Презентация "Внимание" по психологии – проект, доклад. Внимание как познавательный процесс Презентация на тему свойства внимания его функции






Вид внимания, при котором отсутствует сознательный выбор направления и регуляции. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. В основе него лежат неосознаваемые установки человека. Возникновение непроизвольного внимания может быть вызвано особенностью воздействующего раздражителя, а также обусловливаться соответствием этих раздражителей прошлому опыту или психическому состоянию человека.


O Неожиданность раздражителя. o Относительная сила раздражителя. o Новизна раздражителя. o Движущиеся предметы.(Т. Рибо выделил именно этот фактор, считая, что в результате целенаправленной активизации движений происходит концентрация и усиление внимания на предмете.)Т. Рибо o Контрастность предметов или явлений. o Внутреннее состояние человека.


Физиологическим механизмом произвольного внимания служит очаг оптимального возбуждения в коре мозга, поддерживаемый сигналами, идущими от второй сигнальной системы. Психологической особенностью произвольного внимания является сопровождение его переживанием большего или меньшего волевого усилия, напряжения, причем длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение.второй сигнальной системы волевого усилия




Вид внимания, при котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания. Связано с образованием новой установки, связанной в большей мере с актуальной деятельностью, нежели с предшествующим опытом человека.




O внешнее внимание (сенсорно-перцептивное) обращено на объекты внешнего мира. Необходимое условие познания и преобразования внешнего мира o внутреннее внимание (интеллектуальное) обращено на объекты субъективного мира человека. Необходимое условие самопознания и самовоспитания o моторное внимание.


O Концентрация удержание внимания на каком-либо объекте. Такое удержание означает выделение «объекта» в качестве некоторой определённости, фигуры, из общего фона. o Объём это количество объектов, которые охватываются вниманием, одномоментной, одновременно. Объём внимания обычно колеблется у взрослых в пределах от 4 до 6 объектов, у школьников (в зависимости от возраста) от 2 до 5 объектов. Человек с большим объёмом внимания может заметить больше предметов, явлений, событий. o Устойчивость Наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрывать в том предмете, на который оно направлено, новые стороны и связи. o Переключаемость–сознательное и осмысленное, преднамеренное и целенаправленное, обусловленное постановкой новой цели, изменение направления сознания с одного предмета на другой. o Распределение–способность выдерживать в центре внимания несколько разнородных объектов или субъектов.


Внимание – это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления, т.е. формально внимание можно определить как процесс, который обеспечивает избирательное восприятие, переработку, запоминание и использование человеком сенсорной информации: ощущений, образов, мыслей, переживаний и т.п.






Функции внимания Избирательность познавательных процессов. Социальная функция


Первые недели – месяцы жизни. Появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака, наличие непроизвольного и непосредственного внимания ребенка.


Конец первого года жизни – начало второго года. Возникновение ориентировочно – исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания. В это время ребенок не просто реагирует на новые впечатления, а сам активно ищет их. Обнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого.


Второй - третий год жизни. Хорошее развитие указанных выше форм внимания, начало активного пользования самим ребенком предложенными ему средствами для того, чтобы управлять вниманием взрослых.


Четыре с половиной - шесть лет. Появление у ребенка способности направлять свое внимание на что-либо под влиянием сложной речевой инструкции взрослого человека или символьных средств. В это время у детей появляется эгоцентрическая речь. Внутренним средством управления вниманием ребенка становится внутренняя речь.


Школьный возраст. Дальнейшее развитие и совершенствование произвольного и опосредствованного внимания на основе внутренней речи и более совершенных внешних средств.


Нарушения внимания. Гипопрозексия Разнообразные варианты ослабления внимания. Гиперпрозексия Парапрозексия Внимание усилено, причем часто за счет односторонней его направленности. Извращение внимания, которое чаще понимается как его сосредоточение на объектах патологического характера (бред, галлюцинации).



1. Что такое внимание Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо объекте или деятельности при отвлечении от всего остального.

2. Виды внимания В зависимости от наличия сознательного выбора направления и регуляции выделяют произвольное, непроизвольное и послепроизвольное внимание.

2. Произвольное внимание – возникает, если в деятельности человек ставит перед собой определённую задачу и вырабатывает программу действий(внимание с участием воли). Указания со стороны, собственная инструкция, намерение (в виде внутренней речи) создают возможность произвольного внимания, которое играет огромную роль в жизни человека. Ведь далеко не все, что необходимо делать человеку, представляет для него непосредственный интерес. v Условия поддержания произвольного внимания Осознание долга и обязанности в выполнении данной деятельности Большое значение имеет осознание важности, общественной значимости цели деятельности. v Благоприятные условия для деятельности, т. е. исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей (телевизионные передачи, интересный рассказ, читаемый по радио, громкая музыка, шум). v v v Привычные условия работы Возникновение затруднений Возникновение косвенных интересов Сама деятельность, которую выполняет индивид, может и не вызывать непосредственного интереса, но у него существует устойчивый интерес к результату деятельности. v Отчетливое понимание конкретной задачи выполняемой деятельности.

3. Послепроизвольное внимание возникает на основе произвольного внимания, после него. Если в деятельности интересным и значимым для личности становится содержание и сам процесс деятельности, а не только результат, возникает послепроизвольное внимание. Деятельность так захватывает человека, что для поддержания внимания уже не требуется волевых усилий.

3. Свойства внимания 1. Устойчивость внимания 2. Сосредоточенность (концентрация внимания) 3. Переключаемость 4. Распределение внимания 5. Объём внимания Прежде всего, внимание характеризуется тем, насколько оно сильно, напряжённо, насколько сконцентрировано на объекте, насколько человеку удаётся отвлечься от посторонних раздражителей. Соответствующее свойство называют сосредоточенностью внимания. Но ведь важно не только это. Важно и то, как долго человек может поддерживать внимание, т. е. устойчивость внимания. Важно оценить внимание и с точки зрения его широты - насколько широко охватывает оно предметы и явления. Соответственно различают такие два свойства внимания, как его объём и распределение. И наконец, важно знать, насколько гибко внимание, как быстро оно может переключаться с одного объекта на другой.

1. Устойчивость внимания – способность в течение длительного 2. Сосредоточенность внимания проявляется в различиях, которые 3. Переключаемость – перевод внимания с одного объекта. времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете или деятельности (временная характеристика). Устойчивость внимания сохраняется в активной и разнообразной практической деятельности с предметом, в активной умственной деятельности. Устойчивое внимание сохраняется в такой деятельности, которая дает положительные результаты, особенно после преодоления трудностей, что вызывает положительные эмоции. имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и при отвлечении от всего остального. Сосредоточенность внимания обычно связана с глубоким, действенным интересом к деятельности, какому-нибудь событию или факту. Если человек полностью поглощён делом, не отвлекается ни на минуту, не замечает, как течет время, не реагирует на телефонные звонки, его можно окликнуть, позвать обедать - он не отвечает, а порой даже и не слышит. В этом случае говорят о большой силе его сосредоточенного внимания. на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. В переключении внимания ярко проявляются индивидуальные особенности человека - некоторые люди могут быстро переходить от одной деятельности к другой, а другие - медленно и с трудом. Переключение внимания всегда сопровождается некоторым нервным напряжением, которое выражается в волевом усилии

4. Распределение внимания – способность рассредоточить внимание на значительном пространстве и параллельно выполнять несколько видов деятельности (слушать и писать, писать и говорить). При каких условиях две работы могут успешно выполняться в одно и то же время? Только в том случае, если обе деятельности или, по крайней мере, одна из них настолько освоена, привычна, легка, что не требует сосредоточенного внимания, выполняется человеком очень свободно, лишь незначительно контролируется и регулируется им. В центре внимания человека только одна основная деятельность, другая же занимает относительно малую часть внимания, она находится не в центре внимания, а на его периферии. 5. Объём внимания – количество информации, которое способно одновременно находиться в сфере повышенного внимания. Указание на одномоментность здесь важно, потому что наше внимание обычно может очень быстро переходить от одного объекта к другому, что создает иллюзию большого объема внимания. Важно уметь, объединять предметы в одно целое, воспринимать их целыми комплексами.

4. Функции внимания Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный момент времени представляется наиболее важным для организма, для реализации интересов личности. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности - словом, качество и результаты функционирования всей познавательной активности. Для перцептивных процессов внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображений. Для человеческой памяти внимание выступает как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти. Для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи. В системе межчеловеческих отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. О внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнёре по общению. Внимательный человек лучше и успешнее обучается, большего достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.