Виды морских якорей. Современные якоря

Якорь Холла - втяжной с поворотными лапами; основной тип станового якоря для кораблей ВМФ. Якорь (рис. 3.3) состоит из веретена и коробки, отлитой заодно с двумя лапами. В средней части коробки имеется сквозное овальное отверстие, куда входит утолщенная часть веретена. Это отверстие ограничивает угол отклонения лап якоря (до 45°). В нижней части веретена просверлено отверстие для валика, с помощью которого веретено присоединяется к коробке. Выпадению веретена из коробки препятствуют два штыря, отверстия для которых после установки штырей завариваются. К верхней части веретена присоединяется скоба якоря. Якоря Холла изготовляются двух типов - с веретеном прямоугольного сечения и с веретеном круглого сечения. Якоря Холла с веретеном круглого сечения имеют меньшую длину веретена и применяются на низкобортных кораблях. Недостатки якорей Холла: сравнительно небольшая держащая сила, возможность заклиниваться в клюзе при подъеме и вставать к обшивке корпуса враспор.

Рис. 3.3. Якорь Холла:
1 - скоба; 2 - веретено; 3 - лапа; 4 - валик; 5 - штырь; 6 - коробка


Т а б л и ц а 3.2


Якорь Матросова (повышенной держащей силы) - основной тип вспомогательного якоря для кораблей ВМФ и станового для небольших кораблей и катеров. Якорь (рис. 3.4) имеет две широкие треугольные лапы, примыкающие непосредственно к веретену, к концу которого присоединяется скоба якоря. Зазор между лапами незначителен, и они представляют собой как бы одну широкую лапу с узкой прорезью для веретена, которое крепится к лапам с помощью оси и штырей лапы. По бокам якоря сделаны приливы, которые выполняют роль штока, предохраняя якорь от опрокидывания. Якоря Матросова изготовляются трех типов: литые (рис. 3.4) - от 25 до 1500 кг, сварные (рис. 3.5) - от 5 до 200 кг и катерные сварные (рис. 3.6) - от 10 до 100 кг.


Рис. 3.4. Якорь Матросова (литой):
1-скоба; 2 - веретено; 3- лапа; 4-прилив; 5 - ось; 6 - штырь

Часто видя огонь на стрелах, враги вообще отступали без боя. Такое использование огня стало решающим фактором успеха римлян в битве при мысе Мьоннесос, воевали в 190 году до нашей эры во время сирийской войны. Со временем тактика атаки была улучшена. Ввиду минимальных интервалов безопасности, которые единицы вносили в устройство, такое обвинение закончилось безвозвратным разрывом веслов с одной стороны двух атакованных кораблей.

Лишенные движения и иммобилизации, они стали удобной мишенью для надлежащего боевого духа или посадки. Диаграмма типичного римского транспорта. Когда Рим стал врагов государства за границей, расширил тактические принципы с учетом двух новых факторов - расширение своих собственных и питающие линии противника и доступ к чувствительному месту каждого противника был его собственные экономические и демографические объектов. Например, во время трех наиболее важных задач, заданных в 215 году, стр. перед тем римский флот, дислоцированный в Сицилии были: разорение Карфагенских берегов Африки, защита берегов Италии карательных действий против противника, уничтожать вражеские конвои, которые несли поставки для армии боевыха Ганнибала во время легионов уже в республике.


Рис. 3.5. Якорь Матросова (сварной):


Рис. 3.6. Якорь катерный:
1 - скоба; 2 - веретено; 3 - лапа; 4 - шток (прилив); 5 - штырь



Т а б л и ц а 3.3

С тех пор нападения на конвои стали постоянным элементом войн. Ввиду значительной отдаленности полей битв от мегаполиса это была не только доставка еды, но и поставка оружия, одежды, продуктов питания и даже лошадей. Военные корабли не подходят для такого типа грузов. Поэтому эти перевозки использовались невооруженным и непригодным для морского транспорта транспортных судов. Конвои, не всегда сопровождающие, становились медленнее, теряли способность маневрировать, а противоположный ветер мог обезопасить парусные суда еще на более длительные периоды времени.


Недостатки якорей Матросова: узкое пространство между лапами часто забивается грунтом, что препятствует свободному отклонению лап якоря; якорь, вывернувшись из грунта, вторично уже не входит в него, а продолжает ползти; якорь неустойчив в начальный период при забирании на плотном грунте.

Адмиралтейский якорь (рис. 3.7) состоит из веретена и двух рогов с лапами, отлитых вместе с веретеном. Утолщенная часть веретена в том месте, где она сливается с рогами, называется трендом. Верхняя часть веретена имеет два отверстия: для присоединения скобы якоря и для штока. Шток на концах имеет утолщения, препятствующие зарыванию штока в грунт при отдаче якоря. Один из концов штока загнут под прямым углом, что позволяет укладывать его вдоль веретена. В средней части шток имеет буртик и отверстие для клинообразной чеки. В ВМФ якорь применяется для снабжения шлюпок.

Нападение на такие команды стало проще. Тактика сожженной земли, которая использовалась на враждебных побережьях, сильно изменилась. Первоначально это были полупиратские действия местных командиров морских гарнизонов. Около 500 римских кораблей были вовлечены в войну с Митридатами. В связи с этим, флот был построен твердый характер и все более активное участие в военных операциях во взаимодействии с наземными войсками, в этот период действительно эволюционировали тактика «Правила процедуры» и подготовки морских офицеров были консолидированы под углом способности выполнять определенные маневры.


Рис. 3.7. Адмиралтейский якорь:
1 - скоба; 2 - шток; 3 - веретено; 4 - рог; 5 - лапа; б - чека; 7 - отверстие для чеки; 8 - буртик


Т а б л и ц а 3.4


Специальные якоря . К ним относятся якоря: однолапые, четырехлапые и ледовые.

О д н о л а п ы й я к о р ь (рис. 3.8) применяется в ВМФ в качестве станового для закрепления плавучих сооружений стационарного типа. Вес и размеры однолапых якорей не стандартизированы. Якорь - стальное веретено, отлитое или откованное заодно с рогом, лапой и снабженное штоком.

Итак, во время марша корабли всегда следовали за двумя колоннами, иногда экранированными одиночными световыми единицами. Эти столбцы, приближаясь к врагу, должны были повернуть направо и налево соответственно, чтобы расширить формирование, чтобы вернуть линию сражения врагу. Когда первая линия кораблей, развернутая на фронте, была направлена ​​в сторону врага или ждала его атаки, вторая линия выполняла тот же маневр. Искусство и цель всех командиров флота заключалась в том, чтобы атаковать противника, когда вторая линия еще не была установлена, заполняя расстояние между кораблями первой линии.

Основное назначение якорного устройства - обеспечивать надежную стоянку судна на рейдах и в открытом море при доступных глубинах.

Кроме того, якорное устройство используется в ряде других случаев, в частности: при швартовке судна к причалу или другому судну в, неблагоприятных условиях (сильный ветер, течение и др.).

Якорь, отданный с наветренной стороны при прижимном ветре или течении, позволяет избежать навала судна на причал или другое судно: при швартовке судна кормой к причалу или швартовным бочка!: для производства рейдовых перегрузочных работ с использованием плавсредств.

Затем противник сражался не только с ослабленным противником, но и с кораблями, которые были далеко друг от друга, было намного легче сломать весла, напав на них с обеих сторон и тем самым навсегда обездвиживая. Когда суда первой линии были лишены парусников с обеих сторон и не могли совершить маневр, атакующий флот мог взять на себя корабли второй линии, не прерывая стрельбу уже морских кораблей. Одним словом, удивление врага нападением еще до того, как развивались две линии кораблей, дало возможность уничтожить вражеский флот по частям.

Также во время войны в Митридатах усилился обычай сигнализировать о нападении красного флага. В то же время, с поднятием красного флага, трубачи на флоте единодушно совершили «атакующий» сигнал. Иногда гребцы также начали кричать боевой гимн. Со временем полки приобрели характер регулярных боевых действий. Флот плыл вдоль берега, взорвавшись на некотором расстоянии от армии, которая на этот раз совершила глубокий побег на территорию противника. Это были, однако, военные действия во главе с консулами.

Отданные якоря при заведенных на причал или бочки кормовых швартовах ограничивают подвижность судна; для осуществления эффективного разворота судна на ограниченной свободной акватории (при выходе из гавани, в узкости и т. д.).
Отданный якорь позволяет уменьшить диаметр циркуляции и выполнить безопасный поворот; для быстрого погашения инерции и остановки судна с целью предотвращения столкновения с другим судном; для снятия судна с мели.
Заведенный в сторону больших глубин якорь с прикрепленным к нему стальным тросом выбирается с помощью шпиля или брашпиля, что позволяет в некоторых случаях снять судно с мели без посторонней помощи.

Им было предоставлено осадное оборудование, которое позволило им захватить укрепленные города. Часто в прибрежных районах флот принимал участие в осаде, или если атакованный город был дальше от моря, сражались мародеры или даже вооруженные гребцы. Во время морских сражений наиболее часто используемой тактикой было, конечно, нарушение весла противника. Когда первый броненосец был разбит, первые корабли попытались воспользоваться успехом и, не вдаваясь в абсурд, вражеские корабли исходили из кормы.

Это позволило не только стрелять вражескими кораблями с обеих сторон, но и совершать нападения на самую слабую и наименее поврежденную часть кормы. Следует добавить, что после Второй Пунической войны, как римляне и их противники использовали успешные тактики «волчьей стаи»: когда несколько световых единиц удалось проследить меньшее число меньше обратной связи, хотя крупные корабли пытались всегда атаковать в то же время один вражеский корабль, Легко представить, что даже мощная конструкция трясины не могла быть цельной, в то же время подвергаясь нападениям 4-5 ливней, а также нападениям с обеих сторон.

Некоторые элементы якорного устройства (клюзы, якорные цепи) могут использоваться при буксировке судна. Частями якорного устройства являются: якоря, якорные цепи, клюзы, цепные ящики, устройства для крепления якорных цепей к корпусу судна, стопоры и механизмы для отдачи и подъема якорей - брашпили или шпили.
Якорное устройство размещается в носовой части судна. На ледоколах, буксирах, крупнотоннажных транспортных и экспедиционных судах бывает дополнительное якорное устройство на корме, что позволяет улучшить условия обработки судов.

Когда хорошо обученным более легким подразделениям удалось поймать несколько транспортных кораблей с более слабым строительством, не защищенными многочисленными лучниками и стропами, у перевозчиков была низкая вероятность выхода из такой встречи. Римляне в зрелой республике уже были известны в Средиземноморье как идеальные солдаты. Однако главной проблемой для командиров флота было то, что они не смогли продемонстрировать свои боевые искусства в битвах. Основным недостатком перемещения этих конкретных условий сухопутного боя была трудность перемещения войск от своего к врагу.

Судовые якоря по своему назначению подразделяются на становые и вспомогательные. Основная функция становых якорей - удерживать судно на месте при отданном якоре. Каждое судно должно иметь три становых якоря - два в клюзах и один запасной на палубе.

рис. 25 Ледовый якорь

Это устройство называется «ворон». Римские нововведения - «ворона» стали важным элементом римских боев в море. Суть этого изобретения заключалась в дополнительной малой мачте, установленной в носовой части судна. Канаты, пройденные его вершиной, подняли плавучую платформу шириной 1, 2 м и длину около 11 м, которую можно было дополнительно повернуть на любую сторону влево или вправо. Начальное положение для этого устройства было вертикальным. В момент приближения к вражескому подразделению пешеходный мост был опущен, так что с его концом противник атаковал, погрузившись в специальный шип, который не позволил защитникам сбросить платформу и удерживать вражеский корабль в случае попытки побега.

К вспомогательным якорям относятся: стоп-анкеры - самые крупные из вспомогательных якорей, имеющие массу, равную 1/3 массы станового якоря. Они применяются совместно со становыми для удержания судна в определенном положении относительно ветра при погрузке-выгрузке, посадке и высадке пассажиров, приемке топлива и т. п. на рейдах, а также для снятия судна с мели; верпы - малые судовые якоря, применяемые наряду со стоп-анкерами.
Масса верпа равна примерно половине массы стоп-анкера; дреки - небольшие шлюпочные якоря массой от 16 до 45 кг; кошки - малые трех- или четырехрогие якоря массой от 5 до 15 кг, используются для отыскания затонувших и вылавливания плавающих предметов; ледовые якоря используются для удержания судна у ледяного поля или берегового припая, имеют массу 75-80 кг.

На пешеходном мостике в мгновение ока была посадочная площадка, которая смогла развить свой обычный шиканы в захваченном отряде, чтобы быстро преодолеть вражескую военно-морскую бригаду. Эксплуатация римской платформы. Командиры Картахены доверяют своим навигационным возможностям, которым не хватает медленного и неопытного римского флота, игнорируя таинственные структуры, поднимающиеся на вражеские корабли. Но их доверие быстро превратилось в ужас, когда мосты рухнули, держа в руках панджанов, и даже их доминирующие римские армии сделали морские битвы почти безземельными.

(рис. 25) изготавливается из стали таврового профиля. Он состоит из веретена 1 и лапы 2, которая закладывается в трещину льда или в выдолбленную лунку; снабжен двумя скобами. К скобе 3 крепится стальной трос, на котором заводится якорь, а к скобе 4 - короткий конец мягкого стального или растительного троса, за который якорь вынимается из лунки.

Картахенская армада была разбита - некоторые из подразделений были захвачены, некоторые сбежали на базы. Победитель, консул Гнеюш Дуилюш, не только одержал победу, но и для того, чтобы отпраздновать победу, в Риме была построена колонна, украшенная клювами приобретенных кораблей. Со временем римляне становились все более похожими на морские сражения за наземные сражения. Важным фактором было введение катапульт в корабль. Это морское оборудование в основном связано с новым способом их использования - осадные битвы вокруг прибрежных крепостей.

Судовые якоря должны иметь характеристики, отвечающие их назначению. Важнейшей из них является держащая сила - наименьшее усилие, которое необходимо, приложить в направлении веретена, чтобы сорвать якорь с грунта.
Особые требования предъявляются к становым якорям. Они должны быстро отдаваться, хорошо забирать грунт, обладать большой держащей силой, легко отделяться от грунта при подъеме и удобно крепиться по-походному. При этом якоря должны быть прочными, дешевыми и простыми в изготовлении.
Эти требования привели к созданию большого количества якорей различных конструкций. По способу забирания грунта их можно разделить на два типа: якоря со штоком, зарывающиеся в грунт одной лапой: якоря со штоком и без штока, забирающие грунт двумя лапами.

Чтобы преодолеть разницу в уровне нападений на высоту укреплений, корабли были подняты на башнях. Чтобы увеличить свою высоту, которая в то же время нарушала их стабильность, они начали временно вступать в боевые единицы, и так далее на плавучих платформах они строили башни нескольких уровней, часто с машинами, чтобы атаковать стены с стенами особыми ударами.

Катамараны сохранили мотивы живыми - их пронесли весла на внешних сторонах кораблей. Благодаря этому они могли атаковать стены, где бы они ни находились поблизости. В то время вторая линия кораблей привела город с катапультой, не позволяя защитникам атаковать осадные машины. Два новых нововведения, которые подняли тактическое значение римского флота, были либерна и арпакс.

К первому типу относится адмиралтейский якорь (рис. 26, а). Он состоит из веретена 1 и двух рогов 2 с лапами 3, отлитых или откованных вместе с веретеном. Веретено в нижней части имеет утолщение - тренд, нижняя часть которого называется пяткой 4. В верхней части веретена имеются два отверстия: через одно из них к веретену крепится якорная скоба 5, а во второе вставляется шток 6. Шток на концах имеет утолщения, которые препятствуют его зарыванию в грунт при отдаче якоря.

Либурна произошла от побережья Далмации. Происхождение кораблей было либерийским, иллирийским племенем от далматинского побережья, занимавшимся пиратством. Они ввели либры для использования в своем флоте. На этих кораблях не было колоды, а только узкий мост, соединяющий остроконечный клюв с одинаково остроконечной кормой.

По словам Плиния, у них был острый клюв, чтобы максимально уменьшить сопротивление воды. Характерной особенностью этих подразделений была небольшая каюта, размещенная в задней части корабля, при этом рулевой и офицеры укрывались от более легких снарядов. Из-за их небольшого размера и высокой маневренности эти корабли в основном использовались в качестве разведывательных подразделений, хотя исходные документы также сообщали об их участии в битвах крупных флотов. Они впервые использовались в Римской империи не только на море, но и на Ниле, Рейне и Дунае.

Один конец штока загнут под прямым углом, что позволяет убирать его вдоль веретена при креплении якоря по-походному. Шток обеспечивает быстрое забирание якорем грунта. Отданный якорь ложится на грунт пяткой и упирается в него концом штока. При натяжении якорной цепи якорь на грунте разворачивается на 90°, благодаря чему нижний рог с лапой зарывается в грунт.

Согласно историческим источникам, где терминология неравномерна, либернарий называют каждый римский корабль, от биремы до галерей с шестью рядами весел. Либурна была римским двухколесом. На корме была характерная комната для рулевого. Поэтому, учитывая опыт, накопленный в многочисленных экспедициях, было обнаружено, что это изобретение было венцом многовековых поисков римлян, желающих приблизить битву корабля к характеру сухопутного боя.

Суть использования гарпакса состояла в том, чтобы обездвижить и приблизиться к вражескому кораблю, чтобы он не мог использовать его маневренность, и римская пехота могла войти в свою колоду быстрее, чем разрешено узкой «вороной». Реализация этих предположений сделала Агрипу предельно простым способом - арфакс был просто тяжелым бревном из дерева, стреляющего в противника с катапультой. В случае преднамеренного выстрела снаряд был проколот рядом шипов, которые были ощетинившимися. Специальная форма этих лезвий мешала вытягиванию тяжело сжатого бревна, когда веревка на атакующем римском корабле была привязана к нему.

прост по конструкции и обладает большой держащей силой. Однако он имеет и существенные недостатки. Прежде всего якорь неудобен при отдаче и уборке, так как по-походному он закрепляется на палубе.
Кроме того, зарывшись в грунт одной лапой, якорь представляет опасность для судов на мелководье и создает угрозу запутывания своей якорной цепи за возвышающийся над грунтом второй рог. К типу якорей, забирающих грунт двумя лапами, относятся якорь Холла (без штока) и якорь системы Матросова (со штоком).
Преимущественное применение на судах получил якорь Холла.

Якорь Холла (рис. 26, б) состоит из двух основных деталей - веретена 1 и коробки 2, отлитой как одно целое с двумя лапами 3. Веретено квадратного сечения, сужающееся кверху, проходит через отверстие в коробке.
На нижнем утолщенном конце веретена имеется проушина для валика, концы которого входят в гнезда, имеющиеся внутри коробки. Благодаря этому коробка с лапами может поворачиваться на угол 40-45°, когда лапы входят в грунт. Веретено удерживается внутри коробки двумя стопорными штырями 5.
Штыри только охватывают вошедший в гнезда валик 6, не ограничивают необходимый угол поворота коробки с лапами и позволяют ей поворачиваться в плоскости лап на угол до 10°. Коробка имеет захваты 7 (песочники), способствующие повороту лап при вхождении в грунт.
В верхней части имеется проушина для якорной скобы 4, к которой присоединяется якорь-цепь.

рис. 26 Судовые становые якоря

а - адмиралтейский; б - Холла, в - Матросова


Отданный якорь Холла ложится на грунт. При натяжении якорной цепи захваты упираются в грунт и заставляют зарываться лапы. Якорь Холла получил широкое признание из-за удобства в эксплуатации.
Он быстро отдается, обладает достаточно большой держащей силой и удобно втягивается в клюз при уборке. Зарываясь в грунт обеими лапами, якорь не опасен для судов на мелководье, практически исключается запутывание якорной цепи за лапы якоря.
Однако в случае неравномерного зарывания лап в грунт якорь начинает выворачиваться из грунта при сильном натяжении якорной цепи, а также при изменении направления ветра или течения. Этот недостаток устранен конструкцией якоря, предложенной советским инженером Матросовым.

рис. 27 Мертвые якоря

а, б - железобетонные массивы; в - «лягушка»; г - сегментный; д - грибовидный;

е - винтообразный; ж - однорогий адмиралтейский


Якорь Матросова (рис. 26, в) имеет широкие лапы 3, расположенные почти вплотную к веретену 1. Благодаря этому уменьшается момент, вырывающий якорь из грунта. Лапы имеют отлитый заодно с ними шток 2, смещенный вверх относительно оси вращения веретена в тренде якоря.

Шток не мешает втягиванию якоря в клюз; он предохраняет якорь от опрокидывания при волочении по грунту, а в мягком грунте, погружаясь вместе с лапами, повышает держащую силу. Якорь имеет сравнительно небольшую массу, но при этом обладает большой держащей силой, равной 10-20-кратной массе якоря (в зависимости от грунта).

Якоря Холла, Матросова и др. называются втяжными, так как при закреплении по-походному они втягиваются на всю длину веретена в специальные якорные трубы-клюзы.

(рис. 27) применяются для надежного удержания на месте швартовных бочек, плавучих маяков, доков, плавмастерских и других сооружений, а также знаков навигационного оборудования. Это железобетонные массивы различной геометрической формы или объемные металлические конструкции, которые закладываются в грунт.

Плавучие сооружения удерживаются на мертвых якорях при, помощи прочных цепей или тросов. Якорный клюз (рис. 28) представляет собой металлическую трубу 2 с двумя раструбами, один из которых 1 приваривается к палубе, а второй 4 - к наружной обшивке корпуса. На судах, не имеющих якорного устройства на корме, якорные клюзы располагают по одному с каждого борта только в носовой части. Чтобы при креплении якоря по-походному его лапы не выступали за бортовую обшивку, в местах крепления бортовых раструбов делают ниши 3.