Человек и судьба в произведении пиковая дама. Внеклассное чтение. А.С. Пушкин «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов-персонажей в повести. Подтверждение или опровержение гипотез

>Сочинения по произведению Пиковая дама

Судьба и случай

Повесть «Пиковая дама» была написана А. С. Пушкиным приблизительно в 1834 году. За несколько лет до этого от своего друга князя Голицына он услышал интересную историю о его бабушке, известной светской даме, которая сначала проиграла крупную сумму, играя в карты, но потом узнала какую-то секретную комбинацию, которая позволила ей отыграться. Этот мистический анекдот запал в душу писателю и с тех пор он непременно хотел написать об этом рассказ.

Читая произведения Пушкина, можно сделать вывод, что автор был довольно умным и осведомленным в разных областях человеком. Поэтому он не мог не знать, что под словом «судьба» или «везение» подразумевается недюжинный труд, проделанный конкретным человеком, чтобы добиться чего-то хорошего. Случай тоже многое решает, но, как правило, то, как сложится судьба, зависит от поведения и восприятия определенного человека. С главным героем данной повести судьба сыграла злую шутку.

««Пиковая дама» - это вызов интерпретаторам. Мало найдется произведений в русской литературе, которые окружала бы такая масса истолкований со столь разными подходами. Все главные мотивы объяснимы двумя разными способами... - и реалистическим, и фантастическим».1
С подобным высказыванием немецкого литературоведа Вольфа Шмида трудно не согласиться. Поэтика повести в целом действительно определяется основной бинарной оппозицией «реализм» - «фантастика». Но прочтение произведения только в рамках этой оппозиции позволяет затронуть лишь сказочно-мистический или социально-психологический пласты повести. Даже обращение к наполеоновской теме и сопоставление с «Преступлением и наказанием» не идет глубже нравственно-этического уровня содержания. А ведь «Пиковая дама» - это целая пушкинская «философия в красках слова», философия Случая и Судьбы, а иначе - философия самой жизни. Именно эта оппозиция «судьба» - «случай» дают нам возможность подняться до высшего метафизического понимания смысла повести.
Основная и «тайная» тема Судьбы начинается уже эпиграфом ко всей повести: «Пиковая дама означает тайную недоброжелательность (новейшая гадательная книга)»2. Гадательная книга – это книга, с помощью которой человек надеется заглянуть в свое будущее, угадать свою судьбу, а значит подчинить ее себе, завладеть ею. Тем самым, в таком эпиграфе просматривается и намек автора на предстоящий основной конфликт повести – конфликт между свободой человека и предначертанной ему свыше судьбой.
Борьба героя с роком – излюбленный сюжет древнегреческих трагедий, давно ставший в литературе мифологемой. Не случайно Германн сравнивается с Наполеоном (героем) и Мефистофелем (демоном, богоборцем). Но для Пушкина сюжет этот нов, интересен и актуален (от того-то и «новейшая гадательная книга»), потому что теперь этот «старый как мир» сюжет разыгрывается на новой для него русской почве.
Однако начинается повесть с совершенно иного мотива, с мотива покорности и верности своей судьбе.
«- Что ты сделал, Сурин? – спросил хозяин.
- Проиграл, по обыкновению. Надобно признаться, что я несчастлив: играю мирандолем, никогда не горячусь, ничем меня с толку не собьешь, а все проигрываюсь!
- И ты ни разу не соблазнился? Ни разу не поставил на руте?.. Твердость твоя для меня удивительна.»
Сурин упрямо и твердо не желает переменить свою несчастливую в игре судьбу. А для этого и нужно всего-то - чуть-чуть изменить себя, сыграть не так как всегда. Но нет, он до конца остается верен себе, своим привычкам и принципам. Что это – пассивная борьба с роком? Или что-то иное, более глубокое и сложное.
Сурин – загадка, его действия непонятны и удивительны для окружающих. С одной стороны, он как бы просто доверяет своей судьбе, терпеливо ждет от нее милости, своего счастливого Случая. А с другой – сводит к нулю возможность всякой случайности. И при этом остается самим собою, ничем не жертвуя, ни через чего не переступая и самое главное – не насилуя собственную природу.
На первый взгляд нежелание Германна участвовать в игре объясняется тем же мотивом – верностью себе самому и своим убеждениям: «…Я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее». Но Сурин покорен своей несчастливой судьбе. Германн же, напротив, сам волен распоряжаться своей судьбой и ради этого готов жертвовать своими чувствами и страстями. И не играет не из простого упрямства или из своей расчетливости, как предполагает Томский, а как раз потому, что боится Случая. Он лишь наблюдает за игрой, хочет научиться обманывать случай, чтобы выигрыш был наверняка, чтобы он стал Судьбой, а не случайностью. «Овладеть случайностью – мечта Германна, - пишет Н.Я.Берковский. – Истребить случайность. Овладеть жизнью, умертвив жизнь. В случайности и бьется жизнь во всей своей свободе и неуследимости»3.
Но ведь и Сурин стремиться обмануть всякую случайность, однако его позиция «непротивления судьбе» так и остается странной и удивительной, тогда как «загадка» Германна легко разгадывается Томским: «Германн немец: он расчетлив, вот и все!». И хотя Томский слишком упрощает характер героя, но это «вот и все» вполне удовлетворяет слушателей, Германн становится им понятен и скучен.
Но вот случай помимо воли героя врывается в его жизнь. Он случайно (!) слышит анекдот о трех картах. И здесь интересна реакция слушателей на историю Томского:
«- Случай! – сказал один из гостей.
- Сказка! - заметил Германн.
- Может статься, порошковые карты? – подхватил третий».
Вряд ли сам Пушкин в замечание Германна «сказка» вкладывал лишь значение «выдумка», ведь следующая третья реплика несет в себе близкое отрицательное отношение к рассказанному анекдоту. «Сказка» - выдумка, «порошковые карты» – просто обман. Участники разговора уловили в словах Германна только это отрицание, отсюда у Пушкина и точный глагол «подхватил третий», подхватил мысль Германна и довел ее до логического конца: «выдумка» – «обман». Но сказка – если и обман, то обман волшебный. Сказка – это чудесный рассказ о том, как человек с помощью неких волшебных сил или благодаря своей природной удачливости и счастливой судьбе преодолевает различные препятствия, встречающиеся ему на пути. Как правило все эти сказочные препятствия возникают неожиданно и как бы случайно – «вдруг», «откуда ни возьмись». Поэтому сказочный герой – это герой, который овладел Случаем, который знает тайну счастливой судьбы. Именно поэтому и вырвалось это двусмысленное словцо «сказка» у Германна, что оно соответствует двойственной природе самого героя: внешней холодности и скептицизму с одной стороны и внутренней страстности и «огненному воображению» с другой.
Таким образом, перед нами две жизненные позиции, две философии, которые стоят за символическими репликами героев «Случай» и «Сказка»: 1. надежда на счастливый случай, способный изменить судьбу и 2. желание подчинить себе всякую случайность и тем самым полностью овладеть своей судьбой. (Третья реплика: «порошковые карты» - «обман», как и в случае с «загадкой» Германна, снова опровергается тем же Томским и потому так же теряет свою значимость и интересность). Однако сам Пушкин не разделяет ни ту, ни другую позицию, ибо все последующие события «Пиковой дамы» будут посвящены их развенчанию.
Вера в случай терпит поражение на примере судьбы Лизаветы Ивановны. На первый взгляд только случай и может помочь ей переменить свою участь «домашней мученицы». Тем более, что свой крест бедной воспитанницы знатной старухи она несет отнюдь не покорно, а «с нетерпением ожидая избавителя». Именно нетерпение заставляет ее поверить первому же подходящему случаю. А Пушкин специально подчеркивает случайное появление Германна в ее жизни. Описывая сцену у окошка он дважды использует наречия, характеризующие неожиданность происходящего: «однажды» и «нечаянно», а так же употребляет символичный глагол «случилось». Случай знакомит Лизу и Германна, случай же помогает назначить им ночное свидание: «Сегодня бал у ***ского посланника. Графиня там будет…Вот вам случай увидеть меня наедине».
Но случай жестоко обманывает героиню, открывая ей в Германне злодея, а не избавителя. А ведь настоящий избавитель и избранник был предопределен Лизавете Ивановне судьбой еще до встречи с Германном. Пушкин намекает на это в заключении, рассказывая нам, что Лиза вышла замуж за «очень любезного молодого человека», который является сыном бывшего управителя у старой графини. То есть ее избавитель всегда был рядом, только до поры до времени был неизвестен. Тем самым Пушкин учит нас доверять собственной судьбе и не торопить жизненные события. И кто знает, как наказала бы героиню за ее нетерпение Судьба, если бы она не успела раскаяться в своем доверии случайному поклоннику еще до рокового объяснения с ним: «С первого взгляда она удостоверилась в его отсутствии и благодарила судьбу за препятствие, помешавшее их свиданию». И здесь перед нами совершенно русское нравственное понимание смысла самого этого слова «Судьба», первое и древнейшее значение которого восходит к таким понятиям как «суд», «судилище», «расправа»4. Судьба – это прежде всего Суд Божий. «Не рок слепой, премудрая судьба», - так говорит народ о тех высших силах, которые управляют его жизнью. И принимая такое определение судьбы, человек признает себя полным ее хозяином, ибо только от нравственности и верности его собственных поступков зависит, чем обернется Суд Божий – счастьем или расправой.
Итак, надежда на счастливый случай оказалась иллюзорной и даже опасной. Но может быть тогда прав Германн в своем стремлении победить случайность?
Замечателен тот факт, что Пушкин выбирает героем своей повести не просто русского человека, а «обрусевшего немца». А это значит, что с одной стороны жизнь Германна зависит от Суда Божьего, то есть развивается по законам именно русской судьбы, но с другой стороны – его внутреннее восприятие собственной жизни не соответствует этим законам. Для него жизнь есть борьба и завоевание, а судьба – цепь роковых случайностей. Поэтому конечной целью такого существования является «покой и независимость»: покой как окончание борьбы и независимость от всякой случайности. Расчет собственно и есть умение предвидеть и избежать случайность. «Товарищи его редко имели случай посмеяться над его излишней бережливостью,» - это тоже говорит о его умении оградить себя от опасных случайностей. Даже поддавшись обаянию случайного рассказа Томского, он намерен «попробовать своего счастья» не иначе как по строгому плану: «Представиться ей, подбиться в ее милость, - пожалуй, сделаться ее любовником…» И только натолкнувшись в своих рассуждениях на возможность нелепой случайности «она может умереть через неделю, через два дня!», Германн отказывается от этой идеи. Уже овладев тайной трех карт, он жаждет все того же – «вынудить клад у очаровательной фортуны». (Фортуна – богиня случая; «вынудить» у нее клад – значит завладеть счастливым случаем и победить все неблагоприятные случайности).
Но несмотря на свою непокорность неожиданностям судьбы, Германн все время и помимо своей воли оказывается пленником случая. Во-первых, сам анекдот Томского, как мы уже отметили выше, есть ни что иное, как случай, ибо услышан Германном совершенно случайно, Томский мог и не рассказывать его в тот вечер. И хотя Германну удается преодолеть эту случайность благодаря своей рассудительности (отказывается от идеи «подбиться в милость» к старухе), но случай тут же снова его настигает: «Рассуждая таким образом, очутился он в одной из главных улиц Петербурга, перед домом старинной архитектуры», - то есть перед домом старой графини. И далее Германн уже полностью отдается воле случая, и именно от него зависит его участь: «Неведомая сила, казалось, привлекла его к нему. Он остановился и стал смотреть на окна. В одном увидел он черноволосую головку…Эта минута решила его участь». Случай позволяет проникнуть ему в дом графини (бал у ***ского посланника), случай дает возможность ему применить на деле тайну трех карт («Он стал думать об отставке и о путешествии. Он хотел в открытых игрецких домах Парижа вынудить клад у очаровательной фортуны. Случай избавил его от хлопот»), и, наконец, предательская случайность в игре («обдернулся» – случайно вынул из колоды не ту карту) ставит крест на всей его судьбе.
И кажется, что жизнь человеческая действительно «дар напрасный, дар случайный» и нет никаких высших разумных сил, управляющих ею, никакого провидения, а есть лишь цепь не предвиденных, внезапных, нечаянных обстоятельств. Есть лишь Случай и больше ничего. А ведь Германн было уже поверил в свою «сказку», и отдался он всецело «той минуте» именно потому, что ему показалось, что он сумел завладеть случаем, заставил его служить себе и превратил случайность в событийность. Он чувствовал, как таинственные силы помогают ему («неведомая сила» привлекала его к дому графини; привидение самой графини признается, что она пришла не по своей воле и что ей велено исполнить его просьбу). И это действительно придавало ему некоторую схожесть со сказочным героем, ведь графиня – не просто старуха, а «старая ведьма», и он приходит к «ведьме» за некой тайной, которая поможет ему разбогатеть, т.е. за колдовством. И этот сказочный герой, которому покровительствуют волшебные силы, который разгадал три счастливые карты (как три мудреные сказочные загадки), который бросил вызов самой судьбе; (сначала он всего лишь умоляет графиню о милости, потом пытается вырвать у нее тайну, угрожая пистолетом; наконец, узнав заветные три карты, сразу же нарушает условия, на которых они были ему раскрыты;;, и, наконец, уже в открытую собирается помериться с судьбой силой и вынудить клад у очаровательной фортуны), - и вдруг этот герой становится жертвой нелепой случайности, слепого рока. Как тут не сойти с ума.
Но вовсе не случайностью была ошибка Германна, а исполненным приговором Суда Божьего, где случай выступил «мощным, мгновенным орудием провидения». И вместе с Германном русская действительность вынесла приговор и западноевропейскому отношению к жизни, сочетающему в себе безверие, своеволие и одновременно мистицизм. Ведь Германн одновременно и мистик (верит в привидения, приметы, тайны и потусторонние силы), и богоборец (бросает вызов судьбе), и просто атеист. Последнее заложено как бы и в его профессии (инженер), а это значит – трезвый механистический взгляд на жизнь и природу (жизнь есть некий механизм, и стоит лишь завладеть тайной этого механизма, и он будет послушно работать для твоей пользы). Но прежде всего безверие Германна вытекает из его нравственной черствости, из отсутствия раскаяния в нем, из готовности переступить через любые моральные заветы и устои. Именно за это он и наказан по нравственным законам русской судьбы.
Итак, две жизненные философии «Случай» и «Сказка», заявленные в начале повести оказались ни чем иным, как обманом, «порошковыми картами» (еще одна возможность трактовки этой третьей реплики, которая как бы перечеркивает две предыдущие). Но Пушкин никогда не строит произведение на одном отрицании, он всегда дает свой положительный идеал. Но есть ли он в «Пиковой даме»? Несомненно. Он дан почти в первых строках повести – мы имеем в виду загадку Сурина, его стоическое отношение к судьбе, его доверие к ней и терпение в несчастьях, его нравственную твердость и верность самому себе. Идеал, данный лишь намеком, идеал, может быть, во многом новый и необычный как для самого Пушкина, так и для читателей, но идеал действительно русский, который находится в согласии с национальным понятием судьбы как Суда Божьего.

Грачёв Н.А. 1

1 МОУ Пановская СОШ имени героя Советского Союза П.Л. Черябкина, 10 класс

Грачёва С.В. 1 Малородова С.В. 2

1 Биорковская сельская библиотека-филиал МБУК «МЦБ имени И.И. Лажечникова»

2 МОУ Пановская СОШ имени героя Советского Союза П.Л. Черябкина

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Повесть «Пиковая дама» была написана Александром Сергеевичем Пушкиным более 180 лет назад, но и по сей день это произведение интересно читателям. Эта повесть является одним из самых ярких и загадочных произведений Пушкина. «Пиковую даму» не только читают, но и ставят по её сюжету оперы, снимают фильмы. Почему же повесть, вышедшая в свет почти два века назад, до сих пор не теряет своей популярности? Всё дело в том, что в этом шедевре русской литературы на редкость удачно и искусно переплетены реальность и фантастика. Именно благодаря этому, данное произведение привлекает представителей разных возрастов и разных художественных вкусов и предпочтений.

1. Переплетение реальности и фантастики в сюжете повести

Сюжетная линия, выстроенная А.С. Пушкиным, мгновенно захватывает читателя, заставляя его прочитывать повесть не отрываясь, «на одном дыхании».

Действие повести происходит в начале ХIХ века в Санкт-Петербурге. Начинается произведение довольно реалистично и прозаично: автор повествует о карточной игре - самом обычном занятии людей того времени. Однако, не дав читателям заскучать ни на секунду, уже на первой странице Пушкин заинтересовывает нас довольно загадочной историей. Главный герой - молодой инженер Германн слышит невероятный рассказ о графине Анне Федотовне Томской. Судя по слухам, графиня может назвать человеку три карты, которые обязательно принесут ему выигрыш. Небогатый, но расчетливый Германн хочет попытать счастье. Он надеется, что старуха назовет ему три заветные карты.

Далее сюжет развивается быстро и стремительно. Чтобы встретиться с графиней, герой решается на авантюру: он очаровывает воспитанницу графини - милую и наивную девушку Лизу. В конце концов Лиза соглашается на тайное свидание. Она рассказывает ему, как незаметно проникнуть к ней в дом ночью. Следуя советам Лизы, Германн пробирается в дом графини и прячется в её комнате. Когда старуха остается одна, Германн умоляет ее назвать три карты, которые принесут выигрыш. Старуха упрямится, и Германн угрожает ей пистолетом. Испуганная графиня внезапно умирает. Старуху хоронят. И с этого момента Пушкин вводит в сюжет мистические явления. В ночь после похорон к Германну приходит призрак графини. Старуха называет ему три заветные карты - тройка, семерка, туз, которые должны принести ему выигрыш. Вскоре Германн получает шанс сыграть в карты с богатыми соперниками. В первый вечер Германн ставит крупную сумму, 47 тысяч, на тройку и выигрывает. На следующий день он ставит на семёрку и снова выигрывает. На третий день он ставит всё на туза. Вскрыв карту, он обнаруживает вместо туза пиковую даму. Из-за этой карты Германн проигрывает все деньги. Пиковая дама прищуривается и улыбается, поражая несчастного Германна своим невероятным сходством со старухой. Этот кульминационный момент является самым фантастическим во всей повести. После проигрыша Германн сходит с ума, Лиза же благополучно выходит замуж за другого мужчину.

Таким образом, мы видим, что в сюжете повести «Пиковая дама» А.С. Пушкин мастерски переплетает мистику с реальностью.

2. История создания произведения как доказательство переплетения реальности и фантастики в повести

История создания повести «Пиковая дама» окутана ореолом тайны и будоражит умы критиков, исследователей, литературоведов и простых читателей уже много лет.

Точные даты написания "Пиковой дамы" неизвестны, так как рукопись повести не дошла до наших времен. По мнению исследователей, Пушкин написал "Пиковую даму", вероятно, в Болдине в октябре-ноябре 1833 г. Повесть впервые была опубликована в журнале "Библиотека для чтения" в 1834 г. В том же году повесть вошла в сборник "Повести, изданные Александром Пушкиным".

Многие литературоведы придерживаются мнения, что в основе повести лежит реальная история, которую Пушкин услышал от своего приятеля, князя С. Г. Голицына, а герои произведения имеют реальных прототипов.

В 1830 году в Москве судьба свела А. С. Пушкина с серпуховским помещиком В. С. Огонь-Догановским, опытным игроком в карты, которому поэт в азарте проиграл почти 25 тысяч. Выплатить такую огромную сумму сразу он был не в состоянии и выпросил рассрочку на четыре года. Этот случай, о котором судачили в московских гостиных, едва не расстроил помолвку Пушкина с Н. Н. Гончаровой. В письме П. А. Плетневу 31 августа 1830 года поэт жаловался: "Московские сплетни доходят до ушей невесты и ее матери - отселе размолвки, колкие обиняки, ненадёжные примирения..." Расчеты с Огонь-Догановским еще долго тяготили его душу. Этот проигрыш, чуть было не оказавшийся роковым в судьбе Пушкина, несомненно, стал одной из побудительных причин к созданию повести "Пиковая дама".

Близкие друзья Пушкина, Нащокины, рассказывали, что по словам самого Александра Сергеевича, “главная завязка повести не вымышлена”. Старуха графиня - известная в московском обществе «усатая княгиня» Наталья Петровна Голицына, урождённая Чернышёва, мать московского губернатора Д. В. Голицына, действительно жившая в Париже. Внук ее Голицын рассказывал Пушкину, что раз он проигрался и пришел к бабушке просить денег. Денег она ему не дала, а сказала три карты, назначенные ей в Париже Сен-Жерменом. "Попробуй", - сказала бабушка. Внук поставил эти карты и отыгрался. Дальнейшее развитие повести вымышлено.

В дневнике А.С. Пушкина есть запись: "...Моя Пиковая дама в большой моде, - игроки понтируют на тройку, семерку и туза. При дворе нашли сходство между старой графиней и кн. Н(атальей) П(етровной) и, кажется, не сердятся..." (Дневник Пушкина, 7 апреля 1834 г.).

Таким образом, мы видим, что сама история создания повести «Пиковая дама» доказывает, что в этом великолепном произведении А.С. Пушкину удалось совместить несовместимое: реальность и фантастику.

3. Переплетение реальности и фантастики в образах главных героев

Реальность и фантастика переплетены также и в самих образах главных героев.

Главным героем произведения является Германн. Это молодой инженер, офицер, немец по-происхождению. Как и все немцы, он расчетлив, умерен и трудолюбив. Германн не богат, но страстно желает разбогатеть. Он скрытен и честолюбив, экономен и бережлив. В душе его кипят страсти, которые он усмиряет силой и твёрдостью своего характера. Германн - целеустремлённый человек, готовый ради своей цели готов на всё, даже на обман. Литературовед Г.А. Гуковский пишет, что образ Германна - это «могучее типическое обобщение, образ, созданный на основе глубокого уразумения социального процесса». Он сравнивает образ Германна - человека скромного достатка и скромного общественного положения - с миром Томских, которые играют в карты, и любят, и женятся, и прожигают жизнь бездумно и весело. Для Германна жизнь тяжела и погружена во мрак. «Он испытывает тяжёлое чувство социальной ущемлённости». По мнению исследователя, «титаническая личность» Германна побеждена злом. Это зло - власть денег. Именно страсть наживы вносит долю мистицизма в образ главного героя, придавая его внутреннему миру демонический характер. «Этот Германн-лицо истинно романтическое: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля...» - говорит о нём Томский. А Лиза называет Германна «чудовищем». По словам критика В.Г. Белинского в повести «удивительно верно очерчен демонически-эгоистический характер Германна».

Образу Германна А.С. Пушкин противопоставляет образ Лизы. Это исключительно милое и благородное создание. «Лизавета Ивановна - живой портрет компаньонок наших старых знатных дам, рисованный с натуры мастером» - так характеризуется эта героиня в рецензии из газеты "Северная пчела" 1834 года. Лиза - «домашняя мученица» графини, покорно и безропотно выполняющая все её прихоти и выслушивающая несправедливые упрёки. "Она разливала чай и получала выговоры за лишний расход сахара; она вслух читала романы и виновата была во всех ошибках автора; она сопровождала графиню в ее прогулках и отвечала за погоду и за мостовую". И такую бедную, одинокую и несчастную девушку всё-таки посмел обмануть бессердечный Германн, что ещё раз характеризует его как демона, Мефистофеля.

Самым мистическим героем большинству читателей кажется графиня Анна Федотовна Томская. Однако, на самом деле, это обыкновенная своенравная, эгоистичная старуха с тяжёлым характером. Она тиранит свою воспитанницу Лизу, превращая её жизнь в сплошное мучение. Таких старух, испорченных светской жизнью и старостью, немало можно было встретить и в реальной жизни. Однако, явление призрака Томской Германну, прочно закрепляет за ней славу самой мистической героини А.С.Пушкина.

Таким образом, мы видим, что герои повести «Пиковая дама» являются вполне реалистичными, но, тем не менее, их образы окутаны ореолом фантастики и мистицизма.

Мнения критиков и литературоведово реалистичности и фантастичности повести «Пиковая дама»

Многие критики и литературоведы посвятили свои статьи повести «Пиковая дама». Так каково же их мнение насчёт жанра данного произведения? Считают ли они эту повесть реалистичной или относят её к разряду фантастических произведений?

Фёдор Михайлович Достоевский писал: «Пиковая дама» - верх искусства фантастического. И вы верите, что Герман действительно имел видение..., а между тем в конце повести, то есть, прочтя ее, вы не знаете, как решить: вышло ли это видение из природы Германа или действительно он один из тех, которые соприкоснулись с другим миром, злых и враждебных человечеству духов. Вот это искусство!..»

Литературовед Г. А. Гуковский в своей статье «Пушкин и проблемы реалистического стиля» и Л. В. Чхаидзе в статье «О реальном значении карт в повести «Пиковая дама» придерживаются одинаковой точки зрения. Они считают, что «Пиковая дама» является абсолютно реалистичной повестью. По их мнению, веры в потустороннее в «Пиковой даме» нет, но колорит фантастического мрачного безумия и дикой денежной игры в ней присутствует. Само собой разумеется, что такая фантастика не противоречит реализму и может обнаруживаться в реалистическом стиле.

Г. А. Гуковский называет Германна человеком скромного достатка и скромного общественного положения, который вынужден бороться за своё социальное благополучие. При этом он выбирает заведомо ложный путь, пытается разбогатеть при помощи игры в карты. В результате под влиянием тёмной силы денег он доходит до морально-психического разложения, то есть до психического расстройства. Все фантастические элементы, которые присутствуют в повести, Г. А. Гуковский называет «литературным колоритом».

Л. В.Чхаидзе не анализирует фантастический пласт текста, а приводит ряд рациональных аргументов относительно истории проигрыша Германа, который выбирает мистические цифры 3 и 7, потому что хочет утроить, усемерить свой капитал. Пиковую даму вместо туза Германн мог вытащить потому, что как колода была новой и карты слиплись, и потому, что он находился в крайне взволнованном состоянии.

Кандидат филологических наук О. С.Муравьёва в статье «Фантастика в повести Пушкина «Пиковая дама», хотя и называет произведение реалистическим, но пытается продемонстрировать фантастическую природу пушкинской повести. Она анализирует «фантастический колорит» повести. И этот анализ даёт неожиданный результат: в «Пиковой даме» не разрабатывается до конца ни один фантастический мотив или образ. С точки зрения исследовательницы, разрушение фантастического шаблона понадобилось Пушкину не ради литературной игры, а чтобы показать «непрояснённость и двойственность» самой повести, то есть её иррациональность. В конце статьи О. С.Муравьёва говорит о том, как фантастические элементы помогают Пушкину раскрыть всю многогранность настоящей жизни.

Таким образом, мы видим, что литературоведы и критики, называя повесть реалистичной, восхищаются её фантастической природой. Это ещё раз доказывает, что реальность и фантастика искусно переплетаются в «Пиковой даме».

Заключение

Прочитав повесть А.С. Пушкина «Пиковая дама», статьи критиков и литературоведов, посвящённые данному произведению, и исследовав электронные ресурсы, я пришёл к выводу о том, что реальность и фантастика тонко, умело и виртуозно переплетены в данном произведении. Реальная жизнь соседствует с мистическими проявлениями, как в сюжете повести, так и в образах главных героев. История создания «Пиковой дамы» доказывает факт наличия и реалистичных и фантастических моментов в повести. А мнения критиков и литературоведов ещё раз подтверждают двойственный характер её жанра. Благодаря такому искусному сочетанию и переплетению реальности и фантастики, «Пиковая дама» и в наши дни не теряет своей притягательности для читателей.

Библиография

1. Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. М., 1957.

2. Чхаидзе Л. В. О реальном значении карт в повести «Пиковая дама» // Пушкин: материалы и исследования. Т. III. Л., 1960.

3. Муравьева О. С. Фантастика в повести Пушкина «Пиковая дама» // Пушкин: материалы и исследования. Т. VIII. Л., 1978.

4. Критика о повести "Пиковая дама" Пушкина: отзывы критиков: [Электронный ресурс].- Режим доступа: Нttр://www.litеrаturus.ru/2016/05/kritikа-рikоvаjа-dаmа-рusНkin-оtzуvу.Нtml

5. История создания повести "Пиковая дама" Пушкина: замысел и прототипы героев, история написания и публикации: [Электронный ресурс].- Режим доступа: Нttр://www.litеrаturus.ru/2016/05/istоrijа-sоzdаnijа-рikоvаjа-dаmа-рusНkin-рrоtоtiру.Нtml

Проблема «человека и судьбы» в идейном содержании повести А. С. Пушкина «Пиковая дама»
1. Достоверный источник необычной истории. 2. Негласное право вершить судьбы других. 3. Власть заколдованных карт.

Человек и судьба - кажется, что эти две вещи совершенно не совместимы. Однако, если человек вверяется своей судьбе, она никогда его подведет. Но все же слепо доверять всем ее проказам тоже, наверное, не стоит. Она словно игрушкой может играть человеком, и потом все в его жизни пойдет наперекосяк. Поэтому часто к судьбе относятся как к роковой неизбежности. И противоборствовать судьбе просто нельзя, следует ей только покориться. Такое ощущение называют фатализмом. «Fatum» значит «рок», «судьба». Эти два понятия уравниваются и несут лишь от­рицательное содержание. Очень редко мы слышим, что у кого-то счастливая судьба. Однако никто из посторонних не знает, сколько труда вложили эти удачливые люди в свое благополучие.

Одним из примеров таких является Германн, главный герой повести А. С. Пушкина «Пиковая дама». Он многое сделал ради задуманного. Но судьба или рок сыграли злую шутку с этим человеком. Германн разыграл свой ход: один раз выиграл, другой - проиграл.

Можно сказать, что все это выдумано автором и в жизни такого никогда не бывало. Но имеет вполне достоверный источник. Внук княгини Голицыной поведал Пушкину свою необычную историю. Он один раз проигрался и попросил у бабушки денег. Она денег не дала, но «сказала три карты, назначенные ей в Париже Сен-Жерменом». И на самом деле Голицын отыгрался. Все дальнейшее повествование исследователи считают вымышленным.

В повести судьба не столько помогает, сколько губит человека и, главное, его душу. Но все равно Германн подчиняется этой магической власти. «Анекдот о трех картах сильно подействовал на его воображение и целую ночь не выходил из головы». Судьба своим удачным ходом, счастливым случаем просто завораживает главного . И он начинает жить только одной мыслью - выведать три заветные карты. Только они могут составить его благосостояние.

Но судьба, словно посмеиваясь, начинает свою игру. А человек, подчиняясь ей, «идет» по головам людей для достижения цели. Он разбивает сердце девушки, когда стремится всеми способами узнать карты. «Итак, эти странные письма, эти пламенные требования, это дерзкое, упорное преследование, все это было не любовь! Деньги, - вот чего алкала его душа». Он берет на себя негласное право вершить судьбы других людей. Только вот непонятно, кто дает ему такое право. И в этом случае человек ставит себя наравне с судьбой. Ведь получается, что судьба Лизаветы Ивановны есть действия и поступки Германна. И нам совершенно неизвестно, какая судьба была бы у девушки, если бы не вмешательство молодого человека.

Германну удается судьбу Лизы подчинить своей воле. И он совершенно не сожалеет об этом и не задумывается ни о чем. Когда умерла старая княгиня, его заботит только одно - «невозвратная потеря тайны, от которой ожидал обогащения».

Однако Германн оказывается властен только над чужими судьбами. Судьба и даже смерть старой графини оказались в его руках. Возможно, это произошло и потому, что в нем были какие-то бесовские черты. Вот таким его портрет дает Томский: «Этот Германн - лицо истинно романтическое: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля».

Но постепенно собственная судьба Германна утекает сквозь пальцы. Стремление выведать три карты приводит к смерти графини, чего он совершенно не замышлял. Графиня словно забирает с собой в могилу и его судьбу. Ведь три заветные выигрышные карты составляли в последнее время судьбу главного героя. И получается, что старая графиня получает власть над жизненной дорогой Германна. Это прямо прописывает в повести. «Он верил, что мертвая графиня могла иметь вредное влияние на его жизнь...»

Однако в споре: кто же чью судьбу держал в руках - Германн графинину или наоборот - неизвестно. Но ее призрак все-таки пришел назвать ему три выигрышные карты. Но пришла графиня, как говорит сама, против своей воли.

И вот после этого уже никто не может предугадать судьбу главного героя. Теперь над ней берет власть три карты: , семерка, туз. Рок в этот раз будет писать свою историю, на которую может повлиять только личность Германна.

И вроде бы молодой человек сделал все так, как советовала ему старая графиня. Но последней картой оказался не туз, а пиковая дама: «В эту минуту ему показалось, что пиковая дама прищурилась и усмехнулась».

Судьба сыграла с Германном злую шутку. И теперь уже она начинает выкладывать на стол свои козыри. Первый - проигрыш Германна. Второй - его сумасшествие. «Герман сошел с ума. Он сидит в обуховской больнице в 17 нумере, но не отвечает ни на какие вопросы и бормочет необыкновенно скоро: "Тройка, семерка, туз! Тройка, семерка, дама!..."» Но третью выигрышную карту судьба разыгрывать не стала. Она смогла остановиться и не продолжать бесполезного поединка. И получается, что эту заключительную партию выиграла именно она. И карты ее были: тройка, семерка, судьба.

А. С. Пушкин показал нам попытку человека покорить свою судьбу, но это оказалось невозможно. Но из этого совершенно не следует, что надо становиться фаталистами и целиком подчиняться своему предопределению. С судьбой надо и нужно бороться, но только другими методами. На несчастье и смерти других построить свое благополучие судьба просто не даст. Она хоть и злая, но очень справедливая. Именно она воздает человеку по заслугам. Ведь судьба других персонажей сложилась удачно. Лизавета Ивановна вышла замуж и взяла на воспитание бедную родственницу. Томский был произведен в ротмистры и женился на княжне Полине.

В повести Человек показан слабым существом, которое не может противостоять никаким соблазнам. Судьба же, наоборот, показана полновластной хозяйкой. Только ей дается право вершить судьбы людей. И когда те пытаются встать наравне с ней в полный рост, она жестоко их за это наказывает. Не стоит перечить своей судьбе. Нужно добиваться ее благосклонности хорошими поступками. И, возможно, именно вам скажут, что у вас счастливая судьба. Но следует помнить, что только вы сотворили ее сами.