Военно морское гидрографическое училище. Военно-морское училище им. М. В. Фрунзе. Программы дополнительного образования

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 2/2008, стр. 77-79

К 50-летию окончания военно-морского училища

Капитан I ранга в отставке

В. В. ЗАБОРСКИЙ

14 ДЕКАБРЯ 2007 года в Санкт-Петербурге состоялась встреча выпускников 1957 года артиллерийского факультета Ленинградского высшего военно-морского училища инженеров оружия (ВВМУИО).

После Великой Отечественной войны народный комиссар Военно-Морского Флота (ВМФ) Советского Союза адмирал флота Н.Г. Кузнецов, учитывая мировые тенденции развития кораблестроения, военно-морского оружия и техники, настойчиво добивался перевода военно-морских училищ на подготовку офицеров флота с высшим инженерным образованием. В 1948 году, когда Н.Г. Кузнецов в силу известных обстоятельств был отстранен от командования ВМФ СССР, он некоторое время исполнял должность начальника Военно-морских учебных заведений ВМФ. В это время ему удалось первоначально организовать в Ленинградском высшем военно-морском училище (ВВМУ) им. М.В. Фрунзе факультет вооружения с обучением курсантов по специальности «Инженер минно-торпедного оружия».

Н.Г. Кузнецов после своего назначения военно-морским министром СССР (1951) добился учреждения и развертывания в Ленинграде первого в истории советского флота Высшего военно-морского училища инженеров оружия. Училище разместилось в построенном в последние довоенные годы и основательно разрушенном в войну здании Дома советов на проспекте Сталина (ныне Московский проспект), дом № 212. На этом здании в 2003 году была установлена памятная мемориальная доска, на которой указано: «С 1951 по 1959 год здесь размещалось Высшее военно-морское училище инженеров оружия»).

Училище состояло из четырех факультетов: артиллерийского, минно-торпедного, ракетного, химического. Срок обучения составлял пять с половиной лет - пять годовых курсов обучения и последний полугодовой семестр разработки дипломного проекта. Начальником училища был назначен контр-адмирал Егоров Владимир Александрович (до этого занимавший должность начальника Главного артиллерийского управления ВМФ СССР), который и командовал училищем до его расформирования в 1961 году. Контр-адмирал В.А. Егоров пользовался колоссальным уважением и авторитетом среди курсантов и профессорско-преподавательского состава училища.

Первый набор курсантов в училище (1951) был произведен за счет перераспределения абитуриентов, поступавших в другие училища ВМФ. Кроме того, третий и четвертый курсы минно-торпедного факультета были переведены в наше училище из ВВМУ им. М.В. Фрунзе. Набор 1952 года и последующий 1953 года по указанию Н.Г. Кузнецова производился только из числа школьников и учащихся техникумов, закончивших учебные заведения без троек, медалистов и преимущественно из Москвы, Ленинграда и областей этих городов.

К сожалению, в 1961 году училище в апогее недальновидных «перестроек» было расформировано. Артиллерийский и минно-торпедный факультеты переведены в ВВМУ им. М.В. Фрунзе, химический факультет - в Бакинское ВВМУ им. СМ. Кирова, ракетный факультет еще в 1958 году - в Черноморское ВВМУ им. П.С. Нахимова. Однако с 1961 года во всех военно-морских училищах был введен пятилетний срок обучения по программам именно Высшего военно-морского училища инженеров оружия. В итоге все ВВМУ перешли на выпуск вместо вахтенных офицеров - корабельных офицеров-специалистов с высшим инженерным образованием. Таким образом, было реализовано настойчиво проводимое Н.Г. Кузнецовым в жизнь перепрофилирование военно-морского обучения курсантов с выпуском из училищ офицеров с высшим инженерным образованием.

Что можно сказать о нашем выпуске офицеров-артиллеристов 1957 года? Выпускались мы в тяжелые времена для Вооруженных Сил, флота и страны в целом. Во всю бушевали «цунами» хрущевского «реформаторского» погрома армии и флота, а потом и всей структуры государственного управления страны. Для нас начальные перспективы службы были далеко не радужными. Но тем не менее наш выпуск оказался востребованным.

Служебный и жизненный путь каждого из нас сложился по-разному. Мы беззаветно и с честью служили Родине, а многие и до сих пор в строю, находясь в запасе и отставке. Каждый по своему статусу и в свое время являлся участником важных этапов в развитии страны, ее Вооруженных Сил и ВМФ. В том числе в научно-технической революции в военном деле, разработке новых доктринальных документов, переоценке роли и места различных видов вооружения и, главное -- в создании, строительстве и отработке способов и форм боевого применения нашего океанского ракетно-ядерного флота, который к середине 1980-х годов по своему количественному корабельному составу носителей и боевому могуществу стал вторым в мире флотом после ВМС США.

Каких же высот и рубежей в службе достигли офицеры нашего выпуска декабря 1957 года? Об этом на встрече было много воспоминаний. Значительная часть офицеров заняли ведущие и руководящие посты в научно-исследовательских организациях ВМФ и ВС, стали заслуженными военными учеными. Именно они внесли свой значительный вклад в развитие, разработку и прием на вооружение новейших систем морского ракетного, артиллерийского оружия, а также спецбоеприпасов и других средств поражения. Часть наших выпускников служили и занимали руководящие посты в управлениях Центрального аппарата ВМФ и ВС, во флотских арсеналах и на технических позициях, обеспечивая корабли ракетным оружием и боеприпасами. Другие стали преподавателями Военно-морской академии, защитили там кандидатские и докторские диссертации. Среди наших выпускников есть командиры атомных подводных лодок (ПЛ), заместители командиров дивизии ПЛ, флагманские специалисты ракетного оружия дивизий ПЛ и оперативных эскадр, начальники управлений крупных исследовательских и управленческих оргструктур системы ядерной компоненты СЯС страны. Есть среди наших выпускников и офицер (резидент) Внешней разведки КГБ, а также начальник отдела оперативного управления ГШ ВМФ и начальник факультета вооружения Военно-морской академии.

Только никто из нас не вышел в адмиралы и генералы. Некоторые занимали должности такой категории, но наступили «другие времена», и с распадом Советского Союза, - величайшей мировой катастрофой XX века, как назвал это событие Президент РФ Владимир Владимирович Путин, - категории этих должностей были снижены.

Так что довольно многогранной была служба многих наших выпускников. Но об одном из них необходимо сказать персонально.

Капитан 1 ранга Васильев Евгений Михайлович по собственной инициативе проделал тяжелейшую и сложную работу во славу нашего училища. В течение трех лет, благодаря своей завидной настойчивости, целеустремленности, непреклонной воле, он собрал воспоминания о курсантских годах и последующей службе многих выпускников нашего училища. В дальнейшем, разрешив еще более сложные финансовые проблемы, ему удалось издать прекрасную, разнообразно иллюстрированную книгу «Простые истории из жизни флотских офицеров- инженеров оружия» . Эта книга - память нашим потомкам и новым поколениям офицеров ВМФ о нас, училище и годах могущества нашего флота и страны.

Из 70 наших выпускников 27 человек ушли из жизни - погибли в катастрофах, ЧП и умерли от болезней, в том числе от полученных на службе чрезмерных доз радиации. Мы почтили их память минутой молчания.

Васильев Е.М. Простые истории из жизни флотских офицеров - инженеров оружия. СПБ.: ,2005.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Совершенно секретно.

Государственный Комитет Обороны
Постановление № ГКО-375сс от 2 августа 1941 г.
Москва Кремль.

ОБ ЭВАКУАЦИИ ИЗ г. ЛЕНИНГРАДА ВОЕННО-МОРСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ НКВМФ

Государственный Комитет Обороны разрешает:

1. Народному Комиссариату Военно-Морского Флота перевести из г. Ленинграда в 10-дневный срок следующие военно-морские учебные заведения:

а) военно-морскую академию им. К.Е. Ворошилова и высшие специальные курсы командного состава военно-морского флота в г. Астрахань с размещением на базе педагогического учительского института;

б) военно-морскую медицинскую академию и военно-морское медицинское училище в г. Астрахань с размещением на базе медицинского института;

в) высшее военно-морское инженерное училище им. Дзержинского и высшее военно-морское инженерно-строительное училище в г. Горький с размещением на базе Горьковского университета;

г) Краснознаменный учебный отряд подводного плавания им. С.М. Кирова в г. Махач-Кала с размещением на базе Дагестанского сельскохозяйственного института;

д) высшее военно-морское училище им. М.В. Фрунзе и высшее военно-морское гидрографическое училище им. Орджоникидзе в г. Астрахань с размещением на базе технологического института рыбной промышленности и рыбного техникума;

е) училище противовоздушной обороны военно-морского флота в г. Энгельс с размещением на базе педагогического института.

2. Обязать Наркомат Речного Флота (т. Шашкова) обеспечить перевозку оборудования и личного состава переводимых военно-морских учебных заведений из г. Ленинграда в места нового расположения, согласно приложению.

3. Обязать НКПС обеспечить подачу подвижного состава для перевозки оборудования и личного состава Краснознаменного учебного отряда подводного плавания им. С.М. Кирова из г. Ленинграда в г. Махач-Кала в количестве 46 вагонов.

4. Обязать Сталинградский, Горьковский областные исполнительные комитеты трудящихся и обкомы ВКП(б), СНК Дагестанской АССР и СНК АССР Немцев-Поволжья оказать содействие в размещении переводимых военно-морских учебных заведений и расквартировании личного состава.

ЗАМ. ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ОБОРОНЫ В.МОЛОТОВ.

Выписки посланы: т.т. Швернику, Кузнецову (НКВМФ);
Наркомам и обкомам ВКП(б) - соотв.

Совершенно секретно

ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Государственного Комитета Обороны № 375сс от 2 августа 1941 г.

№№ п.п. Наименование военно-учебных заведений Пункты Количество личного состава Количество груза в тоннах
отгрузки назначения
1. Военно-морская академия г. Ленинград пристань Астрахань 900 260
2. Высшие специальные курсы военно-морского флота -"- -"- 500 293
3. Военно-морская медицинская академия -"- -"- 1500 700
4. Военно-морское медицинское училище -"- -"- 600 160
5. Высшее военно-морское инженерное училище -"- пристань г. Горького 2000 570
6. Высшее военно-морское инженерно-строительное училище -"- -"- 650 217
7. Высшее военно-морское училище им. М.В. Фрунзе -"- пристань Астрахань 1900 480
8. Высшее военно-морское гидрографическое училище -"- -"- 720 380
9. Училище противовоздушной обороны военно-морского флота -"- пристань г. Энгельс 980 280

Верно: Реокрисцова

Основание: РГАСПИ, фонд 644, опись 1, д.5, лл.171-172.

В 1951 г. по постановлению правительства здание было передано Министерству Обороны, и . В том числе и Высшее военно-морское гидрографическое училище, просуществовавшее в стенах дворца два учебных года - с 1954 по 1956 гг.

В 1954 году гидрографический факультет ВВМУ им. М. В. Фрунзе преобразовали в отдельное Высшее военно-морское гидрографическое училище и перебазировали вместе с курсантами в город Пушкин.

Описание жизни училища приводим по книге . Годы юности в городе Пушкине, 1945-1956 гг

После получения аттестата зрелости 21 июня 1955 г. и недолгих размышлений подал документы в Высшее военно-морское гидрографическое училище (в /ч 10427). Училище было организовано только в 1954 году на базе гидрографического факультета училища им. М. В. Фрунзе и

Начальником Высшего военно-морского гидрографического училища в 1955 году был контр-адмирал .

В училище было два факультета - командный - гидрографический и инженерный.

Начальником инженерного факультета был капитан 1 ранга Лукин - Лебедев, очень культурный и обаятельный офицер. Я подал документы на инженерный факультет.

Для поступления в училище надо было сдавать 5 экзаменов:

  • математика устно,
  • математика письменно,
  • литература (сочинение),
  • физика,
  • химия.

Я решил на время сдачи экзаменов прибыть в училище и поселиться в кубрике (так называется жилое помещение на флоте), как и все другие кандидаты. Собрал необходимые туалетные принадлежности, взял несколько учебников, попрощался с мамой и отправился в Александровский дворец, где находилось училище. При подходе к училищу увидел, что дверь левого крыла здания открыта и там стоит у входа дежурный мичман и несколько поступающих. Я подошел к мичману и сказал, что тоже поступающий и хочу жить в училище. Он проверил по спискам, я, действительно, был кандидатом в курсанты, как тогда нас называли. Сказал мне, чтобы я ехал в г. Ленинград в район Витебского вокзала и прошел дезинсекцию, пропарил свое белье. Я отправился в г. Ленинград, все сделал, мне дали справку и я опять прибыл в училище.

Тот же мичман взял у меня справку и сказал дневальному, чтобы он показал мне мою койку (кровать). Дневальный повел меня, но не в помещения бывшей Английской половины, а в бывшую приемную. Только это помещение и следующее - бывшая биллиардная имели выход в общий коридор. В бывшей приемной, как и во всем западном крыле (да и во всех помещениях Дворца) пол был паркетный. В помещении стояли двухъярусные панцирные койки, причем койки первого этажа стояли на деревянных башмаках, подбитых снизу войлоком. Такая конструкция предохраняла паркетный пол от порчи.

Дневальный показал мне мою койку и тумбочку, куда я положит принесенные с собой туалетные принадлежности. А потом все пошло по распорядку дня:

  • подъем,
  • приборка спального помещения, натирание паркета щетками, протирка пыли,
  • личная гигиена,
  • проверка наличия кандидатов,
  • завтрак,
  • самоподготовка к экзаменам в большом помещении 3-го этажа левого крыла.
  • Обед,
  • 1 час послеобеденного сна,
  • снова самоподготовка,
  • ужин,
  • самоподготовка,
  • вечерняя приборка,
  • вечерняя проверка,
  • личная гигиена,
  • отбой.

Сейчас уже не помню подробности сдачи всех экзаменов. Помню, что первым экзаменом было сочинение. Из нескольких предложенных тем я выбрал, как мне и сейчас кажется, самую трудную — «Маяковский о В. И. Ленине». Контролирующие преподаватели, а их было трое, несколько раз подходили ко мне, но убедились, что все цитаты я помню и ничего не списываю. Я уложился в отведенное время.

Сдал сочинение. На следующий день уже вывесили списки оценок - я получил «хорошо».

Одним из последних был экзамен по химии. Очень трудно мне давалось запоминание формул по химии. Написал несколько шпаргалок по особо, как мне тогда казалось, сложным вопросам. Закрепил их резиночкой на левой руке. Подошла моя очередь, взял билет. Из 3-х вопросов один знаю, два других мы в школе не изучали. На доске изложил знакомый вопрос. Потом, выбрал момент, когда преподаватели отвлеклись на другого кандидата, стал рыться у себя в шпаргалках. Нашел нужную, а две другие шпаргалки упали на пол. Я наступил на них ногами, а потом, уловив момент, поднял и сунул в карман. По шпаргалке что-то написал на доске. Но глубокого смысла этих вопросов так и не понял. Подошла моя очередь отвечать. Ответил на 1-й вопрос и на дополнительные вопросы. А по двум другим признался, что в школе эти вопросы мы не изучали, но что я знаю по ним — изложил на доске. Преподаватели посовещались между собой, задали мне еще несколько вопросов по различным темам этого предмета и объявили оценку - "хорошо". Общий балл у меня был - 22.

Кто получал двойки по любому экзамену, сразу же отчислялись и уезжали из училища. А таких было много, особенно с Украины и Молдавии. О результате сдачи каждого экзамена я старался сообщать домой: или сам уходил после экзамена, или ко мне на тропинку перед училищем у пруда приходил вечером отец.

После сдачи экзаменов через 3-4 дня должна была состояться мандатная комиссия, после которой и должен быть объявлен приказ о зачислении. Отец почему-то очень тревожился по этому вопросу. Просил, чтобы я был очень внимателен к задаваемым вопросам и отвечал четко только на заданный вопрос. Упомянул о своих братьях, в том числе моряке-подводнике Черноморского флота, прошедшего там войну,

Настал день мандатной комиссии. Комиссия заседала в кабинете начальника училища. Нам — кандидатам была установлена очередь, и мы по одному заходили в кабинет. Наконец вызвали меня. За столом напротив находилась вся комиссия — человек 10-15 офицеров во главе с начальником училища. Это меня очень смутило, я даже растерялся. Меня спросили, почему я поступаю в Военно-морское училище? Я, заикаясь, ответил, что хочу продолжить семейную традицию - у меня дядя сейчас еще служит на Черноморском флоте в подводных силах. Тогда то я не знал послужного списка нашего начальника училища — а ведь он с 1937 по 1947 годы и всю войну тоже служил на Черноморском флоте. Члены комиссии посовещались, и кто-то сказал: «Вы будете зачислены в училище».

После окончания мандатной комиссии нас построили и зачитали список зачисленных в училище. Среди зачисленных в училище я услышал и свою фамилию. Но были и те, которых не зачислили. Причины я не знал, но они стали собирать вещи, сдавать постельные принадлежности и вскоре уехали. Все, для меня кончился период гражданской жизни, когда я выполнял просьбы старших своих родственников и, вобщем-то, жил так, как сам считал нужным. Служба в ВМФ - это было уже начало нового неизвестного мне пути. Вместо слова «Я» появилось в обиходе в основном слово «МЫ».

Поступивших распределили по взводам (15-20 чел.).

Каждый взвод в учебном процессе назывался классом с определенной специальностью. На нашем инженерном факультете было три специальности:

  • 211 класс - «Навигационное оборудование театров»,
  • 212 класс - «Штурманское вооружение кораблей », куда я попал
  • 213 класс — «Радиотехнические средства кораблевождения».

Был конец июля 1955 года. Нас обмундировали в морскую форму, выдали синие робы (инженерный факультет носил синие робы, гидрографический - командный факультет - робы из белой парусины), бескозырки без ленточек (ленточки было положено носить только после принятия присяги).

С 1 августа мы должны были ехать на месяц в летний лагерь училища на Карельский перешеек в район форта Ино и станции Приветненское для прохождения курса молодого матроса . Старшиной роты нам был назначен сверхсрочник из училища - главный старшина Никишин. Перевозили нас в летний лагерь училища на крытых брезентом грузовиках. Ехали по Нижневыборгскому шоссе.

Лагерь нашего училища располагался в 2-3 км от лагеря училища им. Ф. Э. Дзержинского, лагеря Военно-морского факультета ЛИСИ. Финский залив был в 20 минутах бега. Для лагеря была отведена значительная территория. На ней располагался палаточный городок для жилья курсантов (одна палатка на четверых), деревянный домик столовой, невдалеке была построена баня. Занятия проводились на врытых в песок скамейках среди хвойного леса. На отведенной для нашего училища территории возле залива находились несколько гидрографических промерных ботов (ГПБ) — катеров, стояли 6-весельные ялы. Имелись также 5- и 3-метровые вышки для прыжков в воду. В нашем палаточном городке проживали также курсанты 2-го курса гидрографического факультета, которые проходили геодезическую практику в этом районе. Они обычно уходили после завтрака с планшетами и теодолитами на съемку местности, а возвращались к ужину.

Лето 1955 года выдалось жарким. Днем в палатку не зайти - жара. Ночью, особенно к утру — холодно. Но мы были молоды и все эти неудобства не замечали. Распорядок дня тоже жесткий. Утром после подъема в любую погоду в трусах с полотенцами на шее строем бегом на пляж. Там купание в заливе, вода обычно +13 — +15°С, растирание полотенцем и бегом в лагерь. Личная гигиена, завтрак и начало занятий.

Из занятий в лагере наиболее врезалось в память только отдельные эпизоды. Ползание по-пластунски с самозарядным карабином Симонова и рытье окопов на время. Всему этому нас обучал полковник с красными погонами, фронтовик, но обучал по настоящему, как это бы понадобилось на войне.

Помню еще упражнение по бросанию боевой гранаты. Примерно в 50 метрах от бани был вырыт окоп полного профиля на 2-х человек. В окопе находился инструктор — мичман - сверхсрочник и вызванный для бросания гранаты курсант. Остальные курсанты прятались от осколков гранат и летящих камней за баней. Главное было при бросании выдернуть кольцо, чтобы оно осталось у тебя в руке, и бросить подальше от окопа гранату. Один из курсантов, выдернув чеку из гранаты, замахнулся, выпустил гранату из ладони руки. Она попала в широкий рукав робы, а т. к. было жарко и мы не носили ремней, граната упала на дно окопа. Но мичман был начеку. Схватил ее и выбросил из окопа. Граната взорвалась в воздухе.

На водной станции впервые в жизни прыгал на зачете с 5-ти метровой вышки. Морская практика в основном заключалась в изучении шлюпочного такелажа, хождения на 6-весельном яле на веслах и под парусом. Шлюпок было достаточно, поэтому, если были шлюпочные занятия, все на шлюпках выходили в море.

Быстро пролетел курс молодого матроса. В последние дни августа мы прибыли в Александровский дворец

12 августа 1955 года наш взвод привезли из лагеря для работ в училище. Нужно было завозить уголь на зиму для кочегарки училища. В субботу после завтрака наиболее здоровых курсантов мичман отобрал (в их число попал и я) и мы поехали на грузовой машине на товарную станцию г. Пушкина. Загружали машину углем, везли в училище, там разгружали. А другие курсанты забрасывали его под навес и в бункер.

Утром написал письмо родителям. Тогда к Вооруженным силам, особенно к морякам, люди относились с большим уважением. Я написал адрес на письме, вышел перед училищем на площадь, там шли какие-то люди. Попросил их передать письмо, объяснил, как нужно найти адресата. На следующий день пришел в условленное время отец, принес все, что я просил.

Хотелось бы сделать исторический экскурс по Александровскому дворцу, ведь теперь я здесь был не подростком, ищущим еду, не экскурсантом, а благодарным жителем.

Несведущему читателю может показаться кощунством размещение курсантов военных училищ во дворцах и зданиях г. Пушкина в 1948 -1952-х годах. Однако сразу после войны было принято постановление Правительства о восстановлении Пушкинских дворцов. Для проведения реставрационных работ тогда денег не было. А размещение курсантов военных училищ в Пушкинских дворцах и зданиях позволило приступить к работам, предшествующим квалифицированным реставрационным работам сразу же после заселения училищ. Причем без каких-либо дотаций со стороны государства, а бесплатно, за счет курсантской силы и времени. А такой вариант работ в нашей стране был уже хорошо отработан еще до войны.

В Александровском дворце с 1952 по 1954 год в левом крыле Александровского дворца размещались курсанты , пока не был окончательно восстановлен дворец княгини Палей, ставший одним из учебных корпусов Пушкинского военного строительно-технического училища. В правом крыле размещались в этот же период другие воинские части. Вот это поколение курсантов и выполнило самую грязную, трудоемкую и неблагодарную работу. Такую работу досталось выполнять еще и нам в 55-х годах. Так что, на мой взгляд, надо отдать должное тем людям, которые первыми начали готовить реставрацию наших замечательных Пушкинских дворцов.

К флотскому распорядку дня мы уже привыкли. Объекты приборки для 1-го курса находились, в основном, на территории училища. Осенью -уборка строительного мусора, листьев, зимой - снега. Перед вечерней проверкой - вечерняя прогулка.

Все училище поротно выходило на прогулку. Шли влево от главного входа в парк , далее влево вдоль , потом направо к будущему и в училище. Каждая рота пела свою песню.

После вечерней прогулки - вечерняя проверка, личная гигиена и отбой в 23.00.

Каждому взводу было определено свое спальное помещение. Наша рота разместилась в бывшей камерюнгферской. В помещении также стояли двухъярусные панцирные койки (кровати), причем койки первого этажа также стояли на деревянных башмаках, подбитых снизу войлоком. Рядом было помещение роты второго курса. Там до 1917 года находилась спальня вдовствующей императрицы Марии Федоровны, ее будуар, молельня и голубая гостиная. С другой стороны к нашему кубрику примыкала церковь.

Постепенно в нашей роте стали проявляться курсанты с разными и своеобразными талантами. Например, курсант Липкович, окончивший на гражданке музыкальное училище, отлично играл на пианино не только классические, но и джазовые произведения. знал много современных и модных джазовых песен, исполнял их лично, вообщем, был «продвинутый» парень. Часто даже в умывальнике слышался его голос. Он пел «Песню анлийских летчиков» («Мы летим, ковыляя во мгле...»).

Эдик старался быть модным во всем, даже в ношении формы одежды. В 1955 году в моде были брюки клеш. У нас в роте бала такая заготовка из фанеры, называлась «торпеда», которая во время глажки брюк вставлялась в брючину снизу, штанина опрыскивалась изо рта водой, а потом гладилась. Получались расклешенные брюки. После того, как на экраны страны в 1956 году вышел кинофильм «Дело пестрых», флотские брюки стали зауживать, прически делать с коком, используя для этого бриалин. Эдик был на острие этой «моды». Его часто не увольняли за нарушение формы одежды, но он был несгибаем.

Обнаружилось, что Вадим Лурье и Гавриков - борцы-разрядники классического стиля. Алик Горбадей был хорошим гимнастом. Я оказался единственным лыжником-разрядником на всю роту. В октябре 1955 года нам выдали ленточки «ВЫСШ. ВОЕН. МОРСК. УЧИЛИЩЕ». Я сходил в пушкинскую фотографию на Московской улице .

Как комсомольскому активисту мне выдали в Дом пионеров и школьников г. Пушкина. Но сходить на вечер не удалось — стоял в наряде.

На зимнюю сессию было вынесено 3 экзамена. Я их сдал на «отлично». Нас, всех отличников училища, повезли на общий сбор отличников Ленинградских Высших Военно-морских учебных заведений (ВМУЗов), который проводился в Высшем инженерно-техническом училище ВМФ на ул. Каляева. Сначала заслушали доклад какого-то начальника, потом осмотрели стенды в актовом зале и уехали к себе в училище.

Второй семестр начался, как и во всех ВМУЗах, в феврале месяце. Зима выдалась снежной, а территория перед училищем была большая. Поэтому уборку снега приходилось проводить в основном силами 1 курса.

Однажды в воскресение с утра нам пришлось убирать снеге крыши Александровского дворца. День был хороший, солнечный. Я посмотрел в сторону парка и понял, что идут лыжные соревнования армейского Пушкинского училища радиоэлектроники. Многие из соревнующихся были в военной форме. И тут я увидел знакомую мне фигуру и знакомый еще по лыжной секции в школе ход Кости Сивцова. Наверное, он поступил в это училище. Я с крыши крикнул: «Костя, давай!». Он поднял голову и приветствовал меня поднятой лыжной палкой. Не думаю, что он узнал меня в таком неожиданном месте, а мне было приятно увидеть своего товарища по секции на лыжне.

Уже после XX съезда ВКП(б) в один из дней марта 1956 года нас собрали в поточной аудитории и зачитали секретное письмо ЦК ВКП(б) «О культе личности Сталина». Письмо произвело на нас ошеломляющее впечатление. Говорили, что все названные преступления Сталин один совершить не мог. Ясно было, что в высших кругах ВКП(б) идет смертельная борьба за власть. Однако в конце собрания было сказано, что письмо секретное и разглашать его нельзя. Приведенные факты мы еще долго обсуждали между собой. Но страна уже знала и о докладе Хрущева на Съезде и о материалах секретного письма. Люди ждали перемен. Но в итоге так их и не дождались. У нас в училище, да, очевидно, и не только у нас, все разговоры на политические темы не поощрялись. Политотдел через комсоргов, парторгов и рядовых курсантов зорко следил за этим. А нам особенно-то этими вопросами было интересоваться и заниматься некогда. Учеба, несение нарядов, служба без замечаний и грубых проступков — все эти вопросы волновали нас на нашем уровне значительно больше. Поэтому признаков какой то «оттепели», особенно в Вооруженных силах и в ВМФ, лично я не ощущал.

В апреле 1956 года стали производить

В конце апреля 1956 г. поползли упорные слухи, что наше училище будет расформировано, а курсанты будут переведены в другие училища. Больше всех был информирован Эдик Жуков-Лисовский, т. к. отец у него еще служил где-то в г. Ленинграде в звании капитана 1 ранга. Нам Эдик сказал, что весь инженерный факультет будет переведен в г. Севастополь и очень неопределенно сказал о будущих специальностях: что-то, связанное с двигателями, топливом, приборами. Я думаю, что и его отец не мог понять нового направления в применении ВМФ. Тогда это вообще не укладывалось в голове.

Но никто тогда из нас и нашего непосредственного начальства еще не знал, что уже 16 сентября 1955 года в 17 час. 32 мин. в Белом море был произведен первый в мире пуск баллистической ракеты Р-11ФМ с подводной лодки пр. В-611 «Б-67», на которой я в далеком 1960 году буду проходить стажировку.

В СССР в 1953 г. развернулось серийное производство гражданского самолета Ту-16. Его то и решили использовать в качестве носителя ракет «Комета». В 1954 г. самолет получил наименование Ту- 16КС. Было понятно, что такого типа ракетными комплексами, но в более миниатюрном исполнении, должны быть вооружены корабли и подводные лодки нашего ВМФ. Возникала реальная необходимость в подготовке значительного количества специалистов-ракетчиков для службы во всех родах сил и войск ВМФ. Это знало только высшее руководство ВМФ. Поэтому, очевидно, и было принято решение о подготовке таких специалистов в одном училище.

1 мая в г. Пушкине нас послали на демонстрацию. Мы, как военнослужащие, понимали, что мы или должны пройти четким строем перед трибунами, или какой-то отдельной колонной. Но упомянутая выше «оттепель» наложила отпечаток и на это мероприятие. Все шли гурьбой, неорганизованно и это, очевидно, считалось не анархизмом, а ростками демократии. Тогда зачем было на такую демонстрацию приглашать военнослужащих? У многих из нас эта демонстрация оставила нехорошее впечатление.

Однако после демонстрации разрешено было не занятым по службе идти в увольнение.

В весеннюю сессию нам пришлось сдавать три экзамена. Все уже знали, что училище после корабельной практики и отпуска будет расформировано. Это не придавало особого энтузиазма при подготовке и сдаче экзаменов сессии. Я сдал высшую математику на «хорошо», общую химию и основы марксизма-ленинизма на «удовлетворительно».

После последнего экзамена наш взвод заступил на сутки в караул, другие взводы нашей роты - в дежурное и пожарное отделения. Перед заступлением в караул .

Корабельная практика

Как нам объявил командир роты, наша корабельная практика будет состоять из двух этапов.

Первый этап на новейшем по тем временам легком крейсере (Крл) пр. 68-бис «Александр Суворов». Крейсер находился в г. Кронштадте, откуда мы должны были перейти в г. Балтийск. Там предстояло сдать задачи боевой подготовки. После этого в сопровождении двух сторожевых кораблей пройти вокруг Скандинавии и бросить якорь в бухте г. Североморска. Крейсер должен был далее пополнить запасы и в составе отряда кораблей Экспедиции особого назначения Северным морским путем перейти на Тихоокеанский флот в г. Владивосток. Нам же предстояло идти на крейсере только до г. Североморска.

Второй этап начинался в начале июля 1956 года. В нашем лагере на Карельском перешейке у форта Ино (станция Приветненское). Там мы должны были продолжить корабельную практику на катерах - гидрографических промерных ботах до конца июля.

30 мая 1956 года после завтрака через Ленинград. Наша практика успешно завершилась и в конце июля мы должны были прибыть в училище в г. Пушкин, в Александровский дворец, а оттуда уже разъезжаться в отпуска. Отпуск нам предоставили с 1 августа 1956 г.

Отпуск нам предоставили с 1 августа 1956 г. В конце августа 1956 года отпуск кончился, и мы снова собрались в училище.

Столовая в нашем училище уже не работала, в ней делали ремонт. Пока мы жили в Училище, несколько дней строем ходили в столовую Военно-морского среднего радиотехнического училища, которое тогда размещалось в Екатерининском дворце. Столовая находилась в , в зале на втором этаже. Я ведь видел этот зал сразу после освобождения города от немцев. После войны я увидел этот зал впервые. Теперь его было не узнать. Зал был огромный, светлый, там мне все очень понравилось.

В Екатерининский дворец мы ходили, но только зимой, и на танцы. В этом училище танцы проводились в Мраморном зале. Надо было пройти через главные ворота со стороны Лицея на площадь заднего фасада дворца и на первом этаже невдалеке от ворот и был этот . Об этом училище знали, оно было организовано в г. Пушкине раньше нашего училища. Поэтому девушек туда приходило много. Джазовый оркестр, состоящий из курсантов училища, тоже был хорош, - играл современные для того времени мелодии почти профессионально. Но они не позволяли себе заступить за черту, после которой их могли бы разогнать. Так, они играли мелодию «В Кейптаунском порту» со словами: Барон фон Фон дер Шик попал на русский штык, Остался от барона только пшик... и т.д. в таком же патриотическом духе. Такие, были времена! А по-другому проявить себя было нельзя.

В начале сентября уже выяснилось, что инженерный факультет нашего училища переводят сначала в г. Ленинград в училище Инженеров оружия, а затем в г. Севастополь.

Училище инженеров оружия находилось в г. Ленинграде на Московском проспекте в доме № 212. Оно располагалось в так называемом «Доме Советов». После войны его относительно быстро восстановили, но к этому времени планы у городских властей изменились и «Дом Советов» оказался на окраине города. Для поддержания здания в нормальном состоянии здесь было размещено Училище инженеров оружия.

Перед отъездом необходимо было сдать бытовые помещения роты, объекты ответственности во дворце и на территории, оружие, постельные принадлежности и др. Вот мы сидим на койке в кубрике роты в перерыве между этими работами. Видны «башмаки» подставок на войлочной основе на койках первого этажа.

В Училище Инженеров оружия мы были зачислены на «Реактивный факультет». Нас разместили на 4-м этаже в кубрике 1-го курса, который был в отпуске. Мне досталась койка на втором этаже с видом из окна на часть г. Ленинграда, примыкающую к железной дороге Ленинград - Пуш¬кин. Вечером, после отбоя, я часто смотрел в окно на город и думал, как, очевидно, хорошо жить этим людям в такой цивилизации, пользоваться ее благами.

Это училище тоже частично расформировывали. Оставался на месте только Артиллерийский и командный гидрографический факультеты. Другие факультеты переводили в Севастополь, Калининград.

Нас сразу же включили в работы по демонтажу оборудования, вооружения и техники. Какую специальность дает «Реактивный факультет» -4-й факультет, никто из нас толком не знал. Но однажды я был назначен в караул и попал на пост в лабораторию факультета. Там под охрану мне были переданы специальные изделия под чехлами. Когда разводящий и сменив¬шийся часовой ушли, я остался один. Заглянул под опечатанные чехлы и обнаружил, что под чехлами находятся ракеты и части пусковых установок к ним. Это были в основном немецкие трофейные ракеты ФАУ-1, ФАУ-2, Х-1 и наша армейская 8Ж38. Находясь еще в Гидрографическом училище, я купил книгу «Развитие управляемых снарядов» и уже кое-что знал об этих ракетах. Теперь мне дальнейшее направление нашей специальности более прояснилось.

Собственной бани в Училище не было и мы строем по Московскому проспекту ходили на Благодатную улицу в баню. Это тоже было запоминающееся и необычное событие.

За несколько дней до отъезда в г. Севастополь нас - пушкинцев и ленинградцев, отпустили в увольнение попрощаться с родителями.

Выезд в г. Севастополь был назначен на 3 октября 1956 года. Мы должны были доехать до г. Москвы, а там пересесть на поезд до Севастополя.

14 декабря 2016 года нахимовцы 7-го курса под руководством начальника курса капитана 2-го ранга Борщева С.В. и воспитателя капитана 2-го ранга Леонтовича О.В. посетили кафедру кораблевождения и эксплуатации морских средств навигации штурманско-гидрографического факультета Военно-морского института (военно-морского) ВУНЦ ВМФ «ВМА».

Занятие проводили преподаватели кафедры кораблевождения и эксплуатации морских средств навигации. В ходе занятия ребятам показали тренажерный класс «Ригель», в котором курсанты тренируются счислению пути корабля разными способами в различных условиях. Была показана лаборатория морской астронавигации, где нахимовцам рассказали о способах определения местоположения корабля по небесным светилам. Также наши воспитанники посетили планетарий кафедры, в котором им показали небольшое обучающее видео «Звезды неба Северного полушария». В конце проведения занятия ребята ознакомились с условиями жизни и быта курсантов 1-го курса Военно-морского института.

Хочется выразить огромную благодарность офицерам кафедры кораблевождения и эксплуатации морских средств навигации
штурманско-гидрографического факультета Военно-морского института ВУНЦ ВМФ «ВМА» за интересное и
познавательное занятие, организованное и проведенное для наших нахимовцев.