Михаил Глинка: музыка – душа моя. Краткая биография глинки Где глинка

Глинка Михаил Иванович Гли́нка Михаил Иванович

(1804-1857), композитор, родоначальник русской классической музыки. Оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин», 1836) и «Руслан и Людмила» (1842) положили начало двум направлениям русской оперы - народной музыкальной драме и опере-сказке, опере-былине. Симфонические сочинения, в том числе «Камаринская» (1848), «Испанские увертюры» («Арагонская хота», 1845, и «Ночь в Мадриде», 1851), заложили основы русского симфонизма. Классик русского романса (около 80). «Патриотическая песня» Глинки стала музыкальной основой Государственного гимна Российской Федерации. Учреждены Глинкинские премии (М. П. Беляевым; 1884-1917), Государственная премия РСФСР имени Глинки (в 1965-90); проводится конкурс вокалистов имени Глинки (с 1960).

ГЛИНКА Михаил Иванович

ГЛИ́НКА Михаил Иванович , русский композитор, родоначальник русской классической музыки. Автор опер «Жизнь за царя» («Иван Сусанин», 1836) и «Руслан и Людмила» (1842), которые положили начало двум направлениям русской оперы - народной музыкальной драме и опере-сказке, опере-былине. Симфонические сочинения: «Камаринская» (1848), «Испанские увертюры» («Арагонская хота», 1845, и «Ночь в Мадриде», 1851), заложили основы русского симфонизма. Классик русского романса. «Патриотическая песня» Глинки стала музыкальной основой государственного гимна Российской Федерации (1991- 2000). Учреждены Глинкинские премии (М. П. Беляевым; 1884-1917), Государственная премия РСФСР имени Глинки (в 1965-90); проводится конкурс вокалистов имени Глинки (с 1960).
Детство. Учеба в Благородном пансионе (1818-1822)
Глинка родился в семье смоленских помещиков И. Н. и Е. А. Глинок (бывших троюродными братом и сестрой). Начальное образование получил дома. Слушая пение крепостных крестьян и звоны колоколов местной церкви, рано проявил тягу к музыке. Увлекался игрой оркестра крепостных музыкантов в имении дяди, Афанасия Андреевича Глинки. Музыкальные занятия - игра на скрипке и фортепиано - начались довольно поздно (1815-1816) и носили любительский характер. Однако музыка оказывала на него столь сильное влияние, что однажды на замечание о рассеянности он заметил: «Что же делать?... Музыка - душа моя!».
В 1818 Глинка поступил в Петербурге в Благородный пансион при Главном Педагогическом институте (в 1819 переименован в Благородный пансион при Санкт-Петербургском университете), где учился вместе с младшим братом Пушкина Львом, тогда же познакомился и с самим поэтом, который «хаживал к нам в пансион к брату своему». Гувернером Глинки был В. Кюхельбекер (см. КЮХЕЛЬБЕКЕР Вильгельм Карлович) , преподававший в пансионе русскую словесность. Параллельно с учебой Глинка брал уроки игры на фортепиано (сначала у английского композитора Джона Филда (см. ФИЛД Джон) , а после его отъезда в Москву - у его учеников Омана, Цейнера и Ш. Майра - довольно известного музыканта). Закончил пансион в 1822 вторым учеником. В день выпуска с успехом сыграл публично фортепианный концерт Гуммеля.
Начало самостоятельной жизни
После окончания пансиона Глинка не сразу поступил на службу. В 1823 он поехал лечиться на Кавказские минеральные воды, затем отправился в Новоспасское, где иногда «сам управлял оркестром дяди, играя на скрипке», тогда же начал сочинять оркестровую музыку. В 1824 был зачислен на службу помощником секретаря Главного управления путей сообщения (ушел в отставку в июне 1828). Основное место в его творчестве занимали романсы. Среди сочинений той поры «Бедный певец» на стихи В. А. Жуковского (см. ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич) (1826), «Не пой, красавица, при мне» на стихи А. С. Пушкина (1828). Один из лучших романсов раннего периода - элегия на стихи Е. А. Баратынского (см. БАРАТЫНСКИЙ Евгений Абрамович) «Не искушай меня без нужды» (1825). В 1829 Глинка и Н. Павлищев издали «Лирический альбом», где среди сочинений разных авторов были и пьесы Глинки.
Первое заграничное путешествие (1830-1834)
Весной 1830 Глинка отправился в длительное заграничное путешествие, целью которого было как лечение (на водах Германии и в теплом климате Италии), так и знакомство с западноевропейским искусством. Проведя несколько месяцев в Ахене и Франкфурте, он прибыл в Милан, где занимался композицией и вокалом, посещал театры, совершал поездки в другие итальянские города. В Италии композитор познакомился с В. Беллини (см. БЕЛЛИНИ Винченцо) , Ф. Мендельсоном (см. МЕНДЕЛЬСОН Феликс) и Г. Берлиозом (см. БЕРЛИОЗ Гектор) . Среди композиторских опытов тех лет (камерно-инструментальные сочинения, романсы) выделяется романс «Венецианская ночь» на стихи И. Козлова. Зиму и весну 1834 Глинка провел в Берлине, посвятив себя серьезным занятиям теорией музыки и композицией под руководством известного ученого Зигфрида Дена. Тогда же у него зародилась мысль о создании национальной русской оперы.
Пребывание в России (1834-1842)
Возвратившись в Россию, Глинка поселился в Петербурге. Посещая вечера у поэта Жуковского, он познакомился с Гоголем, П. А. Вяземским (см. ВЯЗЕМСКИЙ Петр Андреевич) , В. Ф. Одоевским (см. ОДОЕВСКИЙ Владимир Федорович) и др. Композитор увлекся идеей, поданной Жуковским, написать оперу на сюжет об Иване Сусанине (см. СУСАНИН Иван Осипович) , о ком он узнал еще в юности, прочитав «Думу» К. Ф. Рылеева (см. РЫЛЕЕВ Кондратий Федорович) . Премьера сочинения, названного по настоянию дирекции театров «Жизнь за царя», 27 января I836 стала днем рождения русской героико-патриотической оперы. Спектакль прошел с большим успехом, на нем присутствовала царская семья, а в зале среди многих друзей Глинки был и Пушкин. Вскоре после премьеры Глинка был назначен руководителем Придворной певческой капеллы.
В 1835 Глинка женился на М. П. Ивановой. Этот брак оказался крайне неудачным и омрачил жизнь композитора на многие годы. Весну и лето 1838 Глинка провел на Украине, отбирая певчих для капеллы. Среди новичков оказался и С. С. Гулак-Артемовский (см. ГУЛАК-АРТЕМОВСКИЙ Семен Степанович) - впоследствии не только известный певец, но и композитор, автор популярной украинской оперы «Запорожец за Дунаем». По возвращении в Петербург Глинка часто посещал дом братьев Платона и Нестора Кукольников (см. КУКОЛЬНИК Нестор Васильевич) , где собирался кружок, состоявший большей частью из людей искусства. Там бывали И. К. Айвазовский (см. АЙВАЗОВСКИЙ Иван Константинович) и К. П. Брюллов (см. БРЮЛЛОВ Карл Павлович) , оставивший много замечательных карикатур на членов кружка, в том числе и на Глинку. На стихи Н. Кукольника Глинкой был написан цикл романсов «Прощание с Петербургом» (1840). Впоследствии он переселился в дом братьев из-за невыносимой домашней атмосферы.
Еще в 1837 Глинка вел беседы с Пушкиным о создании оперы на сюжет «Руслана и Людмилы». В 1838 году началась работа над сочинением, премьера которого состоялась 27 ноября 1842 в Петербурге. Несмотря на то, что царская семья покинула ложу до окончания спектакля, передовые деятели культуры встретили сочинение с восторгом (хотя единства мнений на этот раз не было - из-за глубоко новаторского характера драматургии). На одном из представлений «Руслана» побывал Ференц Лист (см. ЛИСТ Ференц) , чрезвычайно высоко оценивший не только эту оперу Глинки, но и его роль в русской музыке в целом.
В 1838 Глинка познакомился с Екатериной Керн, дочерью героини известного пушкинского стихотворения, и посвятил ей свои вдохновеннейшие произведения: «Вальс-фантазию» (1839) и дивный романс на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновенье» (1840).
Новые странствия (1844-1847)
Весной 1844 Глинка отправился в новое заграничное путешествие. Пробыв несколько дней в Берлине, он остановился в Париже, где встретился с Берлиозом, который включил в свою концертную программу несколько сочинений Глинки. Выпавший на их долю успех натолкнул композитора на мысль дать в Париже благотворительный концерт из собственных произведений, что и было осуществлено 10 апреля 1845. Концерт был высоко оценен прессой.
В мае 1845 Глинка отправился в Испанию, где пробыл до середины 1847. Испанские впечатления легли в основу двух блестящих оркестровых пьес: «Арагонской хоты» (1845) и «Воспоминаний о летней ночи в Мадриде» (1848, 2-я редакция - 1851). В 1848 композитор провел несколько месяцев в Варшаве, где была написана «Камаринская» - сочинение, о котором П. И. Чайковский (см. ЧАЙКОВСКИЙ Петр Ильич) заметил, что в ней, «как дуб в желуде, заключена вся русская симфоническая музыка».
Последнее десятилетие
Зиму 1851-1852 Глинка провел в Петербурге, где сблизился с группой молодых деятелей культуры, а в 1855 произошло его знакомство с М. А. Балакиревым (см. БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич) , ставшим позже главой «Новой русской школы» (или «Могучей кучки (см. МОГУЧАЯ КУЧКА) »), творчески развившей традиции, заложенные Глинкой.
В 1852 композитор вновь уехал на несколько месяцев в Париж, с 1856 жил в Берлине, где скончался в феврале 1857 и был похоронен на лютеранском кладбище. В мае того же года его прах был перевезен в Петербург и погребен на кладбище Александро-Невской лавры.
Глинка и Пушкин. Значение Глинки
«Во многих отношениях Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии. Оба - великие таланты, оба - родоначальники нового русского художественного творчества, оба создали новый русский язык - один в поэзии, другой - в музыке», - так писал известный критик В. В. Стасов (см. СТАСОВ Владимир Васильевич) .
В творчестве Глинки определились два важнейших направления русской оперы: народная музыкальная драма и опера-сказка; он заложил основы русского симфонизма, стал первым классиком русского романса. Все дальнейшие поколения русских музыкантов считали его своим учителем, а для многих толчком к выбору музыкальной карьеры стало знакомство с сочинениями великого мастера, глубоко нравственное содержание которых сочетается с совершенной формой.

Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "Глинка Михаил Иванович" в других словарях:

    Создатель русской национальной оперы и родоначальник русской художественной музыкальной школы. Г. принадлежал к дворянскому роду Глинок Смоленской губ., ведущему свое начало из Польши (местечко Глинки, Ломжинской губ., Маковского уезда) и… … Большая биографическая энциклопедия

    Глинка, Михаил Иванович гениальный композитор, основатель национальной русской музыкальной школы, родился 20 мая 1804 г. в с. Новоспасском (близ гор. Ельни, Смоленской губернии), имении отца. Едва ребенка отняли от матери, как его взяла на свое… … Биографический словарь

    Русский композитор. Основоположник русской классической музыки. Родился в помещичьей семье. С 1817 жил в Петербурге. Учился в Благородном пансионе… … Большая советская энциклопедия

    - (1804 57), рус. композитор. К лирике Л. обращался дважды. Композитор и Л. могли быть знакомы и лично, встречаясь в доме Мих. Ю. Виельгорского и у А. С. Стунеева. Романс на стихи Л. «Слышу ли голос твой» Г. сочинил в Варшаве в июне 1848, по… … Лермонтовская энциклопедия

    - (1804 57) российский композитор, родоначальник русской классической музыки. Оперы Жизнь за царя (Иван Сусанин, 1836) и Руслан и Людмила (1842) положили начало двум направлениям русской оперы народной музыкальной драме и опере сказке, опере… … Большой Энциклопедический словарь

    - (1804 1857), композитор. В 1818 22 воспитывался в Благородном пансионе при Главном педагогическом институте, где общался с В. К. Кюхельбекером (его воспитатель), прогрессивно мыслящими педагогами учёными. В 20 х гг. пользовался известностью … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    У этого термина существуют и другие значения, см. Глинка. Михаил Иванович Глинка … Википедия

    Глинка Михаил Иванович - Памятник М. И. Глинке. Памятник М. И. Глинке. Санкт Петербург. Глинка Михаил Иванович (1804—1857), композитор. В 1818—22 воспитывался в Благородном пансионе при Главном педагогическом институте, где общался с В. К. Кюхельбекером (его… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    Знаменитейший русск. композитор, род. 20 мая 1804 г., в селе Новоспасском, Смоленской губ., ум. в ночь со 2 го на 3 е февраля, в 1857 году, в Берлине, похоронен в Петербурге в Александро Невской лавре. Детство Г. почти безвыездно провел в деревне … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


/1804 - 1857/

Михаила Ивановича Глинку часто называют «Пушкиным русской музыки». Подобно тому как Пушкин открыл своим творчеством классическую эпоху русской литературы, Глинка стал основоположником русской классической музыки. Как и Пушкин, он подытожил лучшие достижения своих предшественников и в то же время поднялся на новую, гораздо более высокую ступень. С этого времени русская музыка прочно заняла одно из ведущих мест в мировой музыкальной культуре.

Музыка Глинки производит на нас то же впечатление, что и стихи Пушкина. Она пленяет необыкновенной красотой и поэтичностью, восхищает величием мысли и мудрой ясностью выражения. Близок Глинка Пушкину и светлым, гармоничным восприятием мира. Своей музыкой он говорит о том, как красив человек, сколько возвышенного в лучших порывах его души - в героизме, преданности отчизне, самоотверженности, дружбе, любви.

Как и Пушкина, Глинку взрастила славная эпоха Отечественной войны 1812 года и движения декабристов. Правда, он был еще ребенком, когда происходила Бородинская битва, горела Москва, русские войска преследовали отступавших французов... Но тот подъем патриотических чувств и национального сознания, какой породила в русском обществе победа над Наполеоном, сыграл огромную роль в его формировании как гражданина и художника. Здесь - истоки патриотической героики «Ивана Сусанина» и «Руслана и Людмилы».

Не могло не оказать воздействия на Глинку и общественное освободительное движение, толчок которому дала война 1812 года. Композитор стоял далеко от политики, но и он сочувствовал некоторым идеям декабристов - видел долг человека в служении родине и обществу, горячо любил народ, искренне желал для него лучшей доли.

Неудивительно, что народ стал главным героем творчества Глинки, а народная песня - основой его музыки.

До Глинки в русской музыке (например, в операх) простые люди- крестьяне или горожане - были показаны только в повседневной жизни. Почти никогда они не представали героями важных исторических событий, имеющих значение для всей страны. Между тем Отечественная война 1812 года показала, что судьбу родины в опасный, критический момент решают народные массы. И Глинка вывел на оперную сцену народ как активное действующее лицо истории. Крестьянин Иван Сусанин в его опере не бытовой персонаж, а великий герой, спасающий всю страну. Как и Руслан, он воплощает в себе самые высокие человеческие достоинства: патриотизм и мужество, ум и доброту, душевную чистоту и благородство. Впервые в русской музыке «простолюдин становится главным героем монументальной, серьезной (а не комической) оперы. Впервые он предстает символом всей нации, носителем ее лучших духовных качеств.

В соответствии с этим по-новому подходит композитор к народной песне. Хорошо известны его слова (их записал композитор и критик А. Н. Серов): «Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем». Под аранжировкой Глинка понимает в данном; случае глубокое постижение духа народной музыки и свободное, творческое его выражение.

У предшественников Глинки народная песня (или же музыка в ее характере) звучала обычно лишь там, где изображались повседневные события жизни, воспроизводились бытовые сценки. Когда же надо было обрисовать героические образы, передать глубокие и тонкие психологические переживания, раскрыть трагические столкновения характеров, композиторы обращались к совсем другому музыкальному языку, близкому западноевропейской опере или симфонии. У Глинки же близость и внутреннее родство с фольклором ощущаются повсюду: как в бытовых музыкальных образах, так и в героических, лирических или трагедийных.

Фольклорные «цитаты», т. е. точно воспроизведенные подлинные народные мелодии, в музыке Глинки гораздо более редки, чем у большинства русских композиторов XVIII, и начала XIX веков. Но зато многие из его собственных музыкальных тем нельзя отличить от народных. Можно сказать, что интонационный склад народных песен, их музыкальный язык стал для Глинки родным языком, которым он выражает самые разнообразные мысли и чувства. Основные черты русской народной музыки - большая внутренняя эмоциональность при внешней сдержанности и строгости выражения, широкая распевность, ритмическая свобода, вариационный характер развития - легли в основу всего творчества композитора. Глинка первый из русских композиторов достиг высшего для его времени уровня профессионального мастерства в области формы, гармонии, полифонии, оркестровки, овладел самыми сложными, развитыми жанрами музыкального искусства своей эпохи (в том числе-.оперой со сквозным музыкальным развитием, без разговорных диалогов). И к фольклору он подошел во всеоружии композиторского мастерства. Это помогло ему «возвысить» и - как он сам говорил - «разукрасить» простую народную песню, ввести ее в крупные музыкальные формы. Опираясь на коренные своеобразные черты русской народной песни, Глинка соединил их со всем богатством выразительных средств, накопленным мировой музыкальной культурой, и создал самобытный национальный музыкальный стиль, ставший основой русской музыки последующих эпох.

Стремление воплощать идеальные образы героев, ставящих общие интересы выше личных, тяготение к монументальным формам и возвышенному слогу - все это роднит Глинку с классицизмом. О Глюке и Бетховене заставляют вспомнить героические и трагедийные образы Глинки, проникнутые суровым, величественным пафосом. С представителями классицизма и особенно Моцартом он соприкасается также благодаря своей любви к ясности, прозрачности и отчетливости языка, к логической обдуманности и уравновешенности формы.

Важное условие красоты, по словам Глинки, - «соразмерность частей для составления стройного целого». Всем богатством музыкальных средств он распоряжается очень обдуманно, подчиняя детали общему замыслу и стремясь к тому, чтобы все было (как он говорил) «на месте, все законно, органически оправдано идеею сочинения».

Коснулись Глинки также некоторые устремления романтизма. В наименьшей степени затронули его романтические настроения туманной мечтательности или мучительной тоски из-за острого разлада с действительностью и неудовлетворенности жизнью. Они влияли на Глинку только в молодости, когда он, по собственным словам, «был парень романтического устройства и любил поплакать сладкими слезами умиления». Далекими его уравновешенной натуре оказались и характерные для некоторых романтиков бурные порывы чувства, вспышки страстей.

С романтизмом Глинку сближает другое: интерес к изображению народного быта с его неповторимой национальной окраской (то, что романтики называли местным колоритом), природы, исторической старины, далеких стран и земель... Влекли его к себе народные предания и сказки, образы народной фантастики. Красочность, Щедрость звуковой палитры, разнообразие новых гармонических средств и оркестровых звучностей, острота контрастов - вот что в наибольшей степени роднит Глинку с романтизмом.

Таким образом, в творчестве Глинки сочетаются отдельные черты классицизма и романтизма (подобное сочетание было свойственно и Шопену, отчасти - Мендельсону). Однако в целом творческий облик композитора определяется не этими чертами. Представители классицизма, как правило, оценивали и изображали действительность с позиций умозрительных идеалов, и каждый герой был у них воплощением какой-либо одной идеи или морального качества (мужества, справедливости, коварства и т. д.). Индивидуальное в человеке поглощалось общим. Романтиков, напротив, интересовало в первую очередь все необычное, исключительное, не подвластное разуму.

Главной же заботой Глинки было правдивое раскрытие сущности происходящих в самой жизни реальных событий, душевных переживаний человека. В каждом отдельном явлении он стремился найти общее, типичное, а с другой стороны, обобщающие мысли обязательно воплощал в конкретных образах - полнокровных, жизненных, реальных. Эти принципы свойственны реалистическому методу.

Реалистические устремления были присущи русской музыке и до Глинки. Но проявлялись они лишь в частных жизненных наблюдениях и зарисовках. Глинка же первым из русских композиторов поднялся до больших жизненных обобщений, до реалистического отражения действительности в целом. Его творчество открыло эпоху реализма в русской музыке.

Из всего многообразия жизненных явлений композитор отбирает преимущественно те, в которых обнаруживаются высокие помыслы и сильные чувства крупных, значительных в духовном отношении личностей. Его интересуют, главным образом, такие исторические события, в которых внутренние социальные противоречия не проявляются, и народ, общество выступает как единое целое. Подобно этому и во внутренней жизни человека композитор выделяет не психологические противоречия и моменты душевной борьбы, а цельные чувства и переживания. Зато каждый образ раскрывается в его музыке разносторонне.

Глинка предстает перед нами не только великим мастером, владеющим всеми тайнами композиторского мастерства, но прежде всего великим психологом, знатоком человеческой души, умеющим проникнуть в ее сокровенные уголки и поведать о них миру.

Жизненный путь

Детство и юность. Михаил Иванович Глинка родился 20 мая 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии. Здесь, в имении своего отца, он провел детские годы. В семье мальчик был окружен любовью и лаской. Он отличался мягкостью, кротостью и вместе с тем живой впечатлительностью и любознательностью. Жадно впитывал он красоту русской природы, знакомился с жизнью русских крестьян. Уже в эти годы зародилась в нем любовь к народу, которую он пронес через всю жизнь. Людмила Ивановна Шестакова рассказывала: «Брат горячо любил русский народ, понимал его... Он умел говорить с ним, крестьяне ему верили, слушались и уважали».

У Глинки рано обнаружилось влечение к музыке. Со временем под влиянием игры крепостного оркестра, принадлежащего его дяде, оно перешло в настоящую страсть. «Музыка - душа моя!» - произнес однажды десятилетний мальчик, захваченный впечатлениями от игры крепостных музыкантов. Особенно нравились ему русские народные песни, глубоко запавшие в его душу. «Может быть, - писал позднее композитор, - эти песни, слышанные мною в ребячестве, были первою причиною того, что впоследствии я стал преимущественно разрабатывать народную русскую музыку.»

Увлеченный оркестром, маленький Глинка пробовал самоучкой играть на скрипке и флейте. Примерно одиннадцати лет он начал заниматься на фортепиано, а затем и на скрипке. В то же время он изучал иностранные языки, литературу и историю, с упоением читал географические книги (интерес к дальним странам, любовь к путешествиям сохранились у него на всю жизнь), учился рисовать - и во всем проявлял прекрасные способности. В зрелые годы Глинка отличался высокой культурой и обширными знаниями в разных областях. В частности, он владел восемью языками.

Когда началась Отечественная война 1812 года, семья Глинок, спасаясь от вражеского нашествия, уехала в глубь России. Вернувшись на родную Смоленщину, будущий автор «Ивана Сусанина» мог услышать много рассказов о героизме крестьян-патриотов, вставших на защиту родной земли.

В 1817 году Глинку перевезли в Петербург и определили в Благородный пансион - учебное заведение типа лицея для дворянских детей. Здесь он продолжил и завершил свое образование.

По воспоминаниям одного из соучеников Глинки, в пансионе «мысль о свободе и конституции была в разгаре». Некоторые из товарищей молодого Глинки стали впоследствии декабристами. Членом тайного общества был и личный воспитатель будущего композитора, близкий друг Пушкина В. К. Кюхельбекер, которого позднее уволили из лицея за чтение стихов в честь сосланного Пушкина. Сам Пушкин до ссылки также навещал пансион (здесь учился его младший брат).

Глинка окончил пансион в 1822 году, после этого недолго прослужил чиновником, а затем вышел в отставку. Еще в годы обучения в пансионе он начал брать уроки на фортепиано и скрипке, а также по теории музыки у лучших петербургских педагогов. Наряду с этим Глинка посещал оперный театр и охотно участвовал в любительском исполнении музыки в знакомых семьях, а во время приездов в Новоспасское слушал игру крепостного оркестра дяди. В последний год пребывания в пансионе Глинка начал сочинять музыку, хотя еще не обладал достаточными знаниями для серьезного творчества.

Заметный след в памяти Глинки оставила поездка на Кавказ (для лечения на минеральных водах) в 1823 году. Благодаря ей он впервые познакомился с песнями и плясками кавказских народов. Впоследствии эти впечатления отразились в творчестве композитора (в частности - в опере «Руслан и Людмила»).

Ранний период творчества (1825-1834). ). После окончания пансиона Глинка стал уделять много времени занятиям музыкой. Сначала он казался обычным любителем, каких немало было тогда в дворянской среде. Он часто музицировал в кругу друзей, играл в 4 руки, сочинял несложные романсы и сам пел их. Но постепенно он стал относиться к музыке все серьезнее: изучал творчество классиков, «много работал на русские темы» (как он пишет в воспоминаниях), пробовал писать симфонические, хоровые и камерно-инструментальные произведения. Приезжая в Новоспасское, он разучивал с оркестром симфонии и увертюры различных авторов (в том числе Моцарта и Бетховена) и благодаря этому, по его собственным словам, «подметил способ инструментовки большей части лучших композиторов для оркестра».

Особенно большое значение для роста и формирования Глинки как художника имело его общение с крупнейшими деятелями литературы того времени: Пушкиным, Грибоедовым, Жуковским. Они стали для него наглядным примером самого серьезного отношения к искусству. Глинка начал осознавать высокое гражданское предназначение художника.

К концу 20-х годов Глинка являлся уже автором нескольких произведений, в числе которых - известный романс «Не искушай» (1825), Но он ощущал необходимость дальнейшего овладения мастерством и поэтому решил воспользоваться поездкой за границу, предпринятой для лечения, чтобы одновременно (по его словам) «усовершенствоваться в музыке».

Четыре года Глинка провел в Италии и Германии. С большим интересом и вниманием знакомился он с жизнью зарубежных стран, с их культурой, встречался с композиторами Берлиозом, Мендельсоном, Беллини, Доницетти, слушал и изучал современную музыку, овладевал искусством пения и сочинения для голоса, общаясь с лучшими певцами. В последние месяцы пребывания за границей Глинка совершенствовал композиторское мастерство в Берлине под руководством известного немецкого теоретика музыки профессора Зигфрида Дена.

В Италии Глинка создал ряд ярких, значительных произведений, получивших признание местных музыкантов и слушателей. Таковы, в частности, секстет для фортепиано и струнных инструментов, Патетическое трио, романсы «Венецианская ночь», «Победитель» и др. Наряду с ними Глинка написал и несколько более поверхностных пьес. Но и те и другие вскоре перестали удовлетворять самого композитора. «Все написанные мною в угождение жителей Милана пьесы...- пишет Глинка, - убедили меня только в том, что я шел не своим путем и что я искренно не мог быть итальянцем».

У Глинки зреет мысль о создании крупного, подлинно национального произведения. По свидетельству современников, уже в 1832 году Глинка «развивал подробно план задуманной им большой, пятиактной национальной оперы; задуманный сюжет был вполне национальный с сильно патриотическим оттенком». Через два года в одном из писем он подтверждает свое намерение «дать нашему театру произведение больших размеров... самое важное - это удачно выбрать сюжет, во всяком случае, он безусловно будет национален. И не только сюжет, но и музыка: я хочу, чтобы мои дорогие соотечественники почувствовали себя тут как дома». Примерно к этому же времени относится высказывание Глинки: «Нам предстоит задача серьезная. Выработать собственный стиль и проложить для оперной русской музыки новую дорогу».

К моменту возвращения в Россию Глинка был уже вполне зрелым художником, способным решить историческую задачу создания национальной музыкальной классики.

Период творческой зрелости (1834-1844). ). Еще за границей, «целиком продолжая отдаваться изучению духа русской музыки» (как он пишет об этом времени), Глинка сочинил две музыкальные темы для будущей национальной оперы. Вернувшись в 1834 году в Россию, он начинает с жаром, трудиться над осуществлением своей мечты. Его увлек сюжет «Ивана Сусанина», предложенный Жуковским.

Во времена Глинки история подвига простого русского крестьянина Сусанина не раз использовалась реакционными историками и писателями для восхваления самодержавия и верноподданичества. Официально-монархическую трактовку получила она и в либретто оперы, автором которого стал барон Е. Розен. Это был посредственный поэт и драматург, но близкий ко двору человек (секретарь наследника престола), известный своими монархическими убеждениями. Розен создал либретто, пронизанное идеей прославления царской власти.

Однако идейный замысел Глинки был иным. Об этом можно судить по плану оперы, составленному Глинкой самостоятельно еще до написания либретто. Согласно этому плану опера должна была называться: «Иван Сусанин. Отечественная героико-трагическая опера». Из него видно, что Глинка хотел воспеть в опере доблесть русского народа, высокие душевные качества простого крестьянина, совершившего подвиг ради спасения родины.
Почти вся музыка оперы сочинена Глинкой необычным образом - до слов, по собственному плану, так что Розен подписывал текст позднее (и, следовательно, не мог существенно повлиять на композитора).

Работая над завершением оперы, Глинка одновременно разучивал ее с певцами. Среди них выделялись О. А. Петров и А. Я. Воробьева, ставшие замечательными исполнителями ролей Сусанина и Вани.

Первое представление оперы «Иван Сусанин» на сцене петербургского Большого театра состоялось 27 ноября 1836 года. Этот день вошел в историю как день рождения русской музыкальной классики.

Оперу Глинки горячо встретили передовые люди русского общества. Еще до постановки Гоголь выступил со статьей, в которой отметил новаторское значение оперы. Проницательную оценку оперы дал выдающийся музыкальный критик Одоевский. «С оперой Глинки, - писал Одоевский в статье об „Иване Сусанине", - является то, что давно ищут и не находят в Европе, - новая стихия в искусстве, и начинается в его истории новый период - период русской музыки. Такой подвиг, скажем положа руку на сердце, есть дело не только таланта, но гения!»

Иное отношение опера «Иван Сусанин» нашла в высшем свете. Царь Николай I хотел, чтобы народно-патриотическая опера Глинки воспринималась как прославление самодержавия. Поэтому она была переименована в «Жизнь за царя», и Николай I «милостиво» похвалил композитора. В то же время петербургские аристократы не скрывали своей враждебности к Глинке, который сделал героем монументальной исторической оперы простого крестьянина и написал музыку народного склада. Они называли эту музыку «кучерской», на что Глинка заметил на полях своих «Записок»: «Это хорошо и даже верно, ибо кучера, по-моему, дельнее господ».

В 1837 году Глинка был назначен на службу в Придворную певческую капеллу. За три года пребывания в капелле он сделал очень много для поднятия ее художественного уровня и для развития всего русского хорового искусства. Для набора новых певчих в капеллу он совершил в 1838 году поездку на Украину. Среди привезенных им крестьянских подростков был будущий известный певец и композитор, автор классической украинской оперы «Запорожец за Дунаем» С. С. Гулак-Артемовский, ставший учеником Глинки по пению.

Вскоре после постановки «Ивана Сусанина» Глинка задумал новую оперу - «Руслан и Людмила». Композитор мечтал, что либретто напишет Пушкин, но эти планы разрушила безвременная гибель поэта. Глинке пришлось самому начать работу над либретто.

Помимо отрывков из пушкинской поэмы, либретто включает стихи, написанные различными лицами: самим Глинкой, литератором Н. В. Кукольником и некоторыми другими друзьями композитора. Это обстоятельство, а также отдельные неясности в воспоминаниях Глинки давали основание думать, что опера создавалась стихийно, без определенного плана. Однако эта легенда была развеяна исследованиями выдающегося русского критика В. В. Стасова, а впоследствии - советского музыковеда Б. В. Асафьева. Еще в 70-х годах прошлого столетия Стасов обнаружил и опубликовал «Первоначальный план „Руслана и Людмилы "», написанный рукой Глинки. Этот документ показывает, что работа над оперой велась на основании подробного сценария. Установлено также, что имеется один основной автор либретто - талантливый поэт-любитель В. Ф. Ширков, один из самых близких и преданных друзей Глинки. Композитор поддерживал с ним переписку и руководил его работой, причем, как и при сочинении первой оперы, часто писал музыку ранее слов.

Работа над оперой «Руслан и Людмила» продолжалась пять с лишним лет. Этот срок покажется не столь большим, если учесть, что в те же годы Глинка написал «Вальс-фантазию», музыку к трагедии Кукольника «Князь Холмский», многие из своих лучших романсов, в том числе «Я помню чудное мгновенье», «Сомнение», цикл из двенадцати романсов «Прощание с Петербургом».

Все же, возможно, опера «Руслан и Людмила» была бы написана быстрее, если бы Глинка находился в более благоприятных условиях. Столичное светское общество продолжало враждебно относиться к нему и воспользовалось его семейными неурядицами (разрывом с женой) для того, чтобы опутать его интригами и сплетнями. Забвение и отдых он находил лишь в кругу приятелей. Среди них были знаменитый художник К. Брюллов, Н. В. Кукольник.

Наконец, опера «Руслан и Людмила» была закончена и поставлена 27 ноября 1842 года - ровно через шесть лет после премьеры «Ивана Сусанина». Сюжет новой оперы не позволял истолковать ее как прославление самодержавия и к тому же был связан с именем Пушкина. Поэтому официальное отношение к «Руслану и Людмиле» было иным: Николай I открыто продемонстрировал свою неприязнь к композитору. Приехав на премьеру, он покинул зал до конца спектакля. Это послужило сигналом для аристократической публики, начавшей открытую травлю оперы.

Однако в защиту Глинки выступила передовая музыкальная общественность. Она поддержала гениальное творение, и опера «Руслан и Людмила» прошла в первый же год сорок раз. Одоевский посвятил опере замечательную статью, в которой писал, обращаясь к современникам: «На русской музыкальной почве вырос роскошный цветок - он ваша радость, ваша слава. Пусть черви силятся вползти на его стебель и запятнать его, черви спадут на землю, а цветок останется. Берегите его! Он цветок нежный и цветет лишь один раз в столетие».

Придворные круги приняли все меры для того, чтобы опорочить «Руслана и Людмилу». Об их отношении к опере Глинки свидетельствует такой факт: брат царя великий князь Михаил Павлович посылал провинившихся офицеров вместо гауптвахты на спектакли «Руслана и Людмилы»... Опера стала исполняться все реже и реже, а в 1846 году, в связи с отъездом русской оперной труппы в Москву, была вовсе снята с петербургской сцены и не шла на ней до 1858 года.

Глинка тяжело переживал травлю со стороны аристократического общества. Он стремился забыться, погрузившись в новые впечатления и творческие замыслы.

Последний период жизни и творчества (1844-1857). В 1844 году Глинка выехал из Петербурга в Париж. Здесь он провел около года, знакомясь с французской культурой и готовясь к путешествию в Испанию. В Париже он вновь встретился с Берлиозом и сблизился с ним. Глинка высоко оценил новаторскую музыку французского композитора, не признанного в то время большинством соотечественников. Берлиоз помог организовать в Париже исполнение некоторых произведений Глинки и напечатал в одной из газет большую статью о нем. Парижские концерты, прошедшие с успехом, принесли русскому музыканту признание ряда передовых французских деятелей. Они имели большое значение для пропаганды русской музыки за рубежом.

В мае 1845 года Глинка отправился в Испанию, привлеченный богатством народной музыки этой страны. Здесь он пробыл два года, посетив много городов и областей. Образцы настоящей, самобытной народной музыки Глинка искал в среде простых людей. Повсюду он встречался с народными певцами и танцорами, мастеровыми и погонщиками мулов и записывал от них мелодии испанских песен и плясок.

Поездка в Испанию дала замечательные творческие результаты. Еще в 1846 году, находясь в Мадриде, Глинка написал увертюру «Арагонская хота», явившуюся первым образцом нового симфонического жанра - фантазии на народные темы. Вернувшись из Испании, он сочинил в 1848 году вторую испанскую увертюру. В новой редакции в 1851 году она получила название «Воспоминание о летней ночи в Мадриде» (сокращенно - «Ночь в Мадриде»).

Последние девять лет жизни (1848-1857) Глинка проводил попеременно то в Петербурге, то в Варшаве, то в Париже, то в Берлине. Он написал симфоническую фантазию «Камаринская» (1848) и начал работать над новыми крупными произведениями - симфонией «Тарас Бульба» и оперой «Двумужница», но затем оставил их. После «Камаринской» из-под его пера вышли лишь отдельные мелкие пьесы, главным образом романсы и переработки некоторых прежних сочинений. В это же время он писал свои воспоминания - «Записки».

Непосредственной причиной почти полного молчания явилось пренебрежение со стороны высшего общества. Музыка Глинки преднамеренно замалчивалась, исполнялась редко и плохо. Опера «Иван Сусанин» ставилась небрежно, вторая опера не шла вовсе. К тому же вновь начались интриги и сплетни. Все это вызывало у Глинки желание покинуть ставший ненавистным «официальный» царский Петербург.

Но были и обстоятельства иного рода (быть может, даже не вполне осознанные самим Глинкой), которые затрудняли процесс сочинения и вызвали этот своеобразный кризис. 40-е годы ознаменовались новыми веяниями в русском искусстве.Искусство встало на путь отражения социальных и психологических конфликтов; определяющим для нового направления стало непримиримое отношение к несправедливости существующего строя, к бесправию униженных и оскорбленных людей. В этих условиях для передового художника, каким был Глинка, уже невозможно было сочинять по-прежнему. Поиски новых путей оказались достаточно мучительными. Изменившееся мироощущение и искания в области новых стилевых возможностей успели дать художественные результаты только в нескольких романсах конца 40-х годов.

В эти трудные годы Глинка нашел поддержку в среде передовых деятелей русской культуры. Вокруг него в Петербурге возник кружок музыкантов разных поколений. Наряду с Даргомыжским и певцом Петровым в его доме часто бывали молодые музыкальные критики В. В. Стасов и А. Н. Серов. Несколько позднее к ним присоединился юный Балакирев - будущий глава Могучей кучки. Между Глинкой и молодыми музыкантами установились сердечные, дружеские отношения. Большую моральную поддержку композитору оказывала также его сестра Л. И. Шестакова, много сделавшая после смерти брата для пропаганды его творчества.

В 1856 году Глинка уехал в Берлин. "Здесь, вновь встретившись с Деном, он с увлечением занялся поисками новых путей развития многоголосия на основе соединения русской народной песни и классических форм полифонии. В январе 1857 года Глинка простудился и слег в постель. В связи с этим обострилась его болезнь печени. 3 февраля Глинка скончался. Его прах был вскоре перевезен в Петербург и похоронен на кладбище Александро-Невской лавры, где затем был воздвигнут памятник.

Смерть Глинки вызвала глубокую печаль в самых широких кругах русского общества. В том же году Стасов издал большой очерк жизни и творчества композитора. Несколько позднее ценные работы о Глинке создали Серов и известный музыкальный критик Г. А. Ларош.

Здравствуй, любознательный ученик!

Ты находишься на страничке, посвященной великому русскому композитору Михаилу Ивановичу Глинке!

Михаил Иванович Глинка - русский композитор, родоначальник русской классической музыки. Автор опер «Жизнь за царя» («Иван Сусанин», 1836) и «Руслан и Людмила» (1842), которые положили начало двум направлениям русской оперы - народной музыкальной драме и опере-сказке, опере-былине .

Заложили основы русского симфонизма. Классик русского романса.

Для начала необходимо познакомиться с личностью композитора, для этого предлагаю вам ознакомиться с биографией Михаила Ивановича.

Родился 1 июня 1804 г . в селе Новоспасском Смоленской губернии в семье помещика. В 1818 г. поступил в Благородный пансион при Петербургском педагогическом институте, который закончил в 1822 г. В пансионе Глинка начал сочинять музыку и стал популярен как автор замечательных романсов. Всего им написано 80 произведений для голоса и фортепиано, среди которых шедевры вокальной лирики: элегии «Не искушай», «Сомнение», цикл «Прощание с Петербургом» и другие.

После окончания пансиона Глинка поступил в Главное управление путей сообщения, но вскоре оставил службу, чтобы всецело посвятить себя музыке.

В 1830-1834 гг. он предпринял большое путешествие по Италии, Австрии и Германии, знакомясь с европейскими музыкальными традициями и совершенствуя своё композиторское мастерство. По возвращении приступил к осуществлению своей заветной мечты - написать русскую оперу. Сюжет был подсказан В. А. Жуковским - подвиг Ивана Сусанина. Уже в в 1836 г. Петербурге состоялась премьера оперы «Жизнь за царя» . После успеха Глинка принялся за вторую оперу, на этот раз на пушкинский сюжет. Работа шла, правда с перерывами, около шести лет. В 1842 г . состоялась пре мьера «Руслана и Людмилы» , ставшей первой сказочно-эпической оперой в истории р усской музыки.

Творчество Глинки высоко ценилось музыкантами - его современниками. Так, Ф. Лист переложил для фортепиано «Марш Черномора» из «Руслана и Людмилы» и очень часто исполнял его в своих концертах.

В 1844-1847 гг. Глинка путешествовал по Франции и Испании. Образы Испании нашли своё отражение в увертюрах «Арагонская охота» (1845 г.) и «Ночь в Мадриде» (1851 г.). Не менее красочно воплотил композитор в симфонической музыке и образ родной страны. Находясь
в Варшаве, он написал оркестровую фантазию «Камаринская» (1848 г.) на тему двух русских народных песен. Об этом сочинении П. И. Чайковский сказал, что в нём, «как дуб в жёлуде, заключена вся русская симфоническая музыка».

В 1856 г. Михаил Иванович поехал в Берлин изучать полифонию старых мастеров, чтобы воскресить в своём творчестве древнерусские знаменные церковные напевы. Реализовать замысел не удалось: 15 февраля 1857 г. Глинка скончался.

Теперь настало время познакомить вас с двумя операми М.Глинки, для этого посмотрите презентацию.

Две оперы М.Глинки

Две оперы М.Глинки

Прослушайте Арию Сусанина

Видео YouTube


В этом документе представлены основные значимые произведения композитора.

Произведения Глинки

Произведения Глинки

Глинка 1856, незадолго перед смертью

Рассказывая о русской национальной композиторской школе нельзя не упомянуть о Михаиле Ивановиче Глинке. В свое время он оказал немалое влияние на членов Могучей кучки, которые в то время формировали оплот композиторского искусства в России. Также немалое влияние он оказал и на Петра Ильича Чайковского.

Детство Михаила Ивановича

Родился Михаил Иванович в 1804-м году, в имении своего отца, в селе Новоспасском, что в Смоленской губернии. У него были видные предки. Так, например, прадед композитора был польским шляхтичем, Викторином Владиславовичем Глинкой, от которого в наследство внуку досталась семейная история и герб. Когда Смоленская область перешла в результате войны под власть России, то Глинка сменил подданство и стал русским православным. Свою же власть он смог сохранить благодаря власти церковной.

Воспитывали Глинку младшего его бабушка, Фекла Александровна. Мать при воспитании сына практически не участвовала. Вот и вырос Михаил Иванович эдаким нервным недотрогой. Сам же он вспоминает эти времена, как если бы он рос эдакой «мимозой».

После смерти бабушки он перешел под крылышко матери, которая приложила немало сил для того, чтобы полностью перевоспитать своего ненаглядного сына.

Игре на скрипке и фортепиано маленький мальчик учился примерно с десяти лет.

Жизнь и творчество

Изначально музыке Глинку учила гувернантка. Позже родители его отдали в благородный пансион, что в Санкт-Петербурге, Там же он познакомился с Пушкиным. Тот приходил туда в гости к своему младшему брату, однокласснику Михаила.

1822-1835

В 1822-м молодой человек закончил обучение в пансионе, но занятия музыкой отнюдь не бросил. Он продолжает музицировать в дворянских салонах, а также иногда руководит оркестром дяди. Примерно в это же время Глинка становится как композитор: он чрезвычайно много пишет, при этом усиленно экспериментируя в самых разных жанрах. В это же время он написал некоторые песни и романсы, которые хорошо известны и сегодня.

Среди таких песен можно выделить «Не искушай меня без нужды», «Не пой, красавица, при мне».

Кроме того, он усиленно знакомится с другими композиторами. Все это время идет работа по усовершенствованию своего стиля. Молодой композитор оставался недовольным своей работой.

В конце апреля 1830-го года молодой человек переезжает в Италию. При этом он совершает большое путешествие по Германии, которое растянулось на все летние месяцы. В это время он пробует свои силы в жанре итальянской оперы.

Стоит отметить, что в это время его композиции уже становятся не по юношески зрелыми.

В 1833-м годы он работает в Берлине. Когда же приходит известие о смерти его отца, он незамедлительно возвращается в Россию. И в это же время у него в голове рождается план о создании русской оперы. Для сюжета он выбрал предания об Иване Сусанине. И вскоре после женитьбы на своей дальней родственнице, он возвращается в Новоспасское. Там он, со свежими силами, принимается за работу над оперой.

1836-1844

Примерно в 1836-м году он закончил работу над оперой «Жизнь за царя». А вот поставить ее было уже значительно труднее. Дело в том, что этому воспрепятствовал директор императорских театров. Но он же отдал оперу на суд Катерино Кавосу, а тот оставил о ней самый лестный отзыв.

Опера была принята с необычайным восторгом. Глинка в результате написал матери следующие строки:

«Вчерашний вечер совершились наконец желания мои, и долгий труд мой был увенчан самым блистательнейшим успехом. Публика приняла мою оперу с необыкновенным энтузиазмом, актёры выходили из себя от рвения… государь-император… благодарил меня и долго беседовал со мною…»

После оперы Глинку назначили капельмейстером Придворной певческой капеллы. Ею он впоследствии руководил в течении двух лет.

Ровно через шесть лет после премьеры «Ивана Сусанина», Глинка предоставил общественности «Руслана и Людмилу». Работу над ней он начал еще при жизни поэта, а вот закончить ее удалось лишь при помощи мелких поэтов.

1844-1857

Новая опера пережила большую критику. Глинка тяжело переживал данный факт, и решил отправится в дальнее заграничное путешествие. Теперь он решил поехать во Францию, а затем и в Испанию, где и продолжает работать. Так он путешествовал до лета 1947-го года. В этро время он работает над жанром симфонической музыки.

Долгое время он путешествует, два года прожил в Париже, где отдыхал от постоянных разъездов в дилижансах и по железной дороге. Временами возвращается в Россию. Но в 1856-м году он уехал в Берлин, где 15 февраля и скончался.

Многие поклонники классической музыки благоговеют перед именем Михаила Ивановича Глинки. Этот знаменитый русский композитор является основоположником русской национальной оперы. Он стал автором опер, получивших мировую известность, написал «Руслана и Людмилу», «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), много романсов, других музыкальных произведений.

Детство

Михаил Глинка родился в селе Новоспасское (Смоленская губерния) 1 июня 1804 года. Это село было родовым имением его семьи. Отец будущего композитора, Иван Николаевич, происходил из рода обрусевших польских шляхтичей. Когда пришло время для создания семьи, он женился на своей дальней родственнице, приходившейся ему троюродной сестрой.

Мама мальчика, Евгения Андреевна, первые десять лет не занималась воспитанием своего сына. Он был очень слабеньким и болезненным, и бабушка со стороны отца, Фекла Александровна, строгая, бескомпромиссная женщина, взяла бразды правления в свои руки. Со свойственной ей решительностью она отстранила мать, сама занялась воспитанием малыша.

Эта женщина с крутым характером не слишком хорошо обращалась со своими крепостными, но во внуке она просто души не чаяла. Мише разрешалось все, просто удивительно, что в таких условиях из него не вырос избалованный эгоист. Зато он стал очень нервным и мнительным, настоящей «мимозой», как он сам себя называл. До 10 лет мальчик обучался в домашних условиях.

Интерес к музыке у Миши проявился уже в раннем детстве. Ему очень нравился колокольный звон, и малыш пытался его имитировать, используя медную домашнюю утварь.

Когда Фекла Александровна скончалась, за воспитание сына взялась его мать. У Евгении Андреевны были другие взгляды на воспитание и обучение, она старалась воплощать их в жизнь.

Внимательная мать, давно заметившая интерес сына к музыке, пригласила на работу гувернантку из Петербурга Варвару Федоровну Кламмер. Именно эта женщина обучала способного мальчика игре на скрипке и фортепиано. После Евгения Андреевна устроила сына в лучший петербургский пансион, где учились избранные дворянские дети. Здесь Михаил познакомился и подружился со Львом Пушкиным, младшим братом будущего поэта. Близкие отношения со Львом и общие интересы дали возможность будущему композитору завязать дружеские отношения и с самим великим поэтом.

В пансионе Михаил стал учиться музыке. Он был в восторге от уроков, которые давал пианист Карл Майер. Этот человек стал любимым преподавателем Глинки. Он оказал большое влияние на формирование музыкального вкуса подростка. Когда Михаилу исполнилось 18 лет, его обучение в пансионе подошло к концу. В день выпуска из учебного заведения Глинка и его преподаватель Майер порадовали публику исполнением концерта Гуммеля для фортепиано. Их выступление вызвало долгие аплодисменты.

Начало карьеры

Свои первые музыкальные произведения Глинка стал сочинять еще в пансионе. В 1822 году он написал несколько романсов. Для одного из них — «Не пой, красавица, при мне», юный композитор использовал стихотворение . В то время он уже был лично знаком с поэтом, но тогда их знакомство еще не успело перерасти в крепкую дружбу.

Дети, рожденные в родственных браках, редко имеют хорошее здоровье. Михаил Иванович – прямое подтверждение этому высказыванию. Его здоровье всегда оставляло желать лучшего. Через год после выпуска из пансиона он отправился на Кавказ, чтобы лечиться минеральными водами. Здесь он не только проходил курс лечения и любовался горными пейзажами. Молодой человек занимался изучением местных легенд и народного творчества. Он возвратился с Кавказа в Новоспасское с новыми, волшебными впечатлениями о своем чудесном путешествии.

В течение года музыкант безвыездно живет в своем имении. Он занят созданием музыкальных композиций, навеянных путешествием на Кавказ. Через год, когда работа была закончена, молодой человек отправляется в северную столицу, устраивается на службу в Министерство путей сообщения. Он занимает должность помощника секретаря, а в свободное время создает новые музыкальные композиции. Но этого свободного времени так мало, что через пять лет Михаил Иванович принял решение оставить службу и заниматься только музыкой.

Жизнь в столице дала возможность композитору вращаться в среде выдающихся творческих людей. Но сырой петербургский климат пагубно сказывался на его здоровье.

В 1830 году ему опять потребовалось длительное лечение на водах. На этот раз музыкант отправился в Европу. В Италии Михаил Иванович успешно совмещает лечение с профессиональным совершенствованием. Он знакомится с Беллини и Доницетти, изучает оперу и бельканто. После четырех лет пребывания в Италии композитор перебирается в Германию. Он уехал туда с определенной целью – брать уроки у Зигфрида Дена. Но пройти полный курс обучения не удалось, у музыканта скончался отец, молодой человек был вынужден вернуться на родину.

Расцвет музыкальной карьеры

Все мысли композитора занимала музыка. После учебы в Италии он начинает работу над первой оперой, получившей название «Иван Сусанин». Через некоторое время композитор переименовал свой музыкальный труд, опера стала называться «Жизнь за царя». В советское время, когда любое упоминание о царских особах было нежелательным, опере вернули первоначальное название.

Действие оперы разворачивается в 1612 году. Такой сюжет композитор выбрал неслучайно, большое влияние на него оказала война 1812 года. Мальчику в то время было только 8 лет, но он прекрасно запомнил подъем патриотизма, царивший в русском обществе. Свою вторую оперу он написал по произведению Пушкина, назвав ее «Руслан и Людмила». Обе оперы великого композитора были представлены в один и тот же день, с разницей в 6 лет.

Он потратил на свою вторую работу шесть долгих лет и был страшно разочарован тем, что она не имела успеха. Нелестные отзывы критиков просто раздавили Глинку.

Профессиональная неудача в сочетании с кризисом в личной жизни стала причиной для мрачного настроения и ухудшения здоровья.

Однако Михаил Иванович давно уже понял, как нужно правильно справляться с неприятностями. Ему всегда помогали путешествия, во время которых он наполнялся творческим вдохновением и жизненными силами. Он вновь отправился в Европу, посетил несколько городов во Франции и в Испании. Итогом его путешествия стали новые работы – «Воспоминания о Кастилии», «Арагонская хота». Путешествие по европейским странам дало возможность Глинке восстановить здоровье и уверенность в своих силах.

Он вернулся в Россию, некоторое время жил в своем имении, затем отправился в Петербург. Михаила Ивановича нельзя было назвать светским человеком в полном смысле этого слова. Шумное общество быстро утомляло его. В 1848 году он отправился в новое путешествие, на родину своих предков. В Варшаве Глинка провел два года. Именно здесь музыкант создал симфоническую фантазию «Камаринская».

Композитор любил путешествовать, последние пять лет своей жизни он провел в разъездах. На этот раз Михаил Иванович начал свой вояж с Испании. Затем он отправился в Париж. Музыкант решил подольше пробыть во Франции, поскольку состояние его здоровья было неутешительным. В течение двух лет он жил в Париже, работая над симфонией «Тарас Бульба». После начала Крымской войны, где Франция выступала против России, композитор решил вернуться на родину. Его симфония «Тарас Бульба» осталась незавершенной.

В 1854 году Михаил Иванович возвратился в Россию. Лето он провел на даче в Царском Селе. Некоторое время музыкант занимался написанием мемуаров, успел сочинить романс на стихи Лермонтова «В минуту жизни трудную». Его мемуары были опубликованы в 1870 году под названием «Записки», когда самого музыканта уже давно не было в живых. В 1865 году Глинка отправился в Германию.

Дружба с Пушкиным

Великий музыкант и знаменитый поэт были современниками, разница в возрасте у них составляла только пять лет. Когда композитор окончил пансион, оказалось, что их связывает много общего. Молодых людей объединяла крепкая дружбы, продолжавшаяся до самой гибели поэта.


Свою оперу «Руслан и Людмила» Глинка задумал неслучайно, он очень хотел работать с Пушкиным. Однако гибель поэта замедлила создание оперы, по этой же причине ее постановка была неудачной, почти провальной. Часто Глинку называют «Пушкиным в музыке», поскольку этот человек внес в становление русской оперы такой же огромный вклад, как и его друг в литературу.

Личная жизнь

У Михаила Ивановича во время его заграничных путешествий было несколько мимолетных романов. Однако женился он в России, по примеру своего отца выбрал в супруги дальнюю родственницу, Марию Петровну Иванову. Муж был старше жены на 14 лет, но эта разница в возрасте никого не смущала. Совсем скоро оказалось, что Михаил Иванович ошибся в выборе супруги, приняв влюбленность за глубокое чувство.


Мария Ивановна оказалась очень легкомысленной особой, она быстро стала искать любовные приключения на стороне. Ее характер тоже оставлял желать лучшего, она громко упрекала супруга в неправильном расходовании денег, скандалила из-за любого пустяка. Композитор знал об ее изменах, но попытки образумить супругу ни к чему не приводили. Отношения с женой становились все хуже, и это очень удручало музыканта. Развестись венчанным супругам было почти невозможно, но через некоторое время неверная жена сама дала замечательный повод для расставания.

После шести лет брака, будучи замужней женщиной, Мария Ивановна тайком обвенчалась с корнетом Васильчиковым.

Подобное пренебрежение церковными правилами и устоями давало надежду на развод с неадекватной супругой. Процесс был долгим и хлопотным, но через два года супругов все-таки развели. Однако исв таких тяжелых обстоятельствах Михаил Иванович был счастлив.

Он любил Екатерину Керн, и эта женщина отвечала ему взаимностью. Она была дочерью знаменитой пушкинской Музы и долго ждала, когда ее возлюбленный станет свободным человеком. Однако надежды Екатерины не сбылись, пока они дожидались развода, любовь Глинки пошла на убыль. Намучившись с женой, он не позвал преданную ему женщину под венец. Своей возлюбленной он посвятил романс «Я помню чудное мгновенье».


В конце жизни Михаил Иванович испытывал глубокие сожаления о том, что он так и не стал отцом. Екатерина была беременной от него, но Глинка настоял, чтобы она сделала аборт. Мужчина не хотел, чтобы его ребенок был незаконнорожденным. Неизвестно, исполнила ли Екатерина желание Михаила Ивановича. Получив от него крупную сумму на услуги доктора, женщина уехала в Полтавскую губернию и находилась там целый год. У нее было достаточно времени, чтобы выносить и родить ребенка от любимого человека.

Причина смерти

Свое последнее путешествие в Германию музыкант задумал с целью изучения творчества Баха и других немецких композиторов. Но у него было слишком мало времени для этого, в начале 1857 года композитор умер от банальной простуды. Сама болезнь была неопасной, но она обострила заболевание печени, от которого музыкант страдал всю жизнь.


Русского композитора похоронили в Германии. Но через несколько месяцев его младшая сестра перевезла прах своего великого брата на родину. Чтобы не смущать окружающих, гроб с телом музыканта поставили в картонную коробку, на которой была надпись «Фарфор». Прах знаменитого композитора покоится на Тихвинском кладбище.

Оперы

  • «Жизнь за царя»
  • «Руслан и Людмила»

Романсы

  • «Венецианская ночь»
  • «Я здесь, Инезилья»
  • «Ночной смотр»
  • «Сомнение»
  • «Ночной зефир»
  • «В крови горит огонь желанья»
  • «Дивный терем стоит»
  • «Прощание с Петербургом»
  • «Признание»
  • «Слышу ли голос твой»
  • «Заздравный кубок»
  • «Песнь Маргариты»
  • «Мери»
  • «Адель»
  • «Финский залив»
  • «Молитва»
  • «Не говори, что сердцу больно»
  • «Я помню чудное мгновенье»

Слушать композиции

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .