Разбор 7 задания ЕГЭ 2017 года по информатике из проекта демоверсии. Это задание базового уровня сложности. Примерное время выполнения задания 3 минуты.
Проверяемые элементы содержания: знание технологии обработки информации в электронных таблицах и методов визуализации данных с помощью диаграмм и графиков. Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ: Математическая обработка статистических данных. Использование инструментов решения статистических и расчетно-графических задач.
Задание 7:
Дан фрагмент электронной таблицы. Из ячейки A2 в ячейку B3 была скопирована формула. При копировании адреса ячеек в формуле автоматически изменились. Запишите в ответе числовое значение формулы в ячейке B3.
Примечание: знак $ обозначает абсолютную адресацию.
Ответ: ________
Наша формула =C$2+D$3
в ячейке А2
содержит две смешанные ссылки.
- в первой С$2
- адрес строки 2 не меняется при копировании
- во второй D$3
- не меняется адрес строки 3 при копировании
Наша формула =C$2+D$3
была скопирована из ячейки А2
в ячейку B3
.
— сместилась на один столбец вправо (увеличилась на один столбец)
— сместилась на одну строку вниз (увеличилась на одну строку)
Следовательно после копирования формула =C$2+D$3 , примет вид =D$2+E$3 .
Вычисление этого выражения дает следующий результат: 70+5=75 .
Для эффективной подготовки по информатике для каждого задания дан краткий теоретический материал для выполнения задачи. Подобрано свыше 10 тренировочных заданий с разбором и ответами, разработанные на основе демоверсии прошлых лет.
Изменений в КИМ ЕГЭ 2019 г. по информатике и ИКТ нет.
Направления, по которым будет проведена проверка знаний:
- Программирование;
- Алгоритмизация;
- Средства ИКТ;
- Информационная деятельность;
- Информационные процессы.
Необходимые действия при подготовке :
- Повторение теоретического курса;
- Решение тестов по информатике онлайн ;
- Знание языков программирования;
- Подтянуть математику и математическую логику;
- Использовать более широкий спектр литературы – школьной программы для успеха на ЕГЭ недостаточно.
Структура экзамена
Длительность экзамена – 3 часа 55 минут (255 минут), полтора часа из которых рекомендовано уделить выполнению заданий первой части КИМов.
Задания в билетах разделены на блоки:
- Часть 1 - 23 задания с кратким ответом.
- Часть 2 - 4 задачи с развернутым ответом.
Из предложенных 23 заданий первой части экзаменационной работы 12 относятся к базовому уровню проверки знаний, 10 – повышенной сложности, 1 – высокому уровню сложности. Три задачи второй части высокого уровня сложности, одна – повышенного.
При решении обязательна запись развернутого ответа (произвольная форма).
В некоторых заданиях текст условия подан сразу на пяти языках программирования – для удобства учеников.
Баллы за задания по информатике
1 балл - за 1-23 задания
2 балла - 25.
З балла - 24, 26.
4 балла - 27.
Всего: 35 баллов.
Для поступления в технический вуз среднего уровня, необходимо набрать не менее 62 баллов. Чтобы поступить в столичный университет, количество баллов должно соответствовать 85-95.
Для успешного написания экзаменационной работы необходимо четкое владение теорией
и постоянная практика в решении
задач.
Твоя формула успеха
Труд + работа над ошибками + внимательно читать вопрос от начала и до конца, чтобы избежать ошибок = максимальный балл на ЕГЭ по информатике.
Microsoft Excel (в дальнейшем просто - Excel) - это программа выполнения расчетов и управления так называемыми электронными таблицами.
Excel позволяет выполнять сложные расчеты, в которых могут использоваться данные, расположенные в разных областях электронной таблицы и связанные между собой определенной зависимостью. Для выполнения таких расчетов в Excel существует возможность вводить различные формулы в ячейки таблицы. Excel выполняет вычисления и отображает результат в ячейке с формулой.
Важной особенностью использования электронной таблицы является автоматический пересчет результатов при изменении значений ячеек. Excel также может строить и обновлять графики, основанные на введенных числах.
Адрес ячейки в электронных таблицах состоит из имени столбца и следующего за ним номера строки, например, C15.
Для написания формул используют адреса ячеек и знаки арифметических операций (+, -, *, /, ^). Формула начинается знаком =.
В Excel предусмотрены стандартные функции, которые могут быть использованы в формулах. Это математические, логические, текстовые, финансовые и другие функции. Однако, на экзамене Вам могут встретиться только самые простые функции: СЧЕТ (количество непустых ячеек), СУММ (сумма), СРЗНАЧ (среднее значение), МИН (минимальное значение), МАКС (максимальное значение).
Диапазон ячеек обозначается следующим образом: A1:D4 (все ячейки прямоугольника от A1 до D4.
Адреса ячеек бывают относительными, абсолютными и смешанными.
Они по-разному ведут себя при копировании формулы из ячейки в ячейку.
Относительная адресация:
Если в ячейке B2 мы напишем формулу =D1+3, то таблица воспримет это как «взять значение ячейки на две правее и на одну выше текущей, и прибавить к нему 3».
Т.е. адрес D1 воспринимается таблицей, как положение относительно ячейки, куда вводится формула. Такой адрес называется относительным. При копировании такой формулы в другую ячейку, таблица автоматически пересчитает адрес относительно нового расположения формулы:
Абсолютная адресация:
Если нам не нужно, чтобы адрес пересчитывался при копировании формулы, мы можем его «закрепить» в формуле - поставить знак $ перед буквой и индексом ячейки: =$D$1+3. Такой адрес называется абсолютным. Такая формула не будет изменяться при копировании:
Смешанная адресация:
Если же мы хотим, чтобы при копировании формулы автоматически пересчитывался, к примеру, только индекс ячейки, а буква оставалась неизменной, мы можем «закрепить» в формуле только букву (или наоборот): =$D1+3. Такой адрес называется смешанным. При копировании формулы будет меняться только индекс в адресе ячейки:
Электронные таблицы. Копирование формул.
Пример 1.
В ячейке C2 записана формула =$E$3+D2 . Какой вид приобретет формула, после того как ячейку C2 скопируют в ячейку B1?
1) =$E$3+C1 2) =$D$3+D2 3) =$E$3+E3 4) =$F$4+D2
Решение:
Место расположения формулы меняется с C2 на B1, т.е. формула сдвигается на одну ячейку влево и на одну ячейку вверх (буква «уменьшается» на единицу и индекс уменьшается на единицу). Значит, так же изменятся все относительные адреса, а абсолютные (закрепленные знаком $) останутся неизменными:
=$E$3+С1.
Ответ: 1
Пример 2.
В ячейке В11 электронной таблицы записана формула. Эту формулу скопировали в ячейку А10. В результате значение в ячейке А10 вычисляется по формуле х-Зу , где х - значение в ячейке С22, а у - значение в ячейке D22. Укажите, какая формула могла быть написана в ячейке В11.
1) =C22-3*D22 2) =D$22-3*$D23 3) =C$22-3*D$22 4) =$C22-3*$D22
Решение:
Проанализируем поочередно каждую формулу:
Место расположения формулы меняется с B11 на A10, т.е. буква «уменьшается» на 1 и индекс уменьшается на 1.
Тогда при копировании формулы изменятся следующим образом:
Условию задачи соответствует формула 2).
Ответ: 2
Электронные таблицы. Определение значения формулы.
Пример 3.
Дан фрагмент электронной таблицы:
В ячейку D1 введена формула =$А$1*В1+С2 , а затем скопирована в ячейку D2. Какое значение в результате появится в ячейке D2?
1) 10 2) 14 3) 16 4) 24
Решение:
Место расположения формулы меняется с D1 на D2, т.е. буква не меняется, а индекс увеличивается на 1.
Значит, формула примет вид: =$А$1*В2+С3. Подставим в формулу числовые значения ячеек:1*5+9=14. Правильный ответ указан под номером 2.
Ответ: 2
Пример 4.
В электронной таблице значение формулы =СРЗНАЧ(A 6: C 6) равно (-2 ). Чему равно значение формулы =СУММ(A 6: D 6) , если значение ячейки D6 равно 5?
1) 1 2) -1 3) -3 4) 7
Решение:
По определению среднего значения:
СРЗНАЧ(A 6: C 6) = СУММ(A 6:С6)/3 = -2
Значит, СУММ(A 6:С6) = -6
СУММ(A 6: D 6) = СУММ(A 6:С6)+ D 6 = -6+5 = -1
Ответ: 2
Электронные таблицы и диаграммы.
Пример 5.
Дан фрагмент электронной таблицы в режиме отображения формул.
После выполнения вычислений построили диаграмму по значениям диапазона A1:D1. Укажите полученную диаграмму:
Решение:
Вычислим по формулам значения ячеек A1:D1.
Этим данным соответствует диаграмма 3.
Ответ: 3
7.1 (ege.yandex.ru-1) Дан фрагмент электронной таблицы:
Решение:
Из второго уравнения находим: С1=3. Проверим, что это значение подходит и для первого уравнения:
2*(4-3) = 2*1 =2
Ответ: 3
7.2 (ege.yandex.ru-2) Дан фрагмент электронной таблицы:
Какое целое число должно быть записано в ячейке C1, чтобы круговая диаграмма, построенная для диапазона A2:С2, соответствовала рисунку? Известно, что все значения диапазона, по которым построена диаграмма, имеют один и тот же знак.
Решение : Диаграмма построена по значениям трех ячеек: A2, B2, C2. Из круговой диаграммы видно, что эти значения соотносятся как 1:1:1. Поскольку значения ячеек A1 и B1 известны, заполним диапазон A2:C2 значениями вместо формул (там, где это возможно):
Так как значения во всех ячейках диапазона A2:C2 должны быть равны, то для величины С1 получаем два уравнения:
Из второго уравнения находим: С1=2. Проверим, что это значение подходит и для первого уравнения:
Ответ : 2
7.3 (ege.yandex.ru-3) Дан фрагмент электронной таблицы:
Какое целое число должно быть записано в ячейке B1, чтобы круговая диаграмма, построенная для диапазона A2:С2, соответствовала рисунку? Известно, что все значения диапазона, по которым построена диаграмма, имеют один и тот же знак.
Решение 1: Диаграмма построена по значениям трех ячеек: A2, B2, C2. Из круговой диаграммы видно, что эти значения соотносятся как 2:1:1, при этом неизвестно, какая ячейка соответствует какому сектору диаграммы. Упростим формулы, учитывая, что мы знаем значение для ячейки A1:
Из формулы в ячейке C2 видно, что значения B2 и C2 различны. Поэтому A2 = B2. Это дает нам уравнение для B1:
3-B1 = (3*B1+3)/3
Решаем уравнение.
Ответ: 1
Решение 2 (похожие рассуждения, немного короче): Диаграмма построена по значениям трех ячеек: A2, B2, C2. Из круговой диаграммы видно, что эти значения соотносятся как 2:1:1, при этом неизвестно, какая ячейка соответствует какому сектору диаграммы. Из формулы в ячейке C2 видно, что значения B2 и C2 различны. Поэтому A2 = B2. Учитывая, что C1 = A1+1 = 2+1 =3, получаем уравнение для B1
3-B1 = (3*B1+3)/3
Решаем уравнение.
Проверим себя – найдем значения во всех ячейках таблицы
Ответ: 1
7.4 (ege.yandex.ru-4) Дан фрагмент электронной таблицы:
Какое целое число должно быть записано в ячейке A1, чтобы круговая диаграмма, построенная для диапазона A2:С2, соответствовала рисунку? Известно, что все значения диапазона, по которым построена диаграмма, имеют один и тот же знак.
Решение : Диаграмма построена по значениям трех ячеек: A2, B2, C2. Из круговой диаграммы видно, что эти значения соотносятся как Х:1:1, где Х примерно равно 4. При этом неизвестно, какая ячейка соответствует какому сектору диаграммы. Упростим формулы в таблице, учитывая, что C1=2. Получим:
Так как B2 > C2, то должно быть выполнено A2=C2. Получаем:
откуда A1=7.
Ответ: 7
7.5 (ege.yandex.ru-5) Дан фрагмент электронной таблицы:
Какое целое число должно быть записано в ячейках B1, чтобы круговая диаграмма, построенная для диапазона A2:С2, соответствовала рисунку? Известно, что все значения диапазона, по которым построена диаграмма, имеют один и тот же знак.
Решение: Диаграмма построена по значениям трех ячеек: A2, B2, C2. Из круговой диаграммы видно, что эти значения соотносятся как 2:1:1. То есть, одно из значений (большее) отличается от других, а два меньших значения равны между собой. При этом неизвестно, какая ячейка соответствует какому сектору диаграммы. Упростим формулы в таблице, учитывая, сто A1=4. Получим:
Посмотрим на формулу =B2+4 в ячейке C2. Видно, что значение в ячейке C2 на 4 больше, чем значение в ячейке B2. Другими словами, значения в ячейках B2 и C2 различны, при этом C2 > B2. Значит С2 - большее из трех чисел, а A2 = B2 - два меньших. При этом из диаграммы видно, что C2 в два раза больше, чем A2 и B2. Поэтому выполнено:
Это дает нам для определения значений B1 и C1 систему из двух уравнений:
B1-C1+4 = 2*(B1-C1)
Из 1-го уравнения: B1 = 5*C1. Подставляем во 2-е уравнение:
5*C1 – C1 + 4 = 2*(5*C1-C1)
Следовательно, B1=5. Делаем проверку – вычисляем значения для всех ячеек:
Урок посвящен тому, как решать 7 задание ЕГЭ по информатике
7-я тема — «Электронные таблицы Excel»- характеризуется, как задания базового уровня сложности, время выполнения – примерно 3 минуты, максимальный балл — 1
* Некоторые изображения страницы взяты из материалов презентации К. Полякова
Типы ссылок в ячейках
Формулы, записанные в ячейках таблицы, бывают относительными , абсолютными и смешанными .
Стандартные функции Excel
В ЕГЭ встречаются в формулах следующие стандартные функции:
- СЧЕТ — количество непустых ячеек,
- СУММ — сумма,
- СРЗНАЧ — среднее значение,
- МИН — минимальное значение,
- МАКС — максимальное значение
В качестве параметра функции везде указывается диапазон ячеек: МИН(А2:А240)
Построение диаграмм
Решение заданий ЕГЭ по информатике
Рассмотрим, как решается задание 7 ЕГЭ по информатике.
Анализ диаграмм
7_1:
Какая из диаграмм правильно отражает соотношение общего количества участников (из всех трех регионов) по каждому из предметов тестирования?
✍ Решение:
- столбчатая диаграмма позволяет определить числовые значения. Так, например, в Татарстане по биологии количество участников 400 и т.п. Найдем с помощью нее общее количество участников со всех регионов по каждому предмету. Для этого посчитаем значения абсолютно всех столбцов в диаграмме:
Результат: 1
Предлагаем посмотреть подробный разбор данного 7 задания на видео:
7_2:
На диаграмме отображено количество участников тестирования по предметам в разных регионах России.
Какая из диаграмм правильно отражает соотношение количества участников тестирования по истории в регионах?
✍ Решение:
Результат: 2
Подробный разбор задания смотрите на видео:
Копирование формул
7_3: ЕГЭ по информатике 2016, «Типовые тестовые задания по информатике», Крылова С.С., Чуркиной Т.Е. Вариант 2.:
Дан фрагмент электронной таблицы.
Из ячейки A3
в ячейку С2
С2
?
✍ Решение:
Результат: 180
Разбор данного 7 задания смотрите на видео:
7_4: ЕГЭ по информатике 2017, «Типовые тестовые задания по информатике», Крылова С.С., Чуркиной Т.Е. Вариант 5:
A3
в ячейку E2
была скопирована формула. При копировании адреса ячеек автоматически изменились.
Каким стало числовое значение формулы в ячейке E2
?
✍ Решение:
- Рассмотрим формулу в ячейке A3 : = $E$1*A2 . Знак доллара означает абсолютную адресацию: при копировании формулы буква или цифра, стоящая рядом с долларом, не изменится. То есть в нашем случае сомножитель $E$1 так и останется в формуле при копировании.
- Поскольку копирование осуществляется в ячейку E2 , необходимо посчитать на сколько столбцов вправо переместится формула: на 5 столбцов (от A до E ). Соответственно, и в сомножителе A2 буква A заменится на E .
- Теперь посчитаем на сколько строк вверх сместится при копировании формула: на одну (c A3 на E2 ). Соответственно и в сомножителе A2 цифра 2 заменится на 1 .
- Получим формулу и посчитаем результат: =$E$1*E1 = 1
Результат: 1
7_5: 7 задание. Демоверсия ЕГЭ 2018 информатика:
Дан фрагмент электронной таблицы. Из ячейки B3
в ячейку A4
была скопирована формула. При копировании адреса ячеек в формуле автоматически изменились.
Каким стало числовое значение формулы в ячейке A4
?
Примечание: знак $ обозначает абсолютную адресацию.
✍ Решение задания 7:
- Знак доллара $ означает абсолютную адресацию:
- $ перед буквой означает фиксацию столбца: т.е. при копировании формулы название столбца меняться не будет;
- $ перед цифрой означает фиксацию строки: при копировании формулы название строки меняться не будет.
- В нашем случае меняться не будут выделенные буквы и цифры: = $C 2 + D$3
- Копирование же формулы на один столбец влево, означает, что буква D (в D$3) должна поменяться на предшествующую ей C . При копировании формулы вниз на одну строку, значение 2 (в $C2) меняется на 3 .
- Получаем формулу:
Результат: 600
Подробное решение данного 7 задания из демоверсии ЕГЭ 2018 года смотрите на видео:
Какая формула была записана
7_6: 7 задание ЕГЭ. Задание 6 ГВЭ 11 класс 2018 год (ФИПИ)
Коле нужно с помощью электронных таблиц построить таблицу значений формулы 5х–3у
для значений х
и у
от 2
до 5
. Для этого сначала в диапазонах В1:Е1
и А2:А5
он записал числа от 2
до 5
. Затем в ячейку В2
записал формулу (А2 – значение х; В1 – значение у), после чего скопировал её во все ячейки диапазона B2:E5
. В итоге получил таблицу, представленную ниже.
Какая формула была записана в ячейке В2
?
Примечание: знак $ используется для обозначения абсолютной адресации.
Варианты:
1)=5*$A$2–3*$B$1
2)=5*$A2–3*B$1
3)=5*A$2–3*$B1
4)=5*A2–3*$B$1
✍ Решение:
- Мысленно представим копирование ячейки с формулой отдельно по горизонтали и по вертикали.
- В формуле ссылка на столбец А не должна менять букву при копировании, значит, перед ней необходимо поставить знак $ :
По горизонтали:
По вертикали:
Результат: 2
Значение формулы СУММ или СРЗНАЧ
7_7: ЕГЭ по информатике задание 7 (пример задания P-00, Поляков К.)
За
Как изменится значение ячейки C3
, если после ввода формул переместить содержимое ячейки B2
в B3
?
(«+1»
означает увеличение на 1
, «-1»
означает уменьшение на 1
):
Варианты:
1) -2
2) -1
3) 0
4) +1
✍ Решение:
-
Проанализируем данные электронной таблицы до перемещения:
- В ячейке C2 будет находиться число 4 , так как функция СЧЁТ подсчитывает количество непустых ячеек указанного диапазона.
- В ячейке С3 будет находиться число 3 :
Теперь посмотрим, что произойдет после перемещения:
(нужно не забывать, что функция СРЗНАЧ не учитывает пустые ячейки, поэтому ячейка B2 не учтена).
Результат: 2
Подробное решение задания на видео:
7_8:
В электронной таблице значение формулы =СРЗНАЧ(С2:С5) равно 3 .
Чему равно значение формулы =СУММ(С2:С4) , если значение ячейки С5
равно 5
?
✍ Решение:
- Функция СРЗНАЧ предназначена для вычисления среднего арифметического значения указанного диапазона ячеек. Т.е. в нашем случае среднее значение ячеек C2, C3, C4, C5.
- Результат функции =СРЗНАЧ(С2:С5) задан по условию, подставим его в формулу:
Результат: 7
Подробное решение смотрите на видео:
Какое число должно быть записано в ячейке
7_9: ЕГЭ по информатике 2017 задание ФИПИ вариант 7 (Крылов С.С., Чуркина Т.Е.):
Дан фрагмент электронной таблицы:
А1
, чтобы диаграмма, построенная по значениям ячеек А2:С2
, соответствовала рисунку?
Известно, что все значения ячеек из рассматриваемого диапазона неотрицательны.
✍ Решение:
- Имеем круговую диаграмму, которая отображает доли отдельных составляющих в общей сумме. По изображению диаграммы можно судить о том, что, скорее всего, значения во всех ячейках формулы должны быть равны (секторы диаграммы визуально равны).
- A1 -> x :
Результат: 5
Для более детального разбора предлагаем посмотреть видео решения данного 7 задания ЕГЭ по информатике:
Рассмотрим еще один пример решения 7 задания ЕГЭ по информатике:
7_10: ЕГЭ по информатике 2017 задание 7 ФИПИ вариант 15 (Крылов С.С., Чуркина Т.Е.):
Дан фрагмент электронной таблицы:
Какое целое число должно быть записано в ячейке C1
, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек А2:С2
соответствовала рисунку?
Известно, что все значения диапазона, по которым построена диаграмма, имеют один и тот же знак.
✍ Решение:
- Круговая диаграмма отображает доли отдельных частей в общей сумме. В нашем случае в диаграмме отражаются результаты вычисления формул в ячейках А2:С2
- По диаграмме можно судить о том, что, скорее всего, полученные значения в формулах во всех ячейках должны быть равны (секторы диаграммы визуально равны).
- Получим выражения из формул ячеек, подставив вместо С1 -> x :