Японская техника рисования акварелью. Уроки акварельной живописи


Уроки акварельной живописи - перед тем, как заняться уроком живописи, настоятельно рекомендую вам пройти уроки рисунка . Можно проводить обучение параллельно, но не начинайте уроков живописи без знания основ рисунка. А так-же, необходимо пройти занятие по цветоведению . Не забывайте каждодневно делать наброски . Тогда вы будете подготовлены к изучению следующего материала. Начинаем уроки акварельной живописи.

Урок 1 по акварельной живописи- рисунок под акварель:

Рисунок под акварель: ставите натюрморт, для начала не сложный. В нем должны присутствовать два- три предмета и драппировка без рисунка. Планшет нужно использовать обязательно. О бумаге мы говорили .

А) Делаем рисунок. Для этого берете карандаш Т-ТМ (что- бы не оставлять лишний графит на бумаге), заструженный вот так , потому что: очень важно во время работы над рисунком под акварель не повредить верхний слой бумаги и иметь полный обзор работы. Заструживать карандаш нужно тщательно и тонко, но когда как обычно- под рисунок, то получаются слишком видимые или широкие штрихи, сильно врезающиеся в бумагу. Для акварели это не допустимо. Притом, карандаш, заточенный под акварель, держится в руке во время работы под малым углом относительно плоскости бумаги, примерно под 5-10 градусов не более (потому и дерево соструживается сильно), так, что острием вы работаете очень аккуратно, касаясь только его краешком. Это в идеале.

Вообще, совсем не обязательно каждый раз делать рисунок под акварель. Нечего под акварельную краску каждый раз накладывать ненужный слой графита. Когда вам будет не сложно визуально замечать все будущие тональные переходы, то достаточно будет только слегка намечать предметы. А вот при поступлении в ВУЗ, на экзамене, как раз хорошо показать свои знания и похвастаться умением делать рисунок под акварель.
Итак, легонько, не надавливая на бумагу начинаете рисовать.

Чтобы усвоить материал, нужно будет написать не один натюрморт- самое легкое, где вы можете применить свои знания. Посложнее пойдет с портретом, фигурой, пейзажем. Но законы остаются те-же самые, и никогда не меняются. Только на первый взгляд это кажется сложным, но начав работать вы увидите, что это захватывающе интересно.

Уроки акварельной живописи. Вот пример выполнения акварели. Попробуйте сделать лучше. У вас получится! Писать акварель нужно исключительно при дневном освещении. Поначалу не стремитесь заканчивать работу, если лимит наложения мазков исчерпан, оставьте все как есть- не наделаете грязи. Не законченная чистая работа лучше затертой и грязной законченной.

Посмотрите теперь на следующую работу, выполненную акварелью. Чтобы не быть голословным, заметьте, что работа написана с использованием всех законов, которые мы изучали на уроке цветоведение . Посмотрите, как играет холодный свет на шлеме, подчеркивая материал, из которого он сделан. И как решил художник тени- бархатные, теплые. Посмотрите на красную драппировку- на переднем плане она имеет холодный оттенок, но удаляясь- теплеет, по цвету гаснет, приобретая коричневатые оттенки, а в тени ее цвет зажигается. Свет шлема решен в холодной гамме, а уже свет щита (за шлемом)- имеет теплые нотки, хотя сделан из такого- же материала. Доминирующее пятно- шлем, за ним идет красная драппировка, а потом по убыванию другие пятна. Попробуйте найти дома предметы из дерева, керамики, металла, ткани и пишите, стараясь передать материал. Не старайтесь писать очень аккуратно, пусть краска течет, растикается. Пусть работа будет "сочной". Такая аккуратность, как в этой работе достигается не сразу, а по результату долгого периода кропотливого труда.

С технической точки зрения, писать акварелью просто: разбавляй краску водой да води кисточкой по бумаге - вот и вся премудрость. Так и начинается восхитительное творческое приключение! Предлагаем вам 10 подсказок, которые помогут избежать основных ошибок и улучшить самые первые результаты.

1. Высыхая, акварель светлеет.
Пока акварель влажная, цвет всегда будет более насыщенным и темным, и, соответственно, станет более тусклым и бледным, когда высохнет.
Со временем и опытом вы приспособитесь к этой особенности. Если вам не хватает яркости, возьмите больше краски и меньше воды, или нанесите дополнительный слой краски поверх предыдущего.

2. Тестируйте цвета
Акварель сохнет очень быстро, поэтому перед нанесением проверяйте новый цвет на клочке бумаги или на краю вашего листа. Тогда вы будете точно знать, тот ли это оттенок, что вам нужен.

3. Высохшая акварель остается растворимой
Даже если краска на картине высохла, ее все равно можно развести водой. Вы можете смочить ее кисточкой и тогда с нею опять можно работать. Это позволяет исправить огрехи, осветлить какие-то участки, убрав немного краски, или же вмешать туда другой цвет. Но все же это нужно делать аккуратно и в меру, чтобы не повредить поверхность листа.

4. Акварель прозрачна
Да, совершенно прозрачна. Глядя на картину, вы можете видеть все слои краски, которые вы нанесли, так что «закрасить» свои ошибки вам не удастся. Не стоит с этим бороться, просто примите как данность и используйте, как инструмент, не воспринимаю досадной помехой.


5. Двигайтесь от светлого к темному
Поскольку белого цвета в акварели нет, и краску в этом случае заменяет бумага, то обычной рекомендацией в акварельной технике почти всегда будет начинать со светлого, постепенно затемняя работу. Впрочем, не бойтесь экспериментировать - всегда может оказаться, что начинать с темных пятен - это именно ваш стиль.

6. Используйте хорошую кисточку
Лучше иметь одну качественную кисть, чем несколько дешевых, которые деформируются и теряют волоски. Это убережет вас от многих разочарований и испорченных работ. Хорошая кисть держит форму, что позволяет сходу делать красивые мазки, а также удерживает больше краски, а значит, ее реже придется в нее макать.

7. Не добавляйте чересчур много воды
Чтобы избежать чрезмерного смачивания кисти после ее промывания, слегка просушите ее чистой тряпочкой, а лишь потом берите ею краску. Если же вы уже набрали краску, и решили, что краски вам нужно меньше, той же тряпочкой можно снять лишнюю краску, промокнув у самого основания волосков - тогда краска останется на кончике, где ей быть и нужно.

8. Акварельная бумага бывает разная
Под этим названием продается масса разных вариантов. Отличия могут быть в толщине листа, текстуре, гладкости и даже оттенке, не говоря уже о различных форматах листа.

9. Тонкую бумагу лучше натянуть
Чем тоньше лист и чем больше краски вы наносите, тем больше вероятность, что бумага покоробится и пойдет волнами. Этого можно избежать, натянув лист на планшет (как это делать, мы еще расскажем).

10. Используйте жидкую маску и маскирующую ленту
Жидкая маска (frisket) помогает «заблокировать» те места, которые вы не хотите закрашивать, пока не закончите остальные участки. Ее нужно просто нанести на нужные места и дать высохнуть. Затем маску удаляют каучуковым ластиком (но только когда краска полностью высохла). Единственный момент - жидкая маска подходит не ко всем видам бумаги, так что выясните это заранее, иначе средство просто впитается в работу и удалить вы его не сможете.
Лентой же обычно закрывают края - и они остаются чистыми.

Урок рисования акварелью.

Задача видеоурока: Научиться выполнять первое упражнение для рисования акварелью.

Этот урок "рисование акварелью" посвящён тому чтобы учащиеся поняли, как получать светлые и тёмные тона в акварели, что есть техника рисования акварелью. Для того чтобы получить светлые тона, берём больше воды и меньше краски на кисть, а для получения тёмных тонов берём больше краски на кисть и меньше воды. Это совершенно необходимо в рисовании, так как мы светотенью, то есть переходом светлых тонов в тёмные создаём иллюзию объёма на плоскости, то есть делаем предметы объёмными.Также данное упражнение поможет понять учащимся насколько разным может быть тон одного цвета и попрактиковаться в получении разных тонов каждого цвета.

План обучения рисования акварелью или поэтапное рисование акварелью.

  1. Первый шаг к вашему обучению рисованию акварелью будет смешение цветов . То есть Вы должны знать, как смешивать цвета, что такое основные цвета, что такое дополнительные цвета. Это Вы можете найти у меня на сайте в статьях. И конечно же попробовать на практике самостоятельно смешивать цвета, для того, чтобы закрепить полученные знания и почувствовать краски.
  2. Второй шаг, это растяжка цветов, она выполняется методом заливки (см. книгу Костерина на этом сайте). Её нужно делать на акварельной бумаге. Поэтому купите акварельную бумагу, о ней написано в моём уроке о материалах . Можно в альбоме формата А4 (обычный альбом, но для рисованию акварелью). Это нужно потому, что на такой бумаге акварель ложится красиво сама, что Вам значительно облегчит задачу.

Выполните методом заливки один любой цвет без перехода тона (я это показываю в уроке).

Сделайте растяжку от шести цветов: красного, жёлтого, оранжевого, синего, зелёного и фиолетового. То есть от выбранного цвета к белому. У вас должно получиться 6 растяжек соответственно.

И то же самое сделайте от 6 цветов к чёрному.

Просмотрите видео, как сделать это упражнение.

Из этого Вы сделаете очень важный вывод для рисования акварелью: при рисовании, для того, чтобы сделать цвет светлее, вы берёте больше воды, а цвет бумаги служит «белилами», осветляющими цвет. Например, вам нужен розовый, вы берёте немного красной краски акварели и берёте на кисть много воды. В видеоуроке рисования акварелью и статье вы сможете получить информацию о рисовании акварелью для начинающих.

В гуаши другой принцип - это кроющие краски, они плотно покрывают бумагу и для осветления цвета тут используются белила (то есть отдельно берётся белый цвет и добавляется к выбранному цвету). Например, если вам нужен розовый, то вы берёте красный плюс белый цвет, для получения розового.

Выкладываю к статье - рисование акварелью видео. В видео я показываю как делать эти упражнения, этот способ называется заливка, используется в акварели. Это урок рисования акварелью для начинающих.

Это задание даст почувствовать Вам переходы цвета, тоновую градацию. Вы в своём рисовании не замечая того будете пользоваться навыками этого упражнения.

3.Третий шаг: это рисование гризали. Гризаль - это рисование красками чёрно-белого изображения или иногда реже - коричнево-белого. Но я порекомендую начать всё же с чёрно-белого. Если вы будете рисовать акварелью, то Вам понадобится только чёрная краска и вода. Сделайте 10 работ или хотя бы 5 минимум для тренировки.

4.Четвёртый шаг: рисование работы в цвете. Тут уже совершенствованию нет предела.

5.Пятый шаг. Если Вы серьёзно решили заниматься рисованием, то научитесь натягивать планшет и рисуйте только на натянутом планшете. Это нужно потому, что при рисовании акварелью используется много воды - это очень сильно коробит бумагу после высыхания работы. На натянутом планшете работа будет выглядеть солидно и лист бумаги после срезания с планшета будет идеально ровным. Такую работу Вы сможете выставить на выставке или продать. Работу без натягивания на планшет вы сможете показать только друзьям. Они оценят и похвалят вас за усилия.

P.S. Это лишь основные знания, есть и второстепенные, но они в этот урок уже не поместятся, о них расскажу позже в других уроках.

Вот книга, довольно неплохая по рисованию цветов в акварели. Но хочу отметить, что нет основательного предварительного рисунка, то есть рисунков, где показано как строить цветы. Показано фото, и сразу выполненный карандашный рисунок с него, а дальше рисование акварелью. В общем, кому нужно только рисование акварелью цветов, то это то, что нужно. Сшивка в книге не очень хорошая, я такую не люблю. А по смыслу, в книге написано и показано как раз рисование цветов акварелью.

Акварель. Цветы. Энциклопедия

Большинству из нас акварель известна с малых лет. Именно акварелью мы рисуем свои первые «каляки-маляки», которые так радуют наших родителей. В школе ей же рисуем на уроках рисования. Должно быть поэтому, мы относимся к этому , как к чему-то несерьезному, детскому. Однако увидев работы мастеров акварельной живописи, мы удивленно застываем перед их великолепием, поражаясь, что такое можно сотворить привычными для нас красками.

Акварель известна с древних времен. Ей рисовали в Древнем Египте, Индии и Китае. Средневековые миниатюры, нарисованные акварелью, опровергают стереотип о недолговечности этого материала. Китайская же акварельная живопись поражает своей гармоничной красотой и самобытностью.

Сам термин «акварель» пришел из «Трактата о живописи» Ченнино Ченнини, который он написал в 1437 году. Это означает — «растворение краски в воде». Именно с его подачи водорастворимые краски начали называть акварелью.

Краска для рисования акварелью, ее состав и форма

Состав акварели бывает разным, но общее в нем то, что краска состоит из тонко-растертого пигмента и связующего вещества. Именно от связующего вещества и зависит форма в которой акварель продается, а также ее назначение. Пигмент может быть связан гуммиарабиком, декстрином или «сахарным леденцом». Например, хромовые виды пигментов (например, изумрудная зелень) не связываются гуммиарабиком, так как от этого со временем растворятся. Для связи пигмента этой группы используют декстрин. Другим пигментам достаточно только «леденца» или меда, чтобы стать прекрасной, полноценно-ложащейся на бумагу акварелью. Кроме того, в профессиональную акварель может быть добавлена бычья желчь, которая препятствует сворачиванию пигмента в капли на бумаге. Некоторые акварелисты дополнительно добавляют бычью желчь в акварель при рисовании, чтобы достичь более равномерного покрытия рабочей поверхности краской.

Смотреть на видео мастер класс как быстро нарисовать человека акварелью

Итак, остановимся на нескольких видах акварели, которая распространена в современной школе живописи:

  1. Сухая (твердая) акварель в плитках – чаще ее используют в чертежах и некоторых приемах акварельной живописи. Иногда ее покупают для детей, в школу, так как она недорога. Связующим веществом чаще служат столярный клей, картофельная патока или рыбий клей. В дорогих сортах этой краски может использоваться и гуммиарабик, и декстрин, но это бывает редко.
  2. Полусухая (полутвердая) акварель, продающаяся в маленьких «ванночках» — кюветах. Эта акварель содержит пигмент, связанный гуммиарабиком, декстрином, вишневым клеем, с добавлением меда или глицерина. Ее поверхность, чаще, слегка липнет, когда ее избавляешь от фольги при первом использовании. Эта акварель используется на пленэрах, потому что идеально подходит для походных условий рисования. Можно сразу набирать нужное количество пигмента на кисть и смешивать краску уже на бумаге. Именно поэтому ее выбирают те, кто работает в технике «по-сырому» или «а-ля прима».
  3. Акварель в тубах – это тип акварели с большим количеством меда, который делает пигмент пастообразным. Кроме того, в нее могут быть добавлены различные смолы, для пластичности и стойкости к истиранию. Эта акварель для того, кто работает лессировками, накладывая прозрачные оттенки краски послойно, медленно и вдумчиво.
  4. Кроме того, сейчас существует тип краски жидкой, для аэрографии и для заправки специальных акварельных карандашей (наподобие фломастеров).
  5. Так же можно встретить акварельные карандаши, выглядящие как обычные цветные, но с акварельным пигментом в сердцевине. Существуют и акварельные мелки, похожие на пастель.

Огромное количество видов акварели, дает художнику возможность воплотить любые фантазии и замыслы. При этом, чтобы освоить правила и приемы акварельной живописи не обязательно приобретать дорогие краски и кисти. Чтобы понять является ли акварель , достаточно неплохой медовой акварели, выпускающейся в плитках и предназначенной для школьного творчества.

Что нужно для акварельной живописи

Акварельная живопись дает возможность создавать необычайно воздушные, атмосферные, светящиеся изнутри, яркие работы. При этом акварель не требует таких огромных материальных затрат, как, скажем, масляная живопись. Отечественная художественная акварель выпускается вполне приемлемого качества, как, впрочем, и акварельная бумага. Акварельные краски в кюветах могут годами хранится не пересыхая, как масло или акрил. Для этих красок не требуется такого количества растворителей, разбавителей и медиумов.
Если вы желаете научится рисовать акварелью, вам необходимо взять:

  1. Художественные акварельные краски.
  2. Акварельную бумагу формата А4 или А3, плотностью 250 – 300 г/м2.
  3. Планшет можно сделать самим, взяв стекло, кусок фанеры или оргалита. Это необходимо, чтобы закрепить на нем бумагу.
  4. Тонко заточенный простой карандаш ТМ (твердо-мягкий) и ластик для стирания, лучше ластик-клячку. Этот ластик, напоминающий пластилин, идеально подходит для акварельной бумаги, так как не травмирует ее поверхность.
  5. Малярный скотч, кнопки или зажимы, чтобы закрепить лист бумаги на планшете. Это не позволит акварельной бумаге покоробится.
  6. Чиста вода в двух емкостях: для промывки кистей и для разбавления краски.
    Обычная дешевая пластиковая палитра белого цвета с углублениями, для смешивания необходимых тонов и цветов краски.
  7. Тряпки или бумажные полотенца, для вытирания лишней влаги и краски с кистей.
  8. Кисти, которые подходят для акварели. То есть: белка, пони, колонок, синтетика для уточняющих линий, щетина для приема «сухая кисть», широкий флейц для намачивания и тонировки бумаги. Если вы собираетесь рисовать на формате А4 или А3, то для начала можно ограничиться размерами кистей 2,3,6. Форма кистей — плоские и круглые. Можно приобрести круглую «единичку», для тонких линий, но это необязательно. С акварелью работают в основном белкой или колонком. Кисти из этого тип волоса набирают в себя много воды и прекрасно ее отдают бумаге, что для акварельной живопись очень важно.

Смотреть на видео инструкцию как быстро нарисовать дерево акварелью

Художественная поверхность для рисования акварелью

Акварельные краски – это материал, рисующий при помощи воды. В акварели свет и тень, форма и перспектива создаются при помощи размывок, лессировок, отмывок. Все приемы завязаны на прозрачности краски и ее способности размываться водой. Именно поэтому важно выбрать правильную основу, художественную поверхность. Идеальной поверхностью для акварельной живописи является бумага. Для этих красок выпускается специальная акварельная бумага, потому что она должна впитывать воду и при этом не коробиться при высыхании. Акварельная бумага еще пропитывается специальным клеем, который дает ей такие свойства. Плюс к этому, большинство видов качественной акварельной бумаги имеет в своем составе хлопок. Все это не дает бумаге раскисать, когда ее очень сильно мочат водой, а краске равномерно и правильно растекаться по ее поверхности, создавая плавные цветовые и тоновые переходы. Кроме того, акварельная бумага часто имеет разнообразную фактуру (неровную поверхность), что придает рисункам объем и позволяет применять различные художественные приемы, которые, например, в масленой живописи создаются за счет рельефных мазков.

Акварельная бумага для рисования бывает:

  1. Разной плотности — от 80 г/м2 до 800 г/м2. Однако чаще в художественном магазине продается акварельная бумага в диапазоне от 200 г/м2 до 400 г/м2. Чем выше плотность бумаги, тем она качественней. Она не коробится, прекрасно впитывает воду и цветной пигмент и на ней легче рисовать.
  2. Разной фактуры (крупное зерно, мелкое зерно, яичная скорлупа, фактура холста и т.д.). На рынке художественных материалов чаще представлены четыре типа акварельной бумаги с разной фактурой: торшон (Torchon), сатин (Satine) и грейн фин (Grain Fin) и ватман. Грейн фин – это бумага с легкой фактурной поверхностью почти гладкая, производится путем холодного прессования. Сатин – получают путем горячего прессования, и она практически гладкая. Ватман – это плотная и гладкая бумага, которая имеет только поверхностную проклейку. Торшон – это бумага без прессовки, которая имеет грубую шероховатую поверхность.
  3. Изготовленной из чистой целлюлозы, с добавлением натурального хлопка или состоящей на 100 % из натурального хлопка.
  4. В рулоне, в папках и нарезанной на листы определённого формата, в склейках с твердой подложкой (планшетом).

Смотреть на видео урок как самостоятельно нарисовать пейзаж акварелью

Конечно же самая дорогая акварельная бумага имеет высокую плотность, состоит из стопроцентного натурального хлопка, проклеенного на стадии бумажной массы, она проклеивается желатином и отбраковывается вручную. Эта бумага , создающим шедевры для истории или для продажи. Однако покупать такую для обучающегося новичка необязательно. Ведь дорогой материал может стать сдерживающим фактором для начинающего художника. Вы должны не бояться ошибиться или испортить бумагу. Ведь это и есть процесс обучения. В акварельной живописи очень сложно, практически невозможно, исправить ошибки. Испорченную работу придется выкидывать. Поэтому лучше остановится на бумаге приличного качества и среднего ценового диапазона, которая выпускается и в нашей стране. Учится рисовать акварелью удобней на бумаге А3 или А4. Миниатюры требуют определённого мастерства, как, впрочем, и шедевры больших форматов.

Основные техники акварельной живописи

Акварельная живопись разнообразна и включает в себя следующие основные техники письма:

  1. «А-ля прима» — это тип живописи, когда картина создается в один прием. То есть: замысел обозначается в виде легкого наброска; цвет разносится цветовыми пятнами по поверхности; свет, тень и форма создаются при помощи размывок; а затем уточняются при помощи заключительных акцентов.
  2. «По-сырому» — это техника письма по сильно пропитанному водой листу акварельной бумаги. Цвет, который создаёт настроение рисунка, формы и объекты, разносится по сырой бумаге цветовыми пятнами за счет влаги. Затем более тонкими линиями и цветовыми акцентами, по практически высохшей работе, уточняются детали рисунка.
  3. Лессировками – это долгий кропотливый процесс, когда набросок наносится легкими линиями карандаша или серой акварельной краской. А затем работа пишется послойно. Цвета смешиваются прямо на бумаге, используя свойство прозрачности акварели, когда конечный цвет получается при просвечивании одного цвета из-под другого. Каждый слой краски наносится уже по просохшему предыдущему слою. Это классическая форма акварельной живописи. С ее помощью создаются воздушные, легкие работы, иногда очень напоминающие фотографии.

Акварельная живопись – удивительна тем, что сочетает в себе графику и живопись. Рисунок, перспектива и фактура создаются при помощи линии и особенностей бумаги. Это несомненный признак графики. Однако, как в живописи цвет в акварели становится тем, что дает работе настроение, объем и воздушность. Прозрачность краски и белизна дает акварелям эффект цвета, светящегося изнутри. Акварель капризна и требует от художника точности линий, но результат стоит потраченных усилий. Глядя на работы мастеров акварельной живописи, понимаешь, что никакой другой материал не способен дать такой звонкий и воздушный эффект цвета. Наблюдать за творчеством художника, пишущего в технике «по-сырому», сродни наблюдению за магическим действием, когда вода и мастерство человека создают шедевр за пару взмахов кисти.

Смотреть на видео как научиться рисовать акварелью