Кто написал картину три царевны подземного царства. Сочинение по картине Васнецова «Три царевны подземного царства. Плетение из бисера

Васнецова мы помним по известным со школы «Трем богатырям» и «Иване Царевиче на сером волке». А сегодня давайте обратим внимание на не такую известную, но очень интересную работу мастера — «Три царевны подземного царства». Поверьте, ей есть чем удивить нас!

Савва Мамонтов

Как-то странно, что великие художники, чьи работы можно видеть в лучших музеях, работали на заказ. Нуждались, зарабатывали, писали даже для украшения офисов и квартир. Как-то не вяжется. А тем не менее это так и именно с таким вот заказом и связана история этой удивительной картины.

Итак, у Виктора Васнецова был друг — Савва Мамонтов. А надо сказать, это был известный в то время (а увлекающимся искусством и сейчас) предпрениматель и меценат. Это значит, что он поддерживал художников «безвозмездно, то есть даром».

Вот он, Савва, видите — вальяжно развалился на диване на картине Репина. Почти новый русский. И как знать, что было бы с русским искусством, не будь Саввы, определенно в Третьяковке стало бы меньше картин. Хотя был еще конечно и сам Третьяков, и другие меценаты, да не о том речь. Значение Саввы для искусства переоценить невозможно — вот что я хотела сказать.

Савва очень хотел поддержать своего друга художника Васнецова, предоставив ему хороший заказ. Он пришел в управление Донецкой железной дороги, членом которой являлся, и убедил коллег, что лучшим украшением их офиса будут работы Виктора Михайловича. Ударили по рукам и Васнецов с радостью принялся за работу.

Тут надо отметить, что Виктор был большой любитель сказок и всякого русского творчества и подошел к заказу весьма творчески. «Три царевны подземного царства» были кстати не единственной картиной заказа, была еще парочка -«Ковёр-самолет» и «Битва скифов со славянами». И все картины, как несложно догадаться, получились очень волшебными. И были бы хороши для…учебника, например, или хотя бы галереи. Но никак не офиса, где серьезные люди решали серьезные задачи. Вот как посчитали заказчики — и отказали покупать полотна.

Чтож, пришлось Савве решать вопрос. Картины были выкуплены — семьей мецената.

Но давайте остановимся детальнее на «Трех царевнах». Какой интересный замысел родился в голове художника. В то время в Донбасе начали добывать полезные ископаемые — золото, драгоценные камни и уголь. Есть такая сказка — «Подземные царства», вот ее-то Васнецов и взял за основу, добавив царевну угля. То есть он в своей картине сделал такой интересный образ богатств этого края, изобразив их в виде королевских особ. Вы только посмотрите на этих женщин — золото, драгоценные камни и уголь! Это не картина, а целый спектакль!

Видимо, так посчитал и Васнецов (и не только) и В 884 он создал вторую версию этой работы, с небольшими изменениями. Ее приобрел меценат и коллекционер из Киева Терещенко.

Сейчас картина «Три царевны подземного царства» украшает стены Третьяковской галереи, и тем кто живет в Москве или гостит в столице, очень рекомендую рассмотреть «девушек» подробнее.

Виктор Михайлович Васнецов известен тем, что писал картины по мотивам различных русских сказаний, которые особо распространены среди обычного люда. В тысяча восемьсот восьмидесятом году по заказу русского предпринимателя художник создал полотно под названием «Три царевны подземного царства», за основу которого была взята сказка «Подземные царства». У этой картины было две версии: в тысяча восемьсот восемьдесят четвертом году Васнецов немного изменил положение рук одной из царевен, чтобы придать ей больше спокойствия и величественности.

В центре полотна изображены три величественные фигуры девушек на фоне серых тусклых скал и нежно голубого неба, на котором проплывают бледно розовые облака. Весь задний план только добавляет красоты главным персонажам. Каждая героиня представляет собой богатства недр земли. Девушка, стоящая левее других, одета в роскошное золотое платье, расшитое традиционными русскими узорами, а на голове красуется золотой убор, который включает в себя несколько драгоценных камней.

Несмотря на весь свой величественный вид, она ведет себя довольно скромно, не показывая своего превосходства. Ее сестра, которая стоит в центре, не уступает той в красоте и царственности. Весь наряд той состоит из драгоценных камней, даже корона полностью состоит из них. Но она также является примером царской гордости и скромности. Две сестры величественны и знают, какое положение занимают. Но вот третья сестра, которая стоит справа от них, вовсе не похожа на своих родственниц. Вместо яркого, усеянного драгоценностями платья на девушке надето относительно скромное черное платье, а голову девушки не украшает ни корона, ни что другое. Помимо этого ее волосы свободно ниспадают на плечи и добавляют ей своеобразную легкость и нежность. От девушки не исходит такая же царственная сила, как от ее сестер, но почему-то от нее все равно невозможно оторвать взгляд.

Именно своей скромностью, ненавязчивостью и спокойной уверенностью она привлекает внимание и значительно превосходит двух других представительниц. В ней заключен образ настоящей русской девушки, которая никогда не выставляет свое преимущество наружу, а ведет себя сдержанно и без надменности. Также помимо трех царевен подземного царства на полотне изображены двое мужчин, которые находятся в правой части. Они преклонили колени перед величественными образами. Однако девушки даже не замечают этих простых людей. Героини просто застыли в своих позах и не обращают ни малейшего внимания на происходящее вокруг. Возможно, это произошло по той причине, что они оказались на земле, а не в привычной для себя среде. Но именно эта статичность добавляет царевнам все более величественный вид, который заставляет людей восхищаться ими.

Таким образом, Виктор Михайлович Васнецов на своей картине «Три царевны подземного царства» изобразил величественных девушек, каждая из которых представляет собой определенный вид ископаемых, которые можно найти в недрах земли.

Имя Виктора Михайловича Васнецова хорошо знакомо не только любителям живописи. Все хорошо помнят его картины «Алёнушка», «Богатыри», «Витязь на распутье» и многие другие. Все они написаны на сюжеты произведений устного народного творчества. Ещё одну такую картину Васнецову В.М. заказал С.И. Мамонтов для правления Донецкой железной дороги. Полотно называется «Три царевны подземного царства».

Картина написана на сюжет русской народной сказки. На ней изображены три необыкновенно красивых девушки. Они стоят в окружении могучих скал. А за ними простирается закатное небо с плывущими по нему розовыми облаками. На этом фоне девушки выглядят ещё более величественными и прекрасными. Картина наполнена яркими, насыщенными красками, подчёркивая красоту и богатство русской земли.

Каждая из девушек олицетворяет собой богатства земных недр. Они роскошно одеты. На одной девушке, стоящей слева от сестёр золотой наряд. Он сверкает в лучах заходящего солнца. Платье украшено узорами. Это русский орнамент. Таким украшали свои наряды девушки Древней Руси. Только вышиты узоры золотом и серебром. Но всё же прекраснее своего одеяния сама девушка. Она величава и скромна одновременно. Стыдливо потупив взор, сложив руки, она являет зрителю пример смирения и поистине царской гордости.

Вторая девушка, которую художник поместил в центре, также царственно прекрасна, как и её сестра. Её платье усыпано драгоценными камнями, расшито узорами. Головной убор роскошен. Если у перовой девушки голову украшает золотая корона с небольшим количеством драгоценностей, то у второй венец полностью украшен драгоценными каменьями. Он напоминает звезду, которая сверкает на голове царевны.

А вот третья девушка значительно отличается от своих сестер. Она одета в черное платье, которое не блещет той же роскошью, что у сестёр. Её голову не украшают ни фата, ни корона. Волосы свободно падают на плечи младшей царевны, руки опущены вдоль туловища. И именно это придает ей особую прелесть. В ней не меньше величия, чем в других царевнах. Но её величавость без царской надменности. Это величавость девушки, спокойной, уверенной, скромной, гордой. Другими словами, Васнецов изобразил в ней идеал русской женщины.

Все царевны неподвижны, статичны. Создается впечатление, что, оказавшись на поверхности земли, они застыли. Царевны не обращают внимания на двух мужчин, склонившихся перед ними в почтительном поклоне. Они не замечают красоты закатного неба. Они сами и есть красота и богатство русской земли.

Виктор Михайлович Васнецов – русский художник живописец. Очень знамениты его работы в сказочном жанре. Как-то председатель правления постройки железной дороги в Донецке С. Мамонтов заказал В. Васнецову картину. Она должна быть изготовлена на сказочную тематику. Сюжетом картины выступало представление народа о хранящихся богатствах в глубоких земных недрах. Так на свет появилось произведение В. Васнецова «Три царевны подземного царства».

На картине изображены три царевны. По их внешнему виду можно определить кто чего царевна. Женщина в золотых пышных одеяниях – царевна золота. Другая - вся в драгоценных камнях и шикарных одеяниях – принцесса драгоценных камней. И третья, в простеньком черном платьице с открытыми руками и распущенными по плечам волосами – царевна угля. В ней нет той надменности и напыщенности что в остальных женщинах. Но это совсем ее не портит, а делает какой-то более притягательной.

В первоначальном сюжете картины были всего две основные царевны – золота и драгоценных камней. Но в 1884 году, по просьбам промышленников на полотне появилась еще одна женщина – царевна каменного угля. Также заметно, что руки у девушки просто опущены в низ, а не так как в остальных скромно сомкнуты впереди. Но это придает им еще большей величавости. Принцессы окружены грудами камней. В правом углу картины двое мужчин кланяются им. На заднем фоне полотна выделяется ярко-красное закатное небо. Оно тоже слегка редактировано и насыщенно более яркими красками.

Одним из важных этапов становления В. Васнецова , как первопроходца сказочного жанра в русской живописи, стал заказ промышленником и меценатом Саввой Мамонтовым в 1880 году трех картин для правления Донецкой железной дороги. Одна из этих картин - «Три царевны подземного царства». Как и «Ковёр-самолет» она несла аллегорический смысл и олицетворяла богатства, скрытые в недрах Донбасса. Хотя в итоге правление отказалось от покупки картин, их приобрели братья Мамонтовы. А в 1884 году Васнецов снова обратился к этому сюжету, немного дополнив исходный вариант. Эту картину приобрел коллекционер и меценат И. Терещенко.

Сюжет картины основан на русской народной сказке «Подземные царства». Согласно ей Иван Царевич со своими братьями искали свою матушку Анастасию Прекрасную, похищенную Вороном Вороновичем. Для этого ему пришлось спуститься под землю, где он познакомился с царевнами подземных царств: Медной, Серебряной и Золотой. Победив злодея, герой собрался обратно наверх, вместе с матушкой и тремя царевнами. Но его братья, увидев красавец, передумали вытаскивать Ивана и перерезали веревку. Именно этот момент и изобразил Васнецов. На первой версии картины показаны только сами царевны, а в варианте 1884-го года присутствуют и два брата, склонившиеся в низких поклонах перед красавицами.

В угоду своему замыслу, художник заменил Серебряную и Медную царевен на Угольную и Драгоценных камней. Эти три прекрасные девушки, сияющие красотой нарядов, и стали персонажами картины. В центре находится царевна Драгоценный камней. Ее величественная осанка и гордая, высоко поднятая голова, говорят о благородном происхождении. У неё прекрасное лицо: горящий румянец, соболиные брови, алые губы. Поражает и её наряд: дорогое платье, расшитое причудливым орнаментом с вкраплениями драгоценных камней: изумрудных, розоватых, бирюзовых, красных и желтых, дополненное массивными бусами на груди и венцом из самоцветов.

Слева от неё стоит величественная царевна Золота в сверкающем золотом одеянии. Замысловатый узор на её платье дополняется богатой россыпью самоцветов, которые украшают рукава и подол платья. На царственной голове сияет блеском драгоценных камней корона-кокошник. Но её прекрасное лицо печально, в опущенных глазах чувствуется тоска. Хотя, кому-то кажется, что у царевны Золота надменное выражение лица.

Чуть в стороне от своих величественных сестер стоит робкая Угольная царевна. Её наряд отличается скромностью, в нём нет вычурности и пышности одеяний её сестер. Простое, но изысканное парчовое черное платье, блестящие черные волосы, ниспадающие на плечи, печаль на белоснежном лице - художник сделал её самой человечной из своих героинь. В версии 1881 года Угольная царевна держит руки сомкнутыми, что придает ее образу еще большую трагичность, ведь по сюжету сказки ее прототип был возлюбленной Иван Царевича. Во втором варианте картины Васнецов изменил положение её рук, расположив их вдоль тела, придав фигуре младшей царевны спокойствие и величавость. Глыбы черных скал на втором плане, красное закатное небо придают картине монументальности. А контрастное сочетание земли и неба, на фоне которого показаны похищенные царевны, подчеркивает тревогу и волнение героинь.

Дни бесплатных посещений в музее

Каждую среду вы можете бесплатно посетить постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» в Новой Третьяковке, а также временные выставки «Дар Олега Яхонта» и «Константин Истомин. Цвет в окне», проходящие в Инженерном корпусе.

Право бесплатного посещения экспозиций в Главном здании в Лаврушинском переулке, Инженерном корпусе, Новой Третьяковке, доме-музее В.М. Васнецова, музее-квартире А.М. Васнецова предоставляется в следующие дни для определённых категорий граждан в порядке общей очереди :

Первое и второе воскресенье каждого месяца:

    для студентов высших учебных заведений РФ вне зависимости от формы обучения (в том числе иностранных граждан-студентов российских вузов, аспирантов, адъюнктов, ординаторов, ассистентов-стажёров) при предъявлении студенческого билета (не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студент-стажер»);

    для учащихся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет) (граждане России и стран СНГ). Студенты-держатели карт ISIC в первое и второе воскресенье каждого месяца имеют право бесплатного посещения экспозиции «Искусство XX века» Новой Третьяковки.

каждая суббота - для членов многодетных семей (граждане России и стран СНГ).

Обратите внимание, что условия бесплатного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Внимание! В кассах Галереи предоставляются входные билеты номиналом «бесплатно» (при предъявлении соответствующих документов - для указанных выше посетителей). При этом все услуги Галереи, в том числе экскурсионное обслуживание, оплачиваются в установленном порядке.

Посещение музея в праздничные дни

В День народного единства - 4 ноября - Третьяковская галерея работает с 10:00 до 18:00 (вход до 17:00). Вход платный.

  • Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке, Инженерный корпус и Новая Третьяковка - с 10:00 до 18:00 (кассы и вход до 17:00)
  • Музей-квартира А.М. Васнецова и Дом-музей В.М. Васнецова - закрыты
Вход платный.

Ждем вас!

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Право льготного посещения Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется при предъявлении документов, подтверждающих право льготного посещения:

  • пенсионерам (гражданам России и стран СНГ),
  • полным кавалерам «Ордена Славы»,
  • учащимся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет),
  • студентам высших учебных заведений России, а также иностранным студентам, учащимся в российских ВУЗах (кроме студентов-стажёров),
  • членам многодетных семей (гражданам России и стран СНГ).
Посетители вышеуказанных категорий граждан приобретают льготный билет в порядке общей очереди .

Право бесплатного посещения основных и временных экспозиций Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется для следующих категорий граждан при предъявлении документов, подтверждающих право бесплатного посещения:

  • лица, не достигшие 18-летнего возраста;
  • студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства средних специальных и высших учебных заведений России, вне зависимости от формы обучения (а также иностранные студенты, учащиеся в российских ВУЗах). Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студентов-стажеров» (при отсутствии в студенческом билете информации о факультете, предъявляется справка из учебного заведения с обязательным указанием факультета );
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, участники боевых действий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой, незаконно репрессированные и реабилитированные граждане (граждане России и стран СНГ);
  • военнослужащие срочной службы Российской Федерации;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Полные Кавалеры «Ордена Славы» (граждане России и стран СНГ);
  • инвалиды I и II группы, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий инвалида I группы (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий ребенка-инвалида (граждане России и стран СНГ);
  • художники, архитекторы, дизайнеры - члены соответствующих творческих Союзов России и ее субъектов, искусствоведы - члены Ассоциации искусствоведов России и ее субъектов, члены и сотрудники Российской академии художеств;
  • члены Международного Совета музеев (ICOM);
  • сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих Департаментов культуры, сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ;
  • волонтеры программы «Спутник» - вход на экспозиции «Искусство XX века» (Крымский Вал, 10) и «Шедевры русского искусства XI - начала XX века» (Лаврушинский переулок, 10), а также в Дом-музей В.М. Васнецова и Музей-квартиру А.М. Васнецова (граждане России);
  • гиды-переводчики, имеющие аккредитационную карту Ассоциации гидов-переводчиков и турменеджеров России, в том числе сопровождающие группу иностранных туристов;
  • один преподаватель учебного заведения и один сопровождающий группу учащихся средних и средних специальных учебных заведений (при наличии экскурсионной путевки, абонемента); один преподаватель учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию образовательной деятельности при проведении согласованного учебного занятия и имеющий специальный бейдж (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий группу студентов или группу военнослужащих срочной службы (при наличии экскурсионной путевки, абонемента и при проведении учебного занятия) (граждане России).

Посетители вышеуказанных категорий граждан получают входной билет номиналом «Бесплатно».

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.