Установка якоря в лодке пвх. Крепление якоря на борту старинных судов

Для установки якоря на борту судна служили специальные устройства и дельные вещи, а именно: крамболы и фиш-балки с талями, подъемное устройство для запасного якоря, различные тросы - пертулини, рустовы и найтовы, а также якорные машинки, шкуны и пр.

Крамболы представляют собой балки, выступающие за борт судна, жестко соединенные с баком. В обращение они вошли

Рис. 472. Крепление якорей на судне XVIII в.

1 - правый становой якорь - плехт; 2 - бухт; 3 - фиш-штерты; 4 - буйреп; 5 - томбуй; 6 - рустовы; 7 - якорный канат; 8 - кат-тали.

В XVII в. На выступавшем конце крамбола находились шкив-гаты со шкивами, через которые проходил талреп кат-талей или ката. Крамболы служили для «взятия якоря на кат», т. е. для подтягивания гаком кат-талей рыма якоря под балку (рис. 472- 475). После этого в рым якоря заводили толстый конец или цепь - пертулинь, который крепили на кнехтах бака. На некоторых современных парусных судах вместо крамбол применяют поворотные кат-балки или ставят маленькие железные краны.

Пентер- или фиш-балки. Уже упоминалось, что старинные якоря снабжали фиш-штертами, позволявшими закладывать в них гак соответствующих талей, для того чтобы поставить якорь в горизонтальное положение. (Эти тали называли фиш-талями, их гак - пентер-гаком, балки, расположенные в корму от крамболы, к которой подвешивали фиш-тали, - фиш-балкой, а саму операцию - «взять якорь на фиш»). Во второй половине XIX в. сначала на больших парусных судах для этих целей стали применять краны. На малых судах фиш-тали крепили непосредственно к драйрепу, укрепленному на краспице фок-мачты.

Рустовы - это крепкие растительные тросы, которые служили для крепления якоря у борта судна после взятия его на фиш. Ко ренной конец русленя крепили на стойке фальшборта, а ходовой дважды или трижды обматывали вокруг рогов якоря и укладывали на битенг.


Рис. 473. Крепление якоря на судне XIX в.

1 - левый становой якорь - дагликс; 2 - крамбол; 3 - пертулинь и рустов; 4 - битенг для пертулиня; 5 - простая якорная машинка.

Якорная машиика - это устройство, предназначенное для мгновенной отдачи рустовов. В зависимости от исполнения различают простые или двойные якорные машинки (см. рис. 473- 475).





ренной конец русленя крепили на стойке фальшборта, а ходовой дважды или трижды обматывали вокруг рогов якоря и укладывали на битенг.

На современных парусных судах вместо растительного рустова применяют две тонкие цепи, коренные концы которых крепят на фальшборте или соответствующем битенге. Такие рустовы обхватывают веретено якоря и крепятся на якорной машинке (см. рис. 472-475).



Якорные найтовы - это небольшие цепи или растительные концы, которые во время плавания дополнительно накладывают на якорь, в помощь рустовам.

Якорная машинка - это устройство, предназначенное для мгновенной отдачи рустовов. В зависимости от исполнения различают простые или двойные якорные машинки (см. рис. 473- 475).

Шкун, или якорная подушка, - это металлический лист на борту, в который упираются рога якоря, когда он закреплен у борта (см. рис. 475).

Кран для запасного якоря. На некоторых парусных и современных судах в носовой части устанавливают небольшой кран-позволяющий взять якорь на носовую палубу или ввести в действие запасной якорь (рис. 476).



Рис. 474. Бухт судна XIX в.

1 - якорь; 2 - рустовы; 3 стойки для якоря; 4 двойная якорная машиыкаа 5 = найтоБ якоря.



Все речные суда начиная от надувных лодок до больших кораблей должны иметь техническую возможность стоянки на течении. На практике, это может быть вынужденная остановка, вызванная поломкой, организация буксировки, стоянка для рыбалки. Здесь возникает необходимость проведения действия, которая называется якорением.

Целесообразно отметить, что речные суда имеют широкую классификацию. Поэтому в рамках статьи рассматриваются только малые суда, как надувные лодки, лодки из ПВХ и дюраля, прогулочные катера и спортивные суда.

Успешное якорение водного средства во многом зависит от таких факторов, как текущие параметры течения, глубина, вид якоря, и еще от опыта человека. Подготовка к нему начинается с правильного выбора якоря. Какие бывают якоря?

Выбор якоря

Самым известным в мире является якорь Холла. Однако будучи эффективным на больших судах, он избыточен на малых суднах. Поэтому прибегают к другим видам якорей.

С успехом для якорения спортивных судов и прогулочных катеров, а также корабельных шлюпок используются якоря облегченной массы, или так называемые клип-анкеры.

Для малых судов разработаны множество якорей, среди которых наибольшую популярность взыскали якоря-кошки и грибовидные якоря. Преимуществом якорей-кошек перед грибовидными является их складывающаяся конструкция, что делает эти якоря удобным для эксплуатации. Однако их применение в надувных лодках небезопасно, поэтому в них используют грибовидные якоря.

Грибовидные якоря и якоря-плуги преимущественно применяются на песчаном и илистых подводных грунтах. Якоря-кошки хотя считаются универсальными в использовании, но не подходят для якорения в каменистом и мягком дне.

По требованиям безопасности, якорь должен иметь вес не менее 10% от всей массы судна, включая объектов в нем.

Выбор якорного каната

Не менее важным элементом является канат, к которому привязывается якорь. Для якорения на течении, нужно предусмотреть минимум 2-кратный запас длины каната относительно глубины места намечаемой стоянки. Если течение сильное, то длина каната может быть увеличена до 4-6 раз относительно значения глубины.

Материалы каната для малых судов обычно синтетические. По характеристикам, усилие на разрыв должно находиться не менее 70 массы якоря. При расчетах учитывают вес лодки в нагруженном состоянии.

Хорошие отзывы получили плетеные стропы. Они имеют силу на разрыв более 1000 кг при диаметре от 7 мм.

Подготовка к якорению


Затем исходя из этого делается выбор якоря, подбирается канат. Желательно примерно рассчитать, какой длины понадобиться канат, чтобы остановиться где требуется. После якорения, особенно при сильном течении, уже не будет возможности отрегулировать длину каната. Это касается лодок и катеров, у которых отсутствуют якорные установки. Для регулировки длины спуска каната якоря на воду можно самому предусмотреть на судне приспособление, позволяющее быстрое его зафиксировать. Известен якорный рым.

Осуществляется крепление каната к якорю и к лодке. Рекомендуется привязывать канат не только к верхней, но и к нижней части якоря. Это необходимо, чтобы избежать случая, когда якорь сильно зарыт в грунт и его нельзя вытащить. При этом еще надо отследить, чтобы точка крепления каната к лодке находилась ближе его ватерлинии. Это делается при якорении с носа, чтобы при натяжении лодка не завалилась на волну.

В конце всех приготовлений, производится визуальная проверка надежности всех креплений.

Правильное якорение имеет особенно большое значение, когда необходимо осуществить это действие среди множества лодок.

Для облегчения маневров, лодку лучше спустить в реку выше по течению от места предполагаемой стоянки. Расстояние от точки сброса якоря до остановки определяется визуально в зависимости от текущей скорости течения. Желательно перед спуском якоря отследить, чтобы нос лодки был направлен против течения. Сперва якорь отдают на 1,6-2 имеющегося запаса длины каната, затем на всю.

В случае если течение сильное, то ставится второй якорь со стороны кормы лодки. Здесь профессионалы рекомендуют соблюдать правило, чтобы якоря к лодке крепились с противоположных сторон.

Для стоянки на течении желательно иметь на лодке запасной якорь. Это для случаев, когда одного якоря станет недостаточно из-за изменения погодных условий, как скорость ветра, или неудачно подобранного якоря. Например, бывает, что направления ветра и течения не совпадают. В этом случае, как говорят, лодку болтает, и становится невозможно производить какие-либо действия, находясь в нем.

Также большое значение имеет расположение якорей относительно лодки. Когда якорь один, дело понятно. В случае когда якорение производится на два якоря, желательно чтобы лодка и места спуска якорей образовали треугольник. Чтобы это соблюсти, необходимо выполнить следующие действия.

Сперва бросается один якорь, например, вправо, затем лодка спускается немного вниз и влево по течению. Тут отпускается второй якорь слева. Длину обоих канатов нужно отрегулировать таким образом, чтобы нос судна держался против течения. Здесь важно иметь большой запас каната.

Как практика показывает, бывает достаточно одного якоря при условии, что ее параметры подобраны правильно, исходя из глубины и типа грунта. Например, в горных реках двухместную надувную лодку может удержать якорь весом в 7-8 кг. Однако это справедливо, если лодка имеет небольшую парусность, то есть в ней находятся мало людей.

В целом для успешного якорения на течения необходимо правильно угадать с выбором якоря, рассчитать достаточную длину каната с учетом глубины места стоянки, держать на лодке запасной якорь, а также следовать вышеприведенным рекомендациям.

Как крепить якорь к надувной лодке

Удачного плавания.


Сегодня для рыбаков производители предлагают огромный выбор полезных приспособлений, облегчающих процесс ловли рыбы и самой рыбалки в целом.

Однако готовые изделия не всегда оказываются оснащены всем необходимым и приходится вручную их дорабатывать. К таким доработкам можно отнести приклеивание якорного рыма.

Якорь есть у каждого плавсредства и к нему необходим якорный файл. Конструкции якорей бывают разные, как и варианты крепления якорной веревки на лодке. У каждого судовладельца есть свои идеи, как крепить якорный файл.

Многие рыбаки просто привязывают канат, не зная о таком удобном приспособлении, как якорный рым. Он позволяет надежно и быстро закрепить якорный файл в любой позиции, даже тогда, когда якорь находится не на дне, а в поднятом состоянии.

Для чего нужен якорный рым – виды

Рым также называют якорным роульсом и те, кто раньше обходился без него, обязательно оценят удобство использования, ведь удается быстро освободить руки. Отпадает и необходимость завязывать веревку на несколько узлов, а затем их распускать.

Существуют разные виды рыма

  • Один из самых популярных – рым-утка. Конструкция состоит из замка-башмака и платформы. У первого есть специальные зазубрины, позволяющие закрепить трос в одном положении. Когда канат натягивают против наклона зазубрин, он крепко закрепляется в этой позиции. Когда нужно освободить канат, достаточно потянуть ее обратно, и она поднимется по наклонным направляющим зазубрин и освободится. Таким образом, приспособление работает надежно, всего по одному движению руки.

Ряд моделей может дополняться стрелкой, указывающей на якорь. То есть будет понятно, в каком направлении зубья будут зажимать канат. Стоит иметь в виду, что диаметр каната может быть разным – 6-8 или 10-12 мм. Для качественного крепления каната важно правильно подобрать диаметр.

  • Среди других видов якорного рыма стоит выделить рым-кольцо и ручку-рым. Это достаточно простые решения, а модель в виде ручки позволит легко переносить надувную лодку.
  • Стоит отметить и рым Badger.


Если якорный рым не был установлен в заводских условиях, это можно сделать самостоятельно. Алгоритм действий довольно простой и рым будет крепиться надежно, если позаботиться о покупке качественного клеевого состава.

Клеим рым на лодку ПВХ – инструкция

Прежде чем приступить к описанию алгоритма приклеивания рыма, необходимо рассмотреть особенности конструкции любого из видов этого устройства.

  1. Наибольшую площадь соприкосновения с тканью лодки имеет основание, которое представляет собой платформу из ПВХ. Она будет распределять нагрузку, удерживать вес всей конструкции.
  2. За фиксацию каната отвечает замок-башмак. Подбирают якорный рым с учетом разъема между зубцами.
  3. Для крепления необходим качественный клей.

Требует тщательного обезжиривания поверхностей.

Для работы потребуются:

  • клей для ПВХ поверхностей или полиуретановый клей,
  • любой фен,
  • карандаш,
  • насос,
  • веревка,
  • ацетон.

Температура во время работы должна быть около 20С. Желательно проводить все работы в помещении.

ВИДЕО ИНСТРУКЦИЯ

Порядок работы:

  1. Накачать лодку.
  2. Нагреть основание устройства феном и подождать, пока оно слегка остынет.
  3. Прижать пластину рыма к лодке в том участке, где вы будете его крепить. Подогните и обведите по контуру карандашом. На это место в дальнейшем будет наноситься клей.
  4. Выделенный участок, а также пластину обезжирить.
  5. Нанести клей на пластину и на ткань лодки.
  6. Подождать 15 минут и нанести еще один слой клея, выждать 7 минут.
  7. Прижать рым к ткани, придерживаясь обведенного контура.
  8. Убедиться в отсутствии пузырьков, а также в том, что пластина легла ровно. Плотно прижать рым и прокатать предметом цилиндрической формы, чтобы поверхности сцепились.
  9. Дополнительно прижать рым к поверхности лодки веревкой, а также грузами. Выждать около 24 часов, пока клей полностью схватится.



Если производитель уже позаботился об установке рыма, можете быть уверены – пользоваться им будет удобно, так как в заводских условиях проще точно рассчитать верное для него расположение.

Если же вы собираетесь крепить его сами, то имейте в виду — чаще всего его крепят к носу судна.

Место должно быть таким, чтобы канат не соприкасался с лодкой. Также можно дополнительно купить якорный ролик и установить его там, где возможны трения троса о лодку.