Жизнь по понятиям в тюрьме. Зона - специальный проект. дело левоневского и васильева. тюремная жизнь

«Воровские законы», в основном были сформулированы в конце 20-х в начале 30-х. Эти классические законы были целиком пропитаны духом «идейности» уголовного мира. Что представляет собой воровской закон?


Структурная иерархия среди "воров в законе" является достаточно демократичной. Среди них нет прямых руководителей (главарей), т.к. воры воспринимают себя свободными людьми и не подчиняются чьим либо приказам, а живут по «воровскому закону».

По мнению исследователей, «воровские законы», в основном были сформулированы в конце 20-х в начале 30-х. Эти классические законы были целиком пропитаны духом «идейности» уголовного мира.

Воровской закон того времени мало чем отличается от правил, проповедуемых "жиганами", а именно формулирует семь основных законов (понятий).

1. Преданность и поддержка воровской идеи.

2. Недопустимость, отсутствие контактов с правоохранительными органами.

3. Честность по отношению к другим "ворам в законе" или авторитетам.

4. Обязанность вовлекать в свою среду новых членов, особенно из числа молодежи.

6. Контроль за соблюдением порядка в ИУ и СИЗО, насаждение там власти воров.

7. Обязательное умение играть в карты.

Из этих семи основных законов вытекают следующие, дополнительные:

Отказ от сотрудничества с любыми властными структурами;

Отказ от дачи показаний следственным и судебным органам;

Отказ от чистосердечного признания вины в совершенном преступлении;

Обязанность соблюдать конфиденциальность относительно сообщников и их нахождения (например, расположения "малины").

Не иметь собственности и сбережений;

Не иметь семьи;

Периодически садиться в места лишения свободы;

Не брать в руки оружия;

Не работать ни при каких условиях;

Поддерживать порядок в зоне, т.е. разбирать конфликты, не допускать ссор, поножовщины и т.д.;

Греть (наладить снабжение) ШИЗО1 и ПКТ2;

Пополнять воровское благо, т.е. собирать дань со всех осужденных, заключенных и иных лиц;

Чтить родителей (особенно мать)91;

Не состоять ни в каких партиях и объединениях;

Быть искусным в понятиях (жаргоне).

Учить правильной жизни молодежь, разъяснять, что такое правильные понятия;

Не иметь прописки (регистрации);

Быть честным в картежной игре между ворами.

Иметь своего помощника (шестерку).

Некоторые авторы справедливо считают, что не следует путать воровские и тюремные законы. Воровской закон(ы) – это свод неписаных правил и норм, обязательный для «воров в законе». Ряд его положений распространяется не только на «воров в законе», но и на всех других осужденных, заключенных и вообще лиц, относящихся к криминальным сообществам. Эта часть "воровского закона", которая обязательна для всех остальных преступников, называется тюремным законом.

Таким образом, тюремный неписанный закон – это свод норм, правил, запретов и традиций, обязательный для всех осужденных, заключенных и т.д., независимо от их принадлежности к той или иной категории в «табели о рангах». Тюремный закон регулирует отношения как между отдельными осужденными, заключенными и т.д., так и между группами заключенных; он определяет механизмы разрешения возникающих конфликтов как между отдельными лицами, так и между группами лиц. Различия между воровским и тюремным законом приведены ниже.92

Тюремный закон

Обязывает выделять долю в "общак".

Запрещает применение насилия в отношении "вора в законе".

Запрещает доносительство (стукачество).

Запрещает без оснований отбирать у заключенных что-либо.

Запрещает предъявление кому бы то ни было обвинений без доказательств.

Запрещает оскорблять любым образом.

Запрещает нецензурную ругань (матерщину).

Обязывает поддерживать семейников.

Запрещает вступать в секции, т.е. не становиться красным.

Запрещает воровать у своих (крысятничать).

Это перечень основных правил воровского закона, который в реальности включает еще много правил и ритуалов, имеющих прикладное значение.

Таким образом, можно констатировать, что соблюдение норм тюремного закона является обязательным как для «воров в законе», так и для всех остальных осужденных, а соблюдение отдельных положений этого закона обязательно только для «воров в законе» и лиц, стремящихся быть "коронованными". При этого отметим, что многие положения воровского и тюремного законов совпадают.

– достижение полного влияния на достаточно неустойчивую среду осужденных и заключенных с помощью норм и правил, возведенных ими в закон;

– осуществление очень жесткого «правления» массой осужденных и заключенных, путем принуждения к подчинению силовыми методами, вплоть до убийства неугодных, с использованием подставных лиц (т. н. торпед), с целью избежания наказания за содеянное;

– проникновение лично или через помощников в среду работающих осужденных (в качестве сухарей) с целью осуществления контроля над промышленной зоной исправительного учреждения, налаживания контактов с волей для завоза в ИУ продуктов питания, спиртных напитков, сигарет, денег, наркотиков;

– получение незаконных благ и привилегий через давления на осужденных, под прикрытием воровского и тюремного закона.

Любые законы, в том числе и неформальные воровские, поддерживаются соответствующими "блатными санкциями" по отношению к «оступившимся» нарушителям воровского (тюремного) закона. В той же мере это касается и лиц, содержащихся под стражей и в местах лишения свободы, хотя говорить о том, что там существуют организованные преступные сообщества, нельзя.

Для "воров в законе" существует три вида санкций, которым они могут быть подвергнуты:

– публичная пощечина за мелкие провинности (чаще всего за безосновательные оскорбления); причем дать пощечину может только равный по «званию», т.е. тоже вор в законе;

– дать (бить) по ушам – т.е. перевести в низшую категорию, так называемых мужиков;

– смерть.

В случае нарушения основных требований воровского кодекса вор не может рассчитывать ни на какое снисхождение, он будет разыскиваться, пока его не найдут со всеми вытекающими последствиями (смерть). После вынесения приговора воровской сходкой, каждый уважающий себя арестант обязан при встрече с приговоренным привести приговор в исполнение, т.е. его убить.

К преступникам, не имеющим ранга «вора в законе», может быть применено большее число санкций, основными из которых являются:

– избиение;

– совершение насильственного акта мужеложства (особенно распространено среди несовершеннолетних преступников), т.е. перевод в самую презираемую группу (петухов, обиженных, опущенных и т.д.).;

– лишение занимаемого статуса (дать по ушам) – перевод из категории блатных в категорию мужиков;

– изгнание из семьи (микрогруппы) – остракизм;

– парафин, т.е. чисто символический акт мужеложства: заключается в проведении по губам провинившегося половым членом, при этом акту насильственного мужеложства провинившийся не подвергается;

– ломание рук (ног) – применяется к лицам, безосновательно избившим кого-либо;

– объявление фуфлыжником (т.е. человек двинул фуфло) – применяется к лицам, проигравшимся в карты и не уплатившим проигрыш в срок. О таких людях идет отписка по лагерям, тюрьмам, т.е. братва ставится в курс;

– смерть – применяется достаточно редко и только за грубейшие нарушения тюремного закона (если точно установлено, что лицо является агентом правоохранительных органов; за воровство крупной суммы из общака и т.д.); на убийство провинившегося должна быть санкция "вора в законе" или сходки местных авторитетов.

Воры в законе - это специфическое для СССР (в дальнейшем для России и стран СНГ) преступное объединение, не имеющее аналогов в мировой криминальной практике, образовавшееся в 30-х годах XX века и характеризующееся наличием жёсткого кодекса криминальных традиций, а также исключительным уровнем закрытости и конспиративности. На уголовном жаргоне словом вор без уточнений обычно называется только вор в законе, а не любой совершивший кражу, как в литературном языке. Вор в законе трактуется как "представитель элиты преступного мира, хранитель преступных традиций".

История

Появление воров в законе относится к началу 1930-х годов, когда жёсткими репрессивными мерами была подавлена активность политической оппозиции и была усилена борьба с общеуголовной преступностью, которая возросла в связи с коллективизацией и последовавшим за ней голодом. Основной сплачивающей силой преступного мира стала тенденция неполитического противодействия и неподчинения власти, а его элитой стали "воры в законе", которые называли себя хранителями криминальных традиций дореволюционной России.

Воров в законе связывал особый кодекс поведения, обычаи и традиции, в число которых вошли полное неприятие общественных норм и правил, в том числе связанных с семьёй (вор в законе ни в коем случае не должен был иметь постоянных связей с женщинами) и не менее полный запрет на какое бы то ни было сотрудничество с государственными органами: как в форме участия в проводимых ими общественных мероприятиях, так и содействия судебно-следственным органам в расследовании преступлений.

В 1940-х годах эти традиции в конце концов привели к почти полному уничтожению этого преступного сообщества в исторической форме: во время Великой Отечественной войны многие из "воров в законе" ответили согласием на предложение властей вступить в ряды Красной Армии, чтобы защитить свою Родину от врага (так называемые "суки"). После победы над Германией они вернулись в лагеря, где между ними и "законниками", не отступившими от традиций преступной среды началась так называемая "сучья война", в результате которой обе стороны понесли крайне значительные потери.

В 1979 году в Кисловодске произошла встреча ("сходка") криминальных лидеров ("воров в законе") и нелегальных предпринимателей ("цеховиков"). По результатам встречи была достигнута договорённость о выплате предпринимателями 10 % их доходов в обмен на безопасность.

Вор в законе - принятый в воровскую группировку, обязавшийся соблюдать воровские "законы", обычаи, традиции.

Правила воров в законе

Вора коронует сходка, она же и развенчивает провинившегося. Любая блатная санкция, вплоть до пощечины, проводится с ведома сходки. Вор не имеет права сам наказать вора. Он должен созвать сходку и предъявить санкцию. Прикрытием для сходок зачастую служат массовые мероприятия - свадьбы, юбилеи или похороны. Воровской сбор могут назначить и в лесу, но безопасней его вуалировать под официальный прием. Сходку назначают и в зоне. Раньше у воров была традиция собираться в тюремных больницах под видом пациентов. Лечебное учреждение выбиралось в зависимости от вопроса. Воров свозили то в городскую, то в областную, а порой и в республиканскую больницы. О "повестке дня" большинство воров не знает, расспрашивать же не принято: вор должен быть готовым ко всему, даже к самому худшему. На сходках обсуждается судьба общака, уголовная стратегия на ближайшее время, расправа над предателями, передел зон влияния, претенденты на корону. Все воры имеют одинаковый голос и пользуются равными правами. Если сорок лет назад сходку мог созвать любой из воров, то теперь она назначается общиной - группой из нескольких законников. Сходки бывают двух видов: местные и краевые. Все зависит от "повестки дня", от важности вопроса, который будет обсуждаться.

Приговорить вора к смерти вправе лишь краевая сходка, а лишить воровского звания, может и местный. К блатным санкциям у воров подход особый. Провинившегося вора могут постигнуть три вида наказания.

Наказания вора в законе (Блатные санкции)

1) Пощёчина - её, как правило, дают за оскорбление. К тому же публично, во время сходки. Уклоняться или бить в ответ наказанный вор не смеет. Безобидная, на первый взгляд, кара без последствий не остается: авторитет вора уже пошатнулся, по миру расползётся слух - битый, мол.

2) Удар по ушам - церемония разжалования вора в законе. Развенчивают за обман, западло, а также нарушение воровского закона. Хотя разжалование может быть и почётным - по состоянию здоровья. Участь развенчанного вора зависти также не вызывает: он отстраняется от лакомого куска - общака, лишается рэкетируемого участка, а в зоне перемещается из угла или от окна поближе к центру. Экс-вор выживает уже самостоятельно.

3) Смерть. Ею карают только за измену. Предателем считается тот, кто сдал подельников, пошёл на сотрудничество с милицией, похитил общак, убил вора в законе без санкции сходки, вышел из воровского клана и, наконец, завязал.

Первый из них - пощечина. Ее, как правило, дают за оскорбление. К тому же публично, во время сходки. Уклоняться или бить в ответ наказанный вор не смеет. Безобидная, на первый взгляд, кара без последствий не остается: авторитет вора уже пошатнулся, по миру расползется слух - битый, мол. За очередную провину, которая раньше сходила с рук, может последовать вторая санкция - удар по ушам.

Бить по ушам - лишать воровского титула. Участь развенчанного вора зависти также не вызывает: он отстраняется от лакомого куска - общака, лишается рэкетируемого участка, а в зоне перемешается из угла или от окна поближе к центру. Экс-вор выживает уже самостоятельно, ибо другой воровской группировки подобного размаха (как, скажем, польских воров середины 50-х) нет. Он не сможет переметнуться и к бандитам, которые не любят законников, а те отвечают взаимностью. Развенчивают за обман, западло, а также нарушение воровского закона.

Третья блатная санкция, самая жесткая - смерть. Ею карают только за измену. Предателем считается тот, кто сдал подельников, пошел на сотрудничество с милицией, похитил общак, убил вора в законе без санкции сходки, вышел из воровского клана и, наконец, завязал.

Отойти от дел вор может лишь по серьезной болезни. Недомогание в счет не берется: им страдает добрая часть воров - тюремно-лагерный режим здоровья не прибавляет. Когда вор "бракуется" медкомиссией ИТУ, физически не в состоянии посещать сходки и идти на дело, он может попросить братву отправить его на пенсию. Братва сама проведет "врачебно-трудовую экспертизу" и отпустит вора с миром и почестями. Воры не лишаются титула, а лишь переименовываются на вор в короне. Во всех случаях судьбу больного законника решает братва, а не он сам. В противном случае он - изменник.

Изменник приглашается на очередную сходку, даже не ведая, что на повестке дня - его жизнь. Вор, обнаруживший предателя, оповещает об этом братву. Собравшиеся воры требуют подтверждений. Затем слово дается подозреваемому. Если он не сумеет доказать, что это - ложь, дела его плохи. Был случай, когда подозреваемый вор сначала наградил обидчика пощечиной, а лишь затем доказал свою невиновность. После этого братва одобрительно загудела. Поэтому, собирая сходку, вор-обвинитель запасается уликами, чтобы не подорвать собственный авторитет.

Если предатель уличен, братва выбирает способ казни. Иногда стараются имитировать самоубийство. Жертве предлагают исполнить вторую часть воровской клятвы, раз первая была нарушена: беспрекословно принять смерть за измену.

С самоубийцей меньше пыли. Тут и посмертная записка типа: "В моей смерти прошу никого не винить", и пистолет в руке, и единственная дырка в голове. Изменнику вручают пистолет с одним патроном. Выбора у вора нет, и он даже рад такой казни, ибо порой карают еще хуже. Считается, что такая смерть - везение.

Если вор, чувствуя свою кончину, не явился на встречу - назначают еще и палача. Среди законников бывает свой ликвидатор, работающий под "несчастный случай". Он поумнее, с фантазией, имеет в своем репертуаре дюжину способов отправить жертву на тот свет так, чтобы в милицейской сводке и в дальнейшем следственном деле стояло: "в результате ДТП", "в результате неправильного обращения с огнем" или т. п. Их жертвы "курят в постели", "не умеют плавать", "неосторожны на дорогах", "пользуются самолечением". Иногда эти киллеры имеют в своем арсенале соблазнительных девиц, которых подсовывают жертве. После бурной ночи с красоткой ей (жертве) уже не проснуться.

Сходка может выбрать особо жестокий способ казни, всё зависит от вины. В Тюменской области был случай, когда приговоренного запихнули в отрезок строящегося нефтепровода и заварили вход. Чтобы доползти к выходу, пришлось преодолеть десяток километров. Когда через неделю вор увидел свет, то нормально соображать уже не мог. Он долго лечился у психиатров, искололся транквилизаторами, но обрести прежнее душевное спокойствие так и не сумел. Вор боялся темноты, шарахался от металлических предметов, в тесных помещениях с ним случалась истерика, везде чудился запах ржавчины. Лишь с помощью гипноза из больного удалось вытащить историю с нефтепроводом, но это лечения не продвинуло. Наконец, промучившись два года, пациент во время очередного ночного кошмара выбил окно и выпрыгнул с четвертого этажа психиатрической лечебницы.

В 30-х годах особой популярностью пользовались "бетонные боты": смертника ставили в таз и заливали бетоном, затем бросали среди болота или сталкивали в ставок. Казнь родилась именно в России, а не среди американских или итальянских гангстеров. Однажды вору выкололи глаза, отрезали язык и вбили по гвоздю в уши, якобы за то, что он сдал свою обману и указал на общак. На разборку вор не явился и попытался спастись бегством. Палач настиг его в поезде. Говорят, что казнь проходила прямо в купе. Закончив процедуру, палач оставил на столике записку: "Имеющий уши - да не услышит, имеющий очи - да не увидит".

В зоне казнь происходила, как правило, в промышленном секторе, среди механизмов, агрегатов, котлов и печей. Здесь киллеру есть, где развернуться. Он может и не работать под несчастный случай, а специально устроить показуху, дабы другим неповадно было. Головы жертв попадают в шестерни и под прессы, животы натыкаются на штыри, причем раз десять. Приговоренный может взять "на язык" 380 вольт переменного тока или оказаться под тонной "внезапно" рухнувшего штабеля бревен

В последние годы среди новых воров появилась четвертая блатная санкция - финансовая. Принцип ее прост: подставил - плати. Штрафы назначает воровская община. Наказывают за опоздание на сходку, за срыв сделки, за то, что наследил. Сумма иногда достигает миллиона долларов.

В былые времена убить вора-изменника мог лишь равный по титулу, то есть вор в законе. Теперь нравы и законы изменились. Новые законники, привыкшие все делать чужими руками, верны себе и в этом вопросе. Для казни зачастую приглашается киллер со стороны. Среди изменников попадаются настолько крутые, что нанимают нескольких убийц, знакомых с гранатометами, снайперским стрелковым оружием и взрывными работами. Вора могут сопровождать телохранители и возить бронированный автомобиль. Заколотить такого в трубу или расплющить прессом голову весьма проблематично.

Суд воровской жесток, но упразднить его никогда не пытались. Однажды один известный законник самодовольно заметил: "Кто судит от имени государства? Судебная коллегия из нескольких человек. Вора же судят полсотни воров, а то и больше. Все они присяжные с равноправным голосом".

Коронация

Коронация - инициация (посвящение) вора. Правом коронации обладает сходка, по поручительству двух авторитетных воров. Не может быть коронован человек, имеющий плохую репутацию: сотрудничество с властями (службу в госучереждениях), карточный долг, прощёное оскорбление, принадлежность к гомосексуалистам. Иногда коронацию проводят за очень большие деньги, после этой процедуры таких "воров в законе" называют "Апельсинами". Если на сходках "апельсины" пытаются показать доминирующую роль, по сравнинию с ворами в законе, то они исключаются из общака и не имеют право держать базар на сходках. Коронацию могут провести и на свободе, и в зоне. Хотя большим уважением пользуется коронация в колонии или тюрьме. Некоторые из воров считают, что венец нужно вручать только в тюремной больнице или на пересылке. Корона - это символ. Он обязуется соблюдать законы и беспрекословно принять смерть в случае предательства. Вору торжественно наносят татуировку: сердце, пробитое кинжалом - "смерть за измену". В воровском клане существуют ещё наколки, указывающие на законника. Скажем, парящий орёл с короной над головой (его накалывают на груди - Степан Разин), карточные масти внутри креста, подключичные звезды. Но их наносят после коронации.

Современность

Традиционно "вором в законе" может считаться лишь человек, имеющий судимости, достаточный авторитет в преступной среде, в отношении которого выполнена формальная процедура так называемого "коронования", однако в последнее время стали известны случаи получения этого титула людьми, не отбывавшими наказания, в том числе за деньги (таких воров называют "апельсинами").

В отличие от многих других криминальных сообществ, эта организация не имеет чёткого ядра, постоянно функционирующих отделений; её верхушка действует на основах полного равенства участников, объединённых жёсткими рамками "блатных" традиций; органом управления данного сообщества является сходка, принимающая организационные решения, в том числе в форме письменных обращений к преступному миру ("воровские прогоны", "малявы", "ксивы"). Воры в законе стремятся к установлению контроля над осуждёнными, отбывающими наказание в исправительных учреждениях, как обращениями, так и подкупом или угрозами.

В число функций данного сообщества входят сплочение отдельных преступников и их групп, контроль над некоторыми сферами преступной деятельности, разрешение конфликтов в преступной среде, организация и контроль использования общих преступных касс ("общаков"), внешние контакты с преступными организациями зарубежных стран.

"Воры в законе" не являются единой группой (среди них идёт постоянная борьба за власть, выделяются отдельные противостоящие друг другу группировки: "законники", "чёрные" и "красные", "славяне" и "кавказцы", "бубновые" и "пиковые"), однако именно они выполняют в России координирующую функцию, обеспечивают стабильность системы организованной преступности.

Особую опасность представляют те "воры в законе", которые контролируют экономическую преступность и оказывают влияние на политические процессы (таких в России 10 - 15 человек).

Матом в тюрьме и лагере ругаются гораздо реже, чем на воле. Во-первых, это запрещено тюремным законом. Для арестанта мать - понятие святое. Поэтому на строгом, например, режиме мата практически не услышишь. Вторая причина: выругаться матом - значит почти в любом случае оскорбить кого-то. В условиях зоны то, что ты послал человека на х..., означает, что ты считаешь его петухом. Если этот человек петухом не является, ты будешь держать ответ за свои слова, и кончиться это может для тебя плачевно. Разумеется, нельзя и самого себя матерно поминать, например, говорить: “Я, б...дь, ох...ваю!”

Нельзя также называть человека козлом, если он не козел (а лучше и козла козлом тоже не называть - сами себя они называют “независимый мужик”, “активный” и т.д.). Слова “козлиный”, “рогатый” и подобные лучше не использовать, даже про свитер из козьей шерсти этого говорить не надо. Козла, кстати, на х... посылать тоже нельзя - он же козел, а не петух. Нельзя сказать разгорячившемуся человеку: "Ты чего петушишься?" Барак-развалюху, в котором мужики живут, нельзя курятником называть. Вообще лучше все "птичьи" названия из своей речи исключить.

На зоне вообще ответственность за слово гораздо выше, чем на воле. Прежде чем сказать что-то - дать оценку происходящему, рассказать о себе, особенно отозваться о другом человеке, - арестант должен не до десяти, а до тысячи сосчитать. Я знаю такой случай: один политзек подбивал мужиков на голодовку, те не соглашались. Он стал уговаривать: "Да поймите, ведь тем, что вы все терпите, вы объективно на ментов работаете!" Эти слова были восприняты буквально, как оскорбление. Хорошо, пахан зоны дал команду прекратить разборку, не то быть бы политзеку битым.

Поменьше говорить, побольше слушать - эту заповедь человек в неволе весь срок должен помнить, чтобы косяков не напороть.

- Косяк - это нарушение?

Да, нарушение правильных понятий. Но вообще у этого слова значений много. Когда мужик делает какую-то работу и вдруг пробормочет: "Ух, что-то я косяки порю", - это означает лишь то, что он в чем-то ошибся: неправильно доску перепилил, неровно кирпич положил. Косяками называют и красные нарукавные повязки. Папироса с анашой тоже косяком называется - не знаю только, есть ли тут что-то общее с "косяком" из лагерного жаргона.

- Давай поговорим о правильных понятиях, о тюремном законе.

Словом "правильный" обозначается большее, чем закон. Каким бы большим ни был закон, всех жизненных ситуаций он не предусмотрит. Поэтому правильные понятия - это еще и совесть арестантов, с которой каждый должен сверять свои поступки, чтобы не испортить жизнь себе и другим. Можно сделать и такое сравнение: в России закон никогда не уважали, считали, что жить надо не по закону, а по "правде". Вот в лагерях похожая ситуация, только там "правда" - это правильные понятия. То есть правильные понятия - это сама атмосфера жизни людей, оказавшихся вместе и на долгие годы в очень тяжелом положении. Они сами эту атмосферу создают и поддерживают ее чистоту ради того, чтобы выйти на волю ценой меньшей крови. Очень многое в правильных понятиях на воле может показаться диким, жестоким, бессмысленным. Но я, прошедший эту школу, могу сказать: тот образ жизни, который подчинен правильным понятиям, легче и разумнее предписанного властями. Дело здесь не только в жестокости государственных законов. Ведь даже эти законы на зонах полностью заменяются инструкциями МВД. А их, в свою очередь, дополняет беспредел персонала. Администрация ведь тоже не по закону живет, а по своим "понятиям". Это о сравнительной ценности правильных понятий.

В какой-то зоне может быть, например, распространен запрет на ношение ложки в верхнем кармане робы, в другой нельзя забирать из столовой в карман надкусанный кусок хлеба и т.п. Особенно много таких запретов на малолетке и на общем режиме. Бессмысленны они или нет? Я не могу об этом судить до тех пор, пока не узнаю историю и причины их появления. Может быть, они как раз очень разумны. Среди законов штата Нью-Йорк есть, например, и законы, запрещающие носить ложку за голенищем сапога, держать в ванной ослов, стрелять зайцев из окон дилижанса. Какие-то обстоятельства заставили власти этого штата в свое время издать эти законы и требовать их исполнения. Их и до сих пор не отменили, хотя забыли за ненадобностью, - можно, в конце концов, считать правильные понятия болезнью общества. И что ж из того, что они жестоки, бессмысленны? А разве есть смысл в высокой температуре, волдырях на месте ожога? В том-то и дело, что есть. И высокая температура, и волдыри - реакция организма на болезнь и способ борьбы с болезнью.

Полностью расписать по правилам можно только первые какие-то предостережения, - чего нельзя делать, чтобы человек сразу не совершил ошибку. Со шкварными, например, нельзя общаться, но об этом предупредят в камере. Предупреждать человека, чтобы он не был стукачом? О чем еще можно предупредить? Смотрят на человека, предположим, в течение месяца. Есть понятие "человек косячный". Если он не впитал в себя правильных понятий, не понял, как нужно себя вести, что можно, чего нельзя - этот человек "косячный", т.е. вообще опасный для окружающих. Он может запороть любой косяк, как считается, за который ты ответишь, потому что ты находишься рядом.

Нельзя просто пригрозить, а потом отказаться от этого. Если уже бросил даже невзначай какую-то угрозу конвоиру или козлу, то должен ее выполнить. Нужно отвечать за свои слова. В тюрьме не признается никакое изменение ситуации, не признается никакое "нечаянно". В этом мире нет слова "нечаянно". Что значит нечаянно? Нечаянно, - это значит, ты сам что-то не предусмотрел. Поэтому с человеком случается нечаянность. "Нечаянно" - тоже какой-то признак ненадежности. Ценностью этого мира является человек, который вообще уверен, уверен в себе. В мире, где все очень ненадежно, ценностью становится надежность. Привлекает надежность человека.

Надо, чтобы в твоей уверенности были уверены и остальные, чтобы человек, который идет рядом с тобой этапом, понимал, что ты сейчас ничего такого не напорешь, что сюда не бросятся овчарки. Поэтому авторитетом на зоне пользуются люди, в которых ощущается надежность. То есть человек стоит надежно, не размазывается, не говорит сегодня одно, завтра другое, не ищет мелкой выгоды. А тот, кто желает жить удобно... На самом деле всегда здесь выгода получается за счет другого...

Есть еще одно правило - не вмешиваться. Тоже странное правило: в этом мире каждый должен ответить за себя сам. Оно очень жестокое. Первое слово ты должен за себя сказать сам. Потом тебе помогут - не помогут, уже дальше дело другое. Но вот нельзя отвечать другому за человека.

Мне однажды пришлось заступаться за сокамерника, до которого правильные понятия абсолютно не доходили. Он действительно был "косячный" - человек, который не понимал, что в тяжкое время куревом надо делиться. Не из жадности, а просто не понимал. Я ему несколько раз говорил: "Ты не жадничай". Но с другой стороны там были люди, которые ему говорили: "Нет, ты курево прибереги, тебе еще этапом идти". Но в нашей камере принято было всегда куревом делиться. Ему говорят: "Ты оставь покурить". Он: “Да-да” - и забывает. Надо понять, что у человека и дело было непростое, какие-то тяжкие избиения, семейная запутанная история, да еще с какими-то спекуляциями, все это вместе. Он даже и делом не интересовался, он морально как-то совершенно дошел. В подобном состоянии человек - это просто мишень, самая удобная. Он не реагирует на окружающих, он не живет в этом мире. Его хотели опустить только из-за раздражения. Скажем, моет он кружку, и кружка у него падает. Вообще ее нельзя уже брать, по тем понятиям нельзя, потому что там параша рядом, кружка зашкварилась, кружка пропала. Один раз он ее поднял, начал пить. После этого от него требуют выбросить кружку и помыть руки. Но он не учится, и через день повторяется та же история, опять раздражение у всех. Ему, может быть, помогло то, что народу было очень много, поэтому не все замечали эти косяки. Один заметил, на него накричал, другие внимания не обратили. А он не учился совершенно.

Теперь про момент, когда его хотели опустить. Там "кормушка" была маленькая, а народу много, всегда во время обеда, ужина местная толкучка. Он толкнул человека, пролил баланду. Толкнул нечаянно, конечно. А там не слова "нечаянно". Он кого-то одного оставил без еды и... предложил свою. И в ответ получил: "Твою шкварную буду есть?" Его назвали шкварным, а он не ответил на это. Можно сказать, сам себе определил место. А мне очень его было жалко.

Ему сказали “из твоей шкварной миски”, и он за себя сам не ответил! Он обязан был первое слово сказать сам. Потом - я так представляю, - началась бы драка, и вот здесь бы я уже мог вмешаться. Теперь бы уже мог. Ответить за него я не мог, не должен был, но вмешался именно на этом этапе, потому что оставь я это дело - и все, его бы начали опускать сразу. Потому что он согласился с этим словом, согласился с этим местом, которое ему определили. Поэтому я-то тоже "упорол косяк", я влез не в свое дело не в то время. Но что делать, - следующего этапа просто бы уже не было. Раз он сам не ответил, то все. Это вот странная такая игра в слова - все принимают всерьез. Он не ответил - значит, согласился. Вместо него я ответил. То есть я крикнул: "Следи за базаром!" - тому, который ему сказал. Он тут же на меня перешел. Маленькая стычка. Тут уже понятно, что дело должно быть с разборками. Странно все закрутилось.

Переслали записку "авторитету" в соседнюю камеру. Меня спросили что-то. Да, говорю я, пассажир куревом не делится, понятно, что все злые на него. То есть я суть дела объяснил. Не надо слишком длинно. И прислали ответ: прекратите разборку. Его не трогали больше. Так все жили, потом он на этап ушел, в следственной тюрьме быстро все меняется.

Вступаться за другого можно в какой-то определенный период. Можно до косяка. Но если этот момент пропустил, то уже бесполезно. Это тонкое место, где тоже на чутье все делается. Начинает набухать раздражение, набухает разборка. И опять же на чутье - когда можно влезть.

Но это все было от раздражения. Другое дело, когда кого-то хотят уничтожить с определенной целью. Такие вещи делаются долго, тонко, планомерно. Чтобы потом это не было косяком тому, кто приготовил уничтожение.

Нужно вообще помнить о том, что испытания, которым тюрьма подвергает человека, как бы проверяют его, прочность его характера, порядочность, честность, уважение к остальным. Из этого и надо исходить, когда ты отвечаешь на вопросы прописки или проходишь какие-то испытания. И, конечно, надо постараться активнее включиться в жизнь, потому что люди, которые тебя окружают, как правило, такие же, как и те, что живут на воле. У каждого из них такая же драма, такая же беда, как и у тебя. Чаще всего это так. Потому что преступление и арест - это для человека чаще всего несчастье и не ты один страдаешь. И это надо видеть.

Не стоит бояться сокамерников. Каждый попавший в тюрьму, как правило, оказывается на том месте, которое он заслужил всей своей прежней жизнью...

А на практике усвоить правильные понятия в общем-то нетрудно. Трудно себя под них подстраивать.

- Самые серьезные запреты, я понял, касаются опущенных. А какие еще запреты есть?

Все сразу и не вспомнить... На общем режиме (иногда и на усиленном) нельзя с земли ничего поднимать. Особенно если упало на плац. Пусть хоть шапка зимой упадет - она после этого считается зашкваренной. Упала - иди дальше, ищи другую. Не ходи часто в штаб, особенно один - могут заподозрить тебя в стукачестве. В столовой, у поваров, ничего нельзя покупать, потому что считается, и правильно, что, покупая из общего котла, ты воруешь у братвы.

Боже тебя упаси взять чужое! Вот одна из самых распространенных "примочек". Ты взял, полистал чужую книгу и положил ее на место. Подходит хозяин книги: "Давай стольник. - Какой стольник? - Ты книгу брал? - Брал. - А в ней стольник лежал, давай обратно".

Я знаю человека, который под следствием на воле находился, в лагерь тоже с воли, а не через тюрьму попал. Никто ему таких вещей не объяснил, а по воспитанию он плохо усвоил, что чужое брать нельзя. Так он взял в тумбочке у соседа две ложки сахара, а вечером свой сахар получил и те же две ложки соседу отсыпал, тоже без его ведома. Это кто-то увидел. И это ему "предъявили". Крыс на зоне мигом опускают. Красть нельзя ни у кого - ни у козла, ни у педераста. Раньше тем, кто осваивал профессию карманника, можно было залезть в чужой карман, а потом вернуть украденное. Сейчас и это запрещено, карман под охраной. У сотрудников тоже красть нельзя, хотя укравший у надзирателя крысой не считается. Но если после такой кражи на зоне будет обыск и при этом кто-то погорит, на виновном будет косяк.

Еще одно священное понятие в тюрьме и на зоне - карточный долг. Насильно заставить играть в карты никого не могут (в следственной тюрьме вместо карт часто играют в домино). Больше того, человек, который не играет вообще, пользуется, как правило, уважением. Если ты просидел уже достаточно долго и в разных камерах, ты начинаешь видеть сразу, где игра ведется для развлечения, а где для того, чтобы потребовать от проигравшего чего-то серьезного. В маленьких камерах обычно игра в карты, нарды, домино - развлечение. В больших, человек на пятьдесят, - нет. В них человеческие отношения устанавливаются вообще реже, издеваются там тоже чаще, чем в маленьких. Если ты все-таки начинаешь играть, ни в коем случае не стоит зарываться. Ты должен жизнь положить, но долг отдать, причем отдать вовремя. Не отдашь - могут и опустить, не сразу опустить, а дать тебе последний шанс - включить счетчик. То есть проиграл ты, предположим, сто рублей, а вовремя не отдал. В день расплаты тебе говорят: ладно, подожду еще десять дней, за каждый день просрочки по стольнику заплатишь. И все это ты обязан будешь сделать. Долг - такое же святое понятие, как неприкосновенность чужой пайки. Не надо и жалеть проигранного.

- Что такое разборки, как они проходят? Правда ли, что на них калечат, убивают?

Избить, убить могут только по решению тех, кто в разборке участвовал. Разборка - это решение спора. Участвовать в разборке могут все, кроме козлов и петухов. Устраивается что-то вроде общего собрания, на котором спокойно, без рук и повышений голоса обе стороны высказывают братве все, что они по поводу своего спора думают. Если особых сложностей вопрос не представляет, его решают тут же, на месте. Если возникают трудности, обращаются в более высокую инстанцию - к своему авторитету, либо, если и он не может в споре разобраться, к “вору” на другой зоне. И пока окончательный ответ не придет, продолжать спор обе стороны не должны.

Обычно человека, признанного виновным, отдают на милость правого. Тот может получить с него как с "достойного" или как с "негодяя". Как с достойного - это значит, ответчик должен публично признать свою вину и покаяться. Ну, может быть, разок по физиономии получить - не больно, чтобы только "почувствовал братскую руку". Как с негодяя - это значит, с ответчиком можно сделать все что угодно, в том числе и убить его. Можно по приговору разборки и потребовать с виновного деньги, вещи - на усмотрение потерпевшего, тут у него полная свобода выбора. Виновный же будет обязан это требование выполнить. Выбор правого (потерпевшего) покажет, насколько он человек великодушый, и этот поступок скажется потом на его репутации.

Правила, по которым должен жить профессиональный преступный мир, сформировались к тридцатым годам прошлого века. Главное из них, которому должны подчиняться все заключенные : вор в тюрьме – хозяин, все остальные – случайные пассажиры. Поэтому пассажиры платят дань ворам с каждой передачи и признают их авторитет. Соответственно, воровской закон предписывает ворам не обижать мужиков и не втягивать их в разборки между преступными группировками.

Воровской закон запрещает отнимать последнее у мужика: последний кусок хлеба, последнюю одежду… Однако закон придуман ворами и толкуется ими же к собственной выгоде. По многочисленным свидетельствам прошедших через ГУЛАГ, во время жестокого голода и лютых морозов воры, не колеблясь, отнимали и еду, и теплую одежду у «доходяг», т.е. у заключенных, дошедших до крайней степени физического истощения.

Закон запрещает ворам иметь семью, жить по месту прописки и сотрудничать с властью в какой бы то ни было форме – давать показания на допросах, работать в лагере, служить в армии , воевать… Это правило давно и необратимо нарушено. Самые знаменитые воры в законе – Япончик, Тайванчик, Дед Хасан и все остальные – очень богатые люди, обладающие недвижимостью не только в России, но и за рубежом. У них есть семьи, и дети их хорошо обеспечены.

Вор не должен хвататься за оружие, если не собирается пустить его в ход. «Взялся за нож – бей», иначе тебе обеспечено презрительное отношение и неизбежное понижение ранга . Нельзя обвинять другого вора в нарушениях закона, если нет железных доказательств – голословные обвинения могут стать причиной серьезного наказания.