Боевые награды III-го Рейха. Железный крест

Боевые награды III-го Рейха. Железный крест

Самая почетная боевая награда Германии – Железный крест


Самой почетной боевой наградой Германии в годы 2-й мировой войны был Железный крест и его более высокие степени, которые вручались за храбрость и воинские подвиги в бою, а так же за успешное планирование боевых операций и умелое управление войсками. Это была не только самая боевая, но и самая демократичная награда Германии с самого момента ее создания в 1813 году – Железным крестом награждались не только генералы и офицеры, но и рядовые солдаты, отличившиеся в бою личной храбростью и героизмом.

История Железного креста


Орден Железный крест был учрежден 10 марта 1813 года прусским королем Фридрихом Вильгельмом III во время войны с Наполеоном. Толчком к созданию новой германской награды послужило резкое оживление антифранцузского движения после катастрофы, постигшей Великую армию Наполеона в России. Поражение французов в Московском походе вдохнуло силу и решительность во все европейские страны и, прежде всего, в Пруссию и Австрию. Всеобщий патриотический подъем и привел Фридриха Вильгельма к решению учредить новую награду.
В основу нового ордена был положен черный равносторонний тевтонский крест с серебряной окантовкой. Лишенный орлов, корон и мечей, без которых в ту пору не обходилась ни одна немецкая награда высокого ранга, он выделялся и был узнаваем издалека благодаря четким и простым линиям, а также контрасту черного и белого цветов. С тех пор форма и цветовое решение Железного креста практически не менялись.
На крестах первого учреждения на лицевой стороне были отчеканены барельефы трех дубовых листьев - в центре, короны и букв «FW» - на верхнем луче и даты «1813» - на нижнем. Изначально имелись 3 класса награды: 2-й, 1-й и «Большой крест Железного креста». Железный крест 1-го класса прикалывался на грудь; 2-й класс и Большой крест носились на одинаковой черно-белой ленте, причем 2-й класс носился как медаль на груди или только в виде ленты в петлице мундира. Большой крест был точно такого же вида, что и первые два класса, но большего размера; он носился на шее. Кроме этого, 2-й (низший) класс делился на две версии: «боевую» и «не боевую». При этом сами кресты ничем не отличались, а версии определялись цветами ленты - у «не боевого» креста они были обратными по отношению к черно-белым полосам ленты во¬енной версии. «Не боевую» версию Железного креста получали те, кто отличился на войне не в сражениях, не находясь непосредственно под пулями и ядрами противника. Это были военные хирурги, инженеры, снабженцы, картографы, т.е. та группа людей, которая относилась к категории военных чиновников.




В это же время было учреждено дополнение к Большому кресту Железного креста как высшее отличие - Большая звезда Железного креста. Это была исключительно полководческая награда за выдающиеся победы в крупных сражениях. Единственным обладателем Большой звезды и Большого креста стал генерал-фельдмаршал князь Блюхер. Именно он переломил ход битвы при Ватерлоо, подоспев со своей армией, преследуемой французскими корпусами маршала Груши, к месту сражения армии Наполеона с англо-бельгийскими войсками герцога Веллингтона. Блюхер, оторвавшись от Груши, атаковал измотанные французские дивизии, после чего была поставлена победная точка не только в этом сражении, но и во всей борьбе Европы с Наполеоном Бонапартом.
По окончании наполеоновских войн награждения Железным крестом прекратились. Новые учреждения Железного креста производилось для каждой новой большой войны, в которую вступала Германия - в 1870, 1914 и 1939 годах. О том, к какой войне относилась данная награда, свидетельствовали даты в нижней его части на лицевой стороне; на обратной стороне всегда чеканился год первого учреждения - «1813». С окончанием очередной войны всякие награждения крестом опять прекращались. Таким образом, крест учреждался за всю свою историю 4 раза.
В период 1-й мировой войны Железный крест стал настоящим символом германской армии. Кавалеры креста 1-го класса преподносились в прессе как национальные герои. Пропаганда этой самой демократичной и массовой военной награды стала государственной политикой. Ею гордились как рядовые, так и генералы, несмотря на то, что в ту пору в Германии было великое множество красивых крестов, звезд и медалей.
Гитлер учредил новую версию Железного креста 1 сентября 1939 года - в первый же день войны. Внешне кресты образца 1939 года отличались от своих предшественников наличием выпуклой свастики в центре и надписью «1939» на нижнем луче. С обратной стороны по-прежнему чеканилась дата «1813». Несколько изменилась и расцветка ленты награды – центральная полоса стала красной. При новом учреждении Гитлер отменил «не боевой» вариант, но добавил к существовавшим ранее классам Рыцарский крест Железного креста (носился на ленте на шее), располагавшийся по рангу между крестом 1-го класса и Большим крестом, который по-прежнему оставался высшей, полководческой степенью. Но это было только начало; к концу 2-й мировой войны общее количество степеней Железного креста выросло до восьми.
Отмена «не боевой» версии Железного креста была компенсирована учреждением Креста за военные заслуги, цвета ленты которого (за исключением белых полос) были обратными к цветам ленты Железного креста. Но об этой награде речь пойдет позже.
Малый временной промежуток между 1-й и 2-й мировыми войнами явился причиной ситуации, с которой ранее немцам не приходилось сталкиваться. Большое количество кавалеров Железного креста 2-го и 1-го классов, полученных во время Великой войны, вновь очутились в действующей армии. Однако главная военная награда новой войны оказалась как бы не для них. Ведь награждать повторно одним и тем же крестом было нельзя. Рыцарскую же степень нового Железного креста можно было получить только после того, как снова заслужишь его первые два класса. Точно так же владелец креста 2-го класса образца 1914 года не мог рассчиты¬вать на крест 1-го класса нового образца. Таким образом, с одной стороны, «старые» кресты считались полноправными и уважаемыми, но, с другой, в зачет в новой войне не шли. Коллизия со старыми и новыми крестами была разрешена с помощью изобретения совершенно нового наградного знака, учрежденного в двух классах (соответственно для 2-го и 1-го классов Железного креста). Конечно, все это относилось исключительно к крестам «боевой» версии, т.е. к тем, лента которых была черной с белыми полосками, а не наоборот.
Итак, владельцы Железных крестов образца 1914 года продолжали носить именно их, а для того, чтобы отметить их заслуги в новой войне, были учреждены шпанги (пристежки или пряжки) Железного креста образца 1939 года 1-го и 2-го классов. Шпанга - знак повторного награждения - представляла собой знак серебристого цвета в виде имперского орла с трапецеидальной планкой и датой «1939». Шпанга 2-го класса крепилась к черно-белой орденской ленточке креста 1914 года 2-го класса, продетой в петлицу. Шпанга 1-го класса, отличавшаяся более длинными крыльями орла, пристегивалась к кителю непосредственно над Железным крестом 1-го класса.




В соответствии с правилами, награждаемый Железным крестом более высокой степени должен был иметь все предшествующие его степени. Железные кресты разных степеней могли носиться одновременно лишь на парадах, в повседневной жизни владельцы креста 1-го класса не носили крест 2-го класса, а лишь ленту от него, продетую в петлицу. Однако военнослужащие, получившие за заслуги на шею Рыцарский крест, продолжали носить на груди и крест 1-го класса.
Награжденные имели право (многие именно так и поступали) делать за свой счет копии своего Железного креста для повседневного ношения. Оригиналы, для большей сохранности, хранились подальше от опасностей фронта.
Железным крестом награждались не только за проявленную храбрость перед лицом врага, но и за успешное планирование военных операций и за общие военные заслуги перед Третьим рейхом. Также им награждали за превосходные командирские способности - многие офицеры получили эту награду за достижения своих подчиненных. Желез¬ным крестом награждались солдаты и офицеры всех родов войск Германии и ее союзников. В число награжденных Железным крестом включались и женщины, однако кресты 1-го класса за время 2-й мировой войны получили лишь две из них.

Железный крест 2-го класса


Орден учрежден 1 сентября 1939 г. Им награждался личный состав вооруженных сил Германии за проявленные храбрость и героизм в отдельно взятом боевом эпизоде. Награждение Железным крестом 2-го класса началось в первые дни Польской кампании. Общее количество награжденных превышает 3.000.000 человек (включая пристежку для этой награды).
Железный крест 2-го класса носился на мундире только в день награждения и при полной парадной форме, в остальных случаях вместо креста в петлице мундира крепилась только его лента.
Эта награда выдавалась также гражданам других стран, воевавшим на стороне Германии. Известно, что этой награды были удостоены 39 женщин. Самым юным кавалером Железного креста 2-го класса стал 12-летний Альфред Цек, участвовавший в марте 1945 г. в боях у реки Одер. Он был награжден за спасение двенадцати немецких солдат, которых вынес из-под тяжелейшего артобстрела. Кроме того, известны случаи коллективного награждения, например, сразу 1300 человек 1 апреля 1941 г.

Железный крест 1-го класса


Орден учрежден 1 сентября 1939 г. Награждения им производились в том случае, если данный военнослужащий был ранее представлен к награждению Железным крестом 2-го класса или пристежкой этого же класса.
Военнослужащие сухопутных войск награждались за выполнение от 3 до 5 особо сложных заданий и проявление отваги в бою.
В люфтваффе пилотам истребительной авиации для представления к награждению крестом нужно было набрать 5 баллов. При этом 1 балл начислялся за уничтожение одномоторного самолета, 2 балла - за уничтожение двухмоторного самолета и 3 балла - за четырехмоторный самолет. Все баллы удваивались за боевые действия в ночное время. В бомбардировочной авиации Железный крест 1 класса выдавался за 25 боевых вылетов (в 1939 г.; к 1943 г для награждения этой наградой требовалось совершить уже 40 боевых вылетов).
Морские офицеры награждались за потопление кораблей и судов общим водоизмещением не менее 50.000 т или за выполнение от 3 до 5 особо трудных заданий и проявление отваги в бою.
Железный крест носили слева на груди на булавке. Большинство солдат заказывало так называемую официальную копию награды, чтобы сохранить оригинал в первоначальном виде. При этом многие предпочитали версию награды на винте, поскольку в бою необходимо было достаточно прочное крепление.
Железный крест 1-го класса вручался гораздо реже, чем Железный крест 2-го класса. Общее количество награжденных Железным крестом 1-го класса составило более 45.000 человек (включая награжденных пристежкой для этой награды). Эта награда выдавалась также иностранцам, которые активно участвовали в германских военных операциях. Известно, что к этой награде были представлены две немецкие женщины.
Пристежку получали лица, уже имевшие орден Железного креста за 1-ю мировую войну и награжденные этим орденом во время второй мировой. Носили пристежку на груди над крестом 1914 г 1-го класса.

Большой крест ордена Железного креста



Орден учрежден 1 сентября 1939 г. как полководческий Согласно статуту, орденом мог награждаться только высший командный состав вермахта не за личную храбрость, а за принятие стратегически важных решений, которые могли повлиять на ход военных действий. Во время 2-й мировой войны состоялось только одно награждение Большим крестом Железного креста – 19 июля 1940 г. к нему был представлен Герман Геринг за успехи в кампании во Франции (одновременно с получением звания рейхсмаршала). Вместе с Большим крестом Геринг получил и Звезду Большого креста, которая носилась на груди (сам Большой крест вешался на ленте на шею).

Рыцарский крест


Орден учрежден 1 сентября 1939 г. Им награждался личный состав вооруженных сил Германии за выдающиеся военные заслуги или конкретный подвиг в бою. Награждение производилось в том случае, если военнослужащий был ранее представлен к награждению Железным крестом 1-го класса или пристежкой этого же класса.
Военнослужащие сухопутных войск представлялись к награде за выполнение особо сложных заданий и проявленную отвагу в бою.
В люфтваффе для пилотов истребительной авиации действовала такая же балльная система, что и при представлении к награждению Железным крестом 1-го класса, однако количество баллов для награждения Рыцарским крестом первоначально составляло 20, а в дальнейшем постоянно увеличивалось. Так, к примеру, в 1941 г. Рыцарский крест вручался за 20 сбитых одномоторных самолетов, в 1942 – уже за 40, а к концу года даже за 80, а в 1943 – только когда летчик одержал более 100 побед. В бомбардировочной авиации наблюдалась та же картина повышения планки для награждения: если в 1939 г Рыцарский крест выдавался за 100 боевых вылетов, то в 1941 его вручали уже за 200 боевых вылетов, а к концу войны – уже за 400.
Морские офицеры награждались Рыцарским крестом за потопление кораблей и судов общим водоизмещением не менее 100.000 т или за выполнение особо трудных заданий и проявленную отвагу в бою.
Первое представление к ордену состоялось 30 сентября 1939 г. – первыми Рыцарскими крестами были награждены генералы Федор фон Бок и Вильгельм Лист за успешные операции по захвату Польши. У моряков первым кавалером Рыцарского креста стал командир подводной лодки Гюнтер Прин (19 ноября 1939 г), потопивший британский линкор «Роял Оук». В люфтваффе 8 мая 1940 г первыми, удостоенными Рыцарского креста (за действия в Норвегии) стали пилоты пикирующих бомбардировщиков Герхард Гренцель, Мартин Мобус, Пауль Хоццель и Элмар Шеффер. Среди летчиков-истребителей первым кавалером Рыцарского креста стал 29 мая 1940 г Вернер Мёльдерс, сбивший к этому времени 20 самолетов. В этот же день Германия получила первого кавалера Рыцарского креста среди «нижних чинов» - 29 мая 1940 г вместе с Мёльдерсом был награжден наводчик орудия ефрейтор Бринкфорт, уничтоживший в одном бою 12 французских танков.
Общее число награжденных насчитывало 7361 человек; из них 7318 немцев и 43 иностранца (17 в Румынии, 9 в Италии, 8 в Венгрии и по двое в Японии, Финляндии. Словакии и Испании).
Рыцарский крест носили на шее на ленте. Известны случаи, когда при выходе на боевые задания вместо Рыцарских крестов использовались Железные кресты 2-го класса во избежание потери или повреждения награды. Несколько позже были введены дополнительные степени Рыцарского креста, о которых рассказано ниже. При награждении более высокой степенью Рыцарского креста младшая степень креста заменялась на старшую.
Рыцарский крест являлся очень почетной и желанной наградой; в люфтваффе именно кавалеры Рыцарского креста считались «экспертами» - настоящими асами, гордостью германской авиации; такое же отношение к морякам, награжденным Рыцарским крестом, было и в кригсмарине. Многие пехотные офицеры получили эту награду не только за отдельные подвиги, но и за уме¬лое командование своими боевыми частями и подразделениями.

Рыцарский крест с Дубовыми Листьями


Орден учрежден 3 июня 1940 г. как более высокая степень Рыцарского креста. Им награждался личный состав вооруженных сил Германии за выдающиеся военные заслуги. Награждение производилось в том случае, если данный военнослужащий был ранее представлен к награждению Рыцарским крестом.
Первое представление к ордену состоялось 19 июля 1940 г. - генерал Эдуард Дитль был награжден Рыцарским крестом с Дубовыми Листьями за умелое командование во время боев под Нарвиком. 21 сентября 1940 г Дубовые Листья первым в люфтваффе получил все тот же Вернер Мёльдерс, уничтоживший к этому времени уже 40 вражеских самолетов, а 20 октября 1940 г кавалером новой награды стал командир подводной лодки Гюнтер Прин, на счету которого было 28 потопленных судов.
Общее число награжденных Дубовыми Листьями составило 890 человек; из них 882 немца и 8 иностранцев (3 из Румынии, 2 из Японии и по одному из Финляндии, Венгрии и Испании). Первым иностранцем, награжденным этим орденом, стал командир 6-й румынской пехотной дивизии Михай Ласкар. Награждение состоялось 22 ноября 1942 г.
Рыцарский крест с Дубовыми Листьями носили так же, как и Рыцарский крест. Единственное отличие состояло в наличии золотых дубовых листьев, прикрепляемых над крестом.

Рыцарский крест с Дубовыми Листьями и Мечами


Орден официально учрежден 28 сентября 1941 г. под впечатлением огромных успехов, достигнутых вооруженными силами Германии на начальном этапе нападения на СССР. Орденом награждался личный состав вооруженных сил за выдающиеся военные заслуги; при этом требовалось, чтобы военнослужащий был ранее представлен к награждению Рыцарским крестом с Дубовыми Листьями.
Первое награждение состоялось 21 июня 1941г - то есть еще до того как награда была официально утверждена. Ее удостоится подполковник люфтваффе Адольф Галланд за 69 воздушных побед. В кригсмарине первым кавалером Мечей (26 декабря 1941 г) стал командир подводной лодки Отто Кречмер, уничтоживший 44 судна. А вот в Вермахте первый кавалер Мечей появился только 15 сентября 1943 г, когда эту награду получил генерал Герман Гот за бои в районе Курска.
Общее число награжденных Мечами составило 160 человек; из них 159 немцев и 1 иностранец - японский адмирал Исоруку Ямамото (27 мая 1943 г) .
Главным отличием этого креста был фрагмент в виде скрещенных мечей, располагающихся прямо под листьями.

Рыцарский крест с Дубовыми Листьями, Мечами и Бриллиантами


Орден учреждался почти одновременно с Мечами (выдавался с 15 июля 1941 г., официальный указ опубликован 28 сентября 1941 г.). Награждение орденом низводилось за выдающиеся военные заслуги, при этом кандидатом мог быть только кавалер Рыцарского креста с Дубовыми Листьями и Мечами.
Первое представление к награде состоялось 15 июля 1941 г. - ас люфтваффе Вернер Мельдерс получил крест за свою 101-ю победу в воздухе. В Вермахте Бриллианты первым получил генерал Эрвин Роммель (17 марта 1943 г) за действия в Африке; во флоте (9 августа 1943 г) – командир подводной лодки Вольфганг Лют, потопивший 43 судна.
Общее количество награжденных составило 27 человек; почти половина из награжденных – асы люфтваффе (12 человек). В кригсмарине Бриллианты заработали только 2 моряка (оба – подводники), остальные 13 наград достались пехотинцам и танкистам.
Крест имел дополнительный фрагмент в виде дубовых листьев и скрещенных мечей, изготовленный из серебра 935 пробы и украшенный 45 или 50 бриллиантами. Первоначально бриллианты крепились только на дубовых листьях, однако в соответствии с измененной редакцией статута ордена от 28 сентября 1941 г. бриллианты стали крепить и на рукоятках мечей.
Каждому награжденному вручались два экземпляра дополнительного фрагмента: один с настоящими бриллиантами, а другой с камнями, имитирующими бриллианты.

Рыцарский Крест с Золотыми Дубовыми Листьями, Мечами и Бриллиантами


Это – высшая степень Рыцарского креста, самая высокая воинская награда Третьего рейха. Орден учрежден 29 декабря 1944 г, причем Гитлер установил жесткий лимит награжденных – не более 12 человек, подвиги которых отмечены всеми степенями Рыцарского креста ордена Железного креста.
Однако во время войны этим крестом был награжден (1 января 1945 г.) только один человек - Ганс Ульрих Рудель, пилот бомбардировщика Ju.87 и командир 2-й эскадры пикирующих бомбардировщиков (StG.2). Это был действительно выдающийся летчик: за время войны он совершил 2350 боевых вылетов, лично уничтожил 532 (по другим сведениям 519) советских танков и 800 автомашин. Кроме того, Рудель потопил 2 боевых корабля, 70 десантных судов, уничтожил 150 орудий, одержал 11 побед в воздухе (!) и 30 раз был сбит, но дожил до конца войны.
Этот Рыцарский крест выглядел так же, как крест с Дубовыми Листьями, Мечами и Бриллиантами, но фрагмент с листьями и мечами над крестом был сделан из золота и украшен 50 бриллиантами ручной работы. Носился так же, как и предыдущие степени Рыцарского креста, на ленте на шее.


По просьбе моего френда Netumenya (кстати - отличный журнал, всем советую http://netumenya.livejournal.com/) я решил сделать несколько постов о наградной системе Третьего Рейха. А также о системе наград Соединенных штатов Америки.
Начну, пожалуй, с немцев. Чуть меньше одиннадцати лет существовало это государство, а разговоров, споров и вопросов оно возбуждает больше, чем какое-либо из существовавших на этой планете, хочется это кому то или нет. Давайте для начала определимся, почему именно Третий, и почему, собственно говоря, Рейх. В буквальном переводе Drittes Reich звучит как Третья империя и надо понимать, что название это неофициально. Считается, что придумал его немецкий переводчик и публицист А. Мёллер ван ден Брук в 1923 году, выпустив одноименную книгу. Третьим этот самый Рейх был по счету после Священной Римской империи германской нации, просуществовавшей с 962 по 1806 года (Первый Рейх) и Германской империи с 1871 по 1918 год (Второй Рейх). Этот самый Третий Рейх сами наци еще любили называть «Тысячелетним», тем самым указывая планируемые минимальные временные рамки для его существования, но к счастью их расчеты несколько не оправдались. Но факт остается фактом - в начале 30-х годов 20 века германцы начали строить новый тип государства, который по сути своей должен был стать империей. Одним из важных отличительных черт любой империи всегда была внешняя атрибутика, а значит и помпезная наградная система. Не стал исключением и Третий Рейх. Взяв за основу наградную систему Германской империи, нацисты ее частично переработали, убрав некоторые из наград и основательно дополнили, введя в обиход новые. Давайте разбираться.

Я бы разделил всю систему наград Третьего Рейха на несколько подгрупп:
1) Военные награды
2) Гражданские награды
3) Партийные награды.
Позволю себе сконцентрироваться только на военных наградах, ибо, во-первых в любом военизированном государстве, каковым в те года была и Германия, этот вид награждений превалирует, а во-вторых, что партийные, что гражданские награды это отдельная тема для разговора, к которому я попросту и не готов сейчас J
Итак, военные награды можно поделить на несколько подгрупп:
А) Ордена
Б) Медали
В) Щиты
Г) Нагрудные знаки и пристежки
Д) Иные (кубки, ленты, знаки, нашивки, кольца и проч.)

Железный крест

Начнем мы естественно с Орденов. Ордена я бы формально подразделил на основные и второстепенные. К основным можно отнести Железный Крест, Военный орден Немецкого креста, Рыцарский крест Железного креста. К второстепенным Крест Военных заслуг, Испанский крест, Почётный крест ветерана войны, ордена «за храбрость» и «за заслуги» (для восточных народов). Отдельного разговора требует так называемый Большой крест.
Самой знаменитой и, наверное, самой узнаваемой немецкой наградой является железный крест. Учрежденный еще в 1813 году прусским императором Фридрихом Вильгельмом III. Согласно статусу Железный Крест был боевой наградой и потому вводился только с началом войны, в мирное же время им никто не награждался. Нацистская версия 1939 года Железного креста была 4 по счету. Кроме даты утверждения существовали еще версии 1870 и 1914 годов. От последней Гитлеровский крест отличала свастика, а не инициала Кайзера в центре ордена, отсутствие в верхней части креста стилизованной прусской короны и дата на нижнем луче креста. Ну и орденская лента естественно. Черно-белые имперские цвета сменила красно-черно-белая гамма.
Железный крест имел 2 степени - соответственно 1 и 2. Сначала вручалась 2степень или как немцы писали «Железный крест второго класса» Критерием для вручения этой награды дословно «было проявление храбрости перед лицом врага в отдельно взятой операции или бою, или героические действия, выходящие за рамки обычных обязанностей солдата или офицера».

Ношение ленты Железного креста 2 класса

Железный крест второй степени практически никогда не носился награжденным. Вместо него носили или орденскую планку, или более часто распространено, красно-бело-черную орденскую ленту во второй пуговичной петлице кителя. У этой награды был еще один оригинальный девайс - так называемая пристежка. Эта самая Пристежка представляла cобой значок в виде имперского орла с распростертыми крыльями, держащего в когтях свастику. Чуть ниже свастики на пластинке прописывалась дата — 1939. Пристежка была специально введена для тех, кто получал ранее Железный крест 2-го класса, еще Германской империи, но вновь отличился уже во время второй мировой войны. Пристежка носилась на орденской ленте. Награждено «Железным крестом второго класса» было огромное количество народа, но самым парадоксальным награждением я бы назвал награду 2 -х финских офицеров - Лео Скурника и Соломона Класса. Парадоксальны эти награждения тем, что оба финна были евреями, и соответственно от награды отказались.

Пристежка к Железному кресту 2 класса

Следующей по ранжиру наградой был Железный крест 1 степени, или точнее сказать «Железный крест 1 класса». Для получения этой награды нужно обязательно было владеть или Железным крестом 2 класса или же пристежкой к нему. В отличие от креста 2 класса появляется градация получение Железного креста 1 степени.
для Вермахта и Ваффен СС - Проявление отваги в бою и выполнение от 3 до 5 особо трудных заданий, требующих мужества и личной храбрости.
для Люфтваффе - накопление 5 баллов. Дело в том, что у экспертов, а именно так называли немецких ассов, подсчет производился не столько количеством сбитых самолетов, сколько их качественным характеристикам. Если эксперт подбивал (а не уничтожал, кстати) одномоторный самолет ему начислялся 1 балл, 2-х моторный - 2 балла, ну и, наконец, 4-х моторный - 3 балла)
для Кригсмарине - За потопление кораблей общим водоизмещением не менее 50 000 тонн или за от 3 до 5 особо трудных заданий и проявление отваги в бою.

офицер Кригсмарине К.Рецинг с Железным крестом 1 класса

Железный крест 1 степени носился слева на груди, на булавке, подобно современным значкам, только сама булавка была помощнее. Для потенциально награждаемых на клапанах (карманах) немецких кителей еще на фабрике делали несколько отверстий - вот он немецкий прагматизм.
Также как и с железным крестом 1 степени у данной награды была пристежка. Только размеры орла были чуть больше.
Носилась эта пристежка над самим крестом.

П ристяжка к железному кресту 1 класса

Награждено Железным крестом 1 класса было по разным сведениям от 300 до 450 000 человек. Наиболее знаменитой носительницей этой награды была, наверное, Ханна Рейч, женщина-летчик, обладательница многочисленных рекордов, которая в самом конце апреля 1945 года чуть было не вывезла Гитлера из осажденного Берлина. Сам канцлер Германии, кстати, постоянно носил на кителе Железный крест 1 класса, но образца 1914 года. Он стал кавалером Железного креста за личную храбрость в Первую мировую войну. 4 августа 1918 года ефрейтор Адольф Шикльгрубер (Гитлер) был награжден крестом 1-го класса, за захват в плен вражеского офицера и 15 солдат.

Ханна Рейч

Следующей по важности наградой должен был стать, но не стал Военный орден Немецкого креста, или как его неофициально называли «Восточная звезда», так как готовили его перед предполагаемым триумфом на Восточном фронте. Первоначально задумывалось, что этой наградой должны был отмечать подвиги, которые выше уровня Железного креста, но еще недостойны Рыцарского креста, а сам Военный Орден Немецкого креста должен был стать переходной ступенью между Железным и Рыцарскими крестами. На деле получилось, что эта награда стала самостоятельной. То есть для получения Рыцарского креста наличие «Восточной звезды» не требовалось. В Германии не очень любили этот Орден, а некоторые остряки даже прозвали его «яичницей». Восточная звезда имела 2 степени - 2 класс - в серебре, и 1 класс - в золоте.

Полковник Вермахта еврейского происхождения Вальтер Холландер с Орденом "Восточная звезда"

Военный орден Немецкого креста в серебре по статуту могли получить только обладатели Креста за военные заслуги 1-го класса. Давалась «Восточная звезда» в серебре за успехи в командовании без непосредственного участия в бою.

Германский крест в серебре

Военный орден Немецкого креста в золоте получали кавалеры Железного креста 1-го класса за храбрость на поле боя. Надо отметить, что для получения Военный орден Немецкого креста 1класса, второго можно было и не иметь.
Носился этот крест на груди справа на булавке. Ввиду больших размеров и тяжести нередко заменялся тряпично-нитяной копией.

Германский крест в золоте

За время существование Военным орденом Немецкого креста было награждено около 30 000 человек. 14 из них имели обе степени награды. Наиболее известным из этого списка 14 был, наверное группенфюрер СС и генерал-лейтенант полиции кровавый мясник Одило Лотарио Глобочник.

Продолжение следует.........

Железный крест

Страна Германия
Тип орден
Дата учреждения 10.03.1813 г.
Первое награждение неизвестно
Последнее награждение 05.1945 г.
Статус не вручается
Кому вручается всем категориям военнослужащих
Основания награждения за храбрость на поле боя

Желе́зный крест - прусская и немецкая военная награда. Учреждён Фридрихом Вильгельмом III 10 марта 1813 года за боевые отличия, проявленные в войне за освобождение Германии от Наполеона. Орден вручался всем категориям военнослужащих вне зависимости от ранга или сословия. Награждение орденом происходило последовательно от низшей степени к высшей. Возобновлялся с каждой новой войной.

История награды

Эскиз ордена был выполнен собственноручно королём Фридрихом Вильгельмом III, окончательную версию разработал известный немецкий архитектор и художник Карл Фридрих Шинкель.

Форма Железного Креста была умышленно выбрана так, чтобы напоминать крест немецкого (тевтонского) ордена. В противоположность другим наградам, Железный Крест умышленно делался без использования большого количества драгоценных металлов - это было обычное железо в серебряной оправе. Железо, из которого делался орден, должно было отражать дух того времени: Пруссия, собирая средства для финансирования войны с Наполеоном, выменивала у зажиточных и знатных граждан украшения из драгоценного металла на простые стальные (один из лозунгов: Золото для защиты, железо - для чести (нем. Gold zur Wehr, Eisen zur Ehr)).

Железный Крест был первой европейской наградой, которая вручалась вне зависимости от звания или сословия, но только за боевые подвиги, что сильно повысило её популярность.

В нижней части креста всегда указывался год учреждения данной версии ордена (1813, 1870, 1914 или 1939). В 1813 г. верхний луч креста украшали инициалы короля Фридриха Вильгельма III (FW), в центре ордена находилась дубовая ветвь. В 1871 и 1914 г.г. в центре находились инициалы соответственно кайзеров Вильгельма I и Вильгельма II, а в верхней части - стилизованная прусская королевская корона. Адольф Гитлер при возобновлении этого ордена в 1939 г. вместо своих инициалов приказал добавить в центр ордена свастику, чтобы показать, что национал-социалистическое государство является основой этой награды.

Немецкие генерал-фельдмаршалы Блюхер (31 августа 1813) и Гинденбург (9 декабря 1916) за свои выдающиеся заслуги были награждены особой, специально для них учреждённой степенью. Этот Железный Крест представлял из себя золотую восьмиконечную звезду. Так как эти кресты вручались лишь дважды, они носят собственные имена «Звезда Блюхера» (нем. Blücherstern) и «Звезда Гинденбурга» (нем. Hindenburgstern).

Орден возобновлялся в 1870, 1914 и 1939 годах. С 1819 года он стал государственным символом сначала Пруссии, а затем и Германии.

Статут награды

Основания для награждения

Вручался личному составу армии, флота или партийных организаций, за проявленные храбрость и героизм в отдельно взятом боевом эпизоде, или действий не входящих в обязанности. С сентября 1941 года разрешено было присуждать эту награду и военнослужащим союзных армий.

Им награждался личный состав Вермахта, войск СС, нацистских партийных организаций, или иностранцы ранее представленные к награждению Железным крестом 2-го класса или пристежкой этого класса, за выполнение от 3 до 5 особо трудных заданий и проявления отваги в бою. Для офицеров Кригсмарине, помимо вышеуказанных условий, существовало еще одно - потопление кораблей общим водоизмещением не менее 50 тыс. тонн; для офицеров Люфтваффе - накопление 5 баллов: 1 балл за уничтожение одномоторного самолета, 2 балла - за уничтожение двухмоторного самолета и 3 балла - за четырехмоторный самолет. Все баллы удваивались за боевые действия в ночное время. Рыцарский крест Железного креста - Ritterkreuz des Eisernen Kreuzes (сокр. RK). Был учрежден Гитлером в сентябре 1939 года для заполнения промежутка между Железным крестом 1-го класса и Большим крестом. Критерии награждения изменялись в соответствии с ходом войны. Однако в любом случае для награждения необходимо было иметь все предыдущие степени награды (Железный крест 1 и 2-го классов) и продемонстрировать уникальный вид доблести. Гитлер, который сам рассматривал представления к награждению, формулировал, что Крест будет распределен равномерно среди рангов. В принципе так и произошло: только 7 % из представлены к Рыцарскому кресту составили генералы. Награда вручалась как за особые личные достижения, так и за особо успешное руководство подчинёнными. Для Люфтваффе была разработана специальная рейтинговая система, по которой пилот мог рассчитывать на Рыцарский крест только после сбитых лично 20 и более самолетов противника (1941 год). Однако случались и задержки. Так, старший лейтенант Отто Кейтель получил свой Рыцарский крест только после 123-ей воздушной победы в 1943 году. Командующие подводными лодками могли быть представлены на награждение Рыцарским крестом после потопления судов общим водоизмещением более 100.000 тонн. Случались и награждения за единичные геройские поступки. Например, командир подводной лодки U-96 фрегаттенкапитан Генрих Лехсман, был удостоен награды за потопление 16 судов в течение 12 недель.

Учрежден 3 июля 1940 года как более высокая степень Рыцарского креста. Рыцарским крестом с дубовыми листьями награждали за превосходное командование, храбрость самого высокого уровня или за успешное выполнение заданий особой важности. Представление на награждение рассматривались лично Гитлером, с особой тщательностью. Очень часто он сам проводил и награждение.

Критерии награждения были аналогичны критериям награждения Рыцарским крестом с дубовыми листьями. При этом рассматривалась не только храбрость, но и наличие качеств лидера и умения успешно командовать войсками. В Люфтваффе критерии награждения унаследовали ту же самую систему баллов, как и в случае с предыдущими степенями ордена. Рыцарским крестом с дубовыми листьями и мечами награждались только наиболее опытными асы, достигшие необходимого числа требуемых баллов.

Рыцарский крест Железного креста с дубовыми листьями, мечами и бриллиантами - Ritterkreuz des Eisernen Kreuzes mit dem Eichenlaub mit Schwerter mit Brillanten (RK-Br) . Краткое неофициальное название - «Бриллианты» (Brillanten). Введена 15-го июля 1941 года, но официальное разрешение на награждения было издано только 28-го сентября.

Рыцарский крест Железного креста с золотыми дубовыми листьями, мечами и бриллиантами - Ritterkreuz des Eisernen Kreuzes mit dem Golden Eichenlaub mit Schwerter mit Brillanten (RK-GL). Учреждён 29 декабря 1944 года. Это должна была быть самая высокая награда за храбрость Третьего Рейха.

Порядок ношения

Железный Крест крепился на левой стороне мундира, 2-го клас­са - на ленте, а 1-го класса - на заколке. Рыцарский Крест наде­вался на специальную ленту и носился на шее поверх галстука. Дубовые Листья, Мечи и Бриллианты представляли собой специ­альные дополнительные знаки к «основному» Рыцарскому Крес­ту, которые крепились на кольце, сквозь которое пропускалась его лента.

Описание награды

Внешний вид

Железный крест 2 класса - das Eiserne Kreuz 2. Klasse (сокр. EKII) Крест состоял из трех частей: железной, зачерненной, основы в виде равноконечного креста с расширяющимися к концам лучами, а также лицевой и наружной рамок. Данная оправа в большинстве случаев изготавливалась из серебра или так называемого «немецкого серебра» - сплава меди, цинка и никеля. Некоторые же последние военные экземпляры содержали только цинк. Основа, за исключением наград предназначенных для вручения морякам, выполнялась из чистого железа; последние изготавливались из черненой латуни или меди - для ношения в условиях морского климата. В центре лицевой стороны креста была расположена миниатюрная свастика, а на нижнем луче рельефная дата «1939» - год восстановления награды. На оборотной стороне (реверсе) выполнена рельефная дата «1813» - год учреждения награды. В верхнем луче креста припаивалось ушко для крепления награды к ленте.

Крест имел размеры 44 х 45 мм и по правилам, носился на шее, на бело-красной орденской ленте шириной 30 мм, символизировавшей цвета нового Рейха. На практике же, на ленте крест носился только на официальных мероприятиях. Для каждодневного ношения использовалась только орденская ленточка, продетая в отверстие второй пуговицы мундира - в традиционном прусском стиле. Сама лента могла незначительно различаться по текстуре и расцветке. Всего выявлено пять видов лент к Железному кресту 2 класса (либо Рыцарским крестам): 1. Натуральный шелк, скользкая и мягкая - яркая красная полоса; 2. Вискоза - красная полоса светлая; 3. Вискоза - очень жесткая лента с темной красной полосой; 4. Вискоза с "рябой" красной полосой; 5. Вискоза с оранжевой полосой.

Желто-оранжевые ленты одни из самых ранних и их расцветка связана с дефектом производителя, использовавшего при их изготовлении неправильные красители. Нарушения прекратились после лицензирования производства в 1940-41 годах. Тогда вышло специальное распоряжение, предписывавшее использовать при производстве лент только определенные красители, кроме черного.

В дополнение к оригинальной награде награждённый мог в частном порядке заказать ее уменьшенную копию 25х25 мм. (фрачник), либо купить необходимое количество дубликатов.

Как правило, награда вручалась либо в голубом бумажном конверте с названием написанным готическими буквами (Eisernes Kreuz 2nd Klasse), либо в специальной кожаной коробочке (последний способ применялся для лиц достаточно высокого звания, либо при покупке). При этом, награжденный получал соответствующую запись и штамп в свою солдатскую книжку, а также сопроводительные документы. Документ мог быть написан готическим или обычным шрифтом с указанием имени, звания, названия части и класса присвоенной награды. Описание подвига, за который была присвоена данная награда, упоминалось лишь в редких случаях на обратной стороне документа, где еще раз проставлялись подпись и печать.

В случае повторного награждения тех кто уже имел крест за Первую мировую войну вводилась специальная пристёжка (шпанга). Эта эмблема изготавливалась из белого посеребренного металла, а к концу войны - из более дешёвого цинка, который серебрили или даже просто окрашивали. Внешне она представляла собой орла с расправленными крыльями, сжимающего в когтях свастику. Чуть ниже, на трапециевидной пластинке, располагалась дата «1939». С обратной стороны планки имелось 4 зубца использовавшихся для крепления знака к имперской черно-белой ленте. Размеры пристёжки - 32 х 31 мм.

Существует вариант Железного креста 2-го класса, так называемый "Shinckleform". Его части состояли из механически обработанного Железного креста Первой мировой войны, и имели более узкие лучи, а также более мелкое изображение свастики и цифр года. Таким крестом, в январе 1940 года, был награждён oberstabsarzt (майор медицинской службы) Cornelius Buchler, во время его службы корабельным доктором на корабле поддержки линкора Deutschland, вышедшим в море незадолго до нападения Германии на Польшу.

Железные Кресты 2-го класса также выпускала Испания в ходе и после Второй мировой войны. Качество этих крестов было гораздо худшим, чем у германских образцов. Изготавливались они с помощью различных технологий и из большого спектра материалов.

Железный крест 1-го класса - das Eiserne Kreuz 1. Klasse (EKI). Лицевая сторона и размер знака была аналогична кресту 2-й степени. Оборотная сторона гладкая, посеребрённая, и на ней располагалось крепление в виде булавки или штифта. Пристежка повторного награждения также полностью повторяла форму своего аналога для награды 2-го класса, однако в данном случае размах крыльев у орла был несколько шире - 44 мм.

Награда вручалась в коробочке, обтянутой черной кожей, с изображением креста на крышке. Внутри крышка футляра была отделана белым атласом, крест же в свою очередь размещался в углублении, обтянутом бархатом. Сопроводительные документы не отличались от документов для креста 2-го класса. Крест полагалось носить без ленты на левой стороне груди на нагрудном кармане мундира. Железные кресты 1-го класса выпускались также в Японии и Испании. Японские предназначались для моряков, дислоцировавшихся в Японии. Эти кресты были выпущены в малом количестве и на сегодняшний день являются большой редкостью. Крестами, выпущенными в Испании, награждался личный состав Испанской Голубой Дивизии и Голубого Легиона. Следует заметить, что в Испании свастика после окончания Второй мировой войны не была поставлена вне закона, так что производство Германских Железных крестов там продолжалось и после войны, при этом их качество варьировалось от очень высокого до очень низкого.

Рыцарский крест сохранил внешний вид Железного креста 2-го класса, отличаясь лишь несколько большим размером: 48х49 мм с серебряной, 6-и мм окантовкой. К верхнему концу креста припаивалась удлиненная плоская петля для орденской ленты. Рыцарский крест всегда собирался вручную, без применения каких-либо механических приспособлений. Свастика и даты очень резко выделялись над фоном, пайка корпуса выполнялась безупречно. Рамка - выполнялась из серебра 800 или 935 пробы. Клеймо с пробой наносилось на обратной стороне корпуса. Знак производителя, если таковой вообще имеется, отпечатывался на плоской петле, размером 18 - 21 мм. Общий вес креста - 33 грамма. Правительство ревностно контролировало производственный процесс, в результате награды разных фирм-производителей почти не отличались даже под сильным увеличением.

Рыцарский крест Железного креста с дубовыми листьями - Ritterkreuz des Eisernen Kreuzes mit Eichenlaub (RK-EL). Награда имеет матовую поверхность и состоит из трех листьев дуба собранных в пучке, по центру расположен 1 лист перекрывающий два боковых. Размеры награды 20х20 мм, вес - 6 гр. Получателям позволяли купить официальную копию награды для каждодневного ношения. Эти копии иногда отличались по весу и небольшой разницей по качеству изготовления. На обратной стороне награды, которая имела плоскую поверхность (первоначально вогнутую), ставилось клеймо фирмы изготовителя и проба серебра.

Рыцарский крест Железного кресту с дубовыми листьями и мечами - Ritterkreuz des Eisernen Kreuzes mit detn Eichenlaub mit Schwertern (RK-S). Сам знак был идентичен предыдущей степени, но с дополнением пары пересеченных серебряных мечей, припаянных в основании. Мечи имели размер 24 мм в длину и пересекались углом 40 градусов. Основная часть наград была изготовлена из настоящего серебра, имела марку изготовителя и пробу на тыльной стороне. Её полные размеры - 25x10 мм, вес 7.8 грамм.

Наиболее важными были отличия в качестве изготовления между оригиналами награды и официальными копиями. На оригинале мелкие детали мечей имелись с двух сторон. Ювелиры, изготавливающие копии для каждодневного ношения копировали детализацию только на лицевой стороне мечей, тыльная сторона была плоской. Копии отличались от оригиналов, так же, по серебряному содержанию.

Рыцарский крест Железного креста с дубовыми листьями, мечами и бриллиантами - Ritterkreuz des Eisernen Kreuzes mit dem Eichenlaub mit Schwerter mit Brillanten (RK-Br). Награда состояла из пучка дубовых листьев и двух скрещенных мечей у их основания. Каждая награда изготавливалась вручную и украшалась бриллиантами. В результате этого нет ни одной одинаковой награды. Сделанная из серебра 935 пробы, для лучшего отражения света от бриллиантов, каждая награда была инкрустирована 45 - 50 бриллиантами, общий вес которых составлял 2,7 карата. Полный вес награды 18 гр. Размеры листьев и мечей были слегка больше стандартных. Существуют варианты награды, изготовленные не из серебра, а из платины.

Вместе со знаком награждённому вручалась и копия со стразами, для повседневного ношения. Ювелиры также делали множество копий для частного приобретения награждёнными. Их качество зависело от квалификации ювелиров. Существовали копии и без бриллиантов на рукоятках мечей.

Рыцарский крест Железного креста с золотыми дубовыми листьями, мечами и бриллиантами - Ritterkreuz des Eisernen Kreuzes mit dem Golden Eichenlaub mit Schwerter mit Brillanten (RK-GL). Награда представляла собой пучок дубовых листьев, подобно степени с Дубовыми листьями мечами и бриллиантами, но изготавливалась из 18 карат золота. Награду изготовили вручную на фирме Goode в Берлине. Каждый из пятидесяти бриллиантов был ручной огранки. А.Гитлер намеревался ограничить количество награждённых максимум двенадцатью, но из-за военных поражений, которые следовали в этот период войны довольно часто, официальным обладателем этой награды так и остался всего один человек. Награду полагалось носить на ленте выше самого Креста.

Крест имел те же самые характеристики, что и Рыцарский крест, но был намного большего размера (63х71 мм). Внешнюю рамку предполагалось делать из чистого золота, однако это решение не было осуществлено. Большой крест носился на шее, на широкой, 57 мм ленте имевшей красно-бело-чёрную цветовую гамму.

Знак представляет собой золотую восьмилучевую звезду, на которую сверху наложен Железный крест 1-й степени, образца 1939 года. Предположительно, по аналогии с однотипными «Звездой Блюхера» (Blücherstern) и «Звездой Гинденбурга» (Hindenburgstern), её должны были вручить самому успешному немецкому генералу Второй Мировой войны. Но поскольку в 1945 году Германия была побеждена, эта награда так и осталась невостребованной и единственный известный экземпляр этой награды сегодня находится в Музее Военного училища Соединенных Штатов, в США.

Примеры награждений

Железный крест 2 класса - das Eiserne Kreuz 2. Klasse (сокр. EKII) Точная дата первого награждения Железным крестом 2 класса неизвестна, однако это произошло в первые дни польской кампании. Всего же награду получили более 3 млн. человек, из которых 39 женщин. Пряжку к Железному кресту 2-го класса 1914 года, получили около 420 тысяч человек. Самым юным из представленных к Железному кресту 2 класса был 12-летний Альфред Зек (Alfred Zek), участвовавший в марте 1945 года в боях у реки Одер. Он был награжден за спасение 12 немецких солдат, которых вынес из-под тяжелейшего артобстрела. Кроме того, известны случаи коллективного награждения, например, 18 сентября 1942 года к этой награде был представлен весь экипаж подводной лодки U-29, потопивший накануне английский авианосец HMS Courageous водоизмещением 22.500 тонн.

Железный крест 1-го класса - das Eiserne Kreuz 1. Klasse (EKI). Точная дата первого награждения Железным крестом 1-го класса неизвестна. Общее количество награжденных оценивается разными источниками от 300 до 575 тысяч человек (включая награжденных пристежкой для этой награды) из них две женщины (одна из которых - пилот-инструктор Ханна Рейч (Hanna Reitsch), которой принадлежало множество европейских авиарекордов. В марте 1941 г. она была награждена ЕКII, а в октябре 1942 г. - EKI. В 1944 г. Рейч прошла подготовку для полетов на ракетном истребителе Ме-163, но в последний момент по личному приказу Геринга была отстранена от полетов на нем. Умерла в 1979 г).

Рыцарский крест Железного креста - Ritterkreuz des Eisernen Kreuzes (сокр. RK). Был учрежден Гитлером в сентябре 1939 года для заполнения промежутка между Железным крестом 1-го класса и Большим крестом. Критерии награждения изменялись в соответствии с ходом войны. Однако в любом случае для награждения необходимо было иметь все предыдущие степени награды (Железный крест 1 и 2-го классов) и продемонстрировать уникальный вид доблести. Гитлер, который сам рассматривал представления к награждению, формулировал, что Крест будет распределен равномерно среди рангов. В принципе так и произошло: только 7 % из представлены к Рыцарскому кресту составили генералы. Награда вручалась как за особые личные достижения, так и за особо успешное руководство подчинёнными. Для Люфтваффе была разработана специальная рейтинговая система, по которой пилот мог рассчитывать на Рыцарский крест только после сбитых лично 20 и более самолетов противника (1941 год). Однако случались и задержки. Так, старший лейтенант Отто Кейтель получил свой Рыцарский крест только после 123-ей воздушной победы в 1943 году. Командующие подводными лодками могли быть представлены на награждение Рыцарским крестом после потопления судов общим водоизмещением более 100.000 тонн. Случались и награждения за единичные геройские поступки. Например, командир подводной лодки U-96 фрегаттенкапитан Генрих Лехсман, был удостоен награды за потопление 16 судов в течение 12 недель.

Общее количество награждённых: - в германской армии - 7 318 человек (хотя в хаосе последних дней войны награды должным образом не регистрировались, поэтому число награжденных может быть несколько большим); - военнослужащие союзнических армий - 42 человека. Из них: Румынская армия - 17 Итальянская армия - 9 Венгерская армия - 8 Финская армия - 2 Словакская армия - 2 Испанская армия - 2

Рыцарский крест Железного креста с дубовыми листьями - Ritterkreuz des Eisernen Kreuzes mit Eichenlaub (RK-EL). Для краткости его называли «Дубовые листья» (Eichenlaub). (Украшение из дубовых листьев можно увидеть ещё на кресте 1870 г.). Учрежден 3 июля 1940 года как более высокая степень Рыцарского креста. Награда представляла собой пристёжку в виде дубовых листьев, которые крепились выше креста, в месте крепления ленты. Рыцарским крестом с дубовыми листьями награждали за превосходное командование, храбрость самого высокого уровня или за успешное выполнение заданий особой важности. Представление на награждение рассматривались лично Гитлером, с особой тщательностью. Очень часто он сам проводил и награждение. Первым награждённым был генералоберст Эдуард Диетл, получивший Дубовые листья и повышение в звании за командование войсковой операцией по взятию Нарвика (19-го июня 1941 года). Майор Люфтваффе Уолтер Ноуотни был награждён после уничтожения 189 самолетов противника, в Кригсмарине капитан-лейтенант Генрих Бличродт был награждён 23-го сентября 1942 года, после уничтожения судов противника тоннажем больше чем 200,000 тонн. Общее количество награждённых в течение войны составило 882 человека, плюс 8 военнослужащих союзнических армий, из них: Румынская армия - 3 Японская армия - 2 Финская армия - 1 Венгерская армия - 1 Испанская армия - 1

Рыцарский крест Железного кресту с дубовыми листьями и мечами - Ritterkreuz des Eisernen Kreuzes mit detn Eichenlaub mit Schwertern (RK-S). Неофициальное название - «Мечи» (Schwerter). Первое награждение состоялось 21 июня 1941 года, хотя официальное учреждение награды произошло только 28 сентября 1941 года. Критерии награждения были аналогичны критериям награждения Рыцарским крестом с дубовыми листьями. При этом рассматривалась не только храбрость, но и наличие качеств лидера и умения успешно командовать войсками. В Люфтваффе критерии награждения унаследовали ту же самую систему баллов, как и в случае с предыдущими степенями ордена. Рыцарским крестом с дубовыми листьями и мечами награждались только наиболее опытными асы, достигшие необходимого числа требуемых баллов. Первый награждённый этой степенью ордена был пилот Люфтваффе оберстлейтенант Адольф Галлант, представленный к награде 21-го июня 1941 года (прежде, чем эта степень была официально установлена) после достижения 69-ой воздушной победы на западе. В Кригсмарине эту награду получил фрегаттенкапитан Ерик Топ, 17-го августа 1942 года, после уничтожения судов тоннажем более чем 243 000 тонн.

Общее количество награждённых: 159 человек. (Из них только один иностранный офицер - японский адмирал Исороку Ямамото, награждённый посмертно, в 1943 году). По годам статистика награждений выглядела следующим образом: в 1941 году «мечей» удостоилось 5 человек, в 1942 году - 18, в 1943 году - 21, в 1944 году - 76 и в 1945 году - 40.

Рыцарский крест Железного креста с дубовыми листьями, мечами и бриллиантами - Ritterkreuz des Eisernen Kreuzes mit dem Eichenlaub mit Schwerter mit Brillanten (RK-Br). Краткое неофициальное название - «Бриллианты» (Brillanten). Введена 15-го июля 1941 года, но официальное разрешение на награждения было издано только 28-го сентября. Наградой были удостоены лишь 27 высших офицеров Вермахта, и каждое представление рассматривал лично Гитлер. Первым награждённым был представитель Люфтваффе оберст Вернер Молдерс после 101-ой воздушной победы (последние 28 самолётов были сбиты им в течение первых 24 дней Российской Кампании).

Рыцарский крест Железного креста с золотыми дубовыми листьями, мечами и бриллиантами - Ritterkreuz des Eisernen Kreuzes mit dem Golden Eichenlaub mit Schwerter mit Brillanten (RK-GL). Учреждён 29 декабря 1944 года. Это должна была быть самая высокая награда за храбрость Третьего Рейха. Единственное награждение произошло 1 января 1945 года. Им стал лучший ас Люфтваффе, командир 2-й эскадры пикирующих бомбардировщиков полковник Ганс Ульрих Рудель (1916-1982 гг), совершивший на восточном фронте более 2530 вылетов и уничтоживший 500 танков и 800 автомашин (при этом он одержал 11 побед в воздухе и 30 раз был сбит). Некоторые немецкие историки полагают, что в послевоенные годы еще 12 офицеров вермахта, войск СС и вспомогательных частей получили эту награду, но документального подтверждения этому нет, да и эти награждения, если и состоялись, не могут считаться официальными.

Большой крест Железного креста - GroBkreuz zum Eisernen Kreuz (GK) - награда, существовавшая со времён первого учреждения Железного креста, вновь была возрождена 1 сентября 1939 года. Предполагалось, что им будут награждаться только высшие офицеры генштаба. Рейхсканцлер Германии А.Гитлер, возродивший награду, заявил буквально следующее: «Награждение Большим крестом Железного креста производится по моему собственному решению за выдающиеся свершения, решительным образом повлиявшие на ход войны». Однако всего было произведено только одно награждение - главнокомандующего Люфтваффе Германа Геринга, состоявшееся в Рейхстаге 19 июля 1940 года, по случаю победы над Францией (одновременно он получил и звание рейхсмаршал). Вопреки постановлению о возобновлении Большого креста этот знак имел вместо золотой традиционную для Железного креста серебряную оправу. По всей видимости, Гитлер не захотел нарушать сложившуюся более чем вековую традицию в исполнении Железного креста. 25 апреля 1945 года, после того как Гитлер усомнился в преданности Геринга и решил что он им был предан, рейхсмаршал был обвинён в государственной измене, разжалован, и эта награда, как и все остальные, была отозвана. (Оригинал Великого креста, которым А.Гитлер наградил Г.Геринга в 1940 г., был уничтожен при бомбардировке его дома в Берлине. Однако Геринг имел еще несколько копий награды, одну из которых, с платиновой рамкой, он носил во время своего пленения в 1945 г. В настоящее время две копии наград из бывших у Г.Геринга хранятся в Музее Военного училища Соединенных Штатов, в Вест-Пойнте.)

Звезда Большого креста Железного креста (Stern zum Großkreuz). Дата учреждения и критерий награждения этим знаком неизвестны. Все что существует - это опытный образец (по другим данным два образца), захваченный солдатами армии США в Австрии, в конце войны.

В ходе Второй Мировой войны было награждено:

Железным Крестом 2-го класса - около 3 млн человек (в т.ч. 39 женщин).

Железным Крестом 1-го класса - от 300 до 575 тыс. человек (в т.ч. 2 женщины).

Рыцарским Крестом - 7361 человек.

Рыцарским Крестом с Дубовыми Листьями - 890 человек.

Рыцарским Крестом с Дубовыми Листьями и Мечами - 160 человек.

Рыцарским Крестом с Дубовыми Листьями, Мечами и Брилли­антами - 27 человек.

Рыцарским Крестом с Золотыми Дубовыми Листьями, Мечами и Бриллиантами - 1 человек (к слову, это был пилот Ханс-Ульрих Рудель).

Большим Крестом Железного Креста - наивысшей награды, существовавшей с момента учреждения ордена в 19 веке. Этим человеком был рейхсмаршал Герман Геринг, получившим его в 1940 г. после разгрома Франции. Однако в 1945 г. Гитлер лишил его этой награды.

Боевые награды III-го Рейха. Железный крест

Самая почетная боевая награда Германии – Железный крест


Самой почетной боевой наградой Германии в годы 2-й мировой войны был Железный крест и его более высокие степени, которые вручались за храбрость и воинские подвиги в бою, а так же за успешное планирование боевых операций и умелое управление войсками. Это была не только самая боевая, но и самая демократичная награда Германии с самого момента ее создания в 1813 году – Железным крестом награждались не только генералы и офицеры, но и рядовые солдаты, отличившиеся в бою личной храбростью и героизмом.

История Железного креста


Орден Железный крест был учрежден 10 марта 1813 года прусским королем Фридрихом Вильгельмом III во время войны с Наполеоном. Толчком к созданию новой германской награды послужило резкое оживление антифранцузского движения после катастрофы, постигшей Великую армию Наполеона в России. Поражение французов в Московском походе вдохнуло силу и решительность во все европейские страны и, прежде всего, в Пруссию и Австрию. Всеобщий патриотический подъем и привел Фридриха Вильгельма к решению учредить новую награду.
В основу нового ордена был положен черный равносторонний тевтонский крест с серебряной окантовкой. Лишенный орлов, корон и мечей, без которых в ту пору не обходилась ни одна немецкая награда высокого ранга, он выделялся и был узнаваем издалека благодаря четким и простым линиям, а также контрасту черного и белого цветов. С тех пор форма и цветовое решение Железного креста практически не менялись.
На крестах первого учреждения на лицевой стороне были отчеканены барельефы трех дубовых листьев - в центре, короны и букв «FW» - на верхнем луче и даты «1813» - на нижнем. Изначально имелись 3 класса награды: 2-й, 1-й и «Большой крест Железного креста». Железный крест 1-го класса прикалывался на грудь; 2-й класс и Большой крест носились на одинаковой черно-белой ленте, причем 2-й класс носился как медаль на груди или только в виде ленты в петлице мундира. Большой крест был точно такого же вида, что и первые два класса, но большего размера; он носился на шее. Кроме этого, 2-й (низший) класс делился на две версии: «боевую» и «не боевую». При этом сами кресты ничем не отличались, а версии определялись цветами ленты - у «не боевого» креста они были обратными по отношению к черно-белым полосам ленты во¬енной версии. «Не боевую» версию Железного креста получали те, кто отличился на войне не в сражениях, не находясь непосредственно под пулями и ядрами противника. Это были военные хирурги, инженеры, снабженцы, картографы, т.е. та группа людей, которая относилась к категории военных чиновников.




В это же время было учреждено дополнение к Большому кресту Железного креста как высшее отличие - Большая звезда Железного креста. Это была исключительно полководческая награда за выдающиеся победы в крупных сражениях. Единственным обладателем Большой звезды и Большого креста стал генерал-фельдмаршал князь Блюхер. Именно он переломил ход битвы при Ватерлоо, подоспев со своей армией, преследуемой французскими корпусами маршала Груши, к месту сражения армии Наполеона с англо-бельгийскими войсками герцога Веллингтона. Блюхер, оторвавшись от Груши, атаковал измотанные французские дивизии, после чего была поставлена победная точка не только в этом сражении, но и во всей борьбе Европы с Наполеоном Бонапартом.
По окончании наполеоновских войн награждения Железным крестом прекратились. Новые учреждения Железного креста производилось для каждой новой большой войны, в которую вступала Германия - в 1870, 1914 и 1939 годах. О том, к какой войне относилась данная награда, свидетельствовали даты в нижней его части на лицевой стороне; на обратной стороне всегда чеканился год первого учреждения - «1813». С окончанием очередной войны всякие награждения крестом опять прекращались. Таким образом, крест учреждался за всю свою историю 4 раза.
В период 1-й мировой войны Железный крест стал настоящим символом германской армии. Кавалеры креста 1-го класса преподносились в прессе как национальные герои. Пропаганда этой самой демократичной и массовой военной награды стала государственной политикой. Ею гордились как рядовые, так и генералы, несмотря на то, что в ту пору в Германии было великое множество красивых крестов, звезд и медалей.
Гитлер учредил новую версию Железного креста 1 сентября 1939 года - в первый же день войны. Внешне кресты образца 1939 года отличались от своих предшественников наличием выпуклой свастики в центре и надписью «1939» на нижнем луче. С обратной стороны по-прежнему чеканилась дата «1813». Несколько изменилась и расцветка ленты награды – центральная полоса стала красной. При новом учреждении Гитлер отменил «не боевой» вариант, но добавил к существовавшим ранее классам Рыцарский крест Железного креста (носился на ленте на шее), располагавшийся по рангу между крестом 1-го класса и Большим крестом, который по-прежнему оставался высшей, полководческой степенью. Но это было только начало; к концу 2-й мировой войны общее количество степеней Железного креста выросло до восьми.
Отмена «не боевой» версии Железного креста была компенсирована учреждением Креста за военные заслуги, цвета ленты которого (за исключением белых полос) были обратными к цветам ленты Железного креста. Но об этой награде речь пойдет позже.
Малый временной промежуток между 1-й и 2-й мировыми войнами явился причиной ситуации, с которой ранее немцам не приходилось сталкиваться. Большое количество кавалеров Железного креста 2-го и 1-го классов, полученных во время Великой войны, вновь очутились в действующей армии. Однако главная военная награда новой войны оказалась как бы не для них. Ведь награждать повторно одним и тем же крестом было нельзя. Рыцарскую же степень нового Железного креста можно было получить только после того, как снова заслужишь его первые два класса. Точно так же владелец креста 2-го класса образца 1914 года не мог рассчиты¬вать на крест 1-го класса нового образца. Таким образом, с одной стороны, «старые» кресты считались полноправными и уважаемыми, но, с другой, в зачет в новой войне не шли. Коллизия со старыми и новыми крестами была разрешена с помощью изобретения совершенно нового наградного знака, учрежденного в двух классах (соответственно для 2-го и 1-го классов Железного креста). Конечно, все это относилось исключительно к крестам «боевой» версии, т.е. к тем, лента которых была черной с белыми полосками, а не наоборот.
Итак, владельцы Железных крестов образца 1914 года продолжали носить именно их, а для того, чтобы отметить их заслуги в новой войне, были учреждены шпанги (пристежки или пряжки) Железного креста образца 1939 года 1-го и 2-го классов. Шпанга - знак повторного награждения - представляла собой знак серебристого цвета в виде имперского орла с трапецеидальной планкой и датой «1939». Шпанга 2-го класса крепилась к черно-белой орденской ленточке креста 1914 года 2-го класса, продетой в петлицу. Шпанга 1-го класса, отличавшаяся более длинными крыльями орла, пристегивалась к кителю непосредственно над Железным крестом 1-го класса.




В соответствии с правилами, награждаемый Железным крестом более высокой степени должен был иметь все предшествующие его степени. Железные кресты разных степеней могли носиться одновременно лишь на парадах, в повседневной жизни владельцы креста 1-го класса не носили крест 2-го класса, а лишь ленту от него, продетую в петлицу. Однако военнослужащие, получившие за заслуги на шею Рыцарский крест, продолжали носить на груди и крест 1-го класса.
Награжденные имели право (многие именно так и поступали) делать за свой счет копии своего Железного креста для повседневного ношения. Оригиналы, для большей сохранности, хранились подальше от опасностей фронта.
Железным крестом награждались не только за проявленную храбрость перед лицом врага, но и за успешное планирование военных операций и за общие военные заслуги перед Третьим рейхом. Также им награждали за превосходные командирские способности - многие офицеры получили эту награду за достижения своих подчиненных. Желез¬ным крестом награждались солдаты и офицеры всех родов войск Германии и ее союзников. В число награжденных Железным крестом включались и женщины, однако кресты 1-го класса за время 2-й мировой войны получили лишь две из них.

Железный крест 2-го класса


Орден учрежден 1 сентября 1939 г. Им награждался личный состав вооруженных сил Германии за проявленные храбрость и героизм в отдельно взятом боевом эпизоде. Награждение Железным крестом 2-го класса началось в первые дни Польской кампании. Общее количество награжденных превышает 3.000.000 человек (включая пристежку для этой награды).
Железный крест 2-го класса носился на мундире только в день награждения и при полной парадной форме, в остальных случаях вместо креста в петлице мундира крепилась только его лента.
Эта награда выдавалась также гражданам других стран, воевавшим на стороне Германии. Известно, что этой награды были удостоены 39 женщин. Самым юным кавалером Железного креста 2-го класса стал 12-летний Альфред Цек, участвовавший в марте 1945 г. в боях у реки Одер. Он был награжден за спасение двенадцати немецких солдат, которых вынес из-под тяжелейшего артобстрела. Кроме того, известны случаи коллективного награждения, например, сразу 1300 человек 1 апреля 1941 г.

Железный крест 1-го класса


Орден учрежден 1 сентября 1939 г. Награждения им производились в том случае, если данный военнослужащий был ранее представлен к награждению Железным крестом 2-го класса или пристежкой этого же класса.
Военнослужащие сухопутных войск награждались за выполнение от 3 до 5 особо сложных заданий и проявление отваги в бою.
В люфтваффе пилотам истребительной авиации для представления к награждению крестом нужно было набрать 5 баллов. При этом 1 балл начислялся за уничтожение одномоторного самолета, 2 балла - за уничтожение двухмоторного самолета и 3 балла - за четырехмоторный самолет. Все баллы удваивались за боевые действия в ночное время. В бомбардировочной авиации Железный крест 1 класса выдавался за 25 боевых вылетов (в 1939 г.; к 1943 г для награждения этой наградой требовалось совершить уже 40 боевых вылетов).
Морские офицеры награждались за потопление кораблей и судов общим водоизмещением не менее 50.000 т или за выполнение от 3 до 5 особо трудных заданий и проявление отваги в бою.
Железный крест носили слева на груди на булавке. Большинство солдат заказывало так называемую официальную копию награды, чтобы сохранить оригинал в первоначальном виде. При этом многие предпочитали версию награды на винте, поскольку в бою необходимо было достаточно прочное крепление.
Железный крест 1-го класса вручался гораздо реже, чем Железный крест 2-го класса. Общее количество награжденных Железным крестом 1-го класса составило более 45.000 человек (включая награжденных пристежкой для этой награды). Эта награда выдавалась также иностранцам, которые активно участвовали в германских военных операциях. Известно, что к этой награде были представлены две немецкие женщины.
Пристежку получали лица, уже имевшие орден Железного креста за 1-ю мировую войну и награжденные этим орденом во время второй мировой. Носили пристежку на груди над крестом 1914 г 1-го класса.

Большой крест ордена Железного креста



Орден учрежден 1 сентября 1939 г. как полководческий Согласно статуту, орденом мог награждаться только высший командный состав вермахта не за личную храбрость, а за принятие стратегически важных решений, которые могли повлиять на ход военных действий. Во время 2-й мировой войны состоялось только одно награждение Большим крестом Железного креста – 19 июля 1940 г. к нему был представлен Герман Геринг за успехи в кампании во Франции (одновременно с получением звания рейхсмаршала). Вместе с Большим крестом Геринг получил и Звезду Большого креста, которая носилась на груди (сам Большой крест вешался на ленте на шею).

Рыцарский крест


Орден учрежден 1 сентября 1939 г. Им награждался личный состав вооруженных сил Германии за выдающиеся военные заслуги или конкретный подвиг в бою. Награждение производилось в том случае, если военнослужащий был ранее представлен к награждению Железным крестом 1-го класса или пристежкой этого же класса.
Военнослужащие сухопутных войск представлялись к награде за выполнение особо сложных заданий и проявленную отвагу в бою.
В люфтваффе для пилотов истребительной авиации действовала такая же балльная система, что и при представлении к награждению Железным крестом 1-го класса, однако количество баллов для награждения Рыцарским крестом первоначально составляло 20, а в дальнейшем постоянно увеличивалось. Так, к примеру, в 1941 г. Рыцарский крест вручался за 20 сбитых одномоторных самолетов, в 1942 – уже за 40, а к концу года даже за 80, а в 1943 – только когда летчик одержал более 100 побед. В бомбардировочной авиации наблюдалась та же картина повышения планки для награждения: если в 1939 г Рыцарский крест выдавался за 100 боевых вылетов, то в 1941 его вручали уже за 200 боевых вылетов, а к концу войны – уже за 400.
Морские офицеры награждались Рыцарским крестом за потопление кораблей и судов общим водоизмещением не менее 100.000 т или за выполнение особо трудных заданий и проявленную отвагу в бою.
Первое представление к ордену состоялось 30 сентября 1939 г. – первыми Рыцарскими крестами были награждены генералы Федор фон Бок и Вильгельм Лист за успешные операции по захвату Польши. У моряков первым кавалером Рыцарского креста стал командир подводной лодки Гюнтер Прин (19 ноября 1939 г), потопивший британский линкор «Роял Оук». В люфтваффе 8 мая 1940 г первыми, удостоенными Рыцарского креста (за действия в Норвегии) стали пилоты пикирующих бомбардировщиков Герхард Гренцель, Мартин Мобус, Пауль Хоццель и Элмар Шеффер. Среди летчиков-истребителей первым кавалером Рыцарского креста стал 29 мая 1940 г Вернер Мёльдерс, сбивший к этому времени 20 самолетов. В этот же день Германия получила первого кавалера Рыцарского креста среди «нижних чинов» - 29 мая 1940 г вместе с Мёльдерсом был награжден наводчик орудия ефрейтор Бринкфорт, уничтоживший в одном бою 12 французских танков.
Общее число награжденных насчитывало 7361 человек; из них 7318 немцев и 43 иностранца (17 в Румынии, 9 в Италии, 8 в Венгрии и по двое в Японии, Финляндии. Словакии и Испании).
Рыцарский крест носили на шее на ленте. Известны случаи, когда при выходе на боевые задания вместо Рыцарских крестов использовались Железные кресты 2-го класса во избежание потери или повреждения награды. Несколько позже были введены дополнительные степени Рыцарского креста, о которых рассказано ниже. При награждении более высокой степенью Рыцарского креста младшая степень креста заменялась на старшую.
Рыцарский крест являлся очень почетной и желанной наградой; в люфтваффе именно кавалеры Рыцарского креста считались «экспертами» - настоящими асами, гордостью германской авиации; такое же отношение к морякам, награжденным Рыцарским крестом, было и в кригсмарине. Многие пехотные офицеры получили эту награду не только за отдельные подвиги, но и за уме¬лое командование своими боевыми частями и подразделениями.

Рыцарский крест с Дубовыми Листьями


Орден учрежден 3 июня 1940 г. как более высокая степень Рыцарского креста. Им награждался личный состав вооруженных сил Германии за выдающиеся военные заслуги. Награждение производилось в том случае, если данный военнослужащий был ранее представлен к награждению Рыцарским крестом.
Первое представление к ордену состоялось 19 июля 1940 г. - генерал Эдуард Дитль был награжден Рыцарским крестом с Дубовыми Листьями за умелое командование во время боев под Нарвиком. 21 сентября 1940 г Дубовые Листья первым в люфтваффе получил все тот же Вернер Мёльдерс, уничтоживший к этому времени уже 40 вражеских самолетов, а 20 октября 1940 г кавалером новой награды стал командир подводной лодки Гюнтер Прин, на счету которого было 28 потопленных судов.
Общее число награжденных Дубовыми Листьями составило 890 человек; из них 882 немца и 8 иностранцев (3 из Румынии, 2 из Японии и по одному из Финляндии, Венгрии и Испании). Первым иностранцем, награжденным этим орденом, стал командир 6-й румынской пехотной дивизии Михай Ласкар. Награждение состоялось 22 ноября 1942 г.
Рыцарский крест с Дубовыми Листьями носили так же, как и Рыцарский крест. Единственное отличие состояло в наличии золотых дубовых листьев, прикрепляемых над крестом.

Рыцарский крест с Дубовыми Листьями и Мечами


Орден официально учрежден 28 сентября 1941 г. под впечатлением огромных успехов, достигнутых вооруженными силами Германии на начальном этапе нападения на СССР. Орденом награждался личный состав вооруженных сил за выдающиеся военные заслуги; при этом требовалось, чтобы военнослужащий был ранее представлен к награждению Рыцарским крестом с Дубовыми Листьями.
Первое награждение состоялось 21 июня 1941г - то есть еще до того как награда была официально утверждена. Ее удостоится подполковник люфтваффе Адольф Галланд за 69 воздушных побед. В кригсмарине первым кавалером Мечей (26 декабря 1941 г) стал командир подводной лодки Отто Кречмер, уничтоживший 44 судна. А вот в Вермахте первый кавалер Мечей появился только 15 сентября 1943 г, когда эту награду получил генерал Герман Гот за бои в районе Курска.
Общее число награжденных Мечами составило 160 человек; из них 159 немцев и 1 иностранец - японский адмирал Исоруку Ямамото (27 мая 1943 г) .
Главным отличием этого креста был фрагмент в виде скрещенных мечей, располагающихся прямо под листьями.

Рыцарский крест с Дубовыми Листьями, Мечами и Бриллиантами


Орден учреждался почти одновременно с Мечами (выдавался с 15 июля 1941 г., официальный указ опубликован 28 сентября 1941 г.). Награждение орденом низводилось за выдающиеся военные заслуги, при этом кандидатом мог быть только кавалер Рыцарского креста с Дубовыми Листьями и Мечами.
Первое представление к награде состоялось 15 июля 1941 г. - ас люфтваффе Вернер Мельдерс получил крест за свою 101-ю победу в воздухе. В Вермахте Бриллианты первым получил генерал Эрвин Роммель (17 марта 1943 г) за действия в Африке; во флоте (9 августа 1943 г) – командир подводной лодки Вольфганг Лют, потопивший 43 судна.
Общее количество награжденных составило 27 человек; почти половина из награжденных – асы люфтваффе (12 человек). В кригсмарине Бриллианты заработали только 2 моряка (оба – подводники), остальные 13 наград достались пехотинцам и танкистам.
Крест имел дополнительный фрагмент в виде дубовых листьев и скрещенных мечей, изготовленный из серебра 935 пробы и украшенный 45 или 50 бриллиантами. Первоначально бриллианты крепились только на дубовых листьях, однако в соответствии с измененной редакцией статута ордена от 28 сентября 1941 г. бриллианты стали крепить и на рукоятках мечей.
Каждому награжденному вручались два экземпляра дополнительного фрагмента: один с настоящими бриллиантами, а другой с камнями, имитирующими бриллианты.

Рыцарский Крест с Золотыми Дубовыми Листьями, Мечами и Бриллиантами


Это – высшая степень Рыцарского креста, самая высокая воинская награда Третьего рейха. Орден учрежден 29 декабря 1944 г, причем Гитлер установил жесткий лимит награжденных – не более 12 человек, подвиги которых отмечены всеми степенями Рыцарского креста ордена Железного креста.
Однако во время войны этим крестом был награжден (1 января 1945 г.) только один человек - Ганс Ульрих Рудель, пилот бомбардировщика Ju.87 и командир 2-й эскадры пикирующих бомбардировщиков (StG.2). Это был действительно выдающийся летчик: за время войны он совершил 2350 боевых вылетов, лично уничтожил 532 (по другим сведениям 519) советских танков и 800 автомашин. Кроме того, Рудель потопил 2 боевых корабля, 70 десантных судов, уничтожил 150 орудий, одержал 11 побед в воздухе (!) и 30 раз был сбит, но дожил до конца войны.
Этот Рыцарский крест выглядел так же, как крест с Дубовыми Листьями, Мечами и Бриллиантами, но фрагмент с листьями и мечами над крестом был сделан из золота и украшен 50 бриллиантами ручной работы. Носился так же, как и предыдущие степени Рыцарского креста, на ленте на шее.