Что такое "бюджетное правило"? Как оно влияет на экономику России? Бюджетные правила как инструмент сбалансированной бюджетной политики Что такое бюджетные правила

11:37 — REGNUM

Правительственный закон о бюджетном правиле Госдума приняла в третьем итоговом чтении, передает корреспондент ИА REGNUM 19 июля. По планам Минфина, который разработал законопроект, принятие нового бюджетного правила позволит снизить зависимость федерального бюджета от нефтяных цен.

Правило устанавливает предельный объем расходов для федерального бюджета. Теперь он не сможет превышать сумму нефтегазовых доходов за очередной финансовый год. Сумма нефтегазовых доходов рассчитывается при учете базовой цены на сырье (нефть и газ), прогнозируемых курса рубля к доллару, объема ненефтегазовых доходов и расходов на обслуживание госдолга.

Базовая цена барреля нефти при расчете бюджета должна составлять 40 долларов. С 2018 года стоимость сырья будет ежегодно индексироваться на 2%.

«Это правило в полном объеме вступит в действие с 2019 года, а на 2018 год предельный уровень расходов предлагается определить с учетом первичного дефицита в 1% ВВП», — отметил депутат Госдумы Глеб Хор («Единая Россия»). Он напомнил, что в ходе обсуждения проекта закона в Госдуме звучали предложения повысить используемую в новом правиле цену отсечения с 40 до 50 долларов за баррель. «Однако большинство депутатов сочло возможным сохранить предложенную правительством РФ планку в 40 долларов», — добавил парламентарий.

Дополнительные доходы от более высокой цены на нефть будут перенаправлены в Фонд национального благосостояния (ФНБ). Изначально Минфин предлагал наполнять дополнительными доходами Резервный фонд, основная задача которого — сокращение бюджетного дефицита. Для этих же целей ведомство предлагало фактически реорганизовать ФНБ и объединить его с Резервным фондом. Однако профильный комитет Госдумы по бюджету и налогам отмечал, что основная задача ФНБ —обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений россиян и обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда. Поэтому перенаправить все средства ФНБ в Резервный фонд невозможно.

Ко второму чтению Минфин и профильный комитет изменили документ, прописав, что Резервный фонд к 1 февраля 2018 года будет ликвидирован и вольется в ФНБ. Новый Объединенный фонд возьмет на себе задачи по сбалансированности страховой пенсионной системы, финансированию дефицита федерального бюджета, а также софинансированию добровольных пенсионных накоплений.

Средства ФНБ можно будет использовать, в том числе, на софинансирование добровольных пенсионных накоплений и финансирование дефицита федерального бюджета в зависимости от остатка средств фонда на конец года, отметил депутат Госдумы Леонид Симановский («Единая Россия»). «Если объем размещенных на депозитах и банковских счетах в Банке России средств ФНБ превысит 5% ВВП на конец очередного года, то использование средств фонда на покрытие дефицита федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда РФ будет ограничен объемом недополученных нефтегазовых доходов, а если не превысит 5% — то 1% ВВП», — отметил парламентарий, комментируя закон.

Без бюджетного правила при каждом удорожании нефти на дополнительные $5 за баррель экономика бы прибавляла в росте по 0,5 процентного пунктов (п.п.), инфляция бы сокращалась на 0,5 п.п., а курс рубля был бы крепче на 5–7%. Об этом говорится в материалах Минэкономразвития к новому макропрогнозу до 2020 года, с которыми ознакомились «Известия». Бюджетное правило с ценой отсечения в размере $40 за баррель направлено на последовательное сокращение дефицита бюджета и наполнение резервов на случай нового кризиса. Эксперты согласны с необходимостью копить на черный день.

Бюджетное правило было введено в России в 2013 году. Оно предполагало, что все нефтегазовые доходы бюджета сверх $90 за баррель будут идти в Резервный фонд (РЗФ) для накопления. Как только объем РЗФ достигал установленного на год показателя по накоплениям (в 2014 году - 7% ВВП), все сверхдоходы шли в Фонд национального благосостояния (ФНБ). Таким образом Россия формировала «подушку безопасности» на случай кризиса. Накопления Минфину пригодились: в 2015 году из-за сильного падения цен на нефть действие бюджетного правила было приостановлено, а средства из РЗФ стали направляться на покрытие дефицита бюджета. По состоянию на 1 сентября этого года объем РЗФ составляет 1 трлн рублей, тогда как на 1 января 2015 года (до того как Минфин стал тратить резервы) его объем был почти 5 трлн рублей. Объем ФНБ составляет 4,4 трлн рублей.

ПОДРОБНЕЕ ПО ТЕМЕ

Поправки в Бюджетный кодекс о введении нового бюджетного правила и объединении РЗФ и ФНБ на базе последнего были утверждены в конце июля. Нововведения заработают с 2018 года. Цена отсечения составит $40 за баррель.

Без бюджетного правила при каждом удорожании нефти на $5 за баррель ВВП прибавлял бы в росте по 0,5 п.п., инфляция снижалась на 0,5 п.п. сильнее, а курс рубля был бы крепче на 5–7%, подсчитали в Минэкономразвития. С бюджетным правилом при удорожании нефти на $5 экономика будет прибавлять в росте по 0,1–0,2 п.п., инфляция сокращаться на 0,2 п.п., а курс рубля - укрепляться на 1,5–2%.

При этом в Минэкономразвития поддерживают введение бюджетного правила с ценой отсечения $40 за баррель, говорил журналистам министр экономического развития Максим Орешкин. По его словам, это позволит последовательно снижать дефицит бюджета. Благодаря бюджетному правилу к 2020 году дефицит может сократиться с существующих 2% ВВП до 0,8% ВВП.

С бюджетным правилом экономическое развитие России будет более сдержанным, из-за того что оно существенно ограничивает поступление денег в экономику, объяснил макроаналитик Райффайзенбанка Станислав Мурашов.

Если бы все нефтегазовые доходы шли в бюджет, то, соответственно, и расходы бюджета были бы больше, а значит, и рост экономики выше. При этом уровень инфляции у нас в стране сильно привязан к курсу рубля. Чем крепче рубль, тем ниже инфляция. Это связано с тем, что у нас большая доля импортных товаров, которые покупаются за валюту. При ослаблении рубля покупать их приходится за большие деньги, поэтому и товары в рублях становятся дороже, - объяснил Станислав Мурашов.

Экономический рост не будет оправданным без существования бюджетного правила, считает директор Центра исследований региональных реформ РАНХиГС Александр Дерюгин.

Мы не можем себе позволить пустить все деньги на расходы и увеличивать тем самым экономический рост, потому что если случится новый кризис, то Россия останется у разбитого корыта и это перечеркнет весь рост, который был. Новое бюджетное правило довольно жесткое, в принципе цена отсечения в размере $40 за баррель - справедливая, - уверен Александр Дерюгин.

Министр финансов Антон Силуанов заявил, что 2018 год станет последним, когда Минфин будет тратить резервы. Начиная с 2019 года ведомство полностью перейдет к накоплению средств.


Госдума на сегодняшнем заседании приняла в третьем чтении закон, устанавливающий новое бюджетное правило (регламент определения объема госрасходов в зависимости от доходов) и объединяющий Фонд национального благосостояния (ФНБ) и Резервный фонд. Документ, внесенный в парламент Минфином, вносит поправки в Бюджетный кодекс в той части, где регламентируется использование нефтегазовых доходов казны.

Бюджетное правило начнут применять после тестирования в 2018-м

Ключевым в новом законе является положение о бюджетном правиле. Это один из механизмов формирования федерального бюджета, который определяет максимальный уровень госрасходов исходя из цены на нефть. Принцип его действия заключается в том, чтобы перечислять в Резервный фонд переведенные в доллары дополнительные нефтегазовые доходы, которые формируются в случае подъема фактической стоимости нефти над прогнозной, и продавать валюту за рубли в случае падения цен на нефть ниже ожидаемого уровня. Конечная цель применения правила – снижение зависимости бюджета от конъюнктуры нефтяного рынка.

Закон, который приняла Госдума, регламентирует предельный объем госрасходов в очередном финансовом году и более длительном плановом периоде. Базовая цена на российскую нефть Urals устанавливается на уровне 40 долларов за баррель в ценах 2017 года и подлежит начиная с 2018-го ежегодной индексации на 2%.

Расходы бюджета теперь не могут превышать прогнозной суммы нефтегазовых доходов, рассчитанных на основе базовой цены на нефть, базовой экспортной стоимости природного газа и прогнозируемого валютного курса, а также доходов, не связанных с добычей и экспортом углеводородов, и предполагаемого объема расходов на обслуживание госдолга. Иными словами, ежегодно определяемый Минфином объем заимствований должен быть не больше расходов на обслуживание долга.

Ввести в действие новое бюджетное правило предполагается с 1 января следующего года. То есть оно начнет применяться при верстке федерального бюджета на 2019 год и последующие периоды.

В 2018-м предусмотрен переходный период, который станет тестовым для нового бюджетного правила. В будущем году общий объем госрасходов не может превысить суммы всех плановых доходов и расходов на обслуживание госдолга плюс 1% ВВП. После такой обкатки новый регламент формирования бюджета будет закреплен в Бюджетном кодексе.

Из суверенных фондов останется один ФНБ

Принятый депутатами закон предполагает объединение двух главных накопительных кубышек России. Средства Резервного фонда будут перечислены на счета ФНБ. Эта процедура, согласно тексту документа, должна быть завершена до 1 февраля 2018 года.

Новый Объединенный фонд, как и раньше, будет формироваться за счет дополнительных нефтегазовых доходов. Как пояснил ранее при рассмотрении поправок замминистра финансов РФ Владимир Колычев, цель накопления этих средств останется прежней.

«Такое объединение предполагается в условиях, когда прогнозируется исчерпание средств Резервного фонда в условиях резко снизившихся цен на нефть в последние два года, - отметил Колычев. - Целевая составляющая объединенного фонда сохраняется такой же, как были предшествующие два фонда. То есть - три цели: это финансирование, направленное на сбалансированность страховой пенсионной системы, финансирование дефицита федерального бюджета и софинансирование добровольных пенсионных накоплений».

Но расходование нового ФНБ на перечисленные цели будет строго привязано к показателю остатка средств фонда на конец очередного финансового года. Если остаток превысит 5% ВВП, использование средств предлагается ограничить объемом недополученных нефтегазовых доходов в прошедшем году. Если на счетах ФНБ останется меньше 5% ВВП, то расходование его резервов предлагается ограничить 1% ВВП. По замыслу разработчиков закона, это позволит сохранить минимально допустимый объем казенных средств на черный день.

Принцип, заложенный в бюджетное правило, фактически действует с 2004 года, когда был образован Стабилизационный фонд. Для указанного фонда действовал следующий порядок формирования: в него перечислялись нефтегазовые доходы свыше цены отсечения, которая составляла 20 долларов за баррель нефти в 2004 году, 27 долларов в 2006 году. При этом динамика цен на нефть существенно опережала рост цены отсечения. По оценкам специалистов, в Стабилизационный фонд поступало до ¾ дополнительных доходов от благоприятной внешней конъюнктуры.

Принцип, заложенный в бюджетное правило, фактически действует с 2004 года, когда был образован Стабилизационный фонд. Для указанного фонда действовал следующий порядок формирования: в него перечислялись нефтегазовые доходы свыше цены отсечения, которая составляла 20 долларов за баррель нефти в 2004 году, 27 долларов в 2006 году. При этом динамика цен на нефть существенно опережала рост цены отсечения. По оценкам специалистов, в Стабилизационный фонд поступало до ¾ дополнительных доходов от благоприятной внешней конъюнктуры.

С 1 февраля 2008 года стабилизационный фонд был разделён на две части: Резервный фонд $125,41 миллиард (3 069 млрд руб. на момент разделения) и Фонд национального благосостояния $31,98 миллиард (782,8 млрд руб. на момент разделения).

величина ненефтегазового дефицита бюджета — 4,7 % ВВП

нефтегазовый трансферт — объема нефтегазовых доходов, который можно направить на финансирование расходных статей бюджета — 3,7 % ВВП.

То есть подразумевалось, что возможно «безопасно» выполнять заимствования в размере 1 % ВВП для финансирования дефицита бюджета. Пороговый объем Резервного фонда был установлен равным 10 % ВВП. После преодоления данного порога нефтегазовые доходы должны были направляться в Фонд национального благосостояния.

В связи с кризисом 2008 года, указанное выше правило перестало действовать. Новой ценой отсечения стал уровень 45 — 50 долларов за баррель, который обечпечивал нефтегазовые доходы на уровне 4,7 % ВВП. В 2011 году пороговый объем Резервного фонда был установлен в размере 7 % ВВП.

В 2012 году было предложено бюджетное правило, включавшее два новшества:

цена отсечения нефтегазовых доходов должна не прогнозироваться, а рассчитываться на основе статистических данных за предыдущие годы как трендовый показатель;

объем расходов бюджета должен определяться как сумма ненефтегазовых доходов и нефтегазовых доходов в рамках расчетной цены на нефть плюс максимально возможный дефицит бюджета в размере 1 % ВВП.

Официально бюджетное правило начало действовать с 1 января 2013 года. Цена отсечения рассчитывалась за период в пять лет и составила 91 доллар за баррель. Нужно отметить, что к 2018 году расчетный период должен составить десять лет. В 2014 году цена отсечения выросла до 92 долларов США за баррель.

Обострение внешнеполитической конфронтации России со странами Запада и ухудшение экономической ситуации требуют от руководства страны незамедлительных действий. Пресловутое импортозамещение пока оказывается скорее переходом не на отечественный продукт, а на китайский. Нужны кардинальные перемены.

Последняя неделя стала неделей откровений для Правительства России, экспертов и россиян. С трибун Госсовета зазвучали предложения по кардинальной смене экономического курса. Так, президент страны Владимир Путин опроверг экономические постулаты, которые внушались либералами последние 20 с лишним лет, и заявил, что отныне российская экономика будет ориентироваться на внутренний рынок, а не на мифические иностранные инвестиции.

Вопрос внешних заимствований, от которых Минфин отказался в текущем году, всегда вызывал множество нареканий в экспертной среде. В 2010 году Россия вернулась к практике размещения долговых бумаг с целью покрытия бюджетного дефицита. Однако, несмотря на то, что бюджет в 2011-2013 годах исполнялся с профицитом, Минфин почему-то от привлечения средств не отказался. При том что стабильно растущие доходы от экспорта энергоресурсов позволяли наращивать средства резервного фонда. 1 мая этого года совокупный объем средств резервного фонда достиг 87,94 млрд долларов. В связи с этим оставалось неясным, с какой целью Минфин в последние несколько лет обращался на внешний рынок за дополнительными деньгами, если государство не испытывало нехватки собственных средств.

Как бы там ни было, под давлением обстоятельств Минфин вынужден теперь отказаться от внешних заимствований. В частности, сыграло свою роль снижение рейтинговым агентством Standart&Poors кредитного рейтинга России с «BBB» до «BBB-», то есть до «негативного».

Это делает нецелесообразным привлечение заемных средств.

Нужно отметить, что игра в евробонды, которую начал Минфин в 2010 году при колоссальном росте поступлений в резервный фонд, привела к тому, что долговая нагрузка на государство увеличилась на 14,43 млрд долларов, составив в структуре госдолга 72,9%. Конечно на фоне крупных развитых стран государственный долг России небольшой. На 1 апреля 2014 года он составил всего 54,9 млрд долларов . Это один из самых низких показателей госдолга в Европе. А если обратиться за примером к США, в 2013 году он превысил цифру в 17 трлн.

Однако у этой медали есть обратная сторона. При низком долге госсектора у нас катастрофически высокий частный долг. В 2014 году он достиг 649,2 млрд долларов . При этом суммарный внешний долг России, по данным Центробанка, равен 727,1 млрд. И пугает не столько масштаб корпоративного долга, сколько его динамика. В двухтысячные годы внешний долг рос весьма стремительно.

Российский крупный бизнес на протяжении последних 10 лет весьма активно обращался за кредитами в зарубежные банки. Растущий спрос на иностранные источники объясняется выгодной разницей процентной ставки иностранных кредитов по сравнению с внутрироссийскими, а также более доступными условиями получения. Некоторые эксперты не склонны видеть в этом серьезной угрозы в силу того, что в России сложилась экспортная модель экономики. По их мнению, задолженность перед западными банками не страшна, пока долги обеспечены стабильным экспортом продукции.

При этом крупнейшие отечественные компании, имеющие серьезную внешнюю задолженность, связаны с энергоресурсами или другими сырьевыми товарами. Среди ключевых должников такие гиганты, как «Лукойл», «Евраз», «Русал», «Северсталь», «Транснефть», «Газпром» и «Роснефть». В частности, по данным Reuters, совокупная задолженность «Газпрома» и «Роснефти» составляет порядка 90 млрд долларов (почти в 2 раза больше, чем российский госдолг). При этом Standart&Poors оценивает сумму возврата, которую в этом и следующем году должна осуществить «Роснефть», - в 15 и 16 млрд долларов соответственно. Также существенная часть внешней задолженности приходится на пять крупнейших отечественных банков, которые должны зарубежным кредиторам порядка 60 млрд долларов.

Одной из угроз неуправляемого роста внешнего долга является превышение суммы долга над располагаемыми золотовалютными резервами. Чем это чревато? Золотовалютные резервы, как известно, используются в первую очередь для финансирования импорта, погашения внешнего государственного долга и стабилизации валютного рынка. Государство в случае ухудшения экономической ситуации вынуждено брать на себя финансирование долгов крупных корпораций.

Глубоко не вдаваясь в эти нюансы, достаточно еще раз обратить внимание на компании с наибольшими долгами - это стратегические корпорации, связанные с добычей энергоресурсов, от которых напрямую зависит наполнение бюджета. Очевидно, что отказаться от помощи этим компаниям государство не может.

Между тем соотношение величины внешнего долга и ЗВР существенно изменилось за последние несколько лет. Если в декабре 2011 года ЗВР покрывали 94,8% внешнего долга, то в мае 2014 резервами обеспечено уже лишь 65,3% долга.

Кроме того, что само по себе растущее бремя внешнего долга является серьезной угрозой, с этого года добавился еще один фактор. Это ухудшение отношений с США и Евросоюзом, которое уже начало сказываться на финансово-кредитной сфере. В условиях нарастающей конфронтации с Западом, при снижении суверенного кредитного рейтинга зарубежные банки могут отказать нашим компаниям в реструктуризации долгов, в переносе сроков выплат либо в дополнительных займах. Это в свою очередь может значительно ухудшить ситуацию с оттоком капитала.

Политические проблемы уже коснулись некоторых компаний. Причиной стали изменения, которые в этом году были внесены в условия кредитования иностранными банками. В кредитном договоре теперь появился пункт о немедленном погашении взятых займов или даже об объявлении заемщиком дефолта в случае введения санкций против компании или даже ее совладельца. Как отмечает Financial Times, банки и кредитные организации США и ЕС требуют, чтобы компании, избежавшие санкций, немедленно погасили кредиты в случае их введения . Хотя такая практика не является революционной. И в общем логично, что любой кредитор в условиях политической нестабильности желает себя обезопасить подобными условиями.

Реакция на такую меру ждать себя не заставила. Например, крупнейшая российская компания нефтехимического комплекса «Сибур» , против совладельца которой - Геннадия Тимченко - власти США ранее ввели санкции, недавно взяла в Сбербанке кредит на 27 млрд рублей, отказавшись от зарубежного кредитора .

По данным Financial Times, западные банки уже сократили объем сотрудничества с РФ. Citigroup по итогам первого квартала 2014 года сократил инвестиции на 9% - до 9,4 млрд долларов. JP Morgan Chase решил инвестировать на 13% меньше - 4,7 млрд долларов. Также сворачивать бизнес в РФ стали и японские банковские группы - это Bank of Tokyo Mitsubishi UFJ и Sumitomo Mitsui Banking Corporation. Кстати, последний заморозил на некоторое время кредитные линии для нефтетрейдера Gunvor, ассоциированного с попавшим в санкционный список Тимченко. Также сложности возникли у горно-металлургического холдинга «Металлоинвест» Алишера Усманова. Буквально за несколько дней до подписания соглашения по экспортному финансированию в размере 1 млрд долларов - банк отказался от сделки.

Дальнейшее ухудшение ситуации, которое подогревается еще и сугубо экономическими причинами - это усугубление мирового кризиса, - может вызвать острый кризис ликвидности. В 2008-2009 годах это привело к тому, что государство было вынуждено взять на себя реструктуризацию и погашение долгов ряда компаний.

Текущая ситуация будет сохраняться и может быть либо усугублена, либо сглажена в зависимости от дальнейшего развития событий вокруг Украины. Но из этой истории важно сделать своевременные выводы. Минфин ранее уже заявил о том, что намерен впредь отслеживать все иностранные займы. Однако какие-то конкретные инструменты озвучены не были. Безусловно, положительным является отказ от государственных заимствований. Но тут, скорее, дело в полном отсутствии выгоды от привлечения средств в условиях негативного кредитного рейтинга. Конечно, и Запад, вероятно, не желает усугублять ситуацию. Иностранный капитал все же заинтересован в сотрудничестве, а не в конфронтации.

Но, так или иначе, зависимость российского бизнеса от западной финансовой системы и продолжающийся рост корпоративного долга не имеет перспектив. Превышение суммы долга над золотовалютными резервами - это опасный симптом. Примечательно, что внешняя задолженность продолжала накапливаться и при растущем в 2012-2013 годах экспорте. Казалось бы, растущий экспорт должен был положительно сказаться на росте прибылей наших добывающих корпораций и смягчить долговую нагрузку. Однако долги увеличивались. Это свидетельствует о том, что эффективность экспортной модели снижается. Российские финансовые власти, делая отдельные шаги - отказываясь от займов через евробонды, ужесточая контроль за иностранными кредитами, - ранее все же не шли на радикальные меры, которые, сейчас, уже стоит рассматриваются всерьез. Это, отказ от пресловутого бюджетного правила, о чем уже не один раз заявляли даже в Минэкономики…

Странно, что прошла почти незамеченной новость о том, что финансовое ведомство предлагает отказаться от пополнения Резервного фонда за счет дополнительных нефтегазовых доходов в рамках «бюджетного правила». На величину этих доходов планируется сократить программу государственных заимствований, на стоимость которых негативно влияют геополитическая ситуация и режим западных санкций. По бюджетному правилу, нефтегазовые доходы бюджета, получаемые сверх базовой цены на нефть (96 долларов за баррель), направляются в Резервный фонд, напомнил замглавы Минфина. «Мы предлагаем модифицировать это правило и не накапливать эти средства в Резервном фонде, а направлять их уже на этапе планирования на замещение государственных заимствований», - сказал глава Минфина Антон Германович Силуанов. «Мы отходим от ранее преобладающей тактики и стратегии — «занимай и сберегай», которая позволяла занимать и накапливать средства в Резервном фонде,- сообщил Лавров. — Раз у нас ситуация такая, считаем правильным не направлять эти средства в Резервный фонд, а сократить тем самым объем государственных заимствований и госдолга». Сберегал Минфин, напомним, в основном в гособлигациях стратегического конкурента — США. Так что иначе, как отказом платить дань Вашингтону, это решение назвать нельзя , и оно действительно сенсационное (ранее уже сообщалось о постепенном сокращении доли российских ЗРВ в облигациях США, вкупе с начавшимся отказом от расчетов в долларах с Китаем и рядом других стран, это открытый вызов «мировому гегемону», развязавшему войны по всему миру).

В проекте бюджета на 2015-2017 гг. предусмотрено сокращение внутренних государственных заимствований более чем в два раза: в 2015 г. — до 280 млрд руб. (в действующем законе о бюджете — 676,6 млрд руб.), а в 2016 г. — до 299 млрд руб.(против планировавшихся 745,5 млрд руб.). Объем Резервного фонда оценивается в сумму около 3,5 трлн руб. А на днях стало известно, что возглавляемая Дмитрием Медведевым правящая партия готовит для страны альтернативный экономический курс. Одним из главных идеологов этого курса становится советник президента Сергей Глазьев. В Госдуме прошли широко анонсированные парламентские слушания о новой экономической политике ().

Предлагаемые единороссами меры прямо противоположны предыдущей политике правительства Дмитрия Медведева. Депутаты, в частности, предлагают в пять раз увеличить бюджетный дефицит, резко сократить налоговую нагрузку и потратить на инвестиции почти половину золотовалютных запасов страны за ближайшие пять лет. Прозвучало предложение ввести налог на вывоз капитала — то есть своего рода налог на богатых.

Советник президента РФ Сергей Глазьев в ходе прошедшего в среду круглого стола на тему «Российская экономика в условиях нарастания санкций со стороны западных стран» рассказал о трудностях, которые мешают осуществиться повороту экономического курса. «Если Центральный банк будет и дальше проводить политику удушения наших товаропроизводителей, не увеличивая объем денег, не создавая механизмы долгосрочного дешевого кредита, то никакого импортозамещения не будет. Политика Центрального банка наносит гораздо больший вред, чем экономические санкции. А в сумме политика Центробанка и санкции ставят нашу экономику на грань катастрофы. В этом году нужно отдать Западу кредитов на 120 млрд долларов — это порядка 4 трлн руб. плюс импортозамещение - 1 трлн руб., не меньше. Так, российской экономике не хватает 5 трлн руб. на поддержание простого воспроизводства» , — отметил Глазьев. По мнению советника президента, необходимо предоставить нашим корпорациям долгосрочные дешевые кредиты на 4 трлн руб. на тех условиях, к которым они предоставляются за рубежом.

Но чтобы капиталы не «утекли» на Запад, нужны дополнительные меры. «Я бы предложил налог на вывоз капитала. Многие страны пользуются этим инструментом. Если мы понимаем, что вывоз капиталов происходит с целью уклонения от налогов, то что мешает ввести такую норму, как обложение финансовых трансакций НДС. Если это легальная операция, и импорт идет в страну, то этот налог засчитывается в НДС. А если нелегальная, то штраф за вывоз капитала», — сообщил Глазьев. При этом советник предложил возвращать налог для компаний, вывозящих деньги под сделки по легальному импорту. Отметим, что Банк России прогнозирует отток капитала из России в 2014 г. в 90 млрд долларов, а Минэкономразвития ожидает данный показатель на уровне 100 млрд долларов, правда, никаких действий за этими прогнозами не следует. «Этот вопрос для Центробанка абсолютно табуирован, ЦБ делает вид, что это его не касается. При такой политике мы рискуем пострадать от экономических санкций летальным образом. Поэтому главная проблема, которую сегодня надо решать - это преодоление упорного нежелания Центрального банка отстаивать интересы национальной безопасности, обеспечивать экономическую безопасность страны и прекратить следование интересам иностранных спекулянтов», — заявил Глазьев.

Отметим, что Банк России прогнозирует отток капитала из России в 2014 г. в 90 млрд долларов, а Минэкономразвития ожидает данный показатель на уровне 100 млрд долларов, правда, никаких действий за этими прогнозами не следует.

"Этот вопрос для Центробанка абсолютно табуирован, ЦБ делает вид, что это его не касается. При такой политике мы рискуем пострадать от экономических санкций летальным образом. Поэтому главная проблема, которую сегодня надо решать - это преодоление упорного нежелания Центрального банка отстаивать интересы национальной безопасности, обеспечивать экономическую безопасность страны и прекратить следование интересам иностранных спекулянтов" , - заявил Глазьев.

Экономист Михаил Хазин в ходе "круглого стола" по теме санкций отметил, что переориентировать Правительство и руководство ЦБ на новый курс будет непросто.

"Сегодняшнее руководство российского Правительства и руководство Центрального банка - это люди, которые свою карьеру сделали в рамках взаимодействия с долларовым центром, поэтому говорить о том, что они будут строить что-то альтернативное долларовой системе, по меньшей мере наивно. Они этого делать никогда не будут", - заявил экономист.

Тем временем, становится очевидным, что Бреттон-Вудская система со всеми ее институтами - МВФ, Всемирным банком и эмиссионным долларовым центром - претерпевает кризис, который США пытаются преодолеть за счет других участников мировой экономики, уверен Хазин. Так, глобальная экономическая проблема в очередной раз оказывается неотделимой от политики.

"Россия в данном случае выступает в качестве наиболее публичного оппонента США. В реальности Китай и часть элит Западной Европы сопротивляются американскому давлению куда сильнее, чем Россия, но это происходит за кулисами. А Россия в ситуации с Украиной сделала это публично, что привело к двум следствиям. Первое - весь мир увидел, что есть в мире силы, которые не хотят ложиться под США. Если бы экономическая ситуация в мире была хорошей, это бы не вызвало сильной реакции, но уровень жизни населения сильно падает. Руководители малых стран поняли, что свой кусок от мировой долларовой системы не получат, и для них принципиально важно, что есть кто-то, кто может оказывать какое-то противодействие. В результате авторитет России в мире не среди экономических элит, а среди народа в целом, малых и средних государств очень сильно вырос. Как следствие это вызвало очень острое противодействие. Именно в этом причина санкций", - отмечает экономист.

Итак, очевидно, каких действий требуют обстоятельства, но все они - деоффшоризация, выгодное "длинное" кредитование.

«Минфин предлагает зафиксировать в готовящемся законе о федеральном бюджете на 2015-2017 годы отказ от пополнения Резервного фонда за счет дополнительных нефтегазовых доходов в рамках "бюджетного правила". Об этом говорится в проекте федерального бюджета на 2015 год и плановые 2016-2017 годы, подготовленного министерством. На величину этих доходов планируется сократить программу государственных заимствований, на стоимость которых негативно влияют геополитическая ситуация и режим западных санкций.

Предложение учитывать эти изменения уже на этапе планирования бюджета озвучил заместитель министра финансов РФ Алексей Лавров на заседании российской трехсторонней комиссии, объединяющей представителей правительства, работодателей и профсоюзов.

По бюджетному правилу, нефтегазовые доходы бюджета, получаемые сверх базовой цены на нефть ($96 за баррель), направляются в Резервный фонд, напомнил замглавы Минфина.

"Мы предлагаем модифицировать это правило и не накапливать эти средства в Резервном фонде, а направлять их уже на этапе планирования на замещение государственных заимствований",- сказал Лавров, уточнив, что эта практика может распространиться на текущий процесс подготовки бюджета на следующие три года.

Программа заимствований на 2015 год пока без изменений - планируется привлечь на внутреннем рынке около 1 трлн рублей, на внешнем - 7 млрд долларов, говорил несколько дней назад министр финансов Антон Силуанов.

Но в опубликованном сегодня проекте бюджета на 2015-2017 годы предусмотрено сокращение внутренних государственных заимствований более чем в два раза: в 2015 году - до 280 млрд рублей (в действующем законе о бюджете - 676,6 млрд рублей), а в 2016 году - до 299 млрд рублей (против планировавшихся 745,5 млрд рублей).

"Мы отходим от ранее преобладающей тактики и стратегии - "занимай и сберегай", которая позволяла занимать и накапливать средства в Резервном фонде,- сообщил Лавров. - Раз у нас ситуация такая, считаем правильным не направлять эти средства в Резервный фонд, а сократить тем самым объем государственных заимствований и госдолга".

Минфин таким образом планирует закрепить сложившуюся в текущем году практику, сказал замминистра финансов. В 2014 году министерство уже отказалось от планов пополнять Резервный фонд (первоначально предполагалось направить туда 251 млрд рублей).

"Такой режим действует в отношении этого года, и будет действовать в следующем году - если нам будет не хватать ненефтегазовых доходов, или источников финансирования дефицита, у нас есть право не направлять средства в Резервный фонд, и даже использовать средства Резервного фонда",- заключил Лавров.

Ранее Силуанов сообщал, что в следующем году предусмотрено пополнение Резервного фонда на 350 млрд рублей.

"Мы, конечно, в этих условиях вряд ли сможем его пополнить, - признавал он. - Но будем пользоваться тем же самым принципом, что и в этом году. Если у нас внешние рынки будут дорогие или будут закрыты, то мы не будем пополнять Резервный фонд, а будем сокращать программу заимствований".

Минфин оценивает, что объем Резервного фонда в 2015 году вырастет на 70 млрд рублей - до 3,542 трлн рублей, а в 2016 году - на 119 млрд рублей - до 3,661 трлн рублей, говорится в материалах ведомства, подготовленных к заседанию трехсторонней комиссии по социально-экономическим вопросам.»

Дополнительные нефтегазовые доходы России за первые шесть месяцев этого года уже составили 1,7 трлн рублей, рассказал «Известиям» глава Казначейства Роман Артюхин. Это больше половины прогнозируемой суммы за весь 2018 год. Эксперты поддерживают желание Минфина формировать накопления ускоренными темпами: эти средства должны стать «подушкой безопасности» на случай нового кризиса.

С этого года в России действует новое бюджетное правило. На все доходы от продажи нефти по цене свыше $40 за баррель Минфин покупает валюту и направляет ее в Фонд национального благосостояния. Он призван стать новой «подушкой безопасности» взамен потраченного в кризис Резервного фонда.

В этом году Минфин рассчитывает пополнить ФНБ дополнительными нефтегазовыми доходами в размере 2,74 трлн рублей. Однако уже за первое полугодие поступления от продажи нефти по цене сверх $40 за баррель составили 1,7 трлн рублей. Эти средства аккумулированы на отдельных валютных счетах, рассказал «Известиям» Роман Артюхин после совместного круглого стола Московской биржи и Казначейства.

Ключевым итогом реализации нового бюджетного правила Минфин называет, в частности, снижение чувствительности курсовых колебаний к динамике цен на нефть.

В результате при повышенном уровне волатильности нефтяных котировок в 2017–2018 годах - от $43 до $80 за баррель - колебания курса рубля по отношению к доллару сохранились в относительно узком диапазоне: от 56 до 64 рублей, отмечается в «Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов», подготовленных Минфином.

При этом если бы не было бюджетного правила, то курс доллара сейчас бы составлял 50 рублей, говорил в июне первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов. Сейчас курс американской валюты держится около отметки в 62 руб./$. В конце мая с подобным заявлением выступал и министр экономического развития Максим Орешкин. По его словам, за последние три года правительство и Банк России сумели выстроить такую бюджетную и монетарную политику, что «растет цена на нефть или падает цена на нефть, это не мешало экспорту и условия были стабильными».

Однако глава Счетной палаты Алексей Кудрин заявил, что бюджетное правило можно и нужно смягчить на $5 - сделать цену отсечения не $40, а $45. Это, по его мнению, могло бы позволить не повышать НДС с 18 до 20% со следующего года. А объем дополнительных доходов бюджета был бы сопоставим с теми, которые казна получит от повышения налога на добавленную стоимость - 600 млрд рублей в год.

России удалось получить больше половины запланированных на этот год дополнительных нефтегазовых доходов благодаря довольно высокой цене на нефть, отметил директор Центра исследований региональных реформ РАНХиГС Александр Дерюгин. По его словам, спрогнозированная цифра в 2,74 трлн рублей, скорее всего, будет достигнута, а возможно, даже превышена. При этом эксперт уверен, что смягчать бюджетное правило не нужно, поскольку стоимость «черного золота» сложно предсказывать.

Поступления доходов в казну неравномерны, поэтому если в первом полугодии Россия заработала дополнительных нефтегазовых доходов больше, чем планировалось, то это не означает, что во второй половине года динамика сохранится, отметила руководитель направления «Фискальная политика» Экономической экспертной группы Александра Суслина. Она подчеркнула, что при составлении прогнозов по доходам исходят из средней цены на нефть и среднего курса доллара, которые могут меняться на протяжении года. По ее словам, оптимальный размер «подушки безопасности» - примерно 7% от ВВП страны. Когда этот уровень будет достигнут, бюджетное правило можно будет смягчать.

7% от ВВП России составляет порядка 7 трлн рублей. Таким образом, получается, что России нужно будет копить опережающими темпами еще три года. Предыдущий кризис показал, что «подушка безопасности» необходима. Она гарантирует возможность исполнять социальные обязательства перед населением в случае нового экономического шока.