Произведения где есть проблема отцов и детей. Современная литература. Сочинение "Проблема отцов и детей". Суть и истоки проблемы

    Словарь В.И.Даля.

    «Чтить - иметь почтение, уважение». Соответственно, почтительный - почитающий, уважающий. Что касается значения слова «чтить», «честь».

    Вывод:

    И.С.Тургенев «Отцы и дети».

  • Ты их любишь Евгений?
  • Люблю, Аркадий.
  • Я помню, как мне в детстве

Хотелось быть взрослей.

Сейчас куда бы деться

От взрослости своей?

Не стоит торопиться

И забегать вперёд,

И что должно случиться,

Тому придёт черёд.

Придёт пора влюбиться,

Пора сойти с ума,

Вернулись с юга птицы,

А здесь ещё зима.

Вернулись с юга птицы,

Да не спешит весна.

Не стоит торопиться,

Хоть жизнь у всех одна.

Д/З

Просмотр содержимого документа
«Проблема "отцов и детей" в произведениях современных писателей »

Проблема «отцов и детей» в произведениях современных писателей.

Чего не губит пагубный бег времени?

Ведь хуже дедов наши родители,

Мы – хуже их, а наши будут

Дети и внуки ещё порочней.

Квинт Гораций Флакс

Слово учителя.

Конфликт отцов и детей родился не вчера. «Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмёт в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна»

Гесиод, VII век до н.э.

Есть два универсальных состояния человеческого бытия

Мир война

согласие, ожесточение

покой конфликт

умиротворённость противостояние

Эти два состояния характеризуют и семейные отношения, отношения разных поколений. Абсолютизированный мир вовсе не означает полный покой, отсутствие всякого движения, напротив, этот мир в семье – наиболее продуктивный источник позитивных изменений, когда глубокие культурные традиции отцов в идеальных пропорциях соединяются с пылкостью, решительностью, честолюбием детей и вместе становятся мощной созидательной силой. Долг старшего поколения – передать потомкам всё лучшее, что переняли они у своих предков, всё, что познали сами. Молодые же люди должны быть достаточно разумными, чтобы не обрубить духовных корней, и достаточно критичными, чтобы найти в себе силы отказаться от всего наносного, эфемерного, и со всем юношеским пылом предаться мечте.

Чтобы ответит, какое отражение нашли эти процессы в современной литературе, мы должны познакомиться с произведениями В.Распутина «Последний срок» и «Пожар», Ю.Трифонова «Обмен», В.Быкова «Облава», Ф.Абрамова «Алька».

Вопросы к семинару.

    Почему возникла проблема «отцов и детей», в чём её истоки? Потеряла ли она актуальность сегодня?

    Как соотносятся идеалы «отцов и детей»?

    Почему новое поколение не приемлет прежние взгляды на жизнь?

    Что человек утратил, оторвавшись от родной земли и устремившись в шумные города?

    Есть ли у молодого поколения вера? Что или кто является для юношей и девушек кумиром?

    Одна из исконных русских черт, без которой не мыслится наш соотечественник,- его теснейшая связь с родной землёй, безмерная любовь к родной стране. Само слово «Отечество» светится искренней, трогательной, сыновней любовью. Кто виноват, что нарушена связь с родным домом, с малой родиной?

    Дмитрий Сергеевич Лихачёв считал: « Память противостоит уничтожающей силе времени». «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни», - утверждает Валентин Распутин. Как решается проблема памяти в современной литературе?

Пятая заповедь Божия гласит: «Чти отца своего и матерь твою, чтобы продлить дни твои на земле».

    Давайте установим лексическое значение таких слов, как чтить, почитать, почтительность , у которых один и то же корень. Им близки по смыслу понятия – уважение, благоговение, честь.

Словарь В.И.Даля.

«Чтить – иметь почтение, уважение». Соответственно, почтительный – почитающий, уважающий. Что касается значения слова «чтить», то его значение, по Далю, напрямую выходит из слова «честь».

Вывод: Чтить уважать, но уважать не формально, показушно, а душой. И, что не менее важно, почтение предполагает сочетание любви с уважением.

И.С.Тургенев «Отцы и дети». Евгений Базаров любит своих родителей.

- Ты их любишь Евгений?

- Люблю, Аркадий.

Да и перед смертью, которая для этого сильного человека явилась проверкой на прочность, г-н нигилист просит Одинцову приласкать стариков, потому что таких людей, как они, в высшем свете «днём с огнём не сыскать».

    Но почитает ли Базаров отца и мать?

Окончив университет, будущий лекарь не торопится в отчий дом.

Исследователь Сергей Штильман отмечает: « Как ни странно, Базаров уже одним тем, что не почитал своих родителей, был обречён на смерть в самом начале своей сознательной жизни».

    Согласны ли вы с этим мнением? Почитают ли своих родителей герои современных произведений?

    Я помню, как мне в детстве

Хотелось быть взрослей.

Сейчас куда бы деться

От взрослости своей?

Не стоит торопиться

И забегать вперёд,

И что должно случиться,

Тому придёт черёд.

Придёт пора влюбиться,

Пора сойти с ума,

Вернулись с юга птицы,

А здесь ещё зима.

Вернулись с юга птицы,

Да не спешит весна.

Не стоит торопиться,

Хоть жизнь у всех одна.

Андрей Дементьев «Разговор с сыном»

Как вы понимаете слова поэта?

Д/З написать сочинение-рассуждение

«… я гляжу на наше поколенье», подобрав подходящее определение.

Тема урока: Проблема «отцов» и «детей» в произведениях русской литературы XIX века

Цель урока : на примере художественных произведений показать, как осмысливалась проблема поколений русскими писателями XIX века, углубить идейно-эмоциональное восприятие художественных произведений, способствовать глубокому проникновению в мир мыслей и чувств героев, развивать речевые умения и навыки учащихся, воспитывать толерантность, доброжелательность.

Тип урока : урок развития связной речи (устно)

Оборудование: текст романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», Л.Н.Толстого «Война и мир», иллюстрации к произведениям

Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость.

Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием:

да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле.

И вы, отцы, не раздражайте детей ваших,

но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем.

Послание к Ефесянам святого апостола Павла

    Мотивация учебной деятельности учащихся

Вступительное слово учителя. «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителей», - эти слова сказаны задолго до нашей эры и принадлежат они мудрейшему из греков – Сократу (470-399 гг. до н.э.). Сократ был не единственным и далеко не первым, кто критически относился к молодежи. Безызвестный египетский жрец, живший около двух тысяч лет до нашей эры, уверял: «Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек». Что же получается: проблема отцов и детей была актуальна во все времена. Волнует она нас и сегодня. Отцы по-прежнему осуждают, критикуют и не понимают собственных детей. А те, в свою очередь, пытаются любой ценой отстоять собственные позиции, порой отвергая все положительное, что было накоплено предыдущим поколением. Проблема отцов и детей потому так сложна, что включает в себя начала противоположные и одновременно неразрывно связанные. С одной стороны, молодое поколение должно руководствоваться новыми идеями, принципами, теориями, так как без этого невозможен прогресс в науке, в искусстве, в обществе. Но в то же самое время нельзя безоглядно отрицать все лучшее, что было создано предшественниками, нельзя нарушать закон преемственности поколений, так как в этом состоит первая и важнейшая заповедь жизни человека на земле. Обращение к эпиграфу урока.

II . Работа над темой урока

    Коллективная работа учащихся над составлением этического словаря.

Учитель. Для работы над темой урока нам понадобится небольшой словарь этических терминов. Использование этого словаря поможет более полному и точному выражению мыслей. Назовите моральные качества, которые характеризуют отношение человека к себе и другим людям. Запишите их в таблицу в порядке возрастания значимости.

    Положительные качества

    Отрицательные качества

    Искренность

    Лицемерие

    Великодушие

    Черствость

    Сдержанность

    Бестактность

    Деликатность

    Терпимость

    Непримиримость

    Установление ассоциативных связей с произведениями русской литературы XIX века

    Учитель.Проблема отцов и детей - одна из важнейших в русской классической литературе. В каких произведениях литературы XIX века в той или иной мере раскрывается проблема поколений?

    Учащиеся. Тему отцов и детей затрагивают в своих произведениях А.С. Пушкин и Н.В.Гоголь. Эта тема раскрывается в драме Островского «Гроза». Столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим» показал в комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов. По-своему подходят к раскрытию темы И.А.Гончаров в романе «Обломов», Л.Н.Толстой в романе «Война и мир». Проблема поколений – одна из важнейших в романе Тургенева «Отцы и дети».

    Учитель. Слушая сообщения и высказывания учащихся, обратите внимание на то, как освещаются в них основные аспекты темы урока. Тезисно запишите мысли, в которых содержатся ответы на проблемные вопросы.

    Беседа с учащимися по содержанию романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»

    Учитель.Каждый из писателей по-разному разрешает проблему поколений в своих произведениях. В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» она раскрывается во взаимоотношениях молодого нигилиста Базарова с представителем лагеря «отцов» Павлом Петровичем Кирсановым, Базарова с его родителями, на примере отношений отца и сына Кирсановых. Об идейных разногласиях разночинца Базарова и аристократа Павла Кирсанова мы уже говорили на уроках литературы. Обращали внимание на то, что И.С.Тургенев противопоставляет внешность героев, возраст, манеры, образ жизни, убеждения. Но заметили ли вы у этих героев общие черты? Какие? Используйте наш этический словарь при подготовке к ответам.

Учащиеся. Общими являются непримиримость к иным взглядам и убеждениям, категоричность суждений.

Учитель. Принято считать, что Базаров одержал победу в споре с Павлом Петровичем Кирсановым. Однако давайте посмотрим на эту ситуацию иначе. Разве Базаров, используя веские аргументы, смог изменить убеждения противника? Подтвердите свои суждения текстом.

Учащиеся читают соответствующий фрагмент из X главы романа: «Вот, - начал наконец Павел Петрович,- вот вам нынешняя молодежь!... Я, напротив, уверен, что мы с тобой гораздо правее этих господчиков…»

Учитель.Создается впечатление, что герои, общаясь, не слышат друг друга. Неумение и нежелание слышать других, явное пренебрежение к их принципам и жизненным ценностям всегда приводит к конфликту. Поэтому очень скоро словесный поединок Базарова и Павла Петровича Кирсанова привел к настоящей дуэли. Были ли в ней победители?

Учащиеся. Все герои потерпели поражение. Ранен Павел Петрович Кирсанов, приходится поспешно уезжать Базарову, огорчен и разочарован Николай Петрович, напугана до смерти Фенечка.

Учитель. Можно ли конфликт поколений разрешить мирным путем, не прибегая к крайним мерам?

Учащиеся. Да, если поколение «детей» будет проявлять терпимость, а старшее поколение – мудрость.

Учитель. Конфликт поколений раскрывается и во взаимоотношениях Базарова с его родителями.

Сообщение учащегося « Базаров и родители»

Сложные отношения между Евгением Базаровым и его родителями. Они живут в разных мирах. Маленький мир Василия Ивановича и Арины Власьевны включает в себя такие простые радости и печали, как забота об имении, заготовка припасов на зиму, небольшая врачебная практика. Василий Иванович пытается «не отстать от века»: читает книги, использует новые агрономические приемы, одним из первых переводит мужиков на оброк. Но все-таки живут старики по давно устоявшимся традициям, в их семье ничего не меняется. Мир Евгения Базарова – это прогрессивные общественные и научные идеи, стремление вершить великие дела, мысли о благе всего народа. Между этими мирами лежит пропасть, которая с годами только увеличивается. Хотя Базаров и считает своих родителей добрыми людьми, но находиться с ними долгое время не может. Ему неинтересны их мелкие радости, раздражает навязчивое внимание и забота, «глупая жизнь отцов» вызывает презрение. Отсутствие взаимопонимания увеличивает и противоречия в характере Базарова. В глубине души он любит родителей, но убеждения не позволяют ему проявлять свои чувства. Родители очень любят Евгения, гордятся им, и эта любовь смягчает их взаимоотношения с сыном, отсутствие взаимопонимания. Духовные связи между отцом и сыном не совсем утрачены. Ведь именно от отца унаследовал Базаров трудолюбие, стремление к знаниям, упорство в достижении цели. В конце концов Базаров приходит к пониманию этого. Умирая, он говорит Одинцовой: «…таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать …».

Учитель.И.С.Тургенев показывает, что несмотря на противоречия между поколениями, их связывает сила любви отцов к детям, а детей к отцам, как бы ни резки были грани между убеждениями и принципами, как бы ни противоположны были суждения, как бы ни противостояла самоуверенность и резкость молодости Базарова разуму, терпимости и снисходительности старшего поколения.

Учитель. Существует ли проблема отцов и детей в семье Николая Петровича Кирсанова?

Учащиеся. Да, существует, но проблема поколений в этой семье не переходит в конфликт (во многом благодаря Николаю Петровичу).

Сообщение учащегося «Отец и сын Кирсановы»

Для Николая Петровича Кирсанова важную роль в жизни играют традиции и духовные ценности. Он много читает, любит природу, музыку, поэзию. Это искренний человек, от него всегда веет душевной теплотой. Николай Петрович пытается понять сына и быть ему не только отцом, но и другом. Чтобы лучше узнать интересы и увлечения сына, отец прожил с Аркадием три зимы в Петербурге, заводил знакомства с его товарищами. Отец и сын любят и уважают друг друга. Однако Николай Петрович не разделяет увлечение сына нигилизмом, так как это противоречит его отношению к жизни. Увлечение же нигилизмом заставляет Аркадия отдалиться от Николая Петровича. Это отдаление во многом наигранное. Аркадию очень хочется казаться взрослым, зрелым человеком со своими взглядами на окружающий мир. Он стремится быть во всем похожим на своего кумира Базарова. Николай Петрович сразу замечает перемены в поведении Аркадия, прекрасно понимает, чем они вызваны, но, обладая душевным тактом, не позволяет себе ни иронии, ни критики. Он дорожит дружбой с сыном.

Учитель. Всегда ли Аркадий проявляет такой же такт и понимание по отношению к отцу? (анализ фрагментов V главы романа)

Учащиеся. Николаю Петровичу трудно говорить с Аркадием о Фенечке, поэтому разговор заводит сын. «Я уверен, ты не мог сделать дурной выбор; если ты позволил ей жить с тобой под одной кровлей, стало быть, она это заслуживает: во всяком случае, сын отцу не судья…» - говорит он, совсем не замечая, что «читает нечто вроде наставления своему отцу». Аркадий чувствует себя великодушным, а Николай Петрович думает, «что едва ли не большее уважение оказал ему Аркадий, если б он вовсе не касался этого дела».

Учитель. В отношениях отцов и особенно взрослых детей очень важна сдержанность и деликатность. Проявляя эгоизм, взрослые дети порой отказывают родителям в праве на счастье и личную жизнь. А родители считают своим долгом вмешиваться в семейные отношения детей, тем самым только усугубляя возникшие проблемы и увеличивая непонимание. Значит ли это, что конфликт поколений предопределен?

Учащиеся. Конфликт между отцами и детьми – это скорее следствие мыслей и поступков, чем закономерная неизбежность

    Беседа с учащимися по содержанию романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

Учитель. Ни одно поколение не может иметь одинаковых взглядов, поэтому конфликты между детьми и родителями в разных семьях различны. Большое влияние на характер конфликта, да и на его наличие, оказывают воспитание, образование, нравственные ценности, как детей, так и родителей. Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» показал несколько семей, но особенно близки ему семьи Болконских и Ростовых.

Сообщение учащегося «Семья Ростовых».

В семье Ростовых царят мир, взаимопонимание и уважение. Все члены семьи очень близки друг другу. Только Вера - холодная и чуждая. Не случайно она вскоре выходит замуж за расчетливого Берга. Граф и графиня - добрые и простые люди. Дети чувствуют родительскую любовь и ласку, поэтому безгранично доверяют им, а те, в свою очередь, уважают желания и принципы детей. Например, Николай Ростов против воли отца хочет оставить университет и стать гусаром. Илья Андреевич ему не препятствует, хотя решение сына «стоило ему много горя». Николай, понимая душевное состояние отца, проявляет истинную чуткость: «Я уж вам говорил, папенька, что, ежели вам не хочется меня отпустить, я останусь. Но я знаю, что я никуда не гожусь, кроме как в военную службу…». Наташа спорит с графиней, требуя, чтобы освободили подводы для раненых офицеров. В этот момент она не хочет и не может думать ни о приданом, ни об имуществе семьи. Поэтому Наташа, как буря, ворвалась в комнату и закричала: «Это гадость! Это мерзость! Это не может быть, чтобы вы приказали». Однако она не может говорить с матерью в таком тоне и тут же просит прощенье за свою резкость: «Это нельзя, маменька; это ни на что не похоже…простите, пожалуйста, голубушка…». Но в главном Наташа не уступит ни за что. И графиня сдалась. «Яйца…яйца курицу учат… - сквозь счастливые слезы проговорил граф и обнял жену, которая рада была скрыть на его груди свое пристыженное лицо». Как ни тяжело было графу Илье Андреевичу отпускать шестнадцатилетнего Петю в армию, он сам хлопотал за сына, чтобы тот попал не в штаб, а в действующий полк. Честность и порядочность определяют взаимоотношения и поведение всех членов семьи.

Учитель. Почему размолвки, споры между родителями и детьми в семье Ростовых не переходят в конфликт?

Учащиеся. И родители, и дети стремятся к взаимопониманию, взаимопомощи, проявляют снисхождение друг к другу.

Учитель.Снисхождение к слабостям, ошибкам родного человека часто предполагает сознательную жертвенность. Перечитайте фрагмент из гл.XVI (часть 1, т.2), который показывает готовность графа Ростова понять и простить сына и умение Николая оценить благородство отца: « Ну что, повеселился? – сказал Илья Андреевич, радостно и гордо улыбаясь на своего сына… - Папенька! Па…пенька! – закричал он ему вслед, рыдая, - простите меня!»

Учитель.Собственная честьи честь детей для графа Ростова превыше всего. Николай смог заплатить карточный долг, хотя сумма грозила Ростовым разорением. Урок душевной чуткости и доброты Николай запомнил на всю жизнь. Приученные думать не только о себе, дети благодарны родителям. Приведите примеры этого.

Учащиеся. (прогнозируемые ответы) Наташа самоотверженно ухаживает за матерью, спасая ее от безумия после трагического известия о гибели Пети. Николай Ростов, желая сохранить доброе имя отца, принимает наследство, хотя долгов было вдвое больше, чем имения. Когда Ростовы совсем обеднели, Николай заботится о матери и Соне.

Учитель. Каким одним словом можно охарактеризовать взаимоотношения в семье Болконских?

Ученики. Сдержанность.

Учитель. В сдержанности Болконских есть своя правота, и чувства, скрытые за этой сдержанностью, не менее глубоки, чем те, что открыты всем.

Сообщение учащегося. «Болконские»

Болконские - аристократы, они по праву гордятся своим древним родом и заслугами перед отечеством. На первый взгляд, отношения между отцом и детьми лишены сердечности и взаимопонимания. У старого князя Николая Андреевича Болконского трудный характер: он изводит свою дочь бесконечными придирками, уроками геометрии. Княжна Марья боится отца. Князь Андрей вынужден отложить женитьбу на Наташе Ростовой на целый год по его требованию. Однако внутренне эти люди очень близки друг другу. Их объединяет скрытая, не выражающаяся на словах родственная теплота. Николай Андреевич, хотя излишне суров и строг, но гордится сыном и любит дочь. Князь Андрей уважает и высоко чтит своего отца. Дети привыкли считаться со слабостями и причудами старого человека. «Я не позволю себе судить его и не желала бы, чтоб и другие это делали»,- говорит княжна Марья. Между отцом и детьми существует настоящее взаимопонимание.

Учитель. Князь Андрей, собираясь на войну, подробно излагает отцу план предполагаемой кампании. Отец не просто внимательно слушает, но делает точные и верные замечания, заставляя князя Андрея удивляться: ««как мог этот старый человек, сидя столько лет один безвыездно в деревне, в таких подробностях и с такою тонкостью знать и обсуживать все военные и политические обстоятельства Европы последних годов». Непонимание и отчуждение между родителями и детьми возникает ведь не на пустом месте. Оно, к сожалению, бывает закономерно. Уставшие за долгую жизнь родители перестают интересоваться сегодняшним днем, не понимают интересов детей и сами углубляют возникающую пропасть, расхваливая «свое» время и осуждая непонятное им новое. Князь Николай Андреевич Болконский стремится не отставать от времени. Помня о прошлом, он живет днем сегодняшним, тем самым укрепляя дружбу с сыном.

Учитель. Приведите еще примеры духовной близости отца и сына.

Учащиеся. (прогнозируемые ответы)

    Хотя князь Андрей не обмолвился ни словом о своем отношении к жене, отец сразу увидел, что сын несчастлив в браке, но не позволяет себе судить его личную жизнь: «Да нечего делать, дружок, они все такие, не разженишься. Ты не бойся; никому не скажу».

    Князь Андрей просит отца, если его убьют и родится сын, не отпускать его от себя и воспитать в семье Болконских.

    Отец и сын хорошо понимают друг друга. Прощаясь, старый князь говорит: « Коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно!» В ответ князь Андрей замечает: «Этого вы могли бы не говорить мне, батюшка».

    Уехав на войну, Андрей Болконский пишет письма отцу каждый день. Ему очень важно знать, что отец разделяет его мысли, оценивает его поступки.

    Гордость, независимость и благородство Николай Андреевич Болконский передал по наследству своему сыну, оба презирают выскочек и карьеристов.

Учитель. Л.Н.Толстой убежден, что духовная связь отцов и детей способствует формированию личности, помогает разобраться в себе, обрести гармонию с окружающим миром.

    Фронтальная проверка и обсуждение тезисов . С помощью учителя проводится поиск наиболее точных и удачных формулировок (возможные варианты):

    В основе неразрывной связи поколений лежат отношения, основанные на уважении, любви, принятии свободы другого человека.

    Конфликт поколений можно разрешить мирным путем, если поколение «детей» будет проявлять терпимость, а старшее поколение – мудрость.

    Конфликт между отцами и детьми – это не закономерная неизбежность, а в большей мере следствие мыслей и поступков людей.

    В противостоянии поколений всегда возможен компромисс, важно стремление к взаимопониманию.

    Смягчить конфликт между отцами и детьми поможет искренность, доверие, и снисхождение друг к другу.

    6. Заключительное слово учителя

Мы говорили о том, как проблема поколений осмысливалась писателями-классиками. И.С.Тургенев и Л.Н.Толстой мечтали о гармонии, взаимопонимании между поколением «отцов» и поколением «детей». Таков идеал. Достижим ли он? К нему ведет тернистый путь жизненного опыта. Есть вещи, которые каждый решает сам в собственной душе. Будете ли вы руководствоваться наставлениями писателей или решать проблему «отцов» и «детей» по-своему, зависит от вас. При этом хорошо бы помнить вековую мудрость: « Жить в настоящем нужно так, как будто это твое будущее».

    III. Домашнее задание

Написать сочинение « Проблема поколений в моем понимании»

Литература

1.Долинина Н.Г. По страницам «Войны и мира». Заметки о романе Л.Н.Толстого «Война и мир». – Л., 1978.

2. Кузьмичев И.К. Литература и нравственное воспитание личности. – М. 1980.

Отцы и дети " "Отцы и дети " - одно из вечных произведений русской литературы . И не только потому, ...

  • Русская литература XX века как единый художественный процесс. Принципы периодизации. Основные направления и течения. Периоды: переломные этапы развития л-ры. Рабочие периодизации – для удобства преподов и учащихся. Периоды маркируются не временем, а общественно-политич событиями

    Литература

    Одно из первых произведений русской литературы , написанных после октябрьской... сны, привидевшиеся Горкину и отцу ; и редкостное цветение... эти подробности и детали соединяются в... 53. ПРОБЛЕМА РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. СОЛЖЕНИЦЫНА...

  • Смысл названия одного из произведений русской литературы XX века

    Документ

    Смысл названия одного из произведений русской литературы XX века. Блок подошёл... философским, историческим, экономическим, нравственным проблемам . Споры Онегина с Ленским... писатель выразил в романе «Отцы и дети ». Носителями этого конфликта стали...

  • Русская литература 20 века. Вопросы к семинарам и диспутам

    Литература

    ... РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 20 ВЕКА. ВОПРОСЫ К СЕМИНАРАМ И ДИСПУТАМ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ... рикш – отца и сына. ... ? В каких произведениях русской литературы присутствовали черты антиутопии... писателей МАССОЛИТа? Какие детали в романе свидетельствуют...

  • Одно из самых сложных заданий в школьной программе. Рассуждать на эту тему очень непросто, ведь каждый смотрит на жизнь по-своему. Непонимание и даже отсутствие желания понять друг друга ведет к возникновению конфликтов. Возможно, противостояние поколений спровоцировано изменяющимся духом эпох. В каждой семье есть свои «отцы и дети», и в каждой семье рано или поздно возникает подобная проблема.

    Как считал И. С. Тургенев

    В сочинении «Проблема отцов и детей» хотелось бы упомянуть работы классиков русской литературы. В одноименном романе И. С. Тургенева раскрывается конфликт «отцов и детей» на примере представителей разных поколений. Он проявляется не в бытовых конфликтах, а спрятан гораздо глубже - на культурном уровне восприятия.

    Базаров представитель нового, молодого поколения. Он поступает в соответствии со своими желаниями, делает то, что кажется ему удобным или выгодным. Он не приемлет музыку, литературу и искусство, считая их бесполезной тратой времени. Только то, что можно потрогать и посмотреть, имеет для него значение. Кирсановы представляются ему настоящими чудаками, жизнь которых абсолютно бесполезна для общества. Разве смогут такие как они улучшить жизнь своего народа? И все же без таких чудаков давно бы канула в Лету поэзия, музыка, искусство.

    Стена непонимания

    Кирсановым нравится поэзия Пушкина, но Базаров не понимает ее, так как не признает идеалов поэта. В этом простом примере и кроется основный конфликт поколений, извечная проблема отцов и детей, они не понимают друг друга. Так вырастает между людьми стена непонимания, о которой в сочинении на тему «Проблема отцов и детей» будет немало разговоров.

    Каждый человек является носителем культурных и нормативных принципов своей эпохи. Но не каждому дано идти в ногу со временем и впитывать в себя «модные» тенденции. Становление человека, как личности происходит вначале жизненного пути, а после он просто следует уже усвоенным правилам поведения. На становление личности влияет не только семья, но также школа, друзья и средства массовой информации. И чем больше разрыв в возрасте, тем выше стена недопонимания между «отцами и детьми».

    Возникновение проблемы

    Если отойти от истоков литературы и окунуться в реальную жизнь, то рассматриваемая проблема чаще всего возникает в школе, между учителем и учеником. Для сочинения «Проблема отцов и детей» такой пример подойдет как нельзя кстати.

    В школах все еще преподают учителя старой закалки, которые воспитывались в суровые послевоенные годы. У них уже давно сформировались свои ценности, правила поведения и взгляды на жизнь, которые они не могут оспорить. Зачастую такие учителя не могут принять либеральное отношение к жизни и начинают указывать ученику правильный, как им кажется, путь. Само же мнение школьника практически не учитываются. И хорошо если учащийся, в знак уважения к старшим, идет на уступки, но так происходит далеко не всегда. Современным детям свойственно ставить свою индивидуальность выше мнения старших, так и возникает конфликт поколений, где две стороны не могут принять чужое мнение.

    Родители всегда правы?

    По такому же принципу возникают и конфликты в семье. Теряясь в размышлениях о проблеме отцов и детей, в сочинении непременно хочется упомянуть одну фразу, которую наверняка слышал каждый. «Взрослые всегда правы». Неважно, при каких обстоятельствах, но ребенок однажды услышит это роковое предложение: «Отец (или мать) всегда прав (права)». Вот только взрослые тоже люди, а людям свойственно ошибаться. И основная ошибка «отцов» кроется в том, что они уверены в своей правоте. Пытаясь дать хороший, с их точки зрения, совет они и не замечают, как начинают навязывать свои мысли, идеалы и манеру поведения, что уже не идут в ногу со временем. От этого страдают «дети». Не замечая за собой ничего плохого, «отцы» упорно твердят, как нужно поступать, ломая тем самым индивидуальность «детей», уничтожая их как личностей.

    Возможно, для простого школьного сочинения «Проблема отцов и детей» описанное явление покажется слишком утрированным, но это будет еще одним доказательством того, что все сложные ситуации возникают из-за недопониманий.

    Слышать, а не слушать

    Современные «отцы» не понимают стремления «детей» бросать стабильную работу ради любимого дела. Не понимают желания развиваться как личность, а не хоронить себя в унылом быту. Просто их воспитывали по-другому, и они свято верят, что так, как поступали они, - это правильно.

    Они слушают друг друга, но не слышат. Каждый уверен в своей правоте и всеми силами пытается это доказать. Так возникает проблема. Последняя со временем перерастает в конфликт, который может растянуться на долгие годы.

    Разные поколения

    Рассуждение о проблеме отцов и детей - в сочинении ли, в реальной жизни - это извечная тема. И она волнует людей разных поколений. Более того, противостояние жизненных позиций возникает не только в семье, но во всех формах человеческой жизнедеятельности. Каждое поколение живет в свое время, что формирует его основные ценности и систему взглядов, которую оно готово отстаивать.

    Когда-то мнение и жизненные принципы старших считались основами человеческого существования. Вот только дети, перенимая жизненный опыт, очень часто желают освободиться от натиска взрослых, создав свою жизнь по-другому. Им кажется, что они могут построить ее намного лучше, раскрасить яркими красками и показать своим старшим товарищам другой мир. Благородно, не так ли? Вот только «отцы» так не считают, отношение с «другим» поколением им кажется проблемным. Даже не так. Новое поколение и есть сплошная, непонятная и неразрешимая проблема.

    Конфликт интересов

    Но если рассматривать сочинение о проблеме отцов и детей с научной точки зрения, то можно сделать вывод, что проблема совершенно не в том, что «советские» люди иначе смотрят на мир. И даже эпохи здесь ни при чем. Проблема взаимоотношения отцов и детей была актуальной во все времена, ее главной причиной был конфликт интересов.

    В сочинении «Проблема отцов и детей» сложно описать все нюансы этого вопроса, поэтому рассмотрим конфликт интересов только с точки зрения семейных взаимоотношений. Родители беспокоятся о своем ребенке и желают его обезопасить от проблем. Поэтому не разрешают гулять поздним вечером, заставляют учиться и постоянно указывают, что и как делать. Они поступают так из гуманных соображений, вот только ребенок не понимает этого. Он пытается познавать мир и стремиться к чему-то новому, а родители не то что этого нового не дают, так еще и пытаются от него оградить (неважно из каких соображений они так поступают). И как здесь не возникнуть конфликту?!

    Поначалу это внутренний конфликт: ребенок не хочет доставлять родителям боль, но он стремиться к новому и не желает отставать от ровесников. Со временем между отцами и детьми возникает пропасть. «Отцы» отстают от времени и думают, что их дети все еще дети. А «дети» тем временем уже готовы быть самостоятельными, вот только родительская забота тянет их вниз. В результате между отцами и детьми пропадает диалог, возникает проблема, что в любой момент может перерасти в конфликт.

    Можно ли исправить ситуацию?

    Именно таким образом возникает проблема отцов и детей, ее можно рассматривать с разных сторон, но суть останется неизменной: в какой-то момент отцы и дети просто начинают говорить на разных языках.

    Размышляя о проблеме взаимоотношений отцов и детей, в сочинении хотелось бы написать универсальный способ ее решения. Жаль, что такого волшебного снадобья не существует. Социологи и педагоги уверены, что все дело в воспитании. Оно должно быть направлено на создание самостоятельной, активной и здравомыслящей личности, которая стремится к развитию и не боится принимать решений. А также имеет нравственные ориентиры, которые помогут преодолеть невежество. Но простые «не ученые» люди уверены, что нужно просто уметь идти на уступки друг другу, слышать друг друга и понимать, создавая при этом такие узы, в которых будут нуждаться и отцы, и дети.

    Проблема взаимоотношений поколений считается одним из вечных вопросов морали. Время ускоряет свой ход, люди же не успевают за ним. Социальные институты, кодексы, нормы хранят в себе традиции прошлого. Веяния же сегодняшнего дня, не говоря уже о будущем, превращаются в бурю в затхлом склепе минувшего.

    В данной статье мы постараемся осветить не только взаимоотношения поколений, но и проработку этого вопроса в произведениях русских писателей.

    Суть и истоки проблемы

    Сегодня в нашем стремительно мчащемся мире в условиях тотальной взаимоотношений поколений становится ощутимо острой. Создается впечатление, что дети отдаляются от родителей не на один, а на несколько шагов сразу.

    Особенность борьбы нового со старым в том, что первое не всегда выходит из нее победителем. У взрослых есть больше рычагов влияния, уверенность в своей непоколебимой правоте, потребность быть авторитетом и руководителем для ребенка.

    Далее мы рассмотрим эту проблему с точки зрения ученых-психологов, а также узнаем, как ее видели писатели в девятнадцатом и двадцатом веках. Особенно интересен материал будет школьникам, которые готовятся к экзаменам. Часто одной из тем бывает следующая: «Проблемы взаимоотношений между поколениями». Сочинение по этому заданию вы с легкостью напишите после прочтения данной статьи.

    Сегодня акцент переместился с опыта старших поколений на достижения сверстников. Практически все знания от родителей ребенок получает уже в «устаревшем» виде. В наши дни срок жизни новшества иногда колеблется в пределах нескольких дней или часов.

    В юношеском возрасте парни и девушки вынуждены проходить своеобразный этап инициации. Им нужно научиться контролировать эмоции, стать рассудительными и мудрыми. Это называется «повзрослеть». Сложность в том, что с ускорением темпа жизни родители часто сами еще не до конца оформились в целостную зрелую личность. Или их образ годится только для героев романа девятнадцатого века.

    Проблема в том, что часто родители даже не могут подсказать отпрыскам, как правильно поступить в той или другой ситуации. Ведь они никогда не проводили молодость в условиях настоящего времени. То, что раньше считалось революционным, сегодня молодежь относит к эпохе каменного века.

    Давайте разберемся в вопросе разногласий между родителями и детьми. Как его видят психологи и писатели?

    Что говорят психологи

    Если задание касается проблемы взаимоотношений между поколениями, сочинение можно начать с мнения специалистов по этой теме.

    Сейчас мы с вами поговорим о некоторых исследованиях, проведенных учеными, чтобы изучить психологию взрослого поколения. Они считают, что главная проблема кроется в неспособности старших понять свою несостоятельность в вопросах воспитания.

    Оказывается, что самодовольство и уверенность в том, что прошлый жизненный опыт является эталоном, по которому следует мерить «правильность» ребенка, служит фундаментом для раздоров. Получается, что взрослые говорят на одном языке, а дети - совершенно на другом.

    Причем, с точки зрения психологов, проблема взаимоотношений поколений зачастую исходит именно со стороны родителей. Самая частая жалоба от детей: "Они меня не хотят слышать".

    Были проведены эксперименты для подтверждения этой гипотезы. Мы приведем описание и результаты одного из них.

    В школе предложили ученикам десятого класса оценить себя по пятибалльной шкале. Измерять нужно было внутренние качества, такие как доброта, коммуникабельность, инициативность и прочие. Второе задание заключалось в том, чтобы определить, как эти же их качества оценят родители. Старшее поколение попросили оценить своих детей, а потом спрогнозировать их самооценки.

    В итоге получилось, что дети точно представляют себе, что о них думают родители, а отцы и матери, в свою очередь, совершенно ничего не знают о своих отпрысках.
    Остальные исследования доказали, кроме этого момента, еще ряд сложностей в отношениях детей и взрослых. Так, было выявлено, что ребенок более откровенен с матерью, чем с отцом. Второй неприятный момент заключается в том, что многие вещи, которые интересуют подростка, не принято обсуждать в нашем обществе.

    Темы чувств, открытости, половой жизни ставят непреодолимый барьер между поколениями в семье. Подобный поворот событий приводит к формальному общению и рутинизации отношений.

    Тургенев, «Отцы и дети»

    По мнению многих критиков, наиболее полно освещена проблема взаимоотношений поколений в романе «Отцы и дети». В принципе, здесь ей уделено наибольшее внимание, но вы вскоре убедитесь, что есть и другие произведения, в которых затронут этот вопрос.

    Иван Сергеевич в своем романе показывает не просто противостояние отца и сына в отдельно взятой семье. Здесь изображается проблема взаимоотношений поколений, поскольку Кирсанов и Базаров не являются родственниками.

    Первый молод, нигилист, демократ и революционер. Павел Петрович же показан монархистом и аристократом до мозга костей. Столкновение их мировоззрений и положено в основу сюжета.

    Мы видим, что Евгений Базаров склонен все отрицать, ставя науку превыше всех остальных ценностей. Изображение пейзажа Швейцарии, например, ему интересно только с геологической точки зрения. Он прагматичен, пытается доказать преимущество новых взглядов. Однако в конце Евгений погибает с мыслью о том, что Россия его не приняла.

    Антагонистом Базарова является Кирсанов. Он любит рассуждать о «русской идее», простоте мужицкой жизни. Но на деле все его слова оказываются иллюзией. Он склонен только болтать об этом, поступками же показывает обратное.

    Как и многие другие писатели девятнадцатого века, Иван Сергеевич Тургенев оказывается на стороне молодого поколения. Он показывает через призму романа агонию старого мировоззрения и рождение в муках новой философии общества.

    Толстой, «Война и мир»

    Далее нами будет рассмотрена проблема взаимоотношений поколений в романе «Война и мир». Здесь Толстой, будучи тонким знатоком человеческих душ и мотивов поведения, показывает три разных семьи. У них различное социальное положение, ценности и традиции. На примере Болконских, Курагиных и Ростовых мы видим практически всю палитру российских горожан девятнадцатого века.

    Однако в романе показаны не только отношения между разными поколениями, но и трения различных слоев общества. Болконский, например, детей воспитывает в рамках служения Отечеству. Честь и пользу для других людей он ставит превыше всего. Такими вырастают Андрей и Мария. Однако старый князь часто перегибал палку в воспитании, о чем он сокрушается на смертном одре.

    Курагины же показаны полной противоположностью Болконским. Это карьеристы, которые превыше всего ставят общественное положение. На их примере иллюстрируется холодное отношение родителей к детям. Отсутствие чувственности и доверительности становится естественным и для Элен с Анатолем.

    Фактически Толстой показывает с помощью пустых людей, которых интересуют исключительно материальные ценности и внешний блеск.

    Полной противоположностью являются Ростовы. Здесь изображается Родители полностью поддерживают Николая и Наташу. Дети всегда могут обратиться к ним за помощью, когда она им нужна. Этот род полностью отличается от аристократичных Болконских и от карьеристов Курагиных.

    Таким образом, в первых двух упомянутых нами произведениях наиболее полно раскрыта проблема взаимоотношений поколений. Сочинение (ЕГЭ) лучше всего будет написать, отталкиваясь именно от этих романов.

    Паустовский, «Телеграмма»

    Когда обсуждается проблема взаимоотношений между поколениями, аргументы «из жизни» будут самыми лучшими. Рассказ затронет наиболее болезненные струны человеческой души. В нем освещается ситуация, когда дети забывают своих родителей.

    Это вторая крайность, в которую может впасть семья. Зачастую причиной является не столько сколько пагубные моменты общественного влияния.

    Иногда неподготовленные к агрессии реального мира подростки попадают в водоворот чужих целей. Они живут идеалами других людей и теряют себя. Если у родителей не получилось с детства приучить ребенка к тому, что дома его примут в любом состоянии, то молодой человек отдалится.

    Таким образом, перед нами появляется многогранная проблема взаимоотношений поколений. Аргументы в пользу правильного воспитания и прочих можно приводить, но лучше показать ужасные последствия углубляющейся пропасти.

    Именно такие примеры мы и видим в произведениях многих писателей. В «Телеграмме», в частности, дочка опоздала. Когда девушка опомнилась и приехала навестить мать в деревню, она застала только могильный холмик и простенькое надгробие.

    Паустовский показывает, что гордость, затаенная злоба и другие барьеры, препятствующие теплым отношениям между родными, всегда ведут к трагедии «обиженного». Поэтому лучшим способом решения проблемы взаимоотношений между поколениями будет прощение и искреннее желание понять собеседника.

    Гоголь, «Тарас Бульба»

    Достаточно остро проблема взаимоотношений поколений в русской литературе встает и в произведении Гоголя. Он обращается к неожиданной и ужасной стороне реализации этого момента.

    В повести иллюстрируется убийство отцом своего ребенка в угоду собственному чувству чести и гордости. Тарас Бульба не смог простить и пережить измену идеалам со стороны Андрея. Он мстит ему за то, что юноша вырос не тем, кем его воспитывали.

    С другой стороны, он карает поляков за смерть младшего сына - Остапа.

    Таким образом, в этом произведении мы видим горькую правду реальности. Отцы редко стремятся к тому, чтобы понять своих детей. Они всего лишь хотят реализовать в них свое понятие «идеальной жизни».

    Именно поэтому и является вечной проблема взаимоотношений поколений. Аргументы русских писателей в пользу невозможности ее решения вы найдете в нашей статье. Далее мы рассмотрим разные сферы этого вопроса.

    Но после прочтения большинства произведений и исследований остается впечатление, что вместе с возрастом у людей просыпаются на генном уровне идеалы домостроя.

    «Старший сын» - пьеса и фильм

    Нами сейчас обсуждается проблема взаимоотношений поколений (ЕГЭ нередко включает ее в перечень заданий). Давайте рассмотрим комедию Вампилова «Старший сын». Она написана в конце шестидесятых годов двадцатого века.

    Значимость произведения в том, что здесь переплетаются несколько поколений. Мы видим отношения между тремя: отцами, взрослыми и младшими детьми.

    Суть комедии заключается в невинной шутке, которая переросла в значимый этап жизни целой семьи. Два друга (Бусыгин и Сильва) задерживаются допоздна в чужом городе, опаздывают на транспорт. Они - в поисках ночлега.

    В городе они встречаются с семьей Сарафанова. Сильва рассказывает их новому знакомому о том, что Бусыгин его сын. Мужчина принимает сообщение за чистую монету, потому что у него «был грешок молодости».

    Суть произведения заключается в том, что Бусыгину приходится стать связующим звеном между отцом и детьми, которые не ставят ни во что своего родителя.

    Мы видим уже достаточно созревшего «младшенького» Васеньку, который из ревности сжигает жилье Натальи. Нина, названная сестра Бусыгина, хочет бежать с женихом на Дальний Восток, но новоявленный брат ее удерживает.

    Повинуясь порыву чувств, обманщик во всем признается. В произведении все заканчивается хорошо. Но главный акцент все-таки поставлен. Ситуация создана в комической форме для удобного восприятия и комфортного введения в комедию «друга семьи».

    Именно через призму стороннего взгляда на семью вскрывается проблема взаимоотношений поколений. Сочинение Вампилова в корне отличается от подобных произведений девятнадцатого и восемнадцатого веков. Именно здесь мы видим ту картину, которая существует и в наше время.

    Традиции домостроя уже фактически изжили себя, но мягкость и бездумная любовь многих родителей играет с ними злую шутку, когда дети подрастают.

    Грибоедов и Фонвизин

    Проблема взаимоотношений поколений в «Горе от ума» раскрывается на примере Фамусова и Чацкого. Давайте детальнее познакомимся с этими символичными образами.

    Старое поколение характеризуется поклонением чинам, богатству и положению в обществе. Оно боится, не понимает и ненавидит новые веяния. Фамусов застрял в мещанском мировоззрении прошлого века. Единственное его стремление - найти для дочери зятя с чинами да звездами на груди.

    Чацкий же являет собой полную противоположность Павлу Афанасьевичу. Он не только на словах обличает домостроевские устои прошлого, но и всем поведением показывает испорченность старого и мощь нового мировоззрения.

    Молчалин же является сверстником Чацкого, но контрастирует с ним в мыслях, целях и поведении. Он прагматичен, двуличен и лицемерен. Превыше всего для него - теплое и денежное местечко. Именно поэтому молодой человек во всем угождает Фамусову, тих и скромен с Софьей.

    В личной жизни у Чацкого происходит драма. Любимая девушка называет его сумасшедшим и отталкивает, предпочитая «служилого с чином». Но, несмотря на это, итог комедии читателям показан открыто. Именно «карбонарии» и бунтари придут на смену традиционному чинопоклонству и замшелости старых дворян.

    В «Недоросле» также освещается проблема взаимоотношений поколений. Сочинение является потрясающей расшифровкой присказки: «Яблоко от яблони недалеко падает». Здесь мы видим отдельный аспект отношений между родителями и детьми. Воспитание, которое призвано не помочь ребенку найти себя в жизни и реализоваться, а отразить устаревшую картину мира матери.

    Так, в комедии «Недоросль» мы видим результат, который получила госпожа Простакова. Она всеми силами защищала ребенка от «ненавистного» мира и испорченного общества. Учителей ему наняли только потому, что так «завещал Петр Первый». Да и педагоги у Митрофанушки не отличались ученостью.

    Комедия написана в ключе классицизма, поэтому все имена в ней говорящие. Учителя Цифиркин, Кутейкин, Вральман. Сынок Митрофан, что в переводе с греческого означает «похожий на мать», да и сама Простакова.

    Мы видим неутешительные результаты слепого следования мертвым догмам без малейшей попытки их осмысления.

    Противостоят старым традициям Стародум, Правдин и некоторые другие персонажи. Они отражают стремление нового общества видеть в человеке душу, а не пустую золоченую оболочку.

    Как результат конфликта, мы получаем совершенно беспощадного, жадного и глупого «недоросля». "Не хочу учиться, а хочу жениться", - вот наиболее точное отражение его сути.

    Освещение проблемы в произведениях Пушкина

    Один из вечных нравственных вопросов - это проблема взаимоотношений поколений. Аргументы из жизни современного общества редко полностью соответствуют литературным образам. Наиболее близкая ситуация упоминается в «Старшем сыне», о котором мы говорили ранее.

    Сочинения же классиков девятнадцатого века часто полезны молодежи только в глобальном плане. Общие этические и моральные темы, которые затронуты в них, будут актуальными еще не одно столетие.

    Проблемы взаимоотношений между поколениями в произведениях Пушкина освещаются много раз. Примеры можно привести следующие: «Капитанская дочка», «Станционный смотритель», «Борис Годунов», «Скупой рыцарь» и некоторые другие.

    Александр Сергеевич, скорее всего, не ставил перед собой цель отразить именно этот конфликт, как Толстой и Тургенев. Столкновение поколений является частью повседневности еще со времен первобытных людей. Просто со временем разрыв между родителями и детьми становится все больше. На это влияет прогресс, смена социальных ценностей, глобализация и многие другие факторы.

    В частности, в «Станционном смотрителе» ситуация похожа на ту, которую впоследствии осветил Паустовский (об этом мы говорили выше). Здесь дочка Самсона Вырина сбегает из отчего дома с гусаром. Она попадает в городское общество, становится богатой и респектабельной барыней.

    Когда отец ее находит, он не узнает и не хочет принимать новый образ дочери. Самсон возвращается на станцию, где спивается и погибает. Здесь конфликт формируется ввиду разного смысла, который герои вкладывают в понятие «счастье».

    В «Капитанской дочке» мы видим совершенно другую картину. Здесь Петр Гринев намертво запомнил традиционные поучения отца. Следование этим правилам помогло ему сохранить лицо и честь в сложных ситуациях.

    Старый барон в «Скупом рыцаре» теряет собственного сына, поскольку привержен старым мещанским устоям. Он не желает менять закостенелое мировоззрение, феодальные взгляды. В этом сочинении мы видим слишком большую пропасть между отцом и сыном. В результате происходит окончательный разрыв связей.

    Островский, «Гроза»

    Как вы уже убедились, если в сочинении должна быть затронута проблема взаимоотношений поколений, аргументы (литературные, жизненные и прочие) легко помогут это сделать.

    В завершение нашей статьи приведем еще один пример, который как нельзя лучше соответствует поставленной задаче. Сейчас мы поговорим о драме Островского «Гроза».

    В этом потрясающем произведении очень ярко показано столкновение старого домостроевского и Из всех действующих лиц решается противостоять закостенелому самодурству старших только главная героиня - Катерина.

    Есть такое высказывание, что Россия - страна фасадов. Именно в этой пьесе данная фраза и расшифровывается в пугающей наготе. За видимым благополучием и благочестием обычного приволжского городка мы открываем для себя истинное зло, затаившееся в душах людей.

    Проблема заключается не только в жестокости, глупости и ханжестве старшего поколения. Кабаниха, Дикий тиранят молодежь только тогда, когда их не видит общество. Такими действиями они всего лишь пытаются «наставить на путь истинный» своих непутевых чад. Однако сложность в том, что все знания и традиции, присущие домострою, уже давно превратились из норм поведения в ненужный груз.

    Обратной стороной данного вопроса становится безвольность, слабость и скотская покорность младших, а также безразличие остальных горожан к происходящему у них на глазах.

    Проблемы взаимоотношений между поколениями в драме показаны параллельно с надвигающейся бурей. Как природа стремится освободиться от накопленного, посылая живительный дождь на окаменелую почву, так и самоубийство Катерины заставляет вздрогнуть безразличные души людей.

    Таким образом, мы с вами рассмотрели взаимоотношения поколений на примерах из жизни, истоки и проявления данной проблемы. Кроме того, познакомились с произведениями многих русских писателей, которые точно, остро и пугающе правдиво осветили этот вопрос.

    Успехов вам, дорогие читатели! Старайтесь найти в себе силы быть лучше, чтобы не стать кабанихами, простаковыми и прочими домостроевцами.

    Проблема отцов и детей в произведениях русской литературы

    1. «Отцы и дети» Тургенева

    2. Русские писатели о проблеме отцов и детей

    Проблема "отцов и детей" - это извечная проблема, возникающая перед людьми разных поколений. Жизненные принципы старших когда-то считались основой человеческого бытия, но они уходят в прошлое, и им на смену приходят новые жизненные идеалы, принадлежащие молодому поколению. Поколение "отцов" пытается сохранить все то, во что оно верило, чем жило всю свою жизнь, иногда не принимая новые убеждения молодых, стремится оставить все на своих местах, стремится к покою. "Дети" более прогрессивны, всегда в движении, хотят все перестроить, изменить, они не понимают пассивности старших.

    Проблема "отцов и детей" возникает почти во всех формах организации человеческой жизни: в семье, в рабочем коллективе, в обществе в целом. Задача установления равновесия во взглядах при столкновении "отцов" и "детей" сложна, а в некоторых случаях ее нельзя решить вовсе. Кто-то вступает в открытый конфликт с представителями старшего поколения, обвиняя его в бездеятельности, в пустословии; кто-то, понимая необходимость мирного решения этой проблемы, уходит в сторону, предоставляя и себе, и другим право свободной реализации своих планов и идей, не сталкиваясь с представителями другого поколения.

    Столкновение "отцов" и "детей", которое происходило, происходит и будет происходить, не могло не отразиться в творчестве русских писателей. Каждый из них по-разному разрешает эту проблему в своих произведениях.

    Цель реферата - раскрыть проблему отцов и детей на примере некоторых произведений русской литературы.

    1. «Отцы и дети» Тургенева

    Проблема отсутствия взаимопонимания между представителями различных поколений является древней, как мир. “Отцы” осуждают, критикуют и не понимают собственных “детей”. А те, в свою очередь, пытаются любой ценой отстоять собственные позиции, начисто отвергая все положительное, что было накоплено предыдущим поколением. Данная проблема в той или иной степени затрагивалась разными писателями. Роман Тургенева “Отцы и дети” является одним из наиболее ярких “отголосков” актуальной и в наши дни проблемы “отцов и детей”. В основу своей книги писатель положил сложный конфликт, возникающий между "отцами" и "детьми", между новыми и отживающими взглядами на жизнь. Тургенев лично столкнулся с этой проблемой в журнале "Современник". Писателю были чужды новые мировоззрения Добролюбова и Чернышевского. Тургеневу пришлось уйти из редакции журнала.

    Уже в самом названии писатель определил главную задачу своего произведения. Евгений Базаров пытается отстоять свою жизненную позицию. Он хочет показать, что неумолимое время приводит к значительным общественным изменениям. Поэтому идеалы, мысли и стремления, которыми жило предыдущее поколение, уже безнадежно устарели.

    Интересен сам образ Евгения Базарова. Молодой человек отрицает все то, что не представляется лично ему нужным и интересным. В эту категорию входят стихи, музыка, искусство. Базарова можно сколь угодно осуждать, но нельзя не признать, что его мнение также имеет право на существование. Базаров признает только то, что можно непосредственно ощутить, грубо говоря, потрогать. Таким образом, Базарова можно с полным правом назвать материалистом.

    Образ Базарова - это типичный образ демократа-разночинца. И Евгений обладает всеми качествами, свойственными этой группе. Безусловно, он очень трудолюбив. Причем его материалистический взгляд на окружающую действительность в совокупности с трудолюбием представляется в высшей степени положительным качеством. Базаров -- это реалистичный и практичный человек. Подобного рода качества относятся к положительным. Так что нельзя отрицать, что поколение “детей” может принести пользу обществу.

    Часто проблема “отцов и детей” обусловлена тем, что представители поколений критикуют и осуждают действия и убеждения друг друга Цель критики - доказать несостоятельность и бесполезность для общества, которые якобы свойственны другому поколению. Таким образом, “отцы” осуждают “детей”, а “дети” - в свою очередь, “отцов”, и главным обвинением является обвинение в несостоятельности.

    Однако данные обвинения являются во многом несправедливыми, поскольку представители обеих сторон обладают качествами, которые способны вызвать если не любовь и уважение, то хотя бы сочувствие окружающих (а также у читателя).

    В романе "Отцы и дети" главными противниками и антагонистами являются Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Конфликт между ними рассматривается с точки зрения проблемы "отцов и детей", с позиции их социальных, политических и общественных разногласий. Нужно сказать, что Базаров и Кирсанов отличаются по своему социальному происхождению, что, конечно, отразилось на формировании взглядов этих людей.

    Прародителями Базарова были крепостные крестьяне. Все, чего он добился, являлось результатом тяжелого умственного труда. Евгений увлекся медициной и естественными науками, проводил опыты, собирал различных жуков и насекомых. У Евгения Базарова удивительная сила воли, цельный характер, глубокий ум, редкое трудолюбие. Но вместе с тем в этом образе немало недостатков. Причем Тургенев специально сгущает краски, показывая отрицательные стороны Базарова, а в его лице - недостатки поколения демократов-разночинцев шестидесятых годов.

    К недостаткам поколения “детей” можно отнести демонстративное безразличие к искусству, к эстетике, к музыке и стихам. Также не украшает молодое поколение безразличие к романтике человеческих чувств и отношений, к которым относится и любовь. В поведении подражателей Базарова много грубости и пошлости.

    Сам же Базаров отрицает не только любовь, но и какие бы то ни было возвышенные переживания и эмоции человека, в том числе и сыновнюю привязанность к родителям. Подобная черствость не может не вызвать у автора и читателя протеста, неприятия и непонимания. И наше отношение к поколению “детей” было бы резко отрицательным, если бы мы не понимали, что за их показными равнодушием и циничностью скрывается легко уязвимая и на редкость чувствительная натура.

    Отрицанию Базарова подвергается в романе и красота природы, ценность искусства, его прелесть. Он отзывается о природе: "Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник ". Однако герой признает ничтожность человека по сравнению с природой. Цитируя Паскаля Аркадию, он говорит, что человек занимает слишком маленькое место в мире. Время действия в романе приурочено к активному увлечению автора философией Паскаля, сочинения которого так хорошо знал Тургенев. Героем овладевает "скука" и "злость", так как он осознает, что законы природы даже сильная личность преодолеть не в силах. Паскаль, французский математик, философ и публицист, утверждая это, подчеркивал и силу человека, который не желает мириться с законами природы путем своего протеста. Пессимизм Базарова не заставляет его опустить руки, он хочет бороться до конца, "возиться с людьми". В данном случае автор полностью на стороне героя, выражает ему сочувствие.

    Тургенев проводит Базарова по кругам жизненных испытаний. Герой переживает сильную любовную страсть, силу которой он ранее отвергал. Справиться с этим чувством он не может, хотя всеми силами старается заглушить ее в душе. В связи с этим у героя возникает тоска одиночества и даже своеобразная "мировая скорбь". Автор обнаруживает зависимость Базарова от обычных законов человеческой жизни, его причастность к естественным человеческим интересам и ценностям, заботам и страданиям. Первоначальная самоуверенность Базарова постепенно исчезает, жизнь становится все более сложной и противоречивой. Постепенно выясняется мера объективной правоты и неправоты героя. "Полное и беспощадное отрицание" оказывается отчасти оправданным как единственная, по мысли писателя, серьезная попытка действительно изменить мир, покончив с противоречиями, которые не могут разрешить ни усилия общественных партий, ни влияние вековых идеалов гуманизма. Однако для Тургенева бесспорно то, что логика "нигилизма" неизбежно ведет к свободе без обязательств, к действию без любви, к поискам без веры.

    Базаров критикует многое из того, что его окружает. Однако внимательный читатель не может не заметить, что Базарова интересует окружающий мир, природа, он даже способен любоваться красотой тех явлений, которые для многих остаются незаметными. В числе этих “многих” - представители поколения “отцов”, излишне чувствительные, погруженные в себя и на редкость эгоистичные, с точки зрения как самих “нигилистов”, так и современного читателя.

    В романе образ молодого нигилиста Базарова противопоставляется образу человека совершенно другого поколения - Павла Петровича Кирсанова. Павел Петрович рос в атмосфере достатка и благополучия. В восемнадцать лет его определили в пажеский корпус, а в двадцать восемь лет он получил звание капитана. Переехав в деревню к брату, Кирсанов и здесь соблюдал светские приличия. Большое значение Павел Петрович придавал внешнему виду. Он всегда был хорошо выбрит и носил сильно накрахмаленные воротнички, что Базаров иронически высмеивает: "Ногти-то, ногти, хоть на выставку посылай. " Евгений же совершенно не заботится ни о внешности, ни о том, что подумают о нем люди. Базаров был большим материалистом. Для него имело значение только то, что можно потрогать руками, положить, на язык. Нигилист отрицал все духовные наслаждения, не понимая того, что люди получают удовольствие, когда любуются красотами природы, слушают музыку, читают Пушкина, восхищаются картинами Рафаэля. Базаров лишь говорил: "Рафаэль гроша медного не стоит. "

    Павел Кирсанов - настоящий идеалист, он является типичным представителем либерального дворянства. Когда-то он был влюблен в таинственную женщину, княгиню Р. Эта любовь была его трагедией, она изменила всю жизнь, отняла все силы и ровно ничего не дала взамен. Когда Базаров узнает историю Павла Петровича, то дает ей свою жесткую характеристику, “человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек - не мужчина, не самец. ”.Базаров отвергает романтизм и сентиментальность, сводит все к материалистическому пониманию жизни. Именно поэтому он и высказывает такое мнение о чужой судьбе. Павел Петрович буквально с самой первой встречи проникся антипатией к Базарову. Очевидно, интуитивно Павел Петрович чувствовал, что Базаров является достойным его противником. Спор Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым неизбежен, противоречия между ними обнаруживаются сразу и ярко.

    Базаров спорит с Павлом Петровичем о науке, чувствах, о жизни народа, о проблемах развития общества в целом и страны в частности и о многом другом. Базаров олицетворяет собой поколение демократов, а Павел Петрович - поколение либерального дворянства. Огромную роль для раскрытия основных противоречий эпохи играют споры Базарова с П.П. Кирсановым. В них мы видим множество направлений и вопросов, по которым не сходятся представители молодого и старшего поколения.

    Базаров отрицает принципы и авторитеты, Павел Петрович утверждает, что ". без принципов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди". Евгений разоблачает государственное устройство и обвиняет "аристократишек" в пустословии. Павел Петрович же признает старое общественное устройство, не видя изъянов в нем, боясь его разрушения.

    Одно из главных противоречий возникает между антагонистами в их отношении к народу. Хотя Базаров с презрением относится к народу за его темноту и невежество, все представители народной массы в доме Кирсанова считают его "своим " человеком, потому что он прост в общении с людьми, в нем нет барской изнеженности. А в это время Павел Петрович утверждает, что Евгений Базаров не знает русского народа: "Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он - патриархальный, он не может жить без веры. " Но после этих красивых слов при разговоре с мужиками отворачивается и нюхает одеколон.

    У каждого поколения есть свои идеалы, которые они и отстаивают. Базаров во всем ищет целесообразность. Он говорит, что “порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта”. Естественно, что такое мнение идет вразрез со склонностью к романтике и сентиментальности Павла Петровича.Базаров не приемлет лжи и притворства, он искренен, и в этом состоит еще одно его отличие от поколения либералов, для которых притворство, позерство было чем-то само собой разумеющимся. Не желая понимать, что смена одного порядка другим закономерна и неизбежна, Павел Петрович с готовностью защищает старый порядок, против чего и возражает Базаров. Споры между Базаровым и Павлом Кирсановым ясно показывают, что согласие и понимание между этими представителями разных поколений просто невозможны.

    Разногласия, возникшие между героями, серьезные. Базарову, чья жизнь построена на всеотрицании, не понять Павла Петровича. Последнему не понять Евгения. Кульминацией их личной неприязни и разногласий во взглядах явилась дуэль. Но главной причиной дуэли являются не противоречия между Кирсановым и Базаровым, а недоброжелательные отношения, которые зародились между ними еще в самом начале их знакомства друг с другом. Поэтому проблема "отцов и детей" заключается в личной предвзятости друг к другу, ведь решить ее можно мирным путем, не прибегая к крайним мерам, если старшее поколение будет более терпимо к молодому поколению, где-то, может быть, соглашаясь с ним, а поколение "детей" будет больше проявлять уважения к старшим.

    Безусловно, старшее поколение обладает множеством несомненных достоинств. Но время неумолимо идет вперед, и последнее слово остается за “детьми”. В романе ясно прослеживается мысль о том, что в споре между Павлом Петровичем Кирсановым и Базаровым победителем оказывается последний.

    2. Русские писатели о проблеме отцов и детей

    К проблеме отцов и детей разные авторы подходят по-разному. Кроме романа И. С. Тургенева "Отцы и дети", само название которого показывает, что эта тема самая важная в романе, данная проблема существует практически во всех произведениях: в одних она представлена более ярко, в других появляется лишь намеками для более полного раскрытия образа героя. Трудно сказать, кто первый поднял проблему отцов и детей. Она настолько жизненна, что, кажется, существовала всегда на страницах литературных произведений.

    Проблема отцов и детей включает в себя целый ряд важных нравственных проблем. Это и проблема образования, проблема выбора нравственных правил, проблема благодарности, проблема непонимания. Они подняты в различных произведениях, и каждый автор пытается по-своему взглянуть на них.

    А.С. Грибоедов, описав в комедии "Горе от ума" борьбу "века нынешнего" и "века минувшего", не обошел вниманием сложную проблему отцов и детей. Сам замысел произведения - борьба старого с новым - это та же проблема, взятая более широко. Кроме того, здесь прослежены и взаимоотношения Фамусова со своей дочерью Софьей. Фамусов, конечно, любит дочь и желает ей счастья. Но вот счастье он понимает по-своему: счастье для него - деньги. Он приучает дочь к мысли о выгоде и этим совершает настоящее преступление, потому что Софья может стать похожей на Молчалина, перенявшего от отца лишь один принцип: искать выгоду везде, где только можно. Отцы постарались научить детей жизни, в своих наставлениях передали им то, что для них самих являлось наиболее важным и значительным. В результате, для Чичикова "копейка" стала смыслом жизни, и для того, чтобы ее "беречь и копить", он готов на любую подлость, предательство, лесть и унижение. А Петр Гринев, следуя наставлению отца, оставался честным и благородным человеком во всех ситуациях, в какие ему приходилось попадать честь и совесть на всю жизнь остались для него превыше всего. Как тут не вспомнить пословицу: "Каков батька, таковы и детки".

    Но, хотя эта пословица часто бывает права, иногда все оказывается наоборот. Тогда появляется проблема непонимания. Родители не понимают детей, а дети - родителей. Родители навязывают детям свою мораль, принципы жизни (не всегда достойные подражания), а дети не хотят принять их, но не всегда могут и хотят сопротивляться. Такова Кабаниха из "Грозы" Островского. Она навязывает детям (да и не только им) свое мнение, приказывает поступать лишь так, как хочет она. Кабаниха считает себя хранительницей старинных обычаев, без которых весь мир рухнет. Вот уже настоящее воплощение "века минувшего"! А ее дети, хотя им вовсе не по душе такое отношение к ним матери, не хотят исправить положение. И здесь, как это ни печально, "век минувший", со всеми его предрассудками, торжествует победу над новым.

    Одной из самых важных граней проблемы "отцов и детей" является благодарность. Благодарны ли дети своим родителям, любящим их, вырастившим их и воспитавшим? Тема благодарности поднята в повести А. С. Пушкина "Станционный смотритель". Трагедия отца, нежно любившего единственную дочь, предстает перед нами в этой повести. Конечно, Дуня не забыла своего отца, она любит его и чувствует свою вину перед ним, но все же то, что она уехала, оставив отца одного, оказалось для него большим ударом, настолько сильным, что он не смог его выдержать. Старый смотритель простил свою дочь, он не видит ее вины в происшедшем, он любит свою дочь настолько, что желает ей лучше умереть, чем пережить позор, который, возможно, ожидает и ее. И Дуня чувствует и благодарность, и вину перед отцом, она приезжает к нему, но уже не застает в живых. Лишь на могиле отца все ее чувства вырываются наружу. "Она легла здесь и лежала долго".

    Еще одна проблема поднята во многих произведениях, проблема воспитания и образования.

    Чтоб не измучилось дитя,

    Учил его всему шутя,

    Не докучал моралью строгой,

    Слегка за шалости бранил

    И в Летний сад гулять водил, -

    писал А. С. Пушкин о воспитании главного героя своего романа "Евгений Онегин", а дальше замечал:

    Мы все учились понемногу

    Чему-нибудь и как-нибудь,

    Так воспитаньем, слава богу,

    У нас немудрено блеснуть.

    "Чему-нибудь" и "как-нибудь" учились все дети в разных произведениях. Но чему и как? В основном это зависело от отношения к образованию их родителей. Некоторые из них, признавая необходимость образования только с точки зрения моды и престижа, относились к нему в общем-то отрицательно, как, например, Фамусов из "Горя от ума" и госпожа Простакова из "Недоросля". Но Софья, в отличие от Митрофанушки, все-таки получила какое-то образование, а вот Митрофанушка не получил никаких знаний, да он и не хотел их получить. Отношение же самих Фамусова и Простаковой к образованию выражено их же собственными словами. Фамусов говорит: "Уж коли зло пресечь - забрать все книги бы да сжечь", - и еще: "Ученье - вот чума". А Простакова: "Лишь тебе мученье, а все, я вижу, пустота".

    Но не все герои произведений русских классиков считают образование "пустотой". Яркий пример тому - князь Волконский из "Войны и Мира" Л. Н. Толстого. Болконский верил в необходимость образования. Будучи образованным и начитанным человеком, он сам учил свою дочь, княжну Марию. Взгляды Болконского полностью противоположны мнениям Фамусова и Простаковой. Образование не может быть данью моде, и в этом Болконский абсолютно прав.

    Проблема "отцов и детей" актуальна во все времена, потому что это глубоко нравственная проблема. Все то, что для человека является святым, передается ему родителями. Прогресс общества, его развитие порождает разногласия между старшим и молодым поколением, разногласия, так хорошо известные нам по "Горю от ума" или по "Отцам и детям".Проблема отцов и детей - одна из важнейших проблем в русской классике. Очень часто в литературных произведениях новое, молодое поколение оказывается более нравственным, чем старшее. Оно отметает старую мораль, заменяя ее новой. Но нам все-таки не надо становиться Иванами, не помнящими родства, ужасно, когда молодое поколение менее нравственно, чем предыдущее. Поэтому проблема "отцов и детей" живёт и сейчас, приобретая несколько другое направление.

    Завершая работу над рефератом можно прийти к выводу, что проблема отцов и детей не раз поднималась в русской классической литературе. Тема эта стара как мир. Является она лишь частью той бесконечной естественной борьбы старого с новым" из которой новое не всегда выходит победителем, и трудно сказать, хорошо это или плохо. Кроме того, в семье, от своих родителей человек получает первые знания о жизни, об отношениях между людьми, поэтому от взаимоотношений в семье, между родителями и детьми, зависит то, как в будущем человек будет относиться к другим людям, какие нравственные принципы изберет для себя, что для него будет самым главным и святым.

    Тургенев изучил извечную проблему "отцов и детей" с позиций своего времени, своей жизни. Он сам относился к плеяде "отцов" и, хотя симпатии автора на стороне Базарова, выступал за человеколюбие и развитие духовного начала в людях. Включив в повествование описание природы, испытывая Базарова любовью, автор незаметно включается в спор со своим героем, во многом с ним не соглашаясь.

    Проблема "отцов и детей" актуальна в наши дни. Она остро встает перед людьми, которые принадлежат к разным поколениям. "Дети", открыто выступающие против поколения "отцов", должны помнить, что лишь терпимость друг к другу, взаимное уважение помогут избежать серьезных столкновений.

    1. Голубков В.В. Художественное мастерство Тургенева. - М. 1960г

    2. Куприна И.Л. Литература в школе. - М. Просвещение, 1999г.

    3. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. вторая половина. - М. Просвещение, 1990г.

    4. Троицкий В.Ю. Книга поколений о романе Тургенева «Отцы и дети». - М. 1979г.

    5. Щеблыкин И.П. История русской литературы XI-XIX в. - М. Высшая школа, 1985г.

    Больше информации