Конспект логопедического занятия «Зимушка-зима. Конспект логопедического занятия "зима" Логопедическое занятие зима в младшей группе

Дулмажаб Содномова
Конспект логопедического занятия на тему «Зима»

Конспект логопедического занятия на тему : «Зима »

(подготовительная группа)

Составитель : Содномова Дулмажаб Хандуевна –

учитель-логопед высшей квалифицированной категории

Тема : Зима .

Цели : 1. Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.

2. Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки. слова-действия.

3. Развитие зрительного внимания и восприятия.

4. Развитие речевого слуха и фонематического восприятия.

5. Развитие памяти.

6. Развитие тонкой и общей моторики.

7. Развитие дыхания и правильного выдоха.

8. Развитие оптико – пространственных представлений.

9. Развитие координации движения.

10. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания. доброжелательности. самостоятельности, инициативности, любви к природе.

11. Ослабление агрессивной напряженности, приобретение эмоциональной и поведенческой стабильности, снятие эмоционального напряжения.

12. совершенствование коммуникативных навыков, развитие чувства эмпатии.

Оборудование : картина о зиме, бумажные снежинки, кружочки для звукового анализа и ссинтеза.

I.Организационный момент.

Садится тот, кто запомнит и повторит следующие слова :

Холодная, морозная, снежная зима .

Белый, пушистый снег.

Холодные, крупные снежинки.

Прозрачный, гладкий, ровный лед.

Холодный. сильный ветер.

Снегири, воробьи, синицы.

II.Сообщение темы и цели занятия .

Логопед сообщает детям , чем они будут заниматься на занятии .

1. Отгадывание загадок.

Снег на полях, лед на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает? (Зимой) .

Какое сейчас время года?

Какая погода стоит зимой?

Если зимой холодно, то какая это зима ? (Холодная) .

Если зимой снежно, то какая это зима ? (Снежная) .

Если зимой морозно, то какая это зима ? (Морозная) .

Если зимой очень холодно, дуют сильные ветры, то какая это зима ? (Студеная) .

Вот как много мы рассказали о зиме! (Вывешивается картина о зиме) .

А теперь вспомним все, что мы рассказали.

Какая зима ? (Холодная, снежная, морозная, ранняя, поздняя, метельная, студеная) .

2. Составление предложений о зиме.

Будем учиться составлять предложения о зиме. Они должны быть разными, непохожими.

Наступила холодная, суровая зима .

Вы говорили, что зимой падает снег. Какой выпадает снег?

(Белый, пушистый, легкий, блестящий, холодный, липкий, мокрый)

Выпал липкий белый снег.

Какие бывают сугробы?

(Большие, высокие, мохнатые, пушистые)

Появились огромные пушистые сугробы.

Что происходит с реками, озерами, прудами зимой?

(Они замерзают, покрываются льдом) .

Какой бывает лед?

(Твердый, прозрачный, скользкий, толстый, тонкий, блестящий, хрупкий)

Реки и озера покрылись прозрачным. скользким льдом.

Назовите птиц, которые зимуют в наших краях?

(Снегири, синицы, воробьи, вороны, сороки)

Если они зимуют, то как мы их назовем?

(Зимующие) .

Если погода холодная, нет корма, то каково птичкам?

(Голодно, холодно) .

Зимующим птицам холодно и голодно.

Как можно помочь птицам? (Ответы детей) .

3. Игра «Покормим птиц» .

Цель : ослабление агрессивной напряженности ребенка, приобретение эмоциональной и поведенческой стабильности, снятие эмоционального напряжения.

4. Игра «Где прячется зло?» (или «Птицы и птенцы» ).

Цель : взаимодействие с мамой, тактильный контакт, снятие напряжения, раалабление.

5. Упражнение «Добрые слова» .

Цель : совершенствование коммуникативных навыков. развитие чувства эмпатии.

6. Упражнение»Снежинки».

Пока мы говорили о зиме, играли в интересные игры, на улице пошел снег. И к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они. (Логопед раздает каждому ребенку снежинку на ниточке) .

Давайте заставим наши сказочные снежинки кружиться. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте. вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки. (Логопед следит , чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз).

7. Работа в тетрадях. (Развитие оптико-пространственных представлений) .

Снежинки улетели, а несколько из них сели на наши тетрадки. Посмотрите и посчитайте их.

От каждой снежинки проведем стрелку в направлении :

1. От первой – вниз;

2. От второй – вправо;

3. От третьей – вверх;

4. От четвертой – влево.

8. Звуковой анализ слов.

Зима , ком.

9. Чтение рассказа «Зима » .

Почтальон принес от Зимушки-зимы ваш рассказ. Давайте прочитаем, какой он у нас получился. (Из конверта достают рассказ) .

Зима .

Наступила холодная, снежная зима . Выпал блестящий, пушистый снег. Появились высокие, мягкие сугробы. Реки и озера покрылись прозрачным твердым льдом. Зимующим птицам холодно и голодно. Дети подкармливают птиц. Они строят для них кормушки.

III. Подведение итогов.

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия «Ярмарка» ХОД ЗАНЯТИЯ. Дети заходят в зал в русских народных костюмах в зал. Зал оформлен, как русская ярмарка. Л: Дети, как вы думаете, куда мы.

Конспект логопедического занятия «Зима» Тема: Зима. Коррекционно – образовательные задачи: формировать умение подбирать однокоренные слова; образовывать глаголы прошедшего времени;.

Конспект логопедического занятия «Профессии» Цель: обогащение словаря по теме «Профессии». Задачи: Упражнять в употреблении в речи существительных по падежам, активизировать глаголы,.

Конспект логопедического занятия «Путешествие в лес» Цель: Автоматизация звука «л» - изолированно, в слогах, слова, чистоговорках, предложениях. Задачи: 1. Развитие артикуляционной моторики.

Конспект логопедического занятия «Звуки [ч]-[т]» Тема: Звуки Ч-Т. Цель: обучение правильному произношению и выделению звуков Ч-Т. Задачи: 1. Обучение правильному произношению и различению.

Конспект логопедического занятия по теме «Зима. Зимние забавы».

Кудряшова Ирина Николаевна

Учитель-логопед ГБДОУ д/с№2 Кировского района г.СПб

Коррекционно-образовательные цели:

  • Обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах. Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков. Развитие языкового чутья путём образования родственных слов. Развитие связной речи (составление предложений по теме занятия «Зима. Зимние забавы»; установление семантических связей в работе по исправлению деформированного предложения).
  • Совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка словоизменения и словообразования (образование относительных прилагательных; образование глаголов совершенного вида, прошедшего времени, женского рода с использованием приставки «за-»; образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с суффиксами «-ец», «-иц», «-ок», «-очк-»; употребление существительных в родительном падеже; подбор и использование в речи родственных слов).
  • Закрепление и совершенствование навыков звуко-слогового анализа слов и чтения слов.

Коррекционно-развивающие цели:

  • Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.
  • Развитие речевого слуха.
  • Развитие оптико-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.
  • Развитие диалогической речи.
  • Развитие умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения.
  • Развитие навыка снятия физического и эмоционального напряжения.
  • Развитие личностных качеств: активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценки и самоанализу.
  • Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Воспитательные цели:

  • Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.
  • Воспитание любви и уважения к русскому языку и внимание к собственной речи.

Оборудование:

  • Доска магнитная
  • Магниты
  • Модули, оформленные под пеньки
  • Фланелеграф
  • Ноутбук
  • Костюмы Зимушки и Снеговика;
  • Снежинки;
  • Конверты с загадками;
  • Предметные картинки (лыжи, коньки, санки, снеговик);
  • Картинки снеговиков с недостающими деталями;
  • Конверты с плоскостными буквами.
  • Разноцветные кружки для звукового анализа;
  • Плоскостные буквы для фланелеграфа;
  • Конверты с деформированными предложениями;
  • «Волшебный снежок»;
  • Колокольчик;
  • Цветные карандаши.

Предварительная работа:

Изучение лексических тем: «Зима», «Зимние забавы». Наблюдения в природе, беседы по данным темам. Чтение художественной литературы.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети входят, здороваются. Логопед говорит детям, что занятие сегодня необычное, и посмотреть его пришло много гостей.

2. Знакомство с темой.

Логопед. Сейчас я загадаю загадку. Слушайте внимательно.

«Запорошила дорожки, разукрасила окошки.

Радость детям подарила и на санках прокатила».

О каком времени года эта загадка? (О зиме.)

И говорить мы сегодня на занятии будем о зиме.

Кто назовёт признаки зимы, тот сядет на пенёк.

(Снег, холод, мороз, вьюга, стужа, пороша).

(Дети отвечают и садятся на «пеньки»).

Звенит колокольчик. Входит Зимушка, здоровается.

Я зимушка холодная,

Из кружев мой наряд.

Пришла к вам на занятие

В чудесный детский сад.

3. Образование относительных прилагательных.

Логопед: Зимушка, а ты с нами поиграешь?

Зимушка: Я хочу послушать, что вы знаете о зиме? Скажите, какая погода может быть зимой?

Логопед предлагает варианты: Если на улице идёт снег, то погода…

Снег - (снежная);

Мороз - (морозная/;

Ветер - (ветреная);

Стужа - (студёная);

Холод - (холодная)

4. Образование глаголов совершенного вида прошедшего времени женского рода с приставкой «за».

Игра «Что наделала зима?»

Логопед: Ребята, подойдите, посмотрите в окошко. (Дети встают). Я проснулась ранним утром, выглянула в окно и удивилась. Зимушка-зима, что же ты наделала?

Зима пришла с морозами и всё… - (заморозила).

Метель мела и все тропинки - (замела).

Река покрылась льдом и вся… - (заледенела).

Зима позвала вьюгу и всё… - (завьюжила).

Снежная пороша дорожки все…- (запорошила).

5. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.

Игра «Назови ласково».

Логопед: Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как? (Зимушка).

Зимушка: Мороз - (морозец).

Лёд - (ледок).

Холод - (холодок).

Снежинка - (снежиночка).

Метель - (метелица)

6. Дыхательные упражнения.

Логопед: Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.

Зимушка: «Подул зимний ветерок, полетел снежок.

Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».

Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. (Раздаёт снежинки). А вы умеете правильно дуть? Расскажите, пожалуйста, как это надо делать.

Дети рассказывают: Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем. (Дети дуют на снежинку.)

А теперь согреем ручки. Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют» ручки).

7. Загадки

Логопед: Зима морозная пора, но очень много игр, развлечений и забав она приносит людям. Я сейчас вам загадаю загадки о зимних забавах, а вы их отгадайте. Но только где же наши загадки?

Зимушка: Вот они. Я их спрятала под снежинками. Выбирайте загадки.

(Дети подходят к столу и выбирают конверты с загадками).

Логопед читает:

Мои новые дружки и блестящи, и легки,

И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки)

Две новые кленовые подошвы двухметровые:

На них поставил две ноги - и по большим снегам беги. (Лыжи)

Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.

За верёвочку-узду через двор коня веду,

С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки)

Меня не растили - из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глазки - угольки, ручки - сучки.

Холодный большой. Кто я такой? (Снеговик)

(Дети отгадывают загадки, логопед вывешивает предметные картинки на магнитной доске).

В дверь стучат. Входит Снеговик, здоровается.

«Я, ребята, Снеговик, к снегу, холоду привык.

Вы меня слепили ловко, вместо носа тут морковка.

И ведро на голове, и метла в моей руке.

Я пришёл к вам в детский сад, чтоб порадовать ребят.

8. Употребление существительных в родительном падеже.

Игра «Что забыл нарисовать художник?»

Логопед: Снеговик, ты словно с нашей картинки сошел.

Снеговик: Да, это меня нарисовал художник, который очень любил рисовать зимние картины. Как-то раз он решил нарисовать моих братьев снеговичков, но поторопился, и не всё дорисовал. Давайте поможем художнику - дорисуем снеговичков и расскажем об этом. Садитесь за стол и выбирайте картинки.

(Каждый ребёнок рассказывает о том, что он собирается делать и дорисовывает картинку.)

«У моего снеговика нет…(ведра, метлы, носа, глаз, рук). Я дорисую…»

(Снеговик хвалит детей, а логопед вывешивает картинки на магнитной доске.)

9.Физкультминутка.

Снеговик: Дети все в кружок вставайте,

Физкультминутку начинайте.

(Дети встают в кружок).

«Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны)

Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)

Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз)

Дворник улицу метёт, (Имитируют)

Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд)

Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)

Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)

И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки)

10. Образование родственных слов.

Игра «Доскажи словечко».

Логопед: Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом.

Зимушка: Давайте поиграем со словом «снег».

(Зимушка читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег»).

«Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю... (Снег.)

С неба всё скользят пушинки —
Серебристые... (Снежинки.)

На дорожки, на лужок
Всё снижается... (Снежок.)

Вот веселье для ребят —
Всё сильнее... (Снегопад.)

Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в... (Снежки.)

Словно в белый пуховик
Нарядился... (Снеговик.)

Рядом снежная фигурка —
Эта девочка — ... (Снегурка.)

На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой... (Снегири.)

Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил... (Снег.)»

Логопед: Как много родственников у слова «снег». Давайте ещё раз вспомним родственные слова. (Дети называют.)

11. Развитие слухового внимания.

Игра «Найди лишнее слово».

Снеговик: Вы так хорошо играли с Зимушкой. А теперь поиграйте со мной. Послушайте и найдите лишнее слово.

(Дети находят лишнее слово и объясняют свой выбор.)

«Мороз, морозильник, мороженое, моросит».

«Снег, снегирь, снасти, снеговик».

«Холод, хороший, холодильник, холодок».

«Лёд, ледышка, лекарство, ледяной».

12. Развитие звуко-слогового анализа слов и чтение слов.

Игра «Собери слово».

Логопед: Наши дети в школу собираются. Они много занимаются и уже многому научились. Сейчас мы сядем за стол и посмотрим, какие необычные снежки слепила нам зима. Выбирайте сами.

(Дети выбирают конверты со «снежками», на которых написаны буквы. «Снежки» разных размеров.)

Логопед: Разложите снежки от самого маленького к самому большому. Какие слова у вас получились? /Дети читают слова: горка, санки, каток, узор/. Сколько слогов в слове? Сколько гласных звуков в слове? Какой ударный гласный звук? Придумайте предложение с вашим словом. /Дети придумывают предложения./

Снеговик: Мы с Зимушкой тоже занимаемся в лесной школе и хотим показать, чему мы там научились.

Логопед предлагает Зимушке и Снеговику провести звуковой анализ слова «ЗИМА», определить количество слогов в слове, определить ударный слог. Затем вывешивает на доску снежинку с буквами «З, И, М, А, В, Л, Э, К, О, Н», просит выложить слово «Зима» на доске и составить предложения с этим словом.

13. Работа с деформированным предложением.

Логопед: Я тоже придумала красивые предложения о зиме, но ветер подул, и все слова разлетелись. Помогите мне их собрать. Выбирайте сами.

(Дети подходят к столу и выбирают конверты с предложениями).

«Снежная, мне, зима, нравится».

«Нас, у, дворе, во, горка ».

«Дети, горки, катаются, с».

«Забава, зимняя, любят, дети, все».

14. Эмоциональное расслабление.

Логопед: Вокруг зима, вокруг снега и ветер и мороз. Зимой у нас бывает разное настроение: радостное и печальное грустное и весёлое. Давайте послушаем и посмотрим, как рассказывают о зиме музыканты и художники.

(Дети садятся на ковер, слушают музыку и просматривают слайды).

15.Заключительная часть.

(Дети встают).

Логопед: Вот подходит к концу наше занятие. Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили? Кому что понравилось?

Что у каждого из вас получилось лучше всего?

(Дети передают из рук в руки «Волшебный снежок» и отвечают).

Зимушка и Снеговик благодарят детей за интересное занятие, прощаются и уходят.

Логопед: Вот и закончилось наше занятие. Спасибо за внимание.

Анисимова Светлана
Конспект логопедического занятия во второй младшей группе. «Зимняя прогулка»

Программное содержание :

Обобщать и систематизировать знания детей о зиме и диких животных;

Активизировать словарь по данным лексическим темам;

Образование прилагательных мужского и женского рода единственного числа от существительных;

Вводить в активный словарь детей однокоренные слова к слову «снег» ;

Закреплять употребление простых предлогов «в» , «на» , «под» ;

Согласование прилагательных с существительными в роде, числе;

Способствовать развитию речевого дыхания : приучать детей постепенно, медленно выдыхать через рот («подуем на снежинку» );

Упражнять в выполнении артикуляционных упражнений, развивать моторику рук;

Стимулировать зрительное и слуховое восприятие, внимание, воображение, способствовать активизации речи;

Воспитывать у детей умение наблюдать за красотой природных явлений;

Способствовать созданию положительного эмоционального настроя в группе .

Оборудование : мультимедийный проектор, экран, ноутбук, презентация Microsoft Office PowerPoint «Зима» , «зимний лес » - елочки разной высоты в снегу, игрушка медведь, снежинки, елочки с прищепками

Предварительная работа : наблюдения, опыт со снегом; рассматривание картин, игрушек, иллюстраций в книгах; разучивание движений и текста к играм «Зимняя прогулка » , «Как на горке снег…» ;

План занятия :

1. Оргмомент

2. Игра «Зимняя прогулка »

3. Беседа по картине «Зима»

4. Упражнение на дыхание «Подуем на снежинки»

5. Артикуляционная гимнастика

6. Игра «Кто, где живет?»

7. Игра «Как на горке снег…»

8. Игра «Подскажи словечко»

9. Игра с прищепками.

10. Подведение итогов.

Ход занятия:

1. Оргмомент

Сейчас на улице зима

Наступили холода.

Но нам морозы нипочем.

С вами мы гулять пойдем

2. Игра «Зимняя прогулка »

Очень холодно зимой - Дети скрещивают руки на груди и легко похлопывают ладонями по плечам

Но мы пойдем гулять с тобой - «Пробегают» указательными и средними пальцами по бедрам

Я надену шубку - Проводят ладонями от плеч по груди вниз

Я надену шапку - Двумя руками поглаживает голову

Я надену шарфик И еще платок- Поглаживают шею одной ладонью, другой ладонью

А потом красивые, Теплые, пушистые,

Крошки-рукавички На ручки натяну - Поглаживают по очереди руки, как бы надевая рукавицы

И хотя я маленькая У меня есть валенки - Выставляют на пятку сначала одну ногу, затем другую

3. – Вот мы с вами и в лесу.

Какое время года на картине? (слайд №1)

Как вы догадались? (приметы зимы)

Что можно сказать о зиме, если зимой холодно. Зима какая? (холодная)

А если на улице мороз, то воздух какой? (морозный)

Если зимой выпадает много снега, то зима какая? (снежная)

Если горка покрыта льдом, то горка какая? (ледяная)

Если днем холодно, то день какой? (холодный)

4. - Смотрите, снова пошел снег. Ой, на мою ладонь снежинка села, большая, красивая (слайд №2) . И на ваши ладошки опустились снежинки. Видите их. Давайте подуем на снежинки. Вдыхаем носиком, а выдыхаем через рот. Плечи не поднимаем, щеки не надуваем.

Снежинки какие? Что они делают?

5. - Мы в лесочке погуляем

И зверушек повидаем.

Какие звери можно увидеть в лесу зимой? (заяц, лиса, волк, белка, медведь) .

Артикуляционная гимнастика. (слайд № 3-6)

1) Упражнение «Лисичка» - движение язычком слева-направо.

2) Упражнение «Волчок» - широко улыбнуться и пощелкать зубками.

3) Упражнение «белочка» - поцокать язычком, как белочка грызет орешки.

4) Упражнение «медведь в берлоге» - положить широкий язычок на нижнюю губу.

6. Игра «Кто где живет?» (слайд № 7)

Кто живет в дупле? (белочка)

Кто живет под кустиком? (заяц)

Кто спрятался в норе? (лиса)

Кто спит в берлоге? (медведь)

Где сидит белочка? (на дереве)

Где спрятался заяц? (под кустом)

Где живет лиса? (в норе)

Где спит медведь? (в берлоге) .

Давайте, назовем нашей зверей ласково. (белка-белочка и т. д.)

А теперь мы поиграем с нашими животными. Закройте глазки и скажите кого не стало? (не стало медведя)

7. – Ребята посмотрите на сугроб. Сколько снега намело (приподнимается край ткани – виден спящий медведь) . Да это же мишка спит. Где спит мишка? А давайте с мишкой поиграем.

Игра «Как на горке….»

Как на горке – снег, снег,

И под горкой- снег, снег,

И на елке – снег, снег,

И под елкой – снег, снег,

А под снегом спит медведь.

Тише, тише. Не шуметь!

8. – Ребята, а давайте поиграем со словом снег. Подскажите мне словечки в стихотворении. (слайд № 8)

Тихо-тихо как во сне

Падает на землю….(снег) .

С неба все скользят пушинки

Серебристые ….(снежинки) .

Словно в белый пуховик

Нарядился….(снеговик) .

А вот снежная фигурка

А зовут её(снегурка) .

На деревьях, посмотри

С красной грудкой …. (снегири) .

Вот веселье для ребят

Все сильнее… (снегопад) .

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в…. (снежки) .

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил …. (снег) .

Давайте ещё раз назовем эти слова и внимательно вслушаемся. В каждом из них есть слово «снег» (Дети хором повторяют )

9. – Ребята посмотрите, что это? (дерево, ствол)

Ёлочка наша вдруг загрустила,к

Лапы еловые вниз отпустила.

Давайте нашей елочке сделаем веточки. (слайд № 9)

Какие веточки? (зеленые, колючие, короткие, пушистые)

Куда смотрят наши веточки? (вниз)

А теперь пришла пора возвращаться в детский сад (идут «по снегу» , высоко поднимая колени).

10. Итог : Вам понравилось в лесу?

Что понравилось?

А вы любите зиму?

А что любите делать зимой?

Оценка деятельности детей.

Конспект занятия в старшей группе по лексической теме «Зима»

(Первый год обучения)


Коррекционно-образовательные цели: Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.

Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия.

Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, существительные с уменьшительно-ласктельными суффиксами, совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций.

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие зрительного вни­мания и восприятия, речевого слуха и фонематического воспри­ятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, ко­ординации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.

Оборудование: наборное полотно, картинки с изображением зимы, зимних месяцев, спортивного инвентаря, мяч; снежинки из тонкой белой бумаги на ниточках.

1. Организационный момент

– Сядет тот, кто отгадает мои загадки

Странная звездочка Что за нелепый человек

С неба упала Пробрался в 21 век?

Мне на ладошку Морковка – нос, в руке – метла,

Легла и пропала. Боится солнца и тепла.

(снежинка) (снеговик)

Художник-невидимка Прозрачен, как стекло,

По городу идет: Да не вставишь его в окно.

Всем щеки нарумянит, (лед)

Всех ущипнет за нос.

(мороз)

Наступили холода, Он летает белой стаей,

Обернулась в лед вода, И сверкает на лету.

Длинноухий зайка серый Он звездой прохладной тает

Обернулся зайкой белым. На ладони и во рту.

Перестал медведь реветь – (снег)

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

(зимой)

2. Беседа о времени года

– Как вы думаете, какое сейчас время года?

– Как вы догадались?

– Какой день зимой?

– Какая ночь?

– Что можно сказать о снеге?

– Какой бывает лед?

– Перечислите зимние месяцы.

3. Упражнение «Снежинки»

– Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они?

Логопед раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.

– Давайте заставим наши снежинки кружится. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.

Логопед следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.

4. «Что бывает зимой?»

– Снежинки улетели и пригласили нас поиграть дальше.

– Подумайте и назовите, что бывает зимой, что происходит в природе?

– Я приготовила для вас непростое задание, но вы так хорошо рассказали о зиме, что, я думаю, вы легко справитесь с ним.

Логопед просит детей по одному отобрать картинки, на которых изображены зимние явления и назвать их.

5. Дидактическая игра «Подбери слова»

– зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы отвечайте. Мороз (что делает?) - трещит, щиплет, кусает…

Метель (что делает? - вьется, бушует, воет, метет… .

Снег (что делает?) - идет, летит, падает, кружится… .

Дети (что делают?) - гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…

6. Игра «Назови ласково» с мячом

– Пришло время поиграть в мяч. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.

Снег-снежок Сосулька – сосулечка

Мороз- морозец Дерево- деревце

Ветер- ветерок Горка – горочка

Лёд- ледок Холод- холодок

Зима- зимушка Санки- саночки

7. Составление предложений о зиме по картине

Логопед помещает на наборное полотно картину.

– Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?

– Верно. На прошлом занятии мы рассматривали эту картину и рассказывали о ней. Сейчас каждый из вас придумает предложение и скажет нам.

– Начните свое предложение со слова снег, деревья, небо, дети.

Логопед помогает детям, если они затрудняются говорить полными предложениями.

– Вы хорошо все рассказали. Я приготовила для вас следующее задание.

8. Упражнение «Что изменилось?»

Логопед помещает на доску предметные картинки с изображением зимы.

– Ребята, посмотрите внимательно на картинки и запомните их. Теперь закройте глаза, а я уберу одну картинку или поменяю их местами. Вы должны сказать, что изменилось или чего не стало.

9. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному.

Мы во двор пошли гулять. Идут по столу указат. и средн. пальч.

Бабу снежную лепили, «Лепят» комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили, «Крошат» хлеб всеми пальчиками.

С горки мы потом катались, Ведут указ. пальцем по ладони.

А еще в снегу валялись. Ладошки кладут на стол одной и другой стор.

Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки.

Съели суп и спать легли. «Едят ложкой» суп

10. Упражнение «Где это бывает?»

– Ребята, посмотрите на картинки и ответьте на мои вопросы.

Логопед выставляет на наборное полотно по одной картинке, изображающие зимние игры и явления природы, для закрепления в речи предлога на.

– Где лежит снежинка?
– Где висит сосулька?
– Где замерз лед?
– Где катаются дети?
– Где слепили снеговика?
– Где стоят санки?

11. Упражнение «Какой? Какая? Какое?»

– Я сейчас выставляю по одной картинке, а вы подбираете, как можно больше слов, отвечающих на вопрос какой? какая?

а) Зима какая? – (холодная, снежная, морозная, …).

Снег какой? - (белый, пушистый, холодный, рассыпча­тый, мягкий, искристый, хрустящий, блестящий,…).

День какой? - (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный…).

Ночь какая? - (длинная, лунная, звездная, снежная, морозная…).

Лед какой? - (холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий…).

Сосулька какая? – (холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая…).

Цели: Формирование лексико-грамматических категорий и графомоторных навыков.

  • Закреплять представления о зиме и её приметах.
  • Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Зима».
  • Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; в образовании множественного числа существительных; в образовании относительных прилагательных; в подборе слов-действий и слов-признаков к слову-предмету; в составлении простых предложений.
  • Учить согласовывать слово с движением.
  • Развивать зрительное внимание, мышление, тонкую и общую моторику, графо-моторные навыки.
  • Воспитывать умение слушать товарищей, отвечать на вопросы полным предложением.

Словарь: зима, декабрь, январь, февраль, снег, мороз, лёд, иней, небо, звёзды, луна, день, ночь, гололедица, узоры, бахрома, снежинки, снеговик, лыжи, санки, коньки, снежки, птицы, звери, зимовье, кормушка, одежда, снегопад, заносы, метель, буря, вьюга, буран, стужа, реки, озёра, хлопья, забавы, холод;

морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студёная, лёгкий, пушистый, блестящий, сверкающий, рыхлый, скользкий;

метёт, дует, завывает, падает, кружися, летит, морозит, воет, чистят, сгребают, скользят, скрипят, сверкает.

Оборудование: Игрушки (кукла Лилу - попуас), предметные картинки, простые карандандаши, цветные карандаши, раздаточные карточки.

Предварительная работа : Рассматривание иллюстраций о зиме, отгадывание загадок на зимнюю тематику, беседы по картинам с зимними пейзажами.

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед: Сегодня на занятии у нас гость – девочка Лилу из жаркой Африки. Там никогда не бывает зимы и снега. Давайте ей расскажем о зиме и картинки покажем, а потом и в игры поиграем. Лилу принесла нам письмо, но не может понять о чём в нём написано.

2. Игра «Письмо от Матушки-Зимы»

Логопед: Это Матушка-Зима прислала вам письмо и просит рассказать:

Что и почему зимой бывает;

Знаете ли вы приметы Матушки-Зимы?

Зиму-зимушку встречай и скорее отвечай:

День какой? (Короткий.) А ночь какая? (Длинная.) Что всегда зимой бывает? (Снег.)

Кто на ветках не поёт? (Птицы.) Почему снег идёт? (Мороз.)

И у деревьев голый вид? (Листья облетели.)

До весны в лесу кто спит? (Медведь, ёж, барсук.)

Чем покрылась река? (Льдом.) И какие облака? (Снежные, тяжёлые.)

Как люди одеваются? (Люди одевают тёплую зимнюю одежду и обувь.)

Как дети развлекаются? (Дети катаются на санках, коньках, лыжах, лепят снеговика и играют в снежки.)

3. (демонстрационная таблица)

Дети подходят к доске и рассматривают картинку.

Логопед: Про картинку дай ответ: всё здесь верно или нет?

Кто здесь расстроен, кто боится, кто удивлён, кто веселится?

Ответы детей: Девочка веселится – она катается на коньках.

Мальчик веселится – он катает снежный ком и лепит снеговика.

Медведь зимой спит, а не собирает цветы. (Не бывает.) и т.д.

4. Физминутка «Зимушка»

Логопед с детьми проговаривают текст и выполняют движения.

Логопед: Давайте представим, что мы вышли на заснеженную дорожку и погреемся.

Мы погреемся немножко,

Мы похлопаем в ладошки,

Ножками потопаем

И себя похлопаем.

5. Игра «Зимние забавы с зимними словами»

Логопед: Все предметы зимними скорее называй,

С этими словами в игры поиграй.

Игра «Жадина»

Игра «Один - много»

Игра «Назови ласково»

Игра «Чего не стало»

Игра «Наоборот»

Игра «Спрячь слоги в ладошки».

Логопед начинает игру:

Буду я сейчас водить,

Слова вслух произносить,

Слово нужно повторить

И на части разделить.

Логопед произносит слова (лексический материал по теме «Зима»), а дети хлопками в ладоши делят слова на слоги.

6. Игра «Обведи сугробы» (раздаточные карточки)

Логопед: Ребята, посмотрите, какие сугробы намела метель. Давайте их обведём.

Без отрыва линию веди

Все сугробы быстро обведи.

(Дети голубым карандашом проводят линию.)

7. Игра «Снежная страничка»

Логопед: Рассмотрите картинку на доске. И назовите все снежные картинки и объясните.

Почему вы выбрали эту картинку.

Предметы из снега найди

И указкой обведи.

(Снежок, снеговик, снежная (горка),

Снегурочка, снеговая... (туча)…)

8. Игра «Какой бывает снег?» (раздаточные карточки)

Логопед: Расскажите Лилу о снеге.

Какой бывает снег? Скажи не торопясь.

И за каждый признак треугольничек раскрась.

Дети получают карточки и называют слова-признаки, а затем на своей карточке раскрашивают треугольник цветным карандашом.

Слова-признаки: лёгкий, белый, пушистый, сверкающий, блестящий, рыхлый, плотный, липкий, рассыпчатый…

9. Игра «Шагаем – действия называем» (раздаточные карточки к заданию 7, 8)

Дети называют слова-действия и обводят стрелочку синим карандашом.

Логопед: Что делает снег? Попробуй сказать,

Все стрелочки-действия прошагать.

Слова-действия: идёт, летит, сыпет, ложится, падает, кружится, скрипит, тает, липнет, лепится…

10. Игра «Дорисуй снежинку» (раздаточные карточки)

Логопед: Растаяли снежинки – дорисуй картинки.

Дети рисуют снежинки и считают сколько снежинок они дорисовали.

11. Игра «Снежная крепость» (демонстрационная таблица)

Логопед просит рассмотреть таблицу на доске. Провести путь по которому Ваня должен выйти из лабиринта. Дети проводят путь указкой и проговаривают слова(приставочные глаголы к слову шёл ):

Логопед: Строил Ваня крепость, так старался,

Что в снежном лабиринте оказался.

Помоги ему немножко – к выходу веди дорожку.

Ваня направо вы(шел), налево по(шёл), повернул направо и вдоль стены про(шёл), долго вперед шёл, через проём в стене про(шёл), налево шёл, шёл, шёл. И из лабиринта вышел.

12. Игра «Закончи предложение» (демонстрационная таблица)

Логопед: Закончи предложение одним из этих слов.

Будет твой рассказ о снеге и зиме готов.

На улице...
Мы ждали...
Белый цвет у...
Мы рады...
Мы любуемся...
Мы думаем о...

13. Игра «Расскажи и дорисуй»

Логопед: Послушайте рассказ о том как Петя лепил снеговика. Давайте рассказ перескажем и снеговика дорисуем.

Рассказ: «Выпало много снега. Петя вышел на улицу. Он стал лепить снеговика. Сначала скатал большой ком, потом – средний, а затем – маленький. Вместо глаз вставил камешки, вместо носа – морковку, вместо рта – веточку. Снеговик получился красивый».

Логопед: Чтоб снеговика слепить, нужно очень точным быть.

Комков ты контур обводи и с пунктира не сходи.

Самый маленький комок нарисуй-ка сам, дружок!

Дорисуй глаза и нос и про ротик не забудь!

14. Итог занятия

Логопед подводит итог занятия. И просит детей рассказать, что они запомнили на занятии и какая игра им понравилась больше других.

Сделаны задания без ошибки?
Молодец, раскрашивай улыбку!

Литература:

  1. Киселёва Г. А. «Книжка-учишка», Издательство «Книголюб», 2007.
  2. Смирнова Л. Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов», Изд.: Мозаика-Синтез, 2010.