Государственное устройство. По форме государственно-территориального устройства Нидерланды децентрализованное. Государственное устройство и политическая система нидерландов Высший орган гос управления в нидерландах

Первые политические события, в которых отразилось предвосхищение государственных и правовых тенденций Нового времени, произошли во второй половине XVI в. в исторических Нидерландах*. В ходе десятилетней военной и политической борьбы страна не только обрела государственное самоопределение. Под лозунгом новых правовых идей, тесно связанных с развернувшейся в Европе религиозной Реформацией, сложились принципы нового государственного порядка. Не порывая с сословным строем, он отражал новую степень общественного согласия в рамках рождавшегося гражданского общества . Государственный поворот в Нидерландах к новому строю нередко обозначают поэтому как раннюю буржуазную революцию.

* Исторические Нидерланды охватили территории современных Нидерландов (Голландии) и Бельгии.

Государственный статус Нидерландов и администрация в XVI в.

Исторические Нидерланды были владением Бургундского герцогского дома. После падения в конце XV в. Бургундского герцогства (в борьбе с французской короной см. § 28.3) Нидерланды перешли под власть дома Габсбургов, позднее – их испанской ветви. В первой половине XVI в. в состав единого владения были включены еще несколько земель: Фрисландия, Утрехт, Хелдер и др. Прагматической санкцией 1549 г. императора Карла V всем образовавшимся 17 землям был дарован статус Бургундского округа, наследственно и неразделимо находящегося во владении Габсбургов. Реально и единство страны, и ее связи с Испанской империей были условными; провинции сохраняли свои традиции государственно-административного устройства, сословные представительства духовенства и дворянства, самоуправление городов.

В правление Карла V (перв. пол. XVI в.) для усиления влияния на дела провинций была сделана попытка перенести в Нидерланды систему управления в духе абсолютизма. Основные полномочия государя перешли к его наместнику – генеральному стадхаудеру. По реформе 1531 г. при наместнике сложилось несколько административных органов*. Важнейшим был Государственный совет. В нем решались общеполитические и административные дела, вопросы военной безопасности, церковного, центрального и местного управления, а также внешней торговли. Составляли его представители аристократии.

* В последующем эта административная организация сохранилась в южной части Нидерландов – Бельгии.

В 1560-е гг. из совета выделился узкий его состав под названием Консульты во главе с наместницей Маргаритой Пармской и кардиналом. Остальные члены совета играли формальную роль. Собирался совет только по усмотрению самого наместника.

Тайный совет ведал законодательной работой. Традиционно его составляли правоведы-легисты под руководством одного из вельмож. Кроме разработки проектов внутренних законов и распоряжений наместника, этот совет рассматривал судебные дела, контролировал работу низших судов, давал рекомендации наместнику по замещению вакантных должностей в центральной и местной администрации .

Финансовый совет управлял королевским доменом, осуществлял общее руководство финансовой и налоговой политикой. Состоял он из трех вельмож и трех специалистов, а также нескольких чиновников. У этого совета были специальные внутренние ведомства: Счетная и Казначейская палаты (по взиманию налогов) и Монетный двор.

Органом высшего суда и судебного надзора был Большой Совет, который состоял из профессиональных правоведов. Специализированные судебные ведомства решали наиболее важные – ленные и торговые споры.

Местная администрация представляла только наместника и подчинялась ему. Ее составляли разного рода должностные лица (местные стадхаудеры, бальи, маркграфы и т. п.), полномочия которых были одновременно и административными, и судебными. Земли и провинции исторически располагали значительной автономией .

Традиционным представительным органам – Генеральным штатам, провинциальным штатам (собраниям) – в реализации государственной власти принадлежало незначительное место, и оно все более сокращалось. Созывались Генеральные штаты только по распоряжению короля, в личном присутствии стадхаудера и только для вотирования налогов. Никаких содержательных обсуждений политических дел там не допускалось. Депутатский состав штатов был традиционным и включал преимущественно представителей дворянства, католического духовенства и городской аристократии; в некоторых провинциях к участию допускались и старосты сельских общин (там, где не было городов).

Борьба с Испанией и становление новой государственности

К середине XVI в. утверждаемая испанской короной система управления и политика испанской монархии вошла в резкое противоречие с социально-политическими стремлениями населения Нидерландов. Страна, и особенно ее города, стала центром мировой морской торговли. Сложился значительный слой богатейших буржуа, связанных с торговлей и ремесленно-мануфактурным производством . Влиятельное, хотя и немногочисленное местное дворянство было недовольно военными авантюрами императора, для которых Нидерланды постоянно служили плацдармом, грабительской налоговой политикой. Общественное недовольство аккумулировалось в массовой поддержке городами и крестьянством распространившегося по Европе реформационного течения кальвинизма. Правительство усилило политическое и идеологическое давление на провинции. Был реорганизован епископат католической церкви, укреплены суды инквизиции. Однако кальвинистская проповедь свободы вероучения и покорности властям лишь до тех пор, пока они не вступают в противоречие со «словом Божиим», стала религиозным оправданием сложившейся оппозиции.

С 1562 г. поддержка нового кальвинистского вероучения приобрела характер вооруженного сопротивления властям. Тогда же оформились оппозиционный Союз дворян и близкая к ним Лига господ во главе с голландским принцем Оранским. В апреле 1566 г. дворянская оппозиция предъявила петицию наместнице с требованиями послабления кальвинистам, восстановления «вольностей и свобод», возобновления Генеральных штатов. Это было началом политической борьбы. В августе во Фландрии началось мощное Иконоборческое восстание, направленное против католичества.

Борьба с Испанией за независимость (1566-1618) и за государственное самоопределение растянулась почти на полвека. Поворотным моментом стало прямое вторжение испанских войск и налоговое давление на страну. Это вызвало широкое восстание городского населения и партизанскую борьбу, включая морскую. Начиная с 1572 г. собравшиеся Генеральные штаты стали формировать самостоятельную администрацию.

Вильгельм Оранский был признан Штатами законным единственным стадхаудером. За счет конфискованных церковных земель начато формирование новой армии. В 1574 г. установлено синодальное правление общей кальвинистской церкви. В ходе восстания на севере были ликвидированы прежние административные советы, на их место Генеральные штаты организовали Военный (1576) и Генеральный (1577) советы, которые стали играть роль правительства в формирующемся государстве .

В октябре 1576 г. Генеральные штаты, собравшиеся в Генте, объявили о взятии государственной власти в свои руки. По сути, была провозглашена республика . Однако это спровоцировало распад страны и нарастание социальных расхождений. Южные провинции откололись. Голландия и Зеландия объявили о своей автономии. Под их лидерством в январе 1579 г. семь северных провинций заключили Утрехтскую унию , которая оформила федеративное политическое единство их союза и создала основу будущей государственности. Новый подъем городского движения и борьбы с испанской армией завершился провозглашением независимости от Испании в 1581 г. (актом о низложении короля Филиппа).

Нарастание социальных противоречий, двойственная политика дворянско-католического блока во главе с принцем Оранским, вмешательство Франции привели в итоге к полному отделению южных провинций от Северной федерации (1585). Одновременно военные неудачи и ряд внешнеполитических обстоятельств, а также возрастание военной мощи морского флота Федерации вынудили Испанию заключить с Нидерландами в 1609 г. перемирие на 12 лет. Условиями перемирия были признание существующих границ, невмешательство в торговлю Нидерландов с колониями в Ост-Индии и в целом согласие с независимостью Провинций. Окончательное государственное самоопределение Соединенных провинций и международное его признание были установлены по Мюнстерскому мирному договору , ставшему частью Вестфальского мира 1648 г. Испания устанавливала мир с Республикой, признавала ее государственные и торговые интересы в колониях. Ликвидировалось номинальное подчинение Провинций Германской империи.

Государственное самоопределение провинций было неразрывно с формированием принципов нового конституционного строя .

Основы конституции

Конституционную роль для образовавшейся Республики Объединенных провинций играл акт о заключении Утрехтской унии 23 января 1579 г. (в 26 статьях). Им была заложена новая форма государственного единства, определены пределы государственных полномочий Республики и сохранявших автономию семи провинций.

Провинции образовывали конфедеративный союз, в котором объединенным властям принадлежали военно-политические и финансовые полномочия. Конфедерация провозглашалась неразделимой. Военно-политические основы союза предусматривали обязанность совместной защиты, а также помощи против государственных посягательств сеньоров, принцев и т. д. Основой для совместных действий становилась общая военная организация – в виде милиции на принципе всеобщей мужской воинской повинности (от 18 до 60 лет). Только с общего согласия всех провинций могли решаться главные политические вопросы: о войне и мире, перемирии, о заключении внешних союзов, повышении налогов. В финансово-хозяйственной сфере конфедерация предполагала общие налоги (на вино, пиво, зерно, животных, с засеянных земель и др.), согласованные меры о введении общей монеты. Объединенная армия должна была содержаться за счет общих субсидий. Провинции обязывались соблюдать заключенную унию (тем самым не выходить из нее).

Утрехтский акт разрешал на конституционном уровне общие вопросы гражданских прав. Запрещалось ограничивать свободу передвижения жителей. Устанавливалось самоопределение провинций в делах религии (Голландия и Зеландия – с полной автономией, прочие – по усмотрению Генеральных штатов).

Делами Объединенной республики должны были ведать Генеральные штаты, организуемые на основе пропорционального представительства (весьма своеобразного, отражавшего преимущественное значение финансовых вопросов в организации государства: провинции посылали депутатов соответственно квотам общих издержек на военные цели; тем самым принципы городского самоуправления были перенесены на строение государственности). Им поручались все дела, переданные в компетенцию конфедерации. Сохранение самоуправления, автономий, сословных корпораций входило неотъемлемой частью в новый конституционный порядок. Однако все корпорации обязывались принести присягу на верность конфедерации.

В ходе созидания новой государственности (которая по формам во многом еще повторяла организацию итальянских средневековых республик-коммун с доминированием городского патрициата) были выдвинуты принципиально новые государственно-политические идеи, в большей или меньшей степени положенные в основание конституционного строя. Одной из самых важных было провозглашение (в обращении городской оппозиции к Генеральным штатам 1576 г.) принципа народного суверенитета: «За отсутствием законного государя суверенитет принадлежит народу, а не вам, господа, ибо вы являетесь не кем иным, как слугами, должностными лицами и депутатами указанного народа. Вы обладаете всеми вашими полномочиями и инструкциями ограниченно не только во времени, но также и относительно дел...»

Идея народного суверенитета была дополнена идеей о политическом договоре, который народ заключает с государем на основе естественного права . Соответственно кальвинистской доктрине, представленной теорией И. Альтузия (нач. XVII в.), такой суверенитет преломлялся в договоре правителя с народом, представленным сословие-организованным корпусом власти. Поэтому формирующаяся «республика» строилась как сложное сочетание разных «этажей» сословных учреждений на основе традиционных Штатов.

Организация власти и управления Республики

Республиканское устройство было главнейшим формальным конституционным признаком организации власти в Объединенных провинциях. Реально республиканизм был весьма относительным, и значительные полномочия сохранялись за представителями параллельной военно-монархической власти. Тем более, что в период борьбы с Испанией и государственного становления Нидерландов в военных делах и в государственном управлении огромную роль играли бывшие стадхаудеры (штатгальтеры) из династии принцев Оранских.

Высшим органом конфедерации были Генеральные штаты . Важнейшие их полномочия были определены по акту Утрехтской унии. В компетенцию Штатов входило принятие общих для всех провинций законов, управление колониями и зависимыми от провинций землями, контроль за высшими судебными и административными учреждениями, утверждение в высших военных и административных должностях. Каждая из семи провинций располагала в Штатах только одним голосом – так обеспечивалось политическое равенство членов конфедерации. Однако на собрания съезжались делегации. С 1593 г. Генеральные штаты стали работать постоянно, заседали в них уже специальные советники. В полном составе Штаты собирались раз-два в год. В решении политических вопросов депутаты от провинций не обладали самостоятельностью, а голосовали на основе императивного мандата, т.е. соответственно предоставленным им полномочиям.

К XVII в. Генеральные штаты сформировали собственную исполнительную структуру. Представительская и председательская роль принадлежала великому пенсионарию. Поначалу он только готовил заседания Штатов, вносил предложения по работе, а также ведал иностранными делами и текущими дипломатическими сношениями. Позднее пенсионарий стал как бы главой Республики, принимал иностранных послов, играл и роль канцлера государства. Рядом с ним в аппарате Штатов была и должность секретаря, ведавшего государственным делопроизводством.

Монархическое начало в новой государственности было представлено постом стадхаудера , наследственного в династии Оранских. Формально Объединенные провинции такого поста не знали, и стадхаудер был только в Голландии. Но поскольку это была крупнейшая провинция, роль ее правителя выросла до общегосударственной. Стадхаудеру принадлежало право участия в Генеральных штатах (без права голоса). В качестве «почетной привилегии» он занимал посты главнокомандующего, председателя Государственного совета, генерал-адмирала (с 1584 г.), считался председателем всех высших судов, назначал должностных лиц. Как «главный гарант соблюдения истинной веры» правитель имел полномочия регулировать столь важные тогда церковные дела. Стадхаудеры имели полномочия от своего имени вести внешнеполитические дела (и в XVII в. было не редкостью для Нидерландов, что внешнеполитические позиции правителя и Штатов не совпадали).

На место ликвидированных правительственных органов прежнего режима были созданы общеадминистративные советы. Формировали их Генеральные штаты. Военный совет осуществлял высшее военное руководство и некоторые дела, связанные с организацией армии. Более важную роль играл Государственный совет . Теоретически именно он был правительством конфедерации. Составлялся он по своеобразному принципу на основе квот по провинциям (соответствующих доли взносов на содержание общей армии): от Голландии – трое, от Зеландии, Фрисландии и Хелдера – по двое, от других провинций – по одному советнику. В отличие от требовавшегося в Генеральных штатах единогласия дела в Совете решались большинством голосов. Однако государственные полномочия Совета постепенно сужались: вначале Штаты отстранили его от вопросов внешней политики. Созданная в 1602 г. Счетная палата сосредоточила у себя финансовые дела, ранее контролировавшиеся Советом. Фактически у Совета остались только полномочия по организации армии и по соблюдению внутренней единой торговой политики. Особыми правительственными органами были и две палаты – Посланий и Налоговая .

Организации финансов уделялось особое внимание. Помимо Счетной палаты было еще несколько должностных лиц, ведавших только финансовые дела: главный казначей, главный сборщик налогов. У каждого был собственный чиновничий аппарат с принудительными полномочиями. Общими для Республики были поземельный, поочажный (с домов) налоги и акцизный сбор. В крупнейших провинциях по портам вводились сборы на ввоз и вывоз товаров. Чеканку общегосударственной монеты обеспечивала особая Монетная палата .

Конституционно армия Республики должна была основываться на всеобщей воинской повинности и гражданской милиции. Фактически же в армии большинство составляли иностранные наемники. «Главным капитаном» армии считался стадхаудер, но военно-политические решения принимались Генеральными штатами и великим пенсионарием. Флотом руководили особые пять коллегий, образованные из прежних адмиралтейств, в том числе три в Голландии, во главе с адмиралами. Военный и торговый флот был важнейшим инструментом государственной политики Республики, поэтому коллегии находились под текущим контролем непосредственно Генеральных и провинциальных штатов.

Высшие государственные и правительственные органы были, как правило, и верховными судебными инстанциями. Так, финансовые дела, в том числе финансовые преступления , разрешались в Государственном совете. Военное командование было и высшим военным судом.

Конфедеративное устройство

Вторым конституционным признаком конфедерации было сохранение государственной автономии провинций. Все провинции располагали самостоятельными органами власти и управления, построенными в равной степени по республиканскому и монархическому принципу. Большинство внутренних дел они решали вполне независимо от центра.

Органами власти в провинциях были представительные провинциальные штаты . Организованы они были на исторических началах по сословному принципу и по-разному в различных землях.

В Голландии (наиболее крупной провинции Республики, где жило до половины ее населения и которая обеспечивала до 60 % объединенного бюджета) штаты составлялись преимущественно из представительства дворянства и городов. Единственный «голос» от дворянства был закреплен за принцами Оранскими, а шесть других депутатов посылали магистраты больших городов. Иногда приглашались также делегаты сельских общин или небольших городов. С 1584 г. штаты разделились на южную и северную части. Но решения принимались единогласно. В следующей по размерам и по важности провинции – Зеландии – местные штаты были организованы аналогично. Реально здесь еще большее влияние принадлежало принцам Оранским, поскольку провинция была ранее их феодальным владением и даже города находились под сеньориальным главенством.

По-особому были организованы провинциальные штаты во Фрисландии (как и Зеландия, она обеспечивала 11,5 % общего бюджета). Земельный орган составляли 9 советников, избираемых от сельских округов (одновременно и дворянства, и крестьян) и от городов. Историческая слабость дворянства здесь предопределила то, что право голоса было связано со статусом землевладения, а не с сословием. Поэтому широко распространилась практика покупки голосов вместе с землевладением. Решения принимались также единогласно. Такое же устройство имели провинциальные штаты Хронингена .

В наибольшей степени традиционным сословным представительством были штаты провинции Утрехт (около 6% общего бюджета Республики). Они составлялись из делегатов соборных капитулов, от земского дворянства (рыцарства), от самого г. Утрехта и нескольких малых городов. В ходе политического переворота и снижения влияния католической церкви делегаты от капитулов стали выдвигаться на пропорциональной основе горожанами и дворянством. В XVII в. и в этих штатах утвердился принцип единогласного принятия решений.

Провинция Хелдер , сохранившая статус герцогства, была в государственно-политическом отношении ближе к монархии. Власть принадлежала местному стадхаудеру, а провинциальные штаты представляли преимущественно дворянство.

Провинциальные штаты все обладали примерно однотипными полномочиями. Они принимали решения о местном налогообложении, о делегировании депутатов в общереспубликанские органы, издавали местные законы, осуществляли контроль за исполнительной властью . Штаты решали споры между общинами и городами своей провинции.

Во всех провинциях исполнительная власть принадлежала стадхаудерам. В одних эти посты сохранились за историческими сеньорами, в других это был выборный провинциальными штатами. Стадхаудеры назначали других должностных лиц, председательствовали в судах, руководили деятельностью штатов. Двор стадхаудеров выполнял, по существу, функции правительств.

Помимо специальных налоговых ведомств, в провинциях формировались и особые, вызванные спецификой экономики или хозяйства правительственные учреждения. Так, в Голландии было централизовано управление водным хозяйством и строительством дамб. Существовало даже особое налогообложение для содержания таких сооружений.

Провинциальные города сохраняли и развили в условиях республики институты самоуправления: выборные магистраты, бургомистров, городские суды, городскую милицию. В составе Республики было еще шесть категорий союзных и полуавтономных земель, которые не имели представительства в Генеральных штатах, а управлялись под руководством какой-нибудь крупной провинции. Но свое общинное самоуправление в них сохранялось.

Установившийся в Республике Соединенных провинций в ходе политического самоопределения государственный уклад по своим принципам не был еще государственностью Нового времени. Он был во многом традиционным, построенным на сословно-корпоративных началах с подменой общенационального представительства представительством дворянства и городского патрициата. В этом отношении не было существенного различия с политическим устройством итальянских городских республик (см. § 30). Уклад не соответствовал и политическому идеалу эпохи о государстве, основанном на свободном волеизъявлении человека ; не было и речи о каком-то разделении законодательной и правительственной власти. Велико было реальное политическое значение полумонархической власти стадхаудеров. Обновление государственного уклада было значительным лишь постольку, поскольку оно было связано с «духом свободы», прежде всего религиозной, и постепенным распространением этого духа в реальной политике на другие сферы общественной жизни и гражданского права.

Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. 1999

Законодательная власть в Нидерландах принадлежит монарху и Генеральным штатам. Генеральные штаты состоят из Первой и Второй палат.

Первая палата парламента состоит из 75 депутатов, которые избираются каждые 4 года на косвенных выборах Советами провинций. Места в Первой палате распределяются пропорционально населению провинций и партийному составу в Советах. Основной функцией Первой палаты является контроль и экспертиза предлагаемых Второй палатой законопроектов. Первая палата не может вносить поправки в законопроекты, депутаты вправе либо одобрить законопроект, либо вернуть его на доработку. Также депутаты имеют право на подачу запроса правительству по любому не связанному с законотворчеством вопросу.

Вторая палата Генеральных штатов является основным представительным органом государства. Всего во Второй палате 150 мест. Выборы во Вторую палату Генеральных штатов являются всеобщими, прямыми, свободными и осуществляются на пропорциональной основе. Голосование проходит в 19 округах по партийным спискам. Право голосовать имеют все граждане, достигшие 18 лет. Вторая палата избирается сроком на 4 года.

Партия или, чаще всего, коалиция, которая получает большинство мест во Второй палате, получает право формировать правительство. Полномочия Второй палаты парламента Нидерландов достаточно широки. Они включают 6 основных прав: право предлагать и одобрять поправки в законопроекты; право законодательной инициативы; право приглашать премьер-министра, министров или заместителей министров для открытой дискуссии по любому интересующему депутатов вопросу, касающемуся деятельности правительства; право принимать бюджет королевства, а также вводить налоги по представлению правительства; право каждого депутата Второй палаты лично обратиться с запросом к министру или заместителю министра; право на интерпелляцию.

Если депутат или группа депутатов Второй палаты нидерландского парламента недовольны деятельностью правительства либо считают, что правительство недостаточно информирует парламент о своей деятельности, депутат или группа депутатов могут предложить вынести интересующий их вопрос на открытое парламентское обсуждение. По результатам обсуждения премьер-министру или отраслевому министру высылается приглашение на заседание Второй палаты.

Конституцией предусмотрены и совместные заседания двух палат. В этом случае они рассматриваются как единый орган — Генеральные штаты, а решения принимаются простым большинством голосов.

Также в систему законодательной власти Королевства Нидерландов входит Государственный совет. В состав этого органа входят монарх, наследник престола, заместитель председателя, некоторые члены королевского двора и советники, назначаемые монархом по представлению министра внутренних дел и по согласованию с министерством юстиции. Государственный совет имеет право давать рекомендации по законопроектам и другим вопросам государственной политики.

Читайте также:
  1. I. Особенности формирования отраслевой системы оплаты труда работников учреждений здравоохранения
  2. II. Особенности учета операций по осуществлению функций главного распорядителя, распорядителя и получателя средств федерального бюджета
  3. III Блок: 5. Особенности работы социального педагога с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
  4. III. ОСОБЕННОСТИ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОИНСКОГО КОЛЛЕКТИВА
  5. PR-мероприятия для СМИ (виды, характеристика, особенности).
  6. V2: {{7}} Тема 3.4. Особенности экономической оценки финансовых инвестиций
  7. А2. Какие особенности жизнедеятельности грибов указывают на их сходство с растениями?

По форме государственно-территориального устройства Нидерланды децентрализованное унитарное государство. Страна делится на 12 провинций.

Писаная Конституция состоит из Статута Королевства Нидерландов 1954 г. (договора, регулирующего взаимоотношения между Нидерландами, Нидерландскими Антильскими островами и Арубой, международные отношения, оборону, гражданство, политику в отношении иностранцев) и Конституции Нидерландов 1815 г., подвергшейся полному пересмотру в 1982 г. (обычно именуется Конституцией 1983 г.). По форме правления Нидерланды конституционная парламентская монархия. Политический режим демократический.

Главой государства является Король (Королева). Конституция достаточно подробно регулирует вопросы престолонаследия и регентства. Королевское звание передается по наследству. Наследником Короля считается старший сын. Если окажется, что прямых наследников нет, глава государства может быть назначен актом парламента. Подобное решение принимается на объединенной сессии обеих палат. Король наделен достаточно широкими правами. Совместно с парламентом он осуществляет законодательную власть, совместно с правительством - исполнительную, через суды - судебную. Конституция закрепляет за королем следующие функции: он назначает Премьер-министра и по его рекомендации остальных министров, королевскими указами устанавливаются министерства, он назначает комиссаров в провинциях. Каждый год в третий вторник сентября на объединенной сессии парламента Король выступает с докладом об основных направлениях государственной политики. Он утверждает законопроекты, руководит внешними сношениями, обладает правом помилования. Однако полномочия Короля во многом носят формальный характер, так как значительное число его функций осуществляет правительство. Особа Короля неприкосновенна. При Короле действует совещательный орган - Государственный совет. Это старейший и один из наиболее важных государственных органов. Его члены (в основном это бывшие государственные деятели, судьи, бизнесмены) назначаются Королем пожизненно по рекомендации министра внутренних дел и после совещания с министром юстиции. Президентом Государственного совета является Король, но на деле руководит им вице-президент. К числу наиболее важных функций этого органа относятся предварительное рассмотрение законопроектов и разбирательство административных споров. Государственный совет дает консультации по проектам законов, королевских декретов, предложениям относительно международных договоров.



Законодательную власть совместно с Королем осуществляет парламент Генеральные штаты, состоящий из 2 палат (Первой и Второй). В составе Первой (верхней) палаты - 75 депутатов, избираемых провинциальными штатами (советами) на основе пропорционального представительства на 4 года. Вторая палата (нижняя) избирается путем всеобщих прямых выборов по той же системе и на тот же срок. В ее составе 150 человек. Парламент собирается на очередные сессии не реже одного раза в год. В случае необходимости Король может созвать чрезвычайную сессию. Заседания палат проводятся публично, однако по требованию депутатов может быть объявлено закрытое заседание. Все решения принимаются абсолютным большинством голосов депутатов, участвующих в голосовании. Полномочия палат неодинаковы: Вторая палата играет более важную политическую роль в государственном механизме. Премьер-министр (глава правительства) должен получить поддержку большинства ее членов. Только Вторая палата обладает правом законодательной инициативы и правом вносить изменения в рассматриваемые законопроекты. Первая палата может только принять или отклонить законопроект. Любой законопроект, внесенный правительством или депутатом парламента, должен быть принят обеими палатами. Затем он направляется на утверждение Королю. Законопроект, получивший королевское утверждение, вступает в силу через 20 дней после опубликования.



Исполнительная власть осуществляется совместно Королем и Кабинетом министров (правительством). Правительство Королевства - это правительство Нидерландов плюс министры, представляющие Нидерландские Антильские острова и Арубу. Глава правительства - Премьер-министр и министры назначаются и увольняются королем. Они являются представителями партий, получивших большинство мест в парламенте. Министры имеют право присутствовать на заседаниях палат и принимать участие в дискуссиях. Правительство ответственно перед Генеральными штатами. Парламентский контроль за его деятельностью протекает в форме интерпелляций, устных вопросов к министрам, через работу следственных комиссий.

В провинциях действуют органы местного самоуправления - провинциальные штаты, избираемые прямым голосованием по пропорциональной системе на 4 года и включающие от 31 до 83 советников в зависимости от численности населения. Председатель провинциальных штатов - комиссар, назначается королем на 6 лет. Исполнительная власть представлена исполнительным комитетом (от 3 до 9 членов), избираемым провинциальными штатами из своего состава на 4 года; его председателем является комиссар.


Нидерланды

Голландские Соединенные провинции объявили о своей независимости от Испании в 1579 году. В 17-го веке, голландцы стали ведущими мореплавателями, которые создавали поселения и колонии по всему миру.
После 20-летней французской оккупации, в 1815 году было создано Королевство Нидерландов. В 1830 году Бельгия отделилась от королевства и образовала отдельное государство. Нидерланды сохраняли нейтралитет в Первой мировой войне, но пережили оккупацию Германией в Великой Отечественной войне. Нидерланды являются современной, промышленно развитой страной, а также крупным экспортером сельскохозяйственной продукции. Страна является одним из основателей НАТО и ЕЭС (ныне ЕС), принимала активное участие в процессе введения евро в 1999 году. В октябре 2010 года бывшие Нидерландские Антильские острова, как административная единица прекратили существование, а три острова: Бонайре, Синт-Эстатиус и Саба - стали специальными муниципалитетами Нидерландов.
Крупные острова Синт-Маартен и Кюрасао присоединились к Нидерландам, Аруба в качестве составных стран, вошла в Королевство Нидерланды.

Расположение Нидерланды:

Западная Европа, омывается Северным морем, между Бельгией и Германией

Географические координаты Нидерландов

:

Возрастная структура Нидерландии :

0-14 лет: 17,2% (мужчин 1 474 530/1 408 144 женщин)
15-64 лет: 66,2% (мужчин 5 569 934/5 505 269 женщин)
65 лет и старше: 16,6% (мужчин 1 231 914/1 540 841 женщин) (2012 г.)

Средний возраст в Нидерландии :

От общей численности населения: 41,5 лет
мужчины: 40,7 лет
женщины: 42,3 лет (2012 год)

0,452% (2012 г.)
Место страны в мире: 153

Рождаемость в Нидерландии :

10,89 рождений на 1000 населения (2012 г.)
Место страны в мире: 175

Смертность в Нидерландии :

8,39 смертей на 1000 населения (июль 2012 г.)
Место страны в мире: 85

Коэффициент чистой миграции в Нидерландии :

2,02 мигранта на 1000 населения (2012 г.)
Место страны в мире: 38

Урбанизация в Нидерландии :

Городское население: 83% от общей численности населения (2010)
прирост урбанизации: 0,8% в год (2010-15 г.)

Крупные города Нидерландии - население:

Амстердам (столица) 1 044 000;
Роттердам 1 008 тысяч;
Гаага (резиденция правительства) 629 000 (2009)

Соотношение полов в Нидерландии :

При рождении: 1.05 мужчин / женщину
до 15 лет: 1.05 мужчин / женщину
15-64 лет: 1,01 мужчин / женщину
65 лет и старше: 0,8 мужчин / женщину
от общей численности населения: 0,98 мужчин / женщину (2011 г.)

Материнская смертность Нидерландии :

6 смертельных случаев на 100 000 живорожденных (2010)
Место страны в мире: 170

Уровень младенческой смертности Нидерландии :

Всего: 3,73 смертей на 1000 живорожденных
Место страны в мире: 204
мужчины: 4.03 смертей на 1000 живорожденных
женщины: 3.41 смертей на 1000 живорожденных (2012 г.)

От общей численности населения: 80,91 лет
Место страны в мире: 21
мужчины: 78,84 лет
женщины: 83,08 лет (2012 г.)

Общий коэффициент рождаемости Нидерландии :

1,78 новорожденных на 1 женщину (2012 год)
Место страны в мире: 159

Расходы на здравоохранение Нидерландии :

10,8% от ВВП (2009)
Место страны в мире: 23

Плотность врачей Нидерландии :

Врачи 3,921 на 1000 населения (2007)

Плотность больничных коек в Нидерландии :

4,25 кроватей на 1000 человек (2008)

ВИЧ / СПИД - среди взрослого населения Нидерландии :

0,2% (2009 год)
Место страны в мире: 93

ВИЧ / СПИД - люди Нидерландии , живущие с ВИЧ / СПИД:

22 000 (2009 год)
Место страны в мире: 75

ВИЧ / СПИД - смертельные случаи в Нидерландии :

Менее 100 (2009 г.)
Место страны в мире: 124

Расходы на образование в Нидерландии :

5,3% ВВП (2007)
Место страны в мире: 50

Безработица Нидерландии , молодежь в возрасте 15-24 лет:

Всего: 6,6%
Место страны в мире: 119
мужчины: 7,1%
женщины: 6,2% (2009)

Государственное устройство Нидерландов

Название страны : Королевство Нидерландов

Государственное устройство Нидерландии :

Конституционная монархия

Столица : Амстердам
географические координаты: 52 21 N, 4 55 E

Примечание : Гаага является резиденцией правительства

Административное деление Нидерландов :

12 провинций

Зависимые территории Нидерландов :

Аруба, Кюрасао, Синт-Мартен

Независимость Нидерландов :

23 января 1579 (в северных провинциях стран Бенилюкса заключен союз Утрехт об отделении от Испании;
26 июля 1581, союз объявил о своей независимости в Законном Отречении, однако до 30 января 1648 года и Вестфальского мира, Испания не признавала независимость)

Национальный праздник Нидерландов :

30 апреля (1909 и 1980) День Королевы (день рождения умершей королевы-матери Юлианы, восшествие на престол ее старшей дочери Беатрикс)

Конституция Нидерландов :

Принята в 1815; изменена много раз

Правовая система Нидерландов
:

Система гражданского права основана на французской системе;

Избирательное право Нидерландов :

С 18 лет, всеобщее

Исполнительная власть Нидерландов :

Глава государства Нидерландов : королева Беатрикс (с 30 апреля 1980 года); наследник Виллем-Александр (родился 27 апреля 1967), сын монарха
Глава правительства Нидерландов : премьер-министр Марк Рютте (с 14 октября 2010 года);
заместитель премьер-министра Людвик Ассшер (с 5 ноября 2012 года);

примечание - Марк Рютте подал в отставку 23 апреля 2012, после чего были проведены новые выборы 12 сентября 2012 года, в котором его партия получила большинство мест;
он был приведен к присяге 5 ноября 2012

кабинет министров Нидерландов : Совет Министров назначен монархом

выборы : монархия является наследственной; лидер партии большинства или лидер коалиции большинства обычно назначаются премьер-министром монархом, заместитель премьер-министра назначается монархом

примечание : есть также Государственный совет, который состоит из монарха, наследника, и советников. Совет предоставляет консультации в кабинете по вопросам законодательной и административной политики

Законодательная власть Нидерландов :

Двухпалатный парламент Генеральных Штатов или Staten Generaal состоит из первой палаты или Ерсте Камер (75 мест; депутаты избираются опосредованно на 12 провинциальных советах страны, на четырехлетние сроки)
и
Второй палаты или Твиде Камер (150 мест, депутаты избираются всенародным голосованием на срок не более четырех лет);

Выборы : Первая палата - последние состоялась в мае 2011 (следующие в мае 2015 года);
Вторая палата - последние проведенные 12 сентября 2012 (следующие в сентябре 2016 года)

Судебная власть Нидерландов :

Верховный суд или Hoge Raad (судьи назначаются пожизненно монархом)

Государственный герб Королевства Нидерландов:



Государственный гимн Королевства Нидерландов:


Название : "Het Wilhelmus" (William)
считается, что текст написан Филипом ван Марниксом, лорд Синт-Алдегодни.
Примечание : принят в 1932 году, используется в качестве гимна с 17-го века, что делает его старейшим национальным гимном в мире.

Нидерланды - общие сведения о стране

Название страны: Нидерланды (Королевство Нидерланды, Голландия).

Географическое положение: Государство Нидерланды находится на континенте Евразия, на северо-западе Европы. С запада и севера омывается Северным морем (протяженность береговой линии - 451 км), граничит с Германией (577 км) и Бельгией (450 км).

Площадь территории: 41,5 тыс. км².

Столица: Амстердам (743,4 тыс. жителей).

Политическое устройство: Королевство Нидерландов - конституционная монархия с демократической парламентской системой. Глава государства - королева Беатрикс, премьер-министр-Марк Рютте. Партийно-политическая система Нидерландов характеризуется высокой степенью стабильности и консенсуса. Крупных партий насчитывается 16; 7 из них в последние 20 лет были хотя бы раз представлены в парламенте.

Основные Партии Нидерландов:

  • Христианско-демократический призыв
  • Партия труда
  • Социалистическая партия
  • Народная партия за свободу и демократию
  • Партия свободы
  • Зелёные Левые
  • Христианский Союз
  • Демократы 66
  • Партия защиты животных
  • Реформистская партия
  • Гордость Нидерландов

Административно-территориальное деление: По форме государственно-территориального устройства Нидерланды - децентрализованное унитарное государство. Власть распределена по трем административным уровням: государство, провинции и муниципалитеты. Государство выполняет работу на национальном уровне. Провинции и муниципалитеты являются децентрализованными субъектами власти.

Нидерланды делятся на 12 провинций: Дренте, Флеволанд, Фрисландия, Гелдерланд, Гронинген, Лимбург, Северный Брабант, Северная Голландия, Овер-Эйссел, Утрехт, Зеландия, Южная Голландия. В функции провинциальных властей входит охрана окружающей среды, планировка пространства, энергетическое обеспечение, социальное обеспечение, спорт и культура.

Руководство в каждой провинции осуществляется провинциальными штатами, коллегией депутатов провинциальных штатов и королевским комиссаром. выборной системе.

В Нидерландах насчитывается 478 муниципалитетов. Их число уменьшается, так как государство стремится повысить эффективность административного управления посредством реорганизации муниципалитетов, чаще всего простого объединения.

В Карибском море, севернее Венесуэлы расположены Нидерландские Антильские острова, в состав которых входят острова: Бонайре, Кюрасао, Саба, Синт-Эстатиус и части острова Сен-Мартен. общая территория составляет 800 км², население - 194 тыс. человек. Официальный язык - нидерландский. Административный центр - г. Виллемстад.

Общие характеристики страны

Физико-географические характеристики

Климат: Климат умеренный, морской, характерны нежаркое лето и достаточно теплые зимы. Средняя температура июля 16-17°C января - около 2°C на побережье и чуть холоднее вглубь континента. Зимой, когда из Восточной Европы вторгаются антициклоны, температура падает ниже 0°C, выпадает снег, а каналы и озёра покрываются льдом. Среднегодовые осадки - 80 сантиметров, но во внутренних провинциях их несколько меньше.

Растительность: Леса покрывают 7,6% территории страны. По склонам долин встречаются бук, граб, дуб, к ним примешиваются ясень, белый тополь, вяз. В условиях влажного климата и плоского низменного рельефа на территории Нидерландов существовали благоприятные условия для образования болот. Характерно обилие ягодных кустарников и цветковых растений. На песчаных возвышенностях растут дубово-березовые леса, чередующиеся с вересковыми пустошами и болотами. На пустошах встречаются заросли кустарников (утесник, ракитник, можжевельник).

Животный мир: В процессе освоения человеком территории Нидерландов многие виды диких животных были вытеснены из мест своего обитания. Тем не менее, в стране встречается немало птиц, особенно водоплавающих. Многие редкие виды животных находятся под охраной в национальных парках и заповедниках. Сохранились главным образом, те виды диких животных, которые обитают на сырых лугах, в водоемах и каналах. В Нидерландах насчитывается около 180 видов птиц. На севере страны, на отмелях Ваттового моря, отделяющего Западно-Фризские острова от материка, зимуют белолобые гуси, короткоклювые гуменники, белощекие казарки, масса чаек и куликов. Кроме того, здесь обитает самая южная популяция гаги. Обилие чибисов и больших веретенников характерно для маршей. На самом побережье распространены большие кроншнепы, травники, турухтаны. Национальная птица Нидерландов - колпица. Дельта Рейна, Мааса и Шельды известна как место зимовки и отдыха птиц на пролете. Заросли камыша по протокам привлекают на зимовку серых гусей, а также чирков, шилохвостей, кроншнепов, бекасов. Среди гнездящихся видов встречаются камышовый лунь, болотная сова, пастушок, погоныш, усатая синица и выпь. Также в дельтовой области по заросшим берегам небольшие бухт широко расселилась ондатра. У северных берегов Нидерландов обитают тюлени, промысел которых ограничен, а в некоторых районах полностью запрещен.В крупных лесных массивах встречаются лесная мышь, белка, кролик, косуля, а также представители семейства куньих. Для вересковых пустошей характерны тетерева и большие кронштепы, а для береговых дюн - дикие крошки.Северное море богато рыбой - треской, сельдью.

Почва: На севере и востоке распространены дерково-палевоподзолистые почвы, развивавшиеся на песчаных отложениях. Для этих почв характерен гумусовый горизонт мощностью до 20 см с содержанием гумуса более 5%.

Природные ресурсы: Главными ресурсами Нидерландов являются природный газ, нефть, соль, песок, гравий, сельскохозяйственные угодья.

У Роттердама есть наибольший порт в Европе, с реками Мезом и Рейном, обеспечивающим превосходный доступ к внутренним районам, вверх по течению достигающим к Базелю, Швейцария, и во Францию. Главные действия порта - нефтехимические отрасли промышленности и общая транспортная обработка груза и перегрузка. Гавань функционирует как важный пункт транзита для оптовых материалов и между европейским континентом и за границей. Из Роттердама товары транспортируются судном, речной баржей, поездом или дорогой.

Чрезвычайно механизированный аграрный сектор нанимает 4% рабочей силы, но обеспечивает большие излишки для промышленности пищевой промышленности и для экспорта. Голландская треть разряда во всем мире в ценности сельскохозяйственного экспорта, позади Соединенных Штатов и Франции, с экспортом, зарабатывающим $55 миллиардов ежегодно. Существенная часть голландского сельскохозяйственного экспорта получена из заводов нового сокращения, цветов, и луковиц, с Нидерландами, экспортирующими две трети общего количества в мире. Нидерланды также экспортируют четверть всех мировых помидоров, и одну треть экспорта в мире перцев чили и огурцов.

Нидерландская экономика направлена на зарубежный рынок. Доля экспорта в экономике Нидерландов составляет 51% и является самой крупной среди стран Европы. Большинство экспортеров работают в оптовой торговле, промышленности и транспорте. Основная специализация нидерландских экспортеров - сырье и высокоинтенсивная продукция (химия, пищевая промышленность, сельское хозяйство и нефтепродукты).

История развития страны: Нидерланды были заселены начиная с последнего ледникового периода (когда на территории страны была тундра со скудной растительностью), и самым старым следам человеческой деятельности около ста тысяч лет. Первые жители были охотниками и собирателями. В конце ледникового периода территория была заселена различными палеолитическими группами. Около 8000 лет до нашей эры в стране проживало мезолитическое племя, а в последующие несколько тысячелетий наступил железный век с относительно высоким уровнем жизни.

Во время прибытия римлян Нидерланды были заселены германскими племенами, такими как тубанты, канинефаты и фризы, поселившимися там около 600 лет до нашей эры. Кельтские племена, такие как эбуроны и менапии, заселяли юг страны. В начале римской колонизации в страну также прибыли немецкие племена батавы и токсандры. В период Римской империи южная часть нынешних Нидерландов была оккупирована римлянами и стала частью провинции Белгика, а позднее - провинцией Нижняя Германия.

В Средние века Нижние страны (примерно состоящие из нынешних Бельгии и Нидерландов) включали в себя различные графства, герцогства и епархии, входившие в состав Священной Римской империи. Они были объединены в одно государство под властью Габсбургов в XVI веке. После распространения кальвинизма последовала Контрреформация, вызвавшая раскол в стране. Попытки испанского короля Филиппа II централизовать государство привели к восстанию против испанского господства под предводительством Вильгельма I Оранского. 26 июля 1581 года была провозглашена независимость страны, официально признанная другими государствами только после Восьмидесятилетней войны(1568-1648). В годы войны за независимость начался "Золотой век" Нидерландов, период экономического и культурного процветания, занявший всё XVII столетие. Вильгельм I Оранский считается основателем независимых Нидерландов.

После прекращения французской оккупации в начале XIX века Нидерланды превратились в монархию под властью дома Оранских. В1830 году Бельгия окончательно отделилась от Нидерландов и стала самостоятельным королевством; Люксембург обрёл независимость в 1890 году. Под давлением либеральных политиков страна в 1848 году была преобразована в парламентскую демократию с конституционным монархом. Такое политическое устройство сохранилось и до нынешнего дня, с кратким перерывом во время фашистской оккупации.

В ходе Первой мировой войны Нидерланды сохраняли нейтралитет, но во время Второй мировой войны в течение пяти лет были оккупированы Германией. В ходе германского вторжения Роттердам был подвергнут бомбардировке, в ходе которой был почти полностью разрушен центр города. Во время оккупации жертвами холокоста стали около пятидесяти тысяч нидерландских евреев.

После войны началось быстрое восстановление страны, чему способствовал план Маршалла, организованный Соединёнными Штатами Америки. Благодаря этому Нидерландам быстро удалось стать современной индустриальной страной. Государственную независимость приобрели бывшие колонии Индонезия и Суринам. В результате массовой иммиграции из Индонезии, Турции, Марокко, Суринама и Антильских Островов Нидерланды стали страной со многими культурами и большой долей мусульманского населения.

В шестидесятые и семидесятые годы произошли большие социальные и культурные изменения. Католики и протестанты стали больше общаться друг с другом, и различия между классами тоже стали менее заметными из-за роста уровня жизни и развития образования. Экономические права женщин намного расширились, и они всё чаще стали занимать высокие позиции на предприятиях и в правительстве. Правительство стало заботиться не только об экономическом росте, но и о защите окружающей среды. Население получило широкие социальные права; пенсии, пособия по безработице и инвалидности стали одними из самых высоких в мире.

25 марта 1957 Нидерланды стали одним из основателей Европейского союза и в дальнейшем много сделали для европейской интеграции. Однако на референдуме по Европейской Конституции в июне 2005 года больше половины нидерландцев проголосовали против её принятия. Таким образом Нидерланды стали второй страной, отвергшей проект единой конституции ЕС (после Франции).

Культурные Особенности

Цветоводство: Тюльпанам отводится в Голландии особое место. С конца марта по конец мая в парке Кёненхоф проходит самая фантастическая выставка цветов. Плантации луковичных цветов простираются вдоль всего голландского побережья от Катвэйк до Ден Хелдер. В апреле и мае весь этот район покрыт многоцветным ковром площадью более чем 17500 гектаров.

Сыры: Нидерланды - крупнейший в мире экспортер сыра, и, прежде всего, славятся своим Гаудским и Эдамским сырами. Оба сорта приготавливаются из коровьего молока. Разница лишь в рецепте. Для Эдамского сыра молоко необходимо наполовину обезжирить. Для Гаудского же используют цельное молоко. Эдамский сыр Вы узнает по его круглой форме, а Гаудский имеет более плоскую форму, и похож на колесо. Сырный рынок в Алкмаре один из самых известных. Он проводится каждую пятницу утром с апреля по октябрь.

Кломпены: Кломпены изначально были в Нидерландах традиционной обувью простолюдинов. Только богатые могли позволить себе ботинки. До сегодняшнего дня в стране производится более 3,7 миллионов пар кломпенов в год. В городах их больше не носят, но люди, работающие на земле ими еще пользуются. В кломпенах теплее и суше, чем в резиновых сапогах. Раньше кломпены были частью традиционного народного костюма.

Мельницы: Целые коллекции ветряных мельниц, можно наблюдать в Голландских деревушках и городах. Ветряная мельница была изобретена в середине XVI в., которая могла перекачивать воду на более высокий уровень. Это событие явилось прорывом в борьбе человека со стихией.

Численность населения: 15,8 млн. человек.

Национальный состав: голландцы - 94%, марокканцы, турки и другие.

Конфессиональный состав: католики (34%), протестанты (25%), мусульмане (3%) и другие. Не считают себя последователями какой-либо религии 40% населения.

Средняя продолжительность жизни: 79.25 лет
Мужчины: 76.66 лет
Женщины: 81.98 лет

Соотношение мужчин и женщин, практически не меняющееся с 1980, составляет 49,5:51,5. В городах проживает 82% жителей, большинство - в промышленно-торгово-транспортной агломерации Рандстад, включающей Амстердам, Роттердам, Гаагу, Делфт и Утрехт.

Уровень образования: Нидерландская система образования, в отличие от британской или американской, не основана на двух степенях дипломов. Каждый студент получает диплом докторанта, который выдаётся после 4 лет дневного обучения по некоторым дисциплинами и после 5 лет в сфере инженерного дела, естественных науки и сельского хозяйства. Высшее образование считается не законченным, если академическая программа прерывается до того, как студент выполнит все требования по обучению. Особенность системы образования Голландии - во взаимосвязи и преемственности всех ее звеньев, что позволяет перейти с одного уровня на другой и, следуя разными учебными маршрутами, получить диплом желаемой степени. Это обстоятельство для иностранных студентов является особенно важным: в случае, когда процесс обучения в первые годы протекает медленно и трудно, можно, перейдя с уровня на уровень, пройти программу еще раз.

Основной род занятий: торговля, промышленность, сельское хозяйство и сфера услуг.

Экономические характеристики

ВВП: ВВП Нидерландов в 2008 году составил 862,9 млрд. долларов США. ВВП на душу населения составил -51 657 млрд. долларов США

Валюта: Евро (До 2002 года - нидерландский гульден).

Объем годового бюджета и внешнего долга: доход -356 млрд. долларов, расход 399,3 млрд. долларов на 2010.3,733 трл. долларов внешний долг на 31 декабря 2009 года.

Характеристика основных отраслей промышленности, с/х. и мирохозяйственных связей: Голландскую промышленность можно разделить на крупные отрасли, специализирующиеся на экспорте, и небольшие отрасли, ориентированные на производство продукции для внутреннего рынка. Экспортными отраслями являются: металлургическая, машиностроительная, электротехническая, химическая и пищевая промышленность. По объему производства из всех отраслей выделяются: нефтехимия - 27% оборота, пищевая промышленность - 27%, машиностроение - 12,4%.Нидерланды сотрудничают и осуществляют экспорт в Бельгию, Францию, Италию, Швецию и Великобританию.

Характеристика регионов страны
Вопросы Южная Голландия Северная Голландия
Наличие природных ресурсов бурый и каменный уголь природный газ
Отрасли мирового хозяйства развитые в данном регионе рыболовство, сельское хозяйство, топливно-энергетическая промышленность овцеводство, рыболовство
Развитие каких отраслей потенциально возможно в силу благоприятных экономико-географических условий производство электричества, производство машин, приборов, оборудования, производство черных и цветных металлов производство тканей, шерсти и изделий из шерсти, мясопродуктов, молочных продуктов, кожи, производство электричества
Оценка туристских ресурсов благоприятные условия почти во всех сферах для развития туризма большое количество потенциальных и прогрессивных ресурсов, позволяющих в дальнейшем успешно развивать туристский рынок
Какие виды туризма развиты оздоровительный, пляжный, экскурсионный, водный экскурсионный, оздоровительный, спортивный (велосипедный туризм), водный туризм (дайвинг, серфинг)
Оценка туристского рынка перспективный рынок, за счет культурных, природных и развлекательных ресурсов перспективный рынок, так как существует множество вариантов его развития в разных направлениях и сферах
Какие виды туризма потенциально возможно развить в данном регионе, в силу благоприятной ресурсно-инфраструктурной базы водный, пляжный, экотуризм, гастрономический, культурный, деловой туризм деловой туризм, экотуризм, шопинг-туризм, гастрономический, образовательный, культурный

Я выделила два данных региона, так как они одни из самых густонаселенных и крупных регионов Нидерландов, с большим количеством природных и промышленных ресурсов. Из-за мягкого климата и расположения вдоль берега моря в этих двух регионах успешно развивается как туризм, так и сельское хозяйство.