Особенности реализации социального партнерства в образовательном пространстве школы. Социальное партнерство в образовании: примеры Социальное партнерство на разных уровнях образовательной системы

«СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СИСТЕМЕ ДОПОНИТЕЛЬНОЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЫ»

ГОУ СОШ № 000

Термин «Социальное партнерство» - относительно новый для сегодняшней России. Как правило, его смысл раскрывается как налаживание конструктивного взаимодействия между тремя силами, действующими на общественной арене страны: государственными структурами, коммерческими предприятиями и некоммерческими организациями . Но сегодня речь пойдет о социальном партнерстве в образовании, где взаимодействие заключается в решении конкретной социальной проблемы

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ОБРАЗОВАНИИ – это реальное взаимодействие двух или более равных сторон (лиц и\или организаций) на основе подписанного на определенное время соглашения в целях решения конкретного вопроса (социальной проблемы), который в чем-либо не удовлетворяет одну или несколько сторон и который эффективнее решать путем объединения ресурсов (материальных, финансовых, человеческих и др) и организационных усилий до достижения желаемого результата.

Безусловно, что желаемым результатом в данном случае является создание благоприятных условий для самореализации учащихся путем взаимодействия и сотрудничества всех сторон, участвующих в процессе воспитания

Таким образом, целью является воспитание активной гражданской и жизненной позиции, создание условий для социализации подростков

Данное сотрудничество решает ряд основных задач, стоящих перед образованием в целом, позволяет привлечь все больший круг заинтересованных лиц и организаций для оптимизации учебного и воспитательного процесса, выполнения социального заказа общества


· привлекать ресурсы общества для развития образовательной сферы

· помогает направлять ресурсы образования на развитие совместной деятельности любого образовательного учреждения, его общественной самоорганизации и самоуправления

· помогает накапливать и передавать жизненный опыт, как образовательного сообщества, так и его партнеров

· способно эффективно координировать совместную деятельность с пониманием степени ответственности каждого партнера

· позволяет оказывать помощь нуждающимся членам сообщества

Кратко основные принципы взаимовыгодного сотрудничества можно сформулировать следующим образом.

Во-первых, реальное взаимодействие нескольких партнеров. Во-вторых, партнерство должно быть оформлено в письменном виде. Такая официальность дисциплинирует всех участников сотрудничества, призывает к ответственности

В-третьих, договор или соглашение о социальном партнерстве должен иметь четкие временные рамки,

В-четвертых, документ о социальном партнерстве оформляется в целях решения конкретного вопроса (социальной проблемы), который эффективнее решать путем объединения ресурсов

В-пятых, договор о социальном партнерстве считается выполненным, если достигнут намеченный обеими сторонами результат.

ОСНОВЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

· уважение и учет интересов участников соглашения;

· заинтересованность договаривающихся сторон об участии в договорных отношениях

· соблюдение партнерами норм законодательства РФ, других нормативных актов

· наличие соответствующих полномочий социальных партнеров и их представителей

· равноправие и доверие сторон

· невмешательство во внутренние дела друг друга

· добровольность принятия обязательств социальными партнерами на основе взаимного согласования

· регулярность проведения консультаций и переговоров по вопросам, входящим в сферу социального партнерства

· обязательность исполнения достигнутых договоренностей

· систематичность контроля за выполнением принятых в рамках социального партнерства соглашений, договоров и решений

· ответственность сторон за не выполнение по их вине принятых обязательств, соглашения, договоров.

ВИДЫ ДОГОВОРОВ

Для оптимизации сотрудничества следует различать следующие виды договоров

1. Долгосрочные договоры. В нашей школе этот вид представлен сотрудничеством с успешно действующей на базе школы ДШИ «Вдохновение», ЦВР «Март», «Новопеределкино»,

2. Договоры о проведении конкретных мероприятий и акций. Эта форма нам очень хорошо известна, так как мы все взаимодействуем в системе одного Западного Окружного управления образованием, находимся в едином образовательном пространстве

Данные договоры чаще заключаются в устной форме.

УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ УСПЕШНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

· развитие организационной культуры партнеров и культуры партнерских отношений

· эффективная система контроля, в том числе в области финансирования

ТАКИМ ОБРАЗОМ, СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО – это не простое сотрудничество, где главный подход – выгода партнеров, в нем есть третья составляющая – СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА, на решение которой и нацелено социальное партнерство. Естественно, что такое сотрудничество невозможно без взаимоуважения, взаимодополнения, взаимообмена опытом, полученными результатами.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

1. Партнерское мышление – умение видеть лучшее в человеке, уважительное отношение к чужому мнении, стремление понять другого, желание и умение выстраивать социальные отношения.

2. Взаимное дополнение. В партнерских отношениях означает, что в рамках совместной деятельности для достижения наилучшего результат каждый должен делать то, что он делает лучше других.

3. Долевое участие предполагает объединение ресурсов с целью получения синергетического эффекта – результата, который невозможно получить вне партнерства.

4. Разнообразие форм объединения субъектов партнерства

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ШКОЛЫ

Для успешной реализации основных принципов социального партнерства в нашей школе, мы представили образовательное пространство в целом и воспитательная работа школы сложилась в достаточно стройную воспитательной систему, являющуюся центром духовного, нравственного и гражданско-патриотического воспитания, представляющая собой три

основополагающих компонента и ставящая перед собой следующие цели и задачи:

Продолжать внедрение эффективных развивающих технологий обучения, технологии уровневой дифференциации в 5-11 классах для повышения качества образования;

Создать условия для творческой активности в урочной и внеурочной деятельности учащихся и педагогов;

Совершенствовать традиции школы через вовлечение большего количества учащихся в общешкольные мероприятия;

Развивать сети творческих объединений, спецкурсов, секций для более полного удовлетворения потребностей учащихся в организации их развивающего досуга;

Вовлекать в экспериментальную работу школы большее количество учащихся и педагогов род по различным направлениям экспериментальной и воспитательной работы школы

Решение данных целей и задач невозможно без все более развивающейся системы дополнительного образования .

Следует отметить, что дополнительное образование в школе не существует как отдельная структура.

Учебный план дополнительных образовательных услуг школы составлен на основе положения о дополнительном образовании детей в общеобразовательной школе, изучения потребностей интересов школьников разных возрастных групп, социального заказа их родителей.

Дополнительные образовательные услуги в школе направлены на решение основных ПРОБЛЕМ, стоящих перед школой:

Развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

Приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

Профилактику асоциального поведения;

Укрепление психического и физического здоровья;

Формирование активной жизненной позиции

Принцип социального заказа является одним из основополагающих при составлении данного учебного плана. Для реализации этого принципа в школе проводится анализ, мнения учащихся и их родителей, используются методы анкетирования, тестирования, собеседования и педагогического наблюдения.

В 2009/2010 учебном году учебный план дополнительного образования представлен блоками:

Художественно-эстетический блок (вокально-хоровая студия, кружки художественного творчества), привлекаются учащиеся со 2-го по 10 класс ;

Туристско-краеведческий блок (фотостудия и ДОО «Обелиск»), привлекаются учащиеся с 5-го по 11 классы ;

Физкультурно-спортивный блок (основы боевых искусств, спортивные игры), участвуют учащиеся с 1-го по 11 класс;

Естественнонаучный блок (кружок «Занимательная география», «Ступеньки», «Юный Архимед», «Любители финансовой математики»), привлекаются учащиеся с 5-го по 11 класс;

Социально–педагогический блок (клуб «Вожатый», клуб «Юный экскурсовод», педагогические классы школы), привлекаются учащиеся с 5 по 11 класс, а также учащиеся детских садов района.

Каждое из направлений внеурочной деятельности в школе решает следующие ЗАДАЧИ:

Объединения художественно-эстетического блока решает задачи создания условий для раскрытия творческих способностей детей через систему вовлечения их в разнообразную творческую внеурочную деятельность;

Объединения туристско-краеведческого блока решают задачи привлечения школьников к сохранению историко-культурного наследия, распространение краеведческих знаний среди школьников через работу кружков, факультативов, тематических выставок. Помощь юным гражданам в формировании Российского государственного самопознания, воспитание патриотизма;

Объединения физкультурно-спортивного блока решают задачи укрепления здоровья ребенка с помощью физкультуры и спорта, обеспечение душевного здоровья и хорошего эмоционального состояния учащихся, оказание помощи в выработке воли и морально-психологических качеств;

Секция естественнонаучного блока способствует развитию аналитического мышления и исследовательских качеств учащихся.

Объединения социально-педагогического блока решают задачи создания условий для раскрытия творческих и педагогических способностей детей через вовлечение их в шефскую работу, помощь в выборе будущей профессии.

Ожидаемый РЕЗУЛЬТАТ системы педагогических воздействий – успешные в решении жизненных и профессиональных проблем выпускники, сохранившие интерес к знаниям, способные соизмерять свои возможности и пожелания с реалиями и ожиданиями общества, осознающие свой гражданский статус, связывающие свои жизненные цели и планы с целями развития общества.

Таким образом, в школе сложилось достаточно крепкое, многогранное социальное партнерство, соответствующее воспитательной системе школы, целям и задачам воспитательной и экспериментальной работы, где все компоненты тесно взаимосвязаны. Это три составляющие – в образовательном процессе, внеурочной, внешкольной деятельности. Из схемы понятно, что многие наши структуры реально действуют во всех 3 направлениях. Это и есть особенность нашего сотрудничества. Об этом подробнее расскажут мои коллеги .

ПРОБЛЕМЫ

К сожалению, работа по налаживанию социальных взаимосвязей не всегда складывается успешно. Имеется ряд проблем и рисков. Это и сложная социальная среда, в которой находится учебное заведения, инертность родительской общественности и не всегда продуктивный диалог с властными структурами, Управой района.

ЗАДАЧИ БУДУЩЕГО

Задачи будущего вытекают из сложившихся на данный момент проблем. А именно,

1. Более четкая координация взаимодействия всех структур для решения поставленных обществом задач. Ведь не секрет

2. Создание мотивации для более эффективного участия родителей в образовательном пространстве школы.

3. Разработка и реализация, в рамках экспериментальной площадки «Молодежная политика средствами образования» социально значимых проектов, влияющие на окружающую социальную среду.

УЭ-2.5.

Лабораторная работа № 8

Тема: Социальное партнерство

Задание 1 . Задание 1. Изучите предложенные тексты и составьте тезаурус по теме «социальное партнерство».

Задание 2 . Разработайте «Карту района», в котором вы живете, с целью определения потенциальных социальных партнеров школы (работа в группах).

Задание 3 . Групповая дискуссия на тему «С какими учреждениями нашего города необходимо развивать партнерские отношения ОмГПУ?»

Задание 4 . Разработайте сценарий поиска и привлечения к сотрудничеству социальных партнеров конкретного ОУ.

Формы и технологии проведения занятия : индивидуальная и групповая работа. Технология дискуссии. Информационные технологии.

Результаты лабораторной работы:

    Тезаурус темы

    Карта района

    Сценарий (алгоритм) поиска и привлечения партнеров образовательного учреждения.

Информационный материал

Задание 1.

Социальное партнёрство и профессиональное сотрудничество

В начале 21 века достаточно чётко обозначилась потребность человека и общества в принципиально иных информационно-эмоциональных, мыслительных и поведенческих стратегиях, информационном и этическом поведении как на уровне своего внутреннего мира человека, так и на уровне социальных отношений. Современные тенденции развития образования определены процессами изменения основных парадигм восприятия мира: вместо относительной стабильности – перманентные изменения, географическая удалённость не является препятствием для общения; местные практики впитывают глобальные и рождают новые поликультурные традиции.

Следуя тенденциям мирового развития, образовательные учреждения Центрального района, ЦФГЦРО осознают необходимость существенных изменений в образовании, способствующих формированию готовности педагогических работников к осознанному политическому и социальному выбору, позволяющих сформировать в учителе системное синергетическое мышление, потребность в постоянном повышении образовательного уровня и росте профессиональной мобильности. Эффективность и сама возможность инновационной деятельности определяются прямыми и обратными системными связями между ОУ, ЦФГЦРО и социальными партнёрами. Специфика образовательной парадигмы заключается в том, что это целая область с особыми отношениями, особой образовательной мотивацией, особыми целями.

Методисты, педагоги сами определяют, какая информация им необходима для решения методических, учебных задач, профессиональных проектов, сами определяют социальных партнёров. Формирование мотивации педагогов к творческому труду, создание эффективного механизма взаимовыгодных отношений превращает профессиональное образование взрослых в один из мощных факторов социального партнёрства. Социальное партнёрство в широком смысле – это такая совместно распределенная деятельность социальных элементов – представителей различных социальных групп, результатом которой являются позитивные эффекты, получаемые всеми участниками этой деятельности. Социальное партнёрство в образовании мы понимаем как совместное участие различных сторон в выработке и реализации программ, интеллектуальных продуктов для обучения и воспитания детей.

Социальное партнёрство, построенное на принципах взаимной заинтересованности сторон и добровольности принятия ими обязательств, ответственности за результат деятельности, становится экономически значимой сферой образования.

Социальное партнёрство в образовании ещё мало освоено, с другой стороны - разные виды были в практике всегда. Среди разных видов социального взаимодействия различают такие, как благотворительность, сотрудничество, инвестиции, собственно партнёрство. Все эти понятия пришли в образование из социально-экономической сферы и всё прочнее занимают здесь место. Направления работы с социумом, это: благотворительность, спонсорство, кооперация (сотрудничество), инвестиция.

Благотворительность – добровольные безвозмездные и бескорыстные вложения труда или материально-финансовых ресурсов.

Спонсорство отличается от благотворительности мерой участия сторон. Спонсор передаёт именно те средства (трудовые, финансовые, материальные), которые запрашивает образовательное учреждение на конкретную деятельность, известную обеим сторонам. В отличие от благотворительности, которая носит, как правило, разовый характер, это взаимодействие может быть периодическим и даже систематическим.

Кооперация, то есть совместная деятельность в одном и том же или разных, но связанных между собой процессах труда, в переводе с латыни означает сотрудничество. В сотрудничество стороны включаются по обоюдному согласию. Возможность и мера участия определяются каждой стороной самостоятельно, определяются мерой её заинтересованности и, как правило, закреплены устным соглашением. Взаимодействие носит разовый или периодический характер, однако, становясь регулярным, служит основой для дальнейших партнёрских отношений.

Инвестиция – это вклад физических или юридических лиц по собственному усмотрению в соответствии с собственным видением и исходя из личных интересов. Договор или контракт – обязательная составляющая. Сегодня достаточно часто инвесторами образовательного учреждения становятся родители, которые создают фонд, направляя собранные средства на развитие образовательных учреждений. Например, они решают создать в учреждении современный специализированный кабинет, логопедический и другие.

Социальное партнёрство в образовании – это путь его демократизации и обновления. В современных условиях в образовании реализуются все виды социального взаимодействия, но очевидно, что именно партнёрство даёт наибольший эффект, так как предполагает более полное, заинтересованное и долгосрочное включение в решение социально-образовательных проблем. Партнёрство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, позволяет изменять, проектировать, устанавливать новые общественно значимые функции. Остальные виды работы с социумом также весьма полезны в конкретной ситуации, но более локально.

Социальное партнёрство с научными и культурными организациями города проявляется в совместной взаимовыгодной проектной деятельности. В основе каждого проекта лежат многолетние научные практические и теоретические исследования, информационные и методические сборники, а также разрешённые к копированию редкие книжные и журнальные материалы. На российском рынке представлено множество образовательных электронных пособий и приложений к действующим учебникам, поэтому в нашем филиале выбрано направление по разработке электронных библиотек дополнительных материалов для проведения учебных и внеклассных занятий. Каждая из электронных библиотек содержит тысячи высококачественных иллюстраций, объёмные текстовые материалы, аудио- и видеофрагменты. Тиражи электронных библиотек на компакт-дисках передаются в медиатеки всех ОУ района.

Очевидно, что до партнёрства социальные контакты должны «дорасти». Для проведения экспертизы социального партнёрства в образовании можно провести оценку уровня развития социального партнёрства через определение параметров взаимодействия, критериев результативности, показателей. Для этого необходимо:

Провести анализ мотивов и «выгод» сторон, ответить на вопрос: зачем нам потенциальные партнёры, важно понять и зачем мы им.

Найти общие интересы, мотивы, цели, которые могли бы стать основой практических совместных действий сторон.

Согласовать позиции, определить роли и место каждого участника во взаимодействии, ожидаемые результаты общей деятельности.

Выявить потребности в новых организационных формах, координирующих органах.

Документально оформить отношения, спланировать деятельность, определить меры ответственности каждой стороны.

Таким образом, опираясь на представленные уровни работы с социумом как на позиции, образовательное учреждение, выбирающее путь формирования партнёрских отношений, может проанализировать и выстроить план дальнейших действий, направленный на их коррекцию и развитие перехода на новый уровень, сформировать единое информационно-смысловое пространство, как у администрации учреждения, так и социальных партнёров.

Объективные причины развития социального партнерства в современной системе российского образования.

Термин «социальное партнерство в образовании» – как и сама деятельность, получили полноправное признание в современной России несколько лет назад. Мало кто сомневается, что образование является одной из наиболее значимых ценностей в обществе. Однако всем известно и то, что общество неоднородно, а, значит, не всегда партнерские отношения возможны между образованием и различными секторами общества. Идея социального партнерства в образовании заключается в том, что для решения проблем в этой социально значимой сфере требуются усилия всего общества, а не только одного из его составляющих – государства.

Эффективное социальное партнерство в образовании предполагает

а)наличие общественной потребности включаться в реализацию ценностей образования;

б)готовность к такому сотрудничеству школы;

в)потребность школы;

г)инициатива школы;

д)инициатива негосударственного сектора.

Основные направления совместной деятельности социальных партнеров в рамках корпоративной системы:

Маркетинг образовательных услуг;

Выстраивание стратегии сотрудничества;

Выполнение совместных проектных разработок;

Организация единой информационно-образовательной среды, обеспечивающей открытость, непрерывность, доступность образования;

Разработка содержания интегрированных программ, обеспечивающих непрерывность и преемственность профильной и далее профессиональной подготовки учащихся;

Реализация комплексного подхода к воспитанию как неотъемлемой составляющей образовательного процесса, организация конкурсов, олимпиад, смотров и совместное участие в них всех заинтересованных сторон сотрудничества.

Социальное партнёрство – это реальность или необходимость? Кто наши партнеры? Легко ли быть партнером школы? А мы готовы быть партнерами и в чем может проявиться наше партнерство?

В выборе социальных партнеров школы необходимо ориентироваться:

во-первых, на создание условий для реализации образовательных проектов и социальных инициатив;

во-вторых, на повышение квалификации педагогических работников;

в-третьих, на материально-финансовую поддержку школы.

Мы осуществляем совместную деятельность на основе договоров о социальном партнерстве.

Социальное партнерство как средство повышения качества образования

В условиях перехода к рыночной экономике образование все больше ориентируется на удовлетворение потребностей рынка труда, конкретных запросов работодателей, становится инструментом решения, в первую очередь, экономических проблем общества. В тоже время, меняется характер действия экономических и социальных факторов на состояние образования.

В этих условиях становится актуальной новая система отношений между образовательными учреждениями, союзами работодателей, объединениями трудящихся, службами занятости - всеми, кто становится не только потребителями «продукции» образовательного учреждения, но и источником его финансового благополучия.

Попытаемся проанализировать возможность воздействия социальных партнеров на учреждения образования с целью более полного учёта требований работодателей к кадрам. Для этого рассмотрим на примере туристской отрасли сущность, содержание и этапы развития социального партнерства, основные типы социальных партнеров системы образования и трудности при работе с различными категориями социальных партнеров.

Социальное партнерство в образовании - это особый тип взаимодействия образовательного учреждений с субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование и учет интересов всех участников этого процесса. Социальное партнерство в системе туризма - это важный элемент в формировании современного подхода к отрасли туризма, показатель реальной заинтересованности общества и государства в ее дальнейшем развитии с целью повышения прибыльности и конкурентоспособности в целом.

Понятие "социальное партнерство" рассматривается как участие различных государственных и общественных организаций, индустрии туризма, а также отдельных лиц в совместной деятельности, направленной на решение конкретных задач, стоящих перед отраслью. Опираясь на зарубежный опыт, накопленный в этой области, проведем сравнительный анализ способов решения вопросов о социальном партнерстве.

Макропартнером в системе социальных взаимоотношений является само государство. Как правило, отношения туристской организации с другими социальными партнерами зависят от государственной политики в области туризма. Это положение очень легко проверить на характере отношений, складывающихся у учебных заведений с таким важнейшим и значимым для них партнером, как индустрия.

Во главе предприятий индустрии туризма стоят руководители с самыми различными взглядами на систему профессионального образования. Сотрудничать или не сотрудничать с профессиональными школами зависит от степени их личной заинтересованности. Учебные заведения, естественно, могут мотивировать руководителей объектов индустрии туризма к сотрудничеству высоким качеством подготовки специалистов возможностью предоставления бесплатной и достаточно квалифицированной рабочей силы на определенный период и т.д. Но, к сожалению, возможности образовательных учреждений достаточно ограничены и, к еще большему сожалению, государство ничего не делает для того, чтобы повернуть представителей индустрии лицом к системе профессионального образования. Хотя, в большинстве зарубежных стран такой опыт существует, как правило, - это:

Значительное снижение налогов для тех, кто поддерживает образовательные учреждения в той или иной форме;

Множество поддерживаемых государством программ сотрудничества между образовательными учреждениями и индустрией, которые выгодны обеим сторонам.

Российские образовательные учреждения лишены такой поддержки от своего главного социального партнера - государства, и поэтому вынуждены самостоятельно искать социальных партнеров и налаживать отношения с ними.

Исходя из принятого определения социального партнерства опишем основные типы социальных партнеров системы образования. Прежде всего, отметим тот факт, что рассматривать категорию социального партнерства можно применительно как к системе образования в целом, так и к отдельному учебному заведению. В первом случае стороной, участвующей в социальном партнерстве, выступает, условно говоря, вся совокупность образовательных учреждений вместе с органами управления образованием. Образуя единое целое, они выступают партнером в системе тех отношений, которые складываются на рынке труда. И здесь можно выделить три основные категории социальных партнеров образования: работодателей (индустрию); объединения работников (профсоюзы, общественные организации); государственные органы управления, включая службу занятости. Главным партнером выступает само государство, которое определяет политику в области туризма. Разработку законов и нормативных актов, способствующих развитию туризма, оно поручило государственным органам управления, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Эти же органы осуществляют финансирование в частности подготовку специалистов через систему профессионального образования, разрабатывают государственные образовательные стандарты, вовлекают образовательные учреждения в сотрудничество с индустрией туризма через участие в конференциях, совещаниях, выставках.

Роль государства на рынке образовательных услуг в настоящее время должна сводиться к выработке и проведению в жизнь концепции реформирования образования, отвечающей интересам всех участников этого процесса. В целом же, политика государства, основанная на включении профессионального образования в систему базовых приоритетов социально-экономического развития, должна быть ориентирована на решение следующих ключевых задач:

1. Создание условий для развития реального сектора экономики, как основного институционального субъекта рынка труда, формирующего профессионально-квалификационную структуру спроса на рабочую силу. Устойчиво работающее производство само превратится в мощнейший регулятор системы профессиональной подготовки кадров, выступая одновременно и заказчиком и контролёром качества образовательного продукта.

2. Формирование нормативно-правовой базы для нового типа взаимодействия образовательных учреждений с индустрией, способствующей удовлетворению основных интересов обоих сторон на взаимовыгодной основе.

3. Усиление "прозрачности" информационных потоков о ситуации на рынке труда и образовательных услуг, широкое информирование населения о профессиональной и квалификационной структуре спроса, прогнозе основных макроэкономических показателей рынка труда, проблемах трудоустройства выпускников, рейтинге образовательных учреждений и т.д.

4. Оптимизация государственной налоговой политики, нацеливающей предприятия на проведение активных программ по переподготовке и повышению квалификации своих кадров. Принятие положений об исключении из налогооблагаемой базы всех видов издержек, связанных с обучением персонала.

5. Усиление регламентирующих и контрольных функций государственных органов в сфере регулирования рынка образовательно-квалификационных услуг. Создание единых для всей страны стандартов образования, приведение их в соответствие с международными стандартами.

6. Создание условий для формирования реальной конкурентной среды для всех без исключения образовательных учреждений, независимо от их формы собственности и административной подчиненности. Прозрачность в распределении и использовании бюджетных средств, оптимизация межбюджетных отношений.

Муниципальные органы управления образованием и экономикой могли бы помочь в вопросе кадрового обеспечения учебных заведений, организовав эту работу по следующим этапам:

Создание перечня профессий, требующихся на местном рынке труда;

Корректировка содержания образовательных программ, путем совместного рецензирования их с участием работодателей;

Формирование муниципальной системы подготовки и повышения квалификации преподавателей для более качественной подготовки специалистов.

Другим немаловажным фактом работы в сфере социального партнерства является проведение тематических, специализированных семинаров, конференций, выставок, на которых представлялась бы возможность установить непосредственные контакты с партнерами, приобрести или заказать учебные пособия по подготовке специалистов различных профилей, а также активно участвовать в них, овладевая необходимыми навыками работы с клиентами.

Плохо налаженные взаимодействия между социальными партнерами приводят к тому, что учреждения образования страдают от элементарной нехватки информации о том, каковы потребности рынка труда, какие направления наиболее перспективны, какие новые тенденции появляются. От отсутствия такой информации ухудшается качество подготовки специалистов.

Органы местного самоуправления вовлекают к сотрудничеству различные категории социальных партнеров (средства массовой информации, издательства, центры профориентации, службы трудоустройства и т.д.), а также финансируют подготовку и переподготовку своих специалистов.

Предприятия индустрии туризма участвуют в реализации образовательных программ через организацию практического обучения студентов на своей базе, их трудоустройстве, финансировании обучения своих сотрудников и управлении учебными центрами через учредительство.

Отношения с работодателями выстраиваются сложно. Необходимо подчеркнуть, что разрушение связей профессионального образования с предприятиями привело к тому, что многие из них перестали уделять должное внимание вопросам переподготовки и повышения квалификации своих кадров. Однако, как показывает опыт, при желании учебное учреждение в состоянии переломить это отношение к себе со стороны бизнеса, доказать свою состоятельность и взять на себя решение вопросов по обеспечению производства квалифицированными кадрами.

Понятен интерес к системе социального партнерства у объединений трудящихся, профсоюзов. Чем качественнее будет профессиональная подготовка, тем меньше окажется социальных проблем, конфликтов с работодателями, социальная напряженность. Не меньший и в чем-то схожий интерес к партнерству с профессиональной школой имеет и служба занятости. Несоответствие требованиям рынка труда, низкая квалификация приводит выпускников на биржу труда. Снизить поток таких безработных, сократить расходы на их переподготовку - в этом и есть практическая заинтересованность в становлении системы социального партнерства в профессиональном образовании.

Формирование системы социального партнерства в современных социально-экономических условиях - достаточно длительный и сложный процесс, зависящий от целого ряда субъективных и объективных причин (состояния экономики, социальной обстановки, готовности включиться в него органов власти и воли, желания и возможности руководителей учебных заведений). Результативность и эффективность работы учебного заведения с социальными партнерами определяется степенью реализации своих интересов, заключающихся, прежде всего, в подготовке высококвалифицированных специалистов и оценивается по степени выполнения своей основной социальной функции.

Почему необходимо социальное партнерство в образовании? Этот вопрос все еще остается риторическим для многих в России.

Социальное партнерство в образовании вызвано непрерывным процессом нарастания разнообразия в обществе. Если государство в лице министерства и соответствующих региональных комитетов отвечает за обеспечение единого образовательного пространства в стране (цели, задачи, стандарты) и предоставление системе образования необходимых ресурсов, то вряд ли государство может охватить всю сложность задач, потребностей, условий конкретных сообществ. Это особенно касается местных различий в отношении отраслевых пропорций в структуре рабочих мест, динамики молодежных групп риска, безработицы, экологических и исторических обстоятельств, различий в семейных условиях жизни детей и т.д.

Логика необходимости широкого социального партнерства в образовании коренится и в современных теоретических взглядах на образование. Оно видится как один из социальных институтов, которому всегда были присущи тесные взаимосвязи и взаимообусловленность со всеми основными сферами социума - экономикой, социальной структурой, культурой и политикой. В отечественной социологии развивается концепция функций образования, в определенном смысле опережающая соответствующие разработки в зарубежной науке. Формулировки функций в этой концепции носят системный характер, обладают операциональноегью и поддаются эмпирической интерпретации, а потому не только очерчивают области ответственности системы образования, но и яснее обозначают в ней дисфункциональные зоны и уточняют приоритеты отраслевого и макросоциалыюго управления 113J.

Термин «социальное партнерство в образовании», как и сама деятельность, получила полноправное признание в современной России несколько лет назад. Мало кто сомневается, что образование является одной из наиболее значимых ценностей в обществе. Однако всем известно и то, что общество неоднородно, а значит, не всегда партнерские отношения возможны между образованием и различными секторами общества .

Возможности развития образования в России с помощью партнерства строятся на следующих механизмах: открытость и сотрудничество, упор на развитие, общение и обмен идеями; разработанная философия образования и подход к развитию сообщества; возможность для местных жителей, общественно активных образовательных учреждений всех типов и видов, местных организаций стать активными партнерами в решении проблем в образовании и сообществе; представление родителям возможности стать «добрым попутчиком» на образовательном маршруте ребенка; сотрудничество с добровольцами, направленное на увеличение количества услуг, предоставляемых в сообществе.

Можно выделить следующие ключевые моменты социального партнерства:

  • социальная проблема;
  • интересы партнеров;
  • правовая обоснованность партнерства;
  • возможности и сильные стороны партнеров;
  • правила взаимодействия и взаимного контроля;
  • наличие информационного поля, освещающего процессы социального партнерства;
  • наличие проекта как способа соорганизации сторон;
  • постоянство и стабильность процесса социального партнерства;
  • инновационные пути решения социальных проблем.

Ключевой момент, вокруг которого формируется социальное партнерство, - это социальная проблема. Но ее выявления и осознания всеми не достаточно для возникновения социального партнерства - необходима артикуляция интересов сторон:

  • значимость социальной проблемы для каждой из сторон;
  • установление интересов каждого из возможных партнеров;
  • совместное формулирование целей и задач деятельности;
  • осознание своей роли, статуса в обществе, оценка своих возможностей по решению проблемы;
  • выработка четких правил действий в процессе сотрудничества;
  • осознание сторонами, что объединение их сил и средств дает кумулятивный эффект.

Необходимо отличать простое взаимодействие или кооперацию усилий в решении сиюминутных проблем, чаще всего регулируемых директивами вышестоящего руководства от социального партнерства, основанного на равноправном, долгосрочном и взаимовыгодном сотрудничестве сторон, разделяющих и стремящихся решить социальную проблему.

В современных индустриальных странах, например Европейского союза (ЕС), организация систем общего и профессионального образования и выработка образовательной политики все больше опираются на динамичное социальное партнерство. Жизненная необходимость социального партнерства в образовании давно никем не оспаривается.

Общие описания структур социального партнерства в образовании по странам ЕС уже есть в нашей литературе. Выделяются типы и модели социального партнерства, но из них вовсе не вытекает убедительное решение о применимости тех или иных образцов иностранного опыта. Описательной информации оказывается явно недостаточно. Прежде всего, зарубежный опыт отнюдь не универсален, и требуется более глубокий его социальный и историко-сравнительный анализ.

В обсуждении данной проблемы редко учитывается зависимость партнерства от достигнутого в зарубежных странах уровня социальной интеграции. Во-первых, предстоит глубже освоить теоретические наработки зарубежных коллег по проблеме социального партнерства в образовании. Во-вторых, большое разнообразие ситуаций в современной России потребует привязки любой научно-практической разработки к условиям типичных региональных и локальных сообществ. Шаги российских ученых в этой проблематике носят пока недостаточный характер, но, бесспорно, заслуживают особой поддержки в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

Исследования в области социального партнерства в образовании, проводимые западноевропейскими специалистами, позволяют выделить несколько ключевых параметров системы социального партнерства , от которых зависит устойчивость и социальная эффективность систем партнерства.

  • 1. Степень свободы образовательного учреждения в развитии осуществляемого в нем учебного плана. Во многом эта свобода зависит от организационно-правового положения образовательного учреждения, его места в системе образования. Немаловажным фактором является гибкость в поведении управленческих эшелонов системы образования, формально отвечающих за действие системы на местном и региональном уровнях. Если достаточной свободы нет, то участие социальных партнеров, например заинтересованных гражданских организаций или ассоциаций работодателей, не приведет к оптимизации структуры и содержания образования. Степень автономии образовательного учреждения с точки зрения развития учебного плана, функционала внутренней организации и структуры подразделений, штатного расписания, ресурсов и внешних отношений является самой существенной переменной, позволяющей ему адаптироваться к изменяющимся потребностям общества и местного сообщества.
  • 2. Свобода выбора в положении участников системы социального партнерства. Степень свободы, которой обладают, например, родители (дети, учащиеся) в ситуации своего выбора в пользу определенного образовательного учреждения, предопределяет осознанный характер и активность в поведении внешних социальных партнеров. От этой свободы, следовательно, зависит широта спектра партнеров и совокупный объем их потенциальных ресурсов, а также сила тех стимулов к изменению и адаптации, которые конкретное образовательное учреждение получает в локальной системе партнерства.
  • 3. Разнообразие и дифференциация образовательных учреждений являются условием и следствием свободы выбора и важным стимулом для совершенствования их деятельности. При этом оказывается полезной некоторая степень маркегизации (обладание статусом и потенциалом субъекта соответствующего рынка услуг). Нс следует преувеличивать маркетизацию в образовании, но ее некоторая степень может стимулировать учреждение к развитию и совершенствованию. Так, например, вопросы развития профессионально- образовательных учреждений в направлении определенных специализаций и профилей как раз и могут подвергаться квалифицированному и полезному обсуждению с участием гражданских организаций.
  • 4. Способность образовательных учреждений к выработке собственной политики должна быть достаточно развитой именно для того, чтобы они были в состоянии использовать возможности партнерства, опереться на гражданские организации. Если управленческий персонал образовательного учреждения недостаточно подготовлен к совместному с партнерами обсуждению и выбору ближайшей и отдаленной перспективы, если способность к выработке собственной политики остается слабой, то может возникать опасность «перегрузки» образовательного учреждения недостаточно упорядоченными внешними воздействиями. Важно, чтобы образовательное учреждение обладало аналитическим и концептуальным потенциалом для перевода внешних влияний в свои стратегические цели и в собственные ресурсы и способности.
  • 5. Финансирование образовательных учреждений должно гарантировать, что они в состоянии принимать решения и имеют определенную свободу в соответствии со своей политикой (миссией, программой и принципами развития) и потребностями. Собственные финансовые ресурсы образовательного учреждения - существенное условие для вовлечения внешних партнеров и определенной экономической поддержки их деятельности в интересах системы образования - //http: //www. aonb.ru /depart/sik (режим доступа 07.05.2013).
  • 10. Фомченков Т. Зарплата в России выросла // Российская газета 30.10.2012 [Электронный ресурс] - http://www.rg.ru/2012/10/30/zp-site.html (режим доступа 17.05.2013).
  • 11. Росстат: В России осталось 17,2 млн бедняков. [Электронный ресурс] - РБК.ру. http://top.rbc.ru /economics/ 26/12/2012/838622.shtml (режим доступа 04.03.2013).
  • 12. Доклад «Ведение бизнеса в России - 2012» [Электронный ресурс] - http: //russian.doingbusiness.org /-/media /FPDKM /Doing%20Business/Documents/Subnational- Rcports/DB 12-Sub-Russia-russian.pdf (режим доступа 14.03.2013).
  • 13. Осипов А.М., Карстанье П. Социальное партнерство в образовании: ориентиры научного анализа //Образование и общество, 2008. - С. 108-115.
  • 14. Марьин А. Социальное партнерство в образовании [Электронный ресурс] - http://www.proza.ru/2011/01/21/398. (режим доступа 14.04.2013).
  • 15. Олейникова О.Н., Муравьева А. Социальное партнерство в сфере профессионального образования в странах Европейского союза. //Высшее образование в России. 2006. № 6.

Образование как социальный институт играет не последнюю роль в процессе социализации человека. Оно отвечает за своевременную и адекватную подготовку индивида к полноценной жизнедеятельности в обществе. Понять суть и специфику системы образования непросто. Государство регламентирует единое образовательное пространство, но помимо этого существует много практик, дополняющих процесс. Одно из таких явлений - социальное партнерство в образовании. Что оно собой представляет, в чем состоят его методы и какая его система, попробуем разобраться при помощи примеров.

Партнерство как элемент социального взаимодействия

«Ты - мне, я - тебе» - именно так можно охарактеризовать смысл слова «партнерство». Изначально это понятие использовали только в социальных и экономических науках. Им характеризировали процесс согласования действий участниками. В более широком понимании «социальное партнерство» следует рассматривать как систему сольватаций (взаимодействий), в результате которых субъекты удовлетворяют свои потребности.

Последние несколько лет социальное партнерство начинают трактовать как многослойный процесс, где функционирование элементов четко регламентировано и направлено на достижение положительных изменений. То есть его можно понимать как своеобразный тип взаимоотношений между субъектами, что объединены общими интересами и совместно решают возникнувшие проблемы. Главная задача партнерства заключается в преодолении возможных различий действий участников, согласовании работы и нивелировании конфликтов.

Образовательный процесс

Исходя из вышесказанного, социальное партнерство в сфере образования можно определить как общие действия субъектов, имеющих отношение к образовательному процессу. Для таких действий характерно иметь одинаковые цели и нести обоюдную ответственность за полученные результаты.

Система социального партнерства образовании рассматривается на трех уровнях:

  1. Взаимоотношения социальных групп профессионалов внутри системы.
  2. Партнерство работников системы образования с представителями других организаций и социальных институтов.
  3. Взаимоотношения самого института образования и общественности.

Развитие социального партнерства в образовании берет свое начало с 80-90-х годов прошлого века. В это время автономными становятся образовательные учреждения, на рынке труда возрастает спрос на высококвалифицированные кадры. Институт образования начинает играть ключевую роль в развитии государства. Важным элементом в социальном партнерстве образовательной сферы становятся взаимоотношения учебных заведений, профсоюзов, работодателей и государственных структур. Их основная цель заключается в следующем: обозначить потребности рынка труда для увеличения кадрового потенциала; сформировать образованную личность с активной жизненной позицией; повысить экономический и духовный потенциал социума в целом.

В переводе на человеческий язык это означает, что в стране происходят динамичные изменения. Начинают внедряться партнерские схемы по типу США и на фоне этого эволюционного хаоса возникает потребность в «других людях». То есть обществу необходимы кадры, которые уже обучены новым стандартам. И здесь на первый план выходит институт образования, ведь кому, как не ему, отвечать за обучение подрастающего поколения новым методам. В этом, собственно, и заключается главная суть понятия «социальное партнерство в сфере образования».

Но с течением времени ведущие лица страны начинают понимать, что в целом рассматривать взаимодействие институтов образования, экономики и политики не очень логично. Из виду упускаются множество важных моментов, которые находятся на низших уровнях институциональной градации. Поэтому социальное партнерство в образовании начинает «обрастать новыми побегами», каждый из которых отвечает за свою сферу.

Муниципальное образование

Сейчас партнерство можно рассматривать в среде развития различных образовательных заведений. Первое, с чего стоит начать, - это муниципальное образование. Под ним подразумевают общий образовательный процесс, который проводят на определенной территории и решают свойственные только ей проблемы. Чтобы было немного понятнее, можно навести небольшой пример. Допустим, существует небольшой Образовательный процесс в заведениях проводится согласно действующему законодательству, но помимо этого включены особые элементы, которые свойственны только этому району. В рамках образования могут проводиться тематические ярмарки, дни памяти известных личностей, которые раньше проживали на этой территории или создаются кружки ремесел, что популярны в конкретном регионе.

Муниципальное образование делится на 5 видов:

  • Сельские поселения. Сюда входят села (поселки, хутора и т. д.), что находятся на определенной территории.
  • Городские поселения. Можно отнести города или поселки городского типа.
  • Муниципальные районы. К ним относят несколько городов или сел, где местное самоуправление решает общие вопросы.
  • Городские округи. То есть города, не входящие в директиву муниципальных районов.
  • Автономные городские территории. Части города со своей организационной структурой. Например, индийский квартал в Сингапуре: с одной стороны часть города, с другой - отдельный ее элемент.

Социальное партнерство в муниципальном образовании осуществляется между органами, руководящими образовательными процессами на местах, и властью страны. Основная специфика таких взаимодействий заключается в финансировании. Например, государство уже давно учредило, что за предоставление льгот отвечает система муниципального образования. Также предоставляются образовательные субвенции, которые система местного управления делит на все учебные заведения в зависимости от их потребностей и статуса. Также государство может предоставить информацию о необходимости на рынке труда специалистов, которых обучают в заведении, что находится на территории муниципального района. Власти берут это во внимание и могут увеличить финансирование заведения, количество бюджетных мест и т. д.

Педагогическое образование

Для тех, кому неизвестно, что такое педагогическое образование: это процесс подготовки высококвалифицированных специалистов для работы в учебных заведениях. То есть подготовка воспитателей, учителей и профессоров.

Социальное партнерство в педагогическом образовании напрямую зависит от ожиданий общественности. В последнее время значительно возросли требования к качеству школьного образования, из-за этого появилась необходимость изменить методы и технологии подготовки педагогов. Развитие педагогического образования зависит от таких факторов:

  • Политические инновации в сфере образования.
  • Наличие концепции, которая позволяет задействовать органы государственной и муниципальной власти для поддержания исследований.
  • Создание службы общественного контроля, которая, ориентируясь на государственные запросы, могла бы направлять систему педагогического образования в нужное русло.

Если «муниципальное партнерство» ориентировалось в основном на финансовую сторону вопроса, то педагогическое образование базируется на требованиях общественности в повышении качества образования согласно современным стандартам.

Например, несколько лет назад возникла потребность в появлении внешкольных образовательных учреждений. Изначально этого захотели родители, которые решили, что ребенок должен развиваться более полноценно. Постепенно начинает возникать спрос на такие заведения, и уже подключается государство, запрашивая педагогов, которые были бы специально обучены для предоставления такого рода услуг.

В целом суть понятна: поскольку каждый человек посещает учебные заведения, то задача педагогов - формировать личность, востребованную в социуме. И если происходят какие-то изменения, то меняется и подготовки педагогов, ведь только им под силу безболезненно внедрить в общество инновационные программы.

Профессиональное образование

Сейчас общество требует, чтобы профильные учебные заведения выпускали специалистов, которые готовы сразу приступить к работе. Также экономический институт запрашивает определенное количество специалистов той или иной сферы. Социальное партнерство в профессиональном образовании заключается в предоставлении на рынок труда востребованных кадров в нужном количестве.

Здесь все предельно просто: рынок - это цикличная система, в которой постоянно что-то меняется. Один год не хватает экономистов, другой год невозможно найти юриста. И, услышав о том, что на рынке труда не хватает представителей определенных профессий, абитуриенты массово начинают подавать документы именно на эту специальность. В результате предложение начинает превышать спрос и растет уровень безработицы. Чтобы такого не происходило, существует социальное партнерство в образовании, которое позволяет максимально эффективно использовать человеческие ресурсы.

Дошкольное образование

Современное не может полноценно развиваться без взаимодействия с социумом, поэтому партнерство здесь особенно актуально. Социальное партнерство дошкольном образовании заключается в создании связей дошкольного заведения с культурными, образовательными и другими развивающими центрами. Такая практика вызывает у ребенка более высокий уровень восприятия, он быстрее развивается и учится строить свои партнерские отношения, по типу «ты - мне, я - тебе».

Работа в условиях социального партнерства помогает расширить культурно-образовательную среду ребенка, а соответственно, ему будет легче адаптироваться в дальнейшем. В этом сегменте взаимодействия на первый план выходят Ему показывают то, что интересно и познавательно, обучают тому, что необходимо. А также проводят работу с семьями, которые также являются участниками социального партнерства.

Дополнительное образование

Социальное партнерство в образовании играет весомую роль даже в среде, предоставляющей дополнительные знания. Это могут быть языковые школы, курсы, семинары или мастер-классы. То есть вид образовательной деятельности, что подразумевает всестороннее развитие человека - это дополнительное образование. Социальное партнерство в этой среде заключается в предоставлении всевозможных знаний и возможностей. Если описать тезисами, то партнерство занимается следующим:

  • Сохраняет основные идеи организации работы в сфере дополнительного образования.
  • Поддерживает взаимоотношения с госструктурами, средой бизнеса, социумом и родителями.
  • Принимает активное участие в его развитии. Отвечает за социально-ориентированный сегмент дополнительного образования, в который входят программы поиска талантов, поддержка детей из неблагополучных семей или предоставление услуг дополнительного образования детям с ограниченными возможностями.
  • Распределением бюджетных средств в соответствии с запросами организаций.

Дополнительное образование можно разделить на три основные группы: культурное, гуманитарное и техническое. В каждой из этих групп предоставляются общие основы знаний, а также современные новаторские идеи. Поскольку сейчас знания - это самая ценная валюта, то в среде дополнительного образования пытаются предоставить необходимый базис, на котором в последующем будет формироваться всестороннее индивидуальное развитие.

Как организовывается партнерство?

Организация социального партнерства образовании основывается на следующем:

  1. Законодательные акты. Законы, созданные государством, являются основным источником становления и развития социального партнерства. Ими регламентировано поле действий и границы возможностей участников.
  2. Управление на местах. В каждом муниципальном округе есть свои правила и законы, некоторые из них касаются и социального сотрудничества. Если взять, к примеру, систему муниципального образования. Допустим, эта организация получила определенную сумму на развитие образовательной системы в своем районе. Она могла бы разделить всем поровну, но такого не происходит.
  3. Общество и экономика. Система образования тесно связана с запросами общественности и экономическими изменениями. И если в жизнь людей входит что-то новое, не касающееся образования ни прямо, ни косвенно, то учебный план все равно меняется, чтобы в дальнейшем ученики и студенты соответствовали ожиданиям рынка.

Необходимо ли социальное партнерство в образовании?

Сегодня, к сожалению, невозможно сравнивать понятия «социальное партнерство»/ «качество образования». Хоть они немного и продвинулись вперед, осталась еще масса нерешенных вопросов.

Изначально социальное партнерство внедряли по типу Америки и Европы, вот только при этом не учитывались особенности нашего государства, его культура и менталитет. В связи с этим было упущено много важных моментов. Однако, несмотря на все это, партнерство приносит положительные изменения в развитие образования даже сегодня.

Социальное партнерство в образовании (приоритеты и возможности):

  • Основная приоритетная цель взаимодействия: удовлетворение общих интересов всех участников содружества. В расчет берутся не только социальные институты и процессы, что в них происходят, но субъекты взаимодействия (учителя, ученики, родители).
  • Программа социального партнерства помогает сделать обучение более эффективным. Участники учебного процесса становятся востребованными в социальной среде.
  • Правильный подход и регулирование партнерства дают толчок для полноценного развития общества, избавляя его от безработицы и наполняя востребованными специалистами.

Итог

Можно навести множество примеров социального партнерства в образовании. Это и система поощрения студентов за хорошие оценки (стипендия), и соглашения между учебным заведением и работодателем, который готов принять на работу бывшего студента, и даже диалог родителя и учителя. Но главной составляющей этого процесса являются качественные знания, носитель которых так востребован и ожидаем социумом.

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ1

М.С. Чванова

Обоснована роль социального партнерства в развитии системы профессионального образования как фактора стабилизации рынка труда. Раскрыта его сущность, предпосылки активизации, основные направления, ресурсное обеспечение и механизмы развития социального партнерства в сфере профессионального образования.

1. Роль1 социального партнерства в развитии системы профессионального образования. В последние десятилетия Россия активно интегрируется в мировое сообщество и переживает принципиальные изменения в социально-экономической и культурной жизни. Объективные потребности и постепенно формирующиеся субъективные запросы россиян отводят гражданскому обществу те же задачи, которые изначально характеризуют его на Западе:

Продуцирование норм и ценностей, которые затем ратифицирует государство;

Интегрирование социальных групп в сообщество, в частности, путем придания цивилизованного вида социальным конфликтам и, тем самым, - гашения их;

Организация среды, в которой формируется развитая социально активная личность и местное сообщество.

Современное производство, основанное на знаниях, и динамичное развитие общества формируют быстро меняющийся рынок труда, в то же время растущая конкуренция, структурные изменения в промышленности, военная реформа вынуждают людей приобретать новые знания, профессии. Развивающемуся обществу нужны высоко образованные, нравственные, предприимчивые люди, умеющие самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, к диалогу, отличающиеся динамизмом, конструктивным мышлением, готовые к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое развитие.

Сегодня обновление знаний происходит примерно каждые 3-5 лет, и потому так остро встали проблемы функциональной неграмотности, технологической безработицы, возник дефицит экономических, правовых, технических, социально-психологических, экологических и других знаний. Базовое образование отстало от новых реальностей жизни, исчерпало свои возможности. Дина-

1 Тема поддержана грантом РГНФ 2004 г. Проект № 04-06-00043а.

мизм развития современного общества выступает реальной первопричиной необходимости безотлагательной перестройки образования, она должна адекватно реагировать на изменения внешней среды, переходить на инновационный путь развития.

В современном образовании набирают силу тенденции глобализации, интернационализации и клиентоцентризма. Происходит сдвиг от стратегий «массового обучения» кадров к стратегиям «индивидуализированного образования», в сторону комплексных образовательных услуг. В передовых странах образование все больше становится капиталом, инструментом борьбы за рынок, решения геополитических задач. В России же резкое сокращение государственного финансирования вузов и появление негосударственных образовательных структур, переход от госзаказа на выпускников к рыночной «распродаже» выпускников и образовательных услуг, проблемы рентабельности и потери лучших педагогических кадров обусловливают резкое обострение конкуренции между вузами и актуализацию борьбы за существование и естественного отбора при определении путей развития.

В условиях экономики переходного периода, стремления к удешевлению себестоимости конечного продукта и необходимости обеспечения его конкурентоспособного качества, предложение рабочей силы всегда превышает ее спрос. Важно отметить еще одну специфику системы профессионального образования - обучение профессии объективно растянуто во времени. За время подготовки специалистов потребность рынка труда в них изменяется, порой весьма существенно. Система подготовки специалистов, ориентированная на традиционные модели и технологии, отстает от потребностей рынка труда, управлять процессами подготовки специалистов в таких условиях становится сложнее. Важно при этом учитывать тенденции развития региональной экономики.

Социальное партнерство в сфере профессионального образования содействует развитию образовательных программ, объединяющих академическое качество с воз-

можностью трудоустройства, способствует повышению мобильности квалифицированных специалистов, установлению более тесных связей с Европой. Социальное партнерство выступает средством, во-первых, приобщения к профессии и повышения квалификации, во-вторых, достижения определенного социального статуса, в-третьих, личностного развития, т. е. определения и реализации жизненных целей и ценностей.

2. Сущность социального партнерства в развитии профессионального образования. Партнерство в сфере профессионального образования можно рассматривать с двух позиций. С одной стороны - это юридическая форма организации совместной экономической деятельности нескольких физических или юридических лиц, одним из которых является образовательная организация профессионального образования, с другой -это форма сотрудничества общественных организаций, фирм, компаний с образовательной организацией, не закрепленная в учредительных документах, а подтвержденная фактически (договором или протоколом о корпоративном партнерстве). Партнерство в сфере профессионального образования предполагает кооперацию («совместно-разделенную деятельность») людей и социальных институтов для достижения собственных целей профессионального образования. В широком смысле социальное партнерство понимают как отношения между государством, выступающим в лице Правительства, его органов и представителей с другими субъектами: личностью, семьей, ассоциациями, неправительственными организациями, организациями профессионального образования.

По своей сути социальное партнерство в сфере профессионального образования - метод решения социальных, экономических проблем и регулирования противоречий между организацией профессионального образования, работодателем и государством. Социальное партнерство отражает исторически обусловленный компромисс интересов главных субъектов современных экономических процессов, это - условие политической стабильности и прогресса. Элементами социального партнерства в сфере профессионального образования являются: законодательная база, обеспечивающая нормативноправовое регулирование взаимоотношений

структур в целях принятия социальных решений; механизмы и методы социального взаимодействия; структуры, осуществляющие социальное партнерство; информационное пространство, формирующее позитивное отношение общества к социальному партнерству.

Законодательными актами в области социального партнерства установлены следующие основные принципы партнерских отношений: равноправие сторон; уважение и учет интересов сторон; заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях; содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе; соблюдение сторонами и их представителям законов и иных нормативных правовых актов; полномочность представителей сторон; добровольность принятия сторонами на себя обязательств и их реальность; обязательность выполнения договоров, соглашений; взаимная ответственность за выполнение договоров и соглашений; социальная справедливость; согласование интересов. Законодательное оформление социального партнерства свидетельствует о высокой оценке государственными структурами его роли в становлении гражданского общества, однако, не охватывает всех потенциальных возможностей данного общественного института.

Социальное партнерство в системе профессионального образования можно рассматривать и как социальный ресурс образовательного заведения; и как фактор стабилизации регионального рынка труда; и как способ интеграции инновационной и образовательной деятельности участников партнерства с целью позитивных социальноэкономических изменений; и как технологию взаимодействия специалистов в поле профессиональных проблем с целью оптимизации принимаемых решений; и как определенный тип взаимоотношений, в котором заинтересованы различные социальные группы и государство в целом.

Социальное партнерство в системе профессионального образования проявляется в установлении связей между вузами и различными институтами общества и основано на установлении определенного баланса интересов сторон и интеграции интересов в единое целое. Результативность такого взаимодействия зависит от четкости определения

целей, формулировки задач, правильности распределения ролей, обязанностей и ответственности всех сторон на основе взаимных интересов. Поскольку устойчивое развитие страны предполагает развитие стратегии заботы о нынешнем и будущем поколениях, то осуществление такой стратегии не представляется возможным без развития социального партнерства.

В сфере образования социальное партнерство должно стать, как это и происходит в настоящее время в Европе, средством обновления качества образования, его содержания, повышения его личностной ориентированности, социальной и экономической эффективности. Возможно это только при условии, что организационной основой социального партнерства станет система взаимодействия субъектов общественного договора, находящих свой интерес в реализации интересов сообщества. Качественное отличие системы социального партнерства от простого сотрудничества состоит в слиянии отдельных общественных групп в сообщество с проявлением синергетического эффекта от объединения всех видов ресурсов.

3. Предпосылки активизации деятельности системы профессионального образования в области социального партнерства. Большинство учебных заведений по инерции готовят кадры в основном по сложившейся структуре, с учетом своих возможностей, при этом недостаточно принимаются во внимание приоритеты и ожидаемые структурные сдвиги в производстве и социальной сфере региона. Ранее существовавшее отраслевое финансирование и государственный заказ на специалистов, формируемый министерствами, вступили в противоречие с рыночными принципами. Изменилась роль централизованных методов управления профессиональным образованием в сторону их ограничения, одновременно возросли полномочия региональных образовательных систем.

Ситуация осложняется тем фактом, что далеко не все выпускники школ могут сформулировать свои образовательные потребности, как правило, отсутствует «прозрачная» информация о рынке труда в регионе, доступная для школьников и их родителей. Информация о региональных вакансиях не доступна жителям других регионов. Существу-

ют социальные ограничения на переезд, обусловленные различными причинами, среди которых как административные ограничения на переезд в крупные города столичного значения, так и задержки с выплатой заработной платы, а также дискриминация при приеме на работу. Присутствуют принудительный труд, возрастные ограничения при приеме на работу, ограничения по половому и национальному признаку, нарушения трудового законодательства. Кроме того, не отработаны механизмы согласования возможностей профессионального образовательного заведения и интересов личности. Наблюдаются процессы подмены объективной ситуации на региональном рынке труда, то есть социального заказа на специалиста субъективным пониманием со стороны руководителей образовательных заведений. А как следствие - лицензирование новых, но не востребованных в регионе специальностей.

Как правило, отсутствуют надежные прогнозы регионального спроса на специалистов. Не развита маркетинговая деятельность самой высшей школы, отсутствует информационная инфраструктура регионального рынка труда. Изменения в экономической и социальной сфере носят перманентный характер и требуют постоянного мониторинга и изменения в системе подготовки специалистов с учетом перспектив развития. Отсутствует достаточно четкая методика формирования регионального заказа высшей школе на подготовку специалистов. Подобный заказ должен отражать различные стороны интересов регионального развития. Это задачи социального развития региона, решаемые прямо и непосредственно системой образования, здравоохранения, культуры. Подготовка кадров для них в вузах имеет устойчивую региональную направленность и может быть достаточно обоснована. Интерес для региона представляет кадровая потребность для обеспечения деятельности социальной и производственной структур: транспортных, энергетических и других коммуникаций, потребности кадрового обеспечения жилищнобытового хозяйства, торговли, предприятий, производящих необходимую продукцию, заказ на подготовку специалистов для строительного комплекса, материально-технической базы всех сфер деятельности, связанных с социальными нуждами населения.

Имеет отношение к региональному развитию подготовка специалистов для предприятий региона и производящих продукцию, не имеющую прямого назначения для местного использования, поскольку при формировании местного бюджета за счет прибылей предприятий и личных доходов их работников, поддержка этих предприятий и их комплексов со стороны региона является экономически целесообразной. Одним из существенных видов этой поддержки является участие в обосновании и реализации заказа на подготовку специалистов для данных предприятий.

В условиях рыночной экономики происходят существенные изменения условий функционирования учреждений высшего образования в регионах России. Ранее неоспоримое достоинство процветающих организаций - постоянная, устойчивая структура, мало зависящая от изменений внешней среды, -теперь оборачивается недостатком, поскольку жесткая, инерционная организация чаще всего не позволяет своевременно реагировать на изменение требований рынка.

4. Социальное партнерство в сфере профессионального образования как фактор стабилизации рынка труда. В современных условиях существует трансформация рынка труда и социально-трудовых отношений. В условиях переходной экономики должен быть осуществлен переход от методов централизованного регулирования сферы занятости к сочетанию двух механизмов:

Рыночному, составляющими которого являются: спрос на труд и предложение труда; конкуренция между работодателями за качественную рабочую силу, между наемными работниками за лучшие рабочие места; система договорных трудовых отношений; цена труда; инфраструктура рынка труда;

Государственному регулированию рынка труда, включающему: формирование правового поля взаимодействия его субъектов; косвенное экономическое регулирование с помощью методов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики; формирование системы социальных стандартов и минимальных социальных гарантий в сфере занятости.

Традиционно право на труд понимают, как законодательно закрепленное право самостоятельно распоряжаться своей способ-

ностью к труду, право на помощь в трудоустройстве и материальную поддержку при безработице, поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, защиту от дискриминации при трудоустройстве и определении условий найма. Трансформация затрагивает сферу и механизмы распределения и перераспределения ресурса труда в экономике. Существенные изменения претерпевает порядок определения условий найма (порядок приема и увольнения, оплата труда, рабочее время, социальные мотивы и гарантии). Они постепенно становятся результатом соглашения субъектов рынка труда, индивидуализируются; государственная регламентация касается только минимальных гарантий, проводимой политикой занятости и доходов населения.

Если говорить о формировании рынка труда, то по отношению к высшей школе следует учитывать спрос на специалистов, как регулятор их производства (подготовки) и эффективного использования полученных людьми знаний, умений и навыков. Структура предложения труда специалистов на региональном рынке труда, сформировавшаяся уже в условиях свободного трудоустройства, не совпадает со структурой спроса на них, появились значительные затруднения в трудоустройстве выпускников вузов. Часть выпускников вузов в течение длительного времени остаются нетрудоустроенными или используются не по специальности, что ведет к усилению социальной напряженности.

Именно способность вуза быстрее приспособиться к изменению конъюнктуры рынка, возможность преобразования ключевых процессов функционирования в стратегические инициативы, нацеленные на как можно более полное удовлетворение требований заказчика, определяют успех в конкурентной борьбе. Возрастание уровня неопределенности и динамика среды делают малоэффективным жесткое централизованное управление образованием, поскольку при этом значительные ресурсы затрачиваются на обработку информации для принятия решений и меньше ресурсов остается на формирование профессионалов и связанную с этим поисковую и адаптационную деятельность. Поэтому классические варианты централизованного управления образованием с жесткой иерархической структурой уступают место более гибким схемам гибридного де-

централизованно-централизованного управления.

На современном этапе развития экономики основной ориентир формирования региональной политики в области профессионального образования должен быть направлен на устранение глубоких противоречий между динамично изменяющимся спросом специалистов на региональном рынке труда и их предложением со стороны учебных заведений профессионального образования всех уровней, ментальной инерционностью в формировании их образовательной политики. Развитая экономика с конкурентной средой отторгает неквалифицированный труд, создает психологическое напряжение и дисбаланс на рынке труда. Как отмечают экономисты, устойчивый баланс между спросом на рынке труда и предложением может быть достигнут при помощи образования молодежи и переподготовкой незанятого населения.

Таким образом, система профессионального образования в регионе должна быть гибкой, динамичной, открытой для изменений. То есть ее основа должна быть построена также на принципах инновационной деятельности, инновационной структуры, характерной для века информатизации и развития инновационной экономики. Постоянно растущие требования рынка труда требуют создания условий для осуществления непрерывного профессионального образования как путем перехода к освоению образовательных программ более высокого уровня, так и путем дополнительного образования.

5. Направления развития системы профессионального образования на основе социального партнерства. Для обеспечения конструктивного диалога между работодателями и учебными заведениями требуется развитие механизмов социального партнерства, которые предусматривают не только совместную работу в области формирования региональной составляющей образовательного стандарта, совместную аттестацию специалистов и выпускников, новую систему оценки качества подготовки выпускников, но и разработку экономических механизмов научно-исследовательского и профессионального сотрудничества на основе системы договоров и отработки механизмов инвестиций в систему подготовки специалистов.

Таким образом, в современных условиях развития рынка труда в регионе актуальны положения, лежащие в основе региональной политики в области профессионального образования:

Опережающий характер развития профессионального образования в регионе по отношению к развитию региональной экономики;

Определяющее значение профессионального образования для формирования регионального рынка труда, обеспечения эффективной занятости и развития человеческих ресурсов региона;

Многопрофильность, гибкость, вариативность профессионального образования, позволяющая реализовать непрерывное восходящее по образовательной траектории профессиональное образование, культурное и гражданское становление и развитие личности, адаптированной к новой социальноэкономической среде;

Укрепление и развитие единого образовательного пространства в области профессионального образования на основе развития перспективных образовательных технологий обучения;

Опора при разработке региональных программ развития на принципы государственной политики в области профессионального образования;

Соответствие специальностей и направлений профессиональной подготовки кадров потребностям регионального рынка труда;

Обеспечение кадрами приоритетных для региона отраслей производственной и непроизводственной сфер жизнедеятельности;

Учет формирующегося регионального рынка профессионально-образовательных услуг;

Ориентация на удовлетворение индивидуальных потребностей в получении профессии;

Разграничение полномочий регионального и федерального уровней управления профессиональным образованием;

Развитие социального партнерства в области развития профессионального образования в регионе;

Формирование новых подходов к финансированию и собственности образовательных учреждений;

Выработка новых экономических механизмов развития системы профессионально-

го образования, активизация инвестиций, расширение финансовой самостоятельности;

Освоение и развитие образовательного маркетинга;

Установление тесных контактов между центрами занятости, предприятиями и учебными заведениями профессионального образования всех уровней.

Таким образом, с одной стороны, социальное партнерство является одним из механизмов развития профессионального образования, с другой - социальное партнерство является одним из посредников информационных связей между динамичным рынком труда и системой профессионального образования, с третьей - социальное партнерство способствует «прозрачности» регионального рынка труда, с четвертой - является фактором стабилизации социально-экономической жизни региона. Из сказанного можно сделать вывод о том, что социальное партнерство в сфере профессионального образования является фактором стабилизации регионального рынка труда.

Следует выделить следующие основные принципы развития социального партнерства в системе профессионального образования.

Гуманизация как ведущая идея развития общества должна пронизывать все категории и сферы взаимодействия партнеров с целью создания благоприятных возможностей для развития творческой индивидуальности личности специалиста.

Кооперация образовательных и социальных структур с производством. Данный принцип определяется стратегией социальноэкономического развития, изменениями взаимоотношений учебных заведений и предприятий, спросом и предложением на услуги образования.

Демократизация - расширение доступа всем членам общества к сотрудничеству в области удовлетворения образовательных потребностей на основе социального партнерства.

Дополнительность (взаимодополни-тельность) всех видов социального партнерства в сфере профессионального образования предусматривает возможность человеком выбирать любые формы взаимодействия с целью реализации потребностей в области формального, неформального образования и самообразования.

Интеграция образовательных структур. Создание единого образовательного пространства. Если его рассматривать на региональном уровне, то такое пространство можно понимать как совокупность всех субъектов региона, прямо или косвенно участвующих в образовательных процессах. Единое профессиональное образовательное пространство страны должно объединять не только профессиональные заведения различных типов и уровней, студентов, преподавателей, родителей студентов, а также общеобразовательные школы, научные организации, учреждения дополнительного образования, музеи, библиотеки, информационные сети (которые сейчас обособлены).

Гибкость системы и ее звеньев заключается в способности к быстрому перестраива-нию в соответствии с изменяющимися потребностями производства, общества и личности. Обеспечение максимальной гибкости и разнообразия форм взаимодействия.

Открытость системы профессионального образования выражается в ее способности к постановке новых целей, опережающему обновлению содержания, включению образовательных инноваций, новых механизмов социального партнерства.

6. Ресурсное обеспечение развития системы профессионального образования на основе социального партнерства. Развитая система профессионального образования на основе социального партнерства требует разработки и реализации интегративных межведомственных программ, направленных на удовлетворение потребностей государства, общества и личности в контексте реализации идеи непрерывного профессионального образования личности.

Управление социальным партнерством в сфере профессионального образования должно основываться на разграничении ответственности и компетенций между министерствами и ведомствами, федеральными и региональными органами административного управления, работодателями и образовательными учреждениями. Министерство образования осуществляет юридическую и финансовую поддержку стратегических программ и мероприятий, прежде всего на законодательном уровне. Может быть создан Федеральный Совет по социальному партнерству в сфере профессионального образо-

вания, включающий все заинтересованные стороны, в том числе органы государственной власти, профсоюзы, работодателей, образовательные учреждения, отвечающий за выработку концептуальных направлений развития профессионального образования. Совет решает следующие задачи:

Принимает предложения на рассмотрение, утверждает, согласовывает с Министерством, внедряет и контролирует качество исполнения, участвует в подготовке законодательных проектов;

Курирует работу по созданию системы методического и информационного обеспечения социального партнерства в сфере профессионального образования (утверждает концепции, модели, программы);

Определяет сферы влияния консалтинговых служб, устанавливает перечень и статус образовательных учреждений, входящих в состав экспертно-аналитических групп по каждому из приоритетных направлений;

Согласовывает с Министерством вопросы финансирования внедряемых ключевых проектов и их инвестирования.

При Федеральном Совете могут быть созданы экспертно-аналитические группы по приоритетным направлениям, которые формируют и предоставляют базы данных, технологии, образовательные проекты, методические разработки и программы, вносят предложения по их апробации и внедрению.

Управление социальным партнерством в сфере профессионального образования должно осуществляться на демократической основе, в формате межведомственного разделения компетенций. Определенная «децентрализация управления» должна обеспечить вовлечение в процесс принятия решения всех субъектов профессионального образования в качестве социальных партнеров. При этом определяются сферы компетенции партнеров, распределяются функции между федеральным, региональным и местным уровнем управления. Такой подход означает делегирование полномочий на региональный и местный уровни. Социальное партнерство должно базироваться на федеральных межведомственных меморандумах и региональных межотраслевых соглашениях по вопросам развития профессионального образования, содержания программ обучения, финан-

совой поддержки образовательных структур, предоставления консалтинговых услуг и т. п.

Становление и развитие социального партнерства в сфере профессионального образования требует принятия новых нормативных актов, организационных решений и структурной политики, позволяющих обеспечить социальное партнерство и стимулирование (моральное и материальное) личности в области профессионального образования. К нормативно-правовому обеспечению относятся:

Разработка и совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы, обеспечивающей функционирование и развитие социального партнерства в сфере профессионального образования;

Правовое обеспечение процедур, связанных с управлением качеством образования с участием общественности, включая вопросы (в рамках соответствующей компетентности) формирования образовательных стандартов и государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки обучающихся, лицензирования аттестации и аккредитации образовательных учреждений и образовательных программ непрерывного образования;

Создание условий, способствующих совершенствованию нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективность международного сотрудничества в условиях построения правового демократического общества (включая вопросы признания документов о соответствующих уровнях образования, мобильности учащихся и др.).

Система российского образования должна быть ориентирована не только на государственный заказ, но и постоянно возрастающий общественный образовательный спрос, на конкретные интересы семей, местных сообществ, предприятий. Ориентация на потребителей рынка образовательных услуг должна создать основу для привлечения дополнительных финансовых и материальнотехнических ресурсов. Финансирование профессионального образования должно быть комплексным и включать как бюджетные, так и иные источники, включая средства специальных фондов, работодателей и самих граждан. Таким образом, должно быть обеспечено:

Эффективное использование средств госбюджета, выделяемых на подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, программные мероприятия и целевые проекты, широкое привлечение средств из региональных и местных бюджетов, а также средств коммерческих структур, заинтересованных в реализации образовательных программ и проектов;

Самоокупаемость образовательных проектов за счет получения финансирования от партнеров и участников; создание благотворительных фондов, аккумулирующих добровольные взносы физических и юридических лиц;

Расширение налоговых и других льгот, предоставляемых образовательным учреждениям и организациям, занимающимся обучением персонала.

Информационное обеспечение предусматривает, прежде всего, создание единого информационного пространства с целью привлечения наибольшего числа партнеров в сферу профессионального образования, обеспечение образовательных учреждений информационными технологиями и методическими материалами и комплексами. Информационная среда должна включать средства и технологии сбора, накопления, передачи, обработки и распределения информации и средства представления знаний, а также информацию управления социальным партнерством в сфере профессионального образования. Реализация возможностей средств информационных технологий обусловливает изменение сложившихся ранее организационных форм и методов взаимодействия и возникновение новых.

Социальное партнерство должно быть обеспечено кадрами, способными направить его развитие на достижение целей образования. Полноценная реализация функций образования предполагает, что в качестве субъектов педагогической деятельности выступают люди, которые, с одной стороны, имеют высокий уровень педагогического образования, с другой стороны - сами находятся в состоянии постоянного совершенствования профессиональной компетенции и развития личностных качеств. Система педагогического образования в направлении подготовки к ор-ганизациии и управлению социальным партнерством представляет собой совокупность путей, способов и средств развития лично-

сти, деятельности и сознания педагога в сети формального, неформального образования и самообразования, при этом сохраняя сочетание самостоятельных, общественных и государственных форм профессионального развития.

Ресурсное обеспечение педагогического образования предусматривает необходимость решения следующих задач: проведение мониторинга и анализ образовательной практики регионов в области социального партнерства и кадрового обеспечения его развития; введение необходимых структурных изменений в систему педагогического образования; создание механизмов мотивации активизации деятельности в области социального партнерства; стимулирование инновационной деятельности; формирование новых механизмов и оплаты труда педагогов, включая использование для этих целей средств от реализации дополнительных образовательных услуг и продуктов.

Материально-техническое и информационное обеспечение предполагает создание единого информационно-педагогического пространства на основе современных средств информационно-коммуникационных технологий.

7. Механизмы развития социального партнерства в сфере профессионального образования. Главная задача - это создание условий, предпосылок, законов, способствующих развитию социального партнерства в сфере профессионального образования: как социального ресурса образовательного заведения; как фактора стабилизации регионального рынка труда; как способа интеграции инновационной и образовательной деятельности участников партнерства с целью позитивных социально-экономических изменений; как технологии взаимодействия специалистов в поле профессиональных проблем с целью оптимизации принимаемых решений; как определенного типа взаимоотношений, в котором заинтересованы различные социальные группы и государство в целом. Важно поощрять развивающуюся сеть социального партнерства, способствующую интеграции средств для финансирования образовательной деятельности.

Механизмы реализации социального партнерства предполагают разработку и

осуществление мероприятий по созданию правовых, финансово-экономических и организационно-методических условий для развития социального партнерства в сфере профессионального образования.

На федеральном уровне в качестве таких механизмов могут выступать:

Разработка политики развития системы социального партнерства в сфере профессионального образования: разработка прогноза на основе критериально-оценочного построения развития в ближайшей, среднесрочной и отдаленной перспективе с учетом динамики социально-экономических изменений; создание потенциала для реализации и распространения во всех субъектах РФ моделей взаимодействия организаций профессионального образования с общественными, государственными и коммерческими структурами; внесение соответствующих изменений в нормативно-правовую базу; создание системы мониторинга, которая позволит отслеживать результаты и оценивать воздействие общественных институтов на федеральную и региональную составляющие профессионального образования;

Мониторинг состояния и развития социального партнерства в сфере профессионального образования (включая образовательную статистику и мониторинг качества образования): формирование и внедрение системы оценки образовательных результатов; сбора и анализа статистической информации и информации об образовательных результатах для обеспечения управленческих структур и широкой общественности актуальной информацией;

Создание современной системы подготовки кадров для решения задач развития социального партнерства в сфере профессионального образования: разработка методологии подготовки и переподготовки высококвалифицированных специалистов.

На региональном уровне:

Активное участие регионального сообщества в научных исследованиях по реа-

лизации образовательных инноваций в регионе;

Разработка региональных концепций социального партнерства в области профессионального образования, создание и реализация региональных моделей и программ развития образования в данном направлении;

Изучение и удовлетворение перспективных потребностей региона в квалифицированных и конкурентоспособных рабочих и специалистах;

Проведение системы мер, обеспечивающих стабильные источники негосударственного финансирования;

Участие сообщества в разработке региональных компонентов государственных образовательных стандартов;

Проведение комплекса мероприятий по формированию и развитию региональных рынков образовательных услуг;

Мониторинг системы непрерывного образования на региональном уровне;

Повышение юридической и финансовой самостоятельности учреждений профессионального образования;

Создание новых образовательных структур, представляющих широкий спектр образовательных услуг местному населению как в городской, так и в сельской местности

Учебно-образовательных комплексов, многопрофильных ресурсных центров, сети дистанционного образования;

Модернизация содержания учебных программ профессионального образования в соответствии с требованиями рынка труда.