4 геополитическая типология государств. Урок - типология государств. Политическая система общества: понятие и элементы

Термин «геополитика» образован от двух греческих слов – «гео» (земля, страна) и «политика». Ввел его шведский географ Р. Челлен в начале XX в. (в го­ды первой мировой войны) для описания государства как особого организма, стремящегося к расширению зоны своего обитания и деятельности.

В научном планегеополитику можно определить как междисциплинарную (комплексную) теорию, объясняющую зависимость государственных дейст­вий (политики) от таких факторов, как географическое положение страны (выход к морям и океанам, ландшафт, наличие естественных границ в виде гор, пустынь, болот, речные коммуникации, почвы, климат, растительность, полезные ископаемые и т. д.), размер территории, протяженность границ и их конфигурация, количество и состав проживающего в стране населения и др. Главный геополитический фактор - это, конечно,занимаемая государством территория: ее размер, состав и конфигурация. От этого фактора зависят и все остальные. Поэтому геополитика в теоретическом плане – это прежде все­гонаука о территориальных интересах государства.

Названные факторы объективно влияют на возможности жизнеобеспече­ния страны, ее развития. Вместе с тем в период становления геополитики как науки, используя вполне здравую идею о возможности нейтрализации и ком­пенсации невыгодных моментов пространственного положения за счет внеш­неэкономической и политической деятельности, предпринимались попытки теоретического обоснования военной агрессии в отношении других государств (в Германии такой подход культивировался с начала первой мировой войны). Этим обстоятельством в основном и определялось негативное отношение к ге­ополитике. В целом же геополитику можно считать прародительницей полити­ки, самой древней «политикой», когда большие организованные группы людей в первобытном обществе определяли свое местоположение, свои действия и отношения с другими первобытными социумами в зависимости от геоприрод­ных факторов.

а) когда государство в своей политике исходит из геополитического поло­жения страны как из некой объективной данности, которая присуща ему ис­торически и которую государство в данных политических условиях изменить не может. Государство в данном случае рассматривает свое геополитическое положение как величину постоянную, и искусство геополитики здесь состо­ит в том, чтобы максимально полно использовать наличные геополитические факторы и компенсировать свою геополитическую неподвижность за счет других факторов (индустриального развития общества, освоения новых тех­нологий, развития коммуникаций и др.);

б) когда деятельность государства непосредственно направлена на улуч­шение геополитического положения страны.

В настоящее время актуальны как первая разновидность геополитики, так и вторая, которая не обязательно связана с военными действиями государст­ва. Постоянные геополитические интересы этносов в современном мире мо­гут и должны осуществляться демократическим и цивилизованным путем: че­рез собирание народов в содружества на основе новых форм государственного устройства и государственных союзов.

Для Российского государства геополитическая функция стала особенно значимой с XVI в. В результате ее последовательного осуществления Россия в геополитическом отношении развивалась непрерывно и гармонично, и к XIX в. «государство легло в своих естественных геополитических пределах» (B.C. Ковалкин).

Вопрос 25 Форма государства: понятие и элементы.

Форма государства - это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим. Если категория “сущность государства” отвечает на вопрос: в чем заключается главное, закономерное, определяющее в государстве, то категория “форма государства” - кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов,приемов.
Форма государства - это его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п.

Элементами формы государства выступают:

1) форма правления (характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением; в зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские);

2) форма государственного устройства (отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами; по форме государственного устройства государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные);

3) политический (государственный) режим (представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти; в зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы).

Страница 5 из 7

Как правило, все геополитические теории развивают основную категорию этой науки - контроль над пространством. Геополитика изучает основы, возможности, механизм и формы контроля пространства со стороны политических институтов, в первую очередь государств и союзов государств. Территория, которую контролирует или стремится контролировать государство, характеризуется прежде всего степенью ее освоенности центром, уровнем развития их связей. Пространство, контролируемое государством или союзом государств, называют чаще всего геополитическим полем.
Геополитик К.В. Плешаков предложил такую классификацию подобных полей.
Эндемическое поле (от греч. епdeтоs - местный) - пространство, контролируемое государством продолжительное время. Принадлежность этой территории данной национальной общности признают соседи. (Не все соседи безоговорочно признают исторические земли России.) Пограничное поле - территория, находящаяся под контролем данного государства, но недостаточно демографически, экономически, политически освоенная. Чаще всего таким полем бывают пространства, населенные национальными меньшинствами. Сопредельные государства иногда ставят под сомнение принадлежность этих территорий, но все же не рассматривают их как свои. Именно к числу таких полей относятся огромные Азиатский, Северо-Восточный, Дальневосточный регионы России, а также Кавказ, Калининградская область, Карелия и мусульманский анклав на Волге.
Перекрестное поле - пространство, на которое претендуют несколько сопредельных государств. К таким пространствам относятся большие территории бывшего СССР, населенные преимущественно русскими и русскоязычными народами, не по своей воле оказавшимися в составе независимых государств СНГ.
Тотальное поле - непрерывное пространство, находящееся под контролем национальной общности. В него входит большая часть территории современной России (исключение составляет пока Чечня). В перспективе союз с Белоруссией при разумном подходе к нему даст историческую возможность расширить это пространство.
Геополитическая опорная точка - место (территория), находящееся вне тотального поля, контролируемое каким-либо государством, но коммуникации к этой территории контролируются другим или другими государствами. Например, опорной точкой России сейчас выступает Калининградская область.
Метаполе - пространство, осваиваемое одновременно несколькими странами, государствами. Чаще всего это освоение идет в условиях геополитического давления извне. Так сейчас идет «освоение» (экономическое, идеологическое, культурное, религиозное и т.д.) России.
С глубокой древности известны различные формы контроля над освоенным геополитическим пространством: военный, политический, экономический, демографический, коммуникационный, религиозный и др. В конце ХХ в. все большую роль играют информационно-идеологический, технологический и культурно-цивилизационный контроль. Эти формы чаще всего используются в различных сочетаниях, так как геополитический подход требует учета всех факторов в межгосударственном взаимодействии, прежде всего географических, экономических, военных, демографических, политических, культурно-религиозных, этнических.
Геополитические отношения - это относительное единство и борьба различных мировых сил. Чаще всего это борьба противоположностей: суши и моря, центра и периферии. Единство в мировом историческом процессе - явление временное. Видному политическому деятелю Великобритании Уинстону Черчиллю (1874-1965) принадлежит мысль, что у Англии нет постоянных друзей, союзников, у нее есть только постоянные политические (геополитические) интересы. Поэтому абсолютна только борьба противоположностей. Она постоянна.
Отсюда вытекает, что следующей важной категорией геополитики является баланс сил. После распада СССР баланс сил в мире значительно изменился. Мир перестал быть биполярным. Запад, пользуясь этой ситуацией, навязывает России свои правила игры на мировой арене, пытается создать новый мировой порядок за счет России. И это грозит непредвиденными последствиями для всего земного шара.
Важной категорией геополитики является понятие «политическое пространство», которое очерчено границами. Политическое пространство - это один из главных признаков государства. Таковым его делают определенные границы, выступающие фактором его безопасности, играющие весьма важную роль в пространственных отношениях между государствами. Геополитическая проблема границ возникает всегда, когда начинается борьба за контроль, присоединение, освоение политического пространства.
Эту особенность отметил Ф. Ратцель. В частности, он утверждал, что граница есть периферийный орган государства и как таковой служит свидетельством его роста, силы и слабости, а также изменений в государстве-организме. В немецкой геополитике проблема границ - главная тема исследований. Хаусхофер культивировал у немецкого народа не только геополитические чувства, но и «чувство границ». Он отмечал, что нельзя рассматривать границы как что-то навсегда данное, они живые органы, расширяющиеся и сжимающиеся, подобно коже и другим защитным органам человеческого тела.
Проблема границ затрагивалась еще в Ветхом Завете и в древнеиндийском трактате «Артхашастра», в древнегреческих эпосах. Граница между государствами, даже самыми дружественными, - это всегда политико-стратегическая линия разделения их интересов.
Одним из первых исследовал проблему границы британский лорд Дж.Н. Керзон (1859-1925). Будучи вице-королем Индии, он хорошо изучил азиатский опыт размежевания, отметив, что многие народы Азии избегают жестко фиксированных границ, что связано во многом с их кочевым образом жизни и неприятием всяких регламентирующих установок. Граница как жестко зафиксированная линия характерна в основном для стран Европы. При острых пограничных спорах между государствами Керзон рекомендовал создавать буферное образование.
Граница выполняет определенные функции: ограничения или исключения въезда нежелательных лиц; исключения контактов между жителями сопредельных государств; задержания преступников, контрабандистов; сбора пошлин с ввозимых или вывозимых товаров; контроля за квотами ввозимых товаров, за движением валюты, полётами, санитарного контроля и т.д. С определенной долей условности границы делят на естественные и искусственные.
С разрушением Советского Союза обострились пограничные вопросы по всему периметру его бывшей границы. Особое значение в связи с этим приобретает фактор миграции.
Основной категорией геополитики является и понятие «интерес». Зная, в чем заключается интерес государства, нации, нетрудно определить общий стратегический курс страны. Могут быть интересы классовые, национальные, государственные и др. Если существует нация-государство, то эти интересы совпадают.
Очень большие проблемы в мире связаны с национальными интересами. По мере того как люди и институты теряют самостоятельность, они все более и более стремятся защитить свои интересы, добиться психологического комфорта, тяготеют к общностям, к которым они принадлежат (этническим, религиозным, классовым). Процесс глобализации генерирует консолидацию этнических меньшинств, увеличивает волну религиозного фундаментализма. Всплеск национализма при М.С. Горбачеве - реакция на его попытку втянуть СССР в общеевропейский дом.
Глобализация расслаивает даже давно сложившиеся нации, пробуждает и усиливает у них стремление к большей политической автономии, проведению «этнических чисток» и т.п. В результате получается бурлящий этнический вулкан, так как на земном шаре только около 20% государств этнически гомогенны (однородны). Но даже и в таких государствах интересы «верхов» и «низов», т.е. классов, не совпадают, как не совпадают и интересы жителей разных регионов. Не могут совпадать интересы наций, проживающих в двух разных государствах (бывшие ГДР и ФРГ, нынешние
Северная и Южная Корея и т.д.). Тем более не совпадают национальные интересы наций-государств, проповедующих откровенный национализм: «великий Китай», «великая Япония», «великая Германия и т.д.
Если говорить о государственных интересах, то много проблем снимается. Самые главные государственные интересы сформулированы в международных документах: Уставе ООН, Заключительном акте Совещания в Хельсинки, Основном акте взаимоотношений России и НАТО и т.д. В подобных источниках международного права фиксируется политическая независимость страны, группы стран, условия их физического выживания, недопустимость любого вмешательства извне в жизнь государства, неприкосновенность его границ.
В качестве государственных интересов может выступать наращивание ресурсной базы, а на ее основе - наращивание экономической, военной, финансовой, научно-технической и другой мощи страны, усиление ее геополитического влияния, рост благосостояния населения, культурный, нравственный, интеллектуальный прогресс общества. Специфика географического положения, внутриполитическая, социально-экономическая ситуация, национально-культурные и цивилизационные особенности, уровень авторитета в мировом сообществе - все это формирует содержание государственных интересов. При этом географические, природноресурсные, экономические факторы играют особую роль.
Безусловно, весь комплекс государственных интересов надо рассматривать в динамике. Наибольший удельный вес имеют те из них, которые подтверждаются нормами международного права. Справедливыми будут и те интересы страны, что не нарушают интересов других государств. Конечно, на практике в качестве судьи, оценивающего эту ситуацию, чаще всего выступают те государства, которые обладают реальной силой: военной, экономической, финансовой.
Память человеческая не в силах удержать бесчисленные вмешательства США в жизнь латиноамериканских и арабских стран, да и теперь они не прочь вмешиваться во внутренние дела Украины и Грузии, бывших среднеазиатских республик, как они делали это в Югославии. Дело в том, что содержание «государственных интересов» объективно. Однако трактуют его субъекты - лидеры стран по-своему. Они же берут на себя роль выразителей государственных интересов, обосновывают приоритетность целей, а также первоочередность решения внутренних и внешних задач. В авторитарных и демократических государствах механизмы достижения целей и задач различны. Но в абсолютном большинстве стран решающую роль играли и играют мощные промышленно-финансовые группы - олигархии. Главными объектами их интересов в начале ХХІ в. будут природные ресурсы и рынки сбыта готовой продукции (а в перспективе эта проблема значительно обострится). С рассмотренной категорией тесно связано и другое базовое понятие науки геополитики - «механизм реализации государственных интересов». Какие принципы, нормы права, морали, политики должны быть приоритетными при отстаивании этих интересов? Практика показывает, что на первый план выступают прагматические интересы, достигаемые силой без учета каких-либо норм и принципов морали. Разница была и есть в том, что одни - геополитически сильные государства или их группа - хотят сразу и всё, другие - по частям и постепенно. Одни пытаются реализовать свои государственные интересы путем активной экспансии, а другие - ползучей. Эти методы (условно - Запада и Востока) нарабатывались веками, они имеют свою историю и методологию. Одни идут по пути укрепления национальной геополитической силы (Китай, Япония), другие - по пути создания новых коалиций. Внутри этих коалиций (НАТО, ЕС и др.) идет постоянная скрытая или явная борьба за лидерство как внутри коалиций, так и в ключевых районах мира (например, «дележ» постсоветского пространства, Ближнего Востока).
Мощь (могущество) государства исторически проявлялась в первую очередь как мощь военная. История оставила многочисленные свидетельства: хвастливые изречения вождей, царей, королей на каменных стелах, в рукописных манускриптах, летописях, мифах, сагах, хрониках, книгах, где говорится о том, что побеждал тот, кто был лучше вооружен, чьи войска были лучше организованы, выучены, более мобильны, дисциплинированны и пр. Военная мощь возрастала по мере развития научно-технического прогресса, наработок военной мысли. Все это вкупе с географическими факторами работало на становление или упадок мощи государства. Геополитические конфликты возникали чаще всего по поводу разделов и переделов мира, за спорные территории, за расширение сфер влияния.
По мере накопления экономического, финансового, интеллектуального потенциала государственная мощь стала прирастать этими элементами. Вторая половина ХХ в. показала, что борьба за передел мира может вестись не только с применением военной силы, но и путем экономической, финансовой, культурно-идеологической экспансии. Многие современные геополитики полагают, что мощь страны - это комплексный показатель взаимодействующих факторов, величина не абсолютная, измеряемая какими-то единицами, а относительная, т.е. проявляющаяся в процессе интеракций государств в международных отношениях и оцениваемая по их результатам. В определенной степени элементы мощи государства взаимозаменяемы.
Государственные интересы порождают те или иные действия стран и народов. Эти действия могут носить оборонительный или наступательный, захватнический или освободительный характер. В геополитике чаще всего применяется категория «экспансия», под которой обычно понимаются какие-либо территориальные приобретения или установление военно-политических сфер влияния. Практика показала, что экспансия может быть не только военной, но и экономической (торговой, финансовой), а также культурноидеологической, информационной и т.д. В конце ХХ - начале ХХІ в. главным видом экспансии остается территориальная - борьба за сырьевые ресурсы суши и моря, биоресурсы - иными словами, за выживание. Территориальные приобретения - это чаще всего долгосрочные приобретения, «жизненное пространство». Россия объективно стала страной, притягивающей интересы сопредельных и дальних государств, желающих «полакомиться» ее территориями, потеснить в других регионах земного шара. Так, Турция в одностороннем порядке изменила толкование соглашений 1936 г. о статусе Черноморских проливов, Россия медленно, но упорно оттесняется от богатств Антарктиды, Китай ведет против России тихую, ползучую миграционную экспансию, внедрив в ее «демографическое тело» уже около 2 млн своих сограждан. В силу ряда причин экспансия против России носит в основном «мягкий характер». Иные ее формы могли бы повлечь осуждение их мировым сообществом, активное сопротивление русских, а самое главное - пока у нашей страны есть еще самое грозное оружие - ракетно-ядерное.
Ученые-геополитики не исключают, что в ХХІ в. по мере обострения и глобализации ресурсного кризиса, особенно энергоносителей, роста народонаселения, истощения и сокращения площадей плодородных земель, экологического напряжения в мировые отношения вернется жесткий вариант территориальной экспансии.

План-конспект урока: 11 класс

Тема урока: Территория государства и формы ее организации. Типология государств. Геополитическое положение России, Молдовы, ПМР.

Цели урока:

Познавательная – Продолжить формирование представления учащихся огосударстве, классификациигосударств по разным признакам.

Развивающая – Формировать умение работы с разными источниками информации.

Воспитательная– Продолжить патриотическое воспитание учащихся на примере государств - ПМР, России.

Тип урока- комбинированный

Методы обучения: исследовательский, проблемное изложение.

Оснащенность урока: политическая карта мира.

Межпредметные связи –понятие «Государство, формы его организации» (9класс, экономическая и социальная география мира; обществознание – 9 класс)

Литература:

Основная: Ю.Н. Гладкий, С.Б. Лавров «Глобальная география»,

Дополнительная: В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира 10 класс. М., 2005 год; Школьный географический атлас для учащихся 10 класса.

Ход урока

1.Организационный момент.

Приветствие учеников, смотр подготовленности учащихся к уроку.

Учащиеся приветствуют учителя, готовятся к уроку.

2.Актуализация ранее пройденного материала:

Вопросы учителя:

Назовите этапы формирования политической карты мира;

Дать краткое их описание, назвать страны, играющие важную роль в каждом из этапов формирования политической карты.

- Качественные и количественные сдвиги на политической карте мира.

Как Вы понимаете понятие «Политическая карта мира – зеркало эпохи»

Учащиеся называют основные этапы формирования политической карты мира:

Древний

Средневековый

Новый

Новейший, включая, современный.

Политическая карта - динамичное образование, постоянные изменения политической и социальной жизни приводит к изменению и самой политической карты

3.Изучение нового материала:

А)Объяснение учителя с элементами беседы с учащимися.

Б) Работа сучебником.

В) Дополнительная информация.

Типология стран мира – выделение отдельных групп стран по сходным признакам:

    По территории;

    По национальному составу;

    По ресурсообеспеченности;

    По географическому положению;

    По религиозному составу;

    По показателям населения, экономики;

    По уровню и характеру развития производственных отношений;

    По уровню социально –экономического развития;

    По степени удовлетворения потребностей граждан в материальных и социальных благах;

    По форме правления;

    По административно – территориальному делению.

В соответствии с методологией, принятой ООН, предлагается элементарная типология государств современного мира

Новые понятия темы:

Биполярный мир – мир, где нет одного лидера в экономике и политике.

Концепция мондиализма – политика мирного сосуществования стран мира.

Геополитика – наука, изучающая в единстве географические, исторические, политические и другие взаимодействующие факторы, влияющие на стратегический потенциал государства.

«Геополитика – пространство с точки зрения государства» - К.Хаусхофер.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, приводят примеры стран:

    Большие, малые страны, страны – «карлики»

    Однонациональные и многонациональные

    Богатые и бедно обеспеченные полезными ископаемыми страны

    Страны-архипелаги, острова, материк, имеющие выход к морю, не имеющие его и др.

    Моноконфессиональныеи поликонфессиональные страны.

    Высокая численность, небольшие по численности населения страны.

    Социалистические, капиталистические, развивающие страны.

    Развитые и развивающиеся страны.

    Среднедушевое производство продуктов питания и товаров первой необходимости, обеспечение благоустроенным жильём и транспортными услугами.

    Монархии и республики.

    Унитарные и федеративные страны.

Стр. 79 – 85, учебник. Учащиеся приводят примеры стран каждой группы.

Учащиеся выступают со своими сообщениями на тему:«Геополитика, как наука. Геополитические теории»,

«Геополитическое положение России, ПМР,Молдовы, изменение его во времени».

3.Домашнее задание.

Стр. 75 -99, учебник.

Обозначьте на контурной карте мира зоны «жизненно важных интересов» России. Есть ли такие территории за пределами бывшего СССР? Аргументируйте своё мнение.

Учащиеся готовят небольшие сообщения по заданной теме.

(продолжение работы по теме):

«Геополитика, как наука. Геополитические теории»,

«Геополитическое положение России, ПМР, изменение его во времени».

Страница 6 из 27

Основной категорией геополитики является категория “контроль над пространством”. Именно ее, как правило, развивают все геополитические теории. Геополи­тика изучает основы, возможности, механизм и формы контроля пространства со стороны политических институтов, в первую очередь со стороны государств и союзов государств. Территория, которую контролирует или стремится контролировать государст­во, характеризуется, прежде всего, степенью освоенности цен­тром, уровнем развития их связей. Пространство, контролируе­мое государством или союзом государств, называют чаще всего геополи­тическим полем. Геополитик К.В. Плешаков предложил следующую классифика­цию подобных полей:

1. Эндемическое поле (от греч. endemos – местный) – про­странство, контролируемое государством продолжительное вре­мя. Принадлежность этой территории данной национальной общности признают соседи.

2. Пограничное поле – территория, находящаяся под кон­тролем данного государства, но недостаточно демографически, экономически, политически освоенная. Чаще всего таким полем бывают пространства, населенные национальными меньшинст­вами. Сопредельные государства иногда ставят под сомнение принадлежность этих территорий, но все же не рассматривают их как свои. Именно к числу таковых полей относятся огромные Азиатские, Северо-Восточные, Дальневосточные регионы Рос­сии, а также Кавказ, Калининградская область, Карелия и му­сульманский анклав на Волге.

3. Перекрестное поле – пространство, на которое претендует несколько сопредельных государств. К таким пространствам относятся большие территории бывшего СССР, населенные преимуще­ственно русскими и русскоговорящим населением, не по своей воле оказавшимися в составе “независимых государств” (СНГ).

4. Тотальное поле – непрерывное пространство, находящееся под контролем национальной общности. Это, например, территория современной России. В перспективе союз с Белоруссией при разумном подходе к нему дает историческую возможность расширить его.

5. Геополитическая опорная точка – место (территория), на­ходящееся вне тотального поля, контролируемое каким-либо государством, но коммуникации к этой территории контроли­руются другим или другими государствами. Например, опорной точкой России сейчас выступает Калининградская область.

6. Метаполе – пространство, осваиваемое одновременно несколькими странами, государствами. Чаще всего это освоение идет в условиях геополитического давления извне.

С глубокой древности известны различные формы контроля над освоенным геополитическим пространством. Это военный, политический, экономический, демографический, коммуника­ционный, религиозный и другие виды контроля. С конца XX в. все большую роль играет информационно-идеологиче­ский, тех­нологический и культурно-цивилизационный контроль. Эти формы контроля чаще всего используются в различных сочета­ниях, так как геополитический подход требует учета всех факто­ров в межгосударственном взаимодействии, прежде всего гео­графических, экономических, военных, демографических, поли­тических, культурно-религиозных, этнических.

Одной из категорий геополитики является категория “геополитические отношения” . Под ней подразумевается относительное единство и борьба различных мировых сил. Чаще всего это борьба противоположностей: суши и моря, центра и периферии. Единство в мировом историческом процессе – явление временное. Видному политическому деятелю Великобритании Уинстону Черчиллю (1874–1965) принадлежит мысль о том, что у Англии нет постоянных друзей, союзников, у нее есть только постоянные политические (геополитические) интересы. Поэтому абсолютна только борьба противоположностей. Она постоянна. Отсюда следующей важ­ной категорией геополитики является понятие “баланс сил”. После распада СССР баланс сил в мире значительно из­менился. Мир перестал быть биполярным. Запад, пользуясь этой ситуацией, навязывает России свои правила игры на мировой арене, пытается создать новый мировой порядок за счет России. И это грозит непредвиденными последствиями для всего мира.

Важной категорией геополитики является понятие “политиче­ское пространство”, которое очерчено границами. Политическое пространство – это один из главных признаков государства. Та­ковым его делают определенные границы, выступающие факто­ром его безопасности. В геополитике весьма важную роль игра­ют пространственные отношения между государствами. В каче­стве таковых выступают границы. Геополитическая проблема границ возникает всегда, когда начинается борьба за контроль, присоединение, освоение политического пространства. Граница между государствами, даже самыми дружественными, – это всегда политико-стратегическая линия разделения их интересов.

Эту особенность отметил Ф. Ратцель. В частности, он утвер­ждал, что граница есть периферийный орган государства и как таковой служит свидетельством его роста, силы или слабости, из­менений в этом организме. В немецкой геополитике проблема границ – главная тема исследований. Хаусхофер культивировал у немецкого народа не только чувства геополитические, но и “чувства границ ”. Он отмечал, что нельзя рассматривать грани­цы как что-то навсегда данное, они – живые органы, расши­ряющиеся и сжимающиеся подобно коже и другим защитным органам человеческого тела.

Одним из первых исследовал проблему границы британский политический деятель, консерватор Дж.Н. Керзон (1859–1925). Будучи вице-королем Индии, он хорошо изучил азиатский опыт размежевания, отметив, что многие народы Азии избегают жестко фиксированных границ, что связано во многом с их кочевым образом жизни и с непри­ятием всяких регламентирующих установок. Граница как жестко зафиксированная линия характерна в основном для стран Евро­пы. При острых пограничных спорах между государствами Кер­зон рекомендовал создавать буферное образование.

Граница выполняет определенные функции: ограничения или исключения въезда нежелательных лиц, недопущения кон­тактов между жителями сопредельных государств, задержания преступников, контрабандистов, сбора пошлин с ввозимых или вывозимых товаров, контроля за квотами ввозимых товаров, за движением валюты, полетами, санитарного контроля и т.д. С определенной долей условности границы делят на естест­венные и искусственные .

Одной из основных категорией геополитики является также понятие “инте­рес . Зная, в чем заключается интерес государства, нации, не­трудно определить общий стратегический курс страны. Интере­сы могут быть: классовые, национальные, государственные . Ес­ли существует нация-государство, то национальные, государственные интересы совпадают.

В мире идет объективный процесс глобализации международной жизни. По мере того как люди и институты теряют самостоя­тельность, они все более и более стремятся защитить свои инте­ресы, добиться психологического комфорта, тяготеют к общностям, к которым они принадлежат (этническим, религиозным, классовым и т.д.). Процесс глобализации генерирует консолида­цию этнических меньшинств, увеличивает волну религиозного фундаментализма. Так, некоторые исследователи считают, что всплеск национализма в годы перестройки был, в частности, реакцией на попытку руководства страны ввести СССР в общеевропейский дом.

Если говорить о государственных интересах , то самые главные из них сформулированы в международных документах: Уставе ООН, Заключительном акте Совещания в Хельсинки, Основополагающем Акте взаимоотношений России и НАТО и т.д. В подобных источни­ках международного права фиксируются политическая незави­симость страны, группы стран, условия их физического выжива­ния, недопустимость любого вмешательства извне в жизнь госу­дарства, неприкосновенность его границ и т.д.

В качестве государственных интересов страны могут высту­пать наращивание ресурсной базы , а на ее основе – экономиче­ской, военной, финансовой, научно-технической и другой мощи страны, усиление ее геополитического влияния, рост благосос­тояния населения, культурный, нравственный, интеллектуаль­ный прогресс общества. Специфика географического положения страны, внутриполитическая, социально-экономическая ситуа­ции, национально-куль­турные и цивилизационные особенности, уровень авторитета страны в мировом сообществе – все это формирует содержание государственных интересов. При этом географические, природно-ресурсные, экономические факторы играют особую роль.

Безусловно, весь комплекс государственных интересов надо рассматривать не в статике, а в динамике. Наибольший удель­ный вес из них имеют те, что подтверждаются нормами между­народного права. Справедливыми будут и те интересы страны, что не нарушают интересов других государств. Конечно, на практике чаще всего в качестве судьи, определяющего “нарушают – не нарушают мои интересы”, выступают те государства, кото­рые обладают реальной силой: военной, экономической, финан­совой.

Так, общеизвестны многочисленные факты вмеша­тельства США во внутренние дела латиноамериканских, арабских стран, а в последнее время Юго­славии и т.п. Дело в том, что содержание “государственных ин­тересов” объективно. Однако трактуют его субъекты – лидеры стран по-своему. Они же берут на себя роль выразителей госу­дарственных интересов, обосновывают первоочередность целей, решения внутренних и внешних задач. В авторитарных и демо­кратических государствах механизмы достижения целей и задач различны. Но в абсолютном большинстве стран решающую роль играли и играют мощные финансовые группы – олигархии. Главными объектами их интересов на рубеже веков являются природные ресурсы и рынки сбыта готовой продукции (а в перспек­тиве эта проблема значительно обострится).

С рассмотренной категорией тесно связано и такое базовое понятие науки геополитики, как “механизм реализации государст­венных интересов”. Какие принципы, нормы права, морали, по­литики должны быть приоритетными при отстаивании этих ин­тересов? Практика показывает, что на первый план выступают прагматические интересы, которые достигаются силой без учета каких-либо норм и принципов морали. Разница была и есть в том, что одни – геополитически сильные государства или их группа – хотят сразу и все, другие – по частям и постепенно. Одни пы­таются реализовать свои государственные интересы путем ак­тивной, а другие – ползучей экспансии. Эти методы нарабатывались веками, они имеют свою историю и методологию. Одни идут по пути укрепления нацио­нальной геополитической силы (Китай, Япония), другие – по пути создания новых коалиций. Внутри этих коалиций (НАТО, ЕС и др.) идет постоянная скрытая или явная борьба за лидерство как внутри коалиций, так и в ключевых районах мира.

Мощь (могущество ) государства исторически проявлялась в первую очередь как мощь военная. История оставила многочис­ленные письменные памятники, которые свидетельствуют о том, что всегда побеждал тот, кто был лучше вооружен, чьи войска были лучше организованы, выучены, более мобильны, дисципли­нированны и т.п. Военная мощь возрастала по мере научно-технического прогресса, наработок военной мысли. Все это вку­пе с географическими факторами работало на становление или упадок мощи государства. Геополитические конфликты возни­кали чаще всего вокруг разделов и переделов мира, за спорные территории, за расширение сфер влияния.

Государственная мощь определяется также уровнем экономического, финансового, интел­лектуального потенциала. Вторая половина XX в. показала, что борьба за передел мира может вестись не только с применением военной силы, но и путем экономической, финансовой, куль­турно-идеологической экспансии. Многие современные геопо­литики полагают, что “мощь страны – это комплексный показа­тель взаимодействующих в системе факторов ”. Его величина не абсо­лютная, измеряемая какими-то единицами, а относительная, т. е. проявляющаяся в процессе участия государств в международ­ных отношениях и оцениваемая по ее результатам. В определенной степени элементы мощи государства взаимозаменяемы.

Государственные интересы порождают те или иные действия стран и народов. Эти действия могут носить оборонительный или наступательный, захватнический или освободительный ха­рактер. В геополитике чаще всего применяется категория “экспан­сия”, под которой обычно понимаются какие-либо территориаль­ные приобретения или установление военно-политических сфер влияния. Практика показала, что экспансия может быть не только военной, но и экономической (торговой, финансовой и т.п.), а также культурно-идеологической, информационной и т.д. В начале XXI в. главным видом экспансии остается терри­ториальная – борьба за сырьевые ресурсы суши и моря, за био­ресурсы – за выживание.

Территориальные приобретения – это чаще всего долгосрочные приобретения, это “жизненное пространство”. Россия объективно стала страной, притягивающей интересы сопредельных и дальних государств, желающих потеснить ее, “полакомиться” ее террито­риями, вытеснить из других регионов земного шара. Так, Турция в одностороннем порядке изменила толкование соглашений 1936 г. о статусе Черноморских проливов. Россия медленно, но упорно оттесняется от богатств Антарктиды. Китай ведет против России тихую ползучую демографическую экспансию , внедрив в демографическое тело Российской Федерации, по некоторым оценкам, уже около 2 млн. своих сограждан. В силу ряда причин экспансия против России носит в основном “мягкий характер”. Иные ее формы могли бы повлечь осужде­ние мировым сообществом, активное сопротивление россиян и т.п. Однако, очевидно, что главным препятствием для осуществления более жесткой экспансии является ракетно-ядерный потенциал России.

В XXI в. по мере обострения и глоба­лизации ресурсного кризиса, особенно энергоносителей, роста народонаселения, истощения и сокращения площадей плодород­ных земель, экологического напряжения, вероятно, в мировые отношения вернется жесткий вариант территориальной экспансии.

Политическая география - общественно-географическая наука, изучающая территориальную дифференциацию политических явлений и процессов. Основные области исследований политической географии:

    Изучение особенностей политического и государственного строя, форм правления и административно-территориального устройства стран мира;

    Исследование формирования государственной территории, её политико-географического положения и границ;

    Рассмотрение географических различий в социальной структуре населения (в том числе в национальном и религиозном составе населения);

    Анализ расстановки партийно-политических сил;

    Изучение географических особенностей выборов в различные органы власти.

Политическая география находится на стыке разных дисциплин, тесно связана со многими общественными науками, в первую очередь – с политологией, историей, социологией, международным и государственным правом, что делает её довольно интегрированной в общественную жизнь. В то же время, данная наука входит в систему географических наук, так как имеет целью изучение конкретных социально-экономических территориальных объектов и взаимосвязей между их элементами.

  1. Географический детерминизм как методологическая основа геополитических учений.

Географический детерминизм - концепция, согласно которой географические условия предопределяют специфику экономической, социальной и политической жизни государств, формируют национальный дух и национальный характер.

Учения о географическом детерминизме начали появляться ещё в первой половине XVIII века. Наиболее последовательно концепция географического детерминизма разработана в книге Шарля Луи Монтескье «Дух законов». Интерес Монтескье был прикован, прежде всего, к непосредственным, часто очень грубо понимавшимся отдельным связям между климатом, народным характером и законодательством

  1. Европейская школа геополитики.

Геополитика – наука о контроле над территорией, о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния различных государств и межгосударственных объединений. Существует несколько геополитических школ. Одной из них является европейская школа геополитики.

Европейская, или немецкая школа геополитики подчёркивала роль географических факторов в политическом развитии. Немецкие геополитики сформулировали три важные идеи:

    идея государства-организма, предложенная Ф. Ратцелем: государство рождается и развивается подобно организму, естественным образом стремясь к территориальному расширению.

    сформулированная Р. Челленом (одним из первых идеологов создания германской сверхдержавы) идея государственной самодостаточности, как непреложного закона успешного функционирования государственного организма;

    идея сверхрегионов, которую выдвинул К. Хаусхофер.

Конечной целью немецкой школы, так же как и англо-американской, являлось определение условий, при которых Германия могла бы установить господство над Европой, а затем и миром. Её главным представителем был Карл Хаусхофер. Он развивал концепцию «жизненного пространства», предложенную Ратцелем, применительно к межвоенной Германии, усечённые границы которой представлялись ему неестественными и уродующими национальную жизнь немцев.