Как делали старинные бронзовые кресты. Старинные кресты распятия. Древнейший символ - старинный крест


На лицевой створке в центре — «Распятие Христово». На концах в медальонах — погрудные изображения предстоящих Богоматери и апостола Иоанна Богослова, на верхнем конце — неизвестного святого. На оборотной створке в центре — Богоматерь в рост с младенцем на левой руке. На концах в медальонах — погрудные изображения


Крест-энколпион
Распятие Христово. Богоматерь Купятицкая
XII в. (поновление XIX в.)
Медный сплав, литье.
Центральный музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия
На лицевой створке в центре — «Распятие Христово», на верхнем конце оглавное изображение святого. На оборотной створке представлена Богоматерь в рост с младенцем на левой руке.




Створка креста-энколпиона
Богоматерь Купятицкая
Центр изготовления: Киев
XII в.
Медный сплав, литье, чернь.
Центральный музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия
В центре — Богоматерь в рост с младенцем на левой руке. На концах в медальонах — погрудные изображения святых, выполненные чернью. Богоматерь Купятицкая —иконографический тип Богоматери Одигитрии. Уже в конце XII в. отливки с изображением Богоматери Купятицкой получили широкое распространение в южнорусских землях и за их пределами


Крест-энколпион
Распятие Христово. Богоматерь Оранта
XII — начало XIII вв.
Медный сплав, литье.
На лицевой створке в центре — «Распятие Христово», на концах в медальонах — поясные изображения предстоящих Богоматери и апостола Иоанна Богослова. На верхнем конце изображение престола уготованного. На оборотной створке в центре представлена Богоматерь в рост с воздетыми руками (Оранта) и младенцем в медальоне на груди. На верхнем конце — композиция «Благовещение». На концах в медальонах — поясные изображения архангелов Михаила и Гавриила, на нижнем — мученика (Георгий?).




Крест двусторонний
Центр изготовления: Новгород
XVI в.
Красная медь, литье.
На лицевой стороне в центре — «Распятие Христово» с поясными изображениями предстоящих Богоматери и святой Марии, апостола Иоанна Богослова и мученика Лонгина сотника. На концах перекладины — апостолы Петр и Павел. На верхнем конце — Троица Ветхозаветная, на нижнем — великомученик Никита, побивающий беса. На оборотной стороне в средокрестии представлена Богоматерь Знамение с символами Евангелистов, на концах — избранные святые




Крест двусторонний
Распятие Христово. Богоматерь Знамение
XVI в. (по иконографии XV в.)
Медный сплав, литье.
Центральный музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия
Лицевая сторона: «Распятие Христово» с поясными парными изображениями предстоящих Богоматери и святой Марии, апостола Иоанна Богослова и мученика Лонгина сотника. На верхнем конце — Троица Ветхозаветная, на нижнем — великомученик Никита, побивающий беса. Оборотная сторона: Богоматерь Знамение (в ромбе) с символами Евангелистов, на концах — избранные святые. Образцом для наперсного креста явился двустворчатый энколпион XV века




Створка (оборотная) креста-энколпиона
Богоматерь Знамение
XVI в.
Красная медь, литье.
Центральный музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия
В средокрестии представлена Богоматерь Знамение. На концах — поясные изображения Иоанна Предтечи, великомучеников Георгия и Димитрия, святителей Николы Чудотворца и Василия Великого. Медный крест выполнен по образцам мелкой пластики из дерева и кости. В средокрестии повторен иконографический извод панагии XV в


Крест «Ангел Великого Совета»
XVII в. (по иконографии XVI в.)
Медный сплав, литье.
Центральный музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия
Крест с изображением архангела с зерцалом и мерилом в руках. Изображение Ангела Великого Совета в медном литье получает распространение с XVI в.


Крест-энколпион
Распятие Христово. Спас на троне
Центр изготовления: Новгород
XVI в.
Медный сплав, литье.
На лицевой створке в центре — «Распятие Христово» с поясными изображениями предстоящих Богоматери и апостола Иоанна Богослова. Вверху — два летящих ангела. На концах перекладины изображены апостолы Петр и Павел, на нижнем конце — святитель Никола Чудотворец. На оборотной створке: на фоне одноглавого храма в центре изображен Христос, сидящий на троне, с благословляющим жестом правой руки и Евангелием в левой руке. На нижнем конце — святые Стефан и Афанасий. Крест-энколпион по своим стилистическим признакам близок произведениям деревянной и костяной пластики XV-XVI вв.




Крест нательный
Центр изготовления: Старица
XIV-XVI вв.
Медный сплав, литье.


Крест нательный
Центр изготовления: Великий Устюг
XVII в.
Серебро, литье, эмаль


Крест нательный
Центр изготовления: Москва
XVII в.
Серебро, литье, эмаль, жемчуг




Крест нательный
XVII в.
Медный сплав, литье.
В средокрестии — рельефный восьмиконечный крест с цатой. На фоне — следы стекловидной эмали белого и синего цветов. Меднолитые нательные кресты повторяют форму серебряных.


Крест «Распятие Христово»
XVI в.
Медный сплав, литье.
В центре — «Распятие Христово» с поясными парными изображениями предстоящих Богоматери и святой Марии, апостола Иоанна Богослова и мученика Лонгина сотника. На концах перекладины — апостолы Петр и Павел. На верхнем конце — Троица Ветхозаветная, внизу — святители Василий Великий, Никола Чудотворец и Леонтий Ростовский.


Крест «Распятие Христово с предстоящими»
XVII в.
Медный сплав, литье.
В центре — «Распятие Христово»; в нижней части — парные изображения предстоящих Богоматери и святой Марии, апостола Иоанна Богослова и мученика Лонгина сотника. На верхней перекладине — херувим.


Крест наперсный панагийный. Крест корсунский
XIII в. (оправа — XVI в.)
Яшма, оправа — серебро, скань


Крест «Распятие Христово с предстоящими и избранными иконами»
XIX в.
Медный сплав, литье, эмаль.
В центре композиции — крест восьмиконечной формы с парными изображениями предстоящих Богоматери и святой Марии, апостола Иоанна Богослова и мученика Лонгина сотника. В навершии одиннадцать херувимов и серафимов. На пластинах с предстоящими — клейма с поясными парными изображениями архангела Михаила и апостола Петра, архангела Гавриила и апостола Павла. В верхней части в пяти клеймах представлены композиции: «Воскресение Христово (Сошествие во ад)», «Вход Господень в Иерусалим», «Богоявление», «Сретение Господне», «Троица Ветхозаветная». На обороте врезной текст.
Кресты подобной иконографии связывают со старообрядческими литейными мастерскими, существовавшими в Московской губернии в XVIII-XIX вв.


Крест-Распятие, запрестольный выносной
Романов Андрей Семенович (ок. 1863-1921, Екатеринбург), Романов Гавриил Семенович (1865-1928, Екатеринбург)
Центр изготовления: Екатеринбург
1904 г.
Дерево. Левкас, темпера, золочение.
На обороте креста изображен Архангел Михаил, под нижней перекладиной креста помещена надпись в 15 строк: «Сей с[вя]тый животворящий крест Господень пожертвован единоверцами прихода Казанско-Богородицкой часовни Пермской губернии Верхотурского уезда, выстроенной усердием предков в воспоминание славного 1812 года. Да сохранит Господь крестом своим наше христолюбивое воинство. Да подаст царю нашему победу над врагом. С нами Бог. Разумейте языцы и покаряйтеся яко с нами БОГ». Ниже, на яблоке креста, дана надпись в 11 строк: «Крест хранитель всей вселенной, крест красота церковная, крест цареме держава, крест верным утверждение, крест ангелом слава, крест бесом язва. Написан Сей с[вя]тый животворящий кр[ес]т в г. Екатеринбурге, иконописцами бр[атьями] Романовыми года декабря го совершися».

Сегодня она должна быть в Париже в церкви Нотр-Дам. Это обод диаметром около 21 см и имеет форму гладких скрученных веток. Ему не удалось научно подтвердить подлинность парижской короны, но на протяжении веков она неизменно была предметом христианского богослужения. В следующих статьях мы представим, в частности. Копье судьбы, ногти, Сударий Овьедо и Туринская плащаница.

Реликвии исчезли из собора Церкви Христа в Дублине. Лоуренса держали в деревянной коробке, запертой в металлической клетке. Видимо, воры были в сердце. Они не украли ничего из Церкви, которая имела бы материальную ценность, например, золотые подсвечники.

Кресты появились еще в дохристианскую эпоху. Старинные кресты символизировали солнце, огонь, землю, стороны света. Когда появилось христианство, крест стал его символом, так как на кресте распяли Иисуса. В наше время крест также остался основным символом религии.

История появления крестов

Старинный крест имеет культурную, художественную и материальную ценность, во все времена он вызывал неподдельный интерес ученых и обывателей. Первые кресты, которые появились на Руси, были привозными. Со временем мастера начали делать их в Киеве, позже и в других регионах. Первые крестики были небольшие, односторонние, без изображений. Они украшались только узорами. Постепенно производство крестов развивалось, их начали делать более крупными, украшали разноцветными эмалями, они стали более рельефными, начали появляться двухсторонние модели.

Самые известные реликвии: столбик взбивания, гвозди, Святой Грааль

Это не первый такой случай. В январе из Костёл Св. Крест в Тюрле был украден с креста, где Христос должен был умереть. Колонна, к которой Иисус был привязан во время бедствия, теперь находится в базилике Святого Павла. Столбец бедствия также должен святой. Хелена, мать Константина Великого, который нашел мощи Святого Креста. Конечно, подлинность полюса обсуждается, но культ окружает его непрерывно с начала средневековья.

Итак, тех, кого Христос должен был прибить к кресту. После смерти Голгофы по меньшей мере 30 ногтей поклонялись как пронзили руки и ноги Иисуса. Это число настолько велико, что вырезанные кусочки аутентичных ногтей сочетаются с обычными гвоздями, чтобы сформировать объект поклонения.

Старинные кресты

После раскола церкви раскольники взялись за тайное производство старинных крестов, икон. После того как прекратились гонения, начали появляться центры по производству крестов. Они стали более разнообразными, их производство достигло совершенства. Более 1000 лет назад мастера начали изображать тело Иисуса, украшали другую сторону креста словами молитвы или узорами. Кресты символизировали духовность, веру, стали частичкой тепла, оберегом.

Согласно раннему христианскому писателю Теодороте, горсть этих ногтей дала его сыну Константину Императрице Елене. Они должны были быть интегрированы в доспехи императора, чтобы защитить его. Сегодня один из этих гвоздей можно найти в Милане в рамках так называемого железная корона Ломбардии, увенчанная западными христианскими императорами. Другой гвоздь расположен в базилике Святого Креста Иерусалима в Риме, а другой - в соборе Трира.

Реликвии слышали абсолютно все. Он стал символом того, что все ищут и не могут найти. Это легендарная чаша, из которой Христос выпил на Тайной Вечере. Существуют и другие понятия - например, что кровь распятого Мессии вливалась в Грааль. Питер взял с собой судно в Рим. Там он стал папской чашей.

Виды старинных крестов

Старинные кресты, как и современные, имеют разные предназначения, виды, но все они являются символом веры.

По назначению и видам различают:

  • Напрестольные кресты. Такой крест отличается большим размером. Он хранится на престоле алтаря в храме.
  • Киотные кресты. Этот крест большая редкость. В давние времена его брали в походы. Иногда такой крест врезали в икону. Киотным его называют, так как он хранится на полке с иконами - киотой. Размещается она в углу храма.
  • Кресты-тельники. Нательные крестики небольшого размера, их одевают на шею при крещении и носят всю жизнь. Такие крестики имели различия для мужчин и женщин и отличались по виду. Они были самые распространенные, в наше время их раскапывают чаще всего.
  • Мощевик - это коробочка с изображением креста на крышке, в нем хранились мощи святых. Кресты-мощевики носили поверх одежды вместе с нагрудными крестиками. Позже их стали производить крестообразной формы. Их носили в основном князи, монахи, цари, паломники.
  • Нагрудные кресты носили поверх одежды священники.

Формы старинных крестов

Правильным крестом считается любая крестообразная форма. Но эта форма отличалась в зависимости от времени производства и его назначения:

Как ни парадоксально, Церковь знает, где находится Чаша Тайной Короны. Согласно многовековой традиции, чаша сохранилась в соборе в Валенсии. Валенсия Грааль - агатовый кувшин, используемый во времена Иисуса в Израиле. Золотые ручки и основание были добавлены позже, чтобы украсить реликвии. Это было продемонстрировано специальным научным исследованием, проведенным археологом в Университете Сарагосы Антонио Белтранном. - Британский музей пережил очень похожие сосуды около 50 лет после Христа - он рассказал о своих исследованиях.

Самые известные реликвии: Плащаница, Овьедо-шаль и Копье Судьбы

В последней части мы представим увлекательную науку Судария из Овьедо, Туринской плащаницы и Копья Судьбы. Кто не слышал о Туринской плащанице? Существует «вторая часть» - это «Сударий» из Овьедо. Мы представляем список из 9 самых известных реликвий, связанных с крестом и смертью Иисуса.

  • Крест с 8 лучами. Крест имеет перекладину по центру, перекладину меньшего размера чуть выше и косую перекладину, которую располагали ниже средины.
  • Четирехконечный крест имеет две перекладины, у которой вертикальная стойка длиннее поперечной.
  • Лепестковый крест имеет форму четырех лепестков, которые соединяются в средине. Чем-то напоминает цветок.
  • Кресты-листики. Старинные крестики-листики носили женщины. Сделаны в форме листка.
  • Каплевидный крест имеет четыре конца с каплями, которые символизируют капли крови Христа.
  • Криновидные кресты похожи на перекрещенные лепестки лилий.

Основные типы и разновидности старинных крестов хорошо описаны в книге «Тысячелетие креста» А. К. Станюковича, И. Н. Осипова, Н. М. Соловьёва. Ее можно использовать как справочник для изучения и ознакомления с коллекцией крестов или прочесть для ознакомления.

Это, безусловно, самый известный реликтовый холст, содержащий изображение двумерного представления человеческой фигуры. Он пробуждает столь оживленные эмоции, что в его сознание приходит даже особая область изучения: его синдез. Согласно христианской традиции, Иисус Христос был обернут в саван после смерти, а характер и расположение следов соответствует описанию его ран в Евангелии. Картина на холсте должна была создаваться спонтанно; Он сожгла материал, обернутый вокруг тела под влиянием какой-то энергии, которая обычно связана с моментом воскресения.

На сегодняшний день древние кресты очень высоко ценятся. Они способны передать духовность, культуру, историю, которую проносили через тысячелетия. Крест - это кусочек святыни, которую всегда почитали и уважали.