Мир Матрёны, окружающая обстановка. Взаимоотношения Матрены и окружающих (родни, соседей, правления колхоза) в рассказе Солженицына «Матрёнин двор Матренин двор таблица портрет интерьер отношение

В 1963 год был напечатан один из рассказов русского мыслителя и гуманиста Александра Солженицына. В основу легли события из биографии автора. Публикация его книг всегда вызывала огромный резонанс не только в русскоязычном обществе, но и среди западных читателей. Но образ Матрены в рассказе «Матренин двор» уникален. Ничего подобного ранее в деревенской прозе не было. А потому и произведение это заняло особенное место в отечественной литературе.

Сюжет

Рассказ ведется от лица автора. Некий учитель и бывший лагерник направляется летом 1956 года наугад, куда глаза глядят. Его цель - затеряться где-нибудь в русской дремучей глубинке. Несмотря на десять лет, которые он провел в лагере, герой повествования все же надеется найти работу, учительствовать. Ему это удается. Он поселяется в деревне Тальново.

Образ Матрены в рассказе «Матренин двор» начинает складываться еще до ее появления. Случайная знакомая помогает главному герою найти пристанище. После долгих и неудачных поисков предлагает зайти к Матрене, предупреждая о том, что «она в запуще живет и болеет». К ней они и направляются.

Владения Матрены

Дом старый и гнилой. Он был много лет назад построен на большую семью, но теперь в нем обитала лишь одна женщина лет шестидесяти. Без описания деревенского бедного быта был бы не столь проникновенен рассказ «Матренин двор». Образ Матрены - самой героини повествования - полностью соответствует атмосфере запустения, царившей в избе. Желтое болезненное лицо, уставшие глаза...

Дом же полон мышей. Среди его обитателей, помимо самой хозяйки, тараканы и колченогая кошка.

Образ Матрены в рассказе «Матренин двор» - основа рассказа. Отталкиваясь от него, автор раскрывает свой душевный мир и изображает характерные черты других персонажей.

От главной героини рассказчик узнает о ее нелегкой судьбе. Мужа она потеряла на фронте. Всю жизнь прожила в одиночестве. Позже ее постоялец узнает, что много лет она не получает ни копейки: работает не за деньги, а за палочки.

Она не обрадовалась квартиранту, уговаривала его еще некоторое время найти дом почище да поуютнее. Но стремление гостя найти место потише определило выбор: он остался у Матрены.

За то время, пока квартировал у нее учитель, вставала старушка засветло, готовила нехитрый завтрак. И казалось, в жизни Матрены появился некий смысл.

Крестьянский образ

Образ Матрены в рассказе «Матренин двор» - это поразительно редкое сочетание бескорыстия и трудолюбия. Эта женщина трудится вот уже полвека не для того, чтобы добра нажить, а так, по привычке. Потому как другого существования не представляет.

Следует сказать, что судьба крестьянства влекла Солженицына всегда, поскольку предки его принадлежали к этому сословию. И он полагал, что именно трудолюбием, душевностью и щедростью отличались представители этого социального слоя. Что и подтверждает искренний, правдивый образ Матрены в рассказе «Матренин двор».

Судьба

В задушевных беседах по вечерам хозяйка рассказывает квартиранту историю своей жизни. Муж Ефим погиб в войну, но прежде к ней сватался его брат. Она дала согласие, значилась его невестой, но во время Второй мировой войны он пропал без вести, и она его не дождалась. Вышла замуж за Ефима. Но Фаддей вернулся.

Ни один ребенок у Матрены не выжил. А затем она овдовела.

Конец ее трагичен. Она погибает по своей наивности и доброте. Этим событием и заканчивается рассказ «Матренин двор». Образ праведницы Матрены оттого печальнее, что при всех ее добрых качествах она остается непонятой односельчанами.

Одиночество

Матрена прожила в большом доме всю жизнь в одиночестве, если не считать недолгого женского счастья, которое было войной разрушено. А также тех лет, в течение которых она воспитывала дочь Фаддея. Он женился на ее тезке, и было у них шестеро детей. Матрена попросила у него девочку на воспитание, в чем он не отказал. Но и приемная дочь покинула её.

Удивителен образ Матрены в рассказе А. И. Солженицына "Матренин двор". Её не разрушают ни вечная нищета, ни обиды, ни всяческие притеснения. Лучшим способом для женщины вернуть хорошее расположение духа стала работа. И после трудов она становилась довольной, просветленной, с доброй улыбкой.

Последняя праведница

Она умела радоваться чужому счастью. Не накопив за всю свою жизнь добра, не ожесточилась, сохранила способность сострадать. Ни одна тяжелая работа в селе не обходилась без ее участия. Несмотря на свою болезнь, она помогала другим женщинам, впрягалась в соху, забывая о своем преклонном возрасте и недуге, который ее мучил более двадцати лет.

Эта женщина никогда не отказывала ни в чем своим родственникам, и ее неспособность сохранить собственное «добро» привела к тому, что она лишилась горницы - единственного своего имущества, не считая старого прогнившего дома. Образ Матрены в рассказе А. И. Солженицына олицетворяет бескорыстие и добродетель, которая отчего-то не вызывала ни уважения, ни ответной реакции со стороны окружающих.

Фаддей

Праведному женскому персонажу противопоставлен ее несостоявшийся муж Фаддей, без которого была бы неполной система образов. "Матренин двор" - рассказ, в котором, помимо главной героини, присутствуют и другие лица. Но Фаддей представляет собой яркую противоположность главному персонажу. Вернувшись с фронта живым, он не простил своей невесте измены. Хотя, следует сказать, что брата его она не любила, а лишь жалела. Понимая, что сложно его семье без хозяйки. Гибель Матрены в конце рассказа - следствие скупости Фаддея и его родственников. Избегая лишних трат, они решили перевезти горницу быстрее, но не успели, в результате чего Матрена попала под поезд. Цела осталась лишь правая рука. Но даже после страшных событий Фаддей смотрит на ее мертвое тело безучастно, безразлично.

В судьбе Фаддея тоже немало горестей и разочарований, но в том и отличие между двумя персонажами, что Матрена смогла сохранить свою душу, а он - нет. После ее смерти единственное, что его заботит, - это Матренино скудное имущество, которое он немедленно перетаскивает в свой дом. На поминки Фаддей не приходит.

Образ святой Руси, который так часто воспевали поэты, рассеивается с ее уходом. Не может село стоять без праведника. Образ Матрены, героини в рассказе Солженицына «Матренин двор», - это остатки русской чистой души, которая пока еще живет, но уже на последнем издыхании. Потому как все меньше в России ценятся праведность и доброта.

Рассказ, как уже было сказано, основан на реальных событиях. Различия есть только в названии населенного пункта и некоторых мелочах. Героиню на самом деле звали Матреной. Жила она в одной из деревень Владимирской области, где провел автор 1956-1957 годы. В доме ее предполагали сделать музей в 2011 году. Но Матренин двор сгорел. В 2013 году дом-музей был восстановлен.

Произведение было впервые опубликовано в литературном журнале «Новый мир». Предыдущий рассказ Солженицына вызвал положительную реакцию. История о праведнице породила множество споров и дискуссий. И все же критикам пришлось признать, что рассказ создан великим и правдивым художником, способным вернуть народу его родной язык и продолжить традиции русской классической литературы.

рисует его? Как относятся к Матрене ее сестры, соседи?

- Главной героине противопоставлен брат ее покойного мужа, Фаддей. «Черный», автор

семь раз употребляет этот эпитет, рисуя портрет этого героя, противопоставляя его облик

светоносности Матрены с ее лучезарной улыбкой. Жизнь Фаддея тоже была по- своему

изломана бесчеловечными обстоятельствами, но, в отличие от Матрены. Он затаил злобу на

судьбу, вымещая ее на жене, сыне. Корысть, жажда захватить участок для дочери

заставляют его разрушить дом, который он сам когда- то строил. Его скаредность

становится причиной трагедии, случившейся с Матреной. (Дети объясняют значение слова

«скаредность»).

Открытый конфликт в рассказе отсутствует ибо характер Матрены исключает конфликтные

отношения с людьми, но противостояние двух нравственных систем очевидно:

традиционной народной нравственности с ее соборностью, незлобивостью

противопоставленаразъедающая людей потребительская мораль, человеческая алчность и

зависть. Они- то и губят героиню рассказа. Для Матрены добро –неспособность к злу,

любовь и сострадание, а для мужниной родни, соседей, сестер –желание урвать то, что

плохо лежит, отнять у ближнего. В этом видит Солженицын сущность того духовного

кризиса, который поразил Россию.

В чем философский смысл названия рассказа? Как сначала автор назвал свое

произведение? (Заранее подготовленный ученик рассказывает о том, как

первоначально было названо произведение, почему изменено название, в чем их

идейный смысл).

Погибает хозяйка –разрушается дом, гибнут нравственные устои, которые всю жизнь

крепила Матрена. Она единственная в деревне жила в своем мире: устраивала жизнь

трудом, честностью, добротой и терпением. По народному мудрая, рассудительная, она

умела ценит добро и красоту (отношение к Игнатичу, природе, музыке –найти и зачитать

из текста). Улыбчивая и общительная по нраву, Матрена умела противостоять злу и

насилию, сохранив свой двор, свой особый мир праведника, некий остров среди океана

лжи, который хранит сокровища народно духа. Живя в атмосфере всеобщей фальши, она

сумела жить не по лжи.

В чем же видит писатель истинное величие простого человека? В чем

жизнеутверждающее начало рассказа?

- В основе истинного величия, как писал когда -то Л.Н. Толстой, - «простота, добро и

правда». В поисках «нутряной» России герой не находит «идеального народа», но находит

личность, воплотившую в себе те ценности, которые народ в массе своей, увы, утрачивает,

но без которых не стоит ни село, ни город, ни вся земля наша –личность праведника.

ТЕМА УРОКА : «ПРАВЕДНИЦА ЗЕМЛИ РУССКОЙ»

(по рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор»).

Тип урока : урок-исследование

ЦЕЛИ УРОКА:

    помочь ученикам задуматься над такими нравственными понятиями, как доброта, чуткость, совесть, человечность.

    выяснить, какие качества позволили автору назвать героиню праведницей земли Русской.

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ:

    рассказ А.И.Солженицына «Матрёнин двор»;

    портрет писателя;

    аудиозапись рассказа «Матрёнин двор»;

    мультимедийная презентация по теме урока.

    печатная таблица «Способы создания образа героя».

ХОД УРОКА.

Эпиграф:

До конца,

До тихого креста

Пусть душа

Останется чиста!

Н. Рубцов.

1 .Рефлексия. Создание проблемной ситуации на уроке.

Слово учителя под медленную композицию.

Однажды жители Афин, собравшиеся на площади, увидели Демосфена, который в жаркий солнечный день ходил по городу с фонарем в руках.

- Зачем тебе фонарь, ведь и так светло? И что ты ищешь? - спросили они у него.

- Я ищу человека, - ответил Демосфен.

Удивились афиняне и второй раз спросили его о том же.

- Человека, - снова ответил Демосфен.

- Человека? Это кого: меня, его, а может быть, вон того.., - засмеялись жители Афин.

- Я ищу человека…

Так кого же, по-вашему, искал Демосфен с фонарем в руках?

(Помните, что при ответе на вопросы вы берете се6е жетоны, по количеству которых будет выставлена оценка в конце урока).

Какими качествами должен обладать человек, чтобы имя ему было

Че-ло-век с большой буквы? Как он должен жить? Ответы на эти и другие вопросы мы постараемся найти у Александра Исаевича Солженицына, потому что настоящий писатель думает о жизни, понимает жизнь и людей глубже.

2. Сообщение темы и целей урока (слайд №1)

Работа с эпиграфом (записать в тетрадь – проверка в конце урока). - А что такое эпиграф? Для чего он нужен?

В чем его смысл и насколько удачно он подобран, мы поговорим в конце урока, когда будем подводить итоги.

3. Проверка д/з. Опрос по содержанию.

Часто о содержании произведения говорит обложка книги. В разные годы, в различных издательствах выходил в свет рассказ «Матренин двор». Разными были и обложки (слайд №2 - №4) Посмотрите (слайд №5), какая из обложек, по-вашему, ярче, точнее, глубже отображает содержание рассказа?

Что вы изобразили бы на обложке, будучи иллюстратором? А какие самые запоминающиеся эпизоды рассказа проиллюстрировали бы?

4. Работа с текстом произведения.

Итак, произведение вами прочитано, обратимся к его началу.

Рассказчик, возвращаясь из заключения, решает поселиться («затеряться», как он сам говорит) «в самой нутряной, кондовой России» (слайд №6 )

Сл. раб. нутряной – внутренний; кондовый – исконный, сохранивший старые обычаи, устои) и судьба сводит его с Матреной Васильевной Григорьевой. (Тетрадь разделите на две колонки: в первую будете записывать черты характера Матрены, во вторую – способы и приемы создания её образа. Записи в тетрадь будете делать по ходу всего урока).

Вспомните, при каких обстоятельствах происходит первое знакомство автора и читателей с Матрёной?

Почему она не входит в число «претендентов», которые могли бы пустить к себе постояльца? Хочет ли Матрена заполучить такого выгодного жильца? О чём это говорит? Как объясняет причину отказа?

Для жителей села Матрена – никудышняя хозяйка, не имеющая возможности хорошо принять гостя в своем запущенном доме. Но герой-повествователь вдруг чувствует, что эта жизнь внутренне близка ему – и остается жить у Матрены.

Чем же старая крестьянка, простая труженица привлекла внимание рассказчика? Познакомимся с ней поближе.

Для этого вспомните способы создания образа героя произведения (таблица)

Отвечать будете по группам.

5 . Работа в мини-группах, каждой - карточка с заданием

( карточки прилагаются)

Обратите внимание, что знакомство с героиней начинается с её дома, её избы (слайд №7) Солженицын продолжает традиции русской литературы: мир Турбинных в пьесе «Белая гвардия» был описан Булгаковым через их дом; с описания дома Мелеховых начинается «Тихий Дон» Шолохова.

Что же представляет собой изба (слайд №8), в которой поселился Игнатич?

Карточка: 1 гр. Интерьер как способ создания характера.

- Что же представляет собой изба, в которой поселился Игнатич?

- На какие важные детали в её описании обращает наше внимание автор? - Кто населяет избу Матрены?

- На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя?

Карточка: 2 гр. Портрет как способ создания характера.

- Есть ли в рассказе развернутый портрет героини? На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя?

- Какими средствами выразительности пользуется автор, рисуя образ героини? (заполняется вторая колонка тетради)

«У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей, » - прямо заявляет автор.

В чем особенность речи героини?

Карточка: 3 гр. Речь как способ создания характера.

- Проследите за речью героини. В чем особенность её речи героини? (обратите внимание на тон, тембр речи.)

- Приведите примеры использования ею просторечной, диалектной лексики.

- Как характер Матрены раскрывается в её речи?

Каково отношение героини к православной вере? (1колонка тетр.)

4 гр. Отношение к православной вере.

- Найдите страницы рассказа, которые описывают отношение Матрены к православной вере.

- По каким христианским заповедям живет героиня?

Как проходит обычный день у Матрены? В чем смысл её жизни?

Карточка: 5 гр. Жизнь и быт Матрены.

- Как проходит обычный день у Матрены? Чем она занимается?

- Как относится к работе? Есть ли у неё средство вернуть себе доброе расположение духа?

- В чем смысл её жизни? Готова ли она помочь другим? Просит ли что-то взамен?

- Как называется такое качество? (первая колонка тетради - бескорыстная)

А к ней как относятся окружающие?

Карточка: 6 гр. Отношение окружающих к героине.

- Как к Матрене относятся окружающие:

- родные,

- соседи,

- правление колхоза?

- «Много накопилось в тот год обид у Матрены». О каких обидах героини рассказывает автор?

Много горя и несправедливости пришлось вынести Матрене на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа, непосильный труд в деревне, тяжелая немочь – болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из неё все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки.

Обозлилась ли на этот мир Матрена, столь жестокий к ней?

Не обозлилась Матрена, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет её лицо (1 кол. тетр.)

Таков её мир, так она живет. Но приход Фаддея разрушает установившийся быт, покой, тишину. Почему?

6. Именно в этот вечер Матрёна полностью раскрывается перед Игнатичем.

Инсценирование эпизода .

Важную роль в раскрытии идеи произведении часто играет цветопись.

Подумайте, какой цвет, по-вашему, может соответствовать каждому эпизоду из жизни Матрены? Почему?

7. Работа с учебником.

И еще один прием, с которым мы встречаемся впервые, использует автор в описании героини. Откройте стр. 323 учебника, прочитав со слов «Обратив внимание…», сделайте вывод: что лежит в основе этого литературного приема? (част. НЕ, какая она? А отрицает ли автор? Нет утверждает.)

«Утверждением через отрицание» называется этот прием (тетрадь)

Не жалко Матрене горницы, «жутко ей было ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет, » - пишет автор. Она отчётливо понимает: «…было это – конец её жизни всей».

Каковы причины гибели Матрёны?

Вот и не стало Матрёны. «Убит родной человек, » - не скрывает своего горя рассказчик.

Как относятся к её смерти в деревне?

И оказалось, что уходит Матрена из жизни, так никем и не понятая, никем по-человечески не оплаканная. Автор признаёт, что и он, породнившийся с Матреной, так до конца её не понял. И лишь смерть раскрыла перед ним величественный и трагический образ Матрены.

8. Анализ финала рассказа. Звучит аудиозапись финала рассказа в прочтении самого автора.

Как вы понимаете эти слова? В чём смысл слова «праведник»? (слайд №9)

Кстати, первоначальное название рассказа, данное самим Солженицыным, звучало так: «Не стоит село без праведника» (слайд № 10) Это потом, по цензурным соображениям, он был переименован.

Можем ли мы назвать нашу героиню праведницей? (Какая запись получилась у вас в тетради в первой колонке?)

Ответьте теперь на вопрос: «Насколько удачно подобран эпиграф к нашему сегодняшнему уроку?» Отражает ли он характер героини?

Нужны ли, по-вашему, такие праведники в нашей жизни?

Но на этот вопрос вы ответите дома, еще раз вспомнив те уроки доброты, совести, человечности, которые преподал нам А.И.Солженицын.

Дом. зад. (слайд №11)

9. Дом. задание вы получили; посчитав жетоны, поставьте в дневник оценку за свою работу на уроке.

10. Итог урока.

Релаксация. Возьмите за руку соседа по парте и послушайте песню в исполнении ваших одноклассниц, которая, по-моему, созвучна теме урока (или аудиозвучание композиции Б.Окуджавы «Молитва»)

Урок разработан Провозиной Викторией Викторовной, учителем русского языка и литературы МАОУ СОШ №1 ст. Новопокровской Краснодарского края

Личные координаты: 353020 Краснодарский край, ст.Новопокровская,ул.Железнодорожная,32

e-mail : [email protected]

В начале XX века Россия подверглась тяжелым испытаниям. Война и голод, бесконечные восстания и революции оставили свой отпечаток на судьбах людей. Погибло много невинных людей, среди них женщины и дети. Это была эпоха Сталина. Деспотизм и террор преследовали людей. В стране не было хлеба, и вся надежда была только на деревню. На нее нажимало правительство, дабы это был один из легких путей достать продовольствие. И деревня отдавала все, что имела, не получая взамен ничего. Так было во время войны, но так было и после ее окончания. На деревню нажимали с той же силой, но она уже исчерпала все свои богатства и пришла в полное обнищание. Очевидцем всех этих событий был А. И. Солженицын. И это отразилось на его творчестве. В своих произведениях он настолько смело и ярко показывает трагедию деревни, что ощущаешь сам всю горечь и обиду крестьян, которые не могут изменить свою жизнь. И одним из таких произведений является рассказ «Матренин двор».

Солженицын - один из немногих, кто осмелился показать состояние деревни столь смело и открыто. В этом рассказе мы всё видим глазами человека, который приехал в деревню Тальново учительствовать. Писатель пишет с натуры, не приукрашивая действительность.

Видим Матренин двор. Нам бросается в глаза крепкий, добротный дом, который от старости немного обтерся. Жизнь у Матрены была нелегкой. Многие годы она «ниоткуда не зарабатывала». Пенсии ей не платили. «В колхозе она работала не за деньги - за палочки. За палочки трудодней в замусленной книжке учетчика».

«Замуж Матрена вышла еще до революции. Детей у нее было шестеро, и один за другим умирали все очень рано, так что двое сразу не жило». «Наворочено было много несправедливостей с Матреной: она была больна, но не считалась инвалидом; не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за утерю кормильца». Мужа не было уже пятнадцать лет, а добыть все справки нелегко. «Каждая проходка - день». Болея, Матрена не могла вызвать на дом врача из поселкового медпункта. Это было в Тальнове в диво. Ели картовь необлупленную, или суп картонный (так его называли), или кашу ячневую (другой крупы не было, да и ячневую-то с бою - как самой дешевой, ею откармливали свиней и мешками брали). Не было в Торфпродукте масла, маргарин нарасхват, а свободно только жир комбинированный. Печи топили в деревне торфом. Торф воровали у треста. «Бабы собирались по пять, по десять, чтоб смелей. Ходили днем. За лето накопано было торфу повсюду и сложено штабелями для просушки. Он сохнет до осени. За это время бабы его и брали».

Матрена была человеком душевным. Помогала всем: огород соседям окапывать или еще что-нибудь, в колхозе могла подсобить. И никому не могла отказать. У Матрены была приемная дочь - Кира. Воспитывала она ее как родную, вместо своих невыстоявших. В нее она вложила свою душу и любовь и ей завещала дом. Выдала ее замуж за молодого машиниста в Черюстях. И позже, когда приехала Кира с мужем, забеспокоился Фаддей, брат Матрениного мужа. Он хотел оставить участок за собой в Черюстях, но чтобы это сделать, надо было поставить какое-нибудь строение, а Матренина изба как раз подходила к этому. И стали они требовать у Матрены половину дома сейчас, при жизни. Дом почти разломали, а Матрена еще и помогала Фаддею и его сыновьям. И когда повезли бревна через железную дорогу, погибает Матрена и еще двое человек. Один из них - сын Фаддея. И не успел Фаддей оплакать сына, как тут же направился к Матрениному дому, дальше разламывать. Три сестры Матрены метили получить избу. Когда привезли все то, что осталось от Матрены, деревенские приходили постоять, посмотреть. «Все женщины, хотя бы зашли они в избу из пустого любопытства, - все обязательно подплакивали от двери и от стен. А мужчины стояли молча навытяжку, сняв шапки». «В плаче заметил я холодно-продуманный, искони-заведенный порядок». Чувствуется здесь определенная фальшь, игра актеров на сцене. И Солженицын это очень хорошо показал. «Фаддей только ненадолго приходил постоять у гробов, держась за бороду.

Высокий лоб его был омрачен тяжелой думой, но дума эта была - спасти бревна горницы от огня и от козней Матрениных сестер». Страшно читать о тех, у кого жадность поглотила все чувства. Здесь человека ничего не интересует, кроме материального достатка, выгоды от чего-либо. Здесь нужно как можно больше забрать. Солженицын показывает, какие люди живут в деревне Тальново. Люди, которые из-за старого дома могут перешагнуть через близких ради каких-то бревен.

В этом рассказе показывается государство, которое не интересуется, как живут и работают люди, работавшие на него всю свою жизнь. Показан бюрократический аппарат, который не работает для человека. Солженицын показал, что богатство страны не принадлежит народу. Люди - крепостные у государства.

«Матренин двор» - это боль за искалеченных жадностью души людей, привыкших забирать имущество не только у мертвых, но и у живых. Рассказ наводит на определенные мысли, которые страшат. Трагедия русской деревни в том, что крестьянами правят люди из города, которые ничего не понимают в сельском хозяйстве. И Солженицын первым показал трагедию русской деревни в столь правдивой и честной форме.