Мы живем в многонациональной стране. Быть русским – значит жить в многонациональной стране. Основные понятия - нация и национальность

Рыжкова Анна

Сочинение - эссе

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 39

С углубленным изучением отдельных предметов» города Чебоксары Чувашской Республики.

Сочинение – эссе

на тему:

«Мы – граждане многонациональной России»

выполнила учащаяся 10 Ю класса

Рыжкова Анна

Руководитель: Егорова Н.А.

Учитель обществознания, экономики, права

МБОУ «СОШ № 39» г. Чебоксары ЧР.

Чебоксары, 2014 год.

Мы – граждане многонациональной России


Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

(Государственный гимн Российской Федерации)

Славься, Отечество наше свободное,

Дружбы народов надёжный оплот!

Партия Ленина - сила народная

Нас к торжеству коммунизма ведёт!

(Государственный гимн СССР)

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(преамбула Конституции РФ)

Россия многонациональная страна. По данным переписи 2010 года в ней проживает 193 народа и народности, говорящие на 171 языке. В государственной системе образования используется 89 национальных языков, то есть и в школах преподаётся 89 национальных языков. Большинство национальностей, проживающих на территории России, являются коренными, то есть это народы, которые обитали на своих территориях до прихода туда переселенцев из других мест. Таких народов в России подавляющее большинство.

Во время становления и развития Российского государство происходило постоянное присоединение территорий и разноязычного населения. Самые значительные приращения первого периода связаны со второй половиной XVI века. К концу столетия население выросло с 5-6 млн. до 10 млн., а этнический состав значительно усложнился. В состав страны вошли мари, мещера, югра, коми, башкиры, ногайцы, кумыки, кабардинцы, татары, чуваши, мордва, удмурты, ненцы, карелы, саамы, вепсы и ряд других народов. На втором этапе (рубеж XVII-XVIII вв.) перечень народов России пополнился многими сравнительно немногочисленными народами Сибири и Дальнего Востока: якутами, бурятами, сибирскими татарами, эвенками, энцами, чукчами, коряками и др. Следующий этап – существенное расширение границ уже Российской Империи при Петре I. К России отошли территории современной Эстонии и Латвии (кроме Курляндского герцогства). По итогам первой ревизии 1719 года, русские составили лишь 7/10 населения страны, а к концу столетия (когда в состав России вошли украинцы, белорусы и др.) – лишь 49 процентов. Народы Кавказа и Средней Азии, вошедшие в состав Российской империи в XIX веке, еще больше увеличили этническое разнообразие. По переписи 1897 года, население страны составляло 128, 2 млн. человек, из них русских – до 44, 3 процента. В 1914 году под протекторат России был принят Урянхайский край (Тува).

Россия не была классической колониальной империей не только потому, что большинство народов и их территорий вошли в ее состав добровольно. В территориально целостной империи допускалось политико-правовое многообразие в управлении территориями, "национальным окраинам" дозволялось придерживаться собственных порядков. Характерная черта – выдвижение представителей нерусских этнических групп на высшие политические и административные должности. Русские фактически не имели в государстве никаких особых привилегий.
После распада Советского Союза уменьшились соответственно и территории, и население многонациональной страны. В новом государстве – Российской Федерации – русские составили большинство населения.

Численность населения, превышающую 1 млн. человек, имеют семь народов, населяющих Россию (80 проц. жителей страны). Это – русские (115, 868 млн., или 79, 8 проц. населения), татары (5, 558 млн., или 3, 8 проц.), украинцы (2, 944 млн., или 2 проц.), башкиры (1, 674 млн., или 1, 2 проц.), чуваши (1, 637 млн., или 1, 1 проц.), чеченцы (1, 361 млн., или 0, 9 проц.) и армяне (1, 130 млн., или 0, 8 проц. населения).

Другие многочисленные народы России – мордва, белорусы, аварцы, казахи, удмурты, азербайджанцы, марийцы, немцы, кабардинцы, осетины, даргинцы, буряты якуты, кумыки, ингуши, лезгины.

Традиционно народы, населяющие Россию, делят на три основные группы: первую можно условно назвать "свои" – коренные этносы, сформировавшиеся на территории России и большей частью на ней живущие. Их более ста, они составляют 94 процента населения. Во вторую группу (условно – "соседей") входят народы бывших советских республик и некоторых других стран, представленные в России значительными группами, иногда живущие компактно. Это – украинцы, белорусы, узбеки, казахи, армяне, азербайджанцы, поляки, литовцы, киргизы, таджики и другие. Третью группу (условно – "гостей") образуют мелкие подразделения этносов, в подавляющем большинстве живущих за пределами России. Их более 30. Это – ассирийцы, абхазы, румыны, венгры, чехи, китайцы, вьетнамцы, сербы и другие.

Все национальные образования России отличаются сложным этническим составом населения, причем доля титульного этноса в ряде случаев сравнительно невелика. Почти половина всего населения (кроме русских) живет за пределами своих национальных образований, то есть в других регионах России (например, большая часть мордвы, татар, почти половина марийцев). В Карелии, Калмыкии, на Чукотке лишь десятая часть населения – представители титульного этноса. Только в шести национальных республиках титульные народы составляют большинство (Тува, Чувашия, Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Ингушетия и Чечня).

Когда Советский Союз пал, народы-государства поверили, что врозь им жить будет «веселее и легче». Но все сложилось иначе, фортуна уготовила синяки особой тяжести разобщившемуся некогда единому народу. После развала Советов Россия ощутила все «прелести» колоссального духовно-идеологического вакуума, образовавшегося вследствие крушения старых ценностей и отсутствия новых. Страна пережила мощнейший экономический коллапс. Народ России нищенствовал, политический режим в стране представлял собой невиданный в истории симбиоз олигархии, анархии и демократии. Вместо того чтобы срочно предпринимать политически грамотные меры, Ельцин являясь на люди, предлагал всем народам брать суверенитету столько, сколько оные осилят. Быть может, эти пассажи тоже внесли свою лепту в то, что чеченский народ оказался так легко втянут в созерцание миражей этнического сепаратизма. И эти миражи привели к двум кровопролитным войнам. Мы заплатили огромную цену, чтобы выйти из ситуации кровавой пучины и повсеместного хаоса, в которой оказались. Это пример того, что только если народы едины, можно добиться успеха. Если раньше Чеченская республика был ахиллесовой пятой России в международной политике, то сейчас она стала главным достижением и идеологическим инструментом Кремля. Положение России на международной арене изменилось. Хоть и не стали ее больше любить, но прислушиваться к ней и считаться с ней стали. Конечно, в западном политическом мире все еще сильны стереотипы, что если Россия, то сразу и «без вины виноватая». А если заглянуть в чуть более отдаленное прошлое. Великая дружба народов была одним из столпов СССР. В советском государстве с самого начала была объявлена борьба не на жизнь, а на смерть со всеми видами и формами национального неравенства и гнета. В результате такой политики выросло и окрепло то изумительное содружество советских народов, которое сплотило многонациональные массы трудящихся Советского Союза в единое могучее государство. И именно поэтому, когда наша страна вступила в смертельную схватку с разбойничьими ордами Гитлера, весь наш народ поднялся, единый в своей ненависти к германскому фашизму, в своей готовности бороться против него. Ведь дело идет «о жизни и смерти Советского государства, о жизни и смерти народов СССР, о том - быть народам Советского Союза свободными, или впасть в порабощение» (Сталин). И советский народ победил. Победил не русский народ, а советский, ведь тогда все жители, всех 15 союзных республик были одним, советским, народом. И в этом была их сила.

Стремление сохранить оригинальность, народность той или иной нацией характеризуется иногда негативными проявлениями. Особенно ярко эти проявления заметны в современной России. Постоянная миграция других этносов на её территорию вызывает у россиян опасение, страх перед возможным ухудшением своего национального положения. Оттенки этого опасения различны: от полного принятия до агрессии, от холодного безразличия до проявлений страха, иногда ненависти по отношению к людям иной нации. А это ведёт к усилению агрессивности, распространению в обществе шовинистических, националистических и фашистских идей. Этого нельзя допустить. Правда, конечно, что «ничто так не объединяет одну нацию, как ненависть к другой». И эпоха Холодной войны тому яркое доказательство. Но не надо ненавидеть кого-то только из-за национальности. Возможно какой-нибудь «чурка» спасет вас от пытавшегося вас убить русского. Ненавидеть нужно не за национальность, а за поступки. Хотя лучше вообще никого не ненавидеть. Лучше для всех и для вас в первую очередь.

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин сказал: «Именно в единстве, в правде и справедливости, в наших вековых ценностях - сила России». И вся история нашей страны это доказывает. Мы не имеем право своей ненавистью к другим народам разваливать свою великую страну, которую наши предки строили ценой крови и нечеловеческих усилий, преодолевая трудности и не страшась опасностей. И мы должны сохранять и развивать традиции наших предков, во имя процветания нашей великой страны!

Основные понятия - нация и национальность

Россия является одним из многонациональных государств мира. Это означает, что на территории нашей страны проживают люди более 100 национальностей.

Понятие «нация» имеет латинское происхождение и в переводе означает племя, народ.

В настоящее время «нация » - историчес-ки сложившаяся в процессе развития устойчивая об-щность людей, проживающих на одной территории, имеющих общую культуру, язык, самосознание.

Нация ха-рактеризуется экономической общностью и единой системой политичес-кой жизни. Она обладает особым складом, стилем мышления, менталитетом, чувством собственного достоинства.

Национальность - это принадлежность человека или группы людей к определённой народности или нации.

Россия - многонациональное государство

Этнический, то есть национальный состав населения России представляет собой пеструю картину.

На территории Российской Федерации проживают более 100 народов, 7 из которых имеют численность более 1 000 000 человек - это русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне.

Все народы различаются происхождением, языком, культурой, обычаями, традициями, особенностями быта. Большинство из них являются коренными, для которых Россия - основное или даже единственное место проживания. Кроме того, на территории нашей страны живут представители народов, чье основное место проживания находится за пределами Российской Федерации, например, это украинцы, армяне, немцы и т.д.

Самым большим по численности народом в России является русский народ. Его представители живут во всех частях нашей Родины: от самых северных до самых южных, от западных и до восточных границ. Русские составляют около 85% от всего населения нашей страны.

Именно вокруг русского народа происходило формирование государственности. Древнерусское государство стало складываться в далеком 9 веке на землях восточных славян, которые являются предками русского и близких ему белорусского и украинского народов.

Изначально наше государство складывалось как многонациональное, поскольку на его территории вместе с русскими проживали люди других национальностей. Финно-угорские, тюркские, балтийские, славянские народы жили в мире, делились друг с другом опытом, обменивались знаниями, вместе защищались от врагов, вместе праздновали победы. В течение многих веков русские составляли основу, ядро многонационального Российского государства. Во всех сферах жизни: и в политике, и в экономике, и в культуре - русский народ и по сей день играет ведущую роль. Он объединяет народы нашей страны в одну большую семью. Происходит это, в первую очередь, благодаря русской культуре и русскому языку, который стал языком межнационального общения. На нем говорят руководители нашего государства, издаются законы, ведется делопроизводство.

Русский язык является государственным языком Российской Федерации.

Кроме крупных, численность которых превышает миллион человек, в нашей стране проживают совсем небольшие народы, насчитывающие несколько сотен, иногда несколько десятков или вообще численностью только в несколько человек.

Народы, численность которых не превышает 50 000 человек, относятся к малочисленным , например, чукчи, кеты, шорцы, ижора, водь и другие. Численность многих малочисленных народов уменьшается не только в результате естественной убыли, проживая бок о бок, народы тесно переплетаются, происходит смешивание крови вследствие межнациональных браков, а порой и растворение одних народов в других. Этот процесс называется ассимиляцией . Поэтому очень важно постараться сохранить эти народы и их самобытность, поскольку они имеет свою уникальную культуру, прежде всего язык, обычаи, традиции, фольклор, одежду, национальную кухню и т.д.

Мы - граждане России

Главной гордостью нашего государства являются люди. И не важно, кто ты по национальности, какому народу принадлежишь, если ты любишь свою родину и стремишься к ее процветанию.

Вместе с русской культурой национальные культуры народов России составляют неисчерпаемое богатство нашей Родины. Взаимодействие культур настолько тесное, что национальные различия уходят на второй план, и мы говорим о достоянии российской культуры.

Любой гражданин России гордится достижениями наших ученых, изобретателей. Мы любуемся произведениями наших живописцев, слушаем музыку наших композиторов. При этом мы не задумываемся, кем по национальности являются их авторы. Для нас они россияне, наши соотечественники. И это самое главное.

Нельзя выделить какой-либо один народ России как особенный, исключительный. В основном законе нашей страны - Конституции говорится о многонациональном народе Российской Федерации, о равенстве всех граждан России. Равноправие - одно из важнейших наших достижений. Российские народы все вместе и каждый в отдельности вносят вклад в силу и мощь нашей Родины.

Краткие итоги урока

Таким образом, между народами нашей страны много различий, но все они тесно связаны общей исторической судьбой, все они россияне, то есть граждане Российского государства.

ИСТОЧНИКИ

http://znaika.ru/catalog/6-klass/obshestvoznanie/Rossiya-%E2%80%93-mnogonatsionalnoe-gosudarstvo

https://vimeo.com/120053496

Темаклассного часа: «Россия-многонациональная страна»

Цель: формирование у учащихся разных национальностей и вероисповеданий понятия «МЫ - РОССИЯНЕ» - единый многонациональный народ нашей общей родины – России.

Задачи:

Познакомить учеников с историей формирования национального

состава населения России;

Расширять кругозор учащихся;

Стимулировать интерес к изучению истории России;

Вызвать чувство гордости за свою Родину;

Воспитывать гражданско-патриотические чувства.

Методы: беседа, сочетающий форму с проектной деятельностью учащихся.

Оборудование: карта мира, физическая карта России, презентация к классному часу

Ход классного часа I . Орг. момент.

Цель: Создание эмоционального настроя на работу.

Ребята, улыбнитесь друг другу, порадуйтесь сегодняшнему дню, мысленно пожелайте всего хорошего.

II . Введение в тему классного часа.

Запись на доске:

В многонациональных и двунациональных странах существует сложная проблема межнациональных отношений” В.П. Максаковский

Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный”

Н.А. Добролюбов

«Народы – как одна семья,

Хотя язык их разный.

Все – дочери и сыновья

Своей страны прекрасной»

Н. Забила

Стихотворение В.Степанова.

Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим - степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один - рыбак с рожденья,
Другой - оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия,
У нас у всех одна.

Ребята, как вы думаете, почему именно это стихотворение мы выбрали для сегодняшней беседы? (мнения уч-ся)

Наша беседа будет на тему «Россия - многонациональная страна».

Посмотрите на карту с изображением нашей страны и фотографиями народов, которые её населяют.

Люди какой национальности населяют наше государство?

А как вы думаете, представители, каких национальностей проживают в нашем районе?

Действительно, народов и народностей очень много. Во-первых, в России живет много представителей народов из других государств. В основном из тех, которые ранее входили в состав Советского Союза. Это и украинцы, и белорусы, и армяне, и грузины, и многие другие. Всего же в настоящее время на территории нашей страны проживают более 100 народов. Поэтому её по праву называют многонациональной страной.

Чем отличается один народ от другого? (языком, историей, культурой и др.)

А что общего у всех народов населяющих нашу страну? (общая Родина - Россия)

Всегда ли удаётся народам жить дружно? Почему часто возникают конфликты между людьми разных национальностей? (неумение принимать человека таким, какой он есть, наличие разных предрассудков и предубеждений)

Как всем народам нужно относиться друг к другу, чтобы жить как одна семья? (нужно уважать, ценить их обычаи, нужно жить дружно и в мире)

Вывод: для решения проблемы необходимо начинать с самих себя, учиться уважительно относиться к различным традициям и религиям, в то же время гордиться традициями своего народа и сохранять их.

    Практическая работа «Составь пословицу». Работа в группах.

У представителей каждой национальности есть пословицы и поговорки о дружбе между народами. В них заложена народная мудрость. Сейчас мы с вами познакомимся с некоторыми из них. Задача каждой группы - из слов составить пословицу и рассказать, как вы ее понимаете. После выполнения задания пословица приклеивается на плакат.

Реки могут пересохнуть, горы могут рухнуть, но дружба народов вечна и нерушима.

Дружба народов - сильнее бури, ярче солнца

Язык дружбы не нуждается в переводе

Если дружба велика, будет Родина крепка

Дружба и братство лучше богатства

Каждую пословицу приклеивать к плакату.

Вывод: Есть много пословиц у народностей, они все содержат общий смысл и призывают: любить Родину, ценить дружбу.

    Работа в группах.

Сегодня звучали слова: «народ», «нация», «национальность», « соотечественники» , «патриотизм». Как вы их понимаете? А теперь давайте проверим значения этих терминов в словарях.

НАРОД - население определенной страны

НАЦИЯ - (от лат. natio - племя, народ), историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, этнических особенностей культуры и характера. Складывается из различных племен и народностей.

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ – принадлежность к той или иной нации – не определяется местом рождения. Если место рождения человека по каким-то обстоятельствам пришлось за границами его страны, это не означает, что он принимает национальность той страны, в которой родился.

СООТЕЧЕСТВЕННИКИ - лица, родившиеся в одном государстве, проживающие, либо проживавшие в нём и обладающие признаками общности культурного наследия

ПАТРИОТИЗМ преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

Вывод: Все живущие в России именуются соотечественниками, россиянами. Ведь у них одна Родина, одно Отечество. Независимо от того, к какому народу принадлежит житель Российской Федерации, он является ее полноправным гражданином.

Жители нашей страны – россияне. А вот за границей всех нас зовут русскими.

Ученик читают стихотворение.

Мы – русские.

Работаем по-русски.

По-русски мы восходим в свой зенит.

По-русски переносим перегрузки,

И русской песней слава нам звенит.

Мы – русские.

В крови у нас не дремлет

Священный зов – работать и творить!

Еще не раз мы сможем эту Землю

гагаринской улыбкой озарить!

Грузины, белорусы, украинцы,

Узбек, казах, киргиз или якут -

Мы русские!

Не даром за границей

Нас всех сегодня русскими зовут!

    Представление проектов учащихся на тему «Многонациональная Россия»

Сейчас мы узнаем насколько многонациональна культура России. Вашему вниманию будут представлены групповые проекты учащихся.

Рефлексия. Подведение итогов.

Вернемся к нашей теме. Как вы думаете, можно ли нашу страну назвать единой? Почему?

Ребята, мы надеемся, что наша встреча, и разговор не пройдут для вас даром. Старайтесь быть добрее и внимательнее к любому человеку, с которым вы вступаете во взаимоотношения, будь то одноклассник или просто случайный прохожий. Старайтесь принимать других людей с их идеями, деятельностью и образом жизни. Это значит, что вы будете признавать, что все люди разные, но вы уважаете тех, кто не похож на вас.

А сейчас давайте закончим наш плакат о дружбе народов. Мы раздаем вам ваши ладошки, а вы посмотрите на список качеств человека, выберите одно или несколько, необходимых для нормального проживания в многонациональной стране. Запишите на ладошку, а затем приклейте её на плакат .

Посмотрите у нас на первый взгляд одинаковые ладошки, но все они разные и по форме и по цвету. Что это символизирует?

Всё мы равны, все достойны уважения, но в тоже время каждый из нас личность и особенен по-своему.

Ученик читает стихотворение:

На карте мира не найдешь

Тот дом, в котором ты живешь,

И даже улицы родной

Мы не найдем на карте той.

Но мы всегда на ней найдем

Свою страну – наш общий дом.

Приложение к упражнению «Ладошки»

Качества личности человека

агрессивный

аккуратный

активный

артистичный

безвольный

бережливый

бескорыстный

Благодарный

весёлый

воспитанный

властный

вежливый

высокомерный

гордый

гостеприимный

доверчивый

дисциплинированный

добрый

жадный

жизнерадостный

жестокий

зависимый

задорный

злопамятный

искренний

исполнительный

капризный

корыстный

ленивый

любознательный

любящий

молчаливый

мужественный

мстительный

мудрый

наивный

наглый

настойчивый

нежный

общительный

осторожный

опрятный

откровенный

подлый

порядочный

покорный

пассивный

романтичный

рассудительный

робкий

развязный

серьёзный

скромный

смелый

строгий

талантливый

трусливый

трудолюбивый

терпеливый

уверенный

упрямый

услужливый

хитрый

хвастливый

целеустремлённый

честный

щедрый

эгоистичный

Экономный

энергичный

чуткий

преданный

Есть такой международный праздник — День Толерантности, он отмечается 16 ноября. К этому дню школам Москвы была разнарядка провести со школьниками занятия на тему «Многонациональное государство — наше преимущество». В одних школах провели круглые столы, в других — классные часы, в третьих устроили конкурсы самодеятельности. Оформляли стенды, рисовали цветки толерантности и ладошки вокруг земного шара, читали стихи с воздушными шарами в руках с надписями «За мир».

Школа, где учится мой сын, приняла участие в районном конкурсе-фестивале «Дети разных народов, мы мечтою о мире живем!», прошедшем в рамках дня толерантности и недели борьбы с экстремизмом и провели конкурс плакатов «Мы — многонациональная страна», в котором приняли участие ребята 5-7 классов. В старших же классах никаких круглых столов проводить не стали, просто всем задали на дом написать сочинение на тему «Многонациональное государство — наше преимущество».

Получившееся сочинение больше похоже на доклад, его можно читать на классных часах, посвященных одноименной теме. Разумеется, своими словами, а если политическая обстановка в мире изменится (хотелось бы этого), последний абзац нужно изменить.

Многообразие национальностей – наше преимущество

Мы живем в России, самой большой стране в мире, которую населяют разные народы – русские, татары, башкиры, чуваши, чеченцы, коми, украинцы, ненцы, удмурты – более ста разных национальностей и народностей. Вряд ли найдется среди нас хотя бы один человек, который никогда в жизни не встречался с представителями не своей национальности. «… Для России … национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер. Любой ответственный политик, общественный деятель должен отдавать себе отчет в том, что одним из главных условий самого существования нашей страны является гражданское и межнациональное согласие», — написал в предвыборной статье президент России В.В.Путин.

Жить в многонациональной стране и легко, и сложно. Во времена СССР граждан страны воспитывали в духе интернационализма, и когда началась Великая отечественная война, все люди, от мала до велика, встали на борьбу с захватчиков. Благодаря усилиям всех народов Советского Союза была одержана победа, и снова люди увидели мирное небо над головой. Однако после распада СССР стали возникать национальные конфликты, в некоторых из республик появились силы, выступающие за отделение от России, началась Чеченская война. Не обошло стремление отделиться и русских. У некоторых людей в свое время весьма популярен был лозунг «Россия для русских».

Народы нашей страны должны жить в мире. Мы и сейчас время от времени узнаем из новостей, что между людьми иногда вспыхивают национальные конфликты. У нас не всегда вызывает симпатию образ мышления и привычки представителей других национальностей, тем не менее, наши российские проблемы мы должны решать сообща, уважать культуру и традиции других народов, их историю, религию и обычаи. Каждый народ неповторим, у каждого — свой духовный уклад, и это создает неповторимость национальных искусств и ремесел. Живя в одной большой дружной стране, мы способны взаимно обогащать свои культуры. Единообразие в искусстве утомляет, рождает равнодушие, поэтому, чем шире будет культурный обмен между разными народами, тем богаче станет современная культура. Так, невозможно представить литературу России без произведений дагестанского поэта Расула Гамзатова, татарского поэта Мусы Джалиля, чукотского писателя Юрия Рытхэу, абхазского писателя Дмитрия Гулиа.

В последнее время ситуация в мире становится все более напряженной. Существуют силы, пытающиеся ослабить Россию, расколоть наше государство на множество мелких стран. В этих условиях сплочение всего народа является единственным средством противостоять недружелюбных действиям политиков США и Евросоюза. Наша сила в единстве, только когда мы дружны, нам не страшны санкции, наветы и угрозы извне.

Национальные танцы — прекрасный вид искусства для культурного обмена между разными народами. Для тех, кто хочет проникнуться атмосферой Кавказа, подойдет дагестанская лезгинка , ведь для овладения этим танцем нужно только желание и хорошее настроение. А также доброе, открытое сердце — для человека с таким сердцем возможно все.


Для чего ввели курс ОРКСЭ? Мы живем в многонациональном государстве и наши соотечественники – представители разных религий. Нам необходимо учиться понимать и уважать культуру, обычаи, традиции. Это поможет жить в мире и согласии. Мы живем в многонациональном государстве и наши соотечественники – представители разных религий. Нам необходимо учиться понимать и уважать культуру, обычаи, традиции. Это поможет жить в мире и согласии.


Не станет ли изучение курса пропагандой или навязыванием религиозных взглядов? Содержание курса носит исключительно культурологический характер. Содержание курса носит исключительно культурологический характер. Одна из важных педагогических задач нового учебного курса формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Одна из важных педагогических задач нового учебного курса формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Выбор веры это частное дело гражданина, он может происходить только за пределами государственных и муниципальных школ. Выбор веры это частное дело гражданина, он может происходить только за пределами государственных и муниципальных школ.


Кто решает вопрос о выборе модуля курса для изучения? Выбор осуществляется родителями самостоятельно, абсолютно добровольно и индивидуально. Любое принуждение (например, решение большинством голосов на классном собрании) при решении данного вопроса носит незаконный характер. Выбор осуществляется родителями самостоятельно, абсолютно добровольно и индивидуально. Любое принуждение (например, решение большинством голосов на классном собрании) при решении данного вопроса носит незаконный характер. Решение о выборе подтверждается заявлением родителей на имя директора школы. Решение о выборе подтверждается заявлением родителей на имя директора школы.


Сколько модулей одновременно может изучаться детьми одного класса? Столько, сколько выберут родители. Столько, сколько выберут родители. Класс делится на несколько групп по числу выбранных модулей, при этом допускается изучение одинакового модуля детьми разных классов одной параллели четвёртых классов, или, при необходимости, организуется индивидуальное изучение модуля (если его выбрал один родитель). Класс делится на несколько групп по числу выбранных модулей, при этом допускается изучение одинакового модуля детьми разных классов одной параллели четвёртых классов, или, при необходимости, организуется индивидуальное изучение модуля (если его выбрал один родитель).


Можно ли изучать одновременно несколько модулей? Нет. Программы модулей являются государственными образовательными программами, являющимися обязательными для изучения в рамках федерального компонента учебного плана. Нет. Программы модулей являются государственными образовательными программами, являющимися обязательными для изучения в рамках федерального компонента учебного плана. Содержание каждого модуля должно отражать региональные (местные) особенности, включать в себя информацию об истории края, его культурных традициях, о совместном многовековом сосуществовании разных народов и религий. Содержание каждого модуля должно отражать региональные (местные) особенности, включать в себя информацию об истории края, его культурных традициях, о совместном многовековом сосуществовании разных народов и религий.


Можно ли отказаться от изучения курса ОРКСЭ? Согласно приказу Министерства образования и науки РФ этот курс включен в перечень предметов федерального компонента учебного плана и обязателен для изучения в государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждениях, реализующих государственный стандарт начального, основного общего, полного (среднего) общего образования. Согласно приказу Министерства образования и науки РФ этот курс включен в перечень предметов федерального компонента учебного плана и обязателен для изучения в государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждениях, реализующих государственный стандарт начального, основного общего, полного (среднего) общего образования.


Могут ли родители присутствовать на уроках по курсу ОРКСЭ? Родители имеют право присутствовать на любых уроках своих детей. Участие родителей в реализации курса ОРКСЭ может проявляться также в совместной работе с ребенком по подготовке его творческой работы, выступления и других формах, предусмотренных педагогическими технологиями и учебным планированием учителя. Родители имеют право присутствовать на любых уроках своих детей. Участие родителей в реализации курса ОРКСЭ может проявляться также в совместной работе с ребенком по подготовке его творческой работы, выступления и других формах, предусмотренных педагогическими технологиями и учебным планированием учителя.


Как будет оцениваться успешность освоения учащимся курса ОРКСЭ? Курс не предполагает оценивание по причине особенностей содержания. Невозможно разработать критерии, которые могли бы оценить поступок и отношение к поступку другого человека, мысли, внутренние обещания, раздумья. Курс не предполагает оценивание по причине особенностей содержания. Невозможно разработать критерии, которые могли бы оценить поступок и отношение к поступку другого человека, мысли, внутренние обещания, раздумья. По курсу ОРСКЭ рекомендуется безотметочное оценивание, формализованные требования по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматриваются. Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов могут учитываться при формировании портфолио учеников. По курсу ОРСКЭ рекомендуется безотметочное оценивание, формализованные требования по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматриваются. Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов могут учитываться при формировании портфолио учеников.