Художественные приемы в романе преступление и наказание. Идейно-художественное своеобразие романа «Преступление и наказание. На тему: «идейное и художественное своеобразие романа

Вся художественная система романа направлена на максимальное раскрытие идей, заложенных в нем, и строится на основе принципов полифонии. В соответствии с этим контраст пронизывает все сферы романа: это касается и сис-темы персонажей, и связанных с ними идей, и портретной характе-ристики, и обрисовки обстановки действия. Можно сказать, что контрасты пронизывают и внешний, и внутренний мир героев. Со-ответственно меняется способ психологического анализа: он на-правлен на то, чтобы раскрыть борьбу противоборствующих сил сознания и подсознания героев. Для этого Достоевский использует разнообразные приемы открытого и скрытого психологизма. Основ-ные приемы прямого выражения внутреннего мира героев (откры-тый психологизм) — это их высказывания в форме диалога, моно-лога, внутреннего монолога, исповеди, а также сны. К приемам скрытого психологизма, основанного на опосредованном выраже-нии внутреннего мира литературных героев, относятся психологи-ческий портрет, психологический пейзаж, несобственно-прямая речь и другие средства, позволяющие через внешние проявления увидеть внутреннее состояние героев.

Насколько широко используются эти приемы видно уже по тому, какую большую идейно-смысловую нагрузку имеют сны, причем речь идет не только о снах Раскольникова. Так, сон Свидригайлова дает возможность не только заглянуть в его душу, но и служит важным по-воротным моментом в развитии сюжета: именно этот сон окончательно определяет решение Свидригайлова пойти на самоубийство. Все сны Раскольникова, помимо средства психологической характеристики, имеют важное композиционное значение, поскольку отмечают момен-ты завершения определенного этапа идейных исканий.

Со снами связана и особая символика (образ «клячи заезженной», топора, символика оживания мертвеца и осмеяния преступника и т.д.). Символичны в романе также цвета (желтый цвет превалирует в описаниях, создавая тревожную, напряженную атмосферу), детали (драдедамовая шаль Катерины Ивановны), отдельные слова («про-ба», «тупик», «духота»), даже имена (Катерина — чистая, Софья — мудрая). Многозначно имя главного героя — Родион Романович Раскольников. Здесь и раскол внутри героя, раздвоенность его на-туры и сознания, но есть и определенная смысловая соотнесенность со словом «раскольник» — человек, очень строго придерживающий-ся своей веры.

Символичны и несут психологическую нагрузку предметно-бытовые детали и городской пейзаж. Петербург в романе — это особое духовное пространство и действующее лицо. Невыносимая духота ста-новится «атмосферой преступления»; темнота, грязь и слякоть разви-вают отвращение к жизни и презрение к себе и к окружающим; сы-рость и изобилие воды во всех видах (например, страшная гроза и на-воднение в ночь самоубийства Свидригайлова) рождают ощущение текучести, недолговечности и относительности всех явлений действи-тельности. Каморка Раскольникова, где он вынашивает свою теорию, напоминает «сундук», «шкаф» или «гроб» и становится символом мерт-венности среды обитания героя, предопределяющей убийственность и бесчеловечность обдумываемой им теории. Такой символический смысл имеют дворы-колодцы, бесконечные грязные, темные лестни-цы, коридоры. Все вместе это создает образ фантастического города, наделенного мрачной мистической силой, угнетающей личность и лишающей ее ощущения прочности, жизнестойкости.

Понятно, почему в таком пространстве так много помешательств рассудка. Мотив безумия также является для Достоевского одним из важнейших художественных средств. Непосредственно он связан с Раскольниковым, Катериной Ивановной, Свидригайловым, но и все другие герои романа, находясь в искаженном пространстве, в какой-то мере теряют способность трезво мыслить. Кроме того, для писателя, считающего, что подлинная суть человека заключается в подсознании, важно использовать все средства, отодвигающие соз-нание — в том числе и безумие или временное помешательство.

Той же цели служит и прием нагнетания психологической, эмо-циональной напряженности, которая приводит к взрыву — ссоре, скандалу, драке (сцена поминок Мармеладова). Но еще большую роль играет психологически напряженный диалог-спор, который провоцирует героев на высказывание своих сокровенных мыслей и чувств (Раскольников — Порфирий Петрович, Раскольников — Со-ня, Раскольников — Свидригайлов). Такого рода диалоги имеют характер психологического поединка.

Психологическая мотивация поступков героев обнаруживается также в их исповедях (исповедь Мармеладова перед Раскольнико-вым, Раскольникова перед Соней) и внутренних монологах, кото-рые часто тоже имеют характер диалога-спора с самим собой. Материал с сайта

Задаче психологического анализа подчинена и портретная ха-рактеристика героев. Писатель использует принцип двойного портретирования. Главные герои описываются дважды, поскольку один портрет не может охватить резко полярные стороны их натуры. Так первый портрет Раскольникова рисует достаточно привлекательно-го молодого человека («он был замечательно хорош собою») — та-ким он должен быть от природы; второй же портрет подчеркивает мучительное состояние, в котором находится герой («снаружи он походил как бы на раненого человека»). Первый портрет Сони, ко-гда она прямо с улицы прибегает к постели умирающего отца в кричащем наряде уличной женщины, контрастирует ее внутрен-нему состоянию и сути натуры. А второй портрет, когда она прихо-дит к Раскольникову пригласить его на поминки, больше соответ-ствует ее истинной сущности: она в простом, скромном платье выглядит почти девочкой — худенькой, бледной, растерянной. Осо-бую роль в портретной характеристике играют глаза. «Прекрасные темные глаза» Раскольникова сменяются «воспаленным взглядом», который выражает страх и смятение в душе после совершенного убийства. Голубые глаза Сони «неподвижны от ужаса» в первом портрете и «потеряны», как у испуганного ребенка, во втором.

В целом можно сказать, что в творчестве Достоевского реализм заостряется настолько, что вплотную подходит к грани, размыкаю-щей мир художественного произведения в реальный мир, не утрачи-вая при этом высочайшего художественного мастерства. Сам писа-тель гордился своим реализмом: он отмечал, что описывает не абстрактного «общечеловека», а реального европейца XIX века со всеми безысходными противоречиями его «больного сознания». Про-рочески предсказывая грядущие катастрофы, Достоевский верил в то, что «правда человеческая победит», и своим творчеством внес ве-ликий вклад в дело преображения мира и человека. «Красота спасет мир» — сказал писатель и своим творчеством укрепил это понятие в сознании многих поколений русских и зарубежных читателей.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • исповедальный характер диалога сони и раскольникова

«Преступление и наказание» — первый из пяти наилучших романов Достоевского. Сам писатель этому произведению придавал огромное значение: «Повесть, которую я пишу теперь, возможно, лучшее из всего, что я написал». Он изобразил в произведении такую бесправность и беспросветность жизни, когда человеку уже «некуда идти». Роман «Преступление и наказание» был задуман Достоевским еще на каторге. Тогда он назывался «Пьяненькие», но постепенно замысел романа трансформировался в «психологический отчет одного преступления». Сам Достоевский в письме издателю М. И. Каткову четко перескажет сюжет будущего произведения: «Молодой человек, исключенный из студентов университета, который живет в крайней бедности… подвергнувшись некоторым странным незаконченным идеям… решился выйти из скверного своего положения, убив и ограбив одну бабу…».

При этом деньги, полученные таким путем, студент хочет использовать в благих целях: закончить курс в университете, помочь матери и сестре, выехать за границу и «потом всю жизнь быть честным, твердым, неуклонным в выполнении гуманного долга перед человечеством». В этом высказывании Достоевского нужно особенно подчеркнуть две фразы: молодой человек, что живет в крайней бедности» и «подвергнувшись некоторым странным незаконченным идеям». Именно эти две фразы являются ключевыми для понимания причинно-следственных действий Раскольникова. Что было раньше: тяжелое положение героя, которое привело к болезни и к болезненной теории, или теория, которая стала причиной ужасного положения Раскольникова?

Достоевский в своем романе изображает столкновение теории с логикой жизни. По мнению писателя, живой жизненный процесс, т. е. логика жизни, всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию — и наиболее передовую, революционную, и наиболее преступную. Значит, делать жизнь по теории нельзя, и потому главная философская мысль романа раскрывается не в системе логических доказательств и опровержений, а как столкновение человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненными процессами, которые опровергают эту теорию. Теория Раскольникова построена на неравности людей, на избранности одних и унижении других. И убийство ростовщицы задумано как жизненная проверка этой теории на отдельном примере.

Такой способ изображения убийства очень ярко показывает авторскую позицию: преступление, совершенное Раскольниковым, — это подлое дело, с точки зрения самого Раскольникова. Но он сделал его сознательно, переступив через свою человеческую натуру, через самого себя. Своим преступлением Раскольников вычеркнул себя из разряда людей, стал обездоленным, изгоем. Я не старуху убил, я себя убил», — признался он Соне Мармеладовой. Эта отделение от общества мешает Раскольникову жить, его человеческая натура не принимает этого. Оказывается, человек не может идти без общения с людьми, даже такой гордый человек, как Раскольников.

Поэтому борьба героя становится все более и более напряженной, она идет по множеству направлений, и каждое из них приводит в глухой угол. Раскольников, как и раньше, верит в непогрешимость своей идеи и ненавидит себя за слабость, за бездарность, раз за разом называет себя негодяем. Но в то же время он страдает от невозможности общаться с матерью и сестрой, думая о них так же болезненно, как думает об убийстве Лизаветы. Он старается не делать этого, так как начнешь думать, то непременно должен будешь решить вопрос, куда же их отнести в своей теории — к какому разряду людей. Согласно логики его теории относятся к «низшему» разряду, а, итак, топор другого Раскольникова может упасть на их головы, и на головы Сони, Полечки, Екатерины Ивановны. Раскольников должен, согласно своей теории, отступиться от тех, за кого страдает. Должен ненавидеть, убивать тех, кого любит, и он не может этого пережить.

Для него невыносима мысль о том, что его теория похожа с теориями Лужина и Свидригайлова, он ненавидит их, но не имеет права на эту ненависть. «Мать, сестра, как люблю я их! Почему теперь я их ненавижу?». Человеческая натура его здесь наиболее остро столкнулась с его нечеловеческой теорией. Но теория победила. И потому Достоевский будто приходит на помощь человеческой натуре своего героя. Сразу же после этого монолога он дает третий сон Раскольникова: тот снова убивает старуху, а она над ним смеется. Сон, в котором автор выносит преступление Раскольникова на суд народный. Эта сцена оголяет весь ужас действия Раскольникова. Достоевский не показывает морального возрождения своего героя, так как его роман совсем не об этом. Задача писателя заключалась в том, чтобы показать, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной и преступной может быть эта идея. Таким образом, идея героя о праве сильного на преступление оказалась абсурдной. Жизнь победила теорию.

Жанровые особенности романа Достоевского «Преступление и наказание» нельзя очертить определенными границами. И не только потому, что это произведение сложное относительно своего замысла и большое по объему. Можно назвать несколько жанрово разных определений, и каждое из них будет по-своему справедливым. Роман — философский, так как в нем возникает проблема осуждения воинствующего индивидуализма и так называемой «сверхличности» находится в центре внимания. Роман — психологический, поскольку речь идет, прежде всего, о человеческой психологии, в разных ее, даже болезненных проявлениях. А к этому еще можно прибавить и другие более конкретные жанровые особенности, связанные уже с самой структурой произведения: внутренние монологи, диалоги-дискуссии действующих лиц, картины будущего мира, в котором бы воцарилась идея индивидуализма. Также роман является полифоническим: каждый из героев утверждает свою идею, т. е. имеет собственный голос.

Итак, разножанровость «Преступления и наказания» является в данном случае главным условием успешной творческой реализации масштабного авторского замысла (его дидактической установки).

Жанровые особенности романа «Преступление и наказание»

Другие сочинения по теме:

  1. Сны Раскольникова и их художественная функция в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Глубокий психологизм романов Ф. М. Достоевского...
  2. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — социальный, философский и психологический роман. Мне кажется, ярче всего в романе выражена...
  3. По жанру «Преступление и наказание» — абсолютно новый тип произведения. В романе «Преступление и наказание» объединено несколько жанровых разновидностей романа,...
  4. Образ Сони Мармеладовой в романе Достоевского «Преступление и наказание» Сколько живет человечество, всегда в нем были Добро и Зло. Но...
  5. В курортном немецком городке Висбадене, начал работу над романом «Преступление и наказание» (1866), в котором отобразился весь сложный и противоречивый...
  6. «Преступление и наказание» — это первый в ряду пяти крупных романов Достоевского («Бесы», «Идиот», «Братья Карамазовы», «Подросток»). В нем раскрылся...
  7. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — величайшее философско-психологическое произведение. Это роман о преступлении, но по жанру это не...
  8. Перечитаем первую и вторую части романа, которые составляют один этап в развитии душевной борьбы Раскольникова. В плане философском Достоевский изображает...
  9. Ф. М. Достоевский — величайший русский писатель, непревзойденный художник-реалист, анатом человеческой души, страстный поборник идей гуманизма и справедливости. Говоря о...
  10. Среди важнейших вопросов, поставленных русской мыслью XIX в., вопрос о религии занимает особое место. Для Достоевского, человека глубоко религиозного, смысл...
  11. «Преступление и наказание» прочно устанавливает характерную форму Достоевского. Это первый у него философский роман на уголовной основе. Это одновременно и...
  12. Роман «Преступление и наказание» был задуман Ф. М. Достоевским на каторге «в тяжелую минуту грусти и саморазложения». Именно там, на...
  13. Теория Родиона Раскольникова: «тварь дрожащая» и «право имеющий» Ф. М. Достоевский — величайший русский писатель, непревзойденный художник-реалист, анатом человеческой души,...
  14. «Преступление и наказание» — это роман о России середины XIX столетия, которая пережила эпоху глубочайших социальных преобразований и моральных потрясений....
  15. Сочинение по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». «Преступление и наказание» — один из самых лучших романов Достоевского. Создавалось...
  16. На страницах романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» перед нами раскрывается широкая панорама Петербурга середины XIX ст. Среди персонажей...
  17. Открывает роман глава «Обращение к читателю», стилизованная под старинный слог, в которой писатель знакомит своих читателей со своей целью: «изобразить...
  18. «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского принадлежит к наиболее сложным произведениям русской литературы. Достоевский описывает страшную картину жизни людей в...

Художественное своеобразие романа "Преступление и наказание"

Абельтин Э.А., Литвинова В.И., Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

Абакан, 1999

Специфика "Преступления и наказания" в том, что в нем синтезируются роман и трагедия. Достоевский извлекал трагические идеи из эпохи шестидесятых годов, в которой "свободная высшая" личность вынуждена была проверять смысл жизни на практике в одиночку, без закономерного развития общества. Идея приобретает романную силу в поэтике Достоевского только тогда, когда она достигает крайнего напряжения, становится манией. Действие, на которое она толкает человека, должно приобрести характер катастрофы. "Преступление" героя не носит ни уголовного, ни филантропического характера. Действие в романе определено актом свободной воли, предпринятым для претворения идеи в реальность.

Достоевский сделал своих героев преступниками - не в уголовном, а философском смысле слова. Персонаж становился интересен Достоевскому тогда, когда в его своевольном преступлении обнаруживалась историко-философская или нравственная идея. Философское содержание идеи сливается у него с чувствами, характером, социальной природой человека, его психологией.

Роман строится на свободном выборе решения задачи. Жизнь должна была выбить Раскольникова из колен, разрушить в его сознании святость норм и авторитетов, привести его к убеждению, что он - начало всех начал: "все - предрассудки, одни только страхи напущенные, и нет никаких преград, и так тому и следует быть!" А раз нет преград, тогда нужно выбирать.

Достоевский - мастер стремительно-действенного сюжета. Читатель с первых страниц попадает в ожесточенную схватку, действующие лица вступают в конфликт со сложившимися характерами, идеями, душевными противоречиями. Все происходит экспромтом, все складывается в максимально сжатые сроки. Герои, "решившие в сердце и голове вопрос, ломят все препятствия, пренебрегая ранами..."

"Преступление и наказание" еще называют романом духовных исканий, в котором слышится множество равноправных голосов, спорящих на нравственные, политические и философские темы. Каждый из персонажей доказывает свою теорию, не слушая собеседника, или оппонента. Такое многоголосие позволяет назвать роман полифоническим. Из какофонии голосов выделяется голос автора, который высказывает симпатию одним героям и антипатию другим. Он наполнен то лиризмом (когда говорит о душевном мире Сони), то сатирическим презрением (когда повествует о Лужине и Лебезятникове).

Растущее напряжение сюжета помогают передать диалоги. С необычайным искусством Достоевский показывает диалог между Раскольниковым и Порфирием, который ведется как бы в двух аспектах: во-первых, каждая реплика следователя приближает признание Раскольникова; а во-вторых, весь разговор резкими скачками развивает философское положение, изложенное героем в его статье.

Внутреннее состояние персонажей передается писателем приемом исповеди. "Знаешь, Соня, знаешь, что я тебе скажу: если б я только зарезал из того, что голоден был, - то я бы теперь...счастлив был. Знай ты это!" Старик Мармеладов исповедуется в трактире Раскольникову, Раскольников - Соне. У всех - желание открыть душу. Исповедь, как правило, имеет форму монолога. Персонажи спорят сами с собой, бичуют себя. Им важно себя самих понять. Герой возражает другому своему голосу, опровергает оппонента в себе: "Нет, Соня, это не то! - начал он опять, вдруг поднимая голову, как будто внезапный поворот мыслей поразил и вновь возбудил его..." Привычно думать, что если человека поразил новый поворот мыслей, то это поворот мыслей собеседника. Но в этой сцене Достоевский раскрывает удивительный процесс сознания: новый поворот мыслей, который произошел у героя, поразил его самого! Человек прислушивается к себе, спорит с собой, возражая себе.

Портретная характеристика передает общие социальные черты, возрастные приметы: Мармеладов - спившийся стареющий чиновник, Свидригайлов - моложавый развратный барин, Порфирий - болезненный умный следователь. Это не обычная наблюдательность писателя. Общий принцип изображения сосредоточен в грубых резких мазках, как на масках. Но всегда с особой тщательностью на застывших лицах прописаны глаза. Через них можно заглянуть в душу человека. И тогда обнаруживается исключительная манера Достоевского заострять внимание на необычном. Лица у всех странные, в них слишком все доведено до предела, они поражают контрастами. В красивом лице Свидригайлова было что-то "ужасно неприятное"; в глазах Порфирия было "нечто гораздо более серьезное" чем следовало ожидать. В жанре полифонического идеологического романа только такими и должны быть портретные характеристики сложных и раздвоенных людей.

Пейзажная живопись Достоевского не похожа на картины сельской или городской природы в произведениях Тургенева или Толстого. Звуки шарманки, мокрый снег, тусклый свет газовых фонарей - все эти неоднократно повторяющиеся детали не только придают мрачный колорит, но и таят в себе сложное символическое содержание.

Сны и кошмары несут определенную художественную нагрузку в раскрытии идейного содержания. Ничего прочного нет в мире героев Достоевского, они уже сомневаются: происходит ли распад нравственных устоев и личности во сне или наяву. Чтобы проникнуть в мир своих героев, Достоевский создает необычные характеры и необычные, стоящие на грани фантастики, ситуации.

Художественная деталь в романе Достоевского столь же оригинальна, сколь и другие художественные средства. Раскольников целует ноги Соне. Поцелуй служит выражению глубокой идеи, содержащей в себе многозначный смысл.

Предметная деталь порой раскрывает весь замысел и ход романа: Раскольников не зарубил старуху - процентщицу, а "опустил" топор на "голову обухом". Поскольку убийца намного выше своей жертвы, то во время убийства лезвие топора угрожающе "глядит ему в лицо". Лезвием топора Раскольников убивает добрую и кроткую Лизавету, одну из тех униженных и оскорбленных, ради которых и поднят был топор.

Цветовая деталь усиливает кровавый оттенок злодеяния Раскольникова. За полтора месяца до убийства герой заложил "маленькое золотое колечко с тремя какими-то красными камешками", - подарок сестры на память. "Красные камешки" становятся предвестниками капелек крови. Цветовая деталь повторяется далее неоднократно: красные отвороты на сапогах Мармеладова, красные пятна на пиджаке героя.

Ключевое слово ориентирует читателя в буре чувств персонажа. Так, в шестой главе слово "сердце" повторяется пять раз. Когда Раскольников, проснувшись, стал готовиться к выходу, "сердце его странно билось. Он напрягал все усилия, чтобы все сообразить и ничего не забыть, а сердце все билось, стучало так, что ему дышать стало тяжело". Благополучно дойдя до дома старухи, "переводя дух и прижав рукой стучавшее сердце, тут же нащупав и оправив еще раз топор, он стал осторожно и тихо подниматься на лестницу, постоянно прислушиваясь. Перед дверью старухи сердце стучит еще сильнее: "Не бледен ли я... очень" - думалось ему, - не в особенном ли я волнении? Она недоверчива - Не подождать ли еще...пока сердце перестанет?" Но сердце не переставало. Напротив, как нарочно, стучало сильней, сильней, сильней..."

Чтобы понять глубокий смысл этой ключевой детали, надо вспомнить русского философа Б. Вышеславцева: "...в Библии сердце встречается на каждом шагу. По-видимому, оно означает орган всех чувств вообще и религиозного чувства в особенности...в сердце помещается такая интимная скрытая функция сознания, как совесть: совесть, по слову Апостола, есть закон, начертанный в сердцах." В биении сердца Раскольникова Достоевский услышал звуки измученной души героя.

Символическая деталь помогает раскрыть социальную конкретику романа.

Нательный крест. В момент, когда процентщицу настигло ее крестное страдание, у нее на шее вместе с туго набитым кошельком висели "Сонин образок", "Лизаветин медный крест и крестик из кипариса". Утверждая взгляд на своих героев как на христиан, ходящих перед Богом, автор одновременно проводит мысль об общем для них всех искупительном страдании, на основе которого возможно символическое братание, в том числе между убийцей и его жертвами. Кипарисовый крест Раскольникова означает не просто страдания, а Распятие. Такими символическими деталями в романе являются икона, Евангелие.

Религиозный символизм заметен также в именах собственных: Соня (София), Раскольников (раскол), Капернаумов (город, в котором Христос творил чудеса); в числах: "тридцать целковых", "тридцать копеек", "тридцать тысяч серебряников".

Речь героев индивидуализирована. Речевая характеристика немецких персонажей представлена в романе двумя женскими именами: Луизой Ивановной, хозяйкой увеселительного заведения, и Амалией Ивановной, у которой Мармеладов снимал квартиру.

Монолог Луизы Ивановны показывает не только уровень ее слабого владения русским языком, но и ее низкие интеллектуальные способности:

"Никакой шум и драки у меня не бул... никакой шкандаль, а они пришоль пьян, и я это все расскажит...y меня благородный дом, и я всегда сама не хотель никакой шкандаль. А они совсем пришоль пьян и потом опять три путилки спросил, а потом один поднял ноги и стал ногом фортепьян играль, и это совсем нехорошо в благородный дом, и он ганц фортепьян ломаль, и совсем, совсем тут никакой манир..."

Речевое поведение Амалии Ивановны проявляется особенно ярко на поминках Мармеладова. Она пытается обратить на себя внимание тем, что "ни с того, ни с сего" рассказывает забавное приключение. Она гордится своим отцом, который "буль ошень ошень важны шеловек и все руки по карман ходиль".

Мнение Катерины Ивановны о немцах отражено в ее ответной реплике: "Ах, дурында! И ведь думает, что это трогательно, и не подозревает, как она глупа!...Ишь сидит, глаза вылупила. Сердится! Сердится! Ха-ха-ха! Кхи-кхи-кхи."

По жанру «Преступление и наказание» (1866) — роман, главное место в котором занимают социальные и философские проблемы современной писателю русской жизни. Кроме того, в «Преступлении и наказании» можно отметить жанровые признаки: детектива (читатель с самого начала знает, кто убийца старухи процентщицы, но детективная интрига сохраняется до конца — признается Раскольников, попадёт в ловушку следователя Порфирия Петровича или выскользнет?), бытового очерка (подробное описание бедных кварталов Петербурга), публицистической статьи (статья Раскольникова «О преступлении»), духовного писания (цитаты и перифразы из Библии) и т.д.

Социальным этот роман можно назвать потому, что Достоевский рисует жизнь обитателей трущоб Петербурга. Тема произведения — показ нечеловеческих условий существования бедняков, их безнадёжности и озлобленности. Идея «Преступления и наказания» состоит в том, что писатель осуждает современное ему общество, которое допускает, чтобы его граждане жили в беспросветной нужде. Такое общество преступно: оно обрекает на гибель слабых, беззащитных людей и одновременно порождает ответное преступление. Эти мысли выражены в исповеди Мармеладова, которую он произносит в грязном трактире перед Раскольниковым (1,II).

Описывая нищету и бедствия семьи Мармеладовых, семьи Раскольниковых, Достоевский продолжает благородную традицию русской литературы — тему «маленького человека». Классическая русская литература часто изображала муки «униженных и оскорблённых» и привлекала общественное внимание и сочувствие к людям, оказавшимся, пусть даже по собственной вине, на «дне жизни».

Достоевский детально показывает быт бедных петербургских кварталов. Он изображает комнату Раскольникова, похожую на шкаф, уродливое жильё Сони, проходную комнату-коридор, где ютится семья Мармеладовых. Автор описывает внешний вид своих героев-бедняков: они одеты не просто бедно, но очень бедно, так, что стыдно показаться на улице. Это касается Раскольникова, когда он впервые появляется в романе. Мармеладов, встреченный нищим студентом в распивочной, «одет был в чёрный, старый, совершенно оборванный фрак, с осыпавшимися пуговицами. Только одна ещё держалась кос как, и на неё-то он и застёгивался. Из-под нанкового жилета торчала манишка, вся скомканная, запачканная и залитая» (1, II). Кроме того, все бедные герои голодают в прямом смысле слова: плачут от голода маленькие дети Катерины Ивановны, от голода постоянно кружится голова у Раскольникова. Из внутренних монологов главного героя, из исповеди Мармеладова, из полубезумных выкриков Катерины Ивановны перед смертью явствует, что люди до предела страданий доведены нище той, неустроенностью жизни, что они очень остро чувствуют своё унижение. Мармеладов восклицает в исповеди: «Бедность — не порок... Но нищета, милостивый государь, нищета — порок-с. В бедности вы ещё сохраняете своё благородство врождённых чувств, в нищете же никто и никогда. За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметаю т из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было...» (1, II).

Несмотря на открытое сочувствие этим героям, Достоевский не пытается приукрасить их. Писатель показывает, что и Семён Захарович Мармеладов, и Родион Романович Раскольников во многом сами виноваты в своей печальной судьбе. Мармеладов — больной алкоголик, который ради водки готов обобрать даже своих маленьких детей. Он не стесняется прийти к Соне и выпросить у неё последние тридцать копеек на выпивку, хотя знает, как она зарабатывает эти деньги. Он отдаёт себе отчёт, что поступает недостойно по отношению к собственной семье, а всё-таки пропивается до креста. Когда он рассказывает Раскольникову о своём последнем запое, он очень переживает, что дети, наверное, ничего не ели пять дней, если только Соня не принесла хоть немного денег. Он искренне жалеет, что его родная дочь живёт по жёлтому билету, но сам пользуется её деньгами. Это хорошо понял Раскольников: «Ай да Соня! Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать и пользуются!» (1, II).

Неоднозначное отношение у Достоевского к Раскольникову. С одной стороны, писатель сочувствует студенту, который должен зарабатывать себе на нищую жизнь грошовыми уроками и переводами. Автор показывает, что античеловеческая теория о «тварях» и «героях» родилась в больной голове главного героя, когда он устал честно бороться с позорной бедностью, так как увидел, что вокруг процветают подлецы и воры. С другой стороны, Достоевский изображает приятеля Раскольникова — студента Разумихина: ему живётся даже труднее, чем главному герою, так как у него нет любящей матери, которая присылает ему деньги из своей пенсии. При этом Разумихин много работает и находит в себе силы переносить все невзгоды. Он мало думает о собственной персоне, зато готов помогать другим, и не в будущем, как планирует Раскольников, а сейчас. Разумихин, нищий студент, спокойно принимает на себя ответственность за мать и сестру Раскольникова, наверное, потому, что по-настоящему любит и уважает людей, а не раздумывает над проблемой, достойно или нет пролить «кровь по совести».

В романе социальное содержание тесно переплетается с философским (идеологическим): философская теория Раскольникова является прямым следствием его отчаянных жизненных обстоятельств. Умный и решительный человек, он задумывается над тем, как исправить несправедливый мир. Может быть, путём насилия? Но можно ли насильно, против воли навязать людям справедливое общество? Философская тема романа — рассуждение о «праве на кровь», то есть рассмотрение «вечного» морального вопроса: оправдывает ли высокая цель преступные средства? Философская идея романа формулируется так: никакая благородная цель не оправдывает убийство, не человеческое дело решать, достоин ли какой-либо человек жить или недостоин.

Раскольников убивает ростовщицу Алёну Ивановну, которую сам писатель рисует чрезвычайно непривлекательной: «Это была крошечная, сухая старушка лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы её были жирно смазаны маслом. На её тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпьё...» (1, I). Алёна Ивановна вызывает отвращение, начиная с приведённого портрета и деспотического отношения к сестре Лизавете и заканчивая её ростовщической деятельностью, это она похожа на вошь (5, IV), сосущую человеческую кровь. Однако, по мнению Достоевского, даже такую противную старушонку убивать нельзя: любая личность священна и неприкосновенна, в этом отношении все люди равны. По христианской философии, жизнь и смерть человека в руках Божиих, а людям этого решать не дано (поэтому убийство и самоубийство — смертные грехи). Достоевский с самого начала усугубляет убийство зловредной процентщицы убийством кроткой, безответной Лизаветы. Итак, желая проверить свои возможности сверхчеловека и готовясь стать благодетелем всех бедных и униженных, Раскольников начинает свою благородную деятельность с того, что убивает (!) старуху и юродивую, похожую на большого ребёнка Лизавету.

Отношение писателя к «праву на кровь» проясняется, помимо прочего, в монологе Мармеладова. Рассуждая о Страшном суде, Мармеладов уверен, что Бог в конце концов примет не только праведников, но и опустившихся пьяниц, ничтожных людей, подобных Мармеладову: «И скажет нам: «Свиньи вы! образа звериного и печати его; но приидите и вы!». (...) И прострёт к нам руце свои, и мы припадём... и заплачем... и всё поймём! Тогда всё поймём!..» (1, II).

«Преступление и наказание» является психологическим романом, так как в нём главное место занимает описание душевных мук человека, совершившего убийство. Углублённый психологизм — характерная черта творчества Достоевского. Самому преступлению посвящена одна часть романа, а душевным переживаниям убийцы остальные пять частей. Следовательно, для писателя важнее всего изобразить муки совести Раскольникова и его решение покаяться. Отличительным свойством психологизма Достоевского является то, что он показывает внутренний мир человека «на грани», находящеюся в полубредовом-полубезумном состоянии, то есть автор пытается передать болезненное психическое состояние, даже подсознание героев. Этим романы Достоевского отличаются, например, от психологических романов Л.Н.Толстого, где представлена гармоническая, разнообразная и уравновешенная внутренняя жизнь персонажей.

Итак, роман «Преступление и наказание» является чрезвычайно сложным художественным произведением, в котором теснейшим образом соединяются картины современной Достоевскому российской жизни (60-е годы XIX века) и рассуждения о «вечном» вопросе человечества — о «праве на кровь». Выход российского общества из экономического и духовного кризиса (иначе он называется первой революционной ситуацией) писатель видит в обращении людей к христианским ценностям. Он даёт своё решение поставленного нравственного вопроса: ни при каких обстоятельствах человек не вправе судить — жить или умереть другому, нравственный закон не позволяет «кровь по совести».

Таким образом, «вечный» вопрос у Достоевского решается в высшей степени гуманно, гуманным является в романе и изображение жизни низов общества. Хотя писатель не снимает вины ни с Мармеладова, ни с Раскольникова (они во многом сами виноваты в своём бедственном положении), роман построен так, чтобы вызвать у читателей сочувствие к этим героям.

По жанру «Преступление и наказание» (1866) — роман, главное место в котором занимают социальные и философские проблемы современной писателю русской жизни. Кроме того, в «Преступлении и наказании» можно отметить жанровые признаки: детектива (читатель с самого начала знает, кто убийца старухи процентщицы, но детективная интрига сохраняется до конца — признается Раскольников, попадёт в ловушку следователя Порфирия Петровича или выскользнет?), бытового очерка (подробное описание бедных кварталов Петербурга), публицистической статьи (статья Раскольникова «О преступлении»), духовного писания (цитаты и перифразы из Библии) и т.д.

Социальным этот роман можно назвать потому, что Достоевский рисует жизнь обитателей трущоб Петербурга. Тема произведения — показ нечеловеческих условий существования бедняков, их безнадёжности и озлобленности. Идея «Преступления и наказания» состоит в том, что писатель осуждает современное ему общество, которое допускает, чтобы его граждане жили в беспросветной нужде. Такое общество преступно: оно обрекает на гибель слабых, беззащитных людей и одновременно порождает ответное преступление. Эти мысли выражены в исповеди Мармеладова, которую он произносит в грязном трактире перед Раскольниковым (1,II).

Описывая нищету и бедствия семьи Мармеладовых, семьи Раскольниковых, Достоевский продолжает благородную традицию русской литературы — тему «маленького человека». Классическая русская литература часто изображала муки «униженных и оскорблённых» и привлекала общественное внимание и сочувствие к людям, оказавшимся, пусть даже по собственной вине, на «дне жизни».

Достоевский детально показывает быт бедных петербургских кварталов. Он изображает комнату Раскольникова, похожую на шкаф, уродливое жильё Сони, проходную комнату-коридор, где ютится семья Мармеладовых. Автор описывает внешний вид своих героев-бедняков: они одеты не просто бедно, но очень бедно, так, что стыдно показаться на улице. Это касается Раскольникова, когда он впервые появляется в романе. Мармеладов, встреченный нищим студентом в распивочной, «одет был в чёрный, старый, совершенно оборванный фрак, с осыпавшимися пуговицами. Только одна ещё держалась кос как, и на неё-то он и застёгивался. Из-под нанкового жилета торчала манишка, вся скомканная, запачканная и залитая» (1, II). Кроме того, все бедные герои голодают в прямом смысле слова: плачут от голода маленькие дети Катерины Ивановны, от голода постоянно кружится голова у Раскольникова. Из внутренних монологов главного героя, из исповеди Мармеладова, из полубезумных выкриков Катерины Ивановны перед смертью явствует, что люди до предела страданий доведены нище той, неустроенностью жизни, что они очень остро чувствуют своё унижение. Мармеладов восклицает в исповеди: «Бедность — не порок... Но нищета, милостивый государь, нищета — порок-с. В бедности вы ещё сохраняете своё благородство врождённых чувств, в нищете же никто и никогда. За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметаю т из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было...» (1, II).

Несмотря на открытое сочувствие этим героям, Достоевский не пытается приукрасить их. Писатель показывает, что и Семён Захарович Мармеладов, и Родион Романович Раскольников во многом сами виноваты в своей печальной судьбе. Мармеладов — больной алкоголик, который ради водки готов обобрать даже своих маленьких детей. Он не стесняется прийти к Соне и выпросить у неё последние тридцать копеек на выпивку, хотя знает, как она зарабатывает эти деньги. Он отдаёт себе отчёт, что поступает недостойно по отношению к собственной семье, а всё-таки пропивается до креста. Когда он рассказывает Раскольникову о своём последнем запое, он очень переживает, что дети, наверное, ничего не ели пять дней, если только Соня не принесла хоть немного денег. Он искренне жалеет, что его родная дочь живёт по жёлтому билету, но сам пользуется её деньгами. Это хорошо понял Раскольников: «Ай да Соня! Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать и пользуются!» (1, II).

Неоднозначное отношение у Достоевского к Раскольникову. С одной стороны, писатель сочувствует студенту, который должен зарабатывать себе на нищую жизнь грошовыми уроками и переводами. Автор показывает, что античеловеческая теория о «тварях» и «героях» родилась в больной голове главного героя, когда он устал честно бороться с позорной бедностью, так как увидел, что вокруг процветают подлецы и воры. С другой стороны, Достоевский изображает приятеля Раскольникова — студента Разумихина: ему живётся даже труднее, чем главному герою, так как у него нет любящей матери, которая присылает ему деньги из своей пенсии. При этом Разумихин много работает и находит в себе силы переносить все невзгоды. Он мало думает о собственной персоне, зато готов помогать другим, и не в будущем, как планирует Раскольников, а сейчас. Разумихин, нищий студент, спокойно принимает на себя ответственность за мать и сестру Раскольникова, наверное, потому, что по-настоящему любит и уважает людей, а не раздумывает над проблемой, достойно или нет пролить «кровь по совести».

В романе социальное содержание тесно переплетается с философским (идеологическим): философская теория Раскольникова является прямым следствием его отчаянных жизненных обстоятельств. Умный и решительный человек, он задумывается над тем, как исправить несправедливый мир. Может быть, путём насилия? Но можно ли насильно, против воли навязать людям справедливое общество? Философская тема романа — рассуждение о «праве на кровь», то есть рассмотрение «вечного» морального вопроса: оправдывает ли высокая цель преступные средства? Философская идея романа формулируется так: никакая благородная цель не оправдывает убийство, не человеческое дело решать, достоин ли какой-либо человек жить или недостоин.

Раскольников убивает ростовщицу Алёну Ивановну, которую сам писатель рисует чрезвычайно непривлекательной: «Это была крошечная, сухая старушка лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы её были жирно смазаны маслом. На её тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпьё...» (1, I). Алёна Ивановна вызывает отвращение, начиная с приведённого портрета и деспотического отношения к сестре Лизавете и заканчивая её ростовщической деятельностью, это она похожа на вошь (5, IV), сосущую человеческую кровь. Однако, по мнению Достоевского, даже такую противную старушонку убивать нельзя: любая личность священна и неприкосновенна, в этом отношении все люди равны. По христианской философии, жизнь и смерть человека в руках Божиих, а людям этого решать не дано (поэтому убийство и самоубийство — смертные грехи). Достоевский с самого начала усугубляет убийство зловредной процентщицы убийством кроткой, безответной Лизаветы. Итак, желая проверить свои возможности сверхчеловека и готовясь стать благодетелем всех бедных и униженных, Раскольников начинает свою благородную деятельность с того, что убивает (!) старуху и юродивую, похожую на большого ребёнка Лизавету.

Отношение писателя к «праву на кровь» проясняется, помимо прочего, в монологе Мармеладова. Рассуждая о Страшном суде, Мармеладов уверен, что Бог в конце концов примет не только праведников, но и опустившихся пьяниц, ничтожных людей, подобных Мармеладову: «И скажет нам: «Свиньи вы! образа звериного и печати его; но приидите и вы!». (...) И прострёт к нам руце свои, и мы припадём... и заплачем... и всё поймём! Тогда всё поймём!..» (1, II).

«Преступление и наказание» является психологическим романом, так как в нём главное место занимает описание душевных мук человека, совершившего убийство. Углублённый психологизм — характерная черта творчества Достоевского. Самому преступлению посвящена одна часть романа, а душевным переживаниям убийцы остальные пять частей. Следовательно, для писателя важнее всего изобразить муки совести Раскольникова и его решение покаяться. Отличительным свойством психологизма Достоевского является то, что он показывает внутренний мир человека «на грани», находящеюся в полубредовом-полубезумном состоянии, то есть автор пытается передать болезненное психическое состояние, даже подсознание героев. Этим романы Достоевского отличаются, например, от психологических романов Л.Н.Толстого, где представлена гармоническая, разнообразная и уравновешенная внутренняя жизнь персонажей.

Итак, роман «Преступление и наказание» является чрезвычайно сложным художественным произведением, в котором теснейшим образом соединяются картины современной Достоевскому российской жизни (60-е годы XIX века) и рассуждения о «вечном» вопросе человечества — о «праве на кровь». Выход российского общества из экономического и духовного кризиса (иначе он называется первой революционной ситуацией) писатель видит в обращении людей к христианским ценностям. Он даёт своё решение поставленного нравственного вопроса: ни при каких обстоятельствах человек не вправе судить — жить или умереть другому, нравственный закон не позволяет «кровь по совести».

Таким образом, «вечный» вопрос у Достоевского решается в высшей степени гуманно, гуманным является в романе и изображение жизни низов общества. Хотя писатель не снимает вины ни с Мармеладова, ни с Раскольникова (они во многом сами виноваты в своём бедственном положении), роман построен так, чтобы вызвать у читателей сочувствие к этим героям.