Из истории судового якоря. Жизнь в фотографии, фото жизни, юмор, демотиваторы

Якорь корабельный - Наиболее древний тип якоря - это так называемый адмиралтейский Я., состоящий из веретена (стержня) с лапами внизу и штоком (поперечиной) наверху, причем шток и лапы лежат в двух разных плоскостях, для того, чтобы якорь не лег плашмя на грунт и не скользил бы по последнему, не задевая его. На больших Я. этого типа шток делается деревянным, из нескольких частей, стянутых бугелями (прочными обручами). Громоздкость такого Я. повела к тому, что сначала стали делать - при небольших размерах - шток железным, закрепляющимся при необходимости отдачи Я. - чекою на своем месте; при креплении же по-походному, чека вынималась и шток крепился найтовом к веретену. В таком виде держатся на судах и поныне небольшие Я. - запасные, верпы и т. д. Для удобства хранения становых Я., стали делать их различной формы, позволяющей удобно их укладывать в носу судна - напр. Я. системы Мартина Портера, Паркера, Холля и т. п. Система Мартина заключается в том, чтобы шток и лапы делать в одной плоскости, причем лапы делаются вращающимися, так чтобы якорь, легший плашмя, мог задеть своими лапами за грунт и при дальнейшем движении корабля лапы, поворачиваясь, все более уходили в дно. У Я. Паркера лапы вращаются на шарнире, перпендикулярном своей плоскости. Я. Паркера и Холля по идее не отличаются от Я. Мартина, но штока вовсе не имеют, а на лапах у них делается выступ, который, задевая за грунт, способствует вращению лап. Я. без штока имеется в настоящее время множество систем, патентованных различными изобретателями; в общем все они схожи, представляя собой приспособление в роде кошки (четырехлапого Я.), у которой все 4 лапы соединяются между собой, вращаются на шарнире в плоскости одной пары лап; другая же пара настолько обрезана, что слегка лишь выступает от шарнира. Удобство Я. без штока то, что они втягиваются в клюзы, не требуя сложных приспособлений для подъема и уборки. Материалом для Я. раньше служило сварочное железо; в настоящее время предпочитается Мартеновская сталь, позволяющая дешево приготовлять Я. литыми. Величина Я. у военных судов определяется по площади миделя судна (одна четверть погруженной части площади мидель шпангоута в футах, по русскому адмиралтейскому правилу, равна весу Я. в пудах); у коммерческих судов выработаны опытные отношения веса Я. к главных размерам судна (напр. как в правилах классификационных обществ - Ллойда, Бюро Веритас и т. д.) или же в зависимости от тоннажа судна. Правила эти дают вес Я. адмиралтейской системы; Я. без штока, как держащие сравнительно слабее, и хуже зацепляющие за грунт судна, делаются на 25 - 30 % тяжелее. См. Судно, Судостроение и т. п. слова.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб. Брокгауз-Ефрон.

Корабельный якорь - история

Тысячелетия якорь являлся неотъемлемой принадлежностью каждого корабля. Если не считать библейского ковчега и легендарного Летучего голландца, то навряд ли кто назовет корабль, не имевший якорей... И сейчас, согласно международным правилам, отсутствие даже запасного якоря, не говоря уже о тех, которым полагается быть в клюзах не дает судну права выйти в море...

Якорное устройство на морском судне - одно из наиболее ответственных. Статистика аварийных происшествий нашего времени свидетельствует, что якорь очень часто оказывался последним средством спасения людей, судна и груза.

Издавна люди стремились улучшить конструкцию судового якоря, сделать ее более надежной. Об этом красноречиво говорит число выданных на усовершенствование якоря патентов и авторских свидетельств. На сегодня это число превысило 5000! И если считать, что люди занимаются судоходством пять тысяч лет, то получится, что в среднем каждый год человек изобретал новую конструкцию якоря.

Наиболее древний стандартизированный тип якоря - это так называемый «адмиралтейский якорь», состоящий из веретена (стержня) с лапами внизу и штоком (поперечиной) наверху, причём шток и лапы лежат в двух разных плоскостях, для того чтобы якорь не лёг плашмя на грунт и не скользил бы по последнему, не задевая его. На больших якорях этого типа шток делается деревянным, из нескольких частей, стянутых бугелями (прочными обручами).

Громоздкость такого якоря привела к тому, что сначала стали делать - при небольших размерах - шток железным, закрепляющимся при необходимости отдачи якоря - чекой на своём месте; при креплении же по-походному, чека вынималась и шток крепился найтовом к веретену. В таком виде держатся на судах и поныне небольшие якоря - запасные, верпы и т. д.

Для удобства хранения становых якорей, стали делать их различной формы, позволяющей удобно их укладывать в носу судна - например якоря системы Мартина Портера, Паркера, Холла и т. п. Система Мартина заключается в том, чтобы шток и лапы делать в одной плоскости, причём лапы делаются вращающимися, так чтобы якорь, легший плашмя, мог задеть своими лапами за грунт и при дальнейшем движении корабля лапы, поворачиваясь, все более уходили в дно. У якоря Паркера лапы вращаются на шарнире, перпендикулярном своей плоскости. Якоря Паркера и Холла по идее не отличаются от якоря Мартина, но штока вовсе не имеют, а на лапах у них делается выступ, который, задевая за грунт, способствует вращению лап.

В настоящее время имеется множество систем якоря без штока, патентованных различными изобретателями; в общем все они схожи, представляя собой приспособление наподобие "кошки" (четырёхлапого якоря), у которой все 4 лапы соединяются между собой, вращаются на шарнире в плоскости одной пары лап; другая же пара настолько обрезана, что слегка лишь выступает от шарнира. Удобство якорей без штока в том, что они втягиваются в клюзы, не требуя сложных приспособлений для подъёма и уборки. Материалом для якоря раньше служило сварочное железо; в настоящее время предпочитается Мартеновская сталь, позволяющая дёшево изготавливать якоря литыми.

Величина якоря у военных судов определяется по площади миделя судна (одна четверть погруженной части площади мидель шпангоута в футах, по русскому адмиралтейскому правилу, равна весу якоря в пудах); у коммерческих судов выработаны опытные отношения веса якоря к главных размерам судна (например как в правилах классификационных обществ - Ллойда, Бюро Веритас и т. д.) или же в зависимости от тоннажа судна. Правила эти дают вес якоря адмиралтейской системы; якоря без штока, как держащие сравнительно слабее, и хуже зацепляющие за грунт судна, делаются на 25-30 % тяжелее.


+3

Другие новости по теме:


Факты которые мы не знали о татуировках

Слово "тату", скорее всего, происходит из полинезийских языков и было привезено в результате путешествия капитана Кука на Таити. Для народа Маори из Новой Зеландии процесс нанесения тату имеет духовное значение. Мужчины Маори наносили татуировки на всю поверхность лица. Каждый рисунок (который иногда делали в течение нескольких недель), был уникальным и имел целью усилить черты лица конкретного человека. Но, вообще-то, это свойственно не только далеким туземцам.

10 место: Пожалуй, одним из самых неожиданных оказался факт, который нам удалось найти в книгах по истории Древней Руси: у древних славян татуировки носили в основном женщины. Рисунки на коже были ритуальным оберегом хранительницы домашнего очага.

9 место: Католическая церковь отнюдь не против татуировок. Обращая в свою религию туземцев, католики делали новообращенным татуировки в виде креста или распятия для того, чтобы они не могли перейти в другую веру. А сейчас существует более ста официально зарегистрированных ассоциаций христианских татуировок, которые предлагают услуги по нанесению татуировок с библейскими сюжетами и каноническими текстами. Если хотите - татуировку можно даже освятить.

8 место: В британской королевской семье татуировки тоже одобряются, с 1862 года, когда будущий король Эдуард VII, сделал себе татуировку в форме креста на руке. У принца Чарльза тоже была татуировка, но он свел ее незадолго до свадьбы с Дианой. Практически на всем теле английского короля Гарольда были татуировки сцен военных баталий.

7 место: Джон Кеннеди свел свою татуировку только по настоянию жены (у него на плече была черепаха), а Уинстон Черчилль имел татуировку в виде якоря. Кстати, в 1900 году было установлено, что 90% моряков ВМС США имеют татуировки. Черепаха означает, что моряк пересек экватор.

6 место: Также татуировки были у Альберта Эйнштейна, Николая II и Сталина.

5 место: У японских гейш татуировка считалась одним из пяти доказательством любви. Четыре других - это обрезание волос, написание любовной клятвы, обрезание ногтей и, наконец, отрезание мизинца.

4 место: Самая пошлая татуировка была когда-то на плече Иосифа Кобзона. Представьте себе, это была сделанная синими чернилами надпись "Не забуду мать родную".

3 место: Самая остроумная татуировка. Во время войны во Вьетнаме американский призывник сделал себе татуировку в виде двух неприличных слов на ребре правой ладони. Татуировку было видно только когда он отдавал честь, так что в армию его не взяли.

2 место: Самый "татуированный" в мире человек живет на острове Скай в Шотландии. 99,9% поверхности его кожи покрыты татуировкой, которая повторяет узор шкуры леопарда. Единственные участки его тела, не покрытые татуировкой, остались между пальцами на ногах и внутри его ушей

1 место: Викторя Бэкхем. Она делает татуровки в виде имен дорогих ей людей на своей, простите, попе. Там уже есть татуировка с ее собственным именем, именем ее мужа и первого сына. Недавно она сделала на другой ягодице татуировку с именем второго сына. Кстати, говорят, что Виктория хочет уйти из шоу-бизнеса и родить еще пятерых детей.


Штурвал - история

Штурвал (голл. stuurwiel, от stuur - руль и wiel - колесо), рулевое колесо, соединённое приводом с рулём поворота на судах. На судах Штурвал устанавливается в капитанской (ходовой) рубке. У небольших судов Штурвал поворачивают вручную, у больших - с помощью вспомогательных рулевых машин (бустеров), уменьшающих усилия на Штурвал до приемлемых. На современных судах работа Штурвал полностью автоматизирована и облегчается т. н. следящей системой управления.

ШТУРВАЛ: Происхождение: гол. stuurwiel, от stuur - руль и wiel - колесо

Инструмент управления движением судна по курсу, представляет собой колесо с рукоятками, соединенное приводами различных конструкций с рулем. Вращение Штурвала вызывает поворот пера руля (перекладку) на соответственный угол, чем достигается поворот судна. Штурвалы впервые появились на голландских парусных флейтах в конце XVI - начале XVII в. и приводились в движение двумя матросами. С ростом размеров парусников и увеличением усилия, необходимого для перекладки руля, стали устанавливать спаренный Штурвал большого диаметра; его вращали уже 4 человека. В XIX в. для передачи вращения от Штурвалу к рулю стали применять рулевые машины, и диаметр Штурвала резко уменьшился. На современных судах Штурвал заменен гидравлическими и электрическими манипуляторами, которые автоматически взаимодействуют со следящей системой управления судном.

В 1595г. В голландском городе Хоорн сошло со стапеля первое судно типа флейт. Верхняя палуба этих судов поднималась к корме, образуя наклонную плоскость. Носовая часть оканчивалась почти прямоугольной поперечной переборкой, простирающейся по высоте от палубы до полубака. На полукруглой корме высилась заимствованная у коггов и каравелл надстройка. В оснастке оно почти не отличалось от своих предшественников – трехмачтовик с четырехугольными парусами.

На флейтах было впервые установлено новое рулевое устройство, ибо управлять этим большим судном при помощи одного только румпеля (поперечного бруса, насаженного на верхнюю часть руля) было чрезвычайно утомительно. Поэтому для облегчения работы рулевого соорудили передачу в виде системы тросов и блоков, которая вела к колесу со спицами. Это был день рождения штурвала.

Первые корабельные штурвалы имели внушительные размеры. Это объясняется тем, что они работали как рычаг и, чем больше диаметр рулевого колеса, тем меньше усилия требовалось для перекладки руля. Для этой же цели на одной оси размещали по 2 штурвала, т.к. корабли становились все больше и управлять ими в сложных ситуациях приходилось вдвоем. Чтобы корабельные штурвалы выдерживали такие нагрузки, по обеим сторонам ставили металлические кольца.

Шло время, техника развивалась, совершенствовалось и рулевое управление. На смену тросам пришли шестерни, редукторы и гидравлические усилители. На современных судах вы не увидите больших штурвалов – в них нет необходимости. В наши дни корабельный штурвал имеет размеры автомобильного руля. Да и управлять многотонным судном физически не тяжелее.

Классический морской штурвал потерял функциональное значение, но приобрел другое – символическое.

Являясь символом ушедшей эпохи парусного флота, штурвал уносит ваше воображение в те далекие романтические времена. Кто – то видит себя на мостике чайного клипера, кто – то командует 30-пушечным галеоном, а кто – то пиратской караккой.

Когда в вашем доме на стене висит штурвал, всякому понятно, что хозяин дома – потомок завоевателей и первооткрывателей. И не важно, что ваш корабль – офис, а команда состоит из воспитанных людей. В душе вы, конечно, Френсис Дрейк, а ваши подчиненные – просто головорезы какие-то.


Как сочетать вещи в морском стиле

Сейчас стало очень модно одеваться в морском стиле. Вашему вниманию пара советов, как правильно сочетать «морские» вещи по цветам и какие аксессуары использовать, чтобы выглядеть стильно?»

Сегодня мы расскажем все, что вы хотели знать о морском стиле в одежде. Подкрепим мы свой рассказ примерами сетов по выбору одежды в морском стиле.

Морской стиль в одежде

Считается, что история морского стиля начинается в 70-е годы 19 века. Прообразом морского стиля стала элегантная форма морских капитанов и практичная одежда простых матросов.

Самый известный элемент морской одежды – матроска: форменная верхняя блуза матроса с большим отложным квадратным белым воротником с полосками. С нее и началось зарождение морского стиля в одежде. Затем к матроске добавились расклешенные брюки, тельняшки с капюшонами, кители, береты, специальная обувь и морская символика.

Цвета и фактура материала

Традиционной для морского стиля в одежде является бело-сине-красная цветовая гамма, но иногда модельеры используют в своем морском творчестве золотой и черный цвета, так как они добавляют изысканности и благородства вещам. И без того горячо любимая ими полоска в морском стиле просто незаменима. Причем, она может быть не только горизонтальной и вертикальной, но и идущей по диагонали. Толщина полоски варьируется от едва заметной до широкой.

Морской стиль давно вышел за пределы гардероба владельцев парусных яхт. Раньше основной тканью «морской» одежды был удобный и практичный трикотаж. Теперь модельеры позволяют себе создавать более женственные модели, с использованием шелка, кружева, жемчуга.

Важным элементом является морская символика – вышитые золотом эмблемы известных яхт-клубов, якоря, штурвалы и шнуровка, имитирующая канаты.

Фасоны морского стиля

Главное требование, которое предъявляется к морскому стилю – это удобство. Многослойность в одежде приветствуется, потому что настоящий моряк должен быть готов и к палящему солнцу и к шторму!

Традиционный силуэт морского костюма – это расклешенные моряцкие брюки и приталенный жакет, имитирующий китель морского офицера. На наш взгляд, такой образ больше подходит для осени. Дополненный теплым шарфом и перчатками, этот костюм прекрасно защитит вас от непогоды.

Морской стиль: как одеваться в холодную погоду

В летнее же время хочется выглядеть свежо и непринужденно, словно вы только что вернулись из круиза и еще не успели переодеться в городскую одежду. В этом случае незаменимы топы и футболки в горизонтальную полоску, майки с аппликациями в виде якорьков и штурвалов. Их можно легко сочетать даже с темно-синими или белыми джинсами.

Легкие трикотажные топы и джемперы в широкую сине-белую или красно-белую полоску отлично будут сочетаться со светлыми брюками-палаццо. На случай прохладного вечера можно надеть сверху укороченный кардиган.

Более демократичный наряд – белые хлопковые рубашки в сочетании с темно-синими шортами до колена или широкими рыбацкими брюками.

Платья элегантных фасонов лучше всего выбирать в благородном синем и кипельно-белом цвете. Даже если в них не присутствует полоска или другие признаки морского стиля, вы все равно будете выглядеть весьма аристократично, так что это беспроигрышный вариант.

Обувь в морском стиле

Выбирая обувь под свой наряд в морском стиле, не забывайте об удобстве. Если вам предстоит многочасовая прогулка или пикник, отдайте предпочтение обуви на маленьком каблуке, матерчатым туфлям на плоской подошве или балеткам.

Если же вас ожидает светское мероприятие или вечеринка (например, в яхт-клубе), то лучше надеть туфли на изящном каблуке, подходящие к вашему образу морской светской львицы.

Ну, а в случае настоящего путешествия на борту яхты обязательны яхтенные туфли – мокасины. Такие туфли не скользят на мокрой палубе, водонепроницаемы, а специальная шнуровка удержит обувь, когда Вы сидите на борту ногами наружу, откренивая яхту.

Аксессуары для морского стиля

Морской стиль особенно приятен тем, что он легко узнаваем по оригинальным аксессуарам. Вы можете надеть однотонное темно-синее платье до колена и легкий шейный платок с морской символикой, и уже будете выглядеть изысканно.

К морской символике мы относим изображения якорей, маяков, штурвалов, парусников, навигационных карт и всего остального, что напоминает нам о море и солнце.

Как и все остальное в вашем образе, аксессуары должны быть гармоничны.

Собираясь в путешествие, отдайте предпочтение вытянутой по вертикали цилиндрической сумке, холщовой сумке-конверту или большой пляжной сумке из непромокаемой ткани. На вечеринке в морском стиле вам будет достаточно небольшого клатча в цвет костюму.

В украшениях приветствуются натуральные материалы – кораллы, морские ракушки, состаренный металл, серебро и золото.

Пластмассовая бижутерия – крупные белые, красные или синие браслеты и бусы – допустима при соответствующем игривом образе, например, если вы в коротком платье-балахоне.

Спрятаться от палящего солнца вам поможет широкополая шляпа, легкий трикотажный берет или шелковый платок.

Общий совет любительницам морского стиля: будьте умеренны! Особенно это касается полоски – одного или двух полосатых элементов (одной направленности) одежды вполне достаточно. В противном случае вы будете выглядеть как зебра!

То же самое касается цветов – используйте не более трех разных цветов в одном образе. Иногда даже бывает достаточно двух, если ваш образ и так изобилует аксессуарами.

Также будьте аккуратны при подборе обуви – если на ней есть элементы другого стиля (например, крупные цветы из ткани в качестве декора или имитация кожи змеи), лучше ее не использовать.


Что такое Котацу?

В традиционном японском доме с его тонкими раздвижными стенами и широкой крышей чрезвычайно хорошо летом: любоваться ручьём в саду, сидя в тени и попивая зелёный чай куда как приятно. Значительно хуже дело обстоит зимой, ведь в доме, сплошь сделанном из бумаги и хорошо высушенного дерева, открытый огонь разводить довольно опасно. С течением времени появилась возможность использовать центральное отопление, но это значительно нарушало эстетику дома. Казалось бы, можно согреться при помощи электричества, ставшего другом людей уже довольно давно, но электричество в Японии чрезвычайно дорогое и тратится только на самое необходимое, а греться японцы предпочитают "по-старинке", используя для этого героя нашей статьи – котацу.

В относительной древности японские дома обогревались такими простыми средствами, как переносные жаровни – хибати. Их наполняли древесным углем и по мере надобности ставили в комнатах. Однако "простота" не всегда равнозначна "эффективности" и ощутить тепло, исходящее от хибати, можно было только максимально приблизившись.

Существовал и ещё один способ обогрева того или иного помещения – в полу комнаты закрепляли открытый очаг, забитый глиной и топившийся углём. Такой очаг назывался "ирори" и ни в коем случае не использовался для приготовления пищи, максимум – кипятили на нём воду для чая. Этот очаг и был прародителем котацу: над ним ставили низкий столик, который как скатертью накрывали толстым одеялом, а чтобы было удобно (и вообще возможно) ставить посуду и другие предметы поверх одеяла клали толстую деревянную доску под размер столешницы. Вся семья садилась за стол, просовывали ноги под одеяло и подтыкала его за поясницу, чтобы тепло никуда не уходило. Таким образом японцы наслаждались теплом как физическим – от жаровни, так и духовным – от единения с близкими.

И если на первый взгляд кажется, что японец поглощён работой и готов за гроши оставаться там до полуночи и брать ещё что-то на дом, не видя жены и детей и "не нуждаясь" в них, то это абсолютно ошибочно – японцы чрезвычайно привязаны к дому и домашним, просто согласно требованиям этикета они не показывают это на людях и не проявляют эмоций.

Котацу является своего рода мерилом человеческих отношений и помогает установить взаимопонимание между детьми и родителями, в особенности – отношения с отцом. Сидение за одним столом помогает сглаживать неловкость после долгой разлуки и даёт возможность особенно остро почувствовать единение с близкими людьми. Котацу также выступает как воспитатель – сидя за ним, маленькие японцы учатся не тянуть одеяло на себя в самом что ни на есть буквальном смысле слова.

В качестве обогревателя котацу кажется чрезвычайно экзотичным и непривычным для европейца, ведь куда привычнее щёлкнуть пультом кондиционера или подбросить дровишек в камин. В Японии же цены на электричество чрезвычайно высоки, а зима относительно тёплая, поэтому котацу и обогреватели вполне удовлетворяют жителей страны Восходящего солнца. В частности, самый распространённый тип обогревателей это керосиновые или газовые, но при работе некоторых из них выделяется довольно сильный и специфический запах, поэтому появившийся в своё время электрический котацу мгновенно стал пользоваться бешеной популярностью. Нагревательный элемент в данном случае находится под крышкой стола.

Япония становится всё более европеизированной, соседи редко заглядывают друг к другу в гости, дети уезжают от родителей, а дома вместо сёдзи закрывают полноценные двери с замками, ручками и звонком сбоку. В таких условиях отчуждения котацу представляется чем-то вроде якоря в гавани семейного спокойствия и тёплых во всех смыслах отношений.

История тату

Татуирование – процесс нанесения на тело рисунков путём введения под кожу красящих веществ. Слово "tattoo" является производным от таитянского "tatau" и маркезанского "ta-tu", что означает "рана", "знак".
Первая татуировочная машинка была изобретена в 1891 году американцем О`Рейли.

Татуировки появились случайно. Заметив, что после ожогов и порезов, в которые случайно попала сажа или любая краска, кроме шрамов, на коже образуются причудливые несмываемые рисунки, люди начали наносить повреждения намеренно.

Искусство украшать себя тату можно считать одним из древнейших. История татуировки насчитывает не одно тысячелетие. Первые образцы тату были найдены при раскопках египетских пирамид. На обнаруженных там мумиях, которым не менее 4 тысяч лет, отчётливо видны татуировки.

По мнению исследователей, татуировки появились ещё в эпоху первобытного общества. Первоначально рисунок, наделяемый определёнными свойствами (для отпугивания злых духов, для удачной охоты и др.), наносился на тело красками. Однако изображения были недолговечными, поэтому возникла необходимость в более стойких узорах.

Нательные знаки у древнейших людей выполняли скорее информативную (указывали знак племени, рода, социальный статус обладателя и др.), охранительную (против болезней, бед, несчастий и др.) и магическую, чем декоративную функции. Место положения и размеры изображаемого варьировались в зависимости от существующих традиций и обычаев, а также от фантазии самого человека.

Упоминания о нательных знаках древних народов (галлов, фракийцев, греков, германцев) встречаются в произведениях Геродота, Гиппократа, Ксенофонта и других античных авторов. У некоторых народов делали порезы на коже только людям благородного происхождения. У других богатые люди разрисовывали спину и переднюю часть тела. Татуировка использовалась даже для тайной переписки. Для этого обривали голову раба и наносили на кожу письмо. Когда волосы отрастали, невольник отправлялся в назначенное место.

Немало сведений имеется об обычаях нанесения татуировки и шрамов народами Ближнего Востока и Восточной Европы. У знатных алтайских скифов было принято наносить на тело изображения животных – хищных птиц, оленей, баранов, рыб и т.д., а также сцены из легенд и мифов. Рисунки были символичны, рассказывали об истории рода, несли социальную информацию.

С самого своего появления татуировка имела положительное значение. Однако с распространением христианства отношение к ней стало меняться – её запрещали, считая греховной. Ссылались на Библию, в которой запрещается наносить какие-либо знаки на тело (Послание к левитам, 19:28). Итак, в большинстве стран Европы на татуирование был наложен запрет.
В эпоху Великих географических открытий тату в Европе стало свидетельством примитивности человека. Связано это было с тем, что среди жителей "новых" континентов, явно отставших в научно-техническом развитии от европейцев, татуирование было широко распространено. Даже древнейшие цивилизации майя и ацтеков, во многом превосходившие в развитии европейцев, были отнесены к рангу диких.
Однако тату всё-таки применяли: на протяжении многих веков его использовали для клеймения рабов и преступников. Так, например, в Европе шулерам ставили знак в виде шестигранника, браконьерам – в виде рогов, осуждённым на галеры – надпись "GAL", пожизненно осужденным на исправительные работы – "TFP". В России клеймили рабов, сосланным в Сибирь наносили буквы "КТ", а во времена правления Ивана Грозного провинившимся на лбу выжигали букву "В".

Но несмотря на запреты, татуировки всё же получили распространение в Европе Средних веков среди определённых кругов населения. В частности, их делали пилигримам, путешествующим по святым местам. Чаще всего они наносили изображения крестов, монастырей и религиозных реликвий.

Представители высшего света делали нательные рисунки в виде символов власти и фамильных гербов. Простой народ обходился незатейливыми любовными картинками.

Но самой большой популярностью татуировки пользовались среди мореплавателей, особенно тех, кто часто ходил в южные моря. Со временем тату стало своего рода визитной карточкой моряков. Чаще всего они наносили на тела имена и изображения любимых девушек, а также распятия, которое считалось оберегом от несчастий. Среди матросов бытовало устойчивое мнение, что в случае кораблекрушения ни одна акула не осмелится напасть на обладателя такого тату. Аналогичными свойствами свойствами наделялось изображение змеи. Татуировка в виде свиньи или петуха на ноге призвана была помочь потерпевшим крушение благополучно добраться до берега. Символами морской удачи и счастья являлись изображения женщины, якоря, спасательного круга и дельфина. Татуировка в виде черепахи свидетельствовала о том, что мореплаватель пересекал экватор.

В других странах мира, в частности в Америке, Индии, Полинезии и Японии, татуирование было широко распространено. Жители этих государств щедро украшали своё тело татуировками, при этом у богатых или занимающих высокое социальное положение людей нательные рисунки были самыми роскошными.

Татуировки чаще всего делали с определённой целью. Большое значение имели цвет, месторасположение, а также сам рисунок. Например, у маори сложные татуировки делались только знатным соплеменникам благородного происхождения. Стоит отметить, что татуировки этого народа отличались не только красотой, но и сложностью. Орнаменты складывались в сложные сюжеты, однако при этом располагались на теле строго симметрично. Некоторые американские племена наносили соответствующие изображения во время войны с соседними племенами. Жители полинезийских островов выполняли нательные рисунки в виде животных, являвшихся тотемом рода. В Японии татуировки носили самураи и гейши. Последним запрещалось показывать обнажённое тело, поэтому они делали татуировки, имитирующие одежду, не нанося орнамента только на лицо, ладони и ступни.

Однако со временем первоначальный смысл многих изображений утратился. Всё чаще стали делать декоративные наколки. Впрочем, именно это обстоятельство сыграло главную роль в развитии искусства татуировок.

С помощью татуировки человек стремится выделиться из своего окружения, самовыразиться. Нанесение на тело определённого рисунка является способом выражения внутреннего «я». Может быть, именно по этому среди обладателей татуировки так много творческих людей.


Что такое Триера

Античная триера - греческое военное судно (V в. до н.э.) с тремя рядами весел на каждом борту. Длина корпуса триеры 34-40 м, ширина по ватерлинии около 4,6 м, водоизмещение 80-100 тонн. У римлян триера называлась трирема. Триера имела дополнительное парусное вооружение с двумя мачтами, которые вместе с парусами убирались перед боем.

Скорость хода под парусом составляла 5 узлов. Управлялось судно двумя рулевыми веслами, расположенными побортно в кормовой части. К форштевню крепились два тарана - надводный и подводный, которые представляли собой длинные и острые бивни, предназначенные для пробивания борта неприятельского судна; тогда это было самое действенное и разрушительное оружие. Фальшборт в носовой части выполнялся в виде решетки. Стойки леерного ограждения устанавливались на кринолине и верхней частью упирались в привальный брус. Настил кринолина лежал на удлиненных бимсах, свободные концы которых поддерживались наклонными упорами. Триеры имели закрытую верхнюю палубу, под которой размещался трюм.

Из древних писателей никто не занимался специально или, по крайней мере, основательно морским делом. Поэтому в их произведениях лишь случайно проскальзывают отдельные сведения. Море, флот, корабли представлялись этим авторам делом обыденным, повседневным; писали они для своих современиков, хорошо знакомых с предметом, и поэтому не вдавались в детали. Изображения греческих и позднейших судов того времени, дошедшие до нас, далеко не так правдоподобны и тщательны, как рисунки судов египетской царицы Хатшепсут. Интереснейшие из греческих изображений, дошедшие до нас, сильно повреждены. Более подробные и точные сведенья об афинском флоте получены при раскопках в Пирее, во время которых была открыта древняя верфь с надписями IV в. до н.э., сделанными ее администрацией. Триремы, во избежание гниения дерева, старались не оставлять надолго на воде, и хранили на берегу. На зиму они ставились для просушки и ремонта в специальные ангары. Остатки таких ангаров найдены не только в Пирее, но и в Энеадах (Акарнания), на островах Эгейского архипелага и в Северной Африке (гавань Аполлония в Кирене). Они были снабжены наклонными стапелями, сложенными из каменных плит или высеченными в скале, обычно по два под одной крышей, разделенные рядом колонн. Размеры этих стапелей позволяют уточнить размеры самих судов: максимальная длина стапеля в Зее (IV в. до н.э.) - 37 м, в Кирене - 40 м, в Эниадах - 47 м, ширина между колоннами - 6 м. Нижние концы стапелей уходили под воду на глубину до 2,5 м. Они, вероятно, были снабжены деревянными полозьями; в Аполлонии в каменном стапеле устроен паз для киля. Суда вытаскивались либо вручную, либо при помощи ворота (лебедки) - бронзовое храповое колесо от такой лебедки найдено при раскопках ангара в Сумиуме.

До 1971 года, когда у северо-западного побережья Сицилии был найден карфагенский корабль середины III в. до н.э., о деталях конструкции античных боевых кораблей, в частности, о расположении гребцов и весел, можно было только догадываться, а все рассуждения на эту тему основывались исключительно на теоретических расчетах. Обломки найденного судна (длина - около 30 м, ширина - 4,8 м, водоизмещение, если исходить из современных стандартов, могло достигать 120 тонн, но учитывая специфику конструкции античных боевых судов, было, вероятно, вдвое меньше) в настоящее время хранятся в музее Марсалы (Сицилия).

Достоверно известно, что триеры были судами легкой постройки, с острым, крепким носом, плоскодонными, без ахтерштевня и киля, или с небольшим килем, годными для вытаскивания на берег, с небольшой осадкой и с низкими бортами для того, чтобы тяжеловооруженные воины могли легко влезать на триеры, вытащенные на берег. Относительно же расположения гребцов выяснено только, что они сидели один над другим не в вертикальном направлении, а наискось, на небольшой высоте один от другого. Каждый гребец имел по одному веслу. Самая же «загадка триер», то есть вопрос о расположении и работе гребцов, до сих дискусионен, несмотря на опыты по реконструкции триеры и проведенные испытания ее модели.

Попытка ее разгадать здесь завела бы нас слишком далеко. Можно только признать наиболее правдоподобным изображение триер, воспроизведенное Хааком (Haak, R. «Ueber attische Trieren»), опытным кораблестроителем, специально занимавшимся этим вопросом. Интересующимся этим вопросом подробнее можно порекомендовать указанный труд, здесь же ограничимся следующим описанием.

Триеры строились из дерева с обшивкою вгладь, без шпангоутов, а лишь со связями из гнутых брусьев гибкой породы дерева. Днище делалось из дубовых досок 8-10 см толщины, скрепленных друг с другом деревянными гвоздями, и часто не имело киля для того, чтобы судно легче можно было вытаскивать на берег и перетаскивать по земле. Точно таким же образом, при помощи малок - шпангоутов для образования формы корпуса, строились у нас вплоть до середины XIX столетия суда всех величин. Шлюпки строятся так и сейчас.

Вытаскивание судов на берег практиковалось очень часто, а в опасное время ежедневно на ночь. Это вызывалось малой мореходностью судов, также желанием дать возможность людям поспать, приготовить еду и поесть на суше. Перетаскивание триер практиковалось в древности в некоторых местностях, например, через перешеек в 0,5 км шириной (согласно Фукидиду), соединявший остров Левкаду с материком (Акарнанией), через перешеек (согласно Страбону) в тарентской гавани и особенно часто, через Коринфский перешеек, имевший в самом узком месте 5 км; там имелась для этой цели даже специальная деревянная дорога.

Триера была длиной до 45 м, шириной 5,5 м (соотношение 1:8,1), а высота надводного борта - до 3,3 м. Водоизмещение ее было около 60 тонн, на ней было 174 гребца, а всего около 225 человек экипажа. Средняя скорость на веслах достигала 5-6 узлов. Подсчеты, сделанные в конце XX века и эксперименты с построенной в 1987 году триерой «Олимпия» (длина - 36,8 м ширина - 5,4 м, высота от киля до тентовой палубы - 3,6 м, полное водоизмещение - 45 тонн) показали, что греческая триера в боевых условиях могла двигаться со скоростью около 10 узлов (18 км/час), причем набирала эту скорость в течение 30 секунд.

Изогнутый, но, в общем, почти вертикальный форштевень, очень прочной постройки, переходил недалеко от ватерлинии в острый, обычно с тремя остриями, таран, сделанный из бронзы, или, по крайней мере, окованный железом. Выше тарана с каждого борта имелось по упорной балке, выдававшейся несколько меньше бивня. Концы этих балок украшались медными головами животных в виде гербов государств. Назначение этих балок было повреждение весел вражеского корабля и его надводного борта при таранном ударе. По другим предположениям эти балки, называвшиеся эпотидами, предназначались для того, чтобы предохранить корпус своего корабля при таранении противника. Для этого они и выступали вперед немного меньше, чем таран, давая ему возможность углубиться достаточно в корпус неприятельского корабля, чтобы его потопить, но не допуская удара всем штевнем, что при слабости тогдашней постройки легко могло привести к гибели своего собственного корабля. Высокий форштевень в верхней части кончался украшением.

Кормовая часть от днища до ватервейса имела ложкообразную форму. Над кормой возвышался фальшборт, широкий снизу и суживающийся спереди, переходивший сверху в украшение, подобно тому, как это было и на египетских судах, где встречались украшения в виде цветка лотоса. Кормовое украшение, выгнутое вперед, образовывало маленький навес, род рубки, служившей для прикрытия командира - триерарха.

Число гребцов с каждого борта было таково: в верхнем ряду по 31 (траниты), в среднем по 27 (зигиты) и в нижнем (таламиты) также по 27; всего 2×85 = 170 человек со столькими же веслами. Весла двух верхних рядов были приблизительно одной величины: 4,4 м у транитов, 4,16 м у зигитов, словом немного длиннее, чем четырехметровые весла на современных гребных катерах. Отверстия для весел нижних рядов были вырезаны в борту и находились невысоко над водою, однако на такой высоте, чтобы можно было на плоскодонном челноке пройти вдоль самого борта, не задевая весел. От проникновения воды внутрь корабля эти отверстия были защищены кожаными мамеринцами. Нижние весла были, вероятно, несколько короче.

Над гребцами возвышался легкий открытый помост, на котором лишь в средней части устраивался мостик, служивший для прохода вдоль корабля. На случай плохой погоды над кораблем имелся плотный тент. С боков имелись войлочные занавески, обыкновенно открытые, но спускавшиеся во время боя для защиты от метательного оружия. Для уключин верхнего ряда гребцов имелся вынесенный за борт брус, до которого и шел настил верхней палубы, по которой ширина триеры достигала 5,45 м. Над ним шел поручень на стойках для укрепления защитных войлочных занавесок.

Для управления имелась одна пара широких рулевых весел, по одному с каждого борта; действовал ими один человек. Парусное вооружение состояло из главной вертикально мачты в середине судна с высоким прямым парусом на рее и иногда еще с маленьким треугольным парусом над ним и, кроме того, из одной еще маленькой мачты на носу, наклоненной наподобие бушприта: на ней был внизу небольшой рейковый парус, подобный парусу на блинда-рее кораблей эпохи парусного флота.

Каждая триера имела свое название, причем все греческие названия судов были женского рода. Характерным для эпохи расцвета греческого флота было то, что имя кораблестроителя в виде награды связывалось с названием корабля.

Экипаж триеры достигал в среднем до двухсот человек. Помимо 170 гребцов, на корабле имелись солдаты под командой офицера, и люди для управления парусами, которыми ведал кормчий (штурман). Гребцами ведал гортатор, а командир назывался триерархом.

Из-за очень плохой остойчивости триеры не могли выходить в открытое море и предназначались только для прибрежного плавания в хорошую погоду. Известны случаи массовой гибели судов во время шторма.

Стиль своими руками

Такое понятие, как модный стиль одежды существовал, как уверяют археологи, уже в глубокой древности. Только понятие «модный» имело несколько иное значение. Что мы сейчас называем этим словом? То, что предлагают модельеры, то, во что они наряжают манекенщиц с однообразно одинаковыми параметрами фигуры. Обычной среднестатистической женщине остается только смотреть на все это, как на произведение искусства: красиво, здорово, но не для меня…

У наших далеких предков подход к женской одежде был куда более, на мой взгляд, правильный: она должна быть, прежде всего, такой, чтобы подчеркивать привлекательность данной конкретной женщины, не зависимо от ее форм и объемов. Таким образом, каждый «модный прикид» древних модниц был, говоря современным языком, эксклюзивным, единичным и индивидуальным в своем исполнении. Мода служила тем утонченным оружием, при помощи которого женщина вела активную борьбу за привлечение внимания мужчин.

На всем протяжении развития человеческой истории женщина придумывала всевозможные украшения, которые могли бы подчеркнуть ее красоту, наносила рисунки на тело и лицо, а, самое главное, всякий раз по-новому, «по модному», оборачивала свои бедра и грудь куском материи (или шкуры - мы ведь говорим об очень давних временах), приковывая к себе восхищенные взгляды мужчин и вызывая приступы ярости у соплеменниц.

В известном произведении А. Франса «Остров пингвинов» есть такой замечательный эпизод. Исследователи наблюдали развитие племени от самого его дикого состояния. Ну и, понятное дело, иногда беспардонно вмешивались. Хочу подчеркнуть, что произведение это сатирическое, пародийное и несколько гротескное. Так вот: решили исследователи повлиять на формирование одежды в племени. Для этого ими была выбрана самая-самая некрасивая аборигенка, на которую никто из мужчин племени внимания не обращал, и умело замотана в кусок яркой ткани, таким образом, чтобы скрывалась большая часть фигуры. Догадываетесь, что дальше произошло? Правильно, эта бедная, некрасивая девушка вмиг стала объектом вожделения буквально всех особей мужского пола без исключения. А все ее соплеменницы уже на другой день обмотали себя, всем, что смогли найти. Все это, конечно, шутка, но с известной долей житейской мудрости.

Так развивалась мода - тончайшее искусство, призванное подчеркнуть красоту одних частей тела женщины и оставить в тени другие, не столь привлекательные. Чувствуете разницу? Уверена, что многие из читательниц, особенно молодые, даже не задумываются над тем, что быть модно одетой - вовсе не значит втискивать себя в уже готовые, ориентированные на те самые 90–60–90 одежды.

Не мы должны «подгонять» себя под моду, а пусть она служит нам, таким, какие мы есть. Именно это имеется в виду, когда мы слышим слова «индивидуальность», «свой, неповторимый стиль». Мудрость эта приходит рано или поздно к любой женщине, но, увы, чаще поздно. Между тем, научиться искусству «драпировки» своей фигуры, так, чтобы выгодно подчеркнуть то, что не стыдно показать и скрыть, то, на чем внимание лучше не акцентировать, не так уж и сложно.

Но прежде, чем перейти к конкретным советам, вам необходимо критично и непредвзято посмотреть на себя в зеркало и определить, что же в вашей фигуре достойно восхищения, а что требует доработки. Как часто женщины относятся к себе излишне критично и категорично, считая, что если они не похожи на известную топ-модель, то вопрос о том, красива ли она, в принципе подниматься не может. Конечно, не красива! А если подойти к этому вопросу несколько иначе: да, грудь могла бы быть и побольше, шея подлиннее, пятая точка - вообще сплошной кошмар… но, зато ноги длинные и стройные, что есть, то есть! Уверяю вас, что этого вполне достаточно, чтобы взгляды мужчин притягивались к вашей фигуре, как магнитом. Достаточно лишь выгодно подчеркнуть это ваше достоинство.

Например, вы точно знаете, что у вас красивые плечи: подчеркнуть это достоинство вам помогут всевозможные свитера с высокими воротниками и все разнообразие платьев на тонких бретельках и без оных. Ну как подчеркнуть красивую шею и грудь, я думаю наши женщины знают хорошо: это треугольные вырезы, расстегнутые пуговки на блузке, смелые вырезы и пр. Кстати, знаете ли вы о том, что мужчины реагируют вовсе не на красоту вашего бюста, талии или бедер (хотя они и сами могут так думать) а на … изгиб спины! Да - да, красивый, женственный и, если хотите - сексуальный - изгиб спины способен творить чудеса. Так что совет, который мы слышим со страниц всех модных женских журналов, по поводу хорошей осанки, вовсе не лишен основания, стоит к нему прислушаться.

Кстати, о спине: подчеркнуть ее привлекательность поможет платье с фигурным вырезом сзади, любые обтягивающие свитера и платья а так же, например, длинная молния, расположенная на платье сзади.

Существует такой закон «якоря»: если вы хотите привлечь к себе внимание, а точнее, к какой-нибудь части своего тела, то поместите в это место что-то яркое, блестящее, контрастирующее с остальным тоном одежды. Вы можете быть одеты очень скромно и не ярко, но достаточно, например, серебристой молнии, расположенной сзади на ваших брючках, и взгляды мужчин невольно будут прикованы к этой части вашей фигуры, обозначенной ярким пятном.

Помните, как героиня известного произведения Моэма «Театр» поступила, когда ей пришлось бороться с более молодой и красивой соперницей на сцене? В самый ответственный момент пьесы, когда молодая героиня читала свой монолог, увядающая, но по-женски мудрая актриса вытащила из кармана ярко красный платок и молча держала его в руках. Этого было достаточно, чтобы взгляды всего зрительного зала были прикованы не к главной героине, а к ней. Такова сила яркого пятна.

Почему женщины с давних времен украшают запястья? Потому, что эта часть тела всегда почему-то считалась одной из самых сексуальных, так же, как и щиколотки. Почему - честно говоря, для меня остается секретом. Может быть потому, что в определенный период нашей истории все остальные части тела женщины тщательно скрывались под одеждой и только запястье и щиколотка оставались на виду, возбуждая мужскую фантазию. Отсюда становится совершенно понятным неравнодушное отношение женщин к всевозможным ярким браслетам: они приковывают внимание ко вполне конкретной части тела.

Но вернемся к нашим советам. У вас красивые руки? Тогда вам следует носить широкие манжеты, украшенные вышивкой или по цвету контрастирующие с остальным тоном одежды. Или платья вовсе без рукавов. Тонкие изящные щиколотки можно подчеркнуть определенным покроем брюк, открывающим эту часть ноги. Но это, если бедра позволяют носить брюки. Если нет - ничуть не хуже изящную щиколотку может подчеркнуть длинная юбка в сочетании с тонким ножным браслетом.

Как видите, драпировка собственной фигуры - процесс творческий, чисто женский и крайне занимательный. А самое главное, что при таком подходе любая женщина, чувствуя себя привлекательной, таковой и будет на самом деле.

Массивный стержень, к нижней части которого прикреплены рога адмиралтейского якоря или лапы втяжного.

  • - Эффект якоря - феномен принятия решения...

    Психологический словарь

  • - изменение магн. потока в возд. зазоре между статором и ротором электрич. машины при протекании тока по обмотке якоря. Обычно ухудшает хар-ки машины...

    Большой энциклопедический политехнический словарь

  • - сила, которую необходимо приложить к единице массы якоря, чтобы выдернуть его из грунта при горизонтальном положении веретена. Зависит от конструкции якоря, характера грунта...

    Морской словарь

  • - скоба, введенная своим болтом в проушину веретена якоря; служит для присоединения к якорю цепных канатов или перлиней. Не следует путать с термином Якорная скоба...

    Морской словарь

  • - расположенный внутри сухожилия вблизи мышц рецептор, который воспринимает натяжение сухожилия, посылая в центральную нервную систему соответствующие импульсы...

    Медицинские термины

  • - см. Якорь адмиралтейский и др. ...

    Морской словарь

  • - маневр погрузки станового якоря на шлюпку и отвоза его на заданное расстояние в целях постановки судна на якорь. Завоз станового якоря...

    Морской словарь

  • - оконечности рогов якоря, служащие для забирания якорем грунта...

    Морской словарь

  • - изменение положения якоря...

    Морской словарь

  • - освобождение стопоров, удерживающих якорь в клюзе за исключением винтового стопора шпиля. Отдача якоря производится по команде «Отдать якорь»...

    Морской словарь

  • - воздействие тока якоря на магнитное поле электрической машины, в результате чего искажается кривая распределения индукции в воздушном зазоре и изменяется величина магнитного потока,...

    Морской словарь

  • - см. Якорь адмиралтейский...

    Морской словарь

  • - маневр, состоящий из всех необходимых операций, производимых как на судне, так и с самим судном, при поднятии якоря...

    Морской словарь

  • - см. Якорь адмиралтейский, Якорь Мартина и др. ...

    Морской словарь

  • - поднимать его для следования в путь. Перед этим, на военных судах, поднимают на свои места шлюпки, убирают трапы, закрепляют орудия по-походному и делают другие приготовления...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Жарг. мол. Неодобр. Говорить что-л. невпопад, некстати. Я - молодой, 1996, № 35...

    Большой словарь русских поговорок

"Веретено якоря" в книгах

Упражнение «Веретено»

Из книги Славянская здрава автора

Голубое веретено - жимолость съедобная

Из книги Без труда не съешь и ягодку с куста автора Кизима Галина Александровна

Голубое веретено - жимолость съедобная В диком виде жимолость растет на Камчатке, в лесах Приморского края, на Курилах. Среди многочисленных видов дикой жимолости выделяется группа синих жимолостей, ягоды которых являются съедобными. Обладая приятным кисло-сладким

«Локти свои утверждает на веретено…»

Из книги Мы - славяне! автора Семенова Мария Васильевна

«Локти свои утверждает на веретено…» Весьма устойчивая традиция рисует «примерных», то есть домовитых, трудолюбивых женщин и девушек Древней Руси (как и других современных ей европейских стран) всего чаще занятыми за прялкой. Это касается и «добрых жён» наших летописей,

Веретено

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Веретено Женское орудие труда для прядения шерсти. В обрядовой символике имеет весомое значение благодаря быстрому движению, кручению, вращению. Считали, что подобно веретену вращается земля; что земля имеет такой же вращательный стержень, как и веретено. Древняя богиня

Веретено

БСЭ

Веретено деления клетки

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВЕ) автора БСЭ

ВЕРЕТЕНО

Из книги Рок-энциклопедия. Популярная музыка в Ленинграде-Петербурге, 1965–2005. Том 1 автора Бурлака Андрей Петрович

ВЕРЕТЕНО В течение одного года – с весны 1973-го до весны 1974-го – в Питере появились и исчезли две группы, носившие одно и то же имя ВЕРЕТЕНО, и, хотя они никак не были связаны между собой (более того, не подозревали о существовании друг друга), впоследствии их музыканты

Якоря

Из книги HTML 5, CSS 3 и Web 2.0. Разработка современных Web-сайтов автора Дронов Владимир

Якоря

Из книги HTML 5, CSS 3 и Web 2.0. Разработка современных Web-сайтов. автора Дронов Владимир

Якоря Напоследок рассмотрим еще одну возможность, предлагаемую нам языком HTML и способную сильно упростить посетителям чтение длинных текстов. Хотя она и не относится к гиперссылкам напрямую, но действует совместно с ними.Это так называемые якоря (anchors). Они не указывают

3.4. Якоря

Из книги Программирование на языке Ruby [Идеология языка, теория и практика применения] автора Фултон Хэл

3.4. Якоря Якорь - это специальное выражение, соответствующее позиции в строке, а не конкретному символу или последовательности символов. Позже мы увидим, что это простой частный случай утверждения нулевой длины, то есть соответствия, которое не продвигает просмотр

Упражнение «Веретено»

Из книги Славянская гимнастика. Свод Здравы Стрибога. Свод Здравы Макоши автора Баранцевич Евгений Робертович

Упражнение «Веретено» Далее следует вариант «Веретено». Это базовое упражнение имеет мистический характер. Несмотря на внешнюю простоту, оно обладает несколькими уровнями сложностями. К «Веретену» мы будем возвращаться не раз. Оно лежит в основе изучения легендарной

ДОЛОЙ ЯКОРЯ РАЗРУШЕНИЕ ОСНОВНОГО ЯКОРЯ

Из книги Монстры и волшебные палочки автора Хеллер Стивен

Георгий Судовцев ВЕРЕТЕНО ВРЕМЕНИ

Из книги Газета День Литературы # 129 (2007 5) автора День Литературы Газета

Георгий Судовцев ВЕРЕТЕНО ВРЕМЕНИ *** На полустанке Когда-нибудь поезд её увезёт туда, где дружны Лобачевский с Эвклидом… Но вишни цветут, и дымит креозот, и рядом подружки, Наташа и Лида. Их пристальный мир из ракушек и мальв, в

Упражнение «Веретено»

Из книги Своды Славянской гимнастики автора Мешалкин Владислав Эдуардович

Упражнение «Веретено» Далее следует совмещенный вариант «Веретена». Упражнение несет в себе базовый и вместе с тем мистический характер. Несмотря на внешнюю простоту, оно имеет несколько глубин исполнения. К «Веретену» мы будем возвращаться не раз. Оно лежит в основе

Упражнение «Веретено»

Из книги Славянская гимнастика. Свод Здравы Перуна автора Баранцевич Евгений Робертович

Упражнение «Веретено» Далее следует совмещенный вариант «Веретено». Это упражнение несет в себе базовый и вместе с тем мистический характер. Несмотря на внешнюю простоту, оно имеет несколько глубин исполнения. К «Веретену» мы будем возвращаться не раз. Это оно лежит в

ЯКОРЬ, приспособление для удержания судна на месте стоянки в свободной воде, соединяется с судном канатом или якорной цепью.

Устроен якорь так, что после отдачи зарывается лапами в грунт. Держащая сила якоря выражается через отношение его веса к тому весу, который он способен удерживать. Простейший якорь А в виде камня, обвязанного канатом, удерживает вес меньше собственного. Якорь Адмиралтейский (со штоком и неподвижными лапами) малых размеров удерживает (в зависимости от особенностей его конструкции) вес в 3–12 раз больше собственного, а больших габаритов – в 5 раз больше своего веса. Якоря, не имеющие штока, удерживают: малые – в 2–3 раза больше своего веса, большие (корабельные) – в 5 раз больше своего веса; держащая сила таких якорей через некоторое время после заглубления лап в грунт возрастает по сравнению со значением ее величины сразу после отдачи. Якоря Дэнфорта удерживают: малогабаритные литые стальные – в 17–460 (в зависимости от типа грунта) раз больше своего веса; предназначенные для постоянной швартовки якоря сборной конструкции – в 30–1000 раз больше своего веса; корабельные – в 20–30 раз больше своего веса.

Значение держащей силы постоянно при условии, что полностью натянутая (без провеса) якорная цепь отходит от якоря под углом 15° к горизонту. Обычно это достигается при длине цепи, в 4 раза большей глубины погружения якоря, но в зависимости от ветра и течения может потребоваться длина цепи в 10 раз больше глубины погружения.

ТИПЫ ЯКОРЕЙ. а – камень, обвязанный канатом; б – примитивный; в – индийский; г – китайский; д – якорь адмиралтейский; е – бесштоковый; ж – вильчатый; з – Портера; и – грибовидный; к – плуговый; л – Нортилла; м – Дэнфорта.

За длительную историю мореплавания было изобретено немало типов якорей.

В 1822 году Английский якорный мастер Гаукинс осмелился изменить сохранявшийся веками принцип действия якоря, отказавшись в своей конструкции от штока.

Гаукинс, как и Портер, сделал в нижнем конце веретена развилину, но подвижные рога укрепил в ней в другой плоскости. Они уже не качались, а поворачивались на некоторый угол в каждую из двух сторон. Отданный якорь ложился на грунт плашмя одной из своих сторон. Когда якорный канат натягивался и начинал протаскивать якорь по дну, жестко укрепленный в средней части рогов сектор, цепляясь за грунт, разворачивал рога якоря вниз, и он зарывался в грунт одновременно двумя рогами. На этом принципе основаны конструкции всех современных якорей, забирающих грунт одновременно двумя лапами.

Однако у якоря Гаукинса всякое отклонение натянутого якорного каната от осевой линии веретена приводило к взрыхлению грунта одновременно обоими рогами. Якорь часто выдергивался из грунта и после некоторого протаскивания по дну забирался снова. Британское Адмиралтейство отказалось принять изобретение Гаукинса и вспомнило его спустя тридцать лет, когда подобную конструкцию встретили "на ура" во Франции.

В 1852 году марсельский инженер Фердинанд Мартин предложил новую кованую конструкцию судового якоря.

Излишне массивное четырехгранное веретено с каким-то архаичным утолщением, громоздкое приспособление для разворота напоминающих коромысло рогов... Но тем не менее это вполне безопасный якорь, выдержавший суровые испытания и получивший признание моряков многих стран.

Мартин назвал свой якорь "Ancre de Surete" – "безопасный якорь", и на это он имел право: рога якоря, войдя в грунт, не создавали угрозы пробить днище судна или зацепить якорный канат, а уложенный плашмя на баке якорь не представлял собой "смертоносного снаряда" в случае столкновения судов. Французское Адмиралтейство, не в пример Британскому, сочло разумным одобрить конструкцию якоря, который забирал грунт обоими рогами.

Спустя два года после получения патента Мартин изменил конструкцию своего якоря. Хотя в этом не. было особой необходимости, он сделал у якоря шток (рис. 89). Видимо, изобретатель считал, что шток, укрепленный на веретене в плоскости рогов, будет способствовать зацеплению якоря за грунт, увеличивая тем самым держащую силу якоря. А впрочем, возможно и другое: шток обеспечит якорю большую стабильность на грунте – не даст якорю возможности переворачиваться с боку на бок. Этот шток представлял собой широкую выгнутую полосу, которая насаживалась на веретено, снизу удерживалась заплечиками, а сверху крепилась чекой.

Во второй конструкции Мартина лапы стали длиннее, исчезло громоздкоe приспособление для разворота "коромысла". Последнее изменение немного ухудшило якорь: он стал забирать грунт после длительного протаскивания. Тем не менее надежность конструкции коромыслового якоря Мартина привлекла внимание моряков. Патент изобретателя на второй якорь получил всемирное признание. Достаточно сказать, что этот якорь был удостоен трех золотых и одной серебряной медалей: в 1867 г. – в Париже, в 1868 – в Гавре, в 1871 – в Неаполе и в 1872 – в Лиме. Правда, вернуться к первоначальной конструкции – двум плоскостям для первоначального разворота рогов – изобретатель, видимо не мог. Этот узел повреждался при падении якоря на твердый грунт. В результате появилась третья конструкция Мартина.

Однако, до того, как Мартин получил патент, подобные якоря использовались на русских канонерских лодках "Порыв" и "Туман". На первую лодку якорь передали с русского парохода "Проворный", а на вторую – с яхты "Затея" в 1828 году.

Якорь Мартина применялся на протяжении примерно семидесяти лет. Его неоднократно усовершенствовали. Так, в 1892 году появилась конструкция якоря Мартина, улучшенная англичанином Райтом, а спустя год английская фирма "Чарлтон и Компания" выпустила якорь, названный ею "Аделфи".

В 1855 году француз Давид запатентовал конструкцию судового якоря, во многом схожую с конструкцией Мартина. Коромысло могло поворачиваться в обе стороны на 50° до тех пор, пока болты чиксов не упирались в веретено. Чтобы рога якоря, уложенного по-походному, не вращались во время качки, изобретатель сделал запорный болт, который вставлялся в веретено сквозь чиксы. Однако это усовершенствование ухудшило якорь: выступающая за чиксы часть веретена стала уязвимым звеном. Она легко повреждалась или ломалась при падении якоря на твердый грунт. Тем не менее якорь Давида, получив на морской выставке в 1856 году в Париже одобрение специалистов, был разрешен французским Адмиралтейством к употреблению на военных кораблях. А вот другая конструкция коромыслового якоря. Этот исключительно прочный коромысловый якорь, запатентованный в 1924 году французским инженером Шарпонтье, отлично зарекомендовал себя.

Гаукинс, Мартин и Давид – создатели первых конструкций коромысловых якорей, разрабатывая свои проекты, стремились прежде обезопасить якорную стоянку и сделать более удобной укладку якоря на палубу корабля. Никто из них не задумался над вопросом: "А нужно ли вообще убирать якорь на палубу?"

Идея втягивать якорь в клюз, осенив древних норманнов, не приходила в голову инженерам до середины прошлого века. Лишь в 1855 году англичанин Бакстер пришел к выводу, что можно втягивать веретено якоря в клюз паровым шпилем. Разработав систему уборки якоря с помощью шпиля и кулачкового стопора (который был известен под названием стопора Легофа), сделав в клюзе губу и выведя трубу клюза на палубу бака, Бакстер блестяще разрешил задачу, которая создавала морякам столько забот. Смелое и простое инженерное решение позволило морякам отдавать и убирать якорь, буквально не прикладывая к нему рук.

При отдаче якоря стоило разобщить шпиль (или брашпиль) и освободить стопор, как якорь под действием веса сам выходил из клюза, увлекая за собой якорный канат или якорь-цепь. При уборке якоря шпилем выхаживали канат до тех пор, пока якорь не упирался лапами в наружную обшивку скулы корабля. Разработав эту систему, Бакстер изобрел и свой якорь.

Конструкция оказалась не совсем удачной: слишком легкий для своих чрезмерно широких и длинных лап, он плохо держал на твердом грунте.

Изобретение, получившее название "бакстеровской укладки якоря", сразу же привлекло к себе внимание корабелов всех стран. А разработанная спустя двадцать лет английскими кораблестроителями Скоттом и Риделем более совершенная система уборки якоря в клюз паровым брашпилем (тем же шпилем, но с горизонтальной осью вращения барабана) и креплением якоря по-походному цепными стопорами открыла эру втяжных бесштоковых якорей. С восьмидесятых годов прошлого века втяжные якоря начали вытеснять адмиралтейский якорь, применявшийся на всех флотах как становой, и постепенно родоначальник всех штоковых якорей вместе со своим "усовершенствованным братом" – якорем Портера – отошел на второй план.

До начало широкого внедрения втяжных якорей наиболее распространенными конструкциями, помимо якоря Мартина и Давида, были следующие:

Якорь Инглефильда.

На песчаном и илистом грунте якорь Инглефильда забирал и держал лучше всех.

Якорь английской фирмы "Браун и Ленокс".

Шток, продетый сквозь головную часть якоря, стабилизировал его на грунте и не препятствовал втягиванию в клюз.

Один из самых первых втяжных якорей и в то же время наиболее распространенный – якорь французского инженера Марреля, изобретенный в 1856 году. Он отличался прямыми рогами и очень широкими лопатообразными лапами. Другие конструкторы неоднократно совершенствовали якорь Марреля. Некий Ризбек переделал устройство ограничения угла поворота рогов, поставив по бокам веретена два шипа. После этого якорь стали называть якорем Марреля-Ризбека. В 1921 году марсельский инженер Фрерэ еще раз изменил конструкцию якоря. Она получила название Марреля-Фрерэ. Спустя пять лет во Франции появилась еще одна конструкция якоря Марреля – "MAF".

Просматривая выданные в конце прошлого века патенты на якоря в Англии, Германии, Голландии, Италии, Франции и других странах, не перестаешь удивляться разнообразию и числу предложенных конструкций. С 1880 по 1915 год в мире было запатентовано почти две тысячи втяжных якорей!

В изобретении якорей пробовали свои инженерные способности и кораблестроители, и якорные мастера, и капитаны судов, и простые матросы, и даже люди, никогда не видавшие в своей жизни моря и настоящего корабля.

В семидесятых годах прошлого века требования к якорям и якорным цепям во всем мире уже определялись государственными стандартами и правилами морских классификационных обществ: Регистра Ллойда – в Англии, Бюро Веритас – во Франции, Северо-Германского Ллойда – в Германии, Американского бюро судоходства – в США, Российского Регистра – в России. Без одобрения этих организаций ни одна появившаяся конструкция якоря не принималась к массовому производству для флота. Правила классификационных обществ определяли и нормы якорного снабжения судов в зависимости от их типа, района плавания и размеров. Количество и вес становых якорей, стоп-анкера, верпа, длина и калибр якорь-цепей устанавливались по таблицам этих организаций.

Якоря, на которые выдавались патенты и которые получали одобрение того или иного морского классификационного общества, обычно получали имена изобретателей. Если патент на якорь покупался какой-нибудь фирмой или заводом, то якорю присваивали наименование последних. Очень часто в те годы конструкции якорей, поступавших в серийное производство, получали условные названия "Лев", "Бульдог", "Тритон", "Викинг", "Адмирал", "Дредноут" и т. д.

К двадцатым годам нашего века в мировом флоте распространилось такое множество конструкций втяжных якорей, что корабелы и моряки стали в них путаться. "Не мудрствуя лукаво", моряки начали все новые якоря называть "патентованными".

Рассмотрим лишь некоторые основные, характерные для того периода времени конструкции судовых якорей, которые, получив одобрение классификационных обществ, широко применялись на флотах основных морских стран.

Как правило, все они были коваными (о литых якорях будет рассказано в следующих главах книги). Соединение веретена с лапами, устройство ограничения поворота лап, характер захватов для первоначального разворота лап в грунт и форма якорей красноречиво говорят, сколько изобретательности и выдумки было вложено в это дело.

Наиболее распространенным оказался якорь, изобретенный в 1871 году английским инженером из Ньюкасла-на-Тайне Уастенейс-Смитом. Веретено отковано заодно с перпендикулярной к нему крестовиной, сквозь которую пропущен массивный болт с двумя прямыми лапами на концах. Ниже оси соединительного болта – два расположенных под прямым углом к лапам выступа, разворачивающих лапы при протаскивании якоря на грунте. Поворот лап ограничен упорами на их внутренних кромках. Конструкция неоднократно изменялась и совершенствовалась фирмой "Уастенейс-Смит и сыновья". Литые якоря этой фирмы, которые моряки обычно называют якорями Смита, можно встретить и в наши дни.

Лапы якоря, запатентованного голландским инженером Бонгером в 1898 году, откованы из одного куска. Соединение веретена с лапами-сквозной болт.

Оригинальный якорь запатентовал в 1909 году англичанин С. Тейлор. Эта конструкция получила название "Дредноут".
Сейчас якоря "Дредноут" – монополия английской фирмы "Тэйко", которая специализируется на выпуске литых якорь-цепей и кованых якорей.


"Тэйко" выпускает исключительно кованые якоря в больших весовых категориях (от 5 до 18 т), которые, по мнению фирмы, намного надежнее литых якорей. Якоря "Дредноут" почти в десять раз дороже обычных. В двадцатых годах фирма "Тэйко" кроме "Дредноутов" выпускала якоря типа "Троян".

Простую технологию изготовления кованых якорей разработала в двадцатых годах английская фирма "Генри Вуд и Компания". Концы лап, сделанные в нижней части в виде цилиндров, вставлены в плиту, соединенную подвижно с веретеном.

Характерная особенность первых втяжных якорей – слишком большие захваты на лапах или в середине головной части якоря. Некоторые изобретатели для более быстрого разворота лап применяли изогнутые захваты. Одно время очень увлекались "быстрозахватными якорями". В этих конструкциях функцию захватов стали выполнять две дополнительные лапы, и двулапый якорь фактически превратился в четырехлапый. Это новшество предложил в 1889 году шотландский кораблестроитель Джордж Тайзак. Когда-то его якоря пользовались большим спросом во всем мире.

Из многолапых якорей наиболее известны две конструкции – Цюблина, запатентованная в Германии в 1916 году, и Штакельбергера, появившаяся в Англии в 1911 году. Удачнее оказалась вторая конструкция, о ней будет рассказано позже.

Особое место среди втяжных бесштоковых якорей занимает якорь, который изобрел в 1915 году американский капитан Альберт Илл. Обрамляющая основание двух лап рама не только разворачивает лапы на грунте, но и увеличивает держащую силу, не мешая якорю зарываться в грунт. Держащую силу увеличивает и перемычка между лапами. Остроумно выбрана форма лап. Если смотреть сверху, они представляются равнобедренными треугольниками, поставленными один против другого основаниями (острые края лап смотрят наружу). Верхние части лап скошены внутрь. Если при забирании грунта одна из лап якоря зарылась частично, а другая полностью, то при дальнейшем натяжении якорь-цепи за счет разницы сопротивления грунта на скосах лап якорь начнет сам выпрямляться. При этом лапа, сидящая в грунте глубже, как бы скользит по своей скошенной стороне до тех пор, пока обе лапы не углубятся в грунт одинаково. Якорь Илла забирает грунт ровно и держит очень стабильно.

Испытания показали, что его держащая сила на всех видах грунта, включая крупную гальку, в 3,3 раза больше любого из запатентованных якорей тех времен. "Бульдог капитана Илла" – так окрестили этот якорь моряки – с успехом применялся и применяется сейчас во время аварийно-спасательных работ. В наши дни он выпускается многими американскими фирмами в весовых категориях от пяти фунтов до 10 т.

В настоящее время на рынке существует около 90 типов, разновидностей и вариантов якорей только для маломерных судов.

Использованы материалы с сайтов: argolis-yacht.ru; krugosvet.ru

Исторические обзоры»