро выносила хозяйка полную тарелку рубленых яиц.

2. Почему утята боялись стрекозу?

- Утята боялись, что стрекоза их всех перекусает.

3.Как вела себя стрекоза?

(Учащиеся отвечают словами из текста.)

Она так страшно стрекотала. Садилась на тарелку, пробовала еду, а потом улетала.

4.О чем думала хозяйка, когда убирала, пустую тарелку?

- Должно быть, наши утята заболели, что-то они ничего не едят.

(Учащиеся находят ответ в тексте и читают.)

5.Кто пришел в гости к утятам?

- Однажды к утятам пришёл в гости их сосед, маленький утёнок Алёша.
6. – Что он им пообещал?

- Я один прогоню эту стрекозу. Вот вы увидите завтра.

7. –Что ответили утята?


8.Сдержал ли он свое обещание? Как ему это удалось?
- Не успела стрекоза сесть на тарелку, как Алёша схватил её клювом за крыло.

9.– Прилетела ли стрекоза еще раз?

- С тех пор она никогда не прилетала в сад, и утята каждый день наедались досыта.

10. -Как отблагодарили утята Алёшу?

Они не только ели сами, но и угощали храброго Алёшу за то, что он спас их от стрекозы.

С домашним заданием справились все! Молодцы!

3.Изложение нового материала.

Вспомните, как называется раздел, по которому мы сейчас работаем?

(план и пересказ) (открыть карточку на доске)

Ни строительство дома, ни путь капитана

Не получится, если их делать без плана.

Будь как строитель и как капитан:

Готовишься к делу – обдумывай план!

Что будем делать? (учиться составлять план и пересказывать)

Сейчас вам предстоит проделать очень интересную работу. Я предлагаю поработать в парах.

(конверты с карточками, клей, листы бумаги)

1.-Достаньте из конверта карточки с картинками. Что это за картинки?

Разложите иллюстрации в соответствии с содержанием рассказа. Что было сначала, что случилось потом. Чем всё закончилось.(практическая деятельность детей). Не забывайте сверяться с текстом.

Проверка. (открыть готовый картинный план). У кого также? Поставьте !

Что у нас получилось? (План) План –это краткое изложение текста.

Какой? (картинный) (табличка)

    Достаньте из конверта карточки со словами. Это заголовки частей текста.

Расставьте рядом с картинками в нужном порядке заголовки частей текста.

(практическая деятельность детей). Не забывайте сверяться с текстом.

Проверка.

Какой заголовок поставили первым? (карточка на доске)

Вторым? И т.д.

План:

1.Хозяйка кормит утят.

2.Утята боятся стрекозы.

3. «Должно быть, утята заболели».

4. Разговор Алёши с утятами.

5. Алёша прогоняет стрекозу.

6.Стрекоза больше не прилетала.

Кто справился, поставьте !

Что получилось? (словесный план) (карточка)

(соотнесение картинок и заголовков)

4. Осмысление, обобщение и систематизация знаний.

Перед вами два плана. В чём их сходство? (одинаковое количество частей; последовательность событий)

А в чём различие? (в картинном плане – иллюстрации, а в словесном заголовки)

Какой план на ваш взгляд наиболее удобный? Почему?

Для чего нужен план? (чтобы было легче пересказать текст)

Физкультминутка.

Сейчас мы с вами к каждому пункту плана подберём отрывок из текста. (для слабых готовые карточки с текстом- им нужно подобрать отрывок)

Фронтальная работа.

Какой отрывок подберём к 1 части? Зачитай …

Как начинается вторая часть?

Найдите отрывок к третьей части.

Зачитайте ….

Зарядка для глаз.

Для чего нам нужен план? Для пересказа. Попробуйте пересказать друг другу в парах сказку.(дети пересказывают)

Кто считает что сосед рассказал хорошо? Поставьте соседу !

Кто нам перескажет всю сказку по картинному и словесному плану?(пересказ одного учащегося)

(Оценивание)

5.Постановка домашнего задания.

Подготовит пересказ текста по плану.

6. Итог урока.

Тема: Б.С. Житков. «Храбрый утенок»

Цели урока: ознакомить детей с творчеством Б.С. Житкова; раз­ вивать навыки выразительного чтения; учить делить текст на смысловые части, составлять картинный план; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным.

Ход урока

I . Организационный момент

II . Проверка домашнего задания

Пересказ текста Е. Чарушина «Страшный рассказ». III . Изучение нового материала. Постановка цели урока

1. Рассказ учителя.

Борис Степанович Житков объездил полсвета - Россию, Ев­ ропу, Азию, Японские острова. Он свободно изъяснялся на мно­ гих языках, превосходно играл на скрипке и был искусным дрес­ сировщиком. Весь свой опыт, знания и талант вложил в книги, создав в детской литературе новый жанр, получивший впослед­ ствии название научно-художественного. Он писал о смелых, гордых, самоотверженных людях, о редких животных и дальних странах.

Житков создал около двухсот произведений и среди них -удивительную книгу «Что я видел». Герой ее - четырехлетний мальчик Алеша. Обо всем, что он видел во время летних увлека­тельных приключений, рассказывает писатель детям. По объему эта книга не меньше романа. По многообразию заключенных в ней сведений - энциклопедия. Но написана она так интересно и захватывающе, что ребята слушают ее с огромным интересом. Несколько поколений детей воспитывалось на книгах Бориса Степановича Житкова, которые учат добру и самым лучшим человеческим качествам.

Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Бориса
Степановича Житкова «Храбрый утенок».

2. Подготовительная работа.

Прочитайте сначала по слогам, затем целыми словами:

руб-ле-ных - рубленых стре-ко-та-ла - стрекотала рас-ска-за-ли - рассказали ис-пу-га-ешь-ся - испугаешься за-жуж-жа-ла - зажужжала по-ло-ман-ным - поломанным

3. Первичное чтение.

Дети читают рассказ цепочкой.

4. Проверка понимания содержания и смысла рассказа.

- Понравился рассказ?

О чем рассказ?

- Как хозяйка кормила утят?

- Почему утята не ели? Кого они боялись?

- Почему утята боялись стрекозу?

- О чем думала хозяйка, когда убирала пустую тарелку?

- Кто пришел в гости к утятам?

- Что он им пообещал? Сдержал ли он свое обещание?

- Как ему это удалось?

- Как вы понимаете выражение «насилу вырвалась»?

- Прилетала ли стрекоза еще раз?

IV . Физкультминутка

V . Закрепление нового материала

1. Выразительное чтение.

2. Составление картинного плана.

- Давайте нарисуем иллюстрацию к каждому эпизоду рас­ сказа.

- С чего начинается рассказ? (Хозяйка кормит своих утят.)

- Какую иллюстрацию можно нарисовать к этому эпизоду?

- Почему утята не ели? (Боялись стрекозы.)

- Как они себя вели? Что можно нарисовать? (Боялись и пря­ тались в траве.)

- Чему удивлялась хозяйка? Какую иллюстрацию нари­суем?

- Кто к ним приходит в гости? Какую иллюстрацию нари­суем? (Разговор Алеши с утятами.)

- Какой следующий эпизод? (Алеша прогоняет стрекозу.)

- Как мы это изобразим?

- Чем заканчивается рассказ? Что можно нарисовать к этому эпизоду? (Довольные утята кушают и угощают Алешу.)

3. Дети рисуют иллюстрации к рассказу.

VI. Итог урока

- С каким рассказом познакомились сегодня?

- Можно ли назвать рассказ Б.С. Житкова сказкой? Почему вы так считаете?

- Что можно сказать об утенке Алеше? Какой он?

- Стоило ли утятам бояться стрекозу?Почему?

Домашнее задание

Подготовить пересказ по картинному плану. (Если дети в классе не успели дорисовать, дорисовывают иллюстрациюдома дома.)

Государственное общеобразовательное учреждение Центр образования № 1428

Конспект урока по литературному чтению

для 2 класса

с использованием ИКТ

учителя начальных классов ГОУ ЦО № 1428

Гумбатовой Веры Александровны

Тема : Б.С.Житков «Храбрый утенок».

Цель: познакомить детей с творчеством писателя и содержанием данного рассказа.

Задачи:

Обучающие: формирование полноценного восприятия текста,

учить делить текст на смысловые части, озаглавливать их;

рисовать словесную картину к каждой из частей

и составлять план пересказа.

Развивающие: развивать метапредметные и коммуникативные

универсальные действия, развивать навыки

выразительного чтения;

работать над развитием речи, памяти, мышления,

воображения;

Воспитательные: воспитывать интерес к урокам литературного чтения,

любовь и бережное отношение к природе,

воспитывать чувства сострадания, сопереживания.
Техническое обеспечение:

АРМ учителя

Мультимедийный проектор

Интерактивная доска


Программное обеспечение:

Операционная система Windows XP

Microsoft Office

Презентация:


  1. Портрет писателя Б.С.Житкова

  2. Речевой ларец

  3. Словарная работа

  4. Читай целыми словами

  5. Составление плана
О

борудование:

мягкие игрушки: утка с утенком, стрекоза, корзинка с 16 киндер-сюрпризами; цветные колпачки – 3 штуки

(под ними- тарелка, птичка, девочка – мелкие игрушки): выставка книг Б.Житкова: 3 цветных конверта (красный, синий, желтый) с заданием для работы в группах, музыкальная физкультминутка.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Приветствие гостей.

II. Повторение изученного.

1. Беседа.

Вспомним, как называется раздел, над которым мы работаем сейчас на уроках литературного чтения?

(О братьях наших меньших).

Объясните название раздела.

Какие произведения входят в этот раздел?

Почему мы называем животных «Братьями меньшими»?

О чем писатели заставляют нас задуматься и что советуют? (Н.И.Сладков. « НЕ навреди!»

Н.И. Сладков писал: (чтение наизусть отрывка) «Природа испытывает тебя на миролюбие. Об этом перешептываются цветы, перекликаются птицы. Зверьки нарочно попадаются тебе на глаза - как ты себя поведешь?... Окликают птицы- как ты поступишь?...

Остановишься, посмотришь, послушаешь – или схватишь палку или камень? И тогда они решат, как к тебе относиться.

Как ты – так и к тебе!

Природу может спасти только наша любовь!

А мы знаем, что животные составляют часть природы.

Итак, мы продолжаем работу над данным разделом.

2. Знакомство с героями сказки.

А теперь познакомимся с героями, которые будут нас сопровождать на уроке.

Но прежде угадайте, кто они?

а) Загадка.

На ромашку у ворот

Опустился вертолет –

Золотистые глаза

Кто же это? (стрекоза)

Что вы знаете о ней?

В каком произведении вам встречалась стрекоза? (Басня Крылова «Стрекоза и Муравей»)

Какой она представлена И.А.Крыловым? (ленивая, беспечная, беззаботная)

Чем она питается?

Какая же стрекоза на самом деле? (игрушка стрекозы)

Стрекоза – хорошо летающее насекомое. С подвижной головой, большими глазами, удлиненным брюшком, 4-мя прозрачными крыльями, усиками. Обитают главным образом в стоячих водах: озерах, прудах. Питаются стрекозы насекомыми, хватая добычу на лету. Истребляя комаров, мошек и других вредных насекомых_ приносит пользу. Каждая стрекоза имеет свою территорию, на которой питается, охраняет от других стрекоз и в случае необходимости дерется за нее. Их называют дозорниками. Некоторые виды стрекоз в регионе России занесены в Красную книгу.

Кто же второй герой?

Загадка.

Кря- кря! Сюда! Сюда!

Раздается из пруда,

Так зовет свою малютку

Кряква, по- другому … (утка)

Что вы знаете о ней? (утка-игрушка)

В каком произведении вы познакомились с ней? (М.М.Пришвин. Ребята и утята.)

Какой ее представил М.М.Пришвин в своем произведении? (Заботливая, любящая, внимательная).

в) Загадка.

Удивительный ребенок

Только вышел из пеленок,

Может плавать и нырять,

Как его родная мать. (Утенок)

Почему сказали утенок? (утенок-игрушка)

Как он появляется на свет?

Чем кормят утят, когда они маленькие? (яйцом)


Почему говорят «покрошил яйцо»?

А вам приходилось кормить и ухаживать за ними?

3. Дидактическая игра « Угадай, как правильно называют детенышей домашних животных».

Вы правильно назвали детенышей утки – утенок, а знаете ли вы, как правильно называют других детенышей домашних животных?

Если я права – хлопайте в ладоши.

У кошки- котенок,

У собачки – собачонок, (щенок)

У зайчихи – зайчонок,

У утки – утенок,

У овечки – овченок (ягненок)

У курочки – куренок (цыпленок)

У ежихи – ежонок.

У коровы – коровенок (теленок)

У свиньи – свиненок (поросенок)

У лисы – лисенок,

У рыбки – рыбенок (малек)

У лосихи – лосенок.

У волчицы – волченок.

У голубки – голубенок (птенец)

III. Обобщение и сообщение темы.

1.На столе перед доской стоят игрушки6 стрекоза, утка с утенком.

Итак, наши гости - стрекоза и утенок.готовы рассказать вам интересную историю, которая однажды произошла с ними. и которую сочинил для вас известный писатель Борис Степанович Житков.

Физкультминутка №1.

Утром стрекоза проснулась. Три – шагнула и присела,

Потянулась, улыбнулась. На четыре – полетела.

Раз – росой умылась. У реки остановилась -

Два – изящно покружилась. Над водою закружилась.

IV.Изучение новой темы.

Выставка книг Б. Житкова.

Биография Б.С.Житкова. (слайд №1 - портрет)

Борис Степанович Житков родился 11 сентября в Новгороде, семье преподавателя математики и пианистки. Получил начальное домашнее образование и прекрасное семейное воспитание. Учился в \одесской гимназии и был одноклассником К.И.Чуковского. по образованию биолог и химик, инженер кораблестроитель. Работал юнгой, штурманом, капитаном научно-исследовательского судна, ихтиологом – изучением рыб. Преподавал черчение и физику.

Человек энциклопедических знаний, о котором друзья отзывались так: «Он охотно служил нам живым справочником. Знал он, казалось, решительно все. Ремесла, инструменты, технические термины, звезды, реки, озера, животных, насекомых. Рыб, как что делается, где что происходит…»

БС.Житков свободно владел многими европейскими языками, много путешествовал. Богатейший жизненный опыт, умение интересно и точно выразить свои мысли на бумаге и привели Б.С.Житкова в детскую литературу.

Посмотрите на выставку книг Б.С.Житкова, все они посвещены детям. В них опубликованы морские

истории,сказочные повести, научно-популярные и научно-художественные произведения. Всего Житковым создано около 200 произведений. Все эти книги вы можете взять в школьной библиотеке и прочитать их.

Он писал о гордых и смелых, самоотверженных людях, о редких животных и дальних странах. Среди них удивительная книга – « Что я видел?» герой ее – 4-х летний мальчик Алеша. Обо всем, что он увидел во время летних увлекательных приключений, рассказал писатель детям. Написана она так интересно и захватывающе, что слушают и читают ее с огромным интересом. Книги Б.С.Житкова учат добру и самым лучшим человеческим качествам.

И сегодня мы познакомимся с одним из рассказов Б.С.Житкова из этой книги.


2.Работа с учебником.

Откройте учебник на с.

Прочитайте, как называется рассказ, над которым мы будем работать. (Б.С.Житков. Храбрый утенок.)

Попробуйте предположить о чем пойдет речь в рассказе? (высказывания детей0

Скор проверим. Верны ли ваши предположения.

Но прежде…

3.Подготовительная работа к чтению. (слайд №2 - сундук)


а) что вы видите? (сундук)

Объясните лексическое значение слова.

Сундук – это ящик с крышкою, на петлях и замках. Для хранения вещей. В старину в него складывали одежду, белье, т.к. не было шкафов, которые есть сейчас у нас.

А как же его можно назвать другим словом, если это небольшой сундучок, для хранения драгоценностей.(ларец)

Вы наверное подумали, а зачем нам сундучок или ларец, ведь у нас сейчас урок литературного чтения.

б) словарная работа (слайд №2а)

А этот ларец необычный.

Как он называется?

Внутри него спрятались слова из нашего рассказа. Сейчас мы будем их оттуда извлекать и объяснять значение слова для того, чтобы лучше понять содержание рассказа.

Хозяйка – о женщине, хорошо ведущей домашнее хозяйство.

Рубленые яйца – мелко нарублены.

Храбрец – смелый человек.

Хвастун – хвастает, что любого поборет.

Стрекотала- резкие, короткие, частые звуки, напоминающие треск.

Насилу вырвалась- с большим трудом, преодолевая трудности.

Поломанным – место повреждения.

Наедались - быть сытым.

в)чтение слов целыми словами (слайд №3)

Сейчас поупражняемся в чтении слов, которые встретятся в рассказе Житкова «Храбрый утенок».

Ученик – хором.

Бег – подбегали, убегали.

Рассказ – рассказали

Испуг – испугаешься, перепуганные.

Кусаться – перекусает, укусит.

Еда – наедались. Ненаедались.

4. Первичное знакомство с текстом Б.С.Житков « Храбрый утенок».

Читают «цепочкой» рассказ дети.

Физкультминутка №2. Музыкальная для глаз «Стрекоза»

5. Беседа по содержанию и пониманию смысла рассказа «Храбрый утенок».

Оправдались ли ваши предположения? О чем рассказ?

Как хозяйка и чем кормила утят?

Почему утята не ели? Кого они боялись и почему?

О чем думала хозяйка, когда убирала пустую тарелку?

Кто пришел в гости к утятам?

Что он им пообещал и сдержал ли свое обещание?

Прилетала ли стрекоза еще раз?

Стоило ли утятам бояться стрекозы? Найдите строки в тексте и прочитайте.(А злая стрекоза… и потом улетела)

Что можно сказать об утенке Алеше. Какой он?

Можно ли назвать рассказ Б.Житкова сказкой и почему так считаете?

V. Закрепление изученного материала.

1. Чтение текста по частям и озаглавливание, рисование словесной иллюстрации.


С чего начинается рассказ?

Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к 1 части?

Как озаглавишь 1ч.


Хозяйка кормит утят.

2ч.

Почему утята не ели?

Какую иллюстрацию ты нарисовала бы ко 2 ч.?

Как озаглавишь 2 ч.?


Утята боятся стрекозы.

3 ч.

Чему удивлялась хозяйка?

Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к 3 ч.?

Как озаглавишь 3 ч.?


Удивление хозяйки.

4 ч.

Кто к ним приходил в гости?

Что происходило между ними?

Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к 4 ч.?

Как озаглавишь 4 ч? Разговор Алеши с утятами.

5 ч.

Что произошло?

Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к 5 ч.?

Как озаглавишь 5 ч.? Алеша прогоняет стрекозу

6 ч.

Чем заканчивается рассказ?

Какое чувство испытывают утята?

Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к 6 ч.?

Как озаглавишь 6 ч.? Довольные утята.

2. Работа в группах.

Задания в конвертах разного цвета.

1 группа.

Задание: восстановите текст из отдельных частей и подберите к каждой части иллюстрацию.

(План текста разрезан на части и иллюстрации.

На столе зеленый колпачок, а под ним - птичка. Определи к какой части текста относится птичка и загадай загадку.

2 группа.

Задание: восстановите план текста в нужной последовательности.

План разрезан на отдельные полоски.

(На столе красный колпачок, а под ним - фигурка хозяйки. Охарактеризуй хозяйку.)

3 группа.

Задание: собери пословицы и подбери пословицу, которая подойдет к нашему рассказу.

Пословицы соединяются с помощью стрелок.

(На столе желтый колпачок, а под ним – тарелка и стрекоза. Что они означают в нашем рассказе)

3. Проверка работы в группах. (слайды №4-9)

VI. Итог урока.

Как назывался рассказ Б.Житкова?.чему нас учит этот рассказ?

Как вы думаете писатель относится к животным?

Какой пословицей можно закончить наш урок? (Друг друга поддерживать, победу одерживать.)

6. Д/З.На столе под цветными колпачками вы нашли предметы.

Что это за предметы?

Кто лишний и в нашем рассказе не встретился? (птичка)

Наши гости – стрекоза и утенок благодарят вас за урок и приготовили для вас сюрприз.

В корзине киндер- сюрприз. Дети закрывают глаза и достают сюрприз.

Дома узнать, что за предмет в вашем киндер-сюрпризе и составить рассказ, но вместо утенка Алеши сделай своего героя из яйца.

Тема: Борис Степанович Житков «Храбрый утенок».

Цель урока: создать условия для ознакомления с творчеством Б. Житкова ис новым произведением.

Задачи:

Образовательные: организовать восприятие и осмысление текста учащимися.

развивающие: - формировать умения выразительного чтения, определять последовательность событий, составлять план, пересказывать подробно по плану.

воспитывающие: -содействовать воспитанию в детях чувства сострадания,жалости к слабым, прививать чувство заботы о них;

Способствовать толерантному отношению между детьми, сплочению классного коллектива;

Прививать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки;

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: научатся: воспринимать на слух прочитанное, использование разных видов чтения, определять героев произведений, характеризовать их; выражать свое собственное отношение к героям; давать нравственную оценку поступкам героев.

Метапредметные: познавательные : овладевают навыками смыслового чтения, выбирают вид чтения в зависимости от цели, овладение действиями сравнения,обобщения; регулятивные: формируют и удерживают учебную задачу, предвосхищают результат; коммуникативные: адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих, оценивать свой ответ, оказывают взаимопомощь в сотрудничестве,готовность слушать собеседника и вести диалог.

Методы и формы обучения: Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: компьютер, презентация, карточки, аудиозапись, физкультминутка,

Учебник: Л.Ф. Климанова Литературное чтение. 2 класс.

Тип урока: урок изучения и закрепления нового материала.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель.

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

Учитель: А работать на уроке мы будем под девизом, давайте его прочитаем вместе:

Девиз урока: (Слайд 1.)

В книге ищи не буквы, а мысли .

II . Постановка цели и задач урока.

Учитель. – Начинаем трудиться и удивляться от прочитанного.

Проверка домашнего задания.

А для этого отгадаем загадку…

Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят.

И кто же это такой? (Ёж)

В каком рассказе мы встречались с этим героем? («Страшный рассказ»

Сейчас проведём игру « Да-нет»

Если правильно- ставим +, а если нет, то - (Задание №1)

Каждое задание по карточке оценивается 1 баллом

    Мальчиков звали Петя и Шура? (Да)

    Без мамы и папы дети не могли уснуть? (Да)

    По стенке ползали тараканы? (нет)

    В углу свернулся ёжик? (Да)

    Дети дали ему яблок? (Нет)

    Ёжик прожил всё лето? (Да)

А теперь проверим. (Слайд № 2 ) Самооценка.

Учитель. Если вы ответили на все вопросы, то поставьте 1 балл.

(Работа в парах). - Учитель . Молодцы. С этим заданием справились. Но это не все испытания, которые вам надо пройти. Сейчас мы продолжим работать в парах. Представляете, пока наш ёжик пугал мальчишек, то в доме на полке авторы и их произведения перепутались. Для этого возьмите карточки, где написано задание 2 . Соедините стрелочкой автора произведения с названием произведения, которое он написал.

«Кошкин щенок»

В. Берестов

«Страшный рассказ»

Б. Житков

«Жила-была собака»

И. Пивоварова

«Храбрый утенок»

Учитель. – Давайте проверим. «Кошкин щенок»-(В. Берестов.(Слайд 3 ).

Учитель. – «Страшный рассказ»..? .(Чарушин).

Учитель . – Стихотворение «Жила-была собака».(Ирина Пивоварова).

Учитель: Что объединяет все эти произведения? (о животных)

Учитель . - Какое произведение нам незнакомо? («Храбрый утенок».) (Слайд 4)

Учитель. - Не читая, давайте предположим, о чём мы узнаем в этом рассказе? Для этого вам в помощь слова, прочитайте эти слова и скажите, какое содержание. (Слайд 4)

Утёнок двор хозяйка убежали

Утята еда тарелка испугались

Учитель . – А вот верны ли ваши предположения, узнаем позже.

Но сейчас, перед чтением, определим для себя задачи на урок, используя опорные слова: приём «Домысливание»(Слайд 5) - Познакомимся... (с биографиейБ. С. Житкова и рассказом). – Будем учиться ..(выразительно читать произведение «Храбрый утёнок»). - Анализировать... (Героев и их поступки) Учитель. –Правильно, мы будем читать рассказ, определять главных героев, описывать их характер и поведение.

111 Изучение новой темы урока.

1. Рассказ о творчестве Б. С. Житкова. Учитель. – Мы знаем, какое произведение будем читать. А сейчас мы начинаем знакомиться с творчеством писателя, а вы будете мне помогать. (Слайд 6)

Составление «Кластера»: \ Приложение 1\

Назовите профессии, которыми овладел писатель?(Был рыбаком, охотником, строиn корабли, был капитаном и дрессировщиком животных)

Назовите рассказы Житкова.(«Про слона» и т.д.),

Учитель. Житков писал о животных, а так же о людях разных профессий. Герои Житкова часто попадают в экстремальные ситуации. Всё это вы можете узнать из книг, которые у нас находятся на выставке (Слайд 7) . Если вас заинтересуют рассказы Житкова, то можно взять в нашей школьной библиотеке . [ 2 ] \Приложение2\

Учитель. Молодцы, вы мне очень помогли и много узнали о писателе. Сейчас выполните 3 задание. Посмотрите, к нам пришли гости, а кто они сейчас мы узнаем. Для этого отгадайте загадки.

Яркий мини вертолет

Отправляется в полёт.

Но зачем ему глаза?

Да он просто …(стрекоза)

Пушистый матросик,

Лопаточкой носик

На ножках коротеньких -

Красные ботинки. (Утенок)

\Приложение 3\

- Учитель . –Давайте проверим ваши ответы. Назовите героев нашего произведения. (Стрекоза, утёнок) (Слайд 8)

Учитель . Итак, мы знаем, кто пришёл к нам в гости. Начнём знакомство с героями, но для этого пускай отдохнут наши глазки.

Физкультминутка для глаз. (Слайд 9) .Словарная работа.

Учитель. - Для того чтобы лучше понять содержание рассказа, объясните значение трудных слов. (Слайд 9)

Хозяйка (о женщине у которой везде порядок.)

Рубленые яйца (мелко нарезанные.)

Храбрец (мужественный и решительный, смелый.)

Стрекотала (звуки, напоминающие треск.)

Учитель. – Молодцы! Итак, стрекоза и утенок приготовились рассказать вам интересную историю. А эта история однажды произошла с ними. А написал её известный писатель Борис Степанович Житков.

3.Работа с учебником .

Учитель . - Сейчас вы прослушаете произведение. И мы после чтения проверим, подтвердились ли ваши предположения.

(Слушанье аудиозаписи Слайд №10)

Учитель. Ну а теперь скажите, так что после услышанного подтвердились ваши предположения? (Действительно этот рассказ о храбром утенке.) Учитель . – А чего вы не ожидали? (Что утёнок так может поступить.) (Учитель. - Какие чувства вы испытывали, слушая произведение? (волнение) Учитель. - Почему? (переживали за утят, и за утенка) Учитель. В рассказе, встречаются трудные слова для чтения. Для того чтобы вам было легче читать, мы прочитаем слова по слогам. (Читают хором). (Слайд 13)

руб-ле-ных –

стре-ко-та-ла –

рас-ска-за-ли –

ис-пу-га-ешь-ся –

за-жуж-жа-ла –

по-ло-ман-ным –

Чтение текста по частям, оглавление каждой части, обсуждение.

Учитель. Как озаглавим эту часть? («Кормление». Слайд №13) \ Приложение4\

Скажите, как хозяйка кормила утят? (ставила тарелку и уходила)

Учитель . Какое заглавие дадим этой части? («Злая стрекоза» Слайд №14) -Ответьте, кого утята боялись? (Стрекозу) \Приложение5\

Почему они её боялись? (Она стрекотала)

Учитель . А какое заглавие в этой части? («Обещание». Слайд № 15)

Кто пришёл в гости к утятам? (Утёнок)

Что он им пообещал? (Пообещал прогнать стрекозу)

Учитель . Озаглавим следующую часть. («Спасение». Слайд №16) \Приложение 7\

Обещание Алёша выполнил? (Да)

Как ему это удалось? (Алеша схватил ее клювом за крыло).

Учитель. Озаглавьте часть. («Благодарность». Слайд № 17)

Посещала ли стрекоза их ещё раз? (С тех пор она никогда не прилетала)

Проверка понимания содержания и смысла прочитанного рассказа. 1.Беседа.

Учитель. - Понравилось произведение?- Какой эпизод вам больше понравился? И почему.- Как вы думаете, правильно ли утенок Алеша поступил, заступившись за утят? (Да)

(Работа по карточкам)

Учитель. Да, нам понравилось произведение и особенно герои. А сейчас выполните задание 4. Давайте опишем утенка Алешу и стрекозу, используя слова и соединяя стрелками – 1балл

Утёнок

(Храбрый, смелый, выполнил обещание, держит слово.

Стрекоза

Злая, прожорливая, наглая

Учитель. Проверяем. (Слайд 18) Так какой герой вам больше нравится и почему?

Учитель. Давайте попробуем назвать произведение Б.Житкова по жанру. Как вы думаете -это рассказ или сказка? (Да это сказка)

А какой сказочный элемент присутствует в этом произведении? (Герои разговаривают)

Учитель. – А так, как наши герои говорят, то наша героиня стрекоза приглашает на зарядку.

Физминутка [ 11

Закрепление изученного материала.

А) Индивидуальная работа с карточкой.

Учитель. –Отдохнули. А сейчас наши герои хотят проверить, были ли вы внимательными, когда читали. И предлагают вам выполнить интересное задание. У вас у каждого на столах карточка № 5 . Соотнесите заголовки текста и картинки, соединив стрелочкой в правильной последовательности события, происходящие в рассказе.

1.

2

3.

5.

Хозяйка кормит утят.

Утята боятся стрекозы.

Смелое обещание утёнка.

Алеша прогоняет стрекозу.

Угощение для спасителя.

Б) Проверка выполнения.

Учитель . Давайте проверим. (Правильный вариант ответа. Слайд №19)

Учитель. – Обратите внимание, у нас получилось два плана. Один словесный, а второй картинный. Чем они похожи? ( количество частей и событий.)

Учитель. - Чем различаются? ( иллюстрациями, заголовками.)

Учитель. - Какой план вам больше удобный? Почему?(Картинный-последовательно).

Учитель. - Молодцы. Так для чего нужен план? (пересказать текст).

Учитель . Ну а теперь попробуем по картинному плану пересказать нашу сказку. (Пересказ)

Выборочное чтение

Учитель – Молодцы. У нас и это получилось. А сейчас найдите и прочитайте эпизод, как утята испугались стрекозу.

Учитель. – Найдите отрывок, где дал Алёша обещание маленьким утятам.

Учитель. - Сколько героев в этом эпизоде? . – (Автор, маленький утенок Алеша, и утята.)

Учитель. - Какая интонация при чтении слов утёнка Алёши? (Смело, важно)

Учитель. - А слова утят как прочитаем? (Испуганно.)

Учитель. – Мы сейчас в лицах прочитаем этот отрывок. Слова утят читать будете вы, а слова автора учитель.

(Чтение в лицах)

Учитель. –Справились и с этим заданием. Послушайте и скажите кто же это такой?

Вот такая стрекоза,

Как горошины глаза.

Народ местный испугался,

Лишь один храбрец остался.

Учитель. – Кто же этот храбрец? (- Утенок.)

Учитель. – Найдите отрывок, который подтверждает победу утенка?

Учитель . – Расскажите, как же отблагодарили утята. Алешу?

В) Работа с пословицами.

Учитель. – Молодцы ребята! О смелости и храбрости народ придумал стихи, поговорки, пословицы.(Слайд 20 .) - Прочитайте пословицы и объясните как понимаете?

Храбрец в день битвы познаётся.

ГДЕ СТРАХ, ТАМ И КРАХ.

Учитель . - Объясните слово «крах»? (Неудача, провал.)

Учитель. - К какому герою можно соотнести первую пословицу? (Утенку Алеше.)

Учитель. - К кому можно соотнести вторую пословицу? (.- Утятам).

Учитель. – Почему вы так думаете?(Потому что утята, боялись и оставались голодными)

Учитель. – Каждый человек, а особенно ребёнок может чего-то бояться. Некоторые боятся больших собак. Другим страшно оставаться дома. А есть, которые боятся отвечать на уроке. Преодолеть страх, победить его- это очень важно для каждого человека. Стать смелым - это значит уметь преодолеть свой страх.

Так какая же главная мысль рассказа? (Не боимся. Преодолеваем свои страхи. Помогать друзьям, заступаться за слабого.)

Учитель. – Молодцы, вы справились со всеми заданиями. Давайте посчитаем, сколько баллов набрала каждая пара. (Итог)

Учитель. Так какую сказку мы читали? (Храбрый утенок)

V . Итог урока. Рефлексия.

Кто автор рассказа- сказки? (Борис Житков)
- Надо ли было утятам бояться стрекозу? (Стрекозу бояться не стоило)
- Чему научились у Алёши? (Выручать друзей из беды и преодолевать свои страхи).Учитель. А сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «Свеча». Мы встанем, будем передавать свечу друг другу с пожеланиями,каким должен быть человек.

Учитель. И на завершение продолжите фразу..(Слайд 21)

Сегодня на уроке я узнал …..

Мне показалось интересным.

Меня удивило…..

Я хочу похвалить …., за ……

Учитель. Наши герои очень благодарны вам за урок.

Дом. задание . Открываем дневники и записываем задание. Стр. 139- 141 пересказывать рассказ.

1 http://nova.rambler.ru/search?query

2. http://go.mail.ru/search?q

3.http://nova.rambler.ru/search?query

4 vahnenko.ucoz.net/load/...

5 http://vseskazki.su/rasskazi-boris-zhitkov/khrabryj-utenok.html

6 http://go.mail.ru/search_images?gp

7,8.9,10=http://go.mail.ru/search_images?gp

11 http://wikibit.me/video/SAWr-KZhD0E

12.http://flaminguru.narod.ru/poslhrab.htm.

Приложение

1.

2.

3

4

5

6

7

8