Ответ оставил Гость
Николенька Иртеньев - мальчик из дворянской семьи, он живет и воспитывается по установленным правилам, дружит с детьми из таких же семей. Он любит своих родителей и гордится ими. Но детские годы Николеньки были беспокойными. Он испытал немало разочарований в окружающих его людях, в том числе и в самых близких для него.
В детстве Николенька особенно стремился к добру, истине, любви и красоте. И источником всего самого прекрасного в эти годы для него была мать. С какой любовью он вспоминает звуки ее голоса, которые были «так сладки и приветливы», нежные прикосновения ее рук, «грустную, очаровательную улыбку». Любовь Николеньки к матери и любовь к Богу «как-то странно сливались в одно чувство», и от этого на душе у него становилось «легко, светло и отрадно», и он начинал мечтать о том, «чтобы дал Бог счастья всем, чтобы все были довольны...».
Большую роль в духовном развитии мальчика сыграла простая русская женщина - Наталья Савишна. «Вся жизнь ее была чистая, бескорыстная любовь и самоотвержение», она привила Николеньке представление о том, что доброта - одно из главных качеств в жизни человека.
Николенька остро чувствует фальшь и обман, казнит себя за то, что и в себе замечает эти качества. Однажды он написал стихи ко дню рождения бабушки, в которых была строка, говорящая, что он любит бабушку, как родную мать. Мать его к тому времени уже умерла, и Николенька рассуждает так: если эта строка искренняя - значит, он перестал любить свою мать; а если он любит свою мать по-прежнему - значит, он допустил фальшь по отношению к бабушке. Мальчик очень терзается этим.
Большое место в повести занимает описание чувства любви к людям, и эта способность ребенка любить других восхищает Толстого. Но автор в то же время показывает, как мир больших, мир взрослых людей разрушает это чувство. Николенька был привязан к мальчику Сереже Ивину, но не решался сказать ему о своей привязанности, не смел взять его за руку, сказать, как рад его видеть, «не смел даже называть его Сережа, а непременно Сергей», потому что «каждое выражение чувствительности доказывало ребячество и то, что тот, кто позволял себе его, был еще мальчишка». Повзрослев, герой не раз сожалел о том, что в детстве, «не пройдя еще через те горькие испытания, которые доводят взрослых до осторожности и холодности в отношениях», он лишал себя «чистых наслаждений нежной детской привязанности по одному только странному желанию подражать большим».
Отношение Николеньки к Иленьке Грапу раскрывает еще одну черту в его характере, тоже отражающую дурное влияние на него мира «больших». Иленька Грап был из небогатой семьи, он стал предметом насмешек и издевательств со стороны мальчиков круга Николеньки Иртеньева, и Николенька тоже участвовал в этом. Но тут же, как всегда, испытывал чувство стыда и раскаяния. Николенька Иртеньев часто глубоко раскаивается в своих плохих поступках и остро переживает свои неудачи. Это характеризует его как думающего, способного анализировать свое поведение и начинающего взрослеть человека.
Это маленький десятилетний мальчик с добрым, чутким сердцем, живой и впечатлительной душой. Становление характера Николеньки проходит среди различных, близких ему людей: родителей, братьев и сестер, учителей, дворовых. Отношения с каждым из них оставляют в сердце мальчика неповторимый след, оказывающий влияние на душевное состояние, мысли и чувства Николеньки. Отзывчивый и впечатлительный ребенок внимательно наблюдает не только за событиями, происходящими в мире внешнем, но и за изменениями в своем внутреннем мире. Эта внимательность ко всем движениям собственной души помогает Николеньке справляться со многими проблемами, делать верные выводы. Мне кажется, что в будущем из Николеньки вырастет добрый, наблюдательный, отзывчивый и честный человек.
Какие проблемы обдумывал и осмыслял Николенька в эти годы?
Прав ли был автор, оценив этот период жизни как " пустыню отрочества"
Размышляли ли вы о симметрии? Попробуйте рассказать, как бы обсудили бы эту проблема с Николенькой.
Сразу после приезда в Москву Николенька ощущает перемены, происшедшие с ним. В его душе находится место не только собственным чувствам и переживаниям, но и состраданию чужому горю, умению понимать поступки других людей. Он сознает всю неутешность горя бабушки после смерти любимой дочери, до слез радуется, что находит в себе силы простить старшего брата после глупой ссоры. Еще одна поразительная для Николеньки перемена заключается в том, что он со стыдливостью замечает волнение, которое вызывает в нем двадцатипятилетняя горничная Маша. Николенька убежден в своей уродливости, завидует Володиной красоте и изо всех сил старается, хотя и безуспешно, убедить себя в том, что приятная наружность не может составлять всего счастья жизни. И Николенька пытается найти спасение в мыслях о гордом одиночестве, на которое, как ему кажется, он обречен.
Бабушке доносят, что мальчики играются с порохом, и, хотя это всего лишь безобидная свинцовая дробь, бабушка винит в недостаточности присмотра за детьми Карла Иваныча и настаивает на том, чтобы его заменили приличным гувернером. Николенька тяжело переживает расставание с Карлом Иванычем.
Триатлон 2/3
"Отрочество" символично начинается с путешествия. Наша жизнь - вся путешествие, но никакой другой период жизни не движется так стремительно, как тот самый переходный возраст. Детство завершается, а до взрослой жизни ещё далеко.
Снова необыкновенные пейзажи кисти Толстого, взрослые дела (управление бричкой, например) и первые взрослые вопросы. Богатые и бедные - противоречие, с которым неясно, что делать, как может вдруг нарушиться привычный порядок вещей из-за этого противоречия и придётся расстаться с любимым человеком. «Случалось ли вам, читатель, в известную пору жизни вдруг замечать, что ваш взгляд на вещи совершенно изменяется, как будто все предметы, которые вы видели до тех пор, вдруг повернулись к вам другой, неизвестной еще стороной?» И ребёнок стал видеть мир по-другому, оказалось, в нем живут другие люди со своими судьбами и мнениями. Так, наверно, и происходит взросление и Толстой даёт нам возможность немного подглядывать за этим процессом. Изменились девочки, изменился старший брат, отец, бабушка, учитель, весь мир и он сам.
Снова психологические наблюдения в форме правил: "... я убежден, что ничто не имеет такого разительного влияния на направление человека, как наружность его, и не столько самая наружность, сколько убеждение в привлекательности или непривлекательности ее." Склонность к анализу самого себя и окружающих возрастает в этой части. Автор препарирует все движения души, которые берётся описывать, и из всех происшествий делает выводы. Ко многим эпизодам хочется пригласить психоаналитика (история Карла Ивановича и его обреченность на несчастье с детства, борьба Николеньки со своей непривлекательностью, отношение к женскому полу и др). Толстой, правда, не дожидается чужого анализа своего текста и сам вводит в него умозаключения психологов о переходном возрасте. Очень точно описаны ощущения подростка и его убежденность во всеобщей нелюбви и даже ненависти, мысли о том, что он неродной своим родителям или отца, одиночество и истерическая близость к суициду.
И снова сжимается сердце - теперь от того, как могут взрослые быть такими бесчувственными и не понимать, как ребёнку тяжело, и предлагать на все случаи одно решение, - наказание. Со временем все забудется и сгладится, но почему просто не дать детям любви, когда они в ней так нуждаются. И тогда бы так не была важна для них чья-то похвала («Похвала так могущественно действует не только на чувство, но и на ум человека, что под ее приятным влиянием мне показалось, что я стал гораздо умнее, и мысли одна за другой с необыкновенной быстротой набирались мне в голову») и были бы они более независимы и счастливы в своей юной и взрослой жизни.
Нет страшней людей, чем взрослые, и Толстой это очень тонко показывает. Не знаю, нужно ли это всем читать. От рекомендаций воздержусь. Сама еду дальше - к Юности))
Верите ли вы в то, что Николенька обдумывал все вопросы, которые перечислены в этой главе? Понятны ли вам его мысли и чувства?
Автор сам предполагает, что читатели не поверят, что те вопросы, о которых он напишет в главе, были ему интересны в отрочестве. Назовем их: вопрос о назначении человека, о будущей жизни, о бессмертии души. При этом он считал, что именно он первый открывал великие и полезные истины.
Стоит подумать о том, не казалось ли каждому из нас, что именно мы открыли те или иные истины.
Каким образом Николенька хотел испытать свои нравственные силы? Зачем он это делал?
Николенька придумывал себе самые различные испытания: он стегал себя веревкой, чтобы закалить свою волю, держал в руках на весу тяжеленные словари (лексиконы), чтобы стать сильнее, вдруг бросал уроки, поскольку неизвестно, сколько продлится его жизнь и нужно пользоваться настоящим… Все эти способы проверки и испытания он проводил, прежде всего, чтобы закалить себя.
Размышляли ли вы о симметрии? Попробуйте обсудить эту проблему с Николенькой.
Не каждый шестиклассник может обсуждать проблемы симметрии. Однако каждый может вспомнить, как обсуждал эти вопросы Николенька. Так, для него вопрос о симметрии неожиданно перерос в вопрос о вечности и жизни человека. При этом он отвлекся и тут же стал размышлять о душе лошади-водовозки, которую он увидел из окна. Одной улыбки брата, заметившего его состояние, было достаточно, чтобы Николенька сделал вывод: "…все то, о чем я думал, была ужаснейшая гиль (бессмыслица)".
Понятно ли вам, что такое скептицизм? Как вы объясните, почему им увлекался Николенька?
Узнав о скептицизме, Николенька стал сомневаться в существовании всего, что было вокруг него. Он даже пытался увидеть… пустоту, если быстро оглянешься в противоположную сторону. Это увлечение поддерживалось и эгоизмом мальчика, поскольку давало ему право считать себя единственным во всем мире.
Справка. Скептицизм - философская позиция, которая характеризуется сомнением в существовании какого-либо надежного критерия истины.
Почему у подростка Николеньки "ум за разум заходил"?
Николенька считал, что в это время он со своими увлечениями философией скептицизма был близок к сумасшествию. Но автор - взрослый Николенька - видел, что размышления по сложным вопросам, которые были не по силам уму мальчика, только вызывали привычку к отвлеченным размышлениям, которые не приносят пользы. Именно от отвлеченных и непосильных размышлений у него "ум за разум заходил".
Согласны ли вы с тем, что Николенька делал философские открытия?
Сам Л. Н. Толстой понял, что никаких философских открытий ему в отрочестве сделать не удалось и едва ли они по силам и всякому взрослому, даже очень умному человеку. Став взрослым, автор написал: "…философские открытия, которые я делал, чрезвычайно льстили моему самолюбию: я часто воображал себя великим человеком…"
ГЛАВА II. ГРОЗА
Попробуйте точно определить, внимательно перечитывая текст, в каком месяце происходят события в начале повести «Отрочество».
Глава «Гроза» описывает конец весны — начало лета. Это описание до деталей точно. Читатель воспринимает состояние природы после весенней грозы — и краски, и запахи, и звуки: «…в мокрых кустах слышно хлопотливое движение маленьких птичек, и из середины рощи ясно
долетают звуки кукушки. Так обаятелен этот чудный запах леса после весенней грозы, запах березы, фиалки, прелого листа, сморчков, черемухи…» Все это в средней полосе России обычно происходит в конце мая — начале июня.
Очень точное и поэтичное описание грозы содержит ряд картин. Используйте их последовательность для рассказа о грозе:облака сбираются в одну большую, мрачную тучу; туча приближается, и «вся окрестность принимает мрачный характер»;гремит гром, и сверкают молнии, но пока еще нет дождя;
«дождь как из ведра»;
дождь кончается: «обаятелен этот чудный запах леса после весенней грозы».
Вот один из вариантов такого рассказа.
«Весенняя гроза Сначала на небе не было ни облачка, но вдруг появилась большая темно-лиловая туча и стала — без ветра! — догонять нас. В ней часто вспыхивают молнии и слышится слабый гул.
Но вот туча приблизилась и раздался гром. Наконец облака закрыли все небо, и за ними скрылось солнце. «Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный характер». «Молнии вспыхивают как будто в самой бричке».
Наконец «ослепительная молния, мгновенно наполняя огненным светом всю лощину, заставляет лошадей остановиться и, без малейшего промежутка, сопровождается таким оглушительным треском грома, что, кажется, весь свод небес рушится над нами».
И только после этого начинается «косой дождь как из ведра». Однако скоро он становится мельче и, наконец, прекращается. Снова светит солнце. Радостное чувство охватывает путников».
Варианты таких пересказов-описаний могут быть различными. В такой пересказ каждый ученик может включать свои воспоминания или пользоваться текстом повести Л.Н. Толстого.
Найдите фразу, которой кончается глава под названием «Гроза». Какие ощущения Николеньки передает такая концовка?
Для того чтобы передать ощущения, которые испытал Николенька, можно вспомнить несколько последних реплик:
«- Любочка! Катенька! — кричу я, подавая туда несколько веток черемухи, — посмотрите, как хорошо!
Девочки пищат, ахают; Мими кричит, чтобы я ушел, а то меня непременно раздавят.
— Да ты понюхай, как пахнет! — кричу я».
Как вы объясните, что лучшие описания природы у разных писателей связаны с ее грозными явлениями? Напомним: вы недавно читали описание зимнего бурана, а теперь познакомились с блестящим описанием весенней грозы.
Писатели воссоздают то, что особенно удивляет или занимает не только их, но и всех людей. Бури, смерчи, цунами, ураганы мы видим и на картинах, и в описаниях художественных произведений. Писатель не может не заметить ярких явлений природы: они и удивляют, и в то же время часто привлекают своеобразной, пусть и мрачной красотой. Кроме того, что они волнуют писателей и художников, появляется искреннее желание понять причины, вызывающие стихии. Поэтому художник часто является одновременно и творцом художественного произведения, и исследователем.
Вспомните стихотворения, которые посвящены ярким природным явлениям. Прочтите их наизусть. Сходна ли «Весенняя гроза» Ф. И. Тютчева с описанием грозы в повести Л. Н. Толстого? Если есть сходство, то в чем оно?
В «Весенней грозе» Ф. И. Тютчева изображено то же природное явление, о котором рассказывает Л. Н. Толстой. Но в стихотворении гроза весела и задорна, она не пугает, а только радует. Оба мастера художественного слова описали одни и те же этапы этого бурного явления природы: от начала, «раскатов молодых», до возвращения солнца, которое — опять! — золотит все вокруг. Но у Ф. И. Тютчева это веселый праздник природы, а у Л. Н. Толстого — грозное, но величественное явление, после которого природа опять полна сил и радости.
Найдите в тексте главы Гроза примеры эпитетов, метафор, гипербол и сравнений. Какое из художественных средств ярче всего помогает представить грозное явление?
Страшно-мрачная сторона горизонта; галки с растрепанными крыльями; оглушительный треск грома, что, кажется, весь свод небес рушится над нами; косой дождь… лил как из ведра; все мокро и блестит на солнце, как покрытое лаком; осиновая роща… как бы в избытке счастья…
Описание весенней грозы наполнено художественными приемами, которые помогают представить и даже пережить то, что описывает автор. В описании самых напряженных минут грозы более всего запоминаются гиперболы, помогающие представить себе масштаб потрясения тех, кто наблюдает это явление природы.
Опишите свои впечатления от ярких явлений природы, которые вам пришлось наблюдать.
Чаще всего ученики описывают грозу, поскольку все, конечно, ее не раз видели и пережили, а также потому, что в своем рассказе можно использовать приемы и даже целые выражения из текста Толстого.
Я внимательно смотрел на границу воды и неба — прямо на границе Черного моря — у самого горизонта. И вдруг увидел черную точку, которая возникла на самой этой границе. Вскоре черная точка увеличилась и поднялась над водой, но теперь это был высокий столб, который упирался в небо. Он стремительно мчался в сторону нашего берега, и, казалось, скоро захватит нашу пристань. Нам повезло — направление ветра изменилось, и мы уцелели».
ГЛАВА XI. ЕДИНИЦА
Почему глава названа «Единица»?
Названия глав повести «Отрочество» определяют их содержание. В этой главе рассказано о том, что Николенька не знал урока истории. Учитель спросил его. Как же он ответил? «Мне нечего было терять, я прокашлялся и начал врать все, что только мне приходило в голову». Что же мог сделать учитель? «Вдруг рука его сделала чуть заметное движение, и в графе появилась красиво начерченная единица и точка; другое движение — и в графе поведения другая единица и точка». Так возникла роковая отметка.
Почему Володя обманул гувернера по поводу отметки младшего брата?
Володя спасал брата, и он не сказал гувернеру, что Николеньке поставили единицу, потому что в этот день у них были гости. Если бы отец и бабушка узнали о такой отметке младшего сына, у них испортилось бы настроение и весь торжественный вечер пошел бы насмарку.
ГЛАВА XII. КЛЮЧИК
Какое задание дал отец Николеньке?
Отец послал Николеньку в свой кабинет, чтобы тот достал там конфеты, которые он хотел подарить имениннице.
Почему и это задание обернулось для него неудачей?
На этот раз Николеньку подвело праздное любопытство: он решил проверить, от чего самый маленький ключик, висевший на связке ключей. Он точно определил, что ключик от портфеля, отпер его, но, запирая, сломал ключик.
Когда герой произнес: «Чему быть, тому не миновать»? Так ли, как он, вы понимаете смысл этого выражения?
Николенька уже давно использовал это выражение во всех трудных минутах жизни. Он когда-то подслушал его у Николая, и оно «производило на меня благотворное, временно успокаивающее влияние». Но, наверное, было бы точнее считать смысл этого выражения таковым: обстоятельства сложились так, что уже ничего изменить нельзя и бесполезно пытаться что-то сделать.
Почему это высказывание названо в тексте фаталистическим? Что значит слово «фатализм»?
Фразу «Чему быть, тому не миновать» Николенька сказал сам себе. Эти слова значили, что все предопределено заранее и ничего изменить уже не удастся.
Справка. Фатализм (от латинского слова «фатум» — рок, судьба) — вера в то, что все события предопределены заранее.
ГЛАВА XIV. ЗАТМЕНИЕ
Как вы объясните вспышку ненависти и возмущения Николеньки? Почему Володя с ужасом и удивлением смотрит на его выходки?
Вспышка ненависти и возмущения затмила разум. Он не только не подчинился своему учителю, но и ударил его. Неудивительно, что умный и наблюдательный Володя «с ужасом и удивлением» смотрит на брата. Даже ему не понятны причины этих диких слов и выходок.
В конце главы, когда «затмение» полностью овладело Николенькой, его, яростно сопротивляющегося, взрослые дотащили и бросили в чулан. Последнее, что слышал бедный Николенька, были слова о розгах. Стоит заметить, что розги применяли не только в XIX веке, в 2004 году в британском парламенте ставился вопрос о наказании розгами в учебных заведениях Англии. Так что этот метод воспитания детей в наше время пока еще не ушел в прошлое.
ГЛАВА XV. МЕЧТЫ
Что кажется вам самым главным в описании отчаяния, которое охватило Николеньку?
Главным в этом описании было «воспоминание о несчастии, постигшем» Николеньку: он «снова входил в безвыходный лабиринт неизвестности о предстоящей участи, отчаяния и страха». Особенно пугала Николеньку неизвестность.
2. В чем герой искал причины всеобщей ненависти к себе, которая, как ему казалось, была очевидна?Николенька считал, что всеобщая ненависть к нему, которую он сам придумал и в которую сам поверил, была порождена тем, что он — несчастный подкидыш, а вовсе не родной сын своего отца. Придумав эту историю, он стал себя жалеть и при этом придумывать, какими же подвигами он прославит себя, чтобы люди вернули ему свою симпатию и любовь.
Попробуйте перечислить все варианты событий, которые представил Николенька в своих мечтах.
Вариант первый рисовал объяснение с отцом, который, оказывается, не родной, но при этом честный и благородный человек, который его жалеет и прощает.
Вариант второй осуществлялся уже в рядах военных. Николенька представил себя гусаром, который приносит победу родной армии. И генерал бросается ему на шею и благодарит за одержанную победу, а затем сам царь поздравляет его.
Вариант третий — это уже дерзкий разговор с самим Богом. Николенька дерзко спрашивает, «за что он наказывает меня?».
Вариант четвертый. Николенька воображает, что он непременно умрет, и все сорок дней после смерти будет слушать, как все в доме будут его жалеть. Он даже представляет свою умершую мать, с которой он встречается на небе…
Но очень скоро Николенька понимает, что продолжение мечтаний невозможно: «умственному взору моему представляется в настоящем только одна страшно мрачная, непроницаемая даль».
Бывало ли так, что и вас посещали подобные грустные мечты?
Некоторые ученики любят рассказывать о своих мечтах, другие стесняются такого рассказа. Однако чаще всего мальчики рассказывают о возможных, как им кажется, но совершенно нереальных воинских подвигах, а девочки — о своих успехах на конкурсах красоты. Будет хорошо, если ваши мечты будут воплощены в придуманном рассказе, созданном на основе отважных поступков любимых героев книг или кинофильмов.
ГЛАВА XVI. ПЕРЕМЕЛЕТСЯ, МУКА БУДЕТ
Что особенно угнетало Николеньку в его наказании?
Сначала Николеньку угнетало одиночество — ведь он один ночевал в чулане и с ним никто не общался, а потом то, что его заставили просить прощения у учителя, а этого он сделать не мог.
Кто поддержал его успокоительной пословицей? Почему пословица стала названием главы?
Успокоительную пословицу сказал слуга Николай. Она стала названием главы прежде всего потому, что помогает понять временный характер всех бед, которые обрушились на Николеньку.
Внимательно прочтите сцену с бабушкой. Как проявили в ней себя Николенька, его воспитатель и сама бабушка?
Каждый участник в сцене с бабушкой был по-своему прав и в то же время не прав. Николенька упрямился и не хотел признать свою грубость и ошибки, бабушка не могла понять, почему он не признает своих прегрешений, а воспитатель, как и Николенька, был раздражен и не мог справиться со своим гневом.
Перескажите разговор Николеньки с отцом. Решите, чем важна эта сцена для понимания состояния героя.
Отец поймал Николеньку, который пытался убежать из дома. Он сразу же стал его наказывать, схватив за ухо. Но наказание не затянулось, потому что отец очень быстро понял, в каком состоянии Николенька. Он выслушал его и, когда у мальчика начались конвульсии, отнес его в спальню. Эта сцена показывает, как велико отчаяние мальчика и как быстро отец сумел понять ту безысходность от ощущения одиночества и непонимания, которую переживал сын.
Почему Николенька утверждает, что все ненавидят его? В чем причина его заблуждения?
Николенька забыл о своих ошибках и проступках и искренне верил, что все ополчились против него без причины и стремятся наказать только по причине ненависти к нему. Такое заблуждение можно понять: каждый человек знает, как к нему относятся окружающие, но нередко неверно оценивает причины, которые вызвали такое отношение. Так, Николенька, который наделал множество глупостей — долго ленился, грубил, не делал уроки, — думал не о том, что и как сделал он, а с обидой думал только о том, как к нему относятся окружающие.
Стоит прочесть последние строки этой главы и станет ясно, что беды Николеньки позади: «Я заснул. Когда я проснулся, было уже очень поздно, одна свечка горела около моей кровати, и в комнате сидели наш домашний доктор, Мими и
Любочка. По лицам их заметно было, что они боялись за мое здоровье. Я же чувствовал себя так хорошо и легко после двенадцатичасового сна, что сейчас бы вскочил с постели, ежели бы мне не неприятно было расстроить их уверенность в том, что я очень болен».
ГЛАВА XIX. ОТРОЧЕСТВО
Верите ли вы в то, что Николенька обдумывал все вопросы, которые перечислены в этой главе? Понятны ли вам его мысли и чувства?
Автор сам предполагает, что читатели не поверят, что те вопросы, о которых он напишет в главе, были ему интересны в отрочестве. Назовем их: вопрос о назначении человека, о будущей жизни, о бессмертии души. При этом он считал, что именно он первый открывал великие и полезные истины.
Стоит подумать о том, не казалось ли каждому из нас, что именно мы открыли те или иные истины.
Каким образом Николенька хотел испытать свои нравственные силы? Зачем он это делал?
Николенька придумывал себе самые различные испытания: он стегал себя веревкой, чтобы закалить свою волю, держал в руках на весу тяжеленные словари (лексиконы), чтобы стать сильнее, вдруг бросал уроки, поскольку неизвестно, сколько продлится его жизнь и нужно пользоваться настоящим… Все эти способы проверки и испытания он проводил, прежде всего, чтобы закалить себя.
Размышляли ли вы о симметрии? Попробуйте обсудить эту проблему с Николенькой.
Не каждый шестиклассник может обсуждать проблемы симметрии. Однако каждый может вспомнить, как обсуждал эти вопросы Николенька. Так, для него вопрос о симметрии неожиданно перерос в вопрос о вечности и жизни человека. При этом он отвлекся и тут же стал размышлять о душе лошади-водовозки, которую он увидел из окна. Одной улыбки брата, заметившего его состояние, было достаточно, чтобы Николенька сделал вывод: «…все то, о чем я думал, была ужаснейшая гиль (бессмыслица)».
Понятно ли вам, что такое скептицизм? Как вы объясните, почему им увлекался Николенька?
Узнав о скептицизме, Николенька стал сомневаться в существовании всего, что было вокруг него. Он даже пытался увидеть… пустоту, если быстро оглянешься в противоположную сторону. Это увлечение поддерживалось и эгоизмом мальчика, поскольку давало ему право считать себя единственным во всем мире.
Справка. Скептицизм — философская позиция, которая характеризуется сомнением в существовании какого-либо надежного критерия истины.
Почему у подростка Николеньки «ум за разум заходил»?
Николенька считал, что в это время он со своими увлечениями философией скептицизма был близок к сумасшествию. Но автор — взрослый Николенька — видел, что размышления по сложным вопросам, которые были не по силам уму мальчика, только вызывали привычку к отвлеченным размышлениям, которые не приносят пользы. Именно от отвлеченных и непосильных размышлений у него «ум за разум заходил».